Добро пожаловать в мир новых возможностей.

«Планов много!
Хватило бы времени и сил!»

Сапожникова Ольга Борисовна -

преподаватель, методист ГБОУ СПО Педагогического колледжа № 6, учитель-логопед высшей категории ЦРР «Умка», обладатель Гранта Москвы в области образования

Уважаемая Ольга Борисовна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

В 1982 г. я закончила факультет дошкольной педагогики и психологии, а в 1992-м - дефектологический факультет (отделение «Логопедия») Московского государственного заочного педагогического института.
Начала свою трудовую деятельность воспитателем детского сада, позднее перешла на работу в Педагогическое училище № 6, где была выбрана секретарем комсомольской организации. Здесь стала пробовать себя в роли преподавателя по предмету «Практикум по логопедии». Параллельно с работой решила поступить на заочное обучение для получения второго высшего образования. В то время этот вуз представлял собой сильнейший коллектив профессионалов, которые делали акцент на подготовку практических специалистов. Главное - я училась у самых лучших педагогов и специалистов. Это и Т.А. Куликова, и Н.Ф. Прокина, бесподобная В.К. Воробьева, и энергичная и совершенно не меняющаяся с годами Т.Б. Филичева, и многие другие, о которых вспоминаю с теплом и благодарностью. Наряду с получением теоретического обоснования мы всегда разбирали реальные педагогические ситуации из опыта и преподавателей и студентов.

Почему, на Ваш взгляд, профессия логопеда является востребованной?

В воспитании и развитии человека особое место занимает его речевое развитие, уровень которого в последнее время снизился. Причин этому достаточно. Взрослые, и самое главное - родители, часто отмахиваются от настойчивых детских вопросов, просят ребенка не мешать или помолчать. Налицо дефицит общения у современных дошкольников.
Учитывая экономические реалии современного общества (работающие бабушки и родители), именно институты общественного воспитания должны заниматься развитием ребенка, а его речевым развитием - логопед, причем логопед детского сада. Ведь очень важно сэкономить детям время для игры, прогулки и общения.
С моей точки зрения, нынешние дети нуждаются в развитии фонематического слуха. Успешное и своевременное развитие речи, безусловно, соз¬даст предпосылки для нормального обучения ребенка в школе. С увеличением количества детей с различными нарушениями речи возникает большая нагрузка на логопеда и в школе и в ДОО, поэтому сокращать работу специалистов вряд ли разумно. Напротив, представляется правильным расширение сети учреждений и специалистов, способных помочь ребенку и его родителям в этом нелегком деле речевого развития.

Какими, по-Вашему, личностными и профессиональными качествами должен обладать современный логопед?

Как известно, слово «логопед» состоит из двух греческих корней «logos» и «paideo», что означает соответственно «слово» и «воспитываю, обучаю». Исходя из этого изначального значения надо и определять профессиональные и личные качества специалиста, которые, я думаю, не сильно изменились со времен Древней Греции. Современного логопеда должны отличать прекрасное владение речью, высокий уровень эрудиции, эмпатия как по отношению к детям, так и по отношению к взрослым, доброта, настойчивость и даже некоторое упорство. Для получения результата нужно сформировать у ребенка динамический стереотип, а для этого необходимы усилия и многократные тренировки! Не знаю, к какой категории качеств - профессиональных или личностных - следует отнести владение интерактивными техниками развития и взаимодействия с ребенком (песочные техники, сказко- и арт-терапевтические техники), знание современного информационного пространства сильно отличается от прежнего. Сейчас совсем другие герои, другие ценности! Я не оцениваю их, а просто замечаю, что упоминание, например, покемона или Золушки будет менее эффективным по сравнению с бакуганом и Лунтиком.

Охарактеризуйте, пожалуйста, практическую и научную деятельность Вашего колледжа.

Считаю, что мне повезло в жизни: могу реализовывать свои профессиональные навыки практически во всевозможных формах. В далеком 1991 г. в нашем, тогда уже Педагогическом, колледже была открыта специализация по подготовке воспитателей для детей с нарушениями речевого развития. Я стала преподавать свою любимую логопедию, методики работы, коррекционную педагогику. Менялись коды специальностей, названия предметов, учебные планы и программы и появился новый предмет «Специальное до¬школьное образование». Для нашего колледжа это стало закономерным решением. Поэтому мы решили выйти на более высокий уровень подготовки конкурентоспособного выпускника, владеющего инновационными техниками воспитания ребенка, инициативного и мотивированного.
Была усовершенствована методическая база преподавания новой специальности, учебные кабинеты преобразованы в практические лаборатории. Особенно яркими и практикоориентированными получились кабинеты раннего детства, театрализованной деятельности, интеллектуального развития и сенсорная комната.
Сейчас уже трудно посчитать, сколько наших выпускников, окончив высшие учебные заведения, работают в образовательных организациях логопедами! В течение ряда лет, проанализировав состояние речи студентов первого курса, администрация колледжа нашла возможным открыть для студентов логопункт, где я была логопедом. Некоторые наши студенты после учебного года занятий смогли значительно продвинуться в развитии речи, у других успехи были очень скромными. Однако считаю, что такое образование необходимо в любой образовательной организации. Вы наверняка замечали различия в образовательных системах России и других стран. При ознакомлении педагогов с опытом Израиля нам показалось интересным создание в этой стране своих логопункта и детского сада на базе крупнейшего колледжа им. Давида Элина. Мы загорелись этой идеей и после широкомасштабного ремонта, преобразовав учебную аудиторию в групповую комнату, 17 сентября 2012 г. открыли там ЦРР «Умка».
Открытие в здании колледжа группы с реальными детьми превзошло самые смелые ожидания. Мы можем теперь обсуждать педагогические ситуации (а иногда и создавать их) со студентами на реальных детях, организовывать практические занятия, учить искать и находить решения выхода из трудных педагогических ситуаций. Например, курс «Психолого-педагогической диагностики» был проведен на базе ЦРР, где я теперь работаю логопедом. Реализуя индивидуальный подход к детям, создавая личный маршрут развития, устраиваем консилиумы и обсуждаем планы, перспективы и успехи в развитии каждого ребенка. Среди нынешних воспитанников есть дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, моторной алалией, слабосоциализированные. Из зарубежного опыта видна немалая роль отца в воспитании ребенка, которую невозможно переоценить. Именно на базе ЦРР «Умка» мы организовали «Клуб ответственного отцовства». Зачастую отцы просто не умеют заниматься с ребенком. Вместе с группой преподавателей было организовано обучение простым приемам взаимодействия с детьми: показывали физические упражнения, учили развивать речь и психические процессы в игре. Было отрадно увидеть интерес не только у отцов, но и наших студентов, которым только предстоит стать папами!
В нашем колледже активно ведется работа по дополнительному образованию, в том числе по такому новому направлению в России, как психорефлексология, или коучинг. Содружество с ДОО Санкт-Петербурга научило наших преподавателей работать с использованием аппаратов биологической обратной связи (БОС) по различным направлениям. Кроме этого, именно в Питере мы нашли специалистов по использованию песочных, арт- и сказкотерапевтических техник в работе с детьми. Меня очень привлекла работа с песком, поэтому с удовольствием провожу курсы и семинары по использованию песочницы в работе (в том числе речевой) с детьми. Возможности этой интерактивной техники многократно и успешно опробованы в «Умке». По результатам своей практической работы, а также взаимодействия со студентами колледжа готовится пособие с конспектами разработанных занятий. В начале каждого года мы составляем график проведения семинаров, курсов и конференций и помещаем его на сайте колледжа - www.mpc6.ru
Так получилось, что мои бывшие студенты привлекли меня и к работе в вузах, где преподают сами. Это дает возможность познакомиться с новыми людьми, узнать особенности работы специалистов вдали от центра. Не перестаю удивляться пытливости наших педагогов, их умению отдаваться своей работе, буквально служить ей! Они готовы узнавать новое, применять, развивать! Это настоящие профессионалы своего дела, ведущие научные исследования, пишущие статьи, выступающие с опытом своей работы на конференциях. Пока есть такие педагоги, наше образование живо, несмотря на все уготованные ему изменения!

Какие трудности испытывает образование, на Ваш взгляд, в обучении детей с ОВЗ?

Профессия логопеда связана с категорией детей, имеющих ограниченные возможности здоровья различной степени, и требует большого терпения и понимания. Нацеленность на результат не всегда выражается материально и есть такое понятие, как «личное достижение», поэтому логопеды как раз и могут нести в общество понимание практической инклюзии нашего сосуществования: детей и взрослых, детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья, разных национальностей.

Какие проекты будущего необходимы и почему?

Мне представляется перспективным переобучение работающих педагогов навыкам работы в условиях инклюзии детей с ОВЗ в среду сверстников. В прошлом учебном году мы начали этот проект и, надеюсь, продолжим.
Наши дети все время готовятся к учебе и совсем не готовятся к жизни. Невозможно защитить ребенка от всех опасностей, поэтому кажется перспективным обучение детей практическим навыкам поведения в экстремальных ситуациях. Уверена, что наша совместная работа с пожарными продолжится и мы сможем создать пособие по обучению детей поведению при возгорании. Еще хотелось бы создать программу детского коучинга. Планов много! Хватило бы времени и сил!

Беседовала С.Ю. Танцюра

При Педагогическом колледже № 6 в 2012 г. открыт Центр «Умка» для детей с ОВЗ, где проводятся обучающие практические занятия со студентами. (Примеч. ред.)

О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова

Песочная терапия в развитии дошкольников

Рецензенты:

Грабенко Т. М. – канд. пед. наук, директор Центра обучения креативным технологиям и методам гуманизации бизнеса и образования, доцент кафедры общей и специальной педагогики ИСПиП, психолог-консультант ЮНИСЕФ, Санкт-Петербург;

Воробьева Н. А. – канд. пед. наук, доцент, заместитель директора ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 6», Москва.


© ООО «ТЦ Сфера», 2014

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., 2014

Введение

Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, – именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу – довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Весьма примечательно, что в 2013 г. мировая психологическая общественность негласно отмечает столетие метода песочной терапии, поскольку в 1913 г. Дора Калф и Маргарет Лоуэнфелд впервые описали использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. С тех пор песочная терапия становится достаточно популярным и эффективным методом коррекции. Однако в образовательный процесс песочница «проникает» весьма робко. Хотя есть положительные примеры работы коррекционных и общеобразовательных школ гг. Калининграда, Йошкар-Олы, Москвы, Оренбурга, Санкт-Петербурга.

Представленный материал позволяет:

– расширить возможности педагогической песочницы;

– вооружить педагогов, логопедов, родителей превосходной технологией сотворчества с детьми;

– привить детям желание решать познавательные задачи;

– перевести «взор» ребенка от плоскости электронного планшета на объемное пространство песочницы;

– решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе;

– вдохновить ребенка на рождение в себе Творца.

История вопроса

Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.

Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 1950-х гг., считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Бытует мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый увидевший их ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной М. Лоуэнфелд (М. Lowenfeld , 1979; K. Bradway ). Д. Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфелд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, которые она изучала у К. Г. Юнга.

Что такое песочная терапия

Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это неслучайно.

Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.

Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания (очень острые и болезненные), в слова, или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

С учетом особенностей зрительного восприятия предлагается использовать деревянный ящик размером 50×70×10 см (для индивидуальной или подгрупповой работы). Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони». Высота борта в 10 см дает возможность работать с песком, но не создает ощущения бездонной ямы. Естественно, технология изготовления ящика не предполагает использования гвоздей, поскольку это может травмировать детей. Изготовив крышку для ящика, вы решаете проблему лишнего места, потому что можете использовать его как столик, подставку, полку. Исходя из опыта работы, рекомендуем вам изготовить второе дно. Дно ящика, выкрашенное в голубой, лазоревый, небесный цвет, обозначает воду, море; голубые борта – воздух и небо (можно использовать также приятные оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в основные цвета для решения сенсорных задач или выкрасить в любой другой цвет в зависимости от вашего желания или решаемых задач. На дно насыпается мелкий песок слоем примерно 5–7 см. Следуя санитарно-гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован (см. рисунок).

Обязательный компонент для работы в песочнице – фигурки или их изображения. Их разнообразие ограничивается только вашими возможностями. Существует перечень обязательных объектов.

Люди должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов. Подберите людей с разным цветом кожи, а также в различных эмоциональных состояниях. В настоящее время эти возможности подбора предоставляют наборы Лего.

Животных хорошо бы представить во всем многообразии: животные Крайнего Севера, жарких стран и т. д.; дикие и домашние; птицы (хищные, домашние, дикие и т. д.), рыбы, насекомые. Кстати, увеличенные фигурки насекомых могут использоваться как монстры. К их категории можно отнести и фигурки вымерших животных, например, динозавров. Категория монстров должна присутствовать обязательно, даже если мы проводим образовательные, а не психотерапевтические мероприятия. Они, как правило, указывают на детские страхи.

Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.

Символы социализации. В эту группу войдут дома, постройки, различные виды транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты), заборы и другие виды ограничений.

Различные детские наборы (Лего, Барби, киндер-сюрпризы и др.) помогут в подборе материала для этой группы.

Растительный мир. Достаточно условная группа, здесь вполне подойдут фигуры деревьев, кустарников, цветов из наборов «Зоопарк». Их можно изготовить и собственными руками.

Символические предметы. Наконец-то найдено применение рассыпавшимся бусам, одиноким пуговицам, кристаллам, сломанной бижутерии, маленьким флакончикам и ракушкам, привезенным с моря.

Для проведения психотерапевтической работы рекомендуется устроить «супервижн» – выставить на обозрение все фигурки и предметы. Для проведения педагогического или коррекционного воздействия вполне достаточно ограничиться набором фигурок, необходимых для решения педагогических, развивающих и коррекционных задач для данного занятия.

Ольга Сапожникова РЕСТАВРАТОР ВСЕЯ РУСИ

У книги, посвященной Савве Ямщикове не могло быть другого названия. Этот титул он заслужил всей своей жизнью, насыщенной свершениями.

Савва Ямщиков не давал себе передышки, "служа по России", хотя любой на его месте мог бы сложить руки и спокойно доживать свой век, считая свои болезни достаточным основанием для подведения итогов. Но Савва Васильевич благодарил Бога за каждый новый день, за каждого нового человека, единомышленника, с которым его сводила судьба. Как пишет Валентин Курбатов, эти люди были "детьми одной страны и одной культуры, и потом передавали его имя, как пароль единства".

Поэтому не удивительно, что оглавление книги воспоминаний о Савве Ямщикове большей частью воспроизводит список его собеседников в цикле бесед "Созидающие" ("Завтра", 2004-2008). Это Игорь Острецов, Никита Голейзовский, Владимир Сарабьянов, Елена Романова, Павел Аносов, Николай Бурляев, Тамара Юфа, Вячеслав Старшинов, Владимир Васильев, Валентина Ганибалова, Валентин Курбатов, Виктор Правдюк, Игорь Золотусский, Василий Ливанов, Виктор Линник, Валентин Фалин, Георгий Василевич, Игорь Найвальт, Лев Николаев, Валентин Лазуткин…

Но Гузель Агишева, редактор-составитель, не ставила перед собой задачу создать парадный портрет искусствоведа, реставратора, публициста, просветителя Саввы Ямщикова, - ей хотелось, чтобы между строк читателю виделся образ живого, многогранного человека. Не только громогласного, стремительного и безапелляционного, не ищущего лёгкого пути в поисках справедливости "буйного праведника", как охарактеризовал его Игорь Гаврюшкин, но и "большого ребёнка… с искренней, уязвимой, чистой душой", каким увидел Савву Ямщикова Павел Пожигайло.

Это ей вполне удалось - тем более, что здесь, для полноты картины, говорят о Ямщикове и те люди, с которыми он дружил, но кого, по той или иной причине, вычеркнул из своей жизни. Объединяет этих рассказчиков благодарность за годы дружбы, ощущение потери и осознание, насколько преходящи обиды, насколько хрупки и дороги человеческие отношения.

Когда уходят такие люди, как Ямщиков, понимаешь, что этот уход - скорее новое рождение, отмежевание от суеты и многословия. Попрощавшись с ним, мы видим, как постепенно уходит вся шелуха, наша память вычленяет главное и отбрасывает несущественное, чуткой кистью рисуя легенду.

Когда-нибудь, открыв эту - самую первую - книгу о Савве Васильевиче, новый читатель не поверит, что он таким был. Здесь ещё слишком много боли, обид, слёз - здесь Савва земной, не всегда справедливый, резкий и неудобный.

Создаётся впечатление, что он не всё ещё сказал - и поэтому его вчерашние собеседники продолжают разговор, обращаясь к нему, как к живому, ожидая ответа или совета, руководства к действию. И совершенно не вызывает удивления тот факт, что ответ - приходит…

table.firstPanel {width: 100%} td.feedbackLink {text-align: right} input.gBookAuthor {width: 50%} textarea.gBookBody {width: 99%} div.error {color: red} p.gBookMessage { width: 100%; /* This helps in MSIE7 to keep the text withing the outer bounds. */ border: 1px dashed rgb(200,200,200); padding: 10px; margin-top: 2pt }

Из книги Газета Завтра 212 (51 1997) автора Завтра Газета

ЗАЯВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II Впервые Православная Церковь так решительно выступила против нынешнего телевидения России. Впервые Патриарх Московский и Всея Руси Алексий напрямую обращается к президенту России с призывом не остаться

Из книги «О текущем моменте» № 12(84), 2008 г. автора СССР Внутренний Предиктор

ЗАЯВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II 9 ноября, несмотря на неоднократные протесты Священноначалия, духовенства и верующих Русской Православной Церкви, представителей других религий, телекомпания НТВ показала на общедоступном канале фильм “Последнее

Из книги Газета Завтра 272 (7 1999) автора Завтра Газета

5. Поп всея Руси - верховный жрец? 05.12.2008 в первой половине дня государственные СМИ официально объявили о кончине «предстоятеля» РПЦ - патриарха Московского и всея Руси Алексия II , церковная карьера которого вряд ли могла строиться без соучастия в ней МГБ-КГБ . До этого

Из книги Газета День Литературы # 68 (2002 4) автора День Литературы Газета

МНОГАЯ ЛЕТА! ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II Ваше Святейшество! Редакция газеты “Завтра” и все наши православные авторы и читатели сердечно поздравляют Вас с семидесятилетием! Мы верим, что Русская Православная Церковь, ведомая Вами, будет надежным

Из книги Газета День Литературы # 69 (2002 5) автора День Литературы Газета

Ольга Сапожникова «ПУТЬ ДУШИ – В ТАЙНУ» Владимир ЦЫБИН. “Крестный путь”. - М.: МГО СП России, 2001. - 162 с. Я хочу одного, и храню в своем сердце, как кладь, чтобы весь замурован в грозу, замурован в летящие версты, я себя как морзянку, мог

Из книги Газета Завтра 316 (51 1999) автора Завтра Газета

Ольга Сапожникова ПЕРЕЛЁТНАЯ ПОГОДА *** Совсем не моя заслуга Всё то, что дано мне Богом… Я - воин, рождённый с луком, Охотник, рождённый с рогом. А может, грустней гораздо - Праща, из которой - камень, Стакан, а в стакане -

Из книги Феномен Собянина. Кто делает президентов автора Кунгуров Алексей Анатольевич

Ольга Сапожникова РЕСТАВРАТОР ВСЕЯ РУСИ У книги, посвященной Савве Ямщикове не могло быть другого названия. Этот титул он заслужил всей своей жизнью, насыщенной свершениями. Савва Ямщиков не давал себе передышки, "служа по России", хотя любой на его месте мог бы

Из книги Литературная Газета 6344 (№ 43 2011) автора Литературная Газета

2.7. Самый популярный губернатор всея Руси Кто был самым популярным губернатором всея Руси в медвепутскую эпоху? Это был не кто иной, как тюменский губернатор Сергей Собянин. Вот что писала тюменская газета «Город» осенью 2003 г.: «Губернатор Тюменской области Сергей

Из книги Диагноз: политик автора Еникеева Диля

Козьма Минин. Человек всея Руси Козьма Минин. Человек всея Руси ТЕЛЕАНОНС Смотрите 4?ноября в 13 час. 35 мин. фильм Веры Кузьминой "Мистер Икс российской истории" на канале "ТВ Центр". Так сложилось, что Козьма Минин не остался в общественном сознании тем, кем был на самом

Из книги Когда уйдет Путин? автора Сирин Лев

ГОСПОДИН ВАУЧЕР, ИЛИ ПРИВАТИЗАТОР ВСЕЯ РУСИ Сидя под кустом, Анатолий Борисович думал, что в жизни каждого человека бывают минуты, когда любая бумага становится ценной, даже ваучер…Д.Е.Анатолий Борисович Чубайс - из плеяды молодых честолюбцев, которые сделали

Из книги Враги Путина автора Данилин Павел

Глава I От хулигана до участкового всея Руси К сожалению, но так уж заведено в России, что масштаб личности и конкретные особенности душевного устройства ее руководителей всегда накладывали отпечаток на жизнь государства. Владимир Владимирович Путин здесь, конечно, не

Из книги Газета Завтра 424 (1 2002) автора Завтра Газета

Ющенко всея Руси Запад не скупится на финансирование политиков в других странах – тех, которые представляют особый интерес Так, в 2006 году США на «развитие демократии» в СНГ потратили 1,2 миллиарда долларов Деньги были зачислены в копилку различных политических сил А

Из книги Литературная Газета 6400 (№ 2-3 2013) автора Литературная Газета

Из книги Кремль – враг народа? Либеральный фашизм автора Мухин Юрий Игнатьевич

Первый государь всея Руси Иоанн III Васильевич Первый государь всея Руси Иоанн III Васильевич Исполнилось 550 лет со дня вступления на престол первого государя всея Руси Ивана III, которому давно пора поставить памятник в столице нашей Родины. Увы, эта знаменательная

Из книги Путинская Россия автора Политковская Анна Степановна

Царь всея Руси Итак, законодательная власть установит законы. В них укажет цели - те защиты, которые эти законы дают народу. Укажет поведение граждан по достижении этих целей.Теперь нужна исполнительная власть, которая, во-первых, проследит, чтобы поведение всех граждан

Из книги автора

НАШЕ НОВЕЙШЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, или Военные преступники Всея Руси В России есть два типа современных военных преступников - чьи деяния связаны со второй чеченской войной, начавшейся в августе 1999 года. Как раз тогда ж Владимир Путин был назначен президентом Ельциным

Что мы будем делать? — Активизировать работу правого полушария головного мозга, отвечающую за творчество, образы и креативность, с помощью рисования.

За день тренинга вы научитесь рисовать, даже если никогда до это не брали в руки кисть.

Однако это не курс обучения живописи! Это групповой психологический тренинг креативности, снятия стереотипов видения и мышления, тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики и, конечно, нахождения вдохновения. Работа с красками же весьма благотворно влияет на эмоциональную сферу, снимает напряжение, уровень тревожности и агрессии, повышает энергетический тонус организма.

Основная цель проекта — управляемое воспроизведение состояния творческой активности, снятия стереотипов видения и мышления, расширение сознания.

Однако и это еще не все, около десяти живописных работ, выполненных в различных техниках, вот результат, который будет радовать вас и ваших близких, станет прекрасным подарком или чудесным оформлением интерьера


ОВЛАДЕВ ЭТОЙ УНИКАЛЬНОЙ МЕТОДИКОЙ, ВЫ СМОЖЕТЕ:

  • Поднять общий энергетический тонус организма. В таком режиме активизирована способность задавать неожиданные вопросы и находить на них не тривиальные ответы в ЛЮБОЙ сфере вашей деятельности. Сокращается разрыв между ЗАХОТЕЛ-СДЕЛАЛ.
  • Упражнения с цветом, красками непосредственно связаны с эмоциональной сферой и затрагивают глубокие слои подсознания, снижают напряжение, уровень тревожности, агрессии.
  • Получите уникальную возможность расширить свою психологическую и педагогическую деятельность, открыть свою авторскую студию для работы с детьми.
  • Любители живописи получат ключ к созданию собственных живописных работ, раскрытию и реализации себя в новом увлекательном деле!
  • И просто сможете украсить свою жизнь в самом широком понимании этого слова!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ!

Тренинг ведет арт-терапевт с многолетним стажем .

Семинар состоится 18 апреля 2015 , 15.00 — 19.00 . ИДЕТ НАБОР ГРУППЫ!

Место : метро Университет, Профсоюзная, ул. Вавилова, д.65а, мастерская 603.

Стоимость занятия (4 часа): 2500 руб. (все материалы включены). Обладателям — скидка 20%.