Наблюдение на прогулке в детском саду летом. План наблюдения на прогулке для детей старшего дошкольного возраста. Наблюдаем месяц октябрь

План наблюдения на прогулке

для детей старшего дошкольного возраста

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

Тимом Селдином, Председателем Фонда Монтессори, Международным советом Монтессори. У детей есть встроенный диск для обнаружения. Поощряйте вашего ребенка наблюдать за миром и чувствовать чувство удивления во всем в нем. Мария Монтессори считала, что все дети ведут себя как «маленькие ученые» в том, что они стремятся наблюдать и делать «что, если» открытия о своем мире. Младенцы и малыши проверяют окружающую среду, чтобы увидеть, что происходит, когда, например, они бросают игрушку из своего детского кресла или играют с водой в ванной.

Этот драйв для открытия продолжает развиваться по мере того, как они растут и становятся более авантюрными в тех вещах, которые они пробуют, от создания грязевых пирогов в саду, чтобы начать червяку, занимающуюся хозяйством гостиной. Дети рождаются с изумительным воображением и острым желанием исследовать мир. Поощряйте это в своем ребенке - помогите ей открыть для себя красоту и чудо вокруг всего.

В психологических исследованиях наблюдение определяется как сложная деятельность, как сознательное и целенаправленное восприятие. В его состав входит своеобразный вид мыслительных процессов, которые базируются на чувственном познании, представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Взгляд ребенка. Помните, что мир вашего ребенка близок и низмен на землю. Видение жизни с ее точки зрения может помочь вам вновь открыть чувство чуда маленького ребенка. Имейте в виду медленный темп ее мира. Следуйте за своим ребенком, и будьте готовы остановиться и изучить все, что захватывает ее интерес - например, божья коровка или цветок. Не становитесь нетерпеливыми, когда она дергается - приспосабливайтесь к ее темпу. Лучший способ для детей учиться - это делать что-то, а не рассказывать о них.

Это особенно верно, когда они молоды, но это относится и к детям старшего возраста и даже к взрослым. Когда дети молоды, они не только учатся, они учатся учиться. Ни одна книга, использующая слова и иллюстрации для описания мира, который существует вокруг небольшого ручья или под гниющим журналом, не может заменить ценность времени на тесное изучение реальной вещи. Книги и другие материалы помогают детям тянуть эти сильные впечатления и опыт вместе в их сознании, но фундамент должен быть уложен в прямом наблюдении и практическом опыте.

Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.

Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.

Мир на открытом воздухе Дети любят быть на открытом воздухе, бродят вокруг, лазают по деревьям, собирают ягоды и собирают сосновые кости. Им нравится помогать присматривать за семейным садом или кормить маленьких животных, таких как утки, кролики и цыплята. Они формируют пожизненные воспоминания о днях, проведенных в пеших походах с родителями в лесу, играющих в ручье, и прогулка по пляжу в поисках снарядов. Вы, вероятно, начнете жизнь вашего ребенка на свежем воздухе, забрав ее на небольшие экскурсии в своей коляске или неся ее на спине.

Наблюдаем месяц октябрь

Потратьте время, чтобы познакомить ее с миром. Даже очень маленькие младенцы поглощают взгляды и звуки уличных облаков, проходящих над головой, вид и запах цветов в саду, ветер шелестят листья на деревьях. Все это оставляет сильное и продолжительное впечатление. Будь то лето, осень, весна или зима, каждый сезон имеет свою красоту. Отметьте мелкие вещи: крошечный цветок, высунутый через снег, красивая оболочка, идеальный лист. Когда ваш ребенок становится старше, начинайте указывать на знакомые вещи, когда вы ходите по окрестностям. Слушай, есть дом бабушки!

Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями).

В исследованиях многих учёных подчёркивается необходимость специально обучать дошкольников наблюдению природы. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о том, что в таком случае этот процесс становится более полным, точным, последовательным, планомерным, многоплана.

Как мы наблюдаем за окружающим миром с детьми в садике?

Какие прекрасные цветы она растет за ее дверью! Или Моя доброта, Мэри, вы можете увидеть гнездо, которое эти птицы построили на дереве? В какой-то день они будут откладывать яйца, и там у них будут детские птицы! Зимой, когда вы видите следы животных на свежем снегу, спросите: «Кто здесь ходил?».

