Главный режиссер театра вахтангова. Государственный академический театр им

  • Знаменитый театр им. Вахтангова располагается в самом центре Старого Арбата.
  • Визитными карточками театра являются гротеск и ироничность.
  • В репертуаре театра им. Вахтангова присутствуют и классические трагедии и озорные водевили.
  • С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению ряда специалистов, обладает лучшим светом и звуком.
  • В театре помимо двух сцен есть и артистическое пространство «Арт-кафе», где проводятся творческие встречи, поэтические чтения и концерты.
  • Все постановки в театре ведутся на русском языке.

В самом сердце стоит красивое здание с колоннами – театр Вахтангова, знаменитый своими легкими ироничными, но такими глубокими спектаклями. Прекрасная прославленная труппа, талантливые режиссеры, разнообразный репертуар, сильные традиции и собственная школа – театр уже 95 лет пользуется заслуженной популярностью у москвичей и гостей столицы.

Иронично о наболевшем

В начале театра было чудо. В ноябре 1921 года в холодной и голодной Евгений Вахтангов ставит притчу о Добре и Зле – «Чудо святого Антония». Не меньшим чудом стала вторая постановка Вахтангова, когда он, смертельно больной, в феврале 1922 года поставил сказку – «Принцессу Турандот». Яркая и легкая, она покорила всех. С этого спектакля началась история театра Вахтангова, визитными карточками которого стали гротеск и ироничность.

Евгений Вахтангов был учеником . Ученики самого Вахтангова – Цецилия Мансурова, Юрий Завадский, Борис Щукин – составили костяк труппы. Вскоре при театре было создано училище, которому будет суждено стать одним из лучших театральных вузов страны. Из стен прославленной «Щуки» (так называют вахтанговский театральный институт им. Щукина) вышла целая плеяда знаменитых актеров и режиссеров – Юрий Любимов, Владимир Этуш, Ролан Быков, Сергей Маковецкий. Легендарным актером и художественным руководителем Вахтанговского театра с 1987 по 2007 год был Михаил Ульянов. Сегодня на этой сцене можно увидеть великолепную «старую гвардию» ‒ Василия Ланового, Владимира Этуша, Людмилу Максакову, блестящее «среднее поколение» ‒ Евгения Князева, Сергея Маковецкого и талантливую «молодежь» ‒ Александра Олешко и Нонну Гришаеву.

Спектакли театра Вахтангова разнообразны. Это и классические трагедии («Медея» Еврипида), и озорные водевили («Мадмуазель Нитуш» Ф. Эрве). Здесь умеют ставить классику, что видно по успеху спектаклей Римаса Туминаса «Дядя Ваня» , «Евгений Онегин» А. Пушкина.

Спектакли Туминаса стали настоящим событием в культурной жизни города. Взяв тексты, знакомые по школе каждому россиянину, Туминас открыл их для зрителей заново. В чеховском «Дяде Ване» режиссер увидел театр абсурда, где говорят одно, думают другое и делают третье. Обычно героев этой чеховской драмы показывают несостоятельными неудачниками. Туминас представляет нам людей живых, ранимых, полных страстей и несбывшихся надежд. Режиссер и актеры не смотрят на своих героев свысока – напротив, они любят их, симпатизируют им.

В , который сам классик называл «энциклопедией русской жизни», Туминас пытается дойти до самой сути русской души. Ломая стереотипы, он показывает целую панораму образов национального характера, где сочетаются любовь и ненависть, душевность и чопорность, безрассудство и ответственность. Главные роли в обоих спектаклях (Войницкий в «Дяде Ване» и Онегин в «Евгении Онегине») сыграл блестящий вахтанговский актер Сергей Маковецкий.

Возможности театра

С 2008 г. театр планомерно модернизирует сценическое оснащение и сегодня, по мнению многих специалистов, обладает лучшим светом и звуком. В 2011 г. было отреставрировано декоративное убранство здания, проведен ремонт зрительного зала. Спектакли театра проходят на двух сценах: Большая вмещает 1055 зрителей, Малая рассчитана на 250 мест. Обе площадки предоставляют прекрасный обзор со всех мест. Однако в зале Малой сцены установлены подвижные кресла, что позволяет менять их конфигурацию в соответствии с замыслом режиссера. Специальная платформа позволяет поднимать декорации весом 3,5 тонны. Для людей с ограниченными физическими возможностями предусмотрен лифт.
Есть в театре и «особая третья сцена» — артистическое пространство «Арт-кафе». Здесь проводятся творческие встречи, поэтические чтения, выступления оркестра Вахтангова. Уютный со вкусом оформленный небольшой зал вместил себя небольшую сцену и столики, за которыми зрители могут отдохнуть и приятно провести время.
С 1931 г. при театре работает музей, открытый по инициативе учеников Вахтангова. В нем можно познакомиться с текстами пьес, записями режиссеров и актеров, афишами, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о деятельности театра.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 2 , средняя оценка: 5,00 (из 5)

Февраль 2017
Вообще вся атмосфера этого театра, его расположение (на старом Арбате), великолепная игра актеров, мне там нравится всё! Единственное, покупать билеты надо только в партер, амфитеатр и бельэтаж! Никаких балконов!

Декабрь 2016
Театр, в котором сложилось все: месторасположение, главный режиссер, актерский состав, репертуар, хранящий традиции и передающий мастерство молодому поколению. Теперь и еще одна новая сценическая площадка для творческих встреч - прекрасное арт-кафе. Великолепная Марина Есипенко - третья Принцесса Турандот, жаль, что спектакль ушел из репертуара, Юлия Рутберг, неподражаемые Сергей Маковецкий и Владимир Вдовиченков, Владимир Этуш. Актеры, дарящие эмоции, переживания, размышления.

Декабрь 2016
Театр им. Е. Вахтангова один из немногих, в котором есть дух интеллигентности, высочайшей классической театральной культуры и не наигранной ответственности перед зрителем! Особенно достойно старшее поколение мастеров сцены! Молодежь должна подтягиваться - есть же у кого учиться. Каждое посещение театра - праздник!

История театра им. Евг.Вахтангова начинается задолго до даты его официального открытия. В конце 1913 группа московских студентов создала Студенческую драматическую студию, целью которой были занятия театральным искусством по системе К.С.Станиславского. Возглавить ее согласился актер и режиссер Художественного театра Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922); его ближайшей помощницей в организации студии была Ксения Ивановна Котлубай (1890–1931). До 1917 студия называлась Студенческой (или Мансуровской, по названию переулка, где временно обосновалась); с 1917 по 1920 – Московской драматической студией Е.Б.Вахтангова. 13 сентября 1920 коллектив был принят в семью Художественного театра под именем его 3-й Студии. 13 ноября 1921 открылся постоянный театр 3-й Студии МХТ (по адресу «Арбат 26», где располагается и поныне). Официально статус театра Студия получила лишь в 1926.

Студией во главе с режиссером-педагогом Вахтанговым были выпущены спектакли Усадьба Ланиных Б.Зайцева (1914), Чудо святого Антония М.Метерлинка (1918, 1921), Свадьба А.П.Чехова (1920, 1921). Вторые редакции двух последних спектаклей резко отличались от первых вариантов – они были лишены снисходительной мягкости и добродушия, но полны всепоглощающего гротеска. Велась работа над пьесой студийца-поэта П.Антокольского Обручение во сне , репетировались Электра Софокла и Пир во время чумы А.Пушкина.

В 1919 Студию покинули двенадцать одаренных студийцев (это явилось ударом для коллектива в целом и лично для Вахтангова). Тогда же был объявлен прием на первый курс школы – так появились Б.Щукин и Ц.Мансурова, за ними – Р.Симонов, А.Ремизова, М.Синельникова, Е.Алексеева. В 1922 увидела свет рампы легендарная Принцесса Турандот К.Гоцци (первоначально репетировалась пьеса Шиллера под тем же названием) умирающего Вахтангова. После трагических «спектаклей-криков» (Эрик XIV А.Стриндберга в 1-й Студии МХТ или Гадибук С.Ан-ского в студии «Габима»), изломанно-гротесковых, полных мучительного разлада и кошмарных видений, режиссер в своей последней постановке воспевал жизнь с ее праздничной театральностью. В Принцессе Турандот , ставшей ярчайшим и значительнейшим этапом в истории театра, талантливо играли Мансурова – Турандот, Завадский – Калаф, Орочко – Адельма, Басов – Алтоум, Захава – Тимур, Щукин – Тарталья, Симонов – Труффальдино, Кудрявцев – Панталоне, Глазунов – Бригелла, Ляуданская – Скирина, Ремизова – Зелима и др. Спектакль дважды возобновлялся – Р.Симоновым (1963) и Г.Черняховским (1991).

После смерти Вахтангова 29 мая 1922 был избран новый Художественный совет Студии: Завадский, Захава, Тураев, Котлубай, Орочко, Толчанов, Ляуданская, Елагина, Глазунов и Басов. Однако коллективное руководство не могло снять возникшего в Студии напряжения: все были уверены в необходимости продолжать вахтанговскую линию, но представления о том, какими методами этого добиваться, у каждого были свои. Многие из учеников Вахтангова тяготели к режиссуре, но явного лидера среди них не было.

После неудачи спектакля Правда – хорошо, а счастье лучше А.Н.Островского (режиссерский дебют Б.Захавы, 1923) В.Немирович-Данченко назначает директором 3-й Студии Ю.Завадского, чья эксцентрическая постановка гоголевской Женитьбы (1924) стала второй премьерой Студии после смерти Вахтангова. Спектакль не был принят публикой. Завадскому пришлось оставить пост директора, на должность которого был избран актер О.Глазунов.

В период отстаивания Студией своей независимости (предложение влиться в состав Художественного Театра было отвергнуто) сюда приходит режиссер А.Попов. Сезон 1924–1925 дал сразу две удачи – постановки Попова Комедии Мериме (четыре пьесы из цикла Театр Клары Газуль ) и Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского. Следом Попов ставит Виринею Л.Сейфуллиной (1925), Зойкину квартиру М.Булгакова (1926), Разлом Б.Лавренева (1927), Заговор чувств Ю.Олеши (1929), Авангард В.Катаева (1930). В день пятилетия Студии, находившейся на подъеме, она была переименована в Государственный академический театр имени Вахтангова. Со второй половины 1920-х годов спектакли ставят Р.Симонов (Марион де Лорм В.Гюго, 1926, и На крови С.Мстиславского, 1928), И.Толчанов (Партия честных людей Ж.Ромена, 1927), Захава (Барсуки Л.Леонова, 1927), осуществляются совместные постановки двух, трех и даже четырех режиссеров (спектакли 1930 Коварство и любовь Фр.Шиллера в постановке Антокольского, О.Басова, Захавы и Темп Н.Погодина в постановке Басова, К.Миронова, А.Орочко, Щукина). В этот же период (с 1927) начинает сотрудничество с театром художник, а впоследствии и режиссер Н.Акимов.

В конце 1920-х годов все труднее становится работать в театре Попову: терпит неудачу его спектакль Авангард , осложняются отношения с руководством театра, во главе которого стоят Захава и Симонов. 12 мая 1930 в «Литературной газете» появляется заметка: «Ввиду расхождения по вопросам художественно-идеологического руководства из состава Театра им. Вахтангова выбыл режиссер Алексей Попов». В творчестве вахтанговского театра закончился очередной яркий этап. Начатые Поповым репетиции спектакля Темп завершала целая режиссерская коллегия.

1930-е годы в театре Вахтангова ознаменовались не только постановками советских пьес (Погодина, Катаева, А.Афиногенова, А.Крона, В.Киршона), но и знаменитым Гамлетом Акимова, усмотревшим в шекспировской пьесе борьбу разгульного принца Гамлета (А.Горюнов) за престол – трагедия талантливо подменялась комедией и фарсом. Захава ставит две пьесы М.Горького: Егор Булычов и другие (1932) с Щукиным-Булычовым, признанным в этой роли гениальным, и Достигаев и другие (1933). В сезоне 1936–1937 И.Рапопортом был выпущен спектакль Много шума из ничего Шекспира (с незабываемыми Мансуровой и Симоновым в ролях Беатриче и Бенедикта) – воплощение того, что виделось многим «вахтанговским началом» (ненатужная комедийность, ироничная легкость и блеск остроумия).

В 1939 художественным руководителем театра назначается Р.Симонов, период коллективного руководства закончился. Театр ведет поиски актуальной советской пьесы; на постановку приглашается бывший главный режиссер Реалистического театра, волею власти слитого с Камерным, Н.Охлопков, который выпускает спектакль Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева (1940). В предвоенные месяцы увидели свет Перед заходом солнца Г.Гауптмана (первая самостоятельная режиссерская работа А.Ремизовой), Дон Кихот Булгакова в постановке Рапопорта, Маскарад М.Лермонтова (режиссер А.Тутышкин).

В первые годы Великой Отечественной войны театр работал в г. Омске (1941–1943). Здесь были поставлены спектакли Олеко Дундич А.Ржешевского и М.Каца и Русские люди К.Симонова (реж. А.Дикий, 1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (реж. Охлопков, 1942), Фронт А.Корнейчука (реж. Симонов, 1942) и др. Был создан Фронтовой филиал театра, выпустивший спектакли Бессмертный А.Арбузова и А.Гладкова (реж. А.Орочко, 1942), Не в свои сани не садись А.Островского (реж. Мансурова, 1944) и Где-то в Москве В.Масса и М.Червинского (реж. Ремизова и А.Габович, 1944) и др.

В годы войны покидает театр Охлопков, согласившийся возглавить Театр Революции. Бурный успех имеют Слуга двух господ К.Гольдони (1943) в постановке Тутышкина с Н.Плотниковым в роли Труффальдино и комедия-оперетта Ф.Эрве Мадемуазель Нитуш (1944), поставленная Симоновым в оформлении Акимова. В тяжелые для страны и ее искусства послевоенные годы театр вынужден одно за другим выпускать героико-революционные полотна, оправдывавшие, однако, свое существование на сцене серьезностью актерских работ. Таковы были Молодая гвардия по роману А.Фадеева (1948), Первые радости (1950) и Кирилл Извеков (1951) по романам К.Федина в постановке Захавы, где играли Ю.Любимов, Г.Пашкова, М.Астангов, Н.Гриценко и др. Создается череда «сельских» постановок, начало которой было положено спектаклем Приезжайте в Звонковое А.Корнейчука (реж. Ремизова, 1947), а одним из финальных аккордов стала Стряпуха А.Софронова в постановке Симонова (1959). Ставится драматургия К.Симонова, Б.Полевого, Н.Вирты, Н.Погодина, А.Крона. Возобновляются Егор Булычов и другие (1951) и Перед заходом солнца (1954).

В 1956 театр получает статус академического. С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 – Е.Симонов, сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 – Ю.Борисова, 1950 – М.Ульянов; 1952 – Ю.Яковлев; 1958 – В.Лановой; 1961 – Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

В 1950 дебютирует в качестве режиссера Е.Симонов (Летний день Ц.Солодаря), ставит Двух веронцев Шекспира (1952), Горя бояться – счастья не видать С.Маршака (1954), Филумену Мартурано Э.де Филиппо (1956) с блистательными Мансуровой и Р.Симоновым, Город на заре А.Арбузова (1957), Маленькие трагедии А.Пушкина (1959), Иркутскую историю Арбузова (1959).

В 1963 к 100-летию со дня рождения К.С.Станиславского и 80-летию Е.Б.Вахтангова Р.Симоновым возобновляется Принцесса Турандот с Ю.Борисовой, Л.Максаковой и В.Лановым в главных ролях. В середине 1960-х годов пользуются огромным успехом Идиот , инсценировка Ю.Олеши по роману Ф.Достоевского (постановка Ремизовой, 1958), Миллионерша Б.Шоу (постановка Ремизовой, 1964), Варшавская мелодия Л.Зорина (постановка Р.Симонова, 1967) и На всякого мудреца довольно простоты Островского (постановка Ремизовой, 1968). В этих спектаклях покоряли публику Борисова, Гриценко, Яковлев, Ульянов, Плотников и др.

После смерти Р.Симонова (1968) главным режиссером вахтанговского театра становится Е.Симонов и руководит им без малого двадцать лет. Эти годы стали временем отдельных актерских успехов: Борисова-Клеопатра и Ульянов-Антоний в Антонии и Клеопатре Шекспира (постановка Е.Симонова, 1971), Ульянов-Ричард в Ричарде III Шекспира (постановка Р.Капланяна, 1976), Яковлев-Калоджеро ди Спелта и Л.Максакова-Дзайра в Великой магии Э.де Филиппо (постановка югославского режиссера М.Беловича, 1979) и др.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов в театр вливается очередное актерское поколение: И.Купченко, М.Вертинская, В.Малявина, В.Зозулин, Е.Карельских, Ю.Шлыков, В.Иванов и др.

Принципиально важной для вахтанговской труппы виделась Е.Симонову постановка поэтического триптиха, которую он создавал преимущественно с молодежью: Мистерия-буфф В.Маяковского (1981), Роза и крест А.Блока (1983) и Три возраста Казановы по пьесам М.Цветаевой Приключение и Феникс (1985). Успех имел лишь цветаевский спектакль.

25 сентября 1987 в вахтанговском театре состоялось собрание, на котором художественным руководителем был избран Михаил Ульянов (отстраненный от должности Е.Симонов покинул театр). В штат театра принимаются режиссеры П.Фоменко, Р.Виктюк, А.Кац. Выпускают спектакли А.Шапиро (Кабанчик В.Розова, 1987), Р.Стуруа (Брестский мир М.Шатрова, 1987), А.Белинский (Стакан воды Э.Скриба, 1988). Театр постепенно оживает. Училище в очередной раз пополняет труппу молодежью – С.Маковецкий, О.Чиповская, А.Рыщенков, В.Симонов, Е. Князев, Е.Сотникова, М.Васьков, М.Суханов, Ю.Рутберг, М.Есипенко и др. На сцену театра переносится студенческая постановка Черняховского Зойкина квартира Булгакова (1989) с Ю.Рутберг в главной роли. В третий раз возобновляется Принцесса Турандот с Есипенко, Чиповской и Рыщенковым (режиссер возобновления Черняховский, 1991). Ведут режиссерскую работу Фоменко (Дело А.Сухово-Кобылина, 1988; Государь ты наш, батюшка ... Ф.Горенштейна, 1991; Без вины виноватые Островского с блистательным актерским ансамблем, 1993; Пиковая дама Пушкина, 1996; Воскрешение, или Чудо святого Антония М.Метерлинка, 1999) и Виктюк (Уроки мастера Д.Паунелла, 1990; Дама без камелий Т.Раттигана, 1990; Соборяне Н.Садур по Н.Лескову, 1992; Я тебя больше не знаю, милый А.де Бенедетти, 1994). Постановочно осваивается пространство так называемой «сцены в буфете»: Без вины виноватые Островского в режиссуре Фоменко, Милый лжец Дж.Килти (реж. Шапиро, 1994) и др.

Помимо названных постановщиков последние сезоны на сцене театра им. Евг.Вахтангова ставят А.Житинкин (Веселые парни Н.Саймона, 1996), В.Мирзоев (Амфитрион Мольера, 1998), А.Горбань (За двумя зайцами М.Старицкого, 1997 и Левша по Лескову и Е.Замятину, 1999), В.Иванов (Фрекен Жюли А.Стриндберга, 1999), Е.Марчелли (Отелло Шекспира, 2000), С.Евлахишвили (Земля обетованная С.Моэма, 2000). Театр сотрудничает с художниками Ст.Морозовым, Т.Сельвинской, В.Боером, П.Каплевичем и др.

Наряду с именитыми исполнителями на сцену театра выходят молодые – А.Завьялов, М.Аронова, А.Дубровская, Н.Гришаева, П.Сафонов, А.Пушкин и др.

После смерти М.Ульянова в 2007 новым художественным руководителем театра стал известный литовский режиссер Римас Туминас.

См. также ТЕАТР-СТУДИЯ; ГАБИМА; ВЫСШЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. Б.В.ЩУКИНА.

Марков П.А. Вахтанговцы . – В кн.: Марков П.А. О театре, т. 3. М., 1976
Театр имени Евг. Вахтангова. (Альбом. Автор текста Д.Н.Годер). М., 1996

Помогать студентам-любителям профессионалы не хотели. Тогда руководство студией взял в свои руки молодой актер и режиссер , ученик К.С. Станиславского, Евгений Вахтангов. Помещения у студии не было, поэтому репетировали на квартирах у студийцев. Премьера состоялась 26 марта 1914 года. Спектакль по пьесе Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных» провалился. А администрация МХТ запретила Вахтангову работать с непрофессиональными студийцами.

Но репетиции продолжились - уже в квартире в Мансуровском переулке. Одна из студиек даже выбрала себе сценический псевдоним по названию переулка. Так в истории театрального искусства появилась Цецилия Мансурова - первая исполнительница роли принцессы Турандот.

13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».

Виктор Ардов «Девять способов безбилетного проникновения в зрительный зал»

Успех постановки примирил студию с Художественным театром, и она вошла в его состав под названием Третья студия МХТ. А вскоре она получила старинную усадьбу Сабашниковых на Арбате.

Студия Вахтангова искала пьесы в духе нового революционного времени. Не известно, кто предложил поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», но поначалу никто к этому всерьез не отнесся. При обсуждении родились шуточки, и для их литературной обработки пригласили Николая Эрдмана. Так начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом театра. Но Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру.

В антракте Станиславский взял извозчика и поехал поздравить Вахтангова (тот, отправив своих на спектакль, лежал один в пустой темной квартире). Второй акт задержали в ожидании возвращения Станиславского. После спектакля он снова позвонил Вахтангову, чтобы передать свое восхищение. Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» - вызвав в зале бурю восторга. Успех «Принцессы Турандот» был универсальным: у интеллигентной арбатской публики и студенческой молодежи, у рабочих и нарядно одетых НЭПманов - всех закружил и сделал ненадолго счастливыми нехитрый сказочный мотив. Позже вышли духи «Принц Калаф», на вечеринках повсюду танцевали под вальс «Турандот» - спектакль знали все. Умирая, он создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой побудительности, что казалось, смерти не бывает. Вахтангов преодолел ее в искусстве.

Успех спектакля превзошел ожидания. А 29 мая 1922 года Евгений Вахтангов умер. Студия получила его имя.

В 1926 году театр имени Вахтангова попросил Михаила Булгакова написать легкий водевиль на современную НЭПовскую тему. Так появилась «Зойкина квартира». Но так как за внешней легкостью скрывалась сатира, спектакль запретили. Другие театры закрывали за искажение советской действительности, а театр Вахтангова лишь пожурили. А все потому, что среди его почитателей были самые высокопоставленные люди.

В двадцатые и тридцатые годы завсегдатаями его были члены правительства, руководящие работники ОГПУ, а потом НКВД. В их числе - Авель Енукидзе, Климент Ворошилов, заместитель начальника ОГПУ Агранов, сам Сталин. Моя мать, актриса театра, вспоминала, что еще и до середины двадцатых Сталин приходил запросто и садился в шестом ряду партера. Позднее его постоянное место было в правительственной ложе, в углу второго ряда, за широкой спиной телохранителя.

Во время войны в театр попала бомба. Взрыв разрушил здание, и еще долго жители собирали по окрестным переулкам остатки реквизита и декораций.

Путеводитель по архитектурным стилям

Тогда на Урал вывезли многие промышленные предприятия, и на Политбюро поставили вопрос, что нужно поднимать культуру Сибири и Зауралья. Сталин предложил перевезти театр Вахтангова в Новосибирск, поскольку здание театра разрушено. Возразить ему Анастас Микоян напрямую не мог, поэтому предложил перевезти туда еще и Третьяковскую галерею. Сталин улыбнулся, погрозил пальцем, и театр Вахтангова вернулся в Москву. А пока строили новое здание, труппа работала на фронте и ставила спектакли и концерты для солдат.

Рядом с новым зданием театра Вахтангова к 850-летию Москвы установили фонтан «Принцесса Турандот» работы А.Н. Бурганова. Но он часто страдает от вандалов. Например, в 2001 году у принцессы отпилили руку.

Говорят, что... ...в 1930-е от театров требовали постановок про вождя революции. В Вахтанговской студии «главным Лениным» стал Борис Щукин. Однажды актеров-вахтанговцев пригласили показать сцены из идеологически выдержанного спектакля на Кремлевском праздничном концерте для Сталина. За артистами прислали машину. В нее сели уже загримированные Рубен Симонов в образе Сталина и Борис Щукин в образе Ленина. Водитель, боясь опоздать, превысил допустимую скорость. На подступах к машину остановил милиционер. Каков же был его ужас, когда в направляющемся в автомобиле возле водителя он увидел Сталина, а за ним… Ленина! .
...на репетиции «Принцессы Турандот» Цецилия Мансурова нашла любовь. Скромный скрипач, Николай Шереметев, ответил взаимностью и, подобно прадеду, обвенчался с актрисой. Судьба пары была трагичной: Цецилия Мансурова много раз спасала отказавшегося эмигрировать супруга от репрессий, но не смогла уберечь от пули в 1944 году. Она так и не вышла замуж второй раз. А в 2005 году театральную премию «Хрустальная Турандот» лучшим исполнительницам главной роли вручали именно в усадьбе Шереметевых в Кусково.

А вы бы хотели дополнить рассказ об истории театра имени Евгения Вахтангова?

В 25 лет Евгений Вахтангов уже преподавал в театральной студии Станиславского, а спустя два года - поставил свой первый спектакль. Он использовал новейшие режиссерские приемы, экспериментировал с декорациями и сделал зрителей участниками сценического действия. Вахтангов изобрел новое направление театра - фантастический реализм, и Станиславский называл режиссера-новатора «первым плодом нашего обновленного искусства».

«Творить для себя. Наслаждаться для себя»

Евгений Вахтангов родился во Владикавказе. Его отец был табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако еще в детстве Евгений Вахтангов увлекся театром и решил посвятить ему всю жизнь. В гимназические годы он уже играл в любительских постановках: «Женитьба» Николая Гоголя , «Бедность не порок» Александра Островского и «Дети Ванюшина» Сергея Найденова.

Окончив гимназию в 1903 году, Евгений Вахтангов поступил в Московский университет и сразу же - в студенческий театральный кружок. Он ставил спектакли и играл сам - и в Москве, и во время приездов во Владикавказ. Для каждой постановки Вахтангов разрабатывал общий план, тщательно перечислял все предметы, которые должны находиться на сцене, описывал костюмы, грим и походку актеров, даже рассчитывал темп хода занавеса. Образцом театрального искусства для него был Московский Художественный театр . Здесь Евгения Вахтангова вдохновляло все: декорации и актерская игра, звуковые эффекты и технические детали.

В 1909 году Вахтангов решил получить профессиональное театральное образование и поступил на драматические курсы при Московском Художественном театре. Здесь преподавали преимущественно артисты театра: Александр Адашев и Василий Лужский, Николай Александров и Василий Качалов. Они обучали молодых актеров по методикам Константина Станиславского .

Евгений Вахтангов хотел стать режиссером, и Константин Станиславский вскоре стал выделять его из остальных учеников. Он назначил Вахтангова главным помощником по работе с молодыми актерами. Вдохновленный методикой Станиславского, Евгений Вахтангов мечтал создать актерскую студию.

«Хочу образовать Студию, где мы учились бы. Принцип - всего добиваться самим... Проверить систему К. С. [Константина Станиславского] на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить или убрать ложь. Все пришедшие в студию должны любить искусство вообще и сценическое в частности. Радость искать в творчестве. Забыть публику. Творить для себя. Наслаждаться для себя. Сами себе судьи».

Евгений Вахтангов

К этому стремился и сам Станиславский. Поэтому в 1912 году вместе с Леопольдом Сулержицким они открыли Первую студию МХТ, в которой начал преподавать Евгений Вахтангов. Одновременно Вахтангов работал в других московских театральных школах, среди которых особое место занимала Студенческая драматическая студия. Ее создали в 1913 году пять студентов из разных московских университетов. Через год начинающие актеры пригласили Вахтангова в качестве преподавателя и режиссера.

Новаторская студия Евгения Вахтангова

Евгений Вахтангов в молодости. Фотография: vakhtangov.ru

Юрий Завадский. Шарж на Евгения Вахтангова. 1913

Евгений Вахтангов. Фотография: vakhtangov.ru

Сначала собственного помещения у Студенческой драматической студии не было, участники собирались то в комнатах студентов, то в ресторанах, то в пустых кинотеатрах. Репетиции проходили, в основном ночью, так как днем Евгений Вахтангов занимался с 1-й студией МХТ, а студенты - учились и работали.

Свою первую постановку - «Усадьбу Ланиных» - Студенческая студия представила в 1914 году. Премьера спектакля вызвала бурю негодования. Критики язвительно писали о детской беспомощности начинающих актеров, о жалкости театральных декораций, о несостоятельности режиссера Вахтангова. Станиславский же так разозлился на Вахтангова за самодеятельность и провал «Усадьбы Ланиных», что запретил ему преподавать вне стен МХТ и 1-й Студии.

Однако занятия в Студенческой студии не прекратились, а проходили теперь в строжайшей тайне. Для своих учеников Вахтангов нанимал лучших педагогов-новаторов, несмотря на бедность студии.

«Так, по движению у нас был лучший педагог Александрова, родоначальница ритмических этюдов. Евгений Богратионович говорил: «Мне нужно самого лучшего, самого смелого, может быть, новатора в каждой области. Мы так бедны, что должны учиться у лучших». Поэтому, если по постановке голоса самым лучшим был Пятницкий, то давайте Пятницкого. Да, Евгений Богратионович умел узнавать настоящих людей искусства! У него было к ним чутье, и он старался главным образом вырастить педагогов из своих старших учеников».

Актриса Цецилия Мансурова, из «Бесед о Вахтангове» Хрисанфа Херсонского

Постепенно Евгений Вахтангов обрел собственное понимание театра. В спектаклях он стремился подчеркнуть условность происходящего на сцене, поэтому, например, классические театральные костюмы вахтанговцы надевали поверх современной одежды. А чтобы усилить эту идею, артисты надевали их прямо на сцене. В считанные секунды из актеров они перевоплощались в персонажей пьесы. Для декораций использовали обычные бытовые предметы, которые обыгрывались с помощью света и тканевых драпировок.

В 1917 году студенческая студия вышла из «подполья» и стала называться Московской драматической студией Евгения Вахтангова. В этом же году Вахтангов тяжело заболел, однако работать он стал еще больше и усерднее. «Первая студия, вторая студия, моя студия, еврейская студия «Габима», студия Гунст, народный театр, пролеткульт, художественный театр, урок, спектакль ноябрьских торжеств - вот десять учреждений, где меня рвут на части» , - писал Евгений Вахтангов.

Гротескный театр и фантастический реализм

Евгений Вахтангов в роли Тэкльтона в спектакле «Сверчок на печи». 1914 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: wikimedia.org

Евгений Вахтангов в роли Крафта в спектакле «Мысль». 1914 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: wikimedia.org

Евгений Вахтангов в роли Фрезера в спектакле «Потоп». 1915 год. 1-я студия Московского Художественного театра. Фотография: aif.ru

После революции 1917 года авангардному театру Вахтангова стало тяжело находить общий язык с новым зрителем - «первобытным в отношении искусства». Режиссер решил присоединиться к театру Константина Станиславского. В 1920 году студия Вахтангова стала частью Московского Художественного театра, и получила название Третья студия.

Уже через год у Третьей студии МХТ появилось собственное здание театра. В честь открытия артисты дали спектакль «Чудо святого Антония» по одноименной комедии Мориса Метерлинка. Это стало вторым обращением вахтанговцев к этой пьесе, и в этот раз Вахтангов поставил спектакль в традициях гротескного театра. Он писал: «Бытовой театр должен умереть. «Характерные» актеры больше не нужны. Все, имеющие способность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже комики) любой характерности и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск - трагический, комический» .

Поглощенный работой в нескольких студиях, за своим здоровьем Вахтангов почти не следил: одно время занимался гимнастикой йогов и соблюдал диету, но затем нарушил режим: непрерывно курил и засиживался после спектаклей на театральных вечеринках.

Незадолго до смерти Евгений Вахтангов начал работать над постановкой «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци. Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре - «фантастический реализм». Вахтангов использовал персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, однако сказку сделал очень современной. Актеры прямо на сцене переодевались в костюмы сказочных героев, а параллельно беседовали на злободневные темы.

«Замечательна была моя последняя беседа с Вахтанговым перед генеральной репетицией «Турандот». Он мне сказал, что в этой работе его увлекает специфическое актерское состояние, вот такое: мы с вами сидим в первом ряду и смотрим спектакль, но я тоже играю этот спектакль. И, пока я свободен, я делюсь с вами своими впечатлениями, а потом я говорю: мой выход, сейчас я тебе сыграю. И я выхожу из первого ряда, влезаю на сцену и начинаю играть все - горе и радость, а этот мой приятель мне верит… А потом кончаю, подсаживаюсь к нему и говорю: ну как, хорошо?»

Леонид Волков из книги «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства»

Вернувшись домой после очередной репетиции спектакля «Принцесса Турандот», Вахтангов слег и больше уже не вставал. Премьера состоялась без него, зато на спектакле присутствовал Константин Станиславский. Восхищенный работой своего ученика, Станиславский лично выразил свое признание Вахтангову: «То, что я видел, талантливо, своеобразно и, что самое главное, жизнерадостно! А успех блистательный. Молодежь очень выросла» .

«Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Вахтангова. Он умер 29 мая 1922 года. Похоронили Вахтангова на Новодевичьем кладбище.

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА. История театра им. Евг.Вахтангова начинается задолго до даты его официального открытия. В конце 1913 группа московских студентов создала Студенческую драматическую студию, целью которой были занятия театральным искусством по системе К.С.Станиславского . Возглавить ее согласился актер и режиссер Художественного театра Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922); его ближайшей помощницей в организации студии была Ксения Ивановна Котлубай (1890–1931). До 1917 студия называлась Студенческой (или Мансуровской, по названию переулка, где временно обосновалась); с 1917 по 1920 – Московской драматической студией Е.Б.Вахтангова. 13 сентября 1920 коллектив был принят в семью Художественного театра под именем его 3-й Студии. 13 ноября 1921 открылся постоянный театр 3-й Студии МХТ (по адресу «Арбат 26», где располагается и поныне). Официально статус театра Студия получила лишь в 1926.

Студией во главе с режиссером-педагогом Вахтанговым были выпущены спектакли Усадьба Ланиных Б.Зайцева (1914), Чудо святого Антония М.Метерлинка (1918, 1921), Свадьба А.П.Чехова (1920, 1921). Вторые редакции двух последних спектаклей резко отличались от первых вариантов – они были лишены снисходительной мягкости и добродушия, но полны всепоглощающего гротеска. Велась работа над пьесой студийца-поэта П.Антокольского Обручение во сне , репетировались Электра Софокла и Пир во время чумы А.Пушкина.

В 1919 Студию покинули двенадцать одаренных студийцев (это явилось ударом для коллектива в целом и лично для Вахтангова). Тогда же был объявлен прием на первый курс школы – так появились Б.Щукин и Ц.Мансурова, за ними – Р.Симонов , А.Ремизова, М.Синельникова, Е.Алексеева. В 1922 увидела свет рампы легендарная Принцесса Турандот К.Гоцци (первоначально репетировалась пьеса Шиллера под тем же названием) умирающего Вахтангова. После трагических «спектаклей-криков» (Эрик XIV А.Стриндберга в 1-й Студии МХТ или Гадибук С.Ан-ского в студии «Габима»), изломанно-гротесковых, полных мучительного разлада и кошмарных видений, режиссер в своей последней постановке воспевал жизнь с ее праздничной театральностью. В Принцессе Турандот , ставшей ярчайшим и значительнейшим этапом в истории театра, талантливо играли Мансурова – Турандот, Завадский – Калаф, Орочко – Адельма, Басов – Алтоум, Захава – Тимур, Щукин – Тарталья, Симонов – Труффальдино, Кудрявцев – Панталоне, Глазунов – Бригелла, Ляуданская – Скирина, Ремизова – Зелима и др. Спектакль дважды возобновлялся – Р.Симоновым (1963) и Г.Черняховским (1991).

После смерти Вахтангова 29 мая 1922 был избран новый Художественный совет Студии: Завадский, Захава, Тураев, Котлубай, Орочко, Толчанов, Ляуданская, Елагина, Глазунов и Басов. Однако коллективное руководство не могло снять возникшего в Студии напряжения: все были уверены в необходимости продолжать вахтанговскую линию, но представления о том, какими методами этого добиваться, у каждого были свои. Многие из учеников Вахтангова тяготели к режиссуре, но явного лидера среди них не было.

После неудачи спектакля Правда – хорошо, а счастье лучше А.Н.Островского (режиссерский дебют Б.Захавы, 1923) В.Немирович-Данченко назначает директором 3-й Студии Ю.Завадского, чья эксцентрическая постановка гоголевской Женитьбы (1924) стала второй премьерой Студии после смерти Вахтангова. Спектакль не был принят публикой. Завадскому пришлось оставить пост директора, на должность которого был избран актер О.Глазунов.

В период отстаивания Студией своей независимости (предложение влиться в состав Художественного Театра было отвергнуто) сюда приходит режиссер А.Попов. Сезон 1924–1925 дал сразу две удачи – постановки Попова Комедии Мериме (четыре пьесы из цикла Театр Клары Газуль ) и Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского. Следом Попов ставит Виринею Л.Сейфуллиной (1925), Зойкину квартиру М.Булгакова (1926), Разлом Б.Лавренева (1927), Заговор чувств Ю.Олеши (1929), Авангард В.Катаева (1930). В день пятилетия Студии, находившейся на подъеме, она была переименована в Государственный академический театр имени Вахтангова. Со второй половины 1920-х годов спектакли ставят Р.Симонов (Марион де Лорм В.Гюго, 1926, и На крови С.Мстиславского, 1928), И.Толчанов (Партия честных людей Ж.Ромена, 1927), Захава (Барсуки Л.Леонова, 1927), осуществляются совместные постановки двух, трех и даже четырех режиссеров (спектакли 1930 Коварство и любовь Фр.Шиллера в постановке Антокольского, О.Басова, Захавы и Темп Н.Погодина в постановке Басова, К.Миронова, А.Орочко, Щукина). В этот же период (с 1927) начинает сотрудничество с театром художник, а впоследствии и режиссер Н.Акимов.

В конце 1920-х годов все труднее становится работать в театре Попову: терпит неудачу его спектакль Авангард , осложняются отношения с руководством театра, во главе которого стоят Захава и Симонов. 12 мая 1930 в «Литературной газете» появляется заметка: «Ввиду расхождения по вопросам художественно-идеологического руководства из состава Театра им. Вахтангова выбыл режиссер Алексей Попов». В творчестве вахтанговского театра закончился очередной яркий этап. Начатые Поповым репетиции спектакля Темп завершала целая режиссерская коллегия.

1930-е годы в театре Вахтангова ознаменовались не только постановками советских пьес (Погодина, Катаева, А.Афиногенова, А.Крона, В.Киршона), но и знаменитым Гамлетом Акимова, усмотревшим в шекспировской пьесе борьбу разгульного принца Гамлета (А.Горюнов) за престол – трагедия талантливо подменялась комедией и фарсом. Захава ставит две пьесы М.Горького: Егор Булычов и другие (1932) с Щукиным-Булычовым, признанным в этой роли гениальным, и Достигаев и другие (1933). В сезоне 1936–1937 И.Рапопортом был выпущен спектакль Много шума из ничего Шекспира (с незабываемыми Мансуровой и Симоновым в ролях Беатриче и Бенедикта) – воплощение того, что виделось многим «вахтанговским началом» (ненатужная комедийность, ироничная легкость и блеск остроумия).

В 1939 художественным руководителем театра назначается Р.Симонов, период коллективного руководства закончился. Театр ведет поиски актуальной советской пьесы; на постановку приглашается бывший главный режиссер Реалистического театра, волею власти слитого с Камерным, Н.Охлопков, который выпускает спектакль Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева (1940). В предвоенные месяцы увидели свет Перед заходом солнца Г.Гауптмана (первая самостоятельная режиссерская работа А.Ремизовой), Дон Кихот Булгакова в постановке Рапопорта, Маскарад М.Лермонтова (режиссер А.Тутышкин).

В первые годы Великой Отечественной войны театр работал в г. Омске (1941–1943). Здесь были поставлены спектакли Олеко Дундич А.Ржешевского и М.Каца и Русские люди К.Симонова (реж. А.Дикий, 1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (реж. Охлопков, 1942), Фронт А.Корнейчука (реж. Симонов, 1942) и др. Был создан Фронтовой филиал театра, выпустивший спектакли Бессмертный А.Арбузова и А.Гладкова (реж. А.Орочко, 1942), Не в свои сани не садись А.Островского (реж. Мансурова, 1944) и Где-то в Москве В.Масса и М.Червинского (реж. Ремизова и А.Габович, 1944) и др.

