Конспект урока венецианская школа живописи. Презентация по мхк на тему " венецианская школа живописи"


Джорджоне, (1477–1510) "Юдифь", Эрмитаж "Спящая Венера» 1507г. Главную роль в творчестве Джорджоне играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами. Джорджоне считают родоначальником станковой живописи. Его манера оказала воздействие на живопись венецианской школы, получила развитие у его ученика Тициана.


Сельский концерт


Джорджоне. Гроза.Около


Тициан Вечеллио (1476/77годы–1576) В основе колорита Тициана - Золотистая цветовая гамма, которая строится на тонких оттенках цветов. Кого современники называли «живописцем королей и королём живописцев» и почему? "Венера Урбинская", 1538 г.


Мифологические сцены для "комнаты гипсовых отливок" Альфонсо д"Эсте в Кастелло (Феррара). Вакх и Ариадна


Вознесение Богоматери (Ассунта)




"Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг. «Портрет Карла V» КОЛОРИТ – гармония различных цветов картины.


Маньеризм (от maniera – прием, манера), течение, отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника. -динамичная композиция, -подчеркнутая экспрессия декора, -стремление к сценическим эффектам. Маньеризм предопределил рождение стиля барокко. Якопо Тинторетто ()


Битва архангела Михаила с сатаной Вторая половина 16 века Тинторетто, Якопо [


Веронезе, Паоло





Умение гармонично связать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио, пронизанных чувством растворения в природе, отмеченных классической ясностью форм и общей композиции Капра или "Ротонда" близ Виченцы; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо,1560–1570 гг. Самая знаменитая вилла "Ротонда" – первое центрально-купольное здание светского назначения.

Слайд 2

Слайд 3

Уникальные природные условия во многом определили характерные особенности венецианской архитектуры. Город, расположенный на 118 островах, разделен 160 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижимаются друг к другу.

Слайд 4

В объеме чудной панорамы
Плавучие дворцы и храмы,
Как бы на якоре суда,
Как будто ждут, чтоб ветр попутной
Расшевелил их паруса!
Глядит задумчиво и смутно
Дворцов маститая краса!
На их стенах столетий почерк,
Но нет их прелестям цены,
Когда рисуется их очерк
Под белым заревом луны.
Резец твердыням этим мрачным
Дал мягкость, выпуклость и грань,
И словно кружевом прозрачным
Сквозит их каменная ткань.
Как все таинственно, как странно
В сем царстве дивной красоты:
На все ложится постоянно
Тень поэтической мечты...

П.А. Вяземский. «Фотография Венеции»

Слайд 5

При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486- 1570), ученика Браманте, было завершено формирование города. Он выстроил здесь здание новой библиотеки Сан-Марко. Двухэтажное сооружение с ажурным фасадом было оформлено античными ордерными аркадами. В первом этаже за галереей находились торговые помещения, а во втором - собственно библиотека. Большие арки, скульптурные украшения, рельефы на фризах - все это придает зданию особую нарядность и праздничность.

Слайд 6

Якопо Сансовино.

Библиотека Сан-Марко. 1536 г. Венеция

Слайд 7

Слайд 8

Якопо Сансовино Библиотека Сан-Марко 1536г Венеция.

Слайд 9

Андреи Палладио.Вилла «Ротонда». 1551-1567 гг

  • Слайд 10

    Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (1508-1580), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой.

    Слайд 11

    Дворец Дожей в Венеции

    Слайд 12

    Дворец Дожей в Венеции

    Во дворце располагались не только домашние покои главы города-Дожа. Но и городской и судебный залы, тюрьма. А также гигантская Зала дель Маджорио Консильо - резиденция выбранных народных представителей венецианского парламента.

    Ажурный орнамент в виде решётки производит впечатление восточного, но открытие фасада посредством аркад уже имело в Венеции долгую традицию, достигшую расцвета в строительстве дворцов поздней готики.

    Слайд 13

    Слайд 14

    Ка д,Оро. Венеция. 1421-1440гг

    «Золотой дом»- так переводится Ка д,Оро – одна из самых старых построек Венеции. Он был сооружён по приказу Мариино Контарини, прокурора собора Сан Марко. Название его возникло потому, что первоначально орнамент и скульптурные украшения были позалочены. Впечатление ещё более усиливалось тем, что сияющий синими и красными цветами дом отражался в водах канала.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Джованни Беллини (ок. 1430-1516)

    Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини (ок. 1430-1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Он создал множество картин с изображением мадонн, простых и серьезных, немного задумчивых и всегда печальных. Ему принадлежит ряд портретов современников - именитых граждан Венеции, мечтавших видеть себя запечатленными на полотнах великого мастера.

    Слайд 18

    Вглядитесь в предельно выразительные черты дожа Леонардо Лоредано - главы правительства Венецианской Республики. Сосредоточенный и спокойный, дож изображен с мельчайшими подробностями - от глубоких морщин на старческом лице до богатой парчи одежды. Тонкие черты лица, плотно сжатые губы выдают замкнутость его натуры. Холодные тона парадного облачения четко выступают на лазоревом фоне. Художник мастерски сумел воплотить черты человека, вошедшего в историю как гонитель науки и просвещения.

    • Джованни Беллини.
    • Портрет дожа Леонардо Лоредано. 1501г
    • Национальная галерея, Лондон
  • Слайд 19

    Беллини было множество учеников, которым он щедро передавал свой богатый творческий опыт. Среди них особо выделялись два художника - Джорджоне и Тициан.

    Жизнь Джорджоне (1476/1477-1510),окутана тайной, была короткой и яркой. В мастерстве он соперничал с самим Леонардо. По свидетельству Вазари,

    «природа наделила его талантом столь легким и счастливым, его колорит в масле и фреске был то живым и ярким, то иногда мягким и ровным и настолько растушеванным в переходах от свет; к тени, что многие из тогдашних мастеров признавали в нем художника, рожденного для того, чтобы вдохнуть жизнь в фигуры...»

    Слайд 20

    Джорджоне. Юдифь. 1502 г

    Слайд 21

    Прекрасная и кроткая Юдифь вовсе не воинственна. Ее взор обращен к земле, а в cми-ренной позе нет и намека на жестокость и насилия. Напротив, она воспринимается как олицетворена высшей справедливости и милосердия.

    Неужели художник забыл о библейском сюжете? Единственное, что напоминает о нем, - это жуткий трофей, который Юдифь осторожно попирает ногой! Нам трудно поверить, что эта женщина могла совершить столь жестокое убийство. Юдифь не наслаждается одержанной победой, а прикрыла глаза и слушает, слегка улыбаясь уголками губ. В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство,кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.

    Настроение картины усиливает лирический пeйзаж. Нежный воздушный фон, едва розовеющее утреннее небо, мощный ствол дерева, срезанного краем рамы, тщательно прорисованная растительность призваны создать элегичное настроение и привлечь внимание к психологическому аспекту библейской легенды.

    Джорджоне. Юдифь. 1502 г.

    Слайд 22

    Подлинным шедевром творчества Джорджоне является «Спящая Венера» - один из самых совершенных женских образов эпохи Возрождения. Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале лежит античная богиня любви и красоты Венера.

    Джорджоне. Спящая Венера. 1507"-1508 гг.

    Слайд 23

    Джорджоне. Спящая Венера. 1507"-1508 гг.Картинная галерея, Дрезден

    Она безмятежно спит. Особую возвышенность и целомудрие этому образу придает картина природы. За спиной Венеры, на горизонте, - просторное небо с белыми облаками, невысокая гряда голубых гор, пологая тропа, ведущая на поросший растительностью холм. Отвесная скала, причудливый профиль холма, вторящий очертаниям фигуры богини, группа кажущихся необитаемыми строений, травы и цветы на лугу тщательно выполнены художником. Глядя на эту картину, хочется повторить вслед за А. С. Пушкиным:

    Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей. Она покоится стыдливо В красе торжественной своей.

    Под впечатлением от «Спящей Венеры» Джорджоне художники разных поколений - Тициан и Дюрер, Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Гоген и Мане - создали свои произведения на этот сюжет.

    Слайд 24

    Художественный мир Тициана

    Испанский художник XVII в. Диего Веласкес писал:

    «В Венеции - все совершенство красоты! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является Тициан».

    Тициан прожил долгую (почти век!) жизнь (1477-1576)и завоевал всемирную славу наравне с другими титанами Высокого Возрождения. Его современниками были Колумб и Коперник, Шекспир и Джордано Бруно. В девять лет он был отдан в мастерскую мозаичиста, учился в Венеции у Беллини, позднее стал помощником Джорджоне. Обширно творческое наследие художника, обладавшего кипучим темпераментом и удивительным трудолюбием. Работая в самых различных жанрах, он сумел выразить дух и настроение своей эпохи.

    Слайд 25

    Тициан. Автопортрет. 1567-1568 гг. Прадо, Мадрид

    Слайд 26

    Каким был Тициан? Посмотрите на его автопортрет (1567-1568), выполненный в 90-летнем возрасте. Мы видим высокого старика с крупными мужественными чертами лица. Он чуть ссутулился под тяжестью темной складчатой одежды. Узкая полоска воротника врезается, как луч, в пышную серебристую бороду. Черная шапочка подчеркивает напряженность его крепкого профиля. Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть. Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. Художник подался вперед, как будто вглядываясь в лицо собеседника. Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудренного жизненным опытом. Черное одеяние богато и изысканно, оно гармонично сочетается с серебристой гаммой общего колорита.

    О мастерстве колорита Тициана написано великое множество исследований.

    Автопортрет. 67-1568 гг. Прадо, Мадрид

    «В колорите он не имеет себе равных... он идет в ногу с самой природой. В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе» (Л. Дольче).

    Слайд 27

    «Венера Урбинская»

    Венера Урбинская, 1538 г.

    Галерея. Уффици,Флоренция

    Слайд 28

    «Венера Урбинская»- подлинный шедевр художника. Об этой картине современники говорили, что Тициан, в отличие от Джорджоне, под влиянием которого он, безусловно, находился, «раскрыл глаза Венере и мы увидели влажный взор влюбленной женщины, обещающей большое счастье». Действительно, он воспел сияющую красоту женщины, написав ее в интерьере богатого венецианского дома. На заднем плане две служанки заняты домашними делами: они вынимают из большого сундука туалеты для своей госпожи. В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. Все обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно-символично.

    Слайд 29

    Прекрасно лицо лежащей на спальном ложе женщины. Горделиво и спокойно смотрит она прямо на зрителя, ничуть не смущаясь своей ослепительной красоты. На ее теле почти нет теней, а смятая простыня лишь подчеркивает грациозную стройность и теплоту ее упругого тела. Красная ткань под простыней, красная занавеска, красная одежда одной из служанок, ковры такого же цвета создают горячий и трепетный колорит.

    Картина полна символики. Венера - богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Ваза с миртом на окне символизирует постоянство, роза в руке у Венеры - знак долгой любви, а свернувшаяся у ее ног собачка - традиционный символ верности.

    Слайд 30

    «Кающаяся Мария Магдалина»

    В картине Тициана «Кающаяся МарияМагдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу. Ее заплаканное лицо, волны густых распущенных волос, выразительный жест прижатой к груди красивой руки, простые одежды написаны художником с особой тщательностью и мастерством. Рядом изображены стеклянный кувшин и череп - символическое напоминание о быстротечности земной жизни и смерти. Мрачное грозовое небо, скалистые горы и раскачивающиеся от ветра деревья подчеркивают драматизм происходящего.

    Кающаяся Мария Магдалина. Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Слайд 31

    Слайд 32

    «Портрет юноши с перчаткой» - одно из лучших творений Тициана. Преобладающие строгие, темные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому. Несомненно, перед нами одухотворенная личность, которой присущи интеллект, благородстви в то же время - горечь сомнений и разочарований. В глазах юноши тревожное раздумье о жизни, душевное смятение человека смелого и решительного. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я».

    В последние годы жизни, в совершенстве овладев стихией цвета, Тициан работал в особой манере. Вот как рассказывал об этом один из его учеников:о

    Слайд 33

    Тициан работал в особой манере. Вот как рассказывал об этом один из его учеников:

    «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей... фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью либо в чистом красном тоне", который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех цветов вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры... Последние ретуши он наводил легкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место... К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».

    Слайд 34

    Семенкова Наталья Станиславовна

    МОУ «Сосновская СОШ»

    Посмотреть все слайды

    Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 07.08.2014 11:19 Просмотров: 7767

    Наследие венецианской школы живописи составляет ярчайшую страницу в истории итальянского Возрождения.

    Венеция была одним из ведущих центров итальянской культуры. Она считается одной из главных итальянских живописных школ. Расцвет Венецианской школы относят к XV-XVI вв.
    Что означает название «Венецианская школа»?
    В то время в Венеции творили многие итальянские художники, объединённые общими художественными принципами. Эти принципы – яркие колористические приёмы, владение пластикой масляной живописи, умение видеть жизнеутверждающий смысл природы и саму жизнь в её самых чудесных проявлениях. Венецианцам были свойственны вкус ко всему неповторимому, эмоциональное богатство восприятия, восхищение физическим, материальным многообразием мира. В то время, когда раздробленную Италию раздирали распри, Венеция процветала и тихо плыла по глади вод и жизненного пространства, как бы не замечая всей сложности бытия или не задумываясь особо над ней, в отличие от Высокого Возрождения, творчество которого питалось мыслями и сложными исканиями.
    Ярких представителей Венецианской школы живописи довольно много: Паоло Венециано, Лоренцо Венециано, Донато Венециано, Катарино Венециано, Никколо Семитеколо, Якобелло Альбереньо, Николо ди Пьетро, Якобелло дель Фьоре, Якопо Беллини, Антонио Виварини, Бартоломео Виварини, Джентиле Беллини, Джованни Беллини, Джакометто Венециано, Карло Кривелли, Витторио Кривелли, Альвизе Виварини, Ладзаро Бастиани, Карпаччо, Чима да Конельяно, Франческо ди Симоне да Сантакроче, Тициан, Джорджоне, Пальма Веккио, Лоренцо Лотто, Себастьяно дель Пьомбо, Якопо Бассано, Тинторетто, Паоло Веронезе.
    Расскажем лишь о некоторых из них.

    Паоло Венециано (до 1333-после 1358)

    Паоло Венециано «Мадонна с младенцем» (1354), Лувр
    Его считают одним из основателей венецианской художественной школы. Все в семье Паоло Венециано были художниками: его отец и сыновья: Марко, Лука и Джованни.

    В творчестве Паоло Венециано ещё присутствуют черты византийской живописи: золотой фон и яркий колорит, а позже – черты готики .
    Художник создал собственную художественную мастерскую, в которой занимался в основном мозаикой, украшая соборы. Последним подписанным произведением художника является алтарь «Коронация».

    Тициан (1488/1490-1576)

    Тициан «Автопортрет» (около 1567)
    Тициа́н Вече́ллио – итальянский живописец эпохи Возрождения. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, а также портреты. Уже в возрасте 30 лет он был известен как лучший живописец Венеции.
    Тициан родился в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. Точная дата его рождения неизвестна.
    В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию, там познакомился с представителями венецианской школы и учился у них. Первыми работами Тициана, выполненными совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.
    Стиль Тициана того времени очень похож на стиль Джорджоне, он даже дописывал за него картины, которые остались незавершёнными (Джорджоне умер молодым от свирепствовавшей в то время в Венеции чумы).
    Кисти Тициана принадлежит много женских портретов и изображений мадонн. Они полны жизненной силы, яркости чувств и спокойной радости. Краски чисты и наполнены цветом. Известные картины того времени: «Цыганская мадонна» (около 1511), «Любовь земная и Любовь небесная» (1514), «Женщина с зеркалом» (около 1514).

    Тициан «Любовь земная и Любовь небесная». Холст, масло, 118х279 см. Галерея Богезе, Рим
    Эта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарём Совета десяти Венецианской республики, она была его свадебным подарком невесте. Современное название картины начало употребляться 200 лет спустя, а до этого у неё были различные названия. О сюжете у искусствоведов нет единого мнения. На фоне закатного пейзажа у источника сидят богато одетая венецианка, придерживающая левой рукой мандолину, и обнажённая Венера, держащая чашу с огнём. Крылатый амур играет с водой. Всё в этой картине подчинено чувству всепобеждающей любви и красоты.
    Стиль Тициана вырабатывался постепенно, по мере изучения им работ великих мастеров Возрождения Рафаэля и Микеланджело. Его портретное искусство достигает расцвета: он был очень прозорлив и умел увидеть и изобразить противоречивые черты характеров людей: уверенность, гордость и достоинство, сочетавшиеся с подозрительностью, лицемерием и лживостью. Умел найти правильное композиционное решение, позу, выражение лица, движение, жест. Им создано много картин на библейские сюжеты.

    Тициан «Се человек» (1543). Холст, масло. 242х361 см. Музей истории искусств, Вена
    Эта картина считается шедевром Тициана. Она написана на евангельский сюжет, но художник умело переносит евангельские события в действительность. На ступенях лестницы стоит Пилат и со словами «се человек» предаёт Христа на растерзание толпе, в которой находятся воины и юноши знатного рода, всадники и даже женщины с детьми. И только один человек осознаёт весь ужас происходящего – юноша в левом нижнем углу картины. Но он никто перед теми, кто имеет власть над Христом в данный момент...
    К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. К последним шедеврам художника относятся картины «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х).
    На картине «Пьета» изображена Дева Мария, поддерживающая тело Христа с помощью коленопреклонённого Никодима. Слева от них стоит Мария Магдалина. Эти фигуры образуют идеальный треугольник. Картина «Пьета» считается последним произведением художника. Она была закончена Джакомо Пальма-младшим. Предполагают, что в образе Никодима Тициан изобразил себя.

    Тициан «Пьета» (1575-1576). Холст, масло. 389х351 см. Галерея академии, Венеция
    В 1575 г. в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мертвым с кистью в руке.
    Закон предписывал сжигать тела умерших от чумы, но Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
    На его могиле высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли –
    соперник Зевсов и Апеллесов»

    Джорджоне (1476/1477-1510)

    Джорджоне «Автопортрет» (1500-1510)
    Ещё один представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
    Его полное имя – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по названию небольшого городка недалеко от Венеции. Был учеником Джованни Беллини. Он первым из итальянских живописцев в религиозных, мифологических и исторических картинах ввёл пейзаж, красивый и поэтический. Работал в основном в Венеции: писал здесь надпрестольные образа, выполнял многочисленные портретные заказы, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов по обычаю того времени. Умер от чумы.
    В его творчестве отмечают умелое владение светом и цветом, умение выполнять плавные цветовые переходы и создавать мягкие очертания предметов. Несмотря на то, что он умер совсем молодым, многие известные венецианские художники считаются его учениками, в том числе и Тициан.
    Одной из самых известных картин Джорджоне считается «Юдифь». Кстати, это единственная картина художника, находящаяся в России.

    Джорджоне «Юдифь» (около 1504). Холст (переведена с доски), масло. 144х68 см. Государственный Эрмитаж, Петербург
    Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства по библейскому сюжету на тему истории Юдифи и Олоферна. Полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполнял его повеление «свершить... отмщение всей земле». В Месопотамии он разрушил все города, выжег все посевы и перебил мужчин, а затем осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Она пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна, а когда полководец заснул, отсекла ему голову. Войско без руководителя не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
    Джорджоне создал не кровавую, а умиротворённую картину: Юдифь держит в правой руке меч, а левой опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. Вдали открывается мирный пейзаж, символизируя гармонию природы.

    Тинторетто (1518/19-1594)

    Тинторетто «Автопортрет»

    Настоящее его имя – Я́копо Робу́сти. Был живописцем венецианской школы позднего Ренессанса.
    Родился в Венеции и прозвище Тинторетто (маленький красильщик) получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Рано обнаружил способность к живописи. Некоторое время был учеником Тициана.
    Отличительными качествами его творчества были живая драматичность композиции, смелость рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок. Был щедрым и нестяжательным, мог работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски.
    Но иногда работы его отличались поспешностью, что можно объяснить огромным количеством заказов.
    Тинторетто преимущественно известен исторической живописью, а также портретами, из которых многие удивляют композицией фигур, выразительностью, силой красок.
    Свой художественный талант Тинторетто передал и детям: его дочь, Мариетта Робусти (1560-1590), успешно занималась портретной живописью. Сын, Доменико Робусти (1562-1637), также был художником, искусным портретистом.

    Тинторетто «Тайная вечеря» (1592-1594). Холст, масло. 365х568 см. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
    Картина была написана специально для венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре, где пребывает до настоящего времени. Смелая композиция картины помогла искусно изобразить земные и божественные детали. Сюжетом полотна является евангельский момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Действие происходит в бедной таверне, пространство её тонет в полумраке и кажется безграничным благодаря длинному столу. Художник прибегает к приёму контраста: на переднем плане справа изображены несколько предметов и фигур, не связанных с сюжетом, а верхняя часть полотна проникнута глубокой одухотворенностью и мистическим волнением.
    Ощущение чуда не затмевается видом пиршества. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Диагональ стола отделяет мир божественный от мира человеческого.
    Это полотно считается итоговым произведением творчества Тинторетто. Такое мастерство доступно лишь зрелому художнику.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Венецианская школа живописи Учитель МКОУ Бондаревская СОШ Пономарева Наталья Николаевна

    2 слайд

    Описание слайда:

    Джованни Беллини Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Портрет дожа Леонардо Лоредана ] Портрет дожа ЛеонардоЛореданабыл официально заказан Беллини как художнику Венецианской республики. В этом произведении дож изображен почти фронтально – вопреки существовавшей традиции изображать лица портретируемых в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Алтарь Святого Иова У подножия высокого трона, на котором торжественно восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая пришедших поклониться ей, - музицирующие ангелы (святой Иов считался одним из покровителей музыки). Фигуры выполнены в натуральную величину. Беллини расположил двух обнаженных святых, Джоббе и Себастьяна, по флангам трона Марии, рядом с ними - святых Иоанна Крестителя, Доминика и Людовика Тулузского. Архитектура и декор апсиды, по крытой золотой смальтой, напоминают собор Сан-Марко. На золотом фоне ясно читаются слова: «Аве, чистый цветок девственного целомудрия».

    5 слайд

    Описание слайда:

    Джорджоне. Джорджоне «Автопортрет» (1500-1510) Ещё один представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения. Его полное имя – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по названию небольшого городка недалеко от Венеции. Был учеником Джованни Беллини. Он первым из итальянских живописцев в религиозных, мифологических и исторических картинах ввёл пейзаж, красивый и поэтический

    6 слайд

    Описание слайда:

    Юдифь Юди́фь, или Иуди́фь (ивр. ‏יהודית‏‎‎‎ - Йеhуди́т, женский вариант имениИуда, «хвала Иегове») - персонаж ветхозаветной второканонической«Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен

    7 слайд

    Описание слайда:

    Спящая Венера в этом произведении с большой гуманистической полнотой и почти античной ясностью раскрылся идеал единства физической и духовной красоты человека. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Гроза. Главным персонажем этой картины выступает гроза. Задний план художник отвел блеску молниевидной стрелы, которая как змея блеснула в воздухе. Тут же справа и слева передний план отображает женскую и мужскую фигуры. Женщина кормит ребенка. На ней почти, что нет одежды. Картина полна многообразия. Живая природа дает о себе знать везде http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dzhordzhone-g

    9 слайд

    Описание слайда:

    Тициан Тициан «Автопортрет» (около 1567) Тициа́н Вече́ллио – итальянский живописец эпохи Возрождения. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, а также портреты. Уже в возрасте 30 лет он был известен как лучший живописец Венеции. Тициан родился в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. Точная дата его рождения неизвестна. В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию, там познакомился с представителями венецианской школы и учился у них. Первыми работами Тициана, выполненными совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Любовь Земная и Небесная Сюжет картины до сих пор вызывает споры среди искусствоведов. По мнению венского историка искусства XIX века Франца Викгофа сцена изображает встречу Венеры и Медеи, которую богиня уговаривает помочь Ясону. По другой версии, сюжет заимствован из популярной в то время книги Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила». На фоне закатного пейзажа у источника сидят богато одетая венецианка, придерживающая левой рукой мандолину и обнажённая Венера, держащая чашу с огнём. По мнению С. Дзуффи, одетая девушка олицетворяет любовь в браке; на брак указывают цвет её платья (белый), пояс, перчатки на руках, миртовый венок, венчающий её голову, распущенные волосы и розы. На заднем плане изображена пара кроликов - пожелание большого потомства. Это не портрет Лауры Багаротто, а аллегория счастливого брачного союза. / /

    11 слайд

    Описание слайда:

    Вакх и Ариадна Ариадну, покинутую Тесеем на острове Наксос, явился утешить Вакх. Тициан изображает момент первой встречи героев. Вакх выходит из лесной чащи со своей многочисленной свитой и устремляется к Ариадне, которая пугается его. В этой композиционно сложной сцене все персонажи и их действия объясняются античными текстами. Свита Вакха совершает свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, а сатир-малыш тащит за собой голову животного.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Кающаяся Мария Магдалина Тициано Вечеллио написал свое произведение «Кающаяся Мария Магдалина» на заказ в 60-х годах ХVІ века. Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Святой Себастьян «Святой Себастьян» - одно из лучших произведений живописца. Тициановский Себастьян - гордый христианский мученик, который, по легенде, был расстрелян из лука по приказу императора Диоклетиана за отказ поклониться языческим идолам. Мощное тело Себастьяна - воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям. Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя фактуру красок, рельефность мазков

    14 слайд

    Описание слайда:

    «Се человек» Эта картина считается шедевром Тициана. Она написана на евангельский сюжет, но художник умело переносит евангельские события в действительность. На ступенях лестницы стоит Пилат и со словами «се человек» предаёт Христа на растерзание толпе, в которой находятся воины и юноши знатного рода, всадники и даже женщины с детьми. И только один человек осознаёт весь ужас происходящего – юноша в левом нижнем углу картины. Но он никто перед теми, кто имеет власть над Христом в данный момент... 1543). Холст, масло. 242х361 см. Музей истории искусств, Вена

    15 слайд

    Описание слайда:

    Тинторетто (1518/19-1594) Тинторетто «Автопортрет» Настоящее его имя – Я́копо Робу́сти. Был живописцем венецианской школы позднего Ренессанса. Родился в Венеции и прозвище Тинторетто (маленький красильщик) получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Рано обнаружил способность к живописи. Некоторое время был учеником Тициана. Отличительными качествами его творчества были живая драматичность композиции, смелость рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок.

    16 слайд

    Паоло Веронезе аоло Веронезе роди лся в 1528 году в Вероне. В семье был пятым сыном. Учился у своего дяди венецианского художника Бадиле, работал в Вероне и Мантуе. В 1553 году Веронезе занимался украшением Дворца дожей. В возрасте 27 лет был призван в Венециюдля украшения ризницы церкви им.Стасенко. В 1560 году Веронезе посещает Рим, где занимается росписью Вероники святой в селении Мазер близ Виченцы. В 1566 г. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. В 1573 году Веронезе был обвинен судом инквизиции, но сумел оправдаться и был принужден только исправить и исключить некоторые фигуры в одной из своих картин

    18 слайд

    Описание слайда:

    Оплакивание Христа Он сделал композицию лаконичной и простой, что усилило выразительность составляющих ее трех фигур: мертвого Христа, склоненной над ним богоматери и ангела. Неяркие приглушенные краски сочетаются в красивую гамму зеленоватых, лиловато-вишневых, серо-белых тонов, мягко переливающихся в светах и как бы угасающих в тенях. Веронезе написал Оплакивание» для церкви Сан Джованни э Паоло в Венеции между 1576 и 1582 годами. В первой половине XVII века его купил английский король Карл I. Впоследствии картину в церкви заменили копией работы Алессандро Варотари (Падованино).

    С начала 16века Венеция
    выдвигается в число важнейших
    культурных центров Европы.

    Джорджоне
    (1476-1510)
    34 года
    Джорджо
    Барбарелли да
    Кастельфранко
    родоначальник
    искусства
    Высокого
    Возрождения.

    Джорджоне реформировал
    венецианскую школу подобно тому,
    как это сделал Леонардо да Винчи в
    Средней Италии. В Венеции он
    выступил как новатор, не имевший
    предшественников. В отличии от
    мастеров 15 века, работавших
    преимущественно по заказам церкви,
    пишет исключительно картины на
    мифологические и литературные
    темы, портреты, вводит в живопись
    пейзаж и изображение обнаженного
    тела.

    Из всех средств выражения, имеющихся в
    распоряжении живописи, он отдавал
    предпочтение цвету. В передаче
    пространства он опирался не столько на
    линейную, сколько на воздушную
    перспективу, фиксируя тонкие переходы
    цветов по мере удаления от глаз зрителя, а
    в изображении объемных форм искал
    цветовые отношения между освещенными
    и затененными частями.
    Благодаря этому его картины создают
    ощущение воздушной среды,
    обволакивающей и объединяющей все
    предметы, а в изображении обнаженного
    тела он умеет уловить его трепетность и
    теплоту.

    «Юдифь» 1504 -
    единственная
    находящаяся в России
    картина Джорджоне.
    Хранится
    в Государственном
    Эрмитаже.

    К числу ранних картин художника
    относится «Юдифь». В отличии от мастеров
    Флоренции Джорджоне решает эту тему не
    в героическом, а в лирическом плане. В
    своей Юдифи он воплотил идеал чистой и
    прекрасной женщины. Он изобразил ее не
    в момент действия, но тогда, когда подвиг
    уже совершен и она стоит, погруженная в
    задумчивость, опираясь на
    поблескивающий меч. Для создания
    настроения художник тонко использует
    эмоциональную выразительность цвета.
    теплые тона одежды и тела Юдифи
    выделяется на фоне синего неба и
    холодных зеленных оттенков травы и
    отрубленной головы Олоферна.

    «Спящая Венера» 1510
    картина венецианского художника Джорджоне,
    написанная им незадолго до смерти.

    Целомудренный и прекрасный образ античной
    богини любви и красоты. Нежность овала
    лица, поразительная чистота и плавность
    линий, тонкость цветовых отношений,
    строящихся на сопротивлении теплых тонов
    тела, синевато- серых оттенков простыни,
    густого винно-красного цвета ткани у
    изголовья, контрастирующего с зеленью
    травы и деревьев- все было новым в этой
    картине, первой в большом ряду подобных
    изображений в европейском искусстве.
    Картина была закончена Тицианом, который
    дописал пейзаж, а также изобразил у ног
    Венеры купидона, впоследствии исчезнувшего
    во время реставрации картины.

    ТИЦИАН 1477-1576
    99 лет
    Тициа́н Вече́ллио
    После смерти
    Джорджоне
    ведущим
    мастером
    венецианской
    школы
    становится
    Тициан.

    Если Джорджоне положил начало искусству
    Высокого Возрождения в Венеции, то
    расцвета оно достигает в творчестве Тициана.
    Во многих отношениях он является
    продолжателем Джорджоне. Так, в творчестве
    его получили развитие введенные Джорджоне
    сюжеты, заимствованные из литературы и
    мифологии, а так же пейзажи и портреты. Как
    и Джорджоне, он много писал нагое тело,
    стремясь передать его трепетность и теплоту.
    И все же характер искусства Тициана иной.
    Свойственный произведениями Джорджоне
    налет романтики и мечтательности сменяется
    у него более земным, полнокровным
    жизнерадостными чувством.

    Композиции его богаче и
    разнообразнее, в его зрелых
    произведениях звучит величавый
    пафос искусства Высокого
    Возрождения. В еще большей
    степени, чем Джорджоне, он делает
    цвет главным организующим
    началом в картине, причем в зрелых
    работах приходит к новому
    пониманию формы, строящейся не на
    светотеневых, а на цветовых
    отношениях.

    «Любовь земная и Любовь небесная» (1514)
    Это самая знаменитая и изысканная из
    романтических сцен, написанных молодым
    Тицианом.
    Сюжет полотна допускает множество толкований. На
    картине две необыкновенно похожих друг на друга
    женщины (одна одета, а другая обнажена) сидят по краям
    резного каменного фонтана. Фоном служит спокойный
    пейзаж.

    ОДНА ИЗ ВЕРСИИ: Герб в центре фонтана
    (прямо над трубой из которой льется вода)
    принадлежит известному чиновнику
    Никколо Аурелио. Картина написана к его
    свадьбе с Лаурой Багаротто. Женщина
    слева, одетая в белое платье
    символизирует невесту, а обнаженная
    героиня- богиня любви Венера. Богиня
    обращается к Лауре,словно желая
    посвятить ее в тайны любви.
    Но каким бы ни был замысел Тициана, ему
    удалось создать произведение,
    поражающее гармонией композиции,
    лучащейся теплотой цвета и
    удивительными контрастами.

    Вакх и Ариадна 1520-1523

    Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис)
    появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого
    взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами.
    Ариадна была только что брошена греческим
    героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё
    виднеется вдали. На полотне запечатлён момент
    испуга Ариадны от внезапного появления бога. По
    легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в
    созвездие Корона, которое символически изображено
    на картине (в небе над Ариадной).
    Композиция разделена по диагонали на два
    треугольника: один - неподвижное голубое небо, для
    которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с
    двумя влюблёнными и второй - полный движения
    ландшафт в зелёных и коричневых тонах с
    персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно,
    что среди фигур, сопровождающих колесницу,
    выделяется одна, очевидно, навеянная
    скульптурой Лаокоон и его сыновья, найденной
    незадолго до написания картины в 1506 году.

    «Динарий кесаря»
    1516 года
    Ещё в конце XV века
    Леонардо
    противопоставляет в
    своей Тайной
    вечере человеческо
    е благородство и
    человеческую
    низость. Тициан,
    остро чувствовавший
    своё время, не мог
    не заметить эти
    противоречия.

    Сюжет картины отображает момент, когда фарисеи,
    недовольные разоблачениями со стороны Христа, решили
    погубить его. Но испугавшись сами убивать Христа, решили
    сделать это руками римлян. Для этого фарисеи придумали
    хитрый план. Они подослали одного из фарисеев к Христу с
    серебряной монетой - динарием.
    Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя
    картину почти целиком, выделяется на тёмном фоне.
    Если в образе Христа преобладает идеально-возвышенное
    начало, то в облике фарисея решительно подчёркнута некая
    его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла
    и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто.
    Тему встречи двух противоположных миров, мира
    возвышенных идеалов и реальной действительности,
    словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь,
    выразительный контраст тонкой руки Христа, которая
    никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос,
    и мощной руки фарисея, крепко сжавшей серебряный
    динарий.

    Портрет
    папы Павла
    III с
    Алессандро
    и Оттавио
    Фарнезе
    Впервые
    написанного в
    жанре
    группового
    портера.
    1546 г.

    Кающаяся Мария
    Магдалина 1565
    Полотно с
    изображением Марии
    Магдалины было
    заказано Тициану в
    середине 1560-х годов.
    Для этой картины
    художнику позировала
    Джулия Фестина. Когда
    картина была готова,
    она была
    показана герцогу
    Гонзага, которому она
    так понравилась, что он
    заказал копию. После
    этого Тициан сделал
    ещё несколько копий,
    меняя наклон головы и
    положение рук
    женщины, а также
    пейзажный фон
    картины.

    Паоло Веронезе
    1528-1588
    60 лет
    Паоло Веронезе
    родился в Вероне. В
    семье был пятым
    сыном. Учился у
    венецианского
    художника Бадиле,
    работал в Вероне
    и Мантуе.
    В 1566 г. женился на
    дочери своего учителя
    Антонио Бадиле. Умер
    Паоло Веронезе от
    воспаления лёгких в
    Венеции. Был
    похоронен в церкви
    Святого Себастьяна.

    Паоло Кальяри (Веронезе), Это был
    необычайно одаренный художник - в
    25 лет он уже прославился
    росписями для венецианского Дворца
    Дожей. Паоло быстро завоевывал
    художественный Олимп Венеции,
    демонстрируя в своих работах
    богатство и гармонию красочной
    палитры, безупречный рисунок,
    прекрасное чувство композиции. Как
    и большинство художников его
    времени, Веронезе писал в основном
    картины на религиозные и
    мифологические сюжеты.

    "Поклонение волхвов" 1573

    Маленькая (45х34 см) картина это
    уникальное произведение. Его можно
    увеличить до размеров фрески, и оно
    не потеряет своих художественных
    достоинств. Веронезе воссоздал один
    из самых значительных моментов
    жизни Христа.
    Оно было написано для церкви СанСильвестро в Венеции и оставалось
    там, пока в XIX веке ее не
    перестроили. «Поклонение волхвов» это не алтарный образ, картина
    висела на стене нефа рядом с
    алтарем братства святого Иосифа.

    Трое явившихся с Востока волхвов, следуя за путеводной
    звездой, отыскали Марию с Младенцем в Вифлееме. В
    эпоху Возрождения художники и Веронезе в частности,
    часто рисовали дом, в котором родила Дева Мария. Этот дом
    выглядит как обветшалая постройка и символизирует
    Ветхий Завет. Христос явился на землю, чтобы заменить его
    на Новый завет. На картине видно, что этот «дом» пристроен
    к развалинам величественного здания в классическом
    стиле с триумфальной аркой на заднем плане - указание на
    Рим. На переднем плане - волхвы со свитой. Помимо
    евангельских персонажей Веронезе, как обычно, вводит в
    сцену множество других участников, превращая совершенно
    в своем стиле возвышенный акт поклонения Младенцу (то
    есть признания Его Божественной природы) в пышное
    празднество.
    Доминирующей в картине диагонали, которую образует
    льющийся с небес поток света с фигурками ангелов на нем,
    «отзывается» другая, прочерченная под прямым углом к
    этому лучу - из фигур волхвов. Мадонна с Младенцем
    находятся на пересечении линий - замечательное и
    уникальное композиционное решение.

    «Брак в Кане Галилейской»

    «Брак в Кане Галилейской» - картина по
    мотиву известного евангельского сюжета о
    превращении Иисусом воды в вино.
    На картине изображено около 130 фигур,
    среди которых позднейшая традиция
    выделяла портреты известных правителей
    эпохи Возрождения, таких как Карл
    V, Франциск I, Сулейман
    Великолепный, Мария I, и другие.
    В образе музыкантов на первом плане
    Веронезе запечатлел знаменитых
    венецианских живописцев -
    Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя в
    белых одеждах.
    Картина была выполнена по
    заказу бенедиктинцев Сан-Джорджо
    Маджоре в Венеции для трапезной аббатства.

    Одна из лучших и известных
    работ живописца – «Триумф
    Венеции», огромная картина
    овальной формы, которая и по
    сей день украшает потолок
    Большого зала Совета во
    Дворце дожей.
    Сюжет работы величественен
    и помпезен – небесный Ангел
    коронует Венецию. Вокруг
    главных героев расположены
    фигуры людей, аллегорически
    указывающие на все
    добродетели Венецианской
    республики, которые
    обеспечивают её процветание
    и славу.
    Примечательны в работе два
    момента – фигура ангела,
    которая изображена в очень
    сложно ракурсе, и цветовое
    решение. Богатый цветовой
    колорит присущий стилю
    Веронезе в общем до сих пор
    вызывает восхищение.

    Тинторетто
    (Якопо
    Робусти)
    1519-1594
    75 лет

    Тинторетто был сыном красильщика
    шелка. Он не прошел обычного
    обучения в мастерской живописца и
    был самоучкой (искусствоведы
    называют только одно имя учителяТициан, но проучился только
    несколько дней.) Тинторетто с
    большим рвением изучал творение
    великих мастеров Возрождения
    (Тициан и Микеланджело).

    Чудо святого Марка
    1547-1548

    Скуола Гранде ди Сан-Марко, богатое и могущественное
    объединение торговцев специями, также украшала свои
    помещения сценами из жизни святых. Для нее
    тридцатилетний Тинторетто исполнил композицию «Чудо
    святого Марка», снискав свой первый безусловный успех.
    Ко времени создания полотна в венецианской живописи
    произошли существенные перемены. Тинторетто, младший
    современник Джорджоне, Тициана и великих мастеров
    Высокого Возрождения Центральной Италии, не только
    усвоил их уроки («рисунок Микеланджело, колорит
    Тициана»).
    Именно в «Чуде святого Марка» (апостол освобождает
    раба-христианина от пытки) исследователи обнаруживают
    первое триумфальное проявление независимой ни от каких
    влияний манеры Тинторетто.
    Что касается особенностей живописного строя полотна, то
    беспокойная игра неестественного света, с помощью
    которой художник создает чудесную атмосферу, особенно
    заметна при сочной и смелой палитре костюмов
    персонажей.

    «Распятие» (1565-1588)
    Грандиозный размах дарования Тинторетто
    проявился в ансамбле Скуола ди Сан-Рокко. По
    стенам и потолкам этого двухэтажного помещения
    размещены громадные многофигурные
    композиции, в которых ощущается подлинная
    народная основа творчества Тинторетто.

    «Распятие»-монументальная
    композиция, изображающая толпы
    людей,
    смятенных
    и
    любопытствующих,
    скорбных
    и
    торжествующих при виде распятия. У
    самого подножия креста - группа
    близких,
    потрясенных
    видом
    открывшегося им страдания. И над
    всем этим морем людей, в сиянии
    зари высится крест с распятым
    Христом, как будто простирающим
    руки, охватывающие волнующийся,
    беспокойный мир.

    Происхождение Млечного Пути 1575-1580

    Сюжет для своей работы взял из греческой
    мифологии. Зевс захотел сделать
    бессмертным своего сына Геракла,
    рождённого от земной женщины. Для этого он
    погрузил в глубокий сон свою жену,
    богиню Геру, и приложил младенца к её груди,
    чтобы тот смог напиться божественного
    молока, дарующего бессмертие. Геракл, уже
    тогда отличавшийся невероятной силой, стал
    сосать молоко так энергично, что причинил
    Гере боль. Богиня оттолкнула младенца, капли
    молока пролились на небо и превратились
    в звёзды, из которых сложился Млечный
    Путь. Капли же молока, упавшие на землю,
    стали белоснежными лилиями.