Занятия по развитие речи 2 3 лет. Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребёнка? Причины плохой речи у детей

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы—восприятие, мышление, память.

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию или помощь он может, только овладев речью. Это и является главным стимулом к ее усвоению. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к трем годам он достигает примерно 1000—1200 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения (Мама, ты куда пося (пошла)?), согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь еще не всегда правильна. В разговоре с взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, он легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

На третьем году жизни ребенок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие: [с’], [з’], смягченное [ц] (цяпля вместо цапля), звук [л’]. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: сяпка (шапка), зюк (жук), цяйник (чайник), сенок (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: тясы (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: сапка вместо шапка; твердые свистящие—мягкими свистящими: сянки (санки), зяйка (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л"], [й]: ыба (рыба), гия (гиря), ябоко (яблоко), двель (дверь), голюби (голуби), мей (мел).

Своевременное развитие речи у всех здоровых, умственно полноценных детей происходит лишь в том случае, если окружающие ребенка близкие люди общаются с ним с первых месяцев его жизни. Вызвать тревогу у родителей должен малыш, который на третьем году жизни говорит мало или почти не говорит. В таком случае необходимо выяснить причины отставания развития речи.

Запаздывание речи обусловлено следующими причинами:

во-первых, заболеванием ушей и носоглотки, а также длительными тяжелыми заболеваниями, которые приводят к физическому истощению;

во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные поражения центральной нервной системы, которые сопровождаются общей умственной отсталостью;

в-третьих, недостатками воспитания, когда ребенок не получает от взрослых достаточно внимания, когда с ним не занимаются.

В первых двух случаях необходимо как можно скорее обратиться к врачу, чтобы своевременно начать лечение. В случае педагогической запущенности ребенка следует заняться исправлением имеющихся в его воспитании ошибок. Нельзя забывать, что чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речи, начавшееся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к значительной задержке умственного развития ребенка», —писал ученый Н. М. Щелованов. Поэтому постоянное внимание к речи ребенка — важная задача его воспитания: надо помогать ему расширять словарный запас, исправлять неточности в грамматическом строе его речи, учить правильно строить предложения и, конечно же, отвечать на его многочисленные вопросы.

Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях. Малыш сможет рассказывать о предмете только тогда, когда будет иметь достаточно ясное представление о нем, знать о его назначении, способе применения.

Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, и начинается пора бесконечных вопросов: «Что это? Почему? Зачем?» Родители не должны оставлять их без внимания. Получив ответ на интересующий его вопрос, малыш чаще будет обращаться к взрослым, что, в свою очередь, развивает его речь. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения, развивают пытливость его ума, стремление узнать, понять.

На третьем году жизни малыш уже знаком с многими предметами — это игрушки, одежда, посуда, продукты питания, мебель, то есть предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Для того чтобы расширить представления малыша об этих предметах, не только называйте их, но и указывайте их назначение, некоторые свойства, качества: «Это сахарница. В ней лежит сахар. Это лопата, ей копают землю». Ребенок, конечно, не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить эти предметы среди других. И лишь при многократном повторении не только усвоит, как называются предметы, но и включит эти слова в свой активный словарь.

Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, спустя некоторое время спросите его, что это за предмет, зачем он нужен. Например, зачем нужна тарелка, чашка, блюдце; зачем нужен стол, стул. Некоторые дети старшего возраста нередко понимают назначение предмета однозначно. Например, считают, что бумага нужна только для того, чтобы на ней рисовать. Поэтому уже на данном возрастном этапе расширяйте круг представлений о предметах, имеющих разнообразное назначение.

Словарь ребенка этого возраста еще довольно беден прилагательными. Поэтому обращайте его внимание на цвет предметов, их величину, форму. Это не только обогатит речь ребенка, сделает его высказывания более развернутыми, полными, но также расширит представления об окружающем мире.

Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки помидор, спросите малыша: «Что это?» —«Помидор», —ответит он. —«Какого цвета помидор?» Если малыш не знает, скажите: «Красный». Предложите повторить это слово. А потом укажите на форму: «Помидор круглый, как шарик, как маленький мячик» (то есть сравните его с другими предметами, которые уже хорошо знакомы ребенку). Потом вместе с малышом выньте из сумки остальные овощи: огурцы, лук, морковь, редиску. Если он не сможет назвать их, подскажите ему, укажите цвет, форму, сравните с уже известными ему овощами.

Взрослый всегда может найти повод обратить внимание ребенка на качество, свойство предмета, на величину, цвет или форму: «У папы шарф белый, а у нашей Тани—синий, у папы чашка большая, а у Тани — маленькая» и т. д.

Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, спросите его, что изображено на картинке, какого цвета предмет. «Вова, это что?»—спрашиваете вы, показывая на шар. «Шар»,—отвечает он. —«Какого цвета шар?» Если ребенок не знает, то называете сами: «Этот шар желтый» (слово «желтый» выделите голосом). Затем, чтобы проверить, как ребенок запомнил и усвоил это слово, спросите его: «Какой шар у мальчика?»

Если на картинке изображено два или несколько одинаковых предметов, но разных по величине или цвету, то, после того как ребенок назовет их, спросите его, одинаковы они или нет. Если ребенок не может сказать, чем они отличаются помогите ему: «Эта кукла большая. А эта кукла маленькая. Покажи мне, где маленькая кукла, где большая, где кукла в красном платье, где в белом». Так ребенок не только усвоит и запомнит величину и цвет предметов, но и научится сопоставлять, сравнивать, различать, объединять сходные явления. И пусть вас на данном этапе не беспокоит, что малыш неправильно произносит некоторые слова, говорит бальсой или клясный вместо большой, красный. Важно, чтобы он правильно устанавливал связь между величиной, цветом и словом, их обозначающим.

Рассматривая с малышом картинки в книге, комментируйте увиденное: «Вот зеленый шарик, он круглый, его держит девочка» и т.д. Предложите ребенку самому назвать предмет («Кто это? Что это?») и указать действие («Что делает?»). Если малыш незнаком с предметом или названием действия, ответьте сами, а потом попросите ребенка повторить слова.

