Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Н

| Планирование уроков и материалы к урокам | 6 классы | Планирование уроков на учебный год | Циклические алгоритмы

Урок 32
Циклические алгоритмы
Практическая работа №15
«PowerPoint. Скакалочка»

Презентации по теме «Aлгоритмы»



Циклические алгоритмы
(Алгоритмы с повторениями)

Наряду с алгоритмами, в которых шаги выполняются строго друг за другом (линейные) или алгоритмы, в которых последовательность действий зависит от того или иного условия (разветвляющиеся) существуют алгоритмы в которых действия повторяются.

Ознакомьтесь со следующим алгоритмом.

1. Начало.
2. Делай уроки.
3. Повторяй действие_2, пока не сделал все уроки.
4. Конец.

Это циклический алгоритм, описанный словесно.

Слова синонимы: цикл - повтор. Примеры: школьное расписание, смена времен года, смена дня и ночи.

Циклический алгоритм – алгоритм, в котором некоторые шаги повторяются несколько раз в зависимости от заданной величины или условия.

Тело цикла – шаги алгоритма, которые выполняются несколько раз (содержит не менее одного действия).

Практическая работа №15
«PowerPoint. Скакалочка»

Конечный результат презентации «PowerPoint. Скакалочка»


Создаем презентацию «Скакалочка»

1. Запустите программу PowerPoint. Создайте новую презентацию.

2. С помощью инструментов панели Рисование на четырех пустых слайдах изобразите девочку, прыгающую через скакалку. Это может выглядеть, например, так:


При создании каждого следующего слайда старайтесь как можно больше использовать изображение на предыдущем слайде. 

3. Когда все четыре слайда будут готовы, в меню Показ слайдов выберите команду Настройка презентации . Установите флажок непрерывный цикл до нажатия клавищи {Esc} и щелкните на кнопке ОК . В этом режиме происходит циклическое повторение показа слайдов.

4. Установите смену слайдов по щелчку и запустите презентацию.

5. Запустите презентацию в режиме автоматической смены слайдов.

6. Дополните слайды по своему усмотрению. Например, можно использовать в качестве фонового рисунок Дом , созданный вами ранее в графическом редакторе Paint.

7. Сохраните работу в собственной папке под именем Скакалочка.

Теперь мы умеем

Организовывать непрерывную циклическую демонстрацию презентации.

Урок русской литературы в 7 классе по произведению Л.Н.Толстого «Детство»

Тема урока: Счастливая невозвратимая пора детства.

Форма урока:

Беседа за круглым столом(работа в группах, экспертная группа).

Цель урока:

  • научить анализировать художественное произведение,
  • дать нравственную оценку героям произведения; развивать творческие способности учащихся.

Задачи : анализировать поступки героев произведения.

Валеологизация учебного процесса.

Вход в урок.

Физкультминутка и зарядка. Выступление валеолога.

1. Эмоциональный компонент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке (включение школьников в работу).

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас урок литературы по теме: "Счастливая,невозвратимая пора детства".

Я надеюсь, что сегодня у нас все получится.

Ребята, вы любите уроки литературы? Чему она вас учит?

Литература - это искусство.Я приглашаю вас погрузиться в этот волшебный мир.(Просмотр видеоклипа.)

Рождается на свет маленький человечек,комочек счастья.Каким он будет?Кем он станет? Какие таланты и способности у него будут? Неизвестно.

Способности и таланты природа разбрасывает не глядя. И все-таки каждый из вас имеет право выбора. Можно стать хорошим человеком, а можно плохим. Нужно только найти для себя верный путь,которым собираешься идти по Дороге жизни.Оглянись вокруг, и ты увидишь, что люди ведут себя по-разному. Если Машу дернули за косичку, Маша сжимает кулаки и дает сдачи, если Таню дернули за косичку, Таня вопит и бежит ябедничать. Если Петя рисует самолет, а получается лягушка, Петя рвет на кусочки рисунок и ломает карандаш, если Вася рисует самолет, а получается лягушка, то он рисует снова и снова.

Обязательно нужно разглядеть себя как следует,честно разобраться - что к чему. Определить форму собственного носа несложно, для этого есть зеркала, но как определить стойкость и силу собственного сердца? К разговору об этом приглашает тема нашего урока.

Окунуться в мир детства нам поможет произведение, обладающие огромной нравственной силой, необходимой взрослому человеку. Герои этих произведений - ваши сверстники, и это становится решающим. Поразмышляем о счастье и несчастье детства, о добре и зле, о взаимоотношениях и взаимопонимании взрослых и детей в этом произведении и об их поступках.

Времени у нас мало, поэтому для более эффективной работы разделимся на 4 группы.Для каждой группы я подготовила задания и поэтапно эти задания мы с вами будем выполнять.

В повести “Детство” перед нами прошли несколько дней из жизни мальчика. Нарисован мир дворянской семьи XIX века..

Какие люди окружают главного героя произведения?Как они влияют на него? какие нравственные поступки совершает Николенька Иртеньев?Об этом мы с вами и поговорим сегодня.

Для более эффективной работы, давайте разделимся на 4 группы.

Каждой группе я раздам листочки с заданиями. Готовимся отвечать на эти вопросы.Ответы готовите устно или можете написать в этих же листочках.

Раздача материалов заданий.

Кроме 4 групп у нас еще будут специалисты.

Валеолог. (Врач, который даст практические советы по сохранению,укреплению здоровья.Специалист с медицинским образованием) в роли валеолога сегодня у нас выступит (Ф. И.О. ученика)

В роли лингвиста (Ф. И.О. ученика)

Задание 1 группе

1. Какой герой произведения говорит:“Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей (мамаши), ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька? - она еще нежнее целует меня”.

Как ее зовут?

Иртеньева Наталья Николаевна (Maman) — мать Николеньки.

2. Найдите ее описание .

Рассказчик так описывает ее: «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». В ее улыбке, как отмечается, вся красота лица.

3. Расскажите о ее отношении к окружающим. Найти по тексту.

Задание 2 группе

1. О ком пишет Л.Н.Толстой?

Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой.

Иртеньев Петр Александрович? (Папа) — граф, глава семьи Иртеньевых, отец Николеньки.

2. Расскажите, что вы запомнили о нем .
Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подергивать плечом, маленькие всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — притоптывание, и большая во всю голову лысина». Рассказчик осознает, что наружность отца не очень счастлива, но при этом отмечает, что и с ней тот нравился всем без исключения и был удачлив. Рассказчик признается, что для него отец был высшим существом, он любит и высоко ставит его, хотя в жизни сына тот и не принимает особенного участия.« Две главные страсти его в жизни были карты и женщины..

Главное руководство его жизни и поступков — счастье и удовольствия.

3. Его отношение к окружающим. Приведите примеры из текста.

3адание 3 группе .

« Вся жизнь её была любовь и самопожертвование» Л.Н. Толстой

1. О ком идет речь?

2. Какой он вспоминает Наталью Савишну?

Перед нами проходит трудная, исполненная лишения, страданий жизнь простой крепостной женщины. Жестоко обошлась с ней судьба. Но с истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несет она свой крест.

3.Что главное в героине?

4.Каково ваше отношение к ней?

У нее нет мужа, но как богата ее жизнь, каким высоким светом любви она одарена. Главное в ней -любовь к людям. Неистощимое трудолюбие,крестьянский ум, чувство собственного достоинства, гордость. Наталья Савишна озарена внутренним светом души любящей, страдающей.

Наталья Савишна — экономка, в прошлом дворовая девка, потом горничная и няня матери Николеньки. Тип самозабвенно преданной прислуги, которая всю свою жизнь беззаветно посвящает хозяевам (ср. Арину Родионовну у А. С. Пушкина). Ее история такова: уже после того как она была взята в господский дом, она захотела выйти замуж за молодого бойкого официанта Фоку, но дедушка рассказчика счел это неблагодарностью с ее стороны и сослал на скотный двор в степную деревню. Однако никто не мог заменить Н. С., ее возвратили, она же, в свою очередь, покаялась перед господином и просила забыть прежнюю ее дурь. Получив вольную после верной двадцатилетней службы, она была глубоко уязвлена. После смерти матери Николенька в комнатке Н. С. слушает затаив дыхание ее простосердечные объяснения про то, что душа праведника, прежде чем в рай идет, еще сорок дней мытарствует. Также его поражает внезапный переход ее от разговоров о святом и таинственном к ворчливости и мелочным расчетам, в чем он впоследствии усматривает искренность горести, не желающей и не умеющей притворяться.