Стюарды планеты Еще одна ключевая идея Монтессори заключается в том, что дети являются управляющими Земли и должны научиться заботиться о дальних местах, таких как тропические леса и ледяные шапки, а также очаги природы в пределах города или пригорода и сохранять их на будущее. Научите своих детей почтению к жизни. В конце концов, мы все являемся частью сети жизни, зависящей от тонкого равновесия в естественном мире для нашего собственного существования. Например, дети часто учатся думать о почве как о «грязи», о слове, которая подразумевает что-то неприятное для многих людей.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, интерес и любовь к природе, чувство красивого.

Научите их уважать хорошую, богатую почву и всю жизнь, которую она поддерживает на нашей планете. Подчеркните необходимость заботы о каждом живом существе. Научите своего ребенка не цепляться за листья и цветы, а затем отбрасывать их в сторону, но собирать их только для хорошей цели. Научите своего ребенка мягко ходить по Земле, принимая только то, что ей нужно. Поощряйте вашего ребенка наслаждаться лесом и лугами, не оставляя ничего позади. Если вы видите мусор на земле, поднимите его и несите с собой, пока его не выбросят.

Это особенно касается бутылок, битого стекла, банок и пластиковых пакетов, которые не только неприглядные, но и могут нанести вред животным. Чтобы безопасно собирать банки и битое стекло, вы можете носить старую сумку на холсте. Когда ваш ребенок станет старше, дайте ей свою сумку, чтобы собрать мусор.

Воспитатель руководит наблюдением, он объясняет детям цели наблюдения, задаёт вопросы, которые направляют их внимание на объект или явление. Если дети уже встречались с изучаемым предметом, воспитатель начинает с вопросов, организующих наблюдение. В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Дети любят работать и играть

Маленькие дети хотят быть частью вашего мира. Для них работа становится такой же забавной, как и игра, если им предоставлена ​​возможность сделать это. Лучший способ побудить вашего ребенка попробовать новые навыки - продемонстрировать точно и медленно простым способом, который он может понять. Затем дайте ему время для практики, и им разрешат совершать собственные ошибки и исправлять их. Попробуйте взглянуть на мир с точки зрения вашего ребенка. Предоставляя ему четкие границы и осторожные рекомендации, вы можете позволить ему научиться делать вещи для себя и придать ему чувство собственного достоинства и уверенность, которые приходят с независимостью.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

· Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

· Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

· Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

Вопрос размера Первый шаг - искать инструменты и утварь, которые являются правильными для вашего ребенка. Большинство задач, которые могут выполнять маленькие дети, намного проще, если у них есть оборудование, сделанное в размере, подходящем для их возраста. Большинство родителей могут найти детские зубные щетки, но есть также чашки для детей, тарелки, вилки, ложки, лейки, веники и щетки и даже пробирки с зубной пастой.

Реальная вещь Дети могут легко перемешать вещи, которые прохладны, мыть овощи или научиться устанавливать стол. Очертания каждой части показывают вашему ребенку, как установить стол и где разместить свою тарелку и чашку. Но когда дети спрашивают или показывают, что они хотят помочь, будьте готовы показать им, как это сделать.

· Высокая умственная активность и самостоятельность детей

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется большое внимание уделять организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего детские сады расположены в зеленых зонах. Где есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детских садов помогает охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

И, если вы потратили время на организацию своей кухни, чтобы обеспечить небольшой рабочий стол и некоторые базовые инструменты для детей, они с большей вероятностью будут спрашивать, помогать и возвращаться снова и снова. Шаг за шагом Многие из вещей, которые мы делаем каждый день, включают в себя несколько разных навыков, каждый из которых мы изучили на этом пути. Разбивая задачи на небольшие шаги, вы можете помочь вашему ребенку овладеть каждым уровнем сложности, по одному за раз. Возьмите этот подход, когда вы хотите научить своего ребенка, как сортировать чистые носки в прачечной или класть цветы в вазу.

Таким образом, наблюдения окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания

Подумайте о каждом шаге и о том, как вы можете сделать это простым. Объясните каждый шаг всего несколькими словами, пока вы его демонстрируете, поэтому ваш ребенок концентрируется на том, что вы делаете, а не на том, что вы говорите. Тогда пусть ваш ребенок тренируется, пока она не станет компетентной на каждом этапе. Учиться ездить на велосипеде - хорошая аналогия. Когда дети готовы, родители часто дают им трехколесный велосипед, и позволяют им учиться, как монтировать и демонтировать, как управлять и как работать с педалями.

Так же безопасны, как и трициклы, у них обычно нет тормозов, и мы осторожны, когда мы позволяем нашим детям кататься на них. В конце концов приходит время, когда дети просят «велосипед большого ребенка». Родители выбирают велосипед, подходящий для своего ребенка, и он оснащен профессиональными колесами. Эти дополнительные колеса помогают держать этот большой велосипед в вертикальном положении и позволяют вашему ребенку привыкнуть к педалям, рулевому управлению и тормозам. Медленно, они становятся все более уверенными, пока они не попросят нас снять тренировочные колеса.

План наблюдения на прогулке в старшей группе

«Экскурсия в зимний лес»

Программное содержание:
1. Систематизировать знания детей о жизни деревьев зимой, их способах приспособления к изменяющимся условиям внешней среды (снегопад, ветер).
2. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
3. Расширять знания детей о зимующих птицах.
4. Вспомнить правила поведения в лесу.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Прежде чем вы это узнаете, они кружатся на своих велосипедах, и вам постоянно приходится напоминать им о том, чтобы носить защитные шлемы! Шаг за шагом этот процесс овладения повседневными навыками облегчается путем тщательного планирования, обучения пациентов и поддержки родителей. Уроки, подобные этим, продолжаются по мере роста вашего ребенка, пока они не вырастут. Процесс обучения вашего подростка вождению - хороший пример навыка повседневной жизни, который ваш ребенок учит, когда она почти выросла.

Другими примерами являются опирающиеся на то, как бороться с конфликтами с друзьями, управлять сбережениями и планировать небольшую вечеринку. Возможно, одна из самых сложных вещей, которые нужно сделать родителям, когда мы научили наших детей новым навыкам, - это позволить им продолжать заниматься этими задачами как часть своей повседневной жизни, не вмешиваясь. Мы никогда бы не предложили, чтобы ребенок, который научился ездить на двухколесном велосипеде, возвращается к тренировочным колесам, но как часто мы продолжаем связывать ребенка с ее пальто или ботинками задолго после того, как она сможет надеть их без нашей помощи?

Предшествующая работа:
- Чтение стихотворения Погореловского «Здравствуй лес…», В. Бианки «Лесная газета», К. Чуковский «Елка», П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».
- Игра «Хорошо-плохо».
- Придумывание сказки «Что снится деревьям зимой?»
- Наблюдение за деревьями.
- Рассматривание картин из серии «Птицы в зимнем лесу».
- Прослушивание произведений П.И. Чайковского «Времена года».
- Рисование на тему «Зимний лес», «Как я помогаю птицам зимой».
- Лепка и аппликация «Мои пернатые друзья».

Ощущение порядка. Ключевым элементом в обучении детей повседневным жизненным навыкам является поддержание всех обстоятельств. В свой решающий деликатный период для порядка их мир должен быть хорошо организован. Если их учат, где есть вещи, и как правильно их вернуть, когда они закончат их использование, они усваивают это чувство порядка и несут его с собой на всю оставшуюся жизнь. Научите своих детей одновременно брать только одну игрушку или книгу с полки и возвращать ее туда же, когда они будут сделаны.

Большинство из нас может быть ошеломлено хаосом, который быстро развивается вокруг дома, если мы оставим все вокруг. Дети особенно чувствительны к этому. Хотя они чаще всего являются хозяевами при создании беспорядка, большинству трудно умыться после себя. Самый эффективный подход - это очистка, когда вы идете вперед. В то время как некоторые дети могут родиться с «опрятным геном», детей можно научить с самого начала работать и играть аккуратно, не удушая их творчество или снимая забавное развлечение.

Методические приемы:
1. Создание игровой мотивации: Сорока приглашает детей в зимний лес на прогулку узнать, что делают его обитатели зимой.
2. Обсуждение приглашения.
3. Беседа «Правила поведения в лесу».
4. Выход на прогулку, экскурсия в лес.
5. Чтение отрывка Погореловского «Здравствуй лес…».
6. Дидактическая игра «Читаем следы».
7. Наблюдение за деревьями (сравнить деревья хвойных и лиственных пород).
8. «О чем расскажет тишина?» (слушание звуков зимнего леса, составление рассказов).
9. Наблюдение за птицами (внешний вид, поведение, кормление).
10. Возвращение с прогулки.
11. Совместная деятельность. Обсуждение прогулки, отображение впечатлений об увиденном в рисунках детей.

