Сказка 7 богатырей и мертвая царевна читать. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Конспект НОД в образовательной области «Познание»

в подготовительной группе.

Воспитатель МАДОУ д/с «Тополёк»

г. Советский, ХМАО, Тюменской обл.

Карпова Наталья Викторовна

Программное содержание:

Образовательная область

«Познание»

(Формирование элементарных математических представлений)

Интеграция образовательных областей

«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность»

Тип НОД

Познавательно — развивающее

Возраст детей

6-7 лет.

Форма проведения НОД

«Путешествие».

Форма организации

подгрупповая

Виды детской деятельности

Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы; художественное слово)

Здоровье (Физминутка «Стадион»)

Познание (дидактические игры «Я начну, а ты продолжи», «Засели цифры в домик», «Подбери фигуры)

Цель:

Поддерживать интерес детей

к интеллектуальной деятельности, к желанию выполнять задания с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь.

1. Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

2.Закреплять порядковый счет в пределах десяти;

3. Учить знания о составе числа; умение составлять число из двух меньших чисел;

4. Закреплять знания о геометрических фигурах;

5. Учить решать задачи на развитие логического мышления.

Развивающие:

1. Развивать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
2.Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.

3. Понимать поставленную задачу, способы ее достижения.

4. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

Воспитательные:

Воспитывать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения.

2. Место проведения:

Подготовительная группа

3. Материал .

Демонстрационный: письмо, Смешарики, знак с цифрами.

Раздаточный: числовые домики с пустыми окошечками (на каждого ребенка), набор кругов и квадратов (на каждого ребенка), светофорчики с цифрами, набор геометрических фигур разные по цвету, форме, размеру (на каждого ребенка). Раскраски с изображением Смешариков.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1 часть

Воспитатель показывает детям письмо:

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот, письмо как мышку,
На окошко заманил?

. Посмотрите, ребята, обратного адреса нет. Кто же нам его прислал? На конверте написана загадочная цифра. Какая это цифра? (Семь)

— Ребята, наверное, кто-то нуждается в нашей помощи.

— Давайте откроем конверт и посмотрим, что же в нём.

(Воспитатель открывает письмо и читает:

«Смешарики отправились гулять по математическому городу и растерялись в нем. Никак не могут найти друг друга. Отправляю вам план города». Ваш друг Воробьишко.

— Ребята, Смешарики как всегда пополи в неприятную историю, отправились в незнакомый город, и заблудилась. Как же им вернуться домой. (Ответы детей)

— Итак, мы отправляемся с вами в математический город, чтобы помочь Смешарикам. Будьте очень внимательны, в большом городе нас может поджидать много опасностей и разных необычных заданий.

2 часть

Упражнение «Я начну, а ты продолжи»

(Прямой и обратный счет в пределах 10)

— Посмотрите, ребята, какой-то знак. Что здесь изображено? (Цифры)

— Чтобы продолжить наш путь, нужно сначала посчитать до десяти и обратно. Один начинает, а другой продолжает.

(Дети выполняют задание и находят одного Смешарика.)

Упражнение «Засели цифры в домик»

— Ребята, посмотрите, в математическом городе построили новый дом. Кто же живет в этом домике? (Число 7)

— Давайте поможем Смешарику заселить жильцов в домик.

— Из каких двух меньших чисел состоит число семь?

(Дети выполняют задание)

Молодцы, ребята, помогли Смешарику.

Работа с раздаточным материалом.

Выложите из кругов и квадратов один вариант, из каких двух меньших чисел состоит число 7. (Дети выполняют задание)

Физминутка «Стадион»

Перед нами стадион. А что делают на стадионе? (Занимаются спортом)

Возможно, и Смешарик где-то здесь.

Давайте и мы немножко разомнемся.

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минутки встали.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево-вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись,

Может тихо постоять.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз, два, не зевай,

Руки выше поднимай.

Игра «Какой по счету»

— Ребята, мы с вами вышли на автомобильную стоянку.

— Сколько всего автомобилей стоит на стоянке? (7 )

— На каком по счету месте синяя машина? (На втором месте)

Какого цвета машина на четвертом месте? (Желтого)

— Какая по счету стоит машина между белой и синей? (Черная)

— Какого цвета машина стоит левее желтой ? (Синяя)

— Какого цвета машина, правее зеленой? (Красная)

(Появляется еще один Смешарик)

Упражнение «Светофорчики»

— Ребята, мы подошли с вами к перекрестку. Как же нам перейти через дорогу? (Ответы детей)

— Правильно, ребята, переходить улицу нужно только по пешеходному переходу или по светофору.