После отъезда Иртеньевых из деревни она скучает от безделья, через год после кончины матери Николеньки у нее открывается водянка. Два месяца она страдает от болезни, с христианским терпением перенося мучения, и смерть принимает как благо предварительно испросив у всех прощенья за обиды, которые могла причинить им, и поблагодарив за оказанные ей милости. Рассказчик вспоминает об этой старушке как о «редком, чудесном создании», вся жизнь которой была любовь и самопожертвование и которая оказала «такое сильное и благое влияние на мое направление и развитие чувствительности»

3адание 4 группе

1.Как зовут следующего героя произведения?

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы».

Он был не в духе.Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить место. до которого мы должны были вытвердить.

2. Найдите его описание и расскажите о нем.

3. Как он относиться к семье Иртеньевых?Примеры из текста.

4.Как относится Николенька к нему?

Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость К. И. и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника, с очками на носу и книгой в руке. Большую часть времени К. И. проводит за чтением, и на лице его в это время спокойно-величавое выражение. «Все вещи К. И. разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте.
К. И. считает себя несчастным с самого рождения, или, как говорит он сам, коверкая русские слова на немецкий лад, «ишо во чрева моей маттри».

У его жизни длинная богатая история, которую герой рассказывает детям: он незаконнорожденный сын графа фон Зомерблата, из великодушия пошел на военную службу вместо своего брата, которого отец любил больше его, воевал с французами, попал в плен, бежал, работал на канатной фабрике; вернувшись домой, чуть не был арестован как дезертир, снова бежал, был нанят на службу русским генералом Сазиным, и уже только потом попал к Иртеньевым. Расставание с их семьей, когда отец Николеньки собирается взять нового гувернера-француза, переживает как драму.

Общее задание .

Учащиеся моей школы прислали для вас сюрприз. Давайте посмотрим.

Вот этот черный ящик. Угадайте какие предметы здесь находятся. Каким предметам автор уделяет большое внимание.

(Раздаю по группам эти предметы).

Самовар . С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о самоварах.

Что вы знаете о самоварах. Давайте послушаем лингвистов.

Сундук. С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о сундуках.

Карты. С кем связан этот предмет? Какая группа расскажет о картах.

Что вы знаете об этом предмете. Что расскажут нам лингвисты.

Очки, книга, линейка .С кем связан этот предмет?

Какие из этих предметов являются символами?

Сундук. Если учесть то, что сундук обычно готовила в древности каждая девушка на выданье.Символ надежды, чего-то драгоценного.

Самовар- символ семьи.

Карты- символ несерьезности, легкого отношения к жизни.

Очки, книги -символ ума, мудрости.

Они являются символами.

Работа со всеми группами.

Переходим к образу главного героя призведения .

А кто главный герой произведения? (Николенька Иртеньев)

Расскажите, что вы узнали о нем.Каким вы представляете Николеньку?

Живой, наблюдательный ребенок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый,может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.

Как вы думаете, почему я взяла этот образ самым последним.

Под влиянием чего формируется характер героя?(Под влиянием Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);

окружающих).

Потому что именно эти персонажи оставили глубокий след в душе Николеньки.

Работа по схеме

Николенька Иртеньев, Наталья Николаевна, Петр Александрович, Наталья Савишна, Карл Иваныч.

В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие? Схематично покажите отношение каждого из героев к Николеньке.

Важно рассуждение писателя о том, какое значение имели чувства, переживания в детстве. И какой глубокий след оставили они в душе.

Учитель: Да, это атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович,Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье. Наверное, и жизнь должна быть легкой, беззаботной, счастливой?

А теперь, ребята, давайте немножко отдохнем. Итак, закрыли глазки, вспомним своих родных, дедушку. бабушку, папу, милую добрую маму...

Открываем глаза, улыбнулись друг дружке.

Перелистайте самые радостные, светлые эпизоды в его жизни.

Общение с родителями,открытые радости чистых молитв.В какой главе это можно прочитать? "Детство"(Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства!)

Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился? (Эпизод с Карлом Ивановичем, случай со скатертью.)

Ощущение горя, горячее желание помочь Карлу Ивановичу. (Он любит его одинаково с отцом!)Желание согласия между всеми людьми и стремление им помочь. Страдает, видя детскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям.

Какая мысль заставляет Николеньку переживать, мучиться, даже плакать?

(Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они - лучше, добрее его.)

