"На братских могилах не ставят крестов, но разве от этого легче?". На этих могилах не ставят крестов… Вечный огонь нашей памяти

В обществе то возникает, то затихает дискуссия о выносе мумифицированного тела вождя революции Ленина из мавзолея. Начались и робкие выступления Русской Православной Церкви о "вечном огне", который горит на могиле "Неизвестного солдата". Все это: и мумия Ленина, и "вечный огонь" - символы утраченного советского государства, которое мы строили без Бога. Бога мы вычеркнули из нашей жизни и обустроили ее языческими капищами, более соответствующими эстетике египетского жречества, чем традиции русского народа. И когда встает "наболевший" вопрос: кто живет в России, "русские" или "россияне", то, вспомнив принятую символику советского государства, надо признать, что пока в России живут советские люди. И все - таки вопрос о символике "вечного огня" Псковское агентство информации решило задать представителям нашей Церкви, священникам Псковской епархии, чтобы они внесли ясность в наше запутанное представление о государственных символах в нашей жизни.

Руководитель информационной службы Псковской епархии священник Андрей Таскаев:

"Всем здравомыслящим людям понятно, что коммунистическая власть ничего не выдумала нового в построении советского государства, но из жизни страны был убран Бог, и старались убрать все, что связано с Богом или заменить: иконы - портретами коммунистических вождей, молитву - коммунистическими гимнами, Крестные ходы - демонстрациями, Богослужения - партийными собраниями, Бога, Имя Божие заменили лозунгом "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи" и т.п. Абсолютно безгрешную партию нельзя было ни обсуждать, ни критиковать, и светлое будущее - коммунизм был ничем иным, как "копиркой" евангельского Царства Божия. Только Царство Божие не от мира сего, но царство, которое строили коммунисты, земляное. Вот так произошла полная подмена ценностей, и эта подмена оказала столь сильное воздействие на нравственный уровень народа, что люди за восемьдесят с лишним лет заметно изменились и утратили многие традиции православного народа. Но в истории восемьдесят лет - это ничто, пройдет сто - сто пятьдесят лет и этот период будет смотреться страшным, кровавым, но небольшим промежутком времени. Для нас, живущих в этом времени, эти восемьдесят лет прошли не быстро: нет ни одного поколения, которого бы не коснулась коммунистическая гидра. Именно поэтому, когда осознаешь подмену, удивляешься тому, как люди быстро привыкли и считают это нормальным. Та же выпивка - поминания на кладбище, спрашиваешь: "Зачем выпиваете на кладбище? - а тебе отвечают: Так всегда делали, всю жизнь". "Так всегда" и "всю жизнь" это сколько? И выясняется, что даже не знают, делали ли так бабушки с дедушками, а вот мама с папой делали, и зачастую наши родители вообще не знают бабушек и дедушек. Коммунистическая власть, когда пришла, оторвала родителей от детей, огромное количество людей вынуждено было родителей своих забыть, предать. И теперь эти внуки, которые выросли, не помня своих бабушек и дедушек, сами уже имеют внуков, ругаются и говорят: "так всю жизнь было, так всегда делали". Всегда - это восемьдесят лет? Для людей восемьдесят лет действительно огромный период и для них это "всегда", а что было до этого, никому не интересно. Меня еще в школе поражал тот факт, не знаю, как сейчас, что тысячелетнюю историю России мы изучали несколько месяцев, а шестидесятилетнюю историю Советского Союза и КПСС - несколько лет, моего детского ума тогда не хватило понять такое.

