Запутанное дело краткое содержание салтыков щедрин. Александр богданов - запутанное дело

Настоящие бактерии. Архебактерии. Оксифотобактерии

ВАРИАНТ 1

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1. Все бактерии, населяющие планету Земля, объединяют в царство

1) Прокариоты

3) Растения

4) Животные

А2. Оформленного ядра не имеют

2) растения

3) бактерии

4) животные

АЗ. Жгутик бактерий представляет собой органоид для

1) передвижения

2) запасания белка

3) размножения

4) перенесения неблагоприятных условий

А4. Споры бактерий служат для

1) питания

2) дыхания

3) размножения

4) перенесения неблагоприятных условий

А5. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами, называют

2) автотрофы

3) анаэробы

4) гетеротрофы

А6. Организмы, которые в процессе дыхания поглощают кислород, называют

1) аэробы

2) анаэробы

3) автотрофы

4) гетеротрофы

А7. Превращают остатки мертвых тел организмов в неорганические вещества бактерии

1) разрушители

2) симбионты

3) клубеньковые

4) болезнетворные

А8* . Способ питания большинства цианобактерий - это

1) фотосинтез

2) брожение

4) гниение

А9*. Метанообразующие бактерии обитают в

1) болотах

2) соленых озерах

3) корнях растений

4) родниковой воде

Б1.

А. Хемосинтез - процесс образования органических веществ за счет энергии неорганических соединений.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. В состав бактериальной клетки входят

1) Оформленное ядро

2) Хлоропласт

3) Цитоплазма

4) Наружная мембрана

5) Митохондрия

6) Жгутик

Б3. Установите соответствие между особенностью питания и экологической группой бактерий.

ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ

А. Питаются соками живых организмов, нанося им вред

Б. Сами образуют органические вещества за счет энергии солнечного света

В. Осуществляют превращения органических веществ мертвых тел в неорганические соединения

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА БАКТЕРИЙ

1) Разрушители

3) Автотрофы

В1.

Организмы, которые сами производят органические вещества, относят к группе … (А), а организмы, поглощающие готовые органические вещества, - это … (Б). Из них растительные организмы, в которых первичным источником энергии служит солнечный свет, называют … (В).

Словарик: 1. Фототрофы, 2. Автотрофы, 3. Гетеротрофы

Ответ: А-2, Б-3, В-1

ВАРИАНТ 2

А1. Самые древние обитатели нашей планеты -

2) Растения

3) Бактерии

4) Животные

А2. Наследственный материал клетки не отделен от цитоплазмы у

2) Растений

3) Бактерий

4) Животных

АЗ. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет

1) цитоплазма

3) ядерная оболочка

4) наружная мембрана

А4. Бактериальные клетки размножаются

1) спорами

2) жгутиками

3) участками цитоплазмы

4) делением клетки

А5. Организмы, которые способны синтезировать органические вещества из неорганических соединений, называют

2) анаэробы 

3) автотрофы

4) гетеротрофы

А6. Организмы, которые существуют в бескислородной среде, называют

2) анаэробы

3) автотрофы

4) гетеротрофы

А7. Бактерии, которые взаимодействуют с другими организмами с обоюдной пользой, называют

1) разрушители

2) симбионты

3) болезнетворные

А8*. Взаимовыгодные отношения цианобактерий с грибами называют

1) симбиоз

3) хищничество

4) конкуренция

А9*. Галобактерии обитают в

1) болотах

2) соленых озерах

3) корнях растений

4) пресных водоемах

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Фотосинтез - процесс образования органических веществ за счет энергии солнечного света.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных. 

1) Верно только А

3) Верно только Б

4) Верны оба суждения

5) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения.

Бактерии осуществляют процессы жизнедеятельности

1) деление клетки пополам

2) размножение семенами

3) дыхание

4) образование тканей

5) питание

6) формирование органов

БЗ. Установите соответствие между особенностью питания бактерий и способом питания.

ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ БАКТЕРИЙ

А. Обитают в телах других организмов и приносят им пользу

Б. Поедают другие бактерии

В. Сами образуют органические вещества за счет энергии неорганических соединений

СПОСОБ ПИТАНИЯ

1) Автотрофный

2) Симбиоз

3) Хищничество

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.

Содержимое бактериальной клетки ограничивает... (А). В прокариотической клетке отсутствует... (Б). Бактерии, которые в процессе дыхания поглощают кислород, называются... (В), а использующие для окисления другие вещества, - это... (Г).

Словарик: 1. Анаэробы. 2. Плазматическая мембрана. 3. Аэробы. 4. Ядерная оболочка.

Ответ: А-2, Б-4, В-3, Г-1

Контрольная работа № 2.

