Беседы с цыплаковой о вере и боге. Елена Цыплакова: Я счастлива, что пришла к Богу

Известная актриса театра и кино считает, что театр может помочь человеку развиваться духовно. О том, как начинала съемочный день на съемках сериала с молитвы, и почему не любит современные комедии она рассказала в интервью.

- Как вы думаете, если бы судьба не свела вас с Динарой Асановой, появилось бы кино в вашей жизни?

Не знаю. Течение жизни непредсказуемое. У меня так сложилось. Мне было четырнадцать лет, когда начала сниматься.

- Вы случайно встретились с ней?

Как говорят старцы, кто верит в случай, тот не верит в бога. Ее муж был промышленным графиком, как и мои родители. С ним познакомилась, когда он приехал к нам домой по делам. Потом познакомилась с Динарой.

Она была удивительным человеком. У нее был дар учителя, потрясающе работала с детьми. Это был процесс сотворчества, не давала сценарий в руки. То есть мы знали историю - что и как, но она давала нам возможность импровизировать. Это было очень интересно. Например, в фильме «Ключ без права передачи» было много отходов от сценария, очень многое рождалось на площадке.

- Вы сами верили, что есть такая молодежь, как в этом фильме?

Не люблю обобщения. Одинаковых людей в мире нет, поэтому зачем говорить, была такая молодежь или не была. Мы были такими же ребятами, как те, которые снимались.

- Не смущались быть на одной площадке с такими как актерами, как Петренко, Шукшина, Васильева?

Меня так воспитывали, что никогда не было кумиров. Плюс ко всему, Динара очень демократично общалась со всеми. Старшие актеры были замечательные личности, никто из них не «звездил». Мы с ними очень хорошо общались. Прежде всего было ощущение сотворчества.

Актер Олег Анофриев говорил, что в кино люди собираются на два-три месяца, а потом разъезжаются и забывают друг по друга. Так и есть?

Когда люди живут в одном коллективе, им необязательно дружить. Это скорее такое обобщенное мнение.

Театр - очень сложный организм, в нем выявляются все недостатки человеческого характера. Если в кино они проявились,то после окончании съемок расстаются и забывают. В театре сложнее, в нем люди живут вместе в течение многих лет.

- Наверное, в том, что люди собираются ради кино на несколько месяцев есть своя романтика?

Все зависит от истории, компании, материала. За сорок лет работы в кино у меня много чего было.

- А какой фильм вспоминатеся больше всего?

У меня достаточно много интересных работ - и по материалу, и по общению. Выделять какой-то один не хочу.

- Но все равно какие-то теплые чувства, наверное, есть к одному из них?

Не обязательно по теплоте. Вот была картина «Какие наши годы». Счастливее моей физиономии в то время не было. Мне было приятно работать, хотя картина снималась сложно. Я могла сниматься только по средам, когда в театре, где служила, был выходной. Ради съемок летала каждую среду в Ташкент. Из Таллина прилетал Ульфсак, из Москвы - Леонид Броневой, Елена Проклова. У нас была чудесная компания. Нас встречали с пловом, виноградом…

«Школьный вальс» люблю очень, но на съемках были сложны отношения с режиссером. У меня было свое представление о роли, и оно не всегда сходилось с его мнение.

- С режиссером спорили?

Почему нет?

- Желания уйти не было, если не переубеждали?

Нет. Когда прочитала сценарий, то поняла, что должна играть. Причем, было смешно, когда узнала, что Павел Григорьевич Любимов сказал, когда увидел меня на встрече, что играть должна Цыплакова. У меня было такое же ощущение.

Когда снималась у Динары Асановой, то вместе с другими актерами, была на монтаже, участвовали в процессе создания фильма.

Но у меня не было мечты просто быть актрисой. Динара предложила сниматься, и мне было интересно. Мне было интересно сниматься. Второй раз во ВГИК поступила уже на режиссуру. Нормальный процесс для меня. Актреский заканчивала в мастерской Льва Кулиджанова и ТатьяныЛиозновой, а режиссерский у Алова и Наумова.

- Юрий Яковлев называл Лиознову «чертом в юбке», говорил, что она была очень жесткая…

У нее были свои требования. Это нормально. В режиссуре не так много женщин, и все они обладают определенным характерром. Для того, чтобы руководить коллективом, да еще с актерами делать то,что считаешь нужным, требуется волевые качества и умение работать с людьми.

- Кто из мастеров оказал большее влияние?

Почему вы думаете, что я могу кого-то выделить? Нельзя говорить, что только один из них чему-то научил меня. Учит вся жизнь, все режиссеры, сама актерская профессия. Это просто человеческий опыт. Это может быть общение с кем угодно, с разными людьми.

- Вы шесть лет работали в Малом театре. Почему ушли? Что-то не получилось?

Почему не получилось? За шесть лет сыграла много ролей. Ушла потому что стала учиться во ВГИКе на режиссуру. Сначала ушла на договор. Когда стала снимать дипломную работу, то совсем ушла. Стала заниматься режиссурой в кино.

Михаил Иванович Царев пригласил меня. «Лена, зачем тебе это надо? - сказал он, - у тебя в театре все есть. В кино может не получиться». «Не получится, так хоть пойму, что не получается» - ответила я. Четыре года училась, и что, должна все бросить из-за конфитктной ситуации - съемки дипломного фильма совпали с выспуском спектакля. Мне пришлось выбирать, и я выбрала кино. Несколкьо раз Царев вызывал меня играть Лизаньку в «Горе от ума». Мне звонили из театра: «Михаил Иванович спрашивает, есть ли у вас время? Можете ли вы сыграть?». «С удовольствием», - отвечала я, и играла.

- Почему-то считается, что актеры могут быть такими же духовными, как и их герои. Это так и есть?

Про духовную жизнь хорошо сказал Серафим Саровский: «Духовной жизнью живет очень мало людей, ибо духовное начинаеся только тогда,когда человека начинает посещать святой дух. Все остальные, будь то миряне или монахи, живут общехристианской жизнью». Сегодня духовных героев на сцене театров очено мало.

- То есть образцом культуры актеров назвать нельзя?

Всякое бывает. Все зависит от людей. В Малом театре коллектив сложный, в нем есть разные люди - и чудесные, и завистливые. Как в любом коллективе. Бывают и интриги. Театр - это коллектив, ограниченный определенным пространством.

- Заметил, что вы ссылаетесь на религиозных деятелей. Почему?

Я верующий человек.

- Что случилось? Церковь вроде не приветствует лицедейство…

У архиепископа Иоанна Шаховского есть интерсная работа «О театре». В ней он пишет, что для апокалиптической массы людей театр может быть возвышающей ступенькой, если актеры и режиссеры вкладывают в работу определенные мысли.

Я считаю, что настощее искусство, как и творчество, это величайший дар Божий, который помогает людям разобраться в себе. Например, в посланиях у апостолов есть замечательная фраза: «Совершенный человек тот, у кого чувства навыком приучены к различению добра и зла». Так же и в театре, где актеры и режиссеры закладывают в основу нравственные вещи, а не любуются злом, не популяризируют его, тогда театр может помогать человеку становиться более совершенным, духовно развиваться.

Я поставила спектакль «Мать Иисуса» по пьесе Александра Володина. Замечательный спектакль, зрители плачут. Те, кто не читал евангилие, начинают его читать. В театре после спектакля его бесплатно раздавали. Ведь многие, называя себя христианами, ничего не знают про веру.

- Есть мнение, что вера и церковь - это разные вещи. Вы так не считаете?

Мне это смешно слышать. У человека есть тело, душа и дух. Он не может отрицать в себе самое главное - духовную жизнь. У православных философов есть грубое, но замечательное деление уровня сознания человека - плотское, душевное и духовное.

- То есть душевность и духовность тоже разные вещи?

Абслютно. Когда человек руководствуется желаниями плоти, у него плотское сознание, душевный человек живет эмоциями - когда его хвалят, он радуется, если ругают, то плачет, а духовный смотрит на все совершенно другими глазами. Его могут ругать, а он будет радоваться, потому что видит в этом другое. Целостное мышление у человека может быть только тогда, когда он духовен. Вообще было бы здорово, если бы люди понимали, что человек, в первую очередь, это дух, а тело - авоська, которая дана ему для существования в материальном мире.

Но, согласитесь, что церковь сложно назвать духовной, потому что она занимается еще и хозяйственными вопросами.

Причем здесь это? Мы говорим о человеке. Есть вертикаль - я и господь. Есть горизонталь - организационные, межличностные отношения.

Знаете, духи тоже бывают разные. Есть бесноватые люди, в них тоже дух. Грубо говоря, тело - авоська, в ней банка - сосуд души, и чем она наполнится, зависит от свободной воли человека.

Отец Георгий Митрофанов говорил в интервью, что большинство служащих сегодня в церкви - бывшие комсомольские и партийные работники. Вас это не смущает?

Апостол Павел тоже участвовал в гонениях и уничтожении христиан, а потом стал сосудом божьим. Не надо сравнивать. Я тоже была комсомолкой, и потом покаялась в этом.

- Как?

Перед богом покаялась.

- Может, подскажите читателям, как разделять религиозных деятелей - кто духовнее, кто не очень?

Человек должен понимать своим сердцем. Старцы замечательно писали, что человек должен на уровне своих мыслей научиться различать мысли от бога, свои собственные и от бесов. Для этого нужен определенный душевный опыт, духовный рост.

- Откуда все это вдруг взялось, если семьдесят лет, при старом режиме, ничего этого никто не знал?

У меня папа тоже был коммунистом, а когда болел и умирал, то у него рядом стояла икона, и он размышлял о серьезных вещах.

- И вас не коробит, что Зюганов целуется с патриархом?

И что? Все равно каждый будет сам отвечать за свои поступки перед богом. В Писании сказано: по плодам узнаете их. Наш плод - это все, что происходит вокруг нас, даже то, что мы видим по телевидению. Другое дело, когда человек смиряется, живет тем, что и остальные, не хочет вырваться, и его устраивает, что им кто-то руководит. А ведь его цель - достичь совершенства. Вы заметили, что сейчас переставали задавать вопросы об иделах, совершенстве? Раньше такого не было. Что такое идеальное сознание? Что такое совершенный человек? Это человек, который выходит на высочаший божественный уровень воспрития мира.

- Разве идеалы не меняются с каждым поколением, как и сама жизнь?

У каждого свое представление об идеале. Важно, куда человек поднимается при жизни? Иисус пришел и показал путь - как нужно жить.

- В советское время тоже были идеалы…

Коммунисты многое взяли из заповедей Христа, только отменили две главные: возлюби господа всем сердцем и не сотвори себе кумира.

- У них и в политбюро было двенадцать человек, по числу апостолов.

Со мной так говорить не надо. Сравнивать сХристом партагейноссе не надо.

Как вы думаете, почему в советское время, несмотря на цензуру и идеологию, искусство, например, в том же кино, все таки существовало. Сейчас нет цензуры и идеологии, а где искусство?

Оно есть. Но есть и вседозволенность. Раньше люди были вынуждены искать художественные язык и образы, чтобы сказать то,что им хотелось, и что было запрещено.

Сейчас делать можно все, лишь бы получить популярность. Главным критерием стал рейтинг. Я включаю телевизор: на канале МТВ идет конкурс популярных песен - «Поющие трусы». Можно снять штаны, показать голую жопу,и - ты будешь иметь рейтинг.

- Когда драматические артисты на сцене раздеваются догола - это искусство?

Это выбор человека: делать это или не делать. Я не осуждаю. Каждый поступает и существует в зависимости уровня своего сознания. Для кого-то это приемлемо, для меня нет.

- В московские театры ходите?

Почти нет. Только когда друзья позовут. Основная масса драматургии, которая сегодня существует, на потребу низменному, плотскому сознанию. Мне это неинтересно. Как говорили старцы, яд пробовать на вкус необязательно. Или - прикасаясь к саже, невозможно не испачкаться…

Мне интересно другое. Недавно я поставила спектакль в Ногинском театре, получила колоссальное удовольствие. Эта работа была еще и разговором с актерами на духовные темы. Они сыграли удивительный спектакль, после которого зрители не только плакали и благодарили, но и начинали задумываться о своей духовной жизни.

- Так что же, теперь на каждом спектакле в театре нужно плакать?

Почему на каждом? Сходили, посмотрели, и хорошо.

Если честно, я не очень люблю комедии. Особенно те, что делают сейчас, у них дешевый уровень смеха. В комедиях Гайдая или Рязанова совершенно другой уровень юмора. Просто поржать мне не нравится.

Есть уровень мировой литературы. Я тоже играла Зою Окоемову в комедии «Красавец мужчина». Но у смеха есть два уровня: можно издеваться над человоком-персонажем, а можно посмеяться по-доброму над несовершенством человека, чтобы он он через юмор осознал недостатки. Комедии на уровне любовного треугольника мне кажутся пошлятиной. Я не хочу засорять собственное сознание таким мусором.

Заметил, что ваши коллеги, не все, конечно, но с возрастом некоторые признаются, что актерская профессия никчемная. У вас нет такого ощущения?

Нет. Я сняла сериал «Семейные тайны» в то время, когда серьезно пришла к вере. После долгих размышлений, абсолютно перевернула для себя способ работы с актерами. С одной стороны, мы показывали в сериале жуткую историю, получился современный «Король Лир», а с другой стороны, никого не оправдывая, закладывали правильную информацию.

Больше десяти лет я преподавала, была деканом факультета в академии Нестеровой. Своим студентам говорила: «Если вы хотите жить духовной жизнью, то не должны придерживаться, когда играете, постулата «я в предполагаемых обстоятельствах». Почему актеров мистически преследуют те ситуации, которые они играют? Потому что они присвают их себе. Они могут согрешить вместе с персонажем, и потом это нужно будет отрабатывать в своей жизни. Всегда говорила студентам: «Никогда не говори о своем персонаже, как о себе. Говори: «мой персонаж, моя героиня делают то-то».

После того, как вышел сериал, ко мне подошла известная адвокат: «Лена, у меня интересная история… Три дня приходили люди и забирали иски о разделе имущества. Без скандалов, даже денег обратно не требовали. Я перепугалась, подумала, что со мной не хотят работать. Спросила одного клиента «в чем дело?», и он мне сказал: «Мы посмотрели сериал «Семейные тайны», и подумали: «зачем мы делимся?». «Тогда вам никто не вернет ваши деньги, за которые вы судитесь». «Что такое деньги? Мы к богу идем». У меня был шок».

Кино на самом деле может очень серьезно воздействовать на сознание человека, если информацию закладывать правильно. Я раньше молилась перед съемками фильма: «Господи, я не могу изменить мир, людей, но хочу помочь человеку осознать себя». Он, даже не пойдя в церковь, только посмотрев фильм, может подумать: «И я такое творил? Господи, прости». И изменит свое поведение. Те, люди, которые забрали свои иски у адвоката, выдернули себя из ада при жизни. Кто обычно делит имущество? Бывшие муж и жена, родственники, партнеры по бизнесу. Они ведь находятся в аду, решая свои проблемы в судах.

Мало того, кино и театр - это опосредованный жизненный опыт для человека. Он может не быть в тех ситуациях, в которых оказыватся герои фильмов или спектаклей, но глядя на них, человек может задуматься. Почему многие любят смотреть сериалы? Потому что в них происходит такая жизнь, которой у зрителя нет, и он неким образом участвует в ней.

- Вы сами смотрите их?

Иногда. Есть неплохие сериалы. Иногда смотрю ради того, чтобы увидеть, как работают актеры, работу режиссера, иногда нравятся какие-то трюки. Например, есть картины, которые зрителям нравятся, а я мне нет. С художественной точки зрения, я не люблю фильм «За прекрасых дам», а люди его любят. Там снимались замечательные актеры, которых я обожаю, с ними дружу.

С другой стороны, понимаю,что не надо упрощать. Фильм по каким-то причинам может не сложиться, но люди затрачивали на него жизненные силы, и возможно больше, чем на удачный. Мера труда и затрат сил совершенно не обязательно связана с результатом. Бывает очень сложная работа, а потом что-то получается. Бывает наоборот.

Я не люблю упрощений, но сейчас время такое. С преподавания ушла потому что стали вводить тесты. Как можно тестировать творческих людей, заставлять их выбирать ответ из трех вариантов? Это не только в академии Нестеровой ввели, а везде. На мой взгляд, такая система образования отучает размышлять.

- Вы только поэтому ушли?

Не только поэтому, но из-за этого тоже. Мне стало стыдно смотреть на ребят, которые должны тыкать в ответы… Самые необразованые люди могут ткнуть наугад в вариант, и получить хорошую оценку. А думающий человек начинает задумывать над идиотски заданными вопросами и ответить неправильно. Это просто стыдно, это система разрушения сознания.

В фильмах «Школьный вальс» и «Счастливая, Женька» не было никакой религизности, но в них было и о нравственности, и морали. Значит, можно и так?

Уровень сознания человека проявляется в быту. Все думают, что вера - это нечто сокровенное. Представим, что человек едет в автобусе, рядом будет стоять старушка, а он ковыряет в носу и продолжает сидеть. Это тоже уровень сознания, он проявляется в каждой мелочи. В том числе и в воспитании.

Когда снимала сериал «Семейные тайны», то каждый съемочный день начинала с молитвы и разбирала все с позиции заповодей, к тому же у меня была роль верующей женщины. Но быстро поняла, что эти вещи не воспринимаются остальными. Кто-то не понимал в силу духовной необразованности, кто-то просто не был готов к такому уровню размышлений.

Вера - это не только то, что мы говорим, но и образ жизни, поведение человека в быту. Можно говорить о вере, можно не говорить.

Сегодня все чаще вспоминаются строчки Евтушенко «Гражданские сумерки опускаются на Россию». Как их совместить с религиозностью большинства людей?

Только не путайте религиозность и духовность.

- Так ведь церковь призывает к смирению.

Я долго размышляла о нем. Смирения перед чем? Ведь есть смирение перед божьей волей, а есть смирение перед грехом, но это потакание греху.

- Разве власть не без греха?

Замечательно сказал Христос: «Не дайте злу победить вас. Побеждайте зло добром». Это очень хороший постулат.

- Зачем же смиряться перед тем, что власть все больше и больше ограничивает свободы?

Каждый сам выбирает, что делать. Человек каждый день стоит перед выбором, как ему поступать в той или иной ситуации.

- То есть с тем, что делает власть, нужно просто смириться?

В Библии есть такое понятие - жертва правды. Ради правды человек жертвует очень многими вещами. Каждый выбирает сам - лгать или не лгать.

- А если возникнет ситуация, когда люди снова пойдут на Болотную, пойдете?

На Болотную я не ходила. То, что нам показывает телевидение, рассказывают сми - малюсенькая часть айсберга. того, что происходит на самом деле, мы не знаем. Поэтому о политике я не говорю, мне это неинтересно.

- Не ошибусь, если скажу что вы купались в роли Евы в фильме «Адам женится на Еве»?

Мне было очень инетерсно. Перед этим Андрей Сергеевич Кончаловский дал мне почитать книгу князя Сергея Волконского, где он описывает систему Дельсарта, его классификацию жестов. Ромм в свое время говорил, что именн эта книга должна быть настольной у каждого режиссера и актера, а не система Станиславского.

Прочитав книгу, решила придумать все жесты. Плохая игра артиста выражается в одном - он делает неправильные жесты. Если артист органичен, то он, не задумываясь, ведет себя правильно, все выражает своим телом. Тело - выразительный инструмент артиста.

Учеными доказано, что шестьдесят пять процентов информации человек получает визуально, вербально не более тридцати пяти процентов. Если слова с пластикой будут разниться, то он будет верить тому,что видит, а не слышит.

После прочтения книги решила поставить эксперимент. Как раз в то время играла непосредственную особу, и решила придумать для нее все-все, вплоть до заикания. Поэтому я купалась в роли, мне было интересно, и получила удовольствие от работы в фильме.

Я эксперементировала внутренне. Было очень интересно работатьс Виктором Титовым. Перед съемками он сказал нам: «Импровизируйте, делайте, что хотите, но вот в этих рамках», и обозначил их - сначала должны быть разгильдяи, раздолбаи, которые вызывают недоумение у людей. Постепенно все открывается.. Он разобрал с нами всю историю, выстроил коридор, а дальше: «Импровизируйте». Это было очень интересно. Мы очень быстро сняли фильм.

Потрясающий был режиссер. Я очень его люблю. Посчастливилось работать с таким человеком.

- Счастливая вы..

Поэтому и говорю, что не люблю конкретизировать. За сорок лет работы в кино, пообщалась с таким количеством уникальных людей, что выделять кого-то было бы смешно.

Когда-то актриса Леночка Цыплакова - милашка Кэтти из "Д"Артаньяна и трех мушкетеров" - раздавала интервью направо и налево. Теперь режиссер Елена Октябревна - вдумчивый художник, создавший серьезные режиссерские работы, такие, как "Камышовый рай", "На тебя уповаю", - не распространяется о личной жизни, почти не общается с прессой. Но в преддверии своего юбилея - 13 ноября ей исполнилось 45 лет - Елена Октябревна согласилась рассказать о себе читателям "Комсомолки".

Успех
...Актриса Елена Цыплакова ворвалась в советский кинематограф ураганом. Молодая, очаровательная, подвижная, умная, с идеальной фигурой и миловидным личиком, она сразу же околдовала зрителей. А ее сексуальная мушка над верхней губой просто сводила мужчин с ума. Первые же ее работы в кино ("Школьный вальс", "Мы из джаза", "Счастливая Женька") стали для начинающей актрисы настоящим триумфом - поклонники заваливали ее мешками восторженных писем.

Казалось, счастье и везение на нее свалились, как манна небесная. А ведь Леночка даже не помышляла о профессии актрисы.

Просто режиссер Динара Асанова, сотрудничавшая с отцом Цыплаковой (он был графиком), обратила внимание на глазастую девчонку с длинной пушистой косой и предложила ей роль в своем фильме "Не болит голова у дятла". После ошеломляющего успеха предложения обрушились на нее ливнем.

Цыплакова, поступив во ВГИК, активно снималась. Тогда же вышла замуж. Избранник ее был ровесником. Молодые прожили от силы год и разбежались... Лене было не до семьи, главное - творчество.
Шесть лет работала в Малом академическом театре. В кино в общей сложности сыграла больше сорока ролей.
И вдруг в зените славы Цыплакова исчезла.

Болезнь
Оказалось, Елена подхватила редкое и очень тяжелое заболевание - африканскую малярию. Врачи не сразу поставили диагноз, Цыплакова выжила чудом. Очевидно, последствием болезни (а также действия антибиотиков) стало то, что актриса сильно набрала в весе. Кого-то это могло бы сломать. А Лена, собрав силы, снялась в 1990 году в фильме Леонида Филатова "Сукины дети", хотя с болью смотрела на себя на экране. А потом ушла в режиссуру. В интервью говорила, что, если бы не то потрясение, возможно, она еще долго бы играла красивых дурочек типа Кэтти из "Трех мушкетеров". А теперь возможности даже расширились...

За первую картину "Камышовый рай" (89-го года выпуска) Елена Октябревна получила приз за режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне "Сталкер", его показывали во Франции, Италии, Америке. Цыплакова рассказывала журналистам, что жизнь ее заполнена до краев: много творческих задумок и на личном фронте все в порядке - "у меня любимый муж (по специальности врач-стоматолог)".

И - снова тишина. В последние годы о Цыплаковой вообще ничего не слышно. Говорили, она не может снимать фильмы из-за отсутствия финансирования. Мы решили разыскать Елену Октябревну и узнать, что происходит в ее жизни. Елена предупредила сразу: "Я буду говорить лишь о том, что важно для меня сейчас!"

Духовный учитель
- В этом году исполняется 30 лет моей работы в кино и семь лет, как я серьезно пришла к Богу, - говорит Елена Октябревна. - Семь лет назад я познакомилась с Софией, моей духовной матерью, наставником, учителем, удивительной женщиной. Она живет в Днепропетровске. Через нее действует Дух Святой. Во все времена были люди, через которых действовал Господь, и сейчас они есть, как это ни удивительно для многих...

А как вы нашли эту Софию?

Случайного ничего не бывает. Я искала. Молилась. Тысячи людей прошли через Центр Софии в Днепропетровске. Мы сейчас строим в Москве такой же центр. Путь к совершенству - это самое главное, к чему должен стремиться каждый человек!

Вы так истово обратились в веру после болезни?

А вы знаете, что заболевания крови чаще всего связаны с тем, что люди нарушают заповеди? Есть испытание от Бога, которое мы должны пройти, чтобы духовно окрепнуть. И болезнь - результат определенных нарушений, которые я делала.

За вами водились грехи?

Конечно! Первопричина болезней - грех. Серафим Саровский говорил: "Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи".

Когда человек раскаивается в грехе, то Господь исцеляет. Я сама исцелилась так. Мои тяжелые болезни ушли по вере - без лекарств, без вмешательства медицины. Хотя мы не отрицаем медицину. Все должно быть в соединении. Дар врачевания - это тоже дар от Бога.

Говорят, вы теперь даже сами исцелять можете?

Не я. Исцеляет Господь. Апостолы говорили: "Креститесь и просите, и будут даны вам дары".

Дары различные. Я благодарю Бога за то, что у меня открылся дар проповедовать. Люди приходят ко мне за духовными советами, многое им объясняю, и мне самой многое свыше объясняется...

Ваш путь к Богу был долгим?

Каждый по-разному приходит к Богу. Было много всего в моей жизни. В школе я увлекалась математикой, химией, рисовала, занималась спортом. Родители старались меня развивать. Я дважды окончила ВГИК - режиссерский и актерский факультеты. Никогда не замыкалась в рамках своей профессии, у меня очень много друзей. Потом начала преподавать. Сейчас веду режиссерский курс. Являюсь деканом факультета кино и телевидения в университете Натальи Нестеровой, исполняющим обязанности первого секретаря Союза кинематографистов России.

Но с тех пор, как в 36 лет я пришла к Софии, начался новый, на мой взгляд, самый главный этап в моей жизни. Еще в 18 лет я "услышала", что настоящая, полноценная жизнь у меня начнется в 36 - 37 лет. И вот она у меня действительно началась! У меня сейчас ощущение, что я стою на том пути, который мне необходим.

Один приятель увидел в моем доме ковер, на котором Спас Нерукотворный, удивительное изображение лица Христа, и спросил: "Как ты здесь живешь, он же все время на тебя смотрит?" А я ему говорю: "А он и так все время смотрит на нас!" И я пытаюсь все, чем занимаюсь, превратить в служение Господу.

И как ваша работа в кино сочетается с верой?

Изменилось прежде всего отношение ко всему. Снимала сериал - 24 серии - "Семейные тайны". Убийства, предательство - это реальность, но как относиться к ней? Актер Коля Добрынин спрашивал: "Как мне играть негодяя?" Я отвечала: "Играй как всенародное покаяние". В финале картины отец собирает всю свою изможденную семью и говорит: "Сколько же нужно пройти человеку, чтобы понять очень простую истину: каждый наш поступок отражается на жизни наших близких". После показа этого сериала мне рассказывали о фактах, когда люди забирали из судов дела по разделу имущества: мол, мы посмотрели кино и решили: а чего мы будем судиться? Так люди вышли из ада, который себе устроили. Я молилась каждый день на съемочной площадке, чтобы человек, глядя на экран, подумал: "Боже мой, и я так делаю, прости меня!" - вот это была моя мечта как режиссера.

Еще был случай на премьере "Камышового рая". После показа вышел мужчина на сцену и сказал: "Мне 42 года. Я прожил свою жизнь, как баран... Я сейчас это понял, и я так больше жить не хочу". Постоял, помолчал и пошел. Я увидела, что в нем чувство внутреннего достоинства пробудилось!

Искусство, даже такое, как сериал, может поддержать внутри человека духовные силы.

Расскажите о вашей семье.

Я сейчас не замужем. Живу очень активной общественной и духовной жизнью, и так много рядом друзей, людей, что не могу сказать о себе "одинокая".

Как будете отмечать день рождения? (Наш разговор проходил накануне юбилея.)

Я всегда к возрасту относилась очень легко. Я всем говорю, сколько мне лет, потому что понимаю, что возрастаю, постигаю те вещи, которые не могла осознать раньше.

Мне никогда не хотелось вернуть годы. Я живу вперед!

Всегда очень любила свои дни рождения, собирала много друзей. И 45-летие отмечу в Доме кино. На праздник приедут София, мама (Зоя Васильевна. - Авт.), будет много друзей.

Как-то пересматривала письма отца, в одном из них есть интересная фраза: "Старайся вводить себя в каждый день осмысленно и ново - жизнь будет интересной". И это действительно так! Я отношусь с уважением к ценности каждого дня!

Зоя Бардина

Несчастен тот верующий, который не может делиться Радостной Вестью с теми, кого Бог посылает ему, на том месте, куда Господь его поставил. Особенно, если этот человек еще и принадлежит к т.н. высшим кругам мира искусства, где слава человеческая просто как «Отче наш»… Слава Господу, что Его дети служат во многих местах. Они – Божьи миссионеры, несущие спасительный огонь веры другим своими талантами, всем тем, что даровал им Господь. Торжество веры в Иисуса Христа – кредо таких людей.

Елена Октябревна Цыплакова – режиссер, заслуженная артистка России, декан факультета «Кино и телевидения» Академии образования Натальи Нестеровой. Ее имя отмечено в энциклопедии «Люди нашего тысячелетия» как человека тысячелетия. Она награждена медалью «За веру и добро», а ее творческие награды можно перечислять бесконечно. В творческом мире о ней говорят, как о действительно верующем человеке. Своей веры она не скрывает.

– Мне хочется, – говорит она, – снимать такое кино, которое могли бы назвать действительно христианским. Сегодня пишется очень много сценариев, но все они на уровне душевного понимания людьми этого мира, но духовное понимание – выше. Если человек духовно не мыслит, он не целостен. Ее фильмы: «Камышовый рай», «На тебя уповаю», «Семейные тайны», затрагивая жизнь совершенно разных людей по социальному и культурному уровню, несут в себе целостное пробуждение человека. Елена делает это не только как режиссер на экране, но и как организатор, ведущий многих духовно-нравственных программ. Она была режиссером-консультантом телепрограммы «Надежда есть» христианского центра «Возрождение». Несколько лет подряд ее приглашают быть ведущей христианских фестивалей «Вифлеемская звезда» и Пасхальных концертов. Студенты творческой мастерской Елены Цыплаковой, переосмысливая свою жизнь, приходят к вере в Бога.

«Когда в 36 лет я по-настоящему поверила в Бога, – рассказывает она, – то пересмотрела всю свою жизнь, ибо считаю: живая вера – это не то, что человек говорит, а то, как он живет, его образ жизни. Я много читала, молилась и просила, чтобы Господь дал мне дар понимания, дар ведения. К примеру, просила о премудрости Божией всякий раз, когда шла сниматься в различных ток-шоу. Соглашалась участвовать, потому что убеждена: везде нужно говорить о Христе. Ведь Господь сказал: «Будете Мне свидетелями по всей земле». Я стараюсь выходить на такие передачи, где можно рассказать о Боге, потому что православные призваны к миссионерству. Иногда даже священника светские люди не так воспринимают, как известного артиста.

Знаю, что если бы не Господь, меня бы уже не было в живых. Я сильно болела… Но в моей жизни произошло чудо. По вере через покаяние я исцелилась от многих недугов. Я открыто об этом свидетельствую. В тот тяжелый период болезни, с огромной верой я взывала к Богу: «Господи, знаю, что Ты больных исцеляешь, мертвых воскрешаешь, а я – живая. Значит, можешь и меня исцелить!» И, слава Богу, Господь услышал мои молитвы. Я не отрицаю медицину, она, конечно, необходима.

С духовной точки зрения существуют разные уровни веры: есть люди верующие, но они не могут принять исцеление без лекарств, а бывает, что человек способен вместить чудо Божье и чудо происходит в его жизни.

Считаю, что вера настоящая, живая только та, которой ты живешь каждый день. Познав духовные законы бытия, ты должен применять их в собственной жизни».

С раннего детства Лена слышала о Боге. С четырех лет бабулечка Катя (так Лена ее называла) читала внучке Евангелие. Как-то раз, отдыхая у своего деда в деревне, четырехлетняя Лена попыталась пойти по воде… И ужасно расстроилась от того, что у нее ничего не получилось. Тогда она попробовала в другом месте – на даче под Питером. Мама за шкирку вытащила дочку из глубокой реки, где в прозрачной воде сидела Лена, наблюдая за подводным миром. Так и росла Лена, наблюдая за окружающим ее миром, а с 16 лет стала серьезно размышлять над смыслом жизни.

Отец Елены был художником без образования, потому что в 16 лет ушел на фронт, а в 20 вернулся с войны инвалидом. Но он стал лучшим из художников-графиков в Питере. Ее отец был и философом. Часто, сидя на кухне за чашкой чая, он рассуждал о том, что такое бытие, сознание, творчество, сама жизнь, а дочь сидела и слушала. Мысли отца оставались где-то глубоко в сознании дочери. И Свои знаки давал ей Господь.

С Божьей помощью менялось сознание Елены: «В своем первом внутреннем вопле я воскликнула: «Господи, как можно полюбить себя? Ведь Ты сказал, что «полюби ближнего как самого себя». А если я не люблю себя, и понимаю, что живу неправильно, делаю неправильно?» В молитве мне Бог ответил: «Раздели все, что в тебе есть. Хорошее – взращивай, а от плохого, по возможности, освобождайся». Почему Господь говорит о том, что оставь заботы завтрашнего дня завтрашнему дню? Потому что каждый день Он дает с чем-то разобраться внутри себя, развивать свой мир дальше. Любая ситуация – это испытание перед Богом, главное – какой в результате ты принесешь плод. Мы можем мечтать о будущем, вспоминать прошлое, но вечность творится сегодня, мы сегодня приносим плод своей души перед Богом. Это остается в вечности за нами. Если ты сегодня не любишь ближних, ты не можешь кого-то простить – это твой сегодняшний плод. Когда люди не ценят тот день, который проживают, они очень многие вещи просто неосознанно пропускают, не понимают, что они сделали.

Я своим телом свидетельствую о Боге. У меня было множество заболеваний, включая и смертельно опасную малярию. Меня собирались сажать на гормоны, я весила 116 килограмм, но ничего с этим не могла поделать, какие только диеты не перепробовала. Проблемы ушли, когда я твердо и с верой провозгласила: «Не буду пить гормоны. Я хочу исцелиться по вере! Господи, я прошу, чтобы Ты исцелил меня». Было серьезнейшее покаяние. У меня ушли заболевания и жизнь изменилась».

Мама Елены, Зоя Васильевна, по словам дочери – искренне верующая христианка. – У нее абсолютно детская и светлая вера, – рассказывает Елена.

– Она так искренно обращается к Господу: «Иисусечка, Ты мне помоги…» Она говорит, что ей надо ещё пожить и много чего сделать. Она делает все с молитвой. Искренне доверяя Богу, мама была исцелена от страшной болезни. Мы с мужем Павлом, другом Виталием Воскобойниковым и другими друзьями молились за маму. Когда я узнала, что у нее рак, не стала скрывать от нее диагноза, не хотела обманывать. Не стали делать никакой химии. А у мамы была такая сильная вера! У нее ушли метастазы, оставленные после операции раковые ткани, потому что она не выдержала бы радикальную операцию. Наш замечательный хирург Дмитрий Владимирович Дворянкин, когда посмотрел результаты томографии, удивился: «Действительно ничего нет!» Ему, конечно, было сложнее всех поверить в чудо. Слава Богу! Сейчас мама на лето поехала в деревню.

После того, как Елена пришла к Богу, свою работу она стала воспринимать как служение, по принципу, написанному в Евангелии: «Думаешь ли, говоришь ли, все делай, как перед

Господом». Когда ты делаешь что-то перед людьми, можно по разному ценить их мнение о себе. Но когда ты делаешь свою работу перед Господом, ты понимаешь, что всякое дело,

которое тебе доверено Творцом, посвящаешь Ему и обращаешь в служение, насколько это

возможно.

– Первое, что я сделала после серьезного покаяния и переосмысления своей жизни, – продолжает свой рассказ Елена Цыплакова, – был мой телесериал: «Семейные тайны». Я работала совершенно по-новому с актерами. Мы разбирали все ситуации, которые актерам приходилось играть, с позиции Библейских заповедей. Была замечательная реакция на картину. Мне одна женщина, адвокат, сказала, что в течение двух дней к ней пришли 10 человек, чтобы забрать иски о разделе имущества, причем, никто не требовал от нее вернуть неотработанные деньги. Она перепугалась, подумав, что ее как-то оклеветали, решили с ней не иметь дела… Наконец, не выдержала и десятого клиента спросила: «Что случилось?» Он сказал: «Вы знаете, мы посмотрели сериал «Семейные тайны» и подумали, зачем мы делимся?» Она удивилась: « Но вам же деньги никто не вернет!» Он ответил ей: «Что такое деньги? Мы к Богу идем!» Это, наверное, единственное, о чем я молилась! Каждый день на съемочной площадке начинался с молитвы. Все смотрели на меня большими глазами, потом привыкли, и уже никто не ругался матом, никто не курил на площадке, не было пьянок, во время съемок Бог совершил массу чудес. Так, Егор Бероев, молодой актер крестился во время картины, я стала его крестной мамой. Несколько человек бросили курить… Так что плод есть!

Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на то, что происходит на экране, сказали себе: «Господи, прости меня, и я такое же делал». Это самое главное, о чем я мечтаю как режиссер, чтобы люди с Божьей помощью вернулись из ада, в который сами себя загоняют, когда перестают любить друг друга и начинают ненавидеть.

Мне всегда казалось странным слышать от людей, что «мои религиозные взгляды – мое личное дело». Это иллюзия. Потому что человека видно по его поступкам; по тому, каков он в быту. Когда я стала верующей, то хотела все и сразу изменить: «С сегодняшнего дня я начинаю новую жизнь. Буду жить так, как открывает мне Господь, как Он учит через Свое Слово. И неважно, уволят меня за это с работы или нет – Господь защитит, управит». Все мои страхи, что потеряю работу из-за того, что стала искренней христианкой, были ложными.

В творческой жизни Елены Цыплаковой было такое, когда ее ожидания не исполнились. Она спокойно воспринимает такие моменты: «Ничего случайного в этом мире не бывает. Как еще старцы говорили: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». По определенным причинам, я не смогла снять фильм «Обрек». «Обрек» – это история о неформальных скалолазах (любителях), которые живут под Красноярском в удивительном заповеднике в скальных выходах. Сценарий, написанный Юрием Коротковым, был очень интересным, но финал истории – трагичным. Проект остановился перед началом съемок. Я тогда очень переживала. А сейчас прекрасно понимаю, что Господь не допустил этого фильма, чтобы это не было во времени моим плодом. Потому что я бы сделала картину, которая романтизировала самоубийство – один из страшных грехов. Я благодарю Бога, что этого не случилось».

Когда Елена общается с людьми, то ей недостаточно просто душевного понимания. Для нее огромный интерес вызывает любое проявление Бога в человеке. Она хочет видеть глубже. По ее словам «удивительно, интересно разговаривать с людьми именно о том, как они начинают чувствовать Бога, как Он проявляется в их жизни». Идет встреча с Богом через другого человека. И через такое общение Елена внутренне обогащается.

Елена Цыплакова – творческий человек. Постоянно что-то снимает, работает над чем-то новым. В планах Елены снять картину, которая называется «ПИР» по одноименному рассказу Максима Яковлева – православного журналиста, который стал писателем. Сейчас Елена закончила сценарий, ищет деньги. История может коснуться любого потому что дает пищу для души и ума. Картина не экшен, не коммерческая. Но здесь как раз история про то, как может сегодня произойти Евангельская жизнь в судьбе человека. Еще Елена работает над сценарием «Слово о Борисе и Глебе». Совместно с обществом «Дружба России и Сербии» планируются очень интересные проекты. Кроме того, она вместе с мужем Павлом создали Культурно-просветительский центр «Преображение».

– У человека есть тело, душа и дух, – говорит она о целях центра. – Все должно развиваться в гармонии. Наш центр направлен на различные программы: здоровый образ жизни, искусство, обязательно духовно-просветительские. Я считаю, что самые главные проблемы связаны с духовным невежеством людей. Есть слова в Евангелии: «Разумного человека уподоблю строящего свой дом на камне, а не разумного – на песке». У людей есть набор рассыпанных знаний истины, не соединенных в единое верой, поэтому все это – только песок. Хотелось бы, чтобы мы по словам апостола Петра как «живые камни устрояли из себя дом духовный…» (1 Петра 2: 5) Мы назвали свой центр «Преображение», потому что самое главное изменение в человеке – это преображение через Господа его чувств, сознания, дел, всей жизни. Есть люди, которые уже могут прийти работать в центр, например, мультипликатор Катя Глущенко, которая занимается с детьми, начиная с 4, 5 лет. Они, еще плохо разговаривая, сами придумывают сценарии, рисуют, снимают, озвучивают. У Кати есть фильмы, сделанные детьми: «Ной», «Бог создал мир». Хочу, чтобы в «Преображении» был и студенческий центр. Но это система вкладывания. Финансов нет. Центр второй год существует, пока выполняем только отдельные программы. Всему свое время. Самое главное – я не унываю!

Слушая Елену Цыплакову, наблюдая за ее жизнью, с уверенностью можно сказать, что она и близкие ей люди живут по вере, через торжество и радость веры.

В моей жизни было очень много чудес, – говорит она. – Господь же сказал, что «уверовавших в Меня будут сопровождать сии знамения», что «верующий в Меня больше совершит, ибо Я иду к Отцу Небесному». Я могу сказать одно – я верующий человек! Господь дал мне веру, и очень многие вещи в моей жизни, как горы, просто передвинулись!

Нечаянная встреча с известной актрисой и режиссером Еленой Цыплаковой на Всероссийской Православной конференции «Христианство-2000», что проводилась в Самаре в середине мая, обрадовала и удивила: в списке участников этого богословского форума ее имя не значилось. И первый вопрос, который был задан Елене, выразил это недоумение:
- Какими судьбами вы - к нам? На конференции вы держались рядом с матушкой Иоанной, игуменьей самарского Иверского монастыря...
- Она меня и пригласила на конференцию. В прошлый приезд в Самару я познакомилась с матушкой игуменьей и с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием. В вашем городе у меня есть хорошие друзья: Юрий Харитонов и Вячеслав Сонин - главный архитектор и главный попечитель строительства Храма-памятника во имя великомученика Георгия Победоносца. В Самару я приехала по их приглашению, а когда узнала о богословской конференции, захотелось пойти.

Это профессиональный или житейский интерес?
- Можно сказать, профессиональный. В последние годы я занимаюсь режиссурой, а в этой работе много общего с трудом педагога. Какое-то время сама я преподавала. Сейчас как член экспертной комиссии Госкино России я читаю сценарии и, конечно, должна быть во всеоружии, чтобы не пропустить на экран фильмы, растлевающие зрителей, дающие искаженные понятия о Православии.
- Легко молвить... Но возможно ли вообще сочетание столь разнородных понятий: Православие - и кино, иллюзорный мир кипящих страстей, лицедейства, притворства?..
- Когда я пришла к вере, в первое время у меня было единственное желание - уйти из своей профессии, потому что сегодня существовать в кинематографе, пытаясь одновременно соблюдать Божии заповеди, идти к покаянию, - действительно очень сложно. Но потом пришло понимание главного, что Господь дал заповеди всем людям и каждый на своем месте должен их исполнять. «На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа...»
Огромная сила заключена в кино, страшная сила. И любой фильм - тоже своего рода проповедь. Другое дело, что и как в ней сказано. Бросают камень, а что произойдет в результате, - обвал случится или расцветет из брошенного вместе с камнем семени какой-то замечательный цветок, - вот что очень важно. В Евангелии сказано: по плодам узнаете их. Плоды - это и есть то, что люди искусства говорят, что делают, что выносят на экран. Для меня даром Свыше стала режиссерская работа над фильмом «На Тебя уповаю», когда я смогла выразить свои православные идеалы и одновременно показать без прикрас, что происходит с детьми, которых предали их родители.
- Это тот самый фильм о молодой женщине, отказавшейся от своего ребенка, а потом через Церковь, через покаяние пришедшей в детдом и... оказавшейся в настоящем аду?.. Меня этот фильм потряс своей целомудренной откровенностью. Очень верно, по-моему, найдена та неуловимая грань, что отделяет жалость к обездоленным детям от слащавости, нет столь привычного по множеству кинолент наших дней смакования жестокости, пошлости, торжествующего зла. Так это - ваша постановка?..

Фильм этот и на мою жизнь повлиял. Нельзя прикоснуться к огню и не обжечься. Я поняла, что мало - показать во всей неприглядности жизнь брошенных детей; если можешь хоть что-то сделать для них - делай. Так я стала участницей Международного благотворительного общества, членом попечительского совета детского приюта в Строгино. Уже более трех лет я живу их проблемами, стараюсь как-то помочь. Этим ребятам все-таки посчастливилось встретить добрую и заботливую маму: директор приюта Тамара Филипповна Буянова сама выросла в детдоме и знает, как нужно каждому из этих тридцати пяти мальчишек и девчонок чувство защищенности, семейного тепла, любви и доброты. Впрочем, не впадают здесь в другую крайность. Жалость должна быть разумной, сентиментальность только во вред. В настоящей семье детей сызмала готовят к повседневным трудностям жизни. Вот и в Строгино ребят учат быть домовитыми хозяевами и хозяйками. Девочки шьют и вышивают, вяжут и готовят, наводят порядок. Мальчики осваивают мужские ремесла - учатся строгать и пилить, заколачивать гвозди. В доме много красивых детских рисунков, интересных поделок.
- Значит, выйдут в мир не безрукими... Но это все больше делается для тела, а для души?
- Все ребята крещеные. В комнатах у них иконочки, православные книги. Приют духовно окормляет отец Стефан из Борисо-Глебской церкви Москвы. Как ни трудно с деньгами, а Тамара Филипповна использует любую возможность, чтобы вывезти детей в святые места, в паломнические поездки по монастырям.
Вообще приюты, детские дома должны быть обязательно под покровом Церкви. На все, конечно, воля Божия, но и с нас строго спросится, - все ли мы сделали, чтобы помочь обрести мир в душе этим детям, перенесшим столько горя.
- Вы не сразу пришли к вере. Но почему-то, видя вас во многих фильмах, я всегда была уверена: вы - православная. Какой-то глубинный свет в глазах - ведь если он есть, его не спрячешь, а если нет - никакими актерскими ухищрениями не изобразить.
- Знаете, я ведь с детства крещеная, любила ходить с бабушкой в церковь. Но в восемнадцать лет я четко услышала пришедшую откуда-то Свыше мысль о том, что самое главное для меня начнется после 36 лет, что все это - суета, а настоящая, полноценная жизнь впереди. Но к тому времени, когда я достигла этого порога, в душе, несмотря на внешне полное благополучие, было гибельное опустошение, кто-то как будто подталкивал меня к пропасти. И вдруг я почувствовала: да ведь этого хочу не я, это бес настойчиво увлекает в бездну. Вот когда я поняла, какая же я в сущности слабая, нет у меня своих сил противостоять врагу - и взмолилась к Господу: «Спаси меня, Боже, не дай погибнуть!..» Так через боль, через отчаяние я с Божией помощью прибилась к спасительному берегу, к Церкви. И я в самом деле теперь не просто существую - живу! Я много езжу по стране, но стараюсь как можно чаще, хотя бы раз в неделю, ходить в церковь. Очень мне нравится храм во имя иконы «Живоносный Источник» в Царицыно. Люблю старинные, намоленные обители. В одной из поездок, оказавшись в городе Ревда Екатеринбургской области, - это недалеко от места убиения Царственных Мучеников, - я узнала, что в местном храме кровоточит Распятие. Сподобил Господь - приложилась к этому Кресту... На многие свои вопросы я нахожу ответ у отца Геннадия Зверева, священника Софийского собора в Царском Селе.
Страстную неделю я прожила при храме. Несла послушание на подсвечниках и в ризничной, то было несказанное состояние умиротворения, душевной гармонии, отрады. Только в церковной ограде, во всей полноте церковной жизни познается, что же такое - истинное счастье. Для меня оно в том и состоит, чтобы служить Богу на том месте, где Он поставил.
- Вы строго относитесь к сценариям фильмов, которые вам предлагают к работе?
- Да. Но если раньше просто отказывалась работать с какими-то сценариями, то теперь уже объясняю - почему. Даю людям возможность понять, почему предложенный вариант не устраивает меня как человека православного.

Так что же: можем мы надеяться, что еще увидим хороший отечественный фильм в постановке режиссера Елены Цыплаковой?
- Сейчас я работаю над очень заинтересовавшим меня литературным материалом высокой духовности. Очень хочется донести его до наших российских зрителей...

«В моей жизни были разные моменты - и страх переживала, и рыдала от горьких мыслей: «За что?!» И отчаяние просто рвало на части… Со мной происходило что-то страшное…» - рассказывает Елена Цыплакова. - Лена, в 74-м году, сыграв в фильме «Не болит голова у дятла», вы буквально ворвались в советский кинематограф. С триумфом. Дальше снимались сверхактивно, сыграли более чем в 40 фильмах, с каждым разом все больше очаровывая зрителей своей особенной, ни на кого не похожей внешностью и манерой игры. Достаточно вспомнить роли в фильмах «Школьный вальс», «Мы из джаза», да хотя бы крошечный эпизод в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах». Но вдруг, будучи на пике успеха и популярности, вы практически исчезли с экранов, если не брать в расчет несколько незначительных ролей. Что же произошло? - В 85-м году я поехала на Неделю российских фильмов в Африку. Посетила три страны: Гану, Бенин, Того. Как и положено, перед поездкой сделала необходимые прививки, однако позже выяснилось, что они мне не помогли. По возвращении домой со мной стало происходить что-то немыслимое. Причем все симптомы нарастали с угрожающей скоростью. Началось все с бешеного озноба и температуры под 40, затем наступила одышка, сопровождающаяся свистящими хрипами в груди. Я начала задыхаться. Вызвала врача. Поставили диагноз: отек легкого. Антибиотиками его сняли. Но едва наступило облегчение, начался миокардит - я с трудом могла подняться на три ступеньки. Сдавала анализы крови, объясняла, что вернулась из Африки, где меня предупреждали о том, что могу подхватить там смертельную малярию. Но моим словам не придавали значения. Словно не слышали, а причину заболевания не могли определить. Меня Господь сохранил… Когда мне было 16 лет, одна женщина сказала: «В 27 лет ты окажешься в сложной ситуации - если выживешь, будешь жить долго, но будешь болеть». Я выжила. Однако мучения не закончились. Была операция, потом васкулит, когда лопались сосуды на ногах, и мне пришлось опять ложиться в больницу, а я тогда снимала свой первый фильм «Камышовый рай». Тяжело было. Снова легла в больницу, и там у меня наконец нашли малярию… Я начала резко прибавлять в весе. В итоге поправилась до 112 килограммов. Всячески пыталась похудеть, но все было бесполезно, так как «поехала» щитовидка. Медики вынесли вердикт: «Надо принимать гормоны». «Нет, только не это!» - восставало все мое нутро… И в 36 лет я приняла решение: постараюсь сама привести свой организм в норму. Целенаправленно стала менять свой образ жизни, поведение, мышление. Познакомилась со многими по-настоящему духовными людьми. И вот результат: я полностью исцелилась, почти все мои болезни ушли без всяких лекарств. Исцеление от заболеваний дает Господь. И еще: любой недуг имеет под собой духовную первопричину. То есть, если человек грешит и не исправляет своей жизни, это постепенно начинает отражаться на его физическом состоянии. Меня Господь защитил - вывел на одного замечательного человека. Виталий Николаевич Воскобойников совершенно удивительный целитель, с мощнейшей энергетикой, обладающий уникальными способностями врачевания. Он стал работать со мной на духовном уровне: мы вместе молились, он то, что называется, отчитывал меня и еще намолил мне воду, которую я стала пить. Очень много пила этой намоленной им воды, и в итоге за три месяца у меня ушли первые 25 килограммов. Причем так легко, что я даже не замечала, как это происходило. А постепенно исчезли и остальные. В общей сложности я похудела на 40 килограммов. И что интересно - в какой-то момент, когда мой вес составил 66 кг, я почувствовала, что худеть мне уже достаточно. Встала на молитву, говорю: «Господи, мне больше не хочется продолжать похудание, а то уже тяжеловато становится». И - представьте - вес остановился на этой отметке. Поверьте, есть на свете люди, обладающие особым духовным зрением, то есть способные получать информацию на уровне энергии тонких тел. Уже давно доказано, что мысль материальна. И очень сильная мысль может накладывать на человека как хорошее, так и плохое… До того как я серьезно пришла к вере, в моей жизни были разные моменты - и страх переживала, и рыдала от горьких мыслей: «За что?!» И отчаяние просто рвало на части… В течение, наверное, года со мной происходило что-то страшное. Стоило закрыть глаза, как мне виделась петля… Но в один прекрасный момент в моем сознании словно что-то щелкнуло. Вдруг стало абсолютно понятно: не я хочу этого. И, стоя у себя во дворе, сказала: «Господи, это не мои мысли, не хочу, чтобы они оставались со мной!» С той поры все исчезло. Навсегда. Вот тогда я поняла важную вещь: со своими мыслями надо разбираться, справляться с ними… Помню, в детстве мне пришлось провести некоторое время в детском оздоровительном интернате. У меня осталась масса впечатлений. Навсегда запомнила одну няньку. Высокая, здоровенная, с грубым фельдфебельским голосом, она принималась «воспитывать» нас вечерами и ночами, когда все воспитатели расходились по домам. Едва услышав, как кто-то что-то сказал после отбоя, поднимала всех и гнала в туалет, где оставляла босых на ледяном кафельном полу. «Чтоб неповадно было режим нарушать», - говорила она, запирая дверь и уходя часа на два. Замерзая, мы жались там друг к другу, по очереди забирались на подоконник, пытаясь хоть как-то согреть ноги, а он весь был покрыт инеем - надувало из щелей оконных рам… Однажды эта тетка, после того как мы с девочкой с соседней койки обе засмеялись после отбоя, выгнала нас на лестницу и пригрозила выставить на улицу в одних ночных рубашках. Подружка начала оправдываться и врать, сваливая всю вину на меня. Не разбираясь, нянька влепила мне пощечину. В этот момент я ее так люто возненавидела, что у меня возникло желание зарубить ее топором. Потом вдруг я очень сильно заболела, меня забрали в больницу, и, к счастью, больше я в этот интернат не возвращалась… Став взрослой, я покаялась в этих своих детских мыслях. Но когда много лет спустя я снимала фильм «На тебя уповаю» - про детдом, мне было на что опереться. - А вам не кажется, что режиссура, актерская профессия - это все лицедейство, которое церковь не очень-то жалует? Ведь раньше артистов даже хоронили за оградой кладбищ… - Искусство может быть служением, если творческие люди стараются помочь другим разобраться в том, что есть добро и что есть зло. Разве не по-божески воспитывать в людях понимание добра и зла, учить их отличать одно от другого? Главное - осознавать, что закладываешь в фильм, в роль. Можно заложить любование злом, оправдание его, а можно приобщить к добру, приблизить к Богу. У меня, к примеру, каждый съемочный день начинался с молитвы, на режиссерском пульте стояли иконки. Сначала многие коллеги недоуменно пожимали плечами, хихикали. Но потом люди стали бросать курить, прекращали сквернословить… А во время съемок «Семейных тайн» ко мне подошел Егор Бероев, которого я бесконечно люблю и как человека, и как артиста, и сказал: «Лена, я очень хотел бы креститься». «Замечательно», - говорю. «А вы не стали бы моей духовной матерью?» - попросил он. Я была потрясена. Конечно же согласилась, мало того, еще и привела его к очень хорошему священнику, отцу Алексею, у которого они с Ксюшей позже венчались и теперь исповедуются… Удивительно все-таки, как все в жизни переплетается! Егор был зачат, когда я училась с его мамой на одном курсе в ГИТИСе. Практически при мне. (Смеясь.) Ну не буквально, конечно. Просто как раз в тот период, когда у мамы Егора был роман с его отцом, я, приехав из Питера в Москву, какое-то время жила у Ляли Бероевой дома. И вот столько лет спустя Егор стал моим крестником. После крестин Ляля мне позвонила, хохочет: «Ну что, теперь ты тоже мамашка?!» Ну да, крестная ее сына… Это потрясающая история, и для меня очень дорогая, потому что она тоже плод моей картины. После того как на экране прошли «Семейные тайны» (это такой современный «Король Лир», с дележкой имущества, денег), ко мне подошла одна женщина - очень известный адвокат, с которой мы не были знакомы, и сказала: «Лена, у меня с вами связана интересная история. Несколько дней подряд ко мне приходили люди и забирали иски о разделе имущества - без скандалов, без лишних слов, без требования возврата денег. Просто: хотим забрать. Я перепугалась, подумала, что меня ославили и народ теперь не хочет со мной работать. Наконец, собравшись с духом, спросила одного из клиентов: «В чем дело?» И он объяснил: «Видите ли, мы посмотрели сериал «Семейные тайны» и решили: «Нет, не будем ни на что претендовать. Они хотят, чтобы им все принадлежало, пусть будет так. Не в деньгах счастье. И не по-божьи судиться с родными людьми». Как же я была рада, ведь удалось изменить сознание хотя бы нескольких человек! Для меня это явилось величайшим результатом моей работы… Так сложилось, что после всех моих болезней я не могла родить и у меня нет своих детей. Но имеется много крестников, дети мужей, племянники. И еще, я считаю, что есть целое поколение детей, которые появились на свет после «Школьного вальса». Очень многие молодые матери не сделали аборты. Как-то сижу на телепередаче, в студию звонит женщина и говорит: «20 лет назад я была беременной, собиралась сделать аборт. Слишком уж боялась реакции окружающих - все-таки без мужа, совсем молоденькая. Но когда посмотрела фильм - не сделала. И вот сейчас передо мной сидит любимый, замечательный, умный, красивый 20-летний сын. И я абсолютно счастлива!» (С улыбкой.) Я тоже. - Лена, а если говорить о счастье не в профессии, а в жизни, вы считаете себя счастливым человеком? - Я думаю так: все, что дает Господь, - во благо. Только мало кто, проходя через жизненные испытания, сразу осознает это. Вот вспоминаю детство… Мой папа очень тяжело болел. Он вернулся с войны в 20 лет инвалидом - у него были прострелены обе ноги и легкие. К 30 годам образовалась открытая форма туберкулеза. Периодические обострения сопровождались легочными кровотечениями, так как от изнуряющего кашля внутри рвалась ткань. За восемь последних лет его жизни это случалось 26 раз. Мама ухаживала за отцом, да еще ей приходилось, оберегая меня и моего старшего брата, постоянно кипятить в кастрюле с хлоркой посуду, столовые приборы - чтобы только мы не заразились. Два раза в год, до школы и во втором классе, родители отправляли меня в оздоровительный интернат - для безопасности. Конечно, у мамы с батей была непростая жизнь. При этом он у нее был единственным, бесконечно любимым мужчиной. Когда через несколько лет после смерти отца в 83-м году я сказала маме: «Мам, может, тебе замуж выйти?» - она ответила: «Нет. Я прожила с Окой тяжелую жизнь, но другой мне не нужно». Мама звала отца Окой, а вообще-то его имя было Октябрь, Октябрь Иванович. В 25-м году, когда он родился, считалось модным давать детям такие имена. Я говорила: «Спасибо, что трактором не назвали, а то мне пришлось бы носить отчество не Октябревна, а Тракторовна». Нигде не учась, отец работал промышленным графиком и был одним из лучших художников в Ленинграде. Мама помогала ему. Мастерская располагалась у нас дома. Периодически два-три художника по нескольку дней жили у нас, потому что постоянно возникали какие-то авральные работы. Плюс ко всему часто устраивались застолья. Собиралось много гостей, мама потрясающе пела, Андрюша, мой брат, замечательно аккомпанировал на гитаре, исполнял и свои песни, отец играл на гармошке, на мандолине. Батя был очень жизнелюбивым человеком, совершенно потрясающей силы воли. Философского склада ума, любил рассуждать о бытии, сознании, смысле жизни. Несмотря на болезнь, выпивал, много курил - ничего не мог с этим поделать, до конца жизни шутил, балагурил. Последние четыре месяца он, взрослый мужчина, весил 33 килограмма. Ходить уже не мог, лежал дома. Так - поверите ли? - лежа в постели, цыганочку танцевал! При том что боли испытывал жуткие. Но ни в коем случае не позволял себя жалеть. У нас в семье вообще не было принято жаловаться, стенать, распускать нюни. Никаких соплей! И батя в этом задавал тон. У него было много друзей, один из них - художник-график Коля Юдин. Однажды он приехал к нам в гости вместе с женой Динарой Асановой, которую мои родители видели впервые. Потом эта пара еще несколько раз приезжала к нам. А однажды возвращаюсь я домой из школы, и отец, ехидно так улыбаясь, говорит мне: «Ну что, пойдем поговорим?» Захожу на кухню, а там - Динара. Говорит мне: «Вообще-то я кинорежиссер и сейчас запускаюсь с первым своим фильмом «Не болит голова у дятла». Хочешь попробовать сыграть в нем главную роль?» «А что, интересно», - отвечаю. Посмотрела на отца, а он сидит, улыбается. Так я впервые оказалась на съемочной площадке. Дальше вопрос о выборе профессии не стоял, поскольку к окончанию школы я уже снялась в нескольких картинах. Задумывалась только об одном - где учиться? Решила ехать в Москву - очень уж хотелось самостоятельной жизни. О деньгах не беспокоилась, так как уже привыкла зарабатывать. Когда получила свой первый гонорар, сказала родителям: «С этого дня все, что вы планируете мне купить, покупайте, пожалуйста, на мою зарплату». То есть тот факт, что я сама приносила деньги в дом, был предметом моей гордости. Испытывала классное ощущение взрослости... В 18 лет, перебравшись из Питера в Москву, я поступила в ГИТИС. Первое время родители давали мне деньги на оплату съемной квартиры, а потом и эти расходы я стала оплачивать сама. Сниматься в кино в вузе было запрещено, но я шла на всякие ухищрения - притворялась, что заболела, выдумывала какие-то немыслимые ситуации личного порядка и все равно уезжала на съемки. Мои обманы раскрывались, но я не отступалась. Установка была такая: я должна сама себя обеспечивать. После моих съемок в «Школьном вальсе» конфликт с педагогами дошел до высшей точки, и из института мне пришлось уйти. А в свое время Лев Александрович Кулиджанов, зная о моих проблемах в вузе, сказал мне: «Если отчислят, мы возьмем тебя к себе». Вот я и пришла к нему и к Татьяне Михайловне Лиозновой, с которой они вели курс, и сказала: «Обещали, что возьмете, если меня выгонят. Вот выгнали. Берете?» Они говорят: «Берем». И получилось, что со второго курса ГИТИСа я перешла на третий ВГИКа, сдав экстерном 14 экзаменов. А уже в 21 год поступила во ВГИК на режиссерский факультет… - Личная жизнь также стремительно развивалась? - Первый раз я вышла замуж, когда работала в Малом театре, куда меня пригласили, когда я заканчивала актерский факультет. Замужество было неожиданным, спонтанным. Труппа театра тогда поехала на гастроли в Ригу, и там у нас с одним молодым артистом стремительно закрутились отношения. Какой-то немыслимый эмоциональный порыв произошел. Совершенно шальной. Ждать не хотели ни дня - расписаться надо было как можно быстрее. От руководства театра в местный загс было написано письмо-ходатайство с просьбой в виде исключения зарегистрировать наш брак без ожидания положенного срока. Нам пошли навстречу и чуть ли не на следующий день назначили церемонию бракосочетания. Ира Печерникова с Борей Галкиным стали нашими свидетелями. Сыграли свадьбу. Все было очень романтично. Но… (Смеясь.) Рассказываю я об этом, по-моему, гораздо дольше, чем мы прожили вместе. А второе мое замужество было серьезным. Поженились мы с Сергеем, когда мне было 26 лет. Он на 20 лет старше, работал стоматологом. Прожили мы вместе 13 лет, десять из которых провели на даче, в 40 километрах от Москвы. У нас там были две собаки, вечно беременная кошка, куры, гуси, утки, цесарки. Огород конечно же. Так что и варенья-компоты я варила, и заготовки на зиму закручивала, и курей сама разделывала. При этом успевала снимать кино - работала тогда над «Камышовым раем» и «На тебя уповаю». Не жалею о том времени, хорошо жили. Но постепенно отношения изменились, мы стали терять взаимопонимание, и дети Сергея от других жен в нашем разобщении свою роль сыграли, а я не чувствовала себя вправе вставать между ним и ими. Возникли еще и духовные проблемы. Мы с мужем разошлись, и я ушла. В никуда. Начала жизнь заново, с нуля. Первое время с деньгами было совсем худо. За мизерную зарплату пошла преподавать в вуз, торговала косметикой. Но ничего, выкарабкалась… - Похоже, теперь, снова выйдя замуж, вы окончательно выбрались из всех жизненных передряг. А как встретили человека, ставшего вашим третьим, венчанным мужем? - На последние деньги от премии за «Камышовый рай» я купила себе «шестерку», научилась водить. Тогда я уже развелась с Сергеем, жила одна. Машина моя все время глохла, аккумулятор постоянно садился. В общем, сплошные мучения. И вот как-то выхожу из дому - на занятия в институт надо ехать, а она опять не заводится. Вышла на перекресток, стою с поднятой рукой, ловлю попутную машину. Никто не останавливается. Нервничаю - понимаю, что опаздываю, да и холодно - январь все-таки. Говорю про себя: «Господи, ну пошли же мне какого-нибудь человека, чтобы помог разобраться с моей вечно глохнущей машиной!» Через минуту останавливается «четверка». «Подвезете?» - «Да». Сажусь и, чтоб не молчать всю дорогу, спрашиваю водителя, как его зовут. «Павел, - отвечает. - Я родился в день святых апостолов Петра и Павла». Я говорю: «Как интересно, а я машину купила на Петра и Павла, но она не ездит». - «А что именно барахлит?» - «Аккумулятор все время садится». - «Ну эта проблема решаема. Я как раз занимаюсь доставкой аккумуляторов». Вот и отлично. Уходя, дала ему денег на новый аккумулятор и пошла работать. Вечером Павел заехал за мной в институт, довез до дома, поменял злосчастную запчасть, и я пригласила его к нам с мамой - она тогда жила у меня - попить чаю. Познакомились поближе, разговорились, потом начали часто общаться - живем-то рядышком. Постепенно Паша стал помогать мне в делах - всюду возил меня, носил костюмы, аппаратуру, ездил уже вместе с нами на гастроли. Так продолжалось полгода. И однажды вдруг он спросил: «Лена, а почему ты ко мне относишься только как к другу?» При этом всем своим видом показывая, что я ему нравлюсь как женщина, что он неравнодушен ко мне. Я говорю: «Пашечка, для меня давно не существует женатых мужчин, есть только братья, и я к тебе очень хорошо отношусь, как к брату». А оформляя поездки, я видела Пашин паспорт, в котором стояла печать о браке. И вскоре задала такой вопрос: «А если бы я была монахиней, ты продолжал бы со мной общаться?» Он просто ошарашил меня, сказав сразу, без раздумий: «Да. Но, честно говоря, хотелось бы по-другому». Но я в тот период жила почти монашеской жизнью. Да и о замужестве не помышляла, думала даже обет безбрачия дать. И вдруг он говорит: «На самом деле я давно в разводе, просто печать еще не проставил». Для меня это в корне изменило ситуацию, и я сказала: «Знаешь, Паша, между нами все может быть, но… Я дала Богу слово, что, если у меня и будут какие-то отношения с мужчиной, то только после свадьбы. И только с человеком, с которым смогу повенчаться». И Паша полностью согласился со мной. Через некоторое время мы зарегистрировались в загсе, а вскоре венчались, кстати, в храме Петра и Павла. А когда выходили из церкви, увидели на небе две вертикальные радуги… - Почему же Павел изменил ваши намерения по части обета безбрачия? - Я подумала: «А может, я слишком много хочу на себя взять, может, Богу и не нужно это совсем?» Ведь Господь благословил не только монашеский образ жизни, но и семью. Так почему же не создать ее с человеком таких же духовных устремлений. Паша, как и я, верующий человек, мы с ним одного мировоззрения, он также многое видит, чувствует, у него тоже мощнейшая энергия. Вот пример. У моей мамы была четвертая стадия онкологии, ей вырезали большую опухоль в кишечнике. После операции мы с Пашей приехали к ней в больницу. Сидели возле нее, молились и накладывали руки на больное место, как написано в Евангелии. А мой добрый друг-целитель молился на расстоянии и учил нас, что делать. Хотите верьте, хотите нет, но вскоре у мамы исчезли все метастазы. Бесследно. Хирург, потрясающий питерский врач, оперировавший маму, сначала не поверил. Пока не увидел результат послойной томограммы - там не было раковых клеток. Он только сказал: «Какое-то чудо…» Выписавшись из больницы, мама сразу же поехала к себе в деревню на Валдае и там, как всегда, накрутила для нас кучу банок с огурцами, помидорами, вареньем и прочими деревенскими вкусностями… А ушла мама из жизни где-то через год. Но не от рака. Просто пришло время. - Кроме духовной, жизнь все-таки состоит и из быта. А с возрастом все труднее менять привычки. Вам с Павлом удалось приладиться друг к другу? - Более чем. Я настояла на том, чтобы Паша нигде не работал без меня. И он теперь все время со мной - то водитель, то администратор. А по-другому невозможно. Ну представьте, два года и 10 месяцев я пропадала на съемочной площадке по 12 часов в день шесть дней в неделю - сначала снимала «Женщину без прошлого», а на съемки последних серий наложилось еще начало работы над сериалом «Кармелита. Цыганская страсть». Какая семья это выдержит? Вот мы с Пашкой и решили не подвергать нашу семейную жизнь таким испытаниям. Пашечка во всем поддерживает меня. Нам на самом деле очень хорошо, мы словно единое целое, даже мысли друг друга угадываем. Наверное, это и есть любовь. Вместе мы уже пять лет. Живем у меня. Сейчас с нами еще и моя младшая племянница Аленка, которую я называю «Лена Цыплакова минус тридцать», потому что у нас с ней разница в возрасте ровно 30 лет и 3 дня, она учится на стилиста-парикмахера. А Юлечка, Пашина дочка (она работает аудитором), часто приходит к нам, они очень сдружились с Аленкой. Так что у нас в семье полная гармония, и я всем сердцем благодарна Господу за то, что он дал нам с Пашей возможность выбрать друг друга… Вообще я очень много размышляла на тему выбора в жизни человека. Ведь задумайтесь, все мы каждый день стоим перед выбором: «Что делать?», «Как повести себя?» Обмануть - не обмануть, помочь - не помочь, уступить - не уступить?.. Причем каждое решение разветвляется и ведет к следующему выбору, и так до бесконечности. Всю жизнь, ежеминутно, начиная от глобальных поступков, любовных отношений, кончая самыми элементарными, бытовыми ситуациями - дома, на работе, на улице, в транспорте. И в том, какой выбор сделан, как раз и проявляется суть человека. В Библии так и сказано: «По плодам их узнаете их».