Конспект урока образ животных в искусстве. Конспект урока по изобразительному искусству «Изображение животного в объёме

Костанайская область

Узункольский район

КГУ «Троебратская средняя школа»

Мастер – класс

по изобразительному искусству в 3 «А» классе

«Создание образа животного с помощью графических материалов»

Провела: Гайдамака Ольга Николаевна

Тема: Создание образа животного с помощью графических материалов.

Вид искусства: графика.

Цель урока : Познакомить учащихся с разнообразием анималистического жанра (в особенности семейства кошачьих); дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя.

Задачи урока:

    обобщение видов и жанров в изобразительном искусстве; знакомство с жанром анималистики; ознакомление учащихся с образом снежного барса; научить передавать в рисунках красоту линий, формы, определять пропорции изображаемого предмета; способствовать формированию у учащихся умений владеть графическими материалами, умений использования средств выразительности графики при создании изображений животных на листе бумаги;

    развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики рук.

    воспитание художественной культуры, интереса учащихся к графическому искусству; прививать интерес, любовь, любознательность к живой природе; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, стимулирующий.

Наглядный материал: презентация; методические таблицы «Последовательность рисования животного»; репродукции и иллюстрации художников-анималистов, образцы снежного барса в живописи, в графике; музыкальное сопровождение (релаксирующая музыка); видеоролик о снежном барсе, методический рисунок.

Ход урока.

Орг. момент.

Приветствие: Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводная часть.

Начнем урок с повторения ранее изученного.

Как мы уже знаем, существует несколько видов изо. искусства. – Вспомните и перечислите их.

Над каким видом изобразительного искусства мы начали работу на предыдущих уроках? (графика) (Слайд) - Сегодня на уроке мы продолжим работать в технике графика, самом древнем виде изобразительного искусства. - Что же такое графика?

Что означает в переводе с греческого языка? (Слайд)

- Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – карандаш, уголь или другой «сухой» материал.

Каждый вид искусства «говорит» на своём языке (об этом мы беседовали на уроках живописи).

На каком языке говорит графика? - Каковы её главные выразительные средства? (Слайд)

- Верно, линия и сочетание чёрных и белых пятен – основные изобразительные средства графики, её язык, скупой и лаконичный.

Используется ли в графике цвет?

- Цвет в графике используется, но он условен, подчинен линии и не играет главной роли, как в живописи.

Существует множество жанров изо.искусства. В зависимости от того, что изображено на картине, можно определить её жанр.

Какие жанры знаете вы?

Существуют ли в графике жанры?

- Конечно, и пейзаж, и натюрморт, и портрет мы можем увидеть в технике графика.

- Сегодня мы познакомимся с новым жанро м в изобразительном искусстве, который существует в графике.

Послушайте стихотворение:

« Если видишь на картине нарисован слон,

Крокодил, жираф, горилла, кошка иль питон,

Или звери Аргентины, иль пингвин Арктический

Значит, жанр такой картины АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (Слайд)

- Жанр изо. искусства, произведения которого посвящены животным и птицам называется анималистическим. А художники, занимающиеся этим – анималистами.

Изображение птиц и животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. (Слайд)

Художники всех времён рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в скульптуре, и в книжной графике, и в графическом рисунке. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных и птиц, которых изображают.

Сообщение темы, постановка целей урока: - Тема н ашего урока «Создание образа животного с помощью графических материалов ». (Слайд) - Значит сегодня на уроке мы представим себя в роли художников - ….. (анималистов) - Какую цель поставим перед собой на уроке?

- А вот какое животное мы сегодня будем изображать, догадайтесь по описанию. Это животное относится к семейству кошачьих. Этот осторожный и скрытный зверь – настоящий отшельник. Живет он высоко в горах, у самых ледников. Густой дымчато-серый пятнистый мех защищает от холода и делает его неприметным среди скал. Это сильный и быстрый хищник, двигается мягко, плавно, прыгает легко и бесшумно. Этот царственный зверь во многих культурных традициях разных стран мира символизирует силу и независимость. - О ком идет речь? (снежный барс) - Как иначе его называют? (ирбис ) (Слайд) - Снежный барс является национальным символом нашего государства. В Стратегии развития страны до 2030 года Казахстан характеризуется как «молодой барс, готовящийся к прыжку». Это символ, олицетворяющий мощь и величие независимого Казахстана, символ силы и благородства. Ему присущи элитарность, независимость, ум, мужественность, храбрость, хитрость. В современном мировом пространстве за Казахстаном закрепился образ азиатского барса.

