На бутовском полигоне открыли сад памяти. Мемориал «Сад памяти» открыли на Бутовском полигоне

106:1-3 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
И снова призыв восхвалять Иегову: есть за что, ибо избавлен народ Его от руки захватчиков и собран из всех народов. Собственно, здесь обо всех избавленных Господом говорится, не обязательно лишь о буквальном Израиле - речь. Певчий знает, что будет собран народ Иеговы из всех народов, и будет народ этот избавлен от руки и буквальных захватчиков и духовных вредителей.

106:4-7 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
Здесь речь может идти об Израиле, водимом по пустыне при выходе из Египта и о том, что Бог, хотя и наказал их пустыней и не пожелал видеть упорствующих в похотях своих - в земле обетованной, но, тем не менее, по воплю их о помощи заботился о них до тех пор, пока не истекло время жизни их в пустыне, не бросал на произвол судьбы.

106:8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
Певчему хочется, чтобы славили Бога все сыны человеческие, но не просто так, а за великие дела его для людей, для того, чтобы они имели возможность находить радость в жизни - даже в веке этом. Многие, увы, не замечают, что для сынов человеческих уже сделал Бог и воспринимают благоустройство земли - как должное. Ну как же, ведь, почитай, цари природы, оценить величину дел Божьих для них - не хватает ума, а вот портить чужое имущество - Божью планету - очень даже легко получается.

106:9-11 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
Но не только материальными благами осыпан обильно человек от Бога. Духовный свет пришёл для алчущего и жаждущего на землю, ибо сидящие в полном невежестве и в полной духовной тьме не имели возможности радоваться жизни: скорби века сего омрачают всех невежд.

Все, кто пренебрегает словом Бога и наставлениями Его - так и продолжают сидеть во тьме невежества, от того и окутаны скорбями, словно за решёткой тюремной сидят в плену у неприятностей и вырваться из них никто без просвещения от Бога не может.

106:12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
У Бога не было иного выхода, как показать народу непокорному всю «прелесть» независимости от Него: скорби и непосильный труд - вот и вся радость свободных от Господа. Когда человек имеет возможность сравнить дни благоденствия с днями беспросветного изнурения, тогда ему легче оценить дни благоденствия и заставить сердце своё почувствовать хоть какую-то благодарность к Тому, кто их благоденствием обеспечивает. Вот и вынужден Бог человечество к добру - через познание зла приучать, смиряя их «барские» претензии - необходимостью тяжко трудиться для себя - самим в те дни, когда Он перестаёт опекать их за непокорность их. Иначе вырастают сыны человеческие - неблагодарными и похотливыми потребителями вместо благодарных и любящих сыновей Божьих.

Так и в жизни в отношениях родителей и детей: те родители, которые не приучают детей своих к самостоятельности и всё пытаются сделать вместо детей своих - неизбежно пожнут неблагодарных и жестоковыйных детишек, вырастив из них капризных «барчуков». Для того, чтобы этого не происходило, нужно брать пример с Бога и прекращать опекать детей своих хотя бы периодически, особенно в те периоды их жизни, когда они неблагодарны и родителям непокорны.

106:13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; И как дети, некоторое время вынужденные жить в непростых условиях, в конце концов обращаются за помощью к родителям своим - так и Израиль непокорный тоже всегда обращался к Богу, когда сил терпеть трудности у них уже не оставалось. И Бог всегда снова и снова приходил им на помощь в надежде, что они, наконец, образумятся и поймут, что незачем упираться против Божьих путей и поступать самонадеянно.

106:14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
Бог может вывести детей Своих человеческих из духовной и физической тьмы, было бы желание выбираться из дебрей - у человека. А Бог - всегда готов протянуть руку помощи.

106:15,16 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
И как же такого Бога не восхвалять? Да все мы просто обязаны непрестанно благодарить Бога нашего за то, что Он терпеливо возится со всем человечеством в надежде, что хоть когда-нибудь мы образумимся. Что хоть когда-нибудь придём к правильному выводу о том, что нет никого, кроме Бога, достойного нашей преданности и любви, ибо только Он всегда и готов и в состоянии помочь человеку

106:17,18 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
Безрассудные всегда и будут страдать от болезней и приближения к смерти, и это справедливо: кто «руку» Дающего жизнь и блага - кусает, тот однажды и утратит её, и никто уже давать безрассудному ничего не захочет, ни здоровья, ни мудрости, ни радости жизни - от Бога таким не дождаться (не имеется ввиду психическое безумие, но имеется ввиду духовная испорченность настолько, что не желают признавать Иегову своим Богом). Безрассудство здесь выступает как духовно-нравственная, а не интеллектуальная или психическая категория.

