Упражнение на логику 7 лет. Развитие логического мышления у младших школьников

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего - нибудь.

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.
Уже в предшкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:
1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе. Однако если эти составляющие мышления не будут элементарно сформированы при подготовке ребёнка к обучению в школе, то в начальном звене, на каждом из уроков по различным предметам, придаётся давать учащимся задания на развитие логического мышления.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребёнок к 5 - 7 годам обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира.
Поэтому для развития мышления, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо:
. учить детей находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей;
учить детей видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы явлениях;
. формировать и развивать основные операции мышления;
. учить детей выдвигать идеи и проверять их истинность на практике;
. учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально
разрабатывать их.

Как мы видели ранее, он определяет три этапа, из которых он вставляет этап, который он называет периодом. Этап сенсорно-моторного интеллекта. Он длится от рождения до двух лет. В эти эпохи можно удивляться термину «интеллект», но в точке зрения Пиагского существует интеллект перед языком, но нет мыслей до появления последнего. Таким образом, из простых рефлексов и приобретенных привычек, сенсомоторная стадия ведет к построению все более структурированных и сложных каналов. Этот этап характеризуется построением схемы, постоянным объектом и строительством ближнего космоса.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие логического мышления детей; знакомство с операциями
логического мышления; повышение интереса к процессу познания нового как для себя,
так и для окружающих людей; воспитание творческой активности, мыслящей личности.

В связи с этим выдвигаются следующие ЗАДАЧИ:
1) Придание обучению развивающего характера.
2) Обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания.
3) Интеграционный подход к содержанию и приёмам организации педагогического
процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развития ребёнка.
4) Формирование благоприятной среды обучения и развития с учётом возрастных
особенностей детей.
5) Тесная связь с жизнью, окружающим миром.

На последующих этапах ребенок реконструирует в мыслях и представлении то, что было приобретено на этапе сенсорно-моторного интеллекта. Дооперационный период. В течение этого периода мысль ребенка представляет собой представительный интеллект, который еще не включает обратимые операции. Этот период, как и следующий, будет представлять для нас особый интерес для анализа теста Пиажева сохранения номера.

Анализ конкретных операций. Сроки формальных операций. С появлением стадии формальных операций знание достигает формальной логики, и мысли идут гипотетически-дедуктивно. Только со стадии конкретных операций ребенок приобретает определенную логику, которая позволяет ему признать сохранение. Эта логика применима только к реальным, конкретным манипулируемым объектам: ребенку нужен вклад Следовательно, это логика отличается от логики следующего этапа, которая также в равной степени относится к гипотетическим, виртуальным операциям, к предложениям.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1) Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям
детей.
2) Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
3) Личностно - ориентированный подход к детям.
4) Изучение интересов и потребностей детей.
5) Практическое участие и наглядное оформление.
6) Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

На этом этапе мы все еще можем говорить о логике, поскольку операции координируются, группируются в общие системы. Действительно, логический класс, понятие не существует в изолированном состоянии, существует несколько элементов для создания Это структуры, построенные в возрасте около семи лет и сделавшие возможным использование понятий сохранения. В предыдущий период ребенок рассматривает операции только индивидуально, невозможно их координировать, отсюда и отсутствие логики.

По словам Пиаже, ребенок проходит через последовательные фазы уравновешивания; прежде всего, между простой интуицией и артикулирующей интуицией, а затем между последней и мобильной фазой, которая называется оперативной. Критерием перехода от интуиции к операции является обратимость интернализованных действий. обнаруживая возможную инверсию преобразований и, следовательно, обратимость действий, вызванных представлением, что ребенок удается координировать и составлять начало конкретной логики. Именно через такие группы ребенок может решить проблемы, оставшиеся нерешенными на предыдущем этапе.

Отбор ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ осуществлён исходя из современных требований к обучению старших дошкольников. В частности, они позволяют научить детей:
 описывать признаки предметов, слов, чисел;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, слова, числа;
 обобщать;
 классифицировать предметы, слова, числа;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 определять отношения между предметами типа род - вид, часть - целое и т.д.
 давать определения тем или иным понятиям;
 развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
 развивать речь, находчивость, сообразительность.

Вернемся к конкретным операциям на следующей странице. В возрасте от 2 до 6 лет. В этой статье мы хотим быть более точными и углубить тему развития моторного развития ребенка на 3-6 лет, говоря о развитии когнитивных способностей. В том, что можно назвать вторым детством, дети склонны развивать когнитивные навыки, такие как умственные представления. Появление таких представлений благоприятствует уму ребенка в возрасте от 3 до 6 лет, чтобы понять взаимосвязь между значением и значением или отличить реальность от символики, которая ее представляет.

Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на организацию умственного развития ребёнка.

Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно
использовать в различных видах деятельности.

Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от
поставленных задач, по выбору педагога:
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность;
- практикумы;
- игры;
- упражнения;
- тренинги и т.д.

Благодаря умственным представлениям и развитой способности понимать абстрактную символику, в возрасте от 3 до 6 лет, ребенок начинает играть в классические игры, в которых он изобретает персонажей и окружает его игры в разное время и в разных местах. На этом этапе дети знают об изменениях, которые становятся более преднамеренными. Мысль, которая может преднамеренно направлять действие, а не наоборот.

Стадия развития ребенка, которая имеет место от 3 до 6 лет, в отношении когнитивных способностей, несмотря на развитие символического мышления, еще не может говорить о том, чтобы быть в логическом развитии мышления. На этом этапе можно говорить о развитии предлогического мышления, где дети воспринимают восприятие, например, способность сравнивать емкость двух или более контейнеров различной формы.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Занятия по логике делятся на несколько видов:
1) Обучающие занятия. На этих занятиях детально разбираются понятия,
определения признаков предметов. Обучение начинается со знакомства с предметом логики,
его основными категориями.
2) Закрепляющие занятия. Предполагают повтор изученного материала. Некоторые
задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае
опора делается на полученные знания детей.
3) Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны
уметь выполнить знакомые или аналогичные задания.

Нарисуя, например, две параллельные линии той же длины, в которых первая начинается и заканчивается позже второй, спрашивая у 3-летнего ребенка, какая линия длиннее, он, скорее всего, укажет на первую, как на самую длинную линию, несмотря на их точно такие же.

Это простое упражнение заставляет нас понять, как дети в этом возрасте все еще не могут показать признаки логического мышления в основе своих собственных рассуждений. Чтобы лучше объяснить концепцию, что дети от 3 до 6 лет еще не разработали логическое мышление, давайте последуем примеру ниже.

На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое
запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе
которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с
логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины,
предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на
поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.

Укладывая справа и слева от тарелки, соответственно вилку и нож, спрашивая ребенка, где находятся два столовых прибора, он, скорее всего, ответит нам, указав на точные стороны, где расположены соответствующие столовые приборы. Если мы добавим ложку к одному из двух столовых приборов, он не узнает, что ложку можно найти на правой стороне пластины и на левой стороне столового прибора рядом с ней. Он просто укажет, что ложка, а также другая расположенная справа или слева от ее положения.

Мы говорили о развитии когнитивных способностей и предлогическом мышлении, чтобы дать понять, как ребенок от 3 до 6 лет начинает действовать и двигаться на основе предлогической мысли. На этом эволюционном этапе роста хорошо иметь возможность поддерживать и облегчать процесс обучения с помощью определенных видов деятельности, таких как спорт.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Сентябрь
1) Логика. Что это такое?
2) Загадки. Анализ построения.
3) Анализ. Синтез. Признаки предметов.
4) Цвет. Форма. Размер.

Октябрь
1) Вкус. Запах. Материал.
2) Живое - неживое. К какой группе относится. Использование человеком.
3) Сравнение. Сериация. Вид - род.
4) Отрицание. Ограничение.

Тем не менее, спортивные мероприятия должны соответствовать возрасту и сосредоточиться на содействии процессу когнитивного развития. Вторая группа страхов связана с необходимостью безопасности. Этот страх имеет совершенно другой характер. Его ребенок нуждается в том, чтобы кто-то был с ним. Аутофобия - это то, что вы называете страхом остаться в одиночестве, но это добавляет страха оскорбить престарелых, приняв ваше поведение и страх, что вы можете остаться незамеченным. Вполне естественно, что связанные с ним переживания провоцируют поведение ребенка или раздражение или желание сочувствовать взрослым.

Ноябрь
1) Обобщение. Классификация.
2) Что лишнее? Чего не хватает?
Придумывание загадок.

Декабрь
1) Алгоритм отгадывания.
2) Суждения.
3) Умозаключения.
4) Ожившие фигуры. Преобразования.

Январь
1) Чего на свете не бывает?
2) Логика в математике.
3) Логика и наша речь.

Февраль
1) Логика в окружающем мире.
2) Ощущения. Восприятия. Представления.
3) Понятие. Абстрагирование.

Ребенок жалуется, что боится. Он не понимает причину своего страха, и он пытается вытащить ее и спрятать за чужой маской, «который прячется под кроватью» или «смотрит в окно». В таких случаях имеются очевидные физиологические признаки паники: быстрое сердцебиение и повышенное кровяное давление. Корни этого страха обнаруживаются в раннем детстве и связаны с преждевременным отъездом матери на работу после отпуска по беременности и родам. В этом случае страх перед ребенком может быть сведен к минимуму, поддерживая постоянное чувство уверенности в том, что вы рядом.

