С в рахманинов что написал. Рахманинов Сергей Васильевич (творчество)

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова - современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae.

Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Эволюция творческого стиля

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900-1909 и 1910-1917) и поздний (1918-1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае - венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

Первый - ранний период - начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистилистики - словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913).

Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний - зарубежный период творчества - отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки - и джаза, древнерусского знаменного распева - и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века - и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова - Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Ранние годы.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. его детские годы прошли в имении Онег неподалеку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы:бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце-гусляре Садко.
Первой учительницей музыки будущего композитора (он начал заниматься с четырех лет) была его мать Любовь Петровна. мальчик делал быстрые успехи, но, несмотря на выдающиеся способности к музыке, его вместе с братом Володей его решили определить в пажеский корпус. Однако разорение семьи изменило это решение. Обучение в пажеском корпусе, стоившее дорого, оказалась теперь не по средствам. Володю отдали в кадетский корпус, а девятилетнего Сережу - в петербургскую консерваторию.

Петербургская консерватория .
Условия для занятий в консерваториии складывались неблагоприятно. Отец оставил семью - мать и шестерых детей. Сережа поселился у бабушки и тети, которые жалели его и всячески баловали. Предоставленный сам себе, Сережа изрядно бездельничал. "Моя бабушка, - вспоминал впоследствии Рахманинов, - была очень добродушная, она верила всему, что я ей говорил. Я получал от нее 10 копеек в день на расходы и на проезд в консерваторию, но я уходил прямо на каток и проводил там все утро". В результате часто случались плохие отметки по общеобразовательным предметам. С музыкальными занятиями дело обстояло благополучнее благодаря природным способностям. Но в классе фортепиано серьезной системной работы не было.
Летние каникулы Сережа проводил с бабушкой Софьей Александровной Бутаковой под Новгородом, где с большим удовольствием слушал перезвоны старинных церковных колоколов, пение монастырского хора. Эти детские впечатления отразились в дальнейшем в произведениях Рахманинова.
Тогда же возникли первые попытки сочинять музыку. это были импровизации на фортепиано, которые Сережа нередко выдавал за произведения известных композиторов.
1885 году в Петербург приехал двоюродный брат Рахманинова Александр Ильич Зилоти. в недавнем прошлом любимый ученик Н.Г. Рубинштейна и Ф. Листа, он, несмотря на молодость(будучи всего на десять лет старше Сережи), был уже известным пианистом, преподавал в Московской консерватории. Прослушав игру Сережи на фортепиано, Зилоти предложил матери перевести того в Московскую консерватории и получил согласие.

Московская консерватория.
Зилоти определил брата в класс педагога, друга Чайковского, Николая Сергеевича Зверева,который взял Сережу на полный пансион. Так он обычно поступал по отношению к одаренным ученикам. Зверев не только не брал денег за обучение, но, напротив, сам оплачивал преподавателей, обучавших мальчиков иностранным языкам и общеобразовательным предметам. он водил их в театр, на концерты. В летние месяцы воспитанники вместе с ним ездили на подмосковную дачу, в Крым, в Кисловодск.
Зверев был требовательным педагогом, приучил своих учеников к систематической работе. Строго взыскивал за провинности, не терпел лжи, лени, хвастовства. Уроки начинались ровно в шесть утра, и тот, кто по расписанию был первым, садился за инструмент. Исключений не было ни для кого, даже если накануне ученики поздно возвращались из театра или с концерта.
Поначалу такой суровый режим тяготил Сережу, но постепенно он привык к нему и превратился в человека исключительно собранного, волевого, дисциплинированного.
"Лучшим, что есть во мне. я обязан ему", - впоследствии говорил Рахманинов о Звереве.
в 1885/86 годы в Москве давал свои знаменитые исторические концерты А. Рубинштейн. Воспитанники Зверева прослушали весь цикл, и это оставило неизгладимое впечатление. Рахманинов Вспоминал: "Вот как мы учились играть в России: Рубинштейн давал свои Исторические концерты.... Он, бывало, выйдет на эстраду и скажет: " Каждая нотка у Шопена - чистое золото. слушайте!" И он играл, а мы слушали". Антон Григорьевич бывал у Зверева в гостях. Приходили к Звереву и другие интересные гости: профессора университета, художники, актеры, музыканты. Часто бывал Чайковский. Он сразу выделил Рахманинова из всех воспитанников, следил за его музыкальным развитием. Волнующим событием для Рахманинова стал экзамен по теории музыки при переходе на старшее отделение консерватории. Рахманинов получил на нем оценку 5+. Чайковский помог своему любимцу Сереже поставить в Большом театре оперу "Алеко". Он знал по собственному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.
На старшем отделении консерватории Рахманинов Занимался в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано - у Зилоти. Уже в это время всех поражала феноменальная одаренность молодого музыканта, его редкая музыкальная память. Ему достаточно было услышать один раз сложное музыкальное произведение, например первую часть симфонии, чтобы тут же сыграть ее. Он наизусть запоминал пьесу, просмотрев ноты 3-4 раза. Рахманинов часто выступал в концертах, о нем заговорили как о выдающемся пианисте.
В 1891 году Зилоти покинул консерваторию, и Рахманинов решил сдать выпускные экзамены по классу фортепиано досрочно, годом раньше. сложную экзаменационную программу он выучил за три недели и блестяще исполнил ее. В следующем 1892 году он окончил консерваторию по классу композиции с Большой золотой медалью.

Ранние сочинения.

Уже в консерватории Рахманинов достиг больших успехов в области композиции. Созданные им в эти годы произведения свидетельствуют о таланте, силь­ном, глубоком, самобытном. Подлинным шедевром явилась среди них знаменитая П р ел ю д и я до-диез м и н о р, со­чиненная в 19 -летнем возрасте. "Однажды прелюдия про­сто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался. Она должна была быть, и она стала", - писа л Рахманинов.

С каждым новым проведением мелодия звучит все более страстно. В среднем разделе прелюдии (Agitato ) она преобразуется в мятежно-порывистую тему, стремящуюся вверх. Следует напряженное развитие, после чего в репризе прелюдии (она написана в трехчастной форме) дра­матизм достигает высшей точки. Грозно звучит многократно усилен­ный октавами мотив-колокол, но и второй элемент утратил жалобный характер. В мощном изложении восьмизвучными аккордами он вос­принимается как протест, воля к действию. Однако исход борьбы не­ясен. Напряжение спадает, все тише звучат удары колокола, завершая прелюдию.

В консерватории был написан также Первый фортепи­анный концерт фа-диез минор. Это произведение, по-юно­шески непосредственное, - замечательная удача молодого композитора. В нем ярко проявился его мелодический дар.

Дипломной работой Рахманинова стала опера "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". Тема для сочинения оперы была предложена ему и двоим товарищам по курсу за месяц до выпускных экзаменов. Рахманинов написал оперу за 17 дней! Такая творческая активность поразила Аренского, который воскликнул: "Если вы будете продол­жать с такой скоростью... вы сможете писать по двадцать четыре акта в год! Это куда как хорошо!".

Для Рахманинова сюжет из цыганской жизни явился сильнейшим стимулом творческого вдохновения. Именно цыганская натура для многих художников прошлого была олицетворением естественной красоты, могучего порыва к воле.

Чуткой душой музыканта Рахманинов уловил и вопло­тил в своей юношеской опере трагический конфликт между стремлением личности к свободе и несбыточностью этого стремления. Рушатся мечты Алеко, надеявшегося среди цы­ган, живущих вольной кочевой жизнью, "презрев оковы просвещенья", обрести счастье: погибают Земфира и ее воз­любленный. Одной из впечатляющих страниц оперы яв­ляется Каватина Алеко. Она становится выражением глав­ной идеи произведения. Это психологический портрет крупным планом, лирическая исповедь огромной силы и страсти.

Десятилетие после окончания консерватории (1890-е годы).

Большой успех "Алеко" на экзамене, а затем в Боль­шом театре окрылил Рахманинова. Он много сочиняет. По­являются оркестровая фантазия "Утес", Первая симфония, фортепианные пьесы, романсы, духовный концерт а капелла и другие произведения. Рахманинов-композитор становит­ся известным, о нем пишут статьи.

В эти годы Рахманинов много читал. Подолгу стоял пе­ред картинами русских художников в Третьяковской гале­рее, часто бывал у Третьяковых дома. Любил ходить в театр, особенно в Малый, где выступали корифеи русской сцены - Мария Ермолова, Пров Садовский. Но жизнь складывалась трудно. Решительный и властный в исполнительстве и твор­честве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, час­то испытывал неуверенность в себе. Мешали житейская не­устроенность, одиночество, скитания но чужим углам, мате­риальные затруднения.

Сильным душевным потрясением стала для Рахмани­нова внезапная кончина Чайковского 25 октября 1893 года. Под трагическим впечатлением Рахманинов написал трио "Памяти великого художника" для скрипки, виолончели и фортепиано.

Первая симфония, исполненная в Петербурге под управлением Глазунова, успеха не имела, и Рахманинов тя­жело переживал это событие. В Москву он вернулся мрач­ным, расстроенным. Он потерял веру в себя, в свой талант, стал сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. Несколько лет ничего не сочинял, лишь выступал в концертах, правда, всегда с неизменным успехом. Матери­альное положение его становилось все хуже. Но тут не­ожиданно Рахманинов получил приглашение от известно­го мецената С. И. Мамонтова занять должность дирижера в его оперном театре. Сезон, проведенный в нем, имел боль­шое значение для композитора. Он досконально изучил партитуры многих опер, приобрел дирижерский опыт, по­знакомился с выдающимися художниками, оформлявши­ми спектакли, - Васнецовым, Поленовым, Серовым, Врубе­лем, Коровиным. Крепкая дружба завязалась у Рахмани­нова с Шаляпиным, работавшим тогда в театре Мамонто­ва. Оба музыканта часто выступали вместе. По словам со­временника, "эти два великана, увлекая один другого, бук­вально творили чудеса".

Рахманинов посещал Льва Толстого, у которого всегда находил моральную поддержку. Дружеские отношения сло­жились у него с Чеховым и Буниным, с артистами Художе­ственного театра.

В 1899 году Рахманинов впервые выступал за границей (в Лондоне), в следующем году побывал в Италии. Радост­ным событием явилась для него постановка "Алеко" в Пе­тербурге по случаю 100-летнего юбилея Пушкина с Шаля­пиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутрен­ний перелом, и в начале 1900-х годов Рахманинов возвра­щается к творчеству.

Годы творческой зрелости (1900-1917).

XX век на­чался в жизни композитора со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Нового времени - напряженного, взрывчатого, с предчувствием грядущих перемен. Успех кон­церта, впервые целиком исполненного в 1901 году в Москве, был огромен. Он окрылил Рахманинова, вызвал небывалый творческий подъем. "Я занимаюсь целыми днями и горю в огне", - сообщает Рахманинов в одном из писем. Одно за другим появляются кантата "Весна", прелюдии, романсы, Вто­рая симфония. За эту симфонию, как ранее и за Второй кон­церт, Рахманинов удостоен премии имени Глинки. В 1909 году написан Третий фортепианный концерт - одно из выдающихся творений Рахманинова.

В музыке этого времени много пылкой восторженности и воодушевления. Но возникают и другие настроения. Раз­мышления о жизни и смерти порождают трагические обра­зы Первой фортепианной сонаты, навеянной трагедией "Фа­уст" Гёте; симфонической поэмы "Остров мертвых" по кар­тине швейцарского художника Л. Бёклина. Со временем эти настроения углубляются. Сложное время, революцион­ные потрясения, начавшаяся в 1914 году первая мировая война, тяжелые утраты, которые понесло русское искусство, порождают ощущение надвигающейся катастрофы. В му­зыке Рахманинова все чаще возникают агрессивные образы, мрачные, подавленные настроения (например, в отдельных частях вокально-Симфонической поэмы "Колокола" на сти­хи Эдгара По, в ряде романсов, в "Этюдах-картинах" ор. 39). Однако, создавая подобные произведения, Рахманинов нахо­дил в себе силы преодолевать эти настроения. Олицетворе­нием вечной красоты становится для него любимая с дет­ства русская духовная музыка. В 1910 году он пишет "Ли­тургию Иоанна Златоуста", а в 1915-м - "Всенощное бде­ние" для хора а капелла.

