21 русский народный собор. Вячеслав володин и патриарх кирилл обсудили российскую государственность, революции и биотехнологии

В московской окраинной слободе, находившейся за Тверскими воротами, в XVI веке построили деревянную церковь. Раньше место называлось Путинками. Сейчас это район Страстного бульвара и Пушкинской площади. Храму дали название Успения Пресвятой Богородицы. Строительство каменной церкви было завершено около 1676 года. Одновременно строится трапезная, а в 1690 году возводят придел, посвящённый святителю Николаю. Ближе к концу XVIII века пристраивают колокольню.

История Успенского храма

Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку . По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта - на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.

Предположительно название Путинки - это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.

Впервые в летописях церковь, построенная из дерева, упоминается в 1621 году. Её назвали Храмом Успения на старом Посольском дворе, второе название - Церковь на Дмитровке за городом. В те времена она славилась иконой с изображением Успения Богородицы, источавшей миро.

Строительство каменного храма

Деревянный храм к концу XVII века либо разобрали, либо он сгорел сам. Точных документальных сведений на этот счёт не имеется. При царе Алексее Михайловиче в 1676 году на месте, где раньше стояла деревянная церковь, строят каменную. В XVII веке, в 90-е годы, появляется первое упоминание о возведении на северной стороне храма придела в честь Николая Чудотворца.

Новый придел был выполнен в стиле московского барокко. Купол главной башни храма сделали в форме яблока. Это было довольно редкое явление, таких куполов в Москве имелось всего два. Во второй половине XVIII века возводится колокольня.

Своё имя Церковь Успения Богоматери дала переулку, на котором она находилась. Его назвали Успенским. Позже он был переименован в Проезжий. Ближе к концу XVIII столетия в основном сформировывается застройка владений храма.

На церковном погосте были возведены постройки , в которых расположились:

  • Священник.
  • Дьякон.
  • Дьячок.
  • Женщины, выпекающие просвиры.

Святыни храма Успения Божией Матери

В храме в Путинках имеются святыни, почитаемые прихожанами. В небольшой по размерам церкви довольно много икон.

Среди них находятся иконы с изображением:

Особо почитаемая икона из Царьграда

К особо почитаемым христианами ликам относится икона Божьей Матери из Царьграда . Один из её списков (копий) находится в Успенской церкви в Путинках. Об этой иконе сохранилось предание, которое говорит, что в далёкие времена два греческих монаха из Царьграда находились проездом в Старой Руссе. Там они отслужили в соборном храме Божественную литургию.

В память о своем нахождении монахи оставили в этой церкви маленькую иконку Божьей Матери, которая была выгравирована на грифельной доске. Этот миниатюрный лик в скором времени прославился своими чудотворениями. После чего с него были сделаны списки, которые и по сей день хранятся в различных храмах России, в том числе и в Церкви Успения в Путинках.

Ремонт и разрушение Успенского храма

В 1898 году храму неизвестным благотворителем была пожертвована большая для того времени сумма - 6 тыс. рублей. На эти деньги произвели ремонт здания и реставрацию икон. Иконостас заново покрыли сусальным золотом, а стены украсили росписью.

В 1922 году церковь закрывают, в дальнейшем она подвергается частичному разрушению и разграблению. Из неё исчезают 34 золотника (145 г) золота, 6 пудов и 5 фунтов (100 кг) серебра и драгоценные предметы.

Купола храма и башня колокольни были разрушены, а вход в него заложили кирпичом. А также разрушили апсиды - постройки, примыкающие к основной части строения. На их месте пробили дверь и окна. После осквернения и закрытия церкви здание на протяжении долгих лет использовалось как жилой дом.

Сокращение территории и возвращение в лоно церкви

Со временем здание было окружено пристройками , которые радикально изменили когда-то объёмную композицию собора. Территория храмового владения очень сильно сократилась. Отторгли северо-западную часть территории, на которой в 1927 году выстроили трёхэтажный дом. В настоящее время в нём располагается посольство африканской Республики Бенин.

Во второй половине ХХ столетия жилой дом был расселён. Там разместили пошивочный цех. В 1990 году храм передали в лоно российской Православной Церкви. После этого началась его реставрация. В 1991 году здесь возобновляются богослужения.

Расписание богослужений

Храм в Путинках

Храм Успения Богородицы в Путинках располагается в Москве, в Успенском переулке, в доме № 4. Церковь для посещения открыта ежедневно с 10−00 до 19−00, а также во время богослужений.

Информация о расписании служб в Успенском храме выглядит следующим образом:

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Эта церковь, располагающаяся в Путинках, поистине уникальна. Она является единственной трёхшатровой храмовой постройкой на территории Москвы, облик которой дошёл до нашего времени. В 1648 году деревянный храм был уничтожен пожаром, но на месте прежнего строения возвели новое из камня по его образцу. Его уникальность заключается в бесфасадности, то есть с любой точки обзора он не имеет едино выраженного фасада за счёт нестандартных архитектурных решений, которые были использованы при строительстве. Церковь Рождества Богородицы - это исторический памятник архитектуры, но при этом храм является действующим и в нём совершаются богослужения.

Расписание служб:

  • В рабочие дни утренние богослужения начинаются в 7−30.
  • В субботу, воскресенье, а также в праздники Божественная литургия проводится с 9−00.
  • Начало Всенощного бдения в - 18−00.

Собор Успения Божией Матери в Москве

Ещё один Храм Успения Богородицы в столице находится на территории Кремля , на площади, носящей название Соборной. Он относится к историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Церковь построена в 1475 - 1479 годах. Разработка проекта была поручена знаменитому итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти.

Этот храм являлся главным кафедральным собором Российской Империи вплоть до упразднения монархии в 1917 году. Церковь Успения - это самое старое строением в Москве, сохранившееся полностью. В соборе покоится прах всех патриархов Москвы первого патриаршего периода, за исключением Игнатия и Никона.

Первый столичный храм из камня

Первый храм из камня на этом месте был возведён в начале XIV века, во время царствования князя Ивана I Калиты. В августовские дни 1326 года в том месте, где стоял предыдущий, деревянный собор, заложили новый белокаменный Успенский храм. Его освятили в 1327 году.

Успенская церковь являлась первой, построенной из камня, в Москве. Исследования археологов показывают, что это был однокупольный храм, поддерживаемый четырьмя столпами, имеющий тройные апсиды. Его построили по образу Георгиевского собора, находящегося в городе Юрьев-Польский.

Церковь возвели в характерном для XIV века архитектурном стиле. Кладка состояла из квадратов белого камня грубой обработки. Она сочеталась с гладко отшлифованными декоративными архитектурными элементами. Фасад церкви был увенчан кокошниками, а центральная башня - куполом.

Московский Успенский собор в XV веке

Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма.

Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился.

После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.

Лаконичная архитектура

Храм имеет лаконичный и монолитный вид . Единство постройки подчёркивается равномерным разделением фасадов при помощи вертикальных плоских выступов. Гладкие стены венчают узкие окна аркатуры. Так называются ряды декоративных фальшь-арок на фасаде. Апсиды (пониженные выступы здания, примыкающие к основному строению) не очень высоки. С севера и юга они прикрыты пилонами. Пилоны представляют собой башнеобразную постройку, имеющую форму усечённой пирамиды.

Собор украшают пять больших башен, увенчанных массивными куполами. Аристотелю Фьораванти удалось справиться со сложнейшей задачей. Он увеличил внутренний объём собора, что не удалось сделать Мышкину и Кривцову. Итальянец впервые в храмовой архитектуре Руси использовал крестовые своды толщиною в 1 кирпич, а также - металлические проёмные и внутристенные связи. По сути, он применил армирование.

Главная идея итальянского зодчего

Но главной инженерной и архитектурной идеей итальянского мастера было то, что он построил позади иконостаса добавочные арки . Благодаря этому восточные залы, объединённые сквозными проходами собора, по факту стали монолитом. Дополнительные арки приняли на себя значительную долю нагрузки от колоссальных башен собора.

Такой приём позволил построить в западной и центральной частях храма относительно тонкие столпы круглой формы. Это дало ощущение необычной лёгкости большой конструкции и её цельности с основной частью наоса. Наос - это центральное место в храме, где находятся прихожане во время богослужения.

Московский храм в XV - XVI веках

Период с 1482 по 1515 годы . В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.

1574 год . Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.

Успенский собор в XVII веке

Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:

  • В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
  • В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
  • В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.

События XVIII - XX веков, связанные с Успенским храмом

Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:

В настоящее время кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы работает как музей. Его можно посетить в любой день, кроме четверга, с 10−00 до 18−00.

Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.

Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.

В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.

Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.

В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен.

В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, в долгое время колокола не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм богослужения было огромным, а число причастников в Великий пост достигла несколько тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.

Действующий православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в .

Современное здание храма в стиле эклектики с псевдорусскими элементами построено в 1857-1860 годах по проекту архитектора Александра Никитина, но сам храм существовал и ранее, с 16 века.

Однокупольный храм с тремя апсидами и одноярусной колокольней, несмотря на довольно скромные размеры, поражает пышностью декоративного оформления. Прежде всего внимание привлекают 5 кокошников, которые завершают южный фасад здания со стороны Газетного переулка: на центральном, который превосходит прочие по размеру, размещён горельеф "Успение Пресвятой Богородицы", на других - рельефные образы четырёх евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Над южным порталом находится горельефное изображение Христа с распростёртыми руками. Помимо прочего, фасады украшают геометрические орнаменты и рельефные изображения крестов и херувимов, полуколонны и пилястры, а окна обрамлены сложными каменными наличниками с килевидным завершением. В шатре колокольни устроены декоративные слуховые окна; основание шатра, так же как и барабан главы, украшено полуколонками.

Южный фасад Успенской церкви выглядит нарядно и торжественно, привлекая внимание прохожих не только Газетного переулка, но и Тверской улицы, с которой его тоже видно.

История Успенского храма

Удивительно, но название Успенской церкви - на Успенском Вражке - дано ей по ней самой. Дело в том, что в прошлом между и Тверской улицами существовал большой овраг, на котором и была основана церковь. Впоследствии овраг стали называть её именем - Успенский вражек, а потом устоявшийся топоним перекочевал в её название и привёл к необычной тавтологии.

Когда именно на этом месте появилась деревянная церковь - неизвестно, но считается, что она существовала с начала 16 века: первое упоминание о ней датировано лишь 1625 годом, но Никоновская летопись указывает, что в 1531 году на Успенском вражке случился пожар, из чего следует, что она была основана до 1531 года.

В 1629 году деревянная церковь Успения сгорела; восстановить её смогли не сразу, но в 1634 церковь отстроили заново. Ей не суждено было стоять долго, но по хорошей причине: в 1647 году на средства и по заказу дворянина Григория Горихвостова на месте старой деревянной церкви построили новую каменную с двумя приделами - во имя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Предтечи. В 1760-1770-х Никольский придел разобрали, а вместо него рядом с Успенской выстроили отдельную Никольскую церковь - в этот период на развитие церкви много жертвуют дворяне Яньковы, усадьба которых с двух сторон обступала её флигелями. На средства Яньковых она обустраивалась и обновлялась. После 1802 года бывшая усадьба Яньковых меняет нескольких хозяев, пока в 1832 году её не покупает богатый купец и предприниматель Сергей Живаго, который становится старостой Успенской церкви. По заказу и на средства Живаго в 1857-1860 годах церковь полностью перестраивается по проекту архитектора Александра Никитина и приобретает привычный современным москвичам вид. Новый храм пышно украшают рельефами и скульптурой за авторством скульптора Николая Рамазанова, а внутри обустраивают 3 престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского.

После Революции храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, как и другие православные церкви, попадает в немилость новой власти, и в 1924 году его закрывают, а в здании размещается Московский областной исторический архив. В советский период храм утрачивает своё декоративное оформление: его обезглавливают, сбивают кокошники с горельефами, а в 1955 году полностью сносят придельную церковь Николая Чудотворца.

В 1979 году храм ожидает неожиданный поворот: в нём размещают междугороднюю телефонную станцию, причём в алтарной части располагают кассу, окошко которой оказывается аккурат на месте Царских врат.

После распада Советского Союза храм в 1992-1999 годах поэтапно вернули Русской Православной Церкви. Здание было восстановлено, в нём возобновились богослужения и были освящены два престола: в честь святителя Николая Чудотворца (в подклете) и Успения Пресвятой Богородицы (главный престол). Также в наши дни при храме существует детская воскресная школа и организуются благотворительные акции в помощь бездомным и неимущим.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке находится по адресу Газетный переулок, дом 15. Добраться до него можно пешком от станции метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии.

1 ноября 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил пленарное заседание XXI на тему «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

В ходе соборной дискуссии обсуждались закономерности цивилизационного развития России за прошедшее столетие, причины исторических трагедий, геополитических и социальных катастроф, а также предпосылки побед и достижений нашего народа в этот период. Верное понимание уроков прошлого даст возможность сформировать целостное видение исторической перспективы развития страны в XXI веке.

В президиуме Собора присутствовали: председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, Патриарший наместник Московской епархии , управляющий делами Московской Патриархии , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, заместитель главы ВРНС , председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, председатель Союза писателей России, заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев, министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков, председатель , руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Гаврилов, митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Русская Православная Старообрядческая Церковь), председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин, президент Федерации еврейских общин России А.М. Борода, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , заместитель главы ВРНС О.А. Костин, другие официальные лица.

В работе Собора приняли участие иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители государственной власти, руководители фракций политических партий Государственной Думы ФС РФ, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, представители общественности.

Прямая трансляция заседания шла на телеканалах «Россия-24», и .

Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с .

Затем первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко огласил приветствие Президента Российской Федерации .

«Ваш авторитетный форум на протяжении многих лет собирает в Москве представителей Русской Православной Церкви, органов власти, общественных и религиозных организаций для обсуждения наиболее значимых гуманитарных, цивилизационных проблем, — отмечается в обращении главы Российского государства. — Уверен, что и нынешний форум, проходящий под девизом "Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития", поднимет важные и самые острые вопросы современности, вдохновит участников на содержательные дискуссии. Подчеркну, Россия всегда была сильна традициями народного единения и сплоченности, ратовала за укрепление мира, сотрудничества, доверительного, взаимополезного диалога со своими партнерами. И только сохраняя это историческое наследие, нашу нравственную и духовную опору, мы сможем двигаться вперед, добиваться поставленных целей».

Далее выступил председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, который заявил: «Сегодня наша страна выбрала созидательный и мирный путь развития. Революционные потрясения, в том числе происходящие в соседних странах, расцениваются в обществе негативно, и уж точно не как пример для подражания. Чтобы и дальше идти вперед, нам необходимы взвешенные решения. Решения, принимаемые в интересах всего общества, объединенного идеями национального, политического и экономического суверенитета страны».

«Важно идти по пути развития и диалога. Эта задача решается на основе демократического выбора и принципов социальной ответственности и социальных гарантий, — продолжил председатель Государственной Думы. — Мы должны научиться ценить и оберегать существующее жизнеустройство, понимать, как в этом жизнеустройстве выражаются наши базовые ценности: семья, вера, сплоченность, Родина и, конечно, справедливость, недостаток которой может вносить в общество раскол, создавать почву для деятельности революционных маргиналов и, в конечном счете, разрушать, казалось бы, незыблемые устои государственности».

«Именно на этих принципах нам необходимо строить законотворческий процесс. При принятии законов важно учитывать мнение широких слоев общества: людей с разными культурными традициями и вероисповеданиями. Только через всестороннее обсуждение, диалог с экспертным сообществом, институтами гражданского общества, конфессиями законы получают широкую поддержку», — подчеркнул В.В. Володин.

Руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов огласил приветствие председателя Правительства Российской Федерации , в обращении которого, в частности, сказано: «Ваш форум собирается каждый год, уже более 20 лет. В его повестке — важнейшие проблемы общественной жизни страны, то, что волнует каждого человека. В этот раз вам предстоит обсудить сложную, многогранную тему — какой быть России в XXI веке. И конечно, обратиться к нашей истории. Ведь знать ее уроки, делать выводы из прошлого необходимо, чтобы анализировать настоящее, прогнозировать будущее, учиться на ошибках и не совершать новые. У великого ученого Василия Осиповича Ключевского есть хорошие слова: "История учит даже тех, кто не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение". В нашей истории были разные эпохи — революционных потрясений и войн, созидания и творчества, взлетов науки и культуры. И главное, что помогало преодолевать любые испытания, объединяло людей из века в век, из поколения в поколение, — это любовь к своей Родине, взаимное уважение, желание жить в мире и согласии, делать все для своей страны».

Глава Правительства в своем послании выразил уверенность, что традиционные для Собора свободные дискуссии послужат общей цели — успешному развитию России.

На пленарном заседании прозвучали выступления представителей органов государственной власти, традиционных религий России, лидеров политических партий, представителей общественности.

С докладом выступил председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин.

К собравшимся обратились председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин и президент Федерации еврейских общин России А.М. Борода.

Заместитель главы ВРНС епископ Воскресенский Савва огласил приветствие министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла депутату Государственной Думы РФ Г.А. Зюганову с 75-летием со дня рождения [Патриарх: Приветствия и обращения]

Открытие XXI Всемирного Русского Народного Собора. Фото А.Егорцева

1 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось открытие XXI Всемирного Русского Народного Собора. В работе ВРНС приняли участие представители всех ветвей власти, лидеры партий, общественных объединений, представители силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья.

В этом году на повестку Собора вынесена тема «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». Анализируя опыт государства и народа за минувшие со дня октябрьского переворота 100 лет, выступающие проводили тревожные параллели с современностью. При этом многие указывали на очевидную зыбкость того «стабильного развития», о котором сегодня с энтузиазмом заявляют чиновники с высоких трибун.

В начале XX века в Российской империи тоже отмечался стабильный экономический рост, но последовавшая Первая мировая война, геополитические провокации, активная революционная пропаганда внутри страны, разложение в рядах интеллигенции и государственной элиты, стремительное разобщение общества - все это вскоре привело государство к катастрофе 1917 года.

Отголоски и последствия октябрьского переворота, дальнейшей гражданской бойни, жестоких репрессий и духовно-культурной деформации Россия испытывает на себе до сих пор. Население, как и столетие назад, разобщено: народ, власть, элита, бизнес, культура - зачастую векторы их существования разнонаправлены.

Об опасности наблюдаемой тенденции, когда «элита» начинает активно дистанциироваться от народа, говорил в своем выступлении и Патриарх Кирилл.

«Я думаю, образ будущего - это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита - это не те, кто поднялся выше народа, настоящая элита - те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными и государственными интересами», - отметил Патриарх Московский и всея Руси.

При этом основной конфликт XXI века, по мнению предстоятеля Русской Православной Церкви, заключается вовсе не в столкновении государств, культур, религий и наций, а в тенденции глобального изменения сознания, агрессивного расчеловечивания.

«На мой взгляд, самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. Подлинная альтернатива этому процессу - не «война всех против всех»,.. а новый диалог народов… Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. Только в рамках такого диалога мы сможем найти ответы на вопросы о том, как победить терроризм, как защитить традиционную семью и право нерожденных младенцев на жизнь, как обеспечить миграционное равновесие, победить голод и эпидемии, как уважать убеждения друг друга, понимая, что у свободы должны быть моральные ограничения», - заключил в своем выступлении Патриарх Кирилл.


Всемирный Русский Народный Собор является крупнейшим общественным форумом и интеллектуальным центром, который представляет интересы русского народа перед лицом власти, объединяя при этом представителей разных конфессий и национальностей, оставаясь на позициях патриотизма, государственности и здравого смысла.