Загадки в устном народном обществе. Конспект урока — игры «Загадки искусства»

Цели :

  • Обобщение знаний учащихся по изучаемым темам изобразительного искусства;
  • Развитие творческого мышления, обогащение кругозора;
  • Воспитание чувства коллективизма и сотрудничества.

Задачи:

  • проверить знания полученные учащимися по простым жанрам изобразительного искусства;
  • способствовать развитию у детей смекалки, логического мышления, фантазии, эрудиции;
  • воспитывать умение выслушивать мнение одноклассников, излагать логически свою точку зрения.

Материалы и оборудование:

Для учителя: Презентация PowerPoint с заданиями, ребус с темой урока, аудиозапись

Для учащихся: Бумага ФА-4, ФА-2, кроссворд для каждой команды на ФА-3, карточки с названиями картин и авторами, карточки с описанием портретов сказочных героев, гуашь, палитра на каждого ребенка, кисти, салфетки для рук, фломастеры, цветная бумага клей ножницы, простые карандаши.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний

Ход творческого марафона

  1. Представление команд
  2. Загадки Умные
  3. Загадки Фантастические
  4. Загадки Подвижные
  5. Загадки Теоретические
  6. Загадки Художественные
  7. Подведение итогов

Ход урока.

Педагог . Здравствуйте!

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

Тему нашего урока вы узнаете, если ребус отгадаете

(вывешиваю на доску ребус, дети отгадывают зашифрованную в нем тему урока)

Педагог . Что же у нас получилось? Правильно, ЗАГАДКИ! И тема нашего урока сегодня «Загадки», а загадки непростые, а специально для начинающих художников.

Работать мы будем с вами в командах. Умеете загадки отгадывать? Проведем небольшую разминку.

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.

Дети . Карандаш!

Педагог . Молодцы. Значит, ваша команда называется «Карандаши». Следующую загадку отгадаете, и название второй команды узнаете.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.

Дети . Кисточка!

Педагог . Вот мы и узнали название второй команды. Это команда «Кисточки». Да, ребята, а у нас сегодня присутствуют на уроке Госпожа Палитра и Синьор Тюбик. Я предлагаю их выбрать в жюри. Согласны?

Дети. Да!

Педагог . Теперь у нас есть две команды: Карандаши и Кисточки, многоуважаемое жюри и нам остается только начать наш марафон ИЗО-загадок. Вам предстоит нарисовать или создать эмблему. Пока играет музыка – вы рисуете и клеите, если музыка стала тише – значит пора заканчивать, а если совсем остановилась – нужно отложить все материалы. Итак, время пошло.

(дети создают эмблему)

Педагог . Представьте свои команды и покажите эмблемы.

(дети показывают эмблему и представляют свою команду)

Педагог . Как я и обещала, загадки будут непростые.

Первый этап - Загадки Умные

В изобразительном искусстве очень много выражений, очень много материалов для передачи изображений. Вставить нужную букву в клетку, написать целиком все слово, отгадать кроссворд сейчас Умники будьте готовы! Каждое правильно отгаданное слово принесет вам один фант (у карандашей это вырезанные из цветного картона карандаши, а у кисточек - кисточки). И еще один сюрприз: в кроссворде спрятано слово. Кто слово найдет – тот своей команде дополнительный фант ант принесет.

Педагог . Итак, начинаем! (дети отгадывают кроссворд (Приложение 1 ), играет музыка)

Музыка остановилась

Педагог . Время вышло, передаем кроссворды жюри для подведения итогов.

Второй этап - Загадки Фантастические

На листочках линии, кружочки, завитушки, черточки и точки. Вы, применив свое воображение, нафантазировать должны изображение. (Раздаются листы с изображением различных линий, дети работают под музыку).

Педагог . Передаем работы жюри. Оцениваться будут творчество, воображение, фантазия, оригинальность. (Жюри оценивает и говорит результаты первого этапа. Заработанные фанты, складываем в оформленные конверты, которые прикреплены к мольбертам)

Педагог . Пока жюри работает, мы приступаем к

Третьему этапу - Загадки Подвижные

Команде нужно выстроиться по цвету волос. Карандашам – от самого светлого к темному, Кисточкам - от самого темного к светлому. (Жюри оценивает).

