Презентация изо начальная школа методика. Нетрадиционные техники на уроках изо

наталья попович

Нравственное воспитание - один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Родине. Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города , о культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям - это скучно, гораздо интереснее, когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Кто-то подумает, что это сложно, ведь не у всех есть швейные машинки, но, уверяю вас, сделать чудесный костюм можно и без машинки , главное, чтобы было огромное желание и терпение ну и,конечно, творческое воображение (как нам без него) . Предлагаю подробную технику выполнения куклы в праздничном русском народном костюме из простых , подручных материалов без использования швейной машинки.

Используемые материалы :

Ткань : красный атлас, белый капрон или любой белый материал

Тесьма декоративная, жаккардовая,

Нитки, иголка,

Проволока,

Метр, карандаш, ножницы, клей-пистолет.

В детском саду я взяла куклу , вымыла её, расчесал - и получилась у меня вот такая красавица :

Затем приступила к реализации своего плана. Так как швейной машинки у меня нет, шила все руками. Если что-то не так, не судите строго.

Наш народный костюм будет состоять из нижней белой сорочки с отделкой, трусов, верхнего красного платья (сарафана) и кокошника.

Идею выкройки кофточки взяла дома : у меня две девочки и, естественно, у них есть куклы , взяла одну из кофточек и расшила (потом сшила её обратно, пока мои девчонки этого не видели, иначе была бы трагедия мирового масштаба, сделала выкройку из бумаги по размеру моей куклы , затем перевела ее на материал. Получилась вот такая деталь.

Чтобы выкройка не двигалась, закрепляем её иголками и обводим.


Переводим выкройку справа, затем переворачиваем и обводим левую часть. Вырезаем деталь. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу . Думаю, получилось неплохо. Деталь единая, сшиваются только боковые швы, но сшивать будем позже, когда сделаем рукава.



В отделке воротника я использовала красную тесьму, (хорошо, что сейчас с выбором данного материала нет проблем, что понравилось, то и купила) просто пришила её по кругу, и получился воротник-стойка.


Так же как и на рубашке, на рукава пришиваем тесьму, предварительно сняв мерки с руки куклы :


Описываю свои действия подробно, может, кому и пригодится данный материал. Идем дальше : втачаем рукава в рубашку и сшиваем её (рубаху) и рукава, можно примерять на куклу . Застежку на рубашке не делала, просто запахнула её и все, расстегнуться ей не даст сарафан. Получилась вот такая красота…


Переходим к шитью самого сарафана. Измеряем рост куклы и отрезаем прямоугольник с учетом будущих складок на сарафане.

Выбираем цветовую гамму украшений. Я выбрала жаккардовые и декоративные тесемки, так как для меня это проще, потому что их можно незаметно приклеить термо-клеем. Накладываем на материал тесемочки и ленточки, приступаем к работе. В начале тесемки посадила на клей (точечно, вот только фото не сделала, чтобы они не ездили по материалу, затем пришила.

Сшиваем деталь, но не до конца, оставляем место для будущей застежки.


Регулируем длину по верху, так как низ уже отделан. Делаем необходимые сборки по фигуре. У нас сарафан, поэтому притачиваем к верху юбки пояс и лямки, можно примерять. Для пояса и лямок использовала, такую же тесьму, как и на самом сарафане. Застежку пришиваем после того, как примеряли сарафан. В качестве застежки использовала кнопку, можно пришить липучку, даже, наверное, получиться еще и лучше (я так думаю) . Вот такой сарафан у меня получился.

Плавно, мы дошли до последнего изделия – кокошника.

Здесь нужна фантазия,за основу берем проволоку, но не очень толстую, чтобы кокошник был гибким. Обмеряем голову куклы и скручиваем вот такой каркас.

Чтобы кокошник держал форму, нужно обтянуть его чем-то прочным. Атлас – материал легко мнущийся, наклеивать его на картон не хотелось. Идею мне подсказала коллега, делюсь ею с вами : у каждой хозяйки, наверняка, найдется дома желатин, разводим его и замачиваем в нем материал (желатин брала листовой, его проще использовать, растворила в небольшом количестве воды две пластинки, после чего сушим на ровной поверхности., получается просто отлично. Во – первых, материал стал практически как картон, во – вторых, перестал распускаться по краям, ну и, в – третьих, выкраивался просто чудесно!