Наш народ не знает истории и ему она малоинтересна, наверное, из-за каких-то жизненных проблем: надо сводить концы с концами, добывать себе на хлеб, воспитывать детей - тут не до истории, не до того, как жила Россия до революции, а уж о символике знать совсем неинтересно. И поэтому мы сегодня идем 9 мая в День Победы к "вечному огню", забывая известное проклятие "в геенне тебе огненной гореть" - вот что такое вечный огонь по смыслу. А мы молимся у "вечного огня", вспоминая своих героических предков, своих отважных отцов. Это что? Намек на то, что им гореть в вечном огне? Неужели не найти другого места, где можно служить панихиду и вспоминать героев? У нас множество военных мемориалов, мне нравится, как содержится в Пскове мемориал по Юбилейной - можно ведь там отдавать дань памяти нашим героям, помолиться на их могилах. А мы это делаем возле "вечного огня", у памятника "Неизвестному солдату". Причем здесь "вечный огонь" и Неизвестный солдат, представленный пятиконечной масонской звездой, в которой горит гееннский огонь. Может быть те, кто разбирается в символике, задумаются, надо ли нам поминать наших солдат этим сатанинским знаком вечного огня? Получается, наши предки достойны этого огня? Но люди об этом не задумываются и скажут опять: "так всегда было". Между тем, расскажу историю, один исследователь - архитектор искал в Москве "химеры" - такие странные, символичные, бредовые сооружения, и раскопал, что до 30-го года на одном месте в Москве был общественный туалет, потом его снесли и забыли, что там был туалет, а когда стали делать мемориал Неизвестному солдату, то почему - то советские власти решили поставить мемориал Неизвестному солдату на этом месте бывшего туалета, и бросили туда в навоз останки солдат, закопали. Поставили постамент, зажгли огонь - теперь это Могила Неизвестного солдата, что очень похоже на издевку. Чтобы такого не случалось, символику надо знать и понимать. Хорошо бы нашей власти было позаботиться о создании памятника к 60-летию Победы в Пскове, достойного наших солдат-победителей, конечно, надо вернуться к кресту, который ставился традиционно тысячи лет в России на могилах воинов".

Настоятель храма св. Николая Чудотворца в Любятове, протоиерей Владимир Попов: "Беда нашей страны заключается в том, что до сих пор нет у нас юридической оценки событий 1917-го и последующих годов коммунистической власти. Интернационал-коммунизм не осужден до сих пор, как, например, немецкий национал-социализм, или итальянский фашизм. Должна быть дана юридическая оценка деяний этой клики Ленина-Троцкого-Сталина и их последователей, чтобы очистить страну от двусмысленности, которая есть до сих пор, и она дезориентирует людей. Мы живем в обстановке мифов, например, празднуем день рождения армии, которая рождалась не 23 февраля 1918 года, а много столетий раньше, и так со многими другими датами нашей истории. Сейчас коммунистические фракции хотят органично влиться и в дальнейшую нашу историю, а этого не должно быть.

Одним из тяжелых наследий коммунистического времени является поклонение "вечному огню". Сам по себе этот огонь восходит к богоборческому огню Прометея, а Прометей - это образ люцифера, который научил человека пользоваться огнем, и огонь является символом разума, борьбы, мнимого просвещения. Но главное во всей этой ситуации, что, совершая литии и панихиды нашим воинам у "вечного огня", мы соглашаемся с тем, что эти воины находятся в том же самом месте, где находятся Ленин, Сталин. Забывая, что наши воины, обыкновенные русские парни, как правило, деревенские, сложили голову в 18-20 лет, но были воспитаны в тот период, когда еще Бог не был изгнан из провинциальной глубинки России. Поминать наших погибших у "вечного огня" просто кощунственно. Мне "вечный огонь" напоминает более огонь Чернобыля, чем любой другой. Более того, это устройство капищ с "вечным огнем" совершенно чуждо нашей Православной культуре, русской культуре. Пусть лучше забытая могилка с крестом, стоявшим над ней - так хоронили русских солдат испокон веку, где бы они ни сложили свою голову, всегда была могила, и был крест - это и есть достойная память о русском солдате. Потому что умирая, он умирал как христианин, с сознанием того, что "несть жертвы выше той, чем кто положит душу свою за други своя". В этом был смысл жертвы русского солдата и смысл вечного поминания живых, которые ему остались благодарны. Церкви надо занять более твердую позицию в том, что поклонение "вечному огню" является неприемлемым с православной точки зрения. Если событие поминовения связано с государственными праздниками - панихиды все-таки надо служить только в храмах, и только там, или упразднить "вечные огни" и поставить вместо них настоящие христианские памятники русским солдатам - кресты".

