Ищем тренера по танцам. Тренер по спортивным бальным танцам

Отзанимавшись спортивными бальными танцами 10 лет и бросив их, сделав ставку на учебу, я всегда хотела вернуться. Закончив третий курс университета, мне позвонили знакомые тренера, у которых еще училась я сама, и предложили работать тренером-преподавателем в только открывающейся Детской Спортивной Юношеской Школе.

Свое первое занятие в качестве тренера я провела не одна, а со своим учителем. Он показал мне что давать, как, дал мне базовый набор мелодий, а дальше я уже начала свою самостоятельную работу в качестве тренера-преподавателя по спортивным бальным танцам.

Если говорить о том, что включает в себя тренерство , то тут все просто, обязательным атрибутом является разминка, которая требует разогреть все группы мышц, затем идет повторение основ какого-либо танца из танцевальной программы и изучение новых композиций. Танцев всего 10: пять танцев латино-американской программы- то есть быстрые, такие как - самба, румба, ча-ча-ча, джайв и пасадобль , и пять танцев европейской программы - медленный вальс, венский вальс, квикстеп , танго и медленный фокстрот. Все эти танцы изучаются поочередно, исходя из возраста занимающегося и его постепенной подготовки, уровня танца и знаний.

Быть тренером в таком виде спорта достаточно сложная, особенно с точки зрения психологии задача. Да, ты можешь быть отличным знатоком в бальных танцах, но очень важно уметь правильно объяснить ребенку танец, а не только показать, как и что выполняется, особенно когда дело касается работы мышц. Ведь десятилетнему мальчику, при слове работаем бедрами, становится не очень - то ловко. Очень важные моменты работы партнера и партнерши, которые нужно объяснять так, чтобы их соприкосновения вызывали минимальные неудобства.

На самом деле все это мелочи, если любишь работать с детьми, намного страшнее и сложнее мне было объяснить им, почему они не прошли очередной раз в финал, особенно, если причина была совсем не в том, что они плохо танцевали, а в том, что папа Пети – спонсор этих соревнований.

Таких нечестных моментов, когда оплачивали судей, или, теперь можно не просто положить денежку в карман, а например, взять индивидуальное занятие у тренера, который будет судить на ближайшем соревновании. Такие занятие стоят хороших денег, да тренер выполняет свою работу, однако ребенок, даже если он на соревнованиях покажет плохой результат, будет иметь наибольшие шансы попасть на первые места, чем тот, который немного лучше или так же станцевал, но тренер его не знает.

Отдельная тема, которая меня больше всего удивляла, это сами тренеры, точнее их общение друг с другом. Никакого уважения, хотя нет, показательно, конечно, вы ничего не увидите, но внутри творится клоака: переманивание детей друг у друга, обсуждение за спиной, интриги… Это ужасно омрачает эту профессию! Вместо того, чтобы поднимать уровень танца и соревноваться не в сквернословии и деньгах, а в том, как ребенок танцует, но нет, это было нереально.

Напоследок хотелось бы сказать, что работа тренером по танцам, это работа не только с детьми, а, в особенности, с их родителями! Сейчас это проблема номер один, объяснить маме ребенка, что он плохо танцует и поэтому не получает наград, ведь виноват всегда тренер.

Была у меня одна такая мама, которая не могла даже дресс-код на тренировку для ребенка соблюдать, не то что причесывать ее. Дочка ее относилась ко всему так же наплевательски , как и мама. В одно из занятий, я сказала девочке что можно, а что нельзя делать на занятии, очередной раз обратив ее внимание на то, что она не готова внешне (единственная из всех) к тренировке и отправила ее переодеваться.

Вечером после общего занятия у меня были индивидуальные, так вот эта мама прилетела и устроила такой скандал, что довела меня до слез при детях (а это очень сложно сделать), уходя обозвалась на меня, сказав что ноги ее дочери тут не будет и хлопнула дверью. Дети, все это наблюдая, конечно, были в шоке, а я, быстро вытерев слезы, принялась за работу... Все последующие занятия девочка приходила причесанная и правильно одетая…

Сейчас я не занимаюсь преподавательской деятельностью, да, я скучаю по детям, которые отдают море эмоций, когда ты им отдаешься без остатка, но последней каплей, для меня стало предательство, предательство, как тренера, с которым я постоянно работала, так и пары, которая была лучшей в моей группе.

– Что входит в ваши обязанности тренера?
– Я ращу новое поколение российских спортсменов. Год за годом, начиная с самых азов, я веду спортсменов до максимального уровня. Мы изучаем хореографию, осваиваем технику танца и доводим выступления до совершенства.
Должен сказать, нам это действительно удается. Например, на прошлых выходных мои ученики в возрасте 14–15 лет стали чемпионами России и теперь будут готовиться к Чемпионату мира.

