Почему ребенок в год не говорит? Как научить малыша говорить.

Не все дети начинают произносить первые слова к году. Родители всеми способами пытаются научить свое чадо произнести первое слово как можно раньше. Для этого необходимо с рождения разговаривать с ребёнком, все ему рассказывать и показывать.

Когда в семье появляется малыш, родители нетерпеливо ждут первых слов. И каждый малыш начинает разговаривать в разное время. Многие мамы и папы буквально озадачены тем, как научить ребёнка разговаривать в 1 год. Уделять внимание речи следует почти с рождения. Особенностями речи детей на первом году жизни является то, что уже с рождения они начинают издавать звуки. Самый первый - это плач, который сочетает в себе звуки а, у, о, я.

С полутора месяцев малыш начинает гулить, произнося согласные звуки г, к, х в сочетании с гласными. Отсюда и получается всем известное «агу». Во время гуления развивается и интонация.

В полгода кроха начинает лепетать, произнося такие слоги как ма, па, ба, постепенно удлиняя их. В результате он может уже сказать слова мама, папа, баба. Этот период обычно длится до 11 месяцев. Особенности активной речи детей первого года жизни проявляются во втором полугодии. Это связано с тем, что он постепенно начинает общаться со взрослыми, понимать их речь, реагировать на такие просьбы, как «подай мячик», «возьми мишку» и так далее. К восьми месяцам он уже может помахать рукой при прощании, водить пальчиком по ладошке, услышав «Сороку-белобоку». Выполняя эти действия, кроха постепенно начинает что-то лепетать.

Родители должны выполнять задачи речевого развития ребёнка первого года жизни:

  1. Нужно учить малыша подражать звукам уже с первых месяцев жизни. Для этого, на расстоянии 30 см, повернувшись лицом к лицу малыша, нужно повторять отдельные гласные звуки и слоги. Со временем он будет пытаться повторить их.
  2. Нужно уделять внимание малышу, улыбаться, менять интонацию, мимику, выражать разные эмоции.
  3. При диалоге с малышом, лучше избегать постороннего шума.
  4. С полугода следует развивать мелкую моторику пальцев. Для этого, загибают пальчики, слегка на них надавливают. Хорошо подойдут игры «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик» и т.д. К 10 месяцам нужно позволять крохе рвать бумагу, перебирать бусинки, пересыпать руками крупу.
  5. Все, что малыш делает и видит, нужно проговаривать словами.
  6. Нужно делать так, чтобы у ребёнка была необходимость что-то просить. Нельзя предугадывать все его желания.
  7. Учить малыша пережёвывать пищу. Это своеобразная гимнастика для губ и языка.

В этих задачах и состоят особенности предречевого развития детей первого года жизни. Главное - заниматься этим не от случая к случаю, а ежедневно по несколько минут в день.

Вопрос о том, сколько слов говорит годовалый ребёнок, очень индивидуален. Это зависит от наследственности, характера малыша, усилий родителей. В среднем, к году малыш говорит 8-10 слов.

Это касается и того, что должен говорить ребёнок в 1 год. Как правило, это такие простые слова, как мама, папа, баба, дай, на. Если ребёнок в год плохо говорит, то это ещё не повод для паники. Все дети разные, и нельзя всех подгонять под общие стандарты. Но следует подумать над тем, как развивать речь годовалого малыша. Прежде всего, не стоит общаться с малышом жестами и коверкать слова. Развитие речи у ребёнка в 1 год будет успешным, если малыш будет иметь возможность потрогать или попробовать все то, о чём ему говорят. Следует показывать ему картинки, называя их. Чтение книг тоже будет способствовать развитию речи. Не стоит расстраиваться, если ваш малыш говорит в год хуже, чем соседские дети. Все дети разные и, возможно, ваш кроха может делать лучше что-нибудь другое. Придёт время, и вы услышите долгожданные первые слова.

Для начала давайте разберемся, какие стадии речевого развития проходят все дети и что, по мнению детских логопедов, считается некоторым отклонением от нормы. Вот несколько признаков, которые указывают на то, что вам нужно начать заниматься с малышом и пора обратиться к специалисту:

  1. Ребенок в год не говорит слова. В период от года до полутора вы продолжаете слышать только младенческий лепет. Ваше дитя пытается общаться с помощью жестов и криков и, кажется, не очень хорошо понимает, что вы ему говорите.
  2. Ребенок знает мало слов и не умеет составлять фразы к 2 годам. Вы заметили, что малыш плохо учит новые слова и не умеет составлять короткие фразы. Его общение по-прежнему состоит из жестов и криков.
  3. После двух лет он не умеет составлять предложения. К трем годам желательно, чтобы малыш умел не только составлять фразы и предложения, но и мог запоминать небольшие стихи и песенки. Кроме того, речь к трем годам должна становиться все более «чистой». В этом возрасте уже можно учить ребенка говорить букву «Р».

Эти характеристики - про вашего малыша? Этому есть несколько причин.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК В ГОД НЕ ГОВОРИТ?

Итак, ваш ребенок не говорит в 1 год (или в 2-3 года). Почему?