Настоятель воинского храма св. Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор: "В каком-то городе было трудное финансовое положение, не было денег за газ, и тогда "вечный огонь" погасили. "Вечный огонь" на могилах павших - это неправильное понятие и неправильная терминология. Как техническое устройство "вечный огонь" может выйти из строя - денег нет, механизм устаревает, горелки изнашиваются и т.п. Вечный - это постоянный, на все времена, может быть "вечная слава" и "вечная память" - это когда народ помнит героев, что для верующих людей особенно ясно: вечная память - это вечная жизнь с Богом. А по представлениям верующих людей, вечный огонь - это тот огонь, который горит в аду, вот он действительно вечен. Вечен только адов огонь, он мучает и жжет, и, если на земле человек привыкает к мучениям, то в аду не привыкнуть, это страшные мучения. Мы перепутали терминологически, и, оказалось, запутали смысл.

Панихиды служить надо не у "вечного огня", а где традиционно служатся - на кладбищах, мемориалах. Возможно, возле памятника освобождению Пскова поставить крест и "Неугасимую лампаду" вместо "вечного огня". У нас, в церквях России тысячи, постоянно горящих день и ночь лампад - они называются "Неугасимая лампада". Вообще в древности приношением усопшим был не запах газа, а ладан, благоухание ладана. Мы тоже на панихиды у Часовни "Державной" ставим ладаницу с угольком на постамент и кладем ладан - все благоухает вокруг.

На месте гибели Александра Матросова в Чернушках мы поставили крест, потому что кресты ставили в войну на могилах наших солдат - это были их первые памятники.

Вместо "вечного огня" можно поставить красивый кованый крест и возжечь "Неугасимую лампаду" - будет достойный памятник нашим воинам, а возле него можно совершать панихиды. Такой памятник будет как возрождение православной традиции поминовения погибших на войне, и в его создании могут многие поучаствовать: пожертвовать средства на масло, на ковку креста".

Напомним нашим читателям, что библейское понятие " вечного огня" - это геенна огненная, преисподняя, ад, устроенные Богом для сатаны и чертей. В вечном огне в страшных мучениях горят также тела и души грешников. Господь говорит: это "трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огнь их не угаснет" (Ис., 66, 24); "Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его" (Мф., 25, 41); "И смерть и ад повержены в озеро... огненное и серное... и будут мучиться день и ночь во веки веков!" (Откр., 20, 10, 14). А православные люди в своих молитвах просят Господа: "Избави мя огня вечнующаго, и червия злого, и тартара". Поэтому в Православной Святой Руси вообще никогда даже не могло быть какого-либо памятника с вечным огнем - он воспринимался бы как сатанинское капище.

http://informpskov.ru/print/28255.html

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Великой Победы.

Классный час “На братских могилах не ставят крестов”

Немного осталось времени до того момента, когда мы будем праздновать 68-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Советский Союз потерял около 26 миллионов человеческих жизней. Около 2 миллионов солдат и офицеров пропали без вести. Судьбы многих до сих пор неизвестны.

На братских могилах не ставят крестов

И вдовы на них на рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы

Все судьбы в единую слиты.

А в вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

На братских могилах нет плачущих вдов,

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?

Как вы думаете, почему на братских могилах не ставят крестов?(Ответы детей)

Действительно, крест обозначает принадлежность человека к Христианской религии. Крест, полумесяц, шестиконечная звезда и другие символы – символы разных религий. А братская могила-это захоронение людей без имени, без фамилии, без звания, которые до сих пор числятся без вести пропавшими. Сколько их, братских могил? Тысячи? Десятки тысяч?

Проблема установления судеб без вести пропавших военнослужащих в годы Великой Отечественной войны и сейчас остается весьма острой. Мы, нынешнее поколение, не можем позволить себе, чтобы она растягивалась на десятилетия. Необходимо сделать все возможное, чтобы памятные слова “Никто не забыт, ничто не забыто” превратилось в дело, чтобы память о героях-войнах свято хранилась нашим народом, чтобы их имена знали потомки.