В математическом городе необычные светофоры. На сигналах светофора изображены цифры. Но здесь что-то произошло.

Случай страшный!

Случай редкий!

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

— Ребята, давайте помирим цифры на светофорчиках. Вы должны найти недостающую цифру и поставить ее на место.

— Вот мы и отремонтировали с вами светофорчики. На какой свет светофора мы можем переходить улицу ? (На зеленый). А вот и еще один наш Смешарик.

Игра «Подбери фигуры»

Перед нами парк аттракционов. Может быть быть здесь наш Смешарик?

Давайте зайдем.

Выберите и положите перед собой на стол геометрические фигуры:

    Треугольные, не синее, маленькие. (маленькие, красные треугольники)

    Квадратные, красные, не маленькие. (большие, красные квадраты)

    Не круглые, не синие, большие. (треугольники, квадраты, красные большие)

3 часть

Молодцы, ребята, нашли всех Смешариков. Теперь можем отправляться обратно в детский сад. Смешарики на память решили подарить вам свои фотографии- раскраски.

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10 1 2

«Смешарики отправились гулять по математическому городу и растерялись в нем. Никак не могут найти друг друга. Отправляю вам план города.

Ваш друг Воробьишко.

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот, письмо как мышку,
На окошко заманил?

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минутки встали.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево-вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись,

Кто присел раз шесть иль пять,

Может тихо постоять.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз, два, не зевай,

Руки выше поднимай.

Случай страшный!

Случай редкий!

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (математика+ТРИЗ) в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказочной пещере»

Цели: Продолжать формировать представления о геометрических формах:

куб, шар, цилиндр, конус, пирамида; упражнять в счете в пределах 10;

закреплять умение измерять длину отрезков с помощью определенной

мерки-линейки в сантиметрах; закреплять ориентировку на листе

бумаги (вверх, вниз, вправо, влево); продолжать учить использовать

символы для обозначения свойств предмета (цвет, форма, размер).

Развивать умение быстро находить близкие ассоциации к заданному

предмету; активизировать навыки сравнения; способствовать

развитию умения аргументировать свои высказывания.

Воспитывать самостоятельность, интерес к математике.

Предварительная работа: Чтение и просмотр сказки «Белоснежка и семь

гномов, дидактические игры «Вокруг да около»

(на ориентировку в пространстве), «Найди

лишнее, общее» (ТРИЗ), интеллектуальная игра

«Труляляндия».

Материалы и оборудование: карточки с заданием на сложение и вычитание

в пределах 10, две картинки с отрезками

разной длины, листы бумаги в клетку с

нарисованными внизу гномиком и вверху

сокровищами, сундучок, карточки с

предметами для игры «Гномик, найди свой

домик» (бумага, машина, дождь, цветы, нога,

река, кошка), домики из картона с картинками

(ножницы, колесо, зонт, ваза, сапог, лодка,

молоко), карточки с символами, «камни» в

форме конуса, шара, цилиндра, пирамиды,

куба, солнышки с пятью, четырьмя, тремя,

двумя, одним лучиками и без лучей, шапочки

гномов, подушечки, картонные

фонарики.

Речевая настройка: Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу.

Включается песня «От улыбки». Дети, взявшись за руки, улыбаются друг другу.

В: Ребята, сегодня мы с вами превратимся в героев одной интересной сказки. А какой, вы должны угадать.

В этой сказке есть число семь.

В этой сказке героиня - девушка с белой кожей и черными волосами.

Девушка набрела на домик, где жили маленькие человечки.

Маленькие человечки добывали в пещере драгоценные камни.

Когда дети отгадают сказку «Белоснежка и семь гномов» воспитатель раздает шапочки гномиков.

В: Скажите, что добывали гномы в пещере?

Д: Драгоценные камни, алмазы.

В: Вот мы и отправимся в пещеру добывать алмазы, на пути нам будут встречаться препятствия, но мы их с вами преодолеем с помощью знаний, смекалки, находчивости.

Воспитатель с детьми входят в «пещеру»

В: Друзья мои, гномы в пещере темно, нам не найти дорогу. Что нам нужно?

Дети высказывают предположения.

В: Хорошо. Нам нужны фонарики. Только фонарики спрятаны. Чтобы их найти нужно решить задачки.

Детям раздаются карточки с задачами на сложение и вычитание в пределах 10. Ребенок, решая задачу находит правильный ответ на камне и достает фонарик.

В: Молодцы! У всех есть фонарики? Теперь они будут освещать нам путь.

Куда же нам идти дальше? Посмотрите здесь две дороги и обе ведут к сокровищам. На картинке показано расстояние, которое нам нужно пройти (две картинки с отрезками разной длины) . Давайте измерим дорожки. Чем будем измерять?