Называйте действия, которые совершают люди, сам ребенок: мама шьет, бабушка вяжет. Причем глаголы следует употреблять не только в настоящем времени, но и в прошедшем, в будущем: я стирала, гладила, варила кашу, писала письмо; я буду стирать, гладить, варить кашу, писать письмо. Спросите его во время игры, что он делает. «Я играю», — ответит малыш. После игры поинтересуйтесь, что он только что делал: играл, мыл руки. Спросите его, что он будет делать потом. Если ребенок допустил ошибку, поправьте его.

Новые, незнакомые предметы ребенку хочется потрогать, хорошенько рассмотреть, узнать, что с ними делать. Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай». Если ребенка заинтересовал тот или иной предмет, назовите его, расскажите о его свойствах, качествах. Так, если на улице внимание малыша привлекла кошка или собака, то подойдите к ней, рассмотрите как следует: скажите малышу, какая кошка красивая, какая у нее полосатая спинка, белые лапки, длинные усы и хвост.

Дома подберите картинки с изображением разных животных: кошки, собаки, коровы, лошади. Внимательно рассмотрите их вместе с ребенком, предложите ему показать, кто где изображен.

Знакомство ребенка с животным миром начинается довольно рано. Ему покупают игрушки, изображающие тех или иных животных, читают о них сказки, стихи, некоторых он видит на улице, дома. Но если малыш легко запоминает и правильно называет взрослых домашних животных, то часто допускает ошибки, говоря об их детенышах, например: щенка называет собачкой, теленка — коровкой, а у свиньи, как правило, не поросята, а свинята. Подберите рисунки (или иллюстрации из книг) с изображением некоторых домашних животных и их детенышей (кошка с котенком, собака с щенком и т.п.), чтобы поупражнять ребенка в правильности образования слов. Рассмотрите их, назовите изображенных животных, скажите, что у кошки — котята, и т.д. Затем предложите ребенку показать, где какое животное (детеныш): «Света, где кошка? А где котята?» Потом пусть малыш сам назовет их. Так постепенно приучайте ребенка без опоры на картинки правильно образовывать слова.

Развитию понимания речи, расширению пассивного и активного словаря ребенка, уточнению значений слов способствуют, например, такие задания: среди нескольких игрушек (картинок) найти нужную—слона, зайку, крокодила; найти игрушку нужного цвета—зеленый, красный или желтый кубик, шар; назвать предметы, их цвет, величину (мяч красный, машина большая).

Чтобы речь была понятна слушателям, мало иметь определенный запас слов, надо еще уметь правильно их связывать между собой, то есть грамматически правильно употреблять.

На третьем году жизни ребенок строит более сложные предложения, чем на ранних возрастных этапах. В его речи появляются прилагательные, союзы, предлоги, которыми он начинает пользоваться, но еще не всегда верно. Для уточнения и закрепления правильного употребления предлогов (сначала простых, а потом и сложных) задавайте ребенку такие вопросы, отвечая на которые он вынужден употребить их. Посадите куклу на стол и спросите: «Где кукла?» (На столе.) Затем поставьте машину под стол и спросите малыша: «Где машина?» (Под столом.) Потом положите куклу в коробку и спросите: «Где кукла?» (Кукла в коробке.) Так не только уточняется пространственное представление ребенка о месте нахождения предметов, но и закрепляется правильность употребления некоторых простых предлогов: на, в, под и др. Если ребенок затрудняется или дает неправильные ответы, поправьте его.

Часто в этом возрасте ребенок допускает ошибки в согласовании слов один, много с существительными во множественном числе. Рассматривая вместе с ребенком картинки, попросите его показать, на какой из них изображено одно яблоко (один карандаш), а на какой их много (яблок, карандашей). Затем спросите, сколько яблок на том или ином рисунке, сколько карандашей, сколько тех или иных предметов находится в комнате: стульев, книг, тарелок, столов.

Расширению словарного запаса, уточнению значений слов очень помогают совместные игры взрослого и ребенка. Так, рассказывая, что вы делаете, одновременно обращайтесь к ребенку с вопросами: «Сейчас мы с тобой построим дом для мишки. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких кубиков мы сделаем стены?» — «Из красных»,—включается в разговор ребенок. «Для крыши нам нужны зеленые кубики. А где у нас зеленые кубики?»—«Вот они»,— говорит ребенок, подавая зеленые кубики. «Какая у нас будет крыша?» —«Зеленая»,—говорит ребенок. «А теперь что нам надо сделать, чтобы мишка мог войти в дом?» Если ребенок затрудняется, скажите: «Дверь».

В общении с ребенком необходимо учитывать уровень его речевого развития, использовать простые и короткие фразы, употреблять слова, доступные и понятные малышу. Но в то же время старайтесь разнообразить свою речь, используйте эпитеты, сравнения, синонимы (слова, близкие по значению).

Дети с большим удовольствием слушают сказки, рассказы (небольшие по объему и несложные по содержанию). Одни и те же произведения им можно читать и рассказывать по нескольку раз, интерес от этого к ним, как правило, не снижается. После того как книга прочитана, поговорите с ребенком о ее персонажах, об их характерах, задайте ему несколько вопросов, попросите рассказать содержание.

Ребенок в этом возрасте с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребенку вставить нужное слово (получается как бы совместное чтение).

Детские книги должны всегда находиться в доступном для малыша месте, чтобы он мог самостоятельно пользоваться ими (рассматривать иллюстрации, рассказывать их содержание мишке, кукле). Приучайте ребенка бережно относиться к книгам. Если они порваны, «полечите» их.

Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: малыш учится правильно произносить звуки родного языка, внятно и отчетливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения, в свою очередь, формируются на основе хорошо развитого слухового восприятия (умение слышать и слушать речь окружающих) благодаря четкой работе артикуляционного аппарата. Поэтому очень важно приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звучания; укреплять артикуляционный аппарат, то есть развивать подвижность мышц, которые принимают участие в образовании звуков.

