Пусть говорят игорь саруханов и его жены. Игорь саруханов - биография, информация, личная жизнь

Как и многие талантливые люди, Игорь с самого раннего детства, отчаянно сопротивляясь нежеланию окружающих смириться с его стремлением окунуться с головой в такой "несерьезный" мир шоу-бизнеса, потихоньку готовился к столь манящему и волнующему плаванию по волнам так горячо любимой им музыки. Ни пристальный контроль родителей, надеющихся, что сын все-таки одумается, ни, как следствие - поступление в технический ВУЗ не сломили стремление молодого человека. Ведь он точно знал свое предназначение! И однажды Игорь торжественно объявил родителям, что завязывает с точными науками. Уверенность, свойственная одаренным и целеустремленным людям подействовала на родителей, и они сдались...

Поняв, что решение сына непоколебимо, отец решил, что лучше все-таки принимать участие в жизни сына и с его помощью Игорь попадает в свой первый музыкальный коллектив - Ансамбль песни и пляски Ордена Ленина Московского ВО, художественным руководителем которого в то время был Народный артист СССР Сурен Исаакович Баблоев. Именно там и произошла его историческая встреча со Стасом Наминым, музыкант которого проходил службу вместе с Игорем. Такое стечение обстоятельств лишний раз подтвердило Игорю правильность выбранного пути! И с неподдающимся описанию энтузиазмом Игорь принялся осваивать репертуар суперпопулярной в то время группы "Цветы", исполняя его по всей территории военной части. Вполне естественно, что Стас Намин физически не мог не заметить молодого человека - его гитарные импровизации на тему и голос разносились по всему гарнизону. И однажды услышав после очередного пассажа аплодисменты и обернувшись, Игорь понял, что он услышан. Так они встретились...

Как результат - демобилизовавшись и пройдя четырехмесячную "стажировку" в не менее легендарном ансамбле "Синяя птица", в 1979 году Саруханов был принят в "Цветы", где проработал три года. Это было время небывалой романтики, сумасшедшей популярности, стадионных аншлагов и всенародной любви!

В 1981 году Игорь становится одним из создателей ансамбля "Круг", который, несмотря на то, что просуществовал 4 года, подарил множество нетленных хитов, слова из которых до сих пор помнят - "Позади крутой поворот" (ее исполняла Анне Вески), "Кара кум", "Ни слова о любви", "Ты сказала, поверь"...

Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда накопленное и пережитое настолько переполняет человека, что настоящее хочется оставить прошлом и совершить сильный смелый рывок в неизвестность... Если в такой момент человек готов к самостоятельному плаванию, это превращается в сольное творчество. Так, в 1985 году на эстрадном небосклоне появилось новое имя - Игорь Саруханов. Пережитое и накопившееся плавно вылилось в более чем 300 песен собственного сочинения. И только относительно небольшая часть его песен написана в соавторстве. Зато какие это имена - Александр Новиков ("Скрипка-лиса", "Два луча"), Симон Осиашвили ("Дорогие мои старики"), Александр Вулых ("Лодочка", "Придуманная любовь").

Чем же так привлекательно творчество Игоря Саруханова? Если внимательно почитать гостевую артиста, то можно резюмировать, что Игорю одинаково удается затрагивать мысли и переживания и взрослых и детей, мужчин и женщин, творческих людей и людей, далеких от этой области. На разных этапах жизни в его песнях можно найти поддержу и грамотный совет. Под них можно поплакать и посмеяться. И даже встретить любовь всей жизни! Это творчество, не имеющее границ. Творчество для всех и для каждого.

Имя: Игорь Саруханов (Igor Sarukhanov)

Возраст: 62 года

Место рождения: Самарканд, Узбекистан

Рост: 180 см

Национальность: армянин

Деятельность: певец, композитор, поэт

Семейное положение: женат


Игорь Саруханов: биография

Певец был популярен ещё в советские времена как композитор, поэт и исполнитель своих и чужих песен со сцены. В 1997 году он стал Заслуженным артистом РФ.