Вспомните, где у нас в стране использовано изображение барса? - Что вам известно о барсе из уроков познания мира? - Ну, вот мы готовы отправиться в удивительный мир анималистического жанра, где важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животного. - А вы знаете, что у каждого животного свой характер. Животные как люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. - Рассмотрите репродукции художников. (Слайды) - Обратите внимание на то, как художник передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером. Беседа о барсе: - Что вы можете сказать о барсе? - Чтобы правильно передать образ животного, нужно хорошо представлять его в реальности. - Я вам предлагаю посмотреть видеоролик, для того, чтобы ближе познакомимся с этим животным до того, как будем приступать к его изображению. Просмотр видеоролика. Введение в практическую деятельность. - Внешне мы теперь хорошо представляем снежного барса. Это достаточно красивый, изящный, благородный вид кошачьих. Имеет очень мощное, пропорциональное тело и красивый длинный хвост. Объяснение задания - А теперь представим, что мы в мастерской художника. - Какие графические художественные материалы потребуются художнику– графику? -Каких видов бывают простые карандаши? - Когда будем использовать мягкий карандаш? - Когда твердый?

- А теперь выполним творческую работуграфический рисунок снежного барса.

Практическая работа - поэтапное выполнение рисунка

- Мы с вами будем использовать таблицу с поэтапным выполнением рисунка животного.

Работа в паре: - Поработайте в паре : проанализируйте внешность животного. - Какова форма туловища? - Головы? и т.д. - Для того, чтобы животное получились реалистично, рассмотрите этапы, как правильно его рисовать.

Инструктаж: - Как расположим альбомный лист?

1. Приступая к работе, нам необходимо не только уместить, но и композиционно разместить на листе форму рисуемого предмета. Для этого лёгким касанием карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину.

А затем взаимное положение отдельных частей туловища.

1 этап (Слайд): - Чтобы начать рисовать, разбиваем тело животного на геометрические фигуры.

В процессе работы не следует сосредотачивать своё внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом. Не забываем о законах перспективы: предметы, находящиеся дальше – меньше; ближе – больше)

2 этап - (Слайд) Соединяем части воедино. Прорисовываем части животного, такие, как небольшие ушки, мордочку, лапы, большой хвост. Изобразим барса стоящим на скале, будто он смотрит вдаль. Это добавит выразительность в наш рисунок:

3 этап - (Слайд) Осторожно избавляемся от дополнительных линий и добавляем детали животного: глаза, нос, рот, прорабатываем лапы.

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.

4 этап - (Слайд) Добавляем объем четкими штрихами. Наносим на красивую шерстку пятнышки. Многообразные узоры на теле барса демонстрируют различные виды пятен окраса шерсти. Основными художественно- выразительными средствами являются: линия, штрих, тон, точка.

5 этап - (Слайд) Усиливаем все тени. Осталось навести чёткими линиями контуры и рисунок готов.

Наш Барс получился очень красивым! (Примерный образец барса в графике).

Проверка первичного усвоения - повторение этапов работы над рисунком учащимися.

Заключительный инструктаж- разработка критериев оценивания : - Приступая к работе, разработаем критерии, которыми будете руководствоваться при создании рисунка, а в дальнейшем самооценивании и взаимооценивании работ: (Слайд)

Повторение правил т /б при работе с карандашом.

Применение знаний на практике

Физминутка (музыкальная)

Самостоятельная работа – поэтапное выполнение рисунка животного (под музыкальное сопровождение)

Во время практической работы делаю целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Выставка. Анализ работ учащихся

1) Экспресс – просмотр рисунков, анализ удачных работ (взаимооценивание) - Какие, на ваш взгляд, рисунки получились наиболее удачными? Все ли критерии, которые мы с вами разработали, соблюдены в данных работах?

2) Самооценивание.

А теперь каждый из вас сами оцените свою работу по тем же критериям:

Если ваша работа соответствует всем критериям – ставим оценку «5» («Я молодец!»