Март
1) Слова. Определения.
2) Части - целое. Причина - следствие.
3) Последовательность. Противоположность.
4) Количественные и качественные соотношения предметов.

Апрель
1) Логические пары. Логические цепочки.
2) Сочинение на заданную тему.
3) Чего только не услышишь.
Взгляд с позиции другого.

Май
1) Нелогичные ситуации.
2) Поиск способов применения предметов.
3) Логические примеры и логические задачи.
ВСЕГО: 32 занятия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
(1 час х 32 недели = 32 часа)
№ Тема Задачи Содержание
1 «Логика. Что это такое?» Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно. 1 Знакомство с предметом «логика».
2 Игра «Я знаю…» (с мячом)
3 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
4 Беседа о временах года.
5 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная)
6 Графическое упражнение.
2 Загадки. Анализ построения. Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира. 1 Беседа о загадках.
2 Классификация загадок.
3 Упражнение «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»
4 Игра «Где игрушка?»
5 Беседа о временах года «Когда это бывает?»
6 Графическое упражнение.
3 Анализ. Синтез. Признаки предметов. Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. 1 Беседа о предметах которые нас окружают.
2 Упражнение «Определи предмет на ощупь»
3 Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам»
4 Игра «найди отличия»
5 Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»
6 Графическое упражнение.
4 Цвет. Форма. Размер. Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух. 1 Повторение предыдущей темы, вычленение первых трёх признаков предметов: цвет, форма, размер.
2 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
3 Игра «Круг, треугольник, квадрат»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Игра «Цвет»
6 Графическое упражнение.
5 Вкус. Запах. Материал. Познакомить детей с ещё некоторыми признаками предметов, характерных не для всех предметов, а только для специфических. Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. Поощрять и поддерживать интерес детей к выполнению заданий. 1 Вычленение специфических признаков предмета (вкус, запах)
2 Игра «Угадай на вкус»
3 Игра «Определи по запаху»
4 Упражнение «Что из чего?»
5 Упражнение на выделение признаков предметов.

6 Живое - неживое. К какой группе относится. Использование человеком. Учить детей определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе. Выяснить значение каждого из предметов для использования человеком. Упражнять детей в установлении причинно - следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы. 1 Беседа по теме. Знакомство со способами группировки предметов по какому - либо признаку.
2 Игра «Живое - неживое»
3 Упражнение «Предметное лото»
4 Упражнение «Продолжи предложение»
5 Закрепление знаний о сезонных явлениях.
6 Графическое упражнение.
7 Сравнение. Сериация.
Вид - род. Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид - род. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 1 Закрепление всех признаков предметов.
2 Упражнение «Цепочка слов»
3 Изучение и знакомство с новыми понятиями.
Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать.
4 Игра «Найди родню»
5 Упражнение «Доскажи словечко»
6 Графическое упражнение на тренировку памяти.
8 Отрицание.
Ограничение. Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. 1 Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы - птицы - звери»
2 Упражнение «Наоборот»
3 Работа с предметами. Игра «Что загадали?»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания)
6 Графическое упражнение.
9 Обобщение. Классификация.
Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать свойства объектов для достижения поставленной цели. 1 Упражнение «Продолжи ряд»
2 Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение».
3 Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений.
4 Игра «Подбери по смыслу»
5 Игра «Круг - кружочек»
6 Графическое упражнение.
10 Что лишнее?
Чего не хватает? На основе полученных знаний, учить детей видеть противоречия, устранять ошибку, которую они считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал. 1 Беседа по прошлой теме, закрепление приёмов обобщения и классификации.
2 Упражнение «Пропущенные фигуры»
3 Игра «Чего без чего не бывает»
4 Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает»
5 Игра «Что лишнее? Кто Лишний?»
6 Графическое упражнение по образцу «Закономерность»
11 Придумывание загадок. Упражнять детей в придумывании загадок, отражая в них характерные признаки предмета, о котором идёт речь. Развивать абстрактное мышление, воображение. Формировать творческую активность, развивать речь. 1 Работа с различными видами загадок.
2 Разгадывание ребусов, шарад
3 Беседа по теме. Определение структуры и плана построения загадки.
4 Придумывание загадок детьми. Анализ результатов.
5 Игра «Лото загадок»
6 Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный»
12 Алгоритм отгадывания. Упражнять детей в умении анализировать, выдвигать идеи и проверять их истинность на практике. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями. 1 Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам»
2 Установление алгоритма отгадывания.
3 Упражнение «Шумно, вкусно, кругло, красно»
4 Работа в группах по карточкам (одна группа загадывает предмет, другая, используя алгоритм, отгадывает)
5 игра «Цепочка слов»
6 Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой»
13 Суждения. Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. Учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их. Формировать активность и личное участие в выдвижении тех или иных суждений. 1 Игра «Хорошо - плохо»
2 Закрепить времена года и их признаки. Высказать своё суждение о них.
3 Упражнение «Вопрошайка»
4 Игра «Интеллектуальный теннис»
5 Упражнение «Закончи предложение - выскажи суждение»
6 Графический диктант.
14 Умозаключения. Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования; получать заключение по определённым правилам вывода. Упражнять в установлении связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. 1 Игра «Что сначала, что потом»
2 Природные явления и времена года: взаимосвязь, смена, признаки.
3 Упражнение «Вывод»
4 Упражнение «По какому признаку?»
5 Весёлая игра на внимание и мышление «Он - она»
6 Графический диктант.
15 Ожившие фигуры. Преобразования. Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Во время преобразования фигур формировать умения учитывать все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче. 1 Упражнение «Из каких фигур состоит предмет»
2 Игра «Танграм», «Колумбово яйцо»
3 Знакомство с «Фабрикой преобразований»
4 Игра «Ожившие фигуры»
5 Упражнение «Пропавшие буквы в весёлых стихах»
6 Упражнение на тренировку памяти.
16 Чего на свете не бывает? Формировать у детей образное мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. 1 Беседа по теме «Так бывает или нет?»
2 Упражнение «Нелепицы»
3 Игра «Слова, которых не бывает»
4 Упражнение «Чего на свете не бывает?»
5 Игра «Исправь ошибку»
6 Графическое упражнение «Фантазия».
17 Логика в математике. Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного. 1 Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки - невидимки»
2 Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа).
3 Упражнение «Сосчитай фигуры»
4 Упражнение «Форма. Размер. Цвет»
5 Игра «Ошибка художника»
6 Диктант на внимание и мышление.
18 Логика и наша речь. Упражнять детей в умении выражать свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы. 1 Игра «Назови слово»
2 Коварная викторина про слова.
3 Игра «Цепочка слов»
4 Упражнение «Продолжи рассказ»
5 Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово»
6 Расшифруй и напиши слово.
19 Логика в окружающем мире. Учить детей находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. Развивать познавательную активность детей. 1 Упражнение «Сравним картинки»
2 Игра «Что где лежит?»
3 Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей»
4 Упражнение «Придумай название»
5 Чтение произведения о временах года.
6 Графическое упражнение.
20 Ощущение.
Восприятие.
Представления. Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Чудесный мешочек»
3 Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам»
4 Задания с палочками.
5 Упражнение «Соедини картинки и слова»
6 Графическое упражнение.
21 Понятие. Абстрагирование. Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность. 1 Упражнение «Объясните понятие»
2 Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие»
3 Игра «Что на что похоже»
4 Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
5 Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами»
6 графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок).
22 Слова. Определения. Развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза; формировать умения и навыки в составлении определений. Развивать связную речь, умение логично выстраивать свой ответ. 1 Беседа по теме.
2 Упражнение «Дай определение»
3 Игра «Закончи предложение»
4 Упражнение «Соедини слова»
5 Упражнения «Вставь в определение нужное слово», Проверка определений»
6 Графическое упражнение.
23 Часть - целое. Причина - следствие. Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению. 1 Отгадывание загадок.
2 Игра «Рассеянный художник»
3 Упражнение «Кому, что?»
4 Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам»
5 Упражнение «Установи причину событий»
6 Графическое упражнение «Закончи рисунок»
24 Последовательность
Противоположность Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; умение исключать неясность, двусмысленность. 1 Игра «Круглый год»
2 Упражнение «Последовательность»
3 Творческое задание «Проектировщики и строители»
4 Упражнение «После, потом, сейчас»
5 Упражнение «Знакомим с противоположными понятиями»
6 Графическое упражнение «Закончи узор»
25 Количественные и качественные соотношения предметов. Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, уметь понимать их категории. Познакомить детей более подробно с группой парных понятий. Развивать умение делать самостоятельные выводы. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Где игрушка»
3 Упражнение «Прочитаем сказку»
4 Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы»
5 Объяснение смысла пословиц.
6 Графическое упражнение «Разноцветные бусы»
26 Логические пары.
Логические цепочки. Учить детей составлять логические пары, учитывая какой - либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. Упражнять детей в составлении логических цепочек с учётом признака последнего предмета в цепочке. Развивать логическое мышление, умение давать чёткие ответы. 1 Упражнение «Найди пару»
2 Игра «Цепочка слов»
3 Игра «Что сначала, что потом»
4 Упражнение «Найди сходство»
5 Игра «Логические цепочки»
6 Графическое упражнение «Укрась кубики»
27 Сочинение на заданную тему. Предложить детям придумать, как можно больше предложений на заданную тему, как реалистичных, так и фантастических. Учить детей прослеживать логическую связь между ними. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Угадай героя сказки»
3 Игра «Зашифрованное слово»
4 Упражнение «Сочиняем наоборот»
5 Сочиняем сказку «Загадочный ящик»
6 Графическое упражнение «Два Замка»
28 Чего только не
услышишь. Учить детей видеть и понимать неожиданные нестандартные оттенки и нюансы ситуаций, выделять логические несоответствия. Развивать внимательность, творческую активность. 1 Беседа по теме «Звуки вокруг нас»
2 Игра «Испорченный телефон»
3 Игра «Переведите с детского языка»
4 Упражнение «Каскад слов»
5 Разучивание и повторение скороговорок.
6 Графическое упражнение «переведи язык звуков, на язык линий»
29 Взгляд с позиции другого. Учить воспринимать одни и те же события по-разному, поощрять в детях не только результат, но и саму попытку решения ситуации. Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы. 1 Игра «Фотограф»
2 Упражнение «Сыщики»
3 Весёлая этимологическая викторина.
4 Игра «Хорошо - плохо»
5 Взгляд с позиции другого.
6 Графическое упражнение «Зеркало»
30 Нелогичные ситуации. Учить детей отличать нелогичные ситуации от других, привычных. Упражнять в умении самим, создавать такие ситуации. Развивать внимание, творческую активность. 1 Игра «Кто что делает?»
2 Игра «Чепуха»
3 Игра «Бывает - не бывает»
4 Упражнение «Найди ошибку в рисунках»
5 Игра «определи, что здесь изображено?»
6 Графическое упражнение «Нарисуй по точкам»
31 Поиск способов применения предметов. Развивать у детей способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. 1 Игра «Поиск общих свойств»
2 Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
3 Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»
4 Упражнение «Новая жизнь старых вещей»
5 Игра «Как это можно использовать?»
6 Графический диктант.
32 Логические задачи. Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. 1 Логические задачи.
2 Весёлые задачки для маленьких умников.
3 Упражнение «Найди закономерность»
4 Коварная викторина про слова.
5 Игра «логический домик»
6 Графическое упражнение «Штриховки»

Прогуляйтесь чаще вместе, познакомьтесь с ним после школы, дайте ему игрушки или мелкие вещи, которые он может принести с вами и через них, чтобы почувствовать ваше присутствие. Убедитесь, что учителя рассказывают ребенку о вас в школе. С этой целью психологи во многих школах советуют руководителям классов проводить специальные лекции или, в ходе занятий, время от времени задавать вопросы о том, чтобы учащиеся впервые мысленно передавали их в безопасную семейную среду: Что вы будете делать, когда увидите маму?

Что вы скажете ей, что мы сделали сегодня? Самые предательские страхи, которые наиболее сильно влияют на психическое состояние ребенка, - это страхи перед третьей группой, связанные со страхом насмешек и иронии, а также с опасением оценки. Любое суждение взрослых, детей воспринимается не с точки зрения их действий, а как оценка их личности в целом. Вот почему они рискуют своим ребенком от психологически неполного роста, те родители, которые вместо того, чтобы открыто критиковать его, выбирают метод издевательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1) Государственный общеобязательный стандарт образования РК Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.
2) Государственный базовый минимум образования в предшколе.
3) Общеобразовательная программа предшкольной подготовки 5-6 летних детей в условиях школы.
4) Асанов Л. «Лучшие задачи на сообразительность» Москва, «АСТ - ПРЕСС» 1999 г.
5) Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1996 г.
6) Гаманов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» С-Пб, 2000 г.
7) Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб, «Детство» изд. 2-е испр., доп. 2002 г.
8) Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Логика и счёт» Москва, ИКЦ Март 2004 г.
9) Светлова И. «Развиваем логику» Москва «Эксмо» 2002 г.
10) Соколова Е.И. «Логика» (Готовимся к школе по интенсивной методике) Москва «Эксмо» 2002 г.
11) Соколова Е.И. «Занимательная логика» Москва, «Атберг» 1998г
12) Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Ярославль, «Академия развития» 1997 г.
13) Годовой курс для детей 6-7 лет «Логика, мышление» Москва, «Мозаика» 2003 г.

Впоследствии дети из таких семей замыкаются и становятся неспособными к оригинальности и творчеству вообще. Сначала, в системе ценностей, потребности и претензии других исходят от таких детей. Они смотрят на учителей буквально в рот и боятся пропустить одно слово того, что они говорят, но их самопонимание далека от уровня, и они скорее повторяют странные мысли. И чем больше они становятся, тем больше самооценки требуется от них, тем более острое внутреннее несоответствие между желанием удовлетворить ожидания общества и их реальными возможностями.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1) Объяснительная записка
2) Цели программы
3) Задачи
4) Принципы построения программы
5) Отбор познавательных задач
6) Методы и формы решения поставленных задач
7) Примерное распределение учебного материала
8) Тематическое планирование занятий
9) Прогнозирование результатов
10) Список используемой литературы

Болезненные застенчивость и расстройства общения различают таких детей среди их окружающих. В таких случаях различные творческие школы, различные мастерские и другие принесут неоценимые выгоды. Когда мы говорим о детских фобиях, мы не должны забывать, что в любом возрасте характерны проявления этих групп страхов. Когда дело доходит до периода младенчества, конечно, комфорт ребенка зависит от таких внешних факторов, как резкие звуки и слишком яркие цвета. Когда ребенку исполнилось восемь месяцев, она очень активно реагирует на отсутствие ее матери и появление незнакомцев.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в предшкольном возрасте, то в начальной школе будет облегчен процесс усвоения основных знаний, умений, навыков.
Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:
 описывать признаки предметов, слов и чисел;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать предметы, слова, числа;
 определять последовательность событий;
 определять отношения между предметами типа род - вид;
 давать определения тем или иным понятиям;
 устанавливать причинно - следственные связи;
 высказывать суждения, делать выводы;
 уметь производить простейший анализ и синтез;
 формируется речь, находчивость, сообразительность.
У детей появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.
Перед обучением в начальной школе у ребёнка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность.

Затем он также начинает воспринимать эмоции, некоторые из которых также могут вызывать страх. Первые страхи, как правило, связаны с страхом темноты и тем фактом, что дети остаются одни. Часто дети просят своих родителей спать с ними или лечь к ним, пока они засыпают. Иногда они настаивают на том, что свет остается ярким. Позже, когда ребенку становится 3-4 года, у него хорошо развитое воображение, и проблема может быть сложной. Сказки негативных персонажей или страшные истории воспринимаются ими как настоящие.

Но постепенно дети начинают думать более объективно, чтобы отличить правду от фикции. Таким образом, в них начинает формироваться абстрактное, логическое мышление. В возрасте 5-7 лет у ребенка возникают биологические и социальные страхи. Он начинает осознавать свою роль в обществе и думать о будущем. Могут быть навязчивые опасения не опаздывать, не давать верного ответа или нарушать школьные правила. Эти страхи накапливаются и порождают так называемую «школьную фобию».

В этой статье:

Логическое мышление развивается рано. Мы задействуем логику каждый день, выполняя даже самые простые операции . Дети сталкиваются с необходимостью «подумать логически» еще с первых месяцев жизни.

В 6-7 лет происходит огромный скачок в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Многое меняется, начинается школа. Там новые предметы, нужно быстро учиться, запоминать, делать выводы. Родители могут помочь развитию детей с помощью простых упражнений и занятий . Они нацелены на развитие логики в виде игры. Важно вовремя направить своего ребенка по пути правильного развития. Тогда ребенку в школе будет гораздо проще и интереснее .

В возрасте 6-7 лет ребенок впервые осознал страх смерти. Он понимает реальность того факта, что ни его родители не являются вечными, ни он. Поэтому первые страхи стали восприниматься страхом смерти. Ребенок понимает, что нет ничего страшнее смерти, и тогда ужас этой мысли, вероятно, достигнет масштабов фобии. Родители должны приложить много усилий, чтобы похитить ребенка из этих размышлений.

Центр психологии и психотерапии. Курс рулетки из 10 препятствий, предназначенных для детей старше 6 лет. Это начальная трудность и рекомендуется для всех новичков. Завершается с троллейбусом с высотой 4 метра. Маршрут рулетки из 12 препятствий, предназначенных для детей старше 8 лет. Это немного сложнее, и есть объекты, требующие определенных физических навыков. Он также заканчивается тележкой высотой 5 метров.

Родителям помогут развивающие кружки: там профессиональные преподаватели занимаются с детьми разного возраста. В жизни вашего ребенка начинается пора открытий . Весь мир перед ним - нужно лишь направить его энергию на интересное, полезное обучение.

Логическое мышление

Без него мы бы просто не могли существовать. Логика присутствует во всех наших действиях. Дети пока что даже не осознают, насколько хорошо их мозг справляется с простыми логическими задачками. Тем не менее это происходит на подсознательном уровне. В 5-7 лет логическое мышление у детей пора выводить на осознанный уровень .

В большинстве школ требуют, чтобы дети приходили уже подготовленными: умели читать , рисовать, ориентировались в геометрических фигурах. Если родители недостаточно занимались с ребенком в дошкольном возрасте , то могут начаться проблемы. Дело не в том, что ваш малыш неспособен к каким-то наукам (математике, географии, языкам…) – он просто не умеет правильно задействовать логику для обучения .

Мама и папа вполне могут сами подготовить ребенка к школе, при этом учеба будет восприниматься как игра. Есть три составляющие логического мышления, каждая из которых отвечает за разные типы умственной деятельности . Тут главное определить, какой тип логического мышления лучше развит у вашего ребенка. Так вы легко поможете ему, а он сможет найти себя в творчестве или точных науках , лучше поймет, к чему у него есть способности и тяга.

Наглядно-образный тип мышления

Связывает зрительное восприятие и логический вывод . Этот тип мышления больше всего похож на воображение. Ребенок (да и взрослый тоже) не всегда обладает достаточными сведениями о предмете. Но все же необходимо, используя логику, достроить полную картину. Здесь есть простое упражнение.

Вы рисуете часть картинки, а вторую предлагаете дорисовать

малышу. Начните с простых и понятных ему образов: круг, сердечко, домик, цветок . Потом можно перейти на более сложные образы, которые требуют от него воображения.

Здесь важно, чтобы дети чувствовали некую логику в том, что они делают. Если у вас на картинке часть пейзажа, то логично нарисовать что-то в том же стиле. Если ребенок не может придумать, что именно, заканчивает все геометрическими фигурами, непонятными символами или линиями, значит что-то не так в развитии наглядно-образной логики.

Здесь также важно, чтобы у ребенка была определенная база знаний об окружающем мире . Это говорит о степени его интеллектуального развития.

Словесно-логическое мышление

Подразумевает нахождение взаимосвязей между предметами и событиями, которые малыш может объяснить. Начинает

функционировать довольно рано
, но нужно отслеживать его развитие, иначе малыш просто запутается. Свои же выводы могут завести его в тупик. С ребенком нужно делать простые упражнения, чтобы он начал правильно выстраивать в голове связи между предметами.

Здесь подойдут задачки на цвета и формы. Например, у вас есть разноцветные фигурки, вырезанные из бумаги. Предложите ребенку классифицировать их:

  • по цвету (разные фигурки, но все одного цвета);
  • по определенной форме (разный цвет, но форма одна);
  • наличию схожих признаков (овалы и круги, все красные).

Предложите ребенку самому придумать еще какой-то критерий для классификации. Это не так просто, как кажется. Когда он даст вам ответ, попросите его обосновать. Этот вид мышления очень важен.

Дети, побывав на разных этажах одного здания, могут сами делать вывод вроде «для нас это пол, а для тех, кто под нами - потолок». Уже в 5-6 лет они могут связывать события по своей логической схеме . Вы читаете ему сказку про Серого Волка. Теперь, когда кто-то заговорит о пропаже человека или вещи, первая логическая мысль у малыша будет «его/это похитил Серый Волк?».

В данном случае у него есть отрицательный, злой персонаж . Дети еще не знают всего о нашем обществе и мире, так что проще все нехорошие события приписывать известному злодею. Очень важно, чтобы процесс мышления не проходил только лишь в голове. Обсуждайте с ребенком причину и следствия разных происшествий, действий . Для детей важно, чтобы вы своим примером показывали буквально, «как нужно думать».

Абстрактное мышление

Этот тип мышления предполагает, что школьник может отбросить мелочи и рассматривать картину происходящего в целом. Появляется позже, в 6-8 лет. Чем больше накоплено информации о мире , тем сильнее развитие абстрактного мышления. Мы понимает, что важно, а что не важно. Черная, красная или белая - любая кружка может быть использована для питья. В нее можно наливать воду, молоко, чай, сок и т.д. Разного цвета или формы, кружка останется кружкой, если соответствует общему понятию об этом предмете.

Абстрактное мышление на то и абстрактное, что предполагает множество обобщений. «Птицы умеют летать. Ворона летает по двору. Значит, ворона - это птица» . Абстрактное мышление иногда нужно нам для того, чтобы заполнять проблемы в знаниях. Мы можем дополнить их, следуя простой логике. У детей, склонных к творческой деятельности , такое мышление очень сильно развито.

Развивать его дополнительно можно, используя простые задачки. Например, написаны слова:

А С Т О Б В У (автобус)

И Н И К Г (книги)

Ф К А И Р А (Африка)

Нужно быстро восстановить порядок букв. Тут человек использует абстрактный тип мышления. Он не задумывается над словом «иникг», например. Что бы это могло значить? Слышал ли он это слово? Нет, ребенок выполняет задачу, переставляет буквы местами и получает известное слово.

Проблема неуспеваемости в школе

Не во всех школах преподаватели уделяют много внимания развитию логики – они стремятся уложиться в педагогический план на год.

Первые 3 класса - самая важная пора становления мышления. В это время детям нужно давать задачки, развивающие разные виды логики. Если упустить этот важный возраст (5-7 лет), то дальнейшее обучение в школе будет трудным.
Ребенку будет неинтересно учиться, ведь ему не показали, как это нужно делать.

