Дом герцена тверской бульвар 25. Усадьба яковлева или литературный институт

Усадьба на Тверском бульваре, 25 была построена в XVIII веке. В начале XIX столетия она принадлежала сенатору А.А. Яковлеву.

В 1840-х - 1850-х годах усадьбой владел дипломат Д.Н. Свербеев. У него часто собирались известные литераторы и общественные деятели - П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский и многие другие.

Затем владельцами усадьбы были представители купечества. В этот период усадебные здания неоднократно перестраивались. Помещения сдавались в аренду различным учреждениям.

Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан, а часть его занимало издательство братьев Гранат, выпускавшее энциклопедии и словари.

В 1933 году в главном доме на Тверском бульваре, 25 открылся Вечерний рабочий литературный университет, созданный по инициативе А.М. Горького. В 1936 году он был преобразован в Литературный институт имени А.М. Горького. В правом флигеле с 1930-х годов до 1988 года находилась редакция журнала «Знамя».

В 1920 году на доме установили мемориальную доску с барельефом А.И. Герцена, выполненную известным . Впоследствии она была перенесена на столб ворот, где находится и сейчас. В 1990-х годах появились мемориальные доски в честь А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама и Д.Л. Андреева.

Во дворе здания по адресу Тверской бульвар, 25 в 1959 году был открыт памятник А.И. Герцену работы скульптора М.И. Мильбергера.

Предлагаем ещё посмотреть:

Одна из самых знаменитых московских дворянских усадеб – усадьба тайного советника обер-прокурора Святейшего Синода А.А. Яковлева. Главный дом был построен в начале XIX века и включил в себя здание XVIII столетия. Изначально въезд в усадьбу находился со стороны Большой Бронной улицы, к которой был обращен главный фасад. Когда создавалась парадная застройка вдоль Тверского бульвара, дом перестроили. Дворовой фасад превратился в парадный, его украсили коринфским пилястровым портиком с фронтоном. Конечно, Яковлев захотел, чтобы появился въезд со стороны модного Тверского бульвара, вдоль которого возвели белокаменную ограду с коваными решетками красивого рисунка.

В 1812 году случилось важное для нашей страны событие, связанное с домом Яковлева. Вы, конечно, подумали о нашествии Наполеона или знаменитом московском пожаре. Нет, об этих событиях уже много говорилось. 25 марта 1812 года здесь родился будущий писатель А. И. Герцен, внебрачный сын помещика И.А. Яковлева – брата владельца усадьбы – и семнадцатилетней уроженки Штутгарта Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг. Родители не оформили брак, и незаконнорожденный мальчик получил фамилию, придуманную отцом: Герцен – значит «сын сердца». Иван Алексеевич увековечил таким образом свою любовь.

Хоть Герцен и родился в доме своего дяди, увидел он его впервые только спустя много лет. Отец Герцена находился в открытом разрыве со своим братом. После смерти Александра Алексеевича в 1824 году усадьба осталась за его сыном Алексеем Александровичем. Он был нелюдим, не переносил женского общества. Единственной страстью Яковлева была химия, которой он занимался, вечно сидя за микроскопом. Одну комнату в доме он оборудовал под лабораторию. Кстати, именно в этой комнате и родился Герцен. Алексея Александровича хорошо знали в Москве и называли «химиком». Именно о нем сказано в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Федор, мой племянник.

В середине XIX века хозяином усадьбы становится дипломат Д.Н. Свербеев. В его доме по пятницам собирался литературный салон, который считался центром культурной жизни Москвы. Свербеевские пятницы регулярно посещали П.Я. Чаадаев, Е.А. Боратынский Н.В. Гоголь, Н.М. Языков и многие другие. Часто на вечера к Свербееву приезжал и Герцен, которому, наверное, отрадно было возвращаться в свой «родной» дом. Еще в 1827 году Свербеев женился на княгине Е.А. Щербатовой, которая славилась необыкновенной красотой, живым умом и приветливостью нрава. Именно княгиня была центром литературного кружка.

Последней владелицей дома по адресу Тверской бульвар, 25 являлась Александра Герасимовна Найденова. Ее муж Александр Александрович Найденов, принадлежал к богатейшему купеческому роду. Самым ярким представителем этого рода был Николай Александрович Найденов – талантливый предприниматель, коммерции советник, потомственный почетный гражданин. Каждый из нас должен быть благодарен Николаю Александровичу за то, что он организовал масштабную фотосъемку всех сохранившихся храмов и монастырей Москвы и создал альбомы «Москва. Соборы, монастыри и церкви» – так называемые альбомы Найденова.

В течение XIX века боковые служебные корпуса усадьбы Яковлева, расположенные вдоль бульвара, развились в самостоятельные ансамбли. В 1882 году флигели были перестроены архитектором А.С. Каминским, который оформил также их фасады. Флигели сдавались хозяевами под различные конторы. До революции в левом от входа с бульвара строении находилось Датское телеграфное общество. В одном из корпусов усадьбы Яковлева располагалось издательство братьев Гранат, выпускавшее знаменитый Энциклопедический словарь, который выходил под редакцией К.А. Тимирязева, М.М. Ковалевского и С.А. Муромцева.

В 1920-е годы в усадьбе Яковлева начинается бурная жизнь. И вновь, как и шестьдесят лет назад, дом становится одним из литературных центров Москвы. Вся огромная усадьба была отдана бесконечному множеству литературных объединений, союзов, содружеств и кружков. Здесь поселялись, одновременно или сменяя друг друга, первое творческое объединение профессиональных пролетарских писателей. Самым мощным объединением была Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП), преобразованная в 1923 году в Московскую ассоциацию пролетарских писателей (МАПП). Она занимала сразу несколько комнат дома Яковлева.

По образцу МАПП М.А. Булгаков создал МАССОЛИТ из «Мастера и Маргариты». В романе дом по адресу Тверской бульвар, 25 называется домом Грибоедова, хотя еще в XIX веке среди москвичей было известно другое название – дом Герцена. Булгаков объясняет это так: «Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя – А.С. Грибоедова. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было... Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе».

Нижний этаж дома занимал известный в московских литературных кругах ресторан, завсегдатаями которого были многие писатели и поэты того времени. Именно этот ресторан сожгли Коровьев и Кот Бегемот в романе «Мастера и Маргариты». Во флигелях бывшей усадьбы Яковлева разместилось писательское общежитие. В начале 1920-х годов в левом флигеле в небольшой комнате жил О.Э. Мандельштам со своей женой. Сейчас на этом доме установлена мемориальная доска. В писательском общежитии в разное время жили В.В. Иванов, Б.Л. Пастернак, Д.Л. Андреев. Более двадцати лет здесь прожил крупнейший писатель XX века А.П. Платонов.

В 1933 году по инициативе А.М. Горького был основан Вечерний рабочий литературный университет Союза писателей с привлечением к обучению лучших рабочих-литкружковцев. Университет разместился в доме Герцена. В 1936 учебное заведение переименовали в Литературный институт имени А.М. Горького. Началась новая значимая веха в жизни дома на Тверском бульваре, которая продолжается и по сей день. Одно перечисление известных писателей и ученых, которые преподавали в Литературном институте, занимает не один абзац. Среди них К.Г. Паустовский, М.А. Светлов, С.М. Городецкий, Ю.Д. Левитанский, В.С. Розов, А.А. Реформатский, С.И. Радциг, А.А. Тахо-Годи.

Литературный институт – это единственный вуз, где обучаются мастерству прозаики, поэты, драматурги, критики, литературоведы – люди почти всех литературных профессий. Обучение ведется по двум направлениям: общегуманитарному и творческому. Раз в неделю проходят специальные творческие семинары, во время которых студенты под бдительным оком мастера обсуждают и разбирают произведения друг друга. Но не надо думать, что в Литературном институте готовят будущих гениев русской и мировой литературы. Талантами наша страна была богата всегда – и до 1933 года в ней появилось немало писателей и поэтов первой величины.

Институт создает благоприятную среду для творчества, формирует литературный вкус. У талантливых студентов (а здесь талантливы если не все, то большинство) появляется круг таких же искренне влюбленных в литературу товарищей. А это крайне важно для творчества. В Литературном институте, конечно, не забыли о родившемся здесь Герцене. И не только потому, что в 1957 году во дворе был установлен памятник писателю. Выяснили даже, «на какой кафедре» появился на свет Александр Иванович, – в кабинете кафедры русской классической литературы и славистики. Сколько в Москве мертвых дворянских усадеб, которые стоят как призраки ушедшей в прошлое эпохи!

В разное время в Литературном институте учились: Ч.Т. Айтматов, Б.А. Ахмадулина, В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев, Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, Е.И. Носов. В.О. Пелевин, Р.И. Рождественский, Н.М. Рубцов, К.М. Симонов, Ю.В. Трифонов и многие другие известные писатели. Благодаря студентам и преподавателям усадьба Яковлева живет и даже молодеет. Литературная история дома на Тверском бульваре началась с Герцена, прошла через Свербеевские пятницы, разломала каменную стену МАССОЛИТа и продолжается до сих пор. Теперь ее творит следующее поколение писателей и поэтов, которые по-прежнему любят и ценят русскую литературу.

Усадьба принадлежала сенатору А.А. Яковлеву, дяде писателя. Александр Герцен прожил здесь первые 5 месяцев, а после бывал только гостем, так как дом завещали его двоюродному брату.

Я стал, время от времени навещать его. Жил он чрезвычайно своеобычно; в большом доме своем на Тверском бульваре занимал он одну крошечную комнату для себя и одну для лаборатории. Старуха, мать его, жила через коридор в другой комнатке, остальное было запущено… Рядом этих комнат достигалась, наконец, дверь, завешанная ковром, которая вела в страшно натопленный кабинет. В нем Химик, в замаранном халате на беличьем меху, сидел безвыходно, обложенный книгами, обставленный склянками, ретортами, тигелями… В этом кабинете, где теперь царил микроскоп Шевалье, где пахло хлором и где совершались за несколько лет страшные, вопиющие дела - в этом кабинете я родился… И в этом же доме родилась моя жена в 1817 году… Химик года через два продал свой дом, и мне опять случилось бывать в нем на вечерах у Д.Н. Свербеева, спорить там о панславизме и сердиться на А.С. Хомякова, который никогда ни на что не сердился. Комнаты были перестроены, но подъезд, сени, лестница, передняя - все осталось, даже маленький кабинет остался.

Новая жизнь началась у дома в 1920-е, когда там открылся ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и т.д.

Путеводитель по архитектурным стилям

Все это - прототипы Булгаковского МАССОЛИТа в «Мастере и Маргарите». В романе писатель называет это здание «домом Грибоедова» и даже рассказывает его «историю»: якобы он получил это имя, так как зданием владела тетка писателя.

Во флигеле дома Герцена было писательское общежитие. Там с 1931 года до самой смерти жил писатель Андрей Платонов. Чтобы прокормить семью, он работал дворником. А в рассказе бульвар, путешествие воробья» Платонов писал, что по дворику бегали гении литературы, одержимые достоинством. Здесь он создал «Джан», «Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Счастливая Москва».

С началом Великой Отечественной войны Платонов эвакуировался с семьей в Уфу. Все рукописи остались в доме, и большая часть из них погибла. Из Уфы писатель поехал на фронт корреспондентом газеты «Красная звезда». После его смерти в этом доме жили его вдова и дочь, а на здании появилась мемориальная табличка.

Дом-музей А.И. Герцена.

Дом-музей писателя, философа и мыслителя А.И. Герцена в Москве – это единственный в России музей, посвященный его деятельности. Здание музея располагается в центре Москвы и является филиалом Литературного музея столицы. Оно было построено в 1820 году и архитектурно принадлежит к стилю ампир с мезонином. В настоящее время дом относится к памятникам архитектуры. После пожара 1812 года дома с такой архитектурой были наиболее распространены в Москве.

Дом-музей Герцена был открыт для посетителей в 1976 году. Здание типичной московской постройки сохранилось на Арбате только благодаря имени писателя. Совсем недавно здание музея подверглось серьезной реставрации и предстало в обновленном облике, приближенном к эпохе Герцена. Реставрационные работы в музее продолжались 4 года. Наряду с тем, что дом сохранил свою архитектуру и планировку, здесь появилось много нового, присущего нашей эпохе – сенсорные панели и современные витрины экспозиции.

Дом-музей Александра Ивановича был открыт после реставрации в юбилейный год 200-летия писателя. Сотрудники, создававшие экспозицию, попытались показать всю неординарность писателя, который опередил свое время и был незаслуженно недооценен.

Экспозиция дома-музея Герцена

Структурно дом-музей как бы представляет два больших периода жизни Герцена – российский и европейский. В московском доме Герцен прожил четыре года с 1843 по 1847 годы. Экспозиция представляет посетителям интерьеры, которые воссоздают гостиную и кабинет писателя. На стенах комнат можно увидеть портреты писателя, его друзей и родных, в витринах выставлены уникальные книги с личным автографом писателя, его рукописи и письма, которые когда-то были переданы музею родными писателя. Атмосферу дому придают личные вещи Герцена и его друга Н.П. Огарева, представленные в экспозиции.

В доме Александра Ивановича всегда собирались его друзья. Они были молоды и полны веселья, любили выпить пунша и поиграть в интеллектуальные игры. В доме часто бывали помимо Огарева Кетчер, Боткин, Щепкин, Садовский, Анненков, Белинский, Некрасов, Тургенев, Панаев и Грановский.

Александр Иванович был заботливым семьянином и никогда не забывал о семье. Жизни в семье посвящен отдельный раздел экспозиции. Фотографии, личные вещи ребенка – глухонемого сына Коленьки, все это делает понятным безмерное горе писателя, который в один день потерял любимого сына и мать, утонувших, в результате крушения теплохода.

Есть в экспозиции место и любимой публицистике писателя – множество книг, среди которых Шиллер и Гегель, особо почитаемые Александром Ивановичем.

Отдельная экспозиция музея посвящена европейскому периоду жизни писателя. Здесь представлены книги, которые писатель издавал в Лондоне, бюст Герцена, который заказал мистер Трюбнер, большой почитатель таланта Александра Ивановича, и установил у себя в лавке. Возле каждой витрины висит ящик, в котором находятся комментарии к каждой вещи, установленной в экспозиции, так что любой посетитель может ознакомиться с интересующим его комментарием.

В экспозиции европейского периода нашлось место и для извечного спора западников со славянофилами, а также увидеть путь Герцена к идеям социализма.

Часы работы дома-музея Герцена в Москве

Музей ждет своих посетителей в любой день недели, кроме воскресенья и понедельника с 11 до 20 часов. Каждый последний понедельник месяца – санитарный день. Музей расположен рядом с кольцевыми станциями метро и остановками наземного транспорта.

Произведения, которые Герцен написал в московском доме

- «Сорока-воровка»;
- «Доктор Крупов»;
- «Кто виноват?»;
- «Москва и Петербург»;
- «Дилетантизм в природе».

Дом-музей А.И. Герцена – это возможность прикоснуться к жизни и творчеству писателя, философа и автора идеи возрождения России.

Незаконнорожденный сын московского барина, помещика Ивана Алексеевича Яковлева и Генриетты Вильгельмины Луизы Гааг из Штутгарта. Впоследствии, уже взрослым, Герцен приезжал сюда в гости к своему двоюродному брату, Алексею Александровичу Яковлеву.

В основе существующего дома Герцена сохраняются палаты первой половины XVIII века. На месте Тверского бульвара в те времена стояла крепостная стена Белого города с проездом вдоль неё, поэтому фасад палат выходил на Большую Бронную улицу. В 1796 году был устроен Тверской бульвар, и примерно в это время дом перестроили в классическом стиле и развернули к нему фасадом. Между 1806 и 1812 годами владение купил Александр Алексеевич Яковлев, дядя Герцена.

В 1840-е годы дом арендовал Дмитрий Николаевич Свербеев. С октября до весны, по пятницам, к 20-21 часу к нему приезжали все сколько-нибудь известные и интересные москвичи и гости города, преимущественно литераторы. Среди посетителей бывали Герцен, Гоголь, Боратынский, Хомяковы. Здесь обсуждались новости, вырабатывалось общественное мнение.

До 1917 года среди арендаторов в доме были Товарищество А. Гюбнера, контора А. И. Бутикова, Губернское акцизное управление и другие. До 1930-х годов продержалось Товарищество А. и И. Гранат и Ко, издававшее знаменитый энциклопедический словарь Гранат.

В 1920 году в доме поместили Всероссийский союз писателей и многочисленные литературные объединения. Тогда и вошло в обиход название «Дом Герцена», а в усадьбе появилась круглая мемориальная доска с профилем писателя, выполненная Н. А. Андреевым.

Этот дом послужил прообразом дома Грибоедова в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а реальные писательские организации, которые разместились в усадьбе в 1920-е годы, выведены там как литературное объединение «МАССОЛИТ». Во главе его стоял Михаил Александрович Берлиоз. Помимо литературных организаций, писательских квартир, музея и издательства, в доме, в первом этаже, в больших комнатах с росписью на сводах располагался ресторан. Он-то и стал тем самым рестораном Грибоедов с летней верандой под парусиновым тентом, в котором разворачиваются события романа: члены правления, заждавшиеся приезда Берлиоза, узнают о его трагической кончине, обезумевший поэт Иван Бездомный рассказывает о событиях на Патриарших, выпить ледяного пива заходят неразлучные Коровьев и Бегемот, которые после устроенной перестрелки заметают следы, предав Грибоедова безжалостному пожару.

Реальный дом, по счастью, не горел и сохранился до наших дней. В декабре1933 года в Доме Герцена открылся Литературный институт. Здесь преподавали или учились М. Шолохов, К. Паустовский, К. Симонов, Р. Гамзатов, Ю. Трифонов. Здесь нашли себе временный приют Андрей Платонов, В. Иванов, М. Пришвин, С.Клычков, Д.Благой, В.Парнах, писатель и меломан, ставший прототипом героя «Египетской марки» О.Мандельштама. В правом флигеле Дома Герцена в 1932-33 гг. жил и сам О.Мандельштам. Весной 1932 г. сюда переехали и . Благодаря доброй воле писателей И.В.Евдокимова и В.В.Слетова, поступившихся частью предназначавшейся для них жилой площади (каждый «отрезал» от предназначавшейся ему квартиры по комнате), Пастернаку была выделена маленькая тесная двухкомнатная квартира на первом этаже флигеля. В квартире не было электричества, и все необходимые работы были закончены только к сентябрю.

В 1959 году в усадьбе был открыт памятник А. И. Герцену (скульптор М. И. Мильбергер, архитектор К. М. Сапегин).