Список используемой литературы:

    Веретенникова С.А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М.: “Просвещение”, 1980.

    Васильева А. И. “Учите детей наблюдать природу”. – Мн.: “Нарасвета”, 1972.

    Грехова Л.И. “В союзе с природой” – учебно-методическое пособие, М.: “ЦГЛ”, 2002.

    Иванова А. И. “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений”.– М.: ТЦ “Сфера”. 2004.

    Ковинько Л.В. “Секреты природы – это так интересно”, – М.: “Линка – пресс”, 2004.

    Лучич М.В. “Детям о природе”. – М.: “Просвещение”, 1989.

    Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей группы детского сада”, кн. для воспитателей детского сада. – М.: “Просвещение”, 2004.

    Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.: “Просвещение”, 2003 .

Валентина Голубева
Перспективный план наблюдений на прогулке за живой и неживой природой весной в младшей группе

Перспективный план наблюдений на прогулке / весна – младшая группа .

Приёмы руководства.

Солнце ярко светит и греет.

1. Что так ярко светит и жарко греет?/предложить посмотреть на солнышко.

2. Игровой приём «Протяните руки к солнышку и погрейте их» .

3. Предложить потрогать скамейку, рукав пальто, стенку д/с на солнечной стороне – почему они тёплые. Что их нагрело?

4. Вынести на прогулку мягкие игрушки – двух одинаковых мишек, собачек, посадить одного на солнечной стороне, а другого в тени. В конце прогулки взять игрушки с собой, выяснить, каким зверушкам было тепло гулять и почему.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку».

6. Предложить детям встать лицом к солнышку и закрыть глаза. Прочитать стихотворение :

«Тучка спряталась за лес.

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое.

Доброе лучистое».

7. Поиграть с детьми в солнечные зайчики/ вынести на прогулку маленькое зеркало и зайчика. Сказать детям : «На улице стало, тепло и к нам в гости прискакал зайчик, попробуйте его поймать». Навести солнечный луч на скамейку, прочитать стихотворение :

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.

Вот, он светленький

Вот, вот, вот-

Левей, левей

Догони, его скорей».

8. Поиграть в игру «Солнышко и дождик»

9. Загадать загадку :

«Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

«Солнышко, солнышко

Выгляни в окошко.

Ждут тебя детки

Ждут малолетки».

11. Собрать снег в формочки – одни поставить на солнечную сторону, другие в тень. Почему на солнечной стороне снег в формочках растаял быстрее?

Весной снег становится рыхлым и чёрным.

1. Рассмотреть с детьми, какого цвета стал снег.

2. Слепить с детьми снеговика, поставит его на солнечной стороне. В конце прогулки посмотреть , как изменился снеговик (стал меньше) . Почему?

3. Рассмотреть проталины. Спросить, почему из-под снега показалась земля? Почему снег растаял?

4. В конце апреля поискать места, где ещё лежит снег. Какого цвета? Почему ещё не растаял?

5. Загадать загадку :

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

7. «Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Мы его слепили сами.

Был он с пышными усами,

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом

Ночью снеговик исчез.

Может быть, ушёл он в лес?

Очень просим вас, ребята,

Если снеговик усатый

Повстречается в пути,

Помогите нам найти». Т. Голуб.

Весной появляются ручьи .

1. Откуда появился ручеек?

2. Куда бежит ручеёк?

3. Пускание в ручейках бумажных лодочек. В какую сторону плывут лодочки? Куда течёт ручеёк? А откуда он течёт? Как нам узнать?

4. Предложить послушать, как журчит ручеек.

5. Игровое упражнение «Ручеёк» Предложить побежать, как ручеёк по камешкам – буль-буль, по песочку – динь-динь. Прочитать стихотворение «Ручеёк»

«Чуть тает снежок,

Через поле- лужок.

Из ручья напьётся зяблик

Ветер сделает волну

И плывёт по ней кораблик

В неизвестную страну»

Наблюдения за лужами .

