Как подобрать репертуар под голос. Репертуар – лицо творческого коллектива

Подбор репертуара для начинающего певца - сложная, но очень важная задача, которая стоит перед педагогом. От того, насколько методически грамотно и творчески целесообразно она будет осуществлена, во многом зависит успех индивидуальных занятий, динамика выявления и раскрытая развития творческого потенциала ученика, его становление в певческом умении.

Основным вокально-педагогическим репертуаром для начинающего певца могут служить - вокализы, старинные арии (ариозо, ариетты и т.д.), несложные романсы, народные песни и произведения композиторов-песенников (песни из кинофильмов, музыкально-театральных постановок и т.д.).

Работа над репертуаром должна помочь выявить:

  • - творческую индивидуальность студента,
  • - раскрыть своеобразие его неповторимого «Я»,
  • - воспитать эстетический вкус и сформировать чувство художественной меры при исполнении,
  • - сформировать основы вокально-технического мастерства у начинающего певца.

Классические вокализы Ф. Абта, Н. Ваккаи, Г. Зейдлера, Дж. Конконе, В. Лютгена могут оказать существенное подспорье на первом этапе обучения певца. В ходе их исполнения основное внимание может быть направленно на звукообразование и звуковедение, формирование основных технических элементов, без которых дальнейшая работа над произведением невозможна - развитие певческого дыхания, опоры звука, чувства резонирования, пения, кантилены или беглости и т.д. При работе над вокализами большое значение играет момент контроля над мышечным напряжением и чистотой интонирования.

Вокализы являются хорошим переходным материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников. Они написаны с определенной педагогической задачей, которую надо решить в каждом отдельном случае (спеть определенный интервал, форшлаг, группетто, синкопу и т.д.). Педагог, выбирая вокализ для своего ученика, должен проанализировать его с точки зрения имеющихся в нем трудностей, и в первую очередь обратить внимание на темп, в котором его необходимо спеть, ритмические трудности и проследить мелодическую линию.

Исполнение вокализов, поможет молодому певцу, наконец, легче понять и проанализировать музыкальную фразу и музыкальную форму, являющимися основой при исполнении любого произведения.

Художественные произведения, разумно подобранные, являются основным средством воспитания певца. Однако, такие исполнительские жанры, как ария, романс, народная песня, имеющие свои специфические особенности, по-разному способствуют формированию певца в процессе его обучения. Рассмотрим их несколько подробнее для составления более полной характеристики.

Ария -- это наиболее сложная сольная вокальная форма. Как правило, она входит в состав крупного вокально-симфонического произведения и представляет собой законченный сольный эпизод, который может исполняться совершенно самостоятельно. Реже встречаются арии, написанные композиторами специально, в виде музыкальной пьесы для какого-нибудь инструмента, либо голоса певца. Ария требует от певца особенно внимательного знакомства с тем произведением, в которое она входит.

Певец-исполнитель арии должен уметь создать образ героя, сохраняя при этом все детали, штрихи и выдерживая определенную драматическую ситуацию произведения. Эти требования распространяются и на другие сольные жанры оперной литературы, выполняющие функции арии, как, например, ариетта, ариозо, каватина (часто встречаются и другие названия сольных оперно-ариозных жанров, как, например, рондо, соло, куплеты, романс, монолог, песня, письмо, грёзы, слёзы, легенда и т. д.).

Ария в большей степени, чем другие вокальные жанры, способствует овладению вокально-исполнительской стороной бучения, а также и вокально-техническими приемами пения.

В начале обучения певца, как правило, следует по возможности избегать включения в его учебный репертуар вокально-педагогического ариозного материала, за исключением тех произведений этого жанра, которые не являются трудными. Большинство же произведений ариозного характера сложны для исполнения и требуют определенной вокально-исполнительской зрелости. Во всяком случае, в вокально-педагогической литературе почти невозможно найти необходимый для начального периода обучения певца ариозный материал для басов, баритонов, контральто и меццо-сопрано. И только такой учебно-педагогический репертуар имеется в очень ограниченном количестве для сопрано и меньше для тенора.