– Что представляют собой спортивные бальные танцы?
– Спортивные бальные танцы делятся на две части: латиноамериканские и европейские. Латиноамериканские - это самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. Европейские - медленный вальс, танго, венский вальс и два фокстрота - быстрый и медленный. Сам я вначале танцевал обе программы, но затем ограничился только европейской.

– Танцоры должны выбирать одну из двух программ?
– Не обязательно. Вначале дети учат обе программы. Потом при желании они могут остановиться на одной из них. Или же танцевать все 10 танцев - такой вариант тоже есть.

– Вы сами придумываете танцы?
– Не просто танцы, но и целые программы. В танце есть базовые классические элементы. Самое простое - переставить их местами и собрать танец, словно конструктор.
С более опытными ребятами мы выдумываем и новые элементы, меняем фигуры. Часто мы заимствуем что-то из других направлений или из современной хореографии. Например, в латиноамериканской программе нередко используются адаптированные элементы из хип-хопа.

– Как проходит ваш рабочий день?
– Я люблю спорт, поэтому, как правило, мой день начинается с пробежки. Затем я еду на тренировку и танцую сам, чтобы поддерживать себя в форме. С трех часов дня до десяти вечера ко мне на занятия приезжают пары, которых я тренирую в индивидуальном порядке. Также периодически у нас бывают групповые уроки, на которых ученики слушают лекции, изучают теорию и тренируются в группах.

– Какую теорию нужно изучать танцорам?
– Танцоры не просто должны уметь исполнять различные элементы. Они должны знать, какая в этом элементе степень доворота, какой градус вращения. Эту информацию приходится заучивать.

– Сколько пар танцоров вы ведете?
– В Москве я обычно тренирую 7–8 пар разных возрастов. Кроме того, я контролирую несколько клубов в регионах и периодически летаю туда.

– Вы судите танцевальные соревнования. На что обращаете внимание в первую очередь?
– В первую очередь, на музыкальность. Дальше уже идут технические характеристики: баланс, взаимодействие, сложность хореографии, эмоциональная наполненность и т.д.

– Почему вы решили заняться танцами?
– Сам я не помню в силу возраста, но мне рассказывала мама, как мы проходили мимо соревнования по танцам и решили остаться посмотреть. Сами танцы меня не очень впечатлили, зато мне понравились девочки. Поэтому, когда мама предложила мне попробовать, я согласился. И потихоньку меня затянуло. В 14 лет я выиграл Чемпионат Москвы и попал в финал Чемпионата России. К 17 годам и Чемпионат России я выиграл.
А затем я расстался со своей партнершей по танцам, начались финансовые проблемы. Поэтому я решил стать тренером.

– Как стать тренером по танцам?
– Для этого нужно сдать официальный экзамен. К экзамену допускаются только хорошие танцоры, которые участвовали в турнирах и заработали определенный класс. Я подал заявление, продемонстрировал свой класс, а затем сдал экзамен по латиноамериканской и европейской программам, рассказывал об элементах, показывал их.
После того, как человек сдаст экзамен на тренера, отзанимается с парами в течение двух лет и выведет их на определенный уровень, он может сдавать экзамен уже на судью. Так я и сделал, причем за мои заслуги мне сразу присвоили первую категорию.

– Что такое классы, и как танцоры их зарабатывают?
– Это градация оценок спортсменов. В начале идет класс E - самый низший, затем D, C, B, A, S и M - мастер спорта. Люди набирают очки на соревнованиях. Чем лучше был результат, тем больше за него присваивают очков, и тем скорее человек переходит в следующий класс.

– Бывает ли, что хороший танцор оказывается плохим тренером?
– Безусловно. Бывает, что у человека прекрасно развито тело, он восхитительно танцует, но не может донести до детей свою мысль. Получаются, дети могут только копировать его движения, но в голове у них ничего не будет оставаться. Кому-то этого будет достаточно, но другие дети лучше воспринимают информацию на слух, и не могут научиться, если тренер им ничего не объясняет.

– Со сколько лет детям лучше начинать заниматься танцами?
– У нас дети начинают заниматься с 4–5 лет, но в этом возрасте это делается больше для развития координации и слуха. А вот в 6–7 лет дети уже могут выполнять простые комбинации, начинают танцевать медленный вальс, ча-ча-ча.
Раньше нередко было, что люди начинали танцевать подростками 13–14 лет, или даже приходили уже во взрослом возрасте и добивались успехов и известности. Сейчас конкуренция стала больше, поэтому в основном титулов добиваются люди, занимающиеся танцами с детства.

