Основные задачи:
— сформировать интерес к разным видам искусства;
— научить видеть, замечать, понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства;
— развить творческие способности детей.
Игровой персонаж: музыкальный колокольчик.
Оборудование: карта страны Искусств с изображением городов: Музыки, Художников, Народных мастеров, Поэтов, Писателей, Театров, Песен и танцев; поля Спортсменов, рощи Чистюлек, Игровых гор, моря Сна (обозначены символами, понятными для детей).
УТРО
Сюрпризный момент
За дверью раздается звон колокольчика. Педагог с детьми находят необычный колокольчик, у которого есть лицо, бантик, ножки. Колокольчик рассказывает, что к детям его прислала Фея Искусств. С собой он принес карту страны Искусств, чтобы дети смогли попутешествовать по ней и не заблудились. Предлагает рассмотреть карту, определить место для нее, чтобы все видели, определить вид транспорта, на котором отправятся в путешествие.
Утренняя гимнастика «Мы — веселые колокольчики» (под музыку)
Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус; развить чувство ритма, пластику, грацию.
Колокольчик «превращает» всех детей в маленьких музыкальных колокольчиков, предлагает набраться силы перед дальней дорогой.
Как основу можно использовать логоритмические стихотворные упражнения, гимнастические упражнения из психогимнастики «Гномики».
Колокольчик
Дон-дон-дон — колокольчик звенит.
Ля-ля-ля — что-то он говорит.
Динь-динь-динь — наклоняет головку.
Бом-бом-бом — растрепал всю прическу.
Дзынь-дзынь-дзынь — солнцу он улыбнулся.
Дили-дон — наконец-то проснулся.
Умывание
Цели : закрепить культурно-гигиенические навыки, сознательное отношение к сохранению собственного здоровья; развить интерес к поэтическому и прозаическому художественному творчеству.
Дети отправляются в рощу Чистюлек, так как в страну Искусств грязнуль не пускают. Педагог использует отрывки из «Мойдодыра», потешки, загадки.
ДЕНЬ
Путешествие по городам страны Искусств
Цели : закрепить знания детей о разных видах искусства, произведениях искусства; развить творческие способности детей; развить интерес к произведениям искусства, желание их создавать.
Город Музыки
На поезде под музыку дети попадают в город Музыки.
Слушают музыкальные произведения и обсуждают впечатления от творчества П.И. Чайковского (детский альбом), В. Шаинского (детские песни), обыгрывают музыкальные пьесы.
Художественное сопровождение.
Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены.
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки темной,
Дремлют тихо лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Город Мастеров «Дымковские мастера»
Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ педагога, детей об игрушках.
Город Художников «Волшебные краски»
(изобразительная деятельность)
Цель : развить творческое мышление при использовании изо- материала, изобразительные умения, воображение.
Оборудование: листки бумаги с восковым рисунком, краска голубого цвета, кисти.
Колокольчик говорит, что Зимушка-зима дарит детям подарки из ледяного царства: волшебные краски и листы бумаги, на которых ничего не видно. Но если дети закрасят листы краской, то увидят, что есть в ее ледяном царстве.
Дидактическая игра «Найди пару» («Игровые горы»)
Цели : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, развить речь.
Снеговики растеряли варежки, надо помочь найти им пару.
Прогулка «Поле спортсменов»
Дети отправляются в гости к Зимушке-зиме.
Малоподвижная игра «Собери волшебное зеркало»
Цели: развить умение ориентироваться в пространстве; закрепить знание геометрических форм, счет до 5; развить речь.
Зимушка-зима рассказывает, что ее волшебное зеркало, с помощью которого она укрывает землю снегом, чтобы растения и животные не замерзли, разбилось на 5 осколков. В поиске детям помогут снежинки, на которых написаны задания для выполнения.
Задание 1. Наблюдение за снегом
Цели: закрепить знание свойств снега; научить измерять его толщину; показать, что под снегом прячется и греется травка; рассмотреть составляющие снега.
