Как научить малыша говорить. Почему ребенок в год не говорит?

Часто родители обеспокоены тем, что их карапуз не говорит в 1 годик. Но оправданы ли эти переживания? Действительно ли он должен в таком возрасте полноценно общаться? Об этом пойдёт речь в статье, а также о том, как научить детей разговаривать рано, с правильным произношением и выговариванием сложных звуков.

Сколько слов должен знать годовалый малыш?

Как научить детей разговаривать, если им уже стукнуло 12 месяцев? У многих родителей по-настоящему начинается паника после 1 года жизни малыша. И если он ещё не говорит в этом возрасте «баба» или «каша», то для них это катастрофа. Но так ли на самом деле всё плохо, как кажется?

Если вы сравниваете своё чадо с таким же по возрасту малышом, и при этом думаете, что ваш ребёнок отстает в развитии, вы глубоко ошибаетесь. Не стоит сопоставлять своего кроху с кем бы то ни было. Каждый ребёнок индивидуален. И если соседский мальчик уже выговаривает, к примеру, слово «слон», то он может не говорить других слов, которые произносит ваш карапуз.

Но в основном к первому году жизни детки знают до 10 слов. Это самые привычные и обычные термины, такие как «мама», «папа», «дай», «пись-пись» и др.


К полутора годам дети знают уже около 100 слов, может быть, и меньше. И это в порядке вещей.

Речь ребёнка в 2-3 года. Качество и количество слов в этом возрасте

К двум годам дети могут выучить до 300 слов. Но важно в этот период не считать, сколько их знает ребенок, а уделить внимание качеству речи. К трём годам чадо должно правильно называть предметы. Никаких «ав-ав» или «пи-пи» не может быть! Правильным будет «собака» и «пить». Но если некоторые слова ребенку трудно выговорить правильно, пока не заставляйте его это делать.

Вы как родители должны в этот период особо тщательно следить за чистотой речи малыша. Если он меняет звуки местами или неправильно ставит ударение, необходимо его исправлять, чтобы он понимал, как следует называть предметы.

Учимся разговаривать для детей: важно говорить чётко, правильно, не спеша, чтобы ребёнок понял, как нужно произносить слова. Многие родители сюсюкают с малышом, но этого делать категорически нельзя. Разговаривайте с крохой, как со взрослым человеком. Далее мы рассмотрим примеры и упражнения, помогающие ответить на вопрос о том, как быстрее научить ребёнка разговаривать.

Если вашему малышу исполнилось 12 месяцев, а он ещё ничего не говорит, то вам можно начинать действовать. Что именно предпринимать, какие способы для этого эффективны, опишем ниже.

1. Учим детей разговаривать посредством называния вещей, с которыми они сталкиваются каждый день. Например, «ложка», «стульчик», «кровать», «игрушка» и т. д. Если мама будет чётко произносить такие слова, то ребёнок вскоре поймёт, что к чему, и сам будет начинать воспроизводить их.

2. Войдите в образ малыша. Попробуйте поговорить с ним на его же языке. Если кроха произносит определённые звуки типа «на-на», то и вы побеседуйте с ним. Сами выговорите то же, что и он. А потом попросите, чтобы он повторил за вами то, что вам хочется. Только слова не должны быть сложными поначалу.

3. Обращаемся к звукам животных. Дети любят подражать нашим домашним питомцам, да и не только им. Так почему этим не воспользоваться и не купить, к примеру, говорящий плакат, книжку с рисунками животных, музыкальные домики? Пусть кроха послушает, какие звуки произносят разные представители фауны. И вы увидите вскоре, как он сам начнёт их повторять.

4. Применение жестов. Для таких маленьких детишек очень важно дополнять речь знаками, движениями. Например, если на улице холодно, то можно потереть ладони друг о друга. Тогда кроха запомнит это намного лучше. Или, например, дедушка спит, и чтобы его не будить, вы показываете малышу, подводя указательный палец ко рту и произнося шипящий звук. Тогда ребёнок будет знать, что необходимо делать, когда в доме кто-то отдыхает.

5. Стихи и песни - в помощь маме. Чаще читайте малышу, пойте ему детские песенки.

Теперь вы знаете, как научить годовалого ребёнка разговаривать, какие методы при этом использовать.

Почему особое внимание уделяется мелкой моторике?

Это очень важный процесс. Лепка из пластилина, рисование - все эти действия ребёнок должен выполнять в раннем возрасте. Дело в том, что та часть головного мозга, которая отвечает за движение рук, находится рядом с речевой областью. Поэтому так важно организовывать занятия для конечностей с применением мелких деталей. Таким образом и речь ребёнка будет развиваться, и общие познания о мире. Как научить ребёнка разговаривать? Развивать его мелкую моторику!

Естественно, полугодовалого ребёнка вы не заставите взять в руки ручку и писать или, к примеру, лепить что-нибудь из пластилина. Но и для грудных деток есть выход. Маме нужно просто-напросто разминать ладони малыша. Можно купить специальные шарики с резиновыми шипами, они будут благотворно воздействовать на нервные окончания и активировать зону коры головного мозга, отвечающую за произношение.

Упражнения для мелкой моторики

Как научить детей разговаривать? Выполнять с ними несложные задания, например:

1. Разминание пальцев рук.

2. Лепка из пластилина.

3. Рисование не кисточкой, а пальчиками.

4. Складывание мелких предметов, например, конструктора или мозаики.

5. Пальчиковые игры (более подробно о них расскажем ниже).

Все эти несложные занятия приведут к тому, что ваше чадо в скором времени будет не просто разговаривать, а лепетать лучше всех.


Но бывает и такое, что малышу просто наскучило рисовать, лепить и строить. Как научить детей разговаривать в такой ситуации? Что же ещё можно придумать родителям, чем заинтересовать, чтобы научить малыша лучше разговаривать? Нужно придумать что-то новое, необычное. Об этом ниже.

Интересные пальчиковые игры, которые понравятся вашим карапузам

Как научить детей разговаривать, вооружившись при этом специальными упражнениями? Опишем ниже.

1. Шнуровки по методу Монтессори. Такой вид забавы развивает творческие способности, мелкую моторику рук. Приобрести игрушку можно в любом специализированном детском магазине. Она, правда, недешёвая, но результат стоит потраченных денег.

2. Необычное рисование. Кисть для этой цели не подойдёт, как ни странно. Малышу понравится рисовать пальчиками. Дайте ему возможность погрузить их в воду, а затем в акварель. Пусть он пофантазирует и что-нибудь нарисует на листе. Для привлечения внимания к рисованию используйте ещё какие-то материалы, например, манную крупу, рассыпав ее тонким слоем на столе

3. Невиданный пластилин. Что может быть лучше обычного теста, сделанного своими руками? Дайте малышу возможность самому приготовить такой «пластилин», ну или хотя бы поучаствовать в его формировании. А уже когда что-нибудь слепите вместе, фигурку можно разрисовать акриловыми красками. Такой метод лепки карапузу непременно придётся по душе.