Развитию слухового восприятия помогут разного рода звуковые игры, например:

. «Угадай, что звучит». Подберите 3—4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек); заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой «голос» у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребенок должен отгадать, какая игрушка звучала.

. «Угадай, где звучит». Ребенок отворачивается, а взрослый хлопает в ладоши, гремит погремушкой слева, справа, вверху или внизу. Малыш должен определить, откуда исходит звук. Если в доме есть портативный приемник (или магнитофон), то взрослый, включив его, прячет в легкодоступном для ребенка месте. Малыш должен угадать, откуда исходит звук.

. «Угадай, чей это голос». Предварительно познакомьте ребенка с тем, что предметы, животные и насекомые могут издавать тот или иной звук, или подберите такие звукоподражания, с которыми он был знаком ранее. Малыш должен угадать, какому предмету, животному или насекомому вы подражаете: «У-у-у» (гудку паровоза), «мяу-мяу» (мяуканью кошки), «тик-так» (тиканью часов), «з-з-з» (жужжанию комарика), «ж-ж-ж» (жужжанию жука).

. «Угадай, какие тикают часы». Предложите ребенку послушать, как тикают большие (настенные) часы (громко произнесите «тик-так»), а как ходят маленькие (наручные) часики (произнесите «тик-так» тихо). Затем, повторяя данное звукосочетание то громко, то тихо, предложите малышу определить, когда тикают большие часы, а когда маленькие часики.

Одновременно с развитием слухового восприятия необходимо улучшать произносительную сторону речи: укреплять мышцы артикуляционного аппарата, воспитывать правильное произношение звуков.

У большинства детей третьего года жизни движения языка, губ, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация более мелких движений несовершенна. Поэтому ребенок произносит многие звуки неправильно, неточно употребляет более сложные слова.

Эти несовершенства не следует считать отклонением от нормы, они физиологически вполне оправданы и закономерны. Но, разумеется, не стоит ждать, пока они исчезнут сами: необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, так как именно в игре ребенок может многократно повторять одни и те же звуки, слова, не испытывая при этом особой усталости, и тем самым упражнять и укреплять свой речевой аппарат.

Так, например, предложите ребенку уложить куклу (мишку или зайчика) спать. А для того чтобы кукла быстро уснула, ей надо спеть песенку. Протяжно произнесите звук [а] (а-а-а...), обращая внимание ребенка на то, как надо широко открывать рот. Затем попросите малыша спеть песню кукле (мишке, зайчику).

Для развития подвижности мышц языка можно использовать такое упражнение, как слизывание языком варенья с губ (намажьте ребенку губы вареньем и предложите круговыми движениями языка вокруг рта слизать варенье с губ).

Подвижность губ развивает следующее упражнение: ребенок должен улыбнуться так, чтобы видны были все зубы, затем вытянуть губы трубочкой.

Быстрой переключаемости мышц с одного движения на другое способствует упражнение, имитирующее плач ребенка у-у-у-а-а-а (губы при произнесении звука [у] вытягиваются трубочкой, напряжены; при произнесении звука [а] расслаблены, рот открыт широко), или воспроизведение гула самолета у-у-у одновременно с имитацией ржания лошади и-и-и.

При воспроизведении звуков обращайте внимание на то, чтобы все движения ребенок производил правильно, а звуки произносил ясно.

Игры и упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата направлены прежде всего на формирование у ребенка правильного произношения звуков и слов. Но сначала ребенок должен освоить каждый звук в отдельности. Поэтому работу по выработке правильного произношения звуков в словах следует начинать с закрепления их в изолированном виде, затем в небольших звукосочетаниях, в словах, а потом добиваться правильного и отчетливого их произнесения в речи.

Для уточнения и закрепления правильного произношения звуков предлагаем несколько простых игр.

Звук а

. «Покажи, как плачет Ляля». Протяжно, громко и отчетливо произнесите звук [а] (а-а-а...), демонстрируя, что кукла Ляля плачет. Затем предложите малышу воспроизвести плач куклы. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, четко и ясно произносил звук.

Звук у

. «Самолет». Предложите ребенку послушать, как гудит самолет: произнести отчетливо и протяжно звук [у]. Затем предложите малышу воспроизвести гул самолета. При произнесении звука ребенок вытягивает губы вперед, отчетливо, протяжно и достаточно громко произносит звук [у].

Звук и

. «Лошадка». Покажите ребенку лошадку (игрушку, картинку), а потом как она кричит (ржет): произнесите протяжно и громко звук [и] (и-и-и...). Затем попросите малыша показать, как кричит лошадка. При произнесении звука губы ребенка должны быть рястянуты; звук произносится отчетливо, внятно и громко.

Звук о

. «У Ляли болят зубки». Скажите: «У Ляли болят зубки, и она стонет вот так: о-о-о...» Затем предложите ребенку показать, как стонет Ляля, когда у нее болят зубки. При произнесении звука [о] следите за тем, чтобы губы ребенка слегка вытягивались вперед, были ровно округлены, а звук произносился отчетливо, ясно и достаточно громко.

Звук э

Предложите ребенку послушать, как кричит козочка (мэ-э...) и как кричит овечка (бэ-э...). При произнесении звука [э] губы ребенка должны быть растянуты, но в меньшей степени, чем при произнесении звука [и]. Следите за тем, чтобы звук произносился отчетливо, ясно и достаточно громко.

Для закрепления звуков [а], [у], [и], [о], [э] предложите ребенку правильно и четко произнести их в словах (аист, Аня, ухо, утка, иглы, осы, ослик, Эдик).

Для уточнения и закрепления правильного произнесения звуков [м], [п], [б], [в], [ф], [т], [д], [н], [к], [г], [х] можно использовать звукоподражания: корова мычит—му-у... Мышка пищит — пи-и... пи-и... Машина тудщ-би-би-би-биип. Лягушка квакает — ква-ква... Собака лает—ав-ав... Дятел стучит клювом — тук-тук-тук. Звонок звенит—динь-динь-динь... Дудка дудит — ду-ду... Покатаемся на лошадке — но-но-но... Курица кудахчет — ко-ко-ко... Гусь гогочет — га-га-га... Малыш смеется—ха -ха -ха.

