Cочинение «Тема любви в повести Тургенева «Ася. История первой любви в повести И.С

Автор данного рассказа хочет нам наглядно показать, что как же очень важно, уделять внимание тем чувствам, которые испытывает к тебе человек. Автор показывает нам, что чувства не должны оставаться без внимания. Тургенев хочет нам сказать, что очень важно испытать первую любовь. Он показывает всю значимость любви, все её проблемы и счастья. Но самое главное, он говорит нам, что к любви на встречу нужно делать шаг. Рано или поздно, не важно, главное сделать первый шаг на пути, возможно к самой светлой и долгой любви.

В сюжете нам ясно рассказывают о паре двух людей, Асе и господине Н.Н. Ведь именно во круг этой пары разворачивается весь сюжет. Данные персонажи совершенно случайно повстречали друг друга в городе Рейне. Ася сразу же поняла, что испытывает глубокие и очень душевные чувства к данному человеку, господину Н.Н. Но, а сам же господин Н.Н, не сразу понял, что он испытывает к Асе, чтобы ему понять и разобраться в своих чувствах к ней, он много думал и задумывался об отношениях и любви в целом. Персонаж Н.Н был крайне нерешителен в своих намерениях и действиях, он не понимал, от какого светлого лучика счастья он отказывается. А вот, то самое осознание любви и привязанности к человеку он ощутил слишком поздно. Это было очень грустно, ведь Н.Н понял, что он упустил то, что ему дорого, что он потерял и разрушил счастье, которое было так близко к нему, он карал себя, за то, что он разрушил всё и потерял своё счастье. Это была его единственная девушка, а главная любимая.

На, то время их, не сросшихся отношений, Асе было всего на всего семнадцать лет, она была весьма уверенной в себе девушкой. Она была полна решимости и её совершенно ничего не могло смутить или как-то напугать. Но господина Н.Н манило не это, а то, что она была весьма искренней и не как ни пыталась выпендриваться, она была обычной девушкой. Н.Н ни каких чувств не испытывал к другим девушкам, и для него данные чувства были в новинку! Он был за то, чтобы очень точно рассчитать, получаться ли отношения или нет, он привык рассуждать и точно рассчитывать. Но в своей душе он явно, где-то очень глубоко понимал, что он любит эту девушку и хочет быть рядом с ней.

Однако, не много подумав, он решает, что девушка слишком юна для него. Ведь Асе было лишь семнадцать лет. От такого положения он ясно понимал, что жениться и создавать семью он ещё попросту не готов.

Он упустил свой шанс быть счастливым, и он прекрасно понимал, какую ошибку он совершил!

Тема любви в повести Ася

Действие повести разворачивается за границей в Германии. Повествование ведется от лица главного героя Н.Н. В первых же строках мы узнаем из его уст, что был он молод, весел и здоров, ни в чем не нуждался и путешествовал без всякой цели. В небольшом немецком городке Н.Н. искал уединения, так как только что был отвергнут молодой вдовой. В этот момент Н.Н. и знакомится с Гагиными, братом и сестрой.

Существует мнение, что прототипом образа Аси является внебрачная дочь Тургенева Полина. Ася так же была незаконнорожденным ребенком, воспитывалась сначала матерью, а затем в пансионе, где получила неплохое образование. Ее образ мыслей и переживания были понятны автору, их он стремился передать, описывая неоднозначное поведение Аси.

Двойственное положение внебрачного ребенка наложило свой отпечаток на характер девушки. Она – натура одаренная, самостоятельная и независимая. Вместе с тем очень чуткая и впечатлительная. Это еще очень молодая девушка, почти ребенок. Сейчас, когда происходит становление ее личности, она примеряет на себя разные образы, различную манеру поведения. Но в ней нет наигранности, все поступки Аси непосредственны, искренни и эмоциональны. Познакомившись с братом и сестрой, господин Н.Н. чувствует особое расположение к Гагину, они становятся добрыми приятелями. А вот поведением Аси молодой человек удивлен, заинтригован и сбит с толку.

На самом деле причина такого странного поведения девушки заключается еще и в том, что ее охватило совершенно новое чувство – она влюблена. И, впервые оказавшись во власти такого сильного чувства, Ася пребывает в смятении – она не знает как себя вести. С детства девушка привыкла находиться в своем особом внутреннем мире, куда пускает далеко не каждого. Она много читает и размышляет.

Свои мысли и переживания Ася высказывает прямо и без лукавства. Новое чувство повергло героиню в смятение. Общепринятые нормы поведения не позволяют девушке говорить о своих переживаниях, но они настолько сильны, что Асю охватывает жар и лихорадка. Юноша тоже находится под влиянием чувств, он симпатизирует девушке. Читателю кажется, что герои вот-вот откроются друг другу и, наконец, будут счастливы. Ася, подобно пушкинской Татьяне, первая признается в любви. А что же герой ее мечтаний? Любовь Аси его и радует и смущает, а необходимость принять решение вызывает досаду. Становится ясно, что девушка ошибается, наделяя своего возлюбленного наилучшими человеческими качествами, он безволен и нерешителен.

Развязка наступает, когда Ася, больше не в силах терпеть неизвестность, назначает Н.Н. свидание, пренебрегая всеми условностями. Идя на свидание, герой полон благих намерений, но в решающий момент, вместо того, чтобы сказать девушке о своей любви, набрасывается на нее с обвинениями. Испугавшись решительных действий и ответственности за свои поступки, он теряет свое счастье безвозвратно. Читая повесть, мы видим, что чаще всего герой испытывает досаду. Сначала он досадует на необычное поведение Аси, затем на то, что она открыто признается в своих чувствах, а потом уже и на себя. Он осознал свою любовь, только потеряв ее навсегда.

Вариант 3

Можно сказать о том, что первая любовь зачастую бывает довольно трагической и непредсказуемой на исход. Данное произведение крайне ярко отображает это предположение. В нем автор хотел привлечь внимание читателей таким вопросом, который коснулся и лично его. Оно было написано в тысяча восемьсот пятидесятом году, и сразу же набрало популярность, так как данная история несла весьма яркий и поучительный смысл, который был понят большинством читателей. С одной стороны, рассказ кажется простым и незамысловатым, однако, если прочувствовать его глубже, то раскрывается невероятно продуманный философский смысл.

Главный герой влюбился в Асю не с первого взгляда. Он заинтересовался ей лишь тогда, когда смог узнать ее довольно импульсивный, но очень искренний характер, который ему очень приглянулся. Он считает, что она немного странновата, и несмотря на то, что у него возникают сильные чувства, жениться на ней было бы для него неправильным решением. Когда Ася сообщает ему о том, что ее чувства к нему взаимные, герой не может принять данных слов. На следующий день, он все же решает, что нужно «жить счастливо», и он мечтает взять девушку в жены, однако он ее не застает в городе. Тогда, герой начинает вести одинокое существование на протяжении многих лет. Он вступает в отчаяние, и перестает верить во что-либо. Он понимает, что в свое время совершил огромную ошибку, так как не принял слов девушки, с которой мог бы стать по-настоящему счастливым человеком. Теперь же, герой не верит в то, что сможет вновь встретить девушку, которую он сможет полюбить также сильно, как Асю.

Для Аси же, любовь к герою была моментальным желанием, которая героиня попыталась реализовать, совершив столь открытое признание. Она являлась свободной девушкой в своих раздумьях, и считала нужным сообщить центральному персонажу о том, что она любит его. Автор показывает то, что несмотря на всю ее откровенность, она вынуждена была пойти по пути страданий, так как герой проявил сильную нерешительность, из-за чего девушка приняла решение уехать из города. Писатель показывает тот факт, что следует жить настоящим моментом, и не откладывать важные моменты жизни на потом.