Отсюда неуспеваемость, за которую ругают родители. Тут уже возникает другая «логика» мышления: главное получить хорошую оценку, а не знания . Списать, обмануть, не прийти - только бы избежать двойки, тройки. У детей вырабатывается такая логическая цепочка и соответствующая модель поведения: им не важно, научился он чему-то или нет, а важно, чтобы не ругали родители . Тут школа может сильно

испортить дальнейшую жизнь детям, если педагог начальных классов не уделит достаточно времени на развитие логики в 1-2 классе.

Закончится школа, начнется взрослая жизнь . Там мы должны сами выбирать себе будущее, профессию, работу. За 10 лет в школе станет понятно, какой тип мышления преобладает у ребенка – ведь заниматься тем, что не очень понимаешь, неинтересно. И в 10 лет, и в 17 лет человек уже точно знает, чего бы ему хотелось .

Нужны ли кружки, детские развивающие центры

Детские кружки и развивающие центры есть в каждом городе . Если вы довольны ситуацией в школе, педагог уделяет много времени именно детям, а не своему учебному плану , то у вас отличная школа. Если же нет - отведите его на занятия по развитию логики. У детей здесь много пространства для творчества и размышлений.

Главное в том, что кружки поощряют инициативу. Перед тем как записать куда-то ребенка, неплохо было бы проконсультироваться с детским психологом . Он поможет определить бреши в развитии. Иногда лучше всего помогает творчество: рисование, лепка, флористика, работа с шелком.

  • развивает мелкую моторику;
  • показывает, что у детей есть воображение и его можно использовать;
  • снимает рамки - оценки. Нет оценок, значит можно действительно творить .

Творчество развивает абстрактное и образное мышление . Ребенку легче выражать свои мысли, если он может что-то нарисовать или слепить.

Ваши домашние занятия

Ругать детей, унижать их - это неправильный метод воспитания. Уделите 30 минут на то, чтобы позаниматься . Не нужно делать из этого принуждение или угрожать запретами. Чего вы добьетесь запретами и криками? Лишь того, что ребенок по своей логике будет считать, что к вам тоже нельзя обращаться за помощью.

Предложите ему найти ответы на занимательные вопросы.

  1. У стула сняли все 4 ножки. Стул будет стоять?
  2. Трамвай едет по рельсам, видит вдали девочку. Трамвай сможет ее объехать?
  3. Кубик может катиться по столу? Почему да или нет?
  4. Одновременно стартовали велосипедист и автомобилист. Велосипедист может обогнать водителя авто?
  5. Ты смотришь хоккей по телевизору. Может ли шайба вылететь и ударить тебя по голове?
  6. Что легче нести: сумку или мешок?
  7. Нужно долго идти по глубокому снегу. Как легче: в ботинках или на лыжах?
  8. Ванна наполнена до краев. Что будет, если залезть в нее?
  9. Зимой зайчик меняет цвет своей шубки: была серая – стала белая. Зачем это нужно?

Каждый вопрос здесь требует не однозначного ответа «да» или «нет», а размышления. Задействуются все три типа

логического мышления
. Вы можете разбирать за раз 3-4 вопроса. Такой объем работы у детей 6-7 лет не вызовет скуки.

Будьте готовы к вопросам – теперь уже от ученика. Например, вы разбирали пункт 9 про зайчика. Он может заинтересоваться, каким образом зверек меняет шубку , кто еще в лесу будет менять цвет меха, больно ли это? Это хорошо, что появляются вопросы, значит мышление работает активно.

Никто из нас не совершенен. Конечно, есть гении, вундеркинды и «дети индиго». В основном нормальное развитие ребенка таково, что какой-то из видов логики будет у него преобладать. Не стоит ругать его за то, что в абстрактном мышлении он хорош, а вот словесно-логически мыслить не умеет. Это результат того, что:

  • преподаватель не умеет правильно объяснять разные вещи на примерах. Нам легче учиться именно на примерах в 5-7 лет, а не просто слушать теорию;
  • развитию этого навыка не уделялось время, не было тренировок ;
  • ребенок лучше воспринимает другие типы логики.

Больше разговаривайте, обсуждайте все:

  • как прошел день;
  • какой фильм вы смотрели на прошлой неделе, чем он запомнился;
  • какой любимый герой у вашего сына, какие у него есть суперсилы и как он их использует? Побеждает хитростью и умом или просто грубой силой ?
  • почему и как происходят разные процессы в природе;
  • как выбрать себе профессию;
  • почему друзья ссорятся и т.д.

Существует так много тем, которые интересуют детей! Если вы тоже проявите к беседе живой интерес, то увидите, как именно думает ваш ребенок.