Музыкальный инструмент реагирующий на движение рук. Схема терменвокса «Моделист-конструктор

ТЕРМЕНВОКС

Первый в истории электронный музыкальный инструмент.
Изобретен в России в 1919/1920 годах.
Назван по имени изобретателя Льва Сергеевича Термена .
Последнее десятилетие во всем мире отмечается небывалый всплеск интереса к этому удивительному инструменту.

Звук на этом инструменте возникает не от касания, а только от движений рук исполнителя в пространстве перед специальными антеннами. При этом со стороны кажется, что звук возникает из ниоткуда.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн.
Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела Клара Рокмор. Именно эта модель получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского Л.Королеву и З.В.Раневской Дугиной, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - "Тершумфон", звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Терменвокс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Первый в истории электронный музыкальный инструмент, прародитель современных синтезаторов. Терменвокс - одноголосный инструмент - не похож ни на один другой музыкальный инструмент, уникальность его состоит в том, что для игры на нем не требуется прикосновений. Воспроизводимый инструментом звук зависит от положения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Регулирование высоты звука осуществляется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн, громкость задается положением левой руки относительно другой антенны.
Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д

История

В 1919 году руководитель Физико-технического института в Петрограде Абрам Иоффе пригласил к себе на работу Льва Термена как специалиста по радиотехнике. Новому сотруднику была поставлена задача измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах. Поначалу измерительная установка Термена представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе. Испытуемый газ в полости между металлическими пластинами был элементом колебательного контура — конденсатором, который влиял на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания определённой неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле, на выходе которого формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа было намного больше. При этом, если разностная частота попадала в звуковой диапазон, то сигнал можно было принимать на слух.
Прибор оказался очень чувствительным. Он реагировал на малейшие изменения ёмкости колебательного контура, которая менялась от приближения руки. Соответственно менялась и частота звука. Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт. Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротон (звук из воздуха, эфира). Вскоре он был переименован в честь автора и стал называться терменвокс.
При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижерским жестам, на расстоянии от инструмента»

Разновидности

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн.
Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне. Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела Клара Рокмор. Именно эта модель получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя. Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса. Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского Л.Королеву и З.В.Раневской Дугиной, создавшим в Москве свою школу. Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - "Тершумфон", звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

Терменвокс Etherwave

разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники, хотя придется сделать несколько паек. Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелерованные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания. За дополнительную плату Etherwave можно приобрести в полностью собранном и настроенном виде. В комплект также входит видеокассета "Mastering the Theremin" с записью уроков игры на терменвоксе Лидии Кавиной, а также cd "The Art of the Theremin" с записью музыки в исполнении Клары Рокмор.

Новогодние праздники все ближе и на рынке появляется все больше небольших гаджетов, которые могли бы стать отличным новогодним подарком. Понятно, что лучшим подарком может стать небольшой, но очень необычный электронный музыкальный инструмент. Особенно если он компактный и стоит относительно недорого.

Электронный музыкальный инструмент «Терменвокс мини» продается на сайте

На сайте интернет-магазина ThinkGeek всего за $39,99 можно приобрести необычный во всех отношениях музыкальный инструмент - терменвокс мини.

Несколько слов для тех, кто еще не сталкивался с подобными музыкальными инструментами. Терменвокс - электромузыкальный инструмент, которого даже не надо касаться. Все, что вам нужно для извлечения звука - подключить инструмент и поместить руки рядом с его антеннами. Тон и громкость звука регулируются положением вашей руки относительно антенны.

Гаджет скорее интересен как подарок или игрушка, ведь эта модель гораздо меньше настоящих инструментов. Но если вы любите оригинальные гаджеты, то этот терменвокс вам придется по душе. Как работает инструмент можно посмотреть на видеороликах по адресу http://onegadget.ru/og/23110#more-23110 . Несмотря на необычность данного устройства, как оказалось, у него очень длинная история. Это очень ИТ-ресно!

Что такое терменвокс?
Терменвокс (лат. theremin или thereminvox) - электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом: во время игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, только полагаясь на свой слух.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Лев Термен

Его называют отцом электронной музыки, резидентом советской разведки в Америке, миллионером и гениальным изобретателем. Его биографию можно вначале поделить на несколько частей, а затем на основе содержания каждой из этих частей сочинить отдельный приключенческий роман. О нем написано много книг, но мало что доподлинно известно. Его звали Лев Термен.

Термен Лев Сергеевич (1896-1993 гг.) – русский изобретатель, физик, музыкант.

Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919 г.); одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925 г.); первой в мире ритм-машины ритмикон (1932 г.); систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.

С биографией Льва Термена можно ознакомиться или

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нем.

Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

Терменвокс Etherwave, собранный из деталей Роберта Муга

Инструменты классической схемы Классический терменвокс
В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена - американка Клара Рокмор и дочь Льва Термена Наталья Термен.

Терменвокс Etherwave
Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс Classic

Терменвокс Classic, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента - 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс «T-vox tour»
Терменвокс «T-vox tour» разработан мужем российской исполнительницы на терменвоксе Лидии Кавиной, Джорджем Павловым был выпущен ограниченным тиражом. Инструмент отличает оригинальный тембр, диапазон 8 октав.

На «T-VOX» играют Барбара Бухгольц, Лидия Кавина, Олеся Ростовская.

Олеся Ростовская, знаменитый исполнитель на терменвокс

В 2006 году российский исполнитель Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Бухгольц совместно создали международный проект Touch! Don’t Touch!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса.

Альтернативная схема Терменвокс системы Ковальского
В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890–1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К. Ковальского - Л. Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев (1930–2012) в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент - разновидность терменвокса - «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королев создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса - визуализатор.

Современный вариант терменвокса

Терменвокс виртуальный
Существуют также виртуальные аналоги терменвокса, в виде приложений, которые встречаются преимущественно на смартфонах и КПК оборудованных сенсорными дисплеями. Программа российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную для быстрой проверки (удобно задать несколько, например, пять–восемь октав на экране) фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов. Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, к сожалению, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стило или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса, перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость.

Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана (640 x 480), можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть и не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато, которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу.


Электромузыкальный инструмент (ЭМИ), прародитель современных синтезаторов. Изобретен в России в 1919 году, название получил по имени своего талантливого создателя – физика-акустика Льва Сергеевича Термена (терменвокс – «голос Термена»), впервые продемонстрирован в 1920 году. Терменвокс – одноголосный инструмент – не похож ни на один другой музыкальный инструмент, уникальность его состоит в том, что для игры на нем не требуется прикосновений. Воспроизводимый инструментом звук зависит от положения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Регулирование высоты звука осуществляется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн, громкость задается положением левой руки относительно другой антенны. Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут использоваться при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д. Собрать терменвокс может любой радиолюбитель, но настоящий музыкальный инструмент получается у единиц.

Такая же ситуация и с исполнителями – лишь единицы становятся виртуозами игры на терменвоксе. Техника игры очень сложна, от исполнителя требуется филигранность движений и безупречный слух. Техникой игры на терменвоксе виртуозно владел первый исполнитель, Константин Ковальский (1890–1976). Лучшая ученица Термена – американка Клара Рокмор (Clara Rockmore) была единственной, кто мог исполнить любую мелодию на терменвоксе, и играла классику на терменвоксе не хуже, чем на скрипке. Внучатой племяннице Льва Термена Лидии Кавиной неплохо удавалось раскрывать терменвокс в разных жанрах – в классике и в роке, в джазе, кино и в поп-музыке. По словам Лидии Кавиной, "по гибкости с терменвоксом может соперничать, пожалуй, только голос". Терменвокс в своем творчестве использовали Led Zeppelin, Marillion, Pink Floyd, Garbage, "Мумий Тролль" и многие другие группы и исполнители.

