Терновник читать краткое содержание. Духовно-нравственное воспитание в семье

© Рубина Д., 2015

© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

* * *

Мальчик любил мать. И она любила его страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось.

Впрочем, с матерью вообще было трудно, и мальчик уже притерпелся к выбоинам и ухабам ее характера. Ею правило настроение, поэтому раз пять на день менялась генеральная линия их жизни.

Менялось все, даже название вещей. Например, мать иногда называла квартиру «квартирой», а иногда звучно и возвышенно – «кооператив»!

«Кооператив» – это ему нравилось, это звучало красиво и спортивно, как «авангард» и «рекорд», жаль только, что обычно такое случалось, когда мать заводилась.

– Зачем ты на обоях рисуешь?! Ты с ума сошел? – кричала она неестественно страдальческим голосом. – Ну скажи: ты человек?! Ты не человек! Я хрячу на этот проклятый кооператив, как последний ишак, сижу ночами над этой долбаной левой работой!!!

Когда мать накалялась, она становилась неуправляемой, и лучше было молчать и слушать нечленораздельные выкрики. А еще лучше было смотреть прямо в ее гневные глаза и вовремя состроить на физиономии такое же страдальческое выражение.

Мальчик был очень похож на мать. Она натыкалась на это страдальческое выражение, как натыкаются впотьмах на зеркало, и сразу сникала. Скажет только обессиленно: «Станешь ты когда-нибудь человеком, а?» И все в порядке, можно жить дальше.

С матерью было сложно, но интересно. Когда у нее случалось хорошее настроение, они много чего придумывали и о многом болтали. Вообще в голове у матери водилось столько всего потрясающе интересного, что мальчик готов был слушать ее бесконечно.

– Марина, что тебе сегодня снилось? – спрашивал он, едва открыв глаза.

– А ты молока выпьешь?

– Ну выпью, только без пенки.

– Без пенки короткий сон будет, – торговалась она.

– Ладно, давай с этой дрянской пенкой. Ну, рассказывай.

– А про что мне снилось: про пиратские сокровища или как эскимосы на льдине мамонтенка нашли?

– Про сокровища… – выбирал он.

…В те редкие минуты, когда мать бывала веселой, он любил ее до слез. Тогда она не выкрикивала непонятных слов, а вела себя как нормальная девчонка из их группы.

– Давай беситься! – в упоительном восторге предлагал он.

Мать в ответ делала свирепу

...

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Терновник

Дина Ильинична Рубина

«Мальчик любил мать. И она любила его страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось.

Впрочем, с матерью вообще было трудно, и мальчик уже притерпелся к выбоинам и ухабам ее характера. Ею правило настроение, поэтому раз пять на день менялась генеральная линия их жизни…»

Дина Рубина

Терновник

© Рубина Д., 2015

© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Мальчик любил мать. И она любила его страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось.

Впрочем, с матерью вообще было трудно, и мальчик уже притерпелся к выбоинам и ухабам ее характера. Ею правило настроение, поэтому раз пять на день менялась генеральная линия их жизни.

Менялось все, даже название вещей. Например, мать иногда называла квартиру «квартирой», а иногда звучно и возвышенно – «кооператив»!

«Кооператив» – это ему нравилось, это звучало красиво и спортивно, как «авангард» и «рекорд», жаль только, что обычно такое случалось, когда мать заводилась.

– Зачем ты на обоях рисуешь?! Ты с ума сошел? – кричала она неестественно страдальческим голосом. – Ну скажи: ты человек?! Ты не человек! Я хрячу на этот проклятый кооператив, как последний ишак, сижу ночами над этой долбаной левой работой!!!

Когда мать накалялась, она становилась неуправляемой, и лучше было молчать и слушать нечленораздельные выкрики. А еще лучше было смотреть прямо в ее гневные глаза и вовремя состроить на физиономии такое же страдальческое выражение.

Мальчик был очень похож на мать. Она натыкалась на это страдальческое выражение, как натыкаются впотьмах на зеркало, и сразу сникала. Скажет только обессиленно: «Станешь ты когда-нибудь человеком, а?» И все в порядке, можно жить дальше.

С матерью было сложно, но интересно. Когда у нее случалось хорошее настроение, они много чего придумывали и о многом болтали. Вообще в голове у матери водилось столько всего потрясающе интересного, что мальчик готов был слушать ее бесконечно.

– Марина, что тебе сегодня снилось? – спрашивал он, едва открыв глаза.

– А ты молока выпьешь?

– Ну выпью, только без пенки.

– Без пенки короткий сон будет, – торговалась она.

– Ладно, давай с этой дрянской пенкой. Ну, рассказывай.

– А про что мне снилось: про пиратские сокровища или как эскимосы на льдине мамонтенка нашли?

– Про сокровища… – выбирал он.

…В те редкие минуты, когда мать бывала веселой, он любил ее до слез. Тогда она не выкрикивала непонятных слов, а вела себя как нормальная девчонка из их группы.

– Давай беситься! – в упоительном восторге предлагал он.

Мать в ответ делала свирепую морду, надвигалась на него с растопыренными пальцами, утробно рыча:

– Га-га! сейчас я буду жмать этого человека!!

Он замирал на миг в сладком ужасе, взвизгивал… И тогда летели по комнате подушки, переворачивались стулья, мать гонялась за ним с ужасными воплями, и в конце концов они валились на тахту, обессиленные от хохота, и он корчился от ее щипков, тычков, щекотания.

– Ну, все… Давай наведем порядок. Смотри, не квартира, а черт знает что…

– Давай еще немножко меня пожмаем! – просил он на всякий случай, хотя понимал, что веселью конец, пропало у матери настроение беситься.

Вздыхал и начинал подбирать подушки, поднимать стулья.

Но чаще всего они ругались. Предлогов было – вагон и тележка, выбирай, какой нравится. А уж когда у обоих плохое настроение, тогда особый скандал. Хватала ремень, хлестала по чему попадала – не больно, рука у нее была легкая, – но он орал как резаный. От злости. Ссорились нешуточно: он закрывался в туалете и время от времени выкрикивал оттуда:

– Уйду!! К черту от тебя!

– Давай, давай! – кричала она ему из кухни. – Иди!

– Тебе на меня наплювать! Я найду себе другую женщину!

– Давай ищи… Чего ж ты в туалете заперся?..

…Вот что стояло между ними, как стена, что портило, корежило, отравляло ему жизнь, что отнимало у него мать, – Левая Работа.

Непонятно, откуда она бралась, эта Левая Работа, она подстерегала их, как бандит, из-за угла. Она наскакивала на их жизнь, как одноглазый пират с кривым ножом, и сразу все подчиняла себе. Кромсала этим ножом все планы: зоопарк в воскресенье, чтение «Тома Сойера» по вечерам – все, все гибло, летело к чертям, разбивалось о проклятую Левую Работу. Можно сказать, она была третьим членом их семьи, самым главным, потому что от нее зависело все: поедут ли они в июле на море, купят ли матери пальто на зиму, внесут ли вовремя взнос за квартиру. Мальчик ненавидел Левую Работу и мучительно ревновал к ней мать.

– Ну почему, почему она – Левая? – спрашивал он с ненавистью.

– Вот балда. Потому что правую я делаю весь день на работе, в редакции. Правлю чужие рукописи. Мне за это зарплату платят. А вот сегодня я накатаю рецензию в один журнал, мне за нее отвалят тридцать рублей, и мы купим тебе сапоги и меховую шапку. Зима же скоро…

В такие дни мать до ночи сидела на кухне, стучала на машинке, и бесполезно было пытаться обратить на себя ее внимание – взгляд отсутствующий, глаза воспаленные, и вся она взвинченная и чужая. Молча подогревала ему ужин, говорила отрывистыми командами, раздражалась из-за пустяков.

– Живо! Раздеться, в постель, чтоб тебя не видно и не слышно! У меня срочная левая работа!

– Чтоб она сдохла… – бормотал мальчик.

Он медленно раздевался, забирался под одеяло и смотрел в окно.

За окном стояло старое дерево. Дерево называлось терновник. На нем колючки росли, здоровенные, острые. Пацаны такими колючками по голубям из рогатки стреляют. Мать однажды встала у окна, прижалась лбом к стеклу и сказала мальчику:

– Вот дерево терновник. Очень древнее дерево. Колючки видишь? Это тернии. Из таких колючек люди однажды сплели терновый венок и надели на голову одному человеку.

– За что? – испугался он.

– А непонятно… До сих пор непонятно…

– Больно было? – сочувствуя неизвестной жертве, спросил он.

– Больно, – согласилась она просто.

– Он плакал?

– А-а, – догадался мальчик, – он был советский партизан…

Мать молча смотрела в окно на старый терновник.

– А как его звали? – спросил он.

Она вздохнула и сказала отчетливо:

– Иисус Христос…

Терновник тянул к самой решетке окна свою скрюченную руку с корявыми пальцами, как тот нищий у магазина, которому они с матерью всегда дают гривенник. Если присмотреться, можно различить в сплетении веток большую корявую букву Я, она как будто шагает по перекладине решетки.

Мальчик лежал, глядел на букву Я и придумывал для нее разные пути-дороги. Правда, у него не получалось так интересно, как у матери. Машинка на кухне то тараторила бойко, то замирала на несколько минут. Тогда он вставал и выходил на кухню. Мать сидела над машинкой ссутулясь, пристально глядя в заправленный лист. Прядь волос свисала на лоб.

– Ну? – коротко спрашивала она, не глядя на мальчика.

– Я пить хочу.

– Пей и марш в постель!

– А ты скоро ляжешь?

– Нет. Я занята…

– А почему он деньги просит?

– Кто?! – вскрикивала она раздраженно.

– Нищий возле магазина.

– Иди спать! Мне некогда.

Страница 2 из 2

– Разве он не может заработать?

– Ты отстанешь от меня сегодня?! – кричала мать измученным голосом. – Мне завтра передачу на радио сдавать! Марш в постель!

Мальчик молча уходил, ложился.

Но проходили минута-две, и стул на кухне с грохотом отодвигался, в комнату вбегала мать и отрывисто, нервно бросала:

– Не может заработать! Понимаешь?! Бывает так. Сил нет у человека. Нет сил ни заработать, ни жить на свете. Может, горе было большое, война, может, еще что… Спился! Сломался… Нет сил…

– А у тебя есть силы? – обеспокоенно спрашивал он.

– Здрасьте, сравнил! – возмущалась она и убегала на кухню – стучать-выстукивать проклятую Левую Работу.

У матери силы были, очень много было сил. И вообще мальчик считал, что они живут богато. Сначала, когда ушли от отца, они жили у материной подруги тети Тамары. Там было хорошо, но мать однажды поругалась с дядей Сережей из-за какого-то Сталина. Мальчик думал сначала, что Сталин – это Маринин знакомый, который ей здорово насолил. Но оказалось – нет, она его в глаза не видела. Тогда зачем из-за незнакомого человека ссориться с друзьями! Мать как-то и ему принялась рассказывать про Сталина, но он пропустил мимо ушей – скучная оказалась история.

…Так вот, мать подумала, решилась, и они «влезли в кооператив».

Мальчик придумывал грандиозное зрелище: вот он ждет их на взлетной полосе, сверкающий, узкий и легкий, как птица, – кооператив! Вот они с матерью – в комбинезонах, со шлемами в руках – шагают к нему через поле. И вот уже люк откинут, они машут толпе внизу, застегивают шлемы и наконец влезают в новейшей модели сверхзвуковой кооператив!

На самом деле все происходило не так. Мать продала много чего ненужного – желтенькую цепочку, которую прежде даже на ночь не снимала с шеи, серьги из ушей с блестящими стеклышками, кольцо. Потом стояла у окна на кухне и плакала весь вечер, потому что и цепочка, и серьги, и кольцо были бабушкиными и остались от нее на память. Мальчик крутился возле матери, ему передалось ее тоскливое ощущение потери, и было жалко мать, которая так горько плачет из-за пустяковых вещиц, и он решительно не понимал, что происходит.

Но скоро они переехали в новую квартиру, и мать повеселела. Квартира оказалась роскошной: комната, кухня и туалет с душем. Был еще маленький коридорчик, в котором они в первый же день повесили подаренное тетей Тамарой зеркало. Комната пустая, веселая – вози грузовик в какую хочешь сторону, от стенки до стенки, и не скучай. Первое время они спали вдвоем на раскладушке. Обнимались тесно, становилось тепло, и мать перед сном рассказывала длинную историю, каждый вечер новую. И как только они умещались в ее голове!

А однажды он пришел из детского сада и увидел в комнате новую красную тахту. Мать засмеялась, потащила его, повалила на тахту и стала тискать и щипать.