Родным городом певец считает Самарканд. В его роду были армяне и азербайджанцы. С четырёх лет семья Саруханова стала жить в Долгопрудном. Мама - учитель русского языка и литературы, отец, кандидат технических наук, устроился в один из столичных вузов. Прадед по линии отца имел большие деньги от продажи зерновых, леса и камня, владел несколькими заводами и фабриками. Активно помогал голодающим.


Игорь много интересного мог рассказать о своей семье. Сам он ходил в школу и попутно обучался игре на самом любимом инструменте – гитаре, поэтому увлечённо и прилежно занимался на музыкальных занятиях, чем очень радовал педагогов и родителей. Вскоре ни одна школьная дискотека не проходила без Игоря и его гитары. Игорь с ребятами брали гонорары за свои выступления, чем был очень недоволен директор школы.


Коммерческая деятельность в Советском Союзе была запрещена. Весь состав музыкантов, сопровождающих дискотеки в школе, хотели выгнать. Но отец Саруханов-старший убедительно доказал администрации учебного заведения, что средства тратились на новые инструменты и гитарные струны. Можно сказать, что биография певца началась со школьной скамьи.

Становление карьеры, песни

Как и все молодые люди Саруханов пошёл служить в армию. Армейские годы у Игоря проходили в Московском военном округе в Ансамбле песни и пляски. Тут и произошло его знакомство со Стасом Наминым. Этот музыкант помог устроиться будущему композитору в знаменитый ансамбль. Окончательно стать профессиональным певцом Саруханов решил в 1979 году во время работы в ансамбле «Синяя птица».


Позже Игорь ушёл из ансамбля в группу «Цветы». Вскоре стараниями будущего композитора была создана группа «Круг», которая просуществовала три года. Этот коллектив состоял из тех, кто раньше играл в группе «Цветы».


Когда поэт Анатолий Монастырёв начинает сотрудничество с новым образовавшимся коллективом, появляются новые песни и зрительское признание. Но вскоре в стране издаётся указ о расформировании многих групп, в том числе, под это указание попал и «Круг». За музыкантов заступилась заместитель главного редактора газеты «Советская культура», жена сына Юрия Владимировича Андропова, поэтесса Татьяна Квардакова. Новый всплеск идей и решений произошёл в 1985 году. Игорь участвовал в московском Всемирном молодёжном фестивале и стал его победителем.
Начались сольные гастроли, и вышел его первый песенный альбом. Тираж разошёлся мгновенно. Игорь продолжает участвовать в различных песенных конкурсах и фестивалях, он завоёвывает заслуженные награды. Певец стал активно писать песни для группы «А’Студио», Николая Носкова , Анне Вески , Александра Маршала . Кроме того, он написал книгу «Биография чувств». Карьера артиста пошла в гору: он получил звание Заслуженного артиста, членство в Союзе писателей и Союзе композиторов.

Игорь Саруханов: биография личной жизни

Женат Игорь Саруханов был шесть раз. В первом браке он состоял с Ольгой Татаренко. Она артисткой цирка, демонстрировала гибкость своего тела в номере «женщина-каучук». В этом союзе любовные чувства долго не продержались, а Игорь познакомился с археологом Ниной, с которой он прожил пять лет.

В третий раз певца околдовала красавица цыганка Анжела. На свадьбе гуляли с цыганским размахом, но тоже безрезультатно: семья распалась. В четвёртый раз решил создать семью певец и композитор. На этот раз своей спутницей по жизни он выбрал модельера и дизайнера Елену Ленскую. И снова цифра «5» начала преследовать и этот брак.

Пятой женой после двухлетнего знакомства стала балерина Екатерина Голубева-Польди. Она сочиняла стихи, которые тут же ложились на музыку супруга, снималась у него в клипах. Большая любовь, вспыхнувшая между двумя артистами, не стала долгой.