– Какую танцевальную школу лучше выбрать?
– На начальных этапах можно, в принципе, пойти в любой клуб. Там ребенка научат слушать музыку, покажут ему основные элементы. А когда станет ясно, что пора развиваться дальше, можно перейти в топовый клуб по спортивным и бальным танцам, ученики которого становились призерами различных чемпионатов. Например, я сейчас работаю в танцевальном клубе «Латинский квартал» и сотрудничаю с ЦСКА . И там, и там у нас есть чемпионы.

– Какие компетенции нужны тренеру по танцам?
– Нужно уметь слушать детей и их родителей, а также решать конфликты, ведь в паре два человека, да еще и разнополых, поэтому ссоры нередки. И, конечно, нужно быть подготовленным в профессиональном плане.

– Где может работать тренер по танцам?
– Как правило, тренеры регистрируются как индивидуальные предприниматели и открывают свои клубы. Подготавливают залы, чтобы в них могли тренироваться танцоры, ведь им подойдет не любое покрытие: нужен как минимум ламинат, а лучше - паркет. У нас есть Федерация, которая эти клубы регистрирует.
Раньше тренеры часто работали при школах в качестве педагога дополнительного образования. Но сейчас такая практика отходит - директоры неохотно пускают к себе посторонних.

– Сколько может зарабатывать тренер по спортивным танцам?
– Средняя стоимость урока, который длится 45 минут, - 800 рублей. А дальше все зависит от титулованности тренера, его загруженности и количества учеников.

– Какой карьерный путь может быть у тренера?
– Его карьерный путь зависит от успехов его подопечных. Пик мастерства - воспитать хотя бы одного чемпиона России. Тогда к ним выстраивается очередь из желающих заниматься, и они уже могут отбирать самых талантливых ребят.

– Получается, все тренеры растят чемпионов?
– Нет, существует такое направление, как социальные танцы. Оно сейчас очень популярно в США и Азии, но развивается и у нас. Тренеры учат людей, которые не рассчитывают на спортивные результаты, а пришли просто хорошо провести время, каким-то базовым элементам.

– С какими трудностями может столкнуться тренер по танцам?
– Самое сложное - заниматься с детьми, которые не хотят танцевать, но их заставляют родители. В такие моменты я перестаю понимать, зачем я это делаю, меня начинает все раздражать. К счастью, сейчас я вышел на такой уровень, когда ко мне приходят тренироваться пары, которые сами к этому стремятся.

– Что вы можете посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят стать тренерами по танцам?
– Я рекомендую смотреть видео с чемпионатов России, просто чтобы насладиться этой красотой. Все выступления участников есть на YouTube. А чтобы побольше узнать именно о работе тренера, можно посмотреть запись с конгресса «Новое поколение» , в котором я участвовал. На нем тренеры поочередно в течение 35–40 минут выступают на разные темы.