  • У него нет потребности начать говорить. Вы прекрасно понимаете его жесты и умеете учитывать все потребности без слов, и у малыша просто нет стимула начать что-то говорить. В этом случае развить речь можно несколькими способами – например, начать водить его в детский сад или просто чаще гулять на детской площадке, где у него появится потребность коммуницировать с другими людьми.
  • Малыш переживает стресс. Если вы переехали, нашли новую няню или в вашей семье произошли иные перемены, это может плохо отразиться на развитии речи. Как научить ребенка говорить? Просто дайте ему время привыкнуть к новым обстоятельствам.
  • Вы мало разговариваете с ним. Когда дети проводят много часов перед компьютером или телевизором, говорить они, как правило, начинают позже своих сверстников. Начните заниматься и больше общаться!
  • У него есть задержки в развитии. Самая серьезная причина, которая требует немедленного обследования. Чем раньше вы поймете, в чем проблема, тем быстрее пойдет прогресс.
  • Индивидуальные особенности. Для того, чтобы выяснить, почему ребенок не говорит, лучше не гадать, а обратиться к специалисту, которые поможет найти реальные причины.

КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

Если ваш малыш упорно продолжает молчать, старайтесь не зацикливаться на проблеме и ни в коем случае не сравнивайте чадо с другими детьми. Но бездействовать тоже не стоит.

  1. Обратитесь к психологу, неврологу и логопеду. Это первое, что нужно сделать, чтобы исключить причину задержки развития.
  2. Начните активно заниматься дома. Играйте и разговаривайте. Старайтесь вовлекать малыша в диалог, задавайте вопросы, но ни в коем случае не давите. Пойте песенки (даже если у вас нет голоса – детям это совершенно неважно!), развлекайте дитя веселыми считалками, вместе рассматривайте детские книжки и проговаривайте все, что в них нарисовано. Как быстро научить ребенка говорить: упражнения.
  3. Не говорите «детским языком». Любое коверкание слов препятствует правильному развитию речи. Если ребенок не говорит в 1 год, не поощряйте сокращения, например, «гули-гули» вместо «гулять». Это может стать дополнительным препятствием для развития детской речи в будущем.
  4. Развивайте мелкую моторику. Пальчиковые игры, лепка, завязывание шнурков, рисование пальчиками – все это хорошо способствует развитию участков мозга, которые отвечают за речевую деятельность.

Таня Щелканогова, редактор сайта

Дата: 02 октября 2015

Первый слог, первое произнесенное слово, первое построенное самостоятельно предложение. Успехи ребенка, который знакомится с родной речью и обучается правильно говорить, вызывают гордость и умиление. Но если процесс обучения речи не дается, если ребёнок молчит, когда его сверстники уже вовсю радуют своих родителей словарным запасом и умением складывать слова в истории. Как научить ребенка говорить, а главное, научить ребенка говорить правильно и без помощи логопеда?

Ребенок и речь: к осознанному через неосознанное

Самой распространённой ошибкой большинства родителей является уверенность, что настанет время, и ребенок сам научится говорить. Безусловно, такое бывает, но слепо полагаться исключительно на таланты и возможности, дарованные малышу природой, не стоит, к тому же, категорически против такого безучастия выступают и практикующие психологи, и логопеды, и педиатры.

Ребенок и речь – наиважнейшая взаимосвязь, ведь умение говорить - важный элемент человеческого развития и общения. Полноценное развитие ребенка невозможно без овладения родной речью. И вопрос здесь, прежде всего в физиологии. У малыша строятся миллионы нейронных взаимосвязей в мозгу, в процессе обучения речи. От этого зависит его интеллект, возможности его памяти, склонность к самообучению, самосознанию, принятию решений, умению делать логические умозаключения и т.д. и т.п.

Процесс обучения речи может увенчаться успехом только, если ребенка учат данному непростому умению, и учат правильно говорить, делая это постоянно и терпеливо. А вопрос, как научить ребенка говорить, в первую очередь должен возникать именно перед его родителями. И запомните: речь – это тот элемент развития человека, который пускать на самотек нельзя, не уповайте на то, что сам научится, овладение речью возможно исключительно при условии, что кто-то этому научит. И этими «кто-то» - являетесь именно вы, папа и мама.

Когда начинать учить ребенка говорить?

Начинать процесс обучения речи нужно ещё до рождения малыша, когда он еще в утробе матери. Буквально со второго триместра беременности будущий малыш начинает реагировать на свет и на звук, которые поступают извне. Мама и папа с ребёнком разговаривают, поют колыбельные, читают вслух сказки, рассказывают, что происходит вокруг, как они его ждут, - в процессе такого общения, и происходит обучение ребенка речи задолго до его рождения. Малыш к звукам голосов родителей, к ласковой интонации, к самому звучанию слов постепенно привыкает, неосознанно знакомясь с родной речью. Процесс обучения речи можно считать вполне осознанным уже в период после рождения малыша до полугодовалого возраста.

Весьма условно можно разбить осознанный процесс обучения речи на четыре основных этапа:

  • 1. от рождения ребенка до полугода;
  • 2. от полугода до года;
  • 3. от года до полутора лет;
  • 4. полтора-три года.

Этап ранний.

Самый ранний период и самый благодатный возраст, когда учить ребенка говорить. Развитие малыша сейчас происходит наиболее быстро: стремительно растет объём мозга, обостряется зрение и усиливается слух, происходит физическое развитие. Слух играет сейчас ведущую роль в процессе обучения речи: ребенок слышит человеческие голоса, вслушивается в звуки окружающего мира, учится пользоваться звуками для общения с людьми. Сосредоточение на звуках проявляется с самого рождения малыша. Первые два месяца он просто замирает, глядя говорящему в глаза. Создаётся впечатление, что ребенок готов слушать часами напролет. Даже первая улыбка малыша возникает, как реакция на звук голоса человека! Слыша голоса родителей, малыш концентрирует внимание и пытается повторять, произносимые ими слова.

