Кормление ребенка по месяцам. Чем кормить малыша, чтобы он вырос здоровеньким

Пищевое поведение ребенка относительно грудного вскармливания, его отношение к матери и материнской груди, претерпевает изменения по мере его роста. Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так, как сосал новорожденный. Начиная с 5-6 месячного возраста у малыша появляется интерес к пище, которую едят взрослые и у него появляется пищевое поведение, направленное на адаптацию к новой пище. Эти изменения происходят постепенно и их можно проследить от месяца к месяцу.

Грудное вскармливание.
Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1-1,5 часов. Нуждается в прикладываниях и сосании груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

В сутки получается всего 15-25 прикладываний. Из них около12-15 полноценных кормлений и около 8-10 прикладываний к груди, когда малыш не насыщается, а просто теребит и слегка посасывает грудь, необходимых ребенку для ощущения психоэмоционального комфорта. К 25-30 дню мамы довольно часто замечают, что ребенок начал более часто и обильно срыгивать, что, как правило, связано с приходом зрелого молока и является возрастной нормой. В течение первого месяца жизни мать и ребенок приспосабливаются друг к другу и обучаются кормлению грудью. Мать должна правильно подавать ребенку грудь, что бы обеспечить полноту захвата ареолы, фиксировать его головку при кормлении, чтобы он не сползал на сосок, не травмировал грудь и полноценно наедался. Кроме этого следует научиться кормить ребенка в удобной позе, что обеспечивает продолжительное кормление и хороший отток молока. Необходимо также помнить, что сон ребенка в этом возрасте не является препятствием к грудному вскармливанию. Если матери необходимо приложить малыша к груди, ей не следует дожидаться его пробуждения или будить его, просто надо предложить ему грудь и он обязатель но возьмет ее, продолжая при этом спать.

Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут- 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыш, как правило, нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения. К этому времени грудные младенцы прибавляют в весе от 1 до 2,5 кг и вырастают на 5-7 см. Они пока еще не выглядят полненькими крепышами с перевязочками, но уже довольно заметно округляются.

Работа пищеварительной и выделительной системы. Остаются срыгивания, частый стул (от 3 до 6-7 раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15-20 минут). Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпается, чтобы его высадили. Иногда бывают неудачи, но уже ясна тенденция: контролируемое или нет мочеиспускание. Стул может быть как частым 5-8 раз, так и редким 1-2 раза в день и даже через день. У малышей этого возраста стул бывает, как правило, именно во время кормления. К исходу второго месяца жизни у ребенка формируется устойчивая привычка брать и сосать грудь. Он хорошо открывает рот, и матери остается только своевременно и глубоко внести грудь в рот малыша. Во время кормления ребенок смотрит в глаза матери, внимательно рассматривает ее лицо, пристально изучая его. Иногда во время кормления ребенок выгибается и откидывает голову, стараясь таким образом выразить свои положительные эмоции, возникающие во время кормления и зрительного контакта с матерью.
Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.

Вскармливание исключительно грудное по требованию. Устанавливается режим кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становиться наполненным. Теперь он выглядит как молочный младенец с перевязочками. К этому времени грудные дети могут набрать в весе 5,5 – 7,5 кг, при исходном весе 3-5 кг.

У малыша значительно реже появляются срыгивания, налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3 дня или в 2-7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Сохраняются частые мочеиспускания в период бодрствования – через 10-25 минут.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Как правило, трех месячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. К этому возрасту ожидая материнскую грудь они начинают проявлять несколько больше терпения, чем было раньше, но все еще не стоит его испытывать. С этого возраста поза при кормлении уже не имеет значения. Примерно в три месяца наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления кладет ручки на мамину грудь, что для мамы очень приятно. Но есть и огорчительный момент, который часто бывает мамам непонятен: ребенок во время кормления выгибается, упирается в маму ручками и ножками, как бы отталкиваясь от нее, хлопает по маме руками и бьет ногами. Многим матерям кажется, что ребенок начинает отказываться от груди и бороться с ним. Особенно много неприятностей переживают те матери, которые не умеют правильно поддерживать голову ребенка во время кормления и не научились кормить в удобной позе. Иногда ребенок начинает сжимать грудь деснами и отвлекаться от груди, будто важничая. Это первые действия ребенка, направленные на отделение своего “я” от “я” матери, которые помогают ему понять, что мать и он это не одно и тоже – они чувствуют по–разному и по-разному себя ведут.

Вскармливание исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди во время бодрствования и у него появляется довольно точный режим кормлений. В сутки примерно 10-14 кормлений, включая ночные. В этом возрасте у малышей стул может начать появляться 1 раз в 2-4 дня, что при исключительно грудном вскармливании является нормальным явлением.

С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение прикорма. Пищевое поведение. Если мать берет с собой ребенка за стол во время еды, малыш начинает следить за процессом поглощения пищи. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления ребенок теребит материнскую грудь ручками, мнет ее. Прикладываясь к груди, он широко открывает рот и довольно долго может сидеть с открытым ртом, ожидая, что в него сейчас вложат грудь. В процессе кормления младенец начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Реакция матери на подобные действия ребенка должна быть адекватной: мать должна вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Бурная реакция матери испугает ребенка, а нарочитое терпение заставит думать, что его действие не вызывает у матери никаких переживаний и можно продолжать так делать и дальше. Обычно ребенок делает две попытки: первая попытка является пробной, а вторая проверочной, которую можно прокомментировать следующим образом: “правильно ли я понял, что тебе это неприятно?”. Как правило, при адекватной реакции матери до третьей и четвертой попытки дело не доходит, но если мать прореагировала неправильно, ребенок может повторить свой опыт. Кроме этого ребенок во время кормления начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь – никуда не денется. Эту возрастную особенность поведения ребенка матери часто принимают за отказ от груди, тем более, что у малыша именно в это время уменьшается число дневных кормлений и становятся более выраженные кормления, связанные со сном.

Однако, отвлечения ребенка от груди – это очень важный момент поведения, который маме следует поощрять. Когда малыш отвлекается от груди, нельзя забирать у него грудь, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.

5 месяцев

Вскармливание. Исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. В этом возрасте у малышей может быть 6-10 дневных кормлений и 2-4 ночных, в общем 9-14 кормлений в сутки.

Работа пищеварительной системы. Срыгивания становятся единичными. Стул появляется 2-3 раза в день или 1 раз в 2-7 дней в виде однородной сметанообразной массы или как кислый стул. Сохраняются частые мочеиспускания через 15-40 минут.

Пищевое поведение.

Если мать берет ребенка с собой за стол, то он может проявить активный интерес к пище взрослых. Как правило, этот интерес совпадает с формированием у малыша навыка захватывать и удерживать предметы. Так находясь за столом, ребенок тянется к маминой ложке, тарелке или чашке и настаивает на том, чтобы ему дали их схватить и засунуть в рот. Поначалу младенец удовлетворяется отданной ему ложкой, не бьющейся или кружкой, и не проявляет желания пробовать продукты. чашкой Если ребенок проявил активный пищевой итерес значит, наступило время первых педагогических прикормов.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

В этом возрасте дети отвлекаются от груди, делая вид, что им интересны все происходящие события. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2-3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок всегда, находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

6 месяцев

Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу справиться с новой пищей, которую он пробует. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования малыша можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 6-8 дневных кормлений и 3-4 ночных.

Пищевое поведение.

Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и введения педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Это знакомство происходит за столом, когда мать садится есть и берет малыша с собой. Пока мать ест, она может дать ребенку облизать ее ложку, смоченную супом, щами или чаем, попробовать крошку хлеба, каши или котлеты. Помимо таких микропроб, распространяющихся на все продукты, которые ест мать, ребенок за столом продолжает орудовать собственной ложкой и кружкой. Кроме этого в качестве педагогического прикорма ребенку можно дать помусолить сухарик, баранку, твердое яблоко, галетное печенье, куриную очищенную косточку, морковку, капустный лист с крупной твердой жилкой и т.д.

Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, заменяющих грудные кормления и восполняющие энергозатраты организма – ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, это хорошо заметно, поскольку ребенок не стремиться наесться даже понравившимся продуктом. Поэтому проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство неполноценности состава молока, или его нехватки. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье, и адаптироваться к их употреблению. Пищевой интерес ребенка этого возраста можно определить как начало экскурсии по знакомству с пищевым рационом своей семьи.

Работа пищеварительной системы.

С появлением педагогического прикорма может измениться стул ребенка и частота его появления. Уходит в прошлое счастливое время, когда стул у ребенка появлялся 1 раз в 4-7 дней, теперь он может появляться ежедневно 1 раз в день. Возможно также появление стула 2-3 раза в день.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее, обеими руками мнет грудь и теребит что-нибудь на матери. Так проявляется постепенное усвоение ребенком того факта, что он и мать – это разные существа. Малыш начинает менять позу при кормлении по своему усмотрению. Когда мать собирается дать ему грудь, он открывает рот и довольно долго с широко открытым ртом ждет, когда мама, наконец, даст ему грудь.

7 месяцев

Вскармливание грудное вскармливание с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Основной период сосания ночью. Режим кормлений остается прежним: 6-8 дневных и 3-5 ночных.

Пищевое поведение.

Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Когда мать берет малыша с собой за стол, у них происходит соревнование, заключающееся в следующем. Мать должна устроиться таким образом, чтобы съесть свою порцию еды, и в тоже время, чтобы ребенок, находящейся с ней за столом, не разбросал еду, не затащил в рот слишком много и не подавился, не съел больше, чем ему необходимо для знакомства с новыми продуктами и адаптации к ним. На этом этапе формирования пищевого поведения ребенка мать должна уметь корректно забирать у ребенка ложку или чашку, которые он отбирает у нее, заменять их, очищать его рот, если он взял слишком большой кусок пищи, поить его из чашки и кормить из ложки.

Работа пищеварительной системы.

В связи с активным знакомством с новой пищей стул у малыша появляется 1-2 раз в день или через день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или вечером. Практически полностью исчезают срыгивания.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Наступает очередной этап отделения своего “я” и малыш может повторить опыт, который он проделал в четыре месяца, т.е. он вновь может во время кормления прикусывать мамину грудь. Реакция мамы на подобные действия малыша, как говорилось выше, должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Ни в коем случае мать не должна терпеть, или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция может испугать ребенка, и он начнет ее бояться, а нарочитое терпение дезориентирует малыша – он не сможет понять, какие ощущения в этой ситуации она испытывает. С этого возраста во время кормления ребенок упирается а маму ногами и высоко закидывает их, мнет мамину грудь и довольно часто меняет позу, поэтому маме следует приспосабливаться к постоянному изменению поз малыша.

8 месяцев

Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 2-5 раз. У него появляется устойчивый период почти непрерывного сосания пред пробуждением с 3 до 8 часов, который длится 2-4 часа.

Пищевое поведение.

В этом возрасте возможно введение первого энергетически значимого прикорма. Лучше всего ребенок этого возраста ест и усваивает молочные продукты. Несмотря на различные мнения. Отраженные в литературе, где говорится о вреде коровьего молока, дети этого возраста предпочитают употреблять в пищу молочные продукты: творог, молочную кашу, кефир, сметану, цельное молоко, йогурт и т.д. Начиная увеличивать долю прикорма в питании ребенка, мать может кормить его 1-3 раза в день, когда ест сама. Беря малыша с собой за стол, мать продолжает давать ему все пробовать, можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Желудочно-кишечный тракт ребенка пока еще не может самостоятельно справиться с новой пищей. Материнское молоко помогает ему усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Грудное вскармливание помогает в усвоении новых продуктов питания и облегчает переход ребенка на новую пищу.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Малыш может начать щипаться (в частности, мамину грудь), если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения своего “я” от матери. В процессе этого осознания он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появилась потребность приложиться. Во время дневных кормлений малыш упирается в маму руками, будто отталкиваясь от нее, и ногами, пытаясь встать. Более того, он может, продолжая сосать грудь и упираясь в маму руками, подняться на ноги и стоять в полусогнутом состоянии, мерно раскачиваясь из стороны в сторону. Таким образом, во время кормления малыш принимает самые разнообразные позы и меняет их, не прекращая сосать грудь. Такое поведение под грудью является возрастной нормой. Маме остается только умиляться достижениям своего чада и показывать окружающим “какой он молодец” и как замечательно усовершенствовались его навыки сосания груди.
9 месяцев

Вскармливание и работа пищеварительной системы.

В этом возрасте практически ничего не изменяется по сравнению с предыдущим месяцем. Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию связанные со сном. Во время кормления ребенок свободно меняет позы и теребит сосок второй маминой груди. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что сейчас у него активно развивается аппарат жевания (зубы и челюсти) и для полноценного развития требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.п.
10 месяцев

Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. В этом возрасте у малыша могут участиться прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений грудью и примерно столько же прикладываний по разным поводам. Это учащение особенно заметно, если ребенок уже начал ходить с опорой или самостоятельно. Иногда малыши этого возраста прикладываются к материнской груди столько же раз, сколько раз они подходят к матери, т.е. каждые 15-30 минут. В ночное время присутствуют 2-4 полноценных кормления, наиболее активный период сосания сохраняется в утреннее время перед пробуждением в период с 3 до 8 часов утра. В течение дня помимо кормлений грудью и прикорма он постоянно что-то жует и пробует пищу со стола, когда едят все старшие члены семьи, а не только мать.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет. Но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может вынимать рукой грудь изо рта и вставлять ее обратно, а также произвольно менять позу по своему усмотрению. Теперь он может сосать грудь из самого невероятного положения. Наиболее “шокирующе” смотрится кормление, когда малыш, продолжая сосать грудь, становится к матери на колени, выпрямляет ноги, и мерно раскачивается. Это поведение характерно для возраста полного освоения ребенком навыков грудного вскармливания и оно сохраняется примерно до 1,5 лет.
11 и 12 месяцев

Вскармливание и пищевое поведение.

nimfa-mama.narod.ru/pischevoe_povedenie.html


Чем кормить ребенка, когда молока из груди или смеси уже недостаточно для полноценного развития подрастающего детского организма? Прикормом. Что это такое? Дополнительная пища, отличная от питания новорожденного малыша. Это постепенное знакомство с продуктами из рациона взрослых. Главная цель первого прикорма – именно знакомство с новой пищей. Основное питание в этом периоде – это по-прежнему молоко или смесь. Только ближе к году ребенок должен полностью или почти полностью перейти на взрослое меню.

Когда надо прикармливать малыша?

Точка зрения современной педиатрии такова: до исполнения 6 месяцев малышу, который кормится грудным молоком, не нужно никакого другого питания и даже жидкости. Кормление новорожденного ребенка молоком матери полностью удовлетворяет все его потребности. Исключение составляют случаи, когда у матери недостаточное количество молока. Дети-искусственники могут получать прикорм раньше.

К возрасту 4-6 месяцев малыш должен получать большее количество витаминов, микроэлементов, пища должна стать более калорийной. Ребенок растет, двигается, развивается его мозг и нервная система. На все это организму приходится затрачивать все больше энергии. Кормление деток второго полугодия жизни кардинально отличается от кормления новорожденных.

Получение новой, более плотной пищи приучает ребенка к жевательным действиям. В этот процесс включаются все внутренние органы пищеварения, начинает активно работать система, продуцирующая ферменты для переработки новых продуктов.

Если предложить ребенку продукт из нового меню раньше, чем рекомендует специальная схема ввода прикорма, он не будет усваиваться, так как система пищеварения у новорожденных еще не работает отлажено и четко, организм не готов принять новый вид пищи. Это чревато такими неприятностями, как колики, понос, запор, рвота, развитие дисбактериоза, аллергических реакций. Ранний прикорм способен нанести необратимый ущерб ребеночку, создав ему почву для проблем со здоровьем в будущем.

Если таблица меню, которому вы следуете, характеризуется более поздним введением прикорма, это также может иметь последствия: у ребенка не будут вовремя сформированы навыки жевания и глотания плотной пищи, организм привыкает к жидкому молоку или смеси и будет отторгать другой вид питания. К тому же, на здоровье малыша и его развитии будет сказываться недостаток полезных питательных веществ, которые содержатся в продуктах прикорма. Особенно частым бывает дефицит железа, ведущий к анемии и отставанию от нормы ростовых показателей.


Готовность малыша к прикорму

Вводить или не вводить прикорм малышу в тот или иной срок и следовать ли рекомендациям из таблицы, составленной педиатрами для «среднего» ребенка, должна решать мама, учитывая особенности своего малыша и прислушиваясь к мнению наблюдающего его врача.

Оценить степень готовности вашего ребенка к принятию новой пищи поможет следующая схема показателей.

  • Масса тела. Малыш должен набирать вес в соответствии со своим ростом и возрастом. Для контроля над этими показателями существует специальная таблица с указанием норм веса и роста. В обратном случае ребенку необходимо вводить дополнительное питание.
  • Способ кормления ребенка до момента планируемого введения прикорма. Искусственники нуждаются в более раннем прикорме.
  • Сытость ребенка. При отсутствии полного насыщения после кормления из-за недостатка молока у матери малютке показано более раннее введение в его меню взрослой пищи.
  • Наличие у ребенка любопытства к еде взрослых членов семьи и стремления попробовать эту еду.
  • Сформированность глотательных механизмов для проталкивания в пищевод продуктов питания более плотной консистенции, нежели молоко или жидкая смесь. В противном случае малыш может поперхнуться.


Основные принципы введения прикорма

  1. Консистенция вводимого прикорма должна постепенно меняться. Схема такова: сначала это будет кормление пищей в жидком виде, потом в виде однородной кашицы без комочков, затем с маленькими непротертыми частичками, и в итоге надо перейти на пищу с присутствием средних кусочков. Такой плавный переход стимулирует развитие жевательных и глотательных навыков.
  2. Новую пищу надо предлагать в очень малых объемах (меньше половины чайной ложки), постепенно увеличивая ее количество до рекомендуемой нормы. Результатом будет одно полноценное кормление вместо привычной порции смеси или грудного молока.
  3. Нельзя вводить в меню одновременно несколько новых продуктов питания. Ребенок сначала должен адаптироваться к одному из них, только потом надо пробовать другой.
  4. Предлагать прикорм следует голодному ребенку, а потом продолжать кормление грудью или смесью.
  5. Если при употреблении в пищу ребенком нового продукта возникли аллергические реакции, стоит временно отказаться от него. Повторить попытку можно примерно через месяц.
  6. Новое блюдо дают попробовать только малышу, который здоров. График проведения прививок не должен совпадать с графиком введения прикорма.
  7. После начала прикармливания все время надо следить за реакцией организма на новую пищу. Продолжать вводить продукт, который вызвал запор, понос, рвоту, не стоит. Надо выждать немного времени и осторожно попробовать еще раз, увеличивая объем нового продукта только в случае стабилизировавшейся работы пищеварительной системы.

Давать прикорм ребеночку лучше в первой половине дня, когда он выспался после ночи, весел, бодр и настроен благосклонно вытерпеть все ваши эксперименты с меню. Это даст вам возможность увидеть реакцию организма малыша на новое блюдо до наступления вечера. Если что-то пошло не так, вы сможете избежать бессонной ночи, приняв необходимые меры.


Что предложить вначале?

Если малыш отстает в весе, у него случаются поносы, стоит начать прикорм с каши. В случае с детьми, страдающими задержкой стула или излишней полнотой, лучше приступить к прикорму с овощного пюре.

Если вы даете в качестве первого прикорма овощи, можно купить готовый продукт в магазине, где на сегодняшний день имеется широкий выбор детского питания. Можно изготовить овощное пюре в домашних условиях, что не составит для вас никакого труда.

Сначала надо угостить малыша каким-либо одним видом овощей, после полного привыкания приступайте к другому. Когда ребенок усвоил различные виды, можно попробовать добавить в его меню блюдо из нескольких овощей (многокомпонентное пюре).

Первый овощ, который попробует малютка, выберите на свой вкус: брокколи, кабачок, возможно, тыква или цветная капуста. Но только не картофель. Высокое содержание крахмала, способного вызвать аллергическую реакцию, отодвигает знакомство с этим корнеплодом на более поздний срок. И в дальнейшем, когда вы уже приучили кроху к картофелю, не стоит злоупотреблять им, желательно добавлять его в овощное пюре в маленькой дозе.

Если первым прикормом в меню вашего малыша стала каша, лучше начать с рисовой, гречневой или кукурузной. У ребенка подолгу отсутствует стул? Начните давать ему гречку. Присутствуют признаки диатеза? Предложите кукурузу или рис. Разводить кашки поначалу надо водой, затем половинным молоком (вода плюс молоко в равном соотношении). Можно для этих целей брать специальные смеси для деток в возрасте после полугода.

Не спешите угостить малютку манкой. В ней содержится глютен, который может плохо отразиться на здоровье крохи. Непереносимостью глютена страдают даже некоторые взрослые. Связано это с нехваткой в организме специальных ферментов для расщепления этого белка.

Готовую кашу можно также приобрести в магазине. Если вы предпочитаете готовить все сами, вот несколько рекомендаций по приготовлению детской кашки своими руками.

  1. Выбранную для каши крупу надо тщательно вымыть.
  2. Затем перемолоть в миксере.
  3. Варить надо на воде с дальнейшим добавлением смеси (для искусственников) или грудного молока, которое надо заранее сцедить (для кормящихся грудью). Альтернативный способ: сваренную крупу развести женским молоком или смесью, измельчить при помощи сита, затем снова вскипятить.


Вводим остальные продукты

После благополучного старта при помощи каши или овощного пюре можно перейти к дальнейшему освоению «взрослого» меню.

  • Творог и желток.

Эти продукты должны присутствовать в рационе ребенка только во втором полугодии жизни. Более ранний прикорм такой пищей может вызвать аллергию (из-за присутствия в ней нового белка) и расстройство пищеварения. Начинать давать нужно с осторожностью в малых количествах.

Куриный желток надо сварить вкрутую, перетереть и смешать с маминым молоком, кашей или пюре из овощей. Начинать надо с нескольких крошечек и постепенно увеличить до 0,5 желтка (давать не чаще двух раз в неделю). После года можно предлагать по половинке каждый день.

Обычный творог, купленный в магазине, не подходит для питания малыша. Есть специальный детский творожок, предназначенный для кормления маленьких детей. Если такой отсутствует в продаже, можно приготовить его своими руками дома.

Полстакана нежирного кефира проварить на водяной бане в течение пяти минут. Образовавшуюся густую смесь слить на кусок марли. Когда лишняя жидкость стечет, полученный творожок можно остудить и дать ребенку. Из 100 г кефира можно приготовить 50 г детского творожка.

  • Мясо.

Детям до 12 месяцев в качестве прикорма можно предложить перетертое мясо птицы (индейка, цыпленок), а также телятину, говядину, крольчатину, конину, оленину, язык, свинину (нежирную). К концу первого года жизни можно приготовить для малыша фрикадельки или . Очень хорошо многие детки едят консервированное мясное пюре, которое можно найти на прилавках магазинов. Продается оно в металлической и стеклянной таре.

Куриное мясо иногда способствует возникновению аллергии. Осторожность не помешает и при употреблении в пищу телятины для малыша, который страдает непереносимостью коровьего молока.

Супчики для деток первого года жизни надо готовить на овощных бульонах. Мясной бульон нельзя использовать для этих целей, так как при варке мяса выделяются особые вещества – пурины (их влияние на организм ребенка нельзя назвать положительным).

  • Кефир.

Лучше вводить на вечерний прием пищи (также поступаем с творогом). Для детей до года надо покупать специальный детский кефирчик, взрослый продукт не подойдет. Можно заменить кефир кисломолочной смесью для малышей возраста старше 6 месяцев. Если новое питье не понравилось крохе, заставлять пить кефир не надо. Предложите напиток позже, когда ребенок станет старше, – возможно, его вкусовые пристрастия с возрастом поменяются.

Если начать давать кефир в раннем возрасте (до полугода), можно спровоцировать нарушения кислотно-щелочной среды в детском организме, а также создать чрезмерную нагрузку для неокрепших почек.


  • Фрукты.

Соки и пюре из фруктов – особая тема для разговора. Когда-то схема введения новых продуктов в рацион ребенка до года была другой: педиатры советовали начинать первый прикорм с соков и фруктов. Скобленое свежее яблочко или банан рекомендовали для прикорма уже в возрасте трех или четырех месяцев. Современные специалисты по детскому питанию утверждают, что с фруктами стоит подождать. Почему? Овощи для детей более ценны по своим питательным и витаминным свойствам, чем фрукты. Они в большей степени способны обеспечить малыша необходимой энергией. А соки к тому же способны негативно воздействовать на органы пищеварения (колики, поносы, повышенное газообразование). От фруктов чаще возникает аллергия.

Вводить этот вид прикорма лучше ближе к году. Соки сначала можно развести с водой наполовину. Пюре давать после полного привыкания к соку. Начинать лучше с яблочного сока (из сладких сортов). Ягоды и тропические фрукты можно оставить на более поздний срок (после года).

  • Рыба.

К рыбе приучают так же, как и к любому новому продукту. После 9 месяцев малышу можно предлагать нежирные вид рыбы (хек, минтай, камбала, судак, треска, сайра), чередуя ее с мясными блюдами. Таким образом, рыбное пюре появится в меню малыша два раза в неделю.

  • Мучные изделия.

Хлеб малышу до года дают только белый. Можно также предложить печенье (специальное для маленьких детей, которое быстро растает во рту). Есть хлеб и печенье ребенок может с появлением первых зубов. Чтобы кроха не подавился, обязательно контролируйте процесс еды, не оставляйте малыша с печеньем без присмотра.

Таблица

Ориентировочная таблица кормления ребенка до 12 месяцев, содержащая рекомендуемые нормы продуктов:

Возраст, продукты 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10 месяцев 11 месяцев 12 месяцев
Пюре из овощей, г 10-140 100-160 150-170 180 180-200 180-200 200
Каша без молока, мл 10-160 150-180 180-200 200
Сухарики и печенье, г 3-6 5-6 5-6 5-6 10 10
Белый хлеб, г 5 5 5 5-10 10
Масло растительное, мл 1-3 3-5 5 5 5 5
Масло сливочное, г 1-3 3-5 3-5 5 5
Пюре из мяса, г 10-20 20-60 50-70 70 70-80
Каша с молоком, мл 180 180-200 180-200 200
Детский кефир, мл 10-20 20-50 100 150-200
Творожок, г 10-20 30 40 50
Куриный желток, шт. 0,25 0,25 0,5 0,5
Пюре из рыбы, г 10-40 50 50-60
Пюре из фруктов, г 5-50 50-60 70-80 100
Сок, мл 10-30 50-60 80

Благополучие ребенка первого года жизни во многом зависит от питания , т. к. в это время идут интенсивные процессы - процессы роста, формирования и совершенствования многих органов и систем, и пр. Правильная организация вскармливания детей, начиная с первых днейжизни, является одним из наиболее важных факторов в системе всегокомплекса профилактических мероприятий, направленных на укрепление ихздоровья, снижение заболеваемости и смертности. Ошибки, допущенныевзрослыми в организации питания ребенка, могут сказываться на состоянииего здоровья в течение всей жизни.

Врачи, как правило, рекомендуют не менее 9 месяцев вскармливатьребенка грудным молоком, которое содержит в оптимальных количествах инужных соотношениях всё необходимое для его жизни и развития: белки,углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества, гормоны, ферменты имногое другое. По химическому составу и биологическим свойствам оно неимеет себе равных и в наибольшей степени соответствует потребностямребенка. Немаловажно, что ребенок высасывает молоко из груди теплым истерильным. К тому же психологическая совместимость и понимание междуматерью и ребенком не только быстрее устанавливаются при грудномвскармливании, но и остаются более прочными спустя многие годы.Наконец, кормление грудью весьма благоприятно и для самой матери, т. к.способствует ускоренной нормализации ряда функций организма и вконечном счете благотворно действует на ее здоровье.

В первые четыре месяца жизни малыша прикладывают к груди через 3,5часа с 6,5-часовым перерывом ночью, т. е. 6 раз в сутки. Ослабленныхдетей, у которых сосательная активность значительно снижена, в течение1-го месяца жизни можно кормить 7 раз в сутки, т. е. через 3 часа сшестичасовым ночным перерывом.

К концу месяца длительность промежутков между кормлениями постепенноувеличивают и переходят на 6 кормлений в сутки. Начиная с 5-го месяца идо 1 года малыша кормят 5 раз в сутки с 4-часовыми интервалами.Соблюдение такого режима питания очень важно для нормальнойдеятельности желудочно-кишечного тракта ребенка, поскольку здесь учтеновремя, необходимое на переваривание пищи и время на отдых. Однако втечение суток пищевая активность малыша неодинакова, поэтому вместострогого («по часам») режима допускается режим частично свободноговскармливания, при котором отклонения в ту или иную сторону отопределенных часов кормления могут составлять 30 минут.

Суточный объем пищи в миллилитрах, необходимый здоровому ребенку сосредней массой тела при рождении 3300-3700 г, составляет в возрасте от10 дней до 2 месяцев 1 /5 массы тела в граммах (600-800 мл), от 2 до 4 месяцев - 1 /6 массы тела (800-1000 мл), от 4 до 6 месяцев - 1 /7 массы тела (900-1000 мл), от 6 до 9 месяцев - 1 /8 массы тела (1000-1100 мл) и к концу первого года жизни - 1 /8- 1 /9 массы тела (1000-1200 мл).

Часто дети удовлетворяются меньшим количеством молока и при этомнормально прибавляют в весе; в большем количестве молока, чем указановыше, ребенок не нуждается. Для здоровья ребенка перекорм непредставляет большой опасности; чаще всего он срыгивает излишки. Ноиногда при этом появляются запоры, ребенок становится неспокойным,кричит, плохо спит. Не докармливать ребенка тоже не следует. Надозапомнить правило: «Корми ребенка досыта, а если он срыгивает, тоуменьши продолжительность кормления». Каждые 7-10 дней ребенканеобходимо взвешивать для проверки количества высасываемого молока иприбавления веса. Это нужно для того, чтобы определить момент, когдаребенок начинает недоедать.

Докорм ребенка проводится при недостаткематеринского молока донорским женским молоком или детскими молочнымисмесями (даются из ложечки или из бутылочки через соску только послегрудного кормления). Когда докорма требуется немного, его можно даватьпосле всех или нескольких грудных кормлений, причем лучше из чайнойложки. Если же количество докорма сравнительно велико (например, 1 /3- 1 /2общего суточного объема пищи), то на несколько кормлений можно в полномобъеме использовать только докорм из бутылочки через соску, оставив вто же время не менее, 3 грудных кормлений, чтобы предотвратить полноеисчезновение молока.

Прикорм при грудном вскармливании впервые вводитсяв рацион ребенка на 5-м месяце жизни, когда малышу уже не хватает техпитательных веществ, которые поступают с материнским молоком. Густой поконсистенции прикорм является тем промежуточным продуктом, которыйподготавливает переход грудного ребенка от потребления жидкой пищи кболее плотной и твердой. Новую пищу ребенку дают перед кормлениемгрудью постепенно, начиная с малых количеств (1-2 чайные ложки). Еслиребенок хорошо перенес первый пробный прикорм, то количество егопостепенно увеличивают с каждым днем на 1-2 чайной ложки, чтобы через7-10 дней можно было полностью заменить одно грудное кормление новойпищей. В качестве первого прикорма рекомендуется использовать овощноепюре из моркови, кочанной и цветной капусты, свеклы, томатов, кабачков,тыквы, картофеля (последний не должен превышать половины общего объемаблюда). Для приготовления овощного пюре нарезанные мелкими кусочками иотваренные овощи дважды протирают через мелкое сито и в полученнуюмассу добавляют молоко или овощной отвар (до получения консистенциигустой сметаны), 1 чайную ложку растительного масла, а такженеобходимое количество яичного желтка, сваренного вкрутую. Яичныйжелток входит в рацион малыша как дополнительное питание с3,5-месячного возраста. К концу 5-го месяца жизни одно молочноекормление полностью заменяют овощным пюре, количество которогопостепенно доводят до 150 г. На 6-м месяце ребенку начинают даватьвторой прикорм - кашу из гречневой, овсяной, рисовой, манной крупы,которую вводят в рацион малыша постепенно. Еще через месяц меню ребенкапополняют мясным бульоном с сухариками, который через 1-2 неделизаменяют овощным супом на мясном бульоне. К концу 7-го месяца малышуможно дать отварное нежирное мясо кур, цыплят, индеек, телятину,говядину (вместе с мясом целесообразно использовать субпродукты -печень, язык, мозги) в виде фарша или пюре, на 10-м месяце жизни -фрикадельки, на 11-12-м - пудинг, паровые котлеты, тефтели. Дляприготовления этих блюд можно использовать и рыбу: треску, хек, судака.К концу первого года 1 раз в неделю молочную кашу целесообразнозаменять отварной вермишелью или молочной лапшой.

Если вместо грудного молока (при искусственном вскармливании или вдополнение к нему) используют адаптированные молочные смеси, то всевиды прикорма вводят в рацион малыша в те же сроки, что и при грудномвскармливании, при использовании неадаптированных молочных смесей - на2-3 недели раньше.

Следует помнить, что у грудного ребенка еще слабый желудок, можнолегко вызвать расстройство пищеварения, поэтому требуется особаякулинарная обработка пищи. Пища дается в вареном и размельченном виде.Детям этого возраста нельзя давать жареные мясо и картофель, обычныеконсервы, сосиски, колбасу, острые приправы, натуральный кофе и какао,конфеты и шоколад, а также переводить их на общий семейный стол безучета возрастных особенностей. Не следует кормить ребенка насильно,предлагать ему между кормлениями хлеб, печенье, соки, фрукты. Полезноубеждать, что пища вкусная (даже в раннем возрасте ребенок понимаетмимику и интонацию), проявляя терпение и настойчивость при введенииновых блюд.

С 8-9 месяцев, когда ребенок научится самостоятельно садиться, егоудобно кормить, посадив на специальный высокий стульчик с выдвижнымстоликом. С 7-8 месяцев надо приучать пить из чашки, а с появлениемзубов - к более плотной пище.

Соки и фруктовое пюре

Овощные, фруктовые и ягодные соки вводят в питание малыша с концапервого - начала второго месяца жизни, фруктовое пюре - с 1,5 месяца.Первым используют яблочный сок, затем черносмородиновый или вишневый. С3-го месяца можно использовать сливовый, клюквенный, персиковый,абрикосовый, айвовый, морковный, свекольный, черничный, брусничныйсоки, с 4-го - гранатовый, клубничный, земляничный, апельсиновый,мандариновый, томатный, лимонный. Последние следует назначать оченьосторожно, т. к. они нередко вызывают аллергические реакции и поэтомупротивопоказаны при экссудативном диатезе. Особенно часто эти реакциивозникают от виноградного сока, его вообще не рекомендуется даватьребенку первого года жизни. Фрукты и овощи, используемые дляприготовления соков, должны быть свежими, зрелыми и целыми, без пятен ицарапин. Как и всякий новый продукт, сок назначают осторожно ипостепенно, начиная с 5-6 капель на первый прием. На 2-м месяце жизниребенку необходимо до 30 мл сока в сутки, в 6-7 месяцев - 60 мл, кконцу года - 90-100 мл. Суточную дозу можно дать в несколько приемов,причем в конце кормления, т. е. после основной еды. Так же постепенновводят и фруктовое пюре (готовят из свежих яблок, груш, персиков,айвы), необходимое количество которого в граммах равно принимаемомуребенком объему) сока в миллилитрах.

Детские молочные смеси

Лучшие из них по своему химическому составу в значительной степениприближены к женскому молоку, но не являются абсолютно полноценными егозаменителями. Различают неадаптированные и адаптированные детскиемолочные смеси. Молочная основа последних в процессе изготовленияподвергается специальной обработке, в связи с чем адаптированные смесипо своему составу максимально приближены к женскому молоку. Кроме того,смеси обеих групп могут быть либо сладкими, либо кислыми(ацидофильными). Их выпускают в сухом или жидком виде. Принеобходимости назначения ребенку заменителя женского молока в первуюочередь нужно использовать ацидофильные смеси «Малютка», «Малыш», приих отсутствии - сладкие адаптированные молочные смеси «Малютка»,«Малыш», «Детолакт», «Виталакт», «Ладушка» и др.

Неадаптированные молочные продукты используют лишь тогда, когдаадаптированных нет или ребенок их не переносит (рвота, понос,аллергические реакции), причем в первую очередь необходимоориентироваться на кисломолочные смеси.

При возможности выбора между сухой и жидкой формами продуктапредпочтение следует отдавать жидкой. Это связано с тем, что прииспользовании даже самых щадящих способов высушивания молочной основынекоторые ее полезные свойства безвозвратно утрачиваются. Помимо этого,при восстановлении сухой смеси в домашних условиях концентрацияротового к употреблению жидкого продукта нередко значительно отличаетсяот необходимой, в основном превышая ее, что ведет к перекорму ребенка испособствует возникновению нарушений в деятельности желудочно-кишечноготракта.

Консервы для детского питания

Детские молочные смеси - первые консервированные продукты в питанииребенка раннего возраста. Наряду с ними выпускается ряд другихспециальных консервов для детского питания: фруктовые и ягодные соки(осветленные используют в питании детей первых 3 месяцев жизни, соки смякотью - с 4-го месяца) и фруктовые пюре, по вкусовым свойствам ипищевой ценности не уступающие мякоти тех плодов, из которых этиконсервы изготовлены; овощные консервы, сухие каши, гомогенизированные(тонкоизмельченные), пюреобразные (тонкоизмельченные икрупноизмельченные) мясные консервы на основе мяса птицы, говядины,телятины или субпродуктов. Для улучшения минерального состава внекоторые консервы вводят пресный творог.

Категорически запрещается включать в рацион ребенка первого годажизни обычные рыбные консервы, т. к. содержащиеся в них консерванты иразличные пряности легко вызывают у малыша расстройство пищеварения.

Предпочтительнее искусственного, но не у всех женщин есть возможность кормить ребенка грудью. В таких ситуациях необходимо получить консультацию педиатра, чтобы выбрать наиболее подходящую молочную смесь для малыша, соответствующую его возрасту и состоянию здоровья.

Преимущества и недостатки искусственного питания

Многие малыши с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, и с каждым годом их количество увеличивается. Рост процента «искусственников» напрямую связан с ухудшением экологии, неправильным питанием взрослого населения, влияющим на состояние здоровья, а также с отсутствием возможности у матерей находиться постоянно рядом с детьми. В питании новорожденного ребенка молочными смесями есть, пожалуй, одно единственное преимущество — такого малыша не придется переводить с грудного вскармливания на искусственное и его организму не нужно будет перестраиваться на новый состав питания. В том случае, если у матери есть выбор между искусственным и естественным вскармливанием, прежде чем начать кормить ребенка молочными смесями, ей нужно ознакомиться с их положительными и отрицательными сторонами:

Плюсы

  • Возможность оставлять ребенка с родственниками или няней из-за занятости;
  • В случае достаточно просто заменить молочную смесь на более подходящую, а не искать причину в собственном рационе;
  • Возможность видеть количество выпитой ребенком смеси из бутылочки. Кормящая грудью женщина может узнать о недостающем количестве молока только в случае недобора веса малыша;
  • Частота кормлений реже, чем при естественном вскармливании. Дело в том, что грудное молоко переваривается организмом ребенка намного быстрее молочной смеси.

Минусы

  • Отсутствие в молочной смеси особых ферментов, содержащихся только в материнском молоке. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, намного чаще встречаются аллергические реакции и простудные заболевания, чем у грудничков;
  • Частое срыгивание и . С приемом пищи через бутылочку малыш заглатывает лишний воздух, который и становится причиной вздутия живота и ощущения дискомфорта;
  • Дезинфекция бутылочки и приготовление молочной смеси. Детей, находящихся на искусственном вскармливании принято кормить по определенному режиму, но у каждого младенца индивидуальная потребность в количестве и частоте приемов пищи, и зависит это от многих факторов. Внезапно проголодавшегося грудничка можно накормить намного быстрее;
  • Подбор смеси. На выбор подходящей смеси уходит время, а в случае, если она не подходит, страдает ребенок;
  • Финансовые затраты. Молочная смесь хорошего качества не может стоить дешево, а по мере взросления ребенка ее требуется все больше.

Таблица кормления молочными смесями по месяцам

Данные таблицы приблизительны. Индивидуальную суточную потребность малыша в молочной смеси вам поможет определить педиатр, следящий за набором веса ребенка.

Начало прикорма

Первый прикорм ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, можно осуществлять по достижению им 3 месяцев. Наилучший продукт для начала прикорма — яблочный сок. Начинать нужно с 0.5 чайной ложки в сутки, разбавляя его наполовину кипяченой водой. Если малыш нормально себя чувствует, можно пробовать в качестве прикорма другие натуральные соки, но не из экзотических фруктов.

При нормальной усвояемости натуральных соков, в 4-5 месяцев можно ввести в прикорм фруктовое и овощное пюре. Начинать нужно с 0,5 чайной ложки в сутки, постепенно увеличивая количество.

Через 3-4 недели после знакомства малыша с пюре, можно вводить в рацион каши (кукурузную, гречневую и рисовую). Если аллергии на лактозу нет, можно варить их на молоке. После 6-7 месяцев пищеварительная система малыша становится достаточно окрепшей, поэтому для приготовления каши можно использовать также овсяную, манную, пшеничную и ячменную крупу.

После 8 месяцев можно постепенно вводить в прикорм ребенка вареное мясо, сперва куриное и индюшиное, затем говяжье.

После 9 месяцев меню ребенка можно разнообразить вареной рыбой.

Схема прикорма




Видео: Доктор Комаровский об искусственном вскармливании

Менструация при искусственном вскармливании

Послеродовые выделения из матки естественны для каждой рожавшей женщины, и продолжаются они около 6 недель. У женщин, дети которых с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, месячные могут начаться с третьего месяца жизни ребенка, но регулярными они станут не сразу. Если после 5 месяцев после родов менструальный цикл так и не начался, или месячные слишком обильны, незамедлительно обратитесь к помощью к врачу.

Грудное молоко – это основа питания для малыша до года, а прикорм – дополнительный источник энергии, веществ и витаминов. Дополнительное питание вводится постепенно и осторожно.

Питание состоит из естественного вскармливания, т. е. маминого грудного молока. В этот период малышу пока рано давать воду, специальный детский чай и прочие прикормы.

В первые дни после родов у мамочки выделяется молозиво, которое нормализует работу пищеварительного тракта ребенка и создает иммунитет против инфекций. Маме сейчас нужно научиться правильного организовывать прикладывание ребенка к груди. Чем больше она прикладывает, тем больше выделяется молоко.

Если возможности кормить грудью нет, используйте специальные адаптированные детские смеси. Перед этим проконсультируйтесь с врачом.

2-й месяц

Меню ничем не отличается от того, что было в первый месяц. Если вы думаете, что ваш малыш не наедается, грудное молоко жидкое или жирное – проследите за тем как часто у крохи происходит мочеиспускание. Маме по-прежнему не рекомендуется вносить разнообразие в свое меню, т. к. детский желудок еще к этому не готов.

3-й месяц

Меню крохи не меняется, как и в прошлые месяцы. Малыш питается за счет естественного вскармливания. Начиная с третьего месяца мамочка может заметить, что молока вырабатывается меньше.

Чтобы избежать проблемы, рекомендуется прикладывать ребенка чаще. Несмотря на лактационный криз, не переводите малыша на смешанное или искусственное вскармливание. Питание 3-месячных детей теперь можно регулировать, т. е. кормить через равный временной промежуток.


4-й месяц

В меню 4-месячных детей потихоньку вводится прикорм, если основное питание состоит из молочных смесей. Несколько капелек сока – начальный . Повремените с дополнительным питанием, если ребенок вскармливается одним грудным молоком. Прикорм не рекомендуется вводить, если ребенок страдает аллергическими реакциями или если была проведена вакцинация, или она только ожидается.

5-й месяц

Основой меню остается мамино молоко. Дополнительное питание состоит из сока. Если малыш уже его пьет, то можете дать сок с мякотью. Такой сок стимулирует пищеварительную детскую систему работать лучше.

Разрешается постепенное и осторожное введение фруктовых пюре в меню ребенка, – половины ложечки в день крохе будет достаточно. Тщательно следите за реакцией детского организма на новые продукты. Если они негативно влияют на работу организма – отменяйте дополнительное питание.

6-й месяц

При отсутствии медицинских противопоказаний малышу в рацион вводится дополнительное питание. Пищеварительная система крохи окрепла, чтобы усваивать не только грудное молоко, но и густую, твердую пищу. Несмотря на ввод прикорма, у ребенка до года основным питанием является естественное вскармливание. Новый продукт в рацион крохи до года вводится через каждые 10 дней после предыдущего.

7-й месяц

Рекомендуется постепенное введение новых продуктов питания. Малышу разрешается давать однокомпонентные каши, а позже –молочно-крупяные. Предложите крошке говяжье мясо, предварительно сваренное и измельченное, творожок, кефир. Естественное вскармливание должно присутствовать минимум два раза в день.

8-й месяц

Питание теперь многообразно. Кормить ребенка можно кашами из более чем двух компонентов. Рекомендуются кашки со злаковыми и ягодными добавками. Варить разрешается на воде, подобранной молочной смеси или коровьем молоке.

Количество мяса в детском рационе постепенно увеличивается. Можно давать супчики на мясном бульоне.

Естественное вскармливание остается, но уже только в утреннее и вечернее время суток.

9-й месяц

Напоминаем, что естественное вскармливание присутствует в рационе малыша до года, но оно переходит во второстепенное кормление.

Рекомендуется ввод филе океанической, морской или речной рыбки. Главное, чтобы содержание жира было как можно меньше. Рыбный прикорм вводится по тому же принципу, что и предыдущие. Перед приготовлением филе тщательно проверяйте и извлекайте косточки.

Пусть малыш пробует кушать сам. Дайте ему собственную ложку.

10-й месяц

В прошлом месяце вы ввели рыбку и мясо. Теперь из знакомых для ребенка продуктов можно готовить новые интересные блюда. Из филе рыбы и мяса можно сделать фрикадельки, а из творожка – фруктовую запеканку. Вместо привычных многокомпонентных молочных кашек предложите ребенку лапшу или вермишель на молоке. Можно добавить в меню детские консервы. Но введение обычных консервов ребенку до года все еще не разрешается.

Если 10 месяцев малышу исполняется в летний период – попробуйте дать ему маленький кусочек арбузной мякоти без косточек.

11-й месяц

Блюда для малыша готовятся из овощей, фруктов, мяса, рыбы, круп, кисломолочных продуктов. Даже учитывая это, ребенку все еще не рекомендуется давать то, что едят взрослые, ведь пищеварительная система пока не сформирована должным образом. У ребенка к этому возрасту должен сформироваться четкий распорядок дня.

Естественное вскармливание пока присутствует в детском рационе.

1 год

Ребеночек уже не беспомощный младенец. Он взрослеет, и с этим рацион его питания все больше изменяется. С этого момента рекомендуется уменьшать естественное вскармливание. Однако это не обязательное условие. Некоторые мамы кормят своих малышей грудным молоком и дальше.

Постепенно переводите ребенка на четырехразовое питание. К примеру:

  • 8:00 – время завтрака. Утром рекомендуется давать любимую кашку; яичный желток, если нет аллергической реакции; фруктовую пюрешку и сок;
  • 12:00 – время полноценного обеда. Покормите малыша бульончиком; любимым овощным пюре; паровой рыбной или мясной котлеткой;
  • 16:00 – сделайте небольшой полдник. Для него отлично подойдет молочка: творожок и кефир. По желанию ребенка можно дать фруктовое пюре;
  • 20:00 – время ужинать. В качестве ужина подойдет пюре из овощей или кашка на молоке, которую рекомендуется комбинировать и чередовать. Можно дать немного специальной молочной детской смеси. Совсем чуть-чуть можете дать фруктового пюре.

Присутствие в рационе большого количества разнообразных продуктов еще не дает повода кормить годовалого ребенка наравне со взрослыми. По-прежнему некоторые продукты не приносят пользы и даже вредят здоровью ребенка.

На это стоит опираться и при подготовке стола к первому дню рождения ребеночка. Уже знакомые овощные, мясные и фруктовые блюда достаточно по-другому оформить. А праздничный торт можно сделать в виде фруктовой запеканки, где посередине будет красоваться свечка.