  • Образ Дедушки в поэме Дедушка Некрасова

    Дедушка является основным персонажем в поэме. Он дед Саши, когда-то был декабристом. Современные читатели возможно узнавали в этом образе некого Волконского. Описывая его внешность, можно выделить статную фигуру.

  • Система образов в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение
  • Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.

    2.3 Тема любви в повести "Ася"

    Отзывы современников

    Как нам кажется, "Ася" – одна из самых лиричных повестей И. С. Тургенева. Часто ее издают вместе с повестями "Первая любовь" и "Вешние воды" под общим названием "Повести о любви".

    "Ася" была написана в 1857 году, то есть почти полтора столетия назад, ее появление знаменовало собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса. Опубликованная впервые в 1858 году в журнале "Современник", она вызвала многочисленные отклики.

    К этому произведению может быть применена характеристика Тургенева как художника, данная Добролюбовым: "Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их… И это увлечение заразительно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица". С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над "Асей": "…Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…"

    Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. Замечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно останавливается, пораженный редким в Германии запахом конопли. "Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле". "Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?" - спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он посвятил всю свою жизнь.

    Наибольшую известность приобрела статья Н. Г. Чернышевского "Русский человек на rendez-vous". В школьной программе по литературе советского периода была зафиксирована именно точка зрения Чернышевского, который в полемике с либерализмом, актуальной для того времени, подчеркнул в тургеневском герое типические черты дворянского либерала: дряблость натуры, неспособность к решительной борьбе.

    Статья проникнута мрачноватым пафосом разночинного интеллигента, отравленного глубокой неприязнью к "бездельникам" дворянам.

    Чернышевский видит в слабохарактерности тургеневского Н.Н. знамение времени, черту целого ряда литературных героев (Рудина, Бельтова из романа Герцена "Кто виноват?", отчасти героя поэмы Некрасова "Саша"), а вслед за ними и всей либеральной дворянской интеллигенции. Критик указывает на ее несостоятельность в той самой области, которую она издавна считала "своей" - в сфере любви, рыцарских отношений к даме. Чернышевский убежден, что рыцарство давно сменилось подлостью, трусостью, малодушием. Отчасти так оно и было. Но Чернышевский намеренно сгущает краски, его оценка повести Тургенева – не только отклик на литературный текст, но и аргумент в идеологической борьбе времени.

    Обратившись спустя почти полтора века к работе знаменитого критика, мы ясно видим, во-первых, тенденциозность (пристрастность, необъективность) произведенного Чернышевским разбора повести, во-вторых, эмоционально-оценочный характер эпитетов, направленных в адрес главных героев (господин Н.Н. – "дряннее отъявленного негодяя", Ася – "существо зависимое, существо оскорбляемое"). Но несмотря на свою отчетливую тенденциозность, статья содержит интересные и вполне справедливые наблюдения.

    Отзывы других литераторов того времени тоже основаны на эмоциях. В. П. Боткин писал, что "Ася" далеко не всем нравится. По его мнению, лицо Аси не удалось. П. В. Анненков и Салтыков-Щедрин восторгались повестью, Некрасов тоже восхищался, но сцену свидания хотел изменить, "смягчить и поубавить" упреки Н.Н. в адрес Аси.

    Приведенные сведения помогают нам понять, как воспринималась повесть современниками.

    Некоторые исследователи творчества Тургенева (П. В. Анненков) пишут о "тайном" психологизме автора. Они пишут: "Своеобразие и сила тургеневского анализа, его неповторимость и сохраняющееся очарование заключаются в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости от ощущения своей слиянности с окружающим миром".

    Эта направленность тургеневского психологизма, обнаруживалась в его ранних повестях и отчетливо прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. В этой сфере психологии он проявил себя большим мастером, улавливавшим действительно тончайшие, зыбкие движения души, почти не переводимые в логические категории".

    Чтобы определить, о какой любви писал Тургенев, нужно еще раз внимательно вчитаться в текст повести, пытаясь понять, что же произошло между главными ее героями.

    Автобиографическая основа повести

    В основе повести "Ася" автобиографические сведения.

    Основная тема повести

    Повесть "Ася" - о любви и только о любви, которая, по мнению Тургенева, "сильнее смерти и страха смерти" и которою "держится и движется жизнь". Эта повесть имеет необыкновенное поэтическое обаяние, красоту и чистоту.

    Главная тема повести – любовь. Все о ней, о любви, о серьезном и строгом, о сокровенном и важном… В основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

    Любовь… Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимающим рождение вечно юного чувства – любви. Как справиться с сердечной болезнью? Как одолеть печаль? Безответная любовь – что это? Как первой сказать "люблю" человеку, в котором ты не совсем уверена? Как пережить страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра.

    Вопросы и вопросы… Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все тургеневские герои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность. Один из исследователей творчества Тургенева П. Анненков писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть "психологическая загадка". Вот нам и предстоит попытаться разгадать эту психологическую загадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний; проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических волнений, так и горьких терзаний, которые потом, с годами, хоть и утратили вою остроту, обрекли героя на судьбу бобыля.

    Будучи сосредоточенной на вопросах любовно-психологических, повесть эта не может не вызвать интереса.

    Образ главного героя

    Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, - двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, "без всякой цели, без плана". Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, - это его собственное хотение: "Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом, - признается рассказчик "…я жил без оглядки".

    "Без оглядки" - показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими заботами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом.

    "Без оглядки" - значит, не задумываясь о последствиях своих поступков, "не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего".

    "Без оглядки" подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны.

    Как видим, характер героя повести с самого начала задан автором как довольно противоречивый. С одной стороны, настроенность на волну собственных хотений свидетельствует об известной эгоистичности его натуры. Вместе с тем глубокая внутренняя потребность героя – влечение к обществу, а это противоречит эгоизму. Им руководит любопытство, неподдельный интерес к миру, к людям: "Меня забавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их, я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством". Однако устремленность героя навстречу людям отчасти мнимая, ведь роль стороннего наблюдателя подразумевает некую приподнятость над окружающими людьми, оторванность от общества. Но в то же время, наряду со стремлением занять позицию ведущего, он не испытывает ни малейшего дискомфорта и от положения ведомого: "В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти другие кричат". Заметим, что в итоге именно ведомость, которой на поверку обернулась свобода волеизъявления героя, именно зависимость от мнения "толпы", от расхожих социально классовых предрассудков помешала герою обрести счастье: полюбив, он так и не отважился связать свою судьбу с девушкой более низкого происхождения, незаконнорожденной дочерью помещика.

    Тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного чувства в герое. При первом свидании девушка, которую увидел господин Н., показалась ему очень миловидной.

    Далее – беседа в домике Гагиных, несколько странное поведение Аси, лунная ночь, лодка, Ася на берегу, бросающая неожиданную фразу: "Вы в луны столб въехали, вы его разбили…", звуки ланнеровского вальса – этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал себя беспричинно счастливым. Где-то в глубине души у него рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу. Вскоре с удовольствием, даже со скрытым самодовольствием герой начинает догадываться, что Ася его любит. Он утопает в этом блаженном сладостном чувстве, не желая заглядывать в самого себя и ускорять события. Не такова Ася. Полюбив, она готова на самые крайние решения. И этих решений требует от героя. Но когда Гагин заводит разговор о женитьбе, Н.Н. снова уходит от ответа, как когда-то уходил от него в разговоре с Асей о крыльях. Успокоив Гагина, он начинает толковать "хладнокровно по мере возможности" о том, что следует предпринять в связи с запиской Аси. А затем, оставшись один, раздумывая о происшедшем, замечает: "Любовь ее меня и радовала и смущала… Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня…". И приходит к выводу: "Женитьба на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!".

