Развиваем логику мышление 7 лет. Развитие логического мышления у младших школьников

Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

Типичный знак в живописи школьного ребенка: он помещает людей, дома, деревья на траву или землю внизу. Мы должны развивать педагогику торможения и тем самым дать детям время, чтобы стать зрелыми для школы. Мистер Ланг, спасибо за интервью! Это интервью проводила Джетт Линдхольм.

Книги по соответствующим темам. В серии, озаглавленной «Право на детство - право человека», опубликовано название «Дети и компьютер - аргументы из образования Вальдорфа». Читаемая и информативная брошюра с вкладами от разных авторов стоит 1, 30 евро плюс почтовые расходы.

Первостепенные задачи

Все направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ ». Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

Для различных вопросов из серии «Право на детство», пожалуйста, нажмите здесь. Право на детство - право человека. В этой серии было опубликовано десять наименований по различным темам, таким как: Дайте детям время! Образование для детей до школьного обучения.

Критическое мышление - это анализ и оценка информации, которую мы получаем. Это включает в себя принятие положительного, говорить о негативе и основываться на этой информации, принимать решения. Когда мы думаем, что мы формируем в голове идеи, которые мы связываем, чтобы иметь возможность оценить конкретную ситуацию. Способность мыслить и рассуждать эффективным образом приведет нас к принятию решений, поэтому, чем больше информации мы получим, тем лучше мы получим.

«Все люди спят».

«Все яблоки сладкие».

«Дождь бывает холодный и теплый».

«Все животные впадают в зимнюю спячку».

«Летом мы ходим в шубах».

«Слоны умеют летать».

«Арбузы растут на деревьях».

«Корабли плавают по суше».

«Зимой всегда пасмурно».

«Солнце светит только утром и вечером».

«Ни один человек не может жить без воды».

Советы по обучению детей критическому мышлению

Чтобы научить детей критическому мышлению, это очень важно. Не навязывайте наши критерии и не позволяйте им решать. Научите их отличать важные от второстепенных. Научите их анализировать «за» и «против», побуждать их спрашивать и быть хорошо информированными, и для этого мы должны заставить их развиваться в среде, в которой течет интеллектуальное любопытство.

Мы должны выбирать темы, которые представляют интерес для детей, поощрять дебаты, провоцировать споры, задавать много вопросов и давать разные ответы, сравнивать и сопоставлять истории, и, конечно, даже если они делают ошибки, заставляют их чувствовать себя в безопасности, чтобы они имели личность сами и несут ответственность при принятии решений. Мы знаем, что мозг можно обучить мыслить логичным и позитивным образом.

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Мероприятия по стимулированию критического мышления в детстве

Обучение их поиску объяснений жизни в целом поможет им задуматься и, следовательно, осознать и сделать выводы. Очень важно выполнять задачи в группах и давать понять, что ничто не имеет другой точки зрения и не согласуется с мнением других. Чтобы стимулировать критическое мышление у детей, мы можем прибегать к таким действиям, как.

Возьмите новости газеты, которые они могут оценить и дать мнение, например, открытие муниципального рынка по соседству. С кем вы говорите о маленьких птицах? Чтение понятийных вопросов о тексте стихотворения, чтобы дети подумали. Кто является главными героями нашей истории?

Примеры фраз:

«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

Вы знаете, где рождаются розы? Вы знаете, где растут томаты? Какова связь между розой и помидорами? Профессор: Фернандо Гомес Хименес Фраббони делает разницу между языками тела и языками окружающей среды. Язык, знаки и символы этой формы знания достигаются посредством процессуального наблюдения, обнаружения и декодирования элементов, составляющих окружающую среду за пределами детей. Естественно, дети будут заинтересованы в понимании и обучении расшифровке данных внешнего характера для построения, его логико-математической структуры. Ребенок полагается на язык тела как средство выражения, но также работает, расшифровывая язык среды. Какие существуют различия между языком тела и окружающей средой? Физическая, социальная и природная среда объединяет необходимые ингредиенты для дидактики физического и логико-математического знания. Важно использовать возможности, предлагаемые повседневной средой для детей. Логико-математическое мышление и его язык строятся детьми в ситуациях их повседневной жизни и через знание окружающей среды, которая их окружает. Развитие когнитивных процессов, которые участвуют в языке среды, - это: - Проницательный поиск, интуиция и воображение. - Отражение, рассуждение и концентрация. Речь идет о направлении детей к наблюдению и дискриминации многочисленных фрагментов, которые составляют внешнюю реальность и стимулируют их при анализе сходств и различий, аналогии и контрастов, которые организуют их повседневную реальность. Это наблюдение будет, во-первых, интуитивным и даже образным. Содержание и цели логико-математического знания Мы говорили о: -Логично-математическом знании-Физические знания-Социальные знания. Естественное знание любой из предыдущих форм знания требует большого непосредственного опыта ребенка. В учебной программе раннего образования детей содержание, связанное с физическими, социальными и естественными знаниями, в основном развивается во второй области опыта. Что касается физического и логико-математического знания, то речь идет главным образом о развитии неопределенного рефлексивного мышления и обучении детей наблюдению. Мы должны искать контент, который действительно их интересует и который соответствует их образу мышления в каждый момент их эволюции. Развитие любой формы мышления более стимулируется, когда проблемы, представленные реальностью, более разнообразны и интересны для детей. Логико-математические операции происходят в реальных ситуациях повседневной жизни детей, следовательно, важность использования реальных объектов, ситуаций и опыта для физических и логико-математических знаний и в рамках взаимоотношений с другими детьми, Связь между обоими типами знаний. Например, что некоторые объекты плавают на воде, это наблюдение, сделанное извне, так что источник физического знания в основном находится в объекте. Примером может служить: Для того, чтобы ребенок осознал, что мяч синий, вам нужно иметь классификационную схему, которая позволяет отличить синий от всех других цветов, а также нужна другая схема классификации, чтобы отличить шар от всех других объекты, которые вы знаете. Эти схемы являются частью их логико-математической основы, построенной мысленно из наблюдений и экспериментов с физическими характеристиками внешней реальности. Но в то же время наблюдение и интерпретация физических характеристик внешней реальности невозможно без установления связи с уже сформированным организованным образом. Ключевая идея до сих пор: логико-математическое знание строится с помощью рефлексивной абстракции действия ребенка, введя отношения в или между объектами, действуя по-разному. Физические знания отсутствуют в самих объектах. Вы спросите себя: что у вас есть общие, логико-математические знания и физические знания? Действие детей на объекты. Мы говорим, что он действует мысленно, что он усвоил действие. Чтобы достичь этого уровня, ребенок должен был испытать и манипулировать раньше. Ситуации и деятельность физических знаний. Младшие дети будут в основном выполнять действия первого и второго типов. Изменения в объектах. В этом разделе нас интересовало бы преобразование или изменение, которое происходит в объектах, параллельно с разными процессами. Действия между двумя предыдущими категориями В этом типе действий действия ребенка не производят никаких изменений в объектах. Любое движение, возникающее в результате действия, определяется свойствами объекта. Ситуации повседневной жизни Существует множество естественных ситуаций повседневной жизни, связанных с физическими, естественными и социальными знаниями, благодаря которым дети развивают свои физические знания. Цель физических знаний - не научить концепциям, принципам или научным объяснениям, а предложить ребенку возможность действовать на объекты и видеть, как они реагируют. Логико-математическая структура, скрытая в структурировании физических знаний, является такой же, что и подразумевается в социальном знании. Социальные знания требуют информации, характерной для внешнего мира, и каждый фрагмент конкретного содержания понимается только по отношению к другим фрагментам. Как вы видите, мы устанавливаем отношения. Дети могут понять смысл не школьных дней, связав их со школьными днями. Во-первых, благодаря собственному опыту, а затем через процесс абстракции и обобщения: школьные и внеклассные дни. Например: что предполагает улица для маленьких детей? Поиск логико-математических знаний в естественной среде. Верно, что природная среда - это неограниченный дидактический ресурс, но для исследования в медиуалентном необходимо сделать программирование последовательностей, чтобы наблюдать, когда и как их наблюдать. Важно отметить, что для того, чтобы знать окружающую среду, необходимо обнаружить и проанализировать ее целиком, наблюдать в организованном коде и идентифицировать все элементы, которые ее составляют. Речь идет об обучении в области знаний. Он должен начинаться с опыта, который более доступен и ближе к ребенку, чтобы постепенно достичь других более сложных. Это позволит вам понять сложный природный мир. Что искать в среде и как ее искать. Идея, с которой мы можем начать эту подпункт: речь идет о создании логико-математической основы, основанной на данных социальных и естественных знаний. Во-первых, достаточно определить вещи: и выявить наиболее заметные контрасты: чтобы стимулировать детей в анализе сходств и различий, аналогов и противоположностей, которые организуют их повседневную реальность. Впоследствии, поскольку они развивают свою интуитивную способность к наблюдению, внимание детей направлено на естественные или социальные пути или пути, существующие в различных экологических контекстах. Ребенок откроет и распознает порядок эволюционных линий определенных социальных и естественных процессов. Благодаря возможностям немедленной квалификации, которую предлагает вам окружающая среда. Цели определены, мы выбираем элементы наблюдения и поиска, календарь и организацию деятельности, включая инструменты, которые мы собираемся использовать. На этом втором этапе дети уже должны знать, что предлагаемая линия развития, что наблюдать, где и как, и какие инструменты поддержки должны использовать для подсмотра или наблюдения. После выхода. После сбора всей информации преподаватель предлагает некоторые рекомендации, которые помогают детям делать наблюдения, классифицировать их, организовывать и организовывать в соответствии с установленными категориями. Использование инструментов и материалов поддержки. Связи будут искать другие формы знания и выражения. Понятие пространства и времени тесно связано с опытом и опытом детей в повседневной жизни, и именно из этого опыта дети становятся когнитивными реципиентами. Пространственные отношения Дети будут экспериментировать и открывать первые понятия о пространстве, в обычных ситуациях своей повседневной жизни, в своих играх и исследованиях в их непосредственной окружающей среде, посредством собственного движения и движения предметов. Работа с пространственными отношениями с детьми Цель состоит в том, чтобы дети научились устанавливать и определять пространственные отношения, которые их окружают. Роль педагога будет заключаться в поощрении развития опыта, который помогает ребенку мысленно организовать эти отношения. Мы можем начать с более глобального опыта. В этом смысле мы можем утверждать, что будет много ситуаций игры, активности, отношений, которые позволят им испытать то, что значит быть внутри и снаружи; что такое большое или маленькое пространство; что означает открытое или замкнутое пространство; что это должно быть посередине или в углу; что вверх и вниз, спереди и сзади, бок о бок, внизу и выше. Помните, что дети строят идею пространства из своего собственного опыта, посредством собственного движения и их положения в космосе; через движение и положение предметов относительно их тела, относительно пространства и друг с другом; в уверенности в отношении других детей и других детей. В руководстве вы найдете опыт экспериментировать с пространственными отношениями. Мы можем видеть их в классе в качестве примера. Приобретение понятия времени. На этом этапе мы попытаемся проанализировать время как содержание логико-математического знания. Как дети приобретают понятие времени Как это происходит со знанием космоса, первые понятия времени приобретаются детьми через их опыт повседневной жизни. В общем, дети испытывают трудности с упорядочением своего ежедневного опыта во времени, и, хотя в своей реальной жизни они знают, как расположить себя в повседневной последовательности, им трудно упорядочить и выразить это. Прохождение времени - тайна для детей, и мысль о возможности измерить время - это нечто еще более загадочное. Дети младенцев понимают, как проходит время с точки зрения их опыта и их чувств. Поэтому необходимо предоставить детям опыт, который поможет им испытать, подумать и структурировать более объективное знание времени. Как продвигать понимание времени у детей Мы можем использовать практический опыт, который фигурирует в руководстве. Приостановить и инициировать действие перед сигналом. Экспериментируйте и описывайте разные скорости. Экспериментируйте и сравнивайте интервалы. Наблюдайте за сезонными изменениями. Обратите внимание, что часы и календари используются для сохранения времени. Организуйте последовательность событий с течением времени: Предсказать будущие события в устной форме. Планируйте и завершите то, что вы запланировали. Описывать и представлять прошлые события. Используйте обычные единицы времени, чтобы говорить о прошлых и будущих событиях. Наблюдайте, описывайте и представляйте порядок событий. Классификации Как дети учатся классифицировать - дети начинают классифицировать объекты, упорядочивая вещи таким образом, что они, по-видимому, не имеют ничего общего с сходствами и различиями, и они делают это с логикой, которая ускользает от наблюдателя. пожилые люди начинают классифицировать объекты по постоянным критериям. Эти первые классификации обычно представляют собой группы объектов, абсолютно одинаковые по всем их атрибутам. Они начинают классифицировать вещи на многие небольшие группы, а затем сортируют их по меньшему количеству групп с большим количеством объектов в каждом. Начиная с 7 или 8 лет, они приобретут понятие включения класса: синие и красные кнопки, даже если они разные, и что они принадлежат к двум различным классам в соответствии с цветом, образуют один и тот же класс: кнопки. До 6 лет дети могут выполнять классификацию на основе одного атрибута, но не могут понять, что подмножество включено в общий набор.  