Когда материал готов, переходим к следующей фазе нашей работы : при помощи термоклея фиксируем наш каркас на материале.



С обратной стороны делаем все точно так же, но вырезаем немного больше нашего кокошника, чтобы было проще и незаметнее наклеить декор по кругу.

Для декорирования я использовала тесьму из паеток. При украшении даем волю фантазии и получаем вот такую красоту :




Наш кокошник готов, можно наряжать красавицу.

О главном я забыла, нижнее белье делается просто : делаем выкройку по кукле , вырезаем и сшиваем по бокам и середине (фото, к сожалению, я не сделала, можно сделать из белого детского носка, так еще проще, сшивается только середина, думаю, вы разберетесь с этим сами.

Главный момент : наряжаем нашу красавицу и получаем массу удовольствия от проделанной работы! Я думаю, получилось даже отлично, не хуже куклы , купленной в магазине.

Всем успехов и творческих идей в реализации своих проектов!

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых. Н.Д. Бартрам, один из самых трепетных исследователей народной игрушки, отмечал, что куклы были частью обыденной жизни как детей, так и взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами - ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них. Во-первых, традициям свойственно изменяться, так как обстоятельства, которым они адекватны, меняются. Во-вторых, устная передача искажает информацию, она легко теряется. Кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры или обряда - нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о народной игрушке. В основном, конец 19 - 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких уже к тому времени носителей. Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.

Тряпичные куклы

Выбор материала для игрушек зачастую был обусловлен бытовыми условиями мастера. В местах распространения гончарных промыслов популярны были глиняные свистульки, мастер - плотник в свободное время мог выстругать лошадку для сына, а особенно удачные варианты привезти на ярмарку. Тряпичные куклы были уделом женщин. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей, это любимое занятие для юных мастериц, а для взрослых куклы были важными участниками ритуалов, которыми была насыщена жизнь в прошлом.

Каждая кукла имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением. Кукла не являлась "интерьерным решением", красота была вторичной по сравнению с содержанием. Даже л ица долгое время у кукол не было. С одной стороны так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки. Но с другой стороны, это еще раз подчеркивает, что важным была не внешность, а смысловая нагрузка. Только позже в дань городской моде стали рисовать углем или вышивать личико. Но у такой куклы настроение всегда одинаковое, а куколка без лица всегда разнообразна, лицо ей рисует фантазия хозяина.

Мастерица делала куклу так, как ее научила мама и бабушка. Ткань рвала, сворачивала и перевязывала красной нитью особым узлом или крестом. Сто лет назад мастерице бы не пришло в голову сделать куклу из дорогого и нового материала. На куклы шли старые ношеные тряпочки, самыми доступными материалами были лыко, лен, береста, трава, ветки и т.д.

Тряпичные куклы передавали по наследству, иногда в сундуках с приданым для дочери их собиралось больше сотни. К сожалению, большинство этих сундуков не дошло до наших дней. Сколько разнообразных образов могли бы мы в них найти, свидетельств бытовой и духовной жизни наших предков! Ведь в каждом регионе были свои особенности, традиции, которые в том числе отражались и в игрушках.

Например, известная куколка «Неразлучники»: в одном регионе она выполнялась обязательно из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой - совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.

На мой взгляд, в работе с тряпичной куклой необходимо различать реконструкцию и современное осмысление ее роли. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл, или дополнять старый.

Традиции и современность

С появлением новых материалов, промышленного производства, с переменами в образе жизни людей - изменились и куклы, и их значение в нашей жизни. Игрушка стала привилегией детства. Казалось, что тряпичные самодельные куклы совсем ушли из нашей жизни, оставив о себе память только в музеях. Но в начале 21 века мы неожиданно встречаемся с ними вновь. Все больше современных мастериц обращаются к теме русской тряпичной куклы, педагоги включают ее в развивающие занятия с детьми, на прилавках магазинов появляются авторские экземпляры.

