Наблюдения за неживой природой. Методика организации наблюдений за объектами живой и неживой природы, организация наблюдений в экологической комнате - наблюдение

Цели занятия – научить детей распознавать живой объект (кошка с котятами), отвечать на вопросы воспитателя; закрепить знания детей о внешнем виде – повадках, пище домашнего животного (кошки); упражнять в понятии «большой, маленький», в имитировании голоса; закрепить знания о геометрических фигурах – круг, овал, треугольник. Важно также формировать у детей бережное отношение к миру, создавать условия, позволяющие ребёнку активно проявлять своё отношение к миру, развивать диалогическую речь, воспитывать любовь к животным.

1.Учить детей распознавать живой объект "кошка с котятами", отвечать на
вопросы воспитателя.
2. Закрепить знания детей о внешнем виде - повадках; пище домашнего животного (кошки). Упражнять в понятии "большой, маленький", в имитировании голоса,
закрепить знания о геометрических фигурах - круг, овал, треугольник.
3. Формировать у детей бережное отношение к миру, создавать условия, позволяющие ребёнку активно проявлять своё отношение к миру.
4. Развивать диалогическую речь.
5. Воспитывать любовь к животным (кошке), заботу о ней, доброе отношение, создать у ребят радостное настроение.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: котятки, детки, лакает, пушистая, шелковистая, смешные, несмышленые, интересные, точит коготки, трётся.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: корзинка, кошка с котятами, молоко, блюдце, геометрические фигуры, магнитофон, аудиозапись, иллюстрации разнообразных кошек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть

Воспитатель организует детей с помощью сюрпризного момента.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать что за сюрприз ждёт нас, нужно пройти по этой дорожке. А дорожка эта не простая, на пути нам будут встречаться различные задания.
- А вы хотите узнать, что за сюрприз нас ждёт?
Дети: Да, хотим узнать.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.

2 часть

На дорожке разложены загадки о домашних животных. Дети отгадывают загадки и продвигаются по дорожке.

Воспитатель : Вот мы добрались до сюрприза. Я посмотрю, что там интересного (заглядывает в коробку). Ой, ребята! Вот это сюрприз! А кто, вы узнаете послушав вот эту запись. (звучит запись "кошка с котятами")
Дети: Кошка с котятами.
Воспитатель : Верно, это кошка с котятами. Давайте тихо сядем и прежде чем познакомиться с нашей гостьей, а зовут её Дашенька, мы вспомним, как нужно наблюдать за домашними животными?
Дети : Не шуметь, не кричать, не бегать, сразу трогать всем вместе руками животного.
Воспитатель : А почему так нужно себя вести?
Дети : Потому что животное можно убежать, испугаться, укусить, оцарапать, уколоть.
Воспитатель : А, чтобы всем было видно, я возьму нашу кошечку к себе на руки. Ой, да она не одна - у неё маленькие ….
Дети : котятки, детки, ребятки.
Воспитатель : Ребята, я взяла в руки Дашу, как она себя ведёт?
Дети : Она стала волноваться, тревожиться за своих деток?
Воспитатель : А почему она стала волноваться за своих деток?
Дети : Потому что она не знает как мы к ней будем относиться?
Воспитатель : А как мы будем к ней относиться? Хорошо или плохо?
Дети : Хорошо
Воспитатель : Хорошо это как?
Дети Будем её гладить, не будем обижать, брать за хвост, бросать, играть с ними.
Воспитатель : Что Даша делает с котятками?
Дети : Защищает их, прячет их, мяучет, облизывает их.

