Что такое объекты государственной культурной политики. Основы государственной культурной политики

В редакцию Компромат.Ру


В связи с перепечаткой "Компроматом.ру" 20.11.2014 г. публикации издания Znak.com "Настоящие доходы российских сенаторов" от 19.11.2014 г. и публикации журнала «Собеседник» «Тайный бизнес сенаторов» от 11.10.2012 года просим опубликовать опровержение содержащейся в данных статьях недостоверной информации, касающейся члена Совета Федерации ФС РФ Александра Тер-Аванесова.

Адвокат А.Б. Тер-Аванесова Виктория Савченко
[email protected]

Опровержение на публикации
"Настоящие доходы российских сенаторов" и "Тайный бизнес сенаторов"

20 ноября 2014 года в издании Znak.com в статье Екатерины Винокуровой и 11 октября 2012 года в издании «Собеседник» в статье Олег Ролдугина была опубликована несоответствующая действительности информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию члена Совета Федерации ФС РФ Александра Тер-Аванесова.

Так, в статье Екатерины Винокуровой сообщается, что Александр Тер-Аванесов якобы является совладельцем компаний ЗАО «Капитал-строй» и ЗАО «Интер-Стандарт» и, до недавнего времени, якобы являлся совладельцем компании ООО «Спецстройтехно». Данная информация не соответствует действительности и является ложной. Александр Тер-Аванесов вышел из капитала данных компаний 12 лет назад и с момента своего избрания в Совет Федерации 8 февраля 2006 года не являлся владельцем долей в каких-либо юридических лицах.

Как публичное должностное лицо член Совета Федерации ФС РФ Александр Тер-Аванесов в соответствии со ст. 8 закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" ежегодно сообщает сведения о своих доходах и имуществе, и данная информация проверяется налоговыми органами РФ.

Кроме того, в статье Олег Ролдугина утверждается со ссылкой на некие «базы данных «Антикриминала», что «до попадания в сенат» Александр Борисович Тер-Аванесов якобы задерживался с огнестрельным оружием в Лужниках и якобы «разрабатывался» правоохранительными органами по подозрению в причастности к некой «липецкой ОПГ». Данная информация также не соответствует действительности и является ложной. Александр Тер-Аванесов никогда не задерживался с огнестрельным оружием и не имел отношения к каким-либо преступным группировкам. Напротив, по роду деятельности он был активно связан с правоохранительными органами: так, до своего избрания в Совет Федерации СФ РФ Александр Тер-Аванесов занимал должность заместитель председателя некоммерческой организации «Благотворительный фонд социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и членов их семей «Забота».

1. По поручению Президента РФ ведется подготовка официального государственного документа высокого уровня «Основы государственной культурной политики» (далее - Документ). В трансформирующейся стране, с изменившимися ценностными базами, государственными и общественными институтами, ролью государства и общества тема культуры является очень важной. Без преувеличения, это тема масштаба национальной безопасности и успешности и устойчивости развития страны. Но для понимания таких сильных утверждений необходимо четко видеть угрозу и водораздел в понимании самой категории культуры и подходов к ее культивированию или наоборот потребительскому пользованию. Главный водораздел лежит в прямо противоположном отношении к культуре.

С одной стороны, следуя современным либеральным тенденциям, культура – это отражение мира художником, всегда индивидуально, всегда на конфликте и на отклонении от нормы (цитируются известные промоутеры от культуры). Она сугубо индивидуальна. Она экспериментальна и авангардна. Культура есть способ самоутверждения человека и является его частным делом. Ну, а если все это продолжить, то под культурой понимается все-таки обычная для рынка вещь, и заботит единственная вещь - ее коммерческий потенциал. Если фильм приносит максимальный кассовый сбор – то он успешен. Именно этот подход в значительной степени видоизменил состояние культурной жизни страны, культурный уровень народа, да и прямо скажем, художников разных отраслей культуры, искусства, литературы. Видоизменил в сторону сильнейшей деградации и перерождения.

Но у культуры, как у сложного понятия, применительно к разным контекстам существуют разные смыслы и содержания. Наш контекст – это государственная ответственность и управление, конституционная обязанность государства «устанавливать основы федеральной политики в области … культурного развития Российской Федерации». Это вопрос всего общества и конечно самого человека. Культура в самом ответственном смысловом контексте – это сфера бытия человека (или его жизни), которая делает человека человеком. Именно культурная оболочка отличает человека от животного, так же как отделяет его разум. Культура с биологизаторской точки зрения совершенно нерациональна. Она нерациональна с социал-дарвинистской позиции. Она рациональна только с точки зрения человека истинного, человеческого общества истинного, нравственного, служащего делу добра и высокого звания человека.

Культура – это сфера бытия, творческой деятельности человека по отражению мира средствами искусства, литературы, закрепляющая высокие нормы истинно человеческого начала в его бытии, нравственные нормы, социализирующая, т.е. формирующая и воспитывающая поколение, входящее в жизнь, закрепляющая в своих особых формах искусства, литературы лучшие и цивилизационно идентичные практики, выработанные народом и творческими людьми в веках истории данной страны.

Это следующие функции:

- формирование нравственности и идентичности человека и общества;

Социализация гражданина и патриота страны;

Организация досуга, свободного времени;

Предоставление возможности творчества художника.

Но существуют и контрфункции культуры, которые превращают ее в факторы развращения и десоциализации человека и общества, факторы децивилизования и разрушения идентичности, которые используются в современных межгосударственных противоборствах и войнах на основе мягкой силы, softpower. Именно они в борьбе с истинными функциями культуры формируют основной конфликт, который и есть предмет государственной культурной политики, как и предмет собственно содействия, субсидирования и организации, в том числе нормативной, условий для гармоничной реализации функций культуры в стране.

Субъекты общественных отношений и их интересы в поле государственной культурной политики известны (рис.2).