Но у современного человека при виде тряпичной куклы возникает вопрос: а как быть с ее прошлым, которое корнями тянется аж в языческие времена? с ритуалами и обрядами, в ходе которых рождался ее образ? с нечистой силой в конце концов, от которой оберегали куклу?

Ответов может быть много. От полного отрицания до полного принятия образа жизни прошлых столетий.

Мы предлагаем взглянуть на традиционную куклу по-новому. Веками создаваемые кукольные образы - это бесценное сокровище, пример житейской психологии и мудрости. Куклы - это прекрасные спутники для детей и взрослых - многому можно научиться, узнать и понять с их помощью. Важно только не копировать отношение к ним наших предков, а самостоятельно открывать их смыслы для себя. На основании визуального образа и той истории, что дошла до нас, мы формулируем свой запрос к кукле. Мне кажется важным включить интуицию и задуматься, что актуально именно для нас.

Я абсолютно уверена в том, что традиция может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность выполнения - это для дома и для любителей такого формата. Современные понятия красоты и эстетики требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться свойственная кукле простота и условность, а главное, наличие внутренних смыслов, которые в наши дни тоже постепенно меняются.

У многих народов существует пословица: мой дом - моя крепость. Дом - это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот, и, конечно, оно должно быть безопасно и надежно. Желание защитить и украсить свой дом было и у наших предков. У самого входа гостей встречала кукла "Берегиня", сделанная заботливыми руками хозяйки. Люди верили, что человек в плохом настроении не сможет перешагнуть порог дома, который бережет эта куколка. А может быть, настроение гостей просто сразу улучшалось при виде такой барышни, и хорошим людям хотелось возвращаться в красивый и уютный дом.

По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. Да и для пожилого человека - это находка.

А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке (или батарее:-)) - не только успокоит и согреет, но и повеселит. Такая кукла может служить прекрасным подарком и сувениром, чудесно вписывается в любой домашний интерьер. Куколка наполнена душистыми собственноручно собранными травами - душицей, мятой, чабрецом, мелисой, черной смородиной.

Игровая кукла - это не просто игрушка для забавы. Проигрывая со сверстниками житейские ситуации, придумывая свои правила и сюжеты, ребенок таким образом входит во взрослый мир и находит в нем свое место. Бородатый мужичок в яркой рубашке может оказаться охотником с ружьем, главой семейства с деревянной ложкой или работником с топором. А может быть этот кукла станет памятным сувениром для взрослого, символом домовитого и крепкого хозяина.

Крепкая, увесистая кукла, набита шерстью, зерном, с медными монетками в руках - образ благополучия. Такая кукла нужна и дома, и на работе. Нам же всем хочется, чтобы из того, что мы делаем - получалось благо. Может, кукла напоминает нам: делай добро, и оно к тебе вернется...

Образ тульской куклы Барыня очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, со всем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка - потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт - мир и лад в доме.

Народная кукла - это кукла, придуманная мастерами из народа. И это не всегда мастера прошлого. В наши дни тряпичная кукла продолжает жить и рождаться. Так появился маленький Домовенок, дружок Куколки на счастье. Любимый детский мультик делает этот образ узнаваемым и очень родным. Такого очень хочется поселить у себя дома, чтобы быть уверенным, что за вами обязательно присмотрят.

Образ энергичной и жизнерадостной женщины, благополучной старости, уважаемого труда. Бабушка все время при деле - и шьет, и вяжет, и внуков нянчит, и кашу варит. Ей можно придать любой вид, дать в руки любое дело. Все спорится в добрых и умелых руках. А можно рядышком посадить дедушку - вдвойне веселее станет.

Богач - это приятель куклы Крупенички. Также как и она, набивается крупой и зерном. В руках у него мешочек с добром. Это символ крепкого хозяина - на такого всегда можно положиться. Но как и Крупеничка, он напоминает нам, что все хорошо в меру. Достаток - это когда есть столько, сколько нужно.

Колокольчик - куколка-символ добрых вестей в дом. Живет такая куколка над входной дверью и приглашает в дом радость и приятные события.
Про то, что звон колокола имеет чудодейственное значение говорили издавна. Ведь и правда мелодичный перезвон создает хорошее, даже праздничное настроение.
Мы надеемся, что наши яркие колокольчики Вас тоже порадуют.

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У этой пары одна общая рука на двоих - образ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.

Делали их на свадьбу для жениха с невестой, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе.

Такая кукла важна не только для молодой романтичной пары, часто вспомнить о том, что любящие должны смотреть не друг на друга, а в одну сторону, нужно уже опытным семьянинам.

Маленькая хозяюшка. Ее можно подарить дочке в придачу к фартуку. Раньше мама шила дочке фартук в знак того, что девочка уже настоящая помощница, справляется с домашними делами и поручениями. Очень трогательная и незаслуженно забытая традиция. С куколкой Домовушкой можно и убираться и готовить. Не зря говорят, что дом - это когда пахнет супом...
Домовитость - звучит как-то гордо и приятно.

Название кукле дает крупа, которой она плотно набита. Традиционно этой крупой была гречиха. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. Так новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После сбора нового урожая куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой. Куколка делалась с пожеланием достатка в семье. Чтобы денег, добра, детей, забот, любви было не больше и не меньше, чем нужно. Достаточно.

Среди свадебных куколок свое законное место занимают куклы, изображающие жениха с невестой, семейную пару. У них может быть одна общая рука на двоих - символ того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.
Или это маленькие куколки, выглядывающие из пары лаптей: муж и жена - два сапога (ну или лаптя) пара.
Делали их на свадьбу для того, чтобы молодые люди поняли, что теперь они друг без дружки никуда, теперь всегда вместе. Но иногда такой образ бывает очень актуальным и для опытных семейных пар. Как бывает полезно вспомнить, что муж и жена по-прежнему единое целое.

Куклу Десятиручку дарили на свадьбу невесте или молодой хозяйке с пожеланием, чтобы женщина успевала справляться с многочисленными делами по дому и в рукоделии: ткачестве, шитье, вышивке, вязании. За последние столетия женские обязанности изменились, но количество их не уменьшилось. Образ многорукой куклы по-прежнему актуален, он напоминает, что не стоит постоянно откладывать все дела на потом. Мы можем со всем справиться.

Традиционные куколки "кувадки" сопровождали младенца с первых дней его жизни. Их клали или вешали в люльку, чтобы развлекать ребеночка и отгонять нечистую силу.
Слово «кувада» обозначает древний обряд, связанный с таинством рождения ребёнка. Наши предки видели в родовых муках вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных младенца и роженицу. Поэтому мужчина, отец ребенка принимал активное участие в отпугивании нечистой силы, совершая обрядовые действия.
Рожала женщина в бане, а в предбаннике в это время мужчина сидел на лукошке с яйцами и делал вид, что их высиживает. Тем самым "брал удар на себя".
После рождения младенца женщина и повитухи омывались в проруби. И только после этого ребеночка клали в колыбель, над которой были развешаны куколки-кувадки, с которыми малыш мог играть и забавляться.

Возможно выполнение куколок в виде птичек или в виде традиционных кувадок. Это и модуль для ребенка, и аксессуар для дома.

Масленица - это уникальный по своей распространенности праздник. У каждого народа время между зимой и весной отмечается как начало нового цикла жизни. Языческая традиция не утратила своей актуальности ни с приходом христианства, ни в современное время. Одним из главных обрядов этого праздника является сожжение чучела Масленицы, как символа избавления от всего старого, обветшалого, ненужного и освобождения места для молодого и нового.

Но, оказывается, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяева рассказывали о своих планах на год и давали наказ, чтобы кукла помогла им осуществиться. Стояла куколка в самом видном месте и постоянно напоминала о том, что предстоит сделать.
Через год уставшей от своих обязанностей куколке устраивали почетные проводы - ее сжигали вместе с большим чучелом. А на смену ей приходила новая Масленица.


