План наблюдения на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

Валентина Голубева
Перспективный план наблюдений на прогулке за живой и неживой природой весной в младшей группе

Перспективный план наблюдений на прогулке / весна – младшая группа .

Приёмы руководства.

Солнце ярко светит и греет.

1. Что так ярко светит и жарко греет?/предложить посмотреть на солнышко.

Однако следует знать, что антибактериальные препараты принимаются только по мере необходимости в конце заболевания. Очень часто некоторые врачи говорят, что они прописывают антибиотик профилактически, чтобы предотвратить заражение. Пора понять, что антибиотики не имеют профилактического эффекта. Вы не можете вылечить что-то, что ушло. Поэтому мы часто слышим, как некоторые дети пьют 2-3 антибиотика в течение 20 дней.

Это происходит, когда некоторые мамы или врачи дают профилактический антибиотик. Антибиотики все еще списаны без причины? Но если нет ничего, чтобы вылечить антибиотики, мы просто принимаем лекарства. И понять, что лечение связано не только с лекарствами. Боленному ребенку также нужны другие вещи - оставаться дома, отдыхать, чтобы мать была приятной, чтобы сделать его горшком. Не говоря уже о том, что есть женщины, которые забирают детей в парк на прогулку, когда у них высокая температура, потому что они должны дышать свежим воздухом.

2. Игровой приём «Протяните руки к солнышку и погрейте их» .

3. Предложить потрогать скамейку, рукав пальто, стенку д/с на солнечной стороне – почему они тёплые. Что их нагрело?

4. Вынести на прогулку мягкие игрушки – двух одинаковых мишек, собачек, посадить одного на солнечной стороне, а другого в тени. В конце прогулки взять игрушки с собой, выяснить, каким зверушкам было тепло гулять и почему.

Это верный способ полностью заболеть. Чтобы начать нормально ходить и жить нормально, требуется не менее двух дней, чтобы не было температуры. Кроме того, родители не должны беспокоить ребенка, чтобы поесть. И как мы реагируем, если ребенок обезвожен?

Очень важно не позволять ребенку обезвоживаться. Вы можете знать, что ребенок обезвожен, глядя в одну точку. Затем его нужно госпитализировать. Как защитить от гриппа? Но сейчас сезон ротавирусов приближается, как к летним, так и к зимним пикам. Они преимущественно характеризуются диареей и обычно воздействуют на детей младшего возраста. До недавнего времени считалось, что ротавирусы были в основном в холодные месяцы, но оказалось, что они также были летними.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку».

6. Предложить детям встать лицом к солнышку и закрыть глаза. Прочитать стихотворение :

«Тучка спряталась за лес.

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое.

Доброе лучистое».

7. Поиграть с детьми в солнечные зайчики/ вынести на прогулку маленькое зеркало и зайчика. Сказать детям : «На улице стало, тепло и к нам в гости прискакал зайчик, попробуйте его поймать». Навести солнечный луч на скамейку, прочитать стихотворение :

Упомянув, что есть новый вирус, можем ли мы по-прежнему защитить себя каким-либо образом, как мы можем улучшить наш иммунитет? Вы знаете, что мы заражаем вирусы другими. Поэтому маленьких детей не должно быть в местах, где собираются многие люди. И другое дело, чтобы родители не отправляли своего ребенка в питомник или сад. Таким образом, всего за несколько дней все болеют.

Ваши мамы отказываются вакцинировать своих детей? Мы видим детей, которые никогда не были вакцинированы. Есть матери, которые отказываются прививать своего ребенка в родильном доме. Плохо то, что многие врачи поддерживают их. Мы слышим о всех гомеопатах и ​​других. Пусть они предлагают свою продукцию, но не подавляют такие анти-Свифт-настроения.

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.

Вот, он светленький

Вот, вот, вот-

Левей, левей

Догони, его скорей».

8. Поиграть в игру «Солнышко и дождик»

9. Загадать загадку :

«Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

«Солнышко, солнышко

И в последние годы появились новые болезни именно потому, что родители не вакцинируют своих детей? Для ликвидации эпидемии необходимо накопить достаточное количество невакцинированных животных. Например, 6 лет назад произошла эпидемия кори. Означает ли это, что целесообразно вакцинировать против гриппа по мере приближения сезона?