Это общество, художник и государство. У них есть уникальные собственные законные интересы. У государства: нравственность и идентичность человека и общества в стране. У общества: нравственность, идентичность и досуг. У художника, генератора культурных ценностей: творчество и доход, как средство для жизни от его профессиональной деятельности.

Но есть еще два специфических субъекта, наличие которых и формирует основной общественный конфликт интересов, который и призвана регулировать государственная политика. Это коммерсант, интерес которого – исключительно прибыль. И агент внешнего влияния в межгосударственной борьбе других государств против России, интерес которого – децивилизование и развращение общества и человека в России.

Поэтому, если в государстве к культуре относиться не как к высокой ценностной социальной генетике общества, а только как к источнику дохода, то все обращается в противоположность. Ценности превращаются в товар, вместо ценностей приходит цена, а продается лучше и дороже всего самое низменное, поскольку человек еще вовсе не совершенен. В этом ключ к пониманию проблем культурной деградации нашей страны. Если о культуре не думать как о важнейшем общественном институте в поле национальной безопасности, то ущерб жизнеспособности, да прямо скажем, даже обороноспособности страны будет обязательно нанесен.

Нравственность и идентичность человека и общества или доходность коммерции от культуры – вот тот водораздел, на фоне которого открылась разработка обсуждаемого Документа об основах государственной культурной политики.

Это основной вызов и в трактовке культуры. Цена вопроса, повторим, национальная безопасность страны.

Каковы российские реалии?

Проблема в том, что по данным социологов и психологов массовые нравственно-психологические характеристики российского народа неуклонно деградируют к состоянию расчеловечивания, понижения уровня его нравственности, десоциализации. Усиливаются такие качества как: алчность, меркантильность, цинизм, вседозволенность, наглость, мафиозность, ксенофобия, враждебность, насилие, агрессивность.

Ослабевают и исчезают такие качества как: бескорыстие, образованность, активность, инициативность, трудолюбие, способность к сотрудничеству, патриотизм, верность товарищам, доброжелательность, душевность, взаимное доверие, честность, искренность. (Рис.3).


Причины лежат в сфере гуманитарного культурно – информационно-образовательного бытия российского общества. Это результат принятой модели его государственного регулирования. Очевидно, что оно должно видоизмениться, что и определяет актуальность обсуждаемого Документа.

Сама постановка вопроса, обнародование проекта Документа, общественное его обсуждение невозможно переоценить. «Сначала было слово!» Само по себе слово, которое проговаривается, уже есть большое и важное событие! Само появление проекта обсуждаемого Документа есть значимое событие. И надо поблагодарить за это его инициаторов и поддержать их.

Однако, за Словом должно последовать дело. А вот тут возникают большие профессиональные проблемы. Начнем с того, что такое государственная политика? Под политикой чаще всего понимают борьбу за власть и ее удержание. Но тогда, что такое государственная политика?

Конечно, это есть управление , в котором субъектом выступает государство. И игры в слова «управление» «регулирование» не больше, чем игры потому, что есть субъект управления (государство), есть объект управления (общество, личность и институты), есть ресурсы (бюджет и иные), есть рычаги административные, мотивационные и санкционные.

Государственная политика – есть управленческая деятельность . А в ее составе неотъемлемы элементы, без которых она будет неэффективной. (Рис.4).

Если в Документе, посвященном государственной политике, не определены вышеуказанные элементы, она не может быть эффективной. Она превращается в декларацию.

Управление даже автомобилем – дело профессиональное. А тут государство! Без обязательной управленческой атрибутики государственное управление беспомощно. В лучшем случае оно формулирует правильные слова, но за ними мало, что следует. Если разрабатываемый Документ ставит целью организовать государственную политику, то вначале он обязательно должен определить ценности, а из них уже вытекают цели. Задачи же могут быть поставлены только после определения проблем общественных отношений, понимаемых, как препятствия на пути достижения поставленной цели.

Эти атрибуты должны быть в Документе о государственной политике. Дальше мы посмотрим, есть ли они и какого качества.

Есть еще одна проблема. Что такое «Основы» государственной политики? Студентам на 1-м курсе можно преподавать основы чего-нибудь. Профессиональные детали они добирают на старших курсах.

Но вопрос: можно ли реализовать на практике основы политики? Не саму политику, а только ее основы? Очевидно, что нет. Вообще государственно-управленческий документ, нормативный правовой документ исполнить можно только тогда, когда выполнены определенные условия. Он должен содержать мандат обязательности, адресат, распорядительное содержание и остальные вышеуказанные управленческие атрибуты. Если это все же «основы», т.е. фрагментированные и недетализированные первичные сведения, ориентиры, то кто-то и в каком-то порядке все равно должен разработать все необходимые управленческие детали, чтобы дело управления пошло, а цель управления бы достигалась. Т.е. в Документе в этом случае должно быть специальное указание - кто и в каком обязательном порядке это сделает. Если же в Документе только правильные слова, но никакой управленческой пирамиды не выстраивается, то можно быть уверенным: документ не заработает.

Нормативная техника документов формата «Основы государственной политики» не очень развита, но все же имеется. Как пример, уже существуют:

- "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012);

Указ Президента РФ от 20.01.1994 N 170 (ред. от 09.07.1997) "Об основах государственной политики в сфере информатизации"

Вообще по своему классу обсуждаемый Документ является доктринальным документом. На уровне таких документов, как Стратегии, Концепции, Программы, Доктрины. Например, такие, как Военная доктрина. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Доктрина развития российской науки . Доктрина информационной безопасности, Морская доктрина и т.д.

Не очень хорошо, что в российской правовой системе понятие доктринального нормативного правового документа пока не определено, он не позиционирован в правовом пространстве, нижележащем от конституционного «этажа». Представляется наиболее целесообразным, чтобы подобный Документ носил бы характер общего закона, чтобы надстоять над частными законами и остальными нормативно-правовыми актами, организуя их в корреспонденции к соответствующей государственной политике. (Рис.5).

Т.е. наиболее правильной формой для Документа должна быть форма федерального закона. Ведь речь-то не просто о проходном разговоре, а о государственной политике! И такой прецедент, как указано выше, существует.