Несколько лет назад в одной из телепередач была показана фотография военной хроники. На ней солдат-пулеметчик. Кто он, этот солдат? Чей сын, брат, муж, отец? Письма. Десятки писем. Листы, вырванные из тетради со следами слез.

“…Мать все плакала. Отец вытер ей краем пилотки слезы, прикурил папиросу и я в последний раз смотрел на его лицо и помню каждую черточку. Это он. Слышите? Он!…”.

“…Посмотрите. У него побитый фрезой ноготь на пальце правой руки. Поверьте, это мой отец… ”

“…Хабаровск. Восемнадцатое февраля. Дорогие мои, это мой брат. Ваня Скворцов, он воевал под Киевом. Погиб не знаю где. На какой земле его похоронили?… ”

Письма все шли, шли и шли.

Теперь фамилия солдата установлена. Это – Поликарпов Николай Михайлович.

В мае 1944 Николай Михайлович писал брату: “9 мая 1944. Нахожусь в госпитале после ранения. Нога почти уже нормальная, хожу. А врач никак на фронт не отпускает. Если жива моя Евдокия, передай ей и детям поклон. И еще … скажи — все отвоюем. Ползать буду, но в обиду земли нашей не дам. ”

Николай Поликарпов погиб в июле 1944 в Польше.

Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится Победа советского народа в Великой Отечественной войне.(Презентация “Никто не забыт, ничто не забыто ”)

Почтим память павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. (Звучит минута молчания на фоне последнего слайда из презентации).

Победа в ВОВ досталась нам очень дорогой ценой. Судьбы тысяч людей так и остались не выясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. С целью организации работы по увековечиванию памяти павших защитников Отечества и реализации на практике лозунга “Никто не забыт, ничто не забыто” Президент РФ издал ряд поручений и указов.

В соответствии с Указом от 22 января 2006 года “Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества ”, Министерством обороны РФ был создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы ВОВ, а также в послевоенный период.

Главная цель проекта – дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о погибших родных, близких и определить место их захоронения.

Выполнения технической части проекта – создание и наполнение сайта ОБД Мемориал (www.obd-memorial.ru) было поручено специализированной организации – корпорации “Электронный архив”.

Данные для наполнения Обобщенного банка данных взяты из официальных архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны РФ и в Военно-мемориальном центре в Военных Сил Российской Федерации. Основной массив документов – это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д) , а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров.

На сайте вы можете найти данные о звании погибшего, части, в которой он служил, дате причине смерти(убит, умер от ран, пропал без вести) и месте захоронения. Более того, на сайте выложены отсканированные копии всех обработанных документов-первоисточников, содержащих информацию о персоналиях. Эти документы позволяют с большой точностью идентифицировать павших, поскольку в них часто содержится дополнительная информация, в частности имена и адреса родственников, которым отсылались похоронки.

В рамках проекта в Интернет-доступ предоставлено около 10 миллионов листов архивных документов и свыше 30 тысяч паспортов воинских захоронений. Впервые вы сможете ознакомится с реальными документами, самостоятельно провести поиск и исследования. На сегодняшний день ни в одной стране мира нет подобного банка данных.

Мемориал является достойным памятником всем воинам, погибшим и пропавшим без вести при защите нашей Родины, на практике реализуя лозунг: “Никто не забыт, ничто не забыто”.

Война еще долго после Победы догоняла своих солдат. Они умирали от старых ран, болезней. В госпиталях и дома. Хоронили их тихо, без салютов и надгробных речей. Из госпиталей на кладбища привозили тех, у кого не отыскалось родственников. Над их могилами ставили простенькие таблички с фамилией, инициалами, датами рождения и смерти. Предполагалось, что, оправившись от военной разрухи, страна обессмертит имена своих защитников в граните и мраморе. Никто не будет забыт, ничто не будет забыто?