– Ну как? – спросила она гордо. – Шикарно? – И подпрыгнула на упругой тахте.

– Шикарно, – согласился он и тоже попрыгал немного.

– Человеку в твоем возрасте вредно спать на раскладушке, – пояснила мать, – будешь сутулым, как старый старикашка… У меня это прямо из головы всю неделю не выходило. А сегодня утром, как отвела тебя в сад, думаю – да черт возьми! Руки есть, башка варит, что я – не отработаю? Пошла и заняла деньги у тети Тамары…

– Левую Работу возьмешь? – расстроился он.

– Ага, – беспечно сказала мать и опять стала прыгать на тахте и тискать мальчика…

Часто в гости забегала тетя Тамара. К ней на работу постоянная спекулянтка приносила всякие вещи – то джемпер японский, то финское платье. И тетя Тамара забегала на минутку – приносила «померить». Она очень переживала, что мать «все с себя сняла» и «совершенно не одета». Ну это, конечно, была ерунда. Интересно, как бы мать ходила на работу, если б была совершенно не одета. Она носила черный свитер, который очень нравился мальчику, и серые от стирки джинсы. Просто она привязалась душой к этим любимым вещам, ей не нравились другие. А недавно тетя Тамара принесла серьги, ведь мать продала свои, и та волновалась, что дырочки в ушах зарастут и будет «все кончено». Серьги оказались красивыми, с нежно-зелеными камушками. Мать усмехнулась, надела их, и сразу стало видно, какая она хорошенькая, – глаза такие же, как серьги, зеленые и длинные.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (http://www.litres.ru/dina-rubina/ternovnik-11669021/?lfrom=279785000) на ЛитРес.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Мальчик лежал, глядел на букву "Я" и придумывал для нее разные путидороги. Правда, у него не получалось так интересно, как у матери. Машинка на кухне то тараторила бойко, то замирала на несколько минут. Тогда он вставал и выходил на кухню. Мать сидела над машинкой ссутулясь, пристально глядя в заправленный лист. Прядь волос свисала на лоб.

Ну? - коротко спрашивала она, не глядя на мальчика.

Я пить хочу.

Пей и марш в постель!

А ты скоро ляжешь?

Нет. Я занята...

А почему он деньги просит?

Кто?! - вскрикивала она раздраженно.

Нищий возле магазина.

Иди спать! Мне некогда. Потом.

Разве он не может заработать?

Ты отстанешь от меня сегодня?! - кричала мать измученным голосом. - Мне завтра передачу на радио сдавать! Марш в постель!

Мальчик молча уходил, ложился. Но проходила минута, две, и стул на кухне с грохотом отодвигался в комнату вбегала мать и отрывисто, нервно бросала.

Не может заработать! Понимаешь?! Бывает так. Сил нет у человека. Нет сил ни заработать, ни жить на свете. Может, горе было большое, война, может, еще что... Спился! Сломался... Нет сил...

А у тебя есть силы? - обеспокоенно спрашивал он.

Здрасьте, сравнил! - возмущалась она и убегала на кухню стучать-выстукивать проклятую Левую Работу.

У матери силы были, очень много было сил. И вообще мальчик считал, что они живут богато. Сначала, когда ушли от отца, они жили у материной подруги тети Тамары. Там было хорошо, но мать однажды поругалась с дядей Сережей из-за какого-то Сталина. Мальчик думал сначала, что Сталин - это Маринин знакомый, который ей здорово насолил. Но оказалось - нет, она его в глаза не видела. Тогда зачем из-за незнакомого человека ссориться с друзьями! Мать как-то и ему принялась рассказывать про Сталина, но он пропустил мимо ушей - скучная оказалась история.

Так вот, мать подумала, решилась, и они "влезли в кооператив".

Мальчик придумывал грандиозное зрелище: вот он ждет их на взлетной полосе, сверкающий, узкий и легкий как птица - кооператив! Вот они с матерью - в комбинезонах, со шлемами в руках - шагают к нему через поле. И вот уже люк откинут, они машут толпе внизу, застегивают шлемы и, наконец, влезают в новейшей модели сверхзвуковой кооператив!