Педагог .

Следующий этап - Загадки Теоретические

Просмотрев репродукции картин, игроки записывают цифру картины соответствующую тому или иному художнику. (Передаем карточки (Приложение 2 ) для оценивания жюри). Каждый правильный ответ - один балл.

Педагог . И последний

этап, пятый - Загадки Художественные

Узнай портрет по описанию и нарисуй его. (Объясняю детям алгоритм работы, сообщаю о времени)

Для первой команды: «Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще и в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой – черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся …»

Для второй команды: «Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты…»

Команды читают описание сказочного героя (Приложение 3 ) внутри своей команды, распределяют, кто, что будет рисовать и приступают к работе.

По окончании работы педагог зачитывает описание, показывает рисунок и просит другую команду узнать сказочного персонажа.

(жюри оценивает)

Педагог . А сейчас мы попросим жюри объявить итоги нашего марафона «ИЗО - загадки»

(выступление жюри)

Педагог . Вы сегодня замечательно поработали, все были активны. Работая в команде, каждый знал, что от него зависит общий успех. И наше жюри, Госпожа Палитра и Синьор Тюбик хотят наградить вас грамотами.

(награждаем похвальными грамотами)

Педагог . Спасибо всем вам. На этом наш урок окончен.

На этом уроке вы познакомитесь с понятием загадка, рассмотрите художественные средства, при помощи которых создаются загадки, узнаете виды и темы загадок; научитесь составлять загадки.

2. О воде, реках, ручьях:

Что вверх корнем растёт?

(сосулька) (рис. 2)

Рис. 2. Сосульки ()

Кругом вода, а с питьём беда.

(море) (рис. 3)

3. О насекомых:

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.

(муравейник) (рис. 4)

Рис. 4. Муравейник ()

4. О птицах:

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

(курица) (рис. 5)

5. О животных:

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

(овца) (рис. 6)

6. О людях:

Не часы, а тикает.

(сердце) (рис. 7)

7. Относящиеся к сельскому хозяйству (пашня, обработка хлеба):

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.

(плуг) (рис. 8)

8. О лесе, деревьях, кустах:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.

(берёза) (рис. 9)

Рис. 9. Берёзовая роща ()

9. Об овощах и ягодах:

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

(кочан капусты) (рис. 10)

Посреди двора - золотая голова.

(подсолнух) (рис. 11)

Рис. 11. Подсолнух ()

Загадки бывают рифмованными:

Чёрный Ивашка - деревянная рубашка.

Где носом ведёт, там заметку кладёт.

(карандаш) (рис. 12)

Рис. 12. Карандаш ()

Загадка - это:

  • небольшое поучительное высказывание, народная мудрость;
  • краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки;
  • небольшой стишок.

Определите, к какому жанру фольклора относятся данные тексты:

Мохнатенько,

Усатенько,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(это загадка; разгадка - кот) (рис. 13)

Котенька, коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать…

(потешка)

Ёжик, ёжик-чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Нам водилу выбирать.

(потешка)

В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено.

(загадка; отгадка - прорубь) (рис. 14)

Жили-были старик да старуха. У них была дочка Алёнушка да братец её Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки.

Ответ: лампочка - похожа на грушу по форме, подвешена к потолку, но съесть её нельзя, потому что она стеклянная (рис. 16).

Рис. 16. Лампочка ()

У всех народов загадки были показателем мудрости, а человек, который умел отгадывать и придумывать загадки, считался мудрецом. У вас есть уникальная возможность стать мудрецами. Придумайте загадки сами и загадайте их своим близким или друзьям.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Ped-kopilka.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. 5klass.net ().

Домашнее задание

  1. Дать определение понятию загадка , перечислить виды загадок, назвать составляющие загадок.
  2. Придумать загадку-вопрос про любого животного.
  3. Выучить три загадки на разные темы, подобрать к ним иллюстрации.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Существуют произведения искусства и шедевры архитектуры, которые прекрасно знакомы каждому с детства. Но если изучить каждое из этих творений поподробнее, открывается множество загадочных и малоизвестных деталей.