На Руси языческие и христианские праздники часто совпадали по времени, переплетаясь и дополняя друг друга. Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименное языческое божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января.
Это время (по старому стилю) христианство называет святками. Дни эти выделяются из всего календарного года большой насыщенностью магическими обрядами, приметами и обычаями. Люди верили, что в такие дни проходит граница между старым и новым хозяйственным годом, а еще приоткрываются двери в потусторонний мир и многое становится возможным.
Люди стремились использовать такие возможности с выгодой для себя и обеспечить себе благополучие на весь год. Одним из обрядов был обход дворов с праздничными поздравлениями. Рождественские колядки проходили с участием куклы Коляда.
Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Куклу делали из спила березы, коры или бумаги. В мешочках соль и хлеб - чтобы стол был всегда полон и семья не испытывала ни в чем нужды. За поясом веник, им она отгоняет нечистую силу. Коляда жила в доме год.
Считалось, что она приносит счастье, мир и согласие семье. Через год Коляду сжигали и делали новую.

Перед свадьбой куклу делала невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве будущей жены. Кукла выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центре каравая ставилась кукла «Красота», поднос украшался пшеничными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение мастерицы, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодых. После свадьбы кукла бережно сохранялась

Кукла-перевертыш была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. У этой непростой куклы два лица - одно молодой незамужней девушки, другое - взрослой степенной женщины с ребенком. Переворачивая куклу, видишь переход из одного состояния женщины в другое. Можно наглядно увидеть, как меняется костюм, настроение и роль женщины. Кукла помогала женщине осознать и принять изменения в жизни.

Куколка для девушки, мечтающей о замужестве. И не просто о замужестве, а непременно об удачном. Рук в таком браке не нужно - муж на руках носит, а 7 нарядов на кукле - это тоже неспроста! На каждый воротничок девушка загадывает качество будущего мужа - чтоб заботливый был, красивый, с чувством юмора...
И сама невеста с длинной, богатой косой - загляденье и радость для любого жениха.
А через много лет брака - посмотрит жена на свою куколку и сравнит желаемое и действительное...

А если серьезно, если девушка верит в благополучный брак и счастливую семью, если она с радостью и надеждой смотрит в будущее - она не будет создавать себе препятствий для осуществления своей мечты.

Куколка-помощница из сказки про Василису. Подаренная матушкой, куколка сопровождала девочку во всех ее приключениях и сложностях, помогая, подсказывая и направляя. Очень нежная кукла, с ней приятно играть, поверять ей секреты и легко наряжать.

Кукла - образ материнства, заботы и нежности. Такую куколку дарили невестам и уже замужним женщинам с пожеланием счастливого и легкого материнства. Ребеночек уютно устроился у мамы под крылышком. Настало время забот и хлопот. Но ведь они приятные...

Для того, чтобы быть счастливым, нужно сначала понять, что тебе для этого нужно. Загадывая желание, вы создаете в своем воображении подробную картинку, к которой постепенно стараетесь приблизиться. Желанница - была самой любимой девичьей куклой. Ей рассказывали свои мечты, дарили бусинки, ленточки, украшали и советовались. Кукла помогала девушке понять свои желания, и они, конечно, сбывались.

Кукла "Успешница" - образ деятеля, у которого работа спорится, все к сроку готово. Это символ человека, который достигает желаемого и в работе, и в жизни. Ладная, нарядная кукла твердо стоит на ногах. Сумка через плечо - это дела, которые по силам, в удовольствие и в радость.

Символ новой жизни, весны, женской силы. В Тульской губернии в марте женщины проводили обряд закликания весны. В ярких нарядах они звали птиц поскорее вернуться домой, чтобы начался новый плодородный год. Кукла как бы говорит нам:"Все в ваших руках. Захотите - и наступит Весна".

Брошка "На выхвалку"

Вы никогда не задумывались, о чем говорят украшения? О статусе, о вкусе, о том, что человек хочет защитить себя от лишнего чужого внимания - пусть лучше смотрят на яркие побрякушки, а не на меня. Но в наш век новых материалов, среднего достатка и желания себя выразить у бижутерии появилась еще одна любопытная функция.

Современные дамы используют аксессуары, чтобы рассказать о себе: сережки - пирожные, кулон - ключик, браслет из черепов… Так и хочется разгадать этот ребус. Я, конечно, не смогла удержаться, чтобы не принять участие в этом творческом процессе. Предлагаю коллекцию аксессуаров по мотивам народной куклы с авторским толкованием…)) Возможно, у Вас родятся свои ассоциации…

Брошка "На выхвалку" - куколку раньше выставляли в окошко, чтобы проходящие мимо знали, что в этом доме живет будущая невеста, могли оценить умения и вкус девушки. Сейчас далеко не все живут на первом этаже, а значит количество зрителей резко сокращается. Альтернатива - это брошка, которую можно носить на груди, привлекая внимание к себе тогда, когда этого хочется.

Эта кукла - воплощение материнской любви и заботы о каждом члене семьи. Сама кукла символизирует единство мужского и женского начала. В основе ее - скрутка, плотный столбик из ткани, бересты или бревнышка. Наряжена она как замужняя женщина, а к поясу привязываются шесть маленьких деток. Получается СемьЯ - семь таких же, как Я, и каждому нужна любовь и забота остальных.
Эту куклу делали как символ счастливого материнства и берегли от чужих глаз.

Беременность - куколка, которая делалась для женщины, ожидающей своего первенца. Ребеночек лежит завернутый в бересту и перевязанный маминым пояском, как пуповиной. С помощью куколки женщина готовилась к материнству, к переменам в своей жизни.
Цвета костюма спокойные, не вызывающие, но обязательно присутствует красный, как символизирующий здоровье и силу.

Кукла, символизирующая женскую суть. Ее делали для женщины, которая хотела иметь детей. Считалось, что она зазывает детские души в дом. Нарядная и необыкновенная кукла. Ее шила родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка.
Стояла она на самом видном месте, а после того, как она выполняла свою задачу, ее отправляли играть с ребенком.

Озорная маленькая куколка была найдена на раскопках древнего города Ржева в слое 10 века. Изготовлена изо льна. Главное в этой куколке − это волосы, в них сила и красота женщины. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Она напоминает женщине о скрытой в ней энергии и силе.

C давних пор женщины использовали разнообразные украшения, чтобы выглядеть красиво. Большой популярностью пользовались маленькие куколки, выполнявшие роль талисмана, которые носили на шее. Это и первая игрушка для ребенка, который еще большую часть времени проводит на маминой груди, и символ женской красоты и здоровья.
Когда же ребенок подрастал и впервые выходил гулять самостоятельно, то куколку надевали ему на шею и приговаривали: "Иди гуляй, а куколка за тобой присмотрит". Так ребенок привыкал к самостоятельности.
Название и родину кукле дал финно-угорский народ «вепсы», до сих пор проживающий в северных областях центральной России.

Куколка изображает кормилицу, ведущую малыша, - отсюда и название ведучка (ведущая в жизнь). Она соединена с ребенком общей рукой, т.е. всегда рядом, всегда готова помочь и научить. Это символ родительской любви и заботы о малыше и напоминание, что еще немного и он уже пойдет по дороге самостоятельно.

О коне сложено множество пословиц и поговорок: "Без коня казак кругом сирота", "Сам не съешь, а коня накорми!" и другие. Ни один богатырь на Руси не обходился без коня! Конь - это и защитник, и помощник, и друг. Лыковый Солнечный Конь - символ добра и счастья в доме!

Этот куклак, символ поворота в жизни, назван так в честь св. Спиридона Тримифунтского, день памяти которого приходится на день зимнего солнцестояния, после чего начинают прибывать дни, солнце поворачивает на лето. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. В руках у куклака колесо - символ солнца. Если вы готовы к повороту в своей жизни, к добрым и радостным переменам - этот куклак ваш.)

Маленький зайка, который одевается на палец ребенку. Согретый теплом детской ручки, этот уютный персонаж становится другом и собеседником малыша. А кроме того, развивает детское воображение, так как его безликость позволяет фантазии ребенка дорисовывать выражение его мордочки.

Для уже взрослых товарищей зайчик становится брошкой, которая всегда будет рядом.

Вот оно - новое семейное древо! Свадебная куколка помещалась в центр свадебного каравая и после хранилась супругами всю жизнь. Ногами на земле, головой на седьмом небе! счастье-счастье!!

Эта нарядная модница относится к игровым куклам. Шила ее сама девочка или мама для дочки не только для забавы. С ее помощью девочка училась шить наряды, расчесывать и укладывать волосы. С ней она играла в дочки - матери и другие любимые уже много веков детские игры.

Каждой маме хорошо знакомы бессонные ночи, когда ребеночек без особых причин плачет и капризничает. Народный рецепт хорошего сна - куколка "Бессонница", набитая успокаивающими травками и волшебные слова: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой». Возрастных ограничений у куклы нет.

Кукла-платочек, кукла-подружка, которой можно все рассказать, все доверить. Ее платье обладает высокой впитываемостью слез, что пригождается не только детям, но и взрослым. Очень бывает полезно поплакать и облегчить душу.

Пеленашка - образ новорожденного ребеночка. Говорят, такую куколку дарили невесте на свадьбу, чтобы проснулся у нее материнский инстинкт и все получилось. После того, как получилось - куколку давали малышу. Она представляет собой плотную скруточку ткани. Ее легко зажать в кулачок, заманчиво пожевать и почесать режущиеся зубки, это связующее звено между мамой и ребенком, мамин запах помогает создать эффект присутствия пока мама готовит на кухне.

Эта детская куколка сделана по мотивам северной куклы "Берегиня." Северные народы в отсутствии солнца тяготеют к ярким краскам. И такую идею невозможно не использовать в игре с детьми. Материалы к этой кукле подобраны разные по тактильным ощущениям.

Детям смотреть интересно, трогать разнообразно, и связь поколений чувствуется.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила...
Думаю, Вы знаете, как дальше:-)

Очень нужный и милый набор для мам и маленьких девочек. Вепсская куколка на шейку для мамы и Куколка для сна малышу. У каждого своя, но они часть единого целого, сделанные из одного материала.
Лен - прекрасный антисептический материал, его легко нагреть и приложить к больному месту. С игрушкой не так грустно болеть и совсем не одиноко спать.
Мамина куколка не просто красивое украшение, это еще и "игрушка всегда под рукой", ею можно отвлечь и занять ребенка на время.

В заключении О мастерской "Красный клубок"

"Красный клубок" появился в 2011 году. Из небольшого хобби, приносящего радость, постепенно вырос в мастерскую, с собственным пространством, мастерами, помощниками и сочувствующими. Сейчас это сообщество единомышленников, профессионалов, которые любят свою немного необычную работу, отдают ей много времени и вдохновения. Самое большое счастье для руководителя любого дела - когда сотрудники не хотят уходить домой, по ночам присылают письма с идеями, и сами вызываются участвовать в шумных мероприятиях.

Хозяйка мастерской Вера Ярилина психолог, арт-терапевт, мастер и идеолог "Красного клубка".

"Со своей первой Столбушкой я встретилась на летней детской программе, которую сопровождала как детский психолог. И это была любовь, с первой тряпочки и первого узелка. Каждая новая открытая кукла удивляла меня своей красотой и житейской мудростью. Это были не просто декоративные сувениры, каждая кукла имела свой характер, свое предназначение и заставляла задуматься. Я с удовольствием включила народную игрушку в свои занятия с детьми и семьями. И вот уже несколько лет я радуюсь прекрасному результату таких занятий. Дети и взрослые знакомятся с частью истории своего народа, получают уверенность в том, что своими руками могут сотворить такую красоту. А самое главное - внутренний мир получает свое отражение в кукле, и мы можем посмотреть на себя со стороны и даже измениться к лучшему. "

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

История куклы.

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким, пугающим. С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища.

И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие-то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.

Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека.

Появились и другие куклы-чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.

Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей – символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли; ромбики с точками внутри – символ засеянного поля; вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы-закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик-голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол была кукла “полено’’, представлявшая собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок-голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок-голышек”, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.

Обрядовые куклы. Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок.

Кукла “Купавка” – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест-накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Бывали куклы “Масленицы’’ и в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

“Домашняя Масленица’’. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.
В некоторых местностях бытовала кукла “Коза’. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп или шубу, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Заключение.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.