На самом деле все происходило не так. Мать продала много чего ненужного желтенькую цепочку, которую прежде даже на ночь не снимала с шеи, серьги из ушей с блестящими стеклышками, кольцо. Потом стояла у окна на кухне и плакала весь вечер, потому что и цепочка, и серьги, и кольцо были бабушкиными и остались от нее на память. Мальчик крутился возле матери, ему передалось ее тоскливое ощущение потери, и было жалко мать, которая так горько плачет из-за пустяковых вещиц, и он решительно не понимал, что происходит.

Но скоро они переехали в новую квартиру, и мать повеселела. Квартира оказалась роскошной: комната, кухня и туалет с душем. Был еще маленький коридорчик, в котором они в первый же день повесили подаренное тетей Тамарой зеркало. Комната пустая, веселая - вози грузовик в какую хочешь сторону, от стенки до стенки, и не скучай. Первое время они спали вдвоем на раскладушке. Обнимались тесно, становилось тепло, и мать перед сном рассказывала длинную историю, каждый вечер новую. И как только они умещались в ее голове!

А однажды он пришел из детского сада и увидел в комнате новую красную тахту. Мать засмеялась, потащила его, повалила на тахту и стала тискать и щипать.

Ну как? - спросила она гордо. - Шикарно? - И подпрыгнула на упругой тахте.

Шикарно, - согласился он и тоже попрыгал немного.

Человеку в твоем возрасте вредно спать на раскладушке, - пояснила мать, - будешь сутулым, как старый старикашка... У меня это прямо из головы всю неделю не выходило. А сегодня утром, как отвела тебя в сад, думаю - да черт возьми! Руки есть, башка варит, что я - не отработаю? Пошла и заняла деньги у тети Тамары...

Левую Работу возьмешь? - расстроился он.

Ага, - беспечно сказала мать и опять стала прыгать на тахте и тискать мальчика... Часто в гости забегала тетя Тамара. К ней на работу постоянная спекулянтка приносила всякие вещи - "то джемпер японский, то финское платье. И тетя Тамара забегала на минутку - приносила "померить". Она очень переживала, что мать "все с себя сняла" и "совершенно не одета". Ну это, конечно, была ерунда. Интересно, как бы мать ходила на работу, если бы была совершенно не одета. Она носила черный свитер, который очень нравился мальчику, и серые от стирки джинсы. Просто она привязалась душой к этим любимым вещам, ей не нравились другие. А недавно тетя Тамара принесла серьги, ведь мать продала свои и та волновалась, что дырочки в ушах зарастут и будет "все кончено". Серьги оказались красивыми, с нежно-зелеными камушками. Мать усмехнулась, надела их, и сразу стало видно, какая она хорошенькая, - глаза такие же, как серьги, зеленые и длинные.

Вот и покупай! - решительно сказала тетя Тамара. - Очень тебе идут. Просто чудо как красиво.

Ой, Марина! - ахнул мальчик. - Какие красивые!

Красивые! - согласилась мать, снимая серьги. - На той неделе взнос за кооператив... Тетя Тамара бодрая и решительная. Она очень помогает жить матери и мальчику - вселяет уверенность в то, что все будет прекрасно.

Личная жизнь не удалась - подумаешь! - говорит она. - Те, у кого она удалась, ходят в стоптанных туфлях и с высунутыми языками...

Отца он тоже любил, но боялся, что мать заметит это. И вообще, когда заходил разговор об отце, он помалкивал, зная взрывной материн характер. С отцом-то было легко, спокойно. Отец никогда не орал, и всегда можно было предположить, как он отнесется к тому или другому происшествию. Отец был во всем другой...

Наверное, он сильно удивился бы, узнав, что мальчик наблюдает за ним и сопоставляет его мир с тем миром, где существовали они с матерью.

В какое бы время мы не жили, что бы не происходило вокруг нас, человек всегда должен оставаться человеком. Проблема взрослых только в том, как заложить в ребёнка то, что делает его настоящим человеком. Думаю, что недостаточно говорить только о нравственном воспитании детей, правильнее говорить о духовно-нравственном воспитании детей.

Для начала хочется провести грань между понятиями духовность и нравственность. Кажется, одно и то же. Но не совсем так. Духовность - это то, что находится внутри, в душе, в сердце человека. Это наличие высшего императива - совести, когда вечные ценности человека: любовь, милосердие, трудолюбие и сострадание стоят выше его материальных интересов. Понимание духовности связано с Богом. Духовность в человеке либо есть, либо её нет. Промежуточного, третьего, не бывает. Нравственность - это внешнее проявление личности ребёнка. Это его поступки и поведение, его отношение к другим людям, понимание того, что есть дозволенное и недозволенное, что хорошо и что плохо.