Однако в Болгарии иммунизируется менее 2%. Если люди думают о себе, хотят работать и не полагаются только на систему здравоохранения, чтобы заботиться о них, это хорошо сделать. Вы можете видеть, что вирусов не было все лето, и когда дети ходили в школу, люди заболевали.

Выгляни в окошко.

Ждут тебя детки

Ждут малолетки».

11. Собрать снег в формочки – одни поставить на солнечную сторону, другие в тень. Почему на солнечной стороне снег в формочках растаял быстрее?

Весной снег становится рыхлым и чёрным.

1. Рассмотреть с детьми, какого цвета стал снег.

2. Слепить с детьми снеговика, поставит его на солнечной стороне. В конце прогулки посмотреть , как изменился снеговик (стал меньше) . Почему?

Как матери могут улучшить иммунитет своих детей? Сегодняшние дети болеют не потому, что у них слабая иммунная система, либо плохо наблюдаются, а потому, что эти вирусы новы для них. Поэтому важно быть вакцинированным. Если сравнить с прошлым годом, то была ли заболеваемость выше?

В прошлом году было относительно спокойно. Но это совпадение обстоятельств. Вирусы не имеют определенного цикла. Его научные интересы находятся в области современной регидратационной терапии острых желудочно-кишечных инфекций в младенчестве и раннем детстве.

3. Рассмотреть проталины. Спросить, почему из-под снега показалась земля? Почему снег растаял?

4. В конце апреля поискать места, где ещё лежит снег. Какого цвета? Почему ещё не растаял?

5. Загадать загадку :

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

7. «Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Современные дети не проводят достаточно времени на свежем воздухе. Американский журналист Ричард Люве идет еще дальше, утверждая, что сегодняшние дети страдают от «синдрома естественного дефицита». Но есть и хорошие новости: никогда не поздно сделать позитивные изменения.

И ни один шаг не слишком мал или незначителен. Вот лишь несколько из многих простых, повседневных, жизнерадостных, прагматических, творческих и возможных стратегий, направленных на то, чтобы вывести детей на улицу, чтобы создать прочные отношения с природой, которые тянут их от края, в котором они находятся.

Мы его слепили сами.

Был он с пышными усами,

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом

Ночью снеговик исчез.

Может быть, ушёл он в лес?

Очень просим вас, ребята,

Если снеговик усатый

Повстречается в пути,

Помогите нам найти». Т. Голуб.

Весной появляются ручьи .

1. Откуда появился ручеек?

2. Куда бежит ручеёк?

Обнимайте природу, где бы вы ни находились. Вам не обязательно жить в сельских районах с доступом к дорожкам и горам, чтобы развивать отношения с природой на протяжении всей вашей жизни. Даже в большом городе вы можете привнести природу в свой дом, создав «окно в мир» в своей гостиной, кухне или любой комнате с видом. Наблюдайте за небом вместе со своими детьми.

Оборудуйте себя звездой и полевой птицей, недорогим биноклем и доступным телескопом для начинающих. Научитесь распознавать, в какое время приходят различные типы облаков, и записывать изменения, которые происходят с расширением дня, скачком деревьев и другими изменениями в естественном городском ландшафте за пределами специально подготовленного естественного дневника.

3. Пускание в ручейках бумажных лодочек. В какую сторону плывут лодочки? Куда течёт ручеёк? А откуда он течёт? Как нам узнать?

4. Предложить послушать, как журчит ручеек.

5. Игровое упражнение «Ручеёк» Предложить побежать, как ручеёк по камешкам – буль-буль, по песочку – динь-динь. Прочитать стихотворение «Ручеёк»

Дети любят быть исследователями, поэтому скрестите свой велосипед или припаркуйтесь, чтобы обнаружить самую дикую его часть - помните, что дикая природа процветает по периферии; если хотите, пусть ваш ребенок войдет только на неисследованную территорию, и вы смотрите на нее издалека. Когда вы путешествуете куда-нибудь, используйте любую возможность, чтобы остановиться на своей главной дороге, чтобы посетить естественный ориентир.