106:19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
И, казалось бы, всё ясно и понятно с безрассудными из народа Божьего. Но только воззвали они к Господу - Он сразу же подхватил вопль их, ибо ждал обращения их, не переставал надеяться, что вразумятся: не хочет Бог погибели человеков, потому и терпелив и милостив.

106:20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
Этот текст пророческий о Христе Иисусе, вызволившем человечество из тени смертной и освободившем его от могил в том смысле, что благодаря искуплению люди имеют надежду на исцеление и воскресение в веке грядущем.

106:21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
И проявим все мы вопиющую неблагодарность, если не будем испытывать потребности благодарить Бога и прославлять Его за всё то доброе, что делает Он для каждого из нас ради нашего же собственного благополучия.

106:22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
А потому и должно сердце наше побуждать нас славить Господа и благодарить Его во все дни наши жертвой уст наших и хвалой - в Его честь, и возвещать повсюду о чудных делах Его для человечества.
Ну а если не побуждаемся мы к этому, и если сердце наше не поёт от мыслей о Боге - что-то с нами явно не в порядке, и сердце наше - выходит, каменное, непробиваемое или неправильное, если мы очевидные блага от Господа - замечать не желаем.

106:23-28 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, - и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
На примере путешествующих по морю показал здесь псалмопевец, как возможно заметить чудеса и помощь Божью, ибо в обстоятельствах стихии очень трудно не заметить благих дел Господа по спасению от пучины морской. Ибо если буря и шторм разыграются на море, то запах смерти очень явно ощущается, и если Бог не утихомирит стихию и не поможет спастись, то нет ни от кого иного спасения.
Моряки ценят заботу Бога о себе, потому и взывают к его помощи всякий раз во время бедствий на море, потому и благодарны Ему, потому и невозможно разубедить их в том, что Бог им не помогает, если они остаются в живых после шторма.

106:29-31 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
Моряки видят, как Бог укрощает любую бурю и успокаивает волны морские, как же им не воспевать Господу славу и не воздавать хвалу за чудеса Его? Потому и призывает певец славить Господа всех сынов человеческих, даже если и не сталкивались они пока что с дыханием смерти: Господа всегда есть, за что славить и восхвалять. Если размышлять, конечно, над этим и не быть безрассудным животным.

106:32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
Как видим, собрание Божьего народа всегда имело место, и старейшины в нём - не по прихоти человеческой, а по воле Божьей находятся, ибо так устроил Бог общество народа Своего ради сохранения порядка в нём. Где нет порядка, там неустройство и всё худое, там не видать благополучия народу.

Так вот, слава Господу и в собрании Божьего народа уместна, нет на земле места, где можно было бы о Боге чудес умолчать.

106:33,34 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу,
34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.
Если народы, знающие Бога, пребывают в нечестии и не ценят дел Божьих для них - Бог покидает удел их, и тогда реки удела этого - иссохнут, земля станет солью, ибо без заботы Божьей всё рано или поздно приходит в негодность.

106:35-38 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания; 37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
Но для алчущих и жаждущих слова его - Бог обращает очи Свои на пустынные места земли и оживляет их ради этих людей. И помогает им созидать города, и жизнь возобновляется там, где лютовало безлюдье и опустошение: виноградники дают плоды свои, и скот размножается по земле той, и народ Божий процветает под присмотром Бога. Где очи Господни - там жизнь, изобилие и счастье.

106:39,40 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, -
40 он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
Интересное замечание псалмопевца: бедствия и скорби и уменьшение народа - часто из-за князей народных происходит, потому Бог и гневается, в первую очередь, на князей народа Своего, и оставляет их блуждать в духовной пустыне, где нет слова Божьего и вразумления тому, каким путём жизни - оттуда выйти. Потому князья чаще всего и не принимают слово Божьего наставления, что уходят в самостоятельное блуждение умствований своих.

106:41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
Остальной же народ, кто не относится к князьям, и кто не увлекается самонадеянностью своей в сторону духовной пустыни - Бог укрепляет сам, когда надежды на князей нет, находит способ помогать им и умножаться числом. Так всегда было в народе Иеговы. Так и будет до скончания века сего: если князья негодными становятся, Бог находит иной способ для помощи алчущим и жаждущим Его путей, но без надежды и без помощи - никогда не оставляет.

106:42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
Те, кто знает о таком положении вещей от Бога - непременно видят, как Он помогает «бедным» из народа Своего, алчущим и жаждущим, находя способ им помочь и без нечестивых "князей".
Потому и радуются они картине Божьей помощи для ищущих Его. Ибо чрез них Бог и помогает народу своему, чрез них и заграждает уста нечестию князей, показывая «бедным» выход из духовной пустыни "княжества", ставшего нечестивым из-за нечестия князей.

106:43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
Не всякий заметит, как Бог помогает «бедным» и нищим духом из народа Своего. Но тот, кто мудр в народе Его - тот непременно заметит.

V. КНИГА 5 (ПСАЛМЫ 106 – 150)

Псалом 106: Так да скажут избавленные

В жизни Божьего народа часто наблюдается поведение, которое можно определить словами одного из приведенных ниже списков:

Грех или Непокорность

Рабство Воздаяние

Мольба Покаяние

Спасение Возрождение

Сначала люди отходят от Господа и живут в неповиновении Его Слову. Потом они страдают от горьких последствий своего отступничества. Придя в себя, они взывают к Господу и исповедуются в грехах. Потом Он прощает им грехи и возвращает им снова Свое благословение. Так происходит в древней истории о блудном сыне, которая по-прежнему остается знакомой нам и актуальной.

Из наблюдения за этим часто повторяющимся циклом можно сделать два основных вывода. Во-первых, это вывод о том, что человеческое сердце легко отходит от живого Бога. Во-вторых, то, что милость Господа, восстанавливающего людей, которые приходят к Нему с покаянием, воистину безгранична.

Здесь, в Псалме 106, милостивое избавление от Господа описывается четырьмя разными способами:

Как спасение заблудившихся в пустыне (ст. 4-9)

Как освобождение узников (ст. 10-16)

Как исцеление опасно больных (ст. 17-22)

Как избавление моряка от ужасного шторма (ст. 23-32).

Введение (106:1-3)

Во-первых, во вступлении к псалму озвучена тема. Это призыв славить Господа. Приводятся две причины делать это: Господь благ и вовек милость Его. Каждой из этих причин было бы уже достаточно для бесконечной благодарности.

Далее выделяется особый класс людей, принявших Его благость и любовь, а именно, избавленные Им от гонений, рабства, угнетения и бедствий и возвращенные в свою землю из всемирного рассеяния. Понятно, что автор псалма говорит об Израиле, но мы не станем ограничивать эти слова только этим народом, так как и мы были выкуплены из рабства греха и, как избавленные Господом, должны присоединиться к благодарственному хору.

Спасение заблудившихся в пустыне (106:4-9)

Этот первый образ намекает на сорокалетние странствия Израиля по безжизненной и ужасной пустыне. Народ не знал дороги. Они терпели голод и жажду, были в отчаянии и растерянности. Затем они воззвали к Господу в скорби своей, и их блуждания вдруг закончились. Господь прямой дорогой повел их к Моавитским равнинам. Оттуда они вступили в Ханаан. А там они нашли город, где они наконец могли почувствовать себя дома. Как же они (и все мы) должны славить Господа за Его неугасающую любовь, за ту чудную заботу о Своем народе, которую Он проявляет. В земле обетованной Он насытил душу алчущую и жаждущую.

Освобождение из темницы (106:10-16)

106:10-12 Второй эпизод из истории Израиля связан с вавилонским пленом. Автор сравнивает семьдесят лет плена с периодом тюремного заключения. Вавилон был подобен мрачному, темному подземелью. Израильтяне чувствовали себя, как узники в цепях, осужденные на мучительное рабство (хотя условия жизни в Вавилоне были не такими суровыми, как в Египте). Израильтяне попали в изгнание потому, что восстали против слов Божиих и пренебрегали Его Словом. Измученные и изможденные тяжелыми работами, они преткнулись под тяжестью груза, и никто не поддерживал их.

106:13-16 Но, когда они воззвали к Господу, Он спас их из земли мрака и расторгнул цепи рабства. Теперь они должны славить Господа за Его неизменную любовь и за все чудные дела Его, совершенные ради них.

Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил. Этот стих помогает нам понять, что автор псалма имеет в виду именно вавилонский плен. Похожие слова есть в Исаии 45:2, где Господь почти точно так же описывает, как положит конец плену. Он говорит Киру:

Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю.

Судя по контексту, Он имел в виду окончание вавилонского плена.

Исцеление от серьезной болезни (106:17-22)

106:17-20 Этот третий раздел может относиться к народу Израиля во время первого пришествия Христа. Народ в то время был болен. Только что завершился полный испытаний период маккавеев. Некоторые люди были безрассудны и страдали от Божьего суда за беззаконные пути свои. Они утратили аппетит и быстро приближались к вратам смерти. Благочестивый остаток народа молился и ждал надежды Израиля. Бог послал слово Свое и исцелил их. Его Слово – это может быть Господь Иисус Христос, Логос, Который нес в доме Израиля служение исцеления. Сколько раз мы читаем в Евангелиях истории о том, что Он исцелил всех. Матфей напоминает нам, что, исцеляя больных, Спаситель исполнял предсказанное пророком Исаией: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Мф. 8:17). Если вы возразите, что не все израильтяне исцелились, мы напомним, что не все они вошли в землю обетованную и не все вернулись из вавилонского плена.

Избавление моряка от ужасной бури (106:23-32)

106:23-27 Последняя картина – наиболее образная. В ней описываются моряки, которые служат на большом океанском корабле. Они знают, что Господь управляет штормами на море. Сначала начинается сильный ветер. Потом образуются высоко вздымающиеся гигантские волны. Корабль качает на волнах, его корпус трещит. Его вздымает на гребень волны и швыряет вниз. Самый прочный корабль похож на спичечный коробок среди этой кипящей и пенящейся бездны. В такой шторм даже самые испытанные моряки теряют присутствие духа. Они могут только кружиться и шататься, как пьяные, пытаясь выполнять свои обязанности на корабле. Их охватывает острое осознание своей ничтожности, и вся мудрость их исчезает.

106:28-30 Неудивительно, что и моряки, которые часто богохульствуют и безбожничают, начинают молиться в такой момент. И Господь достаточно исполнен благодати, чтобы услышать эти отчаянные молитвы. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. Какое облегчение! Люди снова могут вести корабль и вскоре приходят в порт, в который отправлялись.

106:31, 32 Моряки, чувствуя облегчение, не забывают поблагодарить Господа за Его постоянную милость и все чудные ответы на молитвы, которые Он посылает. Они исполняют свои обеты, славя Его вместе с верующими, восхваляя Его в сонме старейшин.

Разве мы преувеличиваем, говоря, что здесь речь идет о последней буре, ждущей Израиль, и его последующем вступлении в царство мира? Буря – это период Великой Скорби. Море символизирует беспокойные языческие народы. Моряки – это народ Израиля, который беспокоят другие народы во время бедствий Иакова. Верующий остаток народа взывает к Господу. Потом Он вмешивается лично, возвращается на землю, чтобы учредить Свое царство мира и процветания.

Правление и благодать Бога (106:33-43)

106:33, 34 В остальных стихах этого псалма объясняется, как реагирует Бог на неповиновение Своего народа и его возвращение к повиновению. Он всемогущ, Он иссушает реки и заставляет бурлящие потоки испаряться. Ему ничего не стоит превратить землю плодородную в солончаковую пустыню, когда люди отворачиваются от Него.

106:35-38 Но Он может и обратить этот процесс. Так и случится, когда Князь мира вернется, чтобы править землей в период тысячелетнего царства. Пустыня Негев наполнится многоводными источниками. Сахара станет цветущим садом. В местах, которые были необитаемыми веками, появятся поселения. Современные города возникнут повсюду. Пустыня вдруг станет землей, пригодной для возделывания. Зерно, овощи, фрукты и ягоды будут расти в ней в изобилии. Благодаря Божьему благословению, урожай будет громадным, и поголовье скота сильно возрастет.

106:39-43 Другая сторона картины – Его суд над грешными правителями. Тираны утратили свою силу и унизились под гнетом несчастий и скорбей; Он навлекает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне без дорог (ст. 39, 40, НАБ).

Такой была судьба фараона, Ирода и Гитлера, так закончится карьера триумвирата зла в период Великой Скорби.

Но Бог освобождает бедных от несчастий и благословляет их многочисленной семьей. Видя это, праведники радуются. Нечестивым же, когда они видят это, нечего сказать (что для них нетипично).

Тот, кто мудр, видит руку Бога в изменениях судеб людей и народов, он учится на уроках истории и современных событий. Особенно он думает о милости Господа в Его отношениях с теми, кто исполняет Его Слово.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 106

Книга V (Псалмы 106-150)

Из этих 44 псалмов 15 принадлежат Давиду (107-109; 123; 130; 132; 137-144), один был написан царем Соломоном (Пс. 126), остальные же 28 - анонимны.

Этот псалом есть призыв к славословию Господа, обращенный к избавленным и избавляемым Им не только "от руки врага" (стих 2), но и из множества других тягостных обстоятельств, которые перечисляются по ходу псалма. В одних и тех же (или в очень схожих) фразах (стих 6, 13, 19, 28) подчеркивается, что Бог избавлял евреев каждый раз, как они взывали к Нему за помощью.

Пс. 106:1-3 . Судя по стихам 2-3, этот псалом, автор которого не известен, создан был вскоре после возвращения евреев из вавилонского плена (очевидно, еще до построения 2-го храма, о котором здесь не упоминается).

В стихе 3 - символическое указание (от востока и запада, от севера на избавление евреев из стран их рассеяния, откуда они снова были собраны в Палестину. От мора в этом стихе, очевидно, подразумевает их первый исход - из Египта, переход ими Чермного моря.

Пс. 106:4-9 . Образное описание скитания Израиля в пустыне и избавления его Господом, Который, в конце концов, насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами.

Пс. 106:10-16 . Здесь об освобождении пленных, окованных скорбью и железом. О причине их злой участи до момента освобождения говорится в стихе 11. В еврейском Хартуме высказывается предположение, что в Пс. 106:10-16 подразумевается пленение вавилонянами иудейского царя Седекии и его приближенных. (Старое слово вереи употреблено здесь в значении "засовов" или "решеток".)

Пс. 106:17-22 . Полагают, что в этих стихах речь идет об исцелении "безрассудных грешников", пораженных тяжелой болезнью. Они уже приближались ко вратам смерти (стих 18). Но воззвали к Господу… и Он спас их… (стих 19). Это ли не причина славить Его! (стихи 21-22).

Пс. 106:23-32 . Псалмопевец описывает спасение моряков от страшной бури. ("Производящие дела на больших водах" (стих 23) некоторыми понимаются как купцы-мореплаватели.) Потеряв всякую надежду на спасение, они воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Нетрудно заметить, что фраза эта, с небольшими видоизменениями рефреном звучит по всему Псалму 106.

Пс. 106:33-38 . Если до сих пор псалмопевец говорил об избавлении Господом от бедствий (тех, кто взывают к Нему) как о причине славить Его, то теперь называет и другую для этого причину: попечительство Его о мире, мудрое управление им.

Велика власть Господа над природой. Красочная иллюстрация этому в стихах 33-38. За нечестие живущих на земле Он в состоянии обратить плодородную почву в солончаковую (сравните Втор. 29:23-28), а источники вод - иссушить. Но и пустыня, с другой стороны, превращается по воле Ею в землю, обильно увлажняемую водой и дающую отличные урожаи. И поселяет там алчущих, и обустраивается земля эта, благословляемая Богом (стихи 36-38).

Пс. 106:39-43 . Очевидно, в стихе 39 подразумевается связь между процветанием народа и его нравственным и духовным состоянием. По мере того, как он, живя благополучно, впадает в гордыню и утрачивает чувство своей зависимости от Бога, ему попускаются угнетения, бедствия и скорби. "Князья" его терпят бесчестие (стих 40); вторая часть стиха 40 может быть понята как буквально, так и в переносном смысле слова.

"Бедный" в стихе 41 и праведники в стихе 42 - по-видимому, отражают одно и то же понятие: смиренных, повинующихся Богу людей; таковых Он вызволяет из бедствия, благословляет умножением потомства. Мудрый человек, замечает псалмопевец в стихе 43, не может не заметить этой закономерности.