Пароход володарский. Фильм «Жестокий романс»: люди и пароходы, сыгравшие главные роли в картине

23.11.2016 21:30

33 года назад, 23 ноября 1983 года, в СССР состоялась премьера художественного фильма «Жестокий романс». Картина, снятая режиссёром Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», на широкий экран вышла в 1984 году и получила зрительское признание: журнал «Советский экран», на основе ежегодного опроса читателей, признал его «лучшим фильмом года». А Никиту Михалкова, исполнившего в фильме роль Сергея Паратова, потомственного дворянина и владельца судоходной компании, зрители выбрали актером года.

Компанию Михалкову на съемочной площадке составил не менее звездный состав советского экрана - Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Борислав Брондуков, Сергей Арцибашев и многие другие. Отдельно стоит сказать, что в одном из эпизодов, в роли матроса, бьющего рынду в , был снят Селезнев Сергей Арсентьевич - нынешний капитан . А во время съемок фильма он работал вторым штурманом на пароходе «Спартак», который в фильме снят как «Ласточка».

Не меньше великолепной игры актеров доставляет и саундтрек к фильму: «Мохнатый шмель, на душистый хмель», «А напоследок я скажу», «Под лаской плюшевого пледа» - композиции стали такой же классикой, как и сам фильм.

Действие картины разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городе Бряхимове в 1877-1878 годах. В начальных титрах картины показана Волжская набережная в Ярославле, а натурные съёмки проходили в основном на Волге в Костроме.

Художник Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века. А одну из главных ролей сыграли два настоящих парохода: «Спартак», исполнивший роль «Ласточки», и «Достоевский» в роли «Святой Ольги».

Пароход «Спартак» был построен в 1914 году в Нижнем Новгороде (сейчас ) по заказу общества «Самолёт» и начал работу под названием «Великая Княжна Татьяна Николаевна», а позже стал «Добрыней Никитичем». Он проработал в Волжском пароходстве до июля 1991 года, после чего, вместе с однотипным пароходом «Володарский», судно было отправлено на модернизацию, которая закончилась тем, что оба парохода разграбили и сожгли в конце 90-х, бросив останки под Ростовом-на-Дону.


Пароход "Спартак" на Волге в 1987 году. Фото: Илья Рабин


Пароход "Достоевский" на Волге в 1983 году в роли "Святой Ольги". Фото: Владимир Розовский

Что же до парохода «Достоевский», который был построен в 1956 году в Венгрии по , то и он больше на экраны не попадал. После списания в начале 90-х годов судно использовалось в качестве базы отдыха на реке Медведице в Кимрском районе Тверской области. В 2014 году пароход, заброшенный с начала 2000-х годов после пожара, был утилизирован.

В 1914 году вышел в первый рейс по Волге пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна", построенный по заказу пароходного общества "Самолет" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. В советское время пароход получил название "Спартак". Он работал на Волге много десятилетий, участвовал в двух войнах. В 1980-е годы "Спартак" работал на линии Горький - Астрахань вместе с трехпалубными теплоходами, по одному с ними расписанию. Последний рейс пароход выполнил в 1991 году, и после долгих лет отстоя и разграбления сгорел в затоне под Аксаем.

Мне посчастливилось побывать на этом пароходе в детстве, в один из последних лет его работы, во время стоянки. А потом, в 2001 году, высаживался с лодки на обгоревший корпус парохода в Аксае. Что интересно: в 1991 году пароход "Спартак" еще работал на Волге, это было не так давно. Но большинство людей относятся к подобным историческим пароходам как к чему-то совсем древнему, из другого мира. Одни говорят, что это были роскошные пароходы-дворцы, другие - наоборот, считают, что на этих судах пассажиры жили в спартанских условиях. А на самом деле большой разницы для пассажира между историческим пароходом и двухпалубным судном послевоенной постройки и не было. Почти та же планировка помещений, похожие каюты и палубы. Ну, разве что бесшумный ход и особый пароходный запах.

Несколько лет назад саратовский краевед Владимир Михайлович Цыбин подарил мне два альбома, которые в свою очередь подарены ему А. и Г. Зайцевыми. В одном альбоме собраны фотографии некоторых интерьеров парохода "Спартак", в другом - парохода "Усиевич".

Давайте сегодня заглянем на пароход "Спартак", а в другой раз побываем на "Усиевиче".


В альбоме, правда, нет непарадных интерьеров парохода, а их там было много, начиная с большого и неуютного центрального пролета, напоминавшего место для приема грузов, да по сути им и являвшегося. Но поднимемся из него по широкому пологому трапу на вторую палубу. Там мы попадем в мир тишины и уюта.

Кормовая часть коридора средней палубы отделана линкрустом и не особенно привлекательна.

Зато носовая часть интереснее. Здесь коридор ведет в ресторан, который до капитального ремонта парохода, проведенного в 1950-е годы, был салоном первого класса.

Помню, что когда я зашел на однотипный пароход "Володарский", меня очень впечатлил красивый интерьер ресторана. А вот каким был ресторан на "Спартаке":

В альбоме есть всего одна фотография пассажирской каюты "Спартака". Я предполагаю, что это каюта "люкс", которая изначально называлась "каюта для молодоженов":

Выйдем на прогулочные палубы...

А теперь поднимемся наверх, туда, где находится капитанская рубка, хотя на старых пароходах доступа для пассажиров на верхнюю палубу чаще всего не было.

Свистки "Спартака":

"Спартак" и другие исторические пароходы в течение многих десятилетий формировали облик волжского пассажирского судоходства, да и во многом облик Волги. И даже после появления современных по тем временам трехпалубных, а позднее четырехпалубных судов у исторических пароходов оставалось множество поклонников. Когда пароходы ушли, по ним скучали.

Может быть, когда-нибудь будут построены похожие суда, но с современной "начинкой".

Говоря о судоходной тематике в кинематографе и особенно - в отечественном, нельзя пройти мимо киноленты Эльдара Рязанова "Жестокий Романс", вышедшей на экраны в 1984 году. Фильм снят по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница". Съемки ленты проходили в Костроме и на костромском плесе.




пароход "Спартак" Волжского объединенного речного пароходства на фоне костромской набережной


"Ласточка" (в роди этого парохода снимался "Спартак") причаливает к костромскому дебаркадеру


на заднем плане у дебаркадера - задекорированный пароход "Достоевский" - в фильме он "Святая Ольга". Весь декор сведен к установке высокой дымовой трубы, характерной для пароходов конца XIX - начала ХХ века


подача сигнала


вот один ляп, весьма крупный - проводы только вышедшей замуж за грузинского князя Ольги Дмитриевны, старшей сестры Ларисы - от дебаркадера отваливает "Ласточка" (Спартак)


а когда пароход с молодоженами удалился от пристани - в кадре уже "Достоевский"


нос "Спартака" - "Ласточки"


"Спартак" на ходу


крыло мостика "Спартака"


паровой штурвал


начинается гонка между Ласточкой и Святой Ольгой

это уже из серии вынужденных ляпов - пароход "Спартак" работал на пассажирской линии Ярославль - Астрахань


латунный и надраенный машинный телеграф соответствует эпохе и переведен в положение "Полный вред", а современный, используемый для управления - стоит в положении "Стоп"


пароходные гонки


"Святая Ольга" (Достоевский, проект 737)


Лариса (актриса Лариса Гузеева, этот к/ф стал ее дебютом на главной роли - до этого она снималась в одном из эпизодов т/ф "Место встречи изменить нельзя") говорит с Кузьмичем (механиком парохода) по переговорной трубе. Но на переднем плане "влез" витой шнур современного переговорного устройства


на переднем плане "Ласточка", за ней - "Святая Ольга"


Обогнали. В принципе ничего удивительного - у "Спартака" машина мощностью в 1250 л.с., а у "Достоевского" - всего 450. Кстати с этим связан еще один "ляп" - Паратов (Н. Михалков) когда показывал Ларисе машину "Ласточки", говорит что она 500 лошадей заменяет. Тоесть мощность машины 500 л.с. - но на самом деле мощность машины "Спартака" в 2,5 раза выше. Опять же - "ляп" вынужденный - в начале 80-х на Волге пароходов уже было крайне мало.


разбираемый плот на фоне Ипатьевского монастыря


"Ласточка" уходит в рейс с купцами и Ларисой на бдорту (финальная часть картины)


носовой салон


Карандышев пытается догнать "Ласточку" на лодке. в кадре появляется буксир "Самара" - это паровой колесный буксир послевоенной уже постройки - проект 732/733


по одной из версий - это буксир "Быстрый". Если так - судно живо, сохранена паросиловая установка. В последние годы судно было переделанно в двухпалубный прогулочный пароход. Вот кадр с участием "Быстрого" из фильма "Китайский Сервиз" (1999 год)




"Ласточка" в утреннем тумане


под обносом главной палубы


Карандышев (Андрей Мягков) бегает по палубам разыскивая Ларису


на палубе (обнос носовой части средней палубы)


вестибюль парохода


места т.н. четвертого класса


"огород" (крыша части надстройки, находящейся перед рубкой)

и теперь о пароходах:
пароход "Спартак", фото датировано 1986 годом - исполнитель роли "Ласточки"


построен на Сормовском заводе в 1914 году. Работал до 1990 года. В последствии был приобретен частной фирмой и перегнан вместе с однотипным "Володарским" под Ростов-на-Дону. В последствии оба судна были сожжены, а останки разобраны на металл (2000-е годы).

пароход проекта 737 "Достоевский" - он снимался в роли парохода "Святая Ольга"


построен в 1956 году, после списания использовался в качестве плавучей турбазы у Белого Городка. В 2000-х годах пожар уничтожил среднюю палубу.
UP: В 2014 году пароход был разобран на металл на месте своей последней стоянке - на реке Малая Пудица. Состояние судна в августе 2014 года (

Волга нынче пуста. Нет, рыба в ней есть, говорят даже больше стало. А вот судоходство уменьшилось. 1990 год стал последним годом эпохи пара - с эксплуатации был снят пароход "Спартак", построенный еще до революции. Сначала он стоял в затоне, потом его вместе с однотипным "Володарским" увели в Ростов-на-Дону. Там они и сгинули. Потом исчез и "Память Азина", "всплыв" в сильно измененном виде в Будапеште, а в середине 90-х в Паркомуне (затон и судоремонтный завод "Память Парижской Коммуны", пос. Память Парижской Коммуны, Борский район Нижегородской обл.) разобрали на металл бывшего волжского рекордсмена - пароход "Ломоносов".
Теперь пароходы по Волге не ходят. Правда несколько лет назад пригнали с Северной Двины пароход "Станюкович", но он находится на восстановлении. И когда начнет ходить по Волге, да и будет ли ходить - пока не известно.
Еще раньше - в начале 80-х - ушли в небытие последние построенные для советского речного флота пароходы проекта 737. После них строили только теплоходы и дизель-электроходы. 737-е становились турбазами, домами отдыха, а многие - просто исчезали, разбирались на металл.
Но сегодня мы их увидим вновь - правда на старых чернобелых снимках. Живые, шлепающие плицами колес по воде и с неповторимым запахом масла, металла и пара. Пусть и виртуально, но на некоторое время вернемся в паровую эпоху.
История этого фотоархива традиционно - пароходство его на свалку отправить хотело. Подобрали что успели. Впоследствии архив был разделен на три части - одна попала на сканирование ко мне. Фотографии обратно вернул нынешнему владельцу. Почему он не выкладывает то что у него есть - не знаю. Я же решил выложить свою часть - ибо пока она на моем компе - толку от нее немного. Некоторые пароходы представлены в нескольких экземплярах - решил не выбирать ракурсы - выложил что было.


"Мельников-Печерский"на Химкинском водохранилище



предположительно - на фото пароход "Сергей Есенин"


"40 лет ВЛКСМ"

построен - 1958, до 1965 года - МРП, в 1966 году передан в Киев, переименован в "Тарас Шевченко"


"40 лет ВЛКСМ" - скорей всего идет из под моста на МКАДе к СРВ


"Александр Пирогов"

Александр Пирогов
построен - 1955 год, переименован в последствии в "Севастополь"
пароходство - МРП




"Севастополь"


"Александр Малышкин" уходит с СРВ

Александр Георгиевич Малышкин (1892-1938) - русский советский писатель, классик социалистического реализма
построен - 1955, пароходства - МРП, Управление речного флота при совмине УССР, переименован - А. С. Пушкин


"Алексей Толстой", предположительно на Оке

построен - 1952
до 1965 года - Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону
с 1965 года - Днепровское пароходство


"Антон Макаренко" - вполне возможно снят в районе Дмитрова на канале им. Москвы

Антон Макаренко
построен - 1955, МРП




"Антон Макаренко" у горьковской пристани - реччного вокзала в его нынешнем виде нет. Да и вода сейчас выше.


"А. П. Чехов"

А. П. Чехов
построен - 1957, МРП, передан на Днепр


"Владимир Арсеньев"

Владимир Арсеньев
построен - 1955, БРП, Уфа




"Владимир Арсеньев" уходит в рейс от СРВ, г. Москва


"Владимир Арсеньев" на Волге - судя по всему у горьковского речного вокзала, на заднем плане - теплоход проекта 301 - судя по названию - предположительно "Владимир Ильич" (в настоящее время "Санкт-Петербург")


"А. Афиногенов"

А. Афиногенов




"А. Афиногенов" подходит к пристани


"Павел Бажов", Камское речное пароходство

построен - 1954
1954-1956 - Куйбышевский Пассажирский Речной Порт, Куйбышев (ныне Самара)
1957-1959 - Казанский Пассажирский Речной Порт, Казань
с 1960 года - порт Горький, ВОРП


"Борис Горбатов"

Борис Леонтьевич Горбатов (1908-1954) - русский советский писатель, сценарист. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1946, 1952). Член ВКП(б) с 1930 года.
построен - 1954, порт Сталинград/Волгоград


"Матрос Вакуленчук"

Построен в 1956 году, в 1995 г. затонул в районе Ваду луй Воде; разобран на металл. До списания работал в Московском Речном Пароходстве.
Пароход назван в честь Григория Никитича Вакуленчука, матроса эскадренного броненосца "Князь Потемкин Таврический", одного из руководителей восстания 1905 года


"Матрос Вакуленчук" на Оке, стоянка у необорудованного берега


"Матрос Вакуленчук" на ходу


"Виктор Гусев"

Построен - 1955, МРП, Москва
Использовался в качестве корпуса дома отдыха "Кристалл" (г. Саратов);
в 1979 г. сгорел; постепенно разобран.




"Виктор Гусев" идет полным ходом


"Владимир Ставский"

Построен - 1956, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону
Затоплен на Цимлянском водохранилище в 1976 г.


"Всеволод Вишневский"

Бревна-кранцы, расположенные по бортам - насущная необходимость при работе на Москве и Оке - причем для колесного парохода они были даже важнее, чем для сменивших их теплоходов проекта 305 (о поездке по "Московской Кругосветке" на т/х "Григорий Пирогов" читаем ). Проблема заключалась в шлюзах - стенки низкие, потому при входе в шлюз, особенно с заполненной камерой, можно было запросто снести колеса и продавить борт.
Построен - 1953
1953 - ???? - КРП, Молотов/Пермь
с 1964г. - Днепровское пароходство, Киев
Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС


"Вячеслав Шишков"

Вячесла́в Я́ковлевич Шишко́в (1873-1945), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946 - посмертно).
построен - 1953, с 1953 г. - КРП, Молотов/Пермь
с 1964 г. - Днепровское пароходство, Киев


"Аркадий Гайдар" на фоне новостроек


"Ярослав Галан"

Построен - 1956, БРП, Уфа
После списания использовался в качестве турбазы в районе Уфы


"Генерал Кирсанов"

Построен - 1954, КРП, Молотов/Пермь


"Демьян Бедный"

Построен - 1954
1954 - Московско-Окское пароходство, Москва
1955-1959 - МРП, Москва
с 1960 г. - БРП, Уфа
После списания стоял в качестве корпуса санатория в Усть-Качке




"Демьян Бедный"


"Джамбул"

первоначально - БРП, Уфа, потом передан Кубанскому пароходству
После списания продан на р. Кубань, где работал еще минимум 7-8 лет


"Н. А. Добролюбов". Свой век пароход закончил в качестве стоечного судна - стоял в Москве в качестве ресторана

Построен - 1957, МРП, Москва
Стоял как ресторан "Бургас" в Москве на обводном канале Москвы-реки; сгорел
можно с уверенностью утвенрждать, что судно было еще цело в 1978-1979 году - во время съемок кинофильма "Место встречи изменить нельзя" (Одесская киностудия, 1979 год, реж. Станислав Говорухин)



фото парохода "Н. А. Добролюбов" в роли плавресторана, фото датировано 1988 годом


"Достоевский"

Построен - 1956, ВОРП, Горький. Этот пароход на ходу можем видеть в к/ф "Жестокий романс" - он "играет роль" парохода "Святая Ольга". После списания из Московского речного пароходства стоял в качестве плавтурбазы в Белом Городке, уже в двухтысячных на пароходе произошел пожар - выгорела средняя палуба. В каком состоянии судно сейчас - сказать не могу.
Надо сказать, что соревнование в фильме было не самое справделивое - мощность машины 737-ого - 450 л.с., "Спартака" (он снимался в роли "Ласточки") - 1320 л.с. Кадры из фильма:




"Евгений Петров"

Построен - 1954, КРП, Молотов/Пермь


"Жуковский"

Построен - 1957, БРП, Уфа
списан в 1985 году




"Жуковский" у причала СРВ, г. Москва


"И. С. Никитин"

Построен - 1957, КРП, Молотов/Пермь

Мамин-Сибиряк, Построен - 1957, БРП, Уфа
в последствии - Петрозаводск, Иван Кадомцев




"Иван Кадомцев" отходит от пристани, у пристани виден нос парохода "Уфа".


"Петрозаводск"


"Петрозаводск"


"Казань"

Казань, 1958, БРП, Уфа
сгорел в 1995 году




"Казань" у причала СРВ, г. Москва


"Киев"

Александр Корнейчук, 1956, МРП, Москва
переименован в "Киев"




"Киев" на Канале им. Москвы, вышел из под старого моста на Ленинградском шоссе. Как мне кажется - идет на Волгу


"К. М. Станюкович" подходит к пермскому причалу.

После службы на Волге судно передали в Архангельск, где оно работало на Северной Двине, совершая рейсы по транспортной линии Архангельс - Котлас. Потом пароход был списан. В начале двухтысячных годов пароход был вукуплен новым владельцем и переведен обратно на Волгу. Сейчас находится на восстановлении в Городце.
Построен - 1956
до 1983 г. - МРП, Москва




"К. М. Станюкович" уходит в рейс от СРВ, г. Москва
Репортаж М. Пашковского с парохода, февраль 2011 года


"Лебедев-Кумач"

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч (настоящая фамилия - Лебедев) (1898-1949), русский советский поэт. Член ВКП(б) с 1939 года. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) Автор слов многих популярных советских песен: «Широка страна моя родная», «Священная война», «Веселый ветер» (из к/ф «Дети капитана Гранта») и других.
построен - 1953
1953 - 1956 - пассажирский порт г. Куйбышева
1957 - 1959 - пассажирский порт г. Казань
с 1960 - ВОРП, г. Горький

Сидор Ковпак, 1956, МРП, Москва
переименования - Ленинград, Минск




"Ленинград"


"Минск"


"Минск"


"Лесков"

Никола́й Семёнович Леско́в (4 (16) февраля 1831, село Горохово Орловской губернии, ныне Орловской области - 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург) - русский писатель.
Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» (Д. П. Святополк-Мирский, 1926). В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А. Скоттом.
Построен - 1957, ВОРП, Горький


"Маяковский"

Построен - 1952, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону


"Мельников-Печерский"


"Мельников-Печерский"


"Петр Павленко"

1953-1962 - КРП, Молотов/Пермь
с 1963 г. - Днепровское пароходство


"Пермь"

Построен - 1958, КРП, Пермь


"Петр Комаров"

Построен - 1956, БРП, Уфа


"А. Ф. Писемский"

Построен - 1957, БРП, Уфа




в "догонялки играют" пароход "А. Ф. Писемский" и дизельэлектроход пр. 785 - его нос выглядывает из-за парохода. Паровая техника тут впереди.


"А. Ф. Писемский"


"Александр Полежаев"

После списания использовался как турбаза Куйбышевской железной дороги, его ставили недалеко от пристани "Нижний Пляж", напротив Куйбышева/Самары. После акционирования ОАО РЖД списало старый пароход с баланса, он стоял в затоне "Старая Бухта" в Самаре, будучи фактически собственностью речного порта. Потом судно было выкуплено и водворено на слип завода "Нефтефлот". В настоящее время судно находится там же.
построен - 1955, 1955 - 1961 - порт Сталинград/Волгоград
с 1962 года - пассажирский порт г. Куйбышева
после списания передан Куйбышевской Железной Дороге МПС СССР, после перехода дороги под юриздикцию ОАО РЖД выведен из инвентаря, в 2008 году поднят на слип судоремонтного завода ЗАО "Нефтефлот", в настоящее время данных о судьбе парохода у меня нет. Точно известно, что в 2009 году он находился на слипе завода.


"М. М. Пришвин"

Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния - 16 января 1954, Москва) - русский, советский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вёл на протяжении всей жизни.
Построен - 1957, БРП, Уфа


"М. М. Пришвин" уходит в рейс, СРВ, г. Москва"Сергеев-Ценский"


"Хирург Вишневский"

построен - 1955, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону


"Янка Купала"

построен - 1954, пассажирский порт Куйбышев
после списания использовался как турбаза Волжского автозавода, местонахождение судна не известно