Наблюдение неживой природой в детском саду. Консультация для родителей. Наблюдения за живой и неживой природой летом

Н

аблюдения за явлениями неживой природы

В

о время наблюдений прежде всего обращайте внимание на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомните, какое оно было вчера. Отмечайте путь солнца утром, днем и вечером по ориентирам.
Сделайте вывод, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, в связи с этим дни уменьшаются. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее. Скажите, что настоящая зима еще только начинается: морозы впереди.
Спросите детей, что происходит с комнатными растениями. Сделайте вывод что растениям нужен свет, а если день удлинился, то света стало больше. Но почему же деревья не растут и не зеленеют? Что, кроме света, нужно растениям? (Им нужно тепло). Комнатные растения растут в тепле, а деревьям на улице и стало еще холоднее, чем в начале зимы.


Какую, радость доставляет ребятишкам первый снег! Порадуйтесь вместе с ними. Пусть дети почувствуют свежий морозный воздух, ощутят запах первого снега.
Обратите внимание детей, как красиво зимой. Зима, как художник, окрашивает все вокруг пушистой белой кистью. Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд; побелели и дорожки.
Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима»:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

П

редложите понаблюдать, как кружится, падает снег. Дети любят собирать его. Когда снег будет идти хлопьями, обратите внимание детей, что его легко сгребать… Рассмотрите отдельные снежинки. Они очень красивы по форме: похожи на звездочки, тонкие пластинки, цветы и иглы. Чаще всего у снежинок бывает шесть лучей.
Обращайте внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых крупных звездочек; при слабом морозе они напоминают белые твердые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки (если посмотреть на них в лупу, видно, что лучи у них обломаны); очень красивы снежинки, когда они кружатся и блестят вечером при свете фонаря.
Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Скажите детям, что это хрустят снежинки, которые ломаются под ногами.

Не менее красивое зрелище, когда снег падает сплошной пеленой, за которой угадываются контуры домов и деревьев. Приучайте детей любоваться снегопадом. Спросите их, почему он так называется.
После снегопада оживление - всюду очищают от снега улицы. Понаблюдайте за работой снегоуборочной машины. Пусть дети подумают, сколько времени нужно, чтобы собрать этот снег лопатой вручную. А снегоуборочная машина работает так быстро, что автомашины еле успевают подъезжать к ней. Вспомните, куда увозят снег.
Посмотрите, какие сугробы намело на улице. Детей будет интересовать, какой они глубины. Для этого возьмите палочку - условную мерку (0,5 м) - и измерьте глубину сугробов в разных местах.
Предложите подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте. В этих местах он не разносится ветром.
Полюбуйтесь красотой высоких сугробов, особенно когда они освещены ярким январским солнцем. Спросите детей, что можно сказать о снеге. Они ответят, что снег пушистый, глубокий, мохнатый, слоистый, что он блестит на солнце, переливается, искрится.



Интересно в морозную погоду рассмотреть узоры на окнах, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками. Во время наблюдения прочитайте стихотворение И. Никитина:
^ Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.
На прогулке дети сооружают всевозможные снежные постройки. На одной из прогулок украсьте постройки льдинками, раскладывая или развешивая их. Объясните, что лед и снег – это вода, изменившая свой вид под действием холода. Загадайте загадки:

Прозрачен, как стекло,
А не вставить в окно.
(Лед.)
На дворе - горой,
А в избе - водой.
(Снег.)

^ Если после оттепели ударяет мороз, на улице появляется гололед . Объясните это явление. Предложите подумать, что нужно сделать, чтобы не было скользко. Дети предлагают посыпать дорожки песком. Обратите внимание, что делают в гололед дворники.

В феврале можно наблюдать вьюги, метели, поземку. Пусть дети послушают, как завывает ветер, увидят, как тучи закрывают солнце и повсюду метет снег. Побеседуйте с ними, каково сейчас лесным жителям.
На другой день на чистом голубом небе может ярко светить солнце и даже чуть-чуть подогревать стволы деревьев. Предложите потрогать кору рукой. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:
...Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Понаблюдайте с детьми и такое явление, как поземка. После этого они легко запомнят начало стихотворения С. Маршака «Февраль»:
^ Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка...

Все выше и выше поднимается солнце, но до тепла еще далеко. Наконец дети увидят, как с сосулек закапает капель и снеговики начнут «худеть».
Снег становится серым, оседает, наверху появляется ледяная корочка, которую можно поднять: под ней рыхлый белый снег. Во время наблюдения прочитайте отрывок из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот:
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Наблюдения за растительным миром





Зимой деревья без листьев - можно хорошо рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток, сравнить друг с другом. Расскажите детям, какую пользу приносят деревья.
В начале зимы парк еще нарядный: кое-где алеет рябина, на бузине целы все ягоды. Снег слегка разукрасил деревья, припушил ели и сосны. В парке просторно и тихо.
Полюбовавшись зимним видом, предложите детям узнать деревья. Научите их отличать от кустарников. У деревьев один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов.

Загадайте загадку:
^ Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево.)
Пусть дети попытаются объяснить каждую строчку загадки. Загадайте еще одну загадку: «Зимой и летом одним цветом». Спросите, как называются такие деревья, как сосна и ель. Какие хвойные деревья еще знают дети? Что такое хвоя? Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают?
Рассмотрите хвойные и лиственные деревья, сравните их между собой. Научите различать деревья и по почкам.
Ель . Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрытые чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Скажите детям, что зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, а зайцы прячутся под ветвями ели.
Берёза . Дети найдут ее по белому стволу, тонким веточкам, свисающим вниз, А иногда и сохранившимся серёжкам. Дерево стоит припорошенное, на плавно свисающих ветках, как кружево, сверкает на морозном солнышке иней. И кажется, что дерево от холода, закуталось в кружевную шаль и тихо

качается в морозной дымке.

Лиственница . Крона у деревьев округлая. Ветви длинные и короткие, почки с чешуйками, шишки круглые. Скажите детям, что лиственница очень распространена в лесах нашей страны. Ветка с шишками, найденная на земле и поставленная в вазу, украсит комнату.
Тополь . Высокое дерево со стройным стволом и широкой кроной. Кора желто - серая с трещинами. Ветки толстые, разной длины. Предложите детям потрогать и понюхать их; почки клейкие и душистые. Скажите, что тополь очень полезное дерево: он очищает воздух от городского дыма и пыли.
Липа. Ее можно отличить от других деревьев по темному, почти черному стволу. Ветки направлены в стороны и в середине прогибаются. «Как будто медведь на них покачался» . На ветках видны круглые почки.
Много деревьев брать для сравнения не следует. Пусть дети хорошо знают признаки трех - четырех, сумеют узнать их, рассказать о них.

^ Рассмотрите и кустарники.
Сирень . Все дети знают душистые цветки сирени. Ее листья до самых морозов остаются на ветках зелеными. Почки крупные. Скажите, что сирень легко приживается и быстро растет.
Для закрепления знаний о деревьях и кустарниках поиграйте в игру «Узнай по описанию». Взрослый описывает какое-нибудь дерево или кустарник, а
Игра «Отгадай, сколько шагов». Предложите детям отгадать, сколько шагов от скамейки до липы, от липы до клена…. Сначала надо определить на глаз, а потом проверить. Эта игра развивает ориентировку в пространстве, глазомер и помогает закрепить названия деревьев.
Поиграйте в игру «Разведчики», давая детям такие поручения: найдите самое высокое или самое низкое дерево; найдите и принесите ветку лиственницы с шишками; найдите следы и определите, кому они принадлежат, и т. д.
Приучайте детей беречь деревья. Покажите, как после снегопада нагнулись ветки. Осторожно стряхните с них снег. Внесите одну веточку и поставьте в воду. Через некоторое время согните ее - она не ломается, только гнется, значит, дерево живое.



Покажите, как зимуют травы. Раскопайте снег, и дети увидят в глубине зеленую травку. Значит, ей не холодно под снегом. Объясните, что растениям нужен отдых, поэтому зимой комнатные растения поливают реже.

Наблюдения за животным миром




Наблюдая птиц у кормушки, дети замечают, что с наступлением холодов их стало прилетать больше…. Появились степенные, спокойные снегири . Предложите прислушаться к их мелодичному тихому посвистыванию. «Звенят, как бубенчики»,- говорят дети. Снегири оживляются только тогда, когда им надо куда-нибудь перелететь. Они перекликаются и улетают. Снегири любят ягоды.


^ Прочитайте стихотворение Л. Татьяничевой

«Снегири»:
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Засветили снегири.
Обратите внимание на поведение птиц в разную погоду. В мороз они сидят нахохлившись, меньше щебечут, а в оттепель оживлены, больше летают.
Появились и щеглы .


Постепенно стайки их увеличиваются. Они очень красивы: яркие желтые полоски на черных крыльях, на лбу красное пятно. Щеглы очень подвижны.
Детям очень нравится наблюдать за своими шумными гостями, кормить их. Они все такие разные. Особенно много у кормушки воробьев . Они всегда с нами.

П



рочитайте стихотворение о них:
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к юг у улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает -
Воробей не унывают:
Стайкой весело снуёт,
Все, что встретится, клюют.
Хлебных крошек не жалей:
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку -
Кликнет он свою подружку,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
И пошел веселый стук -
Тук - тук - тук,
Тук - тук - тук,
Тук - тук - тук,


Дикие и домашние животные .

Расскажите, как живут зимой животные в лесу.

Прочитайте стихотворение И. Токмаковой:
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
Медведь спит неспокойно: нет-нет да и посмотрит зеленым глазом из отверстия в берлоге, затем повернется на другой бок и опять спит. А среди зимы у медведицы появляются детеныши – крошечные медвежата. Им тепло около мамы. И еж спит, его тоже засыпало снегом.


А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лисе не холодно, она как будто валенки надела: на ее ногах густая шерсть. Лиса чует мышей, которые бегают под снегом по снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу, а мыши, испугавшись, выбегают.


Зайчик весь день сидит под кустом. Снег белый, и заяц белый - его и не видно. А ночью поскачет косой искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину. Если молодые фруктовые деревья не укрыты и не завязаны еловыми ветками, он может и их ободрать.


Лосю лесники заготавливают на зиму сено и ветки.

Поговорите с детьми о домашних животных, расскажите об их повадках.

Все животные любят ласку и сами ласкаются к человеку.

Кошка старается сесть ближе к батарее: она любит тепло. Иногда кошка царапает деревянные предметы: ей нужно поточить свои когти. Если кошку выпустить - погулять во двор, она узнает свой дом и обязательно вернется. Кошка очень чистоплотна: после еды она тщательно умывается и осторожна - умеет ловко скрываться от своих врагов.


Собаки привязаны к хозяину: любят гулять с ним, сторожат квартиру.

25.01.2012г. подготовила воспитатель подготовительной группы № 1 Горчакова. С.Ю.

Использованы материалы книги М. В. Лучич « Детям о природе »

1. Сезонные и погодные явления.1. Сезонные и погодные явления.
Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во
время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков
зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Интересно наблюдать утреннюю и
вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно,
погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий
денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание
стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию - лето
красное. Показать яркое сезонное явление - радугу. Старшие дети учатся по отдельным
признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения
липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода,
можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так
сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в
водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день,
продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные
сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе,
определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда
солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для
наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за
тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают,
что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными
приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.
Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов
уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и
самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период
являются игры с водой и песком.

Наблюдения за живой природой летом 1. Наблюдения за растениями летом

Прогуливаясь с детьми по парку, скверу обратите внимание на деревья. На деревьях и
кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев,
отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. Луговые
цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые:
пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. Люди заготавливают сено, собирают
урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений
детей о растениях. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть
красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
2. Наблюдения за животными летом
Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные
детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от
врагов. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие
имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам
следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами летом

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают
птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для
птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом
насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Обследуя деревья, дети встретятся
со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают
вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда
птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает
внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.
4. Наблюдения за насекомыми
Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза.
Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью
лупы. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и
прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья
коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку
на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не
причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи,
осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают
гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу,
поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей
бережное отношение к насекомым.

Цели и задачи:

Наблюдения за живой природой.

  1. Наблюдения за растениями.
    На деревьях и кустарниках - пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах - множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные - земляника, черника, малина, голубика; ядовитые - волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.
    Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
  2. Наблюдения за животными.
    Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора - выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.3. Наблюдения за птицами. Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.4. Наблюдения за насекомыми.
    Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая», мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом - толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой.

  1. Сезонные и погодные явления. Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда - ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль - самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
  2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.
  3. Наблюдения за трудом взрослого. Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая.

4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки. Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре. В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней — так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют уход

Наблюдение за объектами живой и неживой природы и ведение «Календаря природы» и «Дневника наблюдений»

Раскрытие основных смысловых понятий, формируемых у младших школьников

Календарь:

    способ, метод счисления дней в году;

    таблица или книжка с перечнем всех дней в году;

    от латинского «календы» (название первого дня месяца у древних римлян);

    система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы - смена времён года.

Фенология - наука, изучающая связь климатических факторов с перио-дическими (сезонными) процессами, происходящими в жизни растений и жи-вотных.

Народная примета - отличительное свойство, признак, за которым сле-дят, смотрят.

Времена года - периоды, в которые происходят определённые явления природы.

Сезон - одно их четырёх времён года.

Явления природы - проявление чего-либо в природе.

Ведение «Календаря погоды» и «Календаря природы»

Во 2 классе учащиеся продолжают проводить систематичес-кие наблюдения за погодными явлениями природы, ведут «Ка-лендарь погоды» или «Календарь природы» по выбору учите-ля. Последний предполагает наблюдения не только за погод-ными явлениями (состоянием неба, осадками, ветром, температурой воздуха), но и за изменениями, происходящими в живой природе в соответствии с сезонами.

Примерное содержание

«Календарь природы» помогает нам наблюдать за опреде-лёнными явлениями природы и видеть их последовательность и зависимость друг от друга. Народный календарь существует много сотен лет, им пользовались наши предки, будем поль-зоваться и мы. В его основе многочисленные наблюдения за особенностями протекания явлений природы, которые когда-то были зафиксированы. Первоначально наблюдаем и прове-ряем справедливость народных примет, связанных с погодой, потому что они строятся на конкретном материале, который легко пронаблюдать в городе, увидеть результаты и сделать вы-воды. Особенность народных примет о погоде в том, что они дают краткосрочный прогноз (например, какая погода будет вечером или на другой день).

Наблюдаем и проверяем приметы по сезонам.

Весной: «Длинные сосульки - к долгой зиме», «Облака плывут высоко - к хорошей погоде», «Солнце красно заходит - к ветру», «Синие облака - к теплу и дождю», «Холодно - лист дуба развёртывается».

Летом: «Одуванчик сжимает шар к дождю», «Утром трава сухая - к ночи ожидай дождя», «В муравейнике ходы откры-ты и заметно бойкое движение насекомых - к хорошей пого-де», «Земляные черви выползают - к ненастью», «Божья ко-ровка, взятая на руку, быстро слетает - к солнечной погоде».

Осенью: «Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром», «Послеобеденный дождь долгий», «Мо-розный иней на траве - к дождю», «Облака идут низко - ожи-дай стужи», «Сбежались тучки в одну кучку - быть дождю».

Зимой: «Ворона под крыло клюв прячет - к холоду», «Ветер подул с северной стороны - к большим холодам», «Гром - к сильным ветрам», «Звёзды сильно блестят - к морозу», «Если ночью был иней - днём снег не выпадет», «За три дня перед полнолунием - перемена погоды».

Учителю или родителям из огромного числа народных примет, связанных с предсказанием погоды, следует выбрать нес-колько и познакомить второклассника с их содержанием заранее, работая на опережение. Нужно напечатать их, вместе с ребёнком подобрать изобразительный материал, их иллюстриру-ющий, и наблюдать погоду ежедневно. Важнейшее условие формирования мотивации к наблюдательской деятельности - это чувственное восприятие как основа познания деятельности, ко-торой руководят взрослые. Наблюдение важно сочетать с беседами, играми, чтением художественной литературы.

Если мы ведём с детьми «Календарь природы», то в этом случае используем предсказания - определяем протекание противо-положных или следующих друг за другом сезонов. Например: «Много желудей на дубе - к морозной зиме», «Если весной летит много паутины - лето окажется жарким», «Летом на деревьях желтеют листья - к ранней осени», «Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к тёплой », «Сырое лето и тёплая осень - к долгой зиме», «Холодная зима - жаркое лето».

Интересно проводить наблюдения и за фенологическими явлениями природы и сопоставлять их сроки с настоящими.

При этом следует знать, что фенологи делят год на сезоны и подсезоны. Сезонов - 4, а подсезонов, характерных периодов, ограниченных рубежными явлениями живой природы, - 14. Так, весна в европейской части России делится на 4 периода: снеготаяние (весна света), оживление весны (весна большой воды), разгар весны (весна зелёная) и предлетье.

Интересные сведения о сезонах и их протекании можно прочитать в книге А. Стрижёва «Календарь русской природы».

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Часть 2./ Под ред. А. Я. Данилюка – М.: «Просвещение» - с.-81-83

  1. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник»

    Программа

    Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009).

  2. Рабочая программа по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения для 1 класса на ступени начального общего образования

    Рабочая программа

    Основная образовательная программа образовательного учреждения МОУ Коневская СОШ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом

  3. Программы «Исследователи природы» для общеобразовательных учреждений учреждений дополнительного образования

    Программа

    Программы «Исследователи природы» – результат многолетней работы объединений эколого-биологического профиля Республиканского экологического центра детей и юношества.

  4. Пояснительная записка. 3 Краткая характеристика используемых умк. 8 2

    Пояснительная записка

    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Общеобразовательного Автономного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа №8 г.

  5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) для школ, работающих по учебникам системы «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию материал, который поможет Вам сделать семейные прогулки с малышом летом по настоящему захватывающими для него. Особенно если Вы не забудете забывать смотреть вокруг глазами малыша, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки.

Наблюдения за живой и неживой природой.

Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими пушистыми облачками. Но появятся огромные тучи, налетит веселый дождь-шалунишка, всех разгонит, пошумит и умчится.
Ты слышал песенку дождя: »кап-кап-кап»? А ты видел радугу-дугу? А нужен ли дождь и кому? Кто напился? Кто умылся? (Упражнения на ориентировку в пространстве, первые познания о живом и неживом - вот столько задач решается в этих вопросах). Мокрые скамейки, нельзя сидеть; мокрые аллеи, нельзя побегать, и тротуар залит потоками. Но они довольны - дождь всех умыл. А кто и умылся и напился - так это кусты, деревья, цветы. Детям нравится «Дождик» Б. Заходера. Они с удовольствием вторят вслед за взрослыми: «Кап! Кап»
Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет с листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер, зашумел в верхушках деревьев, погнал все, что плохо лежит. Нечего охать, ахать, а нужно как папа, встать навстречу ветру и продекламировать: «Ветер, ветер, ты могуч…» и т.д.
Постепенно подведите малыша к первоначальному пониманию времени года - лету. Солнышко ласковое греет. Все рады ему. Называй, кто радуется. Дети в разноцветных одеждах похожи на кого? И цветы пестрые вокруг. Лето прекрасное, лето красное. Лето красного цвета.
Природный материал. Песок и вода. У водоема приятно походить босиком по теплому песку. Почему он теплый? Папа спрятал в песке мамины босоножки. Где же они?
А если полить песок водой? На нем замечательно рисовать веточкой, что захочется. Можно опечатать следы собственных ладоней: у кого больше по размеру? Папа обведет на песке силуэт собственной крохи, пусть малыш полюбуется своим изображением.
Прошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие - проверяй палкой, а не ногой! А папа опять предлагает: называй, что тонет, что плавает, а потом проверяй - бросай в лужу. В ход пошли камешки, желуди, веточки, кусочки бумаги.
Журчат, скачут, торопятся ручьи. Одни широкие, другие узкие. Как определить? Да просто перешагнуть узкие и обойти широкие. С папой все можно.
Камешки и ракушки. Проведи по ним пальцем, сравни: гладкое - шероховатое. Мокрые камешки интереснее сухих. На что похожи некоторые из них? Камешки можно сортировать: большие-маленькие, черные - белые. Папа рисует на песке, а малыш по контуру выкладывает камешки, а то и просто узоры, чередуя ракушку - камешек.
Трава и цветы. На лужайке блести на солнце зелень травы. Мама предлагает провести рукою, почувствовать, какая нежная травка - муравка, шелковая.
На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета - одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи одуванчики? Мама думает, что на цыплят, а малыш, что на солнышко. Пусть будет так, нужно считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он чувствует себя равноправным членом семьи. Папа достает лупу, чтобы получше рассмотреть тоненькие лепесточки гвоздички. Рассмотрели и ромашку. Мама говорит, что у нее лепестки, как реснички. Интересное сравнение. А какие ресницы у папы? Мама с улыбкой предлагает: «Отгадайте мою загадку: «Стоят в поле сестрички - желтый глазок, белые реснички».
На клумбах в парке сначала цветут тюльпаны и нарциссы, затем пионы, розы, анютины глазки, гвоздики, а к концу лета - хризантемы и астры.
И каждый раз можно упражняться в одном и том же с неиссякаемым интересом: где нарцисс, где тюльпан? Найди тюльпаны разной окраски и назови ее. Проводя пальчиком снизу вверх, называй: стебель, лист, цветок. Одни цветы высокие, другие низкие, у одних пушистые головки, у других крохотные, но такие пахучие. Например, резеда. И везде мама учит бережно относиться к растениям, не рвать без нужды, не мять. А папа осторожно прячет в ладонях головку цветка, предлагает понюхать и отгадать: это резеда или ромашка? Петунья или одуванчик?
Шишки, желуди. Вместе с мамой так интересно рассматривать их, сравнивать по величине. Чей желудь крупнее? А шишка? Какой желудь на ощупь? Похож на камешек. А если взять в руки и камень, и желудь, можно отличить? Конечно камень тяжелее. Шишки колючие. А мама расскажет, кто питается желудями и почему шишки такие колючие. Она все знает.
Куст и дерево. Идя по парку, городу, обращайте внимание на деревья. Одни высокие, другие низкие. Знаешь как отличить их? Поведи рукою - это ствол, он шершавый. Достал до листьев? Нет? Это дерево. У него ствол, ветки и листья высоко.
А у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев. Стволы тонкие и толстые, даже папа не обхватит ладонями. А теперь папа дает задание: определи, какое из двух деревьев толще, какое тоньше и почему. Деревья высокие и низкие. Найди самое высокое из них. Бродя между деревьями, можно собирать опавшие веточки, кому какая понравилась, а потом каждый расскажет о своей веточке. Взрослые помогают ребенку фантазировать, а затем и сравнивать: чья длинная - коротка, толстая -тонкая.
В летнее время можно знакомить ребенка с березой и дубом. Пусть малыш ладонью почувствует шелковистую поверхность березы, а вы подскажите: белоствольная березка, кудрявая. А дуб? Могучий великан. А какие разные у них листья, рассмотри их.
Наблюдение за лесными зверями. В парках живут белки, встречаются ежи. Мама предусмотрительно захватила с собой корм для белки. Папа расскажет о ее житье - бытье. Главное, ребенок обогащает собственные знания о том, кто, где живет, чем питается, как называется жилище (нора, берлога, гнездо, дупло). Белка делает запасы на зиму, а еж?
Папа спрашивает: сколько ног у белки? А у воробья? Знаешь, почему так? И надолго идут рассуждения о том, чем животные отличаются от птиц.
Наблюдения за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев можно набрести на муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев. Родители предупреждают: насекомые хрупкие создания, невольно модно нанести им вред. Мешать им нельзя, они трудятся и никого не обижают.
Мама подчеркивает - это про них есть поговорка: «Муравейник невелик, а горы копает».
По дороге бежит - спешит жук. Красивый, но мешать тоже не стоит, он торопится по своим делам. А вот с божьей коровкой можно общаться, но только осторожно.
Выйдя на поляну, ребенок сразу же замечает, что кто-то выскочил у него из - под ног. Папа предлагает все прислушаться. Слышен стрекот кузнечиков. Можно осторожно поймать одного и с помощью лупы разглядеть, а затем опустить: «Скачи к своим друзьям, передай о нас привет!»
Бабочка, мотылек. Взрослые предлагают полюбоваться ими, рассмотреть пестрые крылышки, но не трогать их. Мама объясняет: «Очень хрупкие крылышки, помнешь». Все решают, что бабочка - живой цветок. Осторожно ступая вслед за порхающей бабочкой, ребенок вместе с мамой произносит: «Не бойся, мы тебя не обидим, мы добрые люди!»
Рыбки и лягушки. Наблюдение за лягушкой, за рыбой носит эпизодической характер. Главное учить ребенка бережно обращению со всем живым.