1. При рассматривании первых луж пояснит детям, что ночью лужи замерзаю, ночью холодно/ покрываются тонкой ледяной коркой.

2. Игровой приём : В-ль подходит к луже и говорит : «Посмотрите в лужу, кого вы там видите? Подходит с игрушкой к луже, кого вы сейчас видите?

3. Поисковые действия : В-ль : «Мишка у нас озорник, взял лопатку и поводил по воде, что вы там видите теперь? Мешает волна. Объяснить детям, что отражаются предметы, только в спокойной воде.

Наблюдения за сосульками .

1. Вопросы : Где больше сосулек, там, куда попадает солнышко или где его нет?

2. В солнечную пагоду наблюдать за таяньем сосулек . Почему с сосулек капает вода? Объяснить детям.

3. Предложить потрогать сосульку : гладкая, холодная, блестит, прозрачная.

4. Предложить подержать некоторое врем я сосульку в руке, что с ней произошло, растаяла, почему?

5. Принести сосульку в группу , положить в тарелку, что произошло через некоторое время? Превратилась в воду.

6. Загадать загадки :

«висит за окном кулёк ледяной

Он полон капели и пахнет весной »

7. Прочитайте стихотворение :

«Каплями забулькав,

Плакала сосулька :

Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу.

А ступила на карниз-

И боюсь свалиться вниз!

Кап! Кап! Кап!» Н. Полякова.

8. В ясную солнечную погоду под сосульки поставить ведро, послушать, как плачут сосульки. Почему сосульки заплакали?

9. Понаблюдать за капелью из окна . С какой стороны плачут сосульки больше, с солнечной или теневой?

10. Понаблюдать на какой стороне крыши сосульки растут быстрее, на солнечной или теневой. Почему?

Наблюдения за дождём .

1. В группе из окна понаблюдать , как идёт дождь. Наблюдения за грозой , послушать звуки грозы.

2. Послушать шум дождя.

3. После дождя рассмотреть лужи.

«К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке,

А на улице круги,

Это дождика шаги»

5. Загадать загадки :

«Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И ни куда я не пойду,

Покуда он идёт».

6. Поиграть в игру «Солнышко и дождик» , «Дождевые капельки» .

Наблюдение за ветром .

1. Понаблюдать из окна , есть ли на улице ветер или нет (по верхушкам деревьев) .

2. Для определения силы ветра и направления вынести султанчики, ленточки, вертушки. Почему они вертятся? Быстро или медленно? Прочитать стихотворение :

«Ты вертись моя вертушка,

Самодельная игрушка.

Я с тобой бегу по парку,

Мне и весело и жарко.

3. Загадать загадки :

«Без рук, без ног,

«Ветер. Ветер, прилети!

Серую тучку прогони !

«Ветер, ветер!

Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе….»

А. С. Пушкин.

Наблюдение за небом .

1. Какого цвета небо?

2. Есть ли на небе облака? Какого они цвета? На что похожи?

№Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он сизый

То он ярко – голубой».

4. Загадать загадки :

«Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут».

Игровые, поискового характера действия.

Знакомство со свойствами песка (сухой, сырой) .

1. В-ль высыпает сухой песок из ведёрка на стол, сопровождая словами : «Песок сухой, он рассыпается, сыплется. Давайте попробуем вылепить пирожки». Дети пробуют, но не получается. В-ль поливает песок водой и говорит : «Теперь песок сырой, давайте попробуем вылепить пирожки. Дети лепят пирожки и убеждаются, что из сырого песка пирожки получаются.

2. На следующей прогулке в-ль приносит ведёрко с сырым песком, сжимает песок в ладонях, пытается насыпать в бутылочку, предлагает и детям сделать тоже, но песок не сыпется, остаётся в комочках. В-ль объясняет : «Этот песок влажный, он не рассыпается, не сыпется, но из него хорошо лепить. Предложить формочки для игр с песком.

3. На следующих прогулках в-ль учит различать сухой и сырой песок тактильным способом и по цвету. Задаёт вопрос : «Можно ли из этого песка лепит? Почему?

Растительный мир.

Наблюдение за травкой .

1. Предложить найти места, где травка уже выросла. Какого она цвета?

2. Поиграть в игру «найди травку» .