Теория доктринального акта, задающего государственную политику, говорит, что он должен содержать в себе три содержания. Во-первых, политический ценностный выбор и манифестацию, во-вторых, обязывающий нормативно-правовой мандат, и в третьих, государственно управленческую атрибутику. В этом случае его структура должна иметь следующий вид.

Структура доктриального документа государственной политики

1. Общие положения (предмет регулирования, статус доктрины, место государственной политики, основные понятия и определения, принципы и приоритеты)

2. Ценности и цели по предмету государственной политики

3. Основные фактические показатели и тренды состояния предмета государственной политики

4. Основные действующие (на год принятия Доктрины) государственные решения

5. Основные проблемы по предмету государственной политики

6. Основные новые государственные управленческие решения проблем в сфере государственной политики

7. Нормативные правовые и организационно управленческие акты, необходимые для реализации программы государственно управленческих мер, решений и действий

8. Порядок реализации доктрины (мониторинг, контроль, коррекция, публичность, отчетность, ответственность за результаты)

Легко понять, что, если указанного содержания в Документе нет, то считать государственную политику определенной и заданной не приходится.

Как видно из вышеуказанной структуры, в ней действительно отражено политическое манифестационное содержание в виде ценностного целевого выбора. Обязывающий нормативно-правовой мандат содержится в п.п.6-7.

Наконец, государственно управленческая атрибутика содержится фактически во всех п.п. 2-8.

При следовании указанной структуре Документ, ставящий целью организовать государственную политику в какой-либо сфере, будет максимально работоспособным.

2. Каков с вышеуказанной теоретико-методологической точки зрения представленный на обсуждение проект Документа «Основы государственной культурной политики»?

Отметим в анализе главные и позитивные его особенности. Но, вместе с тем, если уж открывается такая возможность выпустить в свет важнейший для страны образующий государственную культурную политику документ, то конечно нужно постараться довести его до максимальной степени совершенства и главное, работоспособности.

Зададим ряд вопросов, ответы на которые вполне очевидны после ознакомления с проектом Документа.

1. Определен ли его правовой статус?

– Нет, правовой статус, уровень утверждения документа неизвестен. Из формы Документа понять это затруднительно, поскольку форма и стилистика текста напоминает скорее литературно оформленную пояснительную записку. «Введение», «Заключение», многочисленные публицистические ремарки для нормативных документов не характерны.

2. Даны ли основные понятия и определения культуры? – государственной культурной политики? - культурных ценностей? - духовных ценностей?

По примеру других документов этого типа вначале должна быть расположена часть типа «Общие положения», в которой даются ключевые определения и понятия. В Документе этой части нет.

3. Насколько адекватны и концептуальны приведенные в Документе определения, например, такие как формула фактически мультикультурализма, который не оправдал себя в Европе?

Это формула: «Русская культура и культуры народов России». В отличие от русского языка и языков народов России, для которых установлена очень правильная с точки зрения скреп и целостности страны формула: русский язык является доминирующим языком при возможности использования языков народов России, - культуры соотнесены «на равных». Единая культура целостной страны подобным образом не конституируется, поскольку в контексте этой части текста Документа «русская культура» указывается в использованной формуле как этнически базированная. Это следует из логической схемы равенства упоминания. Но русскость, как этничность, существует одновременно с русскостью, как гражданской принадлежностью (русский-российский) и русскостью, как цивилизацонным обозначением. Неслучайно в иностранных языках эти ипостаси не различают и используют одно обозначение - Russian.

Формула должна быть иной, примерно такой же, как для русского языка, для которого Документ ее совершенно обоснованно использует. Многокрасочная русская (российская) культура и культуры народов России.

4. Сделан ли базовый ценностный выбор, который только и позволяет поставить цели государственной политики?

Да, но он неполный. Пропущены ряд важных позиций. (См. ниже комментарии по тексту).

5. Насколько точно и исчерпывающе даны цели государственной культурной политики?

Цели даны, но требуют уточнения. (См. ниже комментарии по тексту).

6. Насколько полон и обоснован перечень принципов данной государственной политики?

Принципы даны, но требуются дополнения и уточнения (См. ниже комментарии по тексту).

7. Есть ли перечень проблем, которые торпедируют главную базовую цель государственной культурной политики и именно которые должны формировать перечень задач? Задачу нельзя путать с целью или со средством. Задача – это постановка вопроса как преодолеть проблему, мешающую достичь цели.

В Документе проблемного перечня не приводится. Под проблемным перечнем надо понимать перечень проблем общественных отношений и перечень нормативно-правовых и государственно управленческих проблем, требующих решения. Поэтому задачи «подвешиваются» в воздухе и не составляют системы преодоления проблем культурного развития.

8. Какие поставлены задачи? Связаны ли они с целями и идентифицированными проблемами в развитии страны?

Задачи в Документе есть, и они объявлены «стратегическими». Неясно, почему они стратегические. По семантике текста это более похоже на цели, а не на задачи. Как указано выше, без определения проблем (которые в Документе не сформулированы) задачи поставить невозможно в принципе.

9. Каковы предлагаются базовые решения и подходы к решению поставленных задач?

Такого раздела в Документе нет. Хотя это самое главное для определения содержания государственной политики.

10. Кто должен управлять в этой сфере? За счет каких ресурсов? Как задействуются бюджеты и возможности государственно-частного партнерства? Каковы способы контроля и коррекции целей? Как формируется календарный план управления? Как ведется текущее планирование, мониторинг культурного развития и отчетность? Кто и как должен нести ответственность за результаты в этой сфере? Как распределены мандаты между Российской Федерацией и Субъектами Российской Федерации хотя бы в части ст.71 п.д) Конституции в вопросе охраны памятников истории и культуры?

11. Как соотнесен Документ с темой национально культурной автономии?

Этот важнейший вопрос, который корреспондентен основной формуле целостной культуры России при ее многоэтничности и многоконфессиональности (см. выше), в Документе не упоминается.