Если есть отклонения хотя бы от одного критерия – оценка «4» («Мне нужно еще поработать»)

Если недочеты во многих критериях – оценка «3» («Сегодня у меня не все получилось»)

Рефлексия. (Слайд) - С помощью цветных сигналов отразите результаты своей работы на уроке: (зеленый – я молодец,

желтый – мне нужно ещё поработать,

красный – сегодня у меня не всё получилось)

Итог урока: - С каким жанром изо.искусства мы сегодня познакомились? (анималистический)

- Кто такие анималисты? (художники, рисующие животных)

В какой технике мы работали? (в технике графика)

Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к анималистическому жанру.

Уборка рабочего места.

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6

Цель:

  • Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.
  • Совершенствовать умения изображения животных.
  • Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.
  • Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.

Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1), слова-термины, музыка для фона.

План урока:

  1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.
  2. Введение в тему урока.
  3. Теоретическая часть. История развития анималистического жанра. Знакомство с творчеством художников-анималистов.
  4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного».
  5. Постановка художественной задачи.
  6. Практическое выполнение задачи.
  7. Подведение итогов. «Вернисаж детских работ».
  8. Закрепление материала урока.

Тип урока:

  1. Урок комбинированный
  2. Урок-практикум

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Принципы обучения:

  • Научность
  • Наглядность
  • Последовательность
  • Доступность
  • Активность
  • Самостоятельность
  • Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

Уровень усвоения знаний:

  • Через восприятие информации
  • Усвоение способов применения знаний по образцам
  • Творческое применение знаний

1. Организационная часть.

Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.

2. Введение в тему урока.

Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):

Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».

Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)

Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)

Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.

3. Теоретическая часть.

История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).

Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).

Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.

Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).

Рисунки Серова. (Слайд 13-14).

Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.

Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).

4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»

Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Что общего в строении тела животных.

Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).

Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.

Выполнение наброска животных в карандаше.

Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.

Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.

Физкультминутка для пальчиков.

5. Постановка художественной задачи:

Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).

Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.

Послушайте требования к работе:

  • Соблюдение пропорций
  • Удачная передача характера животного
  • Проработка мелких деталей
  • Общая выразительность
  • Завершенность
  • Аккуратность

Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.

Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.

6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.

7. Подведение итогов. Вернисаж работ.

8. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!

Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ »

Жогальская С.Г.,

учитель начальных классов высшей кв.к

Название проектной задачи

Образы животных в народном творчестве

Предмет

Окружающий мир

Класс

Тип задачи

Межпредметная (окружающий мир, изо, одновозрастная.рефлексивная

Цели, педагогические задачи

1Формировать умение понимать и использовать знаков символов животных в оформлении предметов прикладного искусства, любить искусство своего народа.

2. Составление рассказа об одном из видов народного промысла, создание своего узора на предмете быта древних славян.

3. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

УУД

- Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Осознать символическое значение изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества.
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
  • формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; аргументировать свое предложение
  • убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

Познавательные УУД:

  • устанавливать знаково-символическую систему между словами и рисунками;
  • осуществлять поиск необходимой учебной информации;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение сравнивать данные, находить отличия
  • способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Предметные:

  • знать, каким образом наши далёкие предки выражали идею единства человека с миром природы в своём творчестве; находить образы единого мира-дома в изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; знать способы отражения древней мечты человечества о единстве мира в разных видах народного творчества.

Планируемый педагогический результат

Способность применять ранее изученные знания в нестандартных условиях. Умение осуществлять учебное сотрудничество, создать и представить творческий продукт

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка действий обучающихся в ходе решения проектной задачи при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Получившийся продукт оценивается группой обучающихся через оценочный лист с заданными критериями или учителем

Оценка умения контролировать и оценивать свою деятельность осуществляется через лист самооценки

Замысел проектной задачи

Третьеклассникам, объединённым в группы, необходимо организовать работу по выполнению заданий так, чтобы представить конечный продукт.

Цель, которую должны достигнуть дети

Создать модели предметов быта древних славян, используя в оформлении новые знаки - символы животных.