Д: Линейкой.

Дети выполняют задание.

В: Какая длина у первой дорожки?

Д: Первая дорожка длиною десять сантиметров.

В: Какая длина у второй дорожки?

Д: Вторая дорожка длиною двадцать сантиметров.

В: Скажите, какая дорожка длиннее?

Д: Вторая дорожка длиннее.

В: На сколько сантиметров вторая дорожка длиннее, чем первая?

Д: Вторая дорожка длиннее, чем первая на десять сантиметров.

В: А какая дорожка короче?

Д: Первая дорожка короче.

В: На сколько первая дорожка короче второй?

Д: Первая дорожка короче второй на десять сантиметров.

В: Какими еще мерками можно измерять длину?

Д: Пядями, саженями, локтями и т.д.

В: А чем бы вы из мерили:

Муравья;

Человека;

Грузовик;

Карандаш.

Дети высказывают свои предположения.

Д: По дорожке, которая короче.

В: Хорошо. Но перед тем как отправиться дальше присядем и отдохнем.

Дети рассаживаются на «камни» (подушечки). Воспитатель предлагает игру «Назови предметы по свойствам»

Гладкий + серый + тихий =

Белый + съедобный + мягкий =

Красный + легкий + блестящий =

Зеленый + гладкий + прыгучий =

Большой + серый + злой =

Белая + холодная + снежная =

Старый + кирпичный + пятиэтажный =

В: Вот мы и отдохнули и поиграли. Теперь можно отправляться дальше. Только мне кажется, что мы заблудились. Что нужно человеку, чтобы не заблудиться?

Дети высказывают предположения. Воспитатель предлагает нарисовать карту. Детям раздаются листы бумаги в клетку с нарисованными гномиком в правом нижнем углу и драгоценными камнями в левом верхнем углу. По диктовку воспитателя дети рисуют по клеточкам: 8 клеток влево, 4 вверх, 3 вправо, 5 вверх, 6 влево, 4 вниз, 7 влево, 2 вверх.

В: Все добрались до алмазов? Идем дальше. Посмотрите, какой-то сундучок стоит. Может в нем наши драгоценные камни? Сундучок не открывается. Чтобы его открыть, нужно разгадать шифр.

Каждому ребенку дается карточка с заданием для обозначения свойств предметов, используя символы(большой, красный круг; маленький, синий треугольник; большой, зеленый прямоугольник и т.д.)

В: Молодцы, мои гномы! Открываем сундучок. Здесь нет драгоценностей, но тут есть конверт с карточками и домиками. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Гномик, найди свой домик»

Детям раздаются карточки с предметами: бумага, машина, дождь, цветы, нога, река, кошка. Расставляются домики с нарисованными на них предметами: ножницы, колесо, зонт, ваза, сапог, лодка, молоко. Под музыку дети бегают, прыгают, танцуют. Когда музыка замолкает дети должны найти себе домик-пару. Дети обмениваются карточками и игра повторяется.

В: Посмотрите, гномики, что это? Да это же наши драгоценные камни (камни в форме конуса, шара, куба, цилиндра, пирамиды).

Детям дается задание взять камень, назвать геометрическую форму и рассказать, какие предметы напоминают данную форму.

В: Вот мы и добыли с вами драгоценные камни и вернулись туда, где начиналось наше непростое путешествие.

Рефлексия:

На столе лежат солнышки с пятью, четырьмя, тремя, двумя, одним лучами и без лучей. Детям предлагается оценить, как они справились с заданиями и выбрать солнышко с определенным количеством лучей.

В: Молодцы! Правильно себя оценили. Наше удивительное путешествие закончилось. Понравилось вам оно? В следующий раз мы отправимся в другое, но тоже интересное путешествие.

В конце детям предлагается нарисовать, гномиков.

Название: Конспект НОД по математике+ТРИЗ в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познание» «Путешествие по сказочной пещере»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика в подготовительной группе


Должность: Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 8»
Россия, Республика Башкортостан, город Стерлитамак

Оксана Кравец
Конспект НОД в подготовительной группе. Образовательная область «Познание» «Откуда пришла книга»

Задачи :

1. Развивающая. Закрепить понятие, как делается книга .

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения , мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания в технике «Оригами» ;

2. Обучающая. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах , о сохранении их и бережном отношении к ним.

3. Воспитывающая :

Воспитывать уважение к тем профессиям людей, кто участвует в изготовлении книги .

Воспитывать интерес и любовь к книге , как источнику знаний.

Словарная работа : лесоруб, комбинат, опилки, типография, художник, сплав, книжный магазин.

