Зарубежная литература обзор. Презентация - обзор зарубежной литературы первой половины хх века

Презентация на тему "Спирты" по химии в формате powerpoint. Презентация для школьников содержит 12 слайдов, где с точки зрения химии рассказывается о спиртах, их физических свойствах, реакции с галогеноводородами.

Фрагменты из презентации

Из истории

Знаете ли вы, что еще в IV в. До н. э. люди умели изготавливать напитки, содержащие этиловый спирт? Вино получали сбраживанием фруктовых и ягодных соков. Однако выделять из него дурманящий компонент научились получать значительно позже. В XI в. алхимики уловили пары летучего вещества, которое выделялось при нагревании вина.

Физические свойства

  • Низшие спирты – это жидкости, хорошо растворимые в воде, без цвета, с запахом.
  • Высшие спирты – твердые вещества, в воде не растворимые.

Особенность физических свойств: агрегатное состояние

  • Метиловый спирт (первый представитель гомологического ряда спиртов)– жидкость. Может быть у него большая молекулярная масса? Нет. Гораздо меньше, чем у углекислого газа. Тогда в чем дело?
  • Оказывается, все дело в водородных связях, которые образуются между молекулами спиртов, и не дают отдельным молекулам улететь.

Особенность физических свойств: растворимость в воде

  • Низшие спирты растворимы в воде, высшие – не растворимы. Почему?
  • Водородные связи слишком слабы, чтобы удержать молекулу спирта, имеющую большую нерастворимую часть, между молекулами воды.

Особенность физических свойств: контракция

  • Почему при решении расчетных задач никогда не пользуются объемом, а только массой?
  • Смешаем 500 мл спирта и 500 мл воды. Получим 930 мл раствора. Водородные связи между молекулами спирта и воды настолько велики, что происходит уменьшение суммарного объема раствора, его "сжатие” (от латинского contraktio – сжимание).

Спирты – это кислоты?

  • Спирты реагируют со щелочными металлами. При этом атом водорода гидроксильной группы замещается на металл. Похоже на кислоту.
  • Но кислотные свойства спиртов слишком слабы, слабы настолько, что спирты не действуют на индикаторы.

Дружба с ГАИ.

  • Спирты дружат с ГАИ? Но каким образом!
  • Вас когда - нибудь останавливал инспектор ГАИ? А в трубочку Вы дышали?
  • Если вам не повезло, то прошла реакция окисления спирта, при которой цвет изменился, а вам пришлось платить штраф.
Отдаем воду 1

Отнятие воды – дегидротация может быть внутримолекулярная, если температура больше 140 градусов. При этом нужен катализатор – концентрированная серная кислота.

Отдаем воду 2

Если температуру уменьшить, а катализатор оставить тот – же, то пройдет межмолекулярная дегидротация.

Реакция с галогеноводородами.

Эта реакция обратима и требует катализатора – концентрированной серной кислоты.

Дружить или не дружить со спиртом.

Вопрос интересный. Спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность. Все зависит от дозы.

  1. Спирт – это питательное вещество, которое обеспечивает организм энергией. В средние века за счет потребления алкоголя организм получал около 25% энергии.
  2. Спирт – это лекарственное средство, имеющее дезинфицирующее и антибактериальное действие.
  3. Спирт – это яд, нарушающий естественные биологические процессы, разрушающий внутренние органы и психику и при чрезмерном употреблении влекущий смерть.

Наиболее распространено знание о трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном, иногда вспоминают о плазменном, реже жидкокристаллическом. Последнее время в интернете распространился перечень 17 фаз вещества, взятый из известной () Стивена Фрая. Поэтому мы расскажем о них подробнее, т.к. о материи следует знать немного больше хотя бы для того, чтобы лучше понимать процессы, происходящие во Вселенной.

Приведённый ниже список агрегатных состояний вещества возрастает от самых холодных состояний к самым горячим и т.о. может быть продолжен. Одновременно следует понимать, что от газообразного состояния (№11), самого «разжатого», в обе стороны списка степень сжатия вещества и его давление (с некоторыми оговорками для таких неизученных гипотетических состояний, как квантовое, лучевое или слабо симметричное) возрастают.После текста приведен наглядный график фазовых переходов материи.

1. Квантовое — агрегатное состояние вещества, достигаемое при понижении температуры до абсолютного нуля, в результате чего исчезают внутренние связи и материя рассыпается на свободные кварки.

2. Конденсат Бозе-Эйнштейна — агрегатное состояние материи, основу которой составляют бозоны, охлаждённые до температур, близких к абсолютному нулю (меньше миллионной доли градуса выше абсолютного нуля). В таком сильно охлаждённом состоянии достаточно большое число атомов оказывается в своих минимально возможных квантовых состояниях и квантовые эффекты начинают проявляться на макроскопическом уровне. Конденсат Бозе-Эйнштейна (который зачастую называют «бозе-конденсат», или попросту «бэк») возникает, когда вы охлаждаете тот или иной химический элемент до чрезвычайно низких температур (как правило, до температуры чуть выше абсолютного нуля, минус 273 градуса по Цельсию, — теоретическая температура, при которой все перестает двигаться).
Вот тут с веществом начинают происходить совершенно странные вещи. Процессы, обычно наблюдаемые лишь на уровне атомов, теперь протекают в масштабах, достаточно крупных для наблюдения невооруженным глазом. Например, если поместить «бэк» в лабораторный стакан и обеспечить нужный температурный режим, вещество начнет ползти вверх по стенке и в конце концов само по себе выберется наружу.
Судя по всему, здесь мы имеем дело с тщетной попыткой вещества понизить собственную энергию (которая и без того находится на самом низком из всех возможных уровней).
Замедление атомов с использованием охлаждающей аппаратуры позволяет получить сингулярное квантовое состояние, известное как конденсат Бозе, или Бозе — Эйнштейна. Это явление было предсказано в 1925 году А. Эйнштейном, как результат обобщения работы Ш. Бозе, где строилась статистическая механика для частиц, начиная от безмассовых фотоно до обладающих массой атомов (рукопись Эйнштейна, считавшаяся утерянной, была обнаружена в библиотеке Лейденского университета в 2005 году). Результатом усилий Бозе и Эйнштейна стала концепция Бозе газа, подчиняющегося статистике Бозе — Эйнштейна, которая описывает статистическое распределение тождественных частиц с целым спином, называемых бозонами. Бозоны, которыми являются, например, и отдельные элементарные частицы — фотоны, и целые атомы, могут находиться друг с другом в одинаковых квантовых состояниях. Эйнштейн предположил, что охлаждение атомов — бозонов до очень низких температур заставит их перейти (или, по-другому, сконденсироваться) в наинизшее возможное квантовое состояние. Результатом такой конденсации станет возникновение новой формы вещества.
Этот переход возникает ниже критической температуры, которая для однородного трёхмерного газа, состоящего из невзаимодействующих частиц без каких-либо внутренних степеней свободы.

3. Фермионный конденсат — агрегатное состояние вещества, схожее с бэком, но отличающееся по строению. При приближении к абсолютному нулю атомы ведут себя по-разному в зависимости от величины собственного момента количества движения (спина). У бозонов спины имеют целочисленные значения, а у фермионов - кратные 1/2 (1/2, 3/2, 5/2). Фермионы подчиняются принципу запрета Паули, согласно которому два фермиона не могут иметь одно и то же квантовое состояние. Для бозонов такого запрета нет, и поэтому у них есть возможность существовать в одном квантовом состоянии и образовывать тем самым так называмый конденсат Бозе-Эйнштейна. Процесс образования этого конденсата отвечает за переход в сверхпроводящее состояние.
Электроны имеют спин 1/2 и, следовательно, относятся к фермионам. Они объединяются в пары (так называемые пары Купера), которые затем образуют Бозе-конденсат.
Американские ученые предприняли попытку получить своего рода молекулы из атомов-фермионов при глубоком охлаждении. Отличие от настоящих молекул заключалось в том, что между атомами не было химической связи - просто они двигались вместе, коррелированным образом. Связь между атомами оказалась даже прочнее, чем между электронами в куперовских парах. У образованных пар фермионов суммарный спин уже не кратен 1/2, следовательно, они уже ведут себя как бозоны и могут образовывать бозе-конденсат с единым квантовым состоянием. В ходе эксперимента охлаждали газ из атомов калия-40 до 300 нанокельвинов, при этом газ заключался в так называемую оптическую ловушку. Затем наложили внешнее магнитное поле, с помощью которого удалось изменить природу взаимодействий между атомами - вместо сильного отталкивания стало наблюдаться сильное притяжение. При анализе влияния магнитного поля удалось найти такое его значение, при котором атомы стали вести себя, как куперовские пары электронов. На следующем этапе эксперимента ученые предполагают получить эффекты сверхпроводимости для фермионного конденсата.

4. Сверхтекучее вещество — состояние, при котором у вещества фактически отсутствует вязкость, а при течении он не испытывает трения с твёрдой поверхностью. Следствием этого является, например, такой интересный эффект, как полное самопроизвольное «выползание» сверхтекучего гелия из сосуда по его стенкам против силы тяжести. Нарушения закона сохранения энергии здесь, конечно же, нет. В отсутствие сил трения на гелий действуют только силы тяжести, силы межатомного взаимодействия между гелием и стенками сосуда и между атомами гелия. Так вот, силы межатомного взаимодействия превышают все остальные силы вместе взятые. В результате гелий стремится растечься как можно сильнее по всем возможным поверхностям, поэтому и «путешествует» по стенкам сосуда. В 1938 году советский учёный Пётр Капица доказал, что гелий может существовать в сверхтекучем состоянии.
Стоит отметить, что многие из необычных свойств гелия известны уже довольно давно. Однако и в последние годы этот химический элемент «балует» нас интересными и неожиданными эффектами. Так, в 2004 году Мозес Чань и Эун-Сьонг Ким из Университета Пенсильвании заинтриговали научный мир заявлением о том, что им удалось получить совершенно новое состояние гелия — сверхтекучее твёрдое вещество. В этом состоянии одни атомы гелия в кристаллической решётке могут обтекать другие, и гелий таким образом может течь сам через себя. Эффект «сверхтвёрдости» теоретически был предсказан ещё в 1969 году. И вот в 2004 году — как будто бы и экспериментальное подтверждение. Однако более поздние и весьма любопытные эксперименты показали, что не всё так просто, и, возможно, такая интерпретация явления, которое до этого принималось за сверхтекучесть твёрдого гелия, неверна.
Эксперимент учёных под руководством Хэмфри Мариса из Университета Брауна в США был прост и изящен. Учёные помещали перевёрнутую вверх дном пробирку в замкнутый резервуар с жидким гелием. Часть гелия в пробирке и в резервуаре они замораживали таким образом, чтобы граница между жидким и твёрдым внутри пробирки была выше, чем в резервуаре. Иными словами, в верхней части пробирки был жидкий гелий, в нижней — твёрдый, он плавно переходил в твёрдую фазу резервуара, над которой был налито немного жидкого гелия — ниже, чем уровень жидкости в пробирке. Если бы жидкий гелий стал просачиваться через твёрдый, то разница уровней уменьшилась бы, и тогда можно говорить о твёрдом сверхтекучем гелии. И в принципе, в трёх из 13 экспериментов разница уровней действительно уменьшалась.

5. Сверхтвёрдое вещество — агрегатное состояние при котором материя прозрачна и может "течь", как жидкость, но фактически она лишена вязкости. Такие жидкости известны много лет, их называют суперфлюидами. Дело в том, что если супержидкость размешать, она будет циркулировать чуть ли не вечно, тогда как нормальная жидкость в конечном счёте успокоится. Первые два суперфлюида были созданы исследователями с использованием гелия-4 и гелия-3. Они были охлаждены почти до абсолютного нуля — до минус 273 градусов Цельсия. А из гелия-4 американским учёным удалось получить сверхтвёрдое тело. Замороженный гелий они сжали давлением более чем в 60 раз, а затем заполненный веществом стакан установили на вращающийся диск. При температуре 0,175 градусов Цельсия диск внезапно начал вращаться свободнее, что, по мнению учёных, свидетельствует о том, что гелий стал супертелом.

6. Твёрдое — агрегатное состояние вещества, отличающееся стабильностью формы и характером теплового движения атомов, которые совершают малые колебания вокруг положений равновесия. Устойчивым состоянием твердых тел является кристаллическое. Различают твердые тела с ионной, ковалентной, металлической и др. типами связи между атомами, что обусловливает разнообразие их физических свойств. Электрические и некоторые др. свойства твердых тел в основном определяются характером движения внешних электронов его атомов. По электрическим свойствам твердые тела делятся на диэлектрики, полупроводники и металлы, по магнитным — на диамагнетики, парамагнетики и тела с упорядоченной магнитной структурой. Исследования свойств твердых тел объединились в большую область — физику твердого тела, развитие которой стимулируется потребностями техники.

7. Аморфное твёрдое — конденсированное агрегатное состояние вещества, характеризующееся изотропией физических свойств, обусловленной неупорядоченным расположением атомов и молекул. В аморфных твердых телах атомы колеблются около хаотически расположенных точек. В отличие от кристаллического состояния переход из твердого аморфного в жидкое происходит постепенно. В аморфном состоянии находятся различные вещества: стекла, смолы, пластмассы и т. д.

8. Жидкокристаллическое — это специфическое агрегатное со-стояние вещества, в котором оно проявляет одновре-менно свойства кристалла и жидкости. Сразу надо огово-риться, что далеко не все вещества могут находиться в жидкокристаллическом состоянии. Однако, некоторые органические вещества, обладающие сложными молеку-лами, могут образовы-вать специфическое агрегатное состояние — жидкокристалли-ческое. Это состояние осуществляется при плавлении кристаллов некоторых веществ. При их плавлении обра-зуется жидкокристаллическая фаза, отличающаяся от обычных жидкостей. Эта фаза существует в интервале от температуры плавления кристалла до некоторой более высокой температуры, при нагреве до которой жидкий кристалл переходит в обычную жидкость.
Чем же жидкий кристалл отличается от жидкости и обычного кристалла и чем похож на них? Подобно обычной жидкости, жидкий кристалл обладает текучестью и принимает форму сосуда, в который он помещен. Этим он отличается от известных всем кристаллов. Однако, несмотря на это свойство, объединяющее его с жид-костью, он обладает свойством, характерным для кри-сталлов. Это - упорядочение в пространстве молекул, образующих кристалл. Правда, это упорядочение не та-кое полное, как в обычных кристаллах, но, тем не менее, оно существенно влияет на свойства жидких кристаллов, чем и отличает их от обычных жидкостей. Неполное про-странственное упорядочение молекул, образующих жид-кий кристалл, проявляется в том, что в жидких кристал-лах нет полного порядка в пространственном располо-жении центров тяжести молекул, хотя частичный порядок может быть. Это означает, что у них нет жесткой кри-сталлической решетки. Поэтому жидкие кристаллы, по-добно обычным жидкостям, обладают свойством текуче-сти.
Обязательным свойством жидких кристаллов, сбли-жающим их с обычными кристаллами, является наличие порядка пространственной ориентации молекул. Такой порядок в ориентации может проявляться, например, в том, что все длинные оси молекул в жидкокристалличе-ском образце ориентированы одинаково. Эти молекулы должны обладать вытянутой формой. Кроме простейше-го названного упорядочения осей молекул, в жидком кристалле может осуществляться более сложный ориентационный порядок молекул.
В зависимости от вида упорядочения осей молекул жидкие кристаллы разделяются на три разновидности: нематические, смектические и холестерические.
Исследования по физике жидких кристаллов и их при-менениям в настоящее время ведутся широким фрон-том во всех наиболее развитых странах мира. Отечествен-ные исследования сосредоточены как в академических, так и отраслевых научно-исследовательских учреждени-ях и имеют давние традиции. Широкую известность и признание получили выполненные еще в тридцатые годы в Ленинграде работы В.К. Фредерикса к В.Н. Цветкова. В последние годы бурного изучения жидких кристаллов отечественные исследователи также вносят весомый вклад в развитие учения о жидких кристаллах в целом и, в частности, об оптике жидких кристаллов. Так, работы И.Г. Чистякова, А.П. Капустина, С.А. Бразовского, С.А. Пикина, Л.М. Блинова и многих других советских иссле-дователей широко известны научной общественности и служат фундаментом ряда эффективных технических приложений жидких кристаллов.
Существование жидких кристаллов было установлено очень давно, а именно в 1888 году, то есть почти столетие назад. Хотя учёные и до 1888 года сталкивались с данным состоянием вещества, но официально его открыли позже.
Первым, кто обнаружил жидкие кристаллы, был авст-рийский ученый-ботаник Рейнитцер. Исследуя новое син-тезированное им вещество холестерилбензоат, он обна-ружил, что при температуре 145°С кристаллы этого ве-щества плавятся, образуя мутную сильно рассеивающую свет жидкость. При продолжении нагрева по достижении температуры 179°С жидкость просветляется, т. е. начина-ет вести себя в оптическом отношении, как обычная жидкость, например вода. Неожиданные свойства холестерилбензоат обнаруживал в мутной фазе. Рассматри-вая эту фазу под поляризационным микроскопом, Рей-нитцер обнаружил, что она обладает двупреломлением. Это означает, что показатель преломления света, т. е скорость света е этой фазе, зависит от поляризации.

9. Жидкое — агрегатное состояние вещества, сочетающее в себе черты твердого состояния (сохранение объема, определенная прочность на разрыв) и газообразного (изменчивость формы). Для жидкости характерны ближний порядок в расположении частиц (молекул, атомов) и малое различие в кинетической энергии теплового движения молекул и их потенциальной энергии взаимодействия. Тепловое движение молекул жидкости состоит из колебаний около положений равновесия и сравнительно редких перескоков из одного равновесного положения в другое, с этим связана текучесть жидкости.

10. Сверхкритический флюид (СКФ) — агрегатное состояние вещества, при котором исчезает различие между жидкой и газовой фазой. Любое вещество, находящееся при температуре и давлении выше критической точки является сверхкритическим флюидом. Свойства вещества в сверхкритическом состоянии промежуточные между его свойствами в газовой и жидкой фазе. Так, СКФ обладает высокой плотностью, близкой к жидкости, и низкой вязкостью, как и газы. Коэффициент диффузии при этом имеет промежуточное между жидкостью и газом значение. Вещества в сверхкритическом состоянии могут применяться в качестве заменителей органических растворителей в лабораторных и промышленных процессах. Наибольший интерес и распространение в связи с определенными свойствами получили сверхкритическая вода и сверхкритический диоксид углерода.
Одно из наиболее важных свойств сверхкритического состояния - это способность к растворению веществ. Изменяя температуру или давление флюида можно менять его свойства в широком диапазоне. Так, можно получить флюид, по свойствам близкий либо к жидкости, либо к газу. Так, растворяющая способность флюида увеличивается с увеличением плотности (при постоянной температуре). Поскольку плотность возрастает при увеличении давления, то меняя давление можно влиять на растворяющую способность флюида (при постоянной температуре). В случае с температурой завистимость свойств флюида несколько более сложная - при постоянной плотности растворяющая способность флюида также возрастает, однако вблизи критической точки незначительное увеличение температуры может привести к резкому падению плотности, и, соответственно, растворяющей способности. Сверхкритические флюиды неограниченно смешиваются друг с другом, поэтому при достижении критической точки смеси система всегда будет однофазной. Приблизительная критическая температура бинарной смеси может быть рассчитана как среднее арифмитическое от критических параметров веществ Tc(mix) = (мольная доля A) x TcA + (мольная доля B) x TcB.

11. Газообразное — (франц. gaz, от греч. chaos — хаос), агрегатное состояние вещества, в котором кинетическая энергия теплового движения его частиц (молекул, атомов, ионов) значительно превосходит потенциальную энергию взаимодействий между ними, в связи с чем частицы движутся свободно, равномерно заполняя в отсутствие внешних полей весь предоставленный им объем.

12. Плазма — (от греч. plasma — вылепленное, оформленное), состояние вещества, представляющее из себя ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов равны (квазинейтральность). В состоянии плазмы находится подавляющая часть вещества Вселенной: звезды, галактические туманности и межзвездная среда. Около Земли плазма существует в виде солнечного ветра, магнитосферы и ионосферы. Высокотемпературная плазма (Т ~ 106 — 108К) из смеси дейтерия и трития исследуется с целью осуществления управляемого термоядерного синтеза. Низкотемпературная плазма (Т Ј 105К) используется в различных газоразрядных приборах (газовых лазерах, ионных приборах, МГД-генераторах, плазмотронах, плазменных двигателях и т. д.), а также в технике (см. Плазменная металлургия, Плазменное бурение, Плазменная технология).

13. Вырожденное вещество — является промежуточной стадией между плазмой и нейтрониумом. Оно наблюдается в белых карликах, играет важную роль в эволюции звезд. Когда атомы находятся в условиях чрезвычайно высоких температур и давлений, они теряют свои электроны (они переходят в электронный газ). Другими словами, они полностью ионизованы (плазма). Давление такого газа (плазмы) определяется давлением электронов. Если плотность очень высока, все частицы вынуждены приближаться к друг другу. Электроны могут находится в состояниях с определенными энергиями, причем два электрона не могут иметь одинаковую энергию (если только их спины не противоположны). Таким образом, в плотном газе все нижние уровни энергии оказываются заполненными электронами. Такой газ называется вырожденным. В этом состоянии электроны проявляют вырожденное электронное давление, которое противодействует силам гравитации.

14. Нейтрониум — агрегатное состояние, в которое вещество переходит при сверхвысоком давлении, недостижимом пока в лаборатории, но существующем внутри нейтронных звёзд. При переходе в нейтронное состояние электроны вещества взаимодействуют с протонами и превращаются в нейтроны. В результате вещество в нейтронном состоянии полностью состоит из нейтронов и обладает плотностью порядка ядерной. Температура вещества при этом не должна быть слишком высока (в энергетическом эквиваленте не более сотни МэВ).
При сильном повышении температуры (сотни МэВ и выше) в нейтронном состоянии начинают рождаться и аннигилировать разнообразные мезоны. При дальнейшем повышении температуры происходит деконфайнмент, и вещество переходит в состояние кварк-глюонной плазмы. Оно состоит уже не из адронов, а из постоянно рождающихся и исчезающих кварков и глюонов.

15. Кварк-глюонная плазма (хромоплазма) — агрегатное состояние вещества в физике высоких энергий и физике элементарных частиц, при котором адронное вещество переходит в состояние, аналогичное состоянию, в котором находятся электроны и ионы в обычной плазме.
Обычно вещество в адронах находится в так называемом бесцветном («белом») состоянии. То есть, кварки различных цветов компенсируют друг друга. Аналогичное состояние есть и у обычного вещества — когда все атомы электрически нейтральны, то есть,
положительные заряды в них компенсированы отрицательными. При высоких температурах может происходить ионизация атомов, при этом заряды разделяются, и вещество становится, как говорят, «квазинейтральным». То есть, нейтральным остаётся всё облако вещества в целом, а отдельные его частицы нейтральными быть перестают. Точно так же, по-видимому, может происходить и с адронным веществом — при очень высоких энергиях, цвет выходит на свободу и делает вещество «квазибесцветным».
Предположительно, вещество Вселенной находилось в состоянии кварк-глюонной плазмы в первые мгновения после Большого Взрыва. Сейчас кварк-глюонная плазма может на короткое время образовываться при соударениях частиц очень высоких энергий.
Кварк-глюонная плазма была получена экспериментально на ускорителе RHIC Брукхейвенской национальной лаборатории в 2005 году. Максимальная температура плазмы в 4 триллиона градусов Цельсия была получена там же в феврале 2010 года.

16. Странное вещество — агрегатное состояние, при котором материя сжимается до предельных значений плотности, оно может существовать в виде "кваркового супа". Кубический сантиметр вещества в этом состоянии будет весить миллиарды тонн; к тому же он будет превращать любое нормальное вещество, с которым соприкоснётся, в ту же "странную" форму с выбросом значительного количества энергии.
Энергия, которая может выделиться при превращении вещества ядра звезды в "странное вещество", приведёт к сверхмощному взрыву "кварковой новой", - и, по мнению Лихи и Уйеда, именно его астрономы в сентябре 2006 года и наблюдали.
Процесс образования этого вещества начался с обычной сверхновой, в которую обратилась массивная звезда. В результате первого взрыва образовалась нейтронная звезда. Но, по мнению Лихи и Уйеда, просуществовала она очень недолго, - по мере того, как её вращение казалось затормозилось её собственным магнитным полем, она начала сжиматься ещё сильнее, с образованием сгустка "странного вещества", что привело к ещё более мощному, нежели при обычном взрыве сверхновой, выбросу энергии - и внешних слоёв вещества бывшей нейтронной звезды, разлетавшихся в окружающее пространство со скоростью, близкой к скорости света.

17. Сильно симметричное вещество — это вещество, сжатое до такой степени, при которой микрочастицы внутри него наслаиваются друг на друга, а само тело коллапсирует в чёрную дыру. Термин «симметрия» объясняется следующим: Возьмём известные всем со школьной скамьи агрегатные состояния вещества - твёрдые, жидкие, газообразные. Для определённости в качестве твёрдого вещества рассмотрим идеальный бесконечный кристалл. В нём существует определённая, так называемая дискретная симметрия относительно переноса. Это означает, что, если сдвинуть кристаллическую решётку на расстояние, равное интервалу между двумя атомами, в ней ничего не изменится - кристалл совпадет сам с собой. Если же кристалл расплавить, то симметрия получившейся из него жидкости будет иной: она возрастёт. В кристалле равноценными были только точки, удалённые друг от друга на определённые расстояния, так называемые узлы кристаллической решётки, в которых находились одинаковые атомы.
Жидкость же однородна по всему объёму, все её точки неотличимы одна от другой. Это означает, что жидкости можно смещаться на любые произвольные расстояния (а не только на какие-то дискретные, как в кристалле) или поворачиваться на любые произвольные углы (чего в кристаллах делать нельзя вообще) и она будет совпадать сама с собой. Степень её симметрии выше. Газ ещё более симметричен: жидкость занимает определённый объём в сосуде и наблюдается асимметрия внутри сосуда, где жидкость есть, и точки, где её нет. Газ же занимает весь предоставленный ему объём, и в этом смысле все её точки неотличимы одна от другой. Всё же здесь было бы правильнее говорить не о точках, а о малых, но макроскопических элементах, потому что на микроскопическом уровне отличия всё-таки есть. В одних точках в данный момент времени имеются атомы или молекулы, а в других нет. Симметрия наблюдается только в среднем, либо по некоторым макроскопическим параметра объёма, либо по времени.
Но мгновенной симметрии на микроскопическом уровне здесь по-прежнему ещё нет. Если же вещество сжимать очень сильно, до давлений которые в обиходе недопустимы, сжимать так, что атомы были раздавлены, их оболочки проникли друг в друга, а ядра начали соприкасаться, возникает симметрия и на микроскопическом уровне. Все ядра одинаковы и прижаты друг к другу, нет не только межатомных, но и межъядерных расстояний и вещество становится однородным (странное вещество).
Но есть ещё субмикроскопический уровень. Ядра состоят из протонов и нейтронов, которые двигаются внутри ядра. Между ними тоже есть какое-то пространство. Если продолжать сжимать так, что будут раздавлены и ядра, нуклоны плотно прижмутся друг к другу. Тогда и на субмикроскопическом уровне появится симметрия, которой нет даже внутри обычных ядер.
Из сказанного можно усмотреть вполне определённую тенденцию: чем выше температура и больше давление, тем более симметричным становится вещество. Исходя из этих соображений сжатое до максимума вещество именуется сильно симметричным.

18. Слабо симметричное вещество — состояние, противоположное сильно симметричному веществу по своим свойствам, присутствовавшее в очень ранней Вселенной при температуре близкой к планковской, возможно, через 10-12 секунд после Большого Взрыва, когда сильные, слабые и электромагнитные силы представляли из себя единую суперсилу. В этом состоянии вещество сжато до такой степени, что его масса переходит в энергию, которая начинает инфлуировать, то есть неограниченно расширяться. Достичь энергий для экспериментального получения суперсилы и перевода вещества в эту фазу в земных условиях пока невозможно, хотя такие попытки предпринимались на Большом Адронном Коллайдере с целью изучения ранней вселенной. Ввиду отсутствия в составе суперсилы, образующей это вещество, гравитационного взаимодействия, суперсила является не достаточно симметричной в сравнении с суперсимметричной силой, содержащей все 4 вида взаимодействий. Поэтому данное агрегатное состояние и получило такое название.

19. Лучевое вещество — это, по сути дела, уже совсем не вещество, а в чистом виде энергия. Однако именно это гипотетическое агрегатное состояние примет тело, достигшее скорости света. Также его можно получить, разогрев тело до планковской температуры (1032К), то есть разогнав молекулы вещества до скорости света. Как следует из теории относительности, при достижении скорости более 0,99 с, масса тела начинает расти гораздо быстрее, нежели при "обычном" ускорении, кроме того тело удлиняется, разогревается, то есть начинает излучать в инфракрасном спектре. При пересечении порога 0,999 с, тело кардинально видоизменяется и начинает стремительный фазовый переход вплоть до лучевого состояния. Как следует из формулы Эйнштейна, взятой в полном виде, растущая масса итогового вещества складывается из масс, отделяющихся от тела в виде теплового, рентгеновского, оптического и других излучений, энергия каждого из которых описывается следующим членом в формуле. Таким образом, тело приблизившееся к скорости света начнет излучать во всех спектрах, расти в длину и замедляться во времени, утоньшаясь до планковской длины, то есть по достижении скорости с, тело превратится в бесконечно длинный и тонкий луч, двигающийся со скоростью света и состоящий из фотонов, не имеющих длины, а его бесконечная масса полностью перейдет в энергию. Поэтому такое вещество и называется лучевым.

«Спирты» Из истории  Знаете ли вы, что еще в IV в. До н. э. люди умели изготавливать напитки, содержащие этиловый спирт? Вино получали сбраживанием фруктовых и ягодных соков. Однако выделять из него дурманящий компонент научились получать значительно позже. В XI в. алхимики уловили пары летучего вещества, которое выделялось при нагревании вина Определение Спирты́ (устаревшее алкого́ли) - органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп (гидроксил, OH), непосредственно связанных с атомом углерода в углеводородном радикале  Общая формула спиртов СxHy(OH)n Общая формула одноатомных предельных спиртов СnН2n+1ОН Классификация спиртов По числу гидроксильных групп CxHy(OH)n Одноатомные алкоголи CH3 - CH2 - CH2 OH Двухатомные гликоли CH3 - CH - CH2 OH OH Трёхатомные глицерины CH2 - CH - CH2 OH OH OH Классификация спиртов По Похарактеру характеру углеводородного углеводородного радикала радикала CxHy(OH)n CxHy(OH)n Предельные Предельные CH3 CH3 –– CH CH2 CH2 2 ––CH 2 OH OH Непредельные Непредельные CH CH2 = CH CH––CH CH2 2 = 2 OH OH Ароматические Ароматические CH CH2 OH 2 --OH Номенклатура спиртов Просмотрите таблицу и сделайте вывод о номенклатуре спиртов НОМЕНКЛАТУРА И ИЗОМЕРИЯ При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту, добавляют (родовой) суффикс – ОЛ. Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи: H | H- C – O H | H метанол H H H |3 |2 |1 H- C – C – C -OH | | | H H H пропанол-1 H H H | 1 | 2 |3 H - C – C – C -H | | | H OH H пропанол -2 ВИДЫ ИЗОМЕРИИ 1. Изомерия положения функциональной группы (пропанол–1 и пропанол–2) 2. Изомерия углеродного скелета CH3-CH2-CH2-CH2-OH бутанол-1 CH3-CH-CH2-OH | CH3 2-метилпропанол-1 3. Изомерия межклассовая – спирты изомерны простым эфирам: СН3-СН2-ОН этанол СН3-О-СН3 диметиловый эфир Вывод  Названия одноатомных спиртов образуются из названия углеводорода с самой длинной углеродной цепью, содержащей гидроксильную группу, путём добавления суффикса -ол  Для многоатомных спиртов перед суффиксом -ол по-гречески (-ди-, -три-, ...) указывается количество гидроксильных групп  Например: CH3-CH2-OH этанол Виды изомерии спиртов Структурная 1. Углеродной цепи 2. Положения функциональной группы ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА  Низшие спирты (С1-C11)-летучие жидкости с резким запахом  Высшие спирты (C12- и выше)твердые вещества с приятным запахом ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Название Формула Пл. г/см3 tпл.C tкип.C Метиловый CH3OH 0,792 -97 64 Этиловый C2H5OH 0,790 -114 78 Пропиловый CH3CH2CH2OH 0,804 -120 92 Изопропиловый CH3-CH(OH)-CH3 0,786 -88 82 Бутиловый CH3CH2CH2CH2OH 0,810 -90 118 Особенность физических свойств: агрегатное состояние Метиловый спирт (первый представитель гомологического ряда спиртов)– жидкость. Может быть у него большая молекулярная масса? Нет. Гораздо меньше, чем у углекислого газа. Тогда в чем дело? R – O … H – O …H – O H R R Оказывается, все дело в водородных связях, которые образуются между молекулами спиртов, и не дают отдельным молекулам улететь Особенность физических свойств: растворимость в воде Низшие спирты растворимы в воде, высшие – не растворимы. Почему? СН3 – О …Н – О … Н – О Н Н СН3 А если радикал большой? СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – О … Н – О Н Н Водородные связи слишком слабы, чтобы удержать молекулу спирта, имеющую большую нерастворимую часть, между молекулами воды Особенность физических свойств: контракция Почему при решении расчетных задач никогда не пользуются объемом, а только массой? Смешаем 500 мл спирта и 500 мл воды. Получим 930 мл раствора. Водородные связи между молекулами спирта и воды настолько велики, что происходит уменьшение суммарного объема раствора, его “сжатие” (от латинского contraktio – сжимание). Отдельные представители спиртов Одноатомный спирт - метанол  Жидкость без цвета с температурой кипения 64С, характерным запахом Легче воды. Горит бесцветным пламенем.  Применяется в качестве растворителя и топлива в двигателях внутреннего сгорания Метанол - яд  Ядовитое действие метанола основано на поражении нервной и сосудистой системы. Приём внутрь 5-10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению, а 30 мл и более - к смерти Одноатомный спирт - этанол Бесцветная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом, температурой кипения78С. Легче воды. Смешивается с ней в любых отношениях. Легко воспламеняется, горит слабо светящимся голубоватым пламенем. Дружба с ГАИ Спирты дружат с ГАИ? Но каким образом! Вас когда - нибудь останавливал инспектор ГАИ? А в трубочку Вы дышали? Если вам не повезло, то прошла реакция окисления спирта, при которой цвет изменился, а вам пришлось платить штраф 3СН3 – СН2 – ОН + К2Сr2O7 + 4H2SO4  K2SO4 + 7H2O+ O Cr2(SO4)3 + 3CH3 – C H Дружить или не дружить со спиртом Вопрос интересный. Спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность. Все зависит от дозы. 1. Спирт – это питательное вещество, которое обеспечивает организм энергией. В средние века за счет потребления алкоголя организм получал около 25% энергии; 2. Спирт – это лекарственное средство, имеющее дезинфицирующее и антибактериальное действие; 3. Спирт – это яд, нарушающий естественные биологические процессы, разрушающий внутренние органы и психику и при чрезмерном употреблении влекущий смерть Применение этанола  Этиловый спирт употребляется при приготовлении различных спиртных напитков;  В медицине для приготовления экстрактов из лекарственных растений, а также для дезинфекции;  В косметике и парфюмерии этанол - растворитель для духов и лосьонов Вредное воздействие этанола  В начале опьянения страдают структуры коры больших полушарий; активность центров мозга, управляющих поведением, подавляется: утрачивается разумный контроль над поступками, снижается критическое отношение к себе. И. П. Павлов называл такое состояние «буйством подкорки»  При очень большом содержании алкоголя в крови угнетается активность двигательных центров мозга, главным образом страдает функция мозжечка - человек полностью теряет ориентацию Вредное воздействие этанола  Изменения структуры мозга, вызванные многолетней алкогольной интоксикацией, почти необратимы, и даже после длительного воздержания от употребления спиртных напитков они сохраняются. Если же человек не может остановиться, то органические и, следовательно, психические отклонения от нормы идут по нарастающей Вредное воздействие этанола  Алкоголь крайне неблагоприятно влияет на сосуды головного мозга. В начале опьянения они расширяются, кровоток в них замедляется, что приводит к застойным явлениям в головном мозге. Затем, когда в крови помимо алкоголя начинают накапливаться вредные продукты его неполного распада, наступает резкий спазм, сужение сосудов, развиваются такие опасные осложнения, как мозговые инсульты, приводящие к тяжелой инвалидности и даже смерти. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. В одном сосуде без подписи находится вода, а в другом – спирт. Можно ли воспользоваться индикатором, чтобы их распознать? Кому принадлежит честь получения чистого спирта? Может ли спирт быть твердым веществом? Молекулярная масса метанола 32, а углекислого газа 44. Сде-лайте вывод об агрегатном состоянии спирта. Смешали литр спирта и литр воды. Определите объем смеси. Как провести инспектора ГАИ? Может ли безводный абсолютированный спирт отдавать воду? Что такое ксенобиотики и какое отношение они имеют к спиртам? ОТВЕТЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Нельзя. Индикаторы не действуют на спирты и их водные растворы. Конечно же алхимикам. Может, если этот спирт содержит 12 углеродных атомов и больше. По этим данным вывод сделать нельзя. Водородные связи между молекулами спирта при малой молекулярной массе этих молекул делают температуру кипения спирта аномально высокой. Объем смеси будет не два литра, а гораздо меньше, примерно 1л - 860 мл. Не пить, когда садишься за руль. Может, если его нагреть и добавить конц. серной кислоты. Не поленитесь и вспомните все, что Вы слышали с спиртах, решите для себя раз и навсегда, какая доза Ваша……. и нужна ли она вообще????? Многоатомный спирт этиленгликоль  Этиленгликоль - представитель предельных двухатомных спиртов - гликолей;  Название гликоли получили вследствие сладкого вкуса многих представителей ряда (греч. «гликос» - сладкий);  Этиленгликоль - сиропообразная жидкость сладкого вкуса, без запаха, ядовит. Хорошо смешивается с водой и спиртом, гигроскопичен Применение этиленгликоля  Важным свойством этиленгликоля является способность понижать температуру замерзания воды, от чего вещество нашло широкое применения как компонент автомобильных антифризов и незамерзающих жидкостей;  Он применяется для получения лавсана (ценного синтетического волокна) Этиленгликоль - яд  Дозы вызывающие смертельное отравление этиленгликолем варьируются в широких пределах - от 100 до 600 мл. По данным ряда авторов смертельной дозой для человека является 50-150 мл. Смертность при поражении этиленгликолем очень высока и составляет более 60% всех случаев отравления;  Механизм токсического действия этиленгликоля до настоящего времени изучен недостаточно. Этиленгликоль быстро всасывается (в том числе через поры кожи) и в течение нескольких часов циркулирует в крови в неизмененном виде, достигая максимальной концентрации через 2-5 часов. Затем его содержание в крови постепенно снижается, и он фиксируется в тканях Многоатомный спирт глицерин  Глицерин – трехатомный предельный спирт. Бесцветная, вязкая, гигроскопичная, сладкая на вкус жидкость. Смешивается с водой в любых отношениях, хороший растворитель. Реагирует с азотной кислотой с образованием нитроглицерина. С карбоновыми кислотами образует жиры и масла CH2 – CH – CH2 OH OH OH Применение глицерина  Применяется в     производстве взрывчатых веществ нитроглицерина; При обработке кожи; Как компонент некоторых клеёв; При производстве пластмасс глицерин используют в качестве пластификатора; В производстве кондитерских изделий и напитков (как пищевая добавка E422) Качественная реакция на многоатомные спирты Качественная реакция на многоатомные спирты  Реакцией на многоатомные спирты является их взаимодействие со свежеполученным осадком гидроксида меди (II), который растворяется с образованием яркого сине-фиолетового раствора Задания Заполните рабочую карту к уроку;  Ответьте на вопросы теста;  Разгадайте кроссворд  Рабочая карта урока «Спирты»  Общая формула спиртов Назовите вещества:  CH3OH  CH3-CH2-CH2-CH2-OH  CH2(OH)-CH2(OH)  Составьте структурную формулу пропанол-2  Чем определяется атомность спирта?  Перечислите области применения этанола  Какие спирты используют в пищевой промышленности?  Какой спирт вызывает смертельное отравление при попадании в организм 30 мл?  Какое вещество используется в качестве незамерзающей жидкости?  Как отличить многоатомный спирт от одноатомного спирта? Способы получения Лабораторные  Гидролиз галогеналканов: R-CL+NaOH R-OH+NaCL  Гидратация алкенов: CH2=CH2+H2O C2H5OH  Гидрирование карбонильных соединений Промышленные  Синтез метанола из синтез-газа CO+2H2 CH3-OH (при повышенном давлении, высокой температуре и катализатора оксида цинка)  Гидратация алкенов  Брожение глюкозы: C6H12O6 2C2H5OH+2CO2 Химические свойства I. Реакции с разрывом связи RO–H  Спирты реагируют с щелочными и щелочноземельными металлами, образуя солеобразные соединения – алкоголяты 2СH CH CH OH + 2Na  2СH CH CH ONa + H  2СH CH OH + Сa  (СH CH O) Ca + H  3 2 3 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2  Взаимодействие с органическими кислотами (реакция этерификации) приводит к образованию сложных эфиров. CH COОH + HOC H  CH COОC H (уксусноэтиловый эфир (этилацетат)) + H O 3 2 5 3 2 5 2 II. Реакции с разрывом связи R–OH С галогеноводородами: R–OH + HBr  R–Br + H2O III. Реакции окисления Спирты горят: 2С3H7ОH + 9O2  6СO2 + 8H2O При действии окислителей:  первичные спирты превращаются в альдегиды, вторичные в кетоны IV. Дегидратация Протекает при нагревании с водоотнимающими реагентами (конц. Н2SO4). 1. Внутримолекулярная дегидратация приводит к образованию алкенов CH3–CH2–OH  CH2=CH2 + H2O 2. Межмолекулярная дегидратация даёт простые эфиры R-OH + H-O–R  R–O–R(простой эфир) + H2O

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по дисциплине ЛИТЕРАТУРА

Раздел: Литература второй половины XX века

Тема: Обзор зарубежной литературы XX века

Специальность: 060501 Сестринское дело Курс: 1

Купино

    Пояснительная записка

    Учебно-методическая характеристика занятия

    Хронологическая карта занятия

    Ход занятия

    Раздаточный материал

    Дополнительный материал

    Материалы для текущего контроля

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении зарубежной литературы XX века.

В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал, дополняющий материал учебника, раздаточный материал, материалы для текущего контроля.

В результате изучения темы Обзор зарубежной литературы XX века

Студент должен:

знать/понимать :

Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века

Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

уметь :

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Сопоставлять литературные произведения;

Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Участия в диалоге или дискуссии;

Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: Обзор зарубежной литературы XX века

Тип учебного занятия: комбинированное

Место проведения аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия

Цели занятия:

1. Образовательная: знать/пониматьосновные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века; содержание изученных литературных произведений; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

2. Развивающая : формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

3. Воспитательная : раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Междисциплинарная интеграция: история

Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, тексты произведений.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, выставка книг

Перечень литературы:

Основная:

- Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008

Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительная:

Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. - СПб., 2008

Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. - М.: Московский лицей, 1997

Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

Интернет ресурсы:

-

Сеть творческих учителей

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

    Организационный момент : приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.

    Мотивация учебной деятельности

Обозначение темы занятия, формирование цели занятия, обозначение плана предстоящей работы на занятии.

3. Актуализация опорных знаний

- чтение творческой работы по творчеству А.В. Вампилова

4. Усвоение новых знаний

Лекция- беседа (презентация) –

Эпоха 20 века в литературе сложна и противоречива, она отразила в себе весь трагизм этого времени. И реализм, и романтизм из 19 века шагнули в 20, так и идут параллельно, изменяясь во времени и пространстве, приобретая новые черты. Романтизм и реализм – продуктивные творческие методы, они создают целые художественные системы.

Важнейшим для литературы 20 века является провозглашение принципа гуманизма – отношения к человеку как к величайшей ценности. Это объяснимо: весь 20 век планету сотрясали кровопролитные войны.

Из блестящей плеяды европейских и американских писателей 20 века яркими звездами выделяются произведения У.Голдинга и Э. Хемингуэя.

Уильям Голдинг тоже лауреат Нобелевской премии, полученной им в 1983 году за «романы, которые с ясностью реалистического повествования помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире».

Голдинг- английский писатель, перепробовавший множество профессий, был актером и режиссером, школьным учителем, матросом и морским офицером во время Второй мировой войны, но литература взяла верх. Однажды ему в голову пришла идея написать книгу о детях на необитаемом острове. Так появился роман «Повелитель мух». Роман сразу стал бестселлером, а Голдинг- знаменитым.

Творчество Голдинга включает 12 романов, несколько пьес, книгу очерков о Египте, много эссе и журнальных статей. В 1955 году он был избран в Королевское общество литературы, а в 1966 году посвящен в рыцари.

В своих произведениях Голдинг всесторонне исследует человека и показывает, что в самом человеке с самого рождения заложены разрушительные силы, что нечего пенять на любые обстоятельства – человечество поражено страшной болезнью – любовью к власти и насилию.

Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемингуэй прожил не очень долгую жизнь, необыкновенно насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими пере­живаниями. Он участник первой мировой войны 1914-1918 го­дов, гражданской войны в Испании и второй мировой. Он рыба­чил в Атлантическом океане и изведал счастье "большой охо­ты" в Африке, был крупнейшим знатоком испанской корриды, увлекался боксом, альпинизмом, плаванием Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпером. Он тонко понимал природу и людей, был на удивление наблюдателен и воспри­имчив, честен, бескомпромиссен и мужественен, трудолюбив и работоспособен.

Это был неповторимый и талантливый человек, перешаг­нувший через пространства и свое время.

Э.Хемингуэй родился в пригороде Чикаго 21 июля 1889 г. в семье врача. Отец много ездил по вызовам больных и видел нищету и горе своих пациентов. Это были простые люди- труженники. Отец с детства прививал сыну любовь к труду, выносли­вость, настойчивость, умение постоять за себя. Он также воспи­тал в сыне наблюдательность и уважение к природе.

Писать Хемингуэй начал рано. С 18 лет он старательно овладел основами журналистского мастерства. Стремится в Европу. полыхающую пожарами первой мировой.23 мая 1918 года счастливый молодой журналист, преисполненный здоро­вья и молодости, уверенный в себе, отплывает в составе сани­тарной бригады из Нью-Йорка во Францию, а затем в Италию. В первые дни военной службы юноша увидел ужасы и траге­дию.9 июля ночью он был ранен.За несколько операций из не­го извлекут 227 осколков и заменят перебитую чашечку мета­ллической. К молодому человеку пришло понимание войны как обмана солдат и издевательства над всем человеческим в че­ловеке. Хемингуэй возненавидел войну. Но именно война сфо­рмировала Хемингуэя-писателя, определив одну из основных тем его творчества - антивоенную.

Стиль писателя был обусловлен сложностью того време­ни, в которое он жил. В его лучших произведениях с необыкновенной глубиной отражены ведущие тенденции эпохи, показа­ны определенные условия существования, созданы типы все­мирно-литературного значения .

- Вспомните, какими событиями от­мечена история 20 столетия?

История 20 века отмечена глубочайшими потрясениями: 2 мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, революция, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых наро­дов, создание атомного и водородного оружия, полоса "холод­ной войны",распад колониальной системы, поражение социа­листической системы, наметившийся с 1980 года решительной поворот в сторону мирного сосуществования, начавшееся об­щее движение многих государств в русле демократии и ре­форм.

Социальные конфликты развертывались на фоне вели­чайших открытий в области науки, медицине, кибернетике и др. Все это существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования и получило сложное, неоднозначное отражение в культуре и искусстве, которые ха­рактеризуются исключительным многообразием индивидуаль­ностей, богатством художественных стилей, новаторскими по­исками в области формы, средств выражения, содержания.

Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал в журнале "Эс­квайр" очерк, в котором рассказал об эпизоде рыбной ловле в Гольфстриме. Этот подлинный случай и стал основой для по­вести "Старик и море".Но только через 14 лет Э.Хемингуэй берется за перо. В сентябре 1952 года повесть была напеча­тана.

5. Физкультминутка

6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

Обратимся к повести, которая принесла писателю Нобе­левскую премию в литературе.

Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольф­стриме. Вот уже 84 дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые 40 дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик те­перь самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя разбитого полка.

Такова предыстория событий, которые развертываются в маленьком рыбачьем поселке на Кубе.

Композиционно повесть условно можно поделить на 3 ча­сти. К первой относятся диалоги старика Сантьяго и мальчика Манолина. Вторая описывает будни рыбака, его тяжелый и опасный труд, социальную незащищенность. Третьей частью можно считать возвращение на берег старика и его беседы с мальчиком.

Главный герой - старик Сантьяго. Сантьяго в Испании и во всех испаноязычных странах - очень популярное имя. Есть города Сантьяго в Испании, Чили, Панаме, этим же именем наз­ваны некоторые острова. провинции. Думается, что всем этим писатель придает уже значимость своему герою.

"Я необыкновенный старик" - говорит он о себе. И мы должны доказать это.

Описание внешности вызывает на первый взгляд жа­лость к его старости немощности: "худ, изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричне­выми пятнами неопасного кожаного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пят­на спускались по щекам до бечевой, когда он вытаскивал круп­ную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже мертвой безводной пустыне".Но это описание заканчивается оптимистично:"Все у него было ста­рое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. Это он научил мальчика рыбачить, и мальчик очень любил старика. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Вместе они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, вы­строенной из крепких трилистников королевской пальмы.

Старик одинок и беден - "в хижине были кровать, стол и стул и в земляном полу выемка, чтобы стряпать пищу на дре­весном угле. Жена давно умерла Его обычная трапеза - мис­ка желтого риса с рыбой.

Старик беседует с мальчиком о рыбалке, о том, что ему обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях. Когда утомленный старик ложится спать, ему снится Африка его юности, длинные золотистые её берега и белые отмели, высокие утесы и громадные белые горы. Ему не снят­ся более ни драки. ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далекие страны и львы, выходящие на берег."

Так заканчивается 1 часть произведения (стр. 220).

На следующий день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. Мальчик опять помогает ему снести парус, снасти, подготовить лодку.

Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море.

Гребя веслами, старик чувствует приближение утра. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, кото­рая "дарит великие милости".Любит он и птиц, и рыб, обитаю­щих в бездонной зеленой толще.

Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по те­чению. Старик мысленно общается с птицами, рыбами. Привык­ший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо. Он знает разных рыб и обитателей океана, их повадки, у него к ним своё нежное отношение.

- Продолжите мой рассказ, под­твердите текстом .

( Ответом могут быть слова - "...Переливающиеся радугой пузыри необычайно красивы...когда пойдет по-настоящему большая рыба" (стр.226).

Ну вот начинается серьезный лов, и все его внимание со­средотачивается на леске, ее состоянии. Он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец, один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине моря марлин стал пожирать сардин.

Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой ) .

Анализируя повесть вслед за автором, мы познаем все больше о главном герое. И его портрет дополняют многие де­тали.

Нам известно, что этот человек - хороший навигатор, бы­валый рыбак, знавший некогда удачу и счастье большого уло­ва. Он вспоминает Африканское побережье,"большую рыбу", львов, а также экзотические эпизоды периода своей молодос­ти (стр.238/241).Труд рыбака для старика "дело чести, славы, доблести и геройства". Труд для него все. Это и подвиг, и обще­ние с природой, без которой он не может жить, и источник раз­думий над смыслом жизни, и спортивно-игровой азарт, и про­фессиональное мастерство.

Сантьяго - сильный и волевой человек. Он с гордостью вспоминает, как в молодые годы одолел в спортивном состя­зании Негра-гиганта и заслужил прозвище "чемпион". Старик обладает способностью самовнушения, самоуспокоения и це­леустремленности. Так, например, увлекшись философскими рассуждениями и мечтами, он решительно обрывает себя: "Не отвлекайся. Думай о том, что ты делаешь. Думай, чтобы не со­вершить какую-нибудь глупость".

- Дополните и подтвердите текстом эти качества героя.

Старика постоянно влечет чувство необходимости ви­деть рядом с собой мальчика, ощущать его поддержку: "Жаль, что со мной нет мальчика, он бы мне помог...".Тут у читателя может возникнуть мысль об одиночестве героя. Но автор соз­дал образ так, что его нужно рассматривать во взаимосвязи: старик и мальчик, старик и рыбаки, старик и море. Таким обра­зом, в произведении раскрываются вечные темы: человек и природа, человек и человек.

Даже название многозначно."Старик и море" - это чело­век и природа, величие человека перед лицом могучей стихии.

"...Старик поглядел вдаль и понял, как он теперь одинок. Но он видел разноцветные солнечные лучи, преломляющиеся в темной глубине, натянутую, уходящую вниз бичеву и стран­ное колыхание морской глади. Облака кучились, предвещая пассат, и, глядя вперед, он заметил над водою стаю диких уток, резко очерченных в небе: вот стая рассыпалась, потом опять обрисовалась еще четче, и старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок" (стр.237)

Проводя много дней в океане, он не чувствует себя оди­ноким то рядом с маленькой птичкой, то под звездами вселен­ной.Сантьяго ощущает себя частью природы.

С возрастом у старика, как и у многих пожилых людей, по­является желание общаться, порой он ведет разговор с нежи­выми предметами. Старик находит собеседника даже в таком создании природы, как рыба.

Сантьяго обладает способностью к поэтическому груст­но-нежному воспроизведению своих воспоминаний. Так.гово­ря об убитой некогда красивой рыбе, он обобщает: "Ни разу в море я не видел ничего печальнее...Мальчику тоже стало гру­стно мы попросили у самки прощение и быстро разделали её тушу".

Много в повести парадоксальных по содержанию, афори­стических по форме высказываний. Так, например, Сантьяго все время обращается к пойманной рыбе. Одно из таких высказываний: "Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расста­нусь, пока не умру".

Видит бог, мне и самому не легче".

Поэтичность натуры старика можем представить по сле­дующей цитате:"Рыба - она тоже мне друг, - сказал он. - Я ни­когда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен её убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды".

Хемингуэй отвлекает читателя от его будничных мыслей. Подтверждением является отрывок (стр.243/244).

"Было темно: в сентябре темнота всегда наступает внеза­пно...до слов:"Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев..."

Мы можем заметить основу языческих верований в соз­нании Сантьяго. Он человек, не верующий в христианского бо­га, но готовый из благодарности даже помолиться, лишь бы удалось доставить большую рыбу к берегу:"Лучше, старик, сам забудь о страхе и побольше верь в свои силы", - сказал он.

Трое суток напряженной борьбы заставляют человека стать находчивым и изворотливым.

Измотанный непокорной и сильной рыбой, рыбак пытает­ся склонить её к капитуляции:"Послушай, рыба! - сказал ей старик. - Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы и я тоже умер?"И дальше читаем:"Ты губишь меня, ры­ба, - думал старик. - Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойно­го и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже всё равно, кто кого убъёт".

И рыба, словно услышав рыбака, смирилась и сдалась. Довольный победой, Сантьяго привязал её к борту лодки и на какое-то мгновение расслабился: ещё немного, и он направит ло­дку к берегу. Но недолго длилась радость. Рыбацкое суденыш­ко окружили акулы. Они почуяли добычу и стали рвать на час­ти рыбу, которую Сантьяго добыл таким тяжким трудом. И вновь началось единоборство.

Зачитывается отрывок

" В полночь он сражался с акулами снова...до слов - Теперь она шла легко, и старик ни о чем не думал и ничего не чув­ствовал". Но и это не сломило старика. Сантьяго стоек в своих несчастьях.

"Но человек не для того создан, чтобы терпеть пораже­ния, - сказал он. - Человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Это главные слова всей повести, которые можно считать хрестоматийными.

То есть жизнь - это постоянная борьба. Только в борьбе, требующей невероятного напряжения, огромных физических и нравственных сил, мыслящее существо ощущает себя чело­веком.

"Кто же тебя победил, старик? - спросил он себя. - Никто" - ответил он. - "Просто я слишком далеко ушел в море".

Он непобедим. Он победил рыбу, победил себя, свою ста­рость, слабость своих рук, свою боль. Старик вышел победителем.

Когда он входил в бухту, все уже спали. Усталый напра­вляется Сантьяго домой. На мгновение он остановился и, огля­нувшись, увидел в свете уличного фонаря, как высоко вздыма­ется за кормой лодки огромный хвост рыбы. Он увидел белую обнаженную линию её позвоночника и темную тень головы с выдающимся вперед мечом.

Третья часть произведения представляет собой разговор мальчика и Сантьяго (стр.267)."Теперь мы опять будем рыба­чить вместе..."

Повесть заканчивается умиротворенной нотой.

"Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы" - эмблема мо­щи, силы, непобедимости. Это было лучшее, что он видел в жи­зни.

Этот образ счастья и непобедимости проходит через всю повесть, так она и заканчивается. Писатель и в последних стро­ках не оставляет своего героя в одиночестве. Более того - при­сутствие Манолина символизирует смену поколений. продолжение жизни. Думается, что Сантьяго - это воплощение жизне­нных позиций самого Хемингуэя. То, как живет этот человек, как мыслит, чувствует, действует, заставляет задуматься о принци­пах человеческого существования.

7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:

- подобрать публикации в современной прессе о произведениях, получивших положительные отклики в печати, подготовить сообщение

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия .

1. Заключительное слово преподавателя .

Мировая литература – это величайшее достояние человечества. И для того, чтобы стать настоящей личностью, необходимо впитывать в себя это богатство, щедро завещанное нам многими эпохами и писателями – инженерами человеческих душ.

2. Комментарийоценок, поставленных в течение занятия

«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

« Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика

Повесть Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 году, и с тех пор вызывает постоянные споры по поводу толкования основного смысла произведения. Сложность толкования заключается в том, что в повести одинаковое внимание уделяется мотивам страдания и одиночества человека и победа героического начала в нем.А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть. Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя – противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя.

Образы повести «Старик и море»

Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой - это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека . Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего. Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.