Нравственное поведение может быть наигранным, т.е. можно сыграть необходимую роль для создания хорошего мнения, имиджа или просто для похвалы в конце концов. Поэтому нередко встречаются подростки, ведущие двойной образ жизни: в школе и дома - вежливые, правильные, а в кругу ровесников - забывшие, что прилично, а что неприлично.

Воспитание начинается в семье, полной или неполной, и первые уроки воспитания ребёнок получает ещё в утробе матери. Если в семье спокойствие и взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу, то ребёнок чувствует благоприятную атмосферу семьи, и в нём уже закладываются положительные черты. А если наоборот?…
Важное место в духовно-нравственном воспитании детей отводится . Первые уроки нравственности преподают герои сказок. Как решается данная проблема на стыке веков? Обратимся к рассказу «Терновник» Дины Рубиной.

В рассказе «Терновник» повествуется о семье, каких в нашей стране, я думаю, тысячи. У героя рассказа нет имени, он просто мальчик. Родители развелись, и мать вместе с сыном ушла жить к подруге, затем «они влезли в кооператив». Марина работает редактором и для того чтобы одеть и прокормить маленького сына, зачастую берет дополнительную работу. Мальчик любил мать. И она любила его страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось. Отношения матери с сыном осложнялись тем, что стояло между ними, как стена, что портило ему жизнь, что отнимало у него мать, - это Левая Работа. Мальчику было непонятно, откуда бралась эта Левая Работа. Она подстерегала их, как одноглазый пират с кривым ножом, который кромсает все их планы: зоопарк в воскресенье, чтение «Тома Сойера» по вечерам. Всё гибло, всё разбивалось об эту Левую работу. Можно сказать, она была третьим членом их семьи. Самым главным, потому что от неё зависело всё: поедут ли они летом на море, купят ли матери пальто, а мальчику сапоги и меховую шапку на зиму. С матерью было сложно, но интересно. В голове у матери было много всего потрясающе интересного, что мальчик готов был слушать её бесконечно: про тётю Шуру, про войну, про нищего, которому кладут в руку полтинник каждый раз, когда проходят мимо, и ещё про многое другое. В такие редкие минуты он любил её до слёз.
По субботам забирал его отец. С отцом было легко, спокойно. Он был во всём другой. Отец - это праздник, весёлые подарки, парк, качели, аттракцион, мороженое, сколько хочешь, жвачки и никаких скандалов. У мамы тоже были подарки, но это были скучные подарки. Сапоги какие-нибудь или куртка, или костюм для школы. И сама ужасно радовалась этим подаркам, заставляла его надевать их, ходить перед ней по комнате и сто раз поворачиваться. Только вечером, усталые, они с отцом приходили домой, в ту квартиру, где прежде жили они втроём, где до сих пор лежат его игрушки.

Мальчик не просто живёт и радуется детским игрушкам и забавам - более того, он наблюдает, анализирует, сопоставляет, обладает душевной тонкостью. Он замечает материнскую ревность, поэтому никогда при ней не показывает своих чувств к отцу. Нужно было улаживать, устраивать всё так, чтобы и маме не причинить боль, и отца не обидеть. Но почему же возникали споры между родителями? В этом он никак не мог разобраться. Почему мать и отец говорят одну и ту же фразу, для него непонятную:
«у нас в роду»? Мальчику очень хотелось узнать, в какой стороне живёт это счастливое «у нас в роду». Получается, отец и мать не смогли стать родными друг другу, у них были противоположные взгляды на вопросы воспитания. Мать читает Чехова и Толстого, заставляет думать обо всем, она стремится воспитывать ребёнка по- христиански: добрым, искренним, умеющим сострадать, как учат произведения русской классики. Отец же читает Спока, во главу угла ставит силу и индивидуализм. Поэтому мальчик делает справедливое замечание отцу, который третий год одну и ту же сказку про медведя и зайчика рассказывает. Чью сторону примет ребёнок: мамину доброту и сострадание или отцовскую холодность и расчётливость?