Зимушка-зима предлагает детям рассмотреть снег. Рассказать о пользе снега. Определить, можно ли сегодня из него лепить, почему.
Задание 2. Поисковая деятельность
Цели: научить детей самостоятельно делать выводы; развить пытливость, любознательность.
Зимушка-зима предлагает детям ответить на вопрос: «Действительно ли снег такой чистый, каким кажется? Можно ли его есть?» Предлагает набрать снег в ведерко, принести в тепло и посмотреть, что с ним будет.
Задание 3. Катание по ледяным дорожкам
Цель: развить ловкость, равновесие.
Зимушка-зима спрашивает детей, чем лед отличается от снега, как можно сделать ледяную дорожку, предлагает покататься на ней.
Подготовка ко сну
Оборудование : кассета «Остров чаек» — звуки живой природы.
Дети должны переплыть море Сна на «морской кровати».
ВЕЧЕР
Город театров
Чтение отрывков из сказки «Рукавичка» с рассматриванием иллюстраций, драматизацией.
Цели : поддержать интерес к сказкам; развить внимание, речь, выразительность.
Зимушка-зима предлагает детям вспомнить сказку «Рукавичка». Во время чтения задает детям вопросы.
Рассматривание оттаявшего снега
Цели: показать детям, что из снега в тепле образуется вода, которая содержит частички грязи; научить делать умозаключения, высказывать суждения; развить речь.
Зима предлагает детям отправиться на улицу Исследователей.
Музыкально-дидактическая игра «Курица и цыплята»
Цели: развить звуковысотный слух; научить соотносить высоту звука с действиями.
Оборудование: кукла Маша, металлофон, игрушки куры и цыплята.
Переезд в город Песен, Музыки.
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «УДИВТЕЛЬНЫЙ МИР ИСКУССТВА»
И.О.О. «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
«Художественно-эстетическое развитие»: Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Актуализировать знания детей о жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт). Закреплять умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт. Развивать воображение и творческие способности.
«Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь детей, упражнять в умении давать полные ответы, составляя сложные предложения.
«Социально-коммуникативное развитие»: Закрепить правила поведения в общественных местах.
Материал и оборудование: Репродукции картин по разным жанрам живописи, краски акварельные, гуашь, краски масляные, набор для батика, крупы, клеенки, зубочистки, заготовки картин, салфетки.
Логика образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в одно, очень замечательное место, попробуйте догадаться куда.
Это место так чудесно,
Здесь все очень интересно,
В ряд картины здесь стоят,
Посмотреть на них велят.
Как же место то зовется?
Есть ответ у нас один,
Это (Выставка картин) , (или картинная галерея)
Воспитатель: Мы пойдём в картинную галерею. Вспомним правила поведения в выставочном зале (не шуметь, картины руками не трогать) . Ну что же отправимся на выставку картин.
(звучит музыка, занавес открываете, дети входят в группу)
Воспитатель: Мы с вами попали в картинную галерею, сегодня, я буду вашем экскурсоводом. Отправляемся к первой картине. Посмотрите, какой жанр живописи изображен.
Дети: ответы детей
Ребенок:
Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
Воспитатель: Что художники изображают в натюрморте.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Отправимся дальше.
(Звучит музыка, двигаются к картинам портретов)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой жанр живописи изображен на этих картинах?
Дети: ответы детей
Ребенок:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто – ни будь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз.
Или летчик, или балерина,
Или Колька твой сосед, обязательно
Картина называется - портрет!
Воспитатель: Молодцы! Отправимся дальше.
(Звучит музыка, дети подходят к репродукциям пейзажа)
Воспитатель: Какой здесь жанр живописи?
Дети: ответы детей
Ребенок:
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «пейзаж».
Воспитатель: Ребята, что изображают в пейзаже?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Вам понравились картины? Подойдите, пожалуйста, к той, которая особенно вам запомнилась.
Воспитатель: Чем тебе понравилась эта картина? А ты знаешь чем её написали? Подойди, пожалуйста, к столу и найди этот материал. (Дети находят материал, с помощью которых написаны те картины, которые им понравились, на столе остаётся заготовка картины и крупы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе что-то осталось. Что это? (дети отвечают). Как вы думаете, из этого может получиться картина? Хотите создать нашу выставку картин? Тогда отправляемся в мастерскую. (Дети проходят за столы, где подготовлены материалы.)
Воспитатель : Ребята, обратите внимание, на ваших столах лежат крупы. Назовите их. Лежат шаблоны: цветы, машины, корабли. Вы выбираете любой из них, обводите его зубочисткой на вашей заготовке и выкладываете нарисованный предмет крупой. Крупы используете по желанию. Прежде, чем приступим к работе, подготовим пальчики.
Проведём пальчиковую гимнастику. «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
ОХ!
И ушел.
Газон засох.
Воспитатель: Теперь наши пальчики готовы, приступайте.
Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя.
Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились. Выходите на палас, покажите их нашим гостям. Теперь у нас есть своя выставка картин. У нас в Безенчуке есть выставочный центр «Радуга», там тоже много красивых картин, мы с вами обязательно её посетим.
Программное содержание:
Учить детей составлять слова-сравнения, опираясь на фотоматериалы и жизненный опыт;
В языке использовать эпитеты, развивать связную речь, логическое мышление;
Закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными карандашами и акварельными красками;
Совершенствовать умение детей рисовать портрет своей мамы, передавать особенности ее лица и волос;
Воспитывать любовь к маме и уважение к материнскому чувству.
Оборудование:
фотографии своих мам, репродукции женских образов, акварель, графитные и цветные карандаши, кисти, бумага.
Предыдущая работа:
рисование автопортретов, рисование портретов своей семьи, беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций, дидактические игры , чтение художественных произведений и прослушивания музыкальных композиций.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Дети становятся в круг
Восп.: Дети! К нам пришли гости, надо дружно поздороваться, дружно весело сказать.
Дети:
Доброе утро!
Влево-вправо повернитесь- друг другу улыбнитесь.
Доброе утро!
Желаем радости и улыбок, и еще мы вам желаем: бодрости на весь день!
Восп.: Дети, к нам в группу привезли часть картин картинной галереи. А что это такое-картинная галерея?
Дети: (это помещение, где много картин, и эти картины рассматривают люди; картинную галерею мы видели в музее)
Восп.: А кто рисует эти картины? (Художник)
Да, дети, художник, как волшебник, берет чистый лист и пишет произведение-настоящее чудо! (Дети становятся в полукруг)
Я предлагаю вам рассмотреть эти красивые картины. А какой жанр живописи на этих картинах?
Дети: этот жанр называется портрет.
Восп.: А какие жанры вы еще знаете? (пейзаж, натюрморт)
Дети, а кого изобразил на этих портретах художник? (женщину).
Чем отличаются эти женщины?
Дети: (лицо, прическа, взгляд, возраст).
Восп.: Дети, все эти женщины чьи-то матери. И эта выставка называется: «В мире все начинается с мамы»
Я знаю, что вы очень любите своих мам!
Сейчас, дети у которых желтые смайлики расскажут, что их мама любит делать.
А дети, у которых красные смайлики - сравнивают свою маму с кем-либо или чем-нибудь теплым, добрым, волшебным.
Дети: (Моя мама любит танцевать.., Моя мама похожа на звезду, потому что она яркая)
Восп.: Я предлагаю вам нарисовать портрет своих мам и пополнить выставку «В мире все начинается с мамы».
Давайте немного разогреем руки.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»:
Дружат в нашей группе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Девочки и мальчики.
