Предсказания каких изобретений ошибочно приписываются ж верну. Предсказания жюль верна

Не удивляйтесь: Жюля Верна, писателя-фантаста, непревзойденного мечтателя и книжного путешественника, в среде любителей фантастики кое-кто действительно считает... пришельцем. Правда, не с других планет, а с других времен, из будущего. Или же из параллельного нам мира, это уже как кому по нраву. Иначе, как он в ХІХ веке мог спрогнозировать на будущее 108 открытий: технических, научных, и даже – социальных и политических?

И немногие сегодня считаются с одной незаметной, но важной деталью творческой биографии писателя: он детский писатель. Жюль Габриэль Верн родился на острове в устье реки Луары, похожем очертаниями на корабль, плывущий в открытое море. Как здесь не замечтаться о морских приключениях, дальних странах и вообще – о странствиях? Отец Жюля, Пьер Верн, был известным состоятельным адвокатом. Сыну желал, как заведено, того же – закончить лицей, переехать в Париж, стать лиценциатом юридической практики и, в конце концов, заменить отца в адвокатской конторе.

Но Жюль начал образование с частных уроков, которые давала вдова капитана парусного судна, не вернувшегося из плавания. От нее услышал много романтических историй. Потом хорошо учился в семинарии, был в десятке лучших учеников, а затем – оказался в лицее парижской Школы права. Дорога в родительскую контору была открыта. Но море! Портовый город Нант, его атмосфера, не могли не повлиять на развитие мальчишки. И повлияли! Когда ему было 11, за небольшие деньги уговорил своего друга Фройдо, который служил юнгой на одном из кораблей (его название было «Коралы»), который захватил воображение Жюля – поменяться местами и отправиться в неизвестные страны вместо него. И так бы и произошло, если бы отец не догнал парусник на паровом катере уже на выходе в открытое море.

А затем молодой Жюль Верн оказался в Париже. Что-то там все-таки было в воздухе, в атмосфере, в этом городе, если молодые люди, получив лицейные или университетские дипломы, бросались в водоворот литературы, поэзии, театра. Так произошло и с молодым новоиспеченным юристом, которого с тщетной надеждой на адвокатские практики поддерживал средствами отец Пьер. Поддерживал, чтобы юноша не «пустился в бега» в наполненном искушениями свободном городе, и посылал 100 франков в месяц. Но именно в это время состоялась встреча, которая перевернула всю жизнь Жюля и определила его путь на длинные десятилетия: знакомство с самим Александром Дюма! Дюма давно уже не писал сам – это делали за него «литературные подмастерья», вот он и искал себе таких грамотных, фантазеров. Несколько дней пробыл Жюль Верн в гостях у литературного монстра, в его замке «Монте-Кристо», а тот присматривался к гостю. И разошлись, оба удовлетворенные знакомством. «Э! – сказал себе Дюма. – Этот талантливый, с хорошим воображением парень не годится, он слишком самостоятельный.» «Э! – вскоре сказал себе Жюль Верн – если он придумал исторический роман, то и я придумаю такое, чего еще не было. Географический роман!»

Но первыми литературными попытками стали… водевильные пьески, которые Верн носил на показ Александру Дюма. Одну из них – «Сломаные соломинки» даже поставили в театре, которым владел Дюма. Но ни денег, ни славы, она не принесла. Жюль продолжал учиться – он сообразил: если не будет это делать, хотя бы формально изображать свое стремление к адвокатской мантии, не видеть ему от отца и тех 100 франков. Он и учился, и писал, а еще – перелистывал тонны научной и географической литературы в библиотеках и что-то старательно выписывал, начав создание своей знаменитой картотеки.

Мало того, за время, остававшееся до выхода первого романа, успел даже жениться. С вдовой Онорин, которая сначала спокойно восприняла и подъемы молодого мужа в пять утра (это осталось у него на всю жизнь), и поздние вечера при свечах с бумагами и рукописями. А он продолжил и свои странные знакомства. То был Дюма, а здесь еще встретился старый, слепой путешественник Жак Араго, который длинными вечерами «забивал баки» молодому то ли адвокату, то ли брокеру, или может, журналисту, рассказывая о своих приключениях в неизведанных странах. Жюль запоминал и записывал. Он начал писать – «научный» роман, даже не подозревая, что именно этим прославит себя. Потом в кругу знакомых появился знаменитый фотограф Надар, который увлекался аэронавтикой. Его рассказы так поразили начинающего-романиста, который твердо решил: первый роман будет о путешествии на воздушной пуле!

И еще одно знакомство, которое тоже определило последующую писательскую судьбу. В Париж после длинных политических скитаний и преследований прибыл из изгнания знаменитый издатель Гетцель. Роман «Пять недель на воздушном шаре» был написан, и Жюль дрожащими руками во время первой же встречи передал его издателю. Гетцель прочитал, и у него тоже задрожали руки: этот юноша нужен ему! Для дальновидных планов: он собирался издавать необычный для тех времен «Журнал воспитания и развлечений». Нужны были авторы, которые умели не только описывать приключения, но и делать это интересно, увлекательно, чтобы дети не только следили за событиями, но и попадали под определение научных исследований и достижений, которые ежедневно высыпались из научных лабораторий. Это был он!

Предвидения исполнились… почти все

Жюля Верна как литературное явление породил издатель Гетцель. И не пожалел, поскольку между ним и Жюлем возникли дружеские отношения, которые никогда не переходили границу деловых. Но потом были времена, когда разбогатевший Жюль Верн выручал Гетцеля в затруднении. Издатель сделал очень точный выбор. Уже первый роман смели с полок за несколько дней. Мало того: в этом романе начались те чудеса предвидения, которые сопровождали Верна и дальше. И, в конце концов, дали потомкам повод заподозрить его в том, что он вообще «не из этого мира и времени».

Что можно сказать о таком описании: «Инструмент, напоминающий большое пианино. Вы нажимаете на клавиши и сразу получаете данные любого характера, выполняете разные операции и расчеты…» Это же наш компьютер, не так ли? А между прочим, написал эти строки Жюль Верн в 1863 году в романе «Париж в 1968 году». В своем первом произведении он описал путешествие к истокам реки Нил, которые не были открыты! Там еще никто из людей не побывал, никто не видел озеро Виктория и знаменитого гигантского водопада на реке Замбези. Исследователи доберутся туда только через два года! А он – написал. И множество романов, в которых изображал такое, чего не было и вроде бы и быть не могло. А затем, через несколько десятилетий, все исполнялось – откуда он знал?

Так предвидел появление акваланга, подводного скафандра, электромобиля, гигантских подводных лодок, космических путешествий, регенерацию воздуха во время этих путешествий, видеосвязь и телевидение, гигантскую башню в центре Европы (Эйфелева появилась через 10 лет!), строительство Турксиба, местонахождение будущего американского космодрома на мысе Канаверал. Даже электрический стул для казни преступников описал задолго до его появления.

Откуда ему это извесно? О самолетах, вертолетах, электросварках, всепланетной телефонной связи, о факсе, в конечном итоге! О космических путешествиях. Или он и в самом деле – посланец из будущего? Причем иногда все, что он описывал, так не укладывалось в головы современников, что один из рассказов, написанный по просьбе американского газетного магната Беннета, просто запретили. И он увидел свет лишь в ХХ веке. А рассказ был очень интересным! Назывался «Один день американского журналиста в 2829 году». И описывалась там. Американская империя доллара, которая стала самой мощной в мире, и ей могли противостоять лишь Россия и Китай. Это так напоминает сегодняшние времена, что начинаешь понимать, почему американцы спрятали рукопись этого рассказа от человеческих глаз на долгие годы.

Нет смысла анализировать все романы Жюля Верна. Но известно, что после их прочтения, причем в детстве, сотни тысяч мальчиков и девочек нашли свою профессию, увлеклись путешествиями, замечтались о подчинении космоса и подводных глубин, решили стать инженерами. Он писал так, что издатель Гетцель уже после ознакомления со вторым романом предложил контракт на 20 лет! При условии, что писатель будет «издавать на-гора» по два романа. И выдавал! Иногда его упрекали, что как-то очень слабо прописывает «женские» (любовные) линии в своих романах. Жюль Верн отвечал: «Дети, мои читатели, интересуются совсем другим».

Так и вышло, что детского писателя Жюля Верна и сегодня серьезно обсуждает очень взрослая литературная критика и ученые. И среди вопросов, которые они задают отныне сами себе: «Кто он и откуда, Жюль Верн»?

Из будущего? В это легко поверить. На его могиле писатель так и изображен – с рукой, протянутой к звездам. К будущему.

Читателей романа, сочинённого в 1863 году, Ж. Верн силой воображения переносит в Париж 1960 года и подробно описывает такие вещи, об изобретении которых в первой половине XIX века никто и не догадывался: по улицам города движутся автомобили (правда, у Ж. Верна они работают не на бензине, а на водороде для сохранения чистоты окружающей среды), преступников казнят при помощи электрического стула, а кипы документов передаются по средством прибора, очень напоминающего современный факс.

Вероятно, эти предсказания показались издателю Этцелю чересчур фантастическими, а может, он счел роман слишком мрачным – так или иначе, но рукопись была возвращена автору и в итоге затерялась среди его бумаг на полтора столетия.

В 1863 году знаменитый французский писатель Жюль Верн опубликовал в «Журнале для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» - «Пять недель на воздушном шаре». Успех романа вдохновил писателя; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев все более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рожденных его воображением. Цикл продолжили романы:

  • «Путешествия к центру Земли» (1864)
  • «С Земли на Луну» (1865)
  • «20 000 лье под водой» (1869)
  • «Таинственный остров» (1874) и т.д.

Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он предсказал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевиденье и космические полеты. Жюль Верн предвидел практическое применение:

  • Электродвигателей
  • Электронагревательных приборов
  • Электрических ламп
  • Громкоговорителей
  • Передачи изображений на расстояние
  • Электрической защиты зданий

Невероятное сходство вымышленного и реального

Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К. Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял:

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Космический полет в подробностях, весьма близких к реальным, впервые был описан Ж. Верном в сочинениях «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Эта знаменитая дилогия – выдающейся пример «виденья сквозь время». Она была создана за 100 лет до того, как пилотируемый полет вокруг Луны был реализован на практике.



Но что поражает более всего, так это удивительное сходство между полетом вымышленным (у Ж. Верна – рейс снаряда «Колумбиады») и реальным (имеется в виду лунная одиссея корабля «Аполлон-8», который в 1968 году совершил первый пилотируемый полет вокруг Луны).

Оба космических аппарата – и литературный, и реальный – имели экипаж, состоящий из трех человек. Оба стартовали в декабре с острова Флорида, оба вышли на окололунную орбиту («Аполлон» правда, совершил вокруг Луны восемь полных витков, в то время как его фантастических «предшественник» – всего один).

«Аполлон», облетев Луну, при помощи ракетных двигателей вернулся на обратный курс. Экипаж «Колумбиады» решил эту проблему похожим способом, использовав ракетную силу… сигнальных ракет. Таким образом, оба корабля с помощью ракетных двигателей перешли на траекторию возвращения, чтобы опять-таки в декабре приводнится в одном и том же районе Тихого океана, причем расстояние между точками приводнения составляет всего 4 километра! Размеры и масса двух космических аппаратов так же практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес – 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес – 5 621 кг.

Великий фантаст предугадал все! Даже имена героев французского писателя - Барбикен, Николь и Ардан – созвучны именам американских астронавтов – Борман, Ловелл и Андерс…

Как не фантастично все это звучит, но таков был Жюль Верн, точнее его предсказания.

П. Пласенсиа: иллюстрации к Жюль Верну


Не уверена, что вам понравятся эти иллюстрации - в них нет грудастых девушек и ярких пейзажей. Но они на редкость точно попали в атмосферу фантастических романов Жюля Верна, они тонкие, лаконичные и напоминают время, когда стартовала фантастика, брала разгон и попутно предсказывала самые значимые научные открытия.

Питер П. Пласенсиа опубликовал 8 иллюстраций к Жюль Верну (1828 - 1905) для книги Франца Борна 1964 года «Жюль Верн: человек, который изобрел будущее».
Пласенсиа (Plascenia) специализировался на промышленном дизайне в институте Пратта.

«Наука, мой мальчик, состоит из ошибок, но они являются ошибками, которые полезно сделать, потому что они ведут мало-помалу к истине».
- Жюль Верн, «Путешествие в Центр Земли»
Это любопытное, и, безусловно, правильное объяснение, сказанное однажды писателем.

«Я чувствовал, что мое истинное призвание, единственная цель моей жизни, состояла в том, чтобы преследовать этого тревожного монстра и очистить от него мир».
- Жюль Верн, Двадцать тысяч лье под водой

«Я никогда практически не изучал эксперименты в науке. Но в то время как я был совсем маленьким, я любил смотреть на работающие машины. У моего отца был загородный дом в Шантене, в устье Луары, и рядом с ним находится правительственный машиностроительный завод в Индре. Я часами стоял, наблюдая за машинами и их работой».
- Жюль Верн, журнал McClure"s January 1894

«Я могу сказать, что никогда не изучал науку, хотя в ходе моего самообразования взял очень много информации, которая стала полезной.
Я большой читатель, и всегда читаю с карандашом в руке. Я всегда ношу с собой записную книжку, и сразу же записываю, как тот человек из Диккенса, все, что интересует меня, или может оказаться возможным использовать в моих книгах».

"Чтобы дать Вам представление о моем чтении, расскажу: я прихожу сюда каждый день после обеда и сразу же принимаюсь за работу, чтобы прочитать пятнадцать различных статей, всегда пятнадцать, и я могу вам сказать, что очень мало в любой из них ускользает от моего внимания.

Когда я вижу что-нибудь интересное, на углубление в тему уходит бездна времени. Потом я читаю отзывы, такие как "Revue Bleue," в "Revue Rose," The "Ревю де Дё Mondes," "Космос" Тиссандье на "La Nature" Flammraion на «L"Astronomie".
- Жюль Верн, МакКлюра Magazine январь 1894

"В моей голове большое количество научного хлама. Но в один день, сидя в парижском кафе, я прочитал в «Siècle», что когда-нибудь человек сможет путешествовать по всему миру за восемьдесят дней, и это сразу же ударило меня так, что возник сюжет и стала готова моя развязка. История не была написана еще долго. Я несу идеи в моей голове иногда год-десять-пятнадцать лет, прежде чем дать им форму".
- Джулс Верн, МакКлюра Magazine январь 1894

Сегодня, 8 февраля, прошло ровно 190 лет со дня рождения знаменитого французского писателя, основателя жанра научной фантастики Жюля Верна.

На его книгах выросло уже не одно поколение, а многие произведения хочется перечитывать, так как каждый раз открываешь для себя что-то новое: ребенком ты видишь в рассказе борьбу добра и зла, в подростковом возрасте - замечаешь романтические и авантюрные приключения героев, а читая эти же рассказы уже своим детям, тебе открывается мир настоящей научной фантастики, который, возможно, ты не замечал в детстве.

У Жюля Верна потрясающе получалось на страницах книг создавать антураж будущего: немыслимые изобретения, открытия, исследования, которые писатель создавал в своем воображении. Кстати, многие изобретения, о который писатель рассказывал еще в конце 19 века, действительно претворились в жизнь.

Из Москвы в 北京

Например, в 1893 Жюль Верн написал приключенческий роман «Клодиус Бомбарнак», названный в честь главного героя - журналиста газеты XX век, который по заданию редакции отправляется описать путешествие по большой Трансазиатской магистрали или железной дороге, начинающейся в Узун-Ада , проходящей через российский и китайский Туркестан и заканчивающейся в Пекине .

Клодиус Бомбарнак должен оставить все дела и 15 числа текущего месяца находиться в порту Узун-Ада на Каспийском море. Там он сядет в прямой Трансазиатский поезд, соединяющий Европейскую границу со столицей Поднебесной Империи. Поручается передавать впечатления в форме хроникальных заметок, интервьюировать в пути достойных внимания лиц, сообщать о любых происшествиях в письмах или телеграммах, в зависимости от срочности. «XX век» рассчитывает на усердие, сообразительность, ловкость своего корреспондента и предоставляет ему неограниченный кредит, говорится в записке, которую получил журналист.


С точки зрения приключений, роман получился очень интересным: главный герой на протяжении дороги знакомится с интересными людьми, например, среди попутчиков Бомбарнака оказался немецкий барон, который собирался побить мировой рекорд скорости путешествия вокруг света за 39 дней. Журналист постоянно попадает в разные передряги, что затягивает читателя, полностью погружая в картину происходящего.

Но главная научная фишка, которую Жюль Верн предсказал - это сама магистраль, связывающая Россию и Китай. Тогда многие отнеслись с настороженностью к такой фантазии писателя, но, «научная фантастика - ничего не поделаешь». Кто бы мог подумать, что всего через 61 год после написания романа, в 1954 году будет построена железная дорога между Москвой и Пекином, которая функционирует до сих пор: вы стартуете с Ярославского вокзала и всего через шесть дней оказываетесь в Пекине.

В 2015 году был предложен проект по строительству скоростной магистрали, которая доставит вас до Пекина всего за двое суток, а маршрут поезда пройдет через территорию Казахстана. Реализовать такой проект планируют к 2025 году. Кстати, в романе путь героев составил 13 суток.

Вокруг света

Воображению Жюля Верна можно только позавидовать: 66 романов, около 20 повестей и рассказов, более 30 пьес - и все представляют собой уникальные произведения научной фантастики. Излюбленная тема писателя - это путешествия, без которых не обходится ни один рассказ, причем даже в этом направлении Верн смог заглянуть в будущее.

В одном из самых популярных романов «Вокруг света в восемьдесят дней» Жюль Верн поведал об англичанине Филеасе Фогге, который, заключив пари на двадцать тысяч фунтов стерлингов, отправляется в кругосветное путешествие, которое планирует совершить всего за 80 дней. Конечно, не обходится без приключений, любви и неприятностей - в этом весь писатель-фантаст, но самое интересное, что в романе автор высказал предположение, что через пару лет человек научится огибать Землю всего за восемьдесят часов.


И здесь Жюль Верн оказался близок к истине. Сейчас минимальное время кругосветного путешествия составляет 72 часа, и поставил этот рекорд советский летчик Лев Васильевич Козлов, попавший в 1990 году в Книгу рекордов Гиннеса.

Это было кругосветное самолётное путешествие, в рамках которого Козлов и его команда облетели весь земной шар за 72 часа и 16 минут. Самолет стартовал из Мельбурна (Австралия), затем пролетел через Южный полюс, совершил дозаправку в бразильском Рио-де-Жанейро, пересёк экватор, пролетел над столицей Марокко и дозаправился в Касабланке, пролетел над Камчаткой и возвратился в Мельбурн с опозданием к намеченному времени прибытия всего на 19 минут.

А в марте 2010 года швейцарский летчик поставил рекорд, преодолев это расстояние за 58 часов на пассажирском самолете бизнес-класса.

И до Луны

В своих путешествиях не забывал Жюль Верн и о космосе. Стоит вспомнить его рассказы «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870), в которых автор довольно подробно описывал процесс полета в космос, хотя настоящий полет произошел почти через 100 лет.

Если вы не читали эти рассказы, то напомним, что действие романов происходит в середине 19 века, и «Вокруг Луны» является продолжением книги 1865 года. В романе «С Земли на Луну» основатель Пушечного клуба решает построить пушку, снаряд которой мог бы после выстрела достигнуть Луны. Изначально шарообразную капсулу (снаряд) планировали сделать из алюминия, однако позже было решено сделать в качестве снаряда пушки полый металлический цилиндр , заостренный с одной стороны. На Луну отправилась команда из трех человек - Капитан Николь, Импи Барбикен и Мишель Ардан.

Само описание полета «Колумбиады» удивительно точно совпало с будущим настоящим полетом корабля «Аполлон-8» 1968 года.

Оба космических аппарата - и литературный, и реальный - имели экипаж, состоящий из трех человек, причем их имена немного перекликаются в вымышленными героями: Борман, Ловелл и Андерс - имена американских космонавтов. Размеры и масса двух космических аппаратов так же практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес - 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес - 5 621 кг.

В качестве старта лунной экспедиции выбрана местность Стоунз-Хилл во Флориде , что близко по расположению к современному космодрому на мысе Канаверал , откуда стартовал «Аполлон». Выше мы писали, что Жюль Верн сначала хотел сделать аппарат из алюминия, что для конца 19 века было нонсенсом, ведь металл далеко не из дешевых.

Кто бы мог подумать, что всего через 100 лет алюминий будет широко применяться для нужд аэрокосмической индустрии.

Не такая уж и антиутопия


Еще один популярный роман Жюля Верна - «Париж в XX веке», написанный в редком для писателя стиле антиутопии. Писатель пофантазировал, как будет выглядеть общество через 100 лет, в частности Париж. Если не вдаваться в «жюльверновскую романтику», и не учитывать, тот факт, что по мнению писателя, в 1963 году не будет ни искусства, ни литературы, то многие технические вещи он предсказал верно.

Например, в романе подробно описано устройство города: в каких квартирах и домах живут парижане, что их заботит, в какие магазины ходят на досуге. Особое внимание автор уделил транспорту, описывая машины-дирижабли, метро, корабли.

Читателя 21 века может позабавить размышления о телевидение или компьютерах, зачатки которых как раз начали появляться в эпоху Жюля Верна. В романе автор описал прообраз телевидения, а также возможность общаться, видя собеседника на мониторе. При этом, вычислительные операции в банках выполняли специальные машины, похожие на громоздкие ЭВМ второй половины XX века.

Гуляя по страницам романа мы встречаем «электрические канделябры» на Елисейских полях, освещающие огромные рекламные надписи, где над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. Возможно, некое подобие Эйфелевой башни и представлял себе Жюль Верн.

«Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам». «Фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье», «Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды».

Сегодня для нас принтер, факс, интернет и мобильная связь - привычные вещи, без которых трудно представить современную жизни, но почти 150 лет назад, когда Верн сочинял свои романы до таких изобретений было еще далеко.

Спуститься с небес под воду

Напоследок мы оставили, наверное, одно из самых интересных и неоднозначных предсказаний Жюля Верна - это быстроходные подводные лодки, про которых рассказывалось в романе «20 000 лье под водой».

Конечно, история подводного кораблестроения началась еще в XVII веке, задолго до появления французского писателя, поэтому на момент написания романа у Жюля Верна было достаточно материала, чтобы придумать фантастическую историю про подводное судно Наутилус и капитана Немо.

Корабль капитана Немо погружался на многие километры, развивал скорость до 50 узлов, позволяя проводить исследования морского дна и эффективно воевать. По правде сказать, многие из показателей «Наутилуса» и сейчас выглядят крайне фантастически, но кто знает, может еще через десяток лет с развитием науки мы приблизимся к прогнозу Жюля Верна.

Самолеты, машины, подводные лодки, интернет, телевидение - это лишь малая часть того, что предсказал Жюль Верн. Но сам писатель не любил, когда его называли предсказателем:

Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются, писал знаменитый автор.

34-летний физик-самоучка Алексей Расулов из деревни Воронцово Курского района уверен, что путешествия во времени возможны. Свою теорию он подкрепляет необходимыми расчетами и схемами «машины будущего».

Деревня Воронцово, обозначенная далеко не на всех картах и даже невидимая для спутникового навигатора, укрылась в настоящей сельской глубинке. Это, однако, не мешает ее жителю Алексею Расулову заниматься исследованиями глобального масштаба.

Дома у курского ученого-самоучки на полках аккуратно расставлены тома энциклопедий, справочников и монографий по физике, механике и проблемам исследования Вселенной.

Если других воронцовцев больше интересуют огород и хозяйство, то у Расуловых в повседневном обиходе непонятные многим «адронные коллайдеры», «кванты», «дейтерии» и «черные дыры». Насколько проекты Алексея научно обоснованы и реальны для воплощения в жизнь, судить сложно, но мы откликнулись на приглашение приехать к нему в гости, чтобы воочию увидеть место, где обсуждаются возможности холодного ядерного синтеза и разрабатывается машина времени.

Родился Алексей в семье инженеров, что и определило выбор специальности. Отучился на инженера-электрика сначала в Курском железнодорожном техникуме, а затем в «политехе» (ныне – ЮЗГУ). Уже тогда ум пытливого студента бередила теория холодного ядерного синтеза, предполагающая осуществление атомной реакции без нагревания вещества.

Расулов с детства любил много читать, хорошо учился, а физика была одним из любимых предметов в школе. 10 лет назад став инвалидом, он полностью посвятил себя исследованиям, юношеские увлечения переросли в нечто большее. Но корни всего, без сомнения, оттуда.

«Тот же Жюль Верн предугадал многие научные открытия, в чем мы убеждаемся по прошествии лет, – говорит курянин. – В том числе он полагал, что из воды и воздуха можно добывать энергию. Оперируя тем, что закись азота появляется из-за высокого напряжения на линиях электропередач, я предположил, что она существует и в тучах – там тоже высокая напряженность электрического поля».

Алексей, разумеется, не столь наивен, чтобы опираться лишь на художественную литературу. Не одну неделю провел в областной научной библиотеке им. Н. Н. Асеева, с упорством изучая все имеющиеся по интересующей его тематике труды. Особый упор делал на работы Мигеля Алькубьерре, Курта Геделя, Джона Ричарда Готта и нобелевского лауреата по физике Виталия Гинзбурга.

Машина времени – послание инопланетян

Дебютом на научной арене Расулов считает выступление на международном конгрессе «Фундаментальные проблемы естествознания и техники» в Санкт-Петербурге в 2010 году. Откликом на прочитанный им доклад о холодном ядерном синтезе стала рецензия организаторов: «В небольшом эссе Расулова предлагается заслуживающая особого внимания идея о необходимости учета в ядерных реакциях азота, который участвует в процессах распада и синтеза с положительным энергетическим выходом».

Курянин публиковался в газете «Аномалия», журналах «Изобретатель и рационализатор», «Итоги» и даже в «Энергетике», входящей в список рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ и включенной в список международных баз цитирования.

В теории холодного ядерного синтеза кроется и секрет путешествия во времени. На ее основании Расулов построил догадку: как будет выглядеть и действовать механизм, способный переместить человека в прошлое или будущее.

«Огромная установка размером с Курскую область или даже больше должна быть построена под землей подобно адронному коллайдеру на границе Швейцарии и Франции, – поясняет Алексей. – Внутри по диаметру находятся несколько дуг электромагнитов, взаимодействующих с шаром из электронов на ядерном уровне.

Чтобы создать гравитационное поле, достаточное для образования черной дыры, шар необходимо разогнать до скорости света. В этот момент пространство и время деформируются, а в черной дыре появляется «червоточина» – туннель, через который человек сможет путешествовать во времени».

Кстати, в свое время Расулов пытался разгадать тайну кругов на полях, которые якобы оставляют инопланетные цивилизации. По его мнению, не исключено, что этими загадочными рисунками НЛО изображают машину времени, благодаря которой они сами попадают на Землю. Он в 2014 году наблюдал похожие круги недалеко от Курска – об этом даже снял сюжет один из областных телеканалов.

Проект по созданию машины времени требует колоссальных денежных вложений, но есть и техническая сложность. Исследователь признает: в мире пока не существует компьютера, мощности которого хватило бы на управление новой киберсистемой. Однако человечество не стоит на месте, и в будущем это станет возможно.

«Путешествия в другие миры, прошлое и будущее позволят переписать историю, избежать многих войн и катастроф, – говорит Расулов. – Это было бы достоянием всех людей. Лично я бы использовал машину времени для того, чтобы отправиться на несколько лет назад, когда можно было предотвратить трагедию, сделавшую меня инвалидом».