Буквально на третьем месяце своей жизни ребенок может сосредотачиваться на родителях, разговаривающих с ним, активно воспроизводя большинство слышимых им звуков. На третьем-пятом месяцах жизни после непродолжительного сосредоточения малыша на говорящем взрослом человеке, он сам начинает активно вокализировать, радостно агукать и восторженно распевать. И уже с полугода он начинает осознавать смысл слышимых им слов.

Закладываем навыки.

Шесть-двенадцать месяцев – это возраст, когда закладывается навык умения слушать и услышанное повторять. Разговаривая между собой, родители должны понимать, что малыш может полностью концентрировать собственное внимание на происходящем вокруг от десяти минут и дольше. Необходимо категорически исключить общение в его присутствии на повышенных тонах, резкий тон и громкие стуки.

В процессе обучения речи наиболее эффективным в этот период является воспроизведение ребенком коротких музыкальных сказок. Поэтому, следует сосредоточить на этом особое внимание. Выбирайте аудиозапись, тщательно оценивая чёткость звучания слов и музыки, отсутствие резких скачков тональности в произведении, красоту музыкального оформления. Воспроизведение сказок осуществлять лучше фрагментами, постепенно увеличивая продолжительность звучания от трех минут и до десяти. Более длительное прослушивание эффекта в этом возрасте не имеет. Многократно прослушивая один отрывок сказки, малыш учится, и слушать, и повторять звуки и слова.

Со временем малыш научиться узнавать и слова, и мелодию, что родители непременно заметят. Ребенок поворачивает головку, ища глазами, источник звука, концентрируется и пытается услышанное воспроизводить самостоятельно. И пусть речь крохи ещё не слишком понятна, а многие слова искажены до неузнаваемости – но старания «на лицо». Это период лепета. Помогайте ему осваивать это невероятно сложную науку для него, повторяйте терпеливо звуки раз за разом, слова и фрагменты сказки. Не стоит бояться, что ребенку надоест многократное повторение одного и того же отрывка сказки. С каждым разом ребенок все больше и больше будет радоваться знакомым звукам.

Позаботьтесь, чтобы малыша ничего больше не отвлекало от увлекательного мира звуков и слов. Не настаивайте, если во время первых прослушиваний малыш не будет никак реагировать, не воспринимайте его равнодушие, как проблемы с речью. Пускай занимается привычными делами – играет, ползает. Постепенно, малыш начнет поворачивать на звук голову. Вовлекайте кроху в прослушивание, повторяя песню или музыкальные фрагменты сказки, как бы приглашая его к совместной деятельности. Если вы наберетесь терпения, то буквально через пару месяцев малыш будет сразу узнавать звуки и мелодию, пытаться их повторять.

Ни в коем случае не стесняйтесь мяукать, квакать, кукарекать вместе с ребенком. Эти банальные звуки позволяют не только развивать активное слушание, эмоциональное общение малыша и взрослого, психологический контакт, но и развивают речь.

В результате такое обучение ребенка речи уже к годовалому возрасту сформирует богатый словарный запас - до 100 слов. Конечно, это вовсе не обязательно должны быть полноценные слова. Более чем достаточно, чтобы к концу первого года жизни в его словарном портфеле было чуть более десятка самых простых слов (папа, мама, кака, дай…) и примерно пару десятков различных звукоподражаний (ааа – качаем куклу, жжж – машина приехала, ууу – самолетик летает, ав-ав – собачка и так далее). Все остальное это пассивный словарный запас – слова, которые ребенок понимает, воспринимает и соответственно реагирует (дай ручку, пойдем гулять, возьми чашку, встань с пола, нужно идти домой), но сам их не произносит.

Еще один весьма полезный совет для родителей, как научить ребенка говорить в год – это вести дневник, записывая его маленькие победы, отмечая «прирост» слов и звукоподражаний в речи ребенка.

Набираем обороты.

Если вы послушаете совета и возьмете за правило, как минимум, раз в неделю отмечать в дневнике новые слова и звуки малыша, то сами заметите, как растут темпы развития речи вашей крохи.

Общая тенденция: малыш пытается сначала подражать речи – таким образом, появляются слова-звукоподражатели, затем усваивает постепенно правильную норму произношения слов.

Сначала, к примеру, «бух» - означающее «упасть», затем «пал», например, как часть правильного слова «упал», и только затем слова «упасть», «упал», «падаю».

Самое банальное, и одновременно самое полезное правило, как научить ребенка говорить правильно – называть всё, что видите, что происходит и т.д., и сразу называть правильно. Не следует поддаваться искушению, говорить с малышом на его «детском языке», не говорите «ням-ням кашу», вместо, «будем кушать кашу». Дома, на прогулке, везде показывайте и называйте предметы и события, которые вас окружают: «это дом маленький, а это дом большой, это грузовик проехал, кошка умывает котят, солнышко вышло из-за тучки, берем лопатку в ручки, пойдем в песочницу играть …».