На дворе - шестьдесят первая победная весна. За годы эти действительно установлено много памятников, обелисков. Тем, кто не вернулся с кровавых полей. А если все-таки вернулся и умер уже от ран? Или не от ран, от болезней или другой какой напасти?

Есть в Серпухове крохотное воинское кладбище, примкнувшее к старому, Занарскому. Скромный штакетник выстроился в подобие прямоугольника - здесь и повернуться-то негде. Захоронения плотно прижаты друг к другу. Площадь экономили, это сразу бросается в глаза. Но еще пуще режет нервы нынешнее состояние солдатских могил. Они потихоньку исчезают. Холмики за годы их существования никто ни разу не поправлял. Никто и памятников бойцам не поставил. Даже простеньких металлических пирамидок. Только колья, кое-где увенчанные звездочками.

…Сначала отваливались звезды, следом таблички с именами бойцов. Примерно на трети здешних могил уже нет никаких указаний на то, чье это захоронение. Некоторые таблички лежат на земле или прислонены к кольям. Но имена уже можно прочесть с трудом: солдат Смирнов (1920-1946), солдат Иванов (1933-1955), солдат Марков В.Н., солдат Ефремов М.И., старший сержант Старков (1920-1952), солдат Прапов (впрочем, возможно, и Крапов, буквы разобрать почти невозможно)…

В этом скорбном ряду попадается надпись посвежее: гвардии лейтенант Ижутин Александр Ефимович (1923-1947). Похоже, кто-то из родных могилку отыскал и успел при своей жизни обновить табличку. Судя по осыпающемуся холмику, было это давненько.

Нет признаков ухода и за могилой курсанта Александра Георгиевича Рябова (1925-1945). Но здесь память об Александре хранит гранит.

Сюда когда-то приходила старенькая женщина в платочке, цветы приносила. Умерла, наверное. Больше никто не ходит, - горестно поведала Лариса Николаевна Селезнева, у которой на этом же кладбище захоронен единственный сын Николай, погибший в Афганистане. Его могила выделяется ухоженностью. Впрочем, и соседние захоронения всегда прибраны.

Вот сюда, к бывшему курсанту Владимиру Морозову, тоже никто не ходит. Давно умер, в 1956-м, стараюсь и здесь порядок поддерживать, - говорит усталым голосом женщина. Чуть повернувшись, показывает она еще одно захоронение, где даже холмика не осталось. Но заботливой рукой по всей поверхности разложены искусственные цветы.

С моим Коленькой рядом тоже кто-то молодой лежит. Табличка с именем давно утеряна. Но я во сне парня этого видела: молодой, светленький. Поговорила с ним. Точнее, он спросил, почему же ему-то никто водичку в стакане не ставит. С той поры и ему воду наливаю.

До срока поседевшая мать заученными движениями дергает пробившуюся траву, оставляя лишь цветочные всходы.

Воруют цветы. Не успею посадить, приду, а их уже нет. Как люди Бога не боятся?

Потом Лариса Николаевна рассказывает, что обычно после Пасхи ей удается украсить и другие бесхозные могилки.

Народ приходит у родных убираться на Занарском кладбище. Старых веночков, цветов искусственных много выкидывают. А я те, что получше, подберу, помою в тазике со стиральным порошком и всем ребяткам разнесу - вот и у них праздник получается, - обводит она рукой военное кладбище. - Правда, опять цветы украдут, но хоть денек-другой ребятки наши порадуются.

- “Наши” - это чьи?

От вопроса женщина чуть теряется. Но тут же поясняет:

Вот кто сюда хоть иногда заходит могилам поклониться, для тех и наши.

Разговор этот случился у меня еще прошлой весной. Нынешней Ларису Николаевну на кладбище не застала...

Только что ушла, - пояснили курсанты Серпуховского военного института, убирающие по соседству мусорные кучи. Заметно, что и на военном кладбище они с граблями поработали. Но больше здесь никаких перемен.