Воспитатель : Давайте расскажем о кошке, какая она?
Дети : Кошечка большая, цвет серый, у неё есть голова, на голове уши, глазки рот, усы, туловище, хвост, 4 лапы, на лапках царапки. Это домашнее животное.
Воспитатель : А почему это домашнее животное?
Дети : Потому что живёт рядом с человеком, мы за неё ухаживаем, кормим.
Воспитатель : С кошками надо обращаться осторожно, могут оцарапать. А когда кошечка выпускает свои царапки?
Дети : Когда её обидят, когда она злится, если к ней приблизиться чужой человек, которого кошка не знает.
Воспитатель : А если мы её будем обижать, она нас не поцарапает. Дети, а что любит кушать Даша?
Дети : Молоко, мясо, косточки, рыбу, колбасу, сметану и т.д.
Воспитатель : А как разговаривает кошка? Какой у ней голос?
Дети : Мяу - мяу - мяу, грубоватый голос.
Воспитатель : А как кричат котятки?
Дети : Мяу - мяу - мяу, тоненько, тихо.
Воспитатель предлагает погладить котят.
Воспитатель : А какая у котят шёрстка?
Дети : Мягкая, пушистая, гладкая, шелковистая

Воспитатель : А какие котятки?
Дети : маленькие, забавные, шустрые, смешные, несмышленые, есть туловище, голова и т.д. очень любят играть, ходят мягко, тихо, легко, цвет пепельный.
Воспитатель : А что любят есть котята?
Дети : Молоко.
Воспитатель : Давайте маме с детками дадим молока и посмотрим, как они пьют (смотрят). Когда кошка пьёт молоко, мы говорим - лакает язычком. Почему мы говорим лакает?
Дети : Потому, что они не умеют пить, как мы.
Воспитатель : А какие животные ещё лакают?
Дети : Медведь, лиса, волк, собака и т.д
Воспитатель : Что делает кошка? (если лакает, объяснить детям, что видя доброе отношение уже не боится, если не лакает, сказать, что ещё не привыкла находиться в другом месте). Давайте не будем мешать кошечке, а споём Даше песенку.

3 часть

Воспитатель : Давайте споём для наших гостей песню "Серенькая кошечка" (дети поют песню и выполняют движения согласно песне)

"Серенькая кошечка"

Серенькая кошечка
Села на окошечко, (дети приседают на корточки)
Хвостиком махала (показывают рукой хвостик)
Деток поджидала.

Где ж мои ребятки, (дети встают)
Серые котятки? (Пожимают плечами)
Спать пора ребяткам. (Кладут руки под голову, как будто засыпают.)

4 часть

Воспитатель : А сейчас давайте расскажем потешки о кошечке (дети рассказывают)

Как у нашего кота коток
Шубка очень хороша
Как у нашего котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Котя, котенька,
Мягкие лапки,
На лапках царапки,
Где ты?

Киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!

5 часть

Рассказ воспитателя о кошках.

Воспитатель : Кошка спит, свернувшись клубком. Просыпается - зевает, выгибая спинку, потягивается, садится и начинает умываться. Становится на задние лапы точит коготки о палку. Подходит к блюдцу и принимается лакать молоко. Снова умывается, почёсывается, подходит к хозяину и мурлычет, трётся головой и выпрашивает лакомый кусочек, играет с клубком, или бумажками от конфет. Кошки бывают разные: белые, чёрные, трехцветные (показ картинок). Человек нуждается в кошке, кошка помогает человеку ловить грызунов.

6 часть

Конструирование из геометрических фигур.

Воспитатель : У меня на столе загадка. Нужно будет выложить всем один портрет животного, а какого мы узнаем. Давайте подойдём к столу и рассмотрим, какие геометрические фигуры тут есть.
Дети : Овал, круг большой, два круга маленьких, большой треугольник, два маленьких треугольника.
Дети по очереди выкладывают детальки (большой круг, сверху два маленьких треугольника, большой треугольник, овал (сбоку), два маленьких круга). КОШКА.

Воспитатель : Что получилось, чей портрет?
Дети: Портрет кошки.
Если дети затрудняются показать, что начать с самой большой части - туловища. Сравнить уши: зайца? (нет, у зайца уши длинные), медведя? (круглые), а это острые - кошкины.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Работа с дошкольниками. Занятие по нравственному воспитанию дошкольников. Тема: "Путешествие в страну добрых дел"
Непосредственно образовательная деятельность "Зимующие прицы"

Конспект интегрированного занятия "У кого день рождения"

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Цвет, длина и число". Путешествие в сказку
| экологическое | экологические проблемы | занятие | конспекты занятий | наблюдение | камеры наблюдения | жив | живой | объектом | строительство объектов | кошка | кошки фото | котятами | британские котята | средняя | среднее | группа | группы песен | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Экологическое занятие Наблюдение за живым объектом кошка с котятами средняя группа Детский сад

Анна Евмененко
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наблюдение за объектом живой природы - Хомячком»

Программное содержание :

Познакомить детей с новым животным - хомячком .

Учить выделять характерные признаки внешнего вида и поведения (маленький зверек, шерсть рыжеватого цвета, рот и уши маленькие, мордочка овальной формы, глаза черные, похожие на бусинки; лапки короткие, хвост маленький; ловко лазает; когда ест, берет пищу в защечные мешки);

Дать знания, чем питается хомячок (ест зерна овса, кусочки яблок, семена подсолнуха, овощи) ;

Учить пользоваться словами, обозначающими признаки и действия животного ;

Закрепить понятие «грызуны» , признаки характерные для всех грызунов;

Продолжать воспитывать интерес и любовь к животным , желание больше узнать о них, заботиться о животных ;

Развивать познавательные процессы, мелкую моторику пальцев;

Словарная работа :

активизировать в речи детей использование слов : «семенит» , «грызун» ,«пестрый» .

Оборудование :

Игрушка - хомячок ;

Корзинка, салфетка, стол;

DVD - диск с изображениями хомячка ;

Телевизор, DVD -проигрыватель;

Корм (зерна овса, кусочек яблока, сено, овощи) ;

60 горошин, зерна овса, семена подсолнуха;

Одноразовые тарелки по количеству детей по 2 шт ;

Пластилин, доски для лепки, стеки, тряпочки.

Ход занятия

Детей посадить полукругом . Поставить на стол перед детьми корзинку с хомячком-игрушкой , покрытую салфеткой.

Воспитатель обращает внимание детей на корзину .

Воспитатель : Дети, в корзине кто-то спрятался. Я сейчас посмотрю, а вы тихонько посидите. Ой! Здесь какой-то зверек, послушайте про него загадку и попробуйте ее отгадать, кто это. Загадывает загадку :

«Я устраиваюсь ловко :

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой Вот я хитренький какой!»

Дети : Хомячок .

Воспитатель : (достает из корзины) . Правильно, это хомячок . Сегодня мы с вами сначала рассмотрим хомячка , какой он, как передвигается, что и как ест. А потом мы с вами слепим хомячка .

Ребята, я сейчас прочитаю вам рассказ про хомячка , а вы послушайте, пожалуйста.

Воспитатель (читает) . «Хомяк похож на мешок со щекастой головой и маленькими ушками. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют : подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей .

За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывающее коготками, зубами, языком. Окраска меха пестрая, яркая, рыжевато-бурая. Добычу сразу на месте никогда не ест - несет в нору, за щеками. А щеки у него - как мешки. Запасы хомяки делают , в основном, на голодную весну. Зимой хомяки много спят . Изредка просыпаются, набьют поплотнее брюшко и опять на боковую. К весне хомяки заметно худеют и выходят из нор».

Воспитатель : (показывает хомячка ) . Ребята, внимательно рассмотрите хомячка и расскажите об особенностях внешнего вида.

Воспитатель просит одного-двух детей рассказать о внешнем виде хомячка , помогает им наводящими вопросами.

Какой формы мордочка? (овальная подвижная) .

Какого цвета и формы глаза? На что они похожи? (черные блестящие выпуклые, похожие на бусинки)

Какой формы уши? (полукруглые)

У каких животных такие же полукруглые уши?

Посмотрите, какой длины шея у хомячка ? (короткая, обернуться назад хомячок не сможет ) .

Расскажите, какой формы туловище у хомячка , какой длины лапки? Чем покрыто все тело хомячка ? Какого цвета шерсть? Как назвать такую окраску? (пестрая, пятнистая) .