12. Определен ли в Документе четко предмет государственного управления и регулирования?

Нет, поскольку Документ входит в вопросы и образования, и воспитания, и информации, для которых существуют самостоятельные ниши государственного управления и государственные политики.

13. Как соотносится данная государственная политика с политикой в сфере образования? - государственной политикой в сфере информации? – рекламы? – градостроительства и архитектуры? - государственной политикой в сфере авторских прав?

Документ не касается этих вопросов. Но они являются ключевыми, например, в контексте основного конфликта интересов между необходимостью общедоступности продуктов и ценностей культуры и правом автора художника на коммерческую их реализацию. Перечисленные смежные сферы государственного регулирования, как справедливо декларирует Документ, должны быть проникнуты аспектами культурной политики, но вопрос, как именно это будет обеспечиваться, Документ не затрагивает.

Это не все вопросы, на которые должны быть даны удовлетворительные не то, чтобы даже ответы, а соответствующие положения и разделы в проекте Документа.

Рассмотрим несколько деталей по тексту Документа.

Основное понятие культуры – отсутствует. Отсутствует и понятие государственной культурной политики. Документ делает попытку, приближается к необходимости дать это определение, указывая на всякие разные признаки государственной культурной политики, но так и не дает его.

основывается на …».

« Государственная культурная политика предполагает …».

«Государственная культурная политика …рассматривается не как …».

«В основу государственной культурной политики положены…».

«Государственная культурная политика должна строиться на …».

«Реализация государственной культурной политики предполагает …».

Документ как бы пытается охарактеризовать с разных сторон, что такое государственная культурная политика, но ее определения так и не дает.

Что такое государственная культурная политика с точки зрения нормативно-правового статуса и управленческого мандата? Как он вписан в иные мандаты государственного управления и полномочий? Как решается вопрос ее предмета и его разграничения с иными государственными политиками? Ответы не даны.

В Документе зачем-то дана «Цель Российского государства и общества», состоящая в перечисления некоего набора целевых характеристик страны. «Сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая».

Почему выбраны только эти характеристики и опущены иные, например, требуемые конституцией? Выбор не соответствует конституционному определению. Не указаны такие характеристики, данные в конституции, как «социальное, демократическое, правовое, светское» государство. Вообще, зачем сделан этот явный выход за пределы предмета государственной культурной политики является необоснованным и непонятным.

При этом цель самой государственной культурной политики дана в целом очень правильно, хотя не вполне полно.

«Цель государственной культурной политики - духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование (формирование личности - это важно для молодежи, входящей во взрослую жизнь. Это функция социализации молодого поколения, что очень верно. Но опущена не менее важная необходимость развития личности в полном жизненном цикле человека - прим авт.) нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности (но здесь опущена необходимость формирования еще и гражданина, патриота страны - прим. авт. ) на основе использования всего потенциала отечественной культуры.

«Содержанием современной государственной культурной политики (вообще-то содержание государственной политики – это управление – прим. авт.) России является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан (это средства, а не содержание. Забыто образование. Нет организации досуга, организации свободного времени. Или это исключительно коммерсантам отдается? А творчество художника? Или он им только на свой страх и риск на рыночных основаниях занимается? - прим. авт.).

Такой пробел возникает как раз из-за отсутствия определения государственной культурной политики, системного перечня функций культуры, проблем и управленческого описания-задания мандата этой управленческой деятельности.

Важнейшая тема нравственных ценностей поставлена в Документе ошибочно и непрозрачно.

«В контексте государственной культурной политики понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества.( «полноценная жизнь общества» - это неизвестно что, совсем другое, и к категории нравственности не относится никак. – прим. авт.) .

Нравственность совсем не связана с «полноценной жизнью общества». Это на самом деле неизвестно что. Нравственность – это характеристика истинно человеческих качеств, помыслов и деяний человека, делающих человека человеком в отличие от животного. Выше при иллюстрации деградации нравственного состояния российского народа перечислены соответствующие качества и характеристики нравственного человека и общества.

В ряде публицистических отклонений в тексте Документа содержатся неудачные формулировки. Например, в следующем фрагменте.

«Состояние современного российского общества делает необходимым выделение в качестве приоритетных воспитательной и просветительской функций (а почему исчезли досуговая, развлекательная, творческая функции? Они с очевидностью не менее важные. – прим. авт.) культуры. Это позволит существенно усилить воздействие культуры на процессы формирования личности, гуманизации образования, успешной социализации молодежи, создания качественной, благоприятной для развития личности информационной среды (почему же информационной, а не культурной среды? Например, монументальное искусство к информационной среде никак не отнесешь, как и музыкальное, театральное и иное. – прим. авт.)

В Документе сделана попытка перечислить принципы, на которых должна строиться государственная культурная политика. Однако перечень неполон и неясен сам принцип формирования перечня.

Не хватает, например, таких принципов как:

Бюджетной ресурсной и государственно-управленческой обеспеченности;

Обеспечения сочетания свободы творчества художника и его ответственности за нравственное содержание культурной продукции;

Обеспечения приоритетности ценностного содержания культурной деятельности перед ее коммерческими результатами.

Никак нельзя согласиться с космополитическим взглядом Документа на соотношение российской культуры с мировой.

«- понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры;» (по факту это конечно речь о доминирующей и агрессивно навязываемой миру культуре Запада. Позиция пассивная и вторичная. Нет здесь указания на идентичность российской культуры, на ее самостоятельную роль и собственный вклад в мировую культуру. – прим.авт.) .

Один из принципов совершенно неясен.

«- сочетание универсальности цели (что это такое? Тем более, что целей несколько. – прим. авт.) государственной культурной политики и уникальности субъектов и объектов культурной деятельности; (что это такое? Кто такие субъекты и что такое объекты? Свобода художника? А где в Документе вообще эта тема? Тема творчества? Индивидуальности, эксперимента, авангарда и соотношения их с базовыми ценностями? – прим.авт.) ».