Эти звукосочетания можно использовать для развития слухового восприятия: вы произносите то или иное звукосочетание, а ребенок угадывает, какому животному оно принадлежит.

Ребенка надо научить не только четко и правильно произносить звуки в словах, но и говорить достаточно громко, в умеренном темпе, используя интонационные средства выразительности.

Часто дети говорят тихо потому, что еще не умеют экономно и достаточно сильно выдыхать воздух, то есть управлять своим речевым дыханием. Дело в том, что в процессе речи вдох и выдох человека значительно отличаются от обычного физиологического дыхания, то есть от дыхания в покое. Если при дыхании в покое вдох и выдох по своей продолжительности почти одинаковы и осуществляются через нос, то в процессе речи вдох совершается быстро, а выдох значительно удлиняется и производится через ротовую полость. Маленькие дети в процессе речи не умеют рационально расходовать воздух. Поэтому начиная с двухлетнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание.

Сила и продолжительность выдоха обеспечивают плавность речи, своевременное формирование звуков, достаточную громкость голоса. Так, например, ребенок, нерационально использующий выдох, часто вынужден добирать воздух в середине фразы и даже слова, отчего нарушается плавность высказывания. У некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук [р] лишь по той причине, что они не могут произвести достаточно сильный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при его произнесении.

Для того чтобы научить ребенка продолжительному, плавному и сильному выдоху, предложите ему сдувать с руки небольшие бумажки, кусочки ваты (летят пушинки, снежинки), летом сдувать пушинки с одуванчиков (летят парашютики), приводить в движение бумажные вертушки (ветерок дует на мельницу). Вдох ребенок должен совершать, не поднимая плеч, а выдох производить непрерывно (предложите ребенку сдуть с руки несколько бумажек одним выдохом—бумажки расположите на ладошке так, чтобы они находились друг от друга на некотором расстоянии).

Для тренировки дыхания можно произносить на одном выдохе протяжно гласные звуки — паровоз гудит у-у... Попросите малыша слитно произнести звукосочетание ау, при этом переход от звука [а] к звуку [у] должен быть сделан без дополнительного вдоха.

Если даже после всех упражнений ребенок говорит тихо, сделайте вид, что вы не слышите его, не понимаете, что он просит, и предложите ему повторить свою просьбу погромче.

В процессе работы над речевым дыханием одежда малыша должна быть свободной, то есть не стеснять шею, грудь, живот; помещение хорошо проветрено. Нельзя проводить занятия сразу после еды (лучше через 1,5—2 часа).

Для развития у ребенка умения менять громкость голоса предложите ему игру «Кто как кричит».

. «Кто как кричит». Расскажите ребенку, что большая собака лает громко (произнесите ав-ав громко), а маленькая тихо (произнесите ав-ав тихо). Предложите ему показать, как лает большая и маленькая собака. Ребенок воспроизводит лай большой собаки, громко произнося это звукосочетание, лай щенка—тихо.

Если же малыш торопится высказать свои мысли, говорит очень быстро, то ему необходимо напоминать о том, что надо говорить медленнее, показывать, в каком темпе надо говорить, предлагать вместе произнести фразу, а также следить за своей речью.

Ребенок этого возраста может уже пользоваться и интонационными средствами выразительности речи (изменять голос по высоте и силе, правильно делать паузы, смысловое ударение, менять темп речи в зависимости от характера высказывания). Малыши обычно рано перенимают от взрослых тон и манеру их речи. Живая, эмоциональная речь взрослых служит хорошим образцом для подражания. Поэтому, рассказывая или читая ребенку сказку, не забывайте о выразительности своей речи.

Малыш может только тогда правильно передавать интонации, когда он хорошо понимает то, о чем говорит. Поэтому сказки, рассказы надо подбирать с учетом возраста ребенка.

Рассматривание и называние предметов, нарисованных в детских книгах, заучивание и воспроизведение небольших стихов и потешек будут способствовать обогащению словаря, развитию связной и интонационно выразительной речи, а также закреплению правильного произношения звуков, выработке внятного и отчетливого произнесения слов. Постоянные занятия с ребенком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.

У ребенка третьего года жизни проверьте

Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова (например, кровать, стол, стул называет одним словом мебель)?

Какие виды предложений использует ребенок: простые, распространенные, сложноподчиненные; из какого количества слов составляет их?

Как часто задает вопросы, как передает содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?

Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?

В семье появился малыш, и родители с нетерпением ждут его первой улыбки, первого зуба, первого шага и первого слова. Все эти достижения крохи становятся предметом обсуждения и «похвастушек» гордых родителей. Но порой у мам и пап возникают страхи и вопросы: а не отстаёт ли малыш от своих сверстников? Что он должен уметь в том или ином возрасте?

Сегодня мы поговорим о речевых навыках детей в возрасте 2-3 лет.

Как происходит развитие речи малыша в 2-3 года?

В возрасте 2-3 лет ребёнок быстро увеличивает свой словарный запас, и к третьему дню рождения он может насчитывать от 100 до 1200-1300 слов, включая все части речи - существительные, глаголы, предлоги, местоимения, прилагательные и наречия. Многие дети в этом возрасте уже неплохо разговаривают. При этом малыш обозначает себя не только по имени, но личными местоимениями - «я», «мне».

Кроме того, ребёнок имеет представление о числе «один» и в правильной последовательности может повторить две цифры (например, один-два).

Он понимает значение предлогов в конкретной ситуации, смысл вопросов (например, «На чём катались мы сегодня?») и может на них ответить. Ребёнок правильно употребляет формы падежа, лица, числа, времени, воспринимает словосочетания и фразы как единое целое. Он начинает использовать не только простые, но и сложные предложения, стараясь подражать речи родителей, членов семьи и близких людей. Чтобы развивать в нём этот «навык», ему необходим пример для подражания, а поэтому и говорить с ребёнком нужно так же, как с взрослыми членами семьи или окружающими, например: «Нужно надеть шапку, потому что на улице холодно». Подобные объяснения действий предупредят возможные «почему» и «зачем», ведь малыш входит в возраст «почемучки».