А сейчас пришло время поиграть!

Физкультминутка. «Хомка - хомячок » .

Хомка, хомка, хомячок ,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку И выходит на зарядку.

Один, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать.

Затем воспитатель знакомит детей с особенностями поведения хомячка .

(Демонстрация слайдов с изображением хомячка ) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, пожалуйста (слайд №1) что сейчас хомячок делает ? (сидит на задних лапах и умывается) . Как он умывается?

(двумя лапками вместе) . Что хомячок делает в клетке (лазает по сетке и по лесенке) .

Дети, а почему он так ловко лазает по лесенке? (слайд№3) . Как вы думаете? (потому что у него короткие лапки) .

Воспитатель : Ребята, а как хомячок двигается , как вы думаете? (ответы детей ) .

Воспитатель : (быстро бегает, «семенит» ). А почему он не прыгает, как вы думаете? (потому что лапки у него короткие) .

Воспитатель : Дети, посмотрите, пожалуйста, (елайд№4) и скажите мне как хомячок сидит , когда ест пищу? (сидит на задних лапках и держит пищу в передних) .

А как вы думаете, ребята, хомячок сразу съедает пищу ? (ответы дет^й) . Посмотрите, пожалуйста, что он делает. Кладет корм за щеки - набивает защечные мешки, затем высыпает корм возле гнезда. (слайд№5) .

Ребята, а как вы думаете, чем питается хомячок ?

Воспитатель выставляет заранее подготовленный поднос с кормом для хомячка (овощи, зерна овса, кусочек яблока, сено) .

Воспитатель : Как зверек ест свою пищу? Ведь она очень твердая. Хомячок грызет пищу . У него передние зубы длинные и острые и, которые грызут пищу (слайд№6) . Как называются такие животные ? («грызуны» ).

Как вы думаете можно держать грызунов в картонной коробке или деревянном ящике? (Ответы детей ) . Почему нельзя? (прогрызут) . Каких еще вы знаете животных , которые грызут пищу? (кролик, белка) . Что у них общего? (слайд№7)

Воспитатель : Ребята, давайте-ка поиграем немного.

Хомяки - звери хозяйственные. Запасы у них всегда в кладовых в полном порядке, все продукты хранятся отдельно.

У вас на блюдце лежат вперемешку горошины и пшеничные зерна. Ваша задача разделить их на две кучки - горошины к горошинам, пшеничные зерна - к пшеничным зернам. Приступайте! (дети выполняют задание) .

Воспитатель : (обращаясь к детям) . Ребята, у кого дома есть хомячок ? Пожалуйста, понаблюдайте за его поведением , на следующем занятии расскажите , что интересного вы заметили.

Итог занятия . Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели новое животное

хомячка , много узнали о нем. Чем понравился вам хомячок ? Какого цвета у него шерсть? Как называют животное , которое грызет пищу? и т. д. Воспитатель читает стихотворение :

«Спасибо тебе, хомячок дорогой ,

За то, что ты весь симпатичный такой :

За рыжую спинку, за белое брюшко,

За розовый пальчик, за голое ушко,

За быстренький усик, который щекочет,

За хвостик, что в руки даваться не хочет,

За то, что ты щеки надул и молчок –

Большое спасибо тебе, хомячок !».

Продуктивная деятельность.

Воспитатель : Дети, вам больше всего какой понравился хомячок , когда ест, лазает или умывается, а может быть спит? Давайте слепим с вами хомячка , каждый своего. Подумайте, пожалуйста, чтобы вы хотели, чтоб ваш хомячок делал и приступайте к работе. (Дети выполняют лепку хомячка ) .

В конце занятия дается оценка работы детей .

Публикации по теме:

Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Моделирование - это метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом овладению.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста по.

Конспект педагогического мероприятия «Мы-защитники природы!» для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоров Задачи: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.

Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная. Задачи: -Закреплять и обобщать представления детей об.