Не выбрано МГУ им. Ломоносова АПИ при ИГиП РАН Финансовый университет (бывш. ГУМФ) АГПС МЧС России АГЗ МЧС России АМИ РАНХиГС при Президенте РФ (АНХ при Правительстве РФ, РАГС при Президенте РФ) МИГУП (бывш. АПУ) АТиСО АУ МВД РФ АФПС РФ АФСБ РФ АХИ им. В. С. Попова АЭИ АЭиУ АРБИ ВА РВСН им. Петра Великого (бывш. ВА им. Дзержинского) ВИУ МО РФ ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (бывш. ВВИА) ВУ МО РФ (бывш. ВПА им. Ленина) ВУРХБЗ ИСВ (бывш. ВУ) ВАВТ Финансовый университет (бывш. ВГНА) ВГИК ВКШ МЭРТ ВТШ С. Мелконяна ВШ ГМУ ВШПП ВШП ВШСО ВТУ им. Щепкина ТИ им. Щукина (бывш. ВТУ им. Щукина) ВИУ ГАСИС ГАСК ГКА им. Маймонида Гос. ИРЯ им. Пушкина ГМПИ им. Ипполитова-Иванова РГСАИ (бывш. ГСИИ) НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ) ГАУГН (бывш. ГУГН) ГУЗ ГУУ ГЭИ ГЭИТИ Гуманитарный институт ГИТР МГПИ (ныне МГПУ) ДА МИД РФ МОИУП Юринфор ИБП (до 2013 г.) ИБПМ МОИУ (бывш. ИБПИТ) ИБПУ РГИС (ВСК) ИГУ МГИМО МИД РФ ИГА ИГиМУ ГУУ ИГУМО ИДК ИНЕСНЭК ИЖЛТ ИИТЭМ ИИР ИК ИКиП ИКСИ АФСБ РФ ИМБО ИМПЭ им. Грибоедова ИМТП ИМЭС ИМПиПП ИМЭ ИМЭИ (мировой экономики и информатизации) ИПВ ИПО ИПП ИРЭСПиП ИСБ ИСИ ИСБТиСУ ИСН ИССО ИНЭКБИ ИЭиК ИЭП ИНЭП ИЭКП РАМА ИЭФП ИЭПиУР ИЯиК им. Л. Толстого ЛИ им. Горького МАТИ МВШ МИГМТ МИМ Линк МИЭП МНЭПУ МИЭПП при МНЭПУ МСИ им. Державина МУМ МЮИ НОУ МТИ МАП (международная) МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича (бывш. МАТГР) МАЭП МГАВМиБ им. К.И. Скрябина (бывш. МВА) МГАВТ МГУПИ МИТХТ МГАФК (Мосспортакадемия) МГАХ МГК им. Чайковского МГУТУ им. К.Г. Разумовского (бывш. МГТА, ВЗИПП) Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (бывш. ММА им. Сеченова) Мирбис РГАУ-МСХА им. Тимирязева МФЮА МАИ МАрхИ МБИ МВВКУ (бывш. МВИ, МВОКУ им. Верховного Совета РСФСР) МВИРЭКВ МГИЮ МГПУ МГППУ МАДИ МГАУ им. Горячкина МГАХИ им. Сурикова МГВМИ РГГРУ (МГРИ) им. Орджоникидзе МГГУ МГИУ МГАДА (МГИДА, МИДА) МГИМО (У) МИД России МГИМ им. Шнитке МГТУ МИРЭА НИТУ МИСиС МИЭМ НИУ ВШЭ МИЭТ МГЛУ (бывш. МГПИИЯ им. Мориса Тореза) МГМСУ им. А. И. Евдокимова МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова МГОУ им. Черномырдина МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ) ТИ МГУДТ (бывш. МГТУ им. Косыгина) МГТУГА МГТУ им. Н.Э. Баумана Университет машиностроения (МАМИ) МГТУ Станкин МИИГАиК МГУДТ МГУИЭ (бывш. МИХМ) МГУКИ МГУЛ МГУП им. И. Федорова (бывш. МПИ) МГУПП МГУПБ МГУП (природообустройства) МГУПС (МИИТ) РГУТиС (бывш. МГУС) МЭСИ МГХПА им. Строганова МГЭИ МГИ им. Дашковой НИЯУ МИФИ МИБД МИБУА МИИЯ МГАКХиС (ВЗИСИ) МИМСР МИМБ при ВАВТ МЭРТ РФ МИП МИПП МИГКУ МИУ (управления) МУ им. С.Ю. Витте (бывш. МИЭМП) МИЭПП МКВИ филиал СПБГУКиТ МНЮИ МОСА (бывш. МОСУ) МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) МПУ МПСУ (бывш. МПСИ) МРИВСЭО МТУСИ МТИ (транспортный) МосУ МВД РФ МУ Туро МФТИ (ГУ) СПбГУП (МФ) СПбИВЭСЭП в Москве МФЭИ МГТА (бывш. МЭЛИ) МЭФИ НОУ МЭИ НИУ МЭИ (МЭИ ТУ) МАХУ памяти 1905 года ЛГУ им. Пушкина в Москве НИБ ИППиП Континент <Евро-Азия> ПМЮИ ИТТ (подмосковный филиал) РАА им. Плевако РАЖВЗ РАМиА РАМ им. Гнесиных РАП (правосудия) РАП (предпринимательства) ГИТИС РГАТиЗ РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) РМАПО РМАТ (МФ) РПА МЮ РФ РТА РЭУ им. Г. В. Плеханова РГАЗУ РГГУ РГАИС (бывш. РГИИС) РНИМУ (бывш. РГМУ) им. Н.И. Пирогова РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ) РГТЭУ РГУИТП РГУНГ им. Губкина ИТЛП МГУТУ (бывш. РосЗИТЛП) РосНОУ РПИ Св. Иоанна Богослова РУДН РХТУ им. Менделеева РИУ УГМУ (бывш. РУИ) СДИ СГА СФГА (НОУ СГИ) УНИК МАО (УНН - Натальи Нестеровой) УРАО Финансовый университет (ФА) при Правительстве РФ Школа-студия МХАТ НОУ ЮА МИТРО РГСУ МГОУ (областной) МИФКиС МАБиУ МИР МосГУ МФПУ Синергия (бывш. МФПА, ММИЭИФП) МЭПИ МГГЭИ (бывш. МГСГИ) МИЮ МВШМ МВД СССР (до 1992г.) ИМДТ РАХИ МХПИ ИТиГ РУК (бывш. МУПК) МГУУ Правительства Москвы МГИМ ИЭАУ МСЭИ ИНЭС НИ ВШУ МИМЭМО (бывш. МИМЭО) МИЛ ВШК МоСПИ при МПГУ ПСТГУ МТИ «ВТУ» (бывш. ВТУ ЮНЕСКО) НИЕВ АЭБ МВД РФ (бывш. АНП ФСНП РФ) РИПТИБ (ИМЦ) Институт бизнеса и дизайна (бывш. ИнОБО) Collège Universitaire Français de Moscou БВШД ИМСГС РЭШ НИД МГЛИ СЭИ МИНРО УМЛ при МГК КПСС НИМ ББИ ОИТиР ИГТМ (бывш. ИАЯ) МИРТШБ МосАП при Правительстве Москвы ВИА им. Куйбышева ИПК ИИМ МНИ СИЮ ИОСО РАО МИ 21 МАМАРМЕН ИМЛИ им. Горького МАОК ИМЭМО РАН ВА БТВ ГПИ ПИУ АУМП МПИ ФСБ РФ (бывш. МВИ ФПС РФ) АСОУ МВШБ SSE Russia УСНГ ИЭФ Синергия МИАПП (ИАПП) МВШСЭН ИИС АБиП МИУС НМУ МИП (психоанализа) ИУиИ МЭИ (экономический) МГЮИ РШЧП ИАМТ МОВУКИ УИИТ ВИППКРК МИМО ИФТИ св. Фомы ИРТ ИПИУ ИСОМ СФИ ВАШГД ИГУПИТ ИТЭФ ЭЭИ СГЭИ ИСПЭ МАГМУ ИРДПО ФПИ ПИ РАО ПИЮ ПИП ИСЭ МАБ ИФЭП ОЗ МИКБ (бывш. МАКБ) МСГИ ИКТ МВШЭ ФИ СИП ИЭУП МЭГУ ИПЭ ИКМ ЕУП ВАГШ ВС РФ ОВА ВС РФ (бывш. ВА им. Фрунзе) ИНиСБ МАРТИТ ИУП ИУЭПИ ВГШ им. Дубнова (бывш. ЕУМ) НИСД ВЭГИ ИЭ РАН ИЗиСП при Правительстве РФ ИО РАН МИАН ИГиП РАН МИУ (исламский) СИИЯ ИОН (бывш. АНО) ИЕ РАН НИИ СП РФ МИОО (бывш. МИПКРО) МЮИ МВД РФ ИСК РАН ГАСиЖКК МОЮИ при ПЦПИ Минюста РФ (бывш. ИЭФП) ВКСР ИПУ РАН МТИ (теологический) ИТИРШБ ИСПТ АПК и ППРО ГНИИ РНС ФНС РФ МИПК МГТУ им. Баумана ИРИ РАН ИУВ НМХЦ им. Пирогова ВШИИ МБШ ИПБ России ЦЭПЛ РАН ГИИ РАН ИС РАН ИЯ РАН РИСК (RISC) ИМЕТ РАН ЕАОИ ИСПИ РАН ЗНУИ ИЭПП ИДНТ ИЕК IIC ВШДСИ при РАТИ (ГИТИС) МСДС ТАЕХ ВИЭСХ ИНЭОС РАН ИЛА РАН ГИУВ МО РФ ИПУ Аскери РИК РАН МИЭЭ ФИРО ИПМех РАН ВНИИВСГЭ ИХО РАО ИТТИ ИОФ РАН ВСТИСП ИИП ИПД МФПА ВВИ (бывш. ВВФ при МВА им. Скрябина) ФИАН им. Лебедева РЗТИ МИПК РЭУ им. Г. В. Плеханова ЭПИ ИХ им. Вишневского РАМН СИУС ВКИЯ МЭРТ ИП РАН МУГУ ИОХ РАН МИПК РРиСХП ИНП РАН ЦЭМИ РАН ИЭА РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая МНИОИ им. П. А. Герцена ИИО РАО ИПМ им. М. В. Келдыша РАН ИАф РАН АГПРФ ИМБП РАН ИРЭИ УКУ ИГ РАН ИПНГ РАН ИСЖ ИВИ РАН ИИСТ ИТИ им. П. М. Ершова ИВ РАН ГЭТИ (бывш. АСЭР, Академия «Континент») МУИЦ НИИ РАХ ИХФ РАН МИГИП ИАМ ПГИ "Со-действие" ИНТУИТ МГИ ИПИ ИБХ РАН МВУ (Венский) ВЦ РАН ВНИИФК AIBEc ИСИН ВНШТ НИИОСП им. М. Н. Герсеванова ИСл РАН ИФ РАН ЕБС ИПИ РАН ГОСНИТИ НОУ АРТ ИНФО - Рутения ГИА (GIA) ИДВ РАН ИБГ РАН ИПЭБ МАБТ "Форекс Клуб" ИНЭУМ им. И. С. Брука АИС ИФЗ РАН НИСК ИСВ РАО (бывш. НИИ ОПВ АПН СССР) МАН Сан-Марино ИМАШ РАН им. А. А. Благонравова МФПИ ИПиКП ИКСР НИИ СПиПРЛ ИХТ АИИ ВГКПИ РБУ ИТПИ ИММ РАН МАФСИ НИФХИ ИИЯМС ИАТУ АПРИКТ ИКИ РАН Кора Москва ИПКИР ИППК "Профессионал" ЦНИИТМАШ ИНХС РАН ППДС НИКФИ ИЭСО ИСП РАН МПДАиС ИОНХ РАН ИВП РАН ИСМО РАО ИВМ РАН ИФР РАН ИА РАН ИПКОН РАН РИСИ ИНИОН РАН АСМС РНЦ КИ УМЦ ЖДТ Общецерковная аспирантура им. Кирилла и Мефодия МШУ Сколково МТС МЕИЭФП ИОГен РАН ИНБИ РАН ВИАПИ им. А. А. Никонова ГУ ИМЭИ РТИ им. А. Л. Минца СОПС РАН МИТП РАН ВНИИгеосистем МАСИ ИПТиК ВИНИТИ РАН РАПС (бывш. ИПК МПС России) ИВФ РАО ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН НИИ ФХМ Росздрава НИИ ОПП РАМН ЦНИИС ИПКгосслужбы ИФБТ ВИГИС ПАПО ИСОУКиТ ВНИИДАД ИПК ДСЗН ИСП РАО ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Академия АйТи IUPFAN Centro Gregorio Fernández АРМО ИИСУ МГААИИ С. Андрияки ИФХЭ РАН МИСБ МАА ВНИИНТПИ ИСО РАО ИМАД Стрелка ИПГ ИИППР ИППД РАО Университет рабочих корреспондентов им. Ульяновой ВНИИЖТ АБиСП МКТА ИЭУСП БОН ИПК ФМБА России САМБ ИСА РАН ВНИИМС ШАД ЦНИИПСК им. Мельникова ИНО ИРЯ РАН НИИ Вирусологии РАМН ИБХФ РАН ОТИ ЭЮИ НИИ ТСС ГосНИИгенетика ИМБ РАН ИЕГО ИРЕА ИГиСП ИДМ ИЭСБ МИСАО НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН МИГТиК ВНИИПВТИ ВДА ИУ (МскУниверситет) РАКО АПК ЮИ (МскУниверситет) МОСГИ МГИМТ ПУ Первое сентября Touro College - Lander Institute Moscow ИУБ АМИР НИИРПО ИТ (МскУниверситет) ИЭ (МскУниверситет) ИП (МскУниверситет) МОЮИ ЦНИИчермет им. И.П. Бардина ИПСУ ГЕОХИ РАН 25 ГосНИИ химмотологии МО РФ ВИЭВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского ИТИП РАО ЭНЦ Минздравсоцразвития РФ НАМИ Академия ГРУ НИИ СП им. Склифосовского ИАБиА МАРШ ИНАСАН ГИНФО ИМЭИ (менеджмента, экономики и инноваций) МИКТиР МИНЭКБИК СГЛА ИППИ РАН MBS ЦНИИП градостроительства РААСН ESMOD MOSCOU ИМГ РАН ВФЭУ АВР (бывш. КИ КГБ) ОИВТ РАН МСЕХ НИИ урологии МЗ РФ МНИИП CBS РПУ ВНИИГиМ им. А. Н. Костякова ИНСТЭП ИХП ЦИТО им. Н. Н. Приорова ВНИИнефть им. А. П. Крылова ВШСИ Константина Райкина ММИ "Реавиз" ГНИЦПМ ИГЭ РАН ГНЦССП им. В. П. Сербского НИИОР им. В. А. Неговского РАМН ИФА РАН ВКИЯ МИД РФ Школа-студия ШАР ВНИИА Россельхозакадемии ИВНД РАН МИГп УЦПиДПО РГБ РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН ИСЭПН РАН MBA School МЭГИ РНЦРР

Искусство танца сродни магии: на хорошего танцора можно любоваться бесконечно — он завораживает красотой и пластичностью движений, умением подстраиваться под любой ритм. Если вы любите танцевать сами и хотите учить этому других, выбирайте интересную, современную и творческую профессию — инструктор по танцам.

Во времена легендарных дискотек 80-х танцевальные не могли вместить всех желающих разучить последние новинки: ламбаду или брейк-данс. С тех пор изменились только названия танцевальных стилей, да и ритмы стали быстрей. Молодежь охотно занимается в группах спортивных танцев — хип-хоп, рок-н-ролл, джаз-модерн, степ и хастл. У представительниц прекрасного пола неизменной популярностью пользуются страстное фламенко и манящий беллиданс (танец живота).

И, конечно, все возрасты покорны классике паркета — вальсу, фокстроту, танго, румбе и ча-ча-ча. Даже в фитнес-клубах всегда есть приятная альтернатива "железу" (силовым тренажерам) и беговым дорожкам: танцевальная аэробика. При этом именно танцы современных стилей составляют основное содержание занятий, а слово "аэробика" просто указывает на их оздоровительный характер.

Чем больше выбор танцев, тем больше желающих им научиться. Соответственно, растет и спрос на услуги преподавателей. Как можно "официально" войти в эту профессию? Вполне надежный путь — закончить специализированные курсы. На них вы сможете усовершенствовать ваше танцевальное мастерство, а самое главное — освоить методику преподавания.

Инструктор, педагог, хореограф? На пути к совершенству

Борис Н., школа танцев "Текила-Дэнс":

— Все инструкторы по танцам учатся на мастер-классах для профессионалов. Это один из наиболее эффективных методов, он полезен для танцоров и преподавателей всех уровней. Такие занятия позволяют "окунуться" в стиль другого танцора и тем самым расширить свой танцевальный кругозор. К счастью, с мастер-классами в Москву и в Питер регулярно приезжают известные танцоры и хореографы: Борис Заварицкий, Хоакин Перез, Лил Фил — хореограф Мэрайи Кэри. Так что возможность учиться есть!

"Учитель танцев" — звучит старомодно. Но в дипломах выпускников спортивных вузов и колледжей чаще всего обозначена именно педагогическая квалификация: "педагог-хореограф, преподаватель танца". Для того чтобы именоваться так с полным правом, необходимо, во-первых, пройти жесткий отбор при поступлении, во-вторых, проучиться по крайней мере три года, в третьих, сдать госэкзамены по нескольким видам танца и защитить диплом.

Этот канонический путь по разным причинам подходит далеко не всем. С развитием фитнес-индустрии танец из светского развлечения и элитарного искусства превратился в особый вид спорта, а также в элемент здорового образа жизни. Понятно, что на всех желающих не хватит преподавателей из Московской государственной академии хореографии или Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург).

Поэтому так популярны курсы продолжительностью от двух-трех месяцев до полугода. Конечно, экспресс-обучение не заменяет среднего профессионального или высшего образования, но необходимые навыки дает. Кстати, чем короче курс, тем плотнее и насыщеннее программа, рассчитанная в том числе и на обязательную самостоятельную работу с использованием специальных учебников и видеоматериалов.

В свидетельствах, выдаваемых по окончании большинства курсов (при условии сдачи квалификационного экзамена), специалистов в области изящных движений называют инструкторами по танцу, а также инструкторами групповых программ. Нередко отдельно оговорена специализация — джаз-модерн, беллиданс, танцевальная аэробика, степ и т.п.

На первый взгляд, у педагогов-хореографов и инструкторов по танцу общая задача: научить людей красиво двигаться, слышать ритм, развивать координацию движений. Но между ними есть существенное различие, и дело не только в том, что стать инструктором проще. Педагог-хореограф прежде всего воспринимает танец как искусство, инструктор — как спорт. Возможно, именно поэтому инструкторами по танцу нередко становятся тренеры, работающие в спорт-клубах, желающие расширить свою специализацию. Но эту стезю также выбирают и танцоры-любители, начавшие серьезно заниматься каким-либо видом танца.

Все на базу!

В отличие от вузов и колледжей хореографической направленности, на курсы инструкторов танца принимают всех желающих. Однако условием успешного обучения является не только хорошая физическая подготовка и прилежание, но и хореографическая база. То есть знание основ классического танца. Казалось бы, зачем будущему преподавателю джаз-модерна или танцевальной аэробики "архаичные" кор-де-бра, батманы, плие и шанжан-де-пье? Однако хореография дает инструктору танца осанку и правильную постановку корпуса, хорошую пластику и гибкость, отточенность движений и поз и множество других автоматических навыков, необходимых для разных видов танца. К тому же без общей базы вам будет трудно конкурировать с коллегами по профессии. Если вы танцевать научились в любительской студии, но отдельно не занимались хореографией, то до записи на курсы инструкторов имеет смысл индивидуально пройти основы классического танца с хорошим педагогом.

Три "корочки"

Как выбрать курсы?

  • Чем меньше организация себя публично расхваливает, тем лучше.
  • Насторожитесь, если вам гарантируют "все и сразу": государственный диплом, стажировку, трудоустройство. Обещания должны быть реалистичными: какие конкретные навыки вы приобретете, какие у вас будут возможности для их совершенствования и т.п.
  • Будьте особенно внимательны, если услышите на курсах некорректные отзывы о других учебных заведениях, программах и преподавателях.
  • Помните, что каждая компания и каждая учебная программа имеет свои плюсы и минусы. Арбитром выступает ваш собственный вкус и дальнейшие намерения.

Вы хотите не только трудоустроиться "с гарантией", но и стать со временем известной персоной в мире танца? Тогда вам надо нарабатывать и подтверждать квалификацию. Обучающих программ для инструкторов танца много, курсы открываются при спортивных и танцевальных ассоциациях (например, федерация хастла) и в самостоятельных учебных заведениях (Академия Wellness, Академия фитнеса и т.п.). Как не ошибиться в выборе?

Прежде всего, определите направление или танцевальный стиль, который вас более всего привлекает. Решите для себя, хотите ли вы стать инструктором-универсалом (в таком случае имеет смысл посетить кастинги, которые регулярно проводят крупные спортивные клубы) или специализироваться в чем-то одном — беллидансе, латине, степе, хастле. Затем трезво оцените свои возможности, исходную подготовку, временные и финансовые ресурсы. И, наконец, определитесь, какой документ вы рассчитываете получить в итоге.

В большинстве случаев на курсах выдают сертификат, подтверждающий право на ведение инструкторской деятельности по выбранному направлению. Внимание: это может быть как свидетельство о повышении квалификации государственного образца, так и "авторский" сертификат определенного клуба. Последний обычно имеет меньший вес в глазах работодателя. Но если клуб достаточно известен и существует много лет, такой сертификат тоже может цениться. Увы, любой сертификат по танцам действителен только в течение трех лет, а затем его нужно подтвердить, заново сдав квалификационный экзамен. Диплом государственного образца после курсов выдается реже, но такая практика существует (например, в УКЦ "Знание"). Его выгодное отличие от сертификата в том, что он не устаревает.

На занятиях: теория и практика

Солидный статус учебного заведения, открывшего курсы для инструкторов по танцам, подтверждает присутствие в штате именитых преподавателей. Это гарантирует профессиональное обучение методикам ведения занятий. Кроме того, в программе обучения должны присутствовать как практические, так и теоретические блоки. Для удобства студентов полный курс чаще всего разбивается на ступени продолжительностью от 36 до 107-112 ак. часов. Каждый этап посвящен определенному танцевальному стилю и методике его преподавания.

В течение всего курса студенты сдают промежуточные зачеты и выполняют домашние задания, а также посещают мастер-классы и практикумы. На мастер-классах большая часть времени отведена отработке практических навыков. Например, известный преподаватель Ирина Черникина в сотрудничестве с несколькими учебными заведениями проводит регулярные курсы повышения квалификации профессиональных инструкторов танцевальных программ "Bellydance PRO — танец живота, профессиональный уровень". Эта программа позволяет оттачивать и навыки преподавания, и расширять спектр танцевальных движений.

На итоговом экзамене нужно показать не только выученные упражнения, но и пройти собеседование по всем теоретическим разделам. Например, вас могут спросить, какие биохимические изменения происходят в клетках организма под воздействием разных видов физических нагрузок (аэробной, анаэробной и т.п.), а также подробно расписать схему построения конкретного урока.

Обучение стоит недешево — цена за полутора-двухмесячный курс может составлять от 7 до 19 тыс. руб. в зависимости от насыщенности программы, а за полугодовой — от 35 до 70 тыс. руб. и больше.

Знать и уметь

Конечно, "корочка" (диплом, сертификат или свидетельство) — важный итог обучения, но нельзя рассчитывать только на нее. К окончанию программы инструктор по танцу должен разработать свою методику преподавания. Это самое сложное, своего рода дипломная работа. Ведь ваша программа должна быть доступна любому ученику, для нее необходимо выработать алгоритмы выполнения элементов, продумать планы уроков. Важно накапливать опыт преподавания. Очень много плюсов при обучении дают постоянные тренировки дома, просмотр видео с выступлениями известных танцоров и посещение мастер-классов. А также учебные уроки, которые вы можете давать друзьям. И последнее: чтобы научить танцевать других, важно не только красиво двигаться самому, но и обладать тактом, чуткостью, интуицией, умением завоевать доверие.