Средства обучения

Презентация, проектор, задания для групп, карточки

(шаблоны предметов декоративно-прикладного искусства, вырезки с информацией о народных промыслах, образцы с изображениями предметов народного творчества, карандаши, фломастеры, листы с изображениями знаков - символов древних славян, оценочные листы.) Окружающий мир.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях/ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая - М.: Просвещение, 2016– (Образовательная система «Перспектива»)

Окружающий мир.3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016

Основные понятия

декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, символы животных(конь, птица)

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Давайте улыбнёмся, возьмёмся за руки и поделимся своим теплом, мысленно пожелаем друг другу добра и дружеской работы на уроке

2.Мотивация

Вот мы с вами образовали цепочку. Как думаете, что будет, если один из вас опустит руки?

Ребята, а наша цепочка похожа на связи в природе? Каким образом?

А человек и природа связаны друг с другом?

- Как человек с древности, даже не обладая научными знаниями об окружающем мире, показывал свою связь с миром природы?(с помощью рисунков)

На прошлых уроках мы познакомились с какими символами в изображении предметов быта?(растения, земля, древо жизни)

3.Постановка проблемы

Посмотрите на изображения предметов и скажите, какие новые символы вы видите?(птицы, звери…)

4.Формулирование темы урока.

Какие виды народного творчества вам знакомы?

(составление кластера «Народное творчество»)

Поэзия, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр, танец, архитектура, изо

Как вы думаете на нашем уроке мы какое творчество сможем показать?(декоративно-прикладное)

Как вы думаете, чему сегодня посвятим урок, чему новому мы будем учиться?

Откройте уч стр 90 Прочитайте и скажите, где встречаются образы животных у древних людей (ответы по учебнику)

5 Цель нашего урока:

Создать изделия декоративно-прикладного творчества древних славян.А эпиграфом будут слова


Руки искусные народа русского ”.

В древние времена первобытные люди стали приручать диких животных, с тех пор животные рядом с людьми. Они не только кормили и одевали людей, но и ещё помогали им в хозяйстве.

Домашние животные - это незаменимые помощники в хозяйстве. Дикие животные- это воплощение силы, выносливости и красоты. Поэтому с давних пор люди стали изображать образы животных в искусстве, в произведениях народного творчества.

Каких животных изображали чаще всего на произведениях искусства?

конь, лев, собака, птицы, олень, медведь

Ребята, какие народные сказки вы знаете о животных? (ответы детей)

Животные в сказках наделены чертами характера людей.

Соедините слова в столбиках линиями в парах.

Хитрый как…

Трусливый, как…

Мудрый, как…

Злой, как…

Неуклюжий, как…

(Волк, медведь, лиса, заяц, сова)

Показ презентации.

Изображения животных птиц знаками…

Что такое народные промыслы?

Откуда пошло это название “промыслы”?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Какие виды народных промыслов знаете?..

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Отгадайте, что это за промысел?



6Сейчас постарайтесь представить то время,когда наши предки старались украсить свой быт красивыми изделиями. Сегодня мы будем работать в группах, у каждой группы будет своя задача.

7.Планирование

Соберите, пожалуйста, алгоритм вашей работы в группе на дощечках:

1.Составить рассказ по алгоритму

Населённый пункт

Где находится

Вид ремесла

Отличительные особенности

2.Защитить

3.Найти информацию о промысле

4.Распределить обязанности

5.Выбрать шаблон

6.Изучить символы, придумать рисунок

7.Расписать изделие

8.Оценить работу в группе.

(4 3 1 5 6 7 2 8)

Командиры выбирают конверт с заданием(карточка с алгоритмом работы, шаблоны для оформления, карточки со справочной информацией, образцы знаков – символов, карточки с образцами вида народного промысла)

Темы: гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись, филимоновская игрушка, предметы домашней утвари(полотенца, посуда), одежда(рубашка, сарафан,)

8.Самостоятельная работа 10мин У каждой группы задания.

Тихо звучит песня «Русские умельцы»

9.Выступление по 2мин

10 Оценивание в группе по 3-бальной шкале.

Таблица

Группа №______

Фамилии участников группы

Критерии оценки

  • Участвовал во всех заданиях группы.
  • Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.
  • Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.
  • Подавал группе конструктивные идеи, высказывал предположения по поставленным задачам.
  • Выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.
  • Завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.
  • Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.
  • Смог первым сделать выводы по поставленной проблеме или заданию.
  • Выступал с результатом работы группы.
  • Дополнял выступления других групп.
  • ИТОГО

Командир группы_________________

Самооценка

Поставь галочку на оценочной шкале

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача « Образы животных в народном творчестве»

2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи(насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)

4.Оцени насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

5.Хотел бы ты работать ещё раз в этой группе?(обведи)

11.Рефлексия.