4. Пальчиковый театр. Здесь мама должна поднапрячься и сшить какие-нибудь интересные игрушки, зверушек, чтобы можно было их потом надеть на руки и придумать сказку.

Знание описанных выше упражнений поможет решению вопроса о том, как научить ребенка разговаривать.

Артикуляционная гимнастика

Как научить детей разговаривать правильно при помощи артикуляции? И оправдан ли этот способ? Да. Такой способ необходим для формирования правильного произношения, если малыш нечётко или неверно выговаривает слова, глотает их и т.д. Родители могут помочь своему чаду и выполнять вместе с ним достаточно лёгкие упражнения.

1. Смыкание губ в трубочку, имитация звука проезжающего паровоза.

2. Надувание щёк.

3. Большая улыбка.

4. Имитация поцелуя.

5. Поднятие языка к нижней и верхней губе, а также к уголкам рта.

6. Имитация умывания лица ото лба к подбородку.


Осваиваем букву «Р»

Как научить детей говорить и правильно произносить слова, содержащие «Р»? Многие родители не знают этого и прибегают к помощи логопеда. Хотя они вполне могут обойтись и без специалиста, выполняя определённые упражнения.

1. Показывайте на себе, как вы произносите этот звук. Слегка приоткройте рот, сделайте напряжённую улыбку и покажите, как кончик языка касается нёба. После этого попросите чадо сделать то же самое.

2. Поиграйте с малышом. В качестве забавы представьте, что вы оба тигры, и порычите друг на друга. При этом не нужно акцентировать внимание на том, что вы выговариваете «Р». Со временем малыш поймёт и сделает так, как вы этого хотите.

Если кроха не выговаривает «Р» в 3 года, то это норма. Но если до четырех он все еще не освоил произношение, следует регулярно выполнять эти несложные упражнения.

Учим ребёнка букве «Л»

1. Приоткройте рот, изобразите подобие улыбки. Язык должен сильно упираться под верхние зубы. Попросите карапуза сделать то же самое, только пусть он погудит.

2. Во время чистки зубов пускай чадо равномерно облизывает губы и зубы языком, и даже постарается достать им до носа.

3. Если малыш не выговаривает твердый звук [л] но у него получается произносить мягкий ([л"]), то попросите его напеть песню по типу «ла-ла-ла».

Вы увидите, как после таких занятий ваш ребёнок быстро научиться называть «Л».

Учим ребёнка букве «Ш»

1. Попросите малыша сделать звук протяжным. Пусть пошипит, как змея.

2. Уголки губ при произношении не должны сильно раздвигаться в стороны. Если это происходит, то поучите слоги «шо» и «шу».

Как научить детей говорить сложные буквы, теперь вы знаете, и надеемся, что будете использовать эти рекомендации в процессе постановки правильной речи.

Как научить детей говорить предложениями?

Если малыш начал говорить отдельные слова, и их достаточно много, пора уже начинать обучать его следующему непростому делу. Для начала необходимо потренироваться произносить, к примеру, «ма-мо-ме-ми-му» или «пи-па-пе-по-пы» и т.д.

Когда ребёнок научится совмещать и произносить подобные комбинации, обучите его слогам, далее переходите к скороговоркам. Они отлично формируют правильное произношение малыша.

Также немаловажным моментом, при котором можно легко научить детишек говорить предложениями, является частота общения. Каждое своё действие мама должна описывать словами. Например, она варит суп и говорит: «Ваня, смотри, я беру картошку, счищаю аккуратно ножом шкурку. Затем мою её, нарезаю маленькими кусочками и отправляю в кастрюлю» и т.п.


При этом нужно вовлечь карапуза в разговор. У вас должен получиться диалог, чтобы ребёнок мог тоже выразить свою мысль и задать интересующий его вопрос.

Вот на таких принципах и строится вся система правильного обучения тому, как говорить предложениями.

Задержка речи у малышей

Всем мамочкам известно, что мальчики начинают разговаривать немного позже, чем девочки. Это связано с особенностями строения мозга. Дело в том, что нервные волокна, которые соединяют правое и левое полушария, у них тоньше, чем у малышек. А значит, информация поступает медленнее.

Как научить мальчика разговаривать, чтобы он не отставал от других деток? Вот несколько рекомендаций.

1. Если кроха показывает на определённый предмет, который он хочет получить, не спешите его давать. Попросите, чтобы он выразил своё желание словами.

2. Разъясняйте мальчику каждое слово. Например, недостаточно просто сказать, что это кастрюля. Необходимо, например, так: «Это кастрюля, в ней мама готовит вкусную и полезную кашу».

3. Больше читайте сказки и стихи. Показывая на картинки, добавляйте полезную информацию от себя.

4. Посещение невропатолога. Если малыш совсем ничего не говорит, или вас что-то настораживает, посетите специалиста. Он обследует ребёнка и подскажет, что необходимо предпринять, чтобы помочь малышу.

1. Не показывайте ребёнку, что вы чем-то взволнованы или нервничаете. Потому что он, почувствовав что-то нехорошее, может попросту замкнуться в себе.

2. Начинайте учить ребёнка лёгким звукам и словам. Только так он сможет научиться говорить правильно и в срок.

3. Мама должна постоянно разговаривать со своим малышом. Даже находясь в положении, просто гладя животик, она может побеседовать с крохой. И пусть в этот диалог включается и папа.

4. Включив детскую передачу по телевизору, вы считаете, что малыш должен будет через какое-то время болтать? Живое общение - вот основа того, как научить разговаривать малыша.

Прочитав эту статью до конца, вы могли составить представление о том, как правильно научить детей говорить. И обязательно воспользуетесь советами, приведенными выше. Но главное правило - не ленитесь, занимайтесь с детками, чаще с ними разговаривайте и уделяйте им максимум времени. И тогда малыш вас удивит своим произношением и знанием слов не в четыре года, а в полтора.

Вашему малышу 2 года и он как вам кажется, не умеет еще говорить? Вы интересуетесь, как научить ребенка говорить в 2 года? При том разговаривать внятно, правильно. В данной статье представлены основные советы, которые будут полезны для мам и пап, чтобы развить речь не только у двухгодовалого малыша.

Каждые родители с удовольствием наблюдают за новыми успехами своего чада, и когда ребенок говорит свои первые слоги, мамы и папы сияют от счастья. Все прекрасно понимают, что речь играет важную роль в жизненном периоде человека. Ведь при её помощи происходит познание окружающего мира. Многие родители, из-за собственных хлопот, мало уделяют внимания речи ребенка, утверждая, что малыш, рано или поздно, научится говорить. На самом деле, если малыш не знает многих слов в два года, то в первую очередь в этом виновны родители.

