Пластилиновая живопись. Основы рисования пластилином для детей и взрослых Пластилиновая живопись в детском саду

Пластилинография для начальной школы Зимний пейзаж по мотивам произведений Ю.Ю. Клевера

Мастер-класс Зимний пейзаж из пластилина для младших школьников поэтапно

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 6 лет. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений, учителям.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание зимнего пейзажа в технике пластилиновая живопись.
Задачи:
-познакомить с творчеством русского пейзажиста Юлия Юльевича Клевера;
-учить детей создавать живописные панно из пластилина в технике пластилиновая живопись;
-развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания, используемых цветов и оттенков в работе художника;
-совершенствовать навыки работы с пластилином;
-воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к природе через произведения художников.
Живопись пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объёмного изображения, то есть скульптуры. Пластилин-благодатнейший материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина-от тонких полотен, почти не отличимых от живописи, до выпуклых барельефов.

Здравствуйте, уважаемые гости. Нет в России человека, да и за её границами, который бы не знал произведений Шишкина, Репина, Левитана. Клевер - менее известен. А ведь иметь его картины в дореволюционной России считалась хорошим тоном, репродукции его пейзажей множились, он был любимцем царской семьи и всей России. Юлий Юльевич Клевер (1850-1924) - российский художник. Получил признание как пейзажист салонно-академического толка. Академик Императорской Академии Художеств (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881).


После революции мастер был незаслуженно забыт его творчество не особо было востребовано. Его картины - аполитичны, его упрекали вообще в некоторой шаблонности, стандартности.. Но - это ведь пейзажи. Что хотим? Но есть в них что-то, что мне вот лично греет душу и вызывает восхищение. Можно написать пейзаж с натуры, но не затронуть абсолютно ничем. Юлий Юльевич Клевер выработал свой особый и неповторимый стиль письма. Оригинальность стиля Клевера состоит в использовании неожиданных эффектов освещения.
Автор потратил большое количество времени и сил, изучая гамму закатов и вечернее освещение предметов и неба. По словам автора, такие картины он мог писать при любых обстоятельствах и в какой угодно обстановке.
Работы мастера высоко оценивались его современниками - созерцание приглушенной красоты Прибалтики дарит умиление и тихую радость. Его работы покупали многочисленные журналы и газеты, выпускались тиражи открыток для коллекционеров.
К 1880 году популярность авторского почерка среди любителей живописи достигла такой величины, что, не справляясь с заказами, он начал привлекать к работе своих учеников, открывая многочисленные «клеверные мастерские».
"Зимний пейзаж." Клевер Ю.Ю


Известный русский художник, академик живописи Ю.Ю. Клевер родился 19 (31) января 1850 года в Дерпте (ныне город Тарту в Эстонии). Его родители не имели к искусству никакого отношения, его отец, немец по происхождению, носивший фамилию фон Клевер, был магистром химии.Тем не менее, маленький Юлий с детства стал проявлять наклонности к рисованию, а его родителям скоро стало совершенно ясно, что у мальчика большой художественный талант. К увлечению сына рисованием они отнеслись серьезно, и на семейном совете решили отдать Юлия учиться к опытному художнику. Им оказался профессиональный педагог и живописец Карл Кюгельхен, немец по национальности.
В течение целого года, окончив ежедневные занятия в гимназии, юноша шел на урок своего учителя рисования. В 1867 году молодой художник заканчивает свою первую картину – копию полотна знаменитого в то время немецкого художника-пейзажиста Освальда Ахенбаха. Учитель Карл Кюгельхен остался доволен этой работой своего ученика. Когда же курс гимназии был окончен, перед юношей стал вопрос, где и как продолжать свое обучение. Юлий заявил родителям, что видит себя в будущем только живописцем. После чего он продолжил учиться в Петербургской Академии художеств сначала в архитектурном классе, по настоянию родителей, а затем в пейзажном у С.М. Воробьева и М.К. Клодта.
"Последние солнечные лучи."Клевер Ю.Ю


Профессор С.М. Воробьев был человеком по натуре холодным, предмет свой преподавал скучно, а М.К. Клодт осуждал желание юноши знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Ю.Ю. Клеверу хотелось писать другие картины, но его учителя так и не оценили смелые замыслы молодого художника. Вот тогда и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы казались ненужными. И хотя энергичный, талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, он снова принял решение, которое повергло родных в уныние. "Я выхожу из числа учеников академии, - писал Юлий в Дерпт. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры". Клевер стал искать пути в мир живописи в одиночку. Он поставил перед собой цель не окончить Академию, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Ю.Ю. Клевер знал, что художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми.
Случилось то, чего боялись родители Юлия, от чего предостерегал его отец: в 1870 году Клевера исключили из Академии. Но молодого человека это обстоятельство мало беспокоило. Он знал, что станет живописцем без рутины казенного образования. Уже в 1871 году его картину "Заброшенное кладбище зимой" одобрили знатоки, и граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств, пожелал ее приобрести.
"Заброшенное кладбище зимой."Клевер Ю.Ю


Художник довольно рано получил признание зрителей. В 1872 году Клевер выставил несколько картин, среди них "Перед грозою", "Закат", "Зимний вид в окрестностях Царского Села".
"Перед грозою."Клевер Ю.Ю


И снова добился успеха – картину "Закат" приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876), президент Академии художеств.
"Закат."Клевер Ю.Ю


В 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств. Это было необычным делом, на которое решались лишь немногие известные живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Выставка Ю.Ю. Клевера прошла чрезвычайно успешно. После нее успех следовал за успехом. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк". В 1876-м премию получила его картина "Первый снег на вспаханном поле".
"Запущенный парк."Клевер Ю.Ю


И уже в том же 1876 году Клевер на своей второй персональной выставке показал сорок работ – десять картин и тридцать этюдов. Все были восхищены работоспособностью, упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» приобрел Александр II. Это было очередной ступенью вверх для художника – покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ю.Ю. Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.
"Берёзовая роща."Клевер Ю.Ю


В 1878 году Юлий Клевер стал академиком. Впоследствии художник не раз копировал свое произведение «Старый парк в Мариенбурге», за которое он был удостоин этого звания. Позже эту картину отправили на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.
"Старый парк."Клевер Ю.Ю


В поисках новых сюжетов Ю.Ю. Клевер в 1879 году со своим приятелем В.В. Самойловым уехал на остров Нарген (в Финском заливе), виды которого были неведомы русской художественной публике. На Наргене они прожили целое лето. Самойлов рисовал в свой альбом, а Клевер один за другим делал этюды. Художник буквально купался в лучах собственной славы, практически все его картины приносили ему славу и успех.
По мнению искусствоведов, 30-летний возраст стал рубежом для художника. Вершиной взлета и началом падения оказался 1880 год, когда Юлий Юльевич за картину «Лесная глушь» получил звание и кафедру профессора Академии художеств. Академия предоставила ему в своем здании квартиру и мастерскую – ту самую квартиру и мастерскую, которую ранее в течение 60 лет занимали знаменитые педагоги живописи – М.Н. и С.М. Воробьевы. К тому времени художник уже был не один, в свою квартиру Юлий Клевер переехал вместе с молодой женой.
«Лесная чаща.»Клевер Ю.Ю


В Петербурге художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его картины ходили смотреть, их обсуждали, покупали. На острове Нарген художник написал несколько знаковых для его творчества работ. Произведение «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел для галереи Павел Михайлович Третьяков. Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений.
«Деревня на острове Нарген.»Клевер Ю.Ю


Картину «Остров Нарген» купил великий князь Александр Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Картину «Лес зимой» приобрёл для своей коллекции император Александр III.
«Зима.Сосновый бор.»Клевер Ю.Ю


После возвращения в Петербург Юлий Клевер устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. Однако, несмотря на смену мировоззрения, Клевер остался верен себе. Художник сохранил свой «фирменный клеверовский» почерк, ради которого его произведения покупали, коллекционировали, публиковали на страницах газет и журналов, на художественных открытках. И, конечно, ради которого его произведения подделывали.
В последние годы Клевер жил в Ленинграде, преподавал в художественном училище, до самой смерти продолжал писать. Его дети - дочь Мария, сыновья Юлий и Оскар – унаследовали талант отца, однако им не удалось превзойти отцовское мастерство.
"Зимний пейзаж с избами у реки."Клевер Ю.Ю


Признание публики, награды и титулы сделали Клевера состоятельным человеком. Художник ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений. Когда в этот период творчества Клевер брался за кисть, то, как говорили его современники и друзья, писал быстро и хлестко. В таком темпе Клевер мог писать по картине в день. При этом, деньгам он счета не знал: известен случай, когда художник зафрахтовал пароход, чтобы вместе с артистами Александринского театра встретить рассвет в открытом море. Эта идея разорила художника, что, впрочем, не отразилось на его отношении к жизни.


Юлий Клевер - один из немногих художников, творчество которого на протяжении долгого времени остается одинаково востребованным. Этот факт, несмотря на критику самого художника, свидетельствует о правильности выбранного им когда-то творческого пути.
"Зимний пейзаж с лесной речкой."Клевер Ю.Ю


В последние годы у Клевера редки были картины, целиком написанные им: обычно работала группа менее талантливых художников (Розен, Оболенский и др.). Они подготавливали картину, Клевер же поправлял и подписывал... Подлинный Клевер - большая редкость». По мнению искусствоведов, это свидетельство объясняет обилие «клеверков» не только в антикварных магазинах и галереях, но и во многих частных собраниях и в провинциальных музеях.
"В парке Гатчинского дворца."Клевер Ю.Ю


Живопись Ю.Ю. Клевера была очень популярна как при его жизни, так и впоследствии. Он всегда считался мастером, востребованным художественным рынком и публикой. Он оставил большое художественное наследие, а его произведения находятся в самых крупных галереях и музеях России – в Третьяковской галерее их пять (две приобретено лично Павлом Третьяковым), в Русском музее – девять. Тем не менее, само имя художника Юлия Юльевича Клевера в СССР старались не вспоминать в течение нескольких десятилетий. Так как до революции Клевер считался салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, он сам и его творчество были признаны ненужными и вредными для "строителей коммунистического общества". И все же, Ю.Ю. Клевер не был окончательно забыт: его картины и сейчас пользуются огромной популярностью среди коллекционеров, волнуют миллионы поклонников живописи.
"Зимний пейзаж с соснами."Клевер Ю.Ю


Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами, ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.
"Зимний закат."Клевер Ю.Ю


Особое место занимала тема зимней природы в творчестве Юлия Юльевича, он часто обращался к зимнему пейзажу, находя в нём красоту и неповторимую прелесть. Он передавал свои особые чувства через краски, свет и тень. Его картины несут необычайное очарование, сказочность и таинственность, его белоснежная зима играет радугой красок и приводит в восторг. По-разному зима поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную.
"Зимний пейзаж с избушкой."Клевер Ю.Ю


Материалы и инструменты;
-чёрный катрон
-пластилин
-стека
-доска для лепки
-рамка

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с фона картины. Голубым пластилином будем изображать небо. Кончиком стеки набираем немного пластилина, затем размазываем пластилин на картоне, рисуем стекой.


Пластилин наносится очень тоненьким слоем, как при работе гуашью. Голубой цвет наносим местами, оставляя промежутки чёрного фона. Пластилин наносится на картон, а затем размазывается стекой. Фон выполняем примерно на треть листа.


Теперь берём более тёмный оттенок голубого пластилина. Этим цветом рисуем между светло голубым и чёрным, и опускаем фон неба в этом цвете до середины листа.



Берём синий пластилин, и этим цветом также добавляем пластилиновые мазки среди ранее нанесённых.


И заканчиваем фон неба фиолетовым цветом. Создаём в нижней части картины два полукруглых холма.


Затем нам понадобится белый цвет, будем рисовать белоснежные сугробы. Также на стеку набираем маленькие кусочки белого пластилина и размазываем их в области пригорков.


Затем будем работать пальчиками. Отщипываем маленькие кусочки белого пластилина, разогреваем их, разминаем пальчиками. Пластилин в маленьких порциях очень быстро нагревается и потом прекрасно поддаётся размазыванию. Белым пластилином мы выделим более конкретно силуэты заснеженной земли.
После нам понадобится самый светлый оттенок голубого, для ёлочки. Отрываем небольшие кусочки пластилина и формируем из них силуэт ёлки.



Кусочки голубого пластилина слегка размазываем по картону и соединяем между собой. На небо помещаем луну, белый шарик расплющиваем на поверхности работы.


Теперь снова работаем стекой. Белым пластилином рисуем блики, снег на ветках ели, и сияние вокруг луны.


Теперь добавляем снежных сугробов. Просвечивающий чёрный цвет картона сыграет роль света и тени. И дополнительную тень от дерева сделаем с помощью стеки, уберём с работы излишки пластилина.


Ну вот, работа готова, при желание можно поместить в рамочку.


Второй вариант работы немного сложнее, но принцип работы тот же. Сначала берём белый цвет, набираем немного пластилина на стеку и намечаем контуры будущего пейзажа реки.

Пластилиновая живопись Пластилиновая живопись МБОУ ДОД «Уренгойская ДХШ» Дополнительный материал к занятию по декоративно-прикладному искусству Автор: Шевцова Альбина Витальевна, преподаватель, первая квалификационная категория пгт. Уренгой, Пуровский р-н, ЯНАО 2013 г.




Пластилин Пластилин – материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животного жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.


Инструменты для лепки детский цветной пластилин; пластиковая доска; оргстекло, фанера, картон или клеенка; самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину; стакан с водой, хлопчатобумажная салфетка для рук; набор стеков различной формы; для придания поверхности определенной структуры используем различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления.


Что вы знаете о пластилиновой живописи? «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина», - поется в известной песне из одного советского кинофильма. Когда мы слышим о пластилине, то в нашей памяти появляются яркие картинки из детства. Почему же наша память обращается именно к детству? Именно в детстве впервые все мы о существовании пластилина и узнаем. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.


Рисование пластилином все чаще встречающийся вид живописи, этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности.


Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.


















Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую- то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь. Желаю всем всегда находить место для творческого праздника в своей жизни, удачи и новых красивых идей! 18

13.07.12 AxLav

Когда человек слышит о пластилине, в его памяти сразу всплывают яркие моменты родом из детства.

Ведь именно там и тогда мы впервые узнали о существовании этого материала, и начали познавать себя в лепке пластилином, неряшливо теряя его комочки на мебели, коврах, постелях.

Правда тогда мало кто из нас ведал, что пластилин может быть еще и незаменимым средством в живописном жанре. Теперь же наверняка многие знают о существовании пластилиновой живописи, которая широко используется художниками-современниками.

Правильно смешиваем пластилин

Палитра смешивания пластилиновых кусочков схожа со смешиванием масляных красок, правда пластилин перемешивается вручную. Не рекомендуется смешивать больше 2-3 цветов, это может негативно повлиять на яркость оттенка, или же вовсе приобрести «забитость» цвета.

Перемешивая разные по цвету пластилины можно, как и на палитре, получить сложные оттенки тех или иных цветов.

Назиданием могут служить детские опыты: ежели цветной пластилин разбавить черным, можно получить насыщенный и более темный тон изначально использованного оттенка. Если соединить какой-то цвет с белым, тогда результатом будет пастельный тон.

Техника пластилиновой живописи

Стоит сразу же отметить, что каждый художник имеет свои приемы, свой стиль, который и дает нам его распознавание среди других. И сейчас мы остановимся несколько детальнее на некоторых приемах и техниках.

Для начала, напомним себе творения художников-импрессионистов, кои используют весьма необычную накладку мазков. Сочные большие мазки зачастую передают объем и форму, крупные и красочные – затребованы подчас налаживания иллюзии мерцания и подвижности.

Изображать пластилином можно по такой же методике, нанося его на грунтованный картон. Особенностью этого приема для живописи является некая рельефность мазков.

Другой способ более схож с декоративным приемом, и в результате напоминает нечто меж рисованием и аппликацией. Для использования этого метода, необходимо полностью, либо частично лепить детали желаемого изображения, уже после перенося их на фон.

– это великая свобода для проявления фантазии. Мазки пластилина могут внешне смотреться совершенно по-разному, и здесь все подчинено затее мастера. Фактура может походить на стекло или нежнейший шелк; она может быть шероховатой, покрытой извилинами, фигурными линиями, полосами. Работать с пластилином не обязательно пальцами, можно использовать вспомогательные инструменты – стеки, шприцы с иголками и без.

Что рисовать?

Ограничений – нет! И этим все уже сказано. Подсоединяйте в работу мысли и чувства, находите яркие ноты в своих фантазиях и идеях.

Как и в случае с акварелью, гуашью, маслом, благодаря пластилину можно творить аппетитные натюрморты, восхитительные пейзажи, натуралистичные портреты.

Художества из пластилина непременно насыщены теплотой создающих их мастерских рук, и, наверняка, поэтому они делятся со зрителем особенной энергией, что напоминает нам старую, добрую сказку. И здесь главное уметь пропустить ее в свой мир…

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.

  • развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • развитие пространственного мышления и творческих способностей;
  • эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
  • воспитание у детей художественного вкуса;
  • разработка моторики пальцев рук детей.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной пластилин;
  • матовый и глянцевый цветной картон,
  • набор стеков, зубочистки;
  • доска для лепки формата A4;
  • тряпочка для вытирания рук и стеков;
  • клеенка для рабочего стола.

Зрительный ряд: образцы работ учителя и учащихся в технике пластилиновой живописи.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Рисование пластилином - все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука - мозг”.

Факторы для развития художника - это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ

.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ

.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ

.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ

.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5

способ .

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Попробуйте выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.

Дети с удовольствием работают в технике пластилиновой живописи.

Қарағанды қаласының білім бөлімі

121»Айналайын» бөбек- бақшасы ҚМҚК

Отдел образования города Караганды

КГКП №121 я\с «Айналайын»

Выполнила воспитатель II категории

Давыдова Е.Н.

Консультация для педагогов

Тема: «Пластилиновая живопись»

Г.Караганда

2015г

Пластилиновая живопись

    Введение

    История создания пластилина

    Виды пластилина

    Виды пластилиновой живописи

    Литература

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в значительной мере решается на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилиновая живопись - это одно из направлений изобразительной деятельности. Название говорит само за себя – это создание картин посредством пластилина.

Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)

Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях.

В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер, фармацевт из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку, средство для очистки обоев от пятен. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины.

Позже совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать «нетоксичное чистящее средство для обоев» на занятиях. А в 1955 году на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги. Светлая масса была более пластичной, не высыхала и вскоре прародитель современного пластилина сметался с полок подчистую. Маквикер в 27 лет стал миллионером, а мы получили возможность творить в цвете.

Пластилин- от греческого слова, в переводе –лепной. Ранее пластилин изготавливался из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина. В настоящее время при производстве пластилина используют также высокомолекулярный полиэтилен, поливинилхлорид, каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших , произведений малых форм.

В настоящее время выпускается несколько видов пластилина. Помимо скульптурного пластилина, который используют в своей работе скульпторы, потребителю предлагается множество видов поделочного пластилина.

Шариковый пластилин. Отличительная особенность этого пластилина в том, что он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями. Крупнозернистый шариковый пластилин выпускается на глицериновой основе. Он целиком безопасен для здоровья. Лепить из такого материала очень легко. Шарики интенсивно массажируют пальцы, цвета очень легко смешиваются. Шариковый пластилин – отличное средство для развития моторики.

Отскакивающий пластилин. Этот материал отличает наибольшая мягкость и пластичность. Самое интересное в этом пластилине то, что, остыв, он становится похожим на резину и легко пружинит и отскакивает от любых поверхностей. С поделками из такого пластилина можно потом играть, как с мячиком или "прыгуном".

- «Жвачка для рук» ( от англ. HandGum ) – этот пластилин можно назвать наиболее высокотехнологичным и современным материалом, он способен принимать любую форму. Обладает одновременно рядом свойств: может тянуться, рваться, быть твердым и жидким, способен менять цвет, магнититься и светиться. Он не маслянистый, поэтому не пачкает ни одежду, ни руки. Его можно мыть. Он не токсичен и гипоаллергенен.

«Классический пластилин»- Предназначен для лепки и моделирования в детском творчестве. Пластилин не прилипает к рукам, имеет яркие, сочные цвета, которые легко смешиваются друг с другом. Упакован в картонную коробку. Стек в комплекте. Срок годности не ограничен.

«Восковой пластилин» - не пахнет, приятен на ощупь, очень пластичный, недорогой, рекомендован педагогами, большое разнообразие цветов, мягкий, не липнет к рукам, безопасный для детей. Недостаток при хранении в открытой коробке высыхает

«Плавающий пластилин»- Плавающий пластилин от - это неповторимое качество. Все цвета могут быть легко смешаны друг с другом. Легко размягчается в руках, но не липнет к ним. Легко смывается водой и не тонет в воде. Соответствует европейским стандартам и абсолютно безопасен для детей, не содержит вредных примесей и красителей.

«Флуоресцентный пластилин восковой»- используется для лепки фигурок и мелких декоративных предметов. Очень мягкий, яркий, пластичный, не липнет и не пачкает руки, обладает уникальными свойствами - светится в темноте. 8 цветов. Стек для моделирования в комплекте. Упаковка - картонная коробка. Срок годности не ограничен.

«Скульптурный пластилин»- используется для более серьёзных задач в лепке. Лучше держит форму, позволяет прорабатывать довольно мелкие детали скульптуры. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и модельных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе. Срок годности пластилина не ограничен: сохраняет свои свойства в течение длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Для изготовления скульптурного пластилина используется воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.

«Съедобный пластилин»- Это необычный пластилин, он создан на основе съедобных продуктов, абсолютно безопасен для малышей и не прилипает к рукам! Пластилин делается на основе натуральных съедобных продуктов, поэтому даже если ребенок проглотит его, ничего страшного не случиться. Состав: мука, вода и другие пищевые ингредиенты. Пластилин затвердевает на воздухе, что позволяет делать любимые фигурки, а если игрушка надоела - можно убрать в банку, залить водой и снова получится обычный пластилин.

Преимущества пластилина для детского творчества-

Пластичность. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить поделку любой сложности, от примитивной колбаски, до сложной многофигурной композиции.

Возможность корректировки. Не получившуюся часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальное изделие. Это очень важно именно для детского творчества, когда ещё не окрепшая детская психика порой не выдерживает длительной кропотливой работы.

Безопасность . Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для творчества. Для лепки не нужны ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно испачкаться, получить занозу, удариться или обжечься.

Развитие мелкой моторики. Пластилин развивает мелкую моторику рук. Развитие рук ребёнка и развитие речи тесно взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и правильное, точное артикулирование звуков зависимы друг от друга. Таким образом, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию фантазии, развивает пространственное мышление, вырабатывает упорство и кропотливость и вообщем можно ещё долго продолжать этот список.

Для пластилиновой живописи лучше всего использовать скульптурный пластилин, классический, восковой. Пластилиновая живопись- рисование картины пластилином. Выполняется в технике барельеф, горельеф, пластилинография.

Барельеф- разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.

Если более - рельеф называется (высокий рельеф).распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи : первые барельефы, горельефы - глубоко высеченные или тёсаные . Барельефы также часто помещаются на памятников, на , , , .

Для работы с детьми по пластилиновой живописи лучше всего подходит техника пластилинографии.

Пластилинография- картина выполненная на твердой поверхности пластилином. Пластилнография- два смысловых корня «графика»- рисунок, «пластилин»- материал, которым работают.

Этот вид деятельности предполагает изображение полуобъемных объектов, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится совмещение видов изодеятельности, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения.

Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилиновой живописи с детьми дошкольного возраста является интеграция образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, художественной литературой, математикой и т. д.) .

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения, обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Цель : Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Образовательные:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитательные:

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Работа по формированию навыков по пластилиновой живописи проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

1. Подготовительный

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Занятия лучше проводить в вечернее время, индивидуально или коллективно.

Техника выполнения работ

Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой т ак называемый стиль, или почерк .

Пластилин можно накладывать большими сочными мазками, что передае т желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию под вижности, мерцания, изображение получается слегка рельефным, что выглядит очень привлекательно.

Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое «полотно». Перед началом работы основу- картон обязательно нужно загрунтовать, в условиях детского сада лучше всего подходит способ ламинирования скотчем, т.к. на гладкую поверхность основы пластилин ложится очень легко, детские пальчики не испытывают болезненного трения о поверхность картона или другой основы.

За основу работы можно взять стекло, но для младших дошкольников такая основа может быть опасна.

Перед ламинированием основы, на картон нужно нанести рисунок, изображение, которое будет закрашено пластилином. Старшие

дошкольники могут выполнять работу по замыслу без предварительного рисунка.

Работу можно выполнять скульптурным пластилином или цветным. Если работы выполняется пластилином одного цвета (скульптурным), то поделку лучше выполнять в технике барельеф. Сначала на основу наносится рисунок, далее пластилином закладывается фон рисунка, затем выполняется сам рисунок. Рисунок должен выделяться своей рельефностью над фоном. Готовую работу можно оставить одного цвета, можно раскрасить красками. Для этого картину нужно покрыть обзежиривающей смесью, очень хорошо подходит зубная паста (не токсична, безопасна для детей). После того, как нанесенный слой смеси высохнет работу можно раскрасить любыми красками по желанию.

Для выполнения картины цветным пластилином можно использовать следующие приемы: смачивать пальцы в воде, тогда поделка приобретает гладкость, эффект керамики, нагревая пластилин в пластмассовом шприце (шприц для крема), пластилин приобретает полужидкое состояние, выдавливая шприцем размягченный пластилин, можно получить изящные линии, рельефы.

Выполняя поделку можно использовать не только руки, но разнообразные стеки.

После окончания работы, обязательно нужно вымыть руки с мылом, смазать руки детским кремом.

Во время работы обязательно нужно следить за освещением в помещении, за осанкой детей, длительностью занятия, делать подвижные физминутки.

Длительность занятия должна соответствовать возрастным требованиям.

Пластилиновая живопись имеет огромный прос тор для фантазии маленьких художников, обеспечивает своевременное, всесторо ннее развитие личности ребенка уже с раннего возраста с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты .

Литература:

И.А.Лыкова «Я леплю из пластилина» Мир книги «Карапуз»

Т.Давыдова «Лепим из пластилина и соленого теста» Стрекоза пресс» 2004г

Г.Н.Давыдова «Пластилинография 2»

О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева

«Пластилиновая картина» «Мозаика- синтез» 2011г

Е.В.Чернова «Пластилиновые картины» «Феникс» 2006г

Т.Н. Яковлева «Пластилиновая живопись» «Сфера» 2010г

«Уроки лепки с магом Пластилинкиным»

компьютерная программа серия «Развивашки»