Коршунов михаил павлович. Сознание как способность человека отражать окружающий мир

Сибирский государственный университет путей и сообщения

Кафедра «Кафедра философии и культурологи »

Реферат по дисциплине «Философия»

Тема «Познание как вид духовной деятельности»

Выполнил:

Студент гр. МО-111

Факультета ПГС

Ушакова Наталья

Проверил: доцент

Быстрова А.Н.

Новосибирск

2013

Введение.

Коршунов Анатолий Михайлович(специалист по теории познания и методологии науки; доктор философских наук, профессор ) в своей книге «Познание и деятельность» выясняет особенности познания мира человека, возможности научно-объективного метода в рассмотрении человека и вне научных форм его отображения (в творчестве, массовом сознании). Обосновывается особая роль философии в познании человека.

Разделение философии познания и философских наук о познании должно способствовать формированию специфического предмета философии познания сегодня. Развитие специально-научных исследований познания ведет к выявлению общих для этих наук мировоззренческих и методологических проблем, которые могут разрешиться только при участии философии познания.

Философия познания, как и философия в целом, есть специфическое познание по форме и содержанию, а именно- познание самого познания, являясь особым его видом. Философия познания старается выработать систему наиболее общих теоретических взглядов на познание, ее цель-разработка основных принципов ориентации человека в отношении своей способности познавать, познания во всех его проявлениях.

Все свою сознательную жизнь мы что-то познаем, поэтому данная тема мне показалось довольно таки интересной, и я решила прочитать книгу Анатолия Михайловича Коршунова «Познание и деятельность».


1.Сознание как способность человека отражать окружающий мир

1.1.Сознание,деятельность.мозг.

Секреты сознания беспокоят людей сейчас и беспокоили очень давно. Сознание является отличной возможностью раскрытия загадок окружающего нас мира. Люди познают законы природы, жизни общества, а также они хотят понять, как же на самом деле происходит познание, как оно относится к деятельности и внешнему миру. Именно поэтому сейчас многие ученые самых разных специальностей изучают сознание. Это философы, логики, психологи, кибернетики, математики, физиологи. Все науки что-то вкладывают в поиск тайны сознания. Но философия, конечно же, в этом преуспевает больше. Она помогает понять, что же такое познавательная деятельность. Без философии невозможно изучать сознание. Ученый из любой области науки не может обойтись без нее.

Главный вопрос философов- «что первично,природа и материя или с сознание и дух?».Из-за того, как философы отвечали на данный вопрос образовались две большие группы. Утверждавшие, что дух первичнее природы, относились к идеалистам. А те, кто считал первоначалом природу, получили название материалистов.

Отношение к той или иной группе определяло понимание ими сознания людей, их способности к познанию окружающего мира. Материалисты утверждали, что сознание является естественным явлением природы, а разум, по их мнению, принадлежит лишь организованным существам. Они считали, что благодаря мозгу осуществляется мышление, познавать- это отражать субъективный образ объективной действительности.

Идеалисты, напротив, говорили, что сознание –это единственная,в своем роде, творческая сила.Они считали, что духовная деятельность творит всё нас окружающее, а никак не природа. Идеализм подразделяется на объективный и субъективный. Объективный определяет мир как результат деятельности некоторого мирового духа, который представляет собой бога. Субъективный идеализм рассматривает мир как продукт человеческого ума.
Главным условием научного понимания познания можно назвать признание объективности мира и его отражения в сознании людей. Самый значительный недочет домарксистских материалистов был в том, что они недооценивали значение практики, то есть активности познающего субъекта.

Но субъект, на само деле, активен, его предметно- практическая деятельность есть его сущность. С помощью нее человек отделился от животного мира, с помощью нее и используя законы объективного мира, он преобразует и познает его.

В широком значении слова объект это материальный(природный и социальный мир),который окружает людей и является его деятельностью, частью отношений. Субъектом является общество, классы, социальные группы. Первоначальная форма взаимодействия субъекта с объектом это отношение человека к природе в процессе труда. Здесь практическая и духовная деятельность еще не разделены.Только при развитии производительных сил, появлении социального неравенства, познавательная деятельность начинает существовать отдельно от предметно- практической. Строятся познавательные отношения.

Субъект делится на субъект практической и субъект духовной деятельности. Несомненно, умственный и физический труд взаимодействуют.

Труд в сфере материального производства является основой любой умственной деятельности. Нельзя разделить духовную и практическую деятельность людей. Материально-производственная деятельность,практическое отношение к объекту влияет на прогресс общества, обуславливает в итоге теоретическое познание. С становлением общества, переменой социального строя совершается объединение субъекта практической деятельности и субъекта теоретической деятельности. С пропаданием классовых разногласий, а также видимых различий между умственным и физическим трудом общество придет к общности этих видов деятельности.

Изучая субъект познания, нужно рассмотреть проблему связи общественного и индивидуального сознания, отношения общества и отдельной личности в познании и духовном творчестве. В широко смысле субъектом познания называют общество в целом, различные социальные группы, но познание происходит в ходе деятельности отдельной личности.

Общественное сознание воплощается в виде индивидуальных знаний. Приобретая общественные знания, индивиды совершенствуют их. И это приемлемо не только для прошлого. И в современном обществе, в ситуации научно – технической революции, когда огромную роль имеют коллективные виды устройства научной деятельности, значимость отдельной личности в появлении нового знания не уменьшается. Проявление общественной природы субъекта не должно приводить к преуменьшению роли личности в выработке нового знания. Марксизм не признает обособление субъекта от общества, но и обезличивание последнего.

Основа субъектно-объектных отношений- это практическая деятельность. В процессе ее совершенствования происходит развитие гносеологического отношения: субъект деятельности становится субъектом познания, объект деятельности –объектом познания. Увеличение области взаимодействия человека с внешним миром приводит к тому, что объектами познания оказываются и предметы, которые не играют прямой практической роли.

Естественным для формирования субъектно-объектных отношений является процесс разделения познания на разные сферы. Отличительная черта познания зависит от его объектов- природы и общества. Трудно не заметить различия природы и общества как объектов познания. Процессы в природе происходят на основе простых законов, которые, можно сказать, изначально находятся по ту сторону человеческой деятельности. Природа является источником жизни и развития человека и общества. Познание природы есть выражение противостоящей человеку объективной реальности, на которую он опирается в своей деятельности. Отличием общества от природы является то, что оно не только объект деятельности человека, но еще и ее субъект. Таким образом, познание общества это познание диалектики объективного и субъективного. Это и есть появление самосознания. Когда человек познает явления природы, он может познать и свое собственное отношение к ним. Отдельной действительностью, выступающей в качестве объекта познания, является духовная жизнь общества, и следовательно, само сознание.

Важная черта субъектно-объектных отношений –это социально исторический характер. Отношение человека к окружающему миру обусловлено его отношением к другим людям. То есть, связь субъекта с объектом, а значит и познание зависят от социальных условий, и в конце концов от классовой принадлежности субъекта.

Общественные отношения людей, опосредствуя связь субъекта и объекта, вкладывают в этот процесс конкретно- исторический смысл. Ведущую роль играют экономические отношения, они назначают цели производства, его мотивы и стимулы. От них зависят характер взаимодействия субъекта и объекта, важность деятельности человека, степень развития его активности,а также особенности познания. Большое значение имеют и другие виды социальных отношений(политические, правовые, моральные и др.)

Социальные условия являются решающим фактором формирования сознания. Но сознание возникает и функционирует в ходе работы биологической системы - человеческого мозга.

Наука утверждает, что сознание это функция мозга. Развитие мозга и развитие психики, сознания тесно связаны. Значимость мозга доказывает и тот факт, что отсутствие определенных участков мозга делает невозможным нормальное развитие человека.

Мозг- сложная система, показывающая внешний мир и совершающая программирование поведения человека. Именно из-за этого при повреждении каких-либо его отделов, а особенно коры головного мозга, случаются тяжелые расстройства в психической деятельности, поведении, сознании человека.

Как же происходит внешнее влияние?
Центральные отделы мозга взаимодействуют с миром с помощью органов чувств, в особенности рецепторов. Первичная составляющая отражения- воздействие внешнего раздражителя на рецептор, допустим, на сетчатку глаза. Под воздействием светового потока на сетчатке происходят глубокие физико-химические операции. Появляющиеся при этом нервные побуждения идут в нужные центры головного мозга. Тут обрабатывается оптическая информация, и образуются зрительные ощущения и восприятия.

Отражение внешнего воздействия является активным. Например, когда человек разглядывает какую-либо вещь, его глаз работает. Если бы не было такого движения, то нельзя было бы воспринимать предмет.

Для того, чтобы мозг мог мыслить, мало просто наличие мозга. Нужно, чтобы предметы воздействовали на органы чувств. Но главное в том, что мышление является результатом общественного развития, хоть и относится к биологической деятельности.

Для того, чтобы мыслить, нужно набирать общественный опыт, получать знания, нарабатывать навыки.

В приобретении социального опыта большое значение имеет детская игра.Для малыша в начале его развития игрушки замещают настоящие орудия и вещи, которые применяются человеком в жизни, а в игре как- будто показываются реальные отношения, содержание деятельности взрослых. Такая деятельность полезна не только тем, что ребенку интересно, но и тем, что он получает опыт взрослых. Немецкий философ Гегель отмечал: «Ломая игрушки, ребенок осуществляет своеобразный практический анализ, который в дальнейшем перейдет в умение анализировать предметы, разлагать их на составные элементы мысленно, в уме. Обучаясь же собирать предмет, ребенок вырабатывает в себе способность мысленного синтеза.» 1
Огромную роль в получении социального опыта играет речь. Обладать речью означает уметь понимать слова, предложения, а также уметь сказать их вслух или написать.

Психика людей считается особым явлением, несравнимым с физиологическими функциями. Мысли как - будто теряются учеными, в то время как они предаются глубинам мозга.И дальше, не обнаружив ничего в мозге помимо нервных процессов, он часто сравнивает их с процессом мышления. А это является отрицанием индивидуальности сознания как психического процесса.

Методика физиологической науки находят собственную односторонность. Похожие мнения о сознании разделяют не лишь физиологи, но и философы. Так, в предшествующем столетии философы, которых Ф.Энгельс называл бестактными материалистами, стремясь аргументировать материальность сознания, предполагали, что мозг вырабатывает мысль также,как печень желчь. Похожие точки зрения можно встретить и в современности.

Сознание появляется в процессе деятельности человека,но к самой материальной деятельности оно не относится. Его смысл в том, что это –субъективный образ объективного мира и конкретно с ним взаимодействует познавательное значение сознания.

Сознание человека показывает не положение мозга, не физиологические процессы, протекающие в нем, а окружающий мир. «В ином случае,- как отмечает немецкий философ Л.Фейербах, -кошка кидалась бы не на мышь, а оставляла бы царапины на своих глазах.» 2 Ощущения осуществляют связь человека в внешним миром. Мышление дозволяет показывать его закономерности.

В конечном счете, можно отметить,что сознание есть особая, присущая только человеку, форма отражения действительности. Познавательная деятельность субъекта является так называемым ядром его сознания, психики.

1.2.От неживой природы к человеку

Отражение, будучи характеристикой материи,эволюционирует с ней- от простейших до сложных форм. Уже на биологическом уровне оно внутренне взаимосвязано с активностью живых организмов, их поведением. На уровне высокоразвитых животных сложились условия для появления и деятельности человека, и сознания.

Сознание людей является результатом нового способа функционирования, фундаментом которого есть труд.

В процессе трудовой деятельности происходит обособление человека из окружающего мира, осуществляется коренные перемены в его психике, образуются другие потребности и виды отражения действительности, в итоге - человеческое сознание. Справедливо становление человека субъектом, это объясняется тем, что он динамично изменяет, переделывает окружающий мир, открывает «очеловеченную» природу, которая, не смотря на то, что не отделена от настоящей природы, но имеет с ней отличия. Общество, основывая мир культуры, живет по отличающимся от природных, общественных законов.Ф.Энгельс и К.Маркс писали: «Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии- вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства». 3

Отделение человека от природного существования влечет за собой коренные перемены в сфере его психических возможностей, появляются части сознания, совсем другие духовные потребности. Автор разбирает некоторые элементы этого процесса.

Как известно, поведение животных обладает биологически - приспособительным характером. Из-за этого поступки животного имеют значение только в той степени, в какой они обращены на поддержку, сохранности его жизни. А это означает ограниченность интеллекта животных, и высокоразвитых, в том числе. Так как животные не занимаются трудовой деятельностью, их отношение к предметам окружающей среды строится на системе биологических потребностей, то он не имеет цели познать объект, определить его свойства. Само животное не может быть субъектом познания. Оно воспроизводит внешний мир, даже иногда в сложных формах, но никак не познает его.

Лишь с помощью труда, в процессе предметно-практического освоения действительности возможно познание объективного мира. На самом деле, изначальная принадлежность человека к окружающему миру имеет практический характер. Но уже в элементарно-производственной деятельности заданы все возможности для формирования познавательного отношения. В данном случае, нужно принимать во внимание воздействие двух обстоятельств, обуславливающих серьезное изменение отношения человека к окружающему миру, переустройству его потребностей, возникновению совершенно других мотивов и стимулов деятельности. Это, в первую очередь, изобретение орудий труда, а также складывание в течение производственного процесса особых, социальных отношений между людьми.

Нельзя не отметить роль производства орудий труда как начального этапа формирования сознания. Животные к орудийному труду не годны. В ходе труда образуются такие предметы, которые напрямую не соединены с биологическими нуждами.

При качественной смене метода деятельности совершенствуется весь строй потребностей людей, что играет важную роль в формировании познавательного отношения. Образуется круг других социальных нужд.Они и являются в дальнейшем причинами действий людей, преобладают биологические потребности, потому как утоление их перерастает уже не в цель, а в способ развития человеческой жизнеспособности.

В труде создается знание. Так как люди стремятся чаще всего к практическим целям, любой предмет вызывает интерес в качестве его полезности, трудовой важности. Но уже этот подход к предмету делает нужным познание и собственных природных ее качеств, например, для создания топора,человеку нужно знать свойства камня. И он начинает познавать явления, обнаруживая их значимые особенности.

С протеканием трудовой деятельности развивается психическое отражение, важной составляющей которого есть знание, имеющееся как в виде наглядных, так и абстрактных образов. Человек приступает к изучению связи и обоснованности явлений природы, старается найти им объяснение. Он приобретает совершенно новую способность,которой нет у животных, способность целеполагания, и относящаяся к нему способность предвидения, как своеобразный вид познания действительности.

Невозможно,упоминая о формировании человеческого сознания, не сказать о самосознании. Самосознание- особая форма познавательной деятельности, возникающая в одно время с начальным знанием о внешних для человека событиях мира. Труд изначально нуждается не только в познании не только предмета труда, но и самого труда, а значит взаимоотношений между людьми.

Первоначальной формой и в то же время основой самосознания является познание человеком собственных обязанностей в коллективе. Самосознание есть познание самого себя человеком, в широком смысле- познание взаимоотношений индивида и общества, личности с личностью в зависимости их значимости их совместной общественной деятельности, сначала в практической, а потом и в духовной. С становлением теоретических сведений самосознание делается ведущей формой познания социальных явлений.

Огромную роль в познании действительности играет бессознательное. В процессе жизнедеятельности приобретает много знаний, которые хранятся в памяти. Современные психологи утверждают, что ничего не забывается, что вошло в состав его памяти. А когда мы не может вспомнить события из прошлого, то значит, что новая информация заполоняет старую, которая может проявляться внезапно, по не зависимым от воли обстоятельствам.

Немалую роль играет бессознательное в наиболее сложных познавательных процессах, одним из которых является научное и художественное творчество.

Изучение бессознательных психических позволяет разобрать кое-какие аспекты творческой деятельности, в частности, постановку и решение задач.

Воспроизводя события из прошлого, человек чувствует старые чувства и мысли. Большинство бессознательных психических поступков являются такими, из-за того, что они первоначально были изучены сознательно, позже, с помощью этого обращаются в автоматические.

В пример можно привести интуицию. В основном, описывая интуицию, говорят о таких особенностях, как внезапность, непосредственность и неосознанность. Интуиция- сложный познавательный процесс,объединяемый с опосредствующей ролью человеческого опыта, с сознанием.

Главная роль сознания выражается в деятельности человека. Марксизм раскрывает конкретные специальные механизмы влияния сознания на сферу материальной деятельности. К. Маркс писал: «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».Большая роль приписывается сознанию в познании: творческая активность субъекта, проявляющаяся в выдвижении проблем,научном поиске, открытии, составлении научных теорий, 4 всегда опирается на сознание.

Сознание как умение человека отражать, познавать окружающий мир может существовать только с помощью взаимосвязи с языком. Язык является таким же древним, как и сознание. Ф.Энгельс отмечает: «Сначала труд, 5 а затем вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…»

На самом деле, слова исполняют не только функции замены предметов, но и воспроизведения отдельных мыслей. Учитывая эту специфическую черту языка, его связь с мышлением, К.Маркс и Ф.Энгельс называли язык непосредственностью мысли.

Речь играет важную роль в общении людей. Язык –это грандиозное познавательное средство.

1.3.Сознание и кибернетика

Изучая природу психики, сознания нельзя пропустить некоторые вопросы, связанные с развитием кибернетики. Кибернетика-это наука, рассматривающая разные системы регулирования и управления живой природы и автоматической системы, созданные человеком. Главной практической задачей кибернетики называют создание систем, которые регулируют, подражают сложнейшим процессам мышления.

Информация -ведущее понятие кибернетики. Оно часто применяется и другими науками. Его полного и точного определения на данный момент нет. Сегодня наиболее распространенной теорией информации является являются математические.

Раскрывание смысла информации, хоть и рассчитывает на применение математических, кибернетических методов, но оно и неразделимо с философским анализом, с соотношение ее с категориями отражения,знания.
Обсуждение проблемы информации философами привело к обнаружению разных подходов. Но на наш взгляд, перспективно и плодотворно понятие информации как определенной формы отражения, которую можно определить функциональной. Смысл функционального отражения, его особенность определяются его внутренней целостностью отражения и деятельности, поведения, управления.

2.Как человек познает окружающий мир

2.1.Виды и формы научного познания.

Главный вопрос философии–может ли мышление познавать действительный мир? Те философы, которые утверждают, что мир не познаваем, получили название агностиков. По мнению английского философа-идеалиста К.Пирсона: «Человеческий разум как телефонист, который всю жизнь провел на телефонной станции. Он никогда сам не видел окружавшего мира, предметов, а слышал о них только по телефонным разговорам. Такая позиция философов принижает роль науки, человеческого сознания. 6

Человек способен познать, и познает внешний мир с помощью своей активной практической деятельности.
Знание –составляющая сознания, оно составляет его основное содержание свободно от той формы, в которой сознание выступает. Но существует одна форма общественного сознания, ведущая функция которой соединена с формированием, созданием нового знания, трезво выражающая закономерности объективного мира. Это- наука.

Наука- сложное общественное знание, являющееся определенной суммой, системой знания, деятельностью по его получению.

Научное познание сосредоточено на отражении объективных(социальных и природных) явлений, а также на познание духовной жизни общества.

Для современной науки характерно –взаимодействие естественных, технических и гуманитарных наук. Наибольшее значение получают принципы марксистко-ленинской философии в создании единой научной картины мира в процессе научного исследования.

Наука –сложная и многопрофильная система знаний, включающая в себя разные формы и уровни отражения мира. В нее входят эмпирическое и теоретическое познание. Эмпирическим познанием называют эксперимент, наблюдение, описание. Здесь объект становится предметом осмысления, открываются его внешние особые качества и некоторые закономерности(эмпирические законы).На теоретическом уровне происходит толкование объекта, всплывают его внутренние связи(теоретические законы). Два эти уровня напрямую взаимодействуют между собой. Эмпирическое знание служит первичным для создания научных законов, а теория поясняет эмпирический материал. Одинаковыми для них можно выделить те виды, в которых они происходят, -чувственные образы(ощущения, восприятия, представления) и рациональное мышление(понятия, суждения).

Многие философы, рассматривая значение чувственности как главной составляющей познания, выделяли восприятия, ощущения как основной вид. Такое течение в философии стало называться эмпиризмом.

Другого мнения были рационалисты. Главную роль в познании они присуждали разуму, считая чувственное отражение неправдивым. Важность чувственности принижалась или отвергалась вообще.

Так кто же на самом деле прав? Рационалисты правы, придавая значение человеческому разуму, но они ошибаются, уверяя, что существует обособление мышления от чувственного опыта. Эмпиризм оказался не прав в том, что принизил роль активности мышления, но был правдив, когда сообщал о чувственном возникновении всех знаний.

Древнегреческий философ-материалист Демокрит заставляет чувства говорить против разума: «Жалкий ум, нас ли ты намерен победить, нас, у которых только и заимствуешь ты свои убедительные доводы. В твоей победе заключается твое поражение 7 ». Русский физиолог И.М.Сеченов писал: «Выстрелите над ухом мертвоспящего человека из1,2,3,100 и т.д пушек, он проснется, и психическая деятельность мгновенно проявляется;а если бы слуха у него не было, то можно выстрелить теоретически из миллиона пушек- сознание не пришло бы. Не было бы зрения- было бы тоже самое с каким угодно световым возбуждением; не было бы чувств в коже –самая страшная боль оставалась бы без последствий. Одним словом, человек мертвозаснувший и лишившийся чувственных нервов, продолжал бы спать мертвым сном до смерти. Пусть говорят теперь, что без внешнего чувственного раздражения возможна хоть на миг психическая деятельность и ее выражение –мышечное движение». 8

Научное урегулирование проблемы о соответствии чувственного и рационального происходит в марксистской философии. Учитывая определяющую роль практики, она подчеркивает их диалектическую целостность. Чувственное и рациональное взаимопроникают друг в друга.

Чувственные ощущения, появляющиеся при прямом контакте субъекта с окружающими вещами, носят названия ощущений и восприятий. Ощущения передают некоторые свойства объектов- красный, твердое,сладкое и т.д. Восприятие –это предмет в целом. То есть мы воспринимаем предмет в объединении всех го внешних особенностей. Чувственные впечатления могут изображаться и по памяти. Представление определяют как чувственный образ предмета, с которым с которым в данный момент субъект не находится в связи. На базе приобретенных от действительности ощущений человек строит новые чувственные образы, то есть он приобретает способность воображения.

Знание чувственно изображаемого предмета дает возможность правильно его наблюдать. И чувства, и разум являются управляющим наших чувств.

Познание мира не ограничивается лишь восприятием предметов и явлений, их чувственному выражению. Оно значит также выявление в предметах кое-каких важных отличий. Обобщение на ступени чувственного познания допускает разделение предметов по какому-либо внешнему признаку, открытому органам чувств. Возьмем, к примеру, несколько изображений- красное яблоко, зеленая груша, красный мяч, зеленый огурец, зеленая лягушка. Тестируемый может объединять предметы по цвету, объединив красные предметы в одну группу, а зеленые в другую. Легко понять, что сгруппированными окажутся качественно различные предметы, сходные же, но имеющие разный цвет, могут попасть в разные группы.

Другой вид обобщения происходит по принципу применения практического опыта. Например, если имеются топор, пила, лопата, полено и нож, то испытуемый может определить в одну группу топор, полено и пилу, так как эти три предмета функционально объединены процессом пилки и колки дров. Обобщение в этих условиях является наиболее сложным, но и более адекватным, еще оно ограничено, так как в одну группу отнесли предмет(полено) и орудия труда(топор и пила),лопата осталась вне ее границы.

Чувственные обобщения ограничены, несмотря на свою большую роль. И это открывается в ходе человеческой деятельности.

Чувства нужны в познании мира, потому что,лишь с их помощью,человек приобретает начальную информацию. Но для совершения сложной преобразовательной деятельности необходимо познание внутренних, выявляющих свойств,сторон явлений. Все это осуществляется в процессе мышления. .

Раскрывая секреты человеческого разума, творческого мышления, мы оказываемся в мире абстракций. Чувственное понимание может отражать только данный предмет, а не предмет вообще: яблоко, которое у меня в руке, надкусываю, стул, на котором я сижу. Представления также воспроизводят чувственно-наглядные признаки. Но лишь некоторые из принадлежащих предметам и явлениям, можно увидеть, услышать, осязать, обонять. К примеру, благодаря чувствам мы можем видеть падение тел, но для познания закона тяготения необходима сила мышления. Исходя из практики, применяя средства языка, в мышлении человек отходит от чувственно-наглядных признаков, начинает строить абстракции.

Становление абстрактных научных понятий может идти при проведении субъектом операции анализа и синтеза. Анализ-это мысленное разложение предмета на составные части, синтез, наоборот, является «складыванием» частей в целое, мысленное воспроизведения единства объекта. Как действия ума, анализ и синтез образуются в ходе предметной деятельности. Всякий предмет имеет огромное количество входящих в него частей, и если бы задачей анализа было разложение предмета на составные элементы, то цель была бы не достигнута.В частности, организм, складывается из органов- сердца, легких, печени и т.д.Органы уже состоят из клеток, клетки складываются из молекул, молекулы из атомов и т.д.Цели познания натолкнут нас определить необходимый нам уровень исследования. Задачи познания и практической покажут тот раздел, в котором будет изучаться явление. Практика человека в итоге и покажет, какие свойства, стороны объекта, открываемые в ходе анализа, будут подчеркиваться в абстракции.

Невозможно разобрать появление абстракций, не рассматривая роли слова, языка. Советский психолог А.Р. Лурия писал: «Значение слова состоит не только в том, чтобы обозначить предмет, но и чтобы «отвлекать» его признаки». 9

Итак, можно заметить, что человек, сталкиваясь с недостаточностью чувственного отражения, переходит к высшему уровню отражения мира в абстракциях. Они появляются в ходе практической деятельности, и здесь же получают свое реальное выражение, обретают реальный смысл. К примеру, математические абстракции, которые, как кажется, совсем не связаны с действительностью, в конце применяются для измерений, разработки технических систем.

2.2.Творчество и познание.

Все, что упоминалось о познании, дает возможность понять его как творческий процесс. Познание –важная сфера творчества, но само творчество с ним не объединяется, потому что его основа содержатся в практической деятельности людей.

Выделяют разные теории, которые стремятся пояснить смысл творчества. Некоторые видят его причину в влиянии биологических аспектов, в инстинктах человека, в способностях, заложенных в генах, другие говорят о нем, как о самовыражении личности. Все эти концепции не являются научными: они не поясняют объективное происхождение творчества, его социально-исторические виды, понять его настоящую суть.

Творчество определяют как ни от кого не зависящую, ничем не обусловленную производственную деятельность субъекта. При таком подходе познание как творческая деятельность не является отражением действительности.

Рассматривая материалистическую философию,творчество-это не ложная самостоятельность субъекта от объективной реальности, а такая операция их взаимодействия, в процессе которой субъект, используя познанные независимые законы, целенаправленно преобразует внешний мир.

Творчество-создание нового,в пользу прогресса общества, увеличение уровня свободы человека, применяемое не только в изменении природы, но и к созданию общественных отношений, которые способствуют гармоничному развитию человека.

Творческий характер познания приобретается вследствие внутренней связи с практикой. Творческие черты познания следуют из его связи с объективной действительностью. Способность активно-преобразующей познавательной деятельности проявляется в применение личного опыта, оценок, целеполагания.

Творческий характер познания человека –это процесс сознательный. Творческий акт можно показать как подряд сменяющих друг друга периодов. Это выдвижение задачи, решение проблемы и сравнение конечного результата с тем, каким субъект предполагал себе результат познания прежде. Первоначальным этапом, предыдущим любому научному открытию, является выдвижение проблемы и формулирование вопроса. К конкретным обстоятельствам, ведущим к выдвижению проблемы можно отнести предшествующие науки, экспериментальные исследования. Прямой причиной появления вопроса может стать противоречие между существующими знаниями и новыми фактами, которые не входят в рамки старых концепций.

Иногда вопрос возникает из способности отыскать необычное в обычных явлениях. Аристотель говорил: «Открытие начинается с удивления» 10 .Там, где многие люди замечают обычные факты, ученый находит что-то необычное. Эту характерную черту науки хорошо подчеркивает изречение о том, как делается новое в науке: все не знают,что что-то невозможно сделать, затем приходит невежда и делает открытие.

Ставя проблему, исследователь не только определяет вопрос, но и строит приблизительную схему ответа на вопрос, выдвигает предположения. То есть, проблема не влечет за собой только постановку вопросов,это и есть определенный метод поиска решения задач, ответа на появившиеся вопросы.

Определяя задачу объяснения природы сознания, мы следуем принципу первичности материи и вторичности познания, принципа отражения и т.д.Если ученый использует ложные принципы, то это делает более сложным путь к научному открытию.

Следующий этап научного открытия- решение проблемы. Обращаясь к опыту и знаниям, исследователь пытается объяснить явление. Объяснить явление- значит найти причину его бытия, выявить внутреннюю структуру, закон, понятие. Часть ученых не включают в сферы науки такую ее функцию, как объяснение. Так, один из участников сегодняшнего позитивизма Л. Витгенштейн говорил: «Мы должны отказаться от каких бы то ни было объяснений; только описание должно иметь место» 11 .Но осознание роли объекта еще не значит утверждение творческого характера познания; иногда объяснение считают ограниченным, как только приведение непонятного к понятному, непривычного к привычному. Но такое объяснение не приводит к созданию чего то нового, оно является лишь представлением новых фактов старыми терминами.

Объяснение не является только сведением новых фактов к установившимся ранее понятиям. Благодаря накопленным знаниям субъект находит в изучаемом объекте новые закономерности. Учитывая ранее изученные свойства деятельности мозга и, исходя из рефлекторного характера, И.П.Павлов открыл новые закономерности. Им было выработано понятие условного рефлекса.

Точные методы, способствующие открытию, могут быть разнообразными и самобытными, здесь имеет место и случай. Так, знаменитый датский физик Х.К.Эрстед установил связь между магнетизмом и электричеством. Его открытие повлекло другие открытия, например, изобретение электричества.

Можно привести много случаев в пример, когда научные открытия происходят без труда со стороны ученого. Так произошло с открытием французского физика А.Беккереля. Как-то он положил клочок урановой руды на кипу фотопластинок. Прошло время и он решил удостовериться в годности фотопластинок, ученый взял и проявил верхнюю. На ней он увидел яркий след минерала. Так были выявлены невидимые лучи, это стало началом изучения радиоактивности. Таким же способом было открыто влияние радиации на живую ткань. Желая показать свойства радия,Беккерель, принес с собой на лекцию в кармане препарат радия в пробирке, где она пробыла несколько часов. Через несколько дней на коже появились ожоги.


Заключение.

Существует мнение,что философия это интересна для ума, но практически она не дающая никаких полезных результатов. Всегда ли польза науки проявляется в том, что ее знания помогают конструировать машины, строить мосты, получать синтетическое вещество? Как оказывается, нет. Если было бы так, то за границей необходимых наук оказались бы теоретическая физика, многие разделы химии, биологии и т.д. Многие открытия, происходящие в науке, не приносят прямой прикладной значимости.

Что относится к философии, то ее взаимосвязь с практикой имеет особенный характер. Философия занимает уважаемое место в ряду других наук. Марксистско-ленинскую философию называют научным мировоззрением, способным дать объяснение мира и найти пути его преобразования, понять роль субъекта в этом мире, понять сущность его деятельности. Эта наука изучает наиболее общие законы формирования объективного мира, из-за этого ее считают всеобщим методом познания, применяемых во всех науках без исключения.

Роль философии заключается в том, что она обеспечивает исследователя инструментом познания, развивая его теоретическое мышление. В этом смысле философия есть методика и логика научного познания.

Занимательно то,что методы философии используют и те исследователи, которые на словах отвергают роль диалектического материализма.

Нужно отметить,что марксистско-ленинская является видом практической деятельности. Ее приобретение снабжает рабочий класс предметом преобразования общества.

Материалистическая диалектика это сложный комплект мыслительных норм, вместе с тем она является именно логикой научного познания. Поэтому ставится сложная проблема по соотношению формальной и диалектической логики. Смысл проблемы в том, как они связаны и какую роль выполняют в познании.

Поставленный вопрос решается благодаря законам материалистической диалектики. В.И.Ленин говорил: «Вопрос состоит не в том, есть ли движение, а в том, как его выразить в логике понятий».Отражение движения, развития можно осуществить в диалектике понятий, которые устанавливают диалектическую противоречивость непрерывности и прерывности, времени и пространства, бытия и небытия.

Отмечая важность диалектической логики, В.И.Ленин писал: «Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей»,т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира». 12

Использование диалектико-материалистических методов обнаруживает для современной науки огромные шансы в пояснении сложной, противоречивой картины мира, законов его развития. Но, естественно, задачи, стоящие перед наукой, необходимо решать на основе близкого взаимодействия, как материалистической диалектики, так и формальной логики.
Список литературы:

1. Коршунов А.М. «Познание и деятельность», М.,1967

1 См.: Коршунов А.М., «Познание и деятельность», стр.15

2 См.: Коршунов А.М., «Познание и деятельность», стр.23

3 См.: Маркс К.Энгельс Ф.Фейербах: Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, М.,1966,с.23

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.1,с422.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.20,стр.490

6 См.: Коршунов А.М., «Познание и деятельность»,стр.56

7 См.: Коршунов А.М., «Познание и деятельность»,стр.62.

8 См.: Коршунов А.М., «Познание и деятельность»,стр.62

9 См.: Коршунов А.М., «Познание и деятельность»,стр.89

10 См.: Коршунов А.М., «Познание и деятельность», стр.106

11 См.: Коршунов А.М., «Познание и деятельность», стр.108

12 См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.29,с.84

- (р.1924), детский писатель, сценарист. 1965 КОМЭСК 1975 КОНЦЕРТ ДЛЯ ДВУХ СКРИПОК 1977 ХОЧУ БЫТЬ МИНИСТРОМ … Энциклопедия кино

Коршунов русская фамилия. В немецком языке соответствует фамилии Гейер (Geyer) коршун. Коршунов Известные носители: Коршунов, Александр Викторович (род. 1954) советский и российский актёр театра и кино, режиссёр. Коршунов, Александр… … Википедия

Виктор Коршунов Имя при рождении: Виктор Иванович Коршунов Дата рождения: 24 ноября 1929(1929 11 24) (83 года) Место рождения: Москва, СССР … Википедия

- «ХОЧУ БЫТЬ МИНИСТРОМ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1977, цв., 93 мин. Киноповесть. Герои фильма учащиеся ПТУ, будущие машинисты поездов, и их наставник мастер Виктор Данилович, сумевший не только раскрыть перед своими подопечными секреты ремесла, но и увлечь … Энциклопедия кино

- «КОМЭСК», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1965, ч/б, 32 мин. Новелла. В прошлом командир эскадрильи, герой много лет проработал на маленьком аэродроме. Комэск так его дружески называют коллеги летчики теперь на пенсии. Ежедневно с маленькой внучкой… … Энциклопедия кино

- «КОНЦЕРТ ДЛЯ ДВУХ СКРИПОК», СССР, МОСФИЛЬМ, 1975, цв., 93 мин. Мелодрама. По мотивам романа Михаила Коршунова «Бульвар под ливнем». История дружбы двух юных скрипачей. В ролях: Сергей Мартынов (см. МАРТЫНОВ Сергей Федорович), Елена Соловей (см.… … Энциклопедия кино

- … Википедия

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

- … Википедия

В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «К». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

Книги

  • Школьная вселенная , Коршунов Михаил Павлович. "Школьная вселенная"-ещё один сборник весёлых повестей Михаила Павловича Коршунова о школе и школьниках. Невероятные истории происходят с его героями. Например, однажды на Вовку по кличке…
  • Клетчатое чучело , Коршунов Михаил Павлович. Михаил Коршунов написал о детях и подростках множество книг, и у всех этих книг есть очень важное качество - мягкий юмор и добрая ирония. Рассказы, вошедшие в сборник "Клетчатое чучело",…

Коршунов, Анатолий Михайлович

(р. 08.06.1929) - спец. по теории познания и методол. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1953), асп. того же ф-та (1961). Работал на филос. ф-те МГУ (1961-1969): асс., ст. преп., доц. В 1969-1970 - зав. кафедрой филос. Моск. ин-та электронной техники, в 1970-1974 - проф. кафедры филос. ИПК при МГУ. С 1974 по 1996 - зав. кафедрой филос. гуманит. ф-тов МГУ. С 1996 по наст. вр. - проф. той же кафедры. В 1978-1981 - нач. Управления преподавания обществ. наук Минвуза СССР. Канд. дисс. - "Восприятие в процессе познания" (1962). Докт. дисс. - "Гносеологический образ" (1968). В трудах К. развивается концепция гносеол. образа на основе обобщения данных ряда наук (психол., лингвистики, истории, физиологии в. н. д., семиотики, теории информации). Особое внимание уделяется рассмотрению соотношений категорий образа, знака, сигнала и модели. Исследуется проблема знака и значения. В рамках деятельностного подхода обосновывается функциональность познавательного образа и информации. Выявляются специфика психич. отражения и его роль в деятельности человека, соотношение психич. и физиологич., значение идеального как способа освоения действительности в единстве с чувственно-предметной деятельностью. Обосновывается методол. роль категории "идеальное" для развития психол. Раскрываются новые аспекты творч. природы деятельностного субъекта и процесса познания. Выявляется временная структура познания, соотношение в нем настоящего, прошлого и будущего (на основе анализа ист. науки и психол.), продуктивного и репродуктивного, раскрываются место и роль проблемы и пробл. ситуаций в становлении нового знания, единство традиций и преемственность в творч. Исследуется специфика соц.-гуманит. знания, его связь с категориями культуры, ценности и смысла, осуществляется его филос.-аксиол. анализ; рассматривается познават. роль ценности и оценки, единство ценностно-оценочного и гносеол. подходов, истины и ценности, понимания и объяснения, диалога и монолога, воображения и интуиции в гуманит. знании. Разрабатывается проблема человека, его жизни, соотношения в ней человеч. сущности и существования, соц. и личностно-индиви-дуального; рассматриваются вопросы смысла жизни, жизненной ориентации, совести, смерти и бессмертия. Выясняются особенности познания мира человека, возможности науч.-объективного метода в рассмотрении человека и вненауч. форм его отображения (в искусстве, морали, религии, масс, сознании). Обосновывается особая роль филос. в познании человека.

Соч.: Гносеологический анализ понятия "информация ". [В соавт. ] // Методологические проблемы современной науки. М. , 1964 ; Чувственное познание. [В соавт. ]. М. , 1965 ; Познание и деятельность. М. , 1967 ; Теория отражения и современная наука. М. , 1968 ; Теория отражения и творчество. М. , 1971 ; Теория отражения и эвристическая роль знаков. [В соавт. ]. М. , 1974 ; Сознание , его происхождение и сущность // Диалектический материализм. Уч. пос. для вузов. М. , 1974 ; Проблема отражения. Сознание как высшая форма отражения. [В соавт. ] // Диалектический материализм. Уч. пос. для аспирантов нефилософских специальностей. М. , 1975 ; Отражение , деятельность и познание. М. , 1979 ; Методологические проблемы исторического познания. [В соавт. ]. М. , 1981 ; Диалектика субъекта и объекта в познании. М. , 1982 ; Творчество и отражение в историческом познании. [В соавт. ]. М. , 1985 ; Чувственное познание // Диалектика познания. Л. , 1988 ; Диалектика социального познания. [В соавт. ]. M. , 1988 ; Категории познавательного образа // Теория познания. В 4 т. Т.2. Социально-культурная природа познания. М. , 1991 ; Культура , человек и познание. (Депонир. ). М. , 1994 ; Социальная философия : проблема человека. [В соавт. ]. Улан-Удэ , 1995 ; Диалог , понимание , воображение // Возможности и грани познания. М. , 1995 ; "Гносеология ", "Деятельность ", "Символ ", "Сознание ", "Творчество " и др. // Краткий философский словарь. М. , 1998 (2-е изд. - 2001 ); Жизнь человека : социокультурная детерминация и свобода // Проблема человека в философии. М. , 1998 ; Проблема человека : жизнь , смерть и бессмертие // Философия , человек , общество. М. , 1998 ; Человек : диалектика развития родового и уникального // Устойчивое развитие. Сб. науч. трудов. Вып.2. Улан-Удэ , 1999.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Коршунов, Анатолий Михайлович" в других словарях:

    Анатолий Торопов Имя при рождении: Анатолий Михайлович Торопов Дата рождения: 14 июня 1928(1928 06 14) (84 года) Место рождения: Пятигорск … Википедия

    Долгополов Николай Михайлович Род деятельности … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карев. Александр Карев Имя при рождении: Александр Михайлович Прудкин Дата рождения: 18 февраля 1899(1899 02 18) … Википедия

    Александр Карев Имя при рождении: Александр Михайлович Прудкин Гражданство: СССР Профессия: актёр … Википедия

Михаил Павлович Коршунов (р. 1924), русский писатель, автор сборника повестей «Школьная Вселенная».
Он родился 19 ноября 1924 года в г. Симферополе, в слободе Бахчи-Эль. В 30-е годы отец Миши Павел Семенович работал заместителем председателя, затем председателем Интуриста. Семья Коршуновых одной из первых въехала в правительственный дом на Всехсвятской улице. Учился Михаил Коршунов в 19-й школе на Софийской набережной, в одном классе с Юрием Трифоновым и Левой Федотовым. Перед войной окончил 9 классов. В 1942 году, после окончания 10 класса (в эвакуации), добровольно ушел в армию, был направлен в Харьковское военно-авиационное училище, а оттуда в 1943 году в Военно-Воздушную Академию имени Жуковского. Затем в 1945 году приказом переведен в Институт международных отношений, где, уже демобилизовавшись в 1946 г., проучился три года. В 1947 году Михаил Коршунов перешел в Литературный институт имени Горького, был в семинаре Паустовского. Константин Паустовский когда-то сказал о своих учениках, среди которых были и Трифонов с Коршуновым: "Они не предадут литературу неправде и трусости, не обменяют ее благородство на собственное благополучие. Мы верим им. Мы любим их".

Окончив институт в 1951 году, Коршунов первое время работал в детских журналах, в частности, в "Мурзилке". В издательстве "Детгиз" вышло свыше 30 его книг. С 1956 года Коршунов переходит на творческую работу, тогда же был принят в Союз писателей. Выходят его книги "Автограф", "Мальчишник" и другие. В последние годы в соавторстве со своей женой Викторией Романовной Тереховой (тоже когда-то девочкой из ДОПРа - Дома правительства) Михаил Павлович создает книги о доме: в 1995 году выходит "Тайна тайн московских", в 2002 году - "Тайны и легенды Дома на набережной". Вот слова из этой - последней - его книги:
"Что бы и как бы я ни писал сейчас о доме Иофана, какие бы тяжелые, "облиянные кровью" факты ни приводил и как бы ни истолковывали историю дома современные авторы, наспех подворовывая нашу жизнь, я знаю - не откажусь от прожитых берсеневских лет, не перечеркну их черными словами, потому что меня, как и Юрия Трифонова, как всех моих друзей, навсегда заворожил запах времени. Не боюсь в который раз быть примитивно сентиментальным и положить ладонь на шершавую стену дома, отогревая его, успокаивая, хотя дом все чаще вызывает у окружающих вполне обоснованное неприятие. Еще и за то, что несет на себе памятные доски, а люди, в честь которых они поставлены, тоже не всегда вызывают сочувствие и понимание... Все верно, но не сниму ладони с его стен. Нет".

Михаил Павлович Коршунов ушел из жизни 15 августа 2003 года.
Автор произведений для детей: «Дом в Черемушках» (1954), «Трагический иероглиф» (1966), «Школьная Вселенная» (1972), «Караул! Тигры!» (1973); романов «Бульвар под ливнем» («Музыканты»; 1972), «Подростки» (1974). Также ему принадлежит книга рассказов «Мухоморовы шляпы» (1960).