Бактерии. Грибы.

Вариант 1

    Одноклеточные организмы объединены в царство:

    грибов 3) растений

    бактерий 4) животных

    Оформленное ядро отсутствует в клетке:

    грибов 3) бактерий

    растений 4)животных

    Жгутик бактерий представляет собой органоид для:

    передвижения

    запасания белка

    размножения

    перенесения неблагоприятных условий

    Споры бактерий служат для:

    питания 3) размножения

    дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий

5. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу:

    род 3) царство

    отдел 4) семейство

6. Основная часть гриба боровика – это:

    корень 3) споры

    стебель 4) грибница

7. Грибы размножаются с помощью:

    спор 3) семян

    гамет 4) спермиев

8. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения:

    продуктов питания

    красителей

    лекарств

    одежды

А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.

А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы.

Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

11. Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Строение бактериальной клетки

Части бактериальной клетки

Значение частей клетки

Жгутик

Нуклеиновая кислота

Оболочка

Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.

В. Содержит наследственную информацию.

12. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

Царство живой природы:

А) Питаются путём заглатывания пищевых 1) грибы

частиц 2) Животные

Б) Неограниченный рост у большинства организмов

В) Активное передвижение

Г) Питаются путём всасывания веществ

Д) Неподвижны, ведут прикреплённый образ жизни

Ф.И._______________________________________________Класс_________Дата____________

Контрольная работа № 2.

Бактерии. Грибы.

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

    Самые древние обитатели нашей планеты – это:

    грибы 3) бактерии

    растения 4) животные

    Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у:

    грибов 3) бактерий

    растений 4) животных

    Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:

    цитоплазма 3) ядерная оболочка

    жгутик 4) наружная мембрана

    Бактериальные клетки размножаются:

    спорами 3) участками цитоплазмы

    жгутиками 4) делением клетки

5. Плодовое тело подосиновика образуется:

    грибницей 3) побегом

    корнями 4) стеблем

6. Плодовое тело гриба подберёзовика состоит из:

    корней 3) почек

    побегов 4) шляпки и ножки

7. Плесень, или белый налёт, на хлебе образует:

    шляпочный гриб 3) дрожжи

    гриб мукор 4)бактерии

8. Пекарские дрожжи представляют собой:

    бактерии 3) растения

2) грибы 4) животных

9. Верны ли следующие утверждения?

А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4)неверны оба суждения

10. Верны ли следующие утверждения?

А. Дрожжи размножаются семенами.

Б. Грибы превращают остатки мёртвых тел в минеральные вещества

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

11. Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика .

Жизнедеятельность бактериальной клетки

Процесс жизнедеятельности бактерий

Как осуществляется

Передвижение

Перенесение неблагоприятных условий

Размножение

Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. В. В виде спор.

12. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности и группой организмов.

Особенность жизнедеятельности. Группа организмов

А) Образуют органические вещества на свету 1) Шляпочные грибы

Б) Размножаются спорами 2) Цветковые растения

В) Размножаются семенами

Г) Питаются, поглощая готовые питательные вещества

Базовый уровень

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

А1. Самые древние обитатели нашей планеты -

  1. грибы
  2. растения
  3. бактерии
  4. животные

А2. Наследственный материал клетки не отделен от цитоплазмы у

  1. грибов
  2. растений
  3. бактерий
  4. животных

АЗ. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет

  1. цитоплазма
  2. жгутик
  3. ядерная оболочка
  4. наружная мембрана

А4. Бактериальные клетки размножаются

  1. спорами
  2. жгутиками
  3. участками цитоплазмы
  4. делением клетки

А5. Организмы, которые способны синтезировать органические вещества из неорганических соединений, называют

  1. аэробы
  2. анаэробы
  3. автотрофы
  4. гетеротрофы

А6. Организмы, которые существуют в бескислородной среде, называют

  1. аэробы
  2. анаэробы
  3. автотрофы
  4. гетеротрофы

А7. Бактерии, которые взаимодействуют с другими организмами с обоюдной пользой, называют

  1. разрушители
  2. симбионты
  3. болезнетворные
  4. хищные

А8. Взаимовыгодные отношения цианобактерий с грибами называют

А9. Галобактерии обитают в

  1. болотах
  2. соленых озерах
  3. корнях растений
  4. пресных водоемах

- - - Ответы - - -

А1-3; А2-3; А3-4; А4-4; А5-3; А6-2; А7-2; А8-1; А9-2.

Повышенный уровень сложности

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Фотосинтез - процесс образования органических веществ за счет энергии солнечного света.
Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения.