И самое главное - он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это муки чуткой детской совести.

можете привести примеры из текста?

Например: случай со скатертью.

Что больше интересует Толстого: внешние события или еще что-то?((Душа человека)

Душа главного героя Николеньки открыта всем впечатлениям детства, умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков

Умеет ли он анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков?

Он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков.

Выстрадав, он становится лучше, чище душой.

Он обретает высокую мудрость, истинную любовь к людям,бескорыстие, честность, доброту.

Какой эпизод главы поразил вас более всего?

Что больше интересует Толстого - поступок или его нравственный смысл?(Большое внимание автором уделяется переживаниям и мыслям Н.И.)

Выводы по работе групп : Итак, подводя итог всему сказанному можно сказать, что Толстой большой знаток человеческой души.

Беседа с учащимися по вопросам.

Доброжелательность, искренность семьи, теплые отношения между домочадцами, родителями и детьми. Нежная, мягкая, кроткая интонация любви и доброты.

Наверное, самое время дать слово валеологу .

4. Сообщение валеолога.

Сейчас было названо немало добрых чувств:нежность, доброжелательность, ласка… Но есть чувства, разрушающие наше здоровье. Запомни: ты злой - у тебя всегда будет болеть кишечник; ты много плачешь - будут болеть почки; очень неспокойный, позволяешь себе неразумные выходки- пострадает печень, желудок, разрушится защитное поле, которое бережет тебя от простуды.А какой вред твоему здоровью наносит сквернословие!

Закрыты последние страницы повести. Над чем можно поразмышлять?

Над чем задуматься?

Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);

Что есть зло, неизбежно ли оно в жизни?

Что есть страдание и можно ли прожить без них?

Что есть счастье? В чем “несчастье” детства?

Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

11. Задание на дом. Подготовьте небольшую творческую работу на тему "Мое отношение к близким"

Старайтесь делать людям добро, не приносить им боли и страданий. Берегите каждый миг вашего детства, потому что это “счастливая,невозвратимая пора”!

Просмотр клипа.

Спасибо вам за урок.

И в конце урока я приглашаю вас к чаепитию за самоваром.

Редко можно найти среди европейских и, в частности, русских писателей соперника Толстому в упорном труде над своими произведениями. Толстой массу напечатал, но во много раз он больше написал, почти всегда предваряя окончательный текст длинной цепью черновых набросков... Десятки и сотни листов, исписанные для складывавшихся «Детства», «Войны и мира» и т. д., им забраковывались, и работа начиналась сызнова... «Страшная вещь - наша работа. Кроме нас никто этого не знает...» - писал он Фету.

«Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражений». Переделка написанного Толстым, как правило, производилась не два раза, как намечено в дневниковой записи, а гораздо больше...

Написанное и исправленное переписывалось обычно не самим Толстым, а его близкими и знакомыми. По мере роста славы Толстого количество переписчиков увеличивалось; с начала 1900-х годов в Ясной Поляне появилась пишущая машинка, облегчившая и вместе с тем умножившая количество копий, непрестанно исправлявшихся Толстым...

Работал Толстой обычно с утра до обеда. «Утром голова особенно свежа», - писал он. Работа Толстого, как правило, была регулярна и систематична... «Я думаю, что каждый большой художник должен создавать и свои формы. Если содержание художественных произведений может быть бесконечно разнообразно, то также и их форма». И далее Толстой перечисляет лучшие произведения русской литературы (в том числе свое «Детство»).

Н. К. Гудзии

Вопросы и задания

  1. Передайте коротко смысл текстов И. Ф. Смольникова «В середине XIX столетия...» и Н. К. Гудзия «Как работал Толстой». Рассмотрите портрет Толстого. Какой вам представляется личность писателя?
  2. Является ли для вас поучительным труд писателя? Прочитайте повесть «Детство» полностью.

Обогащайте свою речь

  1. Выберите из приведенных отрывков повести размышления героя. Подумайте, какие мысли его тревожат, как помогает самосовершенствованию его «беспощадность к самому себе».
  2. Подготовьте диалог с одноклассником о героях Л. Н. Толстого.