Мы в сайт прочитали об этих фактах с большим удивлением.

Квартира на верхних этажах Эйфелевой башни

Густав Эйфель, создатель башни, построил и оборудовал квартиру для себя на ее верхних этажах. Он чаще использовал ее для отдыха или приема гостей. Однажды он долго беседовал там с Томасом Эдисоном.

В апартаментах есть кухня, санузел, две спальни, гостиная и, конечно же, оттуда открывается великолепный вид. В настоящее время там расположен музей с восковыми фигурами Эйфеля и Эдисона.

Порванная цепь у ног Статуи Свободы

Статуя Свободы была подарена Америке французскими гражданами в честь столетия революции. Она символизирует свободу, демократию и отмену рабства. Именно поэтому у ног статуи лежит порванная цепь, которая обычно не видна туристам.

Айзелуортская Мона Лиза

Общеизвестный факт, что многие художники рисовали копии и версии «Моны Лизы», но, оказывается, существует еще один портрет Джоконды, написанный, по мнению ученых, самим да Винчи. При этом полотно не является копией того, которое размещено в Лувре.

Интересно, что вторая картина имеет немного другую перспективу, которая может создать 3D-эффект. Возможно, одежда и пейзаж были написаны другим художником, или даже несколькими. По мнению ученых, это более ранняя версия Джоконды.

Капсула времени в горе Рашмор

Во время строительства памятника архитектор Гутзон Борглум хотел создать внутри скалы Зал Хроник - секретную комнату, где будущие поколения смогут найти основные документы и данные об истории США. Для этого он вырезал в скале за головой Авраама Линкольна пещеру. Но вскоре Борглум умер и работа не была закончена.

В 1998 году, более чем через 50 лет после его смерти, копии важных документов и мемуары президентов были запечатаны внутри недостроенного зала, который теперь играет роль капсулы времени.

Изначальный вид большого Сфинкса

Большой сфинкс - самая древняя статуя в мире. Изначально он был покрыт яркой краской, которая сохранилась до наших дней лишь фрагментарно, за ухом. Также изначально у сфинкса был нос и накладная церемониальная борода. Ее фрагменты можно увидеть в Британском и Каирском музеях.

Существуют предположения, что первоначально сфинкс имел голову льва, а человеческая голова вместо нее была высечена гораздо позднее, что объясняет нарушение пропорций между гигантским телом и маленькой головой.

Создание Пизанской башни

Знаменитая падающая башня хранит много тайн. В основном, все знают о наклоне башни. При этом никому точно не известно, кто именно построил эту колокольню для собора города Пиза. Одной из причин стало то, что башня строилась почти 200 лет. Историки привыкли считать, что строение было разработано Бонанно Пизано, но более вероятным архитектором может быть Диотисальви, который проектировал баптистерий, расположенный рядом с башней и выполненный в одном с ней стиле.

Лицо «Данаи» Рембрандта

Картину «Даная» Рембрандт начал писать через 2 года после женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник изображал жену на многих своих картинах, и долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других его картинах 1630-х годов, а использованный им стиль более походит на творения более позднего периода его творчества.

Лишь сравнительно недавно удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была переделана после смерти супруги художника, в то время, когда он увлекся Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Название самой известной достопримечательности Великобритании

Строго говоря, название «Биг Бен» относится не ко всей башне, а лишь к массивному колоколу внутри нее. Официальным наименованием колокольни до сентября 2012 года было «Часовая башня Вестминстерского дворца». Сейчас колокольня официально называется «Башня Елизаветы».Небо на картине «Крик»

Изначальное название легендарной картины Эдварда Мунка «Крик» звучало как «Крик природы». В своем дневнике художник пишет:

«... неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом...»

В 2003 году группа астрономов выдвинула предположение, что ярко-алый цвет неба, так поразивший художника, был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 году. В атмосферу было выброшено огромное количество вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.