Хелависа: «Я на полставки, я кандидат небесных наук…. Я отвечала за «придет серенький волчок», а муж – за всякие «Mary had a little lamb»… Наталья о шей хелависа биография

Наталья Николаева – такое имя носила нынешняя певица Хелависа до начала творческой карьеры - родилась в сентябре 1976 года в семье московских ученых. Отец Натальи был химиком-органиком университета Данди, мама работала в МГУ биохимиком.

Любовь к музыке Наталье привил папа. В детстве девочка переслушала всю доступную классическую музыку, а также познакомилась с записями современных исполнителейThe Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin, Jefferson Airplane, «Аквариум». Николаева готовилась к карьере пианистки, но в старших классах решила поступать в МГУ. Первоначально девушка хотела пойти по проверенной родителями дороге – на биофак, но в последний момент выбрала филологию.

В МГУ девушка училась с 1993 по 1999 годы. В процессе обучения Николаева увлеклась толкинистикой, мистикой и оккультизмом. Николаева участвовала в акциях и играх реконструкторского движения. Девушка стала заметной фигурой в неформальной тусовке во многом благодаря полученным в университете знаниям и умению создавать аутентичные костюмы. С детства в круг интересов Натальи входили вышивка и бисероплетение.

Отсюда появился и ее творческий псевдоним «Хелависа». Это имя ведьмы из романа «Смерть Артура». Внешнее сходство с портретом персонажа из иллюстраций к книге заметила подруга Натальи. А Николаевой приглянулся сам образ колдуньи, мечтающей быть злодейкой, но совершающей добрые дела.


После получения диплома Наталья Николаева осталась в аспирантуре. До 2004 года девушка состояла в должности ассистентки кафедры ирландской и кельтской филологии, изучила ирландский язык и проводила по нему семинары.

В 2003 году Николаева защитила кандидатскую диссертацию. Одно время проходила стажировку в Ирландии и преподавала в дублинском Тринити-колледже.

Музыка

Творческая биография Хелависы началась во время учебы в МГУ. Девушка увлеклась исторической реконструкцией и впервые проявила себя в музыке как ролевой менестрель. Тогда Наталья носила псевдоним «Хеледис». Исполнительница пела треки собственного сочинения и исполняла музыкальные композиции, в основе которых была поэзия , и .

В 1998-ом Наталья впервые появилась под новым сценическим именем – Хелависа. Это случилось в тот период, когда певица начала сотрудничество с группой «Тиль Уленшпигель». Коллектив исполнял песни бардовского направления с уклоном в фолк.

В средине октября следующего года на базе распавшегося «Тиля Уленшпигеля» возникла новая группа, названная «Мельница». В 2003 году появился первый альбом «Дорога сна», куда вошли песни «Горец», «Лорд Грегори», «На север» и другие в исполнении Хелависы. Через два года последовал релиз второй пластинки – «Перевал», среди треков которой популярностью пользовались «Королевна», «Ворон», «Весна».

С 2003 по 2008 Хелависа работала старшим преподавателем на кафедре кельтской и германской филологии университета. Затем до 2014 года певица всецело посвятила себя музыке. Но и научную деятельность артистка не забросила, занимаясь ею самостоятельно.

Наталья освоила игру на нескольких инструментах: фортепиано, кельтской арфе, акустической гитаре, кастаньетах и перкуссии. Но любимым инструментом артистки остается кельтская арфа, с которой девушка познакомилась случайно. Игра на ирландском народном инструменте сразу заворожила Наталью. Хелависа стала брать уроки игры на акустическом инструменте, затем освоила электроарфу. Сейчас артистка сама проводит мастер-классы на фестивалях этномузыки.

Все больше исполняемые Хелависой песни можно было отнести к фолку и фолк-року. Но особой любовью певицы осталась Ирландия и самобытная культура страны, которую Николаева изучила досконально.

После настойчивых уговоров друзей Хелависа выпустила несколько сольных дисков. Но в остальном творчество исполнительницы тесно связано с «Мельницей». Имеются в биографии певицы и другие проекты, которые называются «Хелависа, Лазерсон и друзья» и дуэт «36.6».

Хелависа неоднократно выступала в качестве приглашенной солистки вместе с группой «Ария» и фолк-рок-группой «После 11». С вокалистом певица исполнила хит «Там Высоко» на юбилейном концерте «Арии», организованном к 25-летию со дня начала творческой деятельности коллектива. Вместе с музыкантами «После 11» Хелависа записала музыкальную композицию «Рядом быть». Премьера песни состоялась в 2011 году.

В 2012 году артистка выпустила ряд клипов на песни «Дороги», «Далеко», «Волкодав» из ранее изданного альбома «Дикие травы» и новой пластинки «Ангелофрения».

Сегодня Хелависа живет в Европе. Но каждый месяц певица бывает в России, где дает сольные концерты, а также участвует в выступлениях групп «Мельница» и Clann Lir.

Личная жизнь

Любовь к Ирландии оказалась определяющей в судьбе певицы. Личная жизнь Хелависы с 2004 года связана с гражданином этой страны Джеймсом Корнелиусом О’Шейем. В августе 2004-го пара расписалась. Спустя 4 года у молодых родилась дочка Нина Катрина О’Шей. А еще через 3 года появилась вторая малышка, которую назвали Уна Тамар О’Шей. Дети певицы растут билингвистами – девочки одинаково хорошо владеют английским и русским языками. Фото дочерей артистка часто размещает на собственной страничке в «Инстаграме ». Нина и Уна часто бывают вместе с мамой в России.

Муж певицы Джеймс Корнелиус О’Шей имеет отношение к искусству. Супруг был атташе Ирландского посольства в столице по вопросам культуры.


Наталья Андреевна О’Шей – такое имя с 2004 года носит исполнительница – некоторое время жила вместе с мужем в Женеве. Но потом семья, выросшая до 4-х человек, начала путешествовать по Ирландии, Швейцарии, Финляндии и Австрии, куда получал командировки глава семьи.

Из последних музыкальных предпочтений Натальи Николаевой сама певица выделяет творчество , перед которым певица преклонялась всегда, а также молодого рэпера – . Кроме музыки и кельтской культуры, у Хелависы множество других увлечений. Но главные из них йога, верховая езда, альпинизм и горные лыжи.

Хелависа сейчас

В октябре 2017 года Хелависа презентовала песню «Серебро зеркал», которая вошла в число музыкальных номеров ледового мюзикла «Дракула. История вечной любви» композитора Алексея Галинского, автора музыки к номеру показательных выступлений российской команды фигуристов на Олимпиаде-2014. Осенью состоялись концерты певицы в Санкт-Петербурге и Москве. Новая программа музыкантов «Мельницы», которая получила название «Альхимейра. Воссоединение», состоит из треков последних двух альбомов группы – «Алхимик» и «Химера».


29 декабря состоялась премьера сингла «Поверь» в исполнении Хелависы и гитариста Сергея Вишнякова. Хит стал первой песней нового диска, который увидит свет в 2018 году. В скором времени ожидается также выход клипа на песню «Поверь», работа над которым проводилась в здании храма Святой Анны, отстроенном в готическом стиле. Сюжетная линия видео будет содержать элементы детектива.

Дискография

  • 1996 – «Лунный день» (сольно)
  • 2003 – «Дорога сна»
  • 2005 – «Перевал»
  • 2006 – «Зов крови»
  • 2009 – «Дикие травы»
  • 2009 – «Леопард в городе» (сольно)
  • 2012 – «Ангелофрения»
  • 2013 – «Новые ботинки» (сольно)
  • 2015 – «Алхимия»
  • 2016 – «Химера»

Дискография Хелависы

Раннее творчество

В составе группы «Мельница»

В составе группы Clann Lir

Сольный проект «Хелависа»

«Поверь» (сингл, 2017)

«Люцифераза» (2018)

Наталья О’Шей родилась 3 сентября 1976 года в городе Москва. В 1985-1992 годах она посещала уроки в детской музыкальной школе № 14 в Москве, где обучилась вокалу и игре на фортепиано. Первый раз Наталья поступила туда еще в шесть лет, на класс скрипки, но болезнь помешала ей посещать уроки целых два года.

Окончив школу, в 1993 году Наталья поступает в МГУ имени Ломоносова на факультет лингвистики. Первоначально она собиралась вступить на биологический факультет и представляла себя академическим ученым. Однако отношения с классным руководителем, которая преподавала биологию, не заладились, и все сложилось иначе. Интерес к языкам и музыке у Натальи был давно и развивался параллельно.

Какое-то время девушка готовилась к тому, чтобы стать профессиональным музыкантом-пианистом, однако в последний момент передумала и пришла к факультету филологии, первоначально на французский язык. Затем, изучая общие основы сравнительного языкознания на курсах Широкова, Наталья увлеклась кельтскими и германскими языками, так как по сравнению с другими ветвями индоевропейских языковых семей они были изучены слабо и специалистов в этой области было не так много. Например, Наталью привлекал германский тонический стих, намного сильнее, чем романский силлабический, ей были по нраву звукопись кельтской и германской поэзии, звучание языков, их место в индоевропейском наследии.

Активно сочиняла и исполняла песни, и этим добилась признания. Самая первая написанная на собственный текст - «Дорога сна», созданная в 1993 году. В 1996 году вышли ее первые, сборники собственных песен и положенных на музыку стихотворений русских поэтов - Лунный день, Дорога Сна и англоязычный Running to Paradise, в котором были положены на музыку стихотворения из толкиновского цикла, а также Уильяма Йейтса и других английских поэтов.

В репертуаре живых выступлений чередовались как песни на стихи собственного сочинения, так и песни на поэзии Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Редьярда Киплинга, Роберта Бернса. Появление основного авторского псевдонима вызвано портретным сходством с изображением ведьмы Хелависы из иллюстрации Обри Бердслея к роману «Смерть Артура». Уже давая первые концерты, Хелависа как-то раз обратила внимание на арфу, он пришелся девушке по нраву. После этого Наталья начала изучать игру на арфе.

Летом 1998 года Наталья была приглашена Русланом Комляковым в его группу «Тиль Уленшпигель» в качестве вокалистки, и 23 июня 1998 года впервые выступила на профессиональной сцене под именем «Хелависа» уже с собственным репертуаром. В 1999 году 15 октября после распада «Тиля Уленшпигеля» основала группу «Мельница», куда вошла большая часть участников распавшегося проекта. Именно Наталья была инициатором продолжения музыкальной деятельности после разрыва с бывшим лидером коллектива.

После окончания магистратуры Николаева продолжила учебу в аспирантуре МГУ. С 1999 года по 2004 год она работала ассистентом кафедры германской и кельтской филологии филологического факультета, вела факультативный семинар по ирландскому языку. Во время стажировки в Ирландии преподавала в Тринити-колледже в Дублине. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию филологических наук по специализации «Германские языки».

В июне 2014 года Хелависа оставила научную работу, однако периодически продолжает публиковать статьи и целиком посвятила себя музыке, самостоятельной научной деятельности, и семье. Также Наталья занялась дизайном одежды и аксессуаров.

Наталья - кандидат филологических наук, лингвист, специалист по кельтским языкам, культуре и фольклору ирландских народов. Наталья свободно говорит на русском, английском и французском, достаточно хорошо на ирландском, шотландском и валлийском, хорошо знает. На начальном уровне владеет исландским, испанским, немного немецким. Также Хелависа свободно может говорить на древних языках - латинском, древнеирландском, древнеанглийском, готском, несколько хуже владеет древнеисландским, древнегреческим и санскритом.

Среди увлечений и хобби Хелависы можно отметить верховую езду, альпинизм, горнолыжный спорт, йогу, за день проплыла в бассейне свой стандартный километр. Альпинизм является семейным спортом Натальи - в горные походы ходили её отец, мать, дед, бабушка.

Дискография Хелависы

Раннее творчество

Running to Paradise (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)

«Дорога сна» (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)

«Лунный день» (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)

«Сольные записи» (магнитофонный/цифровой альбом, 1999)

В составе группы «Мельница»

Основная статья: Дискография группы «Мельница»

Альбом «Дорога сна» (CD Land Records, 2003)

Мини-альбом «Master of the Mill» (издание на CD-audio, 2004)

Альбом «Перевал» (CD Land Records, 2005)

Альбом «Зов крови» (Navigator Records, 2006)

Сборник «The Best» (Navigator Records & CD Land Records, 2007)

Альбом «Дикие травы» (Navigator Records, 2009)

Сингл «Рождественские песни» (Navigator Records, 2011)

Альбом «Ангелофрения» (Navigator Records, 2012)

Бокс-сет «Знак четырёх» (Navigator Records, 2012)

Мини-альбом «Радость моя» (Navigator Records, 2013)

Концертный альбом «Ангелофрения live» (Navigator Records, 2014)

Альбом «Алхимия» (Navigator Records, 2015)

Альбом «Химера» (Navigator Records, 2016)

Альбом «Люцифераза» (Navigator Records, 2018)

В составе группы Clann Lir

Clann Lir (Фонд развития традиционной культуры, 2005; переиздание Перекресток Рекордс, 2008). В двух треках альбома вокальный дуэт вместе с Натальей О`Шей записал её муж, Джеймс О`Шей.

Сольный проект «Хелависа»

«Леопард в городе» (Navigator Records, 2009)

«Новые ботинки» (Navigator Records, 2013)

«Поверь» (сингл, 2017)

«Люцифераза» (2018)

Этим летом очаровательная солистка культовой группы «Мельница» Хелависа — в миру Наталья О"Шей — стала мамой. Певица родила дочку, которую назвали в рифму — Нина Катрина. Последние полгода артистка провела в Женеве, где она живет вместе со своим супругом Джеймсом, работающим в местном ирландском посольстве. А на днях она прилетела в Москву, чтобы начать подготовку к большому концерту на арене спорткомплекса «Олимпийский». В преддверии этого грандиозного события корреспондент «Клео» встретился с Натальей О"Шей, чтобы расспросить ее о радостях материнства, творчестве и возможности совмещать то и другое.

Наталья О"Шей, через несколько недель, 21 февраля, группа «Мельница» выступит в «Олимпийском». Что вы подготовили для своих поклонников в преддверии этого события?

Блиц-опрос «Клео»

Какая мелодия стоит у вас на мобильнике?
Никакая, он просто звонит.

Есть ли у вас талисман?
Нет.

Было ли у вас в детстве прозвище?
Николаша. Потому что моя девичья фамилия Николаева.

Каков ваш психологический возраст?
Примерно такой же, как реальный - 32.

Где вы провели последний отпуск?
В Женеве.

Во-первых, мы почти доделали альбом, он на финальной стадии. Это основное, и я надеюсь, что нам удастся донести песни до сцены «Олимпийского», не расплескав весь тот огонь , с которым мы записывали альбом летом. А в «Олимпийском» программа будет сконцентрирована на музыке и музыкантах, мы не планируем каких-то умопомрачительных спецэффектов. Мы надеемся, что музыка будет говорить сама за себя, нам хочется сделать шоу, построенное в первую очередь на новых песнях.

Для любого артиста огромная сцена «Олимпийского» — это этап, вершина. Наверное, все боятся, волнуются: «А вдруг не соберем зал?»

Нет, я не могу сказать, что есть страх и волнение. В основном присутствует адреналин и предвкушение, мысли о том, что нужно сделать. Нужно сыграть, «отжечь», голосом и звуком достать до самых дальних рядов. Но этот адреналин, конечно, позитивный.

После этого концерта вы сделаете перерыв?

У нас сейчас обговаривается дата и место презентации в Петербурге, 1 марта мы играем в Киеве, потом еще Екатеринбург. Затем будет небольшой перерыв, а в апреле мы возобновим гастроли по городам и весям.

Наталья О"Шей, в Интернете ходят слухи про то, что вы якобы расстались со второй солисткой «Мельницы» Алевтиной не очень хорошо, но что она будет выступать с вами в «Олимпийском». Это правда?

Нет, мы хорошо расстались, просто мы с Алевтиной завершили совместную работу . Она была участником проекта «Зов крови», именно поэтому она была с нами на сцене клуба Б1 на последнем концерте в рамках тура «Зов крови». В этой программе она не участвует, и на сцене будут совсем другие музыканты.

Вы сейчас живете в Швейцарии, а до этого жили и в Ирландии, и в Финляндии. Как же это возможно: гастролировать по России и жить в Европе?

Ну, это не так далеко. Вот если бы я жила в Новой Зеландии, это было бы совсем сложно. А Швейцария — это достаточно близкая Европа, и от Москвы до Женевы всего три с половиной часа лету. Так что ничего, нормально, мы стараемся организовывать работу так, чтобы у меня было время и на концертные туры по России, и на семью.

С каким животным себя ассоциируете?
Снежный барс.

Вы сова или жаворонок?
Я просто люблю поспать.

Дружите ли вы с Интернетом?
Вполне.

Что вас заводит?
Путешествия, красивые животные, скорость, музыка, хорошая еда.

Ваш любимый афоризм?
«Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану». Это Козьма Прутков

А дочка с вами прилетела в Россию?

Конечно, она прилетела со мной. Я же ее кормлю, я не оставляю! У нас здесь, слава Богу, есть помощники: и бабушка может присмотреть за ней, и няню мы наняли, но в основном время она проводит со мной . А как же иначе?

Меня, наоборот, удивляют «шоу-бизнес мамы», которые начинают ездить в долгие гастроли, когда ребенку не исполнилось и трех месяцев. Я не могу себе представить, как бы я ее сейчас могла оставить на неделю!

Наталья О"Шей, у некоторых новоиспеченных мам в жизни меняются приоритеты, кто-то даже задвигает работу и творчество на второй план после рождения ребенка. В вашем случае такое было?

Не знаю, мои приоритеты не то чтобы изменились, просто добавилось что-то новое в мировоззрении. Я стараюсь организовать расписание так, чтобы это было удобно не только мне, но и дочке. Но на сцену вернуться очень хочется.

Распорядок жизни сильно изменился?

Не могу сказать, что он очень изменился: у меня с детства было очень насыщенное расписание, поэтому весь этот режим детских кормлений для меня не сложен.

А поспать удается?

Поспать я люблю, но, к счастью, мой ребенок тоже любит спать, поэтому вставать по ночам мне не приходится.

Ваш супруг Джеймс не против того, чтобы вы разрывались между сценой и семьей?

Да, во время беременности я каталась на горных лыжах, ездила на лошади, летала в Новую Зеландию, где ходила в походы, бродила по горам.

Не страшно было?

Не страшно, потому что я делала то, в чем была уверена. Конечно, если бы я не умела ездить на лошади, я бы впервые не полезла в седло во время беременности. Но поскольку я езжу достаточно хорошо, это не было проблемой. То же самое с пешими походами: если бы я не была к этому привычна, конечно, я не стала бы рисковать. Так же с высотой, с походами в горы: понятное дело, что не стоит этого делать впервые, когда ты находишься в деликатном положении. Но так как у меня весь организм к этому привычный, мне было комфортно и хорошо. Мы уже и с ребенком ходили несколько раз на ледник, и все было превосходно.

Хиты «Мельницы»
Среди самых известных песен группы «Мельница» — «Ночная кобыла», «Дорога сна», «Травушка», «Невеста полоза», «Рапунцель».

Наталья О"Шей, значит, у вас со спортивной подготовкой проблем нет?

Ну да, ничего так. Я занимаюсь йогой, а все теплое время года плаваю. Сейчас в Москве удалось покататься на беговых лыжах. Вернусь домой — поеду в Альпы кататься на горных. Дело не в том, что я специально себя нагружаю спортом, качаюсь — просто мне нравится, когда тело в активном состоянии, когда кровь бежит по венам.

Это и для сцены полезно, наверное?

Конечно! Концерт вытягивает из тебя все соки. Хорошее шоу, перфоманс очень много от тебя берет, и нужно быть в хорошей форме, чтобы, к примеру, поехать в пятидневный тур. Когда ты пять дней подряд поешь на сцене, нужно быть в форме!

Наталью О’Шей, солистку главной российской фолк-группы «Мельница», поклонники знают под именем Хелависа. Автор музыки и текстов, лингвист, кандидат филологических наук, мама двоих дочерей – какая она на самом деле? В интервью Анне Даниловой - о гибкости окружающего мира, внутренних струнах и роли заборов в правильном воспитании детей.

Хтоническая красота

Ты с самого начала вошла в ирландскую культуру. В ней есть надлом, большая сложность, внутренний драматизм…

И роль судьбы. Еще у скандинавов это особенно выражено.

Как живется с этим ощущением? С одной стороны позитив, воспитание детей, фейерверк, карнавал. А с другой внутренняя надломленность.

По-моему, это нормальный баланс. Я вижу и чувствую много хтони, даже вижу в ней некоторую красоту и получаю удовольствие от общения с ней, просто потому что могу. Мир получается от этого яркий и контрастный.

Я холерик, могу сердиться, потопать ногами, потом написать душераздирающую песню, потом пройтись на голове, и это все я буду делать с одинаковой отдачей. Для меня в принципе не свойственно состояние «что-то приуныл», если совсем меня физически не укатать, то я не унываю.

Другое дело, что бывают всякие сезонные депрессии, от которых нужно пить таблетки, подбирать их у психиатров и неврологов, работать с разными видами терапии. Когда ты видишь, что все яркие краски из мира ушли, и хтонь уже не такая красивая, и красота не такая прекрасная, все серое - это депрессия. И лично мне потребовалось много времени и усилий, чтобы понять, что когда такое происходит - это не я плохая, все кругом плохие и вообще мир мерзкий.

Это медицинское состояние с конкретным названием, не надо вытягивать себя из него за уши, как Мюнхгаузен. Надо идти сдаваться специалистам, проходить тесты на генерализованные тревожные расстройства и прочие психозы городских жителей, а потом приводить себя в порядок.

Ты выросла в России, а твой муж в Ирландии, его семья до сих пор там живет. Ирландия похожа на Россию, или это совсем другой мир?

У нас с Джеймсом разные семьи, моя - городская, семья ученых и военных, а у него деревенские учителя и фермеры. В Ирландии мне не хватает спонтанности. Если лосось - то только с соусом бешамель, вареными брокколи и морковкой. Если в перерыве между двумя приемами пищи ребенок хочет йогурт съесть - нужно целый консилиум собрать. Меня это раздражает, не хватает выхода за рамки, не хватает телесности, тактильности, праздников непослушания. Освоение нового навыка - это что-то из ряда вон выходящее, надо это со всеми обсудить. А если уж соседи по дороге что-то сказали, то вообще святых выноси.

Слушать забавно, но на деле, наверное, тяжело.

Конечно. Я понимаю, что надо ездить к родственникам мужа, я очень их люблю, но для меня это не каникулы, а выполнение некой социальной функции. Я знаю, что надо поехать, предъявить детей.

А дети при этом спонтанные и тактильные?

Дети наши совершенные коты, очень забавно смотреть, как они исподволь тормошат и бабушку, и дедушку, и других родственников. Они лезут на ручки, карабкаются, целуются. И на моей свекрови, заслуженной учительнице, строгой и формальной, аж скорлупа трещит.

Как все устроено

Почему вообще эта скорлупа появляется на людях?

Иногда это уклад страны, но вообще так происходит потому, что все люди разные. Видела гитарный усилитель? У него есть рубильник и десять делений…

Не видела, но думаю, что читатели поймут.

Я думаю, что у разных людей разное количество этих делений. Про себя я говорю, что у меня стоит эмоциональный преамп, предварительный усилитель. Допустим, если я влюбилась, то у меня внутри не бабочки летают, а нетопыри такие, с кожистыми крыльями.

У разных людей разное количество рисочек на переключателе, а еще у всех разные каналы. Есть люди, с которыми легко и комфортно говорить, даже если вы мало знакомы. Есть те, кто вообще не про поговорить, а про сделать, таких много среди музыкантов. Копошится в уголке студии, помалкивает, а потом – рррраз и играет «Полет твоей души». А есть третий тип, который организует вокруг себя людей и даже само пространство.

В общем, я за большое разнообразие и я хочу, чтобы другие люди тоже отдавали себе отчет, что все разные. И было бы странно ожидать от разных людей одинаковых эмоций и способов их выражать, одинаковой скорлупы или ее отсутствия, Самое главное - знать, как ты всему тому, что внутри, находишь выход и применение.

Есть ли в нашем мире вещи, которые ты хочешь, но не можешь понять? Для меня такой камень преткновения - безвременный уход человека.

Уход человека - всегда глобальное нарушение. Но, честно говоря, гораздо больше меня всегда интересовало устройство мира в принципе. Продолжает ли вселенная расширяться, что такое горизонт событий? В какой-нибудь другой жизни я была бы квантовым физиком, потому что это самое интересное.

Не биохимиком?

Биохимиком тоже можно, но биохимик у меня мама, для меня это менее романтично. Хотя бы потому, что я знаю, что такое ангиотензинпревращающий фермент и как он работает, могу понять результат биохимического анализа своей крови.

А понять, что такое черная дыра?

Могу, но теоретически, а хотелось бы иметь больше времени, чтобы в этом разобраться. Мне интересно жить, мне интересно, как устроен мир. Интересно постоянно чему-то учиться, хотя бы как управляться с новым звукорежиссерским пультом у нас на репетиционной базе, хотя я не звукорежиссер.

Если мы заговорили про такие глобальные вопросы, как ты понимаешь жизнь и как ты понимаешь смерть?

Появление человека - это для меня одно из совершенно безоговорочных чудес, потому что рождение отдельного существа, отдельной личности - невероятно круто и прекрасно! Одна из основополагающих штук в системе мироздания - что человек способен не самореплицироваться. Появляются самые разные люди, каждый из которых оставляет какой-то след в вечности. А про смерть мне хотелось бы думать, что это переход на следующий уровень бытия, просто мы об этом уровне еще мало знаем.

Говорят, что сегодня люди стали очень циничными, а что ты понимаешь под цинизмом? Есть вообще такое ощущение?

Мне кажется, что цинизм, черствость - это отрицание каких-то эмоций, которые людям кажутся слишком пафосными, а потому смешными. Отрицание в себе способности искренне любить, искренне сочувствовать, сопереживать. Отрицание собственной доброты: «Нет, я не хочу, чтобы подумали, что я добрая, они будут думать, что я размазня и тряпка».

Я сама часто так разговариваю на серьезные темы, меня постоянно внутренне подштармливает. У меня мысли идут мультивекторно, то есть, я могу говорить о чем-то совершенно серьезном, но вдруг в голове случается Джек Николсон из «Иствикских ведьм». Почему его герой там такой привлекательный? Да потому что он не циничный, он этим трем теткам искренне сочувствует и добра желает, просто у него такая природа, вокруг него все определенным образом закручивается.

Праздники непослушания

Расскажи про детей, как ты их воспитываешь?

Положительная мотивация - наше все. Мою старшую дочь, Нину, на «слабо?!» нельзя взять никогда. Если ей говорят «у тебя не получится», у нее действительно не получится. Вот мы учили таблицу умножения, не идет - и я нахожу какие-то прикольные способы, лайфхаки.

Через приложение на телефоне?

Да баловство все это, с телефоном, нужно просто сделать интересным процесс и закрепить результат похвалой. Например, когда старшая, Нина, стала читать про Гарри Поттера, у нее произошел огромный скачок в чтении как таковом. Я говорю: «Смотри, ты боялась, а получилось-то даже лучше, чем мы предполагали» - и ее как Тони Старка в «Железном человеке» подкидывает вверх, на все появляются силы.

Младшая, Уна, поусидчивей и покрепче психикой, но она чрезвычайно упрямая. Если она придумала что-то делать определенным образом, а ты пытаешься ей втолковать, что надо делать по-другому, ничего не получится. Нужно заняться чем-то другим, а уж потом вернуться, потому что баран она, конечно, породистый.

Уна родилась с помощью кесарева сечения. Часто говорят, что «кесарята» неконкурентоспособные, не упрямые, флегматичные. А как на самом деле?

На самом деле у матери после кесарева прекрасные шансы схватить послеродовую депрессию. Я вот схватила - после первой прекрасной беременности и родов без анестезии, с песнями, случилась операция. И ты вешаешь на себя вину: «Я плохая мать, я не справилась, двойка мне». Надо с этим вот работать. А что касается детей, то я знаю и свою кесаревну, и множество детей, родившихся таким путем, у них с волей жизни, развитием и успехами получше, чем у многих.

Твои дети похожи на тебя внутренне?

Младшая вообще копия, она хитрая, с мрачным чувством юмора, у нее тоже есть внутренний Джек Николсон. Ну а как, если любимые игрушки - это летучие мыши, а поет она пиратские песни? А вот старшая - «девочка-девочка», она очень нежная, когда-то может даже поплакать от этого. Но большого контраста с собой я тоже не вижу. И Нине, и Уне регулярно нужны праздники непослушания.

А что вы в них делаете?

Мы можем посмотреть два мультика про «Как приручить дракона» подряд, потому что обычно большего одного в день я не позволяю, да и то не каждый день. Мы можем устроить пижамный день, есть на полу, да просто дурака валять. Мне кажется, очень клево в какой-то момент сломать привычную рутину и отдаться течению. Например, мой прошлый день рождения мы праздновали так - сидели в пижамах с фруктами на балконе и всячески валяли дурака.

Есть какие-то вещи в их поведении, к которым ты нетерпима?

Друг другу делать больно - это у нас табу, это сразу по шее и извиняться друг перед другом. Еще я очень не поощряю, когда врут, причем именно проговариваю. По попе надавать и в угол поставить очень легко, но я считаю правильным объяснять, потому что если их в угол поставить, они оттуда, знаешь ли, уйдут.

Как у вас дни совместные проходят?

Я их поднимаю, выдаю еду, запихиваю в форму и провожаю в международную венскую школу Amadeus, там преподают на английском, есть и музыкальный уклон. Они будут играть на фортепиано, а Нина уже занимается на скрипке.

Потом иду бегать, занимаюсь на инструменте, отвечаю на почту. Очень не люблю убирать, а вот от готовки не устаю, запираюсь на кухне, готовлю без точных рецептов, это мой транс. Я в детстве очень любила смотреть, как моя прабабушка точно таким же манером колдует на кухне. В пять я забираю детей из школы. Они ходят во всякие продленки, у них хор, сейчас у Нины будет кулинарный класс. Потихонечку идем домой, можем зайти в парк, на площадку или что-нибудь в этом духе, делаем какое-то там домашнее задание, занимаемся на скрипке, но немного. Вечером муж приходит с работы и со старшей читает по-английски и занимается скрипкой, пока я читаю с младшей, а потом им сказку на ночь рассказывает.

Ты их проверяешь?

Конечно. Мне важно, чтобы система обучения была прозрачной для родителей.

Гибкий мир

Как ты сама учишь детей?

За три недели в Черногории мы к айпаду не прикоснулись вообще ни разу, потому что взяли с собой тетрадки со всякими логическими задачками. Гениальные тетрадочки такие, формата А4, для разных возрастов, на 5-6 лет, на 7-8, 9-10 лет, это все называется «мышематика». Они были у нас совершеннейшим хитом. Найти путь в лабиринте, нарисовать в зеркальном отражении, посчитать в игре.

Во что играете?

Во все, что я вижу вокруг, - постоянно. Еще у нас много ролевых игр, в последнее время больше про пиратов и русалок. Мы что-то мастерим, вырезаем снежинки, цветочки делаем. Ходим гулять в парк, я им показываю всякие растения, чем отличается канадский клевер от европейского.

И чем же?

У канадского листики зазубренные, а у европейского кругленькие. Музеи любим, причем в основном ходим прицельно. В венском специально на Брейгеля ходили, например, а в итальянское крыло даже не заворачивали. Они же маленькие, полтора часа для них предел. Но дети точно запомнят, что у кранаховских теток такие золотые кудри, как у моей Нины, они запомнят антологию европейского зимнего пейзажа, который начался с Брейгеля, этих охотников на снегу.

Всегда нужно планировать такие походы. В Третьяковке я им покажу обязательно Васнецова, строго обязательно Куинджи, покажу как у него все светится, мы поговорим, как он достигал этого эффекта. И, чтобы совсем было хорошо, - Врубелевский зал, чтобы Царевна-Лебедь у них залипла в голове навсегда.

А что–то с действием?

В Москве мы ходим в театр Сац, любим кукольный театр и классические постановки. Недавно с детьми ездили в детский лагерь в Финляндии, который организовала моя подруга, Наталья Лапкина, человек со сказкой в глазах. К нам приехали друзья музыканты, были джем–сейшены. Теплые белые ночи, и дети танцуют на крыше дровяного сарая! Сказка, хотя муж сказал, что я безответственная мать.

Но у нас был праздник непослушания для детей и взрослых, растянутый на неделю, при этом с очень интенсивным обучением. Я привезла домой охапку великолепных акварельных работ, правда великолепных. Мы сидели с видом на фантастическую природу, ели салат Цезарь с раковыми шейками, а Наташа рассказывала про историю страны.

Мы ездили в мастерскую делать кантеле, народный музыкальный инструмент. А дальше я им рассказывала, как Вяйнямейнен, главный герой «Калевалы», сделал в первый раз себе кантеле из рыбной кости, а деревянные инструменты появились уже потом.

Я им рассказываю, что арфа - это единственный музыкальный инструмент, сделанный из оружия, это же лук. Генезис арфы - звук тренькающей тетивы, дети это слушают и понимают, что это музыка, но при этом и смерть. Вот такая дуальность, как мне кажется, должна в детском мире постоянно присутствовать. Все, что угодно может обернуться, чем угодно, этот мир зыбок, этот мир гибок, это все тени на стене платоновской пещеры. Я вижу, что дети запомнили, прониклись, повторяют эти сказки и придумывают свои. У меня, например, дети, когда в стиральной машине пропадает носок, говорят, что старуха–тролль украла его для своего малыша.

Это, как сейчас говорят, сторителлинг?

Именно. Я так им рассказывала свою любимую авентюру Андерсена про диких лебедей, со всеми кровавыми подробностями, со всей этой крапивой на кладбище, мы пели песню «Рукава из крапивы–травы». А на следующий день я им дала задание придумать апокриф, что стало с принцем, у которого одно крыло. Тут сразу видно, что у кого из детей в душе и в голове, потому что Нина сказала, что он нашел страну, где живут такие же оборотни, однорукие и однокрылые, там он нашел своих. Мой крестник Глеб придумал, что принц сохранил способность летать, и это позволило ему стать главным королевским разведчиком. А девочка Катя, прагматик до мозга костей, сказала, что из крапивы, собранной Элизой, врачи получили лекарство, которое позволило вместо крыла вырастить принцу руку.

Крутить двойные фиги

У тебя самой очень доверительные отношения с мамой, это не так часто бывает.

Мы всегда были друзьями, может, повлияло, что, когда я была в школе, папа получил позицию в университете города Данди и стал жить в Шотландии. Он стал меньше времени с нами проводить, мы остались друг у друга вдвоем. Понятно, что еще была бабушка и разнообразные другие родственники, но в силу обстоятельств мы с мамой стали важны друг для друга. Когда он уехал – мне было 14–15 лет.

И подростковый бунт?

У меня его не было. Я была достаточно взрослым человеком, чтобы со мной можно было много о чем поговорить. Вот с тех пор и говорим.

Тебя сильно контролировали, многое запрещали?

Нет. Надо же головой понимать, что тотальный контроль - не выход, что это насилие над личностью. Некоторые люди не только к детям, ко всем окружающим применяют контроль, потому что не знают другого пути взаимодействия с миром. Это никуда не годится, я всегда за гибкость и умение слышать не только себя.

Еще я считаю, что детей абсолютно необходимо учить показывать язык, давать щелбаны и крутить двойные фиги. Дети должны лазать по деревьям и заборам, приходить с прогулки грязными. Если ребенок пришел в чистой одежде и с аккуратной прической - он плохо погулял. Ребенок должен шуршать листочками, рыться под кустами, падать, разбивать коленки, царапаться, штаны рвать, на тарзанках кататься. Короче, делать то, что я очень сама делать люблю, но боюсь, когда это делают мои дети.

В детстве все яблони вокруг МГУ были мои, при том, что я много болела и вообще-то была скромной отличницей. А на первом курсе университета я познакомилась с одним физиком и одним математиком, мы брали учебники и залезали на башню с часами напротив физфака. Мимо часового механизма - это же абсолютный Гофман!

Страшно же. Особенно, если это делают твои дети.

Конечно, страшно, но я надеюсь, что в 18 они примерно так себя и будут вести. Потому что ты сидишь на крыше, болтаешь ногами на уровне 27 этажа, смотришь на закат над физфаком - как хорошо!

Хелависа Воскресенье, Июнь 4, 2017 Анна Данилова

2 comments on "Хелависа"

    Волшебная мама и дочки! Спасибо!

    Спасибо за одухотворяющее интервью! Просто космос. Очень здорово.

- Наталья, расскажи, какие книги вы с девочками сейчас читаете? На каком языке?

Уне сейчас шесть лет, и весь последний год прошел у нее под знаком кролика Питера (персонаж из сказок английской писательницы Беатрис Поттер. ‒ Прим. ред .). У нас есть диск, английские книжки, мы собираем коллекцию винтажной детской посуды Wedgwood. Ей всё это страшно нравится, потому что Уна вообще такая викторианская душа в маленьком теле. Она встречает недавно в школе маму одноклассника и говорит: «Мама Калеба, у меня для тебя прекрасные новости! В этом году Калеб меня не бьет так сильно, как в прошлом!»

Нине девять лет. Ей долго не давалось чтение, было непросто. А потом она неожиданно для себя поняла, что может читать по-русски, и первой книгой после русского букваря, которую она сама взяла и стала читать, не выпуская из рук, оказался «Хоббит»! И она читает его со всеми сложными речевыми оборотами и длинными предложениями.

Есть много хороших детских книг, переведенных и на английский язык, и на русский: Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Андерсон... Как происходит выбор? Ты помогаешь девочкам выбрать один из переводов?

Естественно, мы отталкиваемся от того, что есть в нашей библиотеке, а она немаленькая. К примеру, все книги про Муми-троллей у нас есть в английском переводе в Вене, а в Москве они есть на русском, и мы читаем то так, то так. Оба перевода хорошие, это не вызывает проблем. Конечно, книги, которые написаны на английском, мы читаем в оригинале.

- А «Хоббит»?

Ну да, «Хоббит» - это было решение Нины, и я его уважаю. Ей захотелось читать по русски именно про хоббита, перевод отличный, ‒ ну и пусть читает.

Сейчас обе девочки ходят в двуязычную школу, где учатся на английском и немецком. Не забывается ли при такой учебе русский язык?

Язык не забывается, потому что я говорю с ними только по-русски. Конечно, читаем мы больше по-английски, на нем в школе даются задания, и в библиотеке они берут книги на английском. Хотя Уна иногда приносит из библиотеки русские книжки. Это началось с того, что она принесла книгу про больших панд на болгарском языке! Я говорю, Уна, котик, это не совсем тот язык… Мы ее, конечно, всё равно прочли. А недавно она принесла сборник русских народных сказок, ей про жар-птицу очень нравится.

Чтение - это алфавит, система письма, это построение речевых конструкций на бумаге. И всему этому нужно учить отдельно, потому что за эти навыки отвечают разные участки мозга.

Я общалась с педагогами в их двуязычной школе, и все как один говорили: сначала осваиваем одну систему, и потом уже, когда все заработает, «встанет на рельсы», беремся за другую. Иначе дети начинают путаться, могут составить слово, где часть букв будет на одном языке, а часть ‒ на другом. Не нужно спешить.

А разговаривать вполне можно учиться параллельно на двух и даже трех языках.

- А на каком языке девочки начали говорить?

Они начали говорить совершенно по-разному. Старшая, Нина, долго вообще не говорила, у нее был собственный птичий язык. Например, «яблоко» было «каля», «есть» было «ням-ням», «сесть» было «а-а-а». Красиво было «ка-а́а». Где-то в два с половиной года звала папу смотреть на новогоднюю ёлку: «Папа всё ням-ням? Там ка-а́а!» При этом «да» она говорила по-русски, а «no» - по-английски. Английский тоже присутствовал, но реально она заговорила фразами почти в три года. И по-английски, и по-русски. Мы как раз переехали в Вену, родилась Уна, и Нина заговорила предложениями: «Моя сестра! Она меня любит, любит меня». Правда, звук «Р» ей не давался, и она говорила «sestRa» с английским акцентом. Но потом это выровнялось, и сейчас она говорит без какого-либо акцента.

Уна заговорила значительно раньше, но в связи с тем, что первые года полтора папы рядом чаще не было, она и заговорила по-русски. К двум годам она уже очень хорошо говорила, но по-русски, и хотя мы ее всячески понуждали говорить и на английском, она отказывалась. Например, мы с ней смотрим на картинку, я спрашиваю: «Уна, кто это?» - «Это слон». - «А как по-английски?» - «Не знаю». - «Elephant! Скажи Elephant»! - «Я не могу сказать Elephant, я очень маленькая».

И у нее тоже были проблемы со звуком «Р», но звучал он скорее «й», как у русских детей. И со звуками «Ш» и «Щ» тоже было непросто. Мы тренировали все эти РРыба, РРак, ШШишка». Она натренировалась и стала этим даже злоупотреблять, типа: «Мама, ты щщщитаешшшь меня пушшшистой?»

По-английски она стала говорить хорошо годам к четырем. Ей нужно было говорить и дома с бабушкой и дедушкой, и в школе. И она осознанно перевела английский из пассива в актив. И на обоих языках она говорила сложными предложениями. По-английски она употребляет все continuous, и это ей нравится.

А читали ли девочкам английские аналоги каких-то наших потешек, колыбельных в самом-самом раннем возрасте? И кто это читал, ты или папа?

Да, конечно! Это то, что называется «nursery songs». В основном их читали Джеймс и свекровь. Я отвечала за «придет серенький волчок» и «идет коза рогатая», а за всякие «Mary had a little lamb» - они.

Если мы говорим о языке, свою роль в восприятии играют и фильмы. Насколько внимательно ты относишься к тому, что девочки смотрят из экранизаций?

Как раз недавно я объясняла Нине, что бывают фильмы по книгам, а бывают «по мотивам». Что «Гарри Поттер» - это фильмы по книгам, а «Как приручить дракона» - книги по мотивам фильма. После того как мы посмотрели «Дом странных детей мисс Перегрин», они попросили купить книгу, но нам она не понравилась.

- Давай поговорим про «Гарри Поттера». Как Нине, за кого она там болеет?

Нине прекрасно! Она хочет поставить у себя в школе пьесу про Проклятое дитя и играть там… Дельфину! Говорит, мам, а ты мне покрасишь волосы в голубой цвет? Ей очень нравится именно пьеса, она прочла первую книгу про Гарри Поттера, а потом захотела читать пьесу, ей очень понравился сам жанр. Это логично для кинестетика, ей нравится театр и нравится этот формат - представлять, как это происходит на сцене. Ей вообще меньше интересен сюжет, ей интереснее почитать справочник про самых страшных Драконов.

- В Москве вы часто ходите в театр. Что девочкам нравится?

У нас неизменным успехом пользуется балет «Щелкунчик», хотя историю про Кракатук, Мышильду и колбасу мы еще не читали. Я хочу немного подождать ‒ это всё же страшновато. Нина очень прониклась «Лебединым озером». И мы очень любим в театре Натальи Сац постановки классических сказок: «Дюймовочка», сказки Андерсена, «Белоснежка».

- Вечные истории! А у тебя самой какая была любимая книга лет в семь?

Английские народные сказки. И стихи тоже английские, в переводе Чуковского. «Жил на свете человек скрюченные ножки» ‒ вот это, что он не столько переводил, сколько сам придумывал…

- Он ведь с английским был в сложных отношениях…

Да. А хорошо же получилось!

Беседу вела Ольга Лишина
Фото Наталии Лапкиной