В своей профессиональной практике вы должны учитывать, что сбор материалов из окружающей среды, отходов или переработка и повседневных объектов дает множество возможностей для экспериментов с классификациями. С детьми от 4 до 6 лет могут быть также использованы некоторые учебные материалы, такие как логические блоки и сенсорный материал Монтессори. Как продвигать классификационный опыт В руководстве вы найдете некоторые рекомендации, которые помогут использовать опыт в классификации. Важно работать на практике. Для этого в классе будут обсуждаться некоторые примеры. Соблюдайте и описывайте, как вещи одинаковы и различны, классифицируются и сопоставляются. Используйте и описывайте объекты по-разному. о характеристиках, которые «нет» обладают вещами или классом, к которому «нет». «Восстанавливать умственно более одного атрибута за раз». Различать «некоторые» и «все». Как поддержать классификационный опыт. Приводится пример каждого опыта. Некоторые предложения представлены в виде 6 видов опыта: Изучите и описайте атрибуты вещей. Пример: Предоставьте детям материалы для исследования и наблюдения за их качествами. Использовать и описывать объекты по-разному. Пример: планировать действия для работы в небольшой группе, помогая им описать объекты по-разному. Расскажите о характеристиках, которые не обладают вещами или классом, к которому они не принадлежат. Пример: классифицируйте некоторые материалы класса с ярлыками, в которых появляется «нет». Удерживайте умственно более одного атрибута за раз. Пример. Обозначьте места, где вещи сохраняются с рисунками, на которых одновременно отображаются два атрибута. Используйте термины «некоторые» и «все» в разговорах с ними. Сериалы Способность делать серию включает распознавание различий и восприятие различий. Это очень ранние способности у детей. Как дети приобретают способность создавать упорядоченные серии. Читайте хронологическую эволюцию. Как продвигать сериальные переживанияСерия = упорядочить вещи, образуя серию. В этом процессе ребенок должен быть Агентом. Мы разработаем с детьми следующие благоприятные впечатления: Сделайте сравнения Пример: Предоставьте материалы, которые дети могут легко сравнить. Поместите несколько вещей в порядок и опишите их отношения. Поощряйте детей сортировать вещи по размерам в ситуациях выбора и уборки. Согласование упорядоченного набора объектов с другими детьми, начиная с 3-х лет, в повседневных ситуациях, в играх и действиях, в том, как сопоставлять один набор вещей другому, когда в каждом наборе имеется небольшое количество элементов и когда у них есть практические основания для этого. Пример: предоставить упорядоченные наборы подходящих материалов разных размеров: тарелки и чашки, колбы и колпачки, пуговицы и розетки, коробки и винты, гайки и болты, куклы и одежду. Строительство номера. Иерархическое включение. Дети довольно часто могут рассчитывать упорядоченным образом до 3 лет, но у них еще нет понятия иерархического включения. Иерархическое включение означает, что ребенок мысленно включает 1 из 2, 2 в 3, 3 в 4 и так далее. Одна из трудностей в достижении абстракции чисел - это сравнение целого с частями. Маленькие дети могут думать обо всем, но не тогда, когда они думают о частях. Он может знать, как считать, но не получив понятия численного равенства или количества. Пример: если взрослый помещает ряд из семи жетонов одного цвета, он предлагает ребенку стек карт другого цвета и просит его разместить такое же количество фишек, как в модели, мальчик поместит чипы в ряд, но без численное равенство. Он не приобрел понятия количества. Он может устанавливать соответствия друг за другом между своими жетонами и знаками взрослого. Уровень 2 Ребенок может формировать множества с таким же количеством объектов, что и модель, но не деконсервация равенства. Пример: взрослый изменяет компоновку фишек перед ребенком: две груды чипов с одинаковым числом и разным расположением. Ребенок полагает, что в куче есть больше жетонов, которые занимают больше места. Он может сформировать набор, который имеет такое же количество фишек, что и взрослый, но не может сохранить равенство. Уровень 3 Ребенок приобрел понятие количества и сохранения. Ребенок приобрел понятие количества и числа и понятие сохранения лакантидада, независимо от его пространственного расположения. Отсутствующие подпункты не входят в экзамен. Если мы будем хорошо проводить время, мы можем пойти посмотреть их практическую форму в классе. Последний пункт подразделения. Примечание: для развития практики этой единицы ламетология будет следующей. Практика будет преодолена, если вы все вместе работаете. Каждая группа не будет оцениваться отдельно, но будет оцениваться в группе классов. В пределах языков окружающей среды он размещает логико-математический язык. . Подобно тому, как Альфред Кинси проводил годы, собирал образцы и писал о цинидах, прежде чем приступать к изучению человеческой сексуальности, Жан Пиаже был мастером наблюдения за природным миром, прежде чем переключиться на человеческие дела.

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» . Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).

«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).

«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).

«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

ИГРА «АССОЦИАЦИЯ» . У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

«Дорисуй фигуру»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего - нибудь.

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.
Уже в предшкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:
1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе. Однако если эти составляющие мышления не будут элементарно сформированы при подготовке ребёнка к обучению в школе, то в начальном звене, на каждом из уроков по различным предметам, придаётся давать учащимся задания на развитие логического мышления.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребёнок к 5 - 7 годам обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира.
Поэтому для развития мышления, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо:
. учить детей находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей;
учить детей видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы явлениях;
. формировать и развивать основные операции мышления;
. учить детей выдвигать идеи и проверять их истинность на практике;
. учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально
разрабатывать их.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие логического мышления детей; знакомство с операциями
логического мышления; повышение интереса к процессу познания нового как для себя,
так и для окружающих людей; воспитание творческой активности, мыслящей личности.

В связи с этим выдвигаются следующие ЗАДАЧИ:
1) Придание обучению развивающего характера.
2) Обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания.
3) Интеграционный подход к содержанию и приёмам организации педагогического
процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развития ребёнка.
4) Формирование благоприятной среды обучения и развития с учётом возрастных
особенностей детей.
5) Тесная связь с жизнью, окружающим миром.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1) Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям
детей.
2) Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
3) Личностно - ориентированный подход к детям.
4) Изучение интересов и потребностей детей.
5) Практическое участие и наглядное оформление.
6) Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Отбор ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ осуществлён исходя из современных требований к обучению старших дошкольников. В частности, они позволяют научить детей:
 описывать признаки предметов, слов, чисел;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, слова, числа;
 обобщать;
 классифицировать предметы, слова, числа;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 определять отношения между предметами типа род - вид, часть - целое и т.д.
 давать определения тем или иным понятиям;
 развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
 развивать речь, находчивость, сообразительность.

Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на организацию умственного развития ребёнка.

Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно
использовать в различных видах деятельности.

Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от
поставленных задач, по выбору педагога:
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность;
- практикумы;
- игры;
- упражнения;
- тренинги и т.д.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Занятия по логике делятся на несколько видов:
1) Обучающие занятия. На этих занятиях детально разбираются понятия,
определения признаков предметов. Обучение начинается со знакомства с предметом логики,
его основными категориями.
2) Закрепляющие занятия. Предполагают повтор изученного материала. Некоторые
задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае
опора делается на полученные знания детей.
3) Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны
уметь выполнить знакомые или аналогичные задания.

На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое
запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе
которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с
логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины,
предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на
поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Сентябрь
1) Логика. Что это такое?
2) Загадки. Анализ построения.
3) Анализ. Синтез. Признаки предметов.
4) Цвет. Форма. Размер.

Октябрь
1) Вкус. Запах. Материал.
2) Живое - неживое. К какой группе относится. Использование человеком.
3) Сравнение. Сериация. Вид - род.
4) Отрицание. Ограничение.

Ноябрь
1) Обобщение. Классификация.
2) Что лишнее? Чего не хватает?
Придумывание загадок.

Декабрь
1) Алгоритм отгадывания.
2) Суждения.
3) Умозаключения.
4) Ожившие фигуры. Преобразования.

Январь
1) Чего на свете не бывает?
2) Логика в математике.
3) Логика и наша речь.

Февраль
1) Логика в окружающем мире.
2) Ощущения. Восприятия. Представления.
3) Понятие. Абстрагирование.

Март
1) Слова. Определения.
2) Части - целое. Причина - следствие.
3) Последовательность. Противоположность.
4) Количественные и качественные соотношения предметов.

Апрель
1) Логические пары. Логические цепочки.
2) Сочинение на заданную тему.
3) Чего только не услышишь.
Взгляд с позиции другого.

Май
1) Нелогичные ситуации.
2) Поиск способов применения предметов.
3) Логические примеры и логические задачи.
ВСЕГО: 32 занятия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
(1 час х 32 недели = 32 часа)
№ Тема Задачи Содержание
1 «Логика. Что это такое?» Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно. 1 Знакомство с предметом «логика».
2 Игра «Я знаю…» (с мячом)
3 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
4 Беседа о временах года.
5 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная)
6 Графическое упражнение.
2 Загадки. Анализ построения. Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира. 1 Беседа о загадках.
2 Классификация загадок.
3 Упражнение «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»
4 Игра «Где игрушка?»
5 Беседа о временах года «Когда это бывает?»
6 Графическое упражнение.
3 Анализ. Синтез. Признаки предметов. Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. 1 Беседа о предметах которые нас окружают.
2 Упражнение «Определи предмет на ощупь»
3 Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам»
4 Игра «найди отличия»
5 Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»
6 Графическое упражнение.
4 Цвет. Форма. Размер. Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух. 1 Повторение предыдущей темы, вычленение первых трёх признаков предметов: цвет, форма, размер.
2 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
3 Игра «Круг, треугольник, квадрат»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Игра «Цвет»
6 Графическое упражнение.
5 Вкус. Запах. Материал. Познакомить детей с ещё некоторыми признаками предметов, характерных не для всех предметов, а только для специфических. Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. Поощрять и поддерживать интерес детей к выполнению заданий. 1 Вычленение специфических признаков предмета (вкус, запах)
2 Игра «Угадай на вкус»
3 Игра «Определи по запаху»
4 Упражнение «Что из чего?»
5 Упражнение на выделение признаков предметов.

6 Живое - неживое. К какой группе относится. Использование человеком. Учить детей определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе. Выяснить значение каждого из предметов для использования человеком. Упражнять детей в установлении причинно - следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы. 1 Беседа по теме. Знакомство со способами группировки предметов по какому - либо признаку.
2 Игра «Живое - неживое»
3 Упражнение «Предметное лото»
4 Упражнение «Продолжи предложение»
5 Закрепление знаний о сезонных явлениях.
6 Графическое упражнение.
7 Сравнение. Сериация.
Вид - род. Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид - род. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 1 Закрепление всех признаков предметов.
2 Упражнение «Цепочка слов»
3 Изучение и знакомство с новыми понятиями.
Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать.
4 Игра «Найди родню»
5 Упражнение «Доскажи словечко»
6 Графическое упражнение на тренировку памяти.
8 Отрицание.
Ограничение. Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. 1 Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы - птицы - звери»
2 Упражнение «Наоборот»
3 Работа с предметами. Игра «Что загадали?»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания)
6 Графическое упражнение.
9 Обобщение. Классификация.
Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать свойства объектов для достижения поставленной цели. 1 Упражнение «Продолжи ряд»
2 Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение».
3 Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений.
4 Игра «Подбери по смыслу»
5 Игра «Круг - кружочек»
6 Графическое упражнение.
10 Что лишнее?
Чего не хватает? На основе полученных знаний, учить детей видеть противоречия, устранять ошибку, которую они считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал. 1 Беседа по прошлой теме, закрепление приёмов обобщения и классификации.
2 Упражнение «Пропущенные фигуры»
3 Игра «Чего без чего не бывает»
4 Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает»
5 Игра «Что лишнее? Кто Лишний?»
6 Графическое упражнение по образцу «Закономерность»
11 Придумывание загадок. Упражнять детей в придумывании загадок, отражая в них характерные признаки предмета, о котором идёт речь. Развивать абстрактное мышление, воображение. Формировать творческую активность, развивать речь. 1 Работа с различными видами загадок.
2 Разгадывание ребусов, шарад
3 Беседа по теме. Определение структуры и плана построения загадки.
4 Придумывание загадок детьми. Анализ результатов.
5 Игра «Лото загадок»
6 Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный»
12 Алгоритм отгадывания. Упражнять детей в умении анализировать, выдвигать идеи и проверять их истинность на практике. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями. 1 Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам»
2 Установление алгоритма отгадывания.
3 Упражнение «Шумно, вкусно, кругло, красно»
4 Работа в группах по карточкам (одна группа загадывает предмет, другая, используя алгоритм, отгадывает)
5 игра «Цепочка слов»
6 Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой»
13 Суждения. Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. Учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их. Формировать активность и личное участие в выдвижении тех или иных суждений. 1 Игра «Хорошо - плохо»
2 Закрепить времена года и их признаки. Высказать своё суждение о них.
3 Упражнение «Вопрошайка»
4 Игра «Интеллектуальный теннис»
5 Упражнение «Закончи предложение - выскажи суждение»
6 Графический диктант.
14 Умозаключения. Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования; получать заключение по определённым правилам вывода. Упражнять в установлении связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. 1 Игра «Что сначала, что потом»
2 Природные явления и времена года: взаимосвязь, смена, признаки.
3 Упражнение «Вывод»
4 Упражнение «По какому признаку?»
5 Весёлая игра на внимание и мышление «Он - она»
6 Графический диктант.
15 Ожившие фигуры. Преобразования. Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Во время преобразования фигур формировать умения учитывать все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче. 1 Упражнение «Из каких фигур состоит предмет»
2 Игра «Танграм», «Колумбово яйцо»
3 Знакомство с «Фабрикой преобразований»
4 Игра «Ожившие фигуры»
5 Упражнение «Пропавшие буквы в весёлых стихах»
6 Упражнение на тренировку памяти.
16 Чего на свете не бывает? Формировать у детей образное мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. 1 Беседа по теме «Так бывает или нет?»
2 Упражнение «Нелепицы»
3 Игра «Слова, которых не бывает»
4 Упражнение «Чего на свете не бывает?»
5 Игра «Исправь ошибку»
6 Графическое упражнение «Фантазия».
17 Логика в математике. Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного. 1 Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки - невидимки»
2 Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа).
3 Упражнение «Сосчитай фигуры»
4 Упражнение «Форма. Размер. Цвет»
5 Игра «Ошибка художника»
6 Диктант на внимание и мышление.
18 Логика и наша речь. Упражнять детей в умении выражать свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы. 1 Игра «Назови слово»
2 Коварная викторина про слова.
3 Игра «Цепочка слов»
4 Упражнение «Продолжи рассказ»
5 Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово»
6 Расшифруй и напиши слово.
19 Логика в окружающем мире. Учить детей находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. Развивать познавательную активность детей. 1 Упражнение «Сравним картинки»
2 Игра «Что где лежит?»
3 Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей»
4 Упражнение «Придумай название»
5 Чтение произведения о временах года.
6 Графическое упражнение.
20 Ощущение.
Восприятие.
Представления. Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Чудесный мешочек»
3 Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам»
4 Задания с палочками.
5 Упражнение «Соедини картинки и слова»
6 Графическое упражнение.
21 Понятие. Абстрагирование. Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность. 1 Упражнение «Объясните понятие»
2 Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие»
3 Игра «Что на что похоже»
4 Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
5 Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами»
6 графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок).