Дождь, пламя, жара или снег не являются веской причиной для того, чтобы держать наших детей в помещении. Вместо этого нам нужно показать им, как наслаждаться красотой всех времен года. Зимой заморозите черную бумагу и используйте их, чтобы поймать снежинки и исследовать их удивительные геометрические фигуры с помощью увеличительного стекла. Держите «запасной комплект снега» готовым: лопатой для удобного хранения, галькой или черными глазными кнопками, шляпой и шарфом, морковью носа, ручными руками, независимо от того, как снежный и холодный выветрился, хорошо одет и перемещение детей будет легко справляться с этим.

«Чуть тает снежок,

Через поле- лужок.

Из ручья напьётся зяблик

Ветер сделает волну

И плывёт по ней кораблик

В неизвестную страну»

Наблюдения за лужами .

1. При рассматривании первых луж пояснит детям, что ночью лужи замерзаю, ночью холодно/ покрываются тонкой ледяной коркой.

2. Игровой приём : В-ль подходит к луже и говорит : «Посмотрите в лужу, кого вы там видите? Подходит с игрушкой к луже, кого вы сейчас видите?

Когда наступают весенние дожди, сделайте датчик дождя - большую банку с прямыми стенами, закрепленную на открытом воздухе примерно в 1 м от земли; сочетание луж, резиновых сапог и плаща может заставить каждого ребенка забыть о погоде; не отчаивайтесь, если ваш ребенок промокнет, несмотря на меры - дома вы переоденете одежду. В летнем плане семейные пикники в парке, у реки или озера; в августе, когда это мир мира, устроил ночной лагерь на открытой лужайке от городских огней, чтобы посмотреть дождь падающих звезд.

Когда наступила осень, сделайте экспедицию для поиска и сбора коллекций листьев, желудей, саженцев и того, что вы найдете интересным; из листьев вы можете сделать гербарий, а остальные натуральные дары могут быть расположены в прозрачной стеклянной «чудо-чаше», которую вы можете разместить в видимом месте, например, на кухонном столе, чтобы результат ваших совместных усилий был виден.

3. Поисковые действия : В-ль : «Мишка у нас озорник, взял лопатку и поводил по воде, что вы там видите теперь? Мешает волна. Объяснить детям, что отражаются предметы, только в спокойной воде.

Наблюдения за сосульками .

1. Вопросы : Где больше сосулек, там, куда попадает солнышко или где его нет?

2. В солнечную пагоду наблюдать за таяньем сосулек . Почему с сосулек капает вода? Объяснить детям.



Когда дети растут, их географические границы расширяются естественным образом. Наша работа как родителей - позволить этому случиться. Храните детей в глаза, но, выращивая их, поощряйте их развивать свои отношения с природой, будь то поиск собственной созерцательной «ниши» для спокойного наблюдения за растительным или животным миром или путем изучения района велосипеда, когда уже в старшей школе, встречаются с друзьями для прогулок по природе или начинаются с сторонников собственного туристического клуба.

3. Предложить потрогать сосульку : гладкая, холодная, блестит, прозрачная.

4. Предложить подержать некоторое врем я сосульку в руке, что с ней произошло, растаяла, почему?

5. Принести сосульку в группу , положить в тарелку, что произошло через некоторое время? Превратилась в воду.

6. Загадать загадки :

«висит за окном кулёк ледяной

Это отчасти потому, что мы живем в такое время, которое кажется жестоким. Хотя статистические преступления против детей снизились, мы по-прежнему воспринимаем окружающую среду как насильственные. Чтобы ваш ум стал легче разрешать детям играть на улице, создайте сеть безопасности с друзьями и семьей.



Расскажите своим соседям о границах ваших детей и попросите их позвонить вам, если они увидят вашего ребенка как непослушный или выходящий за пределы согласованного периметра. Для детей младшего возраста создайте «игровые сеансы» - чередуйтесь с другими родителями, чтобы наблюдать за их детьми, играющими на приличном расстоянии - на их головах не навязывается компульсивность. Создайте календарь ротации и план общения с именами детей, номерами телефонов и игровыми сессиями.