Оказалось, что Игорь всегда искал своих спутниц совсем не там. Счастье всегда было рядом. Его администратором была Татьяна Костычева, которая решала многие рабочие проблемы исполнителя. Однажды Игорь Саруханов попробовал взглянуть на Таню по-иному, сделал предложение, в 2008 году молодые люди соединили свои судьбы. Супруг удочерил дочь Тани от парня, который сбежал, бросив девушку в «интересном» положении. Теперь эту девушку зовут Любовь Саруханова.

Родился 6 апреля 1956 года в Самарканде.
Заслуженный артист РФ (1997).
Российский поп-рок-певец, композитор. Будущий певец закончил музыкальную школу по классу классической гитары в Самарканде. Играл в ансамблях «СИНЯЯ ПТИЦА», «ЦВЕТЫ», «КРУГ». В качестве гитариста, певца и композитора работал с Т. Мяги, А. Пугачевой, Ф. Киркоровым, Е. Семеновой, А. Вески, Е. Кемеровским, группой «КОМБИНАЦИЯ» и другими артистами. Сольный дебют Игоря Саруханова состоялся в 1985 в рамках культурной программы Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (получил первую премию за песню Московский простор). В следующем году вышел первый диск-гигант певца « Если нам по пути». С 1986 активно гастролирует, получает звание лауреата фестиваля «Братиславская лира». В 1984 в Сопоте был отмечен первой премией как автор песни Позади крутой поворот. В 1990 на песню Игоря Саруханова Barber был снят первый отечественный профессиональный видеоклип (режиссер Михаил Хлебородов). Среди самых известных песен Игоря Саруханова - Дорогие мои старики, Скрипка-лиса, Зеленые глаза и другие. Композиторский и исполнительский стиль Саруханова ориентирован на традиционную мелодичную поп-музыку с элементами рока и блюза. Артист записывает новые песни, выступает с концертами в разных городах России и за рубежом, принимает участие в различных телепередачах. Татьяна Барченкова Дискография: Если нам по пути (Фирма Мелодия, LP, 1987)Зеленые глаза (Фирма Мелодия, LP, 1990)Я хочу побыть один (Sintez Records, LP, 1991)Лучшие песни. Часть 1 (Anima Vox, 1993)Лучшие песни. Часть 2 (Anima Vox, 1994)Зачем вернулась ты? (Студия Союз, CD, 1994)The Best (Anima Vox, СD, 1994)The Best-2 (Anima Vox, СD, 1994)Круг друзей (MASTER SOUND, 1994)Музыка для дискотек (Media Star, 1995)Музыка для дискотек (Pelican Records, 1996)Скрипка-лиса (Gala Records, 2 CD, 1997)Нет, не разлюбила... (Фирма Мелодия, 1997) Это не любовь (1999) Лодочка плыви (2001) Grand Collection - I (2002) Grand Collection - II (2003) Новый альбом (2003) Любимые песни.RU (2003)

Заслуженному артисту России, певцу, поэту и композитору Игорю Саруханову исполнилось 55 лет.

Певец, поэт, композитор, Заслуженный артист России Игорь Арменович Саруханов (настоящая фамилия Саруханян) родился 6 апреля 1956 г. в городе Самарканд Узбекской ССР. Отец - Армен Ваганович Саруханян был кандидатом технических наук, занимался биотехнологией, микробиологией, проблемами питания в космосе и на Земле, мать - преподавателем русского языка и литературы.

Музыкой Игорь увлекся еще в раннем детстве; в шестом классе он создал свою первую музыкальную группу и написал свою первую песню.

Саруханов с отличием окончил музыкальную школу по классу классической гитары в Самарканде. Однако родители были против желания сына продолжить музыкальное образование, и он после окончания школы поступил в институт с техническим уклоном, из которого вскоре ушел.

Проходя срочную службу в армии, Игорь Саруханов оказался в Ансамбле песни и пляски Ордена Ленина Московского военного округа.

В 1979 г. после службы он стал выступать в ансамбле "Синяя птица", затем был принят в группу "Цветы", где проработал три года.

В 1981 г. он стал одним из создателей ансамбля "Круг", который просуществовал до 1985 г. Здесь родились хиты "Позади крутой поворот", "Кара-кум", "Ни слова о любви", "Ты сказала, поверь" и др. В 1984 г. на фестивале в Сопоте Саруханов был отмечен первой премией как автор песни "Позади крутой поворот".

В качестве гитариста, певца и композитора Игорь Саруханов работал с Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, Анной Вески, Евгением Кемеровским, группой "Комбинация" и многими другими исполнителями.

Сольный дебют Саруханова состоялся в 1985 г. в рамках культурной программы Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, где он получил первую премию за песню "Московский простор".

В 1986 г. вышел первый его диск - "Если нам по пути", тогда же началась активная гастрольная деятельность певца.

На творческом счету Игоря Саруханова более 10 сольных программ в различных стилях: блюз, рок, поп, он выпустил более 15 альбомов, написал более 300 песен, среди которых такие хиты, как "Зеленые глаза", "Желаю тебе", "Бухта радости", "Это не любовь", "Я хочу побыть один", "Поминальная", "Поплакала, и хватит", "Виновато море", "Ты и я" и многие другие. Саруханов является композитором и автором текстов большинства своих песен.

Лишь небольшая часть его произведений создана на слова других авторов. В соавторстве с Александром Новиковым им написаны песни "Скрипка-лиса" и "Два луча", с Симоном Осиашвили - "Дорогие мои старики", с Александром Вулых - "Лодочка" и "Придуманная любовь".

В 1990 г. режиссер Михаил Хлебородов на песню Barber снял первый отечественный профессиональный видеоклип. В октябре 1998 г. композитор завершил работу над альбомом "Ты ли это?".

В настоящее время он продолжает много и плодотворно работать. Огромными тиражами выходят лазерные диски с его песнями и музыкальными композициями: "Лодочка, плыви" (2001), Grand Collection (2002), "Любимые песни.ru" (2003), "Новая коллекция" (2004), "Новый альбом" (2004), "Любовное настроение" (2004), "Биография чувств" (2007).

Игорь Саруханов выступает с концертами в разных городах России и за рубежом, принимает участие в различных телепередачах.

Саруханов - член Союза писателей России. Он автор книги "Биография чувств".

В 1998 г. ему было присвоено звание Заслуженного артиста России.

Несколько лет назад Игорь Саруханов успешно выступил в новом амплуа дизайнера , а марка Igor Sarukhanov начала победное шествие по подиумам модных показов, хотя сам он не считает себя модельером. Он выпустил 4 коллекции одежды, которые принимали участие в показе Ural Fashion Week и Неделе моды в Москве. Все четыре коллекции были созданы по мотивам его песен. На счету у марки уже немало творческих побед, одной из которых стала победа в конкурсе на лучший дизайн кредитной карты Visa Gold в марте 2007 г.

Игорь Саруханов был неоднократно женат . Его жена Татьяна Костычева является его концертным директором, директором дома моды и дизайнером в одном лице. В 2008 г. у них родилась дочь Люба, которой композитор посвятил в 2010 г. альбом "Алые паруса".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

— Точно знаю, что все происходящее в жизни — от Бога. И радость, и наказание — все от него. Я всегда ценил тот дар, что получил с рождения, и знал, что не имею права его игнорировать или использовать как-то не так…

Музыка в моей жизни была всегда. На домашних праздниках мама (по профессии — педагог русского языка и литературы) замечательно играла на фортепиано и очень красиво пела романсы, так как окончила музыкальное училище. Поэтому я не сопротивлялся, когда мамочка предложила мне, десятилетнему, поступить в музыкальную школу. Думали идти по классу фортепиано, но там не оказалось свободных мест, и после прослушивания нам предложили выбрать любой другой инструмент. Мама выбрала гитару.

Мой педагог Людмила Васильевна Акишина была нашей соседкой и маминой подругой, учителем высшего класса. И любовь к инструменту она привила мне тем, что сама великолепно на нем играла. Так что прогуливать уроки или филонить никогда не хотелось, занимался прилежно.