Ход занятия

Воспитатель : я вам загадаю загадку :

Не куст, а с листочками.

Нe рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Дети (Книга )

Воспитатель : Правильно, книга .

Воспитатель : Правильно, это книга . Мы часто говорим : «Книги - наши друзья » . Почему книгу считают другом ? (ответы детей)

Воспитатель : Книги как добрые , мудрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле, космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц.

Не зря говорит пословица : «Книга - источник знаний »

А еще, какие пословицы о книге вы знаете ?

1. Книгу читаешь , как на крыльях летаешь.

2. Книги для ума , что теплый дождик для всходов.

3. Кто много читает, тот много знает.

4. Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.

5. Выбирай книгу так , как выбираешь друга.

6. Написано пером – не вырубишь топором.

7. Не красна книга письмом , а красна умом.

8. Книга поможет в труде , выручит в беде.

9. Книга – маленькое окошко , через него весь мир видео.

Воспитатель : А вы знаете, какой долгий путь проходит книга , пока до нас доходит? Сколько труда вложено, чтобы получилась интересная книга . Книги не сразу становятся яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу .

Воспитатель : Скажите, все ли деревья спиливают на книги ?

Воспитатель : Кто спиливает деревья?

Воспитатель : Куда доставляют деревья? (на лесоперерабатывающий завод)

Воспитатель : Каким способом деревья доставляют на завод?

Воспитатель : Что делают на заводе с деревьями?

(там распиливают и измельчают в опилки, дальше варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага, которую сматывают в огромные бумажные рулоны. Рулоны эти разрезают на листы)

Воспитатель : Где печатают книгу ? (Типография – книжная фабрика)

Воспитатель : Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу , в другом краски, и в каждом цехе машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подаётся чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы, правильно подобрать их , странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга , пока не окажется у машины, которая делает на неё обложку. Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Воспитатель : Кто пишет книги ? (писатель)

Воспитатель : Кто рисует картинки? (художник)

Вот такой долгий путь проходит книга , чтобы из дерева превратиться в книгу . Это очень большой труд людей и мы должны этот труд беречь, уважать книгу .

(дети перечисляют известные им правила обращения с книгами ):

1. Не рвать, не мять.

4. Ничего не ставить на книги .

5. Вовремя их «лечить»

Воспитатель : Ну, тогда нужно сделать весёлый перерыв.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель : обращает внимание детей на загнутые страницы в книге и предлагает сделать закладку, чтобы не загибать страницы.

Пальчиковая гимнастика. «Пальчики уснули»

Конструирование из бумаги закладки – карандаш. (Пошаговый показ, выполнение работы детьми)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Итог занятия :

Воспитатель : о чем мы с вами говорили, что интересного узнали.

Воспитатель : Ребята, книги нужно обязательно читать.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП (образовательная область «Познание») в подготовительной группе «Новости из Простоквашино» МБДОУ МО Плавский район – детский сад п. Молочные Дворы Конспект по непосредственно образовательной деятельности по формированию.

Конспект занятия по математике «Поиграем с Мишей» во второй младшей группе Конспект занятия «Поиграем с Мишей» во второй младшей группе (образовательная область «Познание») Цель Закрепление умений различать и называть.

Краткий конспект НОД (стр. гр) Образовательная область: «Познание» ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА. Закреплять представление детей о внешнем виде фиалки, о разнообразии цветов фиалки, о способах ухода за цветком и особенностях.

Авторы - Н.В.Суздальцева, А.Васляева
В этой статье попробуем доказать, что "Сказка о мертвой царевне" А.С.Пушкина является по жанру православной сказкой, сочетающей в себе черты рождественской и пасхальной сказки одновременно.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧАЛО
Пушкинская сказка начинается с трагедии разрушения семьи: с прощания царя с царицей, долгим (9 месяцев!) отсутствием царя, страданием и страхом оставшейся в одиночестве и ждущей рождения первого ребенка молодой царицы:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.
Девять месяцев включают в себя и весну, и лето, и зиму, но для царицы в отсутствии любимого время остановилось. В ее сердце одно время - зима, вьюга, холод. Пушкин использует образ вьюги не как обозначения времени года, а как символ душевного холода и постепенного духовного умирания.
Образ вьюги символичен еще и тем, что у Пушкина он всегда выступает как символ бесовства, искушения. Пример тому стихотворение «Бесы», повесть «Метель» или роман «Капитанская дочка» (встреча главного героя с разбойником Пугачевым в метель). А вот цитата из «Бесов»:

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин...

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Таким образом, в начале сказки мы видим не только начало разрушения семьи, но и разрушения всего мира, