Почему издательство смирдина было популярно среди. Издательская деятельность А.Ф.Смирдина

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева Екатерина Юрьевна. А.Ф. Смирдин - издатель журналов 1-й половины XIX в. : диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Зайцева Екатерина Юрьевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2009.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/962

Введение

Глава 1. Основные вехи биографии А.Ф.Смирдина 12 12

Глава 2. Издательская деятельность А.Ф.Смирдина. Смирдин и журналистика его эпохи 44

Глава 3. Материальная база издательской деятельности А.Ф.Смирдина 78

Заключение 124

Список использованной литературы 125

Приложение 133

Введение к работе

В данном диссертационном исследовании речь идет о деятельности А.Ф.Смирдина, одного из крупнейших книготорговцев и книгоиздателей первой половины XVIII века, чьи достижения в книжном деле можно расценивать и как одно из наиболее ярких проявлений зарождения процесса коммерциализации российской журналистики, и одновременно как катализатор этого процесса. «Смирдину мы обязаны тем, что иные литературные занятия дают средства к жизни и довольству посвящающим им свое время и способности. Мы помним, как нападали в современных журналах на это...Времена эти прошли, все поняли важность и необходимость вознаграждения за литературные труды, но честь и слава и вечная память тому, кто дал этому началу первое движение» " , -сообщалось в газете «Русский инвалид» в 1857 г.

Актуальность исследования обусловлена состоянием современной российской журналистики в связи с издательским делом. В недавнем прошлом большая часть издательств и средств массовой информации была государственной, и опыт Смирдина, стоявшего у истоков коммерческой журналистики, не мог быть востребован. Однако сегодня большинство издательств стали частными. И опыт Смирдина -издателя газет и журналов - весьма полезен для современных журналистов и издателей. Актуально изучение методов развития издательского дела Смирдина, его подхода к рекламе, путей распространения продукции, способов комплектация журнальных и газетных номеров. Изучение современной коммерческой журналистики в России невозможно без знания процессов ее зарождения и развития на самых ранних этапах.

Похороны книгопродавца Александра Филипповича Смирдина// Русский инвалид.- СПб.,1857.-№203. - С. 841.

Научная новизна работы. История русской журналистики традиционно рассматривается с точки зрения анализа периодических изданий и творчества отдельных журналистов. Между тем, в истории журналистики была еще одна сторона, упускаемая историками журналистики из виду. Эта сторона - издательской дело той или иной эпохи. От того, какие цели преследовал тот или иной издатель, какие взгляды он разделял, насколько он был богат, во многом зависел и сам процесс развития журналистики. В данном исследовании, посвященном А.Ф. Смирдину, сделана попытка вписать его в контекст истории отечественной журналистики 1-й половины XIX в. Подобное исследование предпринимается впервые.

Кроме того, новизна работы связана с включением в научный оборот нового пласта источников, характеризующих, прежде всего, материальную базу книгоиздательского и типографского дела Смирдина и других издателей. Деятельность Смирдина впервые проанализирована в совокупности с деятельностью других крупных издателей.

Целью данного исследования является всестороннее изучение издательской деятельности А.Ф. Смирдина в связи и историей отечественной журналистики 1-й половины XIX в. Для достижения этой цели автор ставит перед собой следующие задачи:

на основе анализа фактического материала построение биографии А.Ф. Смирдина;

изучение средств массовой информации, издававшихся Смирдиным;

Описание типографского дела начала XIX века в связи с
журнально-издательской деятельностью Смирдина.

Хронологические рамки диссертации: 1795-1857 гг., годы жизни А.Ф. Смирдина.

Степень научной разработки проблемы. Личность и деятельность А.Ф. Смирдина, несмотря на наличие нескольких биографий, изучена недостаточно тщательно.

Историческую репутацию А.Ф. Смирдин приобрел благодаря характеристике В.Г. Белинского: «...пятый период нашей словесности, который начался с появления на свет первой части «Новоселья» и который можно и должно назвать смирдинским <...> ибо А.Ф.Смирдин является главой и распорядителем сего периода» . Однако несмотря на столь высокую оценку Белинского, деятельность Смирдина начала научно исследоваться лишь с конца 1920-х гг.

Первым серьезным исследованием издательской деятельности А.Ф. Смирдина стала монография Т. Грица, В. Тренина, М. Никитина «Словесность и коммерция. Книжная лавка А.Ф. Смирдина» , которая увидела свет в 1929 году, почти через 100 лет после смерти издателя. Работа совмещала в себе исследование лубочной литературы как предшественницы литературы массовой и взгляд на деятельность А.Ф. Смирдина как на явление, обусловленное требованиями времени. Цель книги, по словам В. Шкловского - «рассредоточить Смирдина. Отделить сложный факт появления профессионального писателя от «новоселья» в лавке на Невском». " Отдельное изучение издававшихся Смирдиным средств массовой информации, как и построение его полной биографии. Не входило в задачу авторов этой монографии.

Следующим крупным исследованием жизни и деятельности А.Ф. Смирдина стала его биография, автор которой - Н.Н. Смирнов-Сокольский 5 . Несомненно, что на автора серьезно повлияла точка зрения

2 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. - М., 1955.- Т. 8.- С. 160. Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция (Книжная лавка А.Смирдина). - М., 2001.

4 Гриц Т., Тренин В., Никитин. Указ. соч. - С. 5.

5 Смирнов -Сокольский Н. Книжная лавка А.Ф.Смирдина.- М.,1957.

В.Г. Белинского, в советское время являвшаяся официальной. Таким образом, А.Ф. Смирдин был представлен в биографии как добрейшей души человек, меценат, все свои силы положивший на развитие русской литературы и журналистики.

Нельзя утверждать, что такая точка зрения не имеет под собой оснований - множество мемуаров, записок, воспоминаний современников книгоиздателя свидетельствуют о том, что он был уважаем и даже любим. «...Чем больше я этого узнаю человека, тем более чувствую к нему любви и уважения: это благороднейшее и добродушнейшее создание, каких немного встретишь в жизни. Под необделанною грубою корою у него хранится добрейшее сердце и благороднейший ум» , - писал К. Полевой. Вторит Полевому и А.В. Никитенко: «Смирдин истинно добрый и честный человек, но он не образован и, что всего хуже для него, не имеет характера. Наши литераторы владеют его карманом как арендою. Он может разориться по их милости. Это было бы настоящим несчастьем для нашей литературы! Вряд ли ей дождаться другого такого бескорыстного и простодушного издателя» 7 .

Однако несмотря на соблазн представить А.Ф. Смирдина в роли бескорыстного и добродушного старика, нельзя забывать, что прежде всего он был коммерсантом, и очень успешным при этом. Прибыли, которые он получал, позволяли ему выплачивать высокие гонорары своим авторам и платить по 200 руб. ассигнациями работавшим на него журналистам.

Поэтому, несмотря на тщательно собранную информацию и множество интересных фактов, обнаруженных Н. Смирновым-Сокольским, биография А.Ф. Смирдина, им написанная, не представляет полной и объективной оценки жизни и деятельности книготорговца.

6 Полевой К.С. Записки. - СПб., 1888. - С. 235.

7 Никитенко А.В. Записки и дневники(1826-1877). - СПб, 1893. - С. 252.

Последним, самым новым исследованием по теме стала монография Л.С.Кишкина 8 . Книга эта во многом похожа на исследование Смирнова-Сокольского. В заглавие исследования вынесена цитата Анненкова о Смирдине: «Честный, добрый, простодушный...» . В этом ключе автор и рассказывает о книготорговце, по-видимому, искренне им восхищаясь. Эта работа также интересна большим количеством нового, ранее не поднимавшегося материала, но упускает коммерческую сторону личности и деятельности А.Ф. Смирдина, которая и сделала его наиболее успешным книготорговцем и книгоиздателем первой половины XIX века.

В целом исследователи деятельности книготорговца, обращаясь к его ярким и наиболее значимым достижениям, как-то: открытие магазина на Невском проспекте, написание «Росписи российским 1 книгам» - мало внимания уделяли не менее интересным и важным аспектам, например, технической стороне созданного им издательского дела.

Данная работа - попытка рассмотреть деятельность А.Ф. Смирдина как этап в развитии истории русской журналистики и в связи с технической стороной издательского дела.

Источниковая база исследования. Источники,

использовавшиеся при работе над научной работой, можно разделить на три основные группы: а) каталоги и росписи, в создании которых участвовал сам А.Ф.Смирдин; б) современная А.Ф. Смирдину

8 Кишкин Л.С. Честный, добрый, простодушный... - М.,1995.

9 Анненков П.В. Литературные воспоминания. - М., I960. - С. 144.

10 Толстяков А.П. Выдающийся книжник пушкинского времени А.Ф.Смирдин
и русские писатели // Книга: исследования и материалы. - М., 1991. - Сб. 63. - С. 72-85.

11 Он же. О несуществующей книжной лотерее А.Ф.Смирдина// Книга:
исследования и материалы. - М., 1988. - Сб. 56. - С. 165-172.

периодическая печать; в) источники личного происхождение - мемуары и переписка современников А.Ф. Смирдина.

Среди каталогов, которые составлялись по распоряжению А.Ф.Смирдина за достаточно долгий период его деятельности, наиболее известным и полным является «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина, систематическим порядком расположенная» . К «Росписи» также вышло несколько дополнений. Этот документ содержит один из самых полных списков литературы, как научной, так и художественной, которая была востребована читателем первой половины XIX века.

«Роспись» наглядно демонстрирует и размах книготоргового дела, величину и наполнение публичной библиотеки А.Ф. Смирдина.

Вторая группа источников, использовавшихся в работе, связана с другим аспектом деятельности А.Ф: Смирдина - журналистикой. Книгопродавец владел журналом «Библиотека для чтения», который в начале XIX века получил поистине массовую популярность. Он выплачивал гонорары главному редактору журнала - И.О. Сенковскому, а также журналистам и другим сотрудникам, работавшим в издании. Кроме того, в А.Ф. Смирдин в разное время давал средства журналам «Русский инвалид» и «Сын отечества». С помощью публикаций книготорговец обеспечивал себе щедрую рекламу. Поэтому при написании научной работы исследовались архивы изданий, с которыми сотрудничал А.Ф. Смирдин. Более всего обращалось внимание на «Библиотеку для чтения».

Третья группа источников, хотя и является наименее исторически достоверной, предоставила большой пласт материала о книгоиздателе. А.Ф. Смирдин, как уже упоминалось выше, был видной фигурой,

Роспись российским книгам для чтения, из библиотеки Александра Смирдина, систематическим порядком расположенная. - СПб, 1828.

создавший дееспособную коммерческую систему книгоиздания и книгопродажи. Его современники понимали значение сделанного А.Ф.Смирдиным, поэтому почти каждый мемуарист считал обязательным упомянуть в своих записках о книгопродавце.

Первой попыткой осознания роли А.Ф. Смирдина в истории русской журналистики является «Сборник литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина. Издание петербургских книгопродавцев на пользу семейства А.Ф.Смирдина и на сооружение ему памятника». Именно там впервые сделаны попытки обобщить итоги книгоиздательской и книготорговой деятельности А.Ф. Смирдина: 1 «Смирдин был первый книгопродавец, поставивший себя, а за собою и всю торговлю, в правильные отношения к литературе и читателям» 13 .

Много писал о А.Ф. Смирдине Н.И. Греч, часто пересказывая ходившие в высшем свете анекдоты. В частности, именно- «Запискам о моей жизни» 14 Греча мы обязаны рассказом о знаменитом празднике новоселья, который Смирдин устроил, открыв свой магазин ан Невском проспекте.

Писали о Смирдине А.В. Никитенко 15 и К.С. Полевой 16 , сотрудничавшие с книгоиздателем (А.В. Никитенко был назначен цензором «Библиотеки для чтения»). И Никитенко, и Полевой в своих мемуарах предоставляют массу интересных, пусть и не всегда подтверждающихся фактов о деятельности А.Ф. Смирдина.

Сборник литературных статей, посвященных русскими писателями памяти покойного книгопродавца-издателя Александра Филипповича Смирдина. Издание петербургских книгопродавцев на пользу семейства А.Ф.Смирдина и на сооружение ему памятника. - СПб., 1858. - Т. 1. - С.28.

Греч Н.И. Записки о моейіжизни. - СПб., 1886.

15 Никитенко А.В. Записки и дневники(1826-1877). - СПб, 1893.

16 Полевой К.С. Записки.- СПб., 1888.

Много ценной информации содержит также переписка современников, в которой имя А.Ф. Смирдина регулярно упоминается. При написании научной работы использовалась личная переписка кн. Вяземского с А.И.Тургеневым и И.И. Дмитриевым, а также немногие сохранившиеся документы личной переписки А.Ф. Смирдина с А.С. Пушкиным.

Предмет исследования - издательская деятельность А.Ф. Смирдина в контексте истории отечественной журналистики и происходившего в начале XIX века технического усовершенствования типографского дела.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Основные вехи биографии А.Ф.Смирдина

Задача данной главы - на основе анализа фактического материала построение по возможности полной биографии А.Ф. Смирдина.

Официальная биография Смирдина демонстрирует исследователю человека удачливого, но необразованного, достигшего богатства и успеха скорее благодаря удаче, чем своим способностям. Причиной разорения книготорговца обычно называют финансовые махинации Сенковского, Булгарина и Греча, прибавляя к этому разорительный контракт Смирдина и Плюшара.

Смирдин, один из самых богатых, успешных и известных людей своего времени, невольно кажется человеком недальновидным, слишком доверчивым и наивным. Такой портрет книгоиздателя представляют на суд читателя и Л.С.Кишкин, и Н.Смирнов-Сокольский, два наиболее видных исследователя-биографа Смирдина.

Между тем, обе биографии успешно обходят несколько белых пятен в истории жизни книгопродавца, а также игнорируют тот факт, что жертвенный образ Смирдина плохо сочетается с его достижениями и успехами. Человек до такой степени недальновидный и доверчивый вряд ли смог бы построить книгоиздательское и книгопродавческое дело, сравнимое по масштабам разве что с империей Новикова. Те нововведения и усовершенствования, которые ввел Смирдин, указывают, наоборот, на хитрого и умелого дельца, ловко обходящего опасных конкурентов. А на факты биографии, ранее подававшиеся как доказательства незлобивой, добродушной, недалекой натуры книгопродавца, можно взглянуть и с иной стороны.

Ведь тридцатые годы XIX века в истории русской, литературы и журналистики/Белинский; назвал «смирдинским периодом» . Этот период характеризуется проникновением, денежных! отношений; в литературу и журналистику.

Так, литература стала восприниматься как товар, который можно продавать и покупать. Ранее, в период «меценатской литературы», подобного отношения не было - литературные произведения: воспринимались как образцы искусства, могущие принести славу, расположение, но не постоянный, стабильный, доход. С другой стороны, оплата журналистского и писательского труда способствовало не только появлению профессионалов этой области; . «Будем радоваться от искреннего сердца и тому, что теперь талант и трудолюбие дают (хотя и не всем) честный кусок хлеба»; - писалі Белинский в статье «О критике и литературных мнениях 18: Но вместе:стем?для многих издателей-и авторов гонорар становится средством обогащения.

На этом фоне А.Ф;Смирдина с трудом можно представить баловнем судьбы, оказавшимся в нужное время в нужном, месте.. Скорее наоборот, перед исследователем вырисовывается фигура коммерсанта; человека, сумевшего правильно оценить возможности, которые предлагал ему молодой, но бурно развивающийся книжный рынок, и воспользоваться-этими возможностями: Изучение основных вех жизни и деятельности Смирдина позволяет проследить, как формировался миф о плохо образованном, но удачливом книготорговце, павшем жертвой обмана и интриг со стороны приближенных к нему людей. Несколько мемуарных записей друзей; точка, зрения Белинского; в советской научной мысли воспринимавшаяся за аксиому, - и образ одного из первых «бизнесменов»; жестких, чувствующих потребности общества и времени, на российском журналистском рынке превратился в портрет страдальца-мецената, раздавшего свое миллионное состояние недостойным его доброты людям.

Большинство версий сходятся на том, что родился А.Ф.Смирдин в Москве 21 января(1 февраля) 1795 года в семье розничного торговца полотном, в доме на Лужниковской улице неподалеку от церкви Святой Троицы, где и был крещен. Существует и другая версия: А.Ф.Смирдин родился в Волоколамском уезде в 1794 году. 19 Но в большинстве источников указывается 1795 год. В метриках Троицкой церкви под 21 января 1795 года (найдена книговедом П.В.Гурьяновым) есть запись: «В доме московского третьей гильдии купца Никиты Артемьева сына Заикина у жильца его Волоколамского купца Филиппа Сергеева родился сын Александр и крещен тогож генваря 24 числа...» . Фамилия отцаСмирдина в метрической записи не указана - у тех, кого относили к «низшим» сословиям, в документах отмечали только имя и отчество.

Версия о рождении А.Ф.Смирдина в Москве кажется наиболее вероятной. «Волоколамская» версия могла возникнуть из-за того, что Филипп Смирдин, отец Александра, был родом из Волоколамского уезда. Предки А.Ф.Смирдина были крестьянами и жили в селе Смирдино Волоколамского уезда Московской губернии.

Эти сведения исходили от Александра Владимировича Смирдина, внука А.Ф.Смирдина, и находят подтверждение в воспоминаниях внучки одного из его братьев (Адриана), Зои Сергеевны Серебровской. В них говорится, что ее прадед Филипп Смирдин, уже будучи Волоколамским мещанином, в 1791 году перебрался на жительство в Москву -- . Сохранилось относящееся к 1792 году прошение отца будущего книгоиздателя в губернское правление о зачислении его в московское купечество, которое было удовлетворено в октябре 1792 года. К прошению был приложен текст паспорта от 30.04.1792, где говорилось: «Объявитель сего Московской губернии города Волоколамска мещанин Филипп Сергеев сын Смердин, который из Волоколамского городового магистрата отпущен в разные великороссийские и малороссийские города для торгового промысла...» . Прошение было подписано «Филипп Сергеев Смердин», но дети его значатся как «Смирдины»24. Существует и краткое описание внешности отца книгоиздателя: «ростом двух аршин шести вершков, лицом продолговат, нос прям, глаза серые, волосы на голове и бровях русые».25

Улица, на которой родился А.Ф.Смирдин, не сохранилась, но дом купца Заикина, как считается, уцелел, хотя и в измененном виде. Это дом № 16 на улице Бахрушина. Кроме Адриана, у А.Ф.Смирдина был еще брат Михаил, который помогал ему в распространении книг" (после смерти брата опубликовал двухтомное издание «Песни для русского народа, с приложением куплетов», в которые вошли 478 песен и 382 куплета, собранные им самим).

До начала своего собственного книгоиздательского дела А.Ф.Смирдин работал у трех книгопродавцов.

С 7 до. 10 лет, как это. было принято в московской торговой мещанской среде, А.Ф.Смирдин обучался грамоте, письму, чтению и арифметике у дьячка, который, по данным Л.С. Кишкина" ,. состоял при церкви Святой Троицы. Известно, что А.ФіСмирдин обнаружил при обучении любознательность и острый ум. Далее версии спорят друг с другом. По одной из них, когда мальчику исполнилось- 13 лет, отец определил его «мальчиком» в книжную лавку дяди - П.А.Ильина28. По другой; А.Ф.Смирдин начал работать у Ильина в 1804 году, не с 13, а с 10 лет" . Высказывается мнение, что более достоверной датой следует считать не 1804, а 1807 год; потому что еще при жизни Смирдина; предполагалось отметить в 1857 году пятидесятилетие его книгопродавческой деятельности; очем он знал30.

Работа которую;- поручали. А.Ф:Смирдину поначалу, была мало связана с собственно продажей: книг: от должен был подметать лавку, бегать за кипятком.в ближайший кабак, за сайками: к саечнику, стряхивать, пыль с книг. ЛавкаИльина помещалась в амбаре,-с растворомшаулицу, не закрывавшимся и; зимой;.:

Издательская деятельность А.Ф.Смирдина. Смирдин и журналистика его эпохи

Задача данной главы - изучение средств массовой информации, издававшихся и спонсировавшихся Смирдиным на разных этапах его деловой карьеры.

В период, когда коммерческая журналистика только зарождалась, а меценатство еще процветало, большую роль при выпуске журналов и газет играли личные взаимоотношения издателя и авторов, которые с ним сотрудничали. Так как Смирдин был крупной и значимой фигурой в коммерческом книгоиздательском деле, круг его общения был чрезвычайно широк. Следует отметить, что А.Ф.Смирдин зачастую выступал в роли- связующего звена между «миром высоким», то есть средой поэтов, художников, писателей, среди которых в то время преобладали дворяне, и миром «техническим», той группой людей, зачастую необразованных, которые занимались трудом, связанным с процессом с созданием книги как материального носителя.

Среди современников А.Ф. Смирдин был хорошо известен. На протяжении своей издательской деятельности он тесно сотрудничал с видными литераторами и журналистами эпохи: А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, И.О. Сенковским, Н.И. Гречем, Ф. Булгариным. Оценки его деятельности давались различные: от хвалебных до хулительных. Особое внимание стоит уделить работе А.Ф.Смирдина с А.С.Пушкиным и И.О.Сенковским.

Обилие мнений, оценок, замечаний указывает на то, что А.Ф. Смирдин играл весьма важную роль в литературной жизни своего времени, но не как автор, создатель текстов, а как их распространитель. Он был посредником между писателями и публикой, которая в начале XVIII векаиспытывалалитературный голод. Смирдин и Пушкин Отношения книгоиздателя и поэта на протяжении всего периода их сотрудничества были несколько напряженными. Причин этому было несколько. Первая из них - роли Смирдина и Пушкина- разительно отличаются от образа «издатель-автор», каким мы видим его сейчас. В настоящее время главенство принадлежит издателю; как человеку, своими деловыми связями и- средствами? отвечающему за успех издания и, соответственно, выбирающему это; издание с большой: осторожностью и; тщательностью. В момент зарождения коммерческих отношении между автором и книгоиздателем - во время Смирдина - наибольшим- влиянием пользовался? автор, так как именно автор; а не издатель, принадлежал: к дворянскому сословию и. обладал всеми-привилегиями и правамихвоего социального положения.

Вот как решались денежные вопросы между. Пушкиным, его посредником в делах ОМ.Сомовым (впоследствии поэт отказался от его услуг из-за, крайней небрежности последнего в ведении дел), Гречем и, только в самую последнюю очередь, Смирдиным: «Милостивый Государь Александр Сергеевич! От Смирдина я получаю, по договору с Гречем, всего только 800 р. в год, чему может служить доказательством собственноручная записка Греча, остающаяся еще теперь в руках Смирдина. Остальные 1000 р., по общему нашему с Гречем условию, предоставил я в распоряжение Ваше, и вам стоит только взять Ассигнацию от Греча на имя Смирдина или кого угодно. Удивляюсь; как Смирдин не понял этого из моей записки, где именно сказано; что;я первые только два месяца; по болезни моей; беру у него по 150 р., остальные же 10; месяцев буду получать по 50 р., что и составит всего на все 800 р. Следовательно, вы можете легко распорядиться с Гречем насчет 1000 р., им у меня удерживаемых именно для Вас»101. Из данного письма становится ясно, что, по большей части, все участие Смирдина в деле сводилось к выдаче денег.

Поэтому, хотя Смирдин и платил Пушкину за его произведения, нельзя думать, что он каким-либо образом мог управлять им или оказывать на него влияние. Единственное, что могло вызывать промедление с оплатой - насмешливую досаду: «Смирдин меня в беду поверг; У торгаша сего семь пятниц на неделе, Его четверг на самом деле Есть после дождичка четверг». В то же время, Пушкин зачастую остро нуждался в деньгах, которые он часто со Смирдина и требовал за покупку своих произведений. Но неверно будет полагать, что Смирдин готов- был покупать все то, что предлагал ему Пушкин. Нельзя отрицать, что характер у книгопродавца был мягкий, иногда - даже излишне, но деловые вопросы он решал уверенно. Больше того, он понимал, что будет продаваться, а что - нет. Главным критерием для книгопродавца было мнение общественности. Поэтому он одинаково охотно издавал и переиздавал «Ивана Выжигина» и одновременно платил немыслимые деньги Крылову за басни, а Пушкину - за «Бахчисарайский фонтан». Самым важным для книгопродавца была не художественная ценность произведения, а его коммерческий успех:

«По условию, заключенному от имени Пушкина Плетневым в 1830 г., С. приобрел на четыре года право издавать все уже вышедшия сочинения Пушкина, уплачивая поэту в течении этого срока ежемесячно по 600 р. ас. Когда в 1835 г. Пушкин готовился издавать «Совр.», Смирдин предлагал ему 15 т. р., чтобы он от своего предприятия отступился и стал бы снова сотрудником его «Библиотеки». Пушкинъ отвечал отказом, ибо «Сенковский такая бестия, а Смирдин такая дура, что с ними связываться невозможно» (Нащокину, 1835).»

Несмотря на это, Пушкин «связывался» со Смирдиным довольно часто, и причиной этому была не близость и не дружеские отношения между ними, а денежные вопросы. «Пушкин, - приводит Корф пример в «Записке о Пушкине»- получал огромные суммы денег от Смирдина, которых последний никогда не был в возможности обратно выручить. Смирдин часто попадал в самые стесненные денежные обстоятельства, но Пушкин не шевелил и пальцем на помощь своему меценату. Деньгами он, впрочем, никогда и не мог помогать, потому что беспутная жизнь держала его во всегдашних долгах, которые платил за него государь; но и это было всегда брошенным благодеянием, потому что Пушкин отплачивал государю разве только каким-нибудь гладеньким словом благодарности и обещаниями будущих произведений, которые никогда не осуществлялись и, может статься, скорее сбылись бы, если б поэт предоставлен был самому себе и собственным силам. Пушкин смотрел на литературу как на дойную корову и знал, что Смирдин, которого кормили другие, давал себя доить преимущественно ему; но пока только терпелось, Пушкин предпочитал спокойнейший путь - делания долгов, и лишь уже при совершенной засухе принимался за работу» 104 . Так, Смирдин зачастую выступал поручителем Пушкина в денежных делах. «Вы изволили обнадежить меня, - писал поэт А.А.Ананьину, - что около нынешнего времени можно мне будет получить от Вас еще 2000 р. По моему счету, мне более 1500 р. не надобно,- Смирдин готова в них поручиться»105. Смирдин часто готов был поручиться за Пушкина- поэт использовал книгопродавца- когда.у него не было денег, и считал это делом вполне обыкновенным.

Сам поэт называл свои; отношения с, издателем «техническими» и- «торговыми»: «Исполнив комиссию Вашу касательно Смирдина и не получив от него удовлетворительного, ответа, я всё не решался писать Вам об оном: Варварство нашей литературной торговли меня бесит. Смирдин опутал сам себя-разными-обязательствами, накупил романов и тому под., и ни к каким условиям не приступает; трагедии- нынче не раскупаются!, говорит он своим техническим языком» .

Существует несколько исторических анекдотов, связанных со Смирдиным- и его общением с. Пушкиным, многие из них - в воспоминаниях Панаевой. Такого рода воспоминания современников; ясно демонстрируют схему отношений между издателем и і автором начала; XIX векаї. Так, становится совершенно ясно, что Смирдин; понимая; насколько выгодно ему сотрудничество с Пушкиным, вел себя крайне осторожно.

Материальная база издательской деятельности А.Ф.Смирдина

При изучении издательского дела в России в XVIII веке внимание следует обращать не только на собственно биографию А.Ф.Смирдина, но и на сам процесс изготовления книги, технологию ее создания, материалы, использующиеся в ее оформлении. Автор не считает возможным опустить и общую характеристику книгоиздательского дела в «смирдинскую» эпоху, перечислить наиболее крупные и успешные типографии - это поможет составить наиболее полное впечатление об условиях, в которых зарождалась и развивалась книготорговое и книгоиздательское предприятие А.Ф.Смирдина.

Книга первой половины XVIII отличалась от современной, во-первых, материалами, которые использовались при ее изготовлении, и, во-вторых, технологией, применявшейся при ее создании. Темпы развития книгопечатания с XVIII века постоянно повышаются и апогея своего достигают в первой половине XIX века. Здесь уместен один из выводов, сделанных Т.Грицем, В.Трениным и М.Никитиным в книге «Словесность и коммерция» о феномене А.Ф. Смирдина как о требовании времени, неизбежном следствии процесса коммерциализации литературы. Вместе с развитием технологических процессов изменяется и внешний вид книги: «вместо толстых ремней для сшивания книги стали использовать специальную тесьму, более тонкую и гибкую, каптал ручного изготовления начали приклеивать к книжным тетрадям» .

Появление в XVIII веке принципиально новых типов и видов изданий способствовало формированию в России современного способа организации издательско-полиграфической формы книги. Титульные элементы книги (характерные особенности их оформления, порядок расположения текста), справочный аппарат издания постепенно приобретают тот привычный современным читателям вид.

Нельзя также не отметить, что одним из достижений именно А.Ф.Смирдина считается существенное снижение цен на книги, превращение книги в доступный товар. С другой стороны, современники Смирдина в этом же видят и отрицательное: «Торговля теперь управляет нашей словесностью, и все подчинилось ее расчетам; все произведения словесного мира расчислены на оборотах торговых; на мысли и на формы наложен курс».159

А.Ф.Смирдин, как один из наиболее крупных книгоиздателей и книготорговцев XIX века, основные доходы получал не от продажи книг по индивидуальным заказам, но от выпуска дешевых и доступных изданий. Т.Гриц и В.Тренин указывают свою причину этому160: умелое соединение лубочной литературы с новыми тогда машинными технологиями, позволявшими выпускать огромные по тем временам тиражи.

Следует отметить, что именно в первой половине XIX века произошел технологический прорыв в области типографского дела. Это позволило перейти от ручного, кустарного создания книги как материального носителя к собственно массовому тиражированию. Это приводит к двум весьма важным последствиям.

Прежде всего, книга дешевеет. Это относится к материалу, из которого изготовлена книга, - штучные экземпляры, обитые дорогой кожей с золотым тиснением, сменяются дешевым картоном. В то же время падают затраты на рабочую силу. На смену ручной работе приходят типографские станки.

Учебное пособие «Антикварная книга» описывает книгу XIX века следующим образом. Важен был вид книжного переплета, который зачастую отражает основные литературные тенденции эпохи. Книжный переплет состоял из двух прочных, чаще всего твердых крышек (передней и задней) и корешка, куда вставлялись листы. Форзацы - листы плотной бумаги, сложенные пополам - приклеивались в начале и конце книги к крайней тетради книжного блока и внутренней стороне крышки. Они выполняли двойную функцию: скрепляли страницы книги и одновременно украшали ее. Также в «переплетенной книге зачастую был каптал - шелковая или хлопчатобумажная тесьма, которая прикреплялась к корешку»161. Она служила для того, чтобы более прочно удерживать страницы, и ее также использовали как деталь художественного оформления издания.

По конструкции переплеты делятся на два основных типа (классификация дается по труду «Антикварная книга»): - цельные (цельнокрытые), сторонки и корешки которых покрыты единым куском переплетного материала; - составные, для изготовления которых используются разные материалы.

Наиболее ранним по времени возникновения является цельнокрытый переплет (оклад, обиходный переплет). Первые составные переплеты (кожа с мраморной бумагой) появляются в России лишь в середине XVIII века. В последующие исторические периоды оба типа переплетов развивались параллельно. Возвращаясь собственно к книгам, которые выходили из типографии А.Ф.Смирдина, стоит отметить, что книги в переплете все же стоили не копейки. При упоминании периода коммерциализации журналистики и издательского дела, упор всегда делается на два пункта. Книга в «смирдинский период» дешевеет и поэтому становится доступной широкому кругу читателей.

Но издания А.Ф.Смирдина отличались качеством1 исполнения, близким к европейскому, о чем неоднократно упоминали его современники. Издатель заказывал за границей гравюры - стоит только вспомнить, как обманули книгоиздателя заказавшего дорогие английские гравюры, а,получившего плохо выполненные гравюры из Дрездена. И все же цена варьировалась в зависимости от качества издания - выпускал А.Ф.Смирдин и довольно дорогие книги. Не в. последнюю очередь это определялось тем, из какого материала был изготовлен переплет. По классификации, предложенной трудом «Антикварная книга» , самым распространенным и древним переплетным материалом является кожа, которая широко использовалась для изготовления всех типов и видов переплета, как индивидуальных, владельческих, так и продажных (издательских). «Древнейшим сортом, применяемым в русском переплетном деле, является телячья кожа, имеющая ряд разновидностей, лучшими из которых считаются: - выросток (кожа телят в возрасте одного года); - опоек (кожа двухлетнего теленка): - Телячья кожа бесфактурна, имеет гладкую лицевую поверхность, которая дополнительно подвергалась полировке, отличается высокой прочностью»164. Кроме телячьей, в русском переплетном деле в качестве переплетного материала использовались следующие сорта кожи: - «баран - овечья кожа; малопрочная по сравнению с другими сортами (на книге легко задирается вверх), подвергается окраске в любые цвета (окрашивалась преимущественно в черный, темно-коричневый и зеленый цвета). Широкое распространение в России получила во второй половине XIX - начале XX века, применялась для изготовления дешевых переплетов массовой книги» 65; - «бычья кожа - сорт кожи, отличающийся высокой прочностью. В переплетном деле применяется редко, преимущественно в тех случаях, когда рисунок на крышке переплета выбивается пунсонами или вырезается ножом; - велюр (хромовая кожа) - кожа хромового дубления, вырабатываемая из плотных мелких шкур рогатого скота или свиней; при шлифовании приобретает ярко выраженную ворсистость. В переплетном деле используется редко»166.

Россия (СССР)

Русский книгоиздатель.

Александр Смирдин с детства служил в различных московских книжных лавках, а в 1817 году поступил в Санкт-Петербурге приказчиком к книгопродавцу В.А. Плавильщикову, после смерти которого, стал в 1825 году - согласно завещанию бывшего хозяина - владельцем его библиотеки, типографии и книжного магазина.

Характерно, что при книгоиздании А.Ф. Смирдин ориентировался не на капризное столичное дворянство, а на более широкие читательские слои - преимущественно на провинциальных помещиков. Он стремился издавать книги большими тиражами, но по доступным ценам. Расчёт оказался верен… Позже аналогичный ход повторил книгоиздатель И.Д. Сытин для ещё более широких кругов русского общества.

В 1832 году А.Ф. Смирдин открыл в Санкт-Петербурге на Невском проспекте новый книжный магазин с библиотекой при нём. Через 2 года он основал первый русский «толстый» ежемесячный журнал - «Библиотеку для чтения», а с 1838 года издавал и журнал «Сын Отечества».

Именно Александр Филиппович Смирдин впервые в русской печати ввёл полистную оплату автора (например, произведений А.С. Пушкина ).

К сожалению, к 1837 году А.Ф. Смирдин разорился…

«Пожалуй, самой значительной и популярной в Петербурге в 1-ю половину XIX века была книжная торговля А.Ф. Смирдина. Александр Филиппович Смирдин вошёл в историю русского книгоиздательства как основатель нового периода в издательском деле, периода, позднее названного его именем. «Имя издателя, книгопродавца Смирдина давно уже приобрело на Руси общую известность, - писал В.Г. Белинский . - В глазах публики г. Смирдин давно уже не принадлежал к числу обыкновенных торгашей книгами. Нет, русская публика видела в г. Смирдине книгопродавца на европейскую ногу, книгопродавца с благородным самолюбием, для которого не столько важно было нажиться через книги, сколько слить свое имя с русской литературой, ввести его в её летописи».

И действительно, несмотря на коммерческий характер деятельности Смирдина, её с полным основанием надо назвать просветительской. Начав «мальчиком» в московской книжной лавке, он во время захвата Москвы французской армией в 1812 г., пешком, пробавляясь милостыней, добрался до Петербурга, где спустя некоторое время устроился в книжную лавку Плавилыцикова. Там полуграмотный юноша проявил недюжинные способности, необыкновенное трудолюбие и большую любовь к книге.

Это побудило Плавилыцикова не только назначить его главным приказчиком, но и завещать Смирдину типографию, книжный магазин и библиотеку. Смирдин свято чтил память своего учителя и всемерно сохранял многие его начинания, но в то же время значительно расширил издательское дело, установив его на коммерческих началах, намного увеличив тиражи и удешевив стоимость книги. […] Смирдин много помогал писателям, в том числе А.С. Пушкину , к которому он относился с благоговением и любовью, высоко оценивал всё, что выходило из-под пера великого поэта. Так, в начале 1830-х годов, когда расходы Пушкина резко возросли в связи с женитьбой, Смирдин взял на себя распродажу всех ранее вышедших, но не раскупленных его произведений, за что ежемесячно выплачивал поэту по 600 рублей. Помимо сочинений Пушкина Смирдин издавал И.А. Крылова , Н.В. Гоголя , В.А. Жуковского , К.Н. Батюшкова , П.А. Вяземского , осуществлял переиздание произведений М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина . Успешное ведение дел позволило Смирдину в 1832 г. перевести свой магазин, помещавшийся на Мойке у Синего моста, в роскошное помещение на Невском проспекте (д. 22). Н.М. Карамзин так описал этот магазин: «На Невском проспекте в прекрасном новом здании, принадлежавшем лютеранской церкви св. Петра , в нижнем жилье находится книжная торговля г. Смирдина. Русские книги в богатых переплётах стоят горделиво за стеклом в шкафах красного дерева, и вежливые приказчики, руководствуя покупающих, удовлетворяют потребность каждого с необыкновенной скоростью. В верхнем жилье над магазином устраивается библиотека для чтения, первая в России по богатству и полноте... Сердце утешается при мысли, что наконец и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги». К сожалению, такая плодотворная любовь Смирдина к русской литературе и писателям его лично привела к разорению.

Литератор А. В. Никитенко заметил в своём дневнике про Смирдина: «Наши литераторы владеют его карманом как арендою. Он может разориться по их милости. Это было бы настоящим несчастьем для нашей литературы».

Действительно, некоторые писатели злоупотребляли благожелательным отношением издателя, среди них - особенно Булгарин , Сенковский и Греч. В результате к концу 30-х годов Смирдин испытывает большие трудности.

В 1839 году он делает попытку объединить русских писателей в фундаментальном издании «Сто русских литераторов» с их портретами и обзорами творчества. Но издание, несмотря на роскошное оформление, было неудачным и убыточным. Неудачей закончилась и попытка публикации «Энциклопедического лексикона».

С 1840 г. и по год смерти 1857 - для Смирдина был период борьбы с разорением и долгами. Несмотря на все попытки опытного «книжника», дела его шли всё хуже, и скончался А.Ф. Смирдин в полной нищете, позабытый многими из тех, кому он так помогал при жизни».

Яковкина Н.И., История русской культуры. Первая половина XIX века, СПб, «Лань», 1998 г., с. 81-83.

Новости

    С 20 января 2019 года начинается VII-й сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
    в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на .

    44-я очная конференция сайт «Стратегии творчества», пройдёт в центре Санкт-Петербурга у Невского проспекта в период «белых ночей» 22 июня 2019 года (суббота).

220 лет со дня рождения выдающегося петербургского издателя А. Ф. Смирдина (1795-1857) .

«Сердце утешается при мысли, что, наконец, и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги. Это как-то воодушевляет писателя», – так писала газета «Северная пчела» по поводу переселения книжной лавки и библиотеки А.Ф. Смирдина в новое, роскошное по тем временам помещение на Невском проспекте в конце 1831 года. А в 1833 году, в память об этом событии, был издан альманах «Новоселье», который В.Г. Белинский назвал «лучшим русским альманахом». Так деятельность Смирдина дала имя еще одному (пятому) периоду русской словесности по классификации Белинского, который в «Литературных мечтаниях» рассуждая о периодизации русской словесности, писал так: «… остаётся упомянуть ещё о пятом, … который можно и должно назвать смирдинским, … ибо А.Ф. Смирдин является главой и распорядителем сего периода». Конечно, этому важному событию предшествовали и другие, не менее важные, и большая часть жизни Александра Филипповича Смирдина.

Кто же он, А.Ф. Смирдин, почему его имя не затерялось среди целого ряда имён деятелей книжного дела, почему именно о нём осталась память? Об этом читателям блога «ВО!круг книг» расскажет Галина Фортыгина, библиотекарь абонемента художественной литературы.

Александр Филиппович Смирдин родился 1 февраля 1795 года в Москве, в семье мелкого торговца полотном. Отец не смог обеспечить сыну образования по недостатку средств и отдал «мальчиком» в лавку московского книгопродавца Ильина. За короткое время «мальчик» добился положения приказчика. Так, начав работать в сфере книжной торговли, Смирдин не изменил своего занятия до самой смерти. Позже состоялась судьбоносная встреча Смирдина с петербургским книгопродавцем В.А. Плавильщиковым, к которому он поступил на службу. Талант, трудолюбие и практическая смекалка привели к тому, что Смирдин, начав работать простым приказчиком в лавке В.А. Плавильщикова, позже стал владельцем книжного дела и развил широкую книготорговую и издательскую деятельность.

Успех Смирдина-издателя начинается с выпуска в 1829 году «нравственно-сатирического романа Ф.В. Булгарина «Иван Выжигин». Огромный по тем временам тираж, около 4 тысяч экземпляров, разошелся за три недели. Это был один из первых в России романов, написанных на материале русского быта, и поэтому воспринимался современниками почти как первый «русский» роман. Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», имевшей небывалый успех у читателя. В начале 1830-х годов Смирдин приобрёл право на продажу всех ранее вышедших произведений Пушкина, но за это книгоиздатель платил необычайно высокие по тем временам гонорары.

А в конце 1831 года Смирдин сделал новый шаг на поприще книжной торговли – он перевел свою книжную лавку в более просторное помещение на Невском проспекте. Книжная лавка и библиотека для чтения Смирдина на Невском проспекте, против Казанского собора очень скоро стали своего рода литературным салоном, где собирались писатели разных направлений. Пушкин был частым его посетителем и участвовал в открытии в феврале 1832 года. Несколько позднее вместе с Соболевским он сочинил шуточную эпиграмму на завсегдатаев салона:

Коль ты к Смирдину войдешь,

Ничего там не найдешь,

Ничего ты там не купишь,

Лишь Сенковского толкнешь

Иль в Булгарина наступишь

При книжной лавке Смирдин открыл библиотеку, книги в которой можно было брать за небольшую плату. Таким образом, в одном предприятии удачно сочеталось коммерческое и культурное начало. Такая система прекрасно работала, но коммерческий успех не самое главное, такая деятельность Смирдина служила популяризации чтения, в библиотеку стали приходить те люди, чей доход был весьма скромен. Плюс ко всему этому Смирдин создал печатный каталог «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина», сохранивший роль ценнейшего справочника. Этот каталог, изданный в 1828 году, вместе с прибавлениями (в 1829, 1832, 1852 и 1856гг.) всегда был и остаётся одним из основных библиографических справочников по русской литературе предшествующего времени.

Еще одной интересной и важной культурной инициативой А.Ф. Смирдина, имевшей при этом и коммерческий успех, стало издание журнала «Библиотека для чтения». Первая книга нового журнала вышла в январе 1834 года. Это был первый российский толстый энциклопедический журнал, осознанный как литературный факт.

Итак, теперь стало понятно, почему имя А.Ф. Смирдина не затерялось среди целого ряда имён деятелей книжного дела. Вот ещё некоторые факты и итоги.

Благодаря деятельности А.Ф. Смирдина значительно расширился круг российской читающей публики. Качественные, но недорогие благодаря массовым тиражам (3-4 тысячи экземпляров) книги хлынули из столицы в провинцию. Чтение перестало быть уделом людей состоятельных. Благодаря Смирдину, отмечал В.Г. Белинский, «приобретение книг более или менее сделалось доступным и тому классу людей, которые наиболее читают и, следовательно, наиболее нуждаются в книгах».

Выдающуюся культурную роль сыграла и платная библиотека при книжном магазине.

Деятельность Смирдина способствовала популяризации российской словесности. Он издавал Карамзина, Ломоносова, Державина, Пушкина, Гоголя, Крылова, инициировал издание серии «Полное собрание сочинений русских авторов», в рамках которой выпустил свыше 70 томов (небольшого формата)произведений более чем 35 русских писателей, в том числе К.Н. Батюшкова, Д.В. Веневитинова, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, а также императрицы Екатерины II.

Смирдин как издатель первого русского «толстого» журнала «Библиотека для чтения», положил начало существованию в России «толстых» журналов. В.Г. Белинский писал: «До него наша журналистика существовала только для немногих, только для избранных, только для любителей, но не для общества».

А.Ф. Смирдин первым в России ввел постоянную оплату авторского труда.

Итак, в истории Александр Филиппович Смирдин навсегда остался в памяти, как книгоиздатель, совершивший переворот в русской книжной торговле и, как следствие, в русской литературе.

Источники:

Баренбаум, И.Е. История книги: учебник для вузов/ И.Е. Баренбаум.– М.: Книга, 1984.­– 248с.;

Закревский, Ю. По следам книгоиздателя Смирдина/ Ю. Закревский// Наука и жизнь.– 2004.– №11.– С. 30–34.

Черейский, Л.А. Современники Пушкина: документальные очерки/ Л.А. Черейский.– Л.: Дет. лит., 1981.­ 270с.


Обзор подготовлен библиотекарем отдела абонемента художественной литературы Галиной Фортыгиной.

Александр Филиппович Смирдин родился 21 января (1 февраля) 1795 г. в семье московского мещанина. В 13 лет отец определил сына в «книжную» лавку, в которой тот приобрел первые навыки книготорговли. В 1817 г. он переезжает в Санкт-Петербург для работы в новом книжном магазине известного книгопродавца В. А. Плавильщикова по личному приглашению хозяина. Именно здесь молодой Смирдин проходит «высшую школу» книжного дела и как книгопродавец, и как будущий крупный библиограф и издатель. После смерти Плавильщикова в 1823 г. Смирдин по духовному завещанию получает во владение магазин своего хозяина и его библиотеку для чтения.

В 1825 г. начинается самостоятельная книгопродавческая и издательская деятельность А. Ф. Смирдина. В 1829 г. он издал первую книгу - «Иван Выжигин» Ф. В. Булгарина.
На рубеже 1820-1830-х гг. Смирдин становится ведущим лицом в русской книжной торговле и книгоиздательском деле.

Успешная торговая деятельность способствовала переезду книжной лавки и библиотеки на Невский проспект. Это стало заметным событием в русской культурной жизни: о нем писали в газетах, современники обсуждали событие в письмах. Переезд знаменовал не только коммерческий успех Смирдина, но и переход на новый качественный уровень литературы и всей книжности. К этому времени Александр Филиппович был знаком со многими русскими писателями. На праздновании новоселья присутствовал весь литературный Петербург. Литераторы, чтобы отблагодарить радушного хозяина, решили издать в его честь сборник. В 1833 и 1834 гг. вышли две книги альманаха «Новоселье» .

Середина 1830-х гг. стало временем наивысшего расцвета книготорговой и издательской деятельности Смирдина. Его лавка и библиотека на Невском превратились в центр литературного Петербурга во многом благодаря его деловым контактам с лучшими русскими писателями. «Смирдинский период» в истории развития книжного дела совпал с «золотым веком» русской литературы. У Смирдина сложились дружеские отношения с А. С. Пушкиным , он издавал сочинения Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского и многих других знаменитых писателей и поэтов, участвовал в распространении посмертного издания «Северных цветов» А. А. Дельвига. В 1830 г. Смирдин приобрел у И. А. Крылова за 40 тыс. рублей право на 10 лет издавать его басни. Им было осуществлено 8 изданий общим тиражом 40 000 экземпляров. Кроме того, баснописец в 1835 г. редактировал журнал «Библиотека для чтения», издаваемый Смирдиным. Как и Пушкину, Смирдин платил Крылову очень высокие гонорары - по 300 рублей за каждую новую басню.

До Смирдина литературный труд не рассматривался как профессиональная деятельность. Александр Филиппович ввел постоянную выплату гонорара, размеры которого позволяли писателю целиком посвятить себя литературному труду. За время своей деятельности Смирдин издал и продал книг на сумму около 10 млн рублей, а выплатил авторских гонораров 1,5 млн рублей (т. е. прибыль от издательской деятельности в несколько раз превышала размер гонораров).

Александр Филиппович значительно уменьшил стоимость книг. Например, он выкупил у наследников Н. М. Карамзина за большие деньги право на издание 12-томной «История Государства Российскаго», которую напечатал большим тиражом. Это позволило продавать новое издание по 30 рублей ассигнациями (ранее книги стоили 120-150 рублей).

Огромное значение для развития русского книговедения, литературы и науки не только в XIX в., но и в наши дни имеет изданная Смирдиным в 1828 г. «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина» и прибавления к ней (1829, 1832).

В 1834 г. Смирдин основал журнал «Библиотека для чтения» .

В 1839 г. Смирдин предпринял монументальное по замыслу издание «Сто русских литераторов» .

В начале 1840-х гг. начался упадок книгоиздательской и книготорговой деятельности Смирдина. Пытаясь выйти из финансовых затруднений, он делал долги, что не спасало ситуации. Но и в эти черные дни Смирдин не переставал быть деятельным. В 1843 и 1844 гг. им были организованы две книжные лотереи, принесшие доход 150 тыс. рублей, которые почти полностью ушли на погашение долгов. Лотереи оказались одним из способов распространения книг и способствовали оживлению книжной торговли. Тем не менее, дела Смирдина шли все хуже и хуже. И все же он продолжал трудиться.

В 1846 г. начинается выпуск серии «Полное собрание сочинений русских авторов» . Начав публиковать первые тома серии, Смирдин организует «Контору издания русских классиков и высылки их иногородним», далекий прообраз «Книга - почтой».
В 1856 г. Смирдин был объявлен банкротом, что послужило причиной депрессии. Умер А. Ф. Смирдин в нищете 16 (28) сентября 1857 г. Он был похоронен на Волковском кладбище.

Имя книгопродавца и издателя Александра Филипповича Смирдина навсегда вписано в историю русского просвещения и русской литературы.

Библиотека для чтения и книжная лавка А. Ф. Смирдина. Деталь «Панорамы Невского проспекта» В. С. Садовникова. Литография на камне И. Иванова

Выставку подготовили:
Идея, текст, подготовка иллюстративного материала - Шумкова И. А.

Редакция текста - Зырянова И. В.

Разместил на сайте - Осетров В. В.

Ю. ЗАКРЕВСКИЙ, кинорежиссер и книголюб.

Портрет А. С. Пушкина (акварель 20,5x17 см). 1831 год. Художник неизвестен.

Книгоиздатель и библиофил Александр Федорович Смирдин. Портрет середины XIX века.

В. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной. 1842 год.

Титульный лист альманаха "Новоселье" с изображением Лавки Смирдина, расположенной на Невском проспекте рядом с лютеранской церковью.

А. П. Брюллов. "Обед по поводу открытия нового книжного магазина Смирдина". 1832-1833 годы.

А. П. Сапожников "В книжной лавке А. Ф. Смирдина".

На акварели Н. Г. Чернецова - С.-Петербург, академия художеств. 1826 год.

Заглавный лист первого номера журнала "Библиотека для чтения".

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием животворили,
Не говори с печалию: их нет!
Но с благодарностию: б ы л и.
В. Жуковский

С.-Петербург, Набережная Мойки, дом 12. Январь 1837 года. На втором этаже лежит тяжело раненный Александр Пушкин. У постели врачи - Спасский и Даль, друзья - Вяземский, Данзас, Жуковский, Арендт, Загряжская. В соседней комнате жена и дети - их Пушкин не хотел тревожить. Лестница и передняя полны народу, людей всех состояний.

Умирающего мучает боль и еще более - тоска предсмертная. За несколько минут до кончины попытался подняться. "Мне пригрезилось, что я с тобой лезу вверх по этим книгам и полкам!", - вспоминает Жуковский слова поэта. Очень может быть, что прощался Пушкин и с друзьями-книгами. Не дописал, не дочитал, не вернул книги в библиотеку... На каждой - наклейка: "Из библиотеки А. Смирдина. Желающим пользоваться благоволят подписаться и платить: за целый год - 30 руб., а с журналами сверх того - 20 руб.". Пушкин был ее завсегдатаем, хотя и подсмеивался над хозяином:

К Смирдину как ни придешь,
Ничего не купишь,
Иль Сенковского найдешь,
Иль в Булгарина наступишь.

Александр Филиппович Смирдин боготворил поэта, а тот отшучивался:

Смирдин меня в беду поверг,
У торгаша семь пятниц на неделе,
Его четверг на самом деле
Есть "после дождичка в четверг".

Чем же досадил Пушкину этот "торгаш"? Уплатил за стихи чуть позже срока? Так ведь и поэт не раз бывал у него в долгу.

Кто же такой А. Ф. Смирдин?

Он немного старше Пушкина (родился в 1795 году), но детство его тоже протекало в Москве. Не принадлежал к дворянскому сословию, с пятнадцати лет служил в книжной лавке. Товар был пестрый: от "Истории Ваньки Каина" и "Повести английского милорда" до журналов "Трутень", "Адская почта", "Северная пчела", "Полезное и приятное", "И то и сио"... Будущий писатель Стендаль, очутившись вместе с наполеоновской армией в Москве, был поражен обилием книг. А Саше Смирдину вместе с друзьями пришлось спасать их от пожаров. Хотел вступить в ополчение - не взяли, да и враг уже "убрался восвояси". Поздней осенью 1812 года направился в Петербург. Раньше там не бывал, но знал о Северной Пальмире немало - из книг и журналов.

Маститым петербургским книгопродавцом и издателем слыл тогда Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823). Вместе с братом он арендовал с начала XIX века Театральную типографию, расширил торговлю, создал при магазине библиотеку. Бывал у них и лицеист Пушкин, в одном из первых стихотворений он записал:

Виргилий, Тасс с Гомером,
Все вместе предстоят.
Здесь Озеров с Расином,
Руссо и Карамзин,
С Мольером-исполином
Фонвизин и Княжнин.
Ты здесь, лентяй беспечный,
Мудрец чистосердечный,
Ванюша Лафонтен.

Конечно же Саше Смирдину возмечталось работать у Плавильщикова. И тот взял его по рекомендации книготорговца П. Ильина, как знающего книжника, в приказчики, а потом сделал и управляющим магазином.

"С лица был он человек постоянно серьезный, сосредоточенный, чрезвычайно привязанный к своему делу и трудолюбивый до смешного", - писал о Смирдине один из его современников. В магазин и в библиотеку захаживали чуть ли не все литераторы, историки, художники. Привлекали их не только книги, но и честный, обходительный, стремящийся к просвещению приказчик. Крылов и Карамзин, Жуковский и Батюшков, Федор Глинка и Карл Брюллов впоследствии стали его друзьями. А Плавильщиков, завещая приказчику свою торговлю, за небольшую сумму продал ему библиотеку. Правда, оставил после себя и немалые долги: около трех миллионов рублей ассигнация ми пришлось выплачивать Смирдину, чтобы сохранить книжный магазин у Синего моста.

Шел 1823 год. Над Россией, "от хладных финских вод до пламенной Колхиды", всходило "солнце Пушкина". Из южного изгнания поэт прислал поэму - называли ее то "Ключ", то "Фонтан". Поэма расходилась в списках, а вскоре была издана с рисунком на титуле. Получив книжицу, Пушкин написал другу Вяземскому: "...Начинаю почитать наших книгопродавцов и думать, что наше ремесло, право, не хуже других".

Очевидная в том заслуга издателей братьев Глазуновых, Ширяева и Смирдина. На сочинениях Державина и Капниста, на прекрасно иллюстрированных баснях Крылова появилась марка фирмы: "Издано иждивением А. Ф. Смирдина". Тогда же он был "записан в с.-петербургское купечество".

Возник своеобразный "почерк Смирдина" - добротность и прекрасны й вкус издателя. Содружество писателей и поэтов со Смирдиным гарантировало, что книга будет быстро распродана и труд автора достойно оплачен. Особенная щедрость издателя проявлялась по отношению к произведениям Пушкина: он прекрасно понимал желание поэта жить за счет литературного труда. Смирдин одним из первых осознал огромное значение творчества поэта для духовной жизни России. Потому и стал добровольным посредником между "Творцом" и "Народом". В 1827 году за немалую по тому времени сумму - 20 тысяч - он покупает у Пушкина три поэмы. Платит независимо от того, как они будут распроданы. Поэмы издавал отдельными книжками с иллюстрациями. В "Руслане и Людмиле" впервые появляется портрет поэта работы Ореста Кипренского. Чуть позже у Смирдина же выходят "Борис Годунов", "Повести Белкина" и семь глав "Евгения Онегина".

Но Пушкин далеко не всем доволен. Возмущался, например, тем, что Смирдин издавал О. Сенковского и Ф. Булгарина. На отношения поэта к издателю позже, возможно, влияла и Наталья Николаевна. Авдотья Панаева в "Воспоминаниях" (издательство "Academia", 1929 г.) приводит по этому поводу рассказ самого Смирдина:

"- Характерная-с, дама-с. Мне раз случилось говорить с ней. Я пришел к Александру Сергеевичу за рукописью и принес деньги; он поставил мне условием, чтобы я всегда платил золотом, потому что их супруга, кроме золота, не желает брать других денег. Александр Сергеевич мне и говорит: "Идите к ней, она хочет сама вас видеть". Я же не смею переступить порога, потому вижу даму, стоящую у трюмо, а горничная шнурует ей атласный корсет.

Я вас для того позвала к себе, чтобы вам объявить, что вы не получите от меня рукописи, пока не принесете сто золотых вместо пятидесяти... Прощайте!

Все это проговорила скоро, не поворачивая ко мне головы, а смотрясь в зеркало... Я поклонился, пошел к Александру Сергеевичу, и они сказали мне:

Нечего делать, надо вам ублажить мою жену, ей понадобилось заказать новое бальное платье".

В тот же день требуемые деньги Смирдин принес.

Новоселье

В 1832 году смирдинская "Лавка" и библиотека переехали на Невский проспект (рядом с лютеранской церковью). Только за наем бельэтажа было уплачено 12 тысяч ассигнациями. Роскошный по тому времени магазин все восприняли как невиданный скачок в истории русской книжной торговли.

Перед открытием магазина "Северная пчела" сообщала: "А. Ф. Смирдин, снискавший уважение всех благомысленных литераторов честностью в делах и благородным стремлением к успехам литературы и любовь публики.., захотел дать приличный приют русскому уму и основал книжный магазин, какого еще не бывало в России... Книги покойного Плавильщикова обрели наконец теплый магазин... русская наша литература вошла в честь". Прежде книжная торговля происходила под открытым небом или в помещениях неотапливаемых. Смирдин переселил ее "из подвалов в чертоги".

Его отношение к литературе тем удивительнее, что сам он не был широко образованным человеком, даже в грамоте не слишком силен. Но приказчики у него обладали библиографическими знаниями, с ним водили дружбу библиофилы Ножевщиков и Цветаев, переводчик и поэт Василий Анастасевич - при его участии впоследствии была составлена так называемая "Роспись", то есть каталог смирдинского собрания. Четыре томика этой Росписи сохранились до наших дней в Русском фонде питерской Публички.

Торжественное открытие магазина и библиотеки состоялось 19 февраля 1832 года. В большом зале перед массивными шкафами, заполненными красивыми фолиантами, накрыли обеденный стол. Собралось около ста гостей. Потом "Северная пчела" обнародовала их фамилии со своим комментарием: "Любопытно и забавно было видеть здесь представителей веков минувших, истекающего и наступающего; видеть журнальных противников, выражающих друг другу чувства уважения и приязни, критиков и раскритикованных..." На председательском месте - библиотекарь и баснописец Крылов, рядом - Жуковский и Пушкин, с другой стороны - Греч и Гоголь, чуть в стороне - смиренно склонивший голову Смирдин. Так запечатлел их художник А. П. Брюллов на эскизе титульного листа альманаха "Новоселье" (1832-1833).

Почтенный ветеран поэзии граф Д. И. Хвостов прочел хозяину стихи:

Угодник русских муз,
свой празднуй юбилей,
Гостям шампанское
для новоселья лей;
Ты нам Державина,
Карамзина из гроба
К бессмертной жизни вновь воззвал.

Наконец в бокалах запенилось шампанское и прозвучал тост во здравие государя императора. Потом - за хозяина. Пили и за его гостей-друзей. "Веселость, откровенность, остроумие и безусловное братство одушевили сие торжество", - вспоминал Греч. Уютная "лавка Смирдина" очень скоро стала местом встреч петербургских литераторов - прародительницей писательских клубов.

На этом же торжественном обеде было решено общими трудами создать альманах. Придумали название - "Новоселье" - и попросили Смирдина его возглавить. В первый номер альманаха вошли кроме стихов и очерков драматический опус историка Погодина и часть гоголевского "Миргорода". "Новоселье" выходило вплоть до 1839 года.

Журналы Смирдина

В это же время Смирдин стал издавать журнал "Библиотека для чтения". Его критиковали за "пестроту" содержания, но многим именно пестротой он и нравился - число подписчиков быстро достигло пяти тысяч.

Смирдинский журнал назван, может быть, и неудачно - "Библиотека для чтения" (а для чего же существуют библиотеки, если не для чтения?), но его разнообразные разделы: "Стихотворения и проза", "Иностранная словесность", "Науки и художества", "Промышленность и сельское хозяйство", "Критика", "Литературная летопись", "Смесь" - неизменно присутствовали во всех номерах (добавлялась временами только "Мода" с раскрашенными картинками; увеличился и объем: с 18 до 24 печатных листов).

По примеру "Библиотеки" и "Отечественных записок" издавались потом пушкинский и некрасовский "Современник" да и наши "толстые" журналы.

Принимал ли Пушкин непосредственное участие в издательской деятельности Смирдина, неизвестно, но без взаимных советов, видимо, не обходилось.

Серьезнейшей реформой Смирдина можно считать снижение цен на книги и журналы за счет увеличения их тиража. В 1838 году А. Ф. Смирдин предпринял издание произведений современных ему писателей - "Сто русских литераторов", "чтобы публика видела черты каждого и судила о его слоге и особенностях". Довелось и мне листать эти три объемистых тома, отпечатанных на добротной бумаге с портретами писателей и гравюрами.

Уже тогда истинный демократ, поклонник Пушкина и Гоголя Виссарион Белинский писал о новом периоде в русской словесности, называя его "Смирдинский". Он защищал его деятельность от нападок эстетствующих: "Есть люди, которые утверждают, что будто г.Смирдин убил нашу литературу, соблазнив барышами ея талантливых представителей. Нужно ли доказывать, что эти люди - злонамеренные и враждебные всякому бескорыстному предприятию". И как бы подтверждая мысль Белинского, одна из газет того времени писала: "Смирдину мы обязаны тем, что ныне литературные занятия дают средства к жизни... Он истинно честный и добрый человек! Наши литераторы владеют его карманом, как арендою. Он может разориться".

Бескорыстность Смирдина очевидна. Например, издавая карамзинскую "Историю государства российского", он смог уменьшить стоимость ее двенадцати книжек в пять раз. Благодаря Смирдину книги сделались доступными и тому классу людей, который наиболее в них нуждался. Очевидна и вторая составляющая его деятельности: чем больше читающих, тем образованнее общество. Немало усилий приложил Смирдин к изданию собраний сочинений тех, кто и сегодня близок нам, - И. Богдановича, А. Грибоедова, М. Лермонтова.

У Смирдина появились конкуренты - далеко не бескорыстные. Один из главных - Адольф Плющар, начинавший с печатания афиш и объявлений о развлечениях в столице, а потом перешедший к изданию "Энциклопедического лексикона", пользовавшегося успехом. Начались интриги, приведшие к ссоре Смирдина с Плющаром.

Александр Филиппович затеял издание "Живописного путешествия по России", гравюры к нему заказал в Лондоне. Долго их ждал, а получил почему-то из Лейпцига и очень плохие. Чтобы не разориться, Смирдин организовал книжную лотерею. Был в ней, однако, не только коммерческий умысел, но и стремление пристрастить к чтению население многих районов России. Сначала лотерея проходила успешно, но на третий год уже тысячи билетов остались непроданными. Сказался общий кризис в книжной торговле, вызванный резким увеличением количества книгопродавцев и издателей: в этом деле появилось много людей случайных. Рыночно-спекулятивный характер принимает почти вся книжная промышленность.

Так или иначе, а Смирдин (как и Плющар) разорился. Он писал тогда: "Под старость я остался гол как сокол - это всем ведомо". Но книги умудрился сохранить с полнейшим их библиографическим описанием. Однако после смерти Смирдина (в 1857 году), а потом и его наследников смирдинская библиотека пропала - 50 тысяч томов! Библиофилы начала ХХ века пытались ее разыскать, но тщетно...

Пути книг неисповедимы

В 1978 году в "Вечерней Москве" появилась крохотная заметка главного редактора "Альманаха библиофила" Евгения Ивановича Осетрова, который напал на след той библиотеки. Ему удалось узнать, что перекупщик книг по фамилии Кимель приобрел ее у кого-то по дешевке и переправил в Ригу. Кое-что продал букинистам, а бо" льшую часть книг его наследники в двадцатые годы ХХ века продали Министерству иностранных дел Чехии.

История почти детективная, но не столь уж необычная: книгам доводится путешествовать. Много путешествовал и я, снимая географические фильмы и очерки в "Альманах кинопутешествий". Встретились мы с Евгением Ивановичем и решили написать заявку на фильм о судьбе и поисках библиотеки Смирдина. На моей студии на заявку посмотрели косо: вот если бы что-то о техническом прогрессе... Послали заявку в пражскую киностудию "Кратки фильм". Там на совместную постановку охотно согласились и прислали своих представителей для подписания договора.

Был написан и отослан в "Кратки фильм" литературный сценарий. А потом настало время съемок... Сказочная стобашенная Прага! Пять с лишним веков отсчитывают время куранты на Староместской ратуше. Игрушечный петух все так же кричал, а апостолы появлялись в окошечках, как и в ту пору, когда на далеких невских берегах Пушкин любовался белыми ночами, а Смирдин спешил в свою лавку. И здесь и там любовь к книгам и к мудрости извечна. Азбука, созданная "солунскими братьями" Кириллом и Мефодием - теми, что стоят в бронзе на Карловом мосту, - помогла сплотить славян. А Страгов монастырь стал сокровищницей чешской и иных письменностей: книги веков семнадцатого, шестнадцатого, четырнадцатого, двенадцатого!

В Климентинуме, монастыре доминиканцев, в начале XVII века были открыты школы и типография. Теперь здесь разместились библиотеки: национальная, музыкальная, техническая. Одно из крупнейших собраний книг на славянских языках, и главное в нем - литература русская.

Да это же экслибрис Смирдина! Так вот она, смирдинская библиотека!

Нет, это только ее половина, - отвечает мне, улыбаясь, заведующий русским сектором милейший Иржи Вацек.

Потом он рассказал, как эти книги к ним попали.

У нас даже древнерусские рукописи есть, кое-что из изданного Иваном Федоровым-Москвитиным. С начала ХХ века нам присылают почти все ваши журналы и альманахи. А когда была закуплена в Риге смирдинская библиотека, оказалось, что многого в ней не хватает. По росписи добирали недостающее по всей Европе - так образовался Смирдинский фонд.

Были и вторые экземпляры - их отсылали в Бродзяны, куда наша съемочная группа и решила отправиться. Когда-то в Бродзянском замке жила сестра жены Пушкина Александра Гончарова, ставшая женой австрийского посланника в России Густава Фризенгофа. В замке гостили дети и внуки Пушкина - они запечатлены в рисунках семейного альбома. В столовой традиционные фамильные портреты и акварельные - Натальи Гончаровой, Пушкина и его друзей. Появились они здесь уже в наши годы: когда в замке создавали музей русской литературы, их сюда привезли вместе со смирдинскими книгами.

Стояли дни поздней осени, дорожки были покрыты опавшей листвой, солнце играло в кронах дубов и вязов. "Осенняя пора - очей очарованье!" Но вспомнились и стихи Н. Заболоцкого:

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться
из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

И подумалось: ведь и Александр Смирдин думал о потомках, делая благородное, важнейшее дело. Меняются обычаи, нравы, идеологии, но живой для нас остается русская словесность. А если вам, любезный читатель, доведется побывать в петербургской Публичной библиотеке, попросите в Русском фонде показать единственный живописный портрет А. Ф. Смирдина. Поклонитесь и от меня его памяти.