Стратегическая задача « 4. Поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды.» является непрофильной и выходящей за предмет государственной культурной политики. Это очевидно предмет государственной информационной политики.

Есть немало языковых технических промахов. Например, такие формулы, как «в последнее время…», как «создаваемое Российское литературное общество и аналогичные структуры» неприемлемы, поскольку Документу назначена более длительная жизнь, чем текущий момент.

Недопустима для подобного Документа такая произвольная художественно - литературная форма как, например, « прямые инвестиции в будущее страны», примеры использования которой многочисленны.

Не решен в Документе вопрос о видах культурной деятельности, о том, как соотносятся между собой культура, литература, искусство.

Раздел «IV. Законодательное обеспечение государственной культурной политики» должен быть переработан полностью. Совершенно очевидно, что профессиональный правовой анализ российского законодательства в свете проблем отношений в этой сфере не проводился. Это следует хотя бы из того, что проблемный правовой анализ может быть выполнен только вслед за определением проблемного списка в сфере общественных отношений. Но, как указывалось выше, проблемного перечня в Документе нет.

В частности, при доработке Документа в нем обязательно должна быть поставлена проблема большей, чем имеется в России по факту, сбалансированности авторского права и права общества на свободный доступ к продуктам и ценностям культуры.

В числе стратегических задач пропущен ряд важных задач. Например, следующие.

Соотношение общественных и государственных институтов обеспечения нравственности культурной деятельности и продукции, в частности, т.н. проблема «нравственной цензуры».

В проблемной части Документа (которая как системно выписанная, отсутствует) не затронуты такие важные проблемы как, например, следующие.

Ценностная доктрина, доктрина идентичности культуры, как русской, так и национальной. Как пример, русскоязычные реплики голливудской культурной продукции – разве это русская культура?

Проблема коммерциализации культуры, государственной бюджетной субсидиарной функции. Или кассовый сбор так и будет единственным мерилом качества, например, кинопродукции?

Почему-то в Заключении (которое обычно подводит итоги и делает выводы по предыдущему тексту) появилась тема государственного управления, но в предыдущем тексте она даже не упоминалась. Это не предмет заключения, а важнейшая самостоятельная позиция для подобного Документа, но она вообще не представлена в тексте. Обоснования необходимости реформы государственного управления не приводится, набор проблем госуправления в этой сфере также, поэтому откуда берутся отдельные фрагментированные идеи «реформы» остается неясным и несистемным.

Завершая этот краткий взгляд на обсуждаемый Документ, подчеркнем главное. Безусловно, заслуживает одобрения поднятая тема и сама задача подготовки государственно управленческого документа высокого уровня в такой важнейшей сфере, как культура. В этом случае нельзя удовлетвориться грустной современной традицией выпуска документов малоработоспособных, поскольку они не вникают в неотъемлемые требования управленческой атрибутики.

Документ ставит и разбирает важнейшие элементы поднимаемой им проблемы и это является важным шагом вперед от текущего положения рыночного произвола и самоустранения государства в сфере культуры. В этом большая ценность и значение Документа.

Документ следует поддержать в своей основе, но четко сформулировать понимание, что он нуждается в развитии и совершенствовании в указанных выше направлениях. Конечный документ должен стать максимально четким в предмете, понятиях и ценностном выборе, в проблемных постановках и в управленческой атрибутике, должен обрести статусность и стать нормативно правовым актом. Должен обрести отчетливый управленческий мандат, программный доктринальный характер и стать работоспособным в управленческой части.

Наверное, целесообразно дополнительно привлечь к работе авторов разработчиков специалистов в сфере нормативно-правового творчества и в сфере государственного управления. Требуют коррекции важные концептуальные положения основных понятий, основной формулы российской многоцветной культуры с русской доминантой, отличая ее от несостоявшейся формулы мультикультурализма. В этом ряду важно поднять и пропущенную пока тему нравственной цензуры, как общественной, так и государственной. Нужно будет поднять и иные пропущенные вопросы.

Документ следует дорабатывать и настаивать на его принятии.

Сулакшин С.С. д.ф.-м.н., д.полит.н., профессор

Москва, Кремль

Основы государственной культурной политики
(утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808)

Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ.

Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации.

Настоящие Основы определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

I. Введение

Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира - Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.

Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом естественным образом веками строилась российская государственность.

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России.

Литература, музыка, опера, балет, театр, кинематограф, цирк, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, художественная фотография - достижения во всех областях отечественного искусства бесспорны и признаны не только в России, но и в мире. Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса.

Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.

На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.

Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

II. Основания для выработки государственной культурной политики

1. Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности.

В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса.

2. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся:

снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

3. Государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня.

4. Разработка и реализация государственной культурной политики нуждается в научной обоснованности предпринимаемых преобразований, в приоритетном развитии гуманитарных наук и осуществляется при тесном взаимодействии государства и общества.

5. Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития.

IV. Цели государственной культурной политики

Основные цели государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.

Целями государственной культурной политики также являются:

укрепление гражданской идентичности;

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

V. Принципы государственной культурной политики

Принципами государственной культурной политики являются:

территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;

свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.

VI. Задачи государственной культурной политики

В области культурного наследия народов Российской Федерации

Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.

Поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.

Практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.

Совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.

Создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия.

Сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности.

Систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе.

Повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.

Поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.

В области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий

Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства.

Развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России.

Передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям.

Содействие развитию профессиональной критики и журналистики.

Развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности.

Государственная поддержка отечественной кинематографии, в том числе создания анимационных, документальных, научно-популярных, учебных, адресованных детской аудитории фильмов, создание условий для развития творческих индустрии.

Создание условий для развития национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики.

Повышение эстетической ценности архитектурной среды российских городов, государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства.

Развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций.

Повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

Формирование базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования, повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств.

Сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел.

Создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ.

Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры.

Сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности.

Усиление роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания.