На третьем году жизни ребенок понимает, о чём говорится в сказке и, используя в речи распространённые предложения, начинает активно задавать вопросы. Он легко запоминает небольшие стихи и песенки, что помогает ему совершенствовать произношение. Однако, некоторые звуки он ещё может произносить неправильно, например, шипящие, свистящи [р], [л]. На этом этапе жизни у детей наблюдается игра звуков и слов, в результате чего в их «словаре» появляются слова с «предметным переосмыслением»: ломоток или колоток (молоток), кусарик (сухарик), мазелин (вазелин).

В этом возрасте ребёнок понимает и способен правильно выполнить двухэтапную инструкцию (например, «Сходи в комнату и принеси мячик», «Возьми салфетку, вытри руки»).

Что должно насторожить родителей, если малыш ещё не заговорил?

Все мы индивидуальны, и наши дети - не исключение из этого правила. К 2-2,5 годам большинство детей уже начинает разговаривать, и кто-то сразу «сыплет» целыми предложениями, а у кого-то могут возникнуть некоторые трудности.

Родителям следует обратиться за консультацией к специалисту (отоларингологу или логопеду), если при общем нормальном физическом развитии ребёнка они заметили у него признаки задержки речи:

  • он произносит только несколько звуков и не может освоить остальные;
  • у него маленький словарный запас;
  • ребёнок путает названия частей тела;
  • упрямо говорит слова только «по-своему»;
  • не может строить простые фразы.

В чем может крыться причина молчания малыша?

Если к 2,5-3-летнему возрасту ренок так и не заговорил, то на это могут быть свои причины:

  • нехватка внимания со стороны родителей - отсутствие определённых занятий или даже простого общения с малышом;
  • наследственная особенность (возможно, в семьях родителей были подобные случаи, когда дети начинали говорить в более позднем возрасте);
  • заболевания ушей и носоглотки или длительные болезни, истощившие организм;
  • нарушения центральной нервной системы (заболевания, характерные для умственной отсталости).

В таких случаях следует проконсультироваться у специалистов - обратитесь к отоларингологу, логопеду или неврологу. Убедитесь, что у малыша нет проблем со слухом; попросите, чтобы проверили, не нарушен ли отвечающий за произношение звуков голосовой аппарат ребёнка; а затем, если отклонений не обнаружено, переходите к освоению речи в доступной для ребенка форме - начните с подражания звукам.

Упражнения для подражания звукам:

  1. Задайте вопрос: как плачет ляля? И сами же на него ответьте - «а-а-а-а-а-а». Попросите малыша повторить за вами. Задайте этот же вопрос крохе, и пусть он вам ответит. Если не получилось с первого раза, повторяйте вопрос, пока ребёнок не ответит вам. Указывая на самолёт в небе или на проезжающую мимо по улице машину, «покажите» как они гудят: «Уууу» или «жжжжж». Попросите малыша повторить за вами (гласные детям даются легче).
  2. Козочки и барашки «говорят» «бе-е-е» или «ме-е-е». Так постепенно малыш научится подражать курочкам, петушкам, воробьям, кошечкам и собачкам.
  3. Поезд/паровоз звучат «чух-чух-чух», а часы - «тик-так» и так далее.
  4. Хлопая в ладоши, повторяйте «хлоп-хлоп»; если малыш упал, скажите - «бух(бам)», постучал в дверь - «тук-тук», плещется в воде - «хлюп-хлюп».

Так ребенок научится, что каждому животному или птичке, механизму или определённому действию принадлежит свой звук.

Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребёнка?

Очень важно в возрасте 2-3 лет не пропустить речевое развитие ребёнка, и важную роль в этом играет тренировка голосового аппарата малыша - его обучение правильному произношению звуков родного языка.

Двухлетнему ребенку нужно как можно больше уделять внимания:

  • показывайте ему предметы и называйте их;
  • попросите показывать вам предметы, которые вы называете;
  • показывайте и называйте действия с игрушками, с различными предметами;
  • показывайте картинки отдельных предметов и действий, при этом называйте и объясняйте их;
  • играйте в игры-поручения («найди - принеси», «возьми - положи», «открой - закрой»);
  • уделите внимание развитию мелкой моторики (складывайте пазлы и мозаики, рисуйте, лепите из пластилина или теста, перебирайте крупы, перелистывайте странички, и др.).

Развитию речи ребёнка способствует постоянное общение: разговаривайте с ним без «сюсюканья» и коверканья слов, – как с взрослым человеком. В его окружении должна звучать правильная чёткая речь, ведь ребёнок поначалу имитирует то, что слышит. Просмотр телевизора или мультиков с компьютера не заменят ребёнку живого общения с родными. Конечно, взрослым так удобнее: малыш занят и не мешает заниматься домашними делами. Однако речь с экрана отнюдь не способствует обогащению словарного запаса, не учит общению. Более того, звуки с экрана воспринимаются как белый шум (фон). И если ребёнок будет проводить по 5-6 часов в день перед экраном, то это лишь приведёт к задержке речи.

Важный момент в формировании речи ребёнка - развитие речевого аппарата и способность различать звуки (эта способность формируется медленно), сходные по звучанию (б-п, б-н, м-н, з-с). Деткам бывает трудно их различить, и поэтому они могут не отличать слова (например, «почка» и «бочка»). Полезным тут будет делать зарядку для языка и губ. Тренировать губы можно утром - во время умывания (складывая губы в трубочку и растягивая их в улыбке), а язык во время еды - намажьте малышу губы чем-нибудь сладким, и пусть он их оближет, не забыв при этом про уголки губ.

Учите правильно называть предметы с труднопроизносимыми звуками, показывая рисунки с их изображением (при этом слово-название выговаривайте медленно, с паузами, повторяя несколько раз, сопровождая соответствующими действиями).