С вами мы подружим, (Ритмичное касание пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)
Раз, два, три, четыре, пять. . (Повторить 2 раза)
Восп.: Сейчас подойдите ко мне и вместе вспомним последовательность рисования портрета (первый этап: простой карандаш - прорисовываем лицо, нос, глаза, губы, второй этап - простым карандашом дополняем прическу, шею, туловище по грудь, 3 этап - берем цветные карандаши или краски и раскрашиваем портрет) Садимся.
Хорошо и ровно сели!
Карандаш в руку взяли!
Доброе утро, лист! (кисть руки склоняется к листу)
Доброе утро, сосед! (Влево - вправо поворот кисти руки)
Доброе утро, все соседи! (Круговой оборот кисти и руки)
Остановились! Начали рисовать.
(Дети рисуют своих мам под фон музыкального сопровождения. С фотографий. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали карандаш или кисточку, за осанкой детей, помогает детям, если это необходимо)
Окончание. Рефлексия
Заканчиваем рисовать! Сейчас подойдите ко мне и мы все вместе посмотрим, какие красивые портреты у вас получились. (Обсуждение)
Молодцы!
Когда портреты подсохнут, мы сделаем рамки для них и они пополнят выставку картин.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»
Цели:
Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.
Оборудование:
Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.
Ход занятия:
Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.
Здесь написано «Искусство».
Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.
Живопись и скульптура
Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.
Рисование «Наскальная живопись»
Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.
Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.
Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»
В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.
Литература
Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.
Дидактическая игра «Ошибка в названии»
«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.
Музыка
С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.
Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)
Ручной труд «Погремушка»
Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.
Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)
Упражнение «Как звучит струна?»
Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.
А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)
Дыхательное упражнение «Игра на дудке»
Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.
Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.
Подвижная игра «Оркестр»
Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».
Танец
Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.
Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.
Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).
Театр и кино
Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».
Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?
Архитектура
Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).
Итог занятия:
О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.
Коллективное конструирование из строительного материала
Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.
Ольга Ильясова
НОД по искусству в старшей группе «В стране Живописи»
Тема: «В стране Живописи»
Цель:
1. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт)
2. Познакомить с новым жанром живописи - анималистическим. 3. Познакомить с Е. Чарушиным, как с художником- анималистом, иллюстратором детских книг.
4. Упражнять детей в умении использовать технику "гуашь и поролон".
5. Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к животным
6. Развивать познавательные способности детей, логическое мышление.
Оборудование и материал для занятия: репродукции картин разных жанров живописи, приглашение Феи, дидактическая игра «Сложи картину», котенок игрушка, презентация «Анималистический жанр», Листы для рисования, миска с поролоном, пропитанная гуашью, кусочки поролона, краски, тонкая кисть, широкая кисть, салфетка, баночка для воды.
Предварительная работа:
Рассматривание картин разных видов живописи.
Составление описательных рассказов по картинам.
Проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Собери пейзаж»,
Чтение детям книг Е. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.
Ход ОД
Приветствие Логоритмика Железнова
Ребята, сегодня к нам пришла телеграмма, Фея Живописи приглашает нас в гости в свою Страну Живописи, а поможет нам туда попасть волшебные краски. Вы готовы отправиться в «Страну живописи».
Для того, чтобы попасть в страну живописи нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные помогите, в страну живописи нас проводите…»).
Дети «отправляются» в «Страну живописи». (На мольбертах расположены репродукции известных художников 3 репродукции жанра пейзажа, 3 репродукции жанра портрета, 3 репродукции жанра натюрморта).
Ребята вот мы и в стране Живописи, а вот ее хозяйка.
Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в своей удивительной стране. (Здравствуй, Фея) Жители моей страны очень любят рисовать, посмотрите какие красивые картины написали они.
Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим их. А как еще можно назвать картины?
Произведения живописи.
Давайте вспомним, что такое живопись?
Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.
Посмотрите как художники выражают свои чувства. Они обладают уникальным зрением, как бы фотографируют окружающий мир. У них удивительные руки, они могут быстро, ловко перенести увиденный образ на бумагу. Так и появляется множество картин различных жанров.