    Структура образа рассказчика в повести очень непростая. По первому предложению повести мы понимаем, что история эта записана со слов Н.Н. Тот, кто якобы записал ее, обнаруживает себя всего двумя словами: "… начал Н.Н." Затем Н.Н. рассказывает повесть о своей любви, ему в это время, вероятно, около пятидесяти лет. В повести одновременно сосуществуют несколько Н.Н.:

    Н.Н. пятидесяти лет;

    Н.Н. двадцати пяти лет – такой, каким он был в реальности (обнаруживается в поступках);

    Н.Н. двадцати пяти лет – такой, каким видит его Н.Н. в пятьдесят лет (обнаруживается через попытки самоанализа).

    Повесть имеет форму воспоминаний, которыми делится Н.Н. спустя двадцать пять лет после встречи с Асей. Временная дистанция необходима Тургеневу для того, чтобы дать постаревшему герою возможность взглянуть на себя со стороны, вынести самому себе приговор.

    Таким образом, читатель видит Н.Н. – молодым человеком лет двадцати пяти, веселым, беззаботным, живущим в свое удовольствие. Он тонко чувствует красоту природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему миру, к людям. А вот к труду он равнодушен, да и нет ему надобности в этом. Тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках он сумел тронуть сердце Аси.

    Роль пейзажа в повести

    Большую роль в раскрытии человеческого характера играет пейзаж.

    Сам герой признается, что "не любил так называемых красот" природы, "не любил, чтобы она навязывалась", "мешала" сосредоточить внимание на человеке. Маленький, уютный немецкий городок как раз и привлекает героя своей простотой, тем, что в нем нет ничего "величественного" и "сверхинтересного", а более всего – своей умиротворенностью, которая чувствуется во всем. Не случайно, знакомя читателя с З., автор живописует его в ночное время суток, когда городок "чутко и мирно" дремлет. Лунный свет повествователь называет "безмятежным", лучи ночного светила – "неподвижными"; свисток ночного сторожа звучит "сонного", и собака ворчит "вполголоса", и свечки "скромно теплятся в узких окнах". И даже воды знаменитого Рейна "скользили мимо, чуть-чуть вспухая и урча", и кораблики, пущенные на воду детворой, "тихо бежали на слабо надувшихся парусах". Обосновавшись в З., герой чувствует себя довольно комфортно, быт может, потому, что спокойный, размеренный ритм жизни З. удивительным образом соответствует биоритму его собственного организма. Неторопливо прогуливается Н. Н. по тихим улочкам или мирно посиживает на берегу речки, проводя время в приятном созерцании.

    В повести Тургенева каждая деталь пейзажа по-своему живет и дышит. "Виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца,… а воздух так и ластился к лицу…". Все говорит о том, что покой уснувшего городка всего лишь видимость: статика таит в себе беспрерывное движение, за видимой умиротворенностью отчетливо ощутим напряженный пульс идущей своим чередом жизни.

    Сопоставление повести "Ася" и "Доктора Фауста" Гете.

    Заключительные строки: "Липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже дышала, и слово "Гретхен" - не то восклицание, не то вопрос – так и просилось на уста" - не только передают восторженное состояние души героя, очарованного прелестью летней ночи, но и придает изображению некий национальный колорит.

    Имя Гретхен не случайно упоминается на страницах повести Тургенева.

    Как известно, одно из искушений, предложенных Мефистофелем Фаусту – это искушение любовью. Мефистофель сводит Фауста с Маргаритой и помогает ему удовлетворить вспыхнувшую страсть. Однако то, что вначале представлялось простой прихотью, перерастает в серьезное чувство. Тем не менее, Фауст, увлекаемый Мефистофелем к новым соблазнам, забывает о своей возлюбленной. Отвергнутая людьми, оставленная женихом, в отчаянье Маргарита убивает только что родившуюся дочь. Фауст слишком поздно узнает о трагической судьбе своей возлюбленной. Он пытается освободить ее из тюрьмы, куда она заключена за убийство ребенка, но молодая женщина, мучимая раскаянием, решает принять расплату за грехи, ответить за содеянное перед Божьим судом.

    Упоминание в "Асе" о Гретхен (уменьшительное от Маргариты), безусловно, весьма многозначительно. И тургеневская Ася и Гетевская Маргарита – два юных создания, едва вступивших во "взрослую" жизнь, соприкосновение с которой заканчивается драматически для обеих. И та и другая впервые познали любовь, и та и другая оказались обманутыми в своем первом чувстве (Тургенев, правда, не допускает грехопадения своей героини). Это что касается сходства на сюжетном уровне. При более глубоком анализе женских образов также можно выявить немало общего, отметив, впрочем, и отчетливо видимые черты различия. В духовном плане героиня поэмы Гете довольно непритязательна. Она не может понять высоких интеллектуальных запросов своего возлюбленного.

    Говоря об Асе, приходится отметить, что образование, полученное героиней довольно несистематично. Но ни Н.Н., ни читатель не делают вывода о духовной ограниченности тургеневской героини, ибо, в отличие от Маргариты, в Асе велико стремление к познанию, к самосовершенствованию. "Скажите мне, что я должна делать? Я все буду делать, что вы мне скажете", - почти умоляет она Н.Н.. Фраза эта, кстати говоря, удивительным образом перекликается со словами Маргариты, обращенными к Фаусту.

    Я для тебя на все согласна!

    Ты приковал какой-то чудной силой

    Меня к себе: на все готова я;

    И больше сделать, кажется нельзя,

    Чем для тебя я сделала мой милый!

    Однако смысл, вложенный в сказанное героинями двух различных эпох и произведений, отнюдь не одинаков. "Я все буду делать, что вы мне скажете" - в устах тургеневской героини означает признание за возлюбленным роли идейного руководителя. В словах Аси – жажда приобщения к подлинным духовным ценностям, жажда выхода на новый виток интеллектуального и нравственного развития. В словах же Маргариты: "Я для тебя на все согласна!" - напротив, не создание, а разрушение моральных запретов, готовность переступить через то, что еще недавно представлялось незыблемым. Как видим, здесь русская девушка стоит на недосягаемой высоте.

    Наконец, рассмотрим параллель "Фауст – господин Н.Н.". На первый взгляд, в Н.Н. нет ничего фаустовского. И, тем не менее сближает обеих та трагическая роль, которую им довелось сыграть в жизни своих возлюбленных. Так, Фауст не только не обрел счастья и гармонии в любви к Маргарите, но, со своей стороны, выступил разрушителем чужого, пусть ограниченного, и все же по-своему цельного мирка.

    Подобно Фаусту, герою повести Тургенева также суждено было стать лишь разрушителем надежд юной души. Миссия наставника, с наивной доверчивостью возложенная на него Асей, оказалась Н.Н. явно не по плечу.

    Главная героиня повести. Ася – "тургеневская девушка".

    Вторая глава переносит читателя на противоположный берег Рейна, где находится другой городок – Л.. В Л. Жизнь бьет ключом. Там нет и следа той тишины и умиротворенности, что характерна для З.. На площади развеваются флаги, играет громкая музыка. Несмотря на то, что герою повести больше сродни спокойствие, его притягивает и иной ритм жизни: "Все это радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед – куда бы то ни было, лишь бы вперед, - это добродушное раздолье меня трогало и поджигало. "Уж не пойти ли к ним?" - спрашивал я себя…" Немаловажен тот факт, что именно здесь, на празднике жизни Н.Н. встречает Асю – девушку, которая являет собой самое жизнь.

    Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю "очень миловидной". Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой "тургеневской девушки". "Тургеневские девушки" - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это пленительные непосредственные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость.

    Натура художественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. "Вы в лунный столб въехали, вы его разбили", - кричит она Н.Н.. Об этом же говорит выбор "места жительства". Брат и сестра поселились за городом в "небольшом домике", стоявшем "на самом верху горы", и не устают восхищаться прелестью здешних мест. "- Вот и наше жилище! – воскликнул Гагин, как только мы стали приближаться к домику… оглянитесь… каков вид?". Восторг хозяев передается гостю. "Вид был, точно, чудесный, - записывает рассказчик. – Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката…". Природа как будто распахнула свои объятья навстречу подлинным ее ценителям: "Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше…". Однако более самих природных красот героям импонирует раздолье, открывающееся с высоты. Пошлость и мирская суета словно остаются где-то далеко внизу, у подножия горы. Даже звуки музыки, "пошлые и грубые" вблизи, в отдалении, по словам Гагина, воспринимаются совсем иначе: "…Так и шевелит в вас все романтические струны".

    Сама повесть называется "Ася", по имени главной героини, так как она оказалась не только лучшей по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти рассказчика. С первых же минут появления ее на страницах рассказа читатель начинает чувствовать, что героиню окутывает какая-то тайна. Гагин представляет ее как свою сестру. Но она нисколько не походила на своего брата. Тайна Аси раскроется через некоторое время из уст самого Гагина.

    Отец его, Николай Гагин, "человек весьма добрый, умный, образованный", женился рано, по любви. Жена его умерла, когда сыну едва исполнилось шесть месяцев. Спустя несколько лет после смерти жены Николай Гагин сошелся с горничной своей жены, Татьяной. Когда младший Гагин поступил в юнкерскую школу, Асе, незаконнорожденной дочери помещика, было уже два года. Татьяна не согласилась стать женой барина и жила с дочерью у своей сестры, скотницы.

    У Татьяны, видимо, присутствовало интуитивное понимание того, что она не может соответствовать социальной роли барыни, что отношение крестьян к ней и к ее дочери всегда будет двусмысленным с негативным оттенком. Желая избежать злоречия, она воспитывала дочь в строгости, стремилась к тому, чтобы Ася усвоила роль крестьянки.

    Еще через семь лет Ася осталась сиротой и очутилась в господском доме. Ее отец, не смея признать ее открыто как свою дочь, говорил, что взял ее "на прокормление". Гагин, рассказывая Н.Н. историю Аси, произносит такую фразу: "Представьте же себе, что должно было произойти в Асе, когда ее взяли к барину. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку".

    Так что же должно было произойти в душе Аси?

    Глубокое потрясение должна была испытать детская душа, для которой весь мир перевернулся с ног на голову. Нарушился незыблемый, казалось бы, порядок, установленный для нее матерью, порядок, которому подчинялось все вокруг.

    Ася, получившая атрибут дворянки (шелковое платье, проживание в господском доме, внешнее почтение со стороны слуг), не получила тем не менее дворянского статуса. Она не была законной дочерью и чувствовала себя "на прокормлении". Ее судьба полностью зависела от настроения отца: "… бывало, я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет".

    Одну социальную роль у нее отняли, а другую не присвоили.

    На формировании характера Аси сказалась и искусственная изоляция от мира: "… кроме отца она никого не видала". Это привело к отсутствию опыта общения именно в том возрасте, когда развиваются основные навыки социальной ориентации.

    Гагин рассказывает: "Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она также скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренились, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставит целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею".

    Гордилась потому, что мать была прекрасной, простой, строгой и умной женщиной; стыдилась, потому что, рожденная матерью-крестьянкой, не могла чувствовать себя естественно в дворянской среде; стыдилась стыда, так как по достоинству оценивала лучшие качества своей матери. Все существо девочки протестовало против искусственной и надуманной ситуации, в эпицентре которой она оказалась.

    Позже, оставшись сиротой, Ася привязалась к брату, затем "выжила" в Петербургском пансионе четыре года. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…"

    После семнадцати лет, когда оставаться долее в пансионе стало невозможным для Аси, Гагин выходит в отставку, забирает сестру и едет с нею за границу.

    Путешествуя с братом по Германии, Ася отчаянно ищет себя, пытается понять сущность своей личности, интуитивно чувствуя, что социальная роль еще не составляет человеческой индивидуальности. Но мир вокруг нее таков, что все проявления души строго регламентированы социумом.

    Романтическая недоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении, придают ей притягательность, очарование, а всей повести – неизъяснимый поэтический колорит.

    Автор раскрывает особенности характера героини через описание внешности, поступков. О лице Аси рассказчик говорит: "… самое изменчивое лицо, какое я только видел". А затем пишет: "Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен…". Лицо и вся внешность Аси, видимо, подстать характеру хозяйки, имеет предрасположенность быстрому и внезапному изменению. Тургенев почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет – и читатель понимает, что совершается в ее душе. Писатель тщательно следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за "поединком" взоров, выражений лиц, за бессловным общением собеседников.

    Основное представление о героине складывается из ее поступков и поведения в разных ситуациях. Поведение Аси можно в полной мере назвать экстравагантным. Она со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит, положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платьице тихо сидит за пяльцами – совсем как простая русская девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять своего любимого навсегда.

    В чем причина такой экстравагантности героини? Как тонкий психолог, Тургенев часто заставляет самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.

    Еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление о героине – отзывы о ней других лиц. Прежде всего, это ее брат. Рассказывая о детских годах Аси, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на повышенной ранимости, на самолюбии. Да и сама героиня постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно брошенных словах. И тогда мы узнаем, что она мечтает "пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг… А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?".

    Далеко не заурядная девушка, она мечтает, как говорит Гагин, о герое, необыкновенном человеке, или живописном пастухе в горном ущелье.

    Асю манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что "прожить недаром, след за собой оставить", а также совершить "трудный подвиг" по силам любому человеку. Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. И конечно, крылья, о которых упоминает тургеневский герой, это крылья любви, в первую очередь. Глубинный смысл высказывания рассказчика о крыльях, которые могут вырасти у человека, выходит за рамки любовной тематики. Когда говорят об окрыленности, то имеют в виду способность человека воспарить над обыденностью. Метафора эта настолько близка и понятна Асе, что она тут же "примеривает" ее к себе ("Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья"), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в ее устремленности к возвышенно идеальному. Таким образом, характер Аси противоречив, ее поступки часто непредсказуемы, как сама жизнь. Н. Н. боится Асиной "странности", боится неожиданностей и беспокойств, которое ему сулит женитьба на ней.

    Рассказывая историю пробуждения в душе этой девушки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с большим мастерством художника-психолога раскрывает самобытную натуру Аси. "Асе нужен герой, необыкновенный человек", - говорит о ней Гагин. Она наивно признается, что "хотела бы быть Татьяной", образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о смелом и вольном полете в неизведанную высь. "Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели"… - говорит Ася человеку, которого она полюбила.

    Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний. Когда Гагин прямо ставит перед ним вопрос: "Ведь вы не женитесь на ней?" - он трусливо избегает ясного ответа, потому что неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала его. Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девочки, но и "сомнительное" ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки. В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, безвольным и трусливым.

    Последнее свидание.

    Сцена последнего свидания подготовлена всем предшествующим динамичным сюжетным развитием повести: случайным знакомством персонажей, их встречами и беседами. Свидание назначает сама Ася, поступая в данном случае как пушкинская Татьяна, - как и она, первой признаваясь избраннику сердца в любви.

    Чувство Аси к Н.Н. глубоко и непреодолимо, оно "неожиданно и также неотразимо, гак гроза", по словам Гагина. Обратим внимание на художественное пространство эпизода. Свидание Н.Н. и Аси происходит в небольшой, в довольно темной комнатке, в домике вдовы бургомистра, фрау Луизе. Закрытость и укромность пространства, в котором происходит сцена свидания, подчеркивают скрытность Аси, глубину ее чувства к Н.Н.. Большинство других встреч персонажей происходят в открытом природном пространстве.

    Сцена свидания наиболее ясно отражает психологическое противоречие, несовпадение психологических ритмов Н.Н. и Аси. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине темной комнаты.

    Напротив, Н.Н., которому принадлежит инициатива в диалоге, многословен, он словно стремится за упреками и громкими восклицаниями скрыть свою неготовность к ответному чувству, неспособность отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре. Любовь Н.Н. к Асе, подчиняясь прихотливой игре случая или роковой предопределенности судьбы, вспыхнет позднее, когда ничего уже нельзя будет поправить.

    Герой сам признает это: "Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее… но уж тогда было поздно".

    Таким образом, сцена свидания, в которой читатель в последний раз встречается с главной героиней повести, окончательно проясняет сложный, противоречивый характер героини. Испытав в короткое время свидания целую гамму чувств - от робости, мгновенной вспышки счастья и полной самоотдачи ("Ваша… - прошептала она едва слышно") до стыда и отчаяния, Ася находит в себе силы сама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, "с быстротою молнии" исчезает, оставив Н.Н. в полной растерянности.

    Так и заканчивается история о любви странной девушки Аси.

    Тургенев склонен осуждать нерешительность Н.Н.. он объясняет такое решение известным легкомыслием и даже безответственностью юности, верой молодого человека в то, что жизнь бесконечна и все может повторится. Очевидно, именно поэтому он в те годы не слишком долго грустил по Асе, лишь спустя много лет он понял значение встречи с ней в своей жизни. Отодвигать решение на неопределенный срок – признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей жизни.

    Так почему же не состоялось счастье героев?

    Возможно потому, что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием; он тогда в себе не чувствовал того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему пришло позднее. Причины жизненной драмы героев кроются в разности их психологического склада, их темпераментов.

    Повесть "Ася" предоставляет много возможностей для организации исследовательской деятельности учащихся.

    Читая "Асю", ученики первый раз встречаются с произведением о любви, которое им предстоит обсудить в классе. От того, насколько серьезным будет это обсуждение, зависит многое в дальнейшей работе с материалом, посвященным этой теме. На наш взгляд, не стоит сосредотачиваться на разговоре о прототипах героев повести: все внимание необходимо направить на анализ текста.


    Глава III. Практическая часть

    Прежде чем приступить к написанию нашей работы мы выдвинули гипотезу. Чтобы подтвердить наше предположение был проведен эксперимент.

    Практическое задание отрабатывалось в школе № 41 в 7 "а" классе. В эксперименте принимали участие 17 человек. На параллели седьмых классов этот класс – самый сильный. У учащихся хорошая успеваемость по литературе. На уроке дети активно работают, высказывают свои суждения, успешно выполняют самостоятельные работы. Программа по литературе, по которой обучаются школьники, предусматривает изучение повести "Ася" в 8 классе, поэтому мы изучали повесть факультативно.

    Учащиеся изучают литературу по учебнику под редакцией Г.И. Беленького. В центре внимания учащихся выдающиеся произведения русских писателей. Школьники получают общее представление о писателях – их жизни и творчестве, о связи изучаемых произведений с историческими условиями, в которых они были созданы и которые в них так или иначе отразились. Можно выделить в программе две основные идеи курса литературы: любовь к родине как основа жизни человека; смысл жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходит человек. Патриотическая идея выражена в ряде произведений в прямой форме.

    Изучение литературы в седьмом классе играет важнейшую роль, так как именно в этот период происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников. В этой ситуации повышается роль личности учителя, становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемые литературой.

    При изучении произведения педагогу важно учитывать все стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценку.

    Ученик движется от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного. Авторы программы рекомендуют учителю обращать внимание на работу по развитию речи, на расширение словарного запаса учащихся, на умение формулировать собственные мысли и впечатления.

    Перед тем как приступить к изучению повести "Ася", мы провели с учащимися анкету. В анкете были предложены вопросы, касающиеся жизни и творчества писателя и несколько вопросов по повести "Ася". Ни один из учащихся не справился с анкетой. 11% допустили по семь и по шесть ошибок, 41% учащихся допустили пять ошибок, 23% допустили четыре ошибки, 6% допустили три ошибки и одну ошибку. Большинство ошибок было допущено в вопросах, которые касаются понимания учащимися повести "Ася".

    Конспект урока.

    Класс 7 "а".

    Тема: Тема любви в повести Ивана Сергеевича Тургенева "Ася".

    Обучающие – подготовить учащихся к восприятию повести "Ася"; проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за ее развитием; выявить, с помощью каких средств автор передает психологическое состояние героев; обучение анализу эпизода.

    Развивающие – формировать навыки устной связной речи; формировать навыки выразительного чтения.

    Воспитательные – формировать у учащихся интерес к русской литературе; способствовать воспитанию у учащихся нравственных качеств.

    Методические приемы: слово учителя, беседа, выразительное чтение, анализ художественного текста.

    Тип анализа: анализ развития действия с элементами анализа художественного образа.

    Ход урока:

    Любовь, любовь – загадочное слово.

    Кто мог бы до конца тебя понять?

    Всегда во всем старо ты или ново?

    Томленье духа ты или благодать?


    Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания

    Оргмомент

    Подготови-тельный этап

    Анализ 16 главы.

    Обобщение. Вопросы для обобщения.

    Подведение итогов.

    Приветствие учащихся. Сообщение числа и темы урока.

    Микроцель: подготовить учащихся к восприятию повести "Ася".

    Учитель читает строки эпиграфа.

    Урок, посвященный повести "Ася", мы не случайно начали с чтения этих стихотворных строк. Любовь… Это, наверное, самое важное и сокровенное из всех человеческих чувств. А Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом вспоминает рождение вечно юного чувства – любви.

    Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – это что такое? Как первой сказать "люблю" человеку, в котором ты не совсем уверенна? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто любит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

    Вопросы и вопросы… Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все Тургеневские герои проходят "испытание любовью", своего рода проверку на жизнеспособность. А при слове "тургеневская девушка" возникает ряд особенных видений:

    И там вдали, где роща так туманна,

    Где луг едва трепещет над тропой,-

    Елена, Лиза, Маша, Марианна,

    И Ася, и несчастная Сусанна –

    Собралися воздушною толпой.

    Знакомые причудливые тени,

    Создания любви и красоты,

    И действенной и женственной мечты, -

    Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

    Он дал им форму, краски и черты.

    Три повести: "Ася", "Первая любовь", "Вешние воды" - Тургенев написал о первой любви. В основу "Аси" легли биографические черты.

    В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла Полю злорадно "барышней".

    В 1859 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом точь-в-точь история Аси, история ее странной жизни, сотканной из противоречий.

    Учитель обращает внимание учащихся на слова, записанные на доске:

    У счастья нет завтрашнего дня…

    У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье

    И.С. Тургенев

    А счастье было так возможно…

    А.С. Пушкин

    В конце сегодняшнего занятия нам с вами предстоит ответить на вопрос: "Почему у счастья нет завтрашнего дня, что помешало главным героям стать счастливыми?"

    Понравилась ли вам повесть?

    Кто из героев произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

    Какие эпизоды, с вашей точки зрения, являются наиболее важными и почему?

    Как состоялось знакомство Н.Н. и Аси?

    Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?

    Где встретили Н.Н. и Гагин Асю на второй день знакомства? О чем это говорит?

    Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом.

    Как же заканчивается второй день знакомства?

    Прошли две недели ежедневных встреч. Н.Н. все более огорчался ревнивым подозрением и, хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства.

    Какое же настроение было доминирующим в этот период?

    Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра?

    Какие чувства овладевают героем после этого?

    Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа брата? Как меняется его душевное состояние?

    Как вы понимаете слова Аси: "Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…"?

    Что чувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, веселого вальсирования с Асей и ее призыва вообразить, что них выросли крылья?