Учите с ребёнком короткие стихи, песенки, скороговорки и чаще повторяйте их с ним.

Сделайте для малыша детскую аудиотеку и давайте ему слушать стихи, сказки, песни в исполнении профессиональных артистов.

Чтобы обеспечить дальнейшее восприятие речи крохой, необходимо его научить понимать смысл сказанного не только при наглядной ситуации (картинке), но и при её отсутствии, поэтому надо учить ребёнка расширению речевого навыка, чтобы он научился воспринимать большое количество информации на слух:

  • он должен научиться задавать вопросы и отвечать на них;
  • научите его передавать свои впечатления, эмоции;
  • воспитывайте в нём навыки культурной речи (говорить негромко, не спеша и не жестикулируя, не размахивая руками);
  • разговаривайте с ребёнком не только о происходящем в данный момент, но и побуждайте рассказывать о недавно произошедших событиях (во время прогулки во дворе или в парке, во время поездки на дачу или к бабушке-дедушке). Например: «В парке мы гуляли у озера. Там плавала уточка. Мы её кормили хлебом. А что мы ещё делали?».

Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3летних малышей

В возрасте 2-3 лет детишки становятся необычайно любознательными. Их привлекает всё яркое, звучащее и движущееся (живое). Всё это доставляет им положительные эмоции и радость, поэтому ребёнка легко можно заинтересовать даже незначительным предметом. Однако даже примитивные, на первый взгляд, игры помогают малышу осваивать окружающий его мир, развивают мышление, логику, а вместе с тем и речь.

Существует немало различных методик, основанных на упражнениях и/или играх, которые помогают родителям «разговорить» даже самых упрямых карапузов-молчунов.

Упражнения для развития фонематического слуха

Все эти упражнения и игры можно проводить дома, не только в специально отведённое для занятий время, а мимоходом - во время прогулки или похода в магазин, выполнения домашних дел. Главное - разговаривайте в это время с малышом, например, умываясь утром, покажите на струю воды и скажите: ВО-ДА. Повторите слово несколько раз, и пусть кроха попытается повторить. Далее рассказывайте ему о том, что вода «мокрая», «холодная», «тёплая», «горячая». Называйте каждую вещь или игрушку, которую вы даёте малышу, при этом старайтесь больше рассказывать о вещах, о том, что происходит вокруг. Например, машина большая (маленькая, яркая), снег пушистый (белый), лимон жёлтый (кислый), а когда вы на прогулке - дует ветер, ветер холодный (неприятный), идёт снег (дождь), машины едут куда-то, птички летают (поют) и так далее. Чтобы речь ребёнка была связной, обогащайте словарный его запас глаголами и прилагательными.

Поддерживайте попытки ребёнка говорить. Закрепляйте пройденный материал на картинках книг или журналов и добавляйте новые знания (например, вода нужна, чтобы умываться и купаться, полить цветы, пить чай, сварить суп и т.д.). Пусть в его памяти откладывается больше информации - это позволит ему лучше развиваться.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, позволяющий различать фонемы родного языка и слова, которые состоят из одних и тех же фонем (например, дочка - точка - почка - кочка; сон - нос). Для развития фонематического слуха есть различные игры:

  • «Повторяй за мной» (малыш повторяет за родителем сначала простые звуки, потом более сложные; освоив игру, поменяйтесь ролями: кроха придумывает звуки, а вы повторяете).
  • «Узнай по голосу» (за спиной у малыша кто-нибудь из присутствующих - желательно, чтобы их было не менее 3 - позовёт ребёнка по имени, а он должен угадать, кто это был). По такому же принципу, усложняя задачу, можно угадывать звучание музыкальных инструментов, приборов).

Упражнение на употребление личных местоимений научит малыша правильно использовать местоимения «я», «ты», «он», «она», а вместе с тем поможет ему воспринимать себя как индивидуума и не называть себя в третьем лице. Это упражнение активизирует процесс самосознания. На первом этапе занятий ребёнок должен усвоить личные местоимения «я» (показывать на себя), «ты» (показывать на вас), «мы» (показывать на вас обоих). Местоимения нужно называть вразброс - так он лучше их усвоит.

Спряжение глаголов - проблема малышей не только в 2-3-летнем возрасте, но и старших детей, однако тут скорее проблема «правил спряжения», которых малыши ещё не знают. Поможет крохе разобраться игра, где он должен просклонять неопределённую форму глагола по лицам и числам (например, «летать»: «я лечу», «ты летишь», «она летит», «мы летим»).

Чтобы малышу было веселее, можно добавить элементы пантомимы, указывающие на данное действие.

Полезными станут разговоры по телефону - когда ребёнок не видит, а только слышит своего собеседника. У него нет возможности выразить свои желания при помощи жестов, а это стимулирует произношение слов. Старайтесь во время таких разговоров сделать ребенка своим собеседником, а не только слушателем: задавайте ему вопросы (сначала простые, потом усложняйте).

Не ждите, что с первого раза у малыша будет всё хорошо получаться, но, развивая память и мышление, тренируя фонематический слух, вы не заждетесь положительных результатов.

Пальчиковые игры

Это лёгкий и прекрасный метод для развития мелкой моторики рук, что тоже развивает речь у детей. В ходе таких игр родитель рассказывает стишок, в котором часто повторяются одни и те же слова. Ребёнок на слух воспринимает слова, понимает, о чём идёт речь, а затем и сам пытается повторять звуки. Наиболее известные пальчиковые игры «Идёт коза рогатая», «Гули-гули», «Сорока-белобока». Последнюю игру можно разнообразить, загибая пальчики руки ребенка, произносите имена родственников (этот пальчик - папа, этот пальчик - мама и т.д.). Или такой вариант игры - «Встали пальчики»:

  • Этот пальчик хочет спать,
  • Этот пальчик - прыг в кровать,
  • Этот пальчик прикорнул,
  • Этот пальчик уж заснул.
  • Встали пальчики - Ура!
  • В детский сад идти пора!