Переход на качественные критерии при оценке эффективности деятельности организаций культуры.

Создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержка благотворительности и меценатства.

Сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем:

создания законодательных, организационных и финансовых механизмов для развития межрегионального и межмуниципального культурного сотрудничества и взаимодействия;

развития инфраструктуры культурной деятельности, создания благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создания развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

развития системы гастрольно-выставочной деятельности;

развития книгоиздания и книгораспространения, совершенствования инфраструктуры чтения;

использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

В области гуманитарных наук

Приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных наук.

Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук.

В области русского языка, языков народов Российской Федерации, отечественной литературы

Повышение качества владения гражданами России русским языком.

Использование в общероссийском публичном пространстве и государственных средствах массовой информации эталонного русского литературного языка.

Развитие системы подготовки преподавателей русского языка.

Повышение качества обучения русскому языку в системе общего и профессионального образования независимо от места проживания человека.

Развитие системы преподавания русского языка как иностранного.

Создание условий для сохранения и развития всех языков народов Российской Федерации, для сохранения двуязычия граждан, проживающих в национальных республиках и регионах, для использования национальных языков в печатных и электронных средствах массовой информации.

Государственная поддержка переводов на русский язык произведений литературы, созданных на языках народов России, их издание и распространение на всей территории страны.

Организация и поддержка работ в области научного изучения русского языка, его грамматической структуры и функционирования, исследования древних памятников письменности, создания академических словарей русского языка и электронных лингвистических корпусов.

Продвижение русского языка в мире, поддержка и содействие расширению русскоязычных сообществ в иностранных государствах, повышению интереса к русскому языку и русской культуре во всех странах мира.

Расширение присутствия русского языка в сети "Интернет", существенное увеличение в сети "Интернет" количества качественных ресурсов, позволяющих гражданам разных стран изучать русский язык, получать информацию о русской культуре и русском языке.

Поддержка современного литературного творчества, издания и распространения литературных журналов.

Поддержка научной работы по подготовке академических изданий классической литературы и трудов по истории литературы.

Сохранение традиций и развитие отечественной школы художественного перевода.

Принятие мер по возрождению интереса к чтению.

Расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России.

Сохранение книги как вида печатной продукции, развитие отечественной традиции искусства книги.

Создание условий для развития книгоиздания и книжной торговли, поддержка социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли.

Сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятие мер по модернизации их деятельности.

В области расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей

Поддержка в зарубежных странах сети государственных и общественных институтов русского языка и русской культуры.

Поддержка деятельности общественных организаций и объединений русскоговорящих граждан в зарубежных странах.

Расширение межгосударственного сотрудничества в области образования на русском языке в зарубежных странах и изучения русского языка как иностранного.

Расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению за рубежом российской культуры, истории, литературы, а также в сфере реализации совместных творческих проектов.

Поддержка деятельности профессиональных русистов за рубежом и славистов, переводчиков русской художественной литературы.

Содействие расширению взаимодействия и сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры зарубежных стран.

Содействие сотрудничеству российских общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью, культуры и искусства, с аналогичными общественными организациями зарубежных стран.

Поддержка международных проектов в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности.

В области воспитания

Возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи.

Утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи.

Налаживание диалога между поколениями в масштабах общества.

Предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей.

Подготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи.

Восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан.

Повышение общественного статуса учителя: утверждение в общественном сознании представления об учителе как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета.

Вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры.

В области просвещения

Поддержка государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры, в том числе:

гуманизация общего и профессионального образования;

выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, их педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования, создание условий для их профессиональной деятельности после завершения образования;

утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности, в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности;

возрождение и развитие массового краеведческого движения в стране, а также деятельности по историческому просвещению граждан;

распространение научных знаний (книгоиздание, сеть "Интернет", телевидение);

развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры.

В области детского и молодежного движения

Поддержка детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность.

Обеспечение участия детей и молодежи в принятии решений, способных повлиять на их жизнь, максимально полно раскрыть их способности и таланты.

Подготовка кадров для осуществления деятельности детских и молодежных организаций. Поддержка создания таких организаций в целях осуществления ими деятельности в формах, соответствующих потребностям и возможностям различных категорий детей и молодежи.

В области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности

Формирование информационной грамотности граждан.

Повышение качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети "Интернет".

Повышение этической и эстетической ценности, профессионального уровня распространяемых государственными теле- и радиовещателями программ и продуктов.

Формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.

Создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в сети "Интернет".

VII. Комплексное совершенствование системы управления

В новейшей истории России задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, ставится впервые.

Принятие настоящих Основ исключительно как единичного акта не приведет к достижению поставленных целей и задач.

Новая система управления процессами культурного развития не отменяет, а встраивает в себя существующую систему управления сферой культуры. Целесообразность создания новых институций продиктована невозможностью достижения целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов.

Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации системы управления.

Для разработки и реализации государственной культурной политики необходимо сформировать структуры (институты) по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики.

Организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики

Создание координационного органа, к полномочиям которого относятся:

разработка проекта стратегии государственной культурной политики, уточнение стратегических задач по ее реализации, подготовка предложений о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ, предусматривающих межведомственную координацию деятельности по реализации стратегии, организацию взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и других государственных органов;

оценка необходимости уточнения полномочий, функций и сфер ответственности федеральных органов государственной власти с учетом целей и принципов государственной культурной политики и подготовка соответствующих предложений;

создание нормативно-правовой базы для реализации государственной культурной политики;

формирование эффективных механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики;

обеспечение постоянной обратной связи субъектов и объектов государственной культурной политики;

мониторинг достижения целей государственной культурной политики;

выработка критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики.

Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики

Создание Российского фонда культурного развития, к полномочиям которого относятся:

обеспечение реализации проектов, имеющих межведомственный, междисциплинарный, межрегиональный и иной характер и направленных на решение стратегических задач государственной культурной политики;

организация методического и информационного обеспечения реализации государственной культурной политики;

обеспечение участия в реализации государственной культурной политики профессиональных и деловых сообществ, общественных организаций и общественных культурных институций.

VIII. Ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики

1. Результатами реализации государственной культурной политики должны стать:

повышение интеллектуального потенциала российского общества;

рост общественной ценности и повышение статуса семьи, осознание семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия;

увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей;

владение русским литературным языком, знание истории России, способность понимать и ценить искусство и культуру - как необходимые условия личностной реализации и социальной востребованности;

гармонизация социально-экономического развития регионов России, особенно малых городов и сельских поселений, активизация культурного потенциала территорий;

качественный рост культурных и досуговых запросов граждан, в том числе в отношении медиапродукции.

2. Достижение целей государственной культурной политики требует проведения регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны превалировать качественные показатели.

3. Достижение целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15-20 лет, в течение которых сформируется новое поколение.

4. Первые ощутимые результаты реализации государственной культурной политики могут быть получены в течение ближайших пяти лет.

Президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» …

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ.

Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации.

Настоящие Основы определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

I. Введение

Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира - Восток и Запад. Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.

Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом естественным образом веками строилась российская государственность.

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России.

Литература, музыка, опера, балет, театр, кинематограф, цирк, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, художественная фотография - достижения во всех областях отечественного искусства бесспорны и признаны не только в России, но и в мире. Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса.

Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.

На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности.

Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

II. Основания для выработки государственной культурной политики

1. Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности.

В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса.

2. К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся:

снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

3. Государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды

культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня.

4. Разработка и реализация государственной культурной политики нуждается в научной обоснованности предпринимаемых преобразований, в приоритетном развитии гуманитарных наук и осуществляется при тесном взаимодействии государства и общества.

5. Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития.

III. Общие положения

В настоящих Основах используемые понятия означают:

«культура» - совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.);

«культурная политика» - действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

«субъекты государственной культурной политики» - органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью;

«объекты государственной культурной политики» - материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов Российской Федерации, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное и информационное пространство, международные культурные и гуманитарные связи;

«культурная деятельность» - деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, культурных (творческих) индустрий, народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, архивного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества;

«духовная сфера» - система представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношениях людей, о ценностях и их иерархии;

«менталитет, ментальность российского народа» - совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам;

«культурное наследие» - совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии - все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров);

«сохранение культурного наследия» - обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия, собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия;

«информационная среда» - совокупность средств массовой информации, радио- и телевещание, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), распространяемые с их помощью текстовые и визуальные материалы, информация, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды;

«информационная грамотность» - знания, способности и навыки, необходимые для получения информации, ее оценки и использования, приобретаемые как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, включая все типы информационных ресурсов: устные, печатные и цифровые;

«творческие индустрии» - компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации.

IV. Цели государственной культурной политики

Основные цели государственной культурной политики -формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.

Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности;

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

V. Принципы государственной культурной политики

Принципами государственной культурной политики являются:

территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;

свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.

VI. Задачи государственной культурной политики

В области культурного наследия народов Российской Федерации

Утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.

Поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия народов Российской Федерации.

Практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.

Совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.

Создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия.

Сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности.

Систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе.

Повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.

Поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.

В области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий

Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства.

Развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание выдающимся отечественным исполнителям условий для работы в России.

Передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям.

Содействие развитию профессиональной критики и журналистики.

Развитие фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности.

Государственная поддержка отечественной кинематографии, в том числе создания анимационных, документальных, научно-популярных, учебных, адресованных детской аудитории фильмов, создание условий для развития творческих индустрий.

Создание условий для развития национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики.

Повышение эстетической ценности архитектурной среды российских городов, государственная поддержка архитектурного творчества, признание архитектуры социально значимым видом искусства.

Развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций.

Повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности.

Формирование базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования, повышение доступности дополнительного образования в сфере искусств.

Сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел.

Создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ.

Государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры.

Сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности.

Усиление роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания.

Переход на качественные критерии при оценке эффективности деятельности организаций культуры.

Создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержка благотворительности и меценатства.

Сохранение и развитие единого культурного пространства России, в том числе путем:

создания законодательных, организационных и финансовых механизмов для развития межрегионального и межмуниципального культурного сотрудничества и взаимодействия;

развития инфраструктуры культурной деятельности, создания благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создания развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

развития системы гастрольно-выставочной деятельности;

развития книгоиздания и книгораспространения, совершенствования инфраструктуры чтения;

использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

В области гуманитарных наук

Приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований в сфере гуманитарных наук.

Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук.

В области русского языка, языков народов Российской Федерации, отечественной литературы

Повышение качества владения гражданами России русским языком.

Использование в общероссийском публичном пространстве и государственных средствах массовой информации эталонного русского литературного языка.

Развитие системы подготовки преподавателей русского языка.

Повышение качества обучения русскому языку в системе общего и профессионального образования независимо от места проживания человека.

Развитие системы преподавания русского языка как иностранного.

Создание условий для сохранения и развития всех языков народов Российской Федерации, для сохранения двуязычия граждан, проживающих в национальных республиках и регионах, для использования национальных языков в печатных и электронных средствах массовой информации.

Государственная поддержка переводов на русский язык произведений литературы, созданных на языках народов России, их издание и распространение на всей территории страны.

Организация и поддержка работ в области научного изучения русского языка, его грамматической структуры и функционирования, исследования древних памятников письменности, создания академических словарей русского языка и электронных лингвистических корпусов.

Продвижение русского языка в мире, поддержка и содействие расширению русскоязычных сообществ в иностранных государствах, повышению интереса к русскому языку и русской культуре во всех странах мира.

Расширение присутствия русского языка в сети «Интернет», существенное увеличение в сети «Интернет» количества качественных ресурсов, позволяющих гражданам разных стран изучать русский язык, получать информацию о русской культуре и русском языке.

Поддержка современного литературного творчества, издания и распространения литературных журналов.

Поддержка научной работы по подготовке академических изданий классической литературы и трудов по истории литературы.

Сохранение традиций и развитие отечественной школы художественного перевода.

Принятие мер по возрождению интереса к чтению.

Расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России.

Сохранение книги как вида печатной продукции, развитие отечественной традиции искусства книги.

Создание условий для развития книгоиздания и книжной торговли, поддержка социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли.

Сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятие мер по модернизации их деятельности.

В области расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей

Поддержка в зарубежных странах сети государственных и общественных институтов русского языка и русской культуры.

Поддержка деятельности общественных организаций и объединений русскоговорящих граждан в зарубежных странах.

Расширение межгосударственного сотрудничества в области образования на русском языке в зарубежных странах и изучения русского языка как иностранного.

Расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению за рубежом российской культуры, истории, литературы, а также в сфере реализации совместных творческих проектов.

Поддержка деятельности профессиональных русистов за рубежом и славистов, переводчиков русской художественной литературы.

Содействие расширению взаимодействия и сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры зарубежных стран.

Содействие сотрудничеству российских общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью, культуры и искусства, с аналогичными общественными организациями зарубежных стран.

Поддержка международных проектов в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности.

В области воспитания

Возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи.

Утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи.

Налаживание диалога между поколениями в масштабах общества.

Предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей.

Подготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи.

Восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан.

Повышение общественного статуса учителя: утверждение в общественном сознании представления об учителе как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета.

Вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры.

В области просвещения

Поддержка государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры, в том числе:

гуманизация общего и профессионального образования;

выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, их педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования, создание условий для их профессиональной деятельности после завершения образования;

утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности, в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности;

возрождение и развитие массового краеведческого движения в стране, а также деятельности по историческому просвещению граждан;

распространение научных знаний (книгоиздание, сеть «Интернет», телевидение);

развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры.

В области детского и молодежного движения

Поддержка детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность.

Обеспечение участия детей и молодежи в принятии решений, способных повлиять на их жизнь, максимально полно раскрыть их способности и таланты.

Подготовка кадров для осуществления деятельности детских и молодежных организаций. Поддержка создания таких организаций в целях осуществления ими деятельности в формах, соответствующих потребностям и возможностям различных категорий детей и молодежи.

В области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности

Формирование информационной грамотности граждан.

Повышение качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети «Интернет».

Повышение этической и эстетической ценности, профессионального уровня распространяемых государственными теле- и радиовещателями программ и продуктов.

Формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.

Создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в сети «Интернет».

VII. Комплексное совершенствование системы управления

В новейшей истории России задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, ставится впервые.

Принятие настоящих Основ исключительно как единичного акта не приведет к достижению поставленных целей и задач.

Новая система управления процессами культурного развития не отменяет, а встраивает в себя существующую систему управления сферой культуры. Целесообразность создания новых институций продиктована невозможностью достижения целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов.

Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации системы управления.

Для разработки и реализации государственной культурной политики необходимо сформировать структуры (институты) по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики.

Организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики

Создание координационного органа, к полномочиям которого относятся:

разработка проекта стратегии государственной культурной политики, уточнение стратегических задач по ее реализации, подготовка предложений о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ, предусматривающих межведомственную координацию деятельности по реализации стратегии, организацию взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и других государственных органов;

оценка необходимости уточнения полномочий, функций и сфер ответственности федеральных органов государственной власти с учетом целей и принципов государственной культурной политики и подготовка соответствующих предложений;

создание нормативно-правовой базы для реализации государственной культурной политики;

формирование эффективных механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики;

обеспечение постоянной обратной связи субъектов и объектов государственной культурной политики;

мониторинг достижения целей государственной культурной политики;

выработка критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики.

Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики

Создание Российского фонда культурного развития, к полномочиям которого относятся:

обеспечение реализации проектов, имеющих межведомственный, междисциплинарный, межрегиональный и иной характер и направленных на решение стратегических задач государственной культурной политики;

организация методического и информационного обеспечения реализации государственной культурной политики;

обеспечение участия в реализации государственной культурной политики профессиональных и деловых сообществ, общественных организаций и общественных культурных институций.

VIII. Ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики

1. Результатами реализации государственной культурной политики должны стать:

повышение интеллектуального потенциала российского общества;

рост общественной ценности и повышение статуса семьи, осознание семейных ценностей как основы личного и общественного благополучия;

увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей;

владение русским литературным языком, знание истории России, способность понимать и ценить искусство и культуру - как необходимые условия личностной реализации и социальной востребованности;

гармонизация социально-экономического развития регионов России, особенно малых городов и сельских поселений, активизация культурного потенциала территорий;

качественный рост культурных и досуговых запросов граждан, в том числе в отношении медиапродукции.

2. Достижение целей государственной культурной политики требует проведения регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей, в которой должны превалировать качественные показатели.

3. Достижение целей и задач государственной культурной политики потребует не менее 15 - 20 лет, в течение которых сформируется новое поколение.

4. Первые ощутимые результаты реализации государственной культурной политики могут быть получены в течение ближайших пяти лет.

Настоящие Основы определяют главные направления государственной культурной политики и представляют собой базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ.

Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации.

Настоящие Основы определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

I. Введение

Россия – страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира – Восток и Запад.

Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.

Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур – на этом естественным образом веками строилась российская государственность.

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие. Ислам, буддизм, иудаизм, другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России.

Литература, музыка, опера, балет, театр, кинематограф, цирк, изобразительное искусство, архитектура, дизайн, художественная фотография – достижения во всех областях отечественного искусства бесспорны и признаны не только в России, но и в мире. Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса.

Культура России – такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире.

На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла, накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны на международной арене.

Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности .

Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России .