    Как Тургенев через пейзажную зарисовку (гл. 10) помогает читателям, понять психологически состояние героя в этот момент?

    Микроцель: определить роль 16 главы в повести.

    "Сцена свидания Аси и Н.Н. в доме фрау Луизе"

    Какие события описаны в данной главе?

    В каком состоянии шел Н.Н. на свидание с Асей?

    Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?

    В чем он обвиняет Асю?

    В чем хочет оправдать себя?

    Как Ася ведет себя во время отповеди?

    Как вы поняли, какую роль играет эта глава в повести?

    Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви. Как вы думаете, почему эта любовь закончилась разлукой?

    Повесть называется "Ася", по имени главной героини. Как вы думаете, почему? Можно ли назвать Асю красавицей?

    Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой "тургеневской девушки". В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. - Что же создает представление об Асе?

    А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы задали в самом начале нашего занятия.

    Так почему же не состоялось счастье героев?

    Приветствие учителя. Запись числа и темы урока.

    Господин Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

    На уступе стены, на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

    Неприязнь, досада.

    Герой не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое подозрение, что Гагины не родственники.

    Настойчивое любопытство, некоторая досада на загадочное, необъяснимое поведение девушки, стремление понять ее внутренний мир.

    Подслушанный разговор в беседке.

    Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но читатель уже понимает, что его захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы.

    Выборочный пересказ истории Аси.

    Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое состояние: "Я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили…".

    Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью.

    Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – упоение радостью сближения; в нем загоралась жажда счастья.

    Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь "пейзажем" души. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой еще не смел назвать по имени. Герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: "Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".

    Сомнения, колебания.

    Сцена свидания, в которой читатель в последний раз встречается с главной героиней повести, окончательно проясняет сложный, противоречивый характер Аси. Испытав в короткое время свидания целую гамму чувств – от робости, мгновенной вспышки счастья до стыда и отчаяния, Ася находит в себе силы сама прекратить мучительную сцену и, победив свою слабость, "с быстротою молнии" исчезает, оставив Н.Н. в полной растерянности.

    Из-за внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

    Так как она не только оказалась главной, т.е. лучшей, по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти рассказчика.

    Учащиеся находят в тексте детали портрета. Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю очень миловидной.

    Основное представление об Асе создают ее поступки, ее поведение в разных ситуациях.

    Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием; он тогда в себе не чувствовал того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему пришло позднее. Причины жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов

    Рассказывает заранее подготовленный учащийся.

    Один из учащихся зачитывает слова, записанные на доске.

    Зачитывается конец 6 – начало 7 главы.


    Как мы уже отмечали, повесть "Ася" предоставляет много возможностей для организации учебной деятельности учащихся. Основным приемом, помогающим организовать исследовательскую деятельность учащихся, на нашем уроке был прием постановки проблемных вопросов и заданий. Одному из учащихся заранее было предложено исследовательское задание: необходимо было ответить на вопрос – "Какие биографические сведения легли в основу повести?". Также, перед тем как начать беседу по повести "Ася" перед учащимися был поставлен проблемный вопрос, на который они должны были ответить в конце нашего урока: "Почему не состоялось счастье героев?". Помимо этого, по ходу беседы учащимся также предлагались различные проблемные вопросы (Какую роль занимает 16 глава в повести? Можно ли назвать Асю "тургеневской девушкой?").

    После завершения урока с учащимися было проведено повторное анкетирование. Мы получили следующие результаты: 24% учащихся выполнили работу без ошибок, 6% допустили одну ошибку, 23% допустили две ошибки, 6% допустили три ошибки, 18% допустили четыре ошибки, 17% допустили пять ошибок, 5% допустили одну ошибку.

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Организация исследовательской деятельности учащихся во время проведения нашего урока способствовала более глубокому восприятию художественного текста. Это также подтвердилось и результатами анкетирования учащихся.


    Заключение

    Мы можем сделать вывод, что исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности.

    Исследовательская работа как метод преподавания – это развитие умения самостоятельного анализа литературного произведения. Основной прием при исследовательском методе преподавания – это постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий.

    Конечно, исследовательская деятельность не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил. Тем не менее, исследовательская деятельность необходима при проведении современного урока литературы, ведь современный урок – это, прежде всего, такой урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика. В силу своей гибкости, вариативности, будучи зоной свободного поиска, исследовательская работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.

    Не смотря на то, что исследовательская деятельность не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, то есть деятельности, носящей характер практического или художественного творчества, она связана с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием, с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников. Исследовательская деятельность в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику "открыть" новое знание или способ действия.

    Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает повысить глубину осознания и понимания произведения, а также, способствует более эффективному восприятию литературного произведения школьниками. Поэтому, именно сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников.


    Литература

    1. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

    2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

    3. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Просвещение, 2002.

    4. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Вако, 2005.

    5. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.

    6. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

    7. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

    8. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

    9. Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. – М., 1969.

    10. Методика преподавания литературы. Подред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. В2-хчастях. Ч.1. - М.,2002.

    11. Методика преподавания литературы: Под ред. З. Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.

    12. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в школе. – М., 1971.

    13. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1985.

    14. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2 Т. 11. "Язык. Художественная литература". М., "Просвещение", 1968.

    15. История русской литературы 19 века: Вторая половина: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов / Н. Н. Скатов, Ю. В. Лебедев, А. И. Журавлев и др.; Под ред. Н. Н. Скатова – М.: Просвещение, 1987.

    16. Литература: Справ. Шк. / Науч. Разработка и сост. Н. Г. Быковой. – М.: Филолог, центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.

    17. Литературный энциклопедический словарь./ Под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987

    18. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1/ Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1993

    19. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

    20. Анненков П. В. Литературные воспоминания. – М.: Художественная литература, 1983.

    21. Быстрова Л.П. Формирование самообразовательных усилий // РЯШ. – 1992. – №1.

    22. Велкова Н. М. Философия любви в России. – М.: Просвещение, 1991.

    23. Лебедев Ю. В. Русская литература 19 века. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

    24. . Мадер Р.Д. Первые шаги в научном поиске // Литература в школе. – 1981. – № 12.

    25. Поспелов С. Н. История русской литературы 19 века. – М.: Просвещение, 1981.

    26. Чернышевский Н. Г. Письма без адреса /Вступ. статья и коммент. А. Ф. Смирнова – М.: Современник, 1983.

    27. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева – М.: Просвещение, 1997.

    28. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996.

    29. Харитонова О. Н. Повесть И. С. Тургенева "Ася" на уроках литературы в 8 классе. // Литература в школе. – 1994г. – №6.

    30. Калинина И. В. История одной любви: урок в 8 классе по повести И. С. Тургенева "Ася" // Литература в школе – 1994 г. – №6.

    31. Пашинин И. И. Повесть "Ася" в системе уроков по творчеству Тургенева. // Литература в школе. – 1996 г. – №3.

    32. Тургенев И. С. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе – М.: Дрофа, 2005.


    Приложение

    1. Тургенева звали:

    · Иван Степанович;

    · Иван Семенович;

    · Иван Сергеевич.

    2. Годы жизни писателя:

    · 1918 – 1993;

    · 1818 – 1883;

    · 1718 – 1783.

    3. Назовите первый печатный рассказ из цикла И.С. Тургенева "Записки охотника":

    · "Бирюк";

    · "Два охотника";

    · Хорь и Калиныч".

    4. Основная тема "Записок охотника":

    · Тема любви;

    · Тема обличения крепостного права;

    · Тема поиска смысла жизни.

    5. Какой образ вошел в литературу вместе с произведениями И.С. Тургенева:

    · Образ "тургеневской девушки";

    · Образ "тургеневской любви";

    · Образ "тургеневской России".

    6. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С. Тургенева?

    7. Повесть "Ася" входит в цикл рассказов:

    · "Вешние воды";

    · "Первая любовь".

    8. Основная тема повести "Ася":

    · Тема любви;

    В старших классах, где особое внимание уделялось рассмотрению проблемных ситуаций на уроке. Цель данного этапа исследования - выявить дидактические возможности поисковых методов обучения на уроках литературы в старших классах. Характеризуя старший школьный возраст в исследованиях Л.И.Божович показывают, что направленность личности, в том числе нравственная направленность, закладывается задолго...

    Тем круг чтения школьников, выстраиваемый учителем, может расширяться за счёт проектной учебно-исследовательской деятельности. 2. Перегрузка программы переводными произведениями рассматривается как нерациональная. Вместе с тем курс литературы для старших классов профильной школы может дополняться элективным курсом, в котором рассматриваются контекстуальные связи русской литературы с зарубежными...

    Их с учетом гендерной дифференциации позволит найти формы, отражающие символы женского опыта, формируя тем самым гендерную поэтику. В ряду теоретических проблем, составляющих гендерный аспект литературоведения, важнейшее значение имеет вопрос о типологии женской прозы. Типология творчества писателей женщин может быть выстроена на разных основаниях, но нас в данном случае интересует проблема...

    Гг. появилась в печати серия исторических исследований известного татарского писателя и общественного деятеля Г.Ю. Кулахметова (1881-1918) под общим названием "Страницы истории", посвященных всеобщей истории с древнейших времен. Известны его популярные статьи в периодической печати, в которых разъяснялась суть конституционного строя ряда западных стран, анализировались конституции Великобритании, ...

    Много произведений было написано великолепным русским классиком­ И. С. Тургеневым и многие из них были посвящены теме любви. Одним из самых востребованных книг на полках библиотек вот уже много лет является повесть «Ася» о девушке, которая ради любви готова была пожертвовать всем, что у нее есть. У этой истории любви, увы, нет счастливого финала. Любовь в повести сыграла с главными героями своенравную, жестокую шутку, но и они в какой-то степени виноваты в том, что отношения не сложились, в частности главный герой повести - господин Н. Н.

    Как-то, путешествуя по Германии, в тихом городке на берегу Рейна он повстречал двух русских, которые сразу ими понравились. Молодой человек представился как Гагин . Он был преуспевающим художников. А девушку, которую Гагин представил как свою сестру, звали Асей . Н. Н. быстро подружился с ними и стал частым гостем в их доме. Ася поначалу сторонилась гостя, но потом стала все больше с ним общаться. Как замечал сам Н. Н., она была всегда разной. Один день могла представиться озорным, взбалмошным ребенком, другой день - серьезной барышней. Он и понятия не имел, отчего в ней происходили такие перемены.

    На самом деле, поведение Аси было связано с ее двойственным происхождением. Отец у них с Гагиным был один. Он был богатым и уважаемым дворянином. А мать Аси была скромной горничной. С тех пор, как родителей не стало и она была на попечении у Гагина, ей трудно было свыкнуться с обществом другого уклада. В любом случае, к присутствию господина Н. Н. она привыкла и даже весело с ним общалась. Как-то Гагин приехал и сообщил другу, что сестра плохо себя чувствует, отказывается от еды и ее лихорадит. Она призналась брату, что влюблена в их нового друга и хотела бы с ним связать свою жизнь. Гагин, полагая, что Н. Н. не имеет никаких серьезных намерений, порекомендовал другу честно объяснить Асе всю ситуацию.

    Судьба молодых влюбленных решилась в день их единственного откровенного разговора. Во время свидания Ася оказалась в объятиях Н. Н. и ничуть не жалела о своем «первом шаге», но он стал корить ее за то, что она рассказал все брату, таким образом, сделав их личное счастье невозможным. Ася вырвалась из рук возлюбленного и убежала. Тщетно он пытался весь день найти ее в городе, а успокоился только к вечеру, заметив свет в ее окошке. С этого дня он твердо решил, что хочет жениться на Асе и сделает ей официальное предложение. На следующее утро, когда он пришел к друзьям, их в доме уже не было, и служанка сказала, что хозяева уехали.

    Единственным объяснением стала оставленная Асей записка, в которой говорилось, что если бы Н. Н. сказал, хоть одно слово, она бы осталась. Гагин тоже оставил записку другу, в которой писал, что убежден в необходимости разлуки. Так закончилась история любви героев повести Тургенева, почти не начавшись. Обидно было только то, что спустя годы Н. Н. осознал, что такую неординарную девушку как Ася ему больше не встретить. Она так и осталась в его душе единственной любовью на всю жизнь.

    Повесть «Ася» — трогательный рассказ о несбывшейся любви. Главных героев иногда сравнивают с Ромео и Джульеттой, хотя на их пути и не было таких преград, как у шекспировских влюбленных. Причина, почему чистое высокое чувство осталось лишь воспоминанием, кроется не во внешних причинах, а в характерах главных героев.

    Зарождение чувства


    Кадр из фильма

    Главный герой, который скрывается под инициалами Н.Н., путешествует по свету. Остановившись в одном европейском городке, он идет на студенческое мероприятие. Н.Н. не любит общаться с русскими людьми заграницей, однако его внимание привлекает одна пара: молодой симпатичный юноша и его загадочная спутница. Между молодыми людьми завязывается непринужденное общение. Нового знакомого зовут Гагин, а его спутницу – Асей. Они брат и сестра, как выяснится чуть позже – сводные по отцу. Господин Н.Н. начинает часто бывать у них в гостях, полагая, что симпатизирует Гагину, этому человеку с настоящей русской душой. Но понемногу понимает, что его привлекает больше Ася. Эта необычная миловидная девушка нравится герою. Но ее поведение не всегда понятно господину Н.Н. Героиня часто ведет себя, как капризный ребенок. Но иногда ее черты преображаются и ее светлый грустный взгляд волнует героя. Ася тоже влюбляется в господина Н.Н. Но, будучи еще очень юной, не знает, как правильно привлечь его внимание.

    Влюбленные из разных миров

    Господин Н.Н. и Ася испытывают друг к другу чувства. Но они очень разные люди. Герой привык ко всему подходить разумно, ведь чувства кажутся ему опасными. Так же он относится и к выбору будущей жены. В светском мире, в среде которого он вырос, образ идеальной жены – это уступчивая женщина с хорошими манерами, тень мужа. Образ Аси не укладывался в такие стереотипы. Она – дикая стихия, способная, как создать, так и разрушить. Самобытность Аси привлекла господина Н.Н., но также именно она и настораживала его, пугала. К тому же, ей всего 17 лет. И мысль жениться на несовершеннолетней девочке казалась главному герою глупой. Поэтому он медлил с признанием в любви.

    Признание Аси

    Героиня не находила себе места после встречи с господином Н.Н. Первая любовь возникла так внезапно и накрыла ее с головой. Она еще молода и не знает, как вести себя с возлюбленным. Поэтому Ася ведет себя странно: то тихо сидит, то вдруг сорвется и убежит куда-то, то дерзко смеется, то смотрит очень вдумчиво и грустно.

    Однако, несмотря на свой юный возраст, именно Ася решается сделать первый шаг к любви. Не умея хитрить, она просто признается ему в чувствах. Героиня ждет, что господин Н.Н. поймет ее и скажет нужные слова, но он колеблется. Вместо того, чтобы честно поговорить с девушкой, герой рассказывает обо всем ее брату. Гагин сразу понимает, что его приятель не готов к женитьбе. Он не сердится, потому что тоже считает неуместным такой брак.

    Осознание ошибки

    Господин Н.Н. возвращается к себе, но на следующий день понимает, какую ошибку совершил, ведь он любит Асю! Он приходит к Гагиным, чтобы попросить руку и сердце девушки. Но они уже уехали, и больше герой никогда их не встретил. Однако любовь к этой странной, загадочной девушке рассказчик сохранит навсегда.

    В начале повести герой уже зрелый человек, но вспоминает о своей первой любви с нежностью. Он осознал, что совершил ошибку, не сказав тогда Асе простых слов о настоящей своей любви.

    За ее основу были взяты черты, присущие биографии писателя. Характеристика Аси в повести «Ася» невозможна без краткого экскурса в жизнь, а точнее любовь Ивана Сергеевича.

    Вечный друг Полины Виардо

    Отношения Полины Виардо и Ивана Сергеевича продлились долгих 40 лет. Это была история любви, которая поселилась только в сердце одного человека, Тургенева, а страстно почитаемая им женщина не отвечала ему взаимностью. Она была замужем. И все четыре десятилетия Иван Сергеевич приходил в их дом в качестве вечного и навсегда верного друга семьи. Поселившись «на краешке чужого гнезда», писатель пытался построить свое, однако до конца жизни любил Полину Виардо. Виардо стала женщиной-разлучницей, убийцей счастья девушек, которые безоглядно влюблялись в Ивана Сергеевича.

    Стоит сказать, что трагичные отношения с Виардо были не новы для него. Совсем еще юный Иван в восемнадцатилетнем возрасте влюбился в дочь Катеньку. Милое ангельское создание, какой казалась девушка на первый взгляд, на деле не оказалась таковой. Она имела длительные с главным деревенским ловеласом. По злой иронии девичье сердце покорил Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя.

    Однако не только писателю разбивали сердце, он сам не раз отвергал любящих его женщин. Ведь до конца дней он обожал Полину Виардо.

    Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

    Многие знают, что тургеневские девушки существуют, но мало кто помнит, какова она, героиня из рассказов писателя.

    Портретная характеристика Аси, встречающаяся на страницах повести, такова.

    Как видно из приведенных строк, Ася обладала нетипичной красотой: мальчиковая внешность сочетала в себе короткие крупные глаза, окаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

    Краткая характеристика Аси, ее внешнего образа будет неполной, если не упомянуть, что, скорей всего, в ней нашло отражение разочарование Тургенева в круга (последствия к Екатерине Шаховской).

    Именно здесь, на страницах повести «Ася», зарождается не только тургеневская девушка, но тургеневское чувство любви. Любовь сравнивается с революцией.

    Любовь, как и революция, проверяет героев и их чувство на стойкость, жизнеспособность.

    Происхождение Аси и характер

    Предыстория жизни героини внесла существенный вклад в характер девушки. Это внебрачная дочь помещика и горничной. Ее мать старалась воспитывать ее в строгости. Однако после смерти Татьяны Асю забрал к себе отец. Из-за него в душе девушке зародились такие чувства, как самолюбие и недоверчивость.

    Характеристика Аси из повести Тургенева вносит изначальные несоответствия в ее образ. Она противоречива и игрива в отношениях со всеми людьми. Если взять ее интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Так как она смотрит на все с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

    Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристрастием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже нее.

    Момент духовного пробуждения

    Характеристика Аси из повести Тургенева будет неполной, если не обдумать вопрос духовного пробуждения главных героев: Аси и господина Н.Н.

    Герой и автор повествования, встретив в небольшом немецком городке Асю, чувствует, что душа его затрепетала. Можно сказать, что он духовно ожил, открылся чувствам. Ася убирает розовую завесу, через которую он смотрел на себя и на свою жизнь. Н.Н. понимает, насколько ложно было его существование до момента знакомства с Асей: время, растраченное на путешествия, теперь ему кажется непозволительной роскошью.

    Перерожденное мировоззрение господина Н.Н. с трепетом ожидает каждой встречи. Однако встав перед выбором: любовь и ответственность или одиночество, - он приходит к выводу о нелепости возможной жениться на той, чей нрав ему не покорить никогда.

    Любовь также помогает раскрыться характеру Аси. Она начинает осознавать себя личностью. Теперь она не может обойтись обычным чтением книг, из которых она дочерпывала знания об «истинной» любви. Ася открывается чувству, надеждам. Она первый раз в жизни перестала сомневаться и открыла себя для ярких чувств.

    Какова она, Ася, в глазах господина Н.Н.?

    Характеристика Аси в повести «Ася» производится не самим Иваном Сергеевичем, эту задачу он отводит своему герою, господину Н.Н.

    Благодаря этому мы можем заметить трансформацию отношения героя к возлюбленной: от неприязни к любви и недопониманию.

    Господин Н.Н. отметил душевный порыв Аси, желающей показать свое «высокое» происхождение:

    Все ее поступки поначалу кажутся ему «детскими выходками». Но вскоре он увидел ее в облике испуганной, но прекрасной птички:

    Взаимоотношения Аси и господина Н.Н.

    Словесная характеристика Аси в повести «Ася» предрекает трагичный исход зарождающихся отношений героини и господина Н.Н.

    По природе своей Ася - натура противоречивая от самых своих корней. Стоит только вспомнить отношение девушки к матери и своему происхождению:

    Девушка любила, чтобы на нее обращали внимание, и одновременно с тем боялась этого, так как была достаточно робкая и стыдливая.

    Ася грезит о герое, который станет для нее воплощением счастья, любви и мысли. Герое, который сможет безропотно противопоставить себя «людской пошлости», чтобы спасти любовь.

    Ася увидела своего героя в господине Н.Н.

    Рассказчик полюбился девушке с первого момента их знакомства. Она хотела его заинтриговать и при этом показать, что она - родовитая барышня, а не какая-то там дочь горничной Татьяны. Это несвойственное для нее поведение повлияло на первое впечатление, сложившееся у господина Н.Н.

    Затем она влюбляется в Н.Н. и начинает ожидать от него не просто действий, а ответа. Ответа на волнующий ее вопрос: «Что делать?» Героиня грезит о подвиге, но так и не дождется его от возлюбленного.

    Но почему? Ответ прост: господин Н.Н. не наделен душевным богатством, присущим Асе. Образ его достаточно скуден и немного уныл, хотя не лишен нотки назидательности. Таким он предстает перед нами по мнению Чернышевского. Человеком с трепещущейся, мучающейся душой видит его сам Тургенев.

    «Ася», характеристика Н.Н.

    Души сердечные порывы, раздумья о смысле жизни были незнакомы герою повести Н.Н., от имени которого ведется повествование. Он вел распутную жизнь, в которой делал, что хотел, и думал только о собственных желаниях, пренебрегая мнением других.

    Его не заботили чувство морали, долга, ответственности. Он никогда не думал о том, какие последствия понесут его действия, при этом самые важные решения перекладывая на плечи других.

    Однако Н.Н. - не полное воплощение плохого героя повести. Вопреки всему он не утратил способности понимать и разделять добро от зла. Он достаточно любопытен и любознателен. Цель его странствия - не желание познать мир, а мечта узнать много новых людей и лиц. Н.Н. достаточно самолюбив, но ему не чуждо чувство отвергнутой любви: ранее он был влюблен во вдову, которая его отвергла. Несмотря на это, он остается добрым и достаточно приятным юношей 25 лет.

    Господин Н.Н. осознает, что Ася - девушка со странностями, поэтому боится в будущем столкнуться с неожиданными поворотами ее характера. Кроме этого, женитьба видится ему как неподъемная ноша, в основу которой входит ответственность за чужую судьбу и жизнь.

    Побоявшись перемен и переменчивой, но полной жизни, Н.Н. отказывается от возможного взаимного счастья, взвалив на плечи Аси ответственность за принятие решения об исходе их отношений. Совершив таким образом предательство, он заранее предрекает для себя одинокое существование. Предав Асю, он отверг жизнь, любовь, будущее. Однако упрекать его Иван Сергеевич не спешит. Так как он сам расплатился за совершенную ошибку...