Бактерии осуществляют процессы жизнедеятельности

  1. деление клетки пополам
  2. размножение семенами
  3. дыхание
  4. образование тканей
  5. питание
  6. формирование органов

БЗ. Установите соответствие между особенностью питания бактерий и способом питания.

Особенность питания бактерий

    A. Обитают в телах других организмов и приносят им пользу
    Б. Поедают другие бактерии
    B. Сами образуют органические вещества за счет энергии неорганических соединений

Способ питания

  1. Автотрофный
  2. Симбиоз
  3. Хищничество

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

- - - Ответы - - -

Б1-1; Б2-134; Б3-231.

Александр Алексеевич Богданов

Запутанное дело

Поезд подходил к станции Бологое.

В третьем классе, по обыкновению, было душно, тесно и накурено. Пассажиры, успевшие перезнакомиться между собой, вели нескончаемую беседу.

Около самого выхода из вагона в дружной оживленной кучке сидели: белокровная болезненная женщина в нанковой рыжей коротайке и черном платочке, с ребенком на руках: плотный краснощекий мужичина в поддевке и ватном суконном картузе, – по-видимому, прасол; солдат с тремя медалями и Георгием; неопределенный господин в очках и строгий благообразный старик с библейской седой бородой, белыми пушинами бровей и длинными прядями волос, подстриженных почти у плеч. Старик походил на сектанта.

Беседовали без определенной темы. Солдат передавал впечатления войны и расспрашивал про урожай и про деревню, о которой он стосковался. Женщина жаловалась на дороговизну, ругала торговцев грабителями и кровопийцами. Прасол неловко кряхтел и, словно оправдываясь перед кем-то, возражал сиплым фальцетом:

– Торговое сословие не причинно!.. Тут надо тоже правильное понимание иметь, в чем главный корень оборотов… Первое дело расстройство транспорту, а второе курс рублю… На торговцев тоже, бывает, рубль на рубль накладывают.

– На вас рубель, а вы два!.. – горячилась женщина. – Набьете вот этакие пуза, и притка вас не берет… Тыщи огребаете…

– Как кому посчастливит тоже!.. – возражал прасол. – Кто огребает, а кто в трубу вылетает… Пожалуй еще, и в тюрьму ненароком попадет.

– Кто совесть имеет, тот, не попадет… – строго и внушительно сказал седобородый сектант. – А что многие из вас ради мирских благ сатане душу продали – это тоже верно!

Под станцией Бологое неопределенный господин в очках сошел. Освободилось место, на которое подсел новый пассажир, духовная особа в синем поношенном подряснике, войлочной шляпе, широких сапогах и с серым брезентовым чемоданом. Прасол поморщился, но потеснился, чтобы дать место. Ребенок заплакал.

– Нишкни ты!.. – цыкнула на него женщина. – А то вот дьячок в мешок посадит… Дьячок, посади моего Васеньку в мешок!..

Духовная особа ласково нагнулась к ребенку:

– Молчи, молчи, голубок!.. Видишь, какой у меня мешок большой!

Ребенок вытаращил глаза на его черную окладистую бороду и замолчал.

Пока у Бологого поезд стоял, беседа прервалась. Смотрели в окна на станционное здание и на жандарма, расхаживавшего по платформе. Солдат сбегал в буфет за кипятком, достал из холщового мешка хлеб с кусками ярко-красной, начавшей уже портиться колбасы и расположился пить чай.

– Ишь какая теснота!.. Не знаю, где и примоститься, кипяточком попариться!..

После долгих хлопот и приспособлений ему удалось устроиться. Он поставил свой жестяной чайник на пол, на холщовый мешок положил хлеб с колбасой и на коленях приспособил белую эмалированную кружку.

– По-походному!..

– Ничего!.. – благожелательно заметила женщина, отодвигая ноги дальше от чайника. – В тесноте, да не в обиде…

Прасол поспешил завести знакомство с духовной особой.

– Отец дьякон будете?..

Тот, кого приняли за дьякона или дьячка, ответил не сразу. Вытер платком лоб, расправил плечи и сказал мягким, добродушным тоном:

– Да вроде как будто отца дьякона… Сам вот не знаю, кто… дьякон или священник!..

Все с любопытством повернулись в его сторону.

– Удивления даже достойно!.. – подтвердил он. – Вроде как бы по пословице: едет туда, сам не знает куда, едет кто, сам невесть что… Но всякие коловратности происходят на свете, – особенно, ежели принять ко внимание военное время… И то, что случилось со мною, весьма даже назидательно…

Прасол и прочие вытянули шеи и жадно приготовились слушать. Заметив это, духовная особа словоохотливо начала:

– Вот уже шестой раз за время пути рассказываю я эту историю… И все, кто слышал ее, повергались в изумление. Пожалуй, расскажу еще раз вам. Все равно до Петрограда времени много…

– А вы в Петроград, отец дьякон, едете?..

– В Петроград… Во Святейший Синод… Итак, приступаю… Надо вам заметить, что я рукоположен во дьяконы епископом Антонием. Не слышали про такового?.. А до дьяконства я был псаломщиком в селе Лаишеве, там и прадед мой, и дед, и отец тоже в дьячках состояли, там и померли… Образования я маленького, – дошел только до второго класса семинарии, – риторики, как по-старинному выражались. Так что искусства словесности тоже вкусил, – всякие там понятия о тропах и метафорах и прочих украшениях речи. И не по малограмотности курса не кончил, шел я по первому разряду, а обстоятельства семейной жизни так сложились. Умер папаша, – остались у меня две сестры на руках, одну меньшую, Оленьку, надо в епархиальном учить, другая Варя – горбатенькая калека, замуж такую не выдашь, да еще больная мамаша на руках. Вот все сие и связало меня по рукам. По успехам же моим меня на казенный бы счет в бурсу взяли. И мамаша, будь она здорова, могла бы просфорней просуществовать не хуже других. Только у мамаши грудная болезнь открылась, и посему должен был я сказать всем своим мечтам о священстве finis.

Женщина с ребенком вздохнула.

– Наша сестра обязательно так, – через детей болеет. Шутка молвить, вот у меня их было девять человек… Ежели всех выносить, то никакого здоровья не хватит. Сколько вас у вашей мамашеньки было?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Родился в состоятельной семье Евграфа Васильевича Салтыкова, потомственного дворянина и коллежского советника, и Ольги Михайловны Забелиной. Получил домашнее образование – его первым наставником был крепостной художник Павел Соколов. Позднее образованием юного Михаила занимались гувернантка, священник, студент семинарии и его старшая сестра. В 10 лет Михаил Салтыков-Щедрин поступил в Московский дворянский институт, где продемонстрировал большие успехи в учебе.

В 1838 году Михаил Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. Там он за успехи в учебе был переведен на обучение за государственный счет. В лицее он начал писать «вольные» стихи, высмеивающие окружающие недостатки. Стихи были слабые, скоро будущий писатель перестал заниматься поэзией и не любил, когда ему напоминали о поэтических опытах юности.

В 1841 году было напечатано первое стихотворение «Лира».

В 1844 году, окончив лицей, Михаил Салтыков поступает на службу в канцелярию военного министерства, где он пишет вольнодумные произведения.

В 1847 году была напечатана первая повесть «Противоречия».

28 апреля 1848 году за повесть «Запутанное дело» Михаил Салтыков-Щедрин отправляется в служебный перевод в Вятку – подальше от столицы в ссылку. Там он имел безупречную рабочую репутацию, не брал взяток и, пользуясь большим успехом, был вхож во все дома.

В 1855 году, получив разрешение оставить Вятку, Михаил Салтыков-Щедрин уехал в Санкт-Петербург, где через год становится чиновником особых поручений при министре внутренних дел.

В 1858 году Михаил Салтыков-Щедрин назначается вице-губернатором в Рязань.

В 1860 году его перевели в Тверь в должности вице-губернатора. В этот же период он активно сотрудничает с журналами «Московский вестник», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Современник».

В 1862 году Михаил Салтыков-Щедрин вышел в отставку и попробовал основать журнал в Москве. Но издательский проект не удался и он переехал в Санкт-Петербург.

В 1863 году он стал сотрудником журнала «Современник», но из-за микроскопических гонораров вынужден был снова вернуться на службу.

В 1864 году Михаил Салтыков-Щедрин был назначен председателем Пензенской казенной палаты, позднее был переведен в Тулу в той же должности.

В 1867 году в должности главы Казенной палаты переведен в Рязань.

В 1868 году он снова вышел в отставку в чине действительно статского советника и написал свои главные произведения «История одного города», «Пошехонская старина», «Дневник провинциала в Петербурге» «История одного города».

В 1877 году Михаил Салтыков-Щедрин становится главным редактором «Отечественных записок». Он путешествует по Европе и знакомится с Золя и Флобером.

В 1880 году напечатан роман «Господа Головлевы».

В 1884 году журнал «Отечественные записки» закрывается правительством и состояние здоровья Михаила Салтыков-Щедрина резко ухудшается. Он продолжительно болеет.

В 1889 году вышел роман «Пошехонская старина».

В мае 1889 года Михаил Салтыков-Щедрин заболел простудой и скончался 10 мая. Он был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.