Научить, правильно говорить помогут несложные фразы, построенные по типу существительное + прилагательное, или существительное + глагол. Если они будут часто повторяться, ребенку проще будет их запомнить. Выученное вчера новое слово, обязательно повторите сегодня и закрепите завтра, постепенно вводя все новые слова, события и понятия.

К примеру, слово «мячик». Для начала добейтесь того, что малыш зафиксировал это понятие в памяти – сам говорил название предмета, когда вы его показываете, называл «мячик» «мячиком». Далее расширяйте знания ребенка об этом предмете: этот мячик красный, а это мячик зленный, далее мячик круглый (кубик квадратный – для сравнения отличий по форме), затем мячик скачет, прыгает, мячик можно бросать друг другу (свойства предмета и действия, которые можно с ним производить). Потом мячик большой и маленький и так далее. Каждый раз обязательно демонстрируйте свойства предмета. Лучше всего обучение облечь в игру. Ребенок вообще, лучше запоминает слова и события, если они подкреплены какими-то действиями: мячик кидаем, цветочек нюхаем, книгу листаем….

Речь - отражение развития мозга.
Как научить ребенка говорить в возрасте 1,5 -3 лет?

На самом деле 1,5 года – не более чем ключевой пункт, позволяющий подвести некоторые итоги. Количество освоенных слов может серьезно отличаться, у разных детей варьируясь от 20 до 100 активных слов и звукоподражаний и более 200 – общего словарного запаса.

Гораздо большее значение сейчас имеют темпы прироста новых слов и качество произношения. Родителей должна насторожить слишком длительная задержка речи ребенка, как таковая, в первую очередь. Если малыш упорно не желает общаться, пробовать разговаривать, это может означать и проблемы с речью, и проблемы с развитием. Не обязательно это именно так, но на всякий случай проконсультируйтесь со специалистом. Кроме этого есть еще несколько поводов обратиться за помощью специалиста-логопеда.

Повод первый: Проблемы с речью могут возникать, если ребенок задержался на использовании, так называемых, «контурных» слов. Пытаясь повторить слово, малыш, воспроизводит его абрис, некий звуковой эскиз слова: к примеру, слово «кирпИчики», превращая в контурное «титИтики». Основа данного механизма заключается в звукоподражании слоговой природы слова. Изначально, это нормально. Но если слова, так и фиксируются в данной форме, не переходя со временем к нормальному, правильному названию предметов, рекомендуем обратиться к логопеду.

Повод второй: Еще одним поводом для обращения к специалистам служит устойчивое неправильное называние слов, к примеру, мазелин вместо вазелин. Как показывает практика, это в общем, не страшно, в единичных случаях ребенок, постепенно «уловит» разницу в звуках и исправится, при помощи родителей, конечно. Но не редко такие проблемы с речью означают, что ребенок просто не различает буквы, а от того использует одни вместо других. Не будет лишним, и проверить слух малыша.

Повод третий: Проблемы с речью в маленьком возрасте могут выражаться и в определенных сложностях в произношении некоторых отдельных звуков. Как правило, труднее всего деткам даются плавные «л» и «р», шипящие «ж» и «ш», свистящие «з» и «с», а также сочетание согласных звуков. Ошибки в звукопроизношении вызваны неумением ребенка, владеть собственным голосовым аппаратом, а кроме того недостаточно точным восприятием слышимой речи, несовершенством умения анализировать звуки языка. Важно заниматься с малышом, научить ребенка говорить правильно. Если данные сложности «зафиксируются», тогда на следующем этапе, в возрасте 3-4 лет, нужно будет преодолевать их вместе с логопедом.

Ребенок и правильная речь.
Как научить ребенка говорить правильно?

Словарный запас малыша к полуторагодовалому возрасту вполне может превышать двести слов. Однако слова эти, как правило, ребёнок воспроизводит с некоторыми искажениями, шепелявит и путает местоположение звуков в слове. Основная причина - неумение владеть в полной мере собственным речевым аппаратом.

Но прежде чем, пытаться усиленно учить, правильно говорить ребенка, или вести его на прием к логопеду, следует избавиться от всего, что мешает малышу правильно говорить.

  • Пустышка – первый враг правильной речи.

Это не для «красного словца» сказано, это факт, который подтверждён многократными исследованиями, проводимыми педиатрами, специалистами-логопедами и преподавателями дошкольных учреждений. Пустышки или соски способствуют развитию у ребенка неправильного прикуса, а это в свою очередь, влияет на определенные затруднения с артикуляцией, и в целом задержку речевого развития.

  • Чтение – основа формирования богатого словарного запаса.

Также научно подтвержденный факт: малыши, родители которых читали им в день по несколько раз сказки, короткие рассказы и стихи, имеют значительно больший запас слов, причем, правильно произносимых!

  • Научить, правильно говорить, можно только правильно говоря!

Об этом факте уже упоминалось. Когда родители разговаривают с малышом на его «детском языке», он неосознанно усваивает именно такую «детскую» форму слова, будучи уверенным, что мама и папа не могут говорить неправильно. Искажение слов – это всецело прерогатива ребёнка, непозволительная для взрослых людей (в особенности желающих, научить ребенка говорить правильно).

  • Развитие мелкой моторики и речь –
    процессы параллельные и неразделимые.