22 Слова. Определения. Развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза; формировать умения и навыки в составлении определений. Развивать связную речь, умение логично выстраивать свой ответ. 1 Беседа по теме.
2 Упражнение «Дай определение»
3 Игра «Закончи предложение»
4 Упражнение «Соедини слова»
5 Упражнения «Вставь в определение нужное слово», Проверка определений»
6 Графическое упражнение.
23 Часть - целое. Причина - следствие. Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению. 1 Отгадывание загадок.
2 Игра «Рассеянный художник»
3 Упражнение «Кому, что?»
4 Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам»
5 Упражнение «Установи причину событий»
6 Графическое упражнение «Закончи рисунок»
24 Последовательность
Противоположность Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; умение исключать неясность, двусмысленность. 1 Игра «Круглый год»
2 Упражнение «Последовательность»
3 Творческое задание «Проектировщики и строители»
4 Упражнение «После, потом, сейчас»
5 Упражнение «Знакомим с противоположными понятиями»
6 Графическое упражнение «Закончи узор»
25 Количественные и качественные соотношения предметов. Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, уметь понимать их категории. Познакомить детей более подробно с группой парных понятий. Развивать умение делать самостоятельные выводы. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Где игрушка»
3 Упражнение «Прочитаем сказку»
4 Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы»
5 Объяснение смысла пословиц.
6 Графическое упражнение «Разноцветные бусы»
26 Логические пары.
Логические цепочки. Учить детей составлять логические пары, учитывая какой - либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. Упражнять детей в составлении логических цепочек с учётом признака последнего предмета в цепочке. Развивать логическое мышление, умение давать чёткие ответы. 1 Упражнение «Найди пару»
2 Игра «Цепочка слов»
3 Игра «Что сначала, что потом»
4 Упражнение «Найди сходство»
5 Игра «Логические цепочки»
6 Графическое упражнение «Укрась кубики»
27 Сочинение на заданную тему. Предложить детям придумать, как можно больше предложений на заданную тему, как реалистичных, так и фантастических. Учить детей прослеживать логическую связь между ними. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Угадай героя сказки»
3 Игра «Зашифрованное слово»
4 Упражнение «Сочиняем наоборот»
5 Сочиняем сказку «Загадочный ящик»
6 Графическое упражнение «Два Замка»
28 Чего только не
услышишь. Учить детей видеть и понимать неожиданные нестандартные оттенки и нюансы ситуаций, выделять логические несоответствия. Развивать внимательность, творческую активность. 1 Беседа по теме «Звуки вокруг нас»
2 Игра «Испорченный телефон»
3 Игра «Переведите с детского языка»
4 Упражнение «Каскад слов»
5 Разучивание и повторение скороговорок.
6 Графическое упражнение «переведи язык звуков, на язык линий»
29 Взгляд с позиции другого. Учить воспринимать одни и те же события по-разному, поощрять в детях не только результат, но и саму попытку решения ситуации. Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы. 1 Игра «Фотограф»
2 Упражнение «Сыщики»
3 Весёлая этимологическая викторина.
4 Игра «Хорошо - плохо»
5 Взгляд с позиции другого.
6 Графическое упражнение «Зеркало»
30 Нелогичные ситуации. Учить детей отличать нелогичные ситуации от других, привычных. Упражнять в умении самим, создавать такие ситуации. Развивать внимание, творческую активность. 1 Игра «Кто что делает?»
2 Игра «Чепуха»
3 Игра «Бывает - не бывает»
4 Упражнение «Найди ошибку в рисунках»
5 Игра «определи, что здесь изображено?»
6 Графическое упражнение «Нарисуй по точкам»
31 Поиск способов применения предметов. Развивать у детей способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. 1 Игра «Поиск общих свойств»
2 Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
3 Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»
4 Упражнение «Новая жизнь старых вещей»
5 Игра «Как это можно использовать?»
6 Графический диктант.
32 Логические задачи. Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. 1 Логические задачи.
2 Весёлые задачки для маленьких умников.
3 Упражнение «Найди закономерность»
4 Коварная викторина про слова.
5 Игра «логический домик»
6 Графическое упражнение «Штриховки»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1) Государственный общеобязательный стандарт образования РК Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.
2) Государственный базовый минимум образования в предшколе.
3) Общеобразовательная программа предшкольной подготовки 5-6 летних детей в условиях школы.
4) Асанов Л. «Лучшие задачи на сообразительность» Москва, «АСТ - ПРЕСС» 1999 г.
5) Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1996 г.
6) Гаманов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» С-Пб, 2000 г.
7) Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб, «Детство» изд. 2-е испр., доп. 2002 г.
8) Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Логика и счёт» Москва, ИКЦ Март 2004 г.
9) Светлова И. «Развиваем логику» Москва «Эксмо» 2002 г.
10) Соколова Е.И. «Логика» (Готовимся к школе по интенсивной методике) Москва «Эксмо» 2002 г.
11) Соколова Е.И. «Занимательная логика» Москва, «Атберг» 1998г
12) Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Ярославль, «Академия развития» 1997 г.
13) Годовой курс для детей 6-7 лет «Логика, мышление» Москва, «Мозаика» 2003 г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1) Объяснительная записка
2) Цели программы
3) Задачи
4) Принципы построения программы
5) Отбор познавательных задач
6) Методы и формы решения поставленных задач
7) Примерное распределение учебного материала
8) Тематическое планирование занятий
9) Прогнозирование результатов
10) Список используемой литературы

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в предшкольном возрасте, то в начальной школе будет облегчен процесс усвоения основных знаний, умений, навыков.
Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:
 описывать признаки предметов, слов и чисел;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать предметы, слова, числа;
 определять последовательность событий;
 определять отношения между предметами типа род - вид;
 давать определения тем или иным понятиям;
 устанавливать причинно - следственные связи;
 высказывать суждения, делать выводы;
 уметь производить простейший анализ и синтез;
 формируется речь, находчивость, сообразительность.
У детей появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.
Перед обучением в начальной школе у ребёнка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность.