Рисование с помощью ладони. Рисование ладошками и пальцами

Одной из наиболее популярных остается рыцарская эра – Средние века, когда свадьба не только была каким-то мистическим праздником, но и сохраняла в себе огромное множество традиций. Выкуп невесты в средневековом стиле получается очень интересным.

Таинственная и одновременно романтическая атмосфера на свадьбе – это одно из ключевых условий успеха праздника. Говоря о разнообразии традиций, стоит учитывать, что каждая будущая семейная пара старается найти какую-то фишку для торжества, поэтому делает ставку в оформлении и подборе элементов стилистики на такие элементы:

  • отдельный цвет или сочетание нескольких;
  • историческая эпоха;
  • переосмысление фильма, сериала или сказки;
  • тематика.

Исторические корни обряда

Наперед продуманные интересные, нетипичные, а главное стилистически подобранные конкурсы помогут не только поднять настроение всем гостям, но запомнятся надолго и станут хорошей основой для эстетического видеоряда масштабного фильма, короткого клипа SDE и превратятся в замечательные снимки общий фотоальбом.

Можно ли проводить мероприятие не дома?

Народные предания утверждают, что в новую семью невеста должна уходить именно из родительского дома, но, как правило, эта традиция осталась актуальной лишь в небольших городах и селах. Сегодня все чаще жених забирает свою избранницу из отеля или загородного комплекса, ведь там можно получить отличные фотографии со сборов невесты, провести сам банкет, выездную церемонию и остаться на ночь.

На чем построить сценарий?

Как правило, такая форма свадебного ивента пишется в стихотворной форме. Главную ведущую никто не заставляет учить сценарий выкупа невесты в рыцарском стиле наизусть, вполне можно пользоваться планшетом для ведения. Для того, чтобы выкуп был интересный и целостным – придумайте свою средневековую историю, например:

  • Невесту украл злой дракон и жених должен ее спасти;
  • Невеста стала жертвой злой магии и ее нужно спасти;
  • Невеста не может выбрать между двумя рыцарями, и в честь нее проводится рыцарский турнир;
  • Родители невесты сомневаются в том, что жених – хорошая партия, поэтому хотят посмотреть на рыцаря «во всей красе».

В процессе написания сценария стоит помнить, что не надо слишком «издеваться» над действующими персонажами, поэтому придумывайте забавные, но не тяжелые с физической точки зрения конкурсы. Не стоит активно «налегать» на испытания с алкоголем, а кроме это избегайте испытаний с «покупкой» – передачей денег, шампанского, конфет.

Разумно чередовать и темпоритм – из активного в пассивный – в виде интеллектуального шоу или викторины. Например, можете предложить назвать молодому сказки о рыцарях или фильмы с такой тематикой.

«Та эпоха людей восхищает,
Волнует и фантазии пробуждает
И об этом каждый уж знает.
Особенно тот, кто влюблен.
Назови скорей всем нам,
Фильмы, что встречаешь тут и там.».

Финальная яркая точка

Разумеется, что финальной точкой выкупа должно стать воссоединение главных персонажей. Жених дарит невесте и забирает ее. Нужно не забыть украсить и сделать трогательным этот момент, например, установив холодные пиротехнические фонтаны. В конце выкупа можно подарить главным героям дня символические деревянные кубки, как альтернативу классическим хрустальным бокалам.

Резюме

Выкуп невесты в средневековом стиле – это замечательная альтернатива уже привычным конкурсам, которая позволяет стильно провести эту церемонию и соблюсти ряд важных традиций.

Мы вновь поднимаем таинственную и оригинальную тему средневековья! Рыцарская свадьба начинается в необычном месте - в средневековой крепости, где в темнице сидит в заточении невеста . Импровизированной крепостью может стать любое строение, где есть балкон. Ведь по задумке нашего автора Дама сердца бросает своему рыцарю цветок с балкона, а доблестный Рыцарь-жених сражается с Черным рыцарем. Ведёт всё это уникальное действо - Шут, пуская в ход остроты в средневековом стиле и оригинально высказываясь на латыни. В общем, можно смело сказать, что сценарий выкупа невесты в стиле средневековых рыцарей предлагает абсолютно нестандартный вариант проведения привычного обряда.
Свадьба представлена в сценарии как союз двух королевств - Красной и Белой розы .
Действующие лица:
Жених - рыцарь Евгений из Королевства Белой розы,
Невеста - Дама сердца принцесса Катерина,
Ведущий - Шут,
Черный рыцарь,
Сестра Черного рыцаря - Анна,
Мать невесты - Королева Королевства красной розы. Шут:
- Сегодня, в этот день благословенный, мы собрались, чтоб чествовать объединение двух королевств - Белой и Красной розы. Дети королевских семей друг друга полюбили. Да будет счастлив их союз! Шут рассказывает предысторию предстоящего события - историю знакомства молодоженов, чтобы создать у гостей настроение и ввести в тему, перейти к выкупу. Шут:
- Расскажу я вам сказку. Давным-давно,
когда ещё не существовало нашего города,
а Ланселот не был легендой,
люди, эльфы, драконы и прочие
жили в мире и согласии.
В месте,
где диковинки для гостей заморских продают
и гульдены считают,
глаза двух юных душ пересеклись.
И искра вспыхнула!
В день 1 апреля 2007 года случилось важное!
Он укротил её строптивый нрав!
Она его достойнейшим назвать решилась.
И не было любви сильней,
чем между Рыцарем Евгением
из королевства белой розы
и его Дамы сердца
Катерины -
принцессы королевства красной розы.
Родители благословили их и их союз прекрасный.
Но в пору ту
простому люду
жить не давал не Змей Горыныч,
а Черный рыцарь.
Задумал он украсть невесту,
прекрасную принцессу Катерину. - Рассказываю вам я вовсе и не сказку, а быль, хоть и похожую на небылицу.
Сегодня в день шестнадцатый июля в этом священном месте, полном мифов и легенд, вы станете, о, благородные синьоры, участниками важнейших из событий! Но о подробностях я умолчу, и вы в скорейшем времени узнаете всё сами! Шут подходит к рыцарю-жениху, который в это время сидит в задумчивости и растерянности. Беседу с женихом он изображает на фигурке жениха кукольного театра:
- Слезами множит утра он росу
И к тучам тучи вздохов прибавляет!
От света прочь бежит печальный рыцарь!
Ждать можно бедствий от такой кручины… Шут, обращаясь к гостям:
- Известна ль сей тоски причина?
Что ж за горе длит часы Евгения? Шут, радостно, найдя ответ:
- … отсутствие того, чтобы могло их … часы… сделать краткими!
Виной тому любовь! Шут, показывая куклу дамы сердца:
- В темнице та, что так прекрасна и нежна!
О, слишком уж красива и умна!
За то её пленил дракон, чудовище?
Нет! самый страшный Черный рыцарь
со своей сестрицей Анной!
Дама Сердца закована в обеты…
Неуязвима для любовных стрел…
Лишь тот, кто рыцарь светлый,
Её освободит!
Да будет свет! Fiat lux! Музыка. Появляется сестрица черного рыцаря, которая будет проводить выкуп невесты - подруга невесты Анна. Шут комментирует для всех появление сестрицы:
- О, прекрасная колдунья,
черного рыцаря сестрица появилась.
Завидует красавице в темнице! Мечтает быстренько избавиться!
Да братца - черного рыцаря - боится! Сестрица черного рыцаря обращается к жениху:
- Какой достойный рыцарь! Ты ль из королевства белой розы?
И ты ль принцессу королевства красной розы ищешь? Шут рядом с женихом отвечает, пародируя его и используя куклу:
- Да! Ищу! Прекраснее её под солнцем нет!
И не было с тех пор, как создан свет! Сестрица:
- Глазам дай волю: на других красавиц внимательно гляди!
Один огонь другого выжжет жженье! Шут:
- Мне покажи красавицу любую - в её красе я лишь прочту о том, что милой красота - гораздо выше. Сестрица:
- Коль чувствуешь ты головокруженье,
Кружись в другую сторону - поможет.
- Ну, коль горяч ты так и храбр,
так любишь Даму сердца и
путь вперед осилить ты готов,
я помогу тебе.
Ducunt volentem fata, nolentem trahunt !
Что значит: желающего идти судьба ведет, нежелающего - влачит! Шут:
- Пусть будет против целый свет!
Он за свое сумеет постоять! Сестрица:
Все знают, что воспитанье рыцарское предусматривает обучение владению семи добродетелями. Я хочу испытать тебя, настоящий ли ты рыцарь, сможешь ли одолеть братца моего Черного рыцаря. Шут:
Семь добродетелей не отменял никто,
Другое дело, что - несовременны...
Да, рыцарь должен плавать, несомненно,
Но, в шашки чтоб играть? Ещё б - в лото!
По-прежнему для рыцаря охота
На всё подряд - любимейший досуг,
Но без оруженосцев и без слуг
За дичью бродит рыцарь по болотам.
К чему теперь владение копьём?
А - фехтованье? Разве что - словами...
Езда верхом? Помилуйте, вы сами
Сумели бы управиться с конём?
Я был в седле и даже не однажды,
Но конь упрямо выбирал свой путь:
То он к кормушке норовил свернуть,
То - к речке, будто помирал от жажды...
Вот, сочинять стихи и под окном
Прекрасной Дамы выводить рулады -
По мне! Я - рыцарь! Ночью серенады
Исправно вою мартовским котом!
(автор строк о 7 добродетелях Батраченко В. С.) Сестрица:
- Уменье выводить рулады мы еще проверим, но позже.
Покажи-ка нам, как ты охотиться умеешь! Как метко поражаешь цель! А заодно и степень твоей любви проверим к Даме сердца. Перед рыцарем устанавливают дартс, на секторах которого наклеены степени любви: люба за хозяйственность, коса красива, мила, страстью пылаю, жизнь отдам за нее, люблю. Сестрица:
- Ты меток и хорош охотник. Но! Уменье фехтовать - вот истинная рыцарская добродетель. Сейчас я проведу на прочность испытание и ювелирность фехтования … (загадочная пауза) … мечом!
- Тебе, отважный Евгений, предлагаю я разрубить кочан капусты ровно - на половины две. Чтоб было поровну! Расстилается коврик, кладется кочан капусты. Проводится испытание «Разруби точно наполовину!». Сестрица:
- Утомилась что-то я, уж развлеки меня, доблестный рыцарь, сыграй ты в шашки, да покажи свое уменье. А проиграешь, придется плыть тебе через глубокий страшный ров, доказывая, что умеешь плавать. Рыцарь играет в шашки. Сестрицу якобы отвлекает шут, и она в любом случае проигрывает. Жениху можно заранее сказать, чтоб поторапливался и жульничал. Всё в шутку. Сестрица:
- Как я посмотрю, удачлив ты, умен. Так тому и быть, не буду требовать тебя я плыть.
Но не уйти тебе от испытанья следующего. Как безногий конь не смог бы рыцаря нести, так и лишенный любви рыцарь не смог бы вынести то бремя, которое его благородное сердце взвалило на себя во славу рыцарства. Любовь тебе поможет сложить песнь сердца для твоей любимой.
Спой серенаду под окном прекрасной Катерины! А мы посмотрим, отвечает ли она тебе взаимностью! Рыцарь исполняет серенаду. Ему могут помочь друзья. Дама сердца, услышав его, бросает из окна цветок, чтобы подбодрить жениха. Во время серенады невеста выходит на балкон, бросая в знак любви розу с балкона. Остается на балконе и «болеет» за рыцаря в битве. Длиннейшая в мире фата красиво свешивается с балкона - для средневековой свадьбы можно сделать фату в 10 метров. Сестрица:
Владеешь пером, владей и мечом! Испытаний осталось из семи лишь два тебе пройти. Владение конем и как копьем владеешь! Владение конем проверяется в форме шуточной игры. Жениху показывают плакат, на котором нарисована лошадь, но без хвоста и ушей. Жениху завязывают глаза и предлагают прикрепить на место хвост и уши. Хвост сделан из веревочек или пряжи, с бантиком, а ля Ослик Иа. Уши из цветной бумаги. Всё на двойном скотче. Владение копьем проверяется в битве с черным рыцарем. Битва шуточная: каждому крепится 3-4 шарика. У кого шариков после битвы останется больше - тот победитель. Черный рыцарь поддается. Шут комментирует всю битву:
- Вы желаете завести ссору синьор? (черный рыцарь)
- Ссору синьор? О нет, синьор! Я просто вас немедля наземь! (жених)
- Ой, боюсь, боюсь! (черный рыцарь)
- Вложите меч свой в ножны, не позорьтесь! Вы бьетесь, словно челядь трусливая! (жених)
- Признаю ваше превосходство… (черный рыцарь)
Veni, vidi vici …
Пришел, увидел, победил! Виват любовь!
Пока меж ними схватка продолжалась,
Народ сбегаться начал отовсюду…
И черный рыцарь был тут побежден!
Audaces fortuna juvat!
Смелым судьба помогает! Явилась королева красной розы,
достойная и мудрая синьора,
мать Дамы сердца между прочим!
Её рукой плащ рыцарю немедля был вручен! Королева королевства красной розы (мама невесты) одевает рыцарю плащ, рыцарь стоит на одном колене:
- Дочь - одна наследница моя.
Пленил её ты сердце.
В её согласии
мое - лишь часть,
Я ей решенье отдаю во власть.
Достоинствами вы равны друг другу.
В твоей руке лишь благочестье.
Вас, благородный сэр,
и в женихи, и доблестного рыцаря я посвящаю.
И тот, кто держит руль твоей судьбы,
Пускай направит парус твой к удаче!
И помни: Omnia vincit amor!
Всё побеждает любовь!
Займи же пару крыльев Купидона,
Порхай на них в темницу!
Там уже давно томится
Твой цветок, принцесса, Дама сердца!
Коснись моей руки в благословенье! Королева подает руку рыцарю.
Жених заходит в темницу к невесте. Он встает на колено, целует ей руку. Дарит букет. Она ему дарит свой платок с вышитыми инициалами.
Жених выносит невесту из темницы на руках.
Под фанфары, всеобщие возгласы радости и крики «Виват!». Шут про невесту:
- Она затмила факелов лучи!
Сияет красота её в ночи,
Как в ухе мавра жемчуг несравненный!
Спешим же сей союз мы освятить!
Где монах? Свадебная процессия и молодая пара идут к месту освящения союза монахом. Дети несут длинную фату и пучки из пшеничных колосков - символ плодородия. Шут комментирует:
- О, это самая длиннейшая фата на свете!
Длина фаты 180 футов - а это значит -
ждет влюбленных длинная и сладостная жизнь!

Выкуп в рыцарском стиле - это отличная возможность для современных рыцарей проявить все свое мужество и смекалку, чтобы спасти свою возлюбленную.

Действующие лица:

Рыцари - друзья, братья невесты

Девицы прекрасные - подружки невесты

Баба Яга - теща

Царевна - подружка

Первый Рыцарь:
Стой, милок, проход закрыт
Надпись видишь, что гласит?

(Висит плакат «Налево пойдёшь больше любви не найдёшь. Вверх пойдешь своё счастье наживёшь. Назад дороги нет».)

Первый Рыцарь:
Отвечай скорей, дружок,
И получишь ты клубок
Путеводитель по подъезду
Подскажет, как искать невесту.

Второй Рыцарь:
Ты его скорей смотай,
Всё что попросят отдавай.

(В клубке записки: За свою невесту прекрасную выставляй бутылку красную. За красивую жёнушку шоколадку «Алёнушку». Чтоб была чиста, любила подавай нам пачку мыла. Заручки её умелые бутылочку белого.)

Первый Рыцарь:
Невеста наша хороша
На 7 замках она, за неё нам выкуп дай
На 7 этаж шагай!

Девица:
Видим ты жених не промах,
Не заохал, не заныл,
Хоть к невесте путь и долог,
Ты его уже открыл!
Но к невесте путь далёк с испытанием пролог.

Второй Рыцарь:
Невесту хочешь взять у нас
Докажи, что меткий глаз!

(На стене плакат на нём изображён парень. Надпись «соперник». Попасть дротиком.) (Жених не попал в цель.)

Первый Рыцарь:
Ты, жених попал впросак
Подавай-ка нам коньяк,
А свидетель не робей
Танцуй танец лебедей

(Жених попал в цель.)

Второй Рыцарь:
Хоть у тебя и меткий глаз,
Без водки не пройдёшь у нас.

Первый Рыцарь:
Лебедь бился не зря
Проход тебе дала она

Девица:
А теперь хотим мы знать
Как невесту будем звать!

(Из букв жених складывает имя невесты.)

Второй Рыцарь:
Тяжек воздух мне земли
Слышу плохо - прокричи!

(Жених кричит имя невесты.)

Девица:
На букву каждую снова
Назови, дружочек, слово,
Ночами будешь как ласкать,
Обнимая называть.

(На 4-м этаже встречает Баба Яга (наряжен мужчина)).

Баба Яга:
Русским духом, как пахнёт,
Сразу чувствую народ:
Ты смотри, как нарядился
Чем-то сильно надушился?
Апч-хи, апч-хи.
(Кокетничает.)
Не меня ли ты кричал
Не меня ли так ласкал
И не я ль твоя невеста?

(Ответ жениха.)

Баба Яга (сердится):

Раз таких не любишь дам,
Службу я тебе задам!
«Скачи-ка ты по кочкам
Потряси-ка кошелёчком!»

(Прыгает по лестницам и оставляет на них деньги: 1 лестница - на машину, 2 - на квартиру, 3 -на дачку, 4-на дочку, 5 - на мебель, 6-на сыночка.)

Баба Яга:
Ловок вижу и богат,
Такому каждый будет рад.
Но невеста маков цвет,
Нарисуй её портрет.

(На стене висит лист. Жених рисует с завязанными глазами. Баба Яга старается подтолкнуть локоть. Свидетель защищает.)

Баба Яга:
Ты старался выводил,
Только здесь ты наследил,
Вот тебе моя метла,
К ней инструкция дана:

(На метле надпись:
Чтоб жена тебя любила,
Подметай сутра квартиру,
Пыль протри, сдержав зевоту
И скорее на работу.)

