Что изображено на барельефах зоологического музея. Разгадка - Театральный дом - Наводы — LiveJournal

Зоологический музей Зоологический музей основан на базе коллекций Зоологического кабинета Кунсткамеры в 1832 г. и до конца Х1Х века размещался в здании, примыкающем к академическому центру. Затем он переехал в предоставленное ему новое здание на Стрелке Васильевского острова в 1901 г., где находится и поныне. В 1896 году он был переведен в помещение южного пакгауза Биржи (сооруженное в гг. под руководством архитектора И.Ф.Лукини), где находилась "экспозиционная зала" - первое в России помещение, специально оборудованное для выставок. Здесь музей и находится по сей день. В 1930 г. музей был преобразован в Зоологический институт АН СССР, существующий и поныне на базе огромных зоологических коллекций музея. Сам же музей представляет собой выставочный отдел института и одновременно он - один из крупнейших зоологических музеев мира (животные, чучела и скелеты многих редких и вымерших животных, голубых кораллов и др.). Выставочная площадь кв.м., где демонстрируется около экспонатов. Уникальны коллекции животных Палеарктики, в особенности Центральной Азии и мамонтовой фауны (в том числе и самих мамонтов). Экспонируются скелеты и фрагменты тел, сохранившиеся в вечной мерзлоте. В экспозициях расположены многие диорамы, представляющие животных в естественных условиях существования


В частности здесь можно посмотреть скелет Стеллеровой коровы. Размеры животного поражают воображение: 10 метров в длину и около 2-х метров в объеме. Впервые животное было обнаружено в 1740 году экспедицией Витуса Беринга у берегов Командорских островов. Удивительное морское млекопитающее зарисовал и описал член экспедиции, ученый Георг Стеллер, именем которого и была названа морская корова. Уже через тридцать лет после обнаружения Стеллерова корова была полностью уничтожена и исчезла как вид. Также представлены в экспозиции и мамонты. Эти вымершие животные были очень похожи на современных слонов за некоторым исключением: они жили в холодном климате и были покрыты шерстью. Кроме того, бивни мамонта были более массивны и тяжелы, чем у слонов, и имели более сложную форму и структуру. Мамонты жили во время ледникового периода и не где-нибудь в Африке, а в Европе, в том числе и на территории России. В августе 1900 года у реки Березовки был обнаружен первый труп мамонта. А в 1977 году у ручья Киргилях был найден труп мамонтенка, которому дали имя Дима. Было выяснено, что перед смертью мамонтенок хорошо поел. В его желудке ученые нашли траву и ветки деревьев - остатки последней трапезы. Диму успешно переправили в Зоологический музей Санкт-Петербурга, где он сейчас и хранится. В частности здесь можно посмотреть скелет Стеллеровой коровы. Размеры животного поражают воображение: 10 метров в длину и около 2-х метров в объеме. Впервые животное было обнаружено в 1740 году экспедицией Витуса Беринга у берегов Командорских островов. Удивительное морское млекопитающее зарисовал и описал член экспедиции, ученый Георг Стеллер, именем которого и была названа морская корова. Уже через тридцать лет после обнаружения Стеллерова корова была полностью уничтожена и исчезла как вид. Также представлены в экспозиции и мамонты. Эти вымершие животные были очень похожи на современных слонов за некоторым исключением: они жили в холодном климате и были покрыты шерстью. Кроме того, бивни мамонта были более массивны и тяжелы, чем у слонов, и имели более сложную форму и структуру. Мамонты жили во время ледникового периода и не где-нибудь в Африке, а в Европе, в том числе и на территории России. В августе 1900 года у реки Березовки был обнаружен первый труп мамонта. А в 1977 году у ручья Киргилях был найден труп мамонтенка, которому дали имя Дима. Было выяснено, что перед смертью мамонтенок хорошо поел. В его желудке ученые нашли траву и ветки деревьев - остатки последней трапезы. Диму успешно переправили в Зоологический музей Санкт-Петербурга, где он сейчас и хранится.


История Зоологического Музея Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук - один из старейших музеев России. История музея связана с Кунсткамерой – первым музеем России, созданным Петром I в 1714 г. Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук - один из старейших музеев России. История музея связана с Кунсткамерой – первым музеем России, созданным Петром I в 1714 г. В 1832 г. на базе зоологических коллекций Кунсткамеры, возник самостоятельный Зоологический музей Императорской академии наук. Этот год считается годом его основания. Позже, в 1930 г., Музей был преобразован в Зоологический институт Академии Наук СССР, ныне - Российской Академии Наук.


Зоологический музей Зоологического института РАН - один из крупнейших зоологических музеев мира и нашей страны. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Здесь выставлено около 30 тыс. экземпляров животных изо всех районов Земного шара, а общая площадь экспозиции составляет 6 тыс. кв. м. Музей представляет собой выставочный отдел Института. Зоологический музей Зоологического института РАН - один из крупнейших зоологических музеев мира и нашей страны. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Здесь выставлено около 30 тыс. экземпляров животных изо всех районов Земного шара, а общая площадь экспозиции составляет 6 тыс. кв. м. Музей представляет собой выставочный отдел Института.


Современный Зоологический институт РАН и его музей представляют собой одно из крупнейших в мире хранилищ животных. Научные фонды института насчитывают около 50 млн. ед. хранения. Разделение коллекций Музея, а потом и института на выставочные и фондовые было произведено уже более ста лет назад и сохраняется до сих пор. Современный Зоологический институт РАН и его музей представляют собой одно из крупнейших в мире хранилищ животных. Научные фонды института насчитывают около 50 млн. ед. хранения. Разделение коллекций Музея, а потом и института на выставочные и фондовые было произведено уже более ста лет назад и сохраняется до сих пор.


Первое время Музей занимал помещения в Музейном флигеле академии. Быстрый рост коллекций Музея потребовал нового просторного помещения. Оно было предоставлено в 1893 г. В этом здании у Дворцового моста Музей, а впоследствии и Институт, располагается до сих пор.


История здания имеет множество интересных страниц, предшествовавших появлению здесь Музея. На его переделку для нужд Музея, перемещение коллекций и создание новой экспозиции потребовались большие средства и усилия. Только через 7 лет, 6/19 февраля 1901 г., в присутствии российского императора Николая II, многочисленных членов царствующей фамилии и правительственных чиновников Музей был вновь открыт для посетителей.


Новые коллекции поступали в Музей постоянно. Пополнение шло за счет трех основных источников - экспедиций российских ученых, даров частных лиц со всех концов России и из-за рубежа и за счет покупок и обмена. При размещении экспозиции в новом здании большое внимание было уделено созданию так называемых биологических групп - витрин, где животные показывались в свойственной им природной обстановке. Это музейное новшество значительно увеличило познавательную ценность экспозиций.


С самых первых дней существования Музея и до настоящего времени значительная часть поступающих материалов изготавливалась в виде чучел с целью их экспонирования в Музее. Над этим трудились замечательные мастера своего дела, создавшие петербургскую школу таксидермии, ведущую в России. В настоящее время в музее есть своя таксидермическая мастерская.


Зоологический музей – крупнейший центр зоологического и экологического образования в Северо-западном регионе России. Экскурсии, которые проводит штат экскурсоводов Музея, охватывают все современные проблемы зоологии и рассчитаны на посетителей практически любого возраста и подготовки от детей детского сада до студентов специализированных биологических и медицинских институтов. В год музей посещает около 500 тыс. человек.


Музейная экспозиция В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Число выставленных экспонатов превышает, а общая площадь экспозиции составляет кв. м. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Число выставленных экспонатов превышает, а общая площадь экспозиции составляет кв. м. Основной принцип построения экспозиции - демонстрация животных в соответствии с современной научно обоснованной системой. Дополнением к нему служит показ животных в естественной обстановке. Основной принцип построения экспозиции - демонстрация животных в соответствии с современной научно обоснованной системой. Дополнением к нему служит показ животных в естественной обстановке. Биологические группы и диорамы в разделе птиц и млекопитающих демонстрируют обитателей основных биогеографических зон Евразии, а в разделе беспозвоночных отражено разнообразие природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей. Биологические группы и диорамы в разделе птиц и млекопитающих демонстрируют обитателей основных биогеографических зон Евразии, а в разделе беспозвоночных отражено разнообразие природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей. Одна из экспозиций музея посвящена недавнему геологическому прошлому Земли и демонстрирует ископаемых животных – мамонтов и мамонтовую фауну. Одна из экспозиций музея посвящена недавнему геологическому прошлому Земли и демонстрирует ископаемых животных – мамонтов и мамонтовую фауну.






В систематической коллекции беспозвоночных есть множество редчайших экспонатов. Одна из таких диковинок – самое длинное гигантское "Морское перо" в 2.6 м длиной, добытое дрейфующей станцией "Северный полюс-6". Музей располагает коллекцией тридакн, среди которых есть раковина уникальной тридакна Розуотера (рис.), описанная сотрудниками нашего института в 1991 г. и известная только из одного единственного места - банки Сайл-де-Малья в западной части Индийского океана.


Насекомые Этот самый многочисленный класс животного мира представлен более чем экспонатов, расположенными на хорах первого зала Музея и представляющими все отряды насекомых. Особое внимание посетителей привлекают своей яркой окраской и большими размерами коллекции тропических бабочек, жуков и кузнечиков.


Р ыб ы Коллекция рыбообразных и рыб расположена в первой половине второго зала с левой стороны и по его центру. Здесь представлено 720 видов рыб Земного Шара. Коллекция рыбообразных и рыб расположена в первой половине второго зала с левой стороны и по его центру. Здесь представлено 720 видов рыб Земного Шара. Особенно полно представлены коллекции акул, скатов, осетровых рыб и лососевых.


Земноводные и пресмыкающиеся Экспонаты, представляющие более 500 видов этих классов позвоночных животных, занимают центральную часть левой стороны и середины второго зала. Экспонаты, представляющие более 500 видов этих классов позвоночных животных, занимают центральную часть левой стороны и середины второго зала. Класс земноводные (амфибии) Представители этого класса – четвероногие животные из группы анамниа, температура тела непостоянная, кожа голая, с большим числом желез. Имеются внутренние ноздри хоаны. Среднее ухо имеет одну слуховую косточку. Шейный и крестцовый отделы позвоночника образованы одним позвонком. У земноводных трехкамерное сердце с двумя кругами кровообращения. Оплодотворение происходит в воде, личинки также развиваются в воде. Класс вмещает около видов. Отряды земноводных: Бесхвостые (лягушка) Хвостатые (тритон, саламандра) Безногие (червяга) Место обитания земноводных находится на границе между водой и сушей. Кожа у них голая и влажная с железами, выделяющими слизь. Слизь обладает бактерицидными св-вами, а также содержит раздражающие в-ва, которые благодаря своим свойствам отталкивают от земноводных хищников. Постоянное увлажнение кожи необходимо для дыхания, так как земноводные душат всей поверхностью. Например, соотношение длин капилляров кожи и легких у тритона идет 4:1, а у жабы 1:3.


Пресмыкающиеся Пресмыкающиеся – наземные животные с переменной температурой тела. У рептилий хорошо выражена шея, кожа сухая с ороговевшим эпидермисом, железы отсутствуют. В грудном отделе позвоночника имеются ребра, образующие грудную клетку. В больших полушариях головного мозга появляется кора. Сердце 3-камерное с наличием неполной перегородки в желудочке. Органы выделения – тазовые почки. Оплодотворение внутреннее. Класс содержит около видов. Подклассы пресмыкающихся: Ящеры (клювоголовые) Чешуйчатые Черепахи Крокодилы Общий скелет (крокодил) Комодоский варан


Птицы Экспозиция, посвященная птицам, расположена в последней трети второго зала, причем всю ее правую сторону и центральную часть занимают биогруппы, показывающие жизнь птиц в самых различных условиях - в европейской, сибирской и дальневосточной тайге, в полупустыне и на морском побережье, в тундре, в горах и на озерах. Экспозиция, посвященная птицам, расположена в последней трети второго зала, причем всю ее правую сторону и центральную часть занимают биогруппы, показывающие жизнь птиц в самых различных условиях - в европейской, сибирской и дальневосточной тайге, в полупустыне и на морском побережье, в тундре, в горах и на озерах.


В систематической коллекции (левая сторона зала) представлены все существующие отряды птиц. Особый интерес здесь представляют собрания хищных птиц, куликов, колибри, попугаев, дятлов, голубей и воробьиных. Класс птицы Птицы – теплокровные животные, приспособленные к полету. Передние конечности видоизменены в крылья, тело покрыто перьями. Хорошо развит мозжечок и большие полушария, имеется кора. Сердце 4-камерное, с правой дугой аорты. Легкие соединены с системой воздушных мешков. Размножаются птицы, откладывая яйца. Класс содержит около видов. Надотряды птиц: Килегрудые Бескилевые Пингвины Форма тела птиц обтекаемая, приспособлена для полета. Почти все системы приспособлены к полету. Размеры птиц колеблются незначительно. Самые крупные летающие птицы – кондор (размах крыльев достигает 2,5 м), самые маленькие – колибри (длина туловища 5 см). В нашей фауне самой маленькой птицей является королек. Покровы тела и их видоизменения: перья являются видоизменением эпидермиса. Перо представляет собой роговой пустотелый стержень, у которого имеется опахало (роговые бородки). Такая систем пера обеспечивает воздушную непроницаемость покрова тела птицы, что позволяет опираться на воздух. Перья регулярно меняются, линька происходит в промежутке между периодами выкармливания.


Млекопитающие животные Коллекции млекопитающих занимают часть I и весь III залы музея. В I зале экспонируются скелеты и чучела китообразных и ластоногих животных, экспозиция III зала представляет остальные отряды этого класса. Здесь же размещено более 90 биологических групп, показывающие животных в их естественной среде обитания.


Постоянным вниманием пользуется экспозиция животных мамонтовой фауны, коллекции Пржевальского, Лангсдорфа, Вознесенского, а также великолепно выполненные биологические группы амурских тигров, сайгаков, жирафов и львов. Млекопитающие – теплокровные животные, покрытые волосами. У млекопитающих хорошо выражены голова с наружным ухом, шея, туловище, хвост. Кожа имеет сальные и потовые железы, мускулатура хорошо дифференцирована. Имеется диафрагма – плоская мышечная перегородка между легкими и др. внутренними органами. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные. Легкие альвеолярного строения. Сердце 4- камерное с левой дугой аорты. Млекопитающие рождают живых детенышей, самки выкармливают потомство своим молоком. Млекопитающие – высшие позвоночные. Признаки сложной организации: Высокое развитие центральной нервной системы и органов чувств, благодаря чему отличаются сложным поведением. Сердце разделено на левую и правую части, что позволяет в артериальной системе нести чистую артериальную кровь. У самок имеется полый орган матка, позволяющий длительное время вынашивать детеныша и рождать его живым. Наличие молочных желез позволяет выкармливать детенышей после рождения. Млекопитающие являются вершиной эволюции развития животных, они распространены повсеместно, система органов идеально работает в целом. Класс насчитывает около видов. Подклассы: Яйцекладущие (клоачные, однопроходные) Сумчатые Плацентарные Размеры млекопитающих колеблются значительно. Самый маленький зверек – это бурозубка-крошка, тело примерно 2 см, вес 2,5 г. Самое большое млекопитающее – синий кит, тело которого достигает 33 м, а масса 150 тонн. Кожа млекопитающих состоит из эпидермиса и дермы, а также подкожной жировой клетчатки.


Редкие и исчезающие животные Во всех разделах экспозиции представлены так называемые "краснокнижные" виды, т.е те животные, существование которых в данный момент находится под угрозой. Во всех разделах экспозиции представлены так называемые "краснокнижные" виды, т.е те животные, существование которых в данный момент находится под угрозой. Часть их внесена в Красную Книгу Мира, часть - в национальные или региональные Красные Книги.


Здесь и редкие виды рыб (амударьинский и сырдарьинский лопатоносы), и гигантская японская саламандра, и знаменитая гаттерия, последний доживший до наших дней представитель обширного некогда отряда клювоголовых рептилий, японский ибис и калифорнийский кондор, амурские тигры, окапи и многие другие.


Вымершие животные Экспонаты, представляющие вымерших животных, уникальны уже потому, что никогда не будут добыты вновь. Несомненно, первое место среди них занимает всемирно известная коллекция нашего Музея, включающая останки мамонтов и других животных мамонтовой фауны, сохранившихся в вечной мерзлоте Евразийского Севера. Здесь можно увидеть единственное в мире чучело взрослого мамонта (Березовский мамонт), мумии двух мамонтят, головы шерстистых носорогов, конечности и черепа древних бизонов, лошадей, скелет пещерного медведя…


При Российской академии наук существует Зоологический музей, являющийся самым крупным в нашей стране и по занимаемой территории, и по объему фондов. Второе место прочно держит подобное учреждение при МГУ. Зоологический музей на входит в десятку крупнейших в мире заведений подобного профиля.

Знаменитые меценаты России

История его создания такова. В 1802 году государство обратилось с призывом о пожертвованиях на образование. Среди первых откликнувшихся был ученый натуралист и меценат Павел Григорьевич Демидов (1739-1821), потомок известной династии. Подвижническая деятельность его очень обширна - на свои средства он в 1803 году открывает училище высших наук, которое носило его имя вплоть до 1919 года. Тогда же он передает средства в размере 100 000 рублей, обширную библиотеку и собранную им во время путешествий по миру естественнонаучную коллекцию будущему МГУ. Зоологический музей возникнет благодаря этим пожертвованиям. Кроме того, в 1805 году П. Г. Демидов передает Московскому университету Минц-кабинет, в котором находились богатейшие коллекции (несколько тысяч) медалей и монет. Эти сокровища и составили впоследствии основной фонд образованного ранее, в 1791 году, «кабинета натуральной истории».

Профессиональный подход

В 1755 году указом императрицы был основан Императорский Московский университет - МГУ. Зоологический музей на 36 лет моложе, что не мешает ему считаться одной из самых старейших естественнонаучных организаций. Ему исполнилось 215 лет.

После того как фонды «кабинета натуральной истории» значительно пополнились стараниями мецената П. Г. Демидова, возникла необходимость в их систематизации. Это ответственное дело было поручено уже хорошо себя зарекомендовавшему (составил опись аналогичного кабинета в Париже) русскому естествоиспытателю Г. И. Фишеру (полное имя - Григорий Иванович (Иоганн Готтгельф, Готхельф) Фишер фон Вальдгейм, годы жизни - 1771-1853). Ученик и последователь автор диссертации «О дыхании животных», Г. И. Фишер отклонил предложение Йенского университета имени Фридриха Шиллера, пригласившего его для систематизации своего «кабинета натуральной истории», и остался в Москве, в будущем МГУ. Зоологический музей был создан его стараниями.

Подвижническая деятельность

В 1806-1807 годах им была проведена первая опись всех коллекций, в том числе монет и медалей. Как известно, в 1812 году Москва горела. В этом пожаре погибло очень много зданий, бесценные коллекции будущего Зоологического музея были почти полностью уничтожены. И патриот России Григорий Иванович Фишер, которому во время пожара удалось-таки спасти часть конхиологической (раковины и моллюски) коллекции, начал восстанавливать «кабинет», передав в него свои собственные коллекции, собрания и библиотеку. Затем он, используя личный авторитет и известность в научных кругах, обратился к естествоиспытателям и хранителям частных собраний с просьбой помочь в деле восстановления погибшего музея, о возрождении которого можно было говорить уже в 1814-м. Вторая опись, проделанная Г. И. Фишером, завершилась в 1822 году, и данные ее были опубликованы. Одновременно с систематизацией фондов была выделена зоологическая коллекция, и новый музей при университете был создан только на ее основе. К 1830 году, благодаря подвижнической деятельности Г. И. Фишера, количество экспонатов достигает 25 тысяч единиц.

Необходимое переустройство

Следующее усовершенствование было проведено уже в 1860 году. Тогда все фонды музея были разделены на учебные, научные и экспозиционные. Для посетителей будущий Зоологический музей МГУ им. Ломоносова открылся в 1866 году. Конечно, на протяжении всех лет своего существования он динамично развивался, и к концу века помещения, отведенные под него, стали тесны. И поэтому в 1989-1902 годах для музея было выстроено новое специализированное трехэтажное здание по проекту академика, потомственного архитектора К. М. Быковского, на ту пору - главного архитектора Московского университета. Им были построены университетские корпуса на На Большой Никитской, кроме Зоологического музея, К. М. Быковским была возведена библиотека и корпуса нескольких факультетов.

Красивейшее здание, выполненное в классическом стиле, расположено в самом сердце столицы. Ближайшие станции метро - «Библиотека им. Ленина» и «Охотный ряд». В него и переехал музей из старого здания на Моховой. После переезда публичным музей становится только в 1911 году.

В 1930 году Зоологический музей МГУ в Москве был отдан биологическому факультету. Серьезная реорганизация произошла в 90-е годы прошлого века. После всех мытарств музей приобретает самостоятельный статус. На сегодняшний день его научные фонды достигают нескольких миллионов единиц.

Его посещают до 150 000 человек в год, количество проводимых экскурсий за то же время достигает цифры 1700. В широком доступе имеется более уточненная и разветвленная информация по каждому виду научных коллекций. Три смотровых прекрасно оборудованных зала отданы посетителям - два на первом этаже, один (Костный зал) - на втором. Все коллекции выстроены по видовой близости, от простейших к позвоночным.

Серьезные научные исследования

Научно-исследовательский Зоологический музей МГУ проводит серьезную работу - изучает и систематизирует знания о животных вообще, о современных в частности. Поэтому из имеющихся 10 млн экспонатов выставляется только 8, среди которых есть уникальные представители мировой фауны, например, самый большой и тяжелый жук-голиаф и сотни других единственных в своем роде экземпляров. Неудивительно, что москвичи начинают посещать этот музей в очень юном возрасте - сюда приходят с годовалыми детьми и остаются довольными экскурсией. Зоологический музей о котором в большинстве самые положительные, действительно очень хорош, идет в ногу со временем, предусматривая все «фишки», способные привлечь и заинтересовать как можно большее число посетителей. И экскурсоводами здесь работают люди неординарные. Но всегда при посещении любого музея в мире найдутся люди, по мнению которых, экскурсоводы говорят тихо, а экспонаты покрыты пылью. На фото видно, что это не так.

Цены на билеты, отзывы, интересные факты

Убедиться в красочности и высоком уровне коллекций можно, посетив музей. Стоимость билета - всего 100 рублей для ребенка в составе экскурсионной группы, насчитывающей не менее 20 человек. Для взрослого с экскурсионным обслуживанием - 250 рублей, без экскурсии - 200. Существует гибкая система льгот, бесплатные дни для особых категорий граждан и одна бесплатная ночь в году.

Очень интересны периодические выставки. Некоторые посетители билеты покупают заранее с предварительной оплатой. Остается добавить несколько интересных фактов - какое-то время в квартире профессора А. Н. Северцева, находящейся в здании музея, который был основоположником эволюционной морфологии животных, проживала Марина Цветаева. А сам он послужил прообразом героя «Роковых яиц» М. А. Булгакова.

Зоологический музей Московского университета - старейший и самый крупный московский музей, в котором посетители могут познакомиться с разнообразием современных животных нашей планеты, а специалисты-зоологи найдут богатейшие научные коллекции. Зародившись первоначально (1791 г.) как кабинет естественной истории университета, в котором были собраны животные и растения, минералы и монеты, музей с начала XIX века становится уже собственно зоологическим. В 1902 г. было завершено строительство здания музея на улице Большая Никитская, в котором разместились коллекции музея, все его сотрудники, а с 1911 г. и по сей день действует экспозиция для публики.

Здание Зоологического музея, построено в 1902 г.

Зоологический музей Московского университета - один из двух самых крупных и самых старых музеев естественно-исторического направления в России, а по объему научных фондов он входит в число 10 самых крупных аналогичных собраний мира. История музей наполнена научными открытиями, поступлениями коллекций, деятельностью выдающихся ученых и публикациями фундаментальных научных трудов. Постепенно сформировались три главных направления его деятельности:
сбор и хранение зоологических коллекций - уникального научного материала, составляющего часть национального богатства страны;
научные исследования в различных областях зоологии - систематике и фаунистике, эволюции и таксономии, морфологии и охране природы;
просвещение, а именно - вклад в дошкольное, школьное и университетское образование, популяризация зоологических и экологических знаний, публикация соответствующих научно-популярных изданий и учебных пособий.

В экспозиции музея представлены почти 10 тысяч экспонатов - от одноклеточных животных, которых, конечно, приходится показывать с помощью искусственных моделей, до крокодилов, тигров и зубров. Основная экспозиция знакомит с разнообразием мировой фауны и построена по классическому систематическому принципу - от простейших к позвоночным животным, класс за классом, отряд за отрядом. Исключение составляет небольшая, но красочно оформленная новая экспозиция, посвященная уникальным глубоководным экосистемам, существующим за счет хемосинтеза («Нижний зал» на первом этаже музея). Тема экспозиции зала сравнительной анатомии («Костный зал», второй этаж музея) - законы эволюционного преобразования морфологических структур.

В фойе и залах музея представлены произведения выдающихся отечественных художников-анималистов, регулярно проходят выставки.


Вестибюль музея

Научная библиотека Зоологического музея, сформированная в том числе из мемориальных библиотек многих выдающихся отечественных зоологов, насчитывает примерно 200 тыс. единиц хранения. Это книги, периодические издания и отдельные оттиски на русском и иностранных языках, необходимые профессиональным зоологам в научных исследованиях и доступные для школьников, студентов и других читателей, нуждающихся в научных, научно-популярных и иллюстрированных зоологических публикациях.

Группам школьников и студентов при знакомстве с экспозицией музея удобно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Ежегодно музей посещают около 100 тысяч человек, проводится почти 1500 экскурсий по разнообразной тематике.

В музее работает биологический кружок для школьников. Лекторы - ученые, специалисты в области биологии.

Нынешнее здание московского Зоологического музея по улице Большая Никитская, 2 возвели в период с 1896 по 1902 годы по проекту известного зодчего .

Именно Константин Михайлович выполнил первое строение в Москве, специально предназначенных под размещение музейного комплекса с непременными экспозиционными залами и помещениями для размещения фондов.

Фото 1. Здание Зоологического музея по улице Большая Никитская, 2

Само здание Зоологического музея спроектировано в виде сопряжения двух корпусов, примыкающих друг к другу под углом. Главные фасадные плоскости, таким образом, обращены к Никитскому переулку и Б. Никитской улице.

Место стыка строений выполнено в виде полуротонды с порталом, окруженным полуколоннами так называемого тосканского ордера. Декор представлен лепниной по анималистической и растительной тематикам.

Из истории Зоологического музея на Б. Никитской

Сам , относившийся к Московскому университету, основали в 1791 году. На начальном этапе он представлял собой Кабинет натуральной истории. Огромный вклад в его становление внесли ученые Григорий Иванович Фишер, Карл Францевич Рулье, Анатолий Петрович Богданов, Александр Андреевич Тихомиров, Григорий Александрович Кожевников и многие другие.

После Октября 1917-го, в 20-е годы этого же столетия, в этом музейном комплексе разместили сначала НИИ зоологии, а затем, уже в 30-е, вновь присвоили статус музея, прикрепленного к Биологическому факультету МГУ. Статус Научно-исследовательского зоологического музея был утвержден лишь в 90-х годах XX столетия.

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012