В начале игры пальчики следует пригибать, а затем большим пальцем «будить» остальных. В конце, с восклицанием «Ура!», разжимаете кулачок полностью - все пальчики встали.

В день достаточно уделить 10-15 минут. Не пытайтесь выучить сразу все игры. Для начала будет достаточно 2-3, позже их можно будет менять на новые. Дети познают мир посредством касания. Для более интересных и красочных игр можно устроить целый пальчиковый театр, пошив, связав или сделав из бумаги (подручных средств) персонажей «представлений».

Артикуляционная гимнастика

Такие занятия позволяют малышу тренировать речевой аппарат и выработать определённый навык правильного произношения звуков, правильно осваивать слова.

Для тренировки можно использовать следующие упражнения (их поначалу нужно проводить вместе с малышом, показывая, как это делается):

  • «Открытые-закрытые ворота»: малыш открывает ротик и на несколько секунд задерживает такую позу.
  • «Покажи забор»: нужно сомкнуть зубки и широко улыбнуться.
  • «Чистим-чистим зубки»: открыть рот и языком проводить по внутренней и внешней части зубов.
  • «Художник»: язычком как бы рисовать на нёбе любые элементы, а затем закрасить полностью всё нёбо.

В раннем возрасте редко кто из малышей сразу начинает правильно выговаривать сложные звуки (например, «ч», «щ», «р»), многие путают губные звуки «м», «п», «б». Помочь исправить огрехи произношения могут забавные считалочки или четверостишия, в которых собраны слова с проблемным звуком. Их можно придумывать самим: например, «мама мыла малыша мылом и мочалкой», «папа плыл на плоту», «баба била в барабан». А можно выучить уже готовые: например, «четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж». Главное в таких упражнениях - акцентировать внимание ребёнка на нужных звуках - их нужно произносить максимально осмысленно.

  1. Чтобы малышу было интереснее, проводите занятия в игровой форме (монотонные и статические упражнения быстро утомляют детей).
  2. Не предлагайте больше 2-3 упражнений сразу.
  3. Каждое занятие должно длиться не более 10-15 минут.
  4. Обязательно закрепляйте пройденный материал по несколько раз.
  5. Занимаясь с ребёнком, формируйте у него навыки коммуникации и обучайте азам этикета. Наверняка ваш малыш уже знакомился с другими малышами на прогулке: брал их за руку, протягивал свою игрушку, проявляя тем самым свою симпатию. В возрасте 2-3 лет ребёнка можно уже учить завязывать знакомства с помощью вербальных инструментов. В этом поможет сюжетно-ролевая игра, где вы - новый ребенок на детской площадке, который хочет с вашим познакомиться. Обратитесь к нему со словами: «Привет, как тебя зовут?», или «Привет, меня зовут Катя. Давай играть». А теперь предложите ребёнку поменяться ролями - пусть он познакомится с вами и вовлечёт в игру. Позже можете научить малыша, как можно разрешать различные конфликтные ситуации, не прибегая к истерикам и кулакам, как можно регулировать взаимоотношения в группе.

Много зависит от родителей. Учите своих детей: развивайте их память, мышление и речь, а в помощь вам будут различные развивающие игры и упражнения, книги и современные методики.

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка. К концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период в речи малыша появляются предложения. Правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать и это качество можно и нужно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных (как лает собачка, мычит корова, гогочет гусь). Это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.

После двух лет у ребенка совершенствуется произношение, но все же оно еще очень сильно отличается от произношения взрослых: некоторые звуки произносятся смягченно («Гуляли в лесю», «Идёть кися»), отдельные звуки в словах то заменяются другими (макароны-пакаёны, машина-пашина), то переставляются (самолет-масалет, каблуки-калбуки), или совсем опускаются (ёка-ёлка, юка-юбка). Многие дети в этом возрасте не могут произносить шипящие (Ж Ш Ч Щ) и заменяют их свистящими звуками (З,С) (хочу-хосю, шишка-сыска, чашка-цяска, щетка-сётка). А так же не выговаривают звук «р». Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.Развить речевой аппарат и укрепить мышцы речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика. А так же это происходитв силу того, что дети не очень хорошо воспринимают на слух звуковые отличия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?», «Что делаешь?» и т. д.). Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, тем самым накапливая его активный и пассивный словарный запас. С уважением относитесь к детским вопросам и давайте на них краткие, ясные, понятные ответы. Очень важно, чтобы и родители задавали простые вопросы ребенку:"Какая шапочка у Тани?"," Какая собачка у дяди?". Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно использовать уже приобретенный запас слов, обогащаем новыми словами. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, опытом ребенка. А для этого ребенка надо знакомить с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы ребенок видел своими глазами, слышал своими ушами, то, о чем с ним говорят, при этом по возможности, действовал бы своими руками (трогал, переставлял, играл). Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения) Дети этого возраста начинают испытывать потребность в общении и не только со взрослыми, но и со сверстниками. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми, ему надо помочь. Организуя какую-либо деятельность ребенка, помогите ему вступать в речевой контакт со сверстниками: "Помоги найти Саше совочек", "Попроси у Тани мячик, поиграйте вместе". Можно использовать такие приемы:"Давай скажем вместе", "Я начну, а ты продолжи". Этимвы активизируете словарь ребенка, помогаете овладевать словами просьбы, благодарности, строить свою речь. С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас, в данный момент не находится в поле его зрения, например, что он сегодня утром видел на прогулке или что вчера он делал у бабушки в гостях. Это не развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

В этот период (от 2 до 3 лет) наряду с очень быстрым пополнением словаря, речь детей характеризуется еще одной особенностью. Начинается важнейший этап освоения родного языка-овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных, различает единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время глаголов. Но грамматическом отношении речь еще не совершенна. Нередко дети путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов («Мой кукла», «Вкусный конфета»). Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка). Многие дети к слову могут подобрать сходное по звучанию слово (птичка-невеличка, мишка-шишка, ложка-картошка, каша-малаша).

