Респиги пинии рима. Респиги - Римская трилогия: "Пинии Рима", "Празднества Рима", "Фонтаны Рима"

Литература Франции - одна из сокровищниц мировой культуры. Она заслуживает того, чтобы ее читали во всех странах и во все века. Проблемы, которые поднимали в своих произведениях французские писатели, волновали людей всегда, и никогда не настанет время, когда они будут оставлять равнодушными читателя. Меняются эпохи, исторические антуражи, костюмы персонажей, но неизменными остаются страсти, суть отношений между мужчинами и женщинами, их счастье и страдания. Традицию семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого столетий продолжили современные французские писатели, литераторы XX века.

Общность русской и французской литературных школ

Что мы знаем о европейских мастерах слова относительно недавнего прошлого? Безусловно, многие страны внесли весомый вклад в общее культурное наследие. Замечательные книги писали и Британии, Германии, Австрии, Испании, но по количеству выдающихся произведений первейшие места занимают, безусловно, русские и французские писатели. Список их (и книг, и авторов) поистине огромен. Не мудрено, что издания многократны, читателей немало и сегодня, в век интернета, перечень экранизаций также впечатляет. В чем секрет этой популярности? И в России, и во Франции существуют давние гуманистические традиции. Во главу сюжета, как правило, ставится не историческое событие, каким бы выдающимся оно не было, а человек, с его страстями, достоинствами, недостатками и даже слабостями и пороками. Автор не берется осуждать своих персонажей, а предпочитает предоставлять читателю самому делать выводы о том, какую судьбу выбирать. Он даже жалеет тех из них, кто выбрал неправильный путь. Примеров много.

Как Флобер жалел свою мадам Бовари

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.

Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще - жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.

Мопассан

С легкой руки многих литературных писателей его считают чуть ли не основоположником романтической эротики в литературе. Мнение такое основано на некоторых моментах в его произведениях, содержащих нескромные, по меркам XIX века, описания сцен интимного характера. С сегодняшних искусствоведческих позиций эти эпизоды выглядят вполне пристойно и, в общем-то, сюжетно оправданы. Более того, в романах, повестях и рассказах этого замечательного литератора совсем не это главное. Первое место по значимости опять же занимают отношения между людьми и такие личные качества, как порочность, умение любить, прощать и просто быть счастливым. Как и прочие известные французские писатели, Мопассан изучает душу человека и выявляет необходимые условия его свободы. Он терзается лицемерием «общественного мнения», создаваемого как раз теми, кто и сам отнюдь не безупречен, но всем навязывает свои представления о приличии.

К примеру, в рассказе «Золотарь» он описывает историю трогательной любви французского солдата к чернокожей жительнице колонии. Его счастье не состоялось, родные не поняли его чувства и убоялись возможного осуждения соседей.

Интересны афоризмы писателя о войне, которую он уподобляет крушению корабля, и которого следует избегать всем мировым лидерам с такой же осторожностью, как капитанам судов опасаться рифов. Наблюдательность Мопассан проявляет, противопоставляя низкую самооценку излишнему самодовольству, считая оба эти качества пагубными.

Золя

Не менее, а, пожалуй, куда более эпатировал читательскую публику французский писатель Эмиль Золя. Он охотно брал в основу сюжета жизнь куртизанок («Западня», «Нана»), обитателей социального дна («Чрево Парижа»), подробно описывал тяжелую жизнь углекопов («Жерминаль») и даже психологию маньяка-убийцы («Человек-зверь»). Необычна общая литературная форма, избранная автором.

Большинство своих произведений он объединил в двадцатитомное собрание, получившее общее название «Ругон-Маккара». При всем разнообразии сюжетов и выразительных форм, оно представляет собой нечто единое, что стоит воспринимать целиком. Впрочем, любой из романов Золя можно читать и по отдельности, от этого менее интересно не будет.

Жюль Верн, фантаст

Другой французский писатель, Жюль Верн, не нуждается в особом представлении, он стал основоположником жанра, получившего в дальнейшем определение «научно-фантастического». До чего только не додумался этот удивительный рассказчик, предвидевший появление атомных подводных крейсеров, торпед, лунных ракет и прочих современных атрибутов, ставших достоянием человечества лишь в двадцатом веке. Многие его фантазии сегодня могут показаться наивными, но читаются романы легко, и это их главное достоинство.

К тому же сюжеты современных голливудских блокбастеров про воскресших из небытия динозавров выглядят куда менее правдоподобно, чем история никогда не вымиравших на отдельно взятом латиноамериканском плато допотопных ящеров, найденных отважными путешественниками («Затерянный мир»). А уж роман про то, как Земля закричала от безжалостного укола гигантской иглой и вовсе выходит за жанровые рамки, воспринимаясь как пророческая притча.

Гюго

Не менее увлекателен в своих романах французский писатель Гюго. Его персонажи попадают в самые различные обстоятельства, проявляя себя яркие черты индивидуальности. Даже отрицательные герои (например, Жавер из «Отверженных» или Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери») обладают определенным обаянием.

Важна и историческая составляющая повествования, из которой читатель с легкостью и интересом узнает множество полезных фактов, в частности, об обстоятельствах Французской революции и бонапартизме во Франции. Жан Вольжан из «Отверженных» стал олицетворением простодушного благородства и честности.

Экзюпери

Современные французские писатели, а к таковым литературоведы относят всех литераторов «хеминуэевско-фицджеральдовской» эпохи, тоже много сделали для того, чтобы человечество стало мудрее и добрее. Двадцатый век не баловал европейцев мирными десятилетиями, и воспоминания о Большой войне 1914-1918 годов вскоре получили реминисценцию в виде очередной глобальной трагедии.

Не остался в стороне от борьбы честных людей всего мира с фашизмом и французский писатель Экзюпери - романтик, создатель незабываемого образа Маленького Принца и военный пилот. Посмертной популярности этого литератора в СССР пятидесятых и шестидесятых годов могли позавидовать многие эстрадные звезды, исполнявшие песни, в том числе посвященные его памяти и главному его герою. И сегодня мысли, высказанные мальчиком с другой планеты, все так же призывают к доброте и ответственности за свои поступки.

Дюма, сын и отец

Их вообще-то было двое, отец и сын, и оба замечательные французские писатели. Кому не знакомы знаменитые мушкетеры и их верный друг Д’Артаньян? Множество экранизаций прославили этих персонажей, но ни одна из них так и не смогла передать очарования литературного первоисточника. Судьба узника замка Иф никого не оставит равнодушным («Граф Монте-Кристо»), да и другие произведения очень интересны. Полезны они будут и для молодых людей, чье личностное становление только начинается, примеров истинного благородства в романах Дюма-отца много, хоть отбавляй.

Что касается сына, то он тоже не посрамил знаменитой фамилии. Романы «Доктор Серван», «Трое сильных мужчин» и другие произведения ярко высветили особенности и мещанские черты современного ему общества, а «Дама с камелиями» не только пользовалась заслуженным читательским успехом, но и вдохновила итальянского композитора Верди на написание оперы «Травиата», она легла в основу ее либретто.

Сименон

Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все - и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.

Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).

Просто замечательный писатель.

Гра

Если отвлечься от прошедших веков и вновь мысленно вернуться в современность, то внимания заслуживает французский писатель Седрик Гра, большой друг нашей страны, посвятивший две книги русскому Дальнему Востоку и его жителям. Повидав многие экзотические регионы планеты, он заинтересовался Россией, прожил в ней много лет, выучил язык, что, несомненно, ему помогает познавать пресловутую «загадочную душу», о которой он уже заканчивает писать третью книгу на эту же тему. Здесь Гра нашел нечто, чего, по всей видимости, ему так не хватало на его благополучной и комфортной родине. Его привлекает некоторая «странность» (с точки зрения европейца) национального характера, стремление мужчин быть мужественными, их бесшабашность и открытость. Для российского читателя французский писатель Седрик Гра интересен именно этим «взглядом со стороны», постепенно становящийся все более нашим.

Сартр

Пожалуй, нет другого французского писателя, столь близкого русскому сердцу. Многое в его творчестве напоминает о другом великом деятеле литературы всех времен и народов - Федоре Михайловиче Достоевском. Первый роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» (многие считают его лучшим) утверждал понятие свободы как категории внутренней, не подвластной внешним обстоятельствам, на которую человек обречен самим фактом своего рожденья.

Позиция автора подтверждалась не только его романами, эссе и пьесами, но и личным поведением, демонстрирующим полную независимость. Человек левых взглядов, он, тем не менее, критиковал политику СССР послевоенного периода, что не помешало ему в, свою очередь, отказаться от престижной Нобелевской премии, присужденной за якобы антисоветские публикации. Из тех же соображений он не принял орден Почетного легиона. Такой нонконформист заслуживает уважения и внимания, почитать его, безусловно, стоит.

Vive la France!

В статье не упомянуты многие другие выдающиеся французские писатели отнюдь не потому, что они в меньшей степени заслуживают любви и внимания. Рассказывать о них можно бесконечно, восторженно и увлеченно, но до тех пор, пока читатель сам не возьмет в руки книгу, не раскроет ее, он не попадает под обаяние чудесных строк, острых мыслей, юмора, сарказма, светлой грусти и доброты, излучаемых страницами. Бездарных народов нет, но есть, безусловно, выдающиеся, внесшие особый вклад в мировую сокровищницу культуры. Для тех, кто любит русскую литературу, особенно приятным и полезным будет приобщение и к произведениям французских авторов.

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

Среди композиторов поколения 1880-х годов Отторино Респиги занимает особое положение. Явившись вместе с Пиццетти, Малипьеро и Казеллой участником борьбы за «arte di avangardia» («искусство авангарда»), он был далек от крайних форм стилистического новаторства. Его творчество базируется на своеобразном сплаве элементов позднего романтизма (в частности, симфонической программности Р. Штрауса), импрессионизма Дебюсси, оркестрового стиля Римского-Корсакова. В отношении к неоклассицизму Респиги несколько расходился со своими итальянскими современниками, выступая в защиту романтических традиций, предостерегая от избыточного рационализма. Далек он был и от углубленного психологизма и гротеска Малипьеро, так же как и от религиозных устремлений Пиццетти.

После Пуччини Респиги был первым итальянским композитором, завоевавшим широкое признание во всем мире. Но, в отличие от автора «Тоски», он приобрел известность в первую очередь симфоническими произведениями.

Респиги родился 9 июля 1879 года в Болонье в семье музыкантов. В 1891 году, в возрасте двенадцати лет, он поступает в музыкальный лицей, где занимается по классу скрипки и альта, а также изучает теорию музыки и композицию в классах выдающихся знатоков старинной музыки Л. Торки и Дж. Мартуччи. Он обстоятельно штудирует классиков, особенно Бетховена и Вагнера, занимается и фортепианной игрой. В 1899 году Респиги заканчивает лицей по классу скрипки и начинает работать в качестве скрипача. В том же году в Болонье были исполнены его Симфонические вариации - результат занятий по композиции.

Получив приглашение в оркестр итальянской оперы в Петербурге, Респиги работает в этом театре в течение двух сезонов - 1900/01 и 1901/02 годов. Пребывание в России сыграло огромную роль в формировании его творческой индивидуальности. Особенно большое влияние оказали на него пять месяцев занятий с Римским-Корсаковым в 1901 году. Наряду с этим сказалось и воздействие общей атмосферы русской художественной жизни, чрезвычайно интенсивной в начале XX века. Сближение с С. Дягилевым ввело Респиги в среду «Мира искусства», где он познакомился с работами А. Бенуа, К. Коровина, Л. Бакста. Он слышал выдающихся русских певцов (включая Шаляпина), оперный оркестр, во главе которого стоял Направник, симфонические концерты Петербурга. Все это заметно повлияло на композитора: сочность, яркость его оркестрового колорита, чуткий подход к народно-песенному материалу, своеобразное окрашивание мажоро-минора архаическими ладовыми оборотами - во всем этом можно ощутить русские воздействия.

Пребывание в Берлине (1902) дает Респиги возможность близко соприкоснуться с творчеством Р. Штрауса и других немецких мастеров, продолжить профессиональное совершенствование у М. Бруха. Тем временем он все активнее пробует свои силы в сочинении. В 1902 году к окончанию лицея по композиции он представляет написанную в Петербурге партитуру - Прелюдию, хорал и фугу для оркестра. Следующими его опусами явились Концерт для фортепиано с оркестром (1902), Пять пьес для скрипки с фортепиано (1904), Ноктюрн (1905) и Бурлеска для оркестра, ряд романсов. Наиболее значительное сочинение этих лет - комическая опера «Король Энцо» (1905), исполненная студентами Болонского университета, с которыми у Респиги завязались дружеские отношения (в числе его друзей были А. Луначарский, в то время учившийся в Болонье, и молодой испанский композитор Хоакин Нин).

С 1906 года Респиги участвует как исполнитель на альте и виоле д"амур в Ансамбле старинной музыки Б. Муджелини, а с 1908 года работает пианистом в Школе пения в Берлине. Деятельность профессионала-исполнителя приводит его к глубокому изучению отечественной музыкальной классики. Некоторое время он занят редакциями произведений старых итальянцев. Вслед за обработкой «Плача Ариадны» Монтеверди он делает транскрипции Пасторали Тартини для скрипки и струнного квинтета, Чаконы Витали для скрипки, струнного квинтета и органа; появляются также его обработки сольных сонат Локателли, Тартини, Верачини для скрипки и фортепиано. А в 1908 году Респиги создает оригинальный Концерт в старинном стиле для скрипки с оркестром.

Возвратившись в Италию в середине 1909 года, композитор сочиняет вторую оперу - «Семирамида». Премьера ее вскоре состоялась в Болонье и вызвала разноречивые отклики. Драматической напряженностью, сложностью оркестровой ткани «Семирамида» напоминала «Саломею» Р. Штрауса, однако вокальные партии оставались в пределах традиционного итальянского мелоса. Неудача постигла композитора и в следующей опере - «Мари-Виктуар» (не была поставлена).

Примечательным произведением 1911 года явилась поэма для меццо-сопрано с оркестром «Аретуза» на текст П. Б. Шелли, отмеченная тонкой красочностью оркестрового письма.

Хотя произведения Респиги в то время еще мало исполнялись, его авторитет как композитора и исполнителя был уже достаточно высок. Определились и индивидуальные особенности его стиля, которые в дальнейшем обогащались: выразительная, пластичная мелодика (скорее инструментального, нежели вокального характера), диатоничность ладотонального мышления, значительная роль гармонии, выступающей в качестве активного фактора формообразования и тембровой драматургии. Привлекали внимание также богатство и разнообразие фактуры, ритма. Наиболее же существенное достижение композитора в эти годы - мастерское владение инструментальным письмом, как оркестровым, так и камерно-ансамблевым. Его инструментальное творчество демонстрировало яркую артистичность, виртуозность, тембровое богатство, безупречность формы. Вместе с тем его стиль был еще во многом эклектичным.

Переехав в Рим в 1913 году, Респиги становится руководителем класса композиции в Музыкальном лицее при римской Академии «Санта-Чечилия». В эти же годы он знакомится со Стравинским, Фокиным, Нижинским и Казальсом во время их приездов в Италию. Он пристально изучает сочинения Дебюсси, Равеля, Стравинского, но оставляет без внимания опыты шумовой музыки итальянских футуристов, равнодушно относясь и к творчеству композиторов Нововенской школы.

Из его сочинений периода Первой мировой войны следует отметить созданную в 1917 году сюиту Старинные песни и танцы для лютни (транскрипция для оркестра). Опыт обработки лютневой музыки был продолжен во второй (1923) и третьей (1931) подобных сюитах.

1917 год - знаменательная дата в творчестве Респиги. Композитор заканчивает начатую в предыдущем году четырехчастную симфоническую поэму «Фонтаны Рима » - произведение, в котором ярко раскрылось его оригинальное дарование симфониста. Отныне в его искусстве утверждается тема Рима, которая не раз заявит о себе в последующих произведениях. Первое исполнение поэмы оказалось не слишком удачным, отклик публики был сдержанным, отзывы критики - противоречивыми, в некоторых суждениях выразилось очевидное непонимание значения этого новаторского для итальянской программной симфонической музыки произведения. Через год «Фонтанами Рима» продирижировал великий Тосканини, и на этот раз они вызвали восторженный прием у публики и критики и принесли автору поэмы широкую известность.

В Риме - городе, где причудливо переплелись прошлое и настоящее итальянской культуры, Респиги нашел для себя неисчерпаемый источник вдохновения. В данном случае его внимание привлекли фонтаны, считающиеся одной из главных достопримечательностей итальянской столицы. Как существенная деталь архитектуры они украшают площади, сады, фасады дворцов, улицы, удачно вписываясь в ансамбль города и окружающий пейзаж. Композитор сделал «героями» своей первой симфонической поэмы четыре знаменитых фонтана и, согласно этому замыслу, предпослал ее частям следующие заголовки: «Фонтан „Балле Джулия" на заре», «Фонтан „Тритон" утром», «Фонтан „Треви" в полдень», «Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце».

«Балле Джулия», один из самых древних римских фонтанов, согласно авторской программе связан с пейзажем городской окраины. Фонтан «Тритон» находится на площади Барберини; для него характерны скульптурные изображения мифологических существ - причудливые фигуры тритонов, наяд и сирен, которые кажутся как бы движущимися сквозь струи воды. Фонтан «Треви» - самый известный из римских фонтанов - был сооружен для украшения одного из фасадов дворца Поло; центром его композиции является могучая статуя бога морей Нептуна, стоящего на огромной раковине-колеснице и правящего восемью гигантскими морскими коньками. Фонтан виллы Медичи составляет единый ансамбль с самой виллой.

Первая часть поэмы - импрессионистский пейзаж, который создается с помощью тонких оркестровых красок; это один из первых ярких примеров импрессионистского письма в итальянской музыке. По-иному решена вторая часть: здесь на смену статично-пейзажному характеру музыки приходит танцевальность. Это фантастическое скерцо - наиболее динамичная часть поэмы. Она начинается быстрым вступлением, создающим впечатление мощного взлета струи фонтана. Главная роль в достижении такого эффекта принадлежит валторнам, громкий клич которых подчеркивается стремительным восхождением остальных инструментов оркестра.

В годы Первой мировой войны, когда возможности концертной деятельности весьма сократились, Респиги много работает над переводами на итальянский язык «Подвижного контрапункта строгого письма» Танеева и «Учения о гармонии» Шёнберга (правда, эти переводы не были завершены). Не оставляет он и творчества: в 1917 году сочиняет великолепную Сонату для скрипки и фортепиано и пять романсов, в 1918-м - камерные поэмы «Закат» и «Мимоза» на стихи Шелли для голоса и струнного квартета. Затем по заказу Дягилева он пишет балет «Лавочка чудес» (на материале фортепианных пьес Россини), который был с успехом представлен в Лондоне в июне 1919 года *.

* «Лавочка чудес» была вторым из заказанных Дягилевым балетов, осно- ванных на обработке произведений старых мастеров итальянской музыки: в 1917 году в Риме его труппой был впервые показан балет В. Томмазини «Женщины доброго нрава» (по К. Гольдони) на музыку сонат Д. Скарлатти; третьим «итальянским» балетом явился «Пульчинелла» Стравинского на музыку Перголези (премьера состоялась в Париже в 1919 году).

В 1920 году, откликаясь на возрождение в Италии интереса к балетному жанру, вызванное впечатлениями от выступлений труппы Дягилева, композитор пишет балет «Волшебный горшок» (на русском музыкальном материале).

Развивается и инструментальное творчество Респиги. В 1920 году он создает оркестровую Балладу о гномах, а в 1921-м - примечательные по тонкости претворения старинного мелоса Три прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано. Не менее примечательны по поэтичности и мудрой лаконичности письма Четыре армянские песни для голоса и фортепиано (1921). Несомненными достижениями композитора являются привлекательный чуткой интерпретацией старинной ладовости Григорианский концерт для скрипки с оркестром (1922) и суровый по колориту Дорийский квартет для струнных (1924). За ними следуют Концерт в микеолидийском ладу для фортепиано с оркестром (1924) и блистательная симфоническая поэма «Пинии Рима», исполнение которой в зале «Августеума» под управлением Тосканини прошло с триумфальным успехом.

Одновременно с созданием упомянутых инструментальных сочинений Респиги в 1921-1923 годах работает над комической оперой «Бельфагор» по Г. Гауптману, либретто которой написал его друг, литератор Ч. Гуасталла, ставший либреттистом всех последующих опер композитора. В «Бельфагоре» Респиги опирается на принципы музыкальной драматургии «Фальстафа» Верди. И в дальнейшем его оперном творчестве принципы оперной драматургии позднего Верди сыграли решающую роль.

Далекий от политической жизни, Респиги в годы фашизма остался в стороне от духовной борьбы оппозиционной итальянской интеллигенции. В то же время авторитет всемирно признанного композитора помог ему сохранить некоторую творческую независимость.

С 1924 года Респиги, перегруженный обязанностями ректора консерватории «Санта Чечилия» *,

* В 1919 году Музыкальный лицей при академии «Санта Чечилия» был преобразован в консерваторию.

почти ничего не пишет. Однако во второй половине 20-х годов он возвращается к творчеству. В 1927 году он заканчивает четырехактную оперу «Потонувший колокол» по одноименной драме Гауптмана (либретто Гуасталлы). С большим успехом она была поставлена в ноябре того же года в Гамбурге, а затем на ряде оперных сцен Европы, США и Аргентины. Но наиболее значительными были достижения Респиги в области симфонической музыки. В первую очередь здесь следует назвать Триптих Боттичелли для струнного оркестра (1927), образное содержание которого навеяно картинами Боттичелли «Весна», «Поклонение волхвов», «Рождение Венеры». Нельзя не восхититься утонченным мастерством композитора, положившего в основу первой части триптиха народные танцевальные жанры, второй - народные рождественские песни, третьей - пленительный напев виолончелей, основанный на древнегреческих ладах. Привлекательна оркестровая сюита «Церковные витражи» (1926), состоящая из частей «Бегство в Египет», «Архангел Михаил», «Утро святой Клары» и «Святой Григорий Великий». Ее музыка, проникнутая высокой поэтичностью, отмечена вместе с тем чертами наивной архаики и непосредственности; в полной мере проявилось в ней и свойственное автору чувство звукового колорита, виртуозное владение оркестровыми средствами.

В 1927 году Респиги написал сюиту «Птицы» для малого оркестра - еще один образец характерного для эпохи (вспомним Стравинского) и для самого Респиги творческого переосмысления заимствованного старинного материала. Сюита открывается небольшой Прелюдией на тему композитора XVII века Б. Пасквини, за ней следует пьеса «Голубь», основанная на обработке изящной темы французского лютниста XVII века А. Галло; третья часть - «Курица» - написана на тему Ж.-Ф. Рамо, четвертая - «Соловей» - на тему неизвестного английского лютниста XVI века (в ее разработку Респиги вносит остроумное пародирование вагнеровского «Шелеста леса»). Заключающая сюиту Токката написана на тему «Кукушки» Пасквини.

В 1929 году Респиги заканчивает монументальную симфоническую поэму «Римские празднества », образовавшую вместе с «Фонтанами Рима» и «Пиниями Рима» симфоническую трилогию.

Именно в «Римских празднествах» наиболее ярко проявляются национальные черты музыки Респиги. Композитор широко использует итальянский фольклор, выразительные возможности которого мастерски раскрыты средствами современного музыкального письма. Из фольклора он заимствует интонационно-ритмические особенности, жанровую образность, которые искусно претворяет с помощью смелых приемов оркестрового письма, основанных на виртуозном использовании выразительности инструментальных тембров. Огромный по составу оркестр поэмы примечателен расширением группы ударных (в связи с большой ролью ритмического начала в этом произведении) и деревянных духовых, применением таких необычных инструментов, как мандолина, сопрановые букцины, фортепиано, орган.

Первая часть поэмы - «Цирковое зрелище» - вводит в атмосферу разгула страстей римской толпы, ожидающей в цирке начала жестокого, кровавого представления. Она построена на контрастном противопоставлении враждебных друг другу образов - христиан-мучеников, зверей и толпы. Вторая часть - «Юбилей» - переносит слушателей в Рим средневековья *.

* Юбилей - праздник, введенный римским папой Бонифацием VIII в 1300 году для привлечения паломников (тем, кто посещал Рим в юбилейный год, отпускались все грехи). Первоначально его проводили один раз в сто лет, но затем, стремясь получать огромные доходы, которые приносили католической церкви посещения паломников, стали устраивать праздник Юбилея через пятьдесят и даже двадцать пять лет.

Композитор обращается здесь к григорианскому хоралу, на интонациях которого построена главная тема этой части. Музыка рисует толпу пилигримов, направляющихся к центру католического мира и устало поющих печальный хоральный напев. Постепенно, по мере приближения к Риму, паломников охватывает душевный подъем и хорал превращается в ликующий гимн. Третья часть поэмы - «Октябрьский праздник» - переносит нас в эпоху Возрождения, она рисует народное веселье, которому противопоставляются эпизоды, передающие атмосферу поэтически-возвышенных чувств и мыслей людей того времени. Эта часть основана на прихотливом чередовании свободно переходящих друг в друга эпизодов, образующих калейдоскопически яркую, свободную по структуре музыкальную форму. Поэма завершается картиной массового гулянья на одной из больших площадей Рима («Праздник крещения»). В финале живо запечатлен образ народа - подлинного хозяина великого города. Перед нами предстает изумительная картина буйного, многообразного по характеру народного ликования, мастерски переданного композитором интонациями итальянской песенности и танцевальности.

Тонкое понимание музыкальных стилей различных эпох блистательно проявилось в двух оркестровых транскрипциях Респиги - Чаконе И. С. Баха (1929), выполненной по просьбе Тосканини и занявшей прочное место в программах великого дирижера, и оркестровой обработке пяти этюдов-картин Рахманинова, которая вызвала восторг их автора. Помимо Чаконы создаются и другие баховские транскрипции: Прелюдия и фуга D-dur (1930), Три органных хорала (1931), Пассакалья c-moll (1934). По стилю письма к ним примыкает оригинальное сочинение 1930 года - овеянные архаической поэтичностью Метаморфозы в XII модусе (тема с вариациями). Последним произведением, завершившим инструментальную линию творчества Респиги, оказался Концерт для гобоя, валторны, скрипки, контрабаса, фортепиано и струнного оркестра (1934), написанный в жанре concerto grosso. Упомянем театральные сочинения этих лет: балет «Балкис, царица Савская» (1931) на мотивы арабского и еврейского фольклора, а также мистерию «Мария Египетская» (1932).

В 1932 году Респиги вместе с группой других композиторов выступил в печати с манифестом, призывавшим к укреплению связей с национальными традициями. Манифест содержал также призыв к возрождению романтической культуры чувств и протест против иссушающего рационализма модернистских течений (в первую очередь имелась в виду додекафония Нововенской школы, но критика была направлена и против неоклассицизма, что вызвало расхождение Респиги с Казеллой и Малипьеро). В условиях фашистской диктатуры манифест имел двойственное значение: призыв следовать национальным традициям играл на руку националистическим тенденциям режима, стремление же вернуть музыку к эмоциональности романтического плана должно было предостеречь композиторов от опасности абстрактного рационализма.

В том же 1932 году Респиги был избран членом Королевской академии Италии. Начавшаяся болезнь сердца резко ограничила его концертную деятельность, а 18 апреля 1936 года он скончался в Риме. Его последнее музыкально-сценическое произведение - «Лукреция» (по авторскому жанровому определению, «повесть») на либретто Гуасталлы - осталось незаконченным и было завершено женой и ученицей композитора Эльзой Респиги. Среди поздних работ композитора следует упомянуть его свободную реконструкцию оперы Монтеверди «Орфей», а также обработку кантаты Б. Марчелло «Дидона» (1935).

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

В. Ильева

О.Респиги Симфоническая поэма "Пинии Рима"(1924)


1. Пинии виллы Боргезе

2. Пинии у Катакомб

3. Пинии на Яникули

4. Пинии Аппиевой дороги

В Риме — городе, где причудливо переплелись прошлое и настоящее итальянской культуры, Респиги нашел для себя неисчерпаемый источник вдохновения. Примечательно, однако, что, запечатлевая в знаменитом триптихе симфонических поэм ("Фонтаны Рима", "Пинии Рима", "Римские празднества") город, композитор далек от мотивов современного урбанизма. Его Рим — город фонтанов, украшенный пиниями, Рим «вековечный», а не современный. Четыре части "Пиний" отсылают не столько к городским пейзажам, сколько к римской истории.