Интенсивное творчество сочеталось в эти годы у Рахма­нинова с не менее интенсивной концертной - пианистиче­ской и дирижерской - деятельностью. Некоторое время он работал в Большом театре и оставил память о замечатель­ных постановках русских опер. Эта работа вдохновила ком­позитора на создание двух одноактных опер - "Франческа да Римини" (по "Божественной комедии" Данте) и "Скупой рыцарь" (по "маленькой трагедии" Пушкина). Они были по­ставлены на сцене Большого театра и прошли с успехом.

Кроме того, Рахманинов принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Дягилевым в Па­риже. Одно время руководил Филармоническими концер­тами в Москве. Объездил с концертами многие европейские страны, гастролировал в Америке, где его выступления про­ходили с триумфом.

Но гораздо охотнее Рахманинов выступал перед русской публикой. В годы первой мировой войны он дал много кон­цертов в разных городах России. Половину сборов с них отдал на благотворительные цели, на нужды русской армии.

Рахманинов был отзывчивым человеком. Внешне суровый, всегда, однако, был готов прийти на помощь. Очень любил своих детей. "У меня есть две дочки... зовут их Ирина и Татьяна или Боб и Тасинька. Это две непослушные, непокорные, невоспитанные - но премилые и преинтерес­ные девочки. Я их ужасно люблю! Самое дорогое в моей жизни! И свет­лое!"

Рахманинов увлекался спортом, летом совершал прогулки верхом, зимой катался на коньках. Незадолго до начала войны приобрел автомо­биль, который водил сам. "Когда работа делается не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса".

Рахманинов любил свое имение Ивановку в Тамбовской губернии. Здесь были созданы его лучшие произведения. "Он любил русскую зем­лю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел, как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часа­ми мне рассказывал, как хороша деревня", - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян.

Рахманинов за границей. Последние произведения. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его се­мьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрь­ская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

В декабре 1917 года Рахманинов с семьей выезжает в Швецию. Он дает концерты в Скандинавских странах, а за­тем переезжает в США. Началась изнурительная концерт­ная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса. Количество выступлений было огромным: только в сезон 1919/20 года он дал 69 концертов. С ним выступали миро­вые знаменитости: скрипач Яша Хейфец, виолончелист Пабло Казальс, дирижеры Леопольд Стоковский, Артуро Тоскани-ни, Юджин Орманди, Бруно Вальтер. Его концерты проходи­ли в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шоферы такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фото­репортеров. Но триумф Рахманинова-исполнителя не мог заглушить в нем страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки со­отечественников как за рубежом, так и на родине.


Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»).

Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий Александрович, учившийся у Джона Фильда, был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений было издано в 18-м столетии. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одарённости. Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырём годам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом.

Когда будущему композитору было 8 лет, его семья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности были достаточно заметны, и в 1882 году его приняли в Петербургскую консерваторию, в младший фортепианный класс В. В. Демянского. В 1885 году Рахманинова прослушал в то время очень молодой, но уже известный музыкант, двоюродный брат Сергея Васильевича, А. И. Зилоти. Убедившись в даровании своего кузена, Зилоти увозит его в московскую консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева. Проучившись у Зверева, а затем у Зилоти (т.к. Зверев занимался только с детьми), на старшем отделении консерватории Рахманинов начинает заниматься под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского композицией. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с П. И. Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами. Через некоторое время П. И. Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним закончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям (Скрябин закончил как пианист). На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Он высоко ценил творца «Пиковой дамы». Ободрённый первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории сочиняет ряд произведений. Среди них - симфоническая фантазия «Утёс», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».