  1. Специалисты рекомендуют учить малыша словам, еще, когда он находится в утробе матери. Как известно, малыш, в определенный период своего внутриутробного развития, слышит звуки, которые издают взрослые. Родственникам рекомендуется, как можно чаще проводить беседы с чадом, напевать ему, рассказывать сказки, стихотворения, так он будет понемногу обучаться речи.
  2. В первую очередь, рекомендуется напрочь отказаться от пустышки. Дело в том, что процесс сосания пустышки тормозит артикуляцию.
  3. Родителям необходимо постоянно повторять названия предметов, которые встречаются на пути у крохи.
  4. В правильном развитии речевого аппарата играет роль мелкая моторика. Для того чтобы мелкая моторика находилась в постоянном развитии, нужно позволять чаду щупать предметы, к примеру, ложку, кубики, пазлы, пуговицы. Более того, необходимо демонстрировать ребенку, как льется вода, давать возможность ему лепить из теста и рисовать красками.
  5. Чтобы чадо быстрее стало произносить правильно слова, родители должны читать малышу сказки, стихи, проговаривать скороговорки.
  6. Когда ребенок переступит годовалый возраст, его необходимо научить простейшим словам для высказывания своих желаний.
  7. Родители, в игровой форме, должны произносить звуки разных животных. Очень полезным будет во время прогулки показывать животных и воспроизводить их звуки.
  8. Со стороны родителей, правильней всего будет не приучать ребенка к использованию электронных гаджетов, а наоборот, предоставить ему мячи, пирамиды, кубики, ведра.

Как научить ребенка разговаривать в 2 года

Создавайте потребность говорить.
Если ребенок является «молчуном», то крайне важно не торопиться предвидеть его потребности, а ждать, пока он не попытается общаться. Первоначально это может быть нечто приближенное, например, слово «ба» или «да» для обозначения предмета или просьбы. Постепенно объясняйте, как называются предметы, которые просит малыш. Смысл прост: у ребенка гораздо больше шансов научиться говорить и общаться, когда у него есть причины для этого.

Разговор с самим собой.
Вы говорите вслух о том, что видите, делаете. Ребенок должен находиться рядом, по крайней мере, в диапазоне слуха. Чтобы при ваших словах он мог сделать связь между тем, что вы говорите и что, затем происходит. Длинные предложения будут трудными для правильного восприятия слов и действий вашим чадом. Поэтому используйте отдельные слова и короткие простые фразы, лучше из повседневной потребности в еде. Например, «пюре», «пюре на тарелке», «пюре с морковкой», «вкусное пюре».

Зрительный контакт.
Если хотите научить ребенка говорить, то обязательно нужно поддерживать с ним зрительный контакт. Поэтому когда разговариваете с ним, постарайтесь внимательно смотреть на малыша, говорить медленно, четко произнося слова. Еще лучше - опуститься до уровня его глаз. Это поможет деточке сосредоточиться на вас и вашей речи, не отвлекаясь на посторонний шум вокруг. Дети учатся говорить, также используя чтение по губам.


Произносите слова правильно.
Говорите слова так, как они звучат, используя правильный акцент на правильном слоге. Если коверкать речь подобно ребенку, разговаривая с ним, то вряд ли он быстро научится делать правильной формы рот, произнося звуки и интонации слов. Употребляйте правильные имена для людей, мест и вещей. Говорите медленно, четко и просто. Кроме того, важно не повторять большую часть из сказанного малышом, а говорить правильно. Например, наша дочь говорила на рыбу «биля», мы же не повторяли за ней, а говорили «рыба».

Используйте от одного до трех слов.
Дети учатся общению, слушая все, что вы говорите, наблюдая ваш язык тела и, видя, как вы взаимодействуете с другими людьми. Поэтому, думая как учить ребенка говорить, настройтесь на использование простых предложений: от одного до трех слов в разговоре с ним. Например, видите, как у деточки что-то не получается, тогда посмотрите ему в глаза и спросите: «Хочешь, мама поможет либо давай мама сделает», используя при этом жест, означающий помощь. (Узнайте, ?)

Жесты являются важной частью развития языка.
Всегда делайте связь между жестами и языком с помощью вопросов. Например, Хочешь пить, кушать?» (Когда ребенок указывает на еду), а затем ждите ответа. Дальше спросите: «Что ты хочешь, молоко или кашку? Хорошо давай попьем немного молока». Такое поведение поощряет детей реагировать на вопросы и принимать участие в разговорах.

Читайте вашему малышу каждый день.
Даже если деточка может усидеть всего минуту, откройте книгу и посмотрите столько страниц, на сколько у нее хватит внимания. Книги с яркими детскими иллюстрациями, картинками должны быть в таком месте, в котором ваше чадо может легко их взять и «читать». (Прочитайте, какими должны быть детские книжки, чтобы ?).


Завершение фразы.
Некоторые родители, думающие как научить ребенка разговаривать, используют метод, побуждающий ребенка отвечая завершить предложение. Вы можете использовать эту технику от отдельных слов до фраз. Например, вы могли бы сказать:

«Мальчик моет…(личико, ручки)»; «девочка кушает…(кашу, суп)». Помогайте ребенку закончить предложение, используя жесты и выражение лица.

Помните : стоит использовать только знакомые детям слова/фразы, чтобы они могли закончить предложение. Также можно использовать рассказы и песни, которые знает малыш.

Не используйте телевизор, как фон.
Телевизор будет конкурировать с вами за внимание (и наоборот), тем самым, мешая дитю сосредоточиться на ваших словах. Экран телевизора действительно мешает развитию языка, концентрации и детскому творчеству.

Развитие речи у детей

На сегодня известно четыре группы обучения речи: от рождения, до 6 месяцев, от полугода до года, от 12 до 18 месяцев, от 1,5 года и до исполнения трехгодовалого возраста.

От 0-6 месяцев
После появления на свет, ребенок не совсем понимает звуки, которые издаются окружающими, так как его слух, зрение начинает только настраиваться. Позже, малыш начинает реагировать на слова взрослых улыбкой. Уже в 6 месяцев, чадо понимает, что произносит мама и папа.

От 6-12 месяцев
Малыш, который старше 6 месяцев, учиться слушать, и у него возникает желание повторить услышанное. Для того, чтобы малыш быстрее заговорил, специалисты рекомендуют родителям почаще ставить музыкальные сказки, но их продолжительность не должна быть больше 12 минут.

Когда сказка будет постоянно повторяться, то в памяти малыша закладываются звуки и слова, которые звучат. Кроме того, родителям рекомендуется постоянно называть предметы, которые контактируют с ребенком, чтобы он понимал их значение.

От 12-18 месяцев
В возрастном периоде от 12 до 18 месяцев, чадо пытается произносить слова, но по- своему, а со временем его речь будет больше похожей на взрослую. Все предметы, которые окружают малыша, должны правильно называться взрослыми, но при этом слова не должны быть искаженными.

От 18-36 месяцев
Если в диапазоне от 1,5 лет до исполнения трехгодовалого возраста, чадо не произносит простые слова, то родителям необходимо обратиться к специалисту, так как проблема может быть с речевым аппаратом и общим развитием. В этот период ребенок должен называть около 200 слов, но при этом он может их произносить не совсем правильно, а связано это с тем, что речевой аппарат малыша не совсем развит.