Вот, например, диалог матери и сына:
- Он [Сашка] дразнится на каждой перемене, что я втрескался в Оксану Тищенко.
- А ты втрескался?
- Да, - признался мальчик.
- Тогда по морде! - посоветовала мать.
- Я не могу - по морде, - сказал он.
- Почему?
- Морда глазами смотрит...».

Вот это удивительное «Морда глазами смотрит» говорит о многом. Глаза - это человек, живая душа. И как же в душу-то стукнешь? Нельзя ударить человека, нельзя унижаться и унизить другого. Мальчик способен чувствовать чужую боль, сострадать и сопереживать.

Отсюда становится понятным название рассказа - «Терновник». Тернии - трудности, боль, страдание. Быть милосердным и жертвенным тяжело, требуются огромные моральные силы. Неслучайно в произведении упоминается Иисус Христос в терновом венке.

Рассказ завершается оптимистично: «Мальчик шел от отца к матери, словно плыл от одного берега к другому. Трудно плыл, против течения. Мальчик чувствовал, как отец смотрел ему в спину, а мама в вихор, выбившийся из-под шапочки. За окном сгустилась темень, и не видать было, как шагает в неизвестные дали самостоятельная и отважная буква «Я». Есть надежда, что он вырастет настоящим человеком.

Мальчик остаётся с мамой, с которой они часто ссорились, но которая живёт с богом в душе и в постоянном труде. Любовь, милосердие и сострадание - её душевное проявление, её духовные ценности. Ребёнок именно это оценил и выбрал для себя. Выбрал жизнь с настоящей радостью и печалями и невзгодами, которые тоже необходимы человеку, чтобы оценить радости жизни. Почему выбрал не папу? Ведь с ним всё просто и комфортно. Папа - это не выражение душевности, а лишь внешнее проявление неискренней заботы, это индивидуализм, с папой он устаёт, папа тому же нищему не подал, назвав его алкоголиком. Папа играет роль заботливого отца, Мальчик сделал выбор: его дом там, где мама. Ему ещё предстоит научиться жить по-взрослому, принимать самостоятельные решения, такие, которые никого не сделают несчастными, никому не принесут боли.

Нередко случаи, произошедшие в детстве, остаются в нашей памяти навсегда. Героиня рассказа Д. Рубиной «Дом за зеленой калиткой» вспоминает такой случай, произошедший с ней в восьмилетнем возрасте, и который в корне изменил её жизненные принципы. Своё душевное состояние после одного случая она помнит много лет подряд.
Восьмилетняя девочка берет частные уроки музыки. Так как мама не красит губы, ее привлекают патроны с помадой, принадлежащие учительнице музыки. Она один за другим берет их себе и выменивает на Колькины пуговицы, выполняющие среди детей их двора роль денег. Однажды учительница обнаруживает пропажу и обвиняет девочку в краже.

Девочка не признаётся в воровстве, отрицательно мотая головой. Тогда учительница, засунув руку ей в карман, достаёт помаду. Девочке стыдно за ложь и за кражу. С этого момента начинаются душевные муки. Выплакаться бы, но слёз не было. Домой пошла пешком через базарчик. Остановившись перед столиком с сухофруктами, она решила проверить себя, не больна ли клептоманией, как тот богатый граф, не потянутся ли руки сами по себе что-нибудь украсть. Дома она обо всём призналась маме, которая проверяла тетради. Мама не стала ни ругать, ни кричать. Выслушав, просто сказала: « Чудесно», - и спросила: «Отцу будем говорить?» Чувство детской порядочности так обострилось, что девочка получила «страшной силы заряд презрения к себе». Много лет подряд после этого случая она носила тайну о краже и лжи в детстве. И когда при ней рассказывали, как кого-то обокрали, она каждый раз внутренне вздрагивала и думала: «А я ведь тоже такая». Внутренний стыд перед собой, душевные страдания не давали покоя многие годы.

Высшее проявление духовности - совесть - вновь и вновь возвращала её в дом за зелёной калиткой, в котором она украла и солгала, пыталась казаться непорочной. Через душевные переживания девочки автор подводит к такому выводу: надо быть настоящим человеком, а не казаться. Надо поступать правильно, а не играть правильные поступки.

Жить по совести - значит жить с богом в душе, помня о вечных духовных ценностях.

Процесс сложный, длительный. Результаты этой работы часто видны не сразу, может быть, только через годы. Поэтому нужно запастись терпением, бдительностью и настойчивостью. А произведения художественной литературы помогут найти ответы на многие вопросы, возникающие в процессе воспитания детей.