Конспект занятия «Рассматривание игрушки-рыбки. Наблюдение за живой рыбкой» 1) Цель: помочь детям осознать различия между живой и игрушечной рыбкой. побуждать называть их, развивать правильную ориентацию.

Занятие-наблюдение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Для того чтобы прогулки зимой были интересными и привлекательными их нужно правильно организовать. В начале зимы вместе с детьми планируем.

Конспект НОД «Красота природы» для детей старшего дошкольного возраста НОД «Красота природы». Задачи: 1. Расширять и уточнять конкретные знания детей о природе осенью. 2. Устанавливать отличия ранней осени и.

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Я часть природы - человек» Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста Я - ЧАСТЬ ПРИРОДЫ – ЧЕЛОВЕК. Задачи: уточнить знания детей о человеке.

Прогулка-наблюдение за явлениями природы в сентябре с детьми старшего дошкольного возраста ПРОГУЛКА. Старшая группа. Наблюдения за явлениями природы в сентябре. 1. Познакомить детей с новым временем года – осенью. Прочесть стихотворение.

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах.

Библиотека изображений:

Организация: МБДОУ детский сад №5

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Агрыз

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Наблюдение за неживой природой».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество»

Цели занятия:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны в живой и в неживой природе.
  2. Учить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей. Умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  2. Развивать художественное творчество.
  3. Развивать чувства прекрасного, чувства радости от наблюдений.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эстетический вкус.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Нашу деятельность я хочу начать словами:

«Так бывает интересно

Все на свете наблюдать,

Все услышать и увидеть,

Все как следует понять.»

Я хочу продолжить с вами разговор о природе. Помогите мне разобраться, какие предметы относятся к живой природе, а какие к неживой природе.

(живая природа- звери, птицы, цветы, растения)

(неживая природа- земля, вода, воздух, горы, ветер, облака, небо, планеты)

Ответы детей.

Мы с вами наблюдали и рассматривали снег из окна и на прогулке. К какой природе относится снег? Что вы можете сказать о нем? Как он изменился с приходом весны?

Ответы детей.

Почему, когда вы идете в детский сад утром на лужах тоненький ледок, а днем превращается в воду?

Снег утром с легкой корочкой, а днем он мягкий?

Ответы детей

Скажите, где быстрее тает снег и почему?

Ответы детей

Давайте с вами поиграем в дидактическую игру «Кто больше назовет действий про снег?»

(идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливает)

Давайте еще раз вспомним, какие изменения в природе вы заметили?

Ответы детей

А сейчас подберите прилагательные к слову весна

(ранняя, поздняя, дружная, теплая, холодная, веселая, грустная, затяжная)

Ответы детей

Сейчас мы с вами немного отдохнем (минута релаксации и отдыха)

Игра «Семечко»

Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что вы - маленькое семечко. Вас поливает дождик, ласково греет солнышко. Вы начали расти, появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками все выше и выше, шелестит зелеными листочками и радуется солнышку. Посмотрите сколько деревьев выросло!

Я вижу как вы любите весну, мы с вами вспомнили, что происходит весной в неживой природе, а теперь свои наблюдения за неживой природой вы представите в своих рисунках.

Дети рисуют под тихую музыку.

Используемая литература:

  1. «Организация деятельности детей на прогулке» подготовительная группа, Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова.
  2. «Поэтический образ природы в детском рисунке», Л.В. Компанцева

Знакомя с разнообразными явлениями неживой природы необходимо воспитывать у детей эстетические чувства, формировать навыки бережного отношения к окружающему миру.

Сезонные и погодные явления. В теплое время осени наблюдения проходят при активном участии самих детей.

Слушая рассказ о золотой осени, дети отмечают и тепло ласкового солнца, и синее небо, и медленно плывущие белые облачка.

В ненастный дождливый день не стоит устраивать наблюдение, не подготовив ребенка к восприятию этой унылой картины. Детям будут не совсем понятны высказывания взрослого о тучах, о ненастной погоде. Целесообразно начать работу с подготовительной беседы во время сборов на прогулку. Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, спрашивает, зачем надевают резиновые сапоги, плащи, берут зонты. Закрепляя детские знания о предназначении этой одежды, воспитатель связывает их с погодными условиями конкретной прогулки: Холодно, идет дождь, вот поэтому у всех плащи и сапоги. Выйдя на прогулку, воспитатель закрепляет сказанное: Посмотрите, как одета бабушка, какой у нее красивый зонт, похож на цветок. А где птички? Они спрятались, не хотят, чтобы перышки их стали мокрыми! А нам дождь не страшен: у нас и сапоги, и плащи, и гуляем мы на веранде.

Таким образом, характерные сезонные явления, связанные с личным опытом, облегчают формирование соответствующих связей и представлений детей.

Неожиданно пошел густой мохнатый снег. Сквозь его пелену детям интересно смотреть на мир. Снегопад! - говорит взрослый, и Дети начинают понимать, о чем идет речь.

Взрослый обращает внимание детей на то, какое солнышко во время прогулки. Весной оно ласково светит, пригревает. Дети могут убедиться в этом сами: бегают по участку, прикладывают ладошку то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то к своей одежде. Летом солнце бывает жарким. Тогда приятнее играть в тени под деревьями.

Взрослый обращает внимание детей и на цвет неба. Оно бывает разного цвета: синее, голубое и даже серое. По нему плывут то легкие белые облачка, то огромные серые тучи.

Чувственный опыт ребенка обогащается, когда взрослый образно рассказывает о ветре: В осеннюю пору он зло завывает, срывает листья, гонит тучи. Летом ветер-ветерок ласково веет, несет прохладу.

Дождь тоже разный. В непогоду мелкий, затяжной. Сразу все вокруг становится серым, унылым. Летом весело скачет, радостно и звонко стучит по крышам, пузырится в лужах и быстро убегает.

На прогулке застал детей град. Белые горошины скачут, катятся во все стороны, быстро тают. Дети могут взять их в руку, ощутить холод, заскочившие на веранду горошины сравнить по величине.

Интересное красочное явление - радуга. Она разноцветной дугой раскинулась на небе. Показывая ее детям, прочитать потешку Радуга-дуга.

Сезонные явления пока еще не до конца понятны младшим дошкольникам, но яркие впечатления от них остаются в душе каждого ребенка. Погодные явления в такой же мере доступны пониманию ребенка.

В холодный морозный день, когда не видно солнца, дети чувствуют себя неуютно. Взрослый должен поднять их настроение: Слышите, как снег хрустит, поскрипывает под ногами? Прислушались дети, а взрослый предлагает: Посмотрите, какие-то следы на снегу. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости? Пусть дети сами рассказывают, фантазируют, проявляют активность, интерес к окружающему. Цель достигнута. Вот уже и оживились все ребятишки.

Следует учитывать, что настроение детей может резко понизиться уже при выходе на прогулку, едва малыши увидят серое небо, мокрые кусты, поникшие цветы. Взрослому нельзя оставлять детей в таком настроении. Надо что-то экстренно предпринять. Изменить настроение могут, например, две лягушки, которые проскакали по дорожке и скрылись в траве. Где они? Почему не видно? И вскоре после рассказа воспитателя дети весело скачут, распевают песенку Музыкальных ребят (см. летние конспекты прогулок).

Наблюдения за сезонными и погодными явлениями тесно связаны с наблюдениями за растительным и животным миром, помогают сформировать первые представления о временах года, создать образ, созвучный восприятию малыша.

Все залито солнечным светом. На фоне синего неба еще ярче выделяется желтый цвет растений. Какого цвета деревья и кусты? Какого цвета ковер из листьев под ногами? Все это - золотая осень. Осень желтого цвета.

Все вокруг, куда ни глянь, утопает в снегу, покрыто снегом, укутано им. Все вокруг белым-бело. Какого цвета зима? Дети отвечают сами.

Что значит солнышко пригревает? Пусть дети убедятся в этом сами. Бегая по участку, пусть прикладывают ладошку к предметам, находящимся в тени и на солнце, ощущая разницу температур. Всем становится понятно: солнышко спешит все согреть, весну встречать пора. Теперь уже стремительно изменяется все вокруг: люди сменили шубы на куртки, валенки - на резиновые сапоги. Почему? А где снег? Откуда столько луж, ручьев? Кругом журчит, поет вода. Почему? Чему радуются птицы? Оказывается, все это потому, что весна на дворе. Пришла красавица-весна, и вдруг все вокруг зазеленело. Трава какого цвета? Листья какого цвета? Так какого цвета весна?

А летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной поляне. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они - как живые цветы. И сами дети в ярких одеждах - как цветы. Все нарядное, красивое. Лето красного цвета.

А что значит солнце припекает? Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое, летнее постаралось.

Природный материал.

Вода. Ознакомление с водой и ее свойствами осуществляется в теплое время года в конце прогулки, когда есть возможность сразу же завести всех в помещение и переодеть при необходимости. Проводится такое ознакомление в виде игр-занятий под строгим контролем взрослого (см. раздел Самостоятельная деятельность детей).

Лужи. Детям интересно рассматривать лужу. В ней отражаются предметы ближнего окружения, которые могут исчезнуть, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают большие и маленькие. Одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Лужи также бывают глубокие и мелкие. Для этого их измеряют лопаткой, палочкой (но не сапогом). Измерив, вместе со взрослым дети решают, можно по ней провести машину или она утонет.

Детям нравится по луже пускать разные предметы, которые есть под рукой: ветки, щепки, пластмассовые и бумажные кораблики, мячи и др. Интересно, что тонет, что плавает. Увлекаясь, дети бросают в лужи лопатки, разнообразные игрушки, поэтому взрослому приходится их останавливать.

Ручьи. Дети сами находят себе занятия: соединяют ручьи, прокапывая канавки, поворачивают их русла. Веселое журчание ручьев, солнечные блики, тепло - все радует детей.

Снег. Знакомство со свойствами снега и льда происходит во время выполнения трудовых действий зимой. Ошибкой практики следует считать то, что взрослый, стараясь придать красочность постройкам, иногда окрашивает снег в яркие цвета. Ребенок с помощью взрослого должен понять и принять красоту и великолепие природного материала (читается отрывок из стихотворения Н. Никитина На дворах и домах). Чуть оживить снег могут мелкие цветные льдинки, выложенные узорами самими детьми. Помимо построек, дети выполняют разнообразные дидактические упражнения, игры, задания типа Какое ведро тяжелее (с пушистым или мокрым снегом)?.

Песок. Предлагается детям в свободное пользование в теплое время года и широко применяется ими. Игры с песком более содержательны, когда взрослый предлагает специально подобранный набор мелких игрушек или когда дети по собственной инициативе начинают использовать разнообразный природный материал в качестве заместителя.

Глина, тесто. Дети используют ее, когда по предложению взрослого и с его помощью начинают лепить недостающий игровой материал: чашки, блюдца, угощенья, украшения и т. д.

Часто вместо глины применяется и цветное тесто. Оно удобно тем, что его можно заготовить впрок довольно много. К тому же в зависимости от желания малыша этому подсобному материалу придают тут же соответствующую окраску. Оторвал малыш себе кусок теста, сам покрасил в розовый цвет и слепил ежа. Берет другой кусок, красит - вылепил медведя. Увлеченно действует малыш, соединяя цветные куски между собой, меняя по ходу свои замыслы, в конце такой творческой работы он точно знает, что получилось. Вылепленные персонажи появляются на лужайке, под кустами. В следующий раз их угощают сделанными ягодами, морковками, яблоками. Бывает, разноцветных ежей собирается целая семейка - и всем хватает и места под кустом и угощений.

Сооружения из снега, вылепленные из глины и теста зверушки используются в наблюдениях, целью которых является развитие пространственных ориентировок. Уточнить место расположения многочисленных построек из снега зимой, конкретизировать знания детей об их назначении помогает прием - показ этих построек любимым игрушкам (вынести на участок большую куклу Машу) или гостям (после новогоднего праздника приходит Снегурочка). Дети наперебой показывают, как можно играть со слоненком, с жирафом и т. д.

Камешки, ракушки. Во время целевых прогулок на опушку леса, к водоему дети собирают камешки, ракушки, выполняя при этом разнообразные дидактические игры-задания, учатся первоначальному счету. Хранится этот материал в специальных небольших легких ящичках, удобных для переноса, или в маленьких корзиночках. Чтобы детям было интереснее играть, камешки можно покрасить масляной краской, тем самым усилив естественный цвет: голубовато-серый, зеленовато-желтый. Ошибка, когда воспитатели красят камешки в яркие цвета (дети могут принять их за конфеты, взять в рот). Ребенок должен научиться ценить естественную красоту природы. Дети подолгу и разнообразно используют природный материал в самостоятельной деятельности (см. гл. Самостоятельная деятельность детей).

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение моря, волны, на нем кораблик с раздутыми парусами, и читает стихотворение.

Конспект занятия по экологическому воспитанию

Тема: «Наблюдение за ветром»

Закрепить знания о тихой погоде, ветреной, силе ветра .

Определить направление ветра по окружающим предметам, флюгеру .

Холодный ветер – северный, теплый – южный.

Познакомить с флюгером .

Отмечать ветреную погоду в календаре природы .

Методические приемы: Чувственное восприятие, наблюдение, сравнение. Есть ли сегодня ветер … Как узнать? С какой стороны он дует? Сильный или нет, теплый или холодный? Определить по флюгеру направление ветра , по сторонам света. Холоднее ли ветер, чем вчера. Надо ли отмечать в календаре природы .

Оборудование: флюгер , календарь погоды, окружающие предметы.

Ход наблюдения

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение моря, волны, на нем кораблик с раздутыми парусами, и читает стихотворение:

«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На разбитых парусах»

Затем задает детям вопрос:

Ребята, почему на кораблике изображены такие раздутые паруса? Отчего это происходит? Что помогает кораблику?

Д. Их раздувает ветер.

В. Правильно, ветер здесь какой?

Д. Сильный.

В. Дети, а давайте все вместе оденемся и выйдем на улицу и определим, какой ветер сегодня на улице (выходят на улицу).

В. Ребята знаете ли вы как определить какая погода (ветреная или нет) и с какой стороны дует ветер.

Д. незнаем.

В. Так вот, можно определить по флюгеру.

Что такое флюгер ?

Воспитатель показывает детям флюгер (палочка на ней вертушек с буквами «С.Ю.». Воспитатель демонстрирует руками, как он крутится).

В. Ребята вот эта штучка называется флюгер. По ним определяют направление ветра. Давайте все вместе скажем это слово и запомним (дети повторяют за воспитателем. Устанавливают флюгер вместе с воспитателем, определяют что ветер северный).

В. Ребята посмотрите вертушёк крутится. И по букве мы видим, что ветер северный.

В. Оля, как мы определили какой ветер?

О. По флюгеру.

В. Правильно! А кто мне скажет, какой ветер, сильный или нет.

Д. Сильный.

В. Ребята я думаю, что к этому ветру подходят слова:

«Ветер, ветер ты могуч
Ты гоняешь стаи туч».

Правда! Сильный же ветер гоняет по небу тучи?

В. Дети, вспомните. Когда вы вчера утром шли в сад, какой был ветер. Холоднее чем сегодня?

В. Дети, посмотрите как качаются деревья от ветра. Как они качаются?

Д. Сильно. Из стороны в сторону.

В. Правильно. А можно глядя в окно определить есть ли на улице ветер или нет?

В. А может кто-нибудь из вас знает стихотворение или загадку о ветре? (дети предлагают свои варианты).

В. А давайте сейчас пойдем в сад и вы мне покажите в рисунках, какой сильный на улице ветер. И заодно мы с вами отметем в календаре природы ветер (приходят в группу, отмечают в календаре; затем садятся рисовать).