Наблюдения на прогулке старшей группе осенью. Конспект занятия-прогулки в старшей группе «Осенние наблюдения

Наталья Макарова
Конспект занятия-прогулки в старшей группе «Осенние наблюдения»

Конспект проведения прогулки в старшей группе на тему : «Осенние наблюдение »

Цель :

Организовать отдых детей.

Задачи :

Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период ;

Закрепить знания детей о деревьях и листьях, обогащать словарь детей;

Упражнять детей в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов) ;

Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу.

Оборудование :

Детские грабли, метелки, мешки для мусора.

Ход прогулки : Давай вдохнем свежий воздух и почистим носики(3раза глубокий вдох через нос- выдох через рот,губы сложены «трубочкой» . Как хорошо.

Загадываю детям загадки.

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

Ответ : Осенний лист

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Ответ : Дождь

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Ответ : Ветер

Осень в гости к нам пришла

И со бою принесла Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

Ответ : Листопад

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (осень , октябрь)

Сколько существуют осенних месяцев ? Как они называются? (Три : сентябрь, октябрь и ноябрь)

Какие осенние приметы вы знаете ? (наступила холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно; начался новый учебный год, дети стали ходить в школу). Кто любит осень , а кто нет? Почему? (ответы детей) Дети, скажите. а когда листья кружатся, летают, кто им помогает (Ветер) . А вы хотите превратиться в ветерок (Да) .

Познавательная исследование деятельность –исследование силы ветра. Проводится опыт «Здравствуй ветерок» . Предлагается поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки летят и кружатся. - Дети, вот так дует легкий ветерок. А вот если сильно дует ветер, то листья кружатся и долго летят над землей.

Читаю стихотворение : «Листопад» В. Нирович

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна .

Задаю детям вопросы :

Как изменяются деревья с наступлением осени ?

Все ли деревья изменились?

- Как называется явление : «опадение осенних листьев » ?

Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет?

Каких цветов бывают осенние листья ? Почему они меняют свой цвет?

Выслушиваю ответы детей.

Дидактическую игру «С какого дерева упал листок?»

С дуба –… дубовый,

С липы - … липовый,

С рябины - … рябиновый,

С тополя - … тополевый,

С осины - … осиновый,

С клена - … кленовый,

С березы - … березовый,

С ольхи - … ольховый.

Хвалю детей за правильные ответы.

Подвижная игра «Ветер-ветерок ". Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами : "Ветер в парке листья кружит, В небе кружит, кружит в лужах. Их бросает нам под ножки, И на мокрые дорожки. Ну-ка, ветер-ветерок, Запятнай скорей листок". После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей. Игра повторяется 3-4 раза.

Дидактическая игра «Найти в каждой цепочке лишнее слово» , аргументируйте свой выбор :

Ель, рябина, тюльпан, клен;

Тополь, береза, шиповник, дуб;

Рябина, яблоня, черемуха, смородина;

Дуб, осина, ель, липа.. Подвижная игра «Лиса и гуси» Выбирается считалкой «Лиса» На лесной полянке прыгают кузнечики, Прыгают кузнечики, поднимают плечики. (Прыжки с выбрасыванием рук вверх) Ходят гуси по дорожкам На своих гусиных ножках. (Дети ходят «как гуси» ) Шорох тихий раздатся Кто – то по лесу крадтся Лиса (имитация движений лисы) : Я охотница до птицы Гусей ловить я мастерица (После последних слов, дети изображают летящих гусей, а «лиса их ловит» ) Игра повторяется 2 – 3 раза

Труд «Уборка листьев на групповом участке » .

С подгруппой детей идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли, метелки, мешки для мусора.

Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово :

- «Труд украшает человека» ,

- «Без труда нет добра» ,

- «Игра игрою, а дело делом» .

По ходу работы организовываю и поправляю детей, даю указания, слежу за качеством выполнения. В конце работы хвалю детей за проявленное старание и прошу собрать оборудование.

Заключительная часть.

Окончание прогулки.

Созываю детей, спрашиваю :

Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали ?

Публикации по теме:

Летом мы каждый год отдыхаем на Селигере. База отдыха «Чайка» расположена в сосновом бору. Здесь с утра до ночи всё наполнено птичьими.

Вот наступило самое интересное и увлекательное время года - лето. Летом природа радует нас длинными солнечными днями,обилием ярких душистых.

Как мой город готовится к встрече Нового года Итак, дорогие друзья, до нового года осталось совсем немного; и люди стараются успеть завершить.

Конспект наблюдения «Снегопад» Распознающее наблюдение «Снегопад». Младший дошкольный возраст. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Смотрим в окно – идет дождь. Вспоминаем потешку: Дождик, дождик, кап да кап, Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять – Мы промочим.

Осенняя прогулка в старшей группе ДОУ

Автор: Шишковская Ирина Ивановна,
воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР-д/с «Чайка» г.Абакана.

Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен воспитателям детских садов, методистам и старшим воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и родителям.
План-конспект осенней прогулки в старшей группе детского сада.
Тема : «На осенней полянке».
Цель : создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия на лесную полянку.
Задачи :
-способствовать расширению знаний детей о характерных признаках осени, подчеркивая красоту осенней природы и разнообразие красок;
-создатьусловия для побуждения детей к речевой активности;
-способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
-создать условия для исследовательской деятельности;
-формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца;
-создать условия для организация двигательной деятельности.
Материалы и оборудование: ведерки, грабли детские, веники, игры для улицы, песочные мешочки, свисток, мел, мяч, обручи, флюгеры, магнитофон с осенними мелодиями.
Ход прогулки.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)
Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.)
-Что значит «листопад»?
-А вы любите осень?

Игра «Эхо» (с мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.
Воспитатель:
-Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:
Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в июле и августе. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега.
-Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?
-Давайте, все о чем вы сейчас рассказали, запечатлим в рисунках.
Рисунки на асфальте под осеннюю мелодию.



Воспитатель:
-Ребята, чаще всего в своих рисунках вы изображали осенние листочки.
Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых листа» .
Ход игры.
Воспитатель:
- Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».
… У меня нет двух красных листьев - …
… Я наклонилась к двум красным листьям - …
… Я любуюсь двумя красными листьями - …
… Я вспоминаю о двух красных листьях - …
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
-Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер)
-А вы хотите превратиться в ветерок? (да)
Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Воспитатель:
-Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй
Воспитатель предлагает поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".

После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:
Осень золотая
К нам пришла опять
Соберем листочки
и пойдем гулять

-У меня в руках листочки, как вы думаете, с какого они дерева?
Чем они отличаются друг от друга? (исследовательская деятельность)
Игра «На месте не стой, вокруг ______хоровод построй»
(называем деревья, которые растут на групповом участке)



Воспитатель:
-Осенью очень часто идут дожди.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Дети хором произносят слова:
Солнце в небе засияло,
Очень весело нам стало.
Раздаётся громкий смех,
Светит солнышко для всех.

(дети гуляют, танцуют на участке)
Тучка солнце вдруг закрыла,
Стало грустно и уныло.
Хлынул дождик проливной,
Побежали мы домой.

(дети бегут под крышу или под зонтик)
Малоподвижная игра «Ау»
Выбирается водящий, он закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят слова:
Ваня, ты сейчас в лесу
Ты глаза не открывай,
кто позвал тебя - узнай.

В это время воспитатель касается ребенка и тот говорит «АУ». Водящий должен назвать его по имени. Если угадывает, то он становится водящим.
Трудовая деятельность:
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, зачем нужна чистота на участке? Зачем дворник подметает мусор? (Ответы детей). Посмотрите, какой у нас участок: чистый или грязный? (Ответы детей). А что будет, если мы будем играть на таком грязном участке? (Ответы детей). А что надо сделать, чтобы мы были здоровыми? (Ответы детей).





Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
ходьба по рукоходу,
бег «змейкой» между деревьями,
игры с выносным материалом(обручи, флюгеры),
игры «Собери урожай» (метание песочных мешочков в ведерко)


Индивидуальная работа
«Найди и назови нужное слово» (воспитатель предлагает ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть звук С (лист, сосна, песок, скакалка, листопад, осень и т. д.)

Елена Сусолина

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому организация прогулок с детьми открывает огромные потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Именно на прогулке дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в получении новых и ярких впечатлениях, в свободной игре, как и с игрушками, так и природным материалом. Дошкольники любят прогулки , так как на улице можно прыгать, бегать, кататься на велосипедах и санках, наблюдать за явлениями природы, за цветами, птицами и отмечать характерные признаки каждого времени года и каждой раз любоваться красотой окружающего мира. На прогулках дети познают мир во всей его красе, укрепляют своё здоровье, наблюдают, размышляют, экспериментируют. Именно прогулка предоставляет большую возможность не только оздоровить дошкольников, но и обогатить их различными знаниями, способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления. Планирование разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.

Для того, чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, необходимо планировать разнообразные виды деятельности, использовать разнообразные игры и наблюдения. Поэтому прогулка состоит из 5 составляющих : наблюдение, подвижная игра, сюжетно – ролевая игра, труд, индивидуальная работа с детьми. Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому вся деятельность организуется в игровой форме и соответствует определённой тематике .

Цель данной прогулки :

Формировать и закреплять знания детей об осени , изменениях происходящих в природе.

Развивать у детей быстроту в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов) ; способность к замыслу; познавательный интерес; желание взаимодействовать в игре друг с другом. Воспитывать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Социально - коммуникативное» .

Предварительная работа :

Беседы по теме осень , чтение стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Все части прогулки были взаимосвязаны и чётко обозначены : наблюдение, труд, подвижная игра, сюжетно – ролевая игра, индивидуальная работа с детьми. Для всестороннего развития детей использовала следующие материалы и оборудование : детскую посуду для работы кафе, медицинскую аптечку для работы медпункта, картинки с изображением деревьев и овощей. Всё оборудование имело практическую направленность. Постоянно обращалась к имеющимся знаниям и опыту детей, давая им возможность самостоятельно выполнить задание. Во время прогулки использовала различные методы и приёмы : словесные – загадки, стихотворение, беседа словесная игра «С какого дерева листок» ; наглядные – наблюдение, дидактическая игра «Найди в каждой цепочке лишнее» ; практические – сбор осенних листьев для осенних поделок ; игровые методы – подвижная и сюжетно – ролевая игры. Использовала фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы организации детской деятельности. Дети испытывали интерес в течении всей прогулки .

Ход прогулки:

Дети парами проходят на участок.

1. Организационный момент.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, а как вы определили, что наступила осень , по каким признакам? (Ответы детей)

Воспитатель : Верно ребята. Наступили холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно;

2. Основная часть.

Наблюдение деревьев осенью .

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна .

В. Нирович

Воспитатель : Как изменяются деревья с наступлением осени ? (ответы детей)

Воспитатель : Как называется явление : «опадение осенних листьев » ? (ответы детей)

Воспитатель : Каких цветов бывают осенние листья ? (ответы детей)

Воспитатель : А как вы думаете, все ли деревья изменились? (ответы детей)

Воспитатель : Нет, не все деревья изменились. Хвойные деревья : ель, сосна, кедр не сбрасывают хвою на зиму, а остаются такими же зелёными.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет :

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета .

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

И. Семенова

Воспитатель : Ребята как вы думаете, про какое дерево я прочитала стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель : Да, про берёзу. Посмотрите на берёзку. Из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листья) Какой у неё ствол? (ответы детей)

Воспитатель : Берёза и отличается от других деревьев белым стволом. Поэтому её ещё называют белоствольной. На стволе есть чёрные горизонтальные полосы, которые называются чечевички. Через них берёза дышит.

3. Словесная игра «С какого дерева листок?»

С дуба –… дубовый,

С липы - … липовый,

С рябины - … рябиновый,

С осины - … осиновый,

С клена - … кленовый,

С березы - … березовый,

4. Трудовые поручения

Воспитатель : Ребята посмотрите, сколько красивых листьев у нас под ногами. А давайте сейчас соберём красивые листья и цветы для гербария и осенних поделок .

«Труд украшает человека» ,

«Без труда нет добра» ,

«Игра игрою, а дело делом»

Цель : воспитывать умение видеть красоту, трудолюбие.

Воспитатель : Мы с вами сказали, что наступила осень и перелётные птицы улетают в тёплые края. Давайте и мы с вами поиграем в игру.

5. Подвижная игра «Перелёт птиц»

Цель : Развивать быстроту бега, умение не наталкиваться друг на друга. Воспитывать дружеские отношения, желание соблюдать правила игры.

Описание игры : На одном конце площадки находятся дети - они птицы. На другом конце - пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы и т. д. ,- это деревья. По сигналу воспитателя : «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всей площадке; на следующий сигнал : «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет : «Буря прекратилась!» , дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по площадке («птицы продолжают свой полет» ).

6. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на поезде»

Цель : Закрепить знание детей о железнодорожном вокзале, о работе машиниста, проводника, диспетчера. Продумать маршрут путешествия. Развивать способность к замыслу, интерес к игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества, положительные эмоции. (На вокзале работает буфет, кассы, медпункт. Поезд – машинист, проводник. Диспетчер объявляет отправление. Путешествуем по остановкам : «Вокзал» , «Зоопарк» , «Планета улыбок» , «Вокзал» )

7. Индивидуальна работа

С Катей В, Полиной К, Артёмом Г, Матвеем Л, по познавательному развитию.

Дидактическая игра «Найти в каждой цепочке лишнее»

Ель, рябина, огурец, клен;

Тополь, береза, ромашка, дуб;

Рябина, черемуха, помидор, берёза;

Дуб, осина, картофель, липа.

С Егором П, Ангелиной В, Соней Ч индивидуальная работа по математическому развитию с помощью игры «Сосчитай сколько?»

Дети считают, сколько построек на нашем участке.

8. Заключительная часть.

Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?

В какие игры играли?

Что интересного вы запомнили?

Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу. После чего выстраиваю детей парами и веду в группу .