Будешь ты на ней летать
И ступеньки подметать.
Взмахнув метёлкой говори,
Как жене поможешь ты!

(Жених метёт, называя, как будет помогать жене.)

Девица:
Славно с делом ты справлялся
Путь не долог уж остался,
Чтобы путь скорей продлить
Надо горлышко смочить.

Баба Яга (топает):
Сделай так, чтоб по краям шелестело, а внутри шипело.

Девица:
За невестой бегал долго, Да что было в этом толку,
О ней не сможешь рассказать,
Выкуп будешь отдавать.

(На лестницах написаны даты значимых событий из биографии невесты и её родни. Жених пытается объяснить, что это за даты.)

(Вопросы: № телефона, День рождения, День свадьбы, День подачи заявления, День рождения тёщи, День встречи с ним, № школы, Возраст её брата, День рождения брата и т.д.)

(За каждую ошибку жених выкуп.)

Царевна-молодка (встречает):
Добрый день, честной народ,
Слышу я жених идёт.
В нашем царстве государстве
Есть невестушка краса
Ждёт, томиться молодца!
В наше царство государство,
Ты тихонько проникал...
Ты невесту целовал, обнимал и миловал.
Теперь попробуй угадать губы милые опять.

(На стене листики с отпечатками губ.)

За неотгадку плати шоколадку.
Чтобы стражу подкупить,
И невесту получить,
Надо яблоки сорвать,
И что спросят отвечать!

(На потолке, стенах высоко подвешены «яблоки» с вопросами.)

Вопросы жениху:
1 .Любимое блюдо невесты.
2.Любимый напиток.
3.Размер обуви.
4.Цветглаз.
5.Длина ног.
6.Любимая песня.

Девица:
Путь остался невелик,
А жених-то что-то сник,
В ЗАГСЕ музыка, фанфары,
Ну, а ты жених, без пары.
И поднос-то наш пустой,
Сыпь, покаты холостой.

Паренек:
Наша невестушка по саду гуляла,
Следы оставляла,
Ты её следы найди,
И по ним сейчас пройди!

(Следы по стенам, лестницам. Жених с помощью свидетеля идёт по ним.)

Царевна:
Здравствуй, голубь наш прекрасный,
Что-то стих, как день ненастный,
Радуйся - весь путь прошёл,
До невесты уж дошёл.

Девица:
Чтобы пропуск заработать,
Жениху нельзя робеть,
Пред невестиным окошком
Серенаду надо спеть

Девица:
Крикни всем, жених: «Люблю»,
Ключ от двери подарю.

(Жених кричит. Вручают шкатулку с ключом. Открывает дверь, встречает невесту, дарит цветы.)

Паренек:
Вот твоя краса девица,
Здесь давно она томится.
Целуй невесту, обнимай,
Да гостей не забывай.
За невестины губки
Наливай по рюмке!

(Жених угощает.)
Вот и выкупа конец
Веди невесту под венец!


(ЧАСТЬ 1)

Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьется художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А еще он проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи! Вот игры с красками, которые привлекут интерес к рисованию и помогут в развитии малыша.

1. Штампы пальчиками


В своей замечательной книге "Ed Emberley"s Complete Funprint Drawing Book" автор описывает технику рисования отпечатками пальцев. Вам понадобится краска разных цветов, вода, губка, бумага и фломастер.
Нанося на губку несколько цветов со сдвигом, можно получить градиент красок.


Лев - фигура посложнее, но не настолько, чтобы с ней не справился ваш карапуз.


С помощью этой техники можно рисовать веселые рожицы


Животных


Цветы


Транспорт

Отпечатками пальцев маленький художник может раскрашивать картинки-раскраски. Только раскраски должны быть крупные, без мелких деталей.

(ЧАСТЬ 2)

2. Отпечатки ладошек и ножек

Рисовать можно не только пальчиками, но и ладошками и даже ножками. Вот такие интересные работы можно сделать из отпечатков ручек и ножек, если приложить чуточку фантазии.

3. Еще отпечатки

Делать отпечатки можно чем угодно. Например, можно покрасить краской колеса у игрушечной машинки и повозить ее по бумаге. Интересный отпечаток в форме розы получается из остатков кочана пекинской (китайской) капусты.





При помощи обычных шерстяных ниток можно создавать очень интересные рисунки-сюрпризы. Такая техника называется ниткопись. Для этого возьмите лист бумаги или картона, сложите его пополам. Конец шерстяной нитки на 10 см опустите в гуашь, затем зажмите окрашенную нитку между согнутой бумагой и поводите ею там. Убираем нитку, разворачиваем бумагу и удивляемся вместе с малышом необычному сочетанию линий и мазков. Можно одновременно окрасить несколько ниток разными цветами и получить многоцветную абракадабру. Рассмотрите вместе с крохой получившееся изображение, подумайте, на что оно похоже, дайте ему название. Может, это фейерверк или цветной луг, или просто хорошее настроение?

Рисовать можно и мыльными пузырями! Для этого надо добавить в любой мыльно-пенящийся раствор краску или пищевой краситель, набулькать побольше пены и сверху прислонить к ней бумагу.
Из такой бумаги можно сделать поздравительные открытки родственникам и друзьям.


Сейчас в продаже встречаются игровые наборы штампов для детского творчества. Благодаря им малыш может украсить поздравительную открытку, дополнить свой рисунок необходимыми элементами. Играя со штампами, вы сможете познакомить малыша с такими понятиями как логическая последовательность символов (узор) и симметрия. Способствуют развитию творческого мышления наборы со штампами в виде геометрических фигур, из которых можно составлять различные картинки. Например, набор штампов "Танграм".

Рисование - одно из любимых занятий дошкольников, которое переносит их в мир ярких и удивительных образов. А если воспитатель еще и предлагает для этого необычные способы, то малыши бывают просто в восторге. Большие положительные эмоции у детей самого разного возраста вызывает рисование ладошками. Эта техника развивает мелкую моторику, цветовосприятие, стимулирует сенсорные ощущения.

Особенности организации занятий по рисованию ладошками в детском саду. Специфика работы в разных группах, уровень сложности композиций

Рисование ладошками - очень простая техника: ребенок опускает свои ручки в краску либо раскрашивает их с помощью кисти, а затем оставляет на бумажном листе отпечаток. Этот увлекательный процесс похож на веселую игру - дети раскрепощаются и раскрывают свои творческие возможности.

Кроме того, при рисовании ладошками задействуется большое число нервных окончаний, которые находятся на этих частях тела. Это приводит к активизации коры головного мозга, и, как следствие, развитие психических процессов. Эта техника рисования - еще и хороший рефлекторный массаж: ведь, на ладонях находятся точки, связанные с различными органами.

При организации занятий по «ладошковой» живописи педагог должен следовать принципу «от простого к сложному». Начинать такие эксперименты с краской можно уже в первой младшей группе. Двухлетние малыши еще не умеют обращаться с кисточкой, и рисование ладошкой для них - оптимальный способ изображения. Эта техника дает детям возможность непосредственного контакта с краской, развивая одновременно мелкую моторику и, как следствие, речь и интеллект.

Дошкольники ясельного возраста получают с помощью отпечатка ладошкой абстрактные изображения. В этом возрасте не ставится цель создать какой-то конкретный образ - малышей увлекает сам процесс, они наслаждаются ярким цветом, взаимодействием с краской.

Двухлетние малыши с удовольствием рисуют ладошками

Кроме того, «ладошковая» живопись успокаивает маленького ребенка, дарит ему позитивные эмоции. Это особенно важно в период адаптации - малыш отвлекается, успокаивается, забывает о маме. Кроме того, такие занятия полезны тем, что дают детям возможность почувствовать свою значимость и самостоятельность.

Рисование ладошками продолжается и во второй младшей группе, тем более что некоторые дети начинают посещать детский сад только с трехлетнего возраста. Занятия здесь уже переходят на более сложный уровень: ребенок с помощью воспитателя дорисовывает простыми деталями отпечаток ладошки, создавая образ какого-то несложного предмета - солнышка, рыбки, цветочка. В этом возрасте дошкольникам уже можно предлагать коллективные работы в данной нетрадиционной технике: каждый ребенок оставляет отпечаток - в итоге получается какой-то образ (солнышко или дерево с листьями).

Рисунок воспитанника второй младшей группы

В средней группе рисование на основе «ладошковой» живописи еще более усложняется, образы становятся более детальными. Ребенок, например, уже может изобразить таким способом динозавра или дракона, дополнив отпечаток характерными элементами: гребнем, лапами, затейливым хвостом.

Рисунок воспитанника средней группы

К старшему дошкольному возрасту ребята, как правило, свободно владеют техникой рисования ладошками и могут создавать замечательные работы. Пятилетние дети самостоятельно могут придумать тему для рисунка, умело используя приобретенные умения и навыки. Композиции все чаще носят сюжетный характер, например, это лошадка, которая пасется на лугу или дикие животные, разгуливающие по африканской саванне. Отметим, что все образы тщательно прорисованы, передают характерные особенности предметов или объектов.

Коллективная работа воспитанников старшей группы

Рисунок воспитанника подготовительной группы

В старшей и подготовительной группе дошкольники уже могут не опускать ручки в краску, а самостоятельно наносить ее кисточкой. Этот способ позволяет сделать отпечаток не монохромным, а разноцветным: ведь, пальчики можно окрашивать в разные цвета.

Дети старшего дошкольного возраста кисточкой наносят краску на ладони

Используемые материалы и основа, гигиенический момент

В младшей и средней группе для «ладошковой» живописи используется гуашевая краска она слегка разбавляется водой и наливается в плоское блюдце, чтобы малышу было легко опустить туда свою ладошку.

Отметим, что хорошей альтернативой гуаши являются пальчиковые краски на водной основе: они хорошо смываются с тела и одежды, а кроме того, не принесут вреда, если ребенок решится попробовать их на вкус. Пальчиковые краски не растекаются, поэтому малыш без труда нанесет их на свою ладошку.

Замечательная альтернатива гуаши

В старшем дошкольном возрасте для рисования ладошками детям можно предлагать и акварель, поскольку они сами наносят краску на ладонь с помощью кисти.

Оригинальные работы получаются при сочетании материалов. Например, ключевой образ ребенок изображает краской, а фон дорисовывается карандашом.

Рисунок акварелью и карандашами

Также в композицию можно успешно включать аппликативные и пластилиновые элементы. Например, нанесенные на синий фон разноцветные отпечатки легко превращаются в медуз. Изображение останется только дополнить глазками и причудливыми водорослями. Композицию можно сделать более оригинальной, наклеив объемные глаза, а водоросли сделать рельефными также с помощью аппликативных элементов (колечки сухого завтрака).

Рисование с элементами аппликации

Еще один пример - с помощью ладошек изображается колючая спинка ежика, а остальные части его тела оформляются с помощью аппликации из комочков салфеток.

Сочетание рисования и аппликации

С помощью пластилина можно красиво оформить глазки и лапки птичек.

В акварельный рисунок органично включены пластилиновые элементы

Что касается основы для изображения, то, как правило, педагог предлагает ребятам бумагу традиционного формата А4. Однако изредка можно использовать для этой цели и нестандартные материалы, например, ткань. Это может быть пестрый разноцветный материал, но котором ребенок оставляет отпечаток каким-либо насыщенным цветом (например, черным, коричневым или темно-синим). Еще один непривычный вариант - рисование на пластике (для этой цели следует предложить дошкольникам пальчиковые краски).

Во время занятие по рисованию ладошками воспитатель уделяет особое внимание гигиеническому моменту: на рабочем месте у детей обязательно должны лежать салфетки (можно влажные), которыми ребенок вытирает руки перед тем, как пойти их помыть.

Используемые приемы рисования в разных группах: основная техника и дорисовывание деталей

Рисование ладошками не требует от дошкольников освоения какой-либо сложной техники. В младшей и средней группе малыши просто окунают кисть в краску и оставляют отпечаток на бумаге. При дополнении же образа деталями уже совершенствуется техника работы с кистью: элементы, как правило, прорисовываются кончиком, при этом инструмент располагается по отношению к бумаге почти вертикально.

Отметим, что дети рисуют и правой, и левой руками (например, бабочку можно изобразить только отпечатками сразу двух ладоней).

При дополнении основного образа деталями в младшей группе часто используется и пальчиковое рисование (например, таким способом можно обозначить глазик у рыбки или же камушки рядом с ней на морском дне). В более старшем возрасте для подобных целей можно предлагать ватные палочки. Кроме того, «ладошковую» живопись можно сочетать с оттиском.

В рисунке успешно сочетаются разные нетрадиционные техники - рисование ладошками, пальчиками и оттиск

Воспитанники средней группы уже учатся располагать изображение в центре листа, например, это будет птичка, сидящая на ветке дерева. Кроме того, они понимают, что если прижать ладонь к бумаге крепче, то рисунок получится более ярким.

В зависимости от задуманного образа дети должны изменять расположение пальцев на руке. Например, чтобы изобразить рыбку, большой пальчик нужно прижать к ладони. Если рисуется дерево, солнышко, бабочка, то все пальцы, наоборот, растопырены. Реалистичный слон получится, если большой палец максимально оттопырить от остальных.

Помимо этого, педагог объясняет воспитанникам средней группы, что ладошку при отпечатывании нужно поворачивать определенным образом. Например, при рисовании животных пальцы должны смотреть вниз, так как они будут изображать лапы зверя.

При создании образа животного ладошка обычно располагается пальцами вниз

С пятилетнего возраста (старшая группа) дошкольники уже самостоятельно раскрашивают ладошку с помощью кисти. При этом педагог обращает внимание детей, что краску следует наносить ровным слоем, не слишком густо, но и не оставляя пустых мест - от этого зависит качество рисунка. Каждый пальчик можно окрасить в свой цвет, при этом следует помнить о своевременном промывании кисти.

Отметим, что выбор цвета вместе с грамотно прорисованными деталями имеет ключевое значение при рисовании ладошками. Приведем некоторые примеры. Отпечаток красно-желтой ладошки легко превратится в костер, нужно только дополнить изображение двумя полосками коричневого цвета (с помощью широких мазков всем ворсом кисти).

Рисунок акварелью

А черный отпечаток может стать оригинальной маской Бэтмена - стоит лишь кончиком кисти дорисовать узнаваемые детали.

Рисунок акварелью

Из нескольких двухцветных контуров ладошек получится забавная сороконожка. А чтобы изобразить ее голову с рожками, нужно при печатании приподнять средний и безымянный пальцы.

Рисунок акварелью

Нанеся краску на ладошки неравномерно, бледно-зелеными пятнами, мы получим очаровательных черепашек с их характерным неоднородным окрасом.

Рисунок акварелью

Белый отпечаток на зеленом фоне - почти готовый образ зебры, остается только раскрасить ее белыми полоскам кончиком кисти и дорисовать изящный хвостик.

Рисунок гуашью

Картотека тем для разных групп, в том числе коллективные композиции

Представим примерный список тем для каждой возрастной группы, который можно использовать при обучении дошкольников рисованию ладошками:

Младшая группа:

  • «Цветные ладошки» (дети учатся делать отпечатки ладошкой на бумаге).
  • «Осьминожки»
  • «Золотое солнышко» (коллективная работа).
  • «Листопад» (коллективная работа).
  • «Цветочек для мамы».
  • «Мои рукавички».
  • «Жили у бабуси два веселых гуся».
  • «Травка».

Средняя группа:

  • «Бабочка-красавица».
  • «Синичка» (как вариант – «Снегирь», «Воробушек», «Лебеди»).
  • «Змей Горыныч» (как вариант – «Дракон», «Динозаврик»).
  • «Весна» (с помощью ладошек изображается травка с цветочками).

Старшая группа:

  • «Подводный мир» (как вариант – «Аквариум»).
  • «Красивый букет».
  • «Бабочка на лугу»
  • «Сказочная птица».
  • «Разноцветный петушок».
  • «Слон».
  • «Сказочный лес» (как вариант – «Старый пенек в лесу»).
  • «Лес - наше богатство» (как вариант – «Волшебный лес») (коллективная работа).

Подготовительная группа:

  • «Ворона».
  • «Ежик».
  • «Кактус».
  • «Лошадь на лугу».
  • «Загадочный подводный мир».
  • «Собака».
  • «Цветы в вазе».
  • «Павлин».
  • «Ворона».
  • «Пусть всегда будет мир» (плакат с изображением птиц на фоне природы) (коллективная работа)

Отметим, что многие темы предлагаются детям разного возраста, например рисование бабочки, рыбки, птицы, цветочка. Однако в каждой группе им соответствует свой уровень сложности.

К примеру, если дети раннего дошкольного звена просто дополняют бабочку необходимыми деталями (глазки, усики), то в более старшем возрасте изображение становится более детальным: отпечатанное с помощью ладошек изображение насекомого украшается замысловатыми узорами, подбираются интересные контрастные цвета. Аналогично, рыбка во второй младшей группе будет просто дополнена глазками, а позднее ребята рисуют уже на основе такого изображения целый подводный мир, морские обитатели будут отличаться друг от друга окраской, рисунком чешуи.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Кокунова С.Н. «Весёлая зебра»
(вторая младшая группа)
Образовательные задачи : учить дошкольников рисовать нетрадиционным способом - ладошками, комбинировать в рисунке разные приемы рисования, закрепить знания по теме «Животные».
Развивающие задачи : развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечная зебра.
Раздаточный материал: зеленые листы цветной бумаги, гуашь белого и черного цвета, кисти, баночки-непроливайки, подставки под кисти, салфетки.
Ход занятия:
Занятие начинается с загадки:
  • Не слыша волны океанской,
  • Морского простора не зная,
  • В далёкой степи африканской
  • Резвится тельняшка морская.
  • Вот так лошадка! – воскликнул Андрейка,
  • Словно большая тетрадка в линейку!

Появляется игрушечная зебра, которая пришла в гости к ребятам из далёкой Африки. Дети рассматривают ее вместе с педагогом - она имеет красивую окраскуя, как у лошадки есть грива и хвостик.
Проводится физкультминутка:

  • У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде
  • (показываем части тела)
  • А у зебры есть полоски, есть полосочки везде
  • (показываем пятнышки руками по всему телу)
  • На лбу, в ушах, на шее, на локтях
  • Есть на носу, на животе, коленях и носках.
  • (показываем части тела, убыстряя темп)

Затем воспитатель рассказывает малышам удивительную историю: однажды в африканской пустыни родилась зебра. И ей стало очень одиноко, совсем не с кем было играть. И вот зебра проделала огромный путь, чтобы найти друзей. Педагог предлагает детям помочь зебре - нарисовать ей много друзей, похожих на нее.
Воспитатель приглашает ребят сесть за столы и объясняет им приемы рисования в необычной технике - с помощью ладошек. Ручки нужно опустить в белую краску и оставить отпечаток на зеленой бумаге. Недостающие детали дорисовываются кисточкой - черные полоски, глазки, грива.
Самостоятельная работа дошкольников. Зебра благодарит малышей и уходит довольная - теперь ей есть, с кем играть.

Шишова Л.В.
(средняя группа)

Воспитатель просит ребят показать свои ладошки, погладить их, похлопать, потереть о свои щечки. Оказывается, ладошки умеют делать очень много дел, в том числе и рисовать птичек.
Педагог выясняет у малышей, что птички улетели в теплые края, так как им нечего стало кушать. Однако некоторые пернатые остались зимовать - на эту тему предлагаются загадки:

  • Окраской - сероватая,
  • Повадкой - вороватая,
  • Крикунья хрипловатая.
  • Известная персона
  • По имени. (ворона)
  • Маленький мальчишка,
  • В сером армячишке
  • По дворам шныряет,
  • Крохи собирает.
  • В поле ночует,
  • Коноплю ворует. (воробей)
  • Синяя косынка, темненькая спинка.
  • Маленькая птичка, звать её. (синичка)

Педагог сообщает детям, что сегодня они будут рисовать синичку.

  • На ладонь посадим птичку,
  • Кормим милую синичку,
  • Птичка зёрнышки клюёт,
  • Деткам песенки поёт:
  • «Тень, тень, тень,
  • Я летаю целый день.

Педагог показывает дошкольникам свою ладошку и спрашивает, не напоминает ли она им птицу. Обозначает пальцем воображаемый клювик, шею, туловище, пушистый хвостик.
Но эта птичка совсем не яркая, поэтому нужно раскрасить ее (наносит краску на ладонь, дети повторяют действия за воспитателем).
Птичку нужно посадить в середину листа - для этого пальчики широко раскрываются и ладонь прижимается к бумаге.
С помощью кисти птичке дорисовываются лапки и глазик.
В конце занятия все птицы вывешиваются на доску - сказочную полянку.

Алексеенко Г. «Слон »
(старшая группа)

Воспитатель просит детей встать в круг, проводится небольшая разминка:

  • «Мы руками хлоп-хлоп,
  • Мы ногами топ-топ.
  • Плечиками чик-чик,
  • Глазками миг-миг.
  • За руки возьмёмся
  • И друг другу улыбнёмся»

Дети берутся за руки. Педагог сообщает им, что они превратились в одно большое и доброе животное. Проводится игра:

  • У нашего доброго животного очень большое, доброе сердце, давайте послушаем как оно бьётся (руку положить на сердце, оно бьётся тук-тук-тук.
  • А ещё наше доброе животное дышит ровно, глубоко. (руку положить на крудную клетку)
  • А когда наступает ночь наше доброе животное ложится, закрывает глазки и засыпает.
  • Но вот солнышко встало и наше животное просыпается, открывает глазки, встаёт, потягивается и улыбается.

Ребятам загадывается загадка про слона:

  • У него большие уши,
  • как гора огромен он.
  • Равных нет ему на суше:
  • он по весу - чемпион.

Рассматривание изображения слона, обсуждаются его части тела, форма и размер головы, ушей, хобота, бивней, туловища, ног, хвоста. Особо выделяются огромные уши, закрывающие частично голову, длинный гибкий хобот и маленькие глазки.
Воспитатель сообщает ребятам, что уши защищают животное от перегрева, а также от назойливых насекомых. А подвижный хобот легко поднимает различные предметы, срывает листья с деревьев и набирает воду из водоема. Острые бивни служат слону защитой от хищников, а также вскапывают землю в поисках воды во время засухи.
Бивни и хобот - это инструменты для выживания слона.
Кроме того, педагог сообщает и другие интересные факты из жизни этих животных. Например, что все слоны имеют серый цвет. Они очень вежливые - умеют приветствовать и обнимать друг друга. Живут слоны около 60 лет.
Дошкольникам предлагается изобразить слона нестандартным способам - с помощью ладошки. Воспитатель демонстрирует процесс изображения: ладонь раскрашивается серой краской, но только до первой фаланги, поскольку ноги у слона толстые и короткие. Кроме того, при нанесении отпечатка большой палец нужно отвести в сторону - это будет хобот.
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Вот все пальчики мои
  • Их как хочешь поверни.
  • И вот этак и вот так,
  • Не обидятся никак
  • (потирание кистями рук)
  • 1,2,3,4,5 (хлопки ладонями)
  • Не сидится им опять
  • (встряхивание кистями)
  • Постучали, повертели.
  • Рисовать мы захотели.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ рисунков: педагог предлагает нескольким ребятам рассказать о своем слоне (какой у него характер, чем он любит заниматься).

Патрикеева И.Н. «Золотая пора»
(подготовительная группа)

Звучит аудиозапись пения птиц под шум осенней листвы. На доске висят картинки с изображением осеннего пейзажа.
Воспитатель загадывает загадку про осень:

  • Утром мы во двор идём –
  • Листья сыплются дождём,
  • Под ногами шелестят
  • И летят, летят, летят.

Педагог предлагает рассмотреть репродукции известных русских пейзажистов на осеннюю тему - И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень».
Обсуждение увиденного: как изображена природа, какого цвета небо, деревья, облака, трава, настроение, которое хотели выразить художники.
Затем для рассматривания предлагаются фотографии: дети выделяют признаки золотой осени.
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Угадай дерево по листочкам».
Чтение стихотворения Л. Фадеевой «Осень-бабушка»:

  • В сером выцветшем платке
  • Ходит осень - бабушка
  • У реки, в пустом леске,
  • Где повяла травушка.
  • И стучит её клюка
  • О коряги, пёнышки,
  • И глядят из кузовка
  • Хилые опёнышки.
  • Снимет варежки потом -
  • Вязаны, не куплены -
  • И звенят в её бидон
  • Розовые клюквины.
  • Гладит высохшей рукой
  • Зайца полинявшего.
  • Ходит-бродит за рекой
  • Осень настоящая.

Воспитатель сообщает ребятам, что они сегодня превратятся в художников-пейзажистов и изобразят осень во всей ее красоте, а затем устроят выставку своих картин. Пейзаж детям предлагается нарисовать с помощью ладошек.
Педагог показывает последовательность выполнения работы: ладошки нужно намазать красной, желтой и оранжевой краской и изобразить отпечатком крону дерева в верхней части вертикально расположенного листа бумаги. Остальная часть работы выполняется кисточкой - дорисовывается коричневый ствол, разноцветные листочки. Образ дерева дополняется травкой, цветами, солнцем, облаками.
Проводится физкульминутка на осеннюю тему:

  • Мы в лесу осеннем целый день гуляли
  • (дети шагают в разных направлениях)
  • Любовались травкой
  • (наклоняются, делая движение руками в стороны)
  • Воздухом дышали
  • (машут на себя руками)
  • Под ногами листьями, выстлана земля
  • (идут на носочках, руки на поясе)
  • Давайте соберем их, скорее все друзья
  • (собирают листья и складывают воспитателю в корзину).

Самостоятельная деятельность детей. Оформление стенда «Золотая выставка».

Примеры рисунков дошкольников в нетрадиционной технике рисования ладошками с комментариями по выполнению работы

Фотогалерея «Работы воспитанников первой младшей группы»

В первой младшей группе малыши просто упражняются в «ладошковой» живописи, создавая абстрактные изображения. Чтобы получился какой-либо определенный образ, воспитатель направляет ручки ребенка и сам дополняет изображение необходимыми деталями - в этом плане показательна композиция «Паучок». В этом возрасте детям часто предлагаются коллективные работы, где ведущую роль опять-таки играет педагог. Он, например, рисует центральную часть солнышка с глазками, улыбкой и веночком, а малыши с помощью ладошек изображают его лучики («Золотое солнышко»). Другой вариант - педагог обозначает ствол дерева, а дети дополняют его листьями из ладошек либо снежными хлопьями. Также в этом возрасте детям предлагаются интерпретации на цветочную тему: им предлагается дополнить нарисованный стебель бутонами из разноцветных ладошек («Букет для мамочки», «Цветок для любимой мамочки»).

Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Рисунок гуашью Коллективная работа

Фотогалерея «Работы воспитанников второй младшей группы»

Во второй младшей группе дошкольники уже сами создают законченные образы, например, самостоятельно рисуют стебель с листьями и дополняют его красочными бутонами с помощью «ладошковой» живописи. Малыши способны нарисовать петушка, прорисовав его характерные черты - красный гребешок, лапки и разноцветный хвост. Часто в этом возрасте дети рисуют рыбку, дополняя ее глазками и характерным фоном (голубой цвет воды, водоросли, камушки).

Воспитанники второй младшей группы уже сами, без помощи воспитателя, рисуют дерево, передавая его крону с помощью ладошки («Осеннее дерево» и коллективная композиция «Лес - наше богатство»).

Представляет интерес рисунок «Розовый слон»: в животном, хотя и нарисованном не очень пропорционально, все же просматриваются характерные черты: хобот, большие уши, маленький хвостик.

Рисунок гуашью Коллективная работа Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью

Фотогалерея «Работы воспитанников средней группы»

В средней группе мы видим работы уже более сложного уровня. Рыбки уже имеют свой характер, затейливый узор чешуи. Рисунок имеет более сложную композицию: рыбки, например, плывут навстречу друг другу («Веселые рыбки»).

Интересно изображаются деревья: ветви не просто обоначаются пальцами рук: от них отходят более мелкие элементы, в результате образ получается изящным. В этом плане показательна работа «Волшебный лес». Загадочные деревья здесь еще дополнены аппликативными деталями - белочками, сидящими в дупле. Позитивное настроение исходит от рисунка «Весна»: с помощью ладошек здесь нарисованы стебельки цветов, каждый из которых украшен красивым ярко-желтым бутоном с красной сердцевинкой. Интересные кактусы замысловатой формы изображены с помощью «ладошковой» живописи в композиции «Жираф в Африке».

Воспитанники средней группы уже довольно хорошо изображают животных и птиц, придавая образу характерные детали. Это «Жираф» с его красивой пятнистой окраской, рожками и копытцами, синичка с желтой грудкой и взъерошенными перышками. Дети успешно рисуют даже сказочного Змея Горыныча («Змей Горыныч», «Моя любимая сказка»).

Также в этом возрасте практикуются коллективные работы, например, фантазийная композиция «Листопад и звездопад», где желтые ладошки символизируют падающие звезды.

Рисунок гуашью Рисунок гуашью (с элементами аппликации) Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Коллективная работа Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью

Фотогалерея «Работы воспитанников старшей группы»

Более детальные предметные компзиции и усложненные сюжеты создают воспитанники старшей группы. Так, у жирафа, созданного с помощью ладошек, тщательно прорисована мордочка и хвостик с кисточкой на конце («Жираф»). Забавная птичка получилась на рисунке «Вороненок»: он забавно расправил крылышки, взъерошив перья, ярко и контрастно смотрятся красные лапки и такого же цвета клювик.

Изображения все чаще носят сюжетный характер. Так, ребята не просто рисуют с помощью ладошек красивые желтые цветы, но и дополняют композицию летающими вокруг них пчелками («Пчелки опыляют цветы»). Ладошками нарисована кроны южных пальм, между которыми отдыхает крокодил на фоне ярко-оранжевого солнца. В нежных пастельных оттенках выполнена композиция «Лебеди - чудесные птицы», где море и небо чуть-чуть отличаются по тону, тонкими мазками передано колебание морских волн. Сами лебеди плывут на фоне чаек, парящих в небе. Эффектно смотрится здесь и огромное желтое солнце.