Разделы: МХК и ИЗО
Цель: Развитие образных представлений и осознание изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия, штрих.
Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.
Вид: Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.
- Раскрыть особенности графических средств в образной поэтической форме.
- Учить детей перевоплощаться, проигрывать различные роли и характеры перед другими детьми.
- Учить детей с помощью различных графических средств изображать окружающий мир.
Зрительный ряд: на доске вывешиваются графические изображения тех объектов, о которых говорится в стихотворении, изображения животных, птиц.
Материалы и инструменты: 2 листа бумаги формата А4, цветные фломастеры.
Ход занятия
Начинаю урок с чтения стихотворения Ю.Филиппова “Три приятеля больших – точка, линия и штрих”:
Дорогие мои дети, | Может в шарик превращаться |
Много есть чудес на свете. | И в зигзаги изгибаться, |
Смело их рисуют люди: | Может сеточки плести, |
Это яблоко на блюде, | Ведь она всегда в пути. |
Дом, забор, собака, миска, | По секрету всему свету |
Вертолет, корабль и киска, | Я хочу совет вам дать. |
Сковородка, стол, вагон, | Подружиться с ними можно, |
Дерево, магнитофон. | Научившись рисовать! |
Только кто же их создал, | Точкой, линией, штрихом |
а точней нарисовал? | Можно буквы написать |
Три приятеля больших - | И зверей изображать – |
Точка, линия и штрих! | Что хотите рисовать. |
Штрих – от линии кусочек, | Только помните, друзья, |
Точка – маленький кружочек, | Рисовать старательно – |
Ну, а линия большая, | Это обязательно! |
И прямая, и кривая, | Вот!!! |
Обращаю внимание детей на изображения на доске, спрашиваю, видят ли они на этих изображениях точки, штрихи, разные линии и прошу желающих выйти к доске и показать.
А теперь давайте подробнее поговорим о линиях. Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым и характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий. Возьмите первый лист бумаги. Начиная рисовать, подбирайте нужный цвет к каждой линии и к ее характеру.
Спокойная линия (замедляю голос). Спокойная-преспокойная линия. Она медленно тащится по листу бумаги, еле-еле слышно. Настройтесь сейчас и подберите подходящий цвет к спокойной линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите по очереди к доске! Кто не успеет показать эту линию, обязательно покажете другую, ведь разных линий много. Вы можете изображать линии и на своем месте. (Такие предложения делаю после каждого вида линий).
Хитрая линия. Следующая линия – хитрая. Давайте представим хитрую линию: как она будет выглядеть на бумаге, какой цвет надо к ней подобрать. Цвет хитрости найти очень сложно, особенно когда негде подсмотреть и некому подсказать.
Зубастая линия. А сейчас мы подошли к самой любимой детьми линии – зубастой.
(Дети без труда изображают эту линию, потому что ее легко представить).
Волнистая линия . (С этим заданием все справляются очень быстро).
Больная линия. Очень важно почувствовать эту линию, она двигается с большим трудом, еле дышит.
Прыгучая линия . И, наконец, чтобы не заканчивать на грустном, попробуем изобразить прыгучую линию.
Ну вот, ребята, со сколькими видами разных линий мы познакомились. А теперь представьте, что вы пошли на прогулку по лесу. Как много там интересного! Красивая природа, много разных животных, птиц. Представьте, что вы идете с пригорка на пригорок. Какой линией лучше изобразить лесную тропинку? Каждый пригорок лучше заполнить разными линиями и разным цветом. Так рисунок будет не скучным. Кроны деревьев тоже заполняем разными линиями, а вот стволы лучше заполнить штрихами и точками. При изображении животных и птиц используем все изученные графические средства: линии, точки, штрихи. Вспомните, в каком лесу вы были, что там видели и приступайте к выполнению работы. Для изображения леса возьмите второй лист бумаги (чистый).
В конце урока устраивается выставка работ и их обсуждение.
Литература.
1. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. Москва. Гуманитарный центр “Владос”, 2001.
2. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию. Москва. Издательство “Ювента”, 2002.
Урок 6
Тема
:
изображать можно линией
Цели: развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение.
Оборудование: карандаши, фломастеры, фотографии пейзажей, образцы графики.
Ход урока
I . Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке наш знакомый Мастер-волшебник познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия.
III . Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Какому способу изображения предметов учились на прошлом уроке? (Изображать предметы в объеме.)
– Что такое объем?
– Приведите примеры объемного изображения.
– Посмотрите и назовите, что я сейчас сделала. (Провели линию на доске мелом.)
– Да, я провела линию. Линию можно провести не только мелом на доске, карандаш, ручка, фломастер тоже оставляют на бумаге след – это и есть линия.
– Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.)
– Линии бывают разные. Что напоминают линии в природе?
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите фотографии на с. 29 учебника.
– Что напоминают линии? (Ветви деревьев.)
– Что вы видите на доске? (Пейзажи.)
– Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.)
– Это графическая работа художника.
Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой . В графических рисунках мы видим изображение линией.
– Из линий можно сделать путаницу.
IV . Показ учителем на листе бумаги линейных изображений.
– Посмотрите, какую путаницу я сделала.
путаница
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
К. Чуковский
– Какая путаница произошла?
– Что можно дорисовать, чтобы получилось какое-то изображение?
– Я дорисовала хвост, лапы – у меня получился кот.
Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну сторону, то в другую . На слова «тише» дети приседают. На слова «выше» – выпрямляются и поднимают руки верх.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
V . Практическая творческая деятельность учащихся.
– Попробуйте и вы нарисовать путаницу из линий.
– Рассмотрите, постарайтесь обнаружить в ней какое-нибудь изображение.
– Дорисуйте так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Используйте для этого черный фломастер или карандаш.
VI . Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Изображение каких предметов у вас получилось?
– Расскажите о своих рисунках.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке?
3. Уборка рабочего места.
Презентация.
Осенние листики, собранные на прогулке предыдущего урока.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! На предыдущем уроке путешествии мы с вами наблюдали, рассматривали, изучали осеннюю природу. Что красивого мы увидели на прогулке?
Учащиеся: - Небо с облаками.
В лужах листики плавали.
На деревьях яблочки висят.
Красиво, когда листики падают от ветра.
Ковёр из листьев.
Учитель: Листочки каких деревьев вы увидели?
Учащиеся: - Дуба, берёзы, клёна, яблони, тополя.
Учитель: Верно, эти деревья растут у нас около школы. Все листочки были одинаковые?
Учащиеся: Нет, они разные.
Учитель: Листочки отличаются только по цвету?
Учащиеся: Листочки отличаются по размеру, по форме и по цвету.
Учитель: Сейчас мы посмотрим как украшают листья осеннюю природу. Вы будете смотреть презентацию и отмечать для себя: разные цвета листьев, строение листика - его очертание и форму, запомните то, что вам понравится.
Просмотр презентации.
Учитель: Что вам запомнилось больше всего?
Учащиеся: -Как листики просвечивают; - У дубовых листочков красивая форма, изогнутая; - Мне понравилась рябинка - листики и ягоды…
Учитель: То, что листочки разные мы с вами убедились в этом. А вот что у листочков одинаковое, похожее?
Учащиеся: Они растут на деревьях.
Учитель: Верно, но не только то, что они растут на деревьях, у них у всех - одинаковое строение: у листика есть средняя прожилочка, похожая на ствол дерева, ветки дерева на листике изображают прожилочки, растущие в стороны - потрогайте пальцами выпуклые прожилочки, почувствуйте их рельефность, и наконец, сама форма листочка на просвет очень напоминает крону дерева. Давайте попробуем представить как из семечка дерева вырастает растение и становится высоким деревом.
Физкультминутка. («Ветер дует мне в лицо, прорастает деревцо. Ветерок всё тише, деревцо всё выше.». «Мы листики осенние, на деревце сидели, дунул ветер - полетели. Мы летели и летели и на землю тихо сели.»)
Учитель: Я покажу, как линия мне поможет изобразить разные листочки. Можно узнать с какого дерева они летят и падают на землю. (Показ рисунка на доске.)
Учитель: Возьмите карандаш и начинайте выполнять изображение, выбирайте листочки, которые вам больше всего нравятся, позвольте им занять свободное пространство.
Учащиеся выполняют самостоятельную художественную работу карандашом.
Учитель: Чтобы листочки выглядели нарядными, яркими, осенними мы воспользуемся фломастерами и цветными карандашами. Начинайте работу.
Учащиеся фломастерами дополняют яркие линии в рисунке и заполняют штриховкой цветными карандашами изображение осенних листочков.