Дело в том, что речевой центр и центр, координирующий движения пальцев рук настолько близко расположены, что активное развитие одного из них незамедлительно влечёт такое же активное развитие другого. Поэтому, научить ребенка говорить правильно поможет складывание мозаики и пазлов, застёгивание пуговиц и завязывание шнурков, рисование и умение пользоваться ручкой и ложкой – все это влияет на ускорение развития речи.

Ребенок в этом возрасте на месте не сидит, ему интересно абсолютно всё: что мамочка прячет в этом шкафчике, что лежит в этой коробочке, невероятно любопытно поковыряться в этой баночке и стащить со стола вон ту штучку.… Возьмите себя в руки и наберитесь терпения – это не просто любопытство, это необходимо для развития ребенка. Занимаясь хозяйственными делами на кухне, разрешите малышу рисовать по муке, переливать воду из емкости в емкость, пересыпать рис из кружки в кастрюльку, закручивать и откручивать крышечки. Наградой за этот «кухонный хаос» будет полноценное развитие вашей крохи.

Скороговорки. Как решить проблемы с речью?

Скороговорки во все времена помогали детям постигать родную речь, причем в увлекательной, интересной шутливой форме. На сегодняшний день логопеды специально составляют разнообразные скороговорки для деток, состоящие из трудно произносимых слогов и звуков, последовательностей букв и их сочетаний. Быстрое произношение скороговорки вслух способно само по себе устранить большинство дефектов речи. Особенно эффективны подобные занятие, если скороговорки сопровождаются иллюстрациями, или просто подробным обсуждением того, о чем они говорят – у ребенка уже сейчас есть чувство юмора, а шуточные занятия удвоят положительный результат.

Если построить процесс знакомства с ними правильно, то ребенок увлечется, стараясь произносить скороговорки быстро и правильно настолько, что сам будет требовать такого обучения, а научившись и поняв, что это сложно для всех – начнет «щеголять» своим умением перед сверстниками.

Существует масса различных скороговорок, способных решить проблемы с речью и устранить в ней дефекты. Можете начать совершенствовать речь своего малыша со следующих примеров:

Если все-таки после всех предпринятых вами усилий, ребенок не заговорил в двухлетнем возрасте, активно используя 100-300 слов, у вас есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу. Если же он не начнет и к 3 годам общаться со сверстниками, используя минимальные фразы, позволяющие детям взаимодействовать – по типу «дай мне лопатку» - «пойдем строить дом», - родителям следует бить тревогу, серьезно заняться поиском причин и путей выхода из ситуации.

Еще немного о том, как научить ребенка говорить:

Ваш малыш уже прекрасно понимает, что вы от него хотите. На просьбу принести вам пирамидку, он резво бежит за нужной игрушкой и протягивает ее вам, показывает пальчиком части тела на картинках, радуется, когда вы говорите, что пора идти купаться в ванную. Ребенок пытается подражать вам, и даже что-то лопочет на собственном особенном языке, но взрослые зачастую не понимают того, что хотят донести до них дети. Так как же наладить «обратную связь» с малышом? Терпеливо ждать, когда он начнет говорить сам, или же все-таки целенаправленно учить годовалого ребенка каждый день?

Как развивается речь

Речь ребенка развивается постепенно, он разбирается в работе своих голосовых связок и начинает учить, как управлять артикуляцией. Груднички общаются с нами посредством крика, призывая нас. Потом, придавая плачу разные интонации, малыш может показать, что именно его не устраивает. Внимательные родители, вслушиваясь в крик своего дитя, могут определить причину его возникновения, ведь малыши капризничают по-разному в зависимости о того, что их беспокоит .

В возрасте начинается освоение гласных, дети иногда соединяют их с согласными. Малыш подолгу может «гулить», протягивая или отрывисто произнося однообразные сочетания. Это еще нельзя считать осознанной речью, ребенок только начинает пробовать издавать звуки и понимать, как положение губ влияет на результат.

После младенец уже хорошо знает названия окружающих его объектов, но все еще не может произнести осознанно нужные слоги. Он продолжает гулить, к освоенным гласным добавляя новые согласные, и подолгу их повторяет. грудничок может произнести «баба», «мама», «ляля», «папа», но пока это не осознанная речь, а просто артикуляционная тренировка малыша. Уже сейчас родители могут пробовать научить ребенка некоторым звукосочетаниям.

К своему первому дню рождения грудничок имеет в запасе около 10 слов, произносимых осознанно.

Теперь наступает тот момент, когда вы можете ежедневно учить годовалого ребенка говорить новые звукосочетания и называть разные объекты. После года большинство детей начинают выстраивать предложения, состоящие из двух слов. При этом произношение у малышей, конечно же, далеко от идеала, но внимательные родители способны построить с ребенком общение и научить говорить.

«Словарный запас» детей пополняется с невероятной скоростью, годовалый ребенок пытается назвать все объекты, окружающие его, сокращая количество звуков в словах до освоенного набора. Артикуляция малышей пока не готова к сложным звукосочетаниям, поэтому их речь состоит в основном из «обрезанных» слов с открытыми слогами. Слово «мяч» дитя сократит до «мя», «иди» будет произноситься как «ди». Ваша задача — научить малыша говорить наименования полностью, не обрезая их до ударного слога.

В полтора года дитя не только осваивает правильное произношение слов, но и может изменять их формы по падежам и числам. К двум годам дети должны знать около 100 слов и активно пользоваться ими в своей речи.

Конечно же, эти сроки являются средними, и каждый ребенок индивидуален. У тех родителей, которые регулярно разговаривают и занимаются со своими малышами, дети начинают говорить даже раньше.

Как помочь малышу начать говорить?

Чтобы речь малыша четкой и понятной, вам нужно не только чаще разговаривать с ним, учить его говорить и заниматься артикуляционными упражнениями, но и развивать его мелкую моторику во второй год жизни.

Говорите с ребенком

Разговаривать с малышом нужно постоянно едва ли не с рождения. Ласковая речь мамы будет успокаивать новорожденного и обогащать пассивный словарный запас ребенка в первый год жизни. Говорите с грудничком на прогулке и при купании, держите в курсе происходящего вокруг, демонстрируйте иллюстрации в книжках и объясняйте, что изображено на них.

Когда малыш начнет активно гулить и подражать интонации вашей речи, активно вступайте с ним в диалог, детям важно, что их понимают и общаются с ними, как со взрослыми. Если ребенок в год неправильно произносит какое-то слово – нужно его научить, показать малышу, как правильно его говорить, нарочито растягивая слоги.

Не коверкайте слов и не сюсюкайтесь, когда общаетесь с малышом, не повторяйте за ним его неправильное произношение, поскольку тогда он может усвоить их неправильно.

Учим звуки и их сочетания

Когда малыш начнет активно гулить и произносить сочетания звуков, вы можете присоединиться к процессу. Расположитесь так, чтобы ребенок видел ваше лицо, и, растягивая гласные, медленно произнесите какой-нибудь слог. Дитя увидит движение ваших губ и захочет повторить их за вами. Вам придется долго и много учить малыша произносить определенные звуки, если у него что-то не будет получаться — ласково подбодрите.

Можете поиграть с малышом в веселую игру с повторением. «Передразнивайте» гуление ребенка, в точности копируя его произношение. Когда он поймет правило игры, предложите ему повторить за вами. Начните с тех звуков и сочетаний, которые дитя уже освоило, постепенно переходя к тем, с которыми у него возникают проблемы и которые ему нужно учить.

Детям нравится подражать не только родителям, но и окружающим объектам. Когда гуляете на улице, обратите внимание малыша на то, как пищат птички в кустах («пи-пи-пи»), как летит жучок («ж-ж-ж»), как капает вода («кап-кап»), как мяукает кошечка («мяу-мяу»), как чихает дед («апчхи»). Годовалого ребенка позабавит такое развлечение, и он с удовольствием будет повторять эти подражательные сочетания и учить новые.

Формируем правильный прикус

Поскольку неправильный прикус может стать причиной появления проблем с артикуляцией, важно избежать этого. Старайтесь, чтобы ребенок не сосал подолгу пустышку или соску бутылочки, чтобы длительный контакт с ними не изменил строения его лицевых костей. Искусственникам лучше покупать специальные силиконовые наконечники для бутылочек с маленьким отверстием, чтобы их нижняя челюсть работала как следует.

Дети, которые постоянно тянут пальцы в рот и долгое время их не вынимают, также могут впоследствии иметь неправильный прикус. Следите за младенцем, у которого зудят десна, и вытаскивайте его пальчики изо рта. Изменение прикуса может привести к нарушениям артикуляции, и вам будет очень тяжело научить ребенка говорить вовремя.

Развиваем моторику

Участки головного мозга, отвечающие за нашу речь и движения пальцев, расположены рядом. Поэтому, активно развивая верхние конечности и их координацию, вы тем самым стимулируете тот отдел, что отвечает за речь. Предоставляя ребенку, которому не исполнился год, возможность тактильно исследовать мир, вы тем самым закладываете серьезный фундамент в развитии его речевых навыков.

Младенцу будет полезно трогать разнофактурные игрушки, ощупывать их отличающиеся поверхности. Детям постарше можно предложить игры с крупами или макаронными изделиями, им понравится запускать туда пальчики, разминать мелкие частички и перекладывать их из емкости в емкость.

К девяти месяцам дайте малышу мягкий нетоксичный пластилин, а если боитесь, что он все же может случайно съесть кусочек, замените его на тесто или хлебный мякиш. Можно научить ребенка катать колбаски или сплющивать подушечками пластичный материал.

Со временем вы сможете научить ребенка не только успешно управлять своими пальчиками, но и совершать с их помощью сложные «взрослые» движения» — застегивать пуговки и завязывать шнурки.

Познаем мир



Помимо развития речевых навыков для ребенка будет важно расширять познания о мире, ведь нужно не только уметь произносить слова, главное, чтобы было о чем говорить. С самого начала рассказывайте и объясняйте малышу в первый год жизни все происходящее вокруг, при этом используйте те слова, которые будут просты для его понимания и произношения в дальнейшем. Ваша задача — заложить фундамент его словарного запаса, научить базовым словам, называющим все, что его окружает.

Когда ребенок начнет активно интересоваться окружающим миром и показывать пальчиком на какие-то предметы, четко проговаривайте их названия, показывайте, как ими пользоваться. При объяснении используйте простые слова, значение которых малыш уже освоил, так ему будет легче ориентироваться в смыслах и учить новые словоформы. Вспомните, как вы в школе изучали иностранный язык: постепенно, плавно узнавая новые слова и вводя их в свой лексикон. Примерно так же вы должны научить русскому языку своего ребенка во второй год его жизни.

Чтение

Чтобы помочь малышу в год наработать словарный запас, можете использовать детские книги. Потешки и несложные стихи для самых маленьких легко запоминаются как по ритму, так и по произношению, и, если вы будете ежедневно читать ребенку полюбившиеся ему произведения, он довольно скоро сможет копировать не только вашу интонацию, но и звуковой ряд.

С помощью книг вы можете учить малыша называть части тела. В первый год жизни он уже освоил их названия на слух, теперь пришло время самостоятельно произносить их наименования.

Если на второй год жизни ребенок умеет различать цвета, можно научить его искать на картинках предметы определенных оттенков и называть их вслух.

Общаемся и расширяем словарный запас

Когда ребенок уже начнет нарабатывать свой активный словарный запас, помогайте ему в этом. Если малыш в год молча потянется к вам за каким-то предметом, просите его произнести вслух «Дай». Вам нужно учить его здороваться и прощаться с гостями («Привет», «Пока»), делиться с ними игрушками или угощением («На», «Возьми»).

Если ваш малыш не слишком капризен, покажите ему, что вы не понимаете его. Например, ребенок тянет ручку к банану на столе, но вы, словно не догадываясь, подавайте ему ложку («Ты хотел ложку? Дать тебе ложку?»), через минуту протяните кружку или салфетку, пока не добьетесь от малыша названия необходимого объекта.

Расширять словарный запас вашего чада должны не только названия объектов. Как только малыш освоит ряд существительных, обогащайте его лексикон относящимся к этим словам глаголам и прилагательным («Машина едет», «Машина остановилась», «Машина красная»). Показывайте ему это на примере игрушек, объясняйте, что значит быстро и медленно, тихо и громко, вниз и вверх.

Ежедневно занимаясь с малышом, в конце концов вы добьетесь значительных результатов, и ребенок в год будет радовать вас связной четкой речью и сознательным общением. Вам станет намного легче воспитывать его, когда вы начнете понимать друг друга.

Ваш кроха не разговаривает? Само по себе это явление еще не повод для беспокойства. Необходимо выявить возможные причины, по которым до сих пор не появились первые слова или предложения. Ориентируясь на сроки начала говорения, стоит помнить, что дети разные, и темпы роста у каждого свои. А далее решать, как научить ребенка говорить: заниматься с ним самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов.

Обычно, если дети не начинают разговаривать «когда надо», родители настораживаются и спешат обратиться к педагогам по раннему развитию. Не умаляя значимости профессиональной поддержки, нужно признать, что именно с «подачи» близких начинается становление речи. Врачи и педагоги должны интенсивно вмешиваться в процесс только в тех случаях, когда родители явно не могут справиться своими силами.

Развитие речи: факты и заблуждения

О том, какие условия сопровождают нормальное развитие детей, можно услышать множество мнений. Среди них стоит выделить те, на которые действительно нужно обращать внимание, и домыслы (либо просто устаревшие взгляды).


Факты

  • Речь связана с протеканием беременности и родами. Речевая патология может проявиться из-за перенесенных вирусных заболеваний или токсикозов, из-за проблем в эндокринной сфере, особенно в первые три месяца беременности. Родовые травмы или инфицирование также ответственны за «опоздание» говорения.
  • Дети начинают говорить позже из-за соски. Соска-пустышка может сформировать неправильный прикус (если она не ортодонтическая), а после года от ее использования лучше вообще отказаться. Более того, когда малышу постоянно дают соску, в процессе «бездумного» сосания у него пропадает желание интересоваться окружающим миром и познавать его.
  • Речь тесно связана с движениями рук. Отечественные и зарубежные физиологи подтверждают, что мелкие движения пальцев (пересыпание крупы, застегивание пуговиц, правильное захватывание карандаша) связаны с речевыми зонами в коре головного мозга и способны повысить его работоспособность.

Мифы

  • Развитие речи зависит от пола. Действительно, девочки развиваются в целом быстрее, но мальчики с течением времени «догоняют» их. Хотя дефекты речи у мальчиков встречаются чаще, точной связи формирования речи с полом не установлено - для детей более важно влияние семьи и общества в целом.
  • Дефекты речи невозможно вылечить. Современные методики позволяют преодолевать заикание и другие дефекты даже у взрослых, в том числе передающиеся по наследству и рецидивирующие.

Теперь рассмотрим, как можно распознать нарушения в формировании речи, которые проявляются в том или ином возрасте.


Когда «надо» начинать говорить

«Надо» - понятие довольно расплывчатое, когда дело касается детей, в силу их индивидуальных особенностей. Есть общие принципы - их лучше воспринимать как вехи на пути роста, а не как руководство, с помощью которого можно заставить ребенка говорить, если он еще не начал.

Признаки нарушений речи

В определенном возрасте по некоторым характерным признакам можно понять, «запаздывает» ли малыш в говорении. На первый взгляд некоторые из этих признаков вообще не связаны с общением, но на самом деле они имеют к нему самое непосредственное отношение.

