Франц Шуберт. Серенада

serenata , от sera - вечер) - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.
  • В самом старом значении серенада - песня , исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, связанных с дивертисментом, и главным образом сочиняемый в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют с XX столетия. Обычно таких сочинений легче чем других сочинений из многих частей для большого ансамбля (например симфония), где мелодичность, более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Серенада" в других словарях:

    - (ит. serenata, от sera вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    серенада - ы, ж. sérénade f., пол. serenata <, ит. serenata. 1. В средние века вечерняя приветственная песня трубадуров, исполнявшаяся под открытым небом. БАС 1. || Вечерняя песня в честь возлюбленной, получившая широкое распространение в Испании и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Серенада - Серенада. А. Ватто. Мецетен. 1719. Метрополитен музей. Нью Йорк. СЕРЕНАДА [французское serenade, от итальянского serenata (от латинского serenus ясный, безмятежный, радостный), переосмысленного под влиянием итальянского sera вечер], 1) с 16 в. в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СЕРЕНАДА, серенады, жен. (итал. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии и Испании песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее… … Толковый словарь Ушакова

    СЕРЕНАДА, исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (франц. serеnade от итал. serenata, от sera вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой… … Большой Энциклопедический словарь

    - (почетная музыка подъ окнами чествуемаго; любовная вечерняя или ночная). Ср. Вотъ взошла луна златая... Тише! Чу! гитары звонъ. Вотъ испанка молодая Оперлася на балконъ. А. С. Пушкинъ. Каменный гость. Лаура. Ср. Въ часы тишины и прохлады Синьора … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    СЕРЕНАДА, ы, жен. 1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной. 2. Род лирического музыкального произведения. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    - (словесн.) литературная форма, принятая у трубадуров.Каждый куплет заканчивался провансальским словом sera вечер, подобнотому как в обаде (autade) повторялось слово alba (aube утренняя заря) …

    - (от итальянского слова sera вечер) музыкальное сочинение,возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночноепение или музыку под чьим либо окном, в знак любви или уважения. С.вокальная, небольших размеров, пишется в коленном… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

С незапамятных времен по земле бродят поэты-певцы. В Древней Греции странствующие поэты, нараспев читающие свои стихи, звались рапсодами. У северных народов Европы в большом почете были барды. В более поздние времена по городам и селам ходили веселые ваганты. Но певческими талантами отличались и рыцари, совершавшие подвиги во имя славы и любви.


Рыцарь не был рыцарем, если не умел слагать песни о возвышенной, неземной любви к Прекрасной Даме. Бытовали даже состязания-турниры, в которых решался рыцарский спор: кто воспоет даму сердца изысканнее, учтивее и благороднее? О своей любви рыцари пели без устали, целые вечера напролет. Так вот, свои вечерние воспевания они и называли серенадами (чтобы не путать с альборадами, то есть утренними воспеваниями).


Серенада - это рыцарское изобретение. Само слово «серенада» имеет корни во французском (от слова «сера» — вечер) и итальянском («аль серено» — на открытом воздухе) языках.


Ну, а зародилась серенада на юге Европы, под синим небом Италии и Испании. Там она была непременной частью жизни города. То с одной, то с другой улицы всегда доносились звуки музыки. Чаще всего это было пение под аккомпанемент лютни или гитары. Недаром опера Россини «Севильский цирюльник», с таким блеском воплотившая сцены испанской жизни, начинается именно серенадой. Ее под окнами очаровательной Розины поет влюбленный граф Альмавива в сопровождении наемных музыкантов. Пение под аккомпанемент наемных музыкантов рыцарскими правилами вполне допускалось.


Времена рыцарей давно прошли, а серенады все равно не умирали. Лишь немного изменилась картина: влюбленный пел сладкозвучную серенаду — песнь о любви — под аккомпанемент собственной гитары. В XVII-XVIII веках появились первые серенады для небольшого оркестра. Представьте себе такую картину: ласковый, теплый вечер; почтенное общество проводит время на свежем воздухе, услаждая свой слух приятной музыкой, которую играет оркестр.


Как правило, серенады для оркестра сочинялись по заказу знатных лиц. Серенада для оркестра - это музыка вечернего настроения, она должна дать отдых «усталым» чувствам. А самое главное — это музыка, которую предстоит играть не в закрытом помещении, не в театре, а на открытом воздухе. Такие серенады писали Гайдн и Моцарт.



В XIX веке этот жанр почти прекратил существовать. Исключением стала лишь «Серенада» Чайковского для струнного оркестра. Правда, огромную популярность завоевала вокальная серенада - уже не песня рыцаря под балконом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения. Одной из самых популярных вокальных серенад является «Серенада» Франца Шуберта, начинающаяся со слов: «Песнь моя, лети с мольбою тихо в час ночной...»

Во всех видах искусств существует деление произведений по жанрам. Для каждого из них характерны свои основные признаки. Отличаются они друг от друга особенностями содержания и формы. Сегодня мы поговорим о музыкально-поэтических жанрах: это романс, баллада, элегия и серенада.

Романс
Cлово романс уводит нас в средние века в Испанию. В те далекие времена, помимо повседневного обычного языка существовал другой – латинский. На нем ученые писали книги, исполнялись церковные молитвы. Изучали его и в наших дореволюционных гимназиях. Латынь была признана официальным языком католической церкви. Хотя этот язык был широко распространен, доступен он был не многим. Латынь знали только люди грамотные, а их в то время было невероятно мало. И тогда, наряду с церковными сочинениями на латинском языке, стали появляться песни и стихи народного склада, которые исполнялись на романском (испанском) языке. Отсюда и название «романс». Из Испании романсы быстро распространились по всей Европе, а в конце XVIII века появились в России. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось.

Ранние русские романсы называют бытовыми. Композиторы часто использовали в них крестьянскую народную мелодию, поэтому во многих бытовых романсах живет душа народной песни.

Создателями русского бытового романса являются композиторы первой половины XIX века. Песня – романс неизменная сфера творчества А. А. Алябьева. Его лирика с большой глубиной отражает повседневный мир переживаний современника, которому были свойственны трагическое восприятие жизни, ощущение одиночества, тоски, отчаяния, чувство гражданского протеста, а также бескорыстной дружбы, воскресающей надежды возвышенной любви. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Среди них Пушкин, Дельвиг, Жуковский, поэты-декабристы Грибоедов, Вяземский и другие. Очень многие романсы композитора (всего их 180) можно отнести к ряду самых выдающихся образцов вокального творчества, например, «Я вижу образ твой», «Два ворона», «Не говори: любовь пройдет», а знаменитый «Соловей» является жемчужиной алябьевской лирики.

Яркое явление в русской камерной вокальной музыке – А. Е. Варламов. Его искусство, неразрывно связанное с народными истоками, с городской песенной культурой, выделяется как одна из вершин русского бытового романса. Сочинения Варламова были на редкость популярны. Милый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями» и даже получил воплощение в изобразительном искусстве: появился лубок – своеобразная иллюстрация к варламовской песне. Многие романсы композитора как характерный элемент быта введены в произведения целого ряда писателей: Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже Голсуорси. Содержание романсов Варламова не ограничивалось лирическими сюжетами. Здесь и патриотическая тематика («Парус»), и тема природы («Горные вершины», «Листья шумели уныло»), и тема искусства («Мечта об Италии», «Поэт», «Внутренняя музыка»). Романсы Варламова охватывают широкий по эмоциональному диапазону круг образов – от светлых до глубоко драматичных.

Народно-бытовая линия русского романса нашла свое самобытное продолжение в вокальной лирике А. А. Гурилева. К этому жанру он шел, как и все его современники, от русской поэзии, затрагивая в ней то, что казалось ему близким. Глубокой проникновенностью отличается песня «Однозвучно гремит колокольчик». С поэтической грустью передает композитор образы дальней дороги, «родные звуки» унылой песни ямщика. В своем творчестве Гурилев постоянно обращался к образам русских девушек, то задумчивых и печальных, то грациозно-кокетливых. Жанр «женского портрета» с проникновенным лиризмом воссоздан в романсах «Бедная девушка ты», «Еще на заре моих дней», «Беглянка». Написанные в тонкой прозрачной манере, они напоминают портретные миниатюры 30-40х годов – изящные акварели, выполненные художниками. Песенная мелодика Гурилева созвучна трехдольным размерам русской поэзии – анапесту, амфибрахию, дактилю. Плавность вальсового движения в сочетании с песенными интонациями придает сочинениям этого композитора оттенок мягкой чувствительности.

Младший современник Алябьева, Гурилева, Варламова – М. И. Глинка. Вокальная лирика была для него постоянной спутницей творческой жизни. Композитор завершил длительный период становления камерной вокальной культуры и обобщил на самом высоком уровне ее жанровые традиции. Глинка стремился к усложнению фактуры, к широкой концертности, виртуозности. Его романсы требуют от исполнителя тонкого и совершенного мастерства. В них использованы богатейшие возможности певческого голоса, разнообразные приемы вокальной выразительности – широкая кантилена, экспрессивная декламация, тембровое богатство, тонкая градация динамических оттенков. Глинка чутко откликался на все яркие поэтические явления. Его привлекали стихи Дельвига, романтические сочинения Жуковского, творчество Лермонтова и русского поэта-самородка Кольцова. Но ближе всего была Глинке муза Пушкина. Близость их творчества рождена внутренним родством художественных натур. Они открыли миру все духовное богатство родного народа. Музыка пушкинского стиха подсказывала композитору пластичность и гибкость мелодии, а под влиянием ритмики русского стихосложения выстраивалась четкая ясная музыкальная форма романса. Глинка тщательно работал над лирическими стихотворениями Пушкина и достиг гармонии «чувства и мысли», «формы и содержания». Всего композитор написал десять романсов на стихи поэта. Среди них: «Признание», «В крови горит», «Ночной зефир», «Адель» и другие.

Главенствует среди «пушкинских романсов» знаменитое послание к А.П. Керн – «Я помню чудное мгновенье». Это шедевр зрелой камерной лирики. Глинка создал в своих романсах высокие, совершенные образцы вокального стиля.
Многие считают, что романс – это всегда лирическое произведение, потому что рассказывает о самом личном, сокровенном. Однако, это не совсем так. За время своего существования он научился показывать различные стороны человеческой жизни. У Даргомыжского есть романс «Титулярный советник». Это маленький сатирический рассказ про бедного чиновника и важную генеральскую дочь. В другом романсе «Червяк» звучит живая интонация униженного маленького человека, который не привык говорить во весь голос. Волнующее драматическое повествование о солдате, не стерпевшем обиды, нанесенной ему офицером, мы слышим в романсе «Старый капрал». Все эти персонажи можно найти в литературе тех лет и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»).

Бывают романсы и без слов. Их «поет» музыкальный инструмент – скрипка, виолончель, рояль, которые как бы подражают поющему человеческому голосу. Называются они инструментальными.
К жанру вокального и инструментального романса обращались многие русские композиторы: Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Шостакович.

Баллада

Баллада – это повествование фантастического или драматического характера. Само слово произошло от итальянского «балляре», что означает танцевать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В середине века баллады превратились в песни повествовательного склада. Рассказывалось в них об исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах. Самой распространенной темой немецких баллад было обличение богачей, которые обманывали народ и наживались за его счет. А в английских балладах, которые возникли из крестьянских героических песен, рассказывалось о добром заступнике бедняков Робине Гуде. Был период, когда баллада переродилась в чисто литературный жанр. Она стала стихами, но в них сохранилась напевность ритма, и читались они нараспев.

В русском искусстве баллады сначала появляются в поэзии в эпоху романтизма. Этим жанром особенно увлекался В.А. Жуковский. Он был мастером стихотворного перевода и сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического искусства. Его баллады стали основой музыкальных произведений. Вслед за поэтами к этому жанру обращаются композиторы: Мусоргский («Забытый»), Бородин («Море»), А. Г. Рубинштейн («Баллада»).
Одно из замечательных вокальных произведений Ф. Шуберта – баллада «Лесной царь» на слова Гете в переводе Жуковского. Она передает драматическую сцену – скачущего на коне через ночной лес с больным ребенком отца. Мальчику чудится сказочное существо, которое гонится за ним и манит к себе. Это лесной царь. Музыка пронизана тревогой и беспокойством.

Баллада, как и романс, может быть инструментальным произведением. Первым стал их сочинять польский композитор Ф. Шопен. Четыре его баллады – взволнованное, возвышенное повествование о событиях и людях. Замечательную балладу для фортепиано написал Э. Григ. Это рассказ о Норвегии, о природе, о временах легендарных походов викингов. Широко известны баллады Ф. Листа, И. Брамса, А. Лядова.

Элегия

Родина элегии – Древняя Греция. Название произошло от греческого (elegos) – жалоба, и в начале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба, обычно на неразделенную любовь. Позднее это слово приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, а затем и музыкальные произведения задумчивого, печального, скорбного характера.

В конце XVIII века в русской музыке распространена вокальная элегия, как правило связанная с любовной тематикой, мотивами одиночества, утраты, тоски. Таковы элегии Глинки «Сомнение», «Не искушай меня без нужды», Бородина «Для берегов отчизны дальней». С середины XIX века развивается инструментальная элегия. Очень выразительны фортепианные элегии Рахманинова, Калиникова.

Серенада

Серенадами назывались приветственные песни, которые исполнялись ночью перед балконом прекрасной дамы. Это слово в переводе с итальянского «al sereno» - означает «на открытом воздухе».
Зародилась серенада под теплым синим небом Италии и Испании. Исполняли ее под аккомпанемент струнных щипковых инструментов, чаще всего лютни или гитары.

В XVII – XVIII веках серенадами называли произведения для небольшого оркестра. Такие серенады часто сочиняли по заказу знатных лиц композиторы Гайдн и Моцарт.

В XIX веке привлекает к себе вокальная серенада. Но это уже не песня, которую исполнял кавалер перед домом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения. Очень популярны: серенада Шуберта «Песнь моя», Чайковского «Спи дитя…», Глинки «Я здесь, Инезилья». Содержание вокальных серенад осталось традиционным.

Лариса Путинцева.

СЕРЕНАДА
Значение:

СЕРЕНАДА

(ит. serenata, от sera - вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается.

СЕРЕНАДА

Литературная форма, род песни, перенятая у трубадуров; каждый куплет оканчивается провансальским: sera - вечер.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

СЕРЕНАДА

вечерняя или ночная песня, исполняемая под аккомпанемент струнного инструмента.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

СЕРЕНАДА

ит. serenata, франц. serenade, от ит. sera, вечер; от лат. serus, поздний. Пение в Италии под окнами любимых или уважаемых особ.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

СЕРЕНАДА

итальянское название песни, которую поет возлюбленный под окном своей милой, от слова сэра - вечер; отсюда всякое вообще музыкальное произведение нежного характера.

(Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)

Сборный словарь иностранных слов русского языка

Значение:

серена ́да

ж.

1) Песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами (в поэзии трубадуров).

а) Музыкальное произведение - род дивертисмента - для небольшого оркестра или инструментального ансамбля, исполнявшееся на открытом воздухе.

б) Музыкальное произведение типа сюиты для камерного инструментального ансамбля.

в) Род вокального камерного произведения или инструментальная лирическая пьеса.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

СЕРЕНАДА

Значение:

(франц. serеnade, от итал. serenata, от sera - вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальное музыкальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

серенада

Значение:

СЕРЕНА́ДА, -ы, ж.

1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной.

2. Род лирического музыкального произведения.

Малый академический словарь русского языка

Эталоном поведения влюбленного мужчины считалось в средневековые времена исполнение песни для понравившейся особы под ее окном или балконом. Как появилась такая традиция, сложно сказать. Однако некоторые сведения о правилах ее исполнения сохранились. Что такое серенада, кто пел ее?

Песни бродячих музыкантов

Владение тайной сложения звуков в приятную слуху мелодию, исполнение оной на музыкальных инструментах во все века уважались и приветствовались во всех странах мира. Талантливые поэты и певцы ходили по городам и поселкам, радуя и удивляя жителей своим искусством. В разных местностях их называли по-своему:

  • древнегреческих странствующих поэтов - рапсодами;
  • певцов североевропейских народов - бардами;
  • в Испании, Италии - трубадурами;
  • в Англии и Франции - менестрелями.

Путешествуя, музыканты не только зарабатывали себе на жизнь, развлекая общество своими выступлениями. Они знакомились с обычаями и творчеством в других странах, переносили некоторые элементы культуры от одного народа к другому.

Что такое серенада в музыке?

Определение однозначно сообщает, что это любовная песня, исполняемая трубадуром на открытом воздухе. Под сопровождение мандолины, лютни или гитары свои изысканные и благородные чувства к прекрасным дамам выражали рыцари. Некоторые из них могли вечерами напролет выводить голосовые рулады о любви без устали. В противовес утренним воспеваниям, альборадам, серенады пелись по вечерам, что и отразилось в названии жанра.

Рыцарские времена закончились, а романтическая традиция ночных любовных концертов осталась. А если поклонник дамы не обладал вокальными и поэтическими талантами, ему не возбранялось нанять для выражения своих чувств трубадура или целый ансамбль профессионалов.

В дальнейшем появилась музыка в любовном стиле, написанная для небольших оркестров. Обычно такое сопровождение заказывали более знатные и богатые влюбленные.

В дальнейшем, когда традиции несколько изменились, на вопрос о том, что такое серенада, можно было ответить, что это спокойные мелодии в исполнении камерного оркестра, сопровождающие почтенный семейный отдых на свежем воздухе.

Как изменилось искусство трубадуров?

В свое время на заказ писали серенады для оркестра Гайдн и Моцарт. Затем жанр, постепенно угасая, трансформировался в серенада в музыке сегодня? Это вокальное произведение для исполнения в сопровождении камерного оркестра. Среди наиболее популярных композиций назовем «Серенаду» Ф. Шуберта, слова которой взывают о любви: «Песнь моя, лети с мольбою в час ночной…»

Романтичные традиции для приватного ночного концерта

Как для рыцаря, так и для любого влюбленного существовал неписаный свод правил поведения, своеобразный сценарий. Ведь что такое серенада, знала не только каждая девушка Музыку слышали жители окрестных домов, поэтому все должно было происходить соответственно традициям. Притом дамы не просто сидели на своих балконах, созерцая происходящее. Они могли громко вздыхать и подбадривать певца или освистать и прогнать. Итак, рыцарю (поклоннику, решившемуся на открытое выражение симпатии) полагалось:

  • научиться петь под гитару и слагать стихи;
  • одеться соответствующим случаю образом;
  • запастись букетом свежих цветов;
  • встать под балконом дамы или под ее окном в пределах слышимости и видимости;
  • взять первые аккорды и дождаться какой-то реакции «предмета обожания» (шевеления занавесей, громкого вздоха или возгласа одобрения);
  • начать представление, восхваляя ее красоту, стройность стана, доброту души и свою любовь к обладательнице всего этого.

Что такое серенада? Это приватное общение влюбленных в средние века. Если номер и его исполнитель (заказчик песни) понравится даме, она покажется в окне или выйдет на балкон, кинет рыцарю многозначительный взгляд, цветок или (тайком от чужих глаз) Рыцарь обязан подняться по ней, независимо от высоты, с которой она была спущена. В любом случае заготовленный букет необходимо подарить даме, хотя бы забросив его в окно.

Если песня трубадура, серенада, музыкальная композиция в исполнении ансамбля не вдохновляла девушку, она могла осмеять исполнение, отвернуться и уйти, громко хлопнув дверью.

Настойчивый поклонник появится утром и споет любимой альбораду.