Придумать правила чтения народной сказки. Методика работы с русской народной сказкой на уроках литературного чтения

1. Педагогическая ценность чтения сказок.

2. Классификация сказок, их жанровое своеобразие.

3. Специфика изучения сказок в начальных классах.

Детская литература – это то, что создано мастерами слова специально для детей.

Литература для детского чтения – т.е. произведения, которые читаются детьми.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Теперь признана их безусловная ценность, но еще в 20-е годы нашего столетия некоторые педагоги и литературные критики отрицали за сказками право быть помещенными в детских книгах. Фантастический вымысел отождествлялся с суеверием и религией. Суждения о вреде сказки сочетались с общим отрицанием значения культурного наследия, нужного для эстетического воспитания детей в социалистическом обществе.

Нигилизм и вульгаризация в педагогической науке были осуждены советской общественностью. Еще в 1934 г. С. Я. Маршак говорил: «Возьмем... сказку. У многих наших обывателей есть представление, будто бы сказку убила революция. Я думаю, это ложное представление».

Вся практика советской педагогической науки, практика работы детских издательств доказала высокую ценность и важность включения народных сказок в детские книги, и особенно в книги, с которыми знакомят дошкольников.

Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,- сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу - опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

«Курочка-ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А.Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, – вот он и попался лисе («Колобок»). В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь – «всем пригнетыш»– не стало теремка («Теремок»). В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, – петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы пр. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко»). Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весел и слушателю сказки.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк – жадный, медведь – глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка…»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок-кривоног по горке скок», «комар-пискун», «муха-горюха» и др. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры.Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов, мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебядей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами.

Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась - и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его миро ощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными добродетелями или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьется Иван-царевич, и каждый новый его противник сильнее предыдущего: трехглавого сменяет шестиглавый, шестиглавого - девятиглавый или двенадцатиглавый; три трудных задачи задает Морской царь Ивану-царевичу - и каждая новая все труднее и труднее; трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего.

Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. В сказке о Сивке-бурке трижды повторяющееся скакание на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым.

Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей. «Старшие ушли, – говорится в сказке «Гуси-лебеди», – а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась-загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда нету! Кликала, заливаясь слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, – братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом». Беззаботная игра девочки передана словами: «заигралась-загулялась», а затем внезапное, словно сердце упало: «Глядь - братца нету!» Испуг, затем поиски с постепенно пропадающей надеждой найти брата и, наконец, горькое отчаяние: «Кликала, заливаясь слезами, причитывала... братец не откликнулся!»

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях,- это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говорится так: «налетели», «подхватили», «унесли», «метнулись», «пропал» и т. д. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома - всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, море - синее, лебеди - белые, луга - зеленые. Это все густые глубокие цвета, не полутона . Меч у героя - острый, дворцы - белокаменные, камни - самоцветные, столы - дубовые, пироги – пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Разделы: Начальная школа

Традиционно книга для чтения начинается с изучения фольклора – народного творчества. Одним из жанров фольклора является сказка.

Как никакие другие, русские волшебные сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках литературного чтения, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию ее нравственно-эстетического содержания.

Идея комплексного подхода к изучению волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста.

Между тем открытия, сделанные фольклористикой в области народной волшебной сказки могут и должны найти применение в методике. С их помощью можно создать целостную систему обучения детей умению читать волшебные сказки: разработать блоки упражнений, вопросов, заданий и игр по изучению этого жанра с точки зрения особенностей его системы образов, сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств языка. Продумать методику знакомства младших школьников с историческими корнями волшебной сказки и работу по изучению истоков волшебных сказочных сюжетов и образов и др.

Целостный анализ волшебных сказок позволяет рассматривать все нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения и тем самым способствует более высокому уровню понимания его идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств.

Система образов волшебной сказки

Работа над системой образов волшебной сказки на начальном этапе обучения, как правило, ограничивается анализом системы персонажей, однако со временем должна по возможности включать и анализ образов других масштабов – от образов-деталей до образа сказочного мира в целом.

Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:

определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;

определение специфики волшебной сказки через особенности ее системы образов.

При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Разобраться в пестром чудесном мире волшебной сказки ребенку поможет типология сказочных персонажей, созданная В.Я. Проппом . Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям:

  • вредитель (антагонист),
  • даритель,
  • чудесный помощник,
  • похищенный герой (искомый предмет),
  • отправитель,
  • герой,
  • ложный герой.

Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности. В этом поможет “Картотека сказочных персонажей”, разработанная на основе теории В.Я. Проппа.

Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут. Для этого целесообразно составить еще одну вспомогательную картотеку – “Картотеку волшебных предметов”.

Знакомство младших школьников с системой персонажей волшебной сказки осуществлялось на уроках чтения сказок “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” и “Крошечка-Хаврошечка”.

В ходе анализа образов первой сказки важно провести сравнение действующих лиц – братьев и Ивана-царевича – и на основе сопоставления их характеров и поведения подвести детей к выводу о типах этих героев. Раскрывая особенности характера каждого из героев, дети отметили, что Иван-царевич не боялся трудностей, был смелым, храбрым, настойчивым, любил отца и слушался его и потому его можно назвать “настоящим героем”. Братья же завистливы, хитры, жестоки, коварны, убили Ивана, чтобы завладеть Жар-птицей и Еленой Прекрасной, следовательно, они – “ложные герои”.

При анализе образа волка дети выдели такие его качества, как умение предсказывать будущее, способность превращаться, оживлять героев, что позволило назвать его “чудесным помощником”. Аналогично проходила работа над определением функций “волшебных предметов”, а также других персонажей сказки.

Следующим этапом работы над системой персонажей стало обобщение их характеристик и установление взаимосвязей между образами, в результате чего создалось целостное представление о действующих лицах произведения, причем представление более высокого уровня и качественно иное, чем на первом этапе, – представление о системе образов именно как о системе.

Изучение системы образов продолжалось при домашнем чтении, где учащиеся, анализируя прочитанные дома русские волшебные сказки, находили “чудесных помощников” и “вредителей”, “дарителей” и “волшебные предметы”. В ходе эвристической беседы сделан вывод о том, что ни один персонаж сказки не является случайным, все герои играют собственную роль (“функцию”) в сказочном повествовании.

Сюжетная организация волшебных сказок

При изучении сюжетной организации волшебных сказок необходимо опираться на сюжетную классификацию сказок, предложенную В.Я. Проппом и обусловленную его теорией функции действующих лиц (сказки о чудесных противниках, сказки о чудесной задаче, сказки о чудесном помощнике, сказки о чудесном предмете, сказки о чудесной силе и умении). Используя эту сюжетную классификацию, учитель может проводить работу над содержанием конкретной сказки более целенаправленно, подчеркивая и выделяя главное, что составляет ее сюжет.

Предлагаемая ниже методика изучения сюжета волшебной сказки опирается на труды А.Н. Веселовского, Н.М. Ведерниковой и В.Я. Проппа . Автор попытался совместить здесь представление о сюжете как комплексе мотивов, между которыми усматривается причинно-следственная связь (А.Н. Веселовский, Н.М. Ведерникова), и представление о сюжете как “соединении функций”, действий персонажей (В.Я. Пропп).

Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов:

  • уяснение основных мотивов сюжета, обнаружение причинно-следственных связей между ними;
  • определение отдельных функций – действий персонажей, характерных для целого ряда волшебных сказок;
  • выделение так называемых “сюжетных вех” , или элементов сюжета (завязки, развития действия, переломного момента, кульминации, развязки);
  • соотнесение каждого элемента сюжета с характерами действиями и поступками героев.

Структура сказок

Начальное благополучие. Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой (например, солдат) просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Описывая эпизод безмятежной жизни, предшествующий дальнейшим событиям, сказка дает понять, что это спокойствие очень зыбко и может нарушиться в любой момент.

Временная отлучка. Смысл ее состоит в том, что разлучаются старшие и младшие, сильные и беззащитные. Один из членов семьи отлучается из дома.

1) Отлучиться может лицо старшего поколения. Родители уходят на работу “Надо было князю ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках”. Уезжает он (купец) как- то в чужие страны. Обычные формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, по делам.

2) Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей.

3) Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.

Запреты. Они всегда исходят от взрослых, и какое-то время дети их терпеливо соблюдают. “В этот чулан не моги заглядывать”. “Береги братца, не ходи со двора”. “Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи”. “Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема” и пр. Тем не менее, запрет в фольклоре всегда нарушается, иначе не было бы сюжета. В этом состоит функция запрета, поскольку за его нарушение следует беда.

Запрет нарушается. “Царевны идут в сад, они опаздывают домой”. В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо вредителем. Его роль - нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т. д. Он пришел, подкрался, прилетел и пр., и начинает действовать.

Герой отправляется из дома. Начинается сказка с беды или с утраты. Герою приходится искать выход из создавшегося положения. Этот момент - самый напряженный, самый острый для героя в ходе действия. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели. Он идет “куда глаза глядят”. Сказка как бы подчеркивает неопределенность направления и времени, в котором совершается действие. “Оно не может быть исчисляемо и никогда не исчисляется реальными сроками дней, недель, лет”.

Встреча с дарителем. Обычно оно случайно встречено в лесу, на дороге и т.д. От него герой - получает некоторое средство (обычно волшебное), которое позволяет впоследствии ликвидировать беду. Но прежде, чем происходит получение волшебного средства, герой подвергается некоторым различным действиям, испытаниям.

Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготавливается к получению волшебного средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Яблоня, река, печь предлагают очень простую пищу. Умирающий или умерший просит оказать услугу. Эта форма иногда также принимает характер испытания. Корова просит: “Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водой их поливай”.

Испытание, награждение, наказание “ложного героя”. Перед награждением герой “иногда предварительно подвергается испытанию”, которое в основном заключается в том, что герой проявляет “свое основное качество - бескорыстие. Он действует не для себя, не в свою пользу и не от своего имени. Он всегда кого-то освобождает, выручает”. Тем самым он “выслуживает” себе волшебное средство. Важно отметить, что “герой не знает, что его испытывают”, но знает об этом читатель, который наверняка уже усвоил неписаное правило народной сказки: “каждая даже мелкая встреча в жизни может рассматриваться как испытание”, пройдя которое, человек щедро вознаграждается.

Волшебные помощники. Таковыми являются: животные, вещи, баба-яга и другие. “Герой получает в руки волшебное средство или волшебного помощника и при его помощи достигает всех своих целей”; при этом, подчеркивает В.Я. Пропп, он “достигает успехов без всякого усилия”. За героя все выполняет помощник, который оказывается всемогущим, всезнающим или вещим. Герой иногда портит дело. Он часто не слушается советов своих помощников, нарушает их запреты и тем вносит в ход действий новые осложнения. Тем не менее, герой, получивший волшебное средство, уже не идет “куда глаза глядят”. Он чувствует себя уверенно, знает, чего хочет, и знает, что достигнет своей цели.

Изменение облика. В итоге всех злоключений может меняться внешний вид героя, его социальное (воцарение, обогащение) или семейное (свадьба) положение, но ни в одной сказке не меняется характер персонажей. В сказке просто нет места для упоминания о каких-либо особенностях внутреннего мира героев. Достаточно контрастной схематичности в разделении всех действующих лиц на “добрых” и “злых”. Если в очень редких случаях кто-то из персонажей “внутренне меняется”, то лишь на время, чтобы достичь своих (чаще всего корыстных) целей.

Началом работы над сюжетом сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” стало выделение ее экспозиции как начального звена в построении сказочного сюжета. Далее необходимо было выделить завязку сказочного действия, когда происходит событие, предопределяющее дальнейший ход сказки. Дети соотнесли с завязкой функцию отправки героев из дома на поиски Жар-птицы и сделали вывод, что именно это событие и стало началом приключений главного героя. Анализируя эпизоды, характеризующие развитие действия, дети выделили функцию запрета и его нарушения (эпизоды похищения Жар-птицы и золотогривого коня). При рассмотрении эпизода, когда братья убивают Ивана-царевича, учащиеся отметили особую напряженность этого момента, определив тем самым кульминацию сказки; здесь же были отмечены функции братьев как “ложных героев”, несущих зло, и функция волка – “чудесного помощника”, воплощающего идею добра. Победа добра над злом была названа развязкой сюжета. Особое внимание детей мы обратили на концовку сказки, выполняющей роль сказочного эпилога.

Ход занятия показал, что младшие школьники вполне способны понять закономерность сюжетного построения сказки на основе выделенной схемы, ее сюжетной организации. Школьники смогли придумать свои сказки, в которых были отражены основные элементы сюжета.

Композиционные особенности волшебных сказок

Существенными для отличия волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно временное построение и др. Поэтому при изучении волшебных сказок нужно уделить внимание и их композиции.

  • сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки, отличающейся условностью и информативной насыщенностью; сформировать умение видеть специфическое начало сказки – “зачин” – и благополучный для положительных героев конец – “концовку”;
  • сформировать представление детей о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы; научить их находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки;
  • сформировать представление об условности сказочного пространства и времени (хронотопа волшебной сказки); научить детей видеть пространственно-временные рамки волшебной сказки, определять особенности сказочного пространства и времени в связи с развитием сюжетного действия сказки.

В работе над зачином и концовкой волшебных сказок дети должны уловить их повторяемость из сказки в сказку и в то же время их варьирование, многообразие. Уже в 1-2 классах автор вводит литературоведческие термины “зачин” и “концовка”, опираясь на этимологию этих слов. При этом важно, чтобы дети усвоили функцию зачина и концовки как устойчивых приемов сказочного повествования и их информативную функцию.

Следующим этапом работы над “обрамляющими” формулами становится этап самостоятельного нахождения зачинов и концовок.

Особое внимание при работе над композицией сказки уделялось приему троекратного повторения с выяснением специфики этого приема в сюжете каждой конкретной сказки.

Так, при изучении сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк” детям было показано, что прием троекратного повтора используется здесь для того, чтобы подчеркнуть разницу действий каждого из персонажей, проходящих испытание. В сказке “Крошечка-Хаврошечка” смысл повторения иной: этот прием показывает, насколько трудными, каждый раз все более усложняющимися были задания, даваемые хозяйкой Хаврошечке; кроме того, он используется в эпизодах, когда дочери хозяйки три раза ходят за Хаврошечкой, пытаясь выведать, кто помогает ей в работе, и третий раз оказывается роковым для героини, приводит к цепи дальнейших несчастий. В результате можно сделать вывод, что не всегда троекратное повторение используется, чтобы показать положительный исход событий сказки.

Языковые формулы волшебной сказки

Работа над языком волшебной сказки не менее важна, чем изучение ее системы образов, сюжета или композиции, так как она способствует раскрытию содержания сказки, наиболее полному восприятию сказочных образов, пониманию точности, яркости и выразительности народной речи, развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, приобщению к художественному творчеству. Следует подчеркнуть, что эта работа не является отдельным этапом урока, но должна органически входить во все виды занятий.

Исходя из этого положения, а также из специфики изобразительных средств сказки можно выделить несколько направлений работы над элементами языкового оформления сказки:

  • работа над спецификой обрамляющих формул сказки (зачинов, присказок, концовок), отражающих особенности ее сюжетно-композиционного построения;
  • анализ языка сказки в связи с элементами характеристики персонажей;
  • работа над пространственно-временными формулами (долго ли коротко ли; прошел год, другой);
  • анализ языковых средств изображения при подготовке к пересказу и выразительному чтению волшебной сказки.

Рассмотрим, как сочетается работа над языком сказки с другими уровнями анализа на уроке чтения на примере сказки “Иван-царевич, Жар-птица и серый волк”.

Знакомство с персонажами сказки, обучение детей умению их характеризовать, давать описание их внешнего облика предполагает работу с языковыми средствами сказки, при этом в центре внимания должны быть эпитеты, гиперболы, метафоры, устойчивые формулы сказки, употребляемые для характеристики персонажей, играющих важную роль в создании фантастики чудесного мира. Это образы волшебных помощников, дарителей, чудесных диковинок.

Так, определить специфику образа серого волка детям помогло обращение к изобразительно-выразительным средствам языка сказки. Составляя описание волка, учащиеся выделили те слова и выражения, которые наиболее точно характеризуют этого героя. Работая над сравнением “промчался, как ветер”, дети определили необыкновенную скорость, с которой волк преодолевает расстояния. Описательная формула “долы и горы промеж ног пропускает, хвостом след заметает” помогла им представить сказочность, фантастичность персонажа, его особые волшебные свойства – способность передвигаться в пространстве с необыкновенной скоростью и необыкновенным способом. При работе над речевой характеристикой серого волка мы просили определить, какие черты характера выражены в его высказывании: “...взялся за гуж – не говори, что не дюж”. Учащиеся отметили, что это народная пословица, указали ее смысл и выделили такое качество волка, как верность своему обещанию, честность.

Работая над пространственно-временными формулами сказки, обращаю внимание ребят на условность сказочного хронотопа: “шел он день, шел другой, шел третий”, “долго ли, коротко ли”, “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, а также на эпитеты, характеризующие сказочное пространство: дремучий лес, чистое поле.

Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с большим интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребенка. И главное, что ребенок приходит в среднюю школу уже освоившим на уроках литературного чтения азбуку литературоведения в посильной для него, интересной и важной ему познавательной деятельности, готовый к дальнейшему осознанному чтению, которое выведет его к высотам человеческого духа.

Задача начальной школы – пропедевтическая, подготовительная, но, наученные методам анализа художественного текста, дети открывают в нем такие глубины, демонстрируют такую интуицию, работу воображения, понимание смысла, что становится ясно, что читатель-ребенок может зачастую больше взрослого.

Литература

  1. Пропп. В.Я. Русская сказка. Л.,1984.
  2. Пропп В.Я. Указатель сюжетов. М., 1957. С. 454-502.
  3. Веселовский А.Н.Историческая поэтика. М., 1989;
  4. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
  5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки // НШ. 1988. № 4.

Русские народные сказки.

Цели урока: ознакомить детей с жанром русской народной сказки,

признаками этого жанра;развивать мышление, речь,

формировать умение передавать содержание произведения;

воспитывать интерес к народному творчеству,

русской словесности.

Оборудование: выставка книг со сборниками русских народных сказок,

иллюстрации к сказкам,карточки с пословицами,

видеокассета или диафильм с русской народной сказкой;

на доске названия русских народных сказок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей

На доске:

внекоторомцарствевнекотормгосударстве

жилибылидеддабаба

жилибылистариксостарухой

- Разделите строчки на слова.

- Что вы заметили?Какие предложения получились?

(Это слова из сказок. Это начало,зачин,разных сказок. )

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир

русских народных сказок.

    III.Актуализация знаний

1.Рассказ учителя.

Когда вы были маленькими,мама или бабушка, укладывая вас спать,

рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими

ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом.

Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям.

Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась

удачной,она запоминалась и передавалась «из уст в уста».

    Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось

2.Беседа.

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

Репка», «Колобок», «Курочка ряба», и другие. )

- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои

мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.

В каждой народной сказке содержится мудрая мысль.

Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да вней...»

Продолжите пословицу. (Намёк добрым молодцам урок. )

IV. Изучение нового материала

- Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

(Перо Жар-птицы, печь, яблоко; Иван Царевич, Баба Яга,Колобок,Лиса,Волк,Петух и т.д. )

- Есть ли на обложке книги фамилия автора? (Нет.)

- Почему? (Это народные сказки, их автор неизвестен.)

- Откройте первую страницу. Что написано под названием сказки?

(В обработке А.Н. Толстого. В обработке А.Н. Афанасьева. В пересказе

А.Н. Толстого. В пересказе К.Д. Ушинского и е.д.)

-Что это значит?(Эту народную сказку пересказал для нас этот писатель.)

- Перелистайте страницы книги.(Дети рассматривают книги.)

- В вашей книге одна сказка или несколько?

- Книга, в которой собраны несколько сказок называется сборником сказок.

- Как нам найти сказку, которую мы будем читать вместе?

    (Надо открыть содержание.)

- Найдите в содержании книги сказку «Волк и Коза».

- Кто обработал эту сказку? (А.Н. Афанасьев.)

- Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора.

Девочки хором -слова козы, а мальчики - слова волка.

Волк и коза.

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

А козлятки отвечают:

Волк ушел и спрятался. Вот приходит коза и стучится:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Приходит коза. Сколько ни причитывала - никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу - а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

- Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися - отворялися, злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

- Эх, кума, кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.

- Нет, кум, не до гулянья!

- Пойдем! - уговаривал волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев. Коза говорит волку:

- Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда да прыг к матери. И стали они жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.

    Чему учит эта сказка? Какова её главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:

    Волков боятся- в лес не ходить.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за своё коварство? Прочитайте.

    Прочитайте начало сказки.

    Часто начало сказки начинается словами «жили-были».

    Это одна из примет народных сказок-сказочный зачин.

    Прочитайте сказочную концовку-ещё одну примету русских народных сказок.

    Какие ещё приметы народных сказок вы заметили в тексте?(Старинные слова.)

    Приведите примеры.(Воротится,запрут,отопрут,бирюк-волк,брюхо, доставалися.)

    В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например:давным-давно,

    видано-невидано. Найдите и вы в сказке «Волк и коза» такие слова.

    («Крепко-накрепко», «строго-настрого», «жить-поживать».)

    Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки вы читали дома.

    Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы,

    определять главную мысль сказки.

    V. Проверка домашнего задания

    На доске записаны названия русских народных сказок. Какие вы читали?

    Сегодня вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из

    народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку.

    Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется.

    VI. Физкульминутка.

    Выберите слова одного из сказочных героев и придумайте движения.

    VII. Литературная игра.

    1.Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную

    игру. Игрок,получивший за ответы большее количество баллов,- победитель.

    Первый тур

    Угадай, из какой сказки этот предмет: репа, кувшин и тарелка, яичко, печка, стрела, гусли, яблоко, перо птицы. («Репка» «Лиса и журавль» «Гуси-лебеди» «Курочка Ряба»

    «Царевна лягушка» «Кот,петух и лиса» «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    «Сивка-бурка»)

    Второй тур

    Кому принадлежат эти слова из сказки?

    «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано».(Корова - Хаврошечка).

    «Тепло ли тебе, девица,тепло ли тебе красная».(Морозко)

    «Не пей,братец,козлёночком станешь».(Алёнушка)

    «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано,видом не видано,а нынче русский дух сам пришёл».(Баба Яга)

    «Сивка-бурка,вещий каурка,стань передо мной,как лист перед травой».(Иван-дурак)

    «Как выскочу,как выпрыгну,пойдут клочки по закоулочкам».(Лиса)

    «Несёт меня лиса за тёмные леса,за быстрые реки,за высокие горы».(Петушок)

    «Козлятушки,ребятушки,отворитеся,отопритеся,ваша мать пришла,молока принесла»

    (Коза или волк)

    «Вижу-вижу! Не садись на пенёк,не ешь пирожок. Неси бабушке,неси дедушке».(Маша)

    «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве,в тридесятом государстве».(Царевна-лягушка)

    Третий тур

    Разгадывание кроссворда.

    1.Героиня сказки,которая украла петуха.

    2.Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

    3.Главный герой сказки «По щучьему велению».

    4.Непоседа,который укатился от бабушки и дедушки.

    5.Имя девочки из сказки «Три медведя».

    6.Вставь имя героя в название сказки: «....... - ясный сокол».

    7.Как звали девочку,чей братик превратился в козлёночка.

    8.Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку.

    9.Героиня сказки «Бурёнушка».

    Четвёртый тур

    Назовите сказки, в которых главным героем была лиса.

    VIII. Награждение победителей

    IX. Итог урока

    Какие сказки мы читали сегодня на уроке?

    Какие признаки русских народных сказок вы знаете?

Тема:Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Викторина по сказкам. Озвучивание иллюстраций из народных сказок. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».Чтение сказки по ролям. Инсценирование сказки.

Задачи:

    расширить представление о волшебной сказке;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

    обогащать словарный запас школьников;

    развивать речевое чутьё на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).

Цели:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

    создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

    продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения;

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувств ответственности, умение принимать решения в сложившихся ситуациях.

Ход урока

    Организационный момент .

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем

И красиво отвечаем.

II. Скороговорка:

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре-старушки

Все четыре большие болтушки.

III .Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Конкурс лучшего чтеца отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

IV .Сообщение темы и цели урока.

1.Слово учителя .

Книги учат детей

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

2. Прочитайте предложения .

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.

Жилибылидедибаба.

Жилибылистариксостарухой.

-Что это такое?(Зачин сказок)

-А какой конец у сказки обычно?

3.Актуализация знаний .

Слово учителя о сказке. Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др)

Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ …..» Продолжите (намёк, добрым молодцам урок)

III. Изучение нового материала.

А) -Посмотрите на картинки. Какие герои, предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко, Иван царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Петух и т. Д.)

Знаете ли фамилии писателей, которые написали сказки об этих героях? Почему?

В ваших книгах, которые вы принесли одна сказка или несколько? (Сборник)

VI. Из какой сказки эти вещи

    Туфелька («Золушка»)

    Стрела («Царевна- лягушка»)

    Сапог («Кот в сапогах»)

    Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Печка («По щучьему веленью»)

    Кому принадлежат эти слова:

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)

- «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)

«Не пей, братец, козлёночком станешь» («Алёнушка»)

- «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

«Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве» (Царевна-лягушка)

IV Викторина

    Ответь на вопросы.

    • Чем угощала лиса журавля? (кашей)

      Чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)

      Из чего варил солдат кашу?(из топора)

      Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси- лебеди»? (платочек)

      Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка)

      Кого заморозил Мороз-синий нос?(купца)

      Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»

Ну, доченьки, мы на ярмарку поедем! Вам гостинцев привезём, а вы. деточки, за Иванушкой приглядывайте, чтобы не бы беды.

Выходит девочка и плачет. Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажите, где его искать?

- Это героиня какой сказки?

- Это героиня русской народной сказки “Гуси-лебеди”.

- А ещё какие бывают сказки?

На доске.

Какие сказки появились раньше?

Раньше появились сказки народные.

Как дошли до наших дней народные сказки?

Их рассказывали взрослые детям.

А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве” ...

В сказках часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста” ...

В сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...

В сказках разговаривают звери, растения, предметы.

Почти во всех сказках побеждает добро.

В сказках может быть волшебство.

III . Физминутка.

IV. Чтение сказки “Гуси-лебеди” по абзацам детьми.

Перед чтением вопрос :

Почему с детьми приключилась беда?

- Дочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.

V .Работа по вопросам учебника.

Расскажите, с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке?

    Баба-Яга

    яблонька

    гуси-лебеди

    печка

    речка.

Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы-Яги? Кто были её добрые помощники в пути? .

VI. Речевая работа.

Как вы понимаете:

Сидит ни жива, ни мертва” - очень испугалась, замерла от испуга.

Зачем на глаза явuлась” - зачем пришла.

Подбери слова синонимы:

    кликала” - звала;

    причитывала” - говорила с плачем;

    “покуда” - пока;

    мой батюшка” - отец.

    худо будет” - плохо;

Работа со словом яблонька

. Посмотрите внимательно на слова и найдите другие слова(конь,блок…)

«Знаешь ли ты сказки?»

Я начинаю,а вы продолжаете

    Курочка -….

    Баба-…

    Жар-…..

    Иванушка- ….

    Царевна - …..

    Гуси - …

    Ковёр - ….

    Скатерть- …

    Сапоги - ….

    Сивка - …..

VIII .Разгадывание кроссворда.

Героиня сказки, которая украла петуха.

Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

Главный герой сказки «По щучьему велению».

Непоседа, который укатился от бабушки и дедушки.

Имя девочки из сказки «Три медведя»

Вставь имя героя и название сказки: «…- ясный сокол»

Как звали девочку, чей братик превратился в козлёночка?

Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку?

Героиня сказки «Бурёнушка».

IX. Итог урока.

Чему нас учит эта сказки?

    надо слушаться старших;

    быть скромным и вежливым;

    на добро отвечать добром.

Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным:

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отдавая давно надоевшую повинность. Ребенок это чувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучите детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.

Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

Таким образом, ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего интересует ребенка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные «внутренние звуки»: от легкости, приятного тепла, до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивать». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете сказку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.


7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для взрослых это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Найдите время и помогите отреставрировать книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для вас книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

12. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь? Все атрибуты читаемых текстов, любую наглядность, музыкальное сопровождение можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

13. Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки: дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, свое отношение к прослушанному.

Для этого можно предложить игру-беседу с куклами-персонажами. Они позволяют отнестись к персонажам уже со своей позиции, вызывающей у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Опыт показывает, что иногда, прослушав сказку, дети не знают, что рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т.д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое-то время, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени произвело на него впечатление, задело его эмоциональную сферу. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т.д., можно узнать, каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему и т.д.

Домашние задания к научно-популярной книге :

1. Чтение взрослыми детям о животных, которые упоминаются в сказке.

2. Рисование детьми любого понравившегося животного.