Жан-Мишель Жарр использовал терменвокс в записи своего альбома Oxygene 7-13 (1997), а необычная атмосфера композиции Oxygene 10 полностью построена на звучании терменвокса. После выхода этого альбома Жарр постоянно использует терменвокс в концертах и демонстрационных выступлениях (например, на фестивале "Printemps de Bourges"). Терменвокс звучит и в электронных композициях французского музыканта Жана-Мишеля Жарра, в том числе на его первом альбоме «Oxygene», принесшем Жарру всемирную славу.

И немного истории:

Лев Сергеевич Термен (в иностранных источниках его чаще называют Leon Theremin) родился 15 (27) августа 1896 г. в Санкт-Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Разносторонние способности проявил уже в детском возрасте. С одинаковым увлечением овладевал игрой на виолончели и занимался опытами по физике. По окончании гимназии он был принят в Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Однако Термену этого было мало, через год он поступает еще и на факультеты физики и астрономии Петербургского университета.

Получить второе высшее образование помешала мировая война. Его призывают в армию. Виолончелист-физик проходит обучение в Военной электротехнической школе. После Октябрьской революции Термен вновь рекрутирован: как военный радиоспециалист он должен был пополнить ряды Красной Армии. Служба проходила на Детскосельской радиостанции под Петроградом и в военной радиолаборатории в Москве.

В начале 1920 г. гражданская война подошла к концу, Термен получил возможность сменить военную одежду на цивильную и вернуться в Петроград. В этом же году Лев Термен отправился для продвижения своего изобретения в США, где впоследствии терменвокс и приобрел наибольшую популярность.

В 1922 году Термен после выступления на 7-м Всероссийском электротехническом съезде встретился с Лениным, который был поражен терменвоксом и понял значимость его изобретений и дал ему "путевку в жизнь" – годовой проездной билет по железной дороге, чтобы Термен мог популяризировать свой инструмент. Благодаря этому Термен объехал с лекциями-концертами 150 городов и сёл.

А вскоре он потряс Европу и Америку. Газеты наперебой рассказывали о русском чуде. В Париже на концерты приходили со стульями и раскладушками: не хватало мест. Почти 10 лет – с 1928 по 1937 год – он жил в Нью-Йорке (где параллельно с научно-технической деятельностью ему приходилось вести разведывательную деятельность по заданиям НКВД), обучал игре, выступал с концертами. изобретал новые инструменты – электронную виолончель, ритмикон, терпситон (инструмент, переводивший движения танцора в музыку). В 37-м Термена вызвали в Москву. Жене Лавинии Уильямс, чернокожей танцовщице, сказал, что вернется через 2-3 недели. Но ему не суждено было вернуться. Изобретателя обвинили как соучастника покушения на Кирова.

В лагере Термен создает симфонический оркестр, придумывает особые рельсы для тачки – и его бригада начинает работать вдвое быстрее. Слух о чудо-заключенном доходит до Берии. Термена переводят в знаменитую "шарашку", где работали А. Туполев и С. Королев. Там Лев Термен по спецзаданию изобретает бесконтактное прослушивающее устройство "Буран" (которое использует радиолуч, отраженный от оконного стекла). В 1947 году он получит за это Сталинскую премию... Вскоре власть "отблагодарит" его запретом на созданную им электронную музыку как идеологически вредную...

Лев Термен за работойВ 1960 в Штатах вышла восторженная статья, посвященная терменвоксу и его создателю – и Лев Давидович был немедленно уволен отовсюду. Друзья с трудом смогли найти ему место для работы. Термен стал сотрудником кафедры акустики МГУ (при этом числился лишь "монтажником радиоэлектронной аппаратуры"!).

В советские времена у Термена практически не было возможности популяризировать свой инструмент и электронную музыку. И только во время перестройки образовалась ассоциация электронной музыки, при Московской консерватории открылся Термен-Центр. А в 1989-м Термен участвовал в фестивале электронной музыки во французском городе Бурж (тогда ему было уже 93 года).