Сюда наши курсанты приходят каждый год весной, - поясняют Василий Захаров и Салават Имут, судя по нашивкам на рукавах - первокурсники.

Нам мусор отсюда убрать велели, убираем.

А летом придете, когда трава вымахает в рост человека?

Не знаю. Придем, если пошлют, - отвечает за двоих Салават. Оглядывается по сторонам и замечает: - Здесь, наверное, и наши курсанты лежат, только давно погибшие. Ни могил, ни звездочек уже не осталось, даже страшновато как-то, - парень ежится, будто подуло откуда-то холодом.

Родни не осталось, вот и не нужны больше никому, - констатирует его товарищ.

У меня тоже никого, - Салават почти на шепот сбивается и поясняет, что родителей потерял, когда едва двенадцать исполнилось. С тех пор рос “сыном полка” при воинских частях в Саратове, в Пензенской области. В Серпуховский военный институт приехал по направлению.

Институтом это высшее заведение стало лет пять назад. А так здесь в войну летная школа была, потом училище ракетных войск стратегического назначения. Традиционно погибших курсантов хоронили на этом небольшом кладбище, рядом с госпитальными могилами. И кто бы мог подумать, что скорбный этот уголок станет со временем местом выгула собак. Их приводят сюда из соседних особняков. Закрывают ворота - и готова площадка.

Об этом варварстве рассказала женщина, убиравшая могилу неподалеку от воинских захоронений. Она же предложила посмотреть для сравнения, как содержатся захоронения немецких и венгерских военнопленных.

От нашего военного кладбища идти метров сто. Порядок тут - идеальный. Не палки из могил торчат - чугунные кресты, на века сделанные. В их расстановке, в оформлении самого кладбища чувствуется рука дизайнера. На большой мраморной плите выбито: “Здесь покоятся военнопленные - жертвы Второй мировой войны”.

На кладбище грех, наверное, морализировать. Но про “жертвы” - это все-таки круто сказано. Ну да ладно, что теперь их прах тревожить? Но вот невыносимо обидно за победителей. Получается, что они - жертвы. Жертвы нашего беспамятства. Это мы с трибун про память вечную голосим на весь мир, а на кладбище, у себя под боком, не можем в нормальное состояние воинские захоронения привести.

Зато как обязаловка - к очередному Дню Победы обязательно или плита новая где-то появится, или обелиск. Вот только нет гарантии, что лет через двадцать-тридцать и они не будут заброшены.


70 лет назад отгремели победные салюты по всей советской стране в честь окончания Великой Отечественной войны - самой жестокой и кровопролитной за всю историю человечества. С радостью и слезами на глазах отмечали этот незабываемый день миллионы советских граждан. Но горечь тех утрат вот уже 70 лет не дает забыть человечеству ужасов войны.

Вспомнился один случай. Еду в автобусе в другой город. В центре каждого городка и поселка стоит памятник Неизвестному солдату с обязательным Вечным огнем. 90-е годы, все рушится. Народ озлобленный, растерянный. Нищета, крах и развал всего, что казалось незыблемым… А Вечный огонь горит! Не знаю почему, но именно это тогда бросилось в глаза. Вдруг слышу громкую реплику женщины средних лет: «В стране разруха, нищета, а они газ палят! Кому это сейчас нужно?! Лучше бы деньги сэкономили!» Автобус как раз проезжал мимо очередного памятника Неизвестному солдату. Резануло по сердцу.

В автобусе наступила тишина, и никто не возразил скандальной тетке. Равнодушие людей потрясло больше, чем эти безумные фразы. Не выдержала, ответила, ни к кому не обращаясь: «Это нужно не мертвым, это нужно живым!» И снова тишина в ответ… Так в полной тишине и повисшем в воздухе напряжении доехали до конечного пункта. Одним, видимо, стало стыдно, другим было, по-прежнему, все равно…

Сколько их, неизвестных солдат, лежит до сих пор в полях и лесах от Москвы до Берлина! Сколько матерей никогда не узнали, где могилы их сыновей. Сколько вдов и сирот не могли бы найти места, чтобы оплакать своих погибших мужей и отцов, если бы не эти памятники Неизвестному солдату в каждом поселке и городке нашей многострадальной земли.

Каждый год 9 Мая миллионы людей идут поклониться павшим в Великой Отечественной войне советским воинам к памятникам и мемориалам, где горит Вечный огонь, как дань нашей вечной памяти о них - известных и безымянных героях, спасших мир от коричневой чумы.

Самый известный мемориал «Могила Неизвестного солдата» установлен в Москве в Александровском саду 8 мая 1967г. В декабре 1966г. в канун битвы под Москвой было решено перенести к Кремлевской Стене прах неизвестного солдата из захоронения у 41-го километра Ленинградского шоссе. Сначала возникла идея создать памятник солдатам, погибшим за Москву. В процессе стало ясно, что памятник должен быть всенародным. Таким мог стать только памятник Неизвестному солдату. Специально разработали торжественный ритуал захоронения. Уже ранним утром 6 декабря 1966г. вся улица Горького была заполнена сотнями тысяч людей. Прах неизвестного солдата везли на орудийном лафете в сопровождении траурного кортежа до Манежной площади. В скорбной тишине слышен был плач людей. Последние метры гроб несли выдающиеся члены правительства и маршал Рокоссовский.

Сохранились кадры хроники об этом:

7 мая 1967г. от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде был зажжен факел и эстафетой доставлен в Москву на Могилу Неизвестного солдата. По рассказам свидетелей по всей дороге от Ленинграда до Москвы стоял живой людской коридор. В Москве факел принял легендарный летчик, Герой Советского Союза, Алексей Маресьев, а зажег Вечный огонь генсек Л. Брежнев. Очевидец написал: «Я видел плачущих мужчин и молящихся женщин. Люди замерли, стараясь не пропустить самого важного мига — зажжения Вечного огня».

У всех, кто был причастен к созданию этого памятника, было ощущение, что это самое главное дело их жизни, что оно - навечно.

Какая сила поднимала в те годы миллионы наших советских людей на смертельную битву с фашизмом? Ради чего наши деды и прадеды, не задумываясь, шли в последний смертный бой? Есть ли другой такой народ на Земле, способный так же жертвовать собой ради спасения других?

Вот как писал о русских воинах Фридрих Вильгельм фон Меллентин, в книге «Танковые сражения 1939-1945 гг.»:

«Можно почти с уверенностью сказать, что ни один культурный житель Запада никогда не поймет характера и души русских. Знание русского характера может послужить ключом к пониманию боевых качеств русского солдата, его преимуществ и методов его борьбы на поле боя… Никогда нельзя заранее сказать, что предпримет русский : как правило, он шарахается из одной крайности в другую.


Его натура так же необычна и сложна, как и сама эта огромная и непонятная страна. Трудно представить себе границы его терпения и выносливости, он необычайно смел и отважен …»

Сегодня все загадки такой загадочной для жителей Запада, да и для нас самих, русской души разгаданы Системно-векторной психологией Юрия Бурлана.

Все дело в нашем уникальном менталитете. В силу суровых климатических условий выжить в бескрайних лесостепях России в одиночку никогда не было возможно, люди должны помогать друг другу, а общее всегда важнее личного. Потому и шли советские воины в смертный бой, не щадя своих жизней - ради будущих поколений. Потому не считались с лишениями и личными трудностями - ради сохранения общего. И потому на Могиле Неизвестного солдата в Москве высечена надпись: «ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО. ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН».

Куда идем сегодня мы - их потомки? На что ориентируемся? Что можем дать миру? Почему личное для нас теперь важнее общего? Разве о таком нашем будущем думали наши деды и прадеды, замерзая в окопах под шквальным огнем вражеских орудий?

Как мало мы делаем в память о павших, приходя почтить их 9 мая! Мы обязаны построить другой мир в память об их жертвах, ради нас. Мир, где нет места ненависти друг к другу. И именно в России это возможно так, как нигде на Земле.

Статья написана с использованием материалов