Развитие речи – это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов. И существуют ориентировочные показатели развития речи малыша в каждый его возрастной период. Все нормативы речевого развития детей, существующие в нашей стране – это результат серьезных, длительных и глубоких научных исследований развития ребенка.

Показатели речевого развития детей

Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимание смыслового содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но так же о прошлых (уже знакомых ребенку) и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи, потешки.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются вопросы «Где?», «Когда?», «Почему?»

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.

Связная речь . Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок много говорит по самым разным поводам, по своей инициативе и в ответ на чьи-либо высказывания. Словом определяет свои действия, желания, намерения.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

Понимание речи. Ребенок может понимать смысл взрослого о событиях и явлениях, не имевших место в его личном опыте, но отдельные элементы которых непосредственно воспринимались малышом (например, видел на картинке).

Способность подражать . Легко воспроизводят услышанные небольшие стихи и песенки, потешки, прибаутки.

Словарь. В словарный состав входят все части речи (кроме причастий и деепричастий). Объем словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200-1500 слов.

Грамматический строй речи . Дети говорят сложными фразами.

Связная речь . Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам или без них)

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука «р» и шипящих.

Эти показатели являются «ориентировочными». Они для нас как ориентир – маяк в пути по морю развития малыша. И надо этот маяк заметитьи понимать, что он нам сигналит.

Для чего очень важно и нужно их знать? Чтобы отслеживать динамику развития своего малыша. Чтобы если вдруг будут проблемы – то их тут же заметить, обратиться к специалисту – врачу илогопеду и не терять драгоценное время. Чтобы не просто смотреть, а видеть своего малыша – что постоянно меняется в нем, чему новому он научается, в чем ему нужна помощь, где он особенно силен, а где пока не получается и надо его поддержать дополнительными играми и упражнениями.

Это важно знать: При мониторинге развития речи ребенка важно даже не то,сколько он умеет сейчас, а динамика в его развитии. И важно видеть, что малыш обучается новому, что всё время в его развитии происходит движение вперед. А вот если такого движения нет – то тут есть повод задуматься. Задержке в развитии могут способствовать две причины:

1) Либо мы, взрослые, «отстали» от ребенка и даем ему старые задачи, которые он давно перерос. И пора бы уже давать ему более сложные задачи речевого общения по его возрасту

Например, мы понимаем малышас полувзгляда, угадываем сразу, что ему будет нужно и что он хочет. Зачем тогда ребенку речь? Она просто не нужна в его жизни! Речи и нет! Это одна из причин того, что у ребенка речь не появляется вовремя – и очень частая причина, которую,к счастью, легко преодолеть и всё исправить, и малыш скоро заговорит.

2) Либо есть проблемы в развитии ребенка и стоит проконсультироваться у специалистов.

Будьте внимательны к своему малышу. Любите его, развивайте, радуйтесь даже самым малым его достижениям!

Занятие по развитию речи детей 2-3 лет.

Тема: Дидактическая игра «У куклы Даши новоселье». Дидактические упражнения на звукопроизношение д, дь.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

«Социализация», «Здоровье».

Цели: - учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова, отрабатывать произношение звуков д, дь.

Способствовать воспитанию интереса к занятию, бережного отношения к предметам мебели, заботливого внимания к людям.

Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия большой, маленький.

Продолжать развивать интерес к играм с куклой.

Оборудование: кукла, игрушечная мебель (кровать, стол, диван, кресло), поднос, чашки, чайник, колокольчики.

Ход занятия:

Организационный момент .

Дети сидят полукругом, в центре которого детский стол.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Давайте поздороваемся!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздороваемся с ними.

Хором: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня пойдем в гости кукле Даше. Давайте приведем себя в порядок. Стишок:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Молодцы ребята. Мы готовы идти в гости.

Основная часть.

Воспитатель: Дети, у меня есть волшебные колокольчики (показывает). С их помощью мы попадем в гости к Даше. Посмотрите, какие они? (большой и маленький). Послушайте, как звенит маленький колокольчик: динь-динь-динь. Повторите (дети хором и по одному произносят звукосочетание). А колокольчик побольше звенит так: дон-дон-дон. Как он звенит? (ответы детей). А если большой и маленький колокольчики зазвенят: динь-дон, динь-дон. Повертелись, покружились, закрыли глазки и волшебством попали в гости кукле Даше.

Здравствуй, кукла Даша. Мы пришли к Новоселье. Какая у тебя большая комната. Ребята, какие мебели есть в комнате Даши.

Это что?

Это кровать.

Зачем нужна кровать кукле Даше?

Правильно, чтобы спать.

Что есть на кроватке?

Подушка, одеяло, покрывало.

Это что за мебель?

Это диван. На диване покрывало и маленькие подушки.

Это что?

Это – кресло, кукла Даша любит там сидит.

Что это?

Для чего нужен стол?

Чтобы чай пить.

Красиво? Ребята, а чтобы было красиво уютно, как нужно обращаться с мебелью?

В нашей группе тоже есть мебель, с который мы тоже будем обращаться бережно, тогда она долго сохранится.

Ребята, давайте накроем стол, поставим поднос, чашки, чайник. И испечем пирог.

Песня: «Я пеку…»

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову

Пирожками угощу.

Садитесь, ребята. Наша Даша любит слушать стихи. Прочитаем Даше стихи. «Ладушки, ладушки…», «Мишка косолапый», «Самолёт», «Уронили мишку».

Молодцы, ребята.

Кукла Даша, у тебя очень уютно, хорошо. Но нам с ребятами надо возвращаться в садик. Как звенят наши волшебные колокольчики? Скажем волшебные слова: динь-динь-динь, дон-дон-дон. Повертелись, покружились, глазки закрыли и в волшебством пришли в садик.

Рефлекция.

Ребята, вам понравилась в гостях?

Как куклу зовут?

Какие мебели есть у Даши в комнате?

Как звенят колокольчики?

Молодцы, ребята.

начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.

Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.

Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.

Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.

Уделите внимание . Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.

В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.

Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой.

Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.

Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка.

Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.

Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».

Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.

Игры для развития речи ребёнка 2, 3 лет

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.