Романс -- это наиболее развитая вокально-песенная форма. В развитии и формировании певца романс играет большую роль, он способствует, главным образом, художественно-выразительной стороне обучения, прививая певцу специфические приемы камерного тиля исполнения.

Романс следует рассматривать как синтез трех видов искусств: поэзии, пения и инструментальной музыки, органически слитых между собой. Романс требует от певца достаточной музыкально-художественной и вокально-технической подготовки. Особенно это касается романсов Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова, которые очень трудны в "вокально-техническом отношении, так как содержат сложные интонационно-мелодические обороты и тонкие штрихи художественно-выразительного пения, требующие высокого мастерства от исполнителя. Поэтому педагогу не следует в начале обучения певца включать в репертуар непосильные и сложные произведения этого жанра. В этот период обучения наиболее целесообразно применять романсы Варламова, Титова, Гурилева, Даргомыжского, Алябьева, Булахова, Дюбюка. Главное, чтобы их тесситура, вокально-ритмический рисунок, динамический диапазон не вызывали трудности у начинающего певца.

Песня представляет собой наиболее демократический, распространенный и массовый жанр вокальной литературы. Она, так же как романс и ария, способствует развитию у певца музыкально-исполнительских навыков. Но песня требует более простых, доступных для многих исполнителей средств выразительности, при сохранении всех ее художественных ценностей. Благодаря этому песня является очень полезным жанром вокально-педагогического репертуара, особенно в начале обучения певца.

Существует множество песен -- классических, старинных, современных -- героического, драматического и лирического характера, которые представляют собой великолепный педагогический материал для воспитания начинающего певца и развития его голоса.

Среди репертуара данного жанра целесообразными можно считать такие произведения, как Будашкин «Песня Настеньки» (из кинофильма «Аленький цветочек») или Дунаевский «На луга-поляны».

Особенно полезным художественным материалом для обучения певца является - народная песня . Она содержит в себе неоценимые богатства содержания, чувств, настроений и образов. Ее ценность заключается в том, что во-первых, она несет в себе характерные особенности музыкальной культуры того народа, к которому она принадлежит, и, таким образом, заставляет исполнителя проникаться этими особенностями. А во-вторых, являясь в большинстве своем несложным, доступным для многих исполнителей произведением, народная песня построена на естественных мелодических интонациях и оборотах музыки, что в вокально-педагогической практике способствует правильному развитию голоса певца.

Народные песни имеют большое значение в процессе воспитания певца-музыканта, так как имеют высокоидейное, мудрое содержание, разнообразие и разнохарактерность мелодических построений, основанных на национальных особенностях народного творчества.

Таким образом, все жанры вокально-педагогической литературы, имеющие свои специфические особенности, служат одной общей цели -- цели воспитания и обучения певца.

Задача подбора репертуара в музыкальных училищах и вузах в известной мере облегчается наличием разработанных программ по сольному пению, включающих репертуарные списки. Эти списки составлены для всех типов голосов по курсам. Очень важно, чтобы ученики не пели завышенный репертуар, как это бывает часто на практике. Это приводит к тому, что молодые, неокрепшие голоса теряют свежесть тембра, появляется сипота и качка в голосе. Если произведение завышенной трудности, ученик, как правило, стараясь его исполнить, начинает форсировать звук, что совершенно недопустимо.

Педагогу полезно использовать в работе хрестоматии вокально-педагогического репертуара. Такие работы, проверенные временем на практике, существуют. Например, хрестоматии, составленные Е.Милькович, С.Фуки и К.Фортунатовой, Г.Аденом; «Детский альбом» П.Чайковского, «Альбом для юношества» Шумана; сборники для начинающих под редакцией М.Агина («Репертуар начинающего певца», «Вокальная музыка старых мастеров» в трех томах).

Очень непросто обстоит дело с исполнением музыки современных композиторов. Они, к сожалению, не понимая того, что слух начинающего певца, да и студента вуза, не подготовлен к новым гармоническим оборотам, к сложному языку новой музыки. Обижаться на то, что их произведения мало исполняются, это не выход из положения. Надо хорошенько продумывать тесситуру нового произведения, его ритмические особенности, а не писать, например, произведение, где внизу диапазон для баритона, а наверху тенора и т.д. Произведения, написанные без учета особенностей певческого голоса, могут принести несомненный вред, или в лучшем случае будут долго лежать «на полке».

Еще раз хотелось бы напомнить, что составляющие индивидуальный план студента произведения должны быть как с вокально-технической так и с художественно-исполнительской точек зрения ему доступны. Вместе с тем исполняемый студентом репертуар должен способствовать профессиональному становлению и творческому росту студента, обеспечивать раскрытие его творческой индивидуальности в процессе становлении певческого умения. Производя художественно-дидактический анализ произведений, необходимо оценить:

  • - диапазон сочинения;
  • - драматургию и образ музыкального интонирования, художественный смысл творческих задач;
  • - преимущественный уровень музыкальной тесситуры;
  • - степень драматической насыщенности музыкально интонируемого образа
  • - возможность реализации студентом музыкально интонируемой драматургии сочинения;
  • - взаимодействие музыкального и поэтического текстов;
  • - особенности ансамбля инструментальной и вокальной партий

В середине позапрошлого века, на заре отечественного консерваторского образования А.Г.Рубинштейном публиковались списки произведений, рекомендуемых для прохождения в классах сольного пения, которые служили ориентиром для избрания педагогического репертуара. Обеспечивая вокально-техническое оснащение студента, эти произведения способствовали выявлению и раскрытию его вокальной фактуры и исполнительского дарования в процессе становления певческого умения. К, сожалению, сегодня начинающий певец иногда может исполнить арию Снегурочки, Кармен, Ленского или даже Германа.

в современных условиях, необходимо уделить особое внимание формированию репертуара, так как от него зависит будущее коллектива, привлечение средств для обеспечения жизнедеятельности коллектива, успех у зрителей, приход новых исполнителей, участие в фестивалях и конкурсах.

Репертуар - «лицо» коллектива, и не важно, к какому виду творческой деятельности этот коллектив относится (вокальной, инструментальной, хореографической). Принципы создания репертуара везде одинаковые.

При формировании репертуара для коллектива нужно руководствоваться следующими принципами, разработанными по методике организации и хореографического и вокального творчества:

· идейная направленность,

· художественная ценность и эстетическая значимость произведений,

· доступность для исполнения,

· педагогическая целесообразность.

· доступность музыкального и литературного текста;

· разнообразие жанров и стилей, логика компоновки будущей концертной программы.

Критериями успешности обучения детей и подростков служат :

· концертные выступления;

· участие и победы в исполнительских конкурсах разных уровней.

В основе процесса обучения (пению, танцу) лежат следующие принципы :

· единство художественного и технического развития (певцов, танцоров);

· постепенность и последовательность в овладении мастерством (пения, танца);

· применения индивидуального подхода к учащимся.

Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности, непременно учитывается, насколько содержателен музыкальный материал, насколько он способствует развитию творческих способностей учеников, совершенствует их (вокально-певческие) (хореографические) навыки, развивает музыкальный вкус.


Репертуар, прежде всего, зависит от профиля хореографического коллектива и строится с учетом потребностей участников, их подготовленности к восприятию произведений и работе над ними, а также с целью поддержания интереса к данному виду деятельности. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Так репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.



При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:

1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.

2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра

3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.

4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ УДОД.

5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода. Каким бы не было ваше произведение, оно должно «учить добру» средствами хореографии. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе:

· художественный педагогический уровень репертуара,

· планомерные и систематические учебные занятия,

· взаимоотношения с педагогом,

· окружающим миром.


Репетиция – это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне творческой деятельности коллектива, его эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки руководителя.

Репетицию можно представить как коллективные занятия по художественно-исполнительской и технической отделке, отработке произведений искусства, приданию им эстетической целостности и оригинальности. На учебных занятиях выучиваются партии, роли, движения на сцене, танцевальные па, которые в последующем сводятся в единое целое – танец, песню, спектакль, музыкальное или хоровое произведение. Следует отметить то, что разделение занятий на репетиционные и учебно-исполнительские носит условный характер. Овладение текстом, технической стороной исполнения происходит зачастую во время репетиции. Значительная часть учебных занятий в самодеятельном художественном коллективе трансформируется и включается в начальный этап репетиции.

Существенное влияние на методику репетиционной работы в самодеятельном творческом коллективе оказывает ряд факторов:

· степень подготовленности коллектива в техническом и художественном отношениях;

· степень трудности выбранного для разучивания произведения;

· условия, время, количество репетиций, отведенных для разучивания нового произведения;

· настрой участников, опыт руководителя.

У каждого руководителя вырабатывается своя методика построения и проведения репетиционных занятий. Однако необходимы знания основных принципов и условий проведения репетиции, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приемы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере.

Огромную роль для разработки общих и частных методик репетиционной работы может сыграть накопленный опыт профессионального искусства.

Качество репетиционной работы, ее педагогическая эффективность зависит от ряда организационно-педагогических моментов. Прежде всего, руководитель должен прийти на репетицию за 20-30 минут раньше условленного времени, проверить наличие и качество необходимого реквизита, инструментов, пультов, партий, и др. принадлежностей. В хоровой, оркестровой и театральной самодеятельности перед репетицией обязательно проверить голоса партий или текст ролей. Рукописные партии, тексты необходимо выверить по партитуре или печатному тексту, чтобы избежать ошибок. Только лично убедившись в том, что для работы все готово, можно избежать многих остановок во время репетиции.

Грубым нарушением считаются неожиданные вызовы руководителя, например, к телефону, к посетителям, это плохо влияет на творческий настрой участников.

Начинать репетицию необходимо вовремя , независимо от того, сколько пришло участников. Это приучит всех приходить на репетицию за 10-15 минут до начала. Безответственное отношение одних раздражает, расслабляет в определенном отношении других. Таким образом, начало репетиции в строго установленное время – это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

В различных по жанру самодеятельных коллективах – хоровых, оркестровых, танцевальных, театральных – репетиция начинается с предварительной подготовки к ней участников соответствующим образом. В танцевальных коллективах проводят разминку, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. В народном и академическом хорах проводят распевку участников . Тщательная распевка обеспечивает хорошее дыхание, ровный звук, хорошую дикцию. Рабочее состояние певца во многом зависит от правильной постановки голоса, постоянных специальных упражнений. В духовых, народных оркестрах перед началом репетиции производится тщательная настройка музыкальных инструментов. От настройки зависит чистота звучания инструментов, строй оркестра в целом.

Перечисленные меры организационно-технического порядка имеют огромный воспитательный смысл. Репетиция представляет огромные возможности и с точки зрения художественно-педагогического влияния. В процессе репетиций все тщательно выверяется и заучивается: штрихи, нюансы, па, мизансцены . Параллельно идет усвоение участниками эмоционального и нравственного опыта, заложенного в произведении искусства. Поэтому, чем скрупулезнее и целенаправленнее идет художественная обработка пьесы, песни, танца, тем глубже нравственно-эстетические преобразования в личности участника, исполнителя.

Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы . Без планирования в репетиции появляется элемент стихийности, самотека. План репетиций заранее продумывается и фиксируется на бумаге. План может быть более или менее детальным, развернутым или кратким. Знание руководителем своего оркестра, хора, танцевального или театрального кружка, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой. Задачи должны носить конкретный характер, включать технические, художественно-эстетические и педагогические моменты.