Вообще я был способным ребенком — уже в 6-м классе сочинил песню, с которой выступил на школьном вечере.

— Слова помните? Наивные, наверное?

— Конечно, помню: «Зачем ты уходишь?» Повод был личный: мне нравилась десятиклассница, но она предпочла студента. Кстати, потом тот самый студент МФТИ стал моим другом, и мы вместе играли в ансамбле.

— А вот ваша студенческая жизнь не задалась: бросили учебу ради музыки. Наверняка такой поступок расстроил вашего папу — ученого?

— Непонимание длилось десять минут. Я сообщил родителям, что ухожу из Института химического машиностроения, где успел отучиться всего год. Папа спросил: «И куда ты собрался?» Я говорю: «Пока в подвал репетировать». Конечно, он переживал за мое будущее. Но сыночек не просто играл в подвалах, а зарабатывал деньги.

— Каким образом?

— Старшеклассником я играл в школьном ансамбле, который выступал помимо родных стен еще и на танцах. Гонорар — 100 рублей на четверых за концерт. Приличные деньги! Учитывая, что моя мама зарабатывала 120 рэ в месяц. Кстати, когда о моих «успехах» узнали в школе, встал вопрос об отчислении — ведь комсомолец не имеет права петь в ресторане! Но пришел папа и объяснил учителям, что этого делать нельзя, потому что сын зарабатывает не на развлечения, а на музыкальные инструменты. И вообще, он работает, а не бьет баклуши.

Вскоре меня заметили парни из ансамбля знаменитого МФТИ. Им понадобился опытный чувак — певец, гитарист с музыкальным образованием. Они-то были самоучками. «Синяя птица», The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple — вот что мы исполняли на танцевальной площадке города Долгопрудного.

По субботам в кафе на физтехе проходили абсолютно сумасшедшие ­концерты — играли «Машина Времени», «Цветы», «Удачное приобретение», «Високосное лето». В маленький зал набивалась уйма народа! Конечно, мы тоже мечтали там выступать. И вот свершилось: однажды и наш «Аквариум» пригласили выступить на прославленной сцене. От счастья просто офигели. Кстати, мы тогда и знать не знали о существовании другого «Аквариума» и БГ (Борис Гребенщиков. — Прим. «ТН»). До сих пор помню, как был одет на первом выступлении: батник и вельветовые штаны — сверху в облипочку, а внизу 26-сантиметровые клеши.

— Битком набитый зал «Крокус Сити Холла» взорвался аплодисментами, а я стоял на авансцене, смотрел на свою жену и дочку, сидящих в первом ряду, и наслаждался счастьем. Фото: Арсен Меметов

— Понятно, на что уходили заработки мальчишки.

— Так ведь надо было соответствовать гитаре-то! На прилавках в начале 1970-х лежало все серенькое и одинаково убогое. И я шел к маминой подруге тете Ане — работнику Мосторга и просил помочь. Она доставала мне дефицитные ткани — джинсу, вельвет. А потом мой любимый портной шил по моим эскизам. Став постарше и уже прилично зарабатывая, покупал у спекулянтов. Мы ведь были хиппи!

Помимо одежды нужна была гитара, а это 250 рублей, струны — 7 рублей 50 копеек, еще требовались барабанные палочки и так далее. Все это добывалось из-под полы в магазине «Аккорд» на Масловке. А импортные виниловые пластинки у спекулянтов по 60 рублей! Мы переписывали их на магнитофонную пленку и на слух разучивали новые песни. Не понимали английского языка, но копировали звуки в точности.

— Трудно представить, как могла сложиться дальше ваша судьба, если бы вы не попали служить в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Ведь это там произошло судьбоносное знакомство со Стасом Наминым?