Оценка и контроль.

Вернитесь к своим оценочным листам.

Глядя на получившиеся «смайлики», каков итог нашей работы? (ответы детей)

А если у команды не всё хорошо получилось сегодня, то что нужно учесть на будущее?

Думаю, тема народного творчества вас заинтересовала и вы не раз захотите сами придумывать узоры для вышивания, обжига на дощечках, росписи предметов быта. А так же расширите свои знания по теме урока. Возможно, темы «Образы животных и растений в народном творчестве» станут для вас близки и вы выступите на научно-практической конференции по данным темам.

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Маршрут занятия с использованием проектной задачи

«ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

Этапы занятия

Виды деятельности

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Мотивация

1.Перевод проблемы в задачу.

2. Определение замысла проектной задачи.

Составление плана действий. Постановка и формулирование проблемы.

Составление плана действий.

Организация инициативного сотрудничества.

Целеполагание

1.Реализация замысла проектной задачи.

(Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. Умение, работая в малой группе, создать «продукт»-самостоятельное оформление изделия.)

2.Формирование навыков оформления предмета народного творчества.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Организация своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Планирование

1.Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

2. Самооценка (прогностическая)

Планирование результатов деятельности.

Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Деятельность

Учитель: 1. Создаёт у учеников мотивацию на деятельность.

2.Организует поиск оптимального способа достижения поставленных целей и задач.

3. Оказывает консультативную помощь (по запросу участников групп) в создании «продукта».

4. Наблюдает, контролирует.

5. Заполняет оценочный лист.

Учащиеся:

1.Осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в группы.

2.Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи.

3.Представляют продукт деятельности, рефлексия.

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе, решение рабочих задач с использованием источников информации.

Составление последовательности работы.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оценка и контроль

Оценочные листы.

Презентация результатов работы группы.

Оценка результатов. (Самооценка и взаимооценка)

Сотрудничество в представлении «продукта».

Приложение

«Народные промыслы и ремесла России»

Населенный пункт

Где находится

Вид ремесла

Время основания

с. Гжель

Московская область

Гончарное дело.

Художественная керамика. Посуда.

XIV в.

г. Городец

Нижегородская область

Резьба и роспись по дереву. Игрушки.

XIV в.

с. Хохлома

Нижегородская область

Роспись по дереву.

Лаковая живопись.

XVII в.

с. Жостово

Московская область

Роспись по металлу.

Подносы.

XVIII в.

с. Дымково

Кировская область

Расписные глиняные

Игрушки.

XIX в.

с. Филимоново

Тульская область

Расписные глиняные игрушки.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, свое понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь .

Рассмотрим её внимательно.

Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней? Оказывается, люди верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землей и водой . Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому, восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Всякий человек, большой или маленький, умеющий чувствовать красоту природы, радуется, видя, как «великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», как искрятся капли на травах, как появляется радуга после дождя. Наверное, от этой радости у детей в каждом рисунке – Солнце. За все то многое, что может дать Солнце человеку, его и считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, входили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное, лето хлебородное».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего это кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыре времени года. Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца. Зарисуйте в строку знаки Солнца.

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей наливал в такую чашу воду и произносил над ней заклинание, то есть просьбу, чтобы прошел дождь.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящен богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками – свистульками – и свистели в них, звали дождевые облака (показать свистульки).

Зарисуйте в строку знаки дождя и знаки воды в виде извилистых линий. Эту строку расположите под знаками Солнца.

С водой связаны и образы русалок. Каждый знает, что их изображают в виде девушек с рыбьими хвостами. Но не каждый знает, что давным-давно их рисовали в виде птиц с девичьими лицами. В одной красивой легенде, дошедшей до нашего времени, рассказывается о том, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году весной, для того чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли (показать русалку-птицу).

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? Верно, в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента (показать).

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. Найдите в орнаменте чаши знаки ростков и зарисуйте их в строке под знаками семян.

Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах и увидели, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней. Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Сегодня я хочу воспеть и восславить
“Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные народа русского”.

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов М.В. сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизноюпревосходнее”.

Гжель.

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.

И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!

Дымковская игрушка.

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Жостово.

А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

А завершит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Палехская, городецкая, хохломская роспись - лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

В своих работах мастера создают красоту своего края. В конце 19 века была распространена иконопись. На ее основе возникла чернолаковая миниатюра - это лаковые шкатулки, мебель, предметы посуды.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!

Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства.

Мы живем на Северном Кавказе, который славится своими мастерами. Умельцы шьют одежду, обувь, головные уборы, украшая их орнаментом, бисером, вышивкой. Изготавливают изделия из меха, шкур, создают сувениры. У нас в школе тоже есть свои мастера – умельцы, на занятиях кружков можно найти себе дело по душе – бисероплетение, вышивка, резьба по дереву, выжигание, корнепластика и другие виды..

Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми.

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 84 г. МИНСКА»

Урок «Сказочный образ животного»

Швед Татьяна Васильевна

Дата проведения: 24.04.2019

Минск, 2019

Урок «Сказочный образ животного»

Цель: формирование у учащихся общего представления о значении образа животного в художественной культуре.

Задачи:

Актуализировать представления учащихся об использовании образа животного в разных областях человеческой деятельности;

Раскрыть и охарактеризовать особенности символики образа животного в сказке, геральдике;

Совершенствовать умение выражать результаты наблюдений за животными в художественно-творческой деятельности;

Развивать ассоциативно-образное мышление;

Воспитывать интерес к воплощению образа животного в художественно-творческой деятельности

Ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово.

    Повторение материала. (Как художники изображают животных?)

    Выполнение заданий 1-3

    Физкультминутка. Зарядка для глаз.

    Выполнение заданий 4-7

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как же художники могут изображать животных?

Всё верно, этих животных мы с вами можем наблюдать и в своей жизни в реальном мире. Но есть ведь ещё и мир фантастики, сказочный мир. И сегодня мы поговорим с вами о сказочном образе животных.

Задание 1

Учитель: Человек начал изображать животных в глубокой древности. Перед вами рисунки, которые сохранились в пещере Ласко во Франции.

Учитель: Как вы думаете, почему древний человек создавал изображения диких животных?

Задание 2

Учитель: На картине голландского художника Яна Брейгеля изображен райский сад. Что здесь реалистично? А что фантастично? Как вы думаете, зачем художник "смешал" правду с вымыслом?

Задание 3

Учитель: А сейчас послушем сказку английского писателя Редьярда Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе".

Учитель: Назовите, в какой последовательности дикие животные становились домашними: сначала..., позднее..., ещё позднее...

Физминутка. Зарядка для глаз.

Задание 4

Учитель: Свое восхищение верным другом передал голландский художник Паулюс Поттер. Подберите из предлагаемого списка характеристика для каждой картины. (Напряженный, трогательный, благородный, сильный, нежный, красивый, слабый, стройный, стойкий и добавьте свои.)


Задание 5

Учитель: Французский композитор Камиль Сен-Санс придумал шуточную зоологическую фантазию"Карнавал животных" , состоящую из нескольких музыкальных миниатюр. Их исполняет ансамбль инструментов, в который входит: два фортепиано, струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас), духовые (кларнет, флейта, флейта-пикколо), ударные(ксилофон), стеклянная гармоника.

Учитель: Давайте прослушаем зоологическую фантазию "Карнавал животных". Определите, какое настроение и какое событие карнавала композитор передает в каждой части музыкальной миниатюры с помощью разных музыкальных инструментов.

Задание 6

Учитель: Белорусы издавна украшали свои жилища изображениями животных. Считалось, что они отводили беды и помогали создавать мир и благополучие.


Учитель: Назовите, из каких природных материалов сделаны эти фигурки?

Задание 7

Учитель: Современные мастера тоже воплощают образы реальных и сказочных животных в предметах, украшающих быт.


Учитель: Из каких материалов сделаны эти фигуры? К какому виду искусства они относятся?

Учитель: Образы животных особенно интересуют художника.
Может быть, это связано с тем, что человек, наблюдающий за повадками и натурой животных, сравнивает их с привычками и характером человека?

Рефлексия.

    Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке?

    А с каким животным вы сравниваете себя? Какими чертами характера вы схожи?

Учитель: Спасибо большое за урок, ребята. Мне с вами было очень интересно работать.

План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс

Учитель: Мишенина Наталья Александровна

Тема урока: «Декоративная стилизация животного мира»

Цель урока :

Формирование у учащихся представления о многообразии и образной выразительности животного мира в природе и искусстве.

Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с разнообразием форм животного мира.

Сформировать понятия об образности животного мира через понятие в изобразительном искусстве «стилизация » «типизация»

Выявить особенности форм животного мира и представить их в своём понимании стилизации животного с использованием графического материала.

Воспитательные:

Пробудить интерес учащихся к разнообразию животного мира.

Раскрыть понятия «Образ животного» в изобразительном искусстве. Привить трудолюбие в исполнении практической работы.

Развивающие: Развить наблюдательность учащихся в процессе работы на уроке с изучением и рассматриванием различных форм и видов животного мира.

Научить проводить анализ форм животного мира, через типизацию и особенности строения.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные:

Понять особенности (формы, закономерности) животного мира в природе и искусстве.

Уметь определять признаки особенностей животного.

Выработать навык представления орнаментального мотива и образа животного объединённого одним понятием «стилизация».

Воспитательные:

Соотнести образы животных в различных видах изобразительного искусства.

Бережно относится к окружающему миру.

Развивающие:

Развить наблюдательность в процессе изучения форм животного мира.

Научиться выделять и обобщать формы животных при помощи орнаментальных мотивов.

Зрительный ряд:

презентация по теме «Декоративная стилизация животного мира»

Изображение стилизованных животных в работах учащихся.

Наглядные формы животных, как контурные изображения.(индивидуальный раздаточный материал).

Материалы:

Карандаш простой, цвет. карандаши

Гелиевая ручка (черная)

Альбом

Оборудование:

аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме

План урока:

Организационная часть

Беседа о разнообразии животного мира его форм. Использование орнаментальных мотивов в искусстве стилизации животного мира.

Объяснение последовательности практической работы.

Постановка задачи по стилизации одного из представителей фауны.

Практическая работа.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока:

Последовательность проведения занятия

время

Наглядное и звуковое оформление

Этап урока

Преподаватель проверяет готовность к уроку учащихся.

Орг. момент

Учащиеся определяют жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр)определяя что объединяет в данном слайде все эти жанры. (использование узоров, орнаментов, декоративность изображений.

2 слайд

Этап мотивации и актуализации знаний

Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность.

Через метод формообразования создается новый орнамент художник синтезирует , изменяет, декорирует

3слайд

Открытие обучающимися новых знаний

Преподаватель «подводит» учащихся к понятию « стилизация». Термин вывешивается на доске. Учащиеся дают определения данному термину, выбирая наиболее полную характеристику понятия, формулируя тему урока, определяя задачи урока.

4слайд

«Открытие»

обучающимися нового знания

Целеполагание

Преподаватель уточняет тему урока-«Стилизация животного мира»

5 слайд

Преподаватель повторяет понятие стилизация (используя примеры на слайде в качестве образца) систематизируя знания учащихся

6 слайд

Первичное закрепление

Объяснение технических приёмов в изображении стилизованных образов животных (линия, пятно)

7слайд

Изучение нового материала

Демонстрация иллюстраций работ мастеров. Преподаватель обращает внимание на выразительность силуэта, особенности линий, графики в передаче образа животного.

8слайд

9слайд

10слайд

Изучение нового материала

Творческое задание по выявлению типичных признаков группы животных

11 слайд

Творческая, практическая деятельность

Учащиеся определяют алгоритм работы, свои дальнейшие действия по стилизации форм

12 слайд

Самостоятельная работа учащихся над образной выразительностью объектов животного мира. При необходимости индивидуальная работа преподавателя с учащимися.

13 слайд

14 слайд

Творческая, практическая работа

Анализ выполненных работ учащихся. Коллективная оценка и определение лучших работ.

15 слайд

Рефлексия

12.

Домашнее задание

16 слайд

17 слайд

13.

Подведение итогов урока: «хочется отметить, что, владение приемами стилизации позволяет личности (художнику) более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность».

18 слайд

Рефлексия