Очень важен темп репетиции . Не следует репетировать один и тот же отрывок более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает руководителя. Многократные повторения снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя. Иногда в репетиции целесообразно сделать перерыв. Оправданнее всего его сделать через 40-45 минут после начала работы. Если у руководителя возникает необходимость провести 3-часовую репетицию, то он должен согласовать этот вопрос с исполнителями.

Важно также, чтобы репетиция носила завершенный характер . Во время первой половины репетиции коллектив должен заниматься более сложной работой: разучиванием ролей или трудных в техническом и художественном отношении мест в новых произведениях, которые требуют усидчивости, силы воли. Во второй половине репетиции нужно больше давать играть всему коллективу, т.е. заниматься более творческими видами деятельности: играть ранее выученные произведения с полной отдачей.

В целях более эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учет индивидуальных особенностей каждого исполнителя как в плане личностном, психологическом, так и в плане его художественной подготовки.

Заключает занятия генеральная репетиция. Проведение ее имеет особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией и в то же время несет на себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является итоговой для определенного этапа подготовки произведения к концерту. Она решает следующие задачи: подготовить психологически участников к концерту; проверить программу, ее выстроенность и звучание; максимально чисто и художественно исполнить каждую пьесу, танец, песню, которые будут исполнены на концерте. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки, но необходимо дать почувствовать участникам всю программу в целом, сочетание и очередность номеров, этим самым способствовать равномерному распределению сил. Генеральную репетицию лучше всего проводить в том помещении, в котором предстоит выступление. Исполнители и руководитель должны почувствовать акустические особенности зала, приспособиться к новым условиям.

Из сказанного следует, что руководителю на репетиции следует в каждом случае исходить из конкретных условий, в которых работает самодеятельный творческий коллектив. Без продуманной организации репетиционной работы не может быть взаимопонимания между руководителем и коллективом, не может быть результата творческой деятельности любителей.


Репертуар коллектива

Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.

От руководителя коллектива при подборе репертуара требуется чёткое перспективное видение педагогического процесса как цельной и последовательной системы. Реальность репертуара, соответствие его техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива – это главный критерий при подборе репертуара. Подлинное творчество не признаёт готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как любое произведение искусства, требует оригинального решения и индивидуального подхода. Ответственность за репертуар лежит на руководителе, так как репертуар - это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.

При подборе репертуара руководитель должен учитывать соответствие постановок возрасту участников коллектива, их возрастной психологии и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Создавать танцевальные произведения необходимо в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять - шесть человек, так как это позволяет занять наибольшее количество участников в концертной программе.

При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом. Учитывать учебно-тренировочные цели и пользоваться материалом из народных, историко-бытовых, бальных танцев и соединять его с различными соответствующими видами современной выразительной пластики. А классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.

Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности.

Мотивационные и целевые установки постановочных номеров в различных танцевальных коллективах не одинаковы. В одних - руководитель и участники рассчитывают на официальное признание, победу на смотрах и конкурсах. Здесь высокий исполнительский уровень достигается ценой напряжённой работы, программа создаётся нередко с помощью приглашённых балетмейстеров, постановка танцев производится в духе «лучших стандартов» профессионального искусства и рассчитана на успех, во что бы то ни стало. Другие ориентируются, прежде всего, на совместное проведение досуга, общение, знакомство с искусством хореографии, на коллективное приобщение к творчеству. Но роль всех коллективов в воспитании эстетической образованной, творческой личности, очень велика. Необходимо чётко уяснить специфику, возможности и задачи каждого из таких коллективов, так как неточность творческой ориентации может привести, в конечном итоге, к снижению популярности и значимости.


Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения. Концертмейстер (нем.) – мастер концерта. Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

· Знание основных дирижерских жестов и приемов;

· Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;

· Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;

Многие абитуриенты проваливают вступительные экзамены в театральный ВУЗ. И часто это случается не по причине незнания или отсутствия таланта, а потому что неверно была подобрана литература для конкурса при поступлении. Театральная школа зачастую дает огромный кладезь знаний, которые могут стать спасательным кругом для абитуриента.

Но даже после курсов или подобной школы будущий студент не до конца понимает, какие произведения стоит выбирать, чтобы в полной мере раскрыть свой талант на вступительном испытании. Никто точно не подскажет, какую литературу выбрать или какой поставить танец, а также - как подобрать идеальный образ.

Большинство поступающих не имеет ни малейшего представления о том, какая литература для поступления в театральный наиболее удобна для такого конкурса. Практика показывает, что будущим студентам такого ВУЗа стоит выбирать:

  • известные басни;
  • классические стихи;
  • прозаические произведения писателей прошлых веков (конечно же, самые популярные).

Самое главное правило - все тексты должны быть выучены наизусть. Недопустимо для абитуриента на вступительном конкурсе читать роль с листка или планшета. При этом, в запасе поступающего должно быть несколько вариантов произведений, желательно даже разных жанровых видов.

Что еще важно для поступления?

Развитая эрудиция, культура, начитанность - также крайне важные моменты. Будущее испытание покажет уровень знаний абитуриента, его манеры, культурный уровень и даже воспитание. Не менее важно понимание и знание отечественной литературы.

Помимо этого, абитуриент обязан разбираться в основах театрального искусства, знать, кто и когда стоял в истоках данного мастерства и какие известные деятели повлияли на развитие этой творческой профессии.

Если вы выбираете ГИТИС, как поступить туда - вопрос, который не должен вызывать затруднений. Когда абитуриент желает поступить в ВУЗ такого масштаба, он заранее должен понимать, какие сложности могут возникнуть на пути.

Литература для поступления в театральный: распространенные ошибки

Когда у вас есть все знания, ряд навыков и умений, отличная способность держаться на сцене, то разрушить ваш путь к будущей карьере и славе может неверно подобранный репертуар для вступительных экзаменов.

Много таких ребят, которые ошибаются на данном этапе и дальше не идут. Каковы же самые распространенные промахи будущих студентов на вступлении?

  • Выбор неизвестного произведения.
  • Слишком простой для исполнения и неэмоциональный отрывок.
  • Короткий либо плохо выученный материал.
  • Отсутствие знаний о самом произведении.

Неважно, что выбирать - поэзию, прозу или песню. Театральная школа должна была предоставить абитуриенту все основы актерской игры, включая то, как лучше преподносить выбранное сочинение.

Некоторые абитуриенты отлично справляются даже с неизвестными произведениями. Порой огромный талант виден невооруженным взглядом, и никакие ошибки не могут затмить гениальные способности поступающего. Поэтому сложно определить идеальный алгоритм или рецепт для предстоящего испытания.

Репертуар (франц. repertoire– список), совокупность произведений, исполняемых творческим коллективом. Репертуар – основа деятельности творческого коллектива. По репертуару можно судить об общественной и художественной роли, которую играет коллектив. Известный хоровой дирижер Г. Эрнесакс так сформулировал место и значение репертуара для художественного коллектива:

Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и анфас.

Репертуар предсказывает будущее коллектива. Анализ репертуара того или иного коллектива позволяет определить творческий почерк, качество, вкусовые оценки, возможности, направление. Потому формирование репертуара дело не просто ответственное, оно определяет всю деятельность коллектива. Один из главных аспектов в вопросе репертуара – его воспитательная роль и для тех, кто занят в нем непосредственно, участвует в подготовке того или иного произведения, и для тех, кто его увидит со сцены. Репертуар пополняется за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице мирового сообщества, обогащая духовный мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы как участников самодеятельности, так и зрителей.

Подбирая репертуар, руководитель должен опираться на выработанные и принятые критерии и принципы. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать материал для исполнения. К репертуару предъявляет определенные требования и руководство ДУ, для них важно, чтобы выступление коллектива можно было показать на различных мероприятиях, имеющих тематическую направленность, для различной аудитории. Руководителю творческого коллектива при выборе репертуара приходится не только на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и зрителей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-досуговых мероприятиях.

Репертуар прежде всего зависит от профиля коллектива. Каждый коллектив должен иметь собственный репертуар, соответствующий его индивидуальной теме в искусстве, его задачам и возможностям. Условно коллективы можно подразделить на следующие типы:

    по возрастным признакам: детские (дошкольные, школьные), юношеские и взрослые смешанные;

    по организационным признакам: кружок, студия, ансамбль;

    по тематико-репертуарным признакам: коллективы народного искусства, классического, современного.

Таким образом, формировать репертуар нужно в соответствии с типовым принципом .

Второй важный принцип при определении репертуара коллектива – это учет его возможностей . Выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива, его техническим и художественным возможностям. Один из известных законов педагогики: задача должна соответствовать сегодняшним возможностям коллектива и чуть-чуть превышать их, что способствует развитию, росту. Наличие в коллективе людей разных способностей ставит перед руководителем при формировании репертуара серьезную задачу, как индивидуальности участников коллектива. Следовательно, рядом с массовым репертуаром необходим сольный, а также малогрупповой как подготовка к сольному. Значит, с одной стороны, формирование репертуара должно соотносится с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, с другой – с возможностями роста участников, их творческой индивидуальности.

Репертуар можно формировать по принципу концертной программы , т.е. несколько номеров, объединенных единой темой, способных вместе составить не менее чем отделение концерта. Концертный репертуар должен оставаться в то же время учебным., способствовать развитию и закреплению навыков исполнительства.

Некоторые самодеятельные коллективы создают свой самобытный репертуар на основе изучения народного творчества, результатов фольклорных экспедиций по своей области, обогащают программу так называемым «местным материалом». На различных конкурсах, фестивалях высоко оценивается оригинальность, сохранение местных народных исполнительских традиций.

Для обеспечения качественным репертуаром научно-методические центры народного творчества и культуры публикуют специальные тематические подборки, сборники пьес, песен, хореографических постановок и др.

Подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, которая обеспечивает решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Современные педагоги в музыкальных школах часто сталкиваются с тем, что подросток не хочет петь ту или иную песню или романс, и все попытки переубедить его приводят к осложнениям и конфликтам. Зачастую подросток отказывается не только исполнять романс, который ему не нравится, но и может вообще перестать ходить в музыкальную школу. Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, нужно учитывать все возрастные особенности подростков. О них вы и узнаете в этой статье.

Возрастные особенности подростка

Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффектным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он получает в своём окружении, тем острее это чувство. Также он становится чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы романс, который он будет петь со сцены, выгодно подчёркивал его сильные стороны, как вокалиста, и как человека. Поэтому для того чтобы правильно подобрать ему репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности подростка, как:

  1. Стремление к эффектности. Исполняя романс, подросток хочет чувствовать себя не просто исполнителем, а звездой. Для этого его репертуар должен быть интересным, передающим чувства, знакомые самому подростку и соответствующие его восприятию.
  2. Страх, что его осудят или над ним посмеются. Он тоже характерен для подросткового возраста, поэтому, если в вокальном произведении есть места, которые ему непонятны и вызывают смущение, он просто может отказаться от его исполнения и решить, что «классический вокал ему не нужен, так как там неинтересные произведения». И тут нужно тоже быть внимательным при подборе репертуара.
  3. Наличие новых интересов. В подростковом возрасте юноша или девушка может решить, что классика никому не нужна и лучше он будет заниматься эстрадным вокалом или вообще выбрать танцы. Удержать интерес можно только ярким и понятным ему репертуаром, содержание которого поможет подростку раскрыться. Немалый эффект произведут и красивые аранжировки, которые позволят подростку почувствовать себя на сцене не хуже популярной звезды.
  4. Выбирая произведения о любви, нужно учитывать возрастные особенности подростка, точнее, его восприятие. Тут многое зависит от конкретного характера и темперамента. Есть юноши и девушки, которые воспринимают лёгкие произведения, без сильного драматизма. А некоторые, наоборот, уже в раннем возрасте могут прекрасно передать характер героини Кармен. Так что преподавателю по вокалу стоит обратить внимание на представления о любви конкретного подростка, чтобы подобрать ему репертуар, который будет понятен ему и поможет раскрыться.
  5. Яркое проявление характера. Именно тогда, когда подросток начинает упрямиться, проявлять характер и показывать себя, видно, какой у него темперамент и восприятие окружающего мира. Обычно в это время начинает проявляться уже сформированный характер со своими особенностями. Кто-то становиться ярким и кокетливым, чертёнком в юбке, а кто-то превращается в мечтательную гламурную девушку, нежную и легкоранимую. Исходя из этих особенностей и стоит подбирать произведения. Не стоит из скромницы делать Кармен и наоборот. Лучше, чтобы в произведении проявлялись черты характера подростка, тогда ему будет легко его исполнять.

Как влияет восприятие подростка на выбор репертуара

Выбирая романс, стоит проанализировать его содержание и подумать, впишется ли он в восприятие подростка. Есть романсы, которые хорошо звучат в исполнении зрелого мужчины. В них есть слова о глубокой драматичной любви, о годах, которые пролетели незаметно. Их давать подростку не стоит, так как он не сможет передать его настроение, эмоции и характер. Зато песни и романсы о первой любви, влюблённости, нежности или, напротив, предательстве, подросток сможет передать, если они соответствуют его восприятию. Также романс должен эффектно показывать и самого подростка. Например, романс «Я вас любил» будет красиво звучать в исполнении подростка, который легко относиться к неудачам и не склонен драматизировать ситуацию. У ранимого и замкнутого подростка этот романс будет навевать тоску как на него самого, так и на слушателей. Поэтому при выборе репертуара стоит учитывать восприятие подростка и его сформированный характер.

Как создать имидж подростка-вокалиста

Основной секрет, как создать имидж подростка-вокалиста, состоит в том, чтобы выгодно преподнести его особенности публике. Обыграть красиво можно всё что угодно. Подросток отличается вспыльчивостью и нетерпеливым характером? Ему стоит подобрать репертуар, где он может красиво преподнести свою необузданность. Он отличается замкнутостью? Лирические романсы, носящие не слишком эмоциональный характер – то, что вам нужно. Подросток отличается весёлым нравом? Подвижные романсы или, напротив, драматичные произведения будут звучать у него легко и красиво. После этого стоит продумать его образ, костюм и послание, которое он должен будет передать зрителям во время исполнения. Составить целостный образ вам помогут уроки актёрского мастерства. Вот из таких мелочей и складывается имидж подростка-вокалиста.

Как подобрать репертуар подростку

  1. Обязательно давайте в записи романс или песню прослушать будущему исполнителю. Хотя композиторы и не писали произведения для этого возраста, романсы и песни для юношей и девушек должны быть в арсенале любого преподавателя.
  2. Посмотрите и проанализируйте текст. Подумайте, чем он может быть интересен подростку. Интересный репертуар для подростка всегда проще исполнять, чем петь то, что не нравиться.
  3. Каким он показывает подростка? Такой ли он на самом деле? Девушкам не стоит петь мужские романсы и наоборот. Не нужно, чтобы они смотрелись смешно со сцены.
  4. Романсы и песни для девушек и юношей не должны быть трагичными. Интересный репертуар для подростков должен быть позитивным и по возможности оптимистичный.

Примеры

«Осенние листья» Макроусова;

«Вернись в Сорренто»

Каччини «Аве Мария»