Рафаэль художник. Лучшие картины рафаэля

И его творчество, представленные в статье, познакомят вас с одним из величайших художников всех времен. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни - 1606-1669) - известный голландский живописец, офортист и рисовальщик. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Творчество этого художника - вершина голландского искусства 17 столетия. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Рембрандт - это удивительный художник, жизнь и творчество которого наверняка вас заинтересуют.

Художественное наследие Рембрандта

Исключительно многообразно художественное наследие, которое он оставил нам. Рембрандт рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Он создавал картины на мифологические, библейские, исторические темы, а также другие произведения. Рембрандт является непревзойденным мастером офорта и рисунка.

Жизнь в Лейдене

Жизнь Рембрандта в 1620 году отмечена непродолжительным обучением в Затем он решил полностью посвятить свою жизнь искусству. С этой целью он обучался сначала в Лейдене у Я. ван Сваненбюрха (примерно в 1620-23 годах), а затем в Амстердаме у П. Ластмана (в 1623 году). В период с 1625 по 1631 год художник работал в Лейдене. Здесь создавал свои первые произведения Рембрандт.

Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма. В качестве примера можно привести работу "Принесение во храм", созданную около 1628-29 годах. В "Апостоле Павле" (примерно 1629-30 год), а также в "Симеоне во храме" (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Он изучал мимику лица.

1630 годы в жизни Рембрандта

Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта. Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.

В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины - множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы - это время семейного счастья и большого художественного успеха.

Портреты 1630 годов

Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Часто овального формата бывают его произведения. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели. Все произведения полны достоинства, привлекают внимание композицией и динамической непринужденностью. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.

Характеристика некоторых портретов 1630 годов

Описывая жизнь и творчество Рембрандта данного периода, нельзя не обратиться к созданным им портретам. Они достаточно многочисленны. Работа Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (на фото выше) была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность.

В других портретах, созданных по многочисленным заказам, художник тщательно передавал одежду, черты лица, драгоценности. Один из примеров - работа "Портрет бургграфа", которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году, и "Улыбающуюся Саскию", написанную в 1633 году.

Знаменитая картина "Веселое общество", или "Автопортрет с Саскией" (фото этой работы представлено выше), завершила искания этого периода. Ее написал около 1635 года Жизнь и творчество художника по-особенному раскрываются в этой работе. В ней он смело порывает с существовавшими в то время канонами. Картина выделяется свободной манерой живописи, живой непосредственностью композиции, а также наполненной светом, мажорной, красочной гаммой.

Библейские композиции и мифологические сцены 1630

В 1630 годы художник создавал и библейские композиции. Одна из самых известных - "Жертвоприношение Авраама". Она относится к 1635 году. Библейские композиции этого времени отмечены влиянием живописи итальянского барокко. Его воздействие проявляется в динамике композиции (несколько форсированной), светотеневых контрастах, остроте ракурсов.

В творчестве Рембрандта этого времени особое место принадлежит мифологическим сценам. В них художник не стал следовать классическим традициям и канонам, бросив им смелый вызов. Одна из работ, которую можно здесь отметить, - это "Похищение Ганимеда" (1635 год).

"Даная"

В монументальной композиции под названием "Даная" в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Художник выполнил эту работу с реалистической непосредственностью, очень смелой для того времени. Он противопоставил идеальной, чувственно-телесной красоте образов, созданных итальянскими мастерами, духовную красоту, а также теплоту человеческого чувства.

Другие работы

Также в 1630 годы Рембрандт много времени посвящал работе в технике гравюры и офорта. Можно отметить такие его произведения, как "Странствующая пара" и "Продавец крысиного яда". Художник также создавал карандашные рисунки, обобщенные по манере и весьма смелые.

Творчество Рембрандта 1640 годов

Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Тогда работа Рембрандта "Ночной дозор" вызвала бурные протесты заказчиков. Они не приняли главную идею художника. Рембрандт вместо привычного группового портрета изобразил героически-приподнятую композицию, в которой по сигналу тревоги гильдия стрелков выступает вперед. То есть это была, можно сказать, Она будила воспоминания современников об освободительной войне, которую вел голландский народ.

После этой работы сократился приток заказов Рембрандта. Жизнь его была омрачена также смертью Саскии. В 1640 годы творчество художника утратило внешнюю эффектность. Ноты мажорности, характерные для него ранее, также исчезли. Рембрандт начинает писать спокойные жанровые и библейские сцены, исполненные интимности и теплоты. В них он раскрывает тончайшие оттенки переживаний, чувства родственной, душевной близости. Среди этих работ нужно отметить "Святое семейство" 1645 года, а также картину "Давид и Ионафан" (1642 год).

Как в графике, так и в живописи Рембрандта все большее значение приобретает очень тонкая игра светотени. Она создает особую атмосферу - эмоционально напряженную, драматическую. Следует отметить монументальный графический лист Рембрандта "Христос, исцеляющий больных", а также "Лист в сто гульденов", созданные примерно в 1642-46 годах. Также нужно назвать пейзаж 1643 года "Три дерева", полный световой и воздушной динамики.

1650 годы в творчестве Рембрандта

Это время было отмечено тяжкими жизненными испытаниями, выпавшими на долю художника. Именно 1650 годами начинается период его творческой зрелости. Рембрандт начинает все чаще обращаться к портрету. Он изображает самых близких ему людей. Среди этих работ стоит отметить многочисленные портреты Хендрикье Стоффельс, второй супруги художника. Также весьма примечателен созданный в 1654 году "Портрет старухи". В 1657 году художник написал еще одну свою известную работу - "Сын Титус за чтением".

Изображения простых людей и стариков

Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. В 1654 году Рембрандт создал "Портрет жены брата художника", а в 1652-1654 - "Портрет старика в красном" (на фото выше). Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Они как будто выхвачены из темноты. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Рембрандт чередует легкие и пастозные мазки, что делает поверхность картины переливающейся светотеневыми и красочными оттенками.

Сложное материальное положение

В 1656 году художника объявили несостоятельным должником, в результате чего все его имущество ушло с молотка. Рембрандт был вынужден перебраться в еврейский квартал города Амстердама. Здесь он провел остаток своей жизни в крайне стесненных условиях.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1660 годов

Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека. Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. Среди таких произведений нужно отметить работу "Ассур, Аман и Эсфирь", созданную в 1660 году; а также "Давид и Урия", или "Падение Амана" (1665). Они характеризуются гибкой манерой письма, теплой насыщенной гаммой, сложной фактурой поверхности, напряженной игрой света и тени. Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом.

Историческая картина Рембрандта под названием "Заговор Юлия Цивилиса", известная также как "Заговор батавов", была создана в 1661 году. Она проникнута героикой и суровым драматизмом.

"Возвращение блудного сына"

В последний год своей жизни художник создал работу "Возвращение блудного сына". Она датируется 1668-69 годами. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. В нем воплощена вся морально-эстетическая и художественная проблематика, характерная для позднего периода его творчества. Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.

Смерть Рембрандта, значение его творчества

Знаменитый голландский живописец, офортист и рисовальщик умер в Амстердаме 4 октября 1669 г. Харменс ван Рейн Рембрандт, произведения которого знают и любят многие, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие живописи. Это заметно не только по творчеству его учеников, из которых Карел Фабрициус подошел к пониманию Рембрандта ближе всех, но и по произведениям каждого голландского художника, более или менее значительного. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Произведение "Болото", автор которого - Якоб ван Рейсдал, - вероятно, одна из таких работ. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Эта картина несет в себе символический смысл.

В дальнейшем оказал сильное воздействие и на развитие реалистического искусства в целом великий Рембрандт. Картины и биография его и по сей день интересуют множество людей. Это говорит о том, что его творчество действительно весьма ценно. Шедевры Рембрандта, описание многих из которых было представлено в этой статье, до сих пор вдохновляют художников.

Творчество гениального Рембрандта Харменса ван Рейна – одна из вершин мировой живописи. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени. Колорит картин Рембрандта зрелого и позднего периода, построенный на сочетании теплых сближенных тонов, переливающихся тончайшими оттенками, свет, трепещущий и концентрированный, как будто излучаемый самими предметами, способствуют необычайной эмоциональности его произведений. Но особую ценность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту.

Ученик и его наставник, 1629-1630, Музей Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния


Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима, 1630, Рейксмузеум


Минерва, около 1631, Государственный музей, Берлин

Рембрандт писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике Рембрандт ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями. Своих героев Рембрандт часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. Она помогла ему до последних дней создавать произведения, выражающие лучшие устремления голландского народа.


Похищение Прозерпины, около 1631, Картинная галерея, Дрезден


Урок анатомии доктора Николаса Тульпа, 1632, Маурицхейс, Гаага


Похищение Европы, 1632, Музей Гетти, Лос-Анджелес

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене, в семье владельца мельницы. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман. С 1625 года Рембрандт начал работать самостоятельно. Ранние его работы носят следы воздействия Ластмана, иногда – утрехтских живописцев, последователей Караваджо. Вскоре молодой Рембрандт нашел свой путь, ярко обозначившийся в портретах, сделанных главным образом с самого себя и своих близких. Уже в этих произведениях светотень стала для него одним из основных средств художественной выразительности. Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику, индивидуальные черты.


Даниил и персидский царь Кир пред идолом Баала, 1633, Музей Гетти


Богиня войны Беллона, 1633, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк


Судостроитель и его жена, 1633, Картинная галерея, Букингемский дворец

В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам и сразу же завоевал известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс). По существу, это большой групповой портрет врачей, окруживших доктора Тульпа и внимательно слушавших его объяснения на анатомированном трупе. Такое построение композиции позволило художнику передать индивидуальные черты каждого портретируемого и связать их в свободную группу общим состоянием глубокой заинтересованности, подчеркнуть жизненность ситуации. В отличие от групповых портретов Хальса, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, в картине Рембрандта все персонажи психологически подчинены Тульпу, фигура которого выделена широким силуэтом и свободным жестом рук. Яркий свет выявляет центр композиции, способствует впечатлению собранности группы, повышает экспрессию.

Успех первой картины принес художнику множество заказов, а с ними и благосостояние, которое увеличилось с его женитьбой на патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Одну за другой пишет Рембрандт большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношение Авраама» (1635, Санкт-Петербург, Эрмитаж), парадные портреты. Его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Таковы «Портрет Саскии» (около 1634, Кассель, Картинная галерея), «Автопортрет» (1634, Париж, Лувр), «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636, Дрезден, Картинная галерея). Рембрандт много работал в области офорта, увлекаясь жанровыми мотивами, портретами, пейзажами, создал целую серию изображений представителей социальных низов.


Юдифь на приеме у Олоферна (картина ранее известная как Артемизия), 1634, Музей Прадо, Мадрид


Диана и нимфы купаются, рассказывая истории об Актеоне и Каллисто, 1635, Музей Вассербург Анхольт


Саския ван Эйленбурх в аркадийском костюме, 1635, Национальная галерея, Лондон

Уже к концу 1630-х годов обнаружилось тяготение художника к реалистическим образам в картинах большого масштаба. Необычайно жизненное и убедительное решение приобрела мифологическая тема в картине «Даная» (1636, большая часть картины переписана в середине 1640-х годов, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Отказавшись от бурной патетики и внешних эффектов, Рембрандт стремился к психологической выразительности. Богаче стала теплая цветовая гамма, еще большую роль приобрел свет, сообщающий особую трепетность и взволнованность произведению.


Человек в восточном костюме, 1633, Национальная галерея, Вашингтон


Неверие апостола Фомы, 1634, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва


Самсон угрожает своему тестю, 1635, Государственный музей, Берлин

С углублением реалистического мастерства художника нарастали его разногласия с окружающей буржуазно-патрицианской средой. В 1642 году по заказу роты стрелков он написал большую картину (3,87 Х 5,02 м), в связи с потемнением от времени красок получившую позже название «Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум). Вместо традиционной пирушки с портретами ее участников, где каждый запечатлен со всею тщательностью индивидуальной характеристики, как это делалось ранее, художник изобразил выступление стрелков в поход. Подняв знамя, во главе с капитаном идут они под звуки барабана по широкому мосту у здания гильдии. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщенным образом голландского народа, воодушевленного сознанием единства и верой в свои силы. Так, групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой художник стремится дать оценку современности. Рембрандт воплощает свое представление о высоких гражданских идеалах, о народе, поднявшемся на борьбу за свободу и национальную независимость. В годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу. Рембрандт стремился создать образ героической Голландии, воспеть патриотический подъем ее граждан. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.

На протяжении 1640-х годов расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. На смену эффектным драматическим сценам ранних его картин приходит поэтизация повседневного бытия: преобладающими становятся сюжеты лирического плана, такие, как «Прощание Давида с Ионафаном» (1642), «Святое семейство» (1645, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж), в которых глубина человеческих чувств покоряет удивительно тонким и сильным воплощением. Казалось бы, в простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах и движениях художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь овеяна дыханием поэзии, подчеркивает настроение тишины, покоя, умиротворенности. Этому способствуют мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки теплого золотистого колорита.


Христос и Мария Магдалина у гробницы, 1638, Королевская коллекция, Виндзор


Агата Бас на фоне окна, 1641, Картинная галерея, Букингемский дворец


Проповедник Корнелис Клас Ансло и его жена Элтье Герритсдр Шоутен, 1641, Музей Берлин-Далем

Глубокой внутренней значительности полны образы графических работ Рембрандта – рисунков и офортов. С особой силой демократизм его искусства выражен в офорте «Христос, исцеляющий больных» (около 1649, «Лист в сто гульденов», назван так вследствие высокой цены, которую приобрел на аукционах). Поразительна проникновенность трактовки образов больных и страждущих, нищих и бедняков, которым противопоставлены самодовольные, богато одетые фарисеи. Подлинный монументальный размах, живописность, тончайшие и резкие контрасты светотени, тональное богатство отличают его офорты и рисунки пером, как тематические, так и пейзажные.

Огромное место в поздний период занимают простые но композиции, чаще всего поколенные портреты родных и близких, в которых художник сосредоточивает внимание на раскрытии душевного мира портретируемых. Много раз он пишет Хендрикье Стоффельс, выявляя ее душевную доброту и приветливость, благородство и достоинство – такова, например, «Хендрикье у окна» (Берлин, Музей). Часто моделью служит его сын Титус, болезненный, хрупкий юноша с нежным одухотворенным лицом. В портрете с книгой (около 1656, Вена, Художественно-исторический музей) образ будто пронизан солнечными лучами. К числу самых проникновенных относятся портрет Брейнинга (1652, Кассель, Галерея), молодого златокудрого человека с подвижным лицом, озаренным внутренним светом, и портрет замкнуто-печального Яна Сикса (1654, Амстердам, собрание Сикса), словно остановившегося в раздумье, натягивая перчатку.


Автопортрет в фетровой шапке, 1642, Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон


Туалет Вирсавии, 1643, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк


Портрет дамы со сложенными руками (Хендрикье Стоффельс?), около 1650, Королевская коллекция, Лондон

К этому типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик, выражением самых неуловимых движений души. Благородной простоты и величественности исполнен «Автопортрет» Венского музея (около 1652); в «Автопортрете» из Лувра (1660), художник изобразил себя размышляющим, сосредоточенно печальным. В это же время был написан портрет старушки, жены брата (1654, Санкт-Петербург, Эрмитаж), портрет-биография, который говорит о трудно прожитой жизни, о суровых днях, оставивших свои красноречивые следы на морщинистом лице и натруженных руках этой много видевшей и пережившей женщины. Концентрируя свет на лице и руках, художник привлекает к ним внимание зрителя, раскрывая духовное богатство и человеческое достоинство портретируемых. Почти все эти портреты не заказные: с каждым годом заказов становилось все меньше.

Последнее десятилетие – самая трагическая пора жизни Рембрандта; объявленный несостоятельным должником, он поселяется в беднейшем квартале Амстердама, теряет своих лучших друзей и близких. Умирают Хендрикье и сын Титус. Но обрушившиеся на него несчастья не могли остановить развития творческого гения художника. Самые глубокие и прекрасные произведения им были написаны именно в это время. Групповой портрет «Синдики» (старейшины цеха суконщиков, 1662, Амстердам, Рейксмузеум) завершает достижения художника в этом жанре. Его жизненная сила – в глубине и характерности каждого из портретируемых, в естественности композиции, ясной и уравновешенной, в скупости и точности отбора деталей, в гармонии сдержанного цветового решения и вместе с тем в создании цельного образа группы людей, объединенных общностью интересов, которые они защищают. Необычный ракурс подчеркивает монументальный характер изображения, значительность и торжественность происходящего.


Молодая женщина, примеряющая серьги, 1657, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва


Семейный портрет, 1668, Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг

К позднему периоду относится и ряд больших по размеру тематических полотен мастера: «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, Стокгольм, Национальный музей), историческая композиция, изображающая вождя племени батавов, которые считались предками нидерландцев, поднявшего в 1 веке народ на восстание против Рима, а также картины па библейские сюжеты: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660, Москва, ГМИИ). Сюжет библейской притчи о блудном сыне привлекал художника и раньше, он встречается в одном из его офортов. Но только к концу жизни пришел Рембрандт к глубочайшему его раскрытию. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце. Потрясающе просто решение этой большой по размеру композиции, где главные герои словно озарены внутренним светом, где жест рук отца, вновь обретшего сына, выражает его бесконечную доброту, а сникшая фигура странника в грязном рубище, прильнувшего к отцу,– всю силу раскаяния, трагедию исканий и потерь. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям, как завет, великий голландский художник.

Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карель Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии. В то время как величайший голландский художник, вступив в конфликт с буржуазным обществом, умер в нужде, другие живописцы, овладев мастерством правдивой передачи изображаемого, сумели добиться прижизненного признания н благополучия. Сосредоточив свои усилия в области того или иного жанра живописи, многие из них создали в своей области значительные произведения.


Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.

Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья.
В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.

Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.

История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие.
Еще в родительском доме Иакова и Рахили их любимый сын Иосиф выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой одежде, продают Иосифа в рабство караванщикам, направляющимся в Египет.
В Египте Иосиф служит рабом у богатого вельможи Потифара, начальника телохранителей фараона. Потифар доверяет Иосифу весь свой дом, но жена Потифара покушается на его целомудрие, и Иосиф убегает, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара, влюбившись в Иосифа, и не добившись взаимности, обвиняет его в изнасиловании.
В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Иосиф толкует их сны, согласно которым хлебодар будет казнен, а виночерпий прощен через три дня. Пророчество Иосифа исполняется, и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода.
Фараон назначает доверенным лицом Иосифа, жалует его своим перстнем, дает ему египетское имя, а в жены - египтянку Асенеф, дочь жреца из Гелиополя.

Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты.
Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял.
В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней.
На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день.
Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же.
Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш.
Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.

Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц.
Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней.
Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием.Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок.
Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз.
Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой.
Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов.
В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.

В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой.
Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам".
В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.

Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.

К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете.
Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков".
Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнееврейское значение - расставание, разлука.) Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен.

Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер".
Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.
При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.

Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначало развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной рдительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и паскаяния.

Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука.Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню.Но всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других...
То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна.
На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.

На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях - «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

Итоговые произведения периода - «Товит и Анна», «Валаам и ослица» - отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко , он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты , но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера - немца, работавшего в Италии. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта - «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом , который слыл тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. Среди других известных его работ - «Валаамова ослица» (1626 г).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

После обучения художник вернулся в Лейден, где вместе с другом открыл собственную мастерскую и стал набирать учеников. Позже он переехал в Амстердам и женился на Саскии ван Эйленбюрх, чьи родственные связи способствовали популярности художника и росту гонораров за множество написанных на заказ портретов и художественных произведений.

Как и многие великие художники, Рембрандт не был счастлив в семейной жизни. Трое из четырех детей этой пары умерли в младенчестве. Год спустя после рождения их единственного выжившего сына, в возрасте до 30 лет, умерла и Саския.

Позже экономка Хендрикье Стоффелс часто позировала для портретов Рембрандта. Хотя он был известным художником, в 1656 году пришлось объявить о банкротстве и распродать имущество. В этот сложный период мастер произвел свои наилучшие произведения.

Чему могут научиться фотографы в картинах Рембрандта:

Характерные черты света дают представление о гармоничном соотношении между количеством, направлением и интенсивностью освещения.
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Фотограф может применить это к фотографии.
Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
Свет не полностью заполняет кадр, а ложится лишь в определенной области, требующей освещения.
Удивительная композиция и распределение субъектов в картине вне зависимости от их количества в сцене.
Действия, поза, окружающая среда и застывшее мгновенье дают ясное представление о настроении персонажа.
Интенсивность драматического соотношения между светом и тенью несет понимание значительности состава картины.
Изучение полотен и гравюр Рембрандта это прямой путь к совершенству, оно дает понимание аспектов искусства.