— Если бы моя мама не обратилась к нашему соседу Владимиру Андреевичу, трубачу ансамбля, и не ­попросила помочь, а он не позвонил кому надо насчет меня, то наверняка ничего бы и не было. На судьбу влияет в конечном счете миллион разных обстоятельств. Именно

поэтому я не хочу прожить свою жизнь заново. Ни одной секунды не изменил бы в ней — настолько мудро, в единую цепочку, собраны все события моей биографии. Стас Намин часто приходил в ансамбль навестить товарища и натыкался на меня — дневального с гитарой. При этом я не бренчал, а перекладывал аппликатуру фортепиано Элтона Джона на гитару. Как-то Стас подошел ко мне, мы разговорились, познакомились.

Но в его группу «Цветы» я попал не сразу. Сначала была «Синяя птица», в которую меня пригласил тот самый товарищ Намина, которого он ­навещал. С января по апрель 1979 года я играл в этой потрясающей группе, но там не сложилось — почему-то я чувствовал себя не в своей тарелке. Когда Стас позвал в «Цветы», с радостью согласился.

Условия и в «Синей птице», и в «Цветах» были строгие. Например, в одиннадцать утра — сводная вокальная репетиция. Хочешь не хочешь — надо. Но мы и зарабатывали очень прилично. Папа, при его зарплате преподавателя вуза с кандидатским званием в 300 руб­лей, не понимал, как это можно получать две тысячи в месяц.

— И что по этому поводу говорил Армен Ваганович? Что несправедливо жизнь устроена или как правильно, что вы не пошли в ученые?

— Папа поражался, но относился с пониманием, когда я объяснял, что мы действительно вкалываем, играя по четыре-пять концертов в день, что связки рвутся и кровь идет горлом. Так и было, это не фигура речи.

— Вскоре вы вместе с друзьями основали группу «Круг», а с 1984 года стали выступать сольно. Именно тогда и пришла популярность к исполнителю собственных песен Игорю Саруханову?

— Главным хитом VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1985 года стала песня «Маскарад», написанная мной на стихи Анатолия Монастырева и Ольги Писаржевской. Песня шла по линии комсомола, можно сказать, что раскрутили меня комсомольцы — она звучала по радио, в «Московском комсомольце» вышла популярная «Звуковая дорожка». И дальше — обложки с моим фото в журналах «Работница», «Крестьянка»…

Фестиваль проходил летом, а уже в сентябре я как сольный исполнитель поехал с гастролями по стране. Расписан был каждый день до декабря включительно! Популярности добавила «Утренняя почта», в которой я спел песню «Парень с гитарой». Вот после этого меня стали узнавать везде.

— Любопытно, можно ли по вашим песням отследить вашу личную жизнь? Вот, к примеру, в каком случае песня выходит пронзительнее — когда вы счастливы или, наоборот, испытываете разочарование?

— Песни пишутся в разном состоянии. Приведу пример. 1986 год, звонит Симон Осиашвили: «Привет, Игорек, как дела?» — «У папы инфаркт», — отвечаю. Он вздыхает — его родители тоже болеют… «Я текст написал, хочу тебе показать», — говорит. Через полчаса сидит напротив, я читаю текст, и меня накрывает: в голове уже и куплет, и припев… Я даже допеть не смог — ком в горле. Вот и все, так была написана песня «Дорогие мои старики». Симон — молодец. С этой песней мы вошли в историю советского радио.

Вы не представляете, что творилось со страной после первого эфира! Песня звучала из каждой радиоточки 24 часа в сутки, и в итоге ее запись в фонотеке просто-напросто размагнитилась. Вам этого не понять, наверное. Дело в том, что сегодня любой редактор любой радиостанции может поставить копию любой песни. А в те годы музыкальный материал брали из фонотеки по официальной заявке, как книгу в читальном зале. И если песня звучала на «Маяке», к примеру, то нигде больше звучать не могла. Копия была одна, и ее из-за частых повторов размагнитили, пришлось делать вторую. Это случилось за всю историю советского радио дважды: первой размагниченной песней стала «Соловьиная роща».


После «Стариков» я сразу написал задорную «Зеленые глаза» — лишь для того, чтобы не сложилось мнение, будто я пишу только лирические песни. Никакой подоплеки или личной истории не было.