Учитель готовые работы закрепляет на доске для экспресс-выставки.
Учитель: Какой ковёр у нас получился?
Учащиеся: Разноцветный, нарядный, яркий, красочный, такой как в парке.
Учитель: Сегодня в изображении нам помогала линия. Линия умеет изображать, рисует всё, что хочет художник. Линия - большая помощница, мы часто к ней будем обращаться. Скажем ей «спасибо» за помощь. Вас, мои дорогие ученики, я благодарю за творчество и старание. Урок окончен.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Изображать можно линией" »
Приветствие
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парту дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
Загадка
По бумаге я бегу, Все умею, все могу: Хочешь - домик нарисую, Хочешь - елочку в снегу, Хочешь - дядю, хочешь - сад. Мне любой ребенок рад.
Вопрос: "Для чего нужны карандаши?".
Слово « карандаш » означает «черный камень».
«Кара» - «камень», «аш» - «черный».
Именно черным камнем или углем рисовали в древности люди. Графитный карандаш был изобретен в XVI веке.
Что она делает?
А теперь?
А теперь что с ней происходит?
Что стало?
Что теперь?
Эти линии называют контурами
Физкультминутка
Мы работали все дружно,
А теперь мы отдохнем.
Ножками потопаем: раз, два,
три, четыре.
Ручками похлопаем: раз, два,
три, четыре.
Повернемся влево, вправо.
Плечи выпрямим, вдохнем.
И присядем, и привстанем.
Раз, два, три, дыши ровней,
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
- Линия – рассказчица, она бежит из-под карандаша и рассказывает обо всем, что ты хочешь.
- Чем вы любите заниматься в свободное время?
- Подумайте, что бы еще вы хотели рассказать о себе своим одноклассникам, но выразите это не словами, а рисунком.
1 класс, 1 четверть, 5 урок
Урок: "Изображать можно линией"
Задачи:
Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве.
Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в жизни.
Научить изображать линией осенние листочки.
Зрительный ряд:
Презентация.
Осенние листики, собранные на прогулке предыдущего урока.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! На предыдущем уроке путешествии мы с вами наблюдали, рассматривали, изучали осеннюю природу. Что красивого мы увидели на прогулке?
Учащиеся: - Небо с облаками.
В лужах листики плавали.
На деревьях яблочки висят.
Красиво, когда листики падают от ветра.
Ковёр из листьев.
Учитель: Листочки каких деревьев вы увидели?
Учащиеся: - Дуба, берёзы, клёна, яблони, тополя.
Учитель: Верно, эти деревья растут у нас около школы. Все листочки были одинаковые?
Учащиеся: Нет, они разные.
Учитель: Листочки отличаются только по цвету?
Учащиеся: Листочки отличаются по размеру, по форме и по цвету.
Учитель: Сейчас мы посмотрим как украшают листья осеннюю природу. Вы будете смотреть презентацию и отмечать для себя: разные цвета листьев, строение листика – его очертание и форму, запомните то, что вам понравится.
Просмотр презентации.
Учитель: Что вам запомнилось больше всего?
Учащиеся: -Как листики просвечивают; - У дубовых листочков красивая форма, изогнутая; - Мне понравилась рябинка – листики и ягоды…
Учитель: То, что листочки разные мы с вами убедились в этом. А вот что у листочков одинаковое, похожее?
Учащиеся: Они растут на деревьях.
Учитель: Верно, но не только то, что они растут на деревьях, у них у всех – одинаковое строение: у листика есть средняя прожилочка, похожая на ствол дерева, ветки дерева на листике изображают прожилочки, растущие в стороны – потрогайте пальцами выпуклые прожилочки, почувствуйте их рельефность, и наконец, сама форма листочка на просвет очень напоминает крону дерева. Давайте попробуем представить как из семечка дерева вырастает растение и становится высоким деревом.
Физкультминутка. («Ветер дует мне в лицо, прорастает деревцо. Ветерок всё тише, деревцо всё выше.». «Мы листики осенние, на деревце сидели, дунул ветер – полетели. Мы летели и летели и на землю тихо сели.»)
Учитель: Я покажу, как линия мне поможет изобразить разные листочки. Можно узнать с какого дерева они летят и падают на землю. (Показ рисунка на доске.)
Учитель: Возьмите карандаш и начинайте выполнять изображение, выбирайте листочки, которые вам больше всего нравятся, позвольте им занять свободное пространство.
Учащиеся выполняют самостоятельную художественную работу карандашом.
Учитель: Чтобы листочки выглядели нарядными, яркими, осенними мы воспользуемся фломастерами и цветными карандашами. Начинайте работу.
Учащиеся фломастерами дополняют яркие линии в рисунке и заполняют штриховкой цветными карандашами изображение осенних листочков.
Учитель готовые работы закрепляет на доске для экспресс-выставки.
Учитель: Какой ковёр у нас получился?
Учащиеся: Разноцветный, нарядный , яркий, красочный, такой как в парке.
Учитель: Сегодня в изображении нам помогала линия. Линия умеет изображать, рисует всё, что хочет художник. Линия – большая помощница, мы часто к ней будем обращаться. Скажем ей «спасибо» за помощь. Вас, мои дорогие ученики, я благодарю за творчество и старание. Урок окончен.
Тема: изображать можно линией
Образовательная задача:
Дать понятие о выразительном средстве – линии. Учить выражать через линию различные чувства и мысли. Познакомить учащихся с выразительным характером линии, развить умение пользоваться линией.
Знать о выразительном характере линии.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью
линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Развивающая задача: Развивать умение видеть линии в природе.
Способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений, развивать воображение. Уметь пользоваться линией и смелее выполнять дальнейшие рисунки. Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
Воспитательная заадача:
Формировать желание прилагать максимум творческих усилий для успешного выполнения работ. Стимулировать мотивацию учащихся созданием ситуаций успеха.
Оснащение урока: ,мультимедиа, природный материал: ветви, коряжины, рисунки. образцы графики.
Материал:Белый лист бумаги, уголь
Литературный ряд: загадки.
Музыкальный ряд: Сен Санс. Карнавал животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности детей к занятию.
II. Сообщение темы и цели занятия.
– Сегодня на уроке наш знакомый Мастер-Изображения познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия и познакомитесь с новым художественным материалом.
III. Введение в тему урока.
Вступительная беседа.
– Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)
– При помощи чего он научил изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.) А чем вы работали?
Красками.
Презентация.
Отгадайте, пожалуйста, загадку о художественном материале, которым вы будете работать сегодня.
Загадка
По бумаге я бегу,
Все умею, все могу:
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - елочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад.
Мне любой ребенок рад.
Что это, ребята?
Карандаш.
Молодцы.
Слово «карандаш» означает «черный камень».
«Кара» - «камень», «аш» - «черный».
Именно черным камнем или углем рисовали в древности люди. Графитный карандаш был изобретен в XVI веке.
Так что это очень древний художественный материал.
А что оставляет на листе карандаш?
Линии
– Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.)
Экран.
– Линии бывают разные. Что напоминают линии в природе? (Ветви деревьев.)
– Что вы видите на доске? (Пейзажи.)
– Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.)
– Это графическая работа художника.
Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой . В графических рисунках мы видим изображение линией.
– с помощью линии можно нарисовать рисунок.
IV. Показ учителем на листе бумаги линейных изображений.
– Переверните, пожалуйста ваши листочки. Что вы вилите?
Разные линии.
Нашему Мастеру поступил большой заказ из картинной галереи – нарисовать зверей, птиц и жителей подводного мира. Но, он один не успевает его выполнить.
И поэтому его рисунки оказались не законченными.
Помогите, пожалуйста Мастеру Изображения закончить их.
Давайте разделимся на три группы. И закончим рисунки по темам:
1 группа - Подводное царство
2 группа – Мир птиц
3 группа – Мир зверей
V. Практическая творческая деятельность детей.
– Вы получили тему и задание, а теперь посмотрите внимательно на свои линии, пофантазируйте и закончите рисунок.
Используйте для этого черный уголек, который лежит у вас на столе. Это для вас новый материал. И можно работать как и простым карандашом.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Изображение каких зверей, птиц, рыб у вас получилось?
– Придумайте общий рассказ о своих рисунках.
Рассказ детей.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке?
3. Уборка рабочего места.
Департамент образования города Москвы
Государственное
Высшего профессионального образования
Московский институт открытого образования
Методика ИЗО в дошкольном учреждении
Педагог: Доцент Горяева Н.А.
Слушатель 1 курса: Панкратова И.Н.
Москва 2011г.