7 класс ЛИТЕРАТУРА

Л. Н. Толстой.
«детство», «отрочество», «Юность»

Цели : познакомить с трилогией, главным героем повести «Детство»; отметить детское неприятие пороков, желание исправиться самому; подчеркнуть влияние матери и ее сестры, научивших детей просто любить; обратить внимание на сочувствие чужому горю и сословное отношение к людям; отметить мастерство в описании внешности героев; помочь почувствовать сожаление героя об ушедшем детстве, его искренность в отношении к людям.

Методические приемы: выборочное чтение глав, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Рассказать (инсценировать) диалог для школьного радио: «Чем страшно самодовольное ничтожество»?

2. Чтение и рецензирование 2–3 сатирических сказок на сюжет из школьной жизни.

IV. Изучение новой темы.

1. Чтение материала учебника (с. 276) и беседа по вопросам.

Какое значение для Толстого имела Ясная Поляна? (Она колыбель, она познакомила с жизнью людей, с народными песнями, сказками, легендами, былинами. Она научила его любить. С. 276.)

Кто главный герой повести «Детство»? (Николенька Иртеньев.)

2. Слово учителя.

Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.)

Итак, главный герой автобиографической повести – Николенька Иртеньев.

3. Чтение учителем главы из повести «Детство».

4. Аналитическая беседа (о матери) по вопросам.

Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.)

Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал бы, что такое горе».)

Как относилась матушка к слугам? («"Постойте на минутку, Мими", – сказала Марье Ивановне с улыбкой…» «"Наденьте, Карл Иванович", – сказала матушка, когда он поднял шапочку над головой». Наталья Николаевна не высказала ни нетерпения, ни досады, когда ей пришлось повторить свой вопрос, спокойно ли дети спали, три раза.)

Почему автор «невольно» содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал? («Это я во сне плакал…» Это была ложь. Он не мог объяснить причину слез, чтобы не огорчить матушку. Но лгать ей, этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…)

5. Чтение учителем главы «Что за человек был мой отец?» С. 282–284.

6. Беседа по вопросам.

Каков портрет отца? (С. 282.)

Как к нему относились окружающие? (Нравился он всем, в особенности же тем, кому хотел нравиться. В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности. Умело скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений. Одним словом, отец автора – прирожденный артист, знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и он умел пользоваться ими. Общался отец с родственниками жены, матушки автора, и друзьями своей молодости, сердясь на них, конечно, в душе за то, что преуспели в службе и от него «далеко ушли в чинах». Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка.

Вывод. о тец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах). Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.

V. Подведение итогов урока.

Какой представляется матушка герою повести? Когда ее лицо становилось еще лучше?

Каким был отец и что было характерно для него (отношение его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?


Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «классы»

Цели : учить анализировать прочитанные главы повести с целью выявления мотивов и причин поступков героев; развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дома вы прочитали главу «Классы». Расскажите, как учились дети в начале прошлого века. (Дети учились дома, с ними занимался домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)

2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (...)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (...)

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска... Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)

3. Беседа по вопросам.

– Коротко передать содержание главы.

– Почему Карл Иванович был не в духе? (С. 285. «… т еперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)

– Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя?
(С. 286. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)

– Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)

– Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С. 286. «Я сочувствовал… между ними согласие».)

III. Изучение новой главы повести – «Наталья Савишна».

1. Чтение учителем главы.

2. Беседа по вопросам.

– За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

– Почему была возвращена к своим господам? («… н икто не мог заменить Наталью…» И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания; она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)

– Почему отказалась от вольной? (С. 289–290. Куда же ей теперь идти? «С тех пор… счастлива ли она? довольна?»)

Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что? (С. 291, 5, 6-й абз.)

– О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 291. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

Вывод. Барин и слуга, помещик и крестьянин, крепостник и крепостной… Грань между ними не стирается, как бы ни относились господа к своим слугам. «…к акое редкое, чудесное создание была эта старушка», и вдруг «…просто Наталья, говорит мне ты», «…как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление». А для Натальи, состарившейся в доме своих господ, мальчик – «мой батюшка».

– Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке? (Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке – на крышке наклеен рисунок Володи – брата Николеньки – доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

IV. Подведение итогов урока.

– Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным?

– Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?

Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «детство»

Цели : раскрыть мир мыслей и противоречивых чувств главного героя; показать душевную щедрость любящих его людей; показать мастерство Толстого в изображении движений души.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?

Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (...) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри – как теперь помню – были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, – вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:

Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка – царство небесное – под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, – прибавляла она со вздохом.

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все».

В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но и с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение главы «Детство».

1. Комментированное чтение.

Задание: нарисовать устную картину (используя учебник) засыпающего за столом мальчика.

Что видится ему сквозь дремоту? (Взгляд и улыбка.)

Что чувствует? (Прикосновение «нежной руки», «чудесной нежной ручки», слышит «милый» голос.)

Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, давала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и беспредельной потребности любви.)

Вывод. Л. Н. Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто … я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много».

На мать был очень похож старший брат Николенька. Их роднило «равнодушие к суждениям других людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели над другими людьми. Они как будто стеснялись этих преимуществ». И еще одна удивительная черта привлекала Толстого в этих дорогих существах – они никогда никого не осуждали. Однажды в «Житиях святых» Дм. Ростовского Толстой прочел рассказ о монахе, который имел много недостатков, но после смерти оказался среди святых. Он заслужил это тем, что за всю свою жизнь никогда никого не осудил. И Мария Николаевна, матушка Толстого, столкнувшись с несправедливостью, бывало, вся покраснеет, даже заплачет, но никогда не скажет грубого слова. И сам Толстой, рассказывая о своем отце, не произнес ни одного слова осуждения.

В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»

Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?

V. Подведение итогов урока.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает «беспощадным к самому себе».

Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?

А всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства? Бываете ли при этом «беспощадными» к самим себе?

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос-задание 5 (с. 294); прочитать статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой».

Диалог с классиком

Письмо Льву Николаевичу Толстому.

Здравствуйте, уважаемый Лев Николаевич! Я большая поклонница Вашего творчества, но никогда бы не подумала, что когда-нибудь возьмусь писать эти строки. Ведь я человек, который читает немного классических произведений и редко кому-то пишет письма. Но мое желание написать, просто неудержимое, потому что я хочу Вам написать о том, какое место занимаете Вы и Ваше творчество не только в моей жизни, но и в жизни других людей, которые увлекаются Вашими произведениями.

Прежде всего, я бы хотела выразить Вам огромную благодарность, за то, что Вы написали много хороших произведений, которые знают многие люди не только в нашей стране, но и далеко за ее приделами. Вы внесли огромный вклад, как в русскую литературу, так и в мировую, тем самым прославили Россию и, конечно же, себя. Ваше творчество прошло сквозь века, и я уверенна, что оно не утратит свою актуальность через многие годы. Потому что в Ваших произведениях есть ответы на вопросы, которые волнуют каждого человека.
Одним из примеров таких произведений является Ваша самая знаменитая работа «Война и мир». Этот роман-эпопея покорил миллионы людей, а герои этого произведения навсегда остались в сердцах у читателей. Каждый герой этого романа - это человек с невероятной судьбой. Одни счастливы знать, что такое взаимная любовь и быть любимым, а другие познают все ее худшие стороны и проклинают это чувство. Когда я читала этот роман, я погружалась в другой мир. Во времена шикарных нарядов, балов, мужественных поступков, чистой и безграничной любви. На протяжении всего романа нам открываются новые стороны персонажей, их споры друг с другом и внутренние искания самого себя. Вы показали это так ярко, эмоционально и реалистично, что я, читая это произведение, влюблялась, ненавидела, радовалась и переживала вместе с героями. У меня в этом произведении нет именно одного любимого героя, потому что все они разные и необычные, а их проблемы и поступки такие современные, что я могу сказать, что это вечные образы. Взять, например Пьера Безухова. В этом романе описываются его духовные искания, его раздумия о смысле жизни. Разве сейчас люди не задумываться над этим? Конечно же да! Молодёжь точно так же переживает о будущем, пытается найти себя, своё место в жизни, как и несколько веков назад. Они задаются вопросами о любви, как это делала Наташа Ростова, их волнует отношение отцов и детей, как это волновало Андрея Болконского. Именно это делает произведение таким актуальным, знаменитым, а главное - вечным, а Вас - удивительно талантливым писателем, ведь далеко не каждый сможет так описать жизнь, и тем самым помочь разобраться в самом себе. И не смотря на то, что сейчас количество читающих людей значительно уменьшилось, я уверенна, что такие произведения, как «Война и мир», помогут еще не одному поколению найти для себя смысл жизни, научиться глубоко мыслить, понять себя и попытается сделать мир лучше.
С уважением, Ваша почитательница Наташа Мамчич.