Или другой хит — «Желаю тебе». 1987 год, я на гастролях в Калининграде, одиннадцать утра. Сижу в своем гостиничном номере, смотрю местную программу — все поздравляют друг друга с юбилеями, днями рождения и так далее. Дело дошло до маленького мальчика, который сказал сакраментальную фразу: «А я своей маме желаю из тысячи игрушек одну — самую любимую». Вот и все. Я выключил телевизор и через 15-20 минут написал песню.

— Выходит, управлять вдохновением вы не можете?

— Вы правильно сказали — песни или пишутся, или не пишутся. И я знать не хочу, как это происходит. В литературном институте я не учился, на композиторском отделении тоже, так что все песни просто падают с неба. И это меня очень радует!

— Могу задать вопрос педагогу по гитаре: почему у гитаристки Любы Сарухановой неправильно поставлена рука? Вообще-то я учу дочку сам, когда бываю дома. Фото: Арсен Меметов

— В юности, танцуя под вашу «Скрипку-лису», я гадала: почему лиса-то? Наконец мне выпал шанс спросить автора.

— Двадцать с лишним лет люди спорят, как называется песня… Кто зовет ее «Скрипом колеса», кто «Скрипкой-лисой». На самом деле изначально это была «Скрипка-лиса». Когда на мое имя стали приходить начисления в агентство авторских прав за исполнение песни «Скрип колеса», я зарегистрировал второе название песни — «Скрип колеса», а в скобках написал: «Скрипка-лиса». Вот и все: у меня песня с двумя названиями.

— Какая-то гладенькая выходит творческая биография. Такое впечатление, что успех к вам в руки сам всю жизнь шел.


— Проблемы были… Не забывайте о советских худсоветах. Один, самый главный, худсовет радиокомитета страны находился на улице Качалова. А еще существовал худсовет на фирме грамзаписи «Мелодия». Все эти худсоветы для меня были страшны, потому что запрещали мне исполнять собственные произведения, так как я не был членом Союза композиторов и Союза писателей. Разрешалось петь 20 % своего репертуара, а остальные 80 % должны были принадлежать «маститым» авторам, чтобы дать им возможность зарабатывать. Ну и цензура меня тоже не щадила: долго не ­пропускали песню «За рекой» — спрашивали, какую именно реку я имею в виду, какую страну.

— Тем не менее на Международном фестивале песни в Сопоте в 1984 году ваша песня «Позади крутой поворот» получила первую премию. Ее и сегодня легко напоет любой человек старше сорока.

— Я уже упоминал поэта Анатолия Монастырева, он во многом мне помог. Фестиваль в Сопоте — телевизионный конкурс, Анне Вески взяла на нем первую премию. И вот тут «мастодонты» в Союзе композиторов впервые задали вопрос: кто такой этот Саруханов?!

В жизни мне очень сильно помогли несколько человек. Кроме Анатолия Монастырева, поэты Игорь Давыдович Шаферан и Михаил Исаевич Танич, на чьи стихи я написал много песен, ставшие потом хитами. Игорь Давыдович давал мне полезные советы, как вести себя с чиновниками. Его жена дружила с Раисой Максимовной Горбачевой, и это тоже в тогдашней системе было важным фактором. …От возраста все равно не спрятаться, да это и не нужно. Лучше задать себе вопрос: «Что изменилось в твоей личной синхронизации желаний и их исполнения?» И если ты все так же быстро материализовываешь их, как в 30, 40 и 50 лет, — возраста нет. Я до сих пор легко вскакиваю в пять утра, а в семь уже пою в прямом эфире.

— В молодости я женился, потом разводился. Лишь в 50 созрел для того, чтобы стать мужем в полном смысле слова. Фото: Арсен Меметов

— Что вы делаете для того, чтобы внутренний мотор не заглох?

— У меня есть две замечательные мотивации. Первая — это музыка. Вторая — моя семья. Придумать, сочинить новую песню — это полбеды. У меня более глобальные задачи — сделать так, чтобы уже через неделю эту песню знала вся страна, так же, как новую песню «Моя любовь по городу».

— Кстати, она тоже без повода написалась?