Он полон капели и пахнет весной »

7. Прочитайте стихотворение :

«Каплями забулькав,

Плакала сосулька :

Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу.

А ступила на карниз-

И боюсь свалиться вниз!

Кап! Кап! Кап!» Н. Полякова.

8. В ясную солнечную погоду под сосульки поставить ведро, послушать, как плачут сосульки. Почему сосульки заплакали?

Совместными усилиями мы можем создать жизнь, богатую жизнью для наших детей. И это неизбежно обогатит нас, их родителей. Эдна ищет самых талантливых писателей среди своих читателей! Достопримечательности Банско - фотографии, возрастные ограничения, цены и условия.

Водная горка. Возраст: 8 лет, пусть меньше, даже если они находятся у ног своих родителей. Несмотря на то, что наклон выглядит, водная горка является экстремальным опытом. Некоторые развиваются довольно быстро, на ваших руках и ногах есть определенная поза, поэтому вы не глотаете воду. Несколько человек заботятся об обслуживании, безопасности и порядке и передают информацию о радиостанциях, когда следующий может быть выпущен, и на маршруте есть проблемы. Ткань входит в цену конька, а затем вы возвращаете ее, есть комнаты для переодевания, есть дорожка, ведущая к вершине катка, чтобы спуститься.

9. Понаблюдать за капелью из окна . С какой стороны плачут сосульки больше, с солнечной или теневой?

10. Понаблюдать на какой стороне крыши сосульки растут быстрее, на солнечной или теневой. Почему?

Наблюдения за дождём .

1. В группе из окна понаблюдать , как идёт дождь. Наблюдения за грозой , послушать звуки грозы.

Опыт очень сильный, потому что вы находитесь у подножия самых высоких пиков Пирина, а климат - высокая гора, независимо от солнца, которое светит около полудня. Возраст: здесь предел составляет 130 см и ниже 130 кг. Цена: 10 лв - 5 спуска, 16 лв - 10 спуска.

Они сделали два желоба - один с поворотами, другой с прыжком. Используйте движущиеся лыжные склоны, чтобы подняться. Сопла распыляют пар, и это очень весело. Надувные замки - слайды - батуты. Мы в Софии не можем представить, что они бесплатно. Моя дочь постоянно приходила, чтобы спросить меня, пришло ли время для нее и нужно ли ей больше уходить. Есть один дядя, который следует за линией.

2. Послушать шум дождя.

3. После дождя рассмотреть лужи.

«К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке,

А на улице круги,

Это дождика шаги»

5. Загадать загадки :

«Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И ни куда я не пойду,

Покуда он идёт».

6. Поиграть в игру «Солнышко и дождик» , «Дождевые капельки» .

Наблюдение за ветром .

1. Понаблюдать из окна , есть ли на улице ветер или нет (по верхушкам деревьев) .

2. Для определения силы ветра и направления вынести султанчики, ленточки, вертушки. Почему они вертятся? Быстро или медленно? Прочитать стихотворение :

«Ты вертись моя вертушка,

Самодельная игрушка.

Я с тобой бегу по парку,

Мне и весело и жарко.

3. Загадать загадки :

«Без рук, без ног,

«Ветер. Ветер, прилети!

Серую тучку прогони !

«Ветер, ветер!

Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе….»

А. С. Пушкин.

Наблюдение за небом .

1. Какого цвета небо?

2. Есть ли на небе облака? Какого они цвета? На что похожи?

№Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он сизый

То он ярко – голубой».

4. Загадать загадки :

«Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут».

Игровые, поискового характера действия.

Знакомство со свойствами песка (сухой, сырой) .

1. В-ль высыпает сухой песок из ведёрка на стол, сопровождая словами : «Песок сухой, он рассыпается, сыплется. Давайте попробуем вылепить пирожки». Дети пробуют, но не получается. В-ль поливает песок водой и говорит : «Теперь песок сырой, давайте попробуем вылепить пирожки. Дети лепят пирожки и убеждаются, что из сырого песка пирожки получаются.

2. На следующей прогулке в-ль приносит ведёрко с сырым песком, сжимает песок в ладонях, пытается насыпать в бутылочку, предлагает и детям сделать тоже, но песок не сыпется, остаётся в комочках. В-ль объясняет : «Этот песок влажный, он не рассыпается, не сыпется, но из него хорошо лепить. Предложить формочки для игр с песком.

3. На следующих прогулках в-ль учит различать сухой и сырой песок тактильным способом и по цвету. Задаёт вопрос : «Можно ли из этого песка лепит? Почему?

Растительный мир.

Наблюдение за травкой .

1. Предложить найти места, где травка уже выросла. Какого она цвета?

2. Поиграть в игру «найди травку» .

«Травка зеленеет,

«Ещё недавно льдинки

Поблёскивали тут,

И вот уже травинки

«с тёплым ветром, травушка,

Подружись,

Вместе с нами солнышку

Поклонись».

Наблюдения за распусканием листьев.

1. Подвести детей к дереву, осторожно наклонить веточку, спросить, что появляется из почек? Какого цвета листочки? Дать понюхать листочки.

2. Показать цветение деревьев, рассмотреть цветы ивы, тополя, черёмухи, берёзы.

«Она весну встречает-

Серёжки надевает,

Накинута на спинку

Зелёная косынка

А платьице в полоску

Ты узнаёшь берёзку?»

4. Провести игру «Раз, два, три к дереву беги» и

«Встань к дереву с самым толстым стволом» .

Наблюдение за расцвечиванием природы .

Мать – и – мачеха.

1. Показать мишке. Какие красивые цветы расцвели на участке. Как называются эти цветы? Какого цвета? На что похожи?

2. В конце сезона после отцветания цветов рассмотреть листья мать- и – мачехи.

3. Загадать загадки :

«» На проталинке

Мальчик маленький,

В жёлтой тюбетейки

В серой кацавейки».

Одуванчик.

1. Что это? Какого он цвета? Предложить потрогать, понюхать.

2. Сравнить одуванчик и мат- и- мачеху.

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастет нарядиться в беленькое платьице :

Лёгкое, воздушное, ветерку послушная».

4. Загадать загадки :

«Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар».

5. Игровой приём : «Подуй на одуванчик» .

1. Показать растения и спросить, как они называются.

2. Сравнить чем отличается одно растение от другого. В ходе наблюдений читать стихи , загадывать загадки.

Животный мир .

1. Пройти с мишкой по участку и посмотреть, кто живёт на нашем участке. На цветы прилетели красивые бабочки. Какого цвета крылышки у бабочек? Что делает бабочка.

2. Полетаем как бабочки по участку.

«Лимонница, лимонница

За брюквенницей гонится

Наверно, эти бабочки

Вдвоём играют салочки».

4. Загадать загадки :

«На большой цветной ковёр

Села эскадрилья-

То раскроет, то закроет

Расписные крылья»

«Не птичка, а с крыльями»

1. Наблюдение за божьей коровкой . Кто это? Какого цвета? На что похожа? Что делает?

2. Послушать как летает божья коровка.

3. Сравнить полёт бабочки и жука.

«Я жука поймал

И посадил в коробку

Он крылышки свои прижал,

Сразу видно-робкий.

Я приоткрыл коробку

В щёлку посмотрел…

Вот тебе и робкий-

Мигом улетел».

5. Загадать загадки :

«Жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» всё твержу

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом ».

6. Игровой приём : «полетели как жуки» . Пожужжали как жуки.

Наблюдения за лягушкой .

1. Кто это? Какого цвета? Как передвигается?

2. Как плавает лягушка? Как взбирается на камень? Рассмотреть перепонки на лапках. Рассказать, что лягушки полезные, они ловят вредных насекомых.

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачет, вытянувши ножки».

4. Загадать загадку :

«НЕ зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух-

И в воду плюх!».

5. Поиграть в игру «Лягушка и цапля»

6. Игровой приём : «Попрыгали как лягушки» , проквакали как лягушки.

Наблюдения за птицами .

1. Наблюдать за прилётом и гнездованием птиц. Кто прилетел к нам на участок? Что делают воробьи? Почему на кормушку больше не прилетают синицы и щеглы? Какие птицы питаются на кормушке?

2. Прнаблюдать как воробьи купаются в лужах. Вспомните стихотворение М. Клоковой.