по рассказу Дины Рубиной «Терновник».

Тема урока : «Мир детей и взрослых».

Цели урока :

Познакомить учащихся с творчеством Дины Рубиной;

Донести до учащихся мысль о взаимопонимании друг друга, раскрыть мир взрослых и мир детей в рассказе «Терновник»;

Показать сложность детского мира;

Выявить художественные особенности произведения.

Оборудование урока :

Презентация о жизни и творчестве Дины Рубиной;

Рисунки учащихся по рассказу;

Портрет Дины Рубиной;

Тексты произведения.

Словарь записан на доске:

*Терновник - колючий кустарник с терпкими синевато-черными плодами.

*Репатриация - возвращение на Родину эмигрантов, пленных, беженцев.

*Лауреат - победитель конкурса.

*Кооператив -организация для совместного предприятия, жилищный кооператив - совместно складываются, чтобы построить доим.

* Левая работа - дополнительная работа к основной, дающая приработок.

Ход урока.

Слово учителя.

Мы с вами провели анкетирование на тему «Взаимоотношение, взаимопонимание детей и взрослых», «Хорошо ли вместе родителям и детям?».

Результаты анкетирования.

По списку-29

Отсутствовло-1

Биография Дины Рубиной. Презентация Винокуровой Юлии.

Беседа по рассказу.

О чём рассказ?

(О трудной судьбе мальчика, который живёт с мамой. а с отцом встречается в определённые дни.)

Кто ведёт рассказ?

(Мальчик любил мать. И она любила страстно. Но ничего толкового из этой любви не получалось.)

Почему ничего путного из этого не получалось?

(Мать была противоречивая по характеру. Часты переходы от одного настроения к другому. Но малышу было интересно с матерью.)

Инсценировка (ссора героев)

(Участники: мальчик - Смирнов С., мама - Конобеева В., от автора –Никитина Ирина)

Несмотря на то что отец и мать любят сына, ребёнок испытывает чувство одиночества. Мать воспитывает сына одна: и бытовая неустроенность, денежные затруднения, и вместе с тем острое желание доказать, что оно со всеми трудностями справится сама.

Рассказ о Левой работе, о кооперативе (Винокурова Ю.)

Беседа о системе ценностей в жизни мальчика

Когда мальчик больше всего любил мать?

А когда более всего жалел?

Рассказ ученика о том, как мальчик пошёл в первый класс (Пушков А.)

(Вывод: мальчик твёрдо знал, что его настоящий дом там, где его мать)

Чтение отрывка о том, как складывались отношения мальчика с отцом.

(Мать стремится воспитывать сына добрым, сострадательным, искренним человеком. А отец уверен, что без мужского влияния сын не станет настоящим мужчиной. Родители все же смогли вложить в ребёнка всё лучшее: он добр, великодушен, с способен чувствовать и переживать чужую боль)

Каков смысл названия рассказа? Что это за образ – терновник?

(Учащиеся комментируют свои рисунки к рассказу с изображением терновника)

Примечательно, что «…терновник тянул к самой решётке свою скрюченную руку с корявыми пальцами, как тот нищий у магазина, которому они с матерью дают всегда гривенник. Если присмотреться, можно различить в сплетении веток большую корявую букву «Я», оно как будто шагает по перекладинам решётки».

Мальчик взрослеет, постепенно приближаясь к дверям взрослого мира, и уже пытается разобраться во взрослых проблемах, однако мало что понимает: ну как, например, понять то, что люди, любящие друг друга до сих пор, живут отдельно, мучась сами и мучая своего ребёнка.

У героя нет имени, он - просто мальчик. Это неслучайно. Ему ещё только предстоит научиться жить по –взрослому, быть самостоятельным человеком, принимающим решения,- такие, которые не сделают никого несчастным, не принесут ближним разочарований и боли.

Каковы особенности творческого почерка Д. Рубиной в рассказе «Терновник»?

(Лаконизм, ёмкие выразительные диалоги, несложный сюжет, главное - характер, личность и её приключения среди людей)

Слово учителя

Что вы узнали сегодня о мире взрослых и детей по рассказу «Терновник»?

Ваши впечатления об уроке?

Выставление оценок.

Задание на дом: составить рассказ о герое рассказа.