В годы войны покидает театр Охлопков, согласившийся возглавить Театр Революции. Бурный успех имеют Слуга двух господ К.Гольдони (1943) в постановке Тутышкина с Н.Плотниковым в роли Труффальдино и комедия-оперетта Ф.Эрве Мадемуазель Нитуш (1944), поставленная Симоновым в оформлении Акимова. В тяжелые для страны и ее искусства послевоенные годы театр вынужден одно за другим выпускать героико-революционные полотна, оправдывавшие, однако, свое существование на сцене серьезностью актерских работ. Таковы были Молодая гвардия по роману А.Фадеева (1948), Первые радости (1950) и Кирилл Извеков (1951) по романам К.Федина в постановке Захавы, где играли Ю.Любимов, Г.Пашкова, М.Астангов, Н.Гриценко и др. Создается череда «сельских» постановок, начало которой было положено спектаклем Приезжайте в Звонковое А.Корнейчука (реж. Ремизова, 1947), а одним из финальных аккордов стала Стряпуха А.Софронова в постановке Симонова (1959). Ставится драматургия К.Симонова, Б.Полевого, Н.Вирты, Н.Погодина, А.Крона. Возобновляются Егор Булычов и другие (1951) и Перед заходом солнца (1954).

В 1956 театр получает статус академического. С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 – Е.Симонов , сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 – Ю.Борисова, 1950 – М.Ульянов ; 1952 – Ю.Яковлев; 1958 – В.Лановой; 1961 – Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

В 1950 дебютирует в качестве режиссера Е.Симонов (Летний день Ц.Солодаря), ставит Двух веронцев Шекспира (1952), Горя бояться – счастья не видать С.Маршака (1954), Филумену Мартурано Э.де Филиппо (1956) с блистательными Мансуровой и Р.Симоновым, Город на заре А.Арбузова (1957), Маленькие трагедии А.Пушкина (1959), Иркутскую историю Арбузова (1959).

В 1963 к 100-летию со дня рождения К.С.Станиславского и 80-летию Е.Б.Вахтангова Р.Симоновым возобновляется Принцесса Турандот с Ю.Борисовой, Л.Максаковой и В.Лановым в главных ролях. В середине 1960-х годов пользуются огромным успехом Идиот , инсценировка Ю.Олеши по роману Ф.Достоевского (постановка Ремизовой, 1958), Миллионерша Б.Шоу (постановка Ремизовой, 1964), Варшавская мелодия Л.Зорина (постановка Р.Симонова, 1967) и На всякого мудреца довольно простоты Островского (постановка Ремизовой, 1968). В этих спектаклях покоряли публику Борисова, Гриценко, Яковлев, Ульянов, Плотников и др.

После смерти Р.Симонова (1968) главным режиссером вахтанговского театра становится Е.Симонов и руководит им без малого двадцать лет. Эти годы стали временем отдельных актерских успехов: Борисова-Клеопатра и Ульянов-Антоний в Антонии и Клеопатре Шекспира (постановка Е.Симонова, 1971), Ульянов-Ричард в Ричарде III Шекспира (постановка Р.Капланяна, 1976), Яковлев-Калоджеро ди Спелта и Л.Максакова-Дзайра в Великой магии Э.де Филиппо (постановка югославского режиссера М.Беловича, 1979) и др.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов в театр вливается очередное актерское поколение: И.Купченко, М.Вертинская, В.Малявина, В.Зозулин, Е.Карельских, Ю.Шлыков, В.Иванов и др.

Принципиально важной для вахтанговской труппы виделась Е.Симонову постановка поэтического триптиха, которую он создавал преимущественно с молодежью: Мистерия-буфф В.Маяковского (1981), Роза и крест А.Блока (1983) и Три возраста Казановы по пьесам М.Цветаевой Приключение и Феникс (1985). Успех имел лишь цветаевский спектакль.

25 сентября 1987 в вахтанговском театре состоялось собрание, на котором художественным руководителем был избран Михаил Ульянов (отстраненный от должности Е.Симонов покинул театр). В штат театра принимаются режиссеры П.Фоменко, Р.Виктюк, А.Кац. Выпускают спектакли А.Шапиро (Кабанчик В.Розова, 1987), Р.Стуруа (Брестский мир М.Шатрова, 1987), А.Белинский (Стакан воды Э.Скриба, 1988). Театр постепенно оживает. Училище в очередной раз пополняет труппу молодежью – С.Маковецкий, О.Чиповская, А.Рыщенков, В.Симонов, Е. Князев, Е.Сотникова, М.Васьков, М.Суханов, Ю.Рутберг, М.Есипенко и др. На сцену театра переносится студенческая постановка Черняховского Зойкина квартира Булгакова (1989) с Ю.Рутберг в главной роли. В третий раз возобновляется Принцесса Турандот с Есипенко, Чиповской и Рыщенковым (режиссер возобновления Черняховский, 1991). Ведут режиссерскую работу Фоменко (Дело А.Сухово-Кобылина, 1988; Государь ты наш, батюшка ... Ф.Горенштейна, 1991; Без вины виноватые Островского с блистательным актерским ансамблем, 1993; Пиковая дама Пушкина, 1996; Воскрешение, или Чудо святого Антония М.Метерлинка, 1999) и Виктюк (Уроки мастера Д.Паунелла, 1990; Дама без камелий Т.Раттигана, 1990; Соборяне Н.Садур по Н.Лескову, 1992; Я тебя больше не знаю, милый А.де Бенедетти, 1994). Постановочно осваивается пространство так называемой «сцены в буфете»: Без вины виноватые Островского в режиссуре Фоменко, Милый лжец Дж.Килти (реж. Шапиро, 1994) и др.

Помимо названных постановщиков последние сезоны на сцене театра им. Евг.Вахтангова ставят А.Житинкин (Веселые парни Н.Саймона, 1996), В.Мирзоев (Амфитрион Мольера, 1998), А.Горбань (За двумя зайцами М.Старицкого, 1997 и Левша по Лескову и Е.Замятину, 1999), В.Иванов (Фрекен Жюли А.Стриндберга, 1999), Е.Марчелли (Отелло Шекспира, 2000), С.Евлахишвили (Земля обетованная С.Моэма, 2000). Театр сотрудничает с художниками Ст.Морозовым, Т.Сельвинской, В.Боером, П.Каплевичем и др.

Наряду с именитыми исполнителями на сцену театра выходят молодые – А.Завьялов, М.Аронова, А.Дубровская, Н.Гришаева, П.Сафонов, А.Пушкин и др.

После смерти М.Ульянова в 2007 новым художественным руководителем театра стал известный литовский режиссер Римас Туминас .