«Воробей с берёзы

На дорогу прыг!

Больше нет мороза-

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеёк,

У неё зябнут лапки-

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки-

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки-

Чик, чирик!

3. Загадать загадку :

«Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает».

4. Поиграть в игру «Воробышки и кот»

5. Показать, как строят гнёзда грачи. Из чего они это делают? Послушать, как поют птицы? Как передвигаются? Как питаются?

«Зиме конец,

Летит скворец

И громко распевает :

Пришла весна ,

Ясна, красна.

Смотрите, как всё тает!»

7. Поиграть в игру : «Кто летает, ходит, прыгает» .

План наблюдения на прогулке

для детей старшего дошкольного возраста

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

В психологических исследованиях наблюдение определяется как сложная деятельность, как сознательное и целенаправленное восприятие. В его состав входит своеобразный вид мыслительных процессов, которые базируются на чувственном познании, представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.

Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.

Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями).

В исследованиях многих учёных подчёркивается необходимость специально обучать дошкольников наблюдению природы. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о том, что в таком случае этот процесс становится более полным, точным, последовательным, планомерным, многоплана.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, интерес и любовь к природе, чувство красивого.

Воспитатель руководит наблюдением, он объясняет детям цели наблюдения, задаёт вопросы, которые направляют их внимание на объект или явление. Если дети уже встречались с изучаемым предметом, воспитатель начинает с вопросов, организующих наблюдение. В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

· Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

· Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

· Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

· Высокая умственная активность и самостоятельность детей

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется большое внимание уделять организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего детские сады расположены в зеленых зонах. Где есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детских садов помогает охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

Таким образом, наблюдения окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания

План наблюдения на прогулке в старшей группе

«Экскурсия в зимний лес»

Программное содержание:
1. Систематизировать знания детей о жизни деревьев зимой, их способах приспособления к изменяющимся условиям внешней среды (снегопад, ветер).
2. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
3. Расширять знания детей о зимующих птицах.
4. Вспомнить правила поведения в лесу.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Предшествующая работа:
- Чтение стихотворения Погореловского «Здравствуй лес…», В. Бианки «Лесная газета», К. Чуковский «Елка», П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».
- Игра «Хорошо-плохо».
- Придумывание сказки «Что снится деревьям зимой?»
- Наблюдение за деревьями.
- Рассматривание картин из серии «Птицы в зимнем лесу».
- Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Времена года».
- Рисование на тему «Зимний лес», «Как я помогаю птицам зимой».
- Лепка и аппликация «Мои пернатые друзья».

Методические приемы:
1. Создание игровой мотивации: Сорока приглашает детей в зимний лес на прогулку узнать, что делают его обитатели зимой.
2. Обсуждение приглашения.
3. Беседа «Правила поведения в лесу».
4. Выход на прогулку, экскурсия в лес.
5. Чтение отрывка Погореловского «Здравствуй лес…».
6. Дидактическая игра «Читаем следы».
7. Наблюдение за деревьями (сравнить деревья хвойных и лиственных пород).
8. «О чем расскажет тишина?» (слушание звуков зимнего леса, составление рассказов).
9. Наблюдение за птицами (внешний вид, поведение, кормление).
10. Возвращение с прогулки.
11. Совместная деятельность. Обсуждение прогулки, отображение впечатлений об увиденном в рисунках детей.

Список используемой литературы:

    Веретенникова С.А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М.: “Просвещение”, 1980.

    Васильева А. И. “Учите детей наблюдать природу”. – Мн.: “Нарасвета”, 1972.

    Грехова Л.И. “В союзе с природой” – учебно-методическое пособие, М.: “ЦГЛ”, 2002.

    Иванова А. И. “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений”.– М.: ТЦ “Сфера”. 2004.

    Ковинько Л.В. “Секреты природы – это так интересно”, – М.: “Линка – пресс”, 2004.

    Лучич М.В. “Детям о природе”. – М.: “Просвещение”, 1989.

    Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей группы детского сада”, кн. для воспитателей детского сада. – М.: “Просвещение”, 2004.

    Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.: “Просвещение”, 2003 .