«Травка зеленеет,

«Ещё недавно льдинки

Поблёскивали тут,

И вот уже травинки

«с тёплым ветром, травушка,

Подружись,

Вместе с нами солнышку

Поклонись».

Наблюдения за распусканием листьев.

1. Подвести детей к дереву, осторожно наклонить веточку, спросить, что появляется из почек? Какого цвета листочки? Дать понюхать листочки.

2. Показать цветение деревьев, рассмотреть цветы ивы, тополя, черёмухи, берёзы.

«Она весну встречает-

Серёжки надевает,

Накинута на спинку

Зелёная косынка

А платьице в полоску

Ты узнаёшь берёзку?»

4. Провести игру «Раз, два, три к дереву беги» и

«Встань к дереву с самым толстым стволом» .

Наблюдение за расцвечиванием природы .

Мать – и – мачеха.

1. Показать мишке. Какие красивые цветы расцвели на участке. Как называются эти цветы? Какого цвета? На что похожи?

2. В конце сезона после отцветания цветов рассмотреть листья мать- и – мачехи.

3. Загадать загадки :

«» На проталинке

Мальчик маленький,

В жёлтой тюбетейки

В серой кацавейки».

Одуванчик.

1. Что это? Какого он цвета? Предложить потрогать, понюхать.

2. Сравнить одуванчик и мат- и- мачеху.

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастет нарядиться в беленькое платьице :

Лёгкое, воздушное, ветерку послушная».

4. Загадать загадки :

«Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар».

5. Игровой приём : «Подуй на одуванчик» .

1. Показать растения и спросить, как они называются.

2. Сравнить чем отличается одно растение от другого. В ходе наблюдений читать стихи , загадывать загадки.

Животный мир .

1. Пройти с мишкой по участку и посмотреть, кто живёт на нашем участке. На цветы прилетели красивые бабочки. Какого цвета крылышки у бабочек? Что делает бабочка.

2. Полетаем как бабочки по участку.

«Лимонница, лимонница

За брюквенницей гонится

Наверно, эти бабочки

Вдвоём играют салочки».

4. Загадать загадки :

«На большой цветной ковёр

Села эскадрилья-

То раскроет, то закроет

Расписные крылья»

«Не птичка, а с крыльями»

1. Наблюдение за божьей коровкой . Кто это? Какого цвета? На что похожа? Что делает?

2. Послушать как летает божья коровка.

3. Сравнить полёт бабочки и жука.

«Я жука поймал

И посадил в коробку

Он крылышки свои прижал,

Сразу видно-робкий.

Я приоткрыл коробку

В щёлку посмотрел…

Вот тебе и робкий-

Мигом улетел».

5. Загадать загадки :

«Жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» всё твержу

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом ».

6. Игровой приём : «полетели как жуки» . Пожужжали как жуки.

Наблюдения за лягушкой .

1. Кто это? Какого цвета? Как передвигается?

2. Как плавает лягушка? Как взбирается на камень? Рассмотреть перепонки на лапках. Рассказать, что лягушки полезные, они ловят вредных насекомых.

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачет, вытянувши ножки».

4. Загадать загадку :

«НЕ зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух-

И в воду плюх!».

5. Поиграть в игру «Лягушка и цапля»

6. Игровой приём : «Попрыгали как лягушки» , проквакали как лягушки.

Наблюдения за птицами .

1. Наблюдать за прилётом и гнездованием птиц. Кто прилетел к нам на участок? Что делают воробьи? Почему на кормушку больше не прилетают синицы и щеглы? Какие птицы питаются на кормушке?

2. Прнаблюдать как воробьи купаются в лужах. Вспомните стихотворение М. Клоковой.

«Воробей с берёзы

На дорогу прыг!

Больше нет мороза-

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеёк,

У неё зябнут лапки-

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки-

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки-

Чик, чирик!

3. Загадать загадку :

«Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает».

4. Поиграть в игру «Воробышки и кот»

5. Показать, как строят гнёзда грачи. Из чего они это делают? Послушать, как поют птицы? Как передвигаются? Как питаются?

«Зиме конец,

Летит скворец

И громко распевает :

Пришла весна ,

Ясна, красна.

Смотрите, как всё тает!»

7. Поиграть в игру : «Кто летает, ходит, прыгает» .