Как называются картины, изображающие природу называются - ПЕЙЗАЖ.
(Читает стихотворение ребенок)
Пейзаж- это не какая-то одна местность, а весь огромный мир: леса, поля, реки, горы, моря, города и села, солнце и облака, дождь и снег. Они могут показать нам не только настоящее, но и перенести нас в прошлое Земли, где жили динозавры, или перенести на другие планеты.
О чем художники хотят нам рассказать на этих картинах?
Да. О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.
С помощью чего художники передают свое настроение?
Конечно с помощью красок.
Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.
Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.
Ребята, а как называются картины, изображающие красивые вещи и предметы - НАТЮРМОРТ. (стихотворение читает ребенок)
Изображения предметов, еды, цветов на картинах, называют французским словом натюрморт, что означает «мертвая натура» А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.
Какая из картин Вам понравилась? Почему? (обсуждение)
Найдите самый вкусный натюрморт.
Самый веселый натюрморт?
Самый необычный?
Рисование человека - это жанр ПОРТРЕТА. (стихотворение)
Кто обычно изображен на портрете?
Да. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.
На что похож портрет? (На фотографию).
И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.
Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из них вам понравились больше всего? Почему?
Фея: Какие вы молодцы, и я вам то же приготовила задания (дидактическая игра «Собери картину», дети делятся на 3 группы и собирают картины) -обсуждение какие жанры картин собрали дети?
Ребята, а что это за звук? (Раздается мяуканье и царапание)
Фея: Да, это же мой котенок Барсик, что-то он грустный, поиграем с ним (физкультминутка- логоритмика Железновой «Мы снежки играем смело…»)
Ребята, а вы знаете, что люди издавна любили и поклонялись животным. Во все времена человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.
Сегодня мы с вами узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. (Показ презентации)
Вовсе времена художники любовались красками и движениями живых существ. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами. Слово анимал означает животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных, называются анималистами.
Анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей. Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Анималисты - это художники, у которых звери и птицы - главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских писателей художников-анималистов был Е. Чарушин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации. У него свои приемы передачи формы, цвета. Он стремится простыми средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Евгений Чарушин - художник- анималист
Я рисую акварелью
Белку под мохнатой елью.
Скачет рыжая малютка
По сухой опавшей хвое.
Я прошу: «Ну хоть минутку
Посиди-ка ты в покое!
Чтоб я смог нарисовать
Твой чудесный пышный хвостик,
Чтоб сумел я передать
Быстрый глаз и влажный носик».
Давайте рассмотрим иллюстрации Е. И. Чарушина к уже знакомым вам рассказам.
Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е. И. Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками-анималистами, и нарисовать маленького озорного котенка.
Рассматривание котенка на слайде: цвет, форма (голова, туловище, лапы, фактура шерсти, характер.
И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся поролоном.
Рисовать мы будем в технике "гуашь и поролон" т. е. основной рисунок мы делаем не кистью, а как бы протаптываем поролоном.
На сухой поролон набираем немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем несколько оттисков - снимаем лишнюю краску. Самое главное - следить, чтобы на поролоне не оказалось слишком много гуаши, иначе, пушистая фактура не получится.
Сначала поролоном протаптываем контур животного и начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один цвет можно накладывать другой, но тоже почти сухим поролоном, сняв лишнюю краску.
Глаза и носик мы будем рисовать палочками, а рот и усы тонкой кистью. Толстой кистью рисуем, или говоря профессиональным языком, пишем фон вокруг зверюшки. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить пропорции. Ну, и наконец, чтобы глаза нашего котенка были живыми, нужно поставить пятно блика белилами на зрачок.
Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ.
Ну что, ж ребята нам пора возвращаться в группу, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные краски помогите, в группу нас проводите…»).
Итог занятия
Где мы с вами побывали? С каким новым жанром мы познакомились? Кого рисуют художники-анималисты?
Добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
Всем гостям на прощание скажем.