Посмотрите видео: первые слова для малыша в картинках, которые помогут ему знакомиться с миром вокруг него.

Развитие речи ребенка: таблица

Возраст ребенка Типичное развитие языка
6 - 12 месяцев
  • Вокализ с интонацией: гуление, издавание звуков, лепет
  • Реагирует на человеческие голоса без визуальных подсказок, поворачивая голову и глаза
  • Реагирует на тон дружественный либо гневный
  • Использует крик или звуки, чтобы привлечь внимание
12 - 18 месяцев
  • Использует одно или несколько слов со смыслом (это может быть фрагмент слова)
  • Понимает простые инструкции
  • Реагирует на имя
  • Имитирует новые слова
  • Указывает на желания и потребности жестами и короткими слогами
  • Может показать около 3 частей своего тела на себе
  • Понимает около 50 слов
18 - 24 месяца
  • Имеет словарный запас 5- 15 слов.
  • Произносит более 5 согласных звуков, как м, ш, п, р, л
  • Имитирует новые слова
  • Может начать использовать два слова вместе
  • Произносит 60% вразумительной речи
  • Соблюдает простые команды («Дай мне мяч»).
2 года (24 месяца) -2,6 лет (30 месяцев)
  • Примерно 70% того, что ребенок говорит должно быть понятным
  • Говорит около 50 слов
  • Понимает 300 слов
  • Старается правильно использовать два местоимения: «я», «ты», хотя часто путает их местами
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
  • Во время игры производит осознанные действия, например, помешивает, наливает, черпает и кормит куклу воображаемой едой
2,6 - 3 года (36 месяцев)
  • Использует местоимения «я», «ты», правильно
  • Знает, по крайней мере, три предлога, «в, на, под»
  • Знает главные части тела и в состоянии показать их, если его просят
  • Может говорить предложения из трех слов
  • Говорит 200 слов
  • Понимает около 500 слов
  • Около 80% того, что ребенок говорит, должно быть понятным
  • В речи появляются и даже преобладают глаголы
  • Начинает использовать слова отрицания слова: «нет», «не может»
  • Способный рассуждать над вопросами, например, «что ты должен делать, когда хочешь спатки или голодный либо тебе хочется пить, если ты замерз?»
  • В состоянии назвать свой пол, имя, возраст
  • Может считать до 3

Заключение

Один из самых важных навыков, который должен усвоить ребенок - это научиться хорошо разговаривать. Проблема заключается в том, что многие родители общение принимают как нечто само собой разумеющееся. Поэтому полагают, что их дети каким-то образом научатся говорить без посторонней помощи. Они говорят: «Я научился говорить сам, и они научатся тоже».

Но истина в том, что навыки общения и речи не всегда даются просто детям. Большинству детей не потребуется оказывать какое-либо особое внимание, чтобы научиться говорить. Тогда как другим может потребоваться больше помощи, чтобы их языковые навыки могли развиваться по максимуму.

Малыш сможет в два года высказывать свои требования, но только тогда, когда мамы и папы будут заниматься развитием речевого аппарата малыша. Используя ряд советов, обсуждаемых нами в статье, как научить ребенка говорить в 2 года, можно стимулировать развитие его речи.

С уважением, Андроник Анна/Олег.

Это видео наглядно подскажет, как помочь вашему малышу научиться разговаривать.

Первый слог, первое произнесенное слово, первое построенное самостоятельно предложение. Успехи ребенка, который знакомится с родной речью и обучается правильно говорить, вызывают гордость и умиление. Но если процесс обучения речи не дается, если ребёнок молчит, когда его сверстники уже вовсю радуют своих родителей словарным запасом и умением складывать слова в истории. Как научить ребенка говорить, а главное, научить ребенка говорить правильно и без помощи логопеда?

Ребенок и речь: к осознанному через неосознанное

Самой распространённой ошибкой большинства родителей является уверенность, что настанет время, и ребенок сам научится говорить. Безусловно, такое бывает, но слепо полагаться исключительно на таланты и возможности, дарованные малышу природой, не стоит, к тому же, категорически против такого безучастия выступают и практикующие психологи, и логопеды, и педиатры.

Ребенок и речь – наиважнейшая взаимосвязь, ведь умение говорить - важный элемент человеческого развития и общения. Полноценное развитие ребенка невозможно без овладения родной речью. И вопрос здесь, прежде всего в физиологии. У малыша строятся миллионы нейронных взаимосвязей в мозгу, в процессе обучения речи. От этого зависит его интеллект, возможности его памяти, склонность к самообучению, самосознанию, принятию решений, умению делать логические умозаключения и т.д. и т.п.

Процесс обучения речи может увенчаться успехом только, если ребенка учат данному непростому умению, и учат правильно говорить, делая это постоянно и терпеливо. А вопрос, как научить ребенка говорить, в первую очередь должен возникать именно перед его родителями. И запомните: речь – это тот элемент развития человека, который пускать на самотек нельзя, не уповайте на то, что сам научится, овладение речью возможно исключительно при условии, что кто-то этому научит. И этими «кто-то» - являетесь именно вы, папа и мама.

Когда начинать учить ребенка говорить?

Начинать процесс обучения речи нужно ещё до рождения малыша, когда он еще в утробе матери. Буквально со второго триместра беременности будущий малыш начинает реагировать на свет и на звук, которые поступают извне. Мама и папа с ребёнком разговаривают, поют колыбельные, читают вслух сказки, рассказывают, что происходит вокруг, как они его ждут, - в процессе такого общения, и происходит обучение ребенка речи задолго до его рождения. Малыш к звукам голосов родителей, к ласковой интонации, к самому звучанию слов постепенно привыкает, неосознанно знакомясь с родной речью. Процесс обучения речи можно считать вполне осознанным уже в период после рождения малыша до полугодовалого возраста.

Весьма условно можно разбить осознанный процесс обучения речи на четыре основных этапа:

  • 1. от рождения ребенка до полугода;
  • 2. от полугода до года;
  • 3. от года до полутора лет;
  • 4. полтора-три года.

Этап ранний.

Самый ранний период и самый благодатный возраст, когда учить ребенка говорить. Развитие малыша сейчас происходит наиболее быстро: стремительно растет объём мозга, обостряется зрение и усиливается слух, происходит физическое развитие. Слух играет сейчас ведущую роль в процессе обучения речи: ребенок слышит человеческие голоса, вслушивается в звуки окружающего мира, учится пользоваться звуками для общения с людьми. Сосредоточение на звуках проявляется с самого рождения малыша. Первые два месяца он просто замирает, глядя говорящему в глаза. Создаётся впечатление, что ребенок готов слушать часами напролет. Даже первая улыбка малыша возникает, как реакция на звук голоса человека! Слыша голоса родителей, малыш концентрирует внимание и пытается повторять, произносимые ими слова.

Буквально на третьем месяце своей жизни ребенок может сосредотачиваться на родителях, разговаривающих с ним, активно воспроизводя большинство слышимых им звуков. На третьем-пятом месяцах жизни после непродолжительного сосредоточения малыша на говорящем взрослом человеке, он сам начинает активно вокализировать, радостно агукать и восторженно распевать. И уже с полугода он начинает осознавать смысл слышимых им слов.

Закладываем навыки.

Шесть-двенадцать месяцев – это возраст, когда закладывается навык умения слушать и услышанное повторять. Разговаривая между собой, родители должны понимать, что малыш может полностью концентрировать собственное внимание на происходящем вокруг от десяти минут и дольше. Необходимо категорически исключить общение в его присутствии на повышенных тонах, резкий тон и громкие стуки.

В процессе обучения речи наиболее эффективным в этот период является воспроизведение ребенком коротких музыкальных сказок. Поэтому, следует сосредоточить на этом особое внимание. Выбирайте аудиозапись, тщательно оценивая чёткость звучания слов и музыки, отсутствие резких скачков тональности в произведении, красоту музыкального оформления. Воспроизведение сказок осуществлять лучше фрагментами, постепенно увеличивая продолжительность звучания от трех минут и до десяти. Более длительное прослушивание эффекта в этом возрасте не имеет. Многократно прослушивая один отрывок сказки, малыш учится, и слушать, и повторять звуки и слова.

Со временем малыш научиться узнавать и слова, и мелодию, что родители непременно заметят. Ребенок поворачивает головку, ища глазами, источник звука, концентрируется и пытается услышанное воспроизводить самостоятельно. И пусть речь крохи ещё не слишком понятна, а многие слова искажены до неузнаваемости – но старания «на лицо». Это период лепета. Помогайте ему осваивать это невероятно сложную науку для него, повторяйте терпеливо звуки раз за разом, слова и фрагменты сказки. Не стоит бояться, что ребенку надоест многократное повторение одного и того же отрывка сказки. С каждым разом ребенок все больше и больше будет радоваться знакомым звукам.

Позаботьтесь, чтобы малыша ничего больше не отвлекало от увлекательного мира звуков и слов. Не настаивайте, если во время первых прослушиваний малыш не будет никак реагировать, не воспринимайте его равнодушие, как проблемы с речью. Пускай занимается привычными делами – играет, ползает. Постепенно, малыш начнет поворачивать на звук голову. Вовлекайте кроху в прослушивание, повторяя песню или музыкальные фрагменты сказки, как бы приглашая его к совместной деятельности. Если вы наберетесь терпения, то буквально через пару месяцев малыш будет сразу узнавать звуки и мелодию, пытаться их повторять.

Ни в коем случае не стесняйтесь мяукать, квакать, кукарекать вместе с ребенком. Эти банальные звуки позволяют не только развивать активное слушание, эмоциональное общение малыша и взрослого, психологический контакт, но и развивают речь.

В результате такое обучение ребенка речи уже к годовалому возрасту сформирует богатый словарный запас - до 100 слов. Конечно, это вовсе не обязательно должны быть полноценные слова. Более чем достаточно, чтобы к концу первого года жизни в его словарном портфеле было чуть более десятка самых простых слов (папа, мама, кака, дай…) и примерно пару десятков различных звукоподражаний (ааа – качаем куклу, жжж – машина приехала, ууу – самолетик летает, ав-ав – собачка и так далее). Все остальное это пассивный словарный запас – слова, которые ребенок понимает, воспринимает и соответственно реагирует (дай ручку, пойдем гулять, возьми чашку, встань с пола, нужно идти домой), но сам их не произносит.

Еще один весьма полезный совет для родителей, как научить ребенка говорить в год – это вести дневник, записывая его маленькие победы, отмечая «прирост» слов и звукоподражаний в речи ребенка.

Набираем обороты.

Если вы послушаете совета и возьмете за правило, как минимум, раз в неделю отмечать в дневнике новые слова и звуки малыша, то сами заметите, как растут темпы развития речи вашей крохи.

Общая тенденция: малыш пытается сначала подражать речи – таким образом, появляются слова-звукоподражатели, затем усваивает постепенно правильную норму произношения слов.

Сначала, к примеру, «бух» - означающее «упасть», затем «пал», например, как часть правильного слова «упал», и только затем слова «упасть», «упал», «падаю».

Самое банальное, и одновременно самое полезное правило, как научить ребенка говорить правильно – называть всё, что видите, что происходит и т.д., и сразу называть правильно. Не следует поддаваться искушению, говорить с малышом на его «детском языке», не говорите «ням-ням кашу», вместо, «будем кушать кашу». Дома, на прогулке, везде показывайте и называйте предметы и события, которые вас окружают: «это дом маленький, а это дом большой, это грузовик проехал, кошка умывает котят, солнышко вышло из-за тучки, берем лопатку в ручки, пойдем в песочницу играть …».

Научить, правильно говорить помогут несложные фразы, построенные по типу существительное + прилагательное, или существительное + глагол. Если они будут часто повторяться, ребенку проще будет их запомнить. Выученное вчера новое слово, обязательно повторите сегодня и закрепите завтра, постепенно вводя все новые слова, события и понятия.

К примеру, слово «мячик». Для начала добейтесь того, что малыш зафиксировал это понятие в памяти – сам говорил название предмета, когда вы его показываете, называл «мячик» «мячиком». Далее расширяйте знания ребенка об этом предмете: этот мячик красный, а это мячик зленный, далее мячик круглый (кубик квадратный – для сравнения отличий по форме), затем мячик скачет, прыгает, мячик можно бросать друг другу (свойства предмета и действия, которые можно с ним производить). Потом мячик большой и маленький и так далее. Каждый раз обязательно демонстрируйте свойства предмета. Лучше всего обучение облечь в игру. Ребенок вообще, лучше запоминает слова и события, если они подкреплены какими-то действиями: мячик кидаем, цветочек нюхаем, книгу листаем….

Речь - отражение развития мозга.
Как научить ребенка говорить в возрасте 1,5 -3 лет?

На самом деле 1,5 года – не более чем ключевой пункт, позволяющий подвести некоторые итоги. Количество освоенных слов может серьезно отличаться, у разных детей варьируясь от 20 до 100 активных слов и звукоподражаний и более 200 – общего словарного запаса.

Гораздо большее значение сейчас имеют темпы прироста новых слов и качество произношения. Родителей должна насторожить слишком длительная задержка речи ребенка, как таковая, в первую очередь. Если малыш упорно не желает общаться, пробовать разговаривать, это может означать и проблемы с речью, и проблемы с развитием. Не обязательно это именно так, но на всякий случай проконсультируйтесь со специалистом. Кроме этого есть еще несколько поводов обратиться за помощью специалиста-логопеда.