— Настроение было хреновое, с женой повздорили. И вот до того, как подойти к ней со словами: «Танюш, я без тебя не могу» и услышать в ответ: «И я не могу», написал эту песню.


Мы с Татьяной вместе уже 13 лет. Нашим дочерям — Любочке и Розочке — соответственно семь и годик. Тать­яна — замечательный художник, и мы с ней креативили по полной программе, создавая коллекции для модного дома Игоря Саруханова.

Но как-то я сказал: «Надо детей!» И Таня родила мне дочек. Наверняка вы спросите про мои многочисленные браки — без этого не обходится ни одно интервью. Я вам так скажу: настоящая жена — та, которая родила детей. (Игорь был официально женат несколько раз. — Прим. «ТН».) И моя бабушка, и мама говорили нам с братом: «Жениться надо только тогда, когда понимаешь, что можешь воспитывать детей, не спать ночами… А если боишься всего этого — не женись. Рано, значит, еще».

Они были правы, но я это понял только недавно, так как в ­молодости женился, потом разводился. Лишь в 50 я созрел для того, чтобы стать мужем в полном смысле слова.

Мы с Татьяной познакомились в 2003 году — они с подружками гостили у жены моего соседа по даче. На тот момент я был свободен. Когда увидел Таню, понял, что она мне очень нравится — я люблю женщин-интеллек­туа­лок. Тать­яна училась на двух факультетах и работала директором по маркетингу в серьезной фирме.

— Музыкантов в возрасте называют «сбитыми летчиками». Про меня никто не может так сказать: я, как и прежде, пишу хорошие песни, и у меня крутая команда. Фото: Арсен Меметов

— Не пытались сделать ее домохозяйкой?

— Нет, считаю это неправильным. Женщин нельзя держать дома, им нужно самовыражаться — иначе они сведут вас с ума.

— Вы официально женаты?

— Мы поженились полтора года назад, когда Татьяна была в положении — мы ждали младшую дочь Розочку. Не знаю, почему не созрел раньше. Но вдруг нам захотелось, и мы пошли в ЗАГС.

— Вы принимаете участие в воспитании дочерей?

— Я провожу с семьей все свободное время. И могу как отец задать вопрос педагогу по гитаре: почему у гитаристки Любы Сарухановой неправильно поставлена рука? Вообще-то я учу ее сам, когда бываю дома. Но я часто уезжаю на гастроли и съемки, а заниматься на инструменте надо каждый день.

Я опытный папа, все умею делать — менять подгузники, варить кашку, читать сказки. Со мной спокойно можно оставить маленького ребенка на весь день. Дочери меня изменили… Раньше мне казалось, что я эгоист. Сейчас уже нет — я живу ради семьи. Недавно чуть не умер на сцене, потому что голос пропал, а пришлось петь полноценный концерт.

— Дочери меня изменили. Раньше мне казалось, что я эгоист. Сейчас уже нет — живу ради семьи. С женой Татьяной и дочками Любой и Розой. Фото: Арсен Меметов

— Вы говорите это с сожалением или с радостью?

— Конечно, с радостью! И когда битком набитый зал «Крокус Сити Холла» во время юбилейного концерта взорвался аплодисментами, я стоял на цене, смотрел на свою жену и дочку, сидящих в первом ряду, и наслаждался счастьем. Это такая крутизна! Часто молодежь

называет музыкантов в возрасте «сбитыми летчиками». Но про меня никто не может сказать этих страшных слов: у меня крутая команда, я, как и прежде, пишу хорошие песни. Говорят, что настоящие артисты со сцены сами не уходят — их выносят. Что бы ни случилось, я все равно буду выходить и петь.

Семья: жена — Татьяна; дочери — Любовь (7 лет), Розалия (1 год)

Образование: окончил Институт современного искусства

Карьера: написал более 300 песен, среди которых: «Желаю тебе», «Скрипка-лиса», «Парень с гитарой», «Зеленые глаза», «Каракум», «Позади крутой поворот», «Лодочка»