Обучение по программе эльконина давыдова. Система развивающего обучения эльконина - давыдова

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина -- В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия. Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Важно было установить роль и значение младшего школьного возраста в общей системе возрастов. Данная задача была решена в концепции Д.Б.Эльконина (Избранные психологические труды. М., 1989), работах некоторых других сотрудников коллектива (см.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения; Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета, 1978. N 178, и др.)

Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х -- 90-х годах XX столетия.

В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.

Ученые в своем экспериментальном исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского.

Прежде всего, были выявлены основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

  • Ш учебная деятельность и ее субъект;
  • Ш абстрактно-теоретическое мышление;
  • Ш произвольное управление поведением.

Было также обнаружено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает в работе с детьми необходимых зон их ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Необходимо было организовать (сначала в экспериментальном порядке) такое обучение младших школьников, которое могло бы создавать у них необходимые зоны ближайшего развития, превращающиеся со временем в требуемые новообразования. Такая работа начата в 1950-х гг. и продолжается этим коллективом до сих пор.

На основе соответствующих предпосылок разработана также вспомогательная теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий (В.В. Давыдов и др.).

По мнению Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии (теория учебной деятельности и ее субъекта представлена в работах В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Й. Ломпшера и др.). Осуществление детьми этой деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя.

Основные принципы:

  • Ш дедукция на основе содержательных обобщений;
  • Ш содержательный анализ;
  • Ш содержательное абстрагирование;
  • Ш теоретическое содержательное обобщение;
  • Ш восхождение от абстрактного к конкретному;
  • Ш содержательная рефлексия.

Особенности технологии.

  • * Отрицание концентрического построения учебных программ.
  • * Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
  • * Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
  • * Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.
  • * Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
  • * На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором -- проблемное обучение.

Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:

  • - принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; - преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • - моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах;
  • - преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • - построение системы частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий;
  • - оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя -- вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.

Некоторые особенности СРО Эльконина - Давыдова.

К началу 60-х гг. ХХ в. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов закончили первый цикл самостоятельных работ, посвященных изучению возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками. Было экспериментально доказано, что установившиеся в традиционной возрастной психологии представления о "нормах" интеллектуального развития мышления школьников справедливы лишь для определенной модели обучения и что развивающий потенциал обучения определяется не столько методами организации (формирования) действий учащихся, сколько реальным содержанием их деятельности, развертывающейся в процессе обучения. Тем самым было положено начало разработке теории учебной деятельности и теории содержательного (теоретического) обобщения, которые впоследствии легли в основание теоретической концепции развивающего обучения. Вместе с тем был определен и метод решения поставленных проблем - генетико-моделирующий эксперимент в форме систематического школьного обучения.

Важными компонентами мышления являются такие действия, как анализ, планирование и рефлексия, имеющие две основные формы - эмпирико-формальную и теоретико-содержательную. Для теоретико-содержательной рефлексии характерно то, что она связана с отражением существенных отношений собственных действий. Содержательный анализ направлен на поиск и отделение в некотором целостном объекте существенного от частных особенностей. Содержательное планирование заключается в поиске и построении системы важнейших действий и определении оптимального действия.

В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу.

Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разным этапом психического развития.

Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием.

В-третьих, принцип сознательности получает новое содержание как принцип деятельности. На основе этого принципа ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. Третий принцип послужил основой для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся.

В-четвертых, это принцип наглядности, фиксируемый В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символическое представление ее процесса и результата занимают значительное место.

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно, В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

  • 1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
  • 2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
  • 3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
  • 4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
  • 5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.
  • 6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно (Давыдов В.В., 1986, С. 130).

Таким образом, развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. На этом системе Эльконина-Давыдова построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, развивая теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Центр, проблема исследований Эльконина – природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. При экспериментальном изучении этой проблемы Эльконин – Давыдов опирались на идею Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения является основным фактом педагогической деятельности. Исходя из представления о созидательности и изначальной общественности форм жизни ребенка, Эльконин – Давыдов полагали, что не ребенка надо адаптировать к сложившейся системе учебно-воспитательной учреждений, а наоборот, преобразовывать эти учреждения в направлении достижения взаимности общности детей и взрослых, открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом.

Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

– формировать теоретическое сознание и мышление;

– формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;

– воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.

Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного.

На вопросы родителей, которые привели своих детей в 91 школу, отвечает Елена Васильевна Чудинова, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, кандидат психологических наук, автор учебников «Окружающий мир» (1 – 5 класс), «Биология» (6 – 10 класс).

91 школа работает по системе, созданной Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым совместно с сотрудниками их лабораторий и учителями 91 школы.

Где можно получить достоверную информацию об этой системе образования, задать вопросы авторам учебных программ?

  • (ОИРО), Москва
  • Методический центр по системе Эльконина — Давыдова при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Москва
  • Отзыв о школе учеников, закончивших четвертый класс в мае 2012 года

Чем отличается обучение по системе Эльконина — Давыдова от традиционного обучения?

В традиционной школе ученикам предлагается знание в готовом виде. Учитель показывает, как надо действовать; ученики более или менее успешно и старательно воспроизводят действия учителя.
Учителя, работающие по системе Эльконина – Давыдова, предлагают детям задания, выполняя которые (разумеется, с помощью учителя) ученики самостоятельно открывают новые способы действия, необходимые для решения целых классов практических задач. Совместный поиск учениками основных принципов устройства изучаемого предмета, самостоятельные детские догадки, споры, в которых дети учатся оценивать точность и полноту каждой догадки – вот основные характеристики уроков в нашей школе.

А не получится ли, что дети будут изобретать все время что-то свое, а богатства человеческой культуры не освоят?

Совместная поисковая работа класса ведется под руководством учителя. Учитель строит ситуацию поиска так, чтобы ученики обнаруживали наиболее существенные знания и способы действий. Именно эти знания и способы действий составляют основу человеческой культуры. Мы стремимся дать нашим ученикам возможность почувствовать себя творцами, когда они открывают для себя, к примеру, принцип построения таблицы умножения или художественной композиции.

Каковы результаты такого обучения? Что получат дети, обучаясь по этой системе? Чего они не получат?

Самый главный результат – это развитие детского мышления и сознания. При прочих равных, школьники, учившиеся по системе Эльконина — Давыдова, в нестандартной ситуации (новая задача, новые условия действия и пр.) способны найти подходящий способ действия, отыскать новое знание существенно чаще, чем школьники из традиционных школ. Выпускники школ, работающих по системе Эльконина – Давыдова, демонстрируют гораздо более выраженные способности понимать точку зрения другого человека, оценивать разнообразные, зачастую противоречивые мнения по какому-либо вопросу, прогнозировать развитие имеющейся ситуации.
Ученики, скорее всего, не получат преимуществ в умениях решать стандартные задачи. В тех достижениях, которые связаны только с усидчивостью, памятью и трудозатратами, наши выпускники обычно показывают результаты средние для традиционной школе.

Почему система Эльконина — Давыдова не стала очень распространенной в России?

Обучение по системе Эльконина — Давыдова носит естественный характер для ребенка, так как предполагает опору на его собственные активные действия. Однако это создает особые трудности для учителя, который должен научиться не мешать детям осуществлять поиск, а лишь направлять их, помогать им. Это почти невозможно для человека, который привык быть «истиной в последней инстанции». Учителя нуждаются в серьезном «переучивании», иногда требующем осознания собственных ценностей и приоритетов. Именно отсутствие масштабной подготовки и переподготовки учителей к работе по этой системе мешает, в первую очередь, широкому распространению системы Эльконина — Давыдова.

Любой ли ребенок может учиться по системе Эльконина — Давыдова?

Некоторые считают, что по системе Эльконина — Давыдова могут учиться только специально отобранные дети, потому что часто в первый класс проводится отбор. Однако отбор, как правило, связан с невозможностью принять в школу всех желающих, а не с какими-то специальными требованиями к детям. Известны случаи, когда классы коррекционного обучения обучались по системе Эльконина — Давыдова (в Красноярске и Перми), и это создавало возможность для таких детей сровняться к концу начальной школы в достижениях со своими сверстниками и поступить в обычный пятый класс.
Но не следует думать и наоборот, что система Эльконина — Давыдова ориентирована на слабых, неподготовленных к школе детей, поскольку в первом классе очень долгий «добуквенный» период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период в изучении математики. Это связано с необходимостью выстроить развернутое полноценное детское практическое действие до того, как переходить к его описанию и анализу. Дети должны научиться практически сравнивать длины, площади, объемы, массы или различать, определять характер всех звуков в произносимых словах прежде, чем они начнут действовать с их заместителями – числами и буквами.
Точнее будет сказать, что такая система обучения ориентирована на ребенка (на любого ребенка), но не на любого взрослого.

Как готовить ребенка к школе?

«Молодость – чудесная вещь. Сущее преступление – отдавать ее детям, чтобы те тратили ее попусту».
Бернард Шоу

Очень часто родители думают, что готовить ребенка к школе означает учить его считать, писать, читать. На самом деле, самая лучшая подготовка ребенка к школе – это полноценно прожитый период дошкольного детства, во время которого, играя (не на компьютере!), рисуя, слушая и переживая сказки, занимаясь конструированием, прыгая и бегая, помогая в домашней работе маме и папе, ребенок:
развивает воображение, способность фантазировать, представлять в уме;
осваивает умение расшифровывать простейшие схемы и чертежи;
научается произвольно удерживать свое внимание, заниматься долго (не менее получаса) нелегким, но интересным делом;
осваивает культуру взаимоотношений между людьми;
приучается выслушивать других людей и формулировать свои мысли, чувства, желания так, чтобы быть понятым;
развивает моторику (способность совершать точные и координированные движения), в том числе и мелкую моторику руки, необходимую для письма.
Если дошкольное детство прожито полноценно, то обучение в школе не создаст для ребенка непреодолимых трудностей.

Нужна ли специальная подготовка ребенка к обучению в школе по системе Эльконина — Давыдова?

Специальная подготовка не нужна. Однако в нашей школе будет легче тому ребенку, чьим родителям удается пробудить, а не погасить любознательность малыша, научить его доискиваться ответов на свои вопросы.

Каковы основные этапы жизни ребенка в начальной школе?

Этап адаптации к школе (от двух месяцев до полугода). Это кризисный период, он чреват для ребенка стрессами, повышением тревожности. Ребенок в это время нуждается в особой поддержке и внимании родителей.
Стабильный этап постоянного развития умений и способностей ребенка (середина первого года обучения – третий год обучения).
Этап подготовки к переходу в среднюю школу (четвертый год обучения). Этот период должен быть построен как переходный, на что родители должны обратить внимание. Они заинтересованы в том, чтобы было заранее известно, какие учителя возьмут в средней школе их класс, по какой системе будет обучаться класс в дальнейшем, какова система обеспечения перехода детей из начальной в среднюю школу, и т.д. Школа обязана предоставить родителям такие сведения, но далеко не все родители знают о своих правах.

Какие проблемы могут возникнуть у ребенка при вынужденном переходе в другие школы?

При переходе из школы в школу жизнь ребенка меняется глобально: новый учитель, новые одноклассники, новые традиции. Глобальные перемены (даже к лучшему) – это всегда стресс и для больших, и для маленьких. Однако нужно заметить, что при смене системы Эльконина — Давыдова на традиционную, как правило, период стресса не затягивается. Первые трудности связаны с тем, что ребенок привык к совершенно другим требованиям, другой системе оценивания, своеобразному языку своего класса. Быстрая адаптация и хорошие последующие успехи ребенка в традиционной школе связаны, как правило, с тем, что ребенок оказывается подготовленным к принятию любой новой нестандартной для него ситуации и приходит в новую школу с желанием учиться.

Какие основные трудности испытывают дети, перешедшие в школу, работающую по системе Эльконина – Давыдова, из традиционной школы?

Эти дети часто оказываются не готовыми к совместной поисковой работе класса. Они не умеют работать в группе без постоянного контроля учителя, поскольку воспринимают групповую работу как возможность расслабиться и пошуметь. Они часто не умеют наладить культурное деловое общение в такой работе.
Особую трудность для них представляет, как правило, риск творческой работы – высказывание догадок и предположений. Они боятся оказаться неправыми, продемонстрировать свое незнание.
Стандартного прогноза для таких детей нет. Многие из них быстро адаптируются в новых условиях и начинают с удовольствием работать наравне с одноклассниками. Другие, наоборот, так и не могут «вписаться» в непривычную для них учебную работу.

Зачем детям задают такие вопросы, на которые не каждый взрослый ответит?

Нередко ребенок получает домашнее задание – подумать над вопросом – и просит помощи у родителей. Родители могут не понять вопроса (потому что не знают контекста его возникновения) или не знают ответа на этот вопрос. Часто родители, помнят по своему опыту обучения в школе, что на каждый заданный вопрос должен быть правильный (чаще всего – единственно правильный) ответ, и не знают, как помочь ребенку. Перерыв справочники и Интернет, и позвонив другим родителям своего класса, родственникам и знакомым, они не находят однозначного и доступного пониманию ребенка начальной школы ответа. Тогда, не придумав ничего лучшего, они пытаются на доступном ребенку языке объяснить ему теорию относительности, теорию чисел, раздел современной лингвистики и пр.

Родители, дети которых обучаются в школе по системе Эльконина — Давыдова, не должны снабжать ребенка готовыми ответами на вопросы домашних заданий. В этой системе предусмотрена специальная работа с детскими вопросами и гипотезами. Это многолетняя работа, она ведется практически на всех уроках, и ее задача – приучить детей к самостоятельному умственному усилию . При этом «самостоятельно» не значит в одиночку; напротив, большинство детских догадок возникают и оформляются именно в совместной работе. Когда учитель на уроке выслушивает разные предположения детей, он помогает несколькими способами, которые и Вам могут пригодиться.

1. Нейтрально – доброжелательная оценка любого детского предположения: «Любопытно. Интересное предположение». Ни одно мнение не объявляется сходу «неверным», а тем более «глупым». Ребенок должен быть уверен, что в этой школе мыслить и делиться своими мыслями – почетно и безопасно. Хорошо бы и дома он получал от родителей те же установки.

2. Уточнение формулировки детского предположения . Только что возникшая мысль ребенка зачастую сформулирована довольно коряво. Взрослый может повторить высказывание ребенка, чуть-чуть отредактировав форму выражения. Например, переспросите ребенка так: «Правильно ли я тебя понял, что ты хочешь узнать … (далее Вы повторяет своими словами вопрос задания )? И ты считаешь, что … (далее Вы повторяет своими словами мысль ребенка )».

Даже занимаясь с первоклассником, весьма полезно записать вопрос и самый первый ответ, а потом добавлять к исходной записи новые мысли. Занимаясь с учеником 4 – 5 класса, составлять письменный текст размышления – лучшая форма помощи при подготовке домашнего задания. Техническая помощь взрослого в оформлении запись в высшей степени приветствуется!

3. Сравнение разных точек зрения по одному и тому же вопросу . Даже в классе не всегда удается услышать несколько разных точек зрения: мысли детей могут застрять на какой-то несущественной детали, отвлечься от темы, ходить по кругу… В развитии детской мысли помощь взрослого неоценима. Но и здесь не следует спешить с собственной точкой зрения. Помогите по-другому: «Может быть, стоит попробовать сделать…, подумать еще над… » Приведите пример, подтверждающий и/или опровергающий детскую мысль. Помогите ребенку найти книгу (лучше – книги) или сайты, где можно поискать ответы.

Вас беспокоит сомнение: мой ребенок уже в пятом (седьмом!) классе, а я все еще помогаю ему выполнять домашние задания… А как он потом справится с экзаменами, с ГИА, ЕГЭ?

Чем больше действенного опыта размышлений, поиска ответов на вопросы, а главное — удовольствия от этого поиска получит Ваш ребенок за годы обучения, тем лучше он будет подготовлен к экзаменам. В школе, на уроках мы стараемся расширить опыт детского поиска собственных ответов. Хорошо, если при подготовке домашних заданий он получит аналогичный опыт.

Правда, бывают и такие специальные случаи, когда ребенку нужно не подумать над вопросом, а узнать именно Ваше (родительское) мнение. Такой момент есть, например, в курсе «Окружающий мир» 2 класс. Ученики проверяют, всегда ли взрослые точно знают ответ на вопрос, бывают ли случаи, когда ни в книге, ни у взрослых ответа не найдешь. Это нужно, чтобы ученики обнаружили смысл эксперимента как лучшего способа поиска ответов на некоторые вопросы.

Почему в учебниках часто не излагаются систематические знания?

Для того чтобы дети на уроке действительно решали поставленную ими задачу, они не должны иметь в учебнике готового ответа. Поэтому основная трудность для авторов учебников состоит в том, чтобы избежать изложения готового знания. Это, конечно, не означает, что вообще ничего не нужно узнавать из учебника. Описания многих явлений, «сырой» материал для детской работы с ним, необходимая для размышлений информация содержится в учебниках. Но основные правила, законы, способы действия должны быть открыты самими детьми.

Почему в учебниках встречается много разнообразных, порой противоречивых текстов? Почему материал не излагается в рамках единого подхода, как в обычных учебниках?

Если взять разные источники информации (детские книжки, научно-популярную литературу, газетные статьи и даже справочные статьи), часто можно столкнуться и с неточностями, и с явными ошибками, и со своеобразным мнением. Мы полагаем, что одной из главных задач школы (и в том числе, начальной) является задача ориентировки детей в многообразии источников информации, формирование критичного отношения к тем сведениям, которые поступают к ним, умения заметить неточности или ошибки, оценить авторское мнение, отнестись к нему. Эту задачу нельзя откладывать «на потом», на «после школы». Поэтому обучение по системе Эльконина — Давыдова не воспитывает у детей безоговорочного доверия к текстам и суждениям, но приучает каждое мнение анализировать, задавая вопросы типа: «Всегда ли это так? Есть ли исключения из этого правила? Может ли быть по-другому? Достаточно ли обосновано это правило?..»

Почему в учебниках можно встретить слишком сложные тексты?

Тексты в наших учебниках, в отличие от традиционных, не предназначены для запоминания. Они нередко бывают авторскими, взятыми непосредственно из научно-популярной статьи, информационного справочника или художественного произведения. Иногда тексты почти совсем не адаптированы, то есть не «очищены» от трудных слов, старинных оборотов речи, специальных формулировок. Конечно, читать и понимать такой текст ученикам бывает трудно. Однако, чаще всего, такие тексты не бывают объемными. Они специально предназначены для «медленного чтения»: для того, чтобы приучить неопытных читателей останавливаться, заглядывать в словарь, спрашивать себя «На какой вопрос отвечает автор этого текста? Зачем автор привел этот пример? Как связаны эти два предложения?». Иными словами, мы хотим воспитать читателей информационных текстов, которые владеют самой сложной читательской техникой – постоянным мониторингом собственного понимания. Развитый читатель умеет остановиться, теряя мысль рассуждения, перечитать место, затруднившее восприятие смысла текста, задать вопросы, которые помогут восстановить ясное понимание. Мы стремимся к тому, чтобы ученики постепенно оказались готовыми к чтению и пониманию всякого рода текстов, а не только специальных «дистиллированных» учебных текстов, порождающих иллюзию понятности и не приучающих читателя к усилию понимания.

Если ребенок, читая дома текст учебника, задает вопросы на понимание, это добрый знак. Приучите его к тому, что все трудности понимания (вопросы), возникшие при чтении учебных текстов, должны быть обязательно зафиксированы письменно : именно вопросы учеников помогают учителю лучше организовать работу на ближайшем уроке. Впрочем, ответы на некоторые вопросы ребенок может получить дома, но это совсем не обязательно. А порой у детей возникают вопросы, ответ на которые будет получен через много месяцев. Сам факт появления таких вопросов при чтении учебного текста свидетельствует о том, что у ребенка складывается читательская компетентность высокого уровня.

Зачем нужны «ловушки»?

Мало кто мыслит больше чем два или три раза в год; я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два раза в неделю.

Бернард Шоу

Часто среди заданий в учебниках и учебниках-тетрадей можно встретить так называемые «ловушки». Такие задания совсем не встречались в традиционных учебниках. Ловушка – это намеренно сделанная ошибка, и этим она отличается от опечатки. Ловушкой может быть недоопределенная задача, то есть задача, которую невозможно решить, потому что не хватает исходных данных. Ловушкой может быть лишнее условие задачи, неправильный ответ на вопрос и т.д. Важно, что ошибка сделана не случайно, а в наиболее «ответственном» месте. Такие ловушки предназначены для того, чтобы тренировать бдительность ребенка, не позволяя ему решать задачи «по накатанной» дороге, учить его видеть чужие, а потом и свои ошибки.

Зачем учебники нужно сохранять еще несколько лет после того, как дети по ним «отучились»?

Иногда бывает необходимо вернуться к предыдущим учебникам (учебникам-тетрадям), чтобы обнаружить место только что открытого нового знания в системе, которая сложилась за годы учения.

Часто бывает нужно сравнить сегодняшний детский ответ на вопрос с тем ответом, который был дан ребенком в прошлом году или раньше. Человеку свойственно считать что-то, что ему известно сейчас, вполне естественным и простым и он легко забывает о том, что еще две недели назад не знал этого, не мог справиться с такой же задачей. Вообще обращение к тому, каким ты был раньше, что ты умел раньше, показывает, что ты умеешь теперь, как ты изменился, а это очень мотивирует к дальнейшей учебе.

Почему учащиеся по традиционной системе в параллельном классе обгоняют классы РО по темпам обучения?

Это особенно заметно, когда дети учатся в первом классе. В параллельном классе уже складывают и вычитают в пределах десяти, а наши дети еще сравнивают «больше-меньше»… В параллельном классе уже «Букварь» закончили и начали «Русский язык». А наши дети все еще буквы учат… И т.д.

Это не случайно. Именно в самом начале обучения – в 1 – 2 классе вводятся базисные понятия математики, лингвистики и др. учебных дисциплин. Из базисных понятий далее будут выводиться все остальные, более частные понятия. Если хорошо поняты основы учебного предмета, то дальнейшее понимание, запоминание и усвоение происходит быстрее, точнее и глубже.

Поэтому за счет увеличения времени на первых этапах усвоения любого нового материала можно сэкономить на последующих. Не стоит торопить учителя или беспокоиться по поводу темпов обучения. Государственный стандарт начального образования должен быть и будет выполнен на конец четвертого года обучения. К этому моменту все необходимое будет пройдено, в знаниях и умениях, соответствующих стандарту, наши ученики сравняются со всеми другими классами, а по некоторым важным показателям развития, скорее всего, превзойдут своих сверстников.

Какая система оценивания принята в системе Эльконина-Давыдова?

В 91 школе на начальной ступени обучения принята безотметочная система оценивания учебных достижений школьников – наиболее адекватная для системы Эльконина – Давыдова. В 5 – 6 классах происходит постепенная эволюция детских форм оценивания в более конвенциональные (десятибалльную и/или стобалльную). На официальном сайте школы в документе «Общая образовательная программа» указаны формы оценки, принятые в школе.

В чем различие между отметкой и оценкой?

Оценка производится самыми разными способами. Можно сказать: «Молодец!» или «Оболтус!». Можно улыбнуться или зевнуть. Можно поднять вверх большой палец. Можно подарить открытку, наклейку или красный кружок за хорошую работу. Можно поставить «пятерку». Эти разнообразные формы оценки в обычной жизни помогают выразить свое отношение к человеку, его мыслям, словам, действиям. Школьная отметка – это лишь один из многочисленных возможных способов выразить свое отношение. Мы не считаем этот способ приемлемым для маленьких школьников, которых хотим вырастить самостоятельными и независимыми мыслителями.

В чем суть оценивания?

Оценивание — это демонстрация собственных ценностей. Оценивая друг друга, мы демонстрируем друг другу свои ценности.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ СИТУАЦИИ. ЧТО ЦЕННО ДЛЯ ЭТИХ ЛЮДЕЙ?

а) Маша с Викой обсуждают Лизу: «Да она всю неделю в одной кофточке ходит!»

б) Учительница показывает классу Алешину тетрадь: «Посмотрите, как безобразно написано! Как курица лапой!»

в) Папа рассматривает лодочку, вырезанную сыном из коры: «Как здорово выстругана! Раньше ты так не умел».

г) Мама утешает дочку: «Ничего, свитер можно постирать, зато как мне помогла!»

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ, ЧТО ЦЕННО ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ СЕМЬИ

Составьте список того, что ценно для Вас в поведении Вашего ребенка. Обсудите этот список с другими родственниками (или родителями других первоклассников). Желательно, чтобы они тоже составили свои списки.

Обратите внимание! — скорее всего, некоторые вещи были забыты, их нет в Вашем списке, но они ценны для Вас. Так и должно быть — человек не все осознает, многое для него так и останется неявным.

Составьте общий семейный список. Расставьте номера, начиная с первого, по важности этих вещей для Вас.

На каком по счету месте стоит: » Риск высказать свою догадку»?

А на каком: «Аккуратность»?

На каком: «Послушание»?

За годы общения с ребенком Вам, так же как и учителю, не удастся скрыть от него свои ценности. Семейные ценности существенно повлияют на ценностями взрослеющего человека. Поэтому если «послушание», «исполнительность» в Вашем списке стоят выше, чем «желание творить» или «риск высказать свое мнение», то подумайте еще раз, в ту ли школу Вы отдали ребенка. Мы не думаем, что ценностями «послушания», «аккуратности» и «исполнительности» можно пренебречь. Просто мы не считаем это главным достоинством ученика.

Что такое «безотметочное обучение»?

Безотметочное обучение — это обучение без пятерок, троек и других знаков статусных ученических различий. Вот несколько принципов безотметочного обучения, которые мы рекомендуем не только педагогам нашей школы, но и родителям наших учеников.

  • Оценка выражается, прежде всего, в разносторонней, качественной характеристике способа действия или результата. Например, при проверке домашнего задания по русскому языку: «Ни одной ошибки на Ь! И большие буквы все на месте. ЖИ-ШИ вот здесь с буквой И, а вот здесь с буквой Ы. Не знаю, может в вашей школе новые правила? А вот в этой строчке есть пропущенная буква. Хочешь найти ее сам или тебе показать?». Такая развернутая оценка гораздо более информативна, чем недифференцированная балльная оценка (три, пять и т.д.)
  • Ребенка учат самостоятельно оценивать свою работу . Для этого существует множество методов и техник, одной из которых стоит воспользоваться дома, когда ребенок принес Вам домашнее задание на проверку (для похвалы). Прежде чем исправить детские ошибки, поинтересуйтесь его мнением о сделанной работе: «Ты сегодня постарался и написал так хорошо, как умеешь? Давай посмотрим вместе, как ты сегодня умеешь (списывать, составлять план рассказа, решать примеры на умножение )?». Суть этого приема — предоставить ребенку первоочередное право оценивать свой труд и все недочеты сегодняшней работы рассматривать как указание на то, что завтрашние задачи.
  • Главное достоинство сегодняшней работы – постепенное улучшение по сравнению со вчерашней . Например, при списывании текста ребенок сегодня сделал не четыре, а три ошибки. Если мама хвалит только безошибочную работу, если папа говорит «Я тобой горжусь» только тогда, когда сын решил все–все-все примеры, у ребенка складываются ложные представления и о своих возможностях, и о родительской любви. Нормальное, здоровое представление ученика о своих учебных достижениях: я учусь, то есть с каждым днем знаю и умею больше, чем раньше. Мои близкие меня за это уважают, всегда помогут, если мне самому трудно. А моя обязанность – свою работу (например, домашнее задание) сделать так хорошо, как я могу сейчас.
  • Оценочная честность. Избегайте двойной бухгалтерии, не переводите развернутую, разностороннюю, качественную оценку в привычную пятибалльную отметку. В последнее десятилетие словосочетание «безотметочное обучение» стало очень популярным. Министерство Образования РФ рекомендовало безотметочное обучение для всей (в том числе и традиционной) начальной школы. Это должно было бы радовать, но, к сожалению, «безотметочное обучение» стало пониматься как обучение без отметок. Без отметок в виде пятерок и двоек, но с наклейками на тетради, флажками, звездочками и т.д. Какая разница, если «флажок» прочитывается детьми и родителями как «четверка», а «звездочка» как «пятерка»? Помните, что когда по телефону Вы говорите Вашей приятельнице: «Мой сын никак не вылезет из троек по чтению!», Вы можете перечеркнуть многомесячную работу учителей по воспитанию здоровой и оптимистичной учебной самооценки мальчика, который заметно улучшил свои результаты по чтению (не без Вашей помощи).

Зачем нужно безотметочное обучение?

Главный смысл настоящего безотметочного обучения в том, чтобы вырастить у ребенка учебную самостоятельность – умение без помощи взрослого оценить свои силы при встрече с каждой новой задачей:

Что нужно для того, чтобы вырастить учебную самостоятельность?

Учебная самостоятельность начнет возникать у школьника только если:

  • Он будет достаточно уверен в себе, поскольку только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий . Воспитание здоровой самооценки – задача всего окружения ребенка, в первую очередь семейного.
  • У него будет сформировано учебное действие оценки: умение и привычка отделять известное от неизвестного и высказывать предположения о неизвестном. Воспитание учебных действий – задача учителя.

Ребенок приходит в школу, имея уже сложившуюся самооценку. Она начала складываться с момента рождения и уже к концу младенчества представляла собой переживание или ощущение собственной значимости, ценности, или, напротив, незначительности, никчемности. Психологи называют это иногда «общей самооценкой». Полярность этого переживания зависит от всей истории отношений в семье.

В чем вред пятибалльной отметки?

Общепринятая пятибалльная отметка является основным фактором, мешающим становлению оценочной самостоятельности ребенка. Отметка приводит к искажению отношений учеников с учителем и родителями, а главное, с самим собой, к повышению тревожности детей, к формированию неправильной мотивации учения. Кроме того, пятибалльная отметочная система не позволяет отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он «круглый отличник» или «неуспевающий».

Как оценивает свои и чужие действия ребенок, поступающий в школу?

Когда ребенок приходит в школу, он обычно не различает две стороны оценки – общее отношение к человеку и оценку его отдельных действий. Оценивая другого человека, он оценивает его глобально (не дифференцированно), и так же истолковывает оценки, обращенные к нему. Вот характерный эпизод, обнаруживающий анекдотическую сторону детской недифференцированной оценки.

Учитель посмотрел работу первоклассника, а теперь разговаривает с один на один:

— Как ты оценишь свою работу, Вася?

— На пятерку!

— А здесь перед тобой работал Коля. Ты можешь оценить его работу?

— Коля? Ну, Коле — три.

Ребенок не просит посмотреть работу Коли. Для него Коля и Колина работа — это одно и то же. Он знает Колю, тот не очень его привлекает, поэтому ставит оценку «три».

Чтобы понять ближайшие и отдаленные последствия детской недифференцированной оценки для его самооценки, выполните задания из педагогического тренинга. Переведите на язык мыслей и чувств первоклассника (в первые месяцы школьной жизни) такие обращения учителя:

а) «За эту работу я не могу поставить тебе больше тройки».

б) » Аня всегда пишет палочки отлично, а ты недостаточно стараешься».

в) «Кто не будет забывать домашнее задание, получит звездочку на обложку».

Итак, попадая в школу, ребенок воспринимает оценочные действия учителя (очень важного для него в этот период человека!) не дифференцировано, относя их не к своим действиям, а к себе лично.

В чем проявляется оценочная самостоятельность ребенка к концу начальной школы?

Смысл работы, направленной на развитие оценочной самостоятельности детей, состоит в том, чтобы к концу начальной школы сформировать у детей

  • способность понимать и выбирать критерии оценивания,
  • давать содержательную развернутую оценку тому или иному способу действий и полученному результату,
  • уметь произвести оценивание, пользуясь разнообразными шкалами.

При систематической работе учителя по формированию детской учебной самооценки ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых может быть оценено по своему критерию. Например, получив проверенный учителем диктант, ученик понимает: «У меня нет ошибок на безударные гласные. Я ни разу не ошибся в окончаниях существительных и глаголов. Мне надо потренироваться в правописании мягкого знака после шипящих. А почерк… Ну, у меня вот такой почерк! Все равно я буду писать на компьютере, какая разница!?». Иными словами, самооценка ученика дифференцируется и становится основой для программы самостоятельной подготовки к аналогичной работе.

Главная трудность жизни с самостоятельными людьми любого возраста – надо уважать их право на собственное мнение. Если ученик, достигший оценочной самостоятельности, не считает для себя необходимым, например, тратить время на совершенствование почерка, то Вам совершенно не обязательно соглашаться с ребенком. Но Вам придется искать убедительные доводы. Аргументы из позиции власти и непререкаемого авторитета не будут действенными.

Как ребенок сможет перейти в другую школу, если в его дневнике не будут проставлены отметки за четверть, за год?

При переходе ребенка в другую школу учитель (если родители ребенка об этом просят) выставит ему пятибалльные годовые или четвертные отметки по всем предметам, опираясь на известные в традиции критерии.

Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.

Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.

Основным его вкладом в педагогику стала как раз разработка новой системы развивающего обучения.

Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.

Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.

Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.

Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.

Система образования Эльконина Давыдова начала формироваться в 50-х годах прошлого века, в 80-90 начала применяться массово в школах, а в 1996 году была утверждена как одна из официальных программ обучения в начальных классах.

В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?

Оценивание без оценок

Детки «эльконинцы» не получают оценок. Они ходят в школу не за пятерками, а за знаниями. У них даже дневников нет. Лично у меня возникает вполне нормальный вопрос, как понять усвоил ребенок хоть что-нибудь или совсем нет? Как оценить знания? Как оценить прогресс? Оказывается, можно обойтись и без привычной нам всем пятибалльной системы.

На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком.

Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

Ну хорошо, учителя в этих крестиках разбираются, ученики тоже понимают что к чему. А что делать бедным родителям, которые точно знают, что пятерка – это классно, тройка – сойдет, а двойка – повод для серьезного разговора с сыном или дочкой? Как им контролировать процесс? Для этого учитель дает рекомендации родителям и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио и заменяет дневник.

А теперь давайте представим себе такую ситуацию, учится ребенок по Эльконину Давыдову, крестики ставит. Так проходит 4 года и вдруг случается что-то, что заставляет родителей перевести его в другую школу. А в новой школе по этой развивающей системе не обучают детей. И приходится ребенку учиться по простой классической программе. Что будет? Будет трудно. Тяжело детям перестраиваться. Так как кардинально отличается не только система оценивания, но и весь процесс обучения в целом. И это один из минусов данной программы.

Ну а раз уж речь зашла про минусы, то давайте и другие сразу рассмотрим.

Минусы

  1. Очень высокий и сложный уровень преподаваемых предметов. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел… Конечно, знание таких глубоких основ поможет лучше усваивать правила, но вот нужно ли это детям в таком возрасте? Вопрос спорный.
  2. Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения. Так что если вы уж отдали ребенка в такой развивающий класс, то постарайтесь сделать так, чтобы он и учился по данной системе вплоть до окончания школы. Ну или хотя бы класса до седьмого. Иначе ребенку будет ну очень сложно перестроиться.
  3. Детишки очень много работают в группах по 5 – 7 человек. Проводят различные исследования, обсуждают с учителем к каким выводам они пришли, а потом делают общий вывод. Нет, это не плохо. Но такой подход к обучению применяется практически во всех программах на сегодняшний день.

Было бы несправедливо о минусах сказать, а о плюсах не упомянуть. Итак, поговорим о хорошем.

Плюсы

Многие плюсы вытекают как раз из минусов:


Программу Эльконина Давыдова часто называют «гениальной». Те методы и приемы, которые в ней используются, приводят к мощнейшему развитию ребенка.

Правда, только при одном условии, которое актуально для любой программы школьного обучения. Учитель должен точно понимать, что и зачем он делает. В общем, опять все упирается в учителя. А так как рассмотреть всех учителей работающих по этой развивающей системе возможным не представляется, то предлагаю рассмотреть повнимательней те методы и приемы обучения, которые они применяют (ну или должны применять) в своей работе.

Методы и приемы обучения

Они довольно интересны:


Все это звучит очень даже неплохо, согласны? Но картина будет неполной без отзывов, как родителей, так и учителей.

Что думают учителя?

Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальный механизм развития, который очень пригодится в старших классах. Так же многие думают, что особо развитым деткам такая система необходима.

Очень хвалят русский язык, литературное чтение, окружающий мир. А вот о математике Александровой мнения не очень благоприятные, говорят, что уж слишком все сложно. В качестве еще одного минуса рассматривают отсутствие преемственности со средним звеном образовательного процесса.

Что думают родители?

Мнения родителей прочувствовавших все прелести программы на собственной… на собственном опыте также разделились.

Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться и чтобы учитель был грамотным специалистом.

Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.

Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.

Как видите, единого мнения нет. Сколько людей – столько и мнений, как говорится. А выбирать все равно нам. Хорошо, если такой выбор есть.

В следующем году мой младший сын отправляется в школу в 1 класс. Будет учиться по . В нашей школе предлагают обучение по этой программе и еще по « ». Мы идем, если честно, не столько на программу, сколько на учителя. Но если бы выбор был шире, то я наверно, выбрала бы для себя . О ней я писала .

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео о том, как проходит обычный урок в начальной школе по системе Эльконина Давыдова.

Также вы можете подробнее узнать о программах « » и « ».

Друзья, а по какой программе учатся или только собираются учиться ваши детишки? Расскажете? Жду ваших комментариев.

Желаю вам всяческих успехов!

До новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша Евгения Климкович

Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 году в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную концепцию переодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.

Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 - 19 марта 1998) - советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Последователь Л. С. Выготского, ученик Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина (с которым позднее дружил до конца жизни). Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития. Василий Васильевич ДавыдовТеоретические разработки Давыдова внедрялись и проверялись на практике в московской экспериментальной школе № 91. На основе его теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. В современной педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ. Кроме того, Давыдов профессионально занимался философскими проблемами, в частности, на протяжении многих лет во вверенном ему учреждении поддерживал деятельность нескольких теоретико-методологических семинаров по фундаментальными проблемам мышления и деятельности, культурно-исторической психологии и др. Его дружба с известными философами, составлявшими идеологическую оппозицию советской педагогике - Э. В. Ильенковым, А. А. Зиновьевым, Г. П. Щедровицким и др., дала возможность поставить и во многом решить ряд фундаментальных психологических проблем относительно механизмов обучения и развития. В своих трудах В. В. Давыдов неоднократно довольно смело высказывался по поводу официальных педагогических догм. «Последней каплей» стала книга A.C. Арсеньева, Э. В. Бесчеревных, В. В. Давыдова и др. «Философско-психологические проблемы развития образования», вышедшая под редакцией В. В. Давыдова (М.: Педагогика, 1981), после выхода которой Давыдов в 1983 был исключён из партии, снят с должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и даже отстранён от работы со своей любимой экспериментальной школой № 91. Однако уже через несколько лет, в 1986, награждён премией им. Ушинского за достижения в педагогике, а позднее восстановлен в партии и в 1989 вновь назначен директором этого же института.

Система Эльконина-Давыдова
Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

Чем образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова отличается от других систем?
В системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления. Так, например, в начальном курсе математики эти принципы наиболее ярко проявляются при формировании центрального понятия – понятия (действительного) числа.

Число выступает и осваивается в первую очередь как средство оперирования с другим математическим объектом – величиной. В отличие от всех традиционных программ математического образования здесь исходным является понятие величины. Его освоению посвящено первое полугодие первого класса. Число появляется в ситуациях, когда невозможны прямые действия с величинами: задание величины, сравнение величин.

Исходно число выступает как реальное предметное действие – измерение величины. Затем это действие представляется с помощью различных модельных средств – цифровых и буквенных обозначений, чертежей, схем. Различные виды чисел (натуральные, дробные, отрицательные) и разные операции с ними (сложение, вычитание, умножение и деление) возникают в результате развития и конкретизации измерения.
В итоге учащийся не только знает о числах и операциях с ними, но и понимает их смысл. По-новому в таком подходе вводятся и основные арифметические действия. Исследования показывают, что учащиеся, обучающиеся по этой программе, отличаются тем, что могут:

* конструировать разные виды чисел и употреблять различные модели как средства разрешения учебных и математических проблем;
* решать круг практических задач, выходя за пределы применимости открытых учащимися способов действия, т. е. решать задачи в новых условиях;
* освоить вычислительные навыки и способы решения задач за более короткий отрезок времени.

История системы Эльконина-Давыдова
Образовательная система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, имеет уже более 40 летнию историю своего существования:

* в- 1959 году на базе школы №91 была открыта лаборатория Д. Б. Эльконина "Психология младшего школьника";
* в 1976 году лаборатория получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования;
* в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику;
* в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В. В. Давыдова была создана Международная Ассоциация "Развивающее обучение", которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения;
* в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем на равнее с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова;
* в 1998 году сотрудники лаборатории Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получила Премию Президента РФ;
* в 1999 году авторы курса "Литература как предмет эстетического цикла" для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования;
* в 2000 году был создан (идея принадлежала также В. В. Давыдову) Открытый институт "Развивающее образование" на базе которого разрабатывается особая система переподготовки и повышения квалификации работников образования, обеспечивается методическая поддержка образовательного процесса в массовой учительской практике.

В настоящее время образовательная система Эльконина-Давыдова набирает силы в массовой отечественной и зарубежной школах:

* разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка) а также программы и учебные пособия для основной школе по русскому языку и литературе;
* в 2000 году создана Экспериментальная площадка "Подростковая школа в системе Эльконина-Давыдова", которая работает по сетевому принципу и на базе которой идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла;
* налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского Проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В. В. Давыдова, С. Ф. Горбова, Г. Г. Микулиной и О. В. Савельевой.

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:

* уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
* изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;
* перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать "мыслящего, думающего" молодого человека так необходимого для современной жизни.

Развитие мышления по методике Эльконина-Давыдова
Человеческое мышление – это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).

Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления – рассудок и разум. Рассудок – это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление – это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности – главного и второстепенного.
Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей. Задача сегодняшнего дня – методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие – учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом.

Как учителю определять, развивается ли мышление теоретического порядка?
Мышление теоретического уровня развивается у школьника при решении им учебных задач. Самый главный показатель разумно-теоретического мышления – это способности ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно-умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий – это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно, это уже начало рефлексии. Или когда учитель замечает, что даже в случае правильного решения задач (это самый лучший ход) школьник ищет другой способ решения этой задачи, хотя найденный способ справедлив. Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно обладать микрорефлексией. И вот, прослеживая сложности рефлексии у школьника, можно от класса к классу видеть, как развивается мышление учащегося.

Второй показатель - как дети планируют свои действия?. Это также прослеживается в рефлексии. Учитель может наблюдать какой сложности задачи могут решать учащиеся. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы), насколько шагов веред они могут просматривать ситуацию решения задачи.

Есть еще действие мыслительного анализа: что главное, что неглавное. Итак, от уровня развитости рефлексии, планирования и анализа можно судить о развитии мышления у школьников.

Как понимается "воспитание" в образовательной системе Эльконина-Давыдова?
Для нас учебно-воспитательный процесс един. Если мы кого-то воспитываем, то значит, в этом воспитании мы чему-то и обучаем. Если мы обучаем, то значит, мы в чем-то и воспитываем. Отдельные возрастные периоды обладают соответствующими ведущими деятельностями. Для дошколят ведущей деятельностью является игра. Но если к игре подстраивается художественная деятельность в дошкольном возрасте, то у ребенка развивается воображение. Основным психологическим образованием в дошкольном возрасте является воображение. Но дошкольник очень многому учится и в жизни, и просматривая книжки, и мультики по телевизору, учится от родителей. Но преимущественно в дошкольном возрасте ребенок воспитывается, потому что в игре и в художественной деятельности ребенка можно воспитать. Обучение отодвигается на задний план.

В младшем школьном возрасте на первый план выступает учение. Почему? Потому что младшему школьнику важно овладеть основами учебной деятельности и основами теоретического сознания, мышления прежде всего. Учитель должен стремиться, чтобы к концу младшего школьного возраста у своих учащихся сформировать, развить рефлексию. Здесь на первый план выступает учение.

В подростковом возрасте другая ведущая деятельность. Она носит по преимуществу воспитывающий характер. У подростка внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте - организовать самые разнообразные виды общения подростков. А в общении подростки воспитываются. В каких видах деятельности? Это совокупность разных деятельностей. Всю эту целостную совокупную деятельность В. В. Давыдов назвал общественно значимой. Сюда входит деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная (это скауты, и все, что связано с общественными организациями) и учебная. В подростковом возрасте учебная деятельность является лишь одним из видов деятельности, входящих в общественно значимую. И современная подростковая школа будет очень хромать в развитии подростков, если, как и сейчас, будет трубить - учись, учись, учись. Подростки хотят заниматься всем многообразием культурной деятельности: спорт, художественная, трудовая деятельность, особенно художественная трудовая деятельность и учение в частности. Но почему именно младшая школа должна ставить акцент на учебную деятельность? Так как подросток имеет другую ведущую деятельность, а усваивать знания по разным не нужным ему предметам он все-таки вынужден, то он должен к началу подростковой школы владеть учебной деятельностью, чтобы за минимум времени овладевать этими учебными предметами.

Но это не главное. Общение в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной - учебный коллектив, спортивной - спортивный коллектив, художественной - художественный коллектив) воспитывает у подростков практическое сознание и практическое мышление. Что такое практическое сознание и практическое мышление? Это все то, что в старой философии называлось нравственным, моральным сознанием. Моралью обладает тот человек, который свое индивидуальное действие, даже эгоистическое действие всегда производит с учетом возможностей, интересов и потребностей окружающих людей.

Мораль - это действие с учетом интересов и возможностей других людей. Так вот, практическое сознание людей воспитывается в разнообразных видах общения. Вот это - подростковый возраст, где на первый план выдвигается через общественно значимую деятельность воспитание, и прежде всего общения, а в этих общениях, особенно мальчиков и девочек, развивается практическое сознание. Кстати, многие взрослые, не пройдя настоящей подростковой школы, имеют главный дефицит в своей жизни - неумение общаться. Общение тоже искусство. Поэтому развивающее образование связывает воедино развивающее обучение и развивающее воспитание. Развивающее воспитание в пределах школы - это подростковая школа. У старшеклассников уже несколько другие жизненные вопросы.