Повод первый: Проблемы с речью могут возникать, если ребенок задержался на использовании, так называемых, «контурных» слов. Пытаясь повторить слово, малыш, воспроизводит его абрис, некий звуковой эскиз слова: к примеру, слово «кирпИчики», превращая в контурное «титИтики». Основа данного механизма заключается в звукоподражании слоговой природы слова. Изначально, это нормально. Но если слова, так и фиксируются в данной форме, не переходя со временем к нормальному, правильному названию предметов, рекомендуем обратиться к логопеду.

Повод второй: Еще одним поводом для обращения к специалистам служит устойчивое неправильное называние слов, к примеру, мазелин вместо вазелин. Как показывает практика, это в общем, не страшно, в единичных случаях ребенок, постепенно «уловит» разницу в звуках и исправится, при помощи родителей, конечно. Но не редко такие проблемы с речью означают, что ребенок просто не различает буквы, а от того использует одни вместо других. Не будет лишним, и проверить слух малыша.

Повод третий: Проблемы с речью в маленьком возрасте могут выражаться и в определенных сложностях в произношении некоторых отдельных звуков. Как правило, труднее всего деткам даются плавные «л» и «р», шипящие «ж» и «ш», свистящие «з» и «с», а также сочетание согласных звуков. Ошибки в звукопроизношении вызваны неумением ребенка, владеть собственным голосовым аппаратом, а кроме того недостаточно точным восприятием слышимой речи, несовершенством умения анализировать звуки языка. Важно заниматься с малышом, научить ребенка говорить правильно. Если данные сложности «зафиксируются», тогда на следующем этапе, в возрасте 3-4 лет, нужно будет преодолевать их вместе с логопедом.

Ребенок и правильная речь.
Как научить ребенка говорить правильно?

Словарный запас малыша к полуторагодовалому возрасту вполне может превышать двести слов. Однако слова эти, как правило, ребёнок воспроизводит с некоторыми искажениями, шепелявит и путает местоположение звуков в слове. Основная причина - неумение владеть в полной мере собственным речевым аппаратом.

Но прежде чем, пытаться усиленно учить, правильно говорить ребенка, или вести его на прием к логопеду, следует избавиться от всего, что мешает малышу правильно говорить.

  • Пустышка – первый враг правильной речи.

Это не для «красного словца» сказано, это факт, который подтверждён многократными исследованиями, проводимыми педиатрами, специалистами-логопедами и преподавателями дошкольных учреждений. Пустышки или соски способствуют развитию у ребенка неправильного прикуса, а это в свою очередь, влияет на определенные затруднения с артикуляцией, и в целом задержку речевого развития.

  • Чтение – основа формирования богатого словарного запаса.

Также научно подтвержденный факт: малыши, родители которых читали им в день по несколько раз сказки, короткие рассказы и стихи, имеют значительно больший запас слов, причем, правильно произносимых!

  • Научить, правильно говорить, можно только правильно говоря!

Об этом факте уже упоминалось. Когда родители разговаривают с малышом на его «детском языке», он неосознанно усваивает именно такую «детскую» форму слова, будучи уверенным, что мама и папа не могут говорить неправильно. Искажение слов – это всецело прерогатива ребёнка, непозволительная для взрослых людей (в особенности желающих, научить ребенка говорить правильно).

  • Развитие мелкой моторики и речь –
    процессы параллельные и неразделимые.

Дело в том, что речевой центр и центр, координирующий движения пальцев рук настолько близко расположены, что активное развитие одного из них незамедлительно влечёт такое же активное развитие другого. Поэтому, научить ребенка говорить правильно поможет складывание мозаики и пазлов, застёгивание пуговиц и завязывание шнурков, рисование и умение пользоваться ручкой и ложкой – все это влияет на ускорение развития речи.

Ребенок в этом возрасте на месте не сидит, ему интересно абсолютно всё: что мамочка прячет в этом шкафчике, что лежит в этой коробочке, невероятно любопытно поковыряться в этой баночке и стащить со стола вон ту штучку.… Возьмите себя в руки и наберитесь терпения – это не просто любопытство, это необходимо для развития ребенка. Занимаясь хозяйственными делами на кухне, разрешите малышу рисовать по муке, переливать воду из емкости в емкость, пересыпать рис из кружки в кастрюльку, закручивать и откручивать крышечки. Наградой за этот «кухонный хаос» будет полноценное развитие вашей крохи.

Скороговорки. Как решить проблемы с речью?

Скороговорки во все времена помогали детям постигать родную речь, причем в увлекательной, интересной шутливой форме. На сегодняшний день логопеды специально составляют разнообразные скороговорки для деток, состоящие из трудно произносимых слогов и звуков, последовательностей букв и их сочетаний. Быстрое произношение скороговорки вслух способно само по себе устранить большинство дефектов речи. Особенно эффективны подобные занятие, если скороговорки сопровождаются иллюстрациями, или просто подробным обсуждением того, о чем они говорят – у ребенка уже сейчас есть чувство юмора, а шуточные занятия удвоят положительный результат.

Если построить процесс знакомства с ними правильно, то ребенок увлечется, стараясь произносить скороговорки быстро и правильно настолько, что сам будет требовать такого обучения, а научившись и поняв, что это сложно для всех – начнет «щеголять» своим умением перед сверстниками.

Существует масса различных скороговорок, способных решить проблемы с речью и устранить в ней дефекты. Можете начать совершенствовать речь своего малыша со следующих примеров:

Если все-таки после всех предпринятых вами усилий, ребенок не заговорил в двухлетнем возрасте, активно используя 100-300 слов, у вас есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу. Если же он не начнет и к 3 годам общаться со сверстниками, используя минимальные фразы, позволяющие детям взаимодействовать – по типу «дай мне лопатку» - «пойдем строить дом», - родителям следует бить тревогу, серьезно заняться поиском причин и путей выхода из ситуации.

Еще немного о том, как научить ребенка говорить:

Развитие речи является важным процессом в жизни детей. С момента рождения родители начинают задумываться о том, как научить ребенка говорить. Можно испробовать множество методик, но самое главное, уделять обучению достаточно времени и тогда результат не заставит себя долго ждать. Какие же есть способы, как быстро научить ребенка разговаривать?

Развитие речи детей происходит постепенно, поэтому выделяют несколько стадий этого важного процесса. Родителям обязательно нужно знать, что должен произносить ребенок в том или ином возрасте. Это позволит своевременно обратиться к врачу и предотвратить возникновения проблем с речью.

Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому если первый малыш начал разговаривать в 1 год, это не значит, что второй обязательно должен начать говорить в этом же возрасте.

Но отставание не должно превышать больше, чем на один возрастной период (скажем если кроха не заговорил к трем годам, то следует бить тревогу и срочно искать опытного логопеда). Перед тем, как быстро научить ребенка говорить, следует знать, что должен произносить малыш в первые 3 года жизни.

Развитие речи в первый год


В течение первых месяцев жизни дети уже способны произносить некоторые звуки, реагируя, когда к ним обращаются родители. Даже обычный крик младенца является своеобразным сочетанием гласных букв.

Когда малышу исполняется около 1,5 месяцев, он начинает воспроизводить такие согласные звуки, как к, г, х. При этом он сочетает их с гласными звуками, вследствие чего возникает слово агу.

В 6 месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте уже можно заметить, как малыш произносит слоги: ба, па, ма. Лепет продолжается примерно до 8-11 месяцев.

Со временем эти слоги усложняются, преобразовываясь в длинные цепочки, похожие на слова. В год ребенок способен говорить некоторые простые и короткие слова, а также понимать речь взрослых. Многие дети в этом возрасте умеют говорить свое имя. Требовать от годовалого ребенка говорить слова в более чем три слога не стоит.

Развитие речи во второй год


С года до двух лет дети все лучше понимают, что им говорят родители. Они стараются внимательно слушать речь взрослых и повторять слова. Ребенок в 2 года может общаться с окружающими на своем языке. Иногда может применять простые словосочетания.

Что должен говорить ребенок в 2 года? Нормальной речи детей в данном возрасте ждать не следует. Поэтому не стоит искать способы, как научить говорить ребенка в 2 года. Просто нужно общаться с ним побольше и уделять время для развивающих игр, положенных в этом возрасте.

Развитие речи на третьем году жизни


В этом возрасте уже наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Малыш начинает говорить целыми предложениями, задавать вопросы, различать числа и части речи.

Как научить ребенка говорить в 3 года? Необходимо обеспечить максимальное общение со взрослыми, читать книжки, петь песенки. Далее нужно будет наблюдать за тем, как малыш умеет отвечать на вопросы, сколько слов говорит, может ли выстраивать разговор правильно с логической точки зрения, желает ли вообще общаться с окружающими людьми или же пытается всеми силами избегать общества. Если наблюдаются отклонения, то следует проконсультироваться со специалистом о том, как их подкорректировать, и как научить ребенка разговаривать в 3 года без всяких проблем.

Как помочь детям развить речь?

Для того чтобы ответить на вопрос как быстро научить ребенка разговаривать, необходимо обратить внимание на следующие полезные советы.

Разговор

Родители должны разговаривать со своими детьми постоянно начиная с самого рождения. Интонация речи матери должна быть ласковой, чтобы способствовать успокаиванию младенца. Общаться с малышом необходимо во время прогулки, купания.

С того момента, как кроха будет активно гулить, стараясь перенимать интонацию речи взрослых, нужно общаться с ним. Дети любят, когда на них обращают внимание, слушают, разговаривают с ним.

В случае если малыш в год не может произнести какое-то слово правильно, нужно обязательно показать пример правильного произношения, растягивая слово так, чтобы ему было понятно, из каких слогов оно состоит. Не рекомендуется изменять слова, как это обычно делают все родители, сюсюкаясь со своим чадом. Это может повлечь за собой неправильное усвоение слов.

Изучение звуков

Как только начнется гуление младенца, необходимо активно вовлекаться в процесс общения с ним. Нужно сесть напротив него, чтобы малыш видел лицо, и воспроизводить какие-нибудь слоги, при этом растягивая гласные звуки. Наблюдая за тем, как двигаются губы мамы, он обязательно захочет повторить. Такие практики хорошо воздействуют на артикуляционный аппарат малыша.

Также хороший способ, как научить ребенка рано говорить, это поиграть с ним в веселую игру, суть которой заключается в повторении слогов. Сначала нужно повторять то, что произносит сам малыш, а затем предложить ему говорить также как мама.

Кроме того, всем детишкам нравится подражать людям и животным. Поэтому гуляя на улице, необходимо показывать на животных и демонстрировать, как они воспроизводят свои звуки. Такое занятие придется малышу по душе.

Формирование правильного прикуса


Желая узнать, как научить ребенка говорить в 2 года, не стоит забывать про важное значение формирования правильного прикуса для развития речи. Ведь проблемы с ним могут привести к тому, что малыш будет неверно произносить звуки.

Специалисты не рекомендуют родителям давать своим деткам сосать пустышку или соску бутылочки длительное время. Из-за этого у ребенка может измениться строение костей, расположенных в лицевой части. Тем, кто находится на искусственном вскармливании, следует приобретать специальные наконечники для бутылочек, изготовленные из силикона.

Также негативно повлиять на формирование прикуса может то, что детки любят постоянно держать пальцы во рту. Поэтому нужно внимательно наблюдать за малышом, когда режутся зубки, и вынимать пальчики из ротовой полости. Если прикус приведет к нарушению речи, то найти метод, как научить ребенка рано говорить, будет особенно сложно, ведь учить разговаривать и исправлять патологии формирующегося речевого аппарата параллельно, будет крайне трудно.

Развитие моторики


Родителям, которые хотят знать, как научить ребенка говорить в 2 года, полезно будет помнить о том, что участки головного мозга, которые отвечают за речевое развитие и движение пальцев, находятся рядом друг с другом. В связи с этим учить малышей разговаривать нужно совместно с развитием моторики рук. В год малыш уже может уверенно держать предметы в руках, кидать, перекладывать с места на место, что благотворно влияет и на речь.

Необходимо давать детям щупать разнофактурные предметы (игрушки с особым наполнителем или просто мешочки с горохом или крупой). Ребенок может поиграться с крупами, запуская в мешочек руки и разминая их, но обязательно следите за тем, чтобы малыш не стал себе ничего никуда засовывать. Также можно купить мягкий пластилин либо слепить тесто и дать ребенку помять его.

Со временем свое чадо можно легко научить хорошо управлять своими руками, выполнять даже такие сложные для них манипуляции, как застегивание пуговок и завязывание шнурков.

Познание окружающего мира


Как научить ребенка говорить в 3 года более разнообразно? Нужно познавать мир! Это очень хороший способ речевого развития, так как детки любят узнавать что-то новое. Важно, чтобы знания об окружающем мире копились. Во время прогулки нужно стараться рассказывать своему чаду обо всем, что происходит вокруг. И через некоторое время вспоминать ваш разговор и проверять все ли кроха запомнил, если он слушал невнимательно — объясните все заново.

Примерно в год малыш уже будет активно интересоваться всем подряд и указывать пальцем на то, что его волнует. Родителям необходимо четко проговаривать названия того или иного предмета, объяснять, что это такое, для чего он необходим и так далее. При этом следует подбирать простенькие слова, иначе младенец ничего не поймет. И не нужно стараться рассказать сразу о многих вещах, все должно происходит постепенно.

Чтение книг


Хороший способ, как научить ребенка говорить в 3 года и обогатить его речь, это читать ему книжки. Лучше всего выбирать потешки или простые стихи, которые написаны именно для самых маленьких детей. Такие произведения легче запоминаются, их интереснее слушать. Регулярно занимаясь с малышом чтением, можно добиться того, что он начнет повторять интонацию читающего и произносить различные новые слова.