Множество его изобретений были засекречены и отправлены в архивы соответствующих организаций. Также Термен занимался разработками в области телевидения, охранной сигнализации. Термен также считается одним из пионеров светомузыкального оформления – он изобрел прообраз современного стробоскопа.

В последнее время невозможно представить музыку без электронных инструментов. ЭМИ получили характер массовости. Но мало кто знает, что первый электронный музыкальный инструмент - терменвокс, который носит имя своего создателя, изобрел наш русский ученый Лев Термен в 1919 году.

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как вовремя игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.

Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.

Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием терпситон, где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя.

Классический терменвокс.

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне.

Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена - американка Клара Рокмор и дочь Льва Термена Наталья Термен.

Терменвокс Etherwave.

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс Classic

Терменвокс Classic, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надёжностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента - 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс «T-vox tour»

Терменвокс «T-vox tour» разработан мужем российской исполнительницы на терменвоксе, Лидии Кавиной, Джорджем Павловым, был выпущен ограниченным тиражом. Инструмент отличает оригинальный тембр, диапазон 8 октав.

На «T-VOX» играют Барбара Бухгольц, Лидия Кавина, Олеся Ростовская

В 2006 году российский исполнитель Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект Touch! Don’t Touch!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса.

Терменвокс виртуальный.

Существуют также виртуальные аналоги Терменвокса, в виде приложений, которые встречаются, преимущественно на смартфонах и КПК оборудованных сенсорными дисплеями. Программа Российского программиста Александра Золотова SunVox имеет данную функцию как дополнительную "для баловства". Использовать этот инструмент в самой композиции, создаваемой в SunVox, к сожалению, нельзя. Виртуальный терменвокс представляет собой подобие графика координат, перемещая стилус или палец по которому, можно извлекать звуки. Аналогично использованию настоящего терменвокса, перемещение по горизонтали экрана меняет высоту звука, а передвижение по вертикали изменяет его громкость.

Однако, пользуясь данным режимом на КПК с достаточно высоким разрешением экрана (640x480), можно, в случае разбиения экрана на 1 или 2 октавы, играть и не только для забавы. Практика показывает, что можно играть вокальные партии. Используется амплитудное и частотное вибрато. Которое, кстати, и придает выразительность звучанию реального терменвокса. Два вида вибрато удобно вводить, делая стилусом непрерывные движения по окружности или эллипсу.

Подобному использованию SunVox способствует и наличие форматных фильтров.

Терменвокс системы Ковальского.

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский (1890-1976) виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К. Ковальского - Л. Королёву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королёв в течение многих лет развивает и совершенствует терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса - «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью. Л. Королёв создал оптический индикатор текущей ноты терменвокса - визуализатор.

Терменвокс своими руками.

Детали изделия:

Резисторы МЛТ-0,125 и СПО-0,15 (R1);
- Конденсаторы КТ, КЛС (С6, С7) и К50-6 (С8, С9), КПК (С5);
- Катушки гетеродина ДВ от портативного транзисторного приемника.
- Самодельная деталь - катушка 13, содержащая 70 витков провода ПЭВ-1 0,31 на стержне из феррита 600НН любого сечения длиной порядка 60 мм.
- Источник питания - батарея «Крона».

Устройство помещается в плоский металлический или пластмассовый футляр, оклеенный изнутри фольгой. Металлизация служит экраном и соединяется с общим проводом схемы. На верхней стенке футляра посредством пластмассового изолятора крепится антенна - алюминиевый штырь диаметром до 4 мм и длиной около 100 мм - ее надо уточнить при наладке. У другого края на кронштейне удерживается катушка L3, вблизи которой должна располагаться магнитная антенна приемника. На боковую стенку выводится ось со шлицем под отвертку резистора R1.