Возраст Нарушения развития речи
1 год Не произносит отдельные слова. Не выполняет простые просьбы (принести, показать что-нибудь). Неадекватно реагирует на замечания или похвалу
1 год 4 месяца Не использует слова «мама» и «папа» согласно ситуации
2 года Добивается желаемого с помощью звуков, плача, жестов. В активном запасе не более 10 слов. Взрослых не слушает или слушает безучастно. Не показывает части тела, если ему их назвать. Не может выполнить сложные просьбы (например, «пойди к столу и принеси мне ложечку»). Не может узнать на фотографиях близких людей
2,5 года Не разделяет понятия, например, «большой» и «маленький». Не использует короткие предложения из 2-3 слов
3 года Не понимает сказки и короткие стишки, не делает попыток их пересказывать. Не различает величины (например, не «видит», какая линия самая короткая). Не отвечает на вопрос о своем имени
4 года Не считает в пределах от одного до пяти. Не знает, как называются цвета. Не рассказывает стихи, отказывается слушать длинные сказки
Старше 6 лет Искажает слова (даже знакомые), не запоминает стихи и не может пересказывать тексты. Повторяет первые звуки, слоги, слова (заикание)

Если какие-либо из этих нарушений имеют место - вероятно, быстро научить ребенка говорить не получится, особенно если ему уже больше трех лет. Но выход есть всегда.

Логопедическую помощь вы можете получить в поликлинике, в детском саду или в центре психолого-педагогической реабилитации. Можно найти и частного логопеда (у него должны быть документы, подтверждающие квалификацию).



Если есть задержка

Итак, вы обнаружили некоторые отклонения в формировании речевых навыков у ребенка. Вы уже знаете, что «критических сроков» старта говорения не существует, но все же можно начать кое-что предпринимать, чтобы научить малыша говорить в любом возрасте.

  • Регулярно общайтесь. Вашего общения ничто не заменит. Рассказывайте, что вы в данный момент видите, делаете или собираетесь сделать. При этом не превращайте общение в собственный монолог - делайте паузы. Молчание? Озвучивайте ответ сами, при этом как бы переспрашивая.
  • Обратитесь к врачам. Это логопед, невропатолог, психолог. Обследование покажет, все ли в порядке, а если имеются проблемы, можно заниматься причинами задержки речевого развития под наблюдением доктора. Специалист сможет «поставить» звуки, дать толчок началу речи у детей, которые совсем не разговаривают, и посоветовать различные занятия в домашних условиях.

Рассчитывайте на помощь врачей и на собственные усилия - все это в совокупности принесет свои плоды. Не оставляйте ситуацию «как есть», особенно если заметили отклонения в возрасте до трех лет: в это время еще можно быстро достичь хороших результатов!


Эффективные способы обучения речи

Проконсультировавшись со специалистами, вы будете знать, как учить ребенка говорить. Многое зависит от возраста, физического и психического состояния, атмосферы дома и в детском саду и других факторов. На время начала говорения также могут повлиять важные события, к которым детям приходится привыкать: смена обстановки, окружения, образа жизни.

Первое слово: учим говорить «мама»

Специалисты отмечают: примерно в 60% случаев первым словом у младенцев становится не «мама» или «папа» , а «дай» . Это происходит из желания исследовать окружающий мир, но до некоторых предметов самому не дотянуться. Старайтесь всегда называть все вещи, которыми интересуется малыш - это непременно отложится в его памяти. А как насчет слова, которого так ждет вся семья? Известно, как научить ребенка говорить «мама» , даже если ему всего четыре месяца.

Именно в этом возрасте речь начинает развиваться очень интенсивно, так как дети слушают взрослых, учатся понимать их, пополняют словарный запас (пока что пассивный) и тоже пытаются говорить, а точнее, «гулить» - произносить отдельные звуки. Легкими и наиболее естественными звуками для младенца являются гласные и губно-губные согласные : «б», «п», «м».

Проще всего побудить малыша воспроизвести слог «ма». Это особенно удобно, если он уже начинает произносить «м-м-м» - превратите этот звук в слог «ма». Повторите. Помолчите. И так несколько раз. Как только вы услышите «ма» - улыбнитесь, обнимите, похвалите, поаплодируйте!

Дальше можно начинать петь песенки, без слов, заменяя их на «ма-ма-ма». Еще один действенный прием - если мама говорит о себе в третьем лице: «смотри, что мама принесла», «иди к маме», «мама тебя любит». Вы можете не получить результата сразу, но если доктор утверждает, что общее развитие вашего крохи идет хорошо, главное слово обязательно будет произнесено.

Фразы и предложения

Вы мечтаете, чтобы чадо порадовало вас не просто отдельными звуками или словами, а короткими фразами или целыми предложениями? Наберитесь терпения: возможно, это получится у него не скоро и не идеально.

Рекомендуется начинать общаться с малышом еще во время беременности и продолжать с первых же дней его жизни. Пассивное формирование словарного запаса происходит постоянно, и здоровые дети обязательно наверстывают упущенное даже в более позднем возрасте.

Не нужно сравнивать ребенка с другими, более «успешными»: это излишний стресс и для него, и для вас. Создайте комфортную, дружественную атмосферу в семье, тогда у малыша не пропадет желание заниматься и общаться.

Умение облечь мысли в высказывания в слова - важный социальный навык, он определяет качество жизни. Поэтому нужно стремиться как научить ребенка разговаривать пораньше, так и постоянно убеждаться, что он хорошо понимает сказанное и связывает речь с действиями и явлениями. Это поможет ему отвечать за свои поступки, осознавать и адекватно реагировать на происходящее вокруг, успешно выстраивать отношения с людьми. Как ни удивительно, эти способности напрямую зависят от того, как хорошо дети овладевают речью и насколько родители заинтересованы в их развитии.

Распечатать