Расширение запаса слов

Когда дети начинают накапливать собственный словарный запас, нужно активно помогать им в этом. Если ребенок в годик молча тянет руки, чтобы достать яблоко, не следует сразу давать то, что он просит. Необходимо продемонстрировать, что его желание непонятно, и попросить сказать, что именно он хочет взять. Обязательно требуется учить деток приветствовать и прощаться с людьми, а также делиться с другими чем-нибудь.

Увеличивать словарный запас нужно не только названиями предметов, животных и прочих элементов. После того как будет усвоено достаточное количество имен существительных, следует научить годовалого ребенка применять к ним и имена прилагательные. При этом требуется объяснять и другие очень важные в жизни слова, например, что обозначает слова быстро, медленно, долго, громко и так далее.

Таким образом, выбрав способ, как научить ребенка говорить слова, нужно каждый день уделять внимание развитию речи детей. Только тогда получится достичь положительной динамики. Для этого всем парам, планирующим родить детей, необходимо обязательно знать, как научить малыша говорить, чтобы процесс обучения вызывал у него радость.

Тренировка правильного произношения звуков

Очень важно, чтобы ребенок научился воспроизводить все звуки. Научившись говорить слова, он не еще не способен делать это правильно, потому что сразу научиться произносить правильно звуки невозможно. Как должен развиваться навык произношения звуков по мере взросления детей?

  • В конце второго года дети должны уметь говорить такие звуки, как О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф. Если малыш заменяет звуки Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р наиболее простыми, то беспокоиться не стоит, это вполне нормально.
  • После третьего года жизни дети учатся произносить С, З, Ц. Воспроизведение таких звуков, как Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц осваивается к 4 годам.
  • После 4 лет детки должны научиться произносить Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь, а после 5 лет речь должна звучать четко, не сопровождаясь дефектами.

Выбирая метод, как научить годовалого ребенка разговаривать, необходимо обязательно заниматься артикуляционной гимнастикой. Упражнения помогут усвоить все сложные звуки. Проводить тренировку лучше всего в виде игры, чтобы ребенок смотрел на родителя и повторял за ним. Пример такой игры заключается в следующем:

  • Погулять язык собрался: (нужно открыть рот).
  • Он умылся, (быстро провести кончиком языка по верхней челюсти)
  • Причесался, (пробежать языком три раза из одного уголка губ к другому, высунуть его, а затем спрятать обратно)
  • На прохожих оглянулся, (облизать губы)
  • Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в этих направлениях)
  • Вниз упал, наверх полез, (опустить вниз, затем поднять язык)
  • Раз — и в ротике исчез (спрятать язык)

Такая игра должна выполняться хотя бы раз в день. Но не нужно представлять обучение как серьезный процесс, иначе ребенок потеряет интерес, и не будет повторять упражнение.

Используя указанные способы, как учить ребенка говорить, можно добиться хороших результатов в небольшие сроки. Родителям необходимо помнить, что запускать отклонения в развитии речи ни в коем случае нельзя. Если наблюдаются нарушения, следует срочно обращаться к специалистам.

Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.


Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.

Первый год

Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.

Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.

В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.


Второй год

В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.


Третий год

Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.

Первые упражнения

Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.

Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.

Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука - это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.

Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.




Как научить ребенка говорить слова?

Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.

В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.

Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».


Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.

Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».

Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.




Как научить ребенка грамотно говорить: 3 секрета

Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.

  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Подобными упражнениями стоит заниматься даже с младенцами. Показывайте своему чаду движения губ, языка, щек. Для детей постарше существуют специальные игры. К примеру, попросите ребенка облизать миску, как это делает кошка или поиграть в паровозик (складываем губы в трубочку и гудим). Такими упражнениями необходимо заниматься еще до того, как научить ребенка говорить четко.
  • Внимательно слушайте. Активное слушание поможет вовремя поправить неправильно произнесенное слово, объяснить его значение, указать на неправильный порядок слов в предложении или скорость речи. Важно при этом правильно использовать уточняющие вопросы. Что бы не говорил ребенок, проявляйте эмоции, удивляйтесь, поражайтесь, переспрашивайте.
  • Общайтесь и читайте вслух. Слушая родителя, малыш быстрее запоминает новые слова. Так он формирует багаж богатой и грамотной речи. Общаясь с маленьким ребенком, комментируйте свои действия, следя за грамотностью собственной речи. Кроме того, можно пользоваться аудиодисками со сказками, потешками и песенками.



Как научить ребенка говорить буквы л, ш, ж, р?

Маленькие дети часто заменяют букву «л» звуком «в». Как правило, это связано с нарушением воздушных потоков и недостаточной подвижностью языка. Исправить названную проблему помогает упражнение «Лошадка», которое представляет собой цоканье языком. Над воздушными потоками работают при помощи выдувания воздушных струй.

Чтобы ребенок научился произносить букву «ш», нужно помочь ему освоить движение «чашечка»- прикладывание языка к нижней губе сочетающиеся с приподниманием его боковых сторон и кончика. Также помогут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Как научить ребенка говорить шипящие? Используйте те же методы.

Самым лукавым звуком является буква «р». Устранить данную трудность в первую очередь поможет частое произношение слов с этой коварной буквой. Ребенку нужно показать верное расположение губ и языка. Помимо этого, стоит пользоваться специальными стишками и скороговорками. Похожая методика подойдет и для буквы «ж». Слова с этим звуком нужно проговаривать медленно, одновременно изображая жука или попросту жужжать.

Признаки для беспокойства или когда стоит обратиться к логопеду?

Научить ребенка говорить нужно вовремя. Несмотря на это, часть родителей склонна пускать процесс развития речи ребенка на самотек, думая, что проблемы решатся со временем. В результате получается, что достигнув школьного возраста, ребенок не смог усвоить язык в том объеме, который необходим для успешного обучения. Чтобы подобного не приключилось с вашим малышом, обращайтесь к специалисту, если:

  • в 8 месяцев кроха не понимает, когда к нему обращаются или не отвечает на вопрос «где мама?»;
  • в 2 года малыш не разговаривает;
  • в 2,5 года у ребенка отсутствует элементарная фразовая речь: мама би (мама уехала);
    к 3-м годам у крохи наблюдается повышенное слюноотделение;
  • к 3 годам малыш не овладел простой артикуляцией: не может удержать губы в улыбке или высунуть язык;
  • после 3-х лет малыш продолжает упрощать большинство слов: вместо телефон - говорит афон;
  • к 3-4 годам ребенок не чувствует слогов в слове, искажая его до неузнаваемости;
    ребенок произносить большинство звуков мягко или же преобладают твердые звуки;
    при произношении отдельных звуков появляется хлюпающий призвук, при этом воздух идет как будто вбок;
  • у малыша проявляется сильная назализация голоса - он говорит гнусаво;
  • ребенку не хватает выдоха на фразу, поэтому он может добирать воздух посреди слова.

Как правильно научить ребенка говорить? Как показывает все вышесказанное, в этом процессе нет ничего сложного. Вы сможете преодолеть большинство трудностей, если будете уделять малышу достаточно внимания и больше общаться с ним. И только в редких случаях вам потребуется помощь специалиста.