Школьный краеведческий проект памятник значит память. Краеведческий проект ко дню победы в школе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Современная индустрия туризма - одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, на долю которой приходится около 10 процентов мирового ВВП, мировых инвестиций, общего числа рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и т.д., и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Значимость туризма в современном мире постоянно растет, по оценкам специалистов, XXI век станет веком туризма. Туризм в его нынешнем виде становится своеобразным мостом, по которому люди начинают все успешнее преодолевать пространство и время.

Моя практика проходила в Национальном музее Хотя все предполагают, что музей организация довольно скучная, нудная, мне воочию удалость узнать и прочувствовать, как это заблуждение далеко от истины. Состояла она, вопреки моим ожиданиям, не из сдувания пыли с экспонатов, а из самой, что ни на есть, активной, творческой работы. Цель практики - закрепление в практической деятельности студентов теоретических знаний предметных дисциплин, полученных во время обучения; обретение опыта эмпирического изучения, описания многообразных явлений и памятников культуры, ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его структурой.

В задачи музейной практики студентов университета входит следующее:

Углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: экскурсионное обслуживание, музееведение и др.;

Приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;

Развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев;

Воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих педагогов;

Воспитание нравственных качеств студентов приобщением к культурному наследию;

Повышение общего уровня культуры студентов.

Казалось бы, что такого интересного и нового есть в музеях? Все как всегда и много лет назад.… Однако, это распространенное заблуждение не имеет под собой никаких маломальских оснований. Но обо всем по порядку.

История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Каренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.

Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Итак, музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов -- памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 История музея

Государственное автономное учреждение культуры РБ «Национальный музей Республики Бурятия» создано в 2011 г. путем слияния трех музеев: Музея истории им. М.Н. Хангалова, Художественного музея им. Ц.С.Сампилова и Музея природы Бурятии. В настоящее время проводится работа по проектированию здания для вновь созданного музея.

Основной фонд ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» насчитывает 75193 тыс. единиц хранения. Национальный музей Бурятии в период с 2009 по 2012 год (данные на 17.05.2012г.) реализовал: 19 проектов в музее природы Бурятии, 20 проектов в Художественном музее им.Ц.С. Сампилова, 21 проект в музее истории Бурятии им. М.Н.Хангалова.

Музей истории Бурятии

Музей создан 10 октября 1923 года по постановлению Бурятского ревкома. В 1958 году музею было присвоено имя выдающегося бурятского этнографа Матвея Николаевича Хангалова (1858- 1918) в фондах музея хранятся уникальные памятники культуры народов Бурятии, Центрально-азиатского региона, историко-этнографические материалы сибирских родов и племен. Вещественные и документальные памятники разных эпох и народов составляют широкую палитру, раскрывающую историю и культуру народов Байкальского региона.

Художественный музей им. Ц.С.Сампилова

В 1943 году совместным Постановлением Совета Народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР и бюро Бурятского обкома ВКП (Б) было решено открыть в г. Улан-Удэ Государственный художественный музей. Основой фондов музея послужили произведения бурятских художников. В январе 1946 года для посетителей официально открылась первая экспозиция музея. С 1947 года в дар музею поступили подлинники работ известных русских художников конца XVIII - начала XX вв. из Государственного Русского музея. В 1966 году музею было присвоено имя основоположника профессионального искусства Бурятии, народного художника, заслуженного деятеля искусств Ц.С.Сампилова.

Музей природы Бурятии

Музей открыт 12 июля 1983 года на основе отдела краеведческого музея им.М.Н.Хангалова. Расположен музей в здании -- памятнике федерального значения «Дом общественного собрания». У истоков создания музея стояли краеведы -энтузиасты В.А.Кольчугина, З.Н.Яковлева, Э.П.Пильман.

Современный объем фондов музея включает палеонтологические, зоологические, геологические, ботанические коллекции, отражающие биоразнообразие природы Бурятии. Экспозиция музея построена ландшафтным метолом, ее основная тема - «Природа и человек». Главное место в экспозиции занимает показ озера Байкал -- уникальной водной экосистемы с особым режимом природопользования.

1.2 Общие сведения о музее

Национальный музей Республики Бурятия (официальное название ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия») - единственный в мире музей, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации истории и произведений искусства Бурятии.

Тип организации Национального музея РБ - культурно-массовый, исследовательский. По организационно- правовой форме является некоммерческой организацией.

Классификация организации: художественная (декоративно-прикладного и народного искусства, изобразительного исскуства), историческая (общеисторическая

В структуре организации имеются: архив, научная библиотека, экспертная группа.

Площадь Национального музея составляет 3674,6 кв.м, в том числе экспозиционно-выстовочная территория -2482 кв.м. Площадь фондохранилищ составляет 1192,6 кв.м. В музее представлено 124 832 единиц хранения (штук) , из них предмета общего фонда 57577 штук. Основные экскурсии представленные в Национальном музее это - «Сокровища буддийского искусства» , «Рождение Республики» (1905-1933гг.) , « Свет веры православной» .

В коллекциях музея хранится более 100 тысяч единиц хранения.

Группы коллекций:

Археологически (начали формироваться до начала музея).

Нумизматические. Более 2000 предметов в коллекции медалей.

Этнографические.

Религиозные: шаманизм, буддизм, православие (Начали формироваться в 1930-е годы).

Редкие книги (Начали формироваться в 1930- е годы). В 1979 году фонд редких книг был выделен из библиотеки музея.

Документальные. 7652 единиц хранения документов с середины XIX века по 1999 год.

Фотодокументальные. 7875 единиц хранения фотодокументов с 1870 года по 1988 год.

Фонодокументальные. Грампластинки с записями русских народных песен, романсов, вальсов, арий из опер исполнения И.С Козловского,С.Я Лемешева, Ф.И Шаляпин.

Кинодокументальные. 714 единиц хранения кинодокументов с 1930г года по 1989 год. Документальные фильмы о быте, жизни бурят и эвенков.

Живопись, графика, предметы современности.

Площадь помещений для фондового хранения - 462 кв.м. Общая площадь музея для хранения и показа коллекций -1600 кв.м.

Так же музей предоставляет образовательные услуги в виде лекционных циклов, таких как: "Верхнеудинск купеческий", "Страницы из жизни казаков Забайкалья", "Эвенки - "Идущие вдоль хребта", "Загадки и тайны шаманской коллекции", "Уникальные православные книги", "Монголия и Тибет глазами бурятских ученых-путешественников конца XIX - начала XX", "Выдающиеся деятели Бурятии кон. XIX - нач. XX вв", "Востоковедческие труды известных русских ученых-путешественников", "Кяхта - былое величие".

На территории музея имеются киоск/магазин, лекторий/кинозал и публичная библиотека. Недалеко от музея Вы можете воспользоваться гостиницей и местами группового питания.

Таблица 1- Контактная информация

РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ»

2.1 Основные экскурсии

Богаты коллекции Национального музея - в них тысячи единиц хранения: предметы гуннской эпохи, старинные бурятские серебряные изделия, буддийское искусство (танка, скульптуры, культовые предметы), произведения русских мастеров 19 века (И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В. Перова, братьев Маковских и др.), работы первых бурятских живописцев, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современное изобразительное искусство. В музее предоставлены все условия для знакомства и изучения истории, культуры, быта и искусства народов, проживающих на территории Бурятии. Не зря говорят: «Солнечная Бурятия - толерантная республика».

Расскажу о трех интересных выставках. «Тривизор», «Сокровища буддийского искусства» - впервые представлены уникальные культовые предметы из фондов музея. Уникальность фондовых собраний музея составляет буддийская коллекция. Это культовые предметы, попавшие в фонды 30-е годы их закрывшихся дацанов. Они являются памятниками истории и культуры мирового значения. Среди них экземпляр Атласа тибетской медицины.

Впервые в Сибирском регионе стартует новый проект по внедрению современных цифровых технологий. На выставке «Сокровища буддийского искусства. Новые грани» работает тривизор с электронным контентом «Дары XII Пандито Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова» императорской семье из царской сокровищницы Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).

Тривизор- это стеклянная 3D пирамида для трансляции объемного изображения. Сверху на три стороны 3D пирамиды с помощью монитьра проецируется изображение в специальной 3D раскладке. Благодаря напылению на стекле и правильной геометрической форме пирамиды создается эффект, что демонстрируемый объект находится внутри пирамиды. Объект словно парит в воздухе, меняя свой цвет, свойства, состояние.

Тривизор был впервые использован на выставке «Буддизм в России» в рамках проведения саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке лдя показа Даров императорской семье из коллекции Российского этнографического музея и уникальных произведений буддийского искусства из Национального музея Республики Бурятия.

Партнером проекта является Центр комплексных программ «Наследие»(г. Москва).

В настоящее время в музее представлена новая экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани». В коллекции представлены следующие экспонаты:

Будда Шакьямуни с великими учителями буддийского Учения. В Центре изображен Будда с двумя бодхисатвами, рядом с ним - Богдо Цзонхава со своими учениками. Вокруг Будды восседают учителя - «шесть драгоценностей» Индии: Нагарджуна, Дигнага, Арьядева, Асанга, Васубандху и Дхармакирти. Бурятия начало XX в. Грунтованное полотно; минеральные краски,позолота.

Будда Майтрейя (бур. Майдар-бурхан). Будда Грядущего. Китай конец XIX в. Сплав металлов: литье, чеканка, позолота,инкрустация.

Авалокитешвара Тысячерукий. Арьябало (бур). Бодхисаттва «Беспредельного» сострадание ко всем живым существам. Авалокитешвара вместе с другими бодхисатвами - Манджушри и Ваджрапани составляет триаду наиболее почитаемых бодхисатв во всех школах тибетского буддизма. Внутренняя Монголия, XIX в. Медь, латунь; чеканка, частичное литье, позолота, тонирование, инкрустация.

Хашин хан с 8-ю спутниками-детьми. Бурятия, Селенгинский район. Начало XX в. Папье-маше, дерево, краски; резьба, роспись.

Лобсан Галдан Аюшеев - настоятель (Ширээтэ) Анинского дацана.

Так же в данной коллекции имеются и другие не менее важные экспонаты, несущие огромную историческую ценность в буддийском искусстве.

Следующая выставка называется «Рождение республики 1905-1933гг». Посвященная 90-летию со дня образования республики. В экспозиции представлены около 200 предметов, раскрывающих историю становления Республики Бурятия. Хотя зал для выставки сравнительно не большой, это не мешает сполна окунуться в историю рождения республики. В этой выставке мы можем узнать о некоторых исторических личностях, которые оставили след в «рождении республики», а так же посмотреть их личные вещи.

Иванов Федор Николаевич (19051968). Боец Буркавдивизиона, участник боевых действий на КВЖД 1928г., организатор колхозного движения, делегат II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935г. в Москве.

Шиповских Иван Дмитриевич (1902-1968),член РКП (б) с 1920г., коммунист-ленинец, активный участник борьбы за установление Советской власти в Бурятии.

Алексеев Иван Иванович, кавалер двух орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, заслуженный врач РСФСР, начальник больницы станции Улан-Удэ.

Орден Ленина, 1930г.

Орден «Трудовое Красное Знамя, РСФСР.

Значок «Почетному железнодорожнику».

Личные вещи Ромаева Василия Алганаевича (1900-1941), участника установления Советской власти в Забайкалье, политического и общественного деятеля. В 1918 г., являлся студентом Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1929 г. был направлен в Монголию. Репрессирован и казнен в 1941г. Станок бритвенный и футляр для лезвий «Gillette» 1920г., США, г. Бостон, компания «Gillette» , брошь с фотографией Ромаева В.А, Аяга (бур.). Чаша для напитков, часы «Мозер» Швейцария, начало XX в.

Платье шелковое нарядное Эрдынеевой Дулгар Гунцыреновны, члена ЦИК СССР. Эрдынеева Д.Г была премирована в 1933 юбилейном году отрезом ткани за производственные показатели.

Не оставила без впечатлений выставка «Свет веры православной »- предметы культа из серебра, плащаница, ряд икон, впервые представленных, облачения епископа, исторические документы, отражающие деятельность церквей на территории Бурятии.

Образки с изображением Двунадесятых праздников. Серебро, эмаль,стекло. Кон. XIX в.

Пресвятая Богородица Печерская. Икона Селенгинского полка. Дерево, бархат, темперная живопись. XIX в.

Ефросинья Полоцкая. Хрусталь, литье. Начало XX в.

Икона «Богоматерь Умиление». Жесть, роспись, олеография. Начало XX в.

Блюдо для благословения хлебов. Латунь, медь; серебрение, обработка на станке, литье. Кон.XIX - нач. XX в.

-«Распятие» в стеклянной бутыли. Дерево, стружка, бумага; резьба, монтаж 1884г.

Богоматерь - утоли болезни. Дерево, позолота, паволока, темперная живопись. Кон. XIX в.

2.2 Услуги предоставляемые музеем

Музеем представлен следующий спектр услуг: экскурсии по выставкам, лекции, просмотр видеофильмов об изобразительном искусстве, выездные выставки и лекции, фото-видеосъемка в залах музея, музейно-образовательные программы для детско-юношеской аудитории, презентации, научно-практические конференции, семинары, культурно-массовые мероприятия и не только.

Музейные уроки и лекции являются одной из перспективных форм работы со школьной аудиторией и организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе.

Музейно-образовательая программа - располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно-образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Музейно-образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики, используются в рамках гуманитарно-эстетического и естественно - научного профиля.

На сегодняшний день многие музеи активно внедряют в свою деятельность новые формы работы с посетителями. Одной из таких форм являются праздничные мероприятия - это существенно новая форма массовой научно-просветительной работы музея. Термин "музейные праздники" появился сравнительно недавно, но многие музеи России уже активно используют этот вид услуги. Так и наш Национальный музей предоставляет такую услугу. Проведение музейных праздников в Национальном музее оказывают положительное влияние на его деятельность, способствуют росту престижа музейного учреждения, генерируют интерес общественности и увеличивают поток посетителей.

Роль праздничных мероприятий в музеях заключается в следующем - праздники активизируют культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время свободное от будничных обязанностей, проявляются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни. Праздничные мероприятия через обновление ценностей напоминают важные события, выполняют роль механизма передачи культурных традиций из поколение в поколение. А ведь для музея важна поддержка связи из поколения в поколение, так как одна из функций музейного учреждения это - хранение и передача исторических культурных ценностей. Это говорит о том, что праздник как бы связан с музеем, это видно из приведенных выше фактов.

Так же Национальный музей занимается экспертизой предметов музейного значения - это процесс комплектования, который можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и придание им статуса музейного предмета.

К следующей услуге, предоставляемой Национальным музеем относится воспроизведение музейных предметов. Воспроизведение музейных предметов - объекты, точно передающие облик музейных предметов. К основным видам воспроизведений относят:

· копию - предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Может быть авторским повторением (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческим воспроизведением (как римские копии греческой скульптуры); современным воспроизведением. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем - к научно-вспомогательным материалам. Примером, когда копия приобретает значение самостоятельного памятника, может служить храм Христа Спасителя в Москве (представляющий копию разрушенного в 1930-е гг. храма XIX в., выполненную с применением современных технологий).

· реконструкция - научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта;

· муляж - предмет, который воспроизводит размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но может отличаться по размерам;

· репродукция - воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т.д., выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений;

· новодел - точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник (например форма студента Восточного института во Владивостоке, представленная в Музее истории ДВГУ, сшитая на основании документов и рисунков XIX - XX вв.);

· макет - объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);

· модель - копия, сохраняющая конструктивные принципы и фактуру оригинала;

· голограмма - объемная трехмерная копия, созданная посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимая.

Так же к перечню услуг, предоставляемых Национальным музеем относят: абонементы, консультационные услуги, методическое обеспечение музеев Республики Бурятия, услуги научной библиотеки, а так же сувенирный киоск.

Национальный музей Республики Бурятия для успешного решения целевых задач, кроме хранительской, выставочной и научной деятельности обращает особое внимание на оказание музейных услуг туристам и гостям республики посредством предоставления искусствоведческой, краеведческой, этнографической информации на русском, бурятском и английском языках на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших музейно-информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пройдя учебную практику в «Государственном автономном учреждение культуры Республики Бурятия «Национальном музее Республики Бурятия» я открыла для себя новый мир музейного искусства. Узнала огромное количество важной и интересной информации о Национальном музее и его удивительных экспонатах.

В условиях, когда в Бурятии развивается особая туристско-рекреационная зона, музей становится одним из основных участников реализации Программы. Музей отражает национальную идею, становится своеобразной визитной карточкой, брендом республики. Музей - сокровищница республики, символ нашей культуры, витрина, по которой туристы судят о людях, которые здесь живут, об их отношении к своей истории, а по большому счету - о месте и роли Бурятии в России.

В г. Улан-Удэ определено место под новое здание Национального музея Бурятии, в районе Верхняя Березовка, откуда начинается дорога на озеро Байкал. Это будет достаточно большой комплекс, объединяющий фонды музеев истории, природы и художественного, с парком скульптур и лесной зоной. В планах республики построить музей к 2015 году.

Национальный музей Республики вправе претендовать на получение премии по номинации «Лучший региональный музей».

Одним из важнейших направлений музейной работы является экспозиционно-выставочная деятельность, осуществляющая крупные международные, межрегиональные и местные выставочные проекты. Музей имеет соглашения о сотрудничестве с лучшими музеями страны: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Третьяковская галерея и др. Лидирующее положение в музее занимает научно-образовательная деятельность, запланировано и выполнено множество социально-значимых проектов для детей дошкольного и школьного возрастов, студентов лицеев, колледжей и ВУЗов, военнослужащих, пенсионеров, ветеранов, туристических групп и одиночных посетителей. Музей успешно занимается издательской деятельностью - выпуском буклетов, каталогов выставок, открыток и афиш. Помимо основной деятельности является координирующим центром народных музеев и картинных галерей г. Северобайкальска, с. Сосновоозерска Еравнинского района и с. Петропавловка Джидинского районов в плане оказания методической помощи, заботы о пополнении фондов, встреч с художниками Бурятии.

Чем больше разнообразных выставок, чем они интересней, тем сильней притяжение потенциальных туристов. Туристы, в свою очередь, становятся генераторами прибыли для гостиниц, предприятий питания, транспорта, развлечений, торговли, производства сувениров. Налоговые поступления от работы этих предприятий и созданные в них рабочие места могут составлять основу республиканской экономики. Важно отметить, что понимание такой роли нашего музея должно являться частью республиканской культурной и экономической политики и России в целом.

национальный музей бурятия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://rubur.ru

2. http://www.minkultrb.ru

3. http://www.muzeyrb.ru/

4. Приказ Министерства образования РСФСР «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» № 293 от 13.07.92 г.// Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.

5. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами российской федерации (приложения к приказу Министерства образования от 13.07.92г., № 293) // Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.

6. Гецевич В.Г. Основы экскурсоведения: учеб. пособия.- М.,1998.- 102с.

7. Культурология и экскурсоведение: курс лекции/ Сост. К.В. Кулев; Российская международная академия туризма. - М.: Соф. спорт,1998.- 158с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История Британского Национального Музея. Родоначальлник Британского национального музея. Коллекции, купленые на доходы от национальной лотереи, послужили основой музея. Постройка нового здания музея. Удача новогог здания - библиотека и читальные залы.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.

    реферат , добавлен 14.03.2013

    История создания Гайнского музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    История возникновения Национального музея Республики Башкортостан, основные фонды, созданные в нем. Уникальность экспозиции Национального музея Республики Башкортостан, важнейшие направления в его работе. Описание экскурсий, которые предлагает музей.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Изучение истории музея и музейного дела. Основные направления деятельности литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта. Характеристика фондов музея, их организации, состава, структуры, учета, хранения и изучения. Эффективность работы музея.

    отчет по практике , добавлен 06.03.2014

    Пространство музея как "ковчег культуры". Толкование слова "экспозиция". Тема "открытого произведения" в искусстве. Музыкальные камерные программы и тематические выставочные проекты, проводимые в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    История Государственного Исторического Музея, характеристика новой стационарной экспозиции по истории России с древности до начала XX в. Описание достижений сотрудников музея. Древнерусское государство, древнерусский город в IX–XII вв. в экспозиции музея.

    отчет по практике , добавлен 12.12.2009

    Общее описание и географическое положение исследуемого музея, его внутренняя структура и убранство. Краткое путешествие по нескольким комнатам, а также впечатления посетителей. Особенности и назначение экспонатов, их историческое и культурное значение.

    статья , добавлен 29.03.2015

    История краеведческого музея, его фонды, отделения и филиалы. Управленческая структура управления, функциональная направленность, правовое обеспечение, технология деятельности музея. Проблемы и перспективы развития. Меры по усовершенствованию его работы.

    отчет по практике , добавлен 04.06.2013

    Анализ Санкт-петербургского этнографического музея: расположение, основные памятники, специальное хранилище. Особенности экспозиций музея, характеристика экспозиции "История и культура евреев России". Описание основных ценностей этнографического музея.

Елена Никитина

Никитиной Елены Николаевны (воспитателя МБДОУ №16 ст. Луковской)


оздокскому музею .

Мой музей ! Твои добрые стены

Воскрешают былые века.

Остается память нетленной,

Словно бурная Терек-река.

Ты – хранитель истории края,

И счастливых, и горьких лет.

Мы приходим сюда, узнавая

Чью-то книгу иль чей-то портрет.

О музей ! Собиратель Моздока ,

Ты для нас как родной человек.

Для тебя не отмеряны сроки.

Пусть же долгими будут дороги,

Ну а сердце – юным вовек.

Раиса Ермизина.

15 января 2014 года я в первый раз посетила Моздокский краеведческий музей . Родилась и выросла я в Карачаево-Черкесской республике, тоже богатой своей историей. В Моздоке я живу только 6 лет , поэтому посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы первых жителей г. Моздока и животных , которые обитали и живут до сих пор на территории района.

Удивляют первобытные орудия труда и орудия, сделанные из дерева, камня, металла. Переходя в другой зал, замечаешь смену исторических событий, убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте. Поражает своей массивностью казачий курень,

который был собран по крупицам самими жителями города. Я долго рассматривала все его детали, так как эта тема меня затрагивает больше всего, потому что мои прадеды были казаками. А так как мой дедушка (сейчас ему 90 лет) Ветеран Великой Отечественной войны, от посещения зала на эту тему у меня замирало сердце. И что больше всего понравилось : как грамотно и интересно экскурсовод могла рассказать и донести до посетителей историю каждой вещи .

Под ее рассказы начинаешь замечать, что мысленно представляешь себе историю того или иного предмета. Ловлю себя на том, что переношусь в другое измерение, меняю время действия, теряю ход событий. Начинаю понимать, что у каждого экспоната - своя история, и есть в этом что-то завораживающее.

Хочется поклониться всем живущим ныне ветеранам войны и тыла до самой земли. Они – достояние Моздока .

Таким образом, я совсем не пожалела об этой экскурсии. Думаю, что, посылая воспитателей в подобные места культуры и отдыха, Управление образования способствует не только теоретическому усвоению материала, но и дает возможность (и время) самостоятельно и наглядно ознакомиться с творчеством людей, живших до нас. А это особенно важно в настоящее время, когда интерес к культуре, к сожалению, не очень высок. А краеведческий музей - яркое свидетельство того, что лучшие страницы истории города будут сохранены.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Ушумунская средняя общеобразовательная школа

Магдагачинского района Амурской области

«Память, застывшая в камне»

Адрес:676135 Амурская область,

Магдагачинский район,

Хлынова Т.В., учитель истории,

обществознания

Краткое описание проекта:

сохранение мемориального сооружения,

увековечивающего память о погибших в

войне 1941 – 1945 гг земляках.

Популяризация деятельности по сохранению

памятников Великой Отечественной войны.

Формирование активной гражданской

позиции через участие в выполнении важного

общественно-полезного дела – установление имён

земляков, не вернувшихся с войны, шефство

над памятником воинам-односельчанам.

Ушумун 2015

Историческая справка о Памятнике Землякам, погибшим в годы Великой Отеченственной войны 1941 – 1945 на центральной площади посёлка Ушумун

В центре поселка Ушумун горделиво и одиноко возвышается памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. Памятник представляет собой стелу, устремленную ввысь, составленную из бетонных блоков прямоугольной формы. На центральной лицевой грани размещены имена и фамилии земляков павших в годы войны и тех, кто своими трудовыми подвигами приближал победу. Всего 152 фамилии. На другой грани изображение женщины, олицетворяющей Родину - мать. Слева и справа центральной части изображение бойцов. 9 мая 1985 года к 40 – летию победы над фашистской Германией в нашем поселке был открыт новый памятник.

Автором памятника является Прохоров Владимир Петрович. Он родился 8 февраля 1930 года в поселке Ушумун. Когда началась война, отец ушел на фронт, Володя закончил 6 класс и пошел работать. Кончилась война, вернулся с фронта отец, жизнь начала налаживаться. Владимир Петрович поступил на работу в лесхоз, трудился там до 1990 г.

Владимир Петрович создал чертежи, сделал расчеты и пошел в администрацию поселка. Местные власти идею и проект поддержали. В разгар работы, в Совет ветеранов посёлка Ушумун, обратились жители посёлков, которые раньше находились рядом с Ушумуном Буяк и Одуново. Они просили на памятник внести имена их земляков, которые погибли на той страшной войне 1941 – 1945 годов. Ведь посёлки исчезли, а вместе с ними и память о героях земляках тоже может исчезнуть. Автор памятника не возражал. Так в списке фамилий стало 152. 9 мая 1985 года состоялось торжественное открытие памятника. На это событие собрался весь посёлок.

Сейчас на этой площади проходят все важные праздники: День Победы, День защиты ребёнка, свадебные картежи останавливаются здесь, чтобы поклониться памяти землякам, празднование юбилейных дат и событий нашего посёлка отмечается на этом месте. Местные власти обустраивают этот район: появились скамейки, продолжается посадка саженцев. Так что история этого памятника ещё не закончена.



Участниками детских объединений «Я – исследователь», «Вече» был проведен социологический опрос жителей нашего поселка по методике Соколовой Я. В., описанную в методическом пособии для учителей обществознания «Граждановедение. 7 класс» Москва, 2002 г. Было опрошено 20 жителей Ушумуна, 60 школьников учеников 8 – 11 классов. Предлагалось ответить на вопросы:

Для чего создан этот памятник?

Обощив данные мы пришли к выводу, что люди более старшего поколения лучше знают историю возникновения памятника, так как они сами были участниками этих событий. Они отмечают, что памятник создан для того, чтобы имена земляков помнили многие поколения ушумунцев, что это место стало важным общественным центром в жизни нашего посёлка. Лишь половина из опрошенных школьников смогла назвать имя автора памятника. Ребята отметили, что значение памятника в сохранение памяти о павших, что он является достопримичательностью.

Актуальность проекта

2015 году все цивилизованные страны празднуют 70 – ю годовщину победы над фашизмом. Милионы людей отдали свою жизнь ради сохранения мира и жизни многих сотен милионов своих потомков. Мы склоняем головы перед героями, благодарим ветеранов и чтим память погибших.

Во все времена у всех народов историческое сознание являлось неотъемлемой частью общественного сознания, которое играло роль в формировании духовной жизни, обычаев, традиций. В духовном развитии личности, общества немаловажную роль играют памятники истории и культуры. Не умение ценить истоки породило в нашем обществе много проблем. В сутолоке жизни, в погоне за сиюминутной выгодой мы в последние десятилетия изрядно духовно обиднели. Но для нас памятник – предметная, образная связь времен далеких и нынешних. Памятники культуры в нашем посёлке – это своеобразная каменная летопись, котрая отражает героические, трагические страницы в жизни наших земляков, истории нашей Родины.

Каждый человек имеет свою малую Родину, которая поддерживает его с первых лет жизни. Патриотизм в хорошем, настоящем понимании этого слова – это любовь к своей малой Родине; патриотизм – это когда современные школьники не просто говорят красивые слова о родных местах, но и пытаются оказать ей посильную помощь. Работа над проектом «Память, застывшая в камне» даёт возможность изучать историю на конкретном материале, позволяет увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного посёлка. Программа данного проект способствует формированию гуманистически направленной личности ученика, ориентированной на исследование образовательного пространства среды жизнедеятельности, на воспитание подрастающего поколения на основе общечеловеческих и этнокультурных ценностей, с учётом особенностей региональной социокультурной среды, в духе патриотизма и гражданственности. Сохранение памятников истории и культуры как объектов культурно-исторического наследия - проблема столь же важная, как сохранение природы. "Природная среда, - пишет академик Д.С.Лихачев, - необходима человеку для его жизни биологической и нравственной. Культурная среда необходима по преимуществу для нравственной жизни. Она прививает ему любовь к Родине, воспитывает его уважение к предкам и потомкам /забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем - о сохранении ценностей прошлого для будущих поколений/, знакомит с историей и культурой других народов" . Таким образом, по мнению известного ученого, с которым нельзя не согласиться, отношение к памятникам истории и культуры для всего человечества - это вопрос экологии с большой буквы.

Проект реализуется при поддержки Администрации посёлка Ушумун.

Цель: сохранение мемориального сооружения, увековечивающего память о погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг земляках

Задачи:

1. создание условий по обеспечению сохранности памятника

2. популяризация деятельности по сохранению памятников Великой Отечественной войны.

3. формирование активной гражданской позиции через участие в выполнении важного общественно-полезного дела – установление имён земляков, не вернувшихся с войны, шефство над памятником воинам-односельчанам;

4. формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

5. воспитание чувства уважения к людям, пережившим события военных лет, к людям старшего поколения, чувства гордости за своих земляков;

6 развитие инициативы, направленные на решение проблем поселка, и создать условия для личностного роста школьников;

7. поддержание и развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка;

8. расширение круга общения школьников с местными органами власти;

Коллективная деятельность в рамках проекта

1. Общий сбор. Определение задач и программы деятельности.

2. Уборка територии централной площади посёлка 2 раза в месяц

3. Первичная реконструкция памятника: помыть, покрасить, побелить

4. Подготовка и участие в мероприятиях посвященных празднованию Дня Победы (акции «Аллея ветеранов», акция «Полк бессмертных», акция «Письмо, невернувшемуся с фронта», акция «Вахта Памяти», акция «Свеча памяти»).

5. Фестиваль «Презентация результатов проекта».

Ожидаемые результаты проекта

Главный результат реализации проекта заключается в том, чтобы силами учащихся при поддержке педагогов, родителей, жителей села, административных органов отреставрировать памятник воинам-землякам погибшим в годы войны на фронте, обустроить территорию центральной площади посёлка

Предполагаемые результаты, их социальная значимость:

    Составление брошюр о людях создававших, реконструирующих памятник

    Создание календарей с видами памятника, изображением людей, которые их создавали на текущий и будущий год

    Оформление стенда «Память, застывшая в камне»

    Размещение информации о проекте, его результатах на сайте виртуального музея

    Распространение результатов проекта будет проходить посредством информирования гражданского сообщества, в том числе и публикации в школьной газете «Школьный курьер», в районной газете «Вперёд».

    Выпуск сборника методических разработок по патриотическому воспитанию школьников

    Повышение уровня социальной успешности среди учащихся школы и, в связи с этим, внесение вклада в улучшение социальной ситуации в общественной среде поселковой администрации.

    Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности

    Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию

    Формирование активной социально – нравственной и гражданской позиции детей и юношества

    Воспитание уважения к боевым традициям старших поколений дальневосточников

Перспективы развития

В дальнейшем мы планируем поддерживать и сам обелиск, и место, где он расположен в надлежащем состоянии; обновить мемориальные доски с надписями и именами погибших; ежегодно проводить митинги в День Победы, День памяти и скорби; продолжить исследовательскую работу по изучению истории поселка, судьбы тех, чьи имена высечены на обелиске.

Оценка успешности работы по проекту

    Положительные отзывы общественности;

    Самооценка.

Риски при реализации проекта

Нехватка материальных ресурсов, проблемы с выращиванием и уходом за растениями, неблагоприятные прородно – климатические условия.

Механизмы и план реализации проекта

Действия

Результат

Участники

Подготовительный

1.Сбор информации и составление исторической справки;

2. Установление контактов с родственниками павших, их боевыми соратниками, советом ветеранов;

3 Поиск спонсоров проекта

1. Составление графика выполнения работы по озеленению, благоустройству территории центральной площади поселка, самого памятника землякам

2. Составление проекта

учащиеся,

руководители проекта

Основной

1. Уборка территории памятника, реконструкция памятника

2.Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка мероприятий по популяризации сохранения памятников Великой Отечественной войны.

4. Проведение социологического опроса и анкетирования школьников, выпускников школы, жителей посёлка по вопросам истории, значимости, сохранности памятников; интервьюирование родственников авторов памятников и односельчан, которые принимали участие в создании и реконструкции памятников; изучить нормативно – правовые документы, материалы средств массовой информации и сайтов Интернет по вопросам сохранения и защиты памятников истории и культуры; встреча участников проекта со специалистами, депутатами посёлка по вопросу защиты памятников в Ушумуне, Магдагачинском районе, Амурской области, России

1. Развитие общественно-полезной, социально-значимой деятельности школьников, направленной на благоустройство территории центральной площади посёлка

2. Творческие работы учащихся

учащиеся,

руководители проекта

Заключительный

1. Работа по уходу за памятником землякам, павшим в годы войны

2. Высадка выбранных растений на клумбы. Наблюдение и уход. Фотографирование.

3. Разработка экскурсонных маршрутов, акций, мероприятий

1.Анализ проделанной работы.

2.Выработка новых предложений с учётом анализа и необходимости.

3. Проведение экскурсий, акцийй, мероприятий

учащиеся,

руководители проекта




Содержание

Введение…………………………………………………………………………с.2

Глава 1. История одного памятника в истории поселка……………………...с.7

    1. История создания памятника павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов……………………………………………………..с.7

      Памятник бисертцам, павшим в годы Великой Отечественной войны сегодня………………………………………………………………………с.9

      Роль памятника в жизни нашего поселка………………………………..с.11

Заключение…………………………………………………………………….с.12

Список литературы……………………………………………………………с.13

Приложение……………………………………………………………………с.14

Введение

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но ее эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтоб она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, что бы мы сейчас жили. С той военной поры на местах боев остались памятники, и обелиски. Мы обязаны все помнить. Тема нашего проекта «История одного памятника в истории поселка». Проект посвящен памятнику бисертцам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов

Памятники истории… Они немые свидетели истории, символы ее славных страниц. «В Свердловской области 1217 памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной 1941-1945 года. Заместитель министра по культуре и туризму Свердловской области Олег Губин на пресс-конференции ИТАР-ТАСС Урал отметил значительный рост памятников Великой Доблести и Славы в муниципалитетах: если в 1983 году по области насчитывалось 454 памятника, в 2000 году их стало 770, и в 2014 году их стало 1217» (1)

Мемориалы, памятники, мемориальные доски, посвященные Великой Победе, давно уже стали частью нашей обыденной жизни. Но в канун семидесятилетннего Дня Победы мы воспринимаем их по-иному. И пока мы способны увидеть, услышать, и почувствовать все это в безмолвных стелах-плитах-обелисках. Память о Великой Победе жива.

В нашем поселке Бисерть есть памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Он является связующим звеном

__________________

1. .

между прошлым и настоящим. Он имеет свою историю и своих героев

Мы считаем, что появление этого памятника неслучайно, а его роль в жизни поселка велик

Актуальность проекта.

В ходе работы над проектом мы провели анкетирование среди учащихся школы. Выяснили, что

1. 82% учащихся знают, что за памятник находиться на площади Победы поселка, 18 % не знают.

2. 83,4 % учащихся знают, кому посвящен этот памятник, 16,6 % нет.

3. А вот на вопрос «Знаете ли, историю создания данного памятника 98% ответили, нет, и лишь 2 % знают от бабушек и дедушек историю создания данного памятника.

В литературе по истории нашего поселка Бисерть имеются скудные сведения о памятнике, нет ни года создания, ни кто создавал проект памятника. Поэтому мы считаем, что поставленная нами проблема в преддверии семидесятилетия Победы нашей страны в Великой Отечественной войне достаточно актуальна.

В ходе работы мы попытались узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе были созданы памятники, какую роль они играют в жизни нашего села.

Объект исследования: Мемориал бисертцам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Предмет исследования : история создания Мемориала бисертцам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Гипотеза. Мы предполагаем, что памятник, как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, играет огромную роль в истории поселка Бисерть.

Цель проекта : восстановить историю создания Мемориала посвященного бисертцам, павшим в борьбе с немецко-фашистским захватчиками в Великой отечественной войне 1941-1945 годов.

Задачи проекта:

1.Организовать сбор материала по теме.

2.Выяснить, по чьей инициативе был воздвигнут памятник.

3.Определить дату создания памятника.

4.Узнать, в честь кого он был создан.

5.Выяснить, какую роль играет памятник в жизни нашего поселка.

6. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы исследования.

7. Оформить работу и приложения к ней, создать презентацию для ее представления.

8.Познакомить учащихся школы и жителей поселка с результатами нашей деятельности.

Этапы реализации проекта

1.Создание творческой группы по разработке проекта.

2.Осознание актуальности проблемы.

3.Определение целей и задач проекта.

4.Составление плана работы.

5.Формирование системы взаимодействия и координации действий участников проекта

1.Проведенеи анкетирования среди обучающихся школы

2.Обработка собранных данных анкет

3. Анализ полученных данных

4.Работа творческой группы по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся

а. Анализ имеющихся материалов в Комнате истории школы.

б. Анализ имеющихся материалов в архиве Бисертского городского округа

в. Анализ документов предоставленных Ушаковым Ю.И. по реконструкции памятника

5.Создание творческого проекта и презентации

6.Презентация проекта на ученической конференции в МБОУ «Средняя школа № 1» и Муниципальной краеведческой конференции

Второй этап: итогово – аналитически (апрель 2015 г.)

1.Рефлексия.

2.Обобщение работы по реализации проекта.

3.Анализ деятельности всех участников проекта,

4.Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

Планируемый результат:

1.Повышение интереса обучающихся к истории и традициям своего поселка

2.Изготовление обучающимися проектных продуктов (мультимедийных презентаций, буклетов, статей и т.д)

3. Размещение материалов об истории памятника в экспозиции музея школы с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы.

4. Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

Практическое применение проекта:

1. Использование материала проекта на урока и классных часах в как форму воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся

2. Использование проекта как выставочного материала в школьном музее «Память» и части экскурсии при создании виртуального школьного музея.

3. Возможность размещения материала по истории памятника в местных средствах массовой информации ко Дню Победы

Глава 1. История одного памятника в истории поселка

    1. История создания памятника павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже на следующий день, рано утром из Бисерти в Нижние Серги выехали первые призывники братья Коротаевы. Вслед за ним каждый день уходили на фронт все новые сыновья, внуки и правнуки потомственных углежогов, доменщиков, прокатчиков, гвоздарей.

На военную службу во время Великой Отечественной войны было призвано 1052 бисертца, 547 из них (больше половины) не вернулись обратно. Теперь эту беду предстояло пережить вместе.

Еще в военную пору зародилась традиция помощи семьям фронтовиков. «Надо оказать помощь семьям фронтовиков и погибших так, чтобы помощь эта была чувствительна. Например, купить семье дом, корову. В настоящее время нужно помочь с вывозкой дров…Надо создать фонды для таких семей. В цехах развернуть работу по отчислению в эти фонды однодневного заработка». (1) Бисертцы стремились сохранить память об этой страшной войне и о погибших, в связи с этим в 1965 году было принято постановление Бисертским поселковым советом поставить памятник участникам войны, погибшим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в центре поселка на площади Победы. Архитектор этого памятника стал Зайцев М.П., скульптор – Зайцев В. Стоимость памятника составила двенадцать тысяч рублей. Памятник и плиты на которых занесены фамилии погибших бисертцев изготовлен в художественной мастерской города Свердловска (улица Карла Маркса № 32).

______________________

1.Печуркина Р.А. Бисерть: железо, лес, земля, люди. Екатеринбург., Сократ, 2013 год

Остальные работы: фундамент, пьедестал выполнены рабочими цеха № 8

В создании памятника принимали участие члены исторического кружка Бисертской средней школы № 1. Это учащиеся восьмых классов. Классные руководители Егорова Г.Я., Хренов Н.В.,Кисарина А.М., они собирали материал по погибшим воинам и фронтовикам бисертцам. Впоследствии эти материалы вошли в альбомы «Летопись боевой славы» Созданного в 1966 году.

Памятник бисертцам павшим в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на площади Победы был открыт 9 мая 1966 года. На митинг посвященный открытию памятника собрался весь поселок. Все организации поселка собирались на своих территориях. Затем колоннами подходили на стадион завода к 10 часам утра.. Школы под руководством своих директоров к 10 часам 20 минутам должны были подойти к парку Победы на площади. Руководил построением школьников Булдаков А.Ф.. Общее построение на площади Победы было поручено старшему лейтенанту запаса Никифорову. К 10 часам 30 минутам на площадь Победы должны подойти колонна ветеранов Великой Отечественной войны и отдельная колонна семей погибших. Все подошедшие на площадь Победы колонны выстроились согласно своим местам. Ведение митинга поручена участникам Великой Отечественной войны

Открывает митинг Сокотов В.И. – председатель комитета ветеранов. Затем слово берут Сорокин В.И. – секретарь партийного бюро завода, Грднева А.В. и Перепелкин Н.А. – от семей погибших, Марченков П – от лица молодежи и комсомольцев завода, Микряков Ф.А. – участник войны, Булдаков А.Ф. – председатель поселкового совета, Бабушкина Н. – председкатеь совета дружины Бисертской средней школы № 1.

Покрывало с памятник снято… Памятник павшим в борьбе с фашизмом в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов открыт...

1.2. Памятник бисертцам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов сегодня

В 2014 году к семидесятилетней годовщине Дня Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками на территории парка Победы у памятника бисертцам, павшим в годы Великой Отечественной войны были поставлены две памятные плиты-стелы

Инициатива по установке памятных плит принадлежала Совету Ветеранов поселка Бисерть, и в частности Братухиной Нине Александровне. На плитах помещены фамилии ветеранов, вернувшихся с войны, умерших уже после войны. Всего на памятных плитах – стелах записано 526 фамилий.

Памятные плиты-стелы начали изготавливаться в мае 2014 года. Сначала был объявлен конкурс на их изготовление среди предпринимателей. Но в святи с техническими причинами (необходимость регистрации на сайте конкурса через электронную подпись, а таковой среди тех предпринимателей кто хотел бы взяться за их изготовление не было) конкурс не состоялся. В июне 2014 года был объявлен новый конкурс (в это время пришли изменения закону 44 «О государственных закупках организаций культуры» который разрешал заключать договоры до 500 тысяч рублей напрямую без электронной подписи) и его выиграл частный предприниматель Исаков Павел Савич. Сумма заказа составила 499 тысяч рублей.

Авторами проекта (задумка по форме стел, размещению на них фамилий и рисунков) являются Ушаков Юрий Иванович – директор МУК «ЦКД и СД «Искра», Исаков Павел Савич - частный предприниматель. Списки ветеранов для памятных плит собирали Ушаков Юрий Иванович - директор МУК «ЦКД и СД «Искра» , Зеленая Ирина Юрьевна – Начальник отдела по социальной политике и общественным отношениям, Яковлева Людмила Александровна - заведующая музеем, Тихонова Наталья Александровна – хранитель музейных фондов.

В ноябре 2014 года Исаков П.С.. приступает к изготовлению памятных плит. Памятные плиты- стелы изготовлялись в мраморном цехе.

При установке памятных плит случился курьез. Когда установили плиты и проверили как они установлены, то обнаружили, что на двух плитах из-за сбоя компьютера был перепутан алфавит, плиты были демонтированы переделаны и 1 декабря 2014 года установлены на место. 3 декабря 2014 года был проведен митинг по открытию мемориального комплекса.

Митинг открыла Яковлева Людмила Александровна – заведующая музеем. На митинге выступили Суровцева Валентина Сергеевна – мер Бисертского городского округа, Мальцев Сергей Орефич – ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Покрывало снято.. Мемориал открыт…

1.3 Роль памятника в жизни нашего поселка

Мемориал бисертцам павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, на площади Победы, один из крупнейших и пожалуй самый значительный памятник в поселке Бисерть, да и всей территории Бисертского городского округа. Его посещают гости и ветераны из разных уголков нашей Родины.

За памятником бережно ухаживают обучающиеся МБОУ «Средняя школа № 1», администрация села, работники предприятий поселка. День Победы проводятся митинги, эстафеты и кроссы.

18 июня в поселке Бисерть состоялось захоронение останков красноармейца Елисеева Ивана Никифоровича, погибшего в сентябре 1941 г. в Карелии. Митинг, посвященный этому событию, проходил у Мемориала, посвященного бисертцам, павшим в борьбе с фашизмом, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Таким образом нужно сказать что Мемориал на площади Победы играет большую роль в истории нашего поселка. Он хранит нашу память о погибших бисертцах и эта память передается из поколения в поколение. Вечной памятью павшим, напоминанием нам стоит каменный солдат – мемориал славы, несокрушимости, величия нашего солдата. Изучая историю создания памятника мы словно перелистали страницы огромной книги, в которой история нашего поселка Бисерть приплетается с историей России. Вслушайтесь в шорох этих страниц! Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых- не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину от фашистского рабства.

Заключение

В результате проделанной нами работы мы установили

    Важные вехи в истории памятника

1965 год – принято решение о создании памятника бисертцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на площади Победы в п. Бисерть

9 мая 1965 года – открытие памятника бисертцам, павшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Май 2014 года – инициатива Совета Ветеранов поселка Бисерть по установке мемориальных памятных плит – стел у памятника павшим в годы Великой отечественной войны бисертцам, с фамилиями умерших после войны Ветеранов

3 декабря 2014 года – Открытие мемориального комплекса посвященного бисертцам, павшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны на площади Победы.

2. Всего на плитах мемориала увековечены имена 1026 биертцев, павших в борьбе с немецко-фшистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны

3. Пришли к выводу что гипотеза, которая выдвигалась в начале работы над проектом « Мы предполагаем, что памятник, как символы мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений играет огромную роль в истории поселка Бисерть» подтвердилась и, следовательно, цель, поставленная в проекте достигнута, задачи проекта выполнены.

Список источников и литературы

1.Источники

1.1.Музей Истории п. Бисерть. Ф.30.оп.12.д.4.л.5

1.2. Школьный краеведческий музей «Память». Альбом № 5. «Летопись боевой славы»

1.3. Школьный краеведческий музей «Память». Ф.2.п.3.л.35

1.4. Школьный краеведческий музей «Память». Ф.2.п.3.л.36

1.5. .

1.6. Беседы с Ушаковым Ю.И. – директор МУК «ЦКД и СД «Искра», Яковлева Л. А. - заведующая музеем «История п. Бисерть», Тихоновой Н. А. – хранитель музейных фондов.

2. Литература

2.1 Иглин А.С. Страницы летописи Бисертского завода и его окрестностей. Свердловск,1989.

2.2. Печуркина Р.А. Бисерть: железо, лес, земля, люди. Екатеринбург., Сократ, 2013 год

Приложение 2

Приложение 3

У памятника на площади Победы установлены две мемориальные памятные плиты

Приложение 4

На плитах занесены фамилии 527 бисертцев - ветиеранов

Приложение 5

Приложение 6

18 июня Митинг, посвященный захоронению останков красноармейца Елисеева Ивана Никифоровича, погибшего в сентябре 1941 г. в Карелии. проходил у Мемориала, посвященного бисертцам, павшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ИСТОРИИ

Выполнили: Култанова Камила, Пащенко Софья, ученицы 10 А класса МОУ Щелковская гимназия (2010 г.)



Данная работа началась с составления паспорта памятного места на территории ЗАО «Щёлковохлеб». В ходе работы выяснилось, что территория предприятия является закрытой, а в период Перестройки и развала СССР документы по данной мемориальной доске были утеряны.

Наш проект является отчётом проделанной нами работы по поиску материалов, связанных с сооружение мемориальной доски и людьми, чьи имена увековечены на ней.

Структура проекта:

1) Гипотеза, цели и задачи исследовательской работы.
2) Поиски путей для непосредственного изучения мемориальной доски.
3) Поиск информации об истории создания мемориальной доски и о людях, чьи имена она увековечила.
4) Наша статья в газете «Время».
5) Первый отклик на статью и получение информации о погибшем.
6) Выводы.

Гипотеза.

Проходит время. Многие уже давно покинули нас. Но что от них осталось? Ведь мы ничего не приносим в этот мир и ничего не забираем. От ушедших остается лишь память. Память о тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.
Но всех ли мы помним?

Изучение и подготовка материала о мемориальной доске, находящейся на территории ЗАО «Щёлковохлеб».

Описать мемориальную доску и прилегающую территорию;
найти людей, способных предоставить информацию об истории создания памятного места;
обратиться в Совет ветеранов;
осуществить поиск и анализ документов на сайтах, открытых к 65-летию Победы;
проанализировать и обобщить полученную информацию, сделать выводы;
для доведения результатов нашего исследования до интересующихся историей родного города воплотить его в проект и презентацию.

ШАГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Сейчас во всех городах, которые затронула Великая Отечественная война, создаются «Книги Памяти». Их регулярно дополняют новыми именами и памятниками. Наша школа получила задание - изучить и подготовить материал о мемориальной доске, находящейся на территории ЗАО «Щёлковохлеб». С этого и началось наше исследование.

С самого начала мы столкнулись с множеством проблем.

Во-первых , проход на территорию хлебокомбината строго по пропускам. Так что мы оказались вне досягаемости того объекта, который должны были изучить.

Во-вторых , как оказалось, никаких архивных материалов, которые дали бы нам информацию о людях, чьи фамилии увековечены на мемориальной доске, на хлебокомбинате не сохранилось.

Проблемы решали по порядку. На первом этапе своей исследовательской работы мы мечтали хотя бы получить фотографии доски и окружающей территории. Искали среди знакомых тех, кто работает на хлебокомбинате и может с разрешения администрации сделать для нас несколько снимков. Решение проблемы пришло от наших учителей (всё-таки для многих людей звание «Учитель» ещё является уважаемым). Через пятые руки удалось получить разрешение в сопровождении охраны пройти до памятной доски, и под строгим контролем сфотографировать её.

Дорога оказалась очень близкой - мемориальная доска висит в нескольких метрах от выхода с проходной. На карте, которую мы нашли с помощью Google, мы отметили проезд на территорию ЗАО «Щёлковохлеб» и уголок, где висит эта памятная доска.

На фотографии ниже дверь проходной, через которую нас пропустили на территорию предприятия, видна слева, а мемориальная доска - правее за елью.

Мемориальная доска висит на стене то ли весовой, то ли складского помещения, в который автомобили въезжают через огромные ворота. Сразу бросилось в глаза, что доску загораживает ель, так что увидеть её можно только подойдя сбоку. Перед стеной с доской небольшой газончик, окаймлённый бордюрными камнями, выкрашенными в предупреждающий чёрно-жёлтый цвет. Так что для возложения цветов придётся зайти на этот газон.

Мы сфотографировали и замерили мемориальную доску. Сама плита сделана из гранита и обрамлена рамкой из строительной смеси. Размеры гранитной плиты 87×200 см. У основания доски горизонтальная плита размерами 58×34 для возложения цветов или поминальных свеч.

Гранитная плита по вертикали разделена на 4 равные части. На верхней части высечена пятиконечная звезда, своими очертаниями напоминающая звезду Героя Советского Союза - главной награды времён Великой Отечественной войны, и надпись заглавными буквами: «Вечная память воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945». На второй и третьей части в два столбца расположены по 18 фамилий с инициалами работников хлебокомбината, павших в Великой Отечественной войне. На четвертой части ещё 12 фамилий с инициалами и надпись «от благодарных потомков». Всего на мемориальной доске увековечено в алфавитном порядке 48 человек:

Букреев Д.М.
Виноградов Г.М.
Волков В.П.
Голов В.П.
Грушин Г.Н.
Гусев К.П.
Дубков М.В.
Дубков В.А.
Дорожкин А.Д.
Жбанков Ф.И.
Ермилов В.М.
Евменеев П.С.
Игнаткин И.И.
Козырев С.М.
Королёв М.М.
Ковалев А.И.
Кузовкин Г.А.
Кострюков И.А.
Кудинов А.Д.
Костромин В.М.
Коновалов Н.Т.
Лаврухин В.М.
Лукьянов В.И.
Лихобабин К.Ф.
Митрофанов С.И.
Монапов Г.И.
Никитин Г.И.
Никитин А.П.
Новожилов Г.Д.
Полсычев С.С.
Помазков И.С.
Симаков Ф.А.
Семенов В.Д.
Сазонов В.Е.
Соломатин И.В.
Сухоруков И.В.
Сальников Н.К.
Семин И.В.
Чевякин З.И.
Чуйков А.Е.
Чередов В.П.
Шипов Д.М.
Шишкин П.С.
Шаталов П.В.
Шумилин И.Д.
Филин С.Д.
Якушин Д.Н.
Ягодкин А.Н.

Следующей задачей, вставшей перед нами, было найти информацию об истории создания этой мемориальной доски и о людях, чьи имена она увековечила. На самом хлебокомбинате никаких архивных данных не сохранилось. Поиски в сети Интернет рассказали нам только о настоящем производстве на предприятии, а не об истории и не о торжественных мероприятиях возле этой мемориальной доски. Единственное упоминание о Щёлковохлебе и мероприятиях по случаю годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы нашли в новостях от 2008 года в связи с посещением комбината глав православной церкви нашего района и администрации:

Новости
12.05.2008 Визит митрополита в Щёлково

30 апреля, на Пасхальной неделе, Щёлково посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он провел праздничное богослужение в храме Святой Троицы, освятил новый цех по производству просфор на ЗАО «Щёлковохлеб», вместе с Главой Щёлковского района Александром Ганяевым принял участие в закладке нового храма-часовни на территории хлебозавода. По случаю 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне венки и цветы от Московской патриархии и Администрации Щёлковского муниципального района были возложены к Вечному огню на Аллее Памяти.

Источник: http://www.shchyolkovo.ru/news/2008/05/04_05.shtml

Как видим, венки и цветы по случаю 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне были возложены на Аллее Памяти, а о мемориальной доске работникам хлебокомбината, погибшим в этой войне, никакого упоминания. Наверное, солидная процессия эту доску просто не заметила за елью.


Следующий наш шаг - это Щёлковский Краеведческий музей на площади Ленина, где мы познакомились с научным сотрудником музея Голубевой Татьяной Васильевной. Мы очень боялись, что люди, поглощённые своими повседневными заботами и обязанностями будут отмахиваться от нас, и были очень обрадованы тем, как Татьяна Васильевна пыталась нам помочь. Она помогала нам в поисках упоминаний интересующих нас людей в Щёлковской книге памяти. Но мы не нашли ни одной фамилии, ни одного упоминания о людях с мемориальной доски. Да и имя автора этого памятника выяснить не удалось.

ВЫХОДИТ, ЧТО УВЕКОВЕЧЕНЫ ИМЕНА, А НЕ РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И ИХ ПОДВИГ?…

На следующий день мы обратились в Совет Ветеранов. Здесь нас ожидало ещё большее разочарование - ветераны сами были искренне удивлены, т.к. даже не знали о существовании такого мемориала на закрытой территории ЗАО «Щёлковохлеб» (так правильно ли, что подобные мемориалы находятся на закрытой территории, может их вынести перед предприятием, чтобы люди видели, знали, помнили?…). К сожалению, они не смогли нам ничем помочь, но Борис Васильевич Форофонтов посоветовал нам обратиться в Администрацию Щёлковского района. Он сам позвонил в Отдел культуры и договорился о нашем посещении. Через 15 минут мы были на месте.

В Отделе культуры нас встретила Алексеева Ольга Николаевна. Она с удовольствием помогла нам в наших поисках, и её помощь оказалась одной из самых существенных и важных в создании данного проекта. Её звонок на хлебокомбинат разрешил наши вопросы по поводу истории создания мемориальной доски.

Нам рассказали, что эта доска была поставлена в 1978 году по решению работников самого хлебокомбината. До сих пор ЗАО «Щелковохлеб» осуществляет контроль за содержанием этого памятного знака.

Вначале это был отдельно стоящий мемориал (традиционный треугольная форма со звёздочкой наверху), окружённый несколькими деревцами. Однако территория перестраивалась, строились новые здания и подсобные сооружения, в связи с чем в 1990 году доска была перенесена на стену одного из них (ёлочка была посажена в тот же день). Теперь она и висит здесь, в углу. Как мы поняли, что с года переноса доски никаких реставрационных работ с ней не производилось. На сегодняшний момент её состояние мы бы оценили на «удовлетворительно». Имена героев написаны нечетко. Нам кажется, что буквы можно было бы обновить золотой краской. (Как нам рассказали позже, в ближайшее время планируется подводка надписей, которой займётся один из художников, работающего рядом на росписи храма).

После плодотворной работы Алексеева Ольга Николаевна порекомендовала нам направиться в редакцию щёлковской газеты «Время», и через неё обратиться к жителям города с просьбой оказать помощь в поиске материала о людях, чьи имена начертаны на мемориальной доске.

В редакции газеты к нам вновь отнеслись с пониманием и уже 20 февраля в выпуске №13 (14000), посвящённом Дню Защитника Отечества, вышла наша статья «Помогите вспомнить о героях».

Первый отклик на статью пришёл 1 марта. Мы получили письмо от подполковника в отставке Чередова Виктора Викторовича, который написал, что Чередов Виктор Петрович - это его отец, который до Великой Отечественной войны работал на Щёлковском хлебозаводе. Он воевал на Северо-Западном фронте в 42 стрелковом полку 42 стрелковой дивизии. Во время боевых действий был ранен и направлен в госпиталь. Умер Виктор Петрович от ранений 18 августа 1941 года. Пускай первые сведения скудные, но за ними уже видна человеческая судьба:

Чередов Виктор Петрович.
Последнее место службы: СЗФ 42 СД 42 СП
Звание: красноармеец
Госпиталь: 138 ППГ
Умер: 18.08.1941
Захоронен: Россия, Новгородская обл., Маревский р-н, с. Марево, ул. Партизанская, воинское захоронение.

Виктор Викторович оставил нам адрес своего почтового ящика, но пока наши попытки связаться с ним через почту Интернета ни к чему не привели. Но мы будем не только повторять эти попытки, а и попытаемся найти иные способы отыскать человека, чтобы постараться узнать о его отце как можно больше. Надеемся, что родственники и друзья других героев, чьи имена высечены на мемориальной доске, тоже откликнуться на нашу статью, и имена превратиться в людей, в судьбы, в историю.


К 65 годовщине Победы нашего народа над фашистскими захватчиками под эгидой Министерства Обороны РФ был создан сайт «Мемориал» (http://www.obd-memorial.ru/ ) , содержащий банк данных о защитниках Отечества, погибших в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Там мы обнаружили документы, связанные со смертью Чередова Виктора Петровича.

Первый документ - Именной список лиц начальствующего и рядового состава умерших от ран в период боевых действий в 138 П.П.Г. с 1 августа по 31 августа 1941 года.

Расшифровка документа:

Ф.И.О

Год
рождения

Военное звание

Дата поступления в лечущее учереждение

Дата смерти

Диагноз клинический

Чередов
Виктор
Петрович

1910 г.

Красноармеец

С помощью медицинских сайтов в Интернете мы выяснили, что «пневмоторакс» (от греческого ”pneuma” - воздух, ”thorax” - панцырь, грудь) - это скопление воздуха между листками висцеральной и париетальной плевры.

Открытый пневмоторакс являлся результатом пулевых или ножевых ранений грудной клетки. Во время вдоха воздух через рану начинает поступать в плевральную полость, внутри которой находится лёгкое, что изменяет атмосферное давление, и человек испытывает удушье. В мирных условиях при наличии специализированной медицинской помощи это не является смертельным, но в условия войны подобный диагноз часто означал смертельный приговор.

Второй документ - Алфавитная книга умерших госпиталя (медсанбата) 138 ППГ (дата: 15.08.1941 - 28.02.1944).

Расшифровка документа:

Ф.И.О

Военное звание

Звание / должность /
наименование части

Дата смерти

Причина смерти и где наступила смерть

Где похоронен

Чередов
Виктор
Петрович

Красноармеец

42 с/д.42.с/п

Сквозное пулевое ранение грудной клетки открытый пневмоторакс.

Дер. Хлебалово

Третий документ - Именной список военнослужащих начальствующего и рядового состава, умерших от ран в лечебных заведениях Северо-Западного фронта.

Расшифровка документа:

Ф.И.О

Наименование в/части

ЗВоенное звание

Дата смерти

Место где умер

Где похоронен

Чередов
Виктор
Петрович

8. 9. 41

ППГ 138

Ю.В. школы (?) д.Хлевалово Молвотицкого р-на Ленинградской области

Анализ этих документов навёл нас на противоречие. В письме, полученном от сына Чередова, местом захоронения значится: Россия, Новгородская обл., Маревский р-н, с. Марево, ул. Партизанская, воинское захоронение. А в данных документах: деревня Хлебалово Молвотицкого района Ленинградской области. Это противоречие мы сможем разрешить только после встречи с Чередовым.

А для начала даже определить географическое местоположение этой деревни в Ленинградской области оказалось невозможным – такой просто не значится, а есть лишь деревня Хлебалово в Новгородской области. В результате дальнейших поисков в сети Интернета мы узнали, что Молвотицкий район Ленинградской области с центром в селе Молвотицы существовал с 1927 по 1944 гг. 19 февраля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР районный центр Молвотицкого района перенесён из села Молвотицы в село Марёво. С 5 июля 1944 г. Молвотицкий район вошёл в состав Новогородскорй области. С 1963 года Молвотицкий район был упразднён, но уже 30 декабря 1966 года этот район восстановлен как Марёвский и вновь вошёл в состав Новгородской области.

Вот поэтому на все наши запросы о деревне Хлебалово в Ленинградской области Молвотицкого района нам всегда предлагалась одноимённая деревня в Марёвском районе Новгородской области.

Во время этой работы по анализу обнаруженных документов мы продолжали пытаться связаться с Чередовым Виктором Викторовичем. Но на письма через Интернет он не отвечал. Тогда мы решили обратиться в Паспортный стол. Там подобных справок не дают, и предложили нам обратиться в Федеральную миграционную службу по Щёлковскому району. Мы попали к Кузнецовой Наталье Васильевне, которая проверила по базам наличие на территории Щёлковского района и соседних Ивантеевке, Пушкино и Королёве человека с таким именем. Результат – отрицательный. Один из возможных вариантов, что Чередов В.В живёт на территории нашего района, но прописан в Москве или ином городе. Хотя в редакции газеты нам сказали, что её номера распространяются только на территории Щёлковского района.

Сейчас мы изучаем территория распространения различных газет нашего региона, чтобы вновь попытаться задействовать в наших поисках средства массовой информации.

На первый взгляд промежуточные результаты нашей работы невелики – белых пятен, связанных с историей создания памятной доски и историей людей, чей подвиг увековечен на ней, осталось слишком много. Но уже то, что к этому памятнику было привлечено внимание людей, тесно связанных с сохранением памяти о прошлом нашего края и людей (Краеведческого музея и Общества ветеранов) даёт надежду, что работники Хлебокомбината, отдавшие свою жизнь, защищая нашу Родину, не будут забыты и не останутся безмолвными фамилиями на мраморной плите, спрятанной за елью на закрытой территории.

Мы выступили с нашим проектом на гимназической научной конференции (где заняли 1 место), куда пригласили ветеранов войны. Мы знаем, что этим людям важно знать, что современное поколение помнит об их Подвиге, и чтит память тех, кто выковал Великую Победу.

Со своим исследованием мы 18 ноября 2010 года выступили и на Первом открытом районном слёте ученических обществ образовательных учреждений Щёлковского муниципального района Московской области, где в историко-краеведческой секции заняли I место.

1. Переломные 90-е гг. отрицательно сказались не только на состоянии многих памятников, но и на сохранности информации о них.

2. Поисковая работа по мемориальной доске на территории ЗАО «Щёлковохлеб» заставила нас задуматься о настоящей памяти и памяти формальной, о центральных проспектах и задворках…

3. Наша работа показала, что книга Щёлковская книга Памяти ещё неполная. В ней отсутствуют страницы о работниках целого предприятия, отдавших свою жизнь за нашу Родину.

В первом варианте нашей работы мы с горечью писали такие слова:

«Мы считаем, что ни за что нельзя оставлять без внимания такие случаи, как с нашим мемориалом. Это памятники истории, культуры, гуманистического отношения! Великая Отечественная Война - одна из самых значительных страниц нашего прошлого, наша история, история наших семей, которые пострадали от этой ужасной войны! Как может быть так, что даже ветераны ничего не знают о мемориальной доске, которая расположена на территории одного из самых крупных и успешных предприятий нашего города и всего района. Щёлковский хлеб знают все, все ценят этот товар, но кто знает о людях. Как может быть так в нашей стране, чтобы у простого человека не было доступа к месту, которое увековечивает память героев войны (а ведь каждый, кто защищал нашу землю в 1941-1945 гг. - герой). Никакого доступа, никакой информации, возможно и родственники этих людей не знают о существовании такой доски, или же знают, но не имеют возможности не то чтобы просто увидеть, но и возложить цветы. Да, возможно это и хорошо, что памятник расположен на закрытой территории, ему не страшен вандализм, но всё же это неправильно, закрывать от чужих глаз существование мемориала. Хотелось бы, чтобы информации о погибших и самом мемориале было больше, и эта информация занимала бы почётное место в архивах. Всё-таки эти люди работали на этом предприятии, пекли хлеб, а хлеб - это жизнь, они всю свою жизнь делали другим людям добро, и до войны и во время неё, и они заслужили должного внимания, а не формального отношения».

Но, как оказалось впоследствии, мы были не совсем справедливы. Каждое 9 мая территория Щёлковохлеба открывается для тех, кто хочет возложить цветы к мемориальной доске.

Мы посетили памятную доску в этот праздник Победы, но, к сожалению, опоздали к торжественному мероприятию, и не застали там пожилых работников предприятия и, может быть, родственников тех, чьи имена написаны на доске. Мы увидели лишь венки и цветы, возложенные ими. Надеемся на следующий год воспользоваться возможностью пообщаться с этими людьми.

9 мая 2011 года мы снова посетили Мемориальную доску Щелковохлеба, где возложили цветы и получили неожиданные результаты.

Нам удалось пообщаться со старожилами (работниками со стажем). Две бабушки рассказали нам, что родственники погибших, приходивших к этой мемориальной доске, и кого знали в администрации предприятия, к сожалению умерли.

Празднование годовщины Победы предоставило нам возможность вновь встретиться с администрацией Щёлковохлеба.

То ли атмосфера этого святого для наших людей дня, то ли отсутствие обыденной усталости и загруженности, но на этот раз к нам проявили бо́льшую заинтересованность и пообещали доступ к имеющимся архивным материалам. К сожалению уже на следующий день наша работа с небольшим архивом окончилась безрезультатно - по нашей теме ничего нового нам обнаружить не удалось.

Теперь наиболее результативными для нас могут стать несколько направлений:

1. Через родственников нашей одноклассницы выяснили, что 42 мотострелковая дивизия 42 мотострелкового полка, где служил Чередов, находилась на Украине и была расформирована, поэтому информацию о плане наступления и местах гибели солдат можно попробовать получить через военкомат.

К сожалению, это не так просто, так как архивы военкомата находятся в Сергиев Посаде. Сейчас мы занимаемся поисками именно в этом направлении.

2. В наших планах написать еще одну статью в одну из самых читаемых газет нашего города в надежде на отклики других родственников погибших.

Мы не перестаем надеяться на то, что людям не все равно и они помогут нам собрать и сохранить память об этих людях и не дать следующим поколениям забыть их.

Наша поисковая работа не завершена, но мы понимаем, что её результаты важны не только для нас, познающих историю своего края, для ветеранов, старающихся сберечь эти знания, но и для всех щёлковцев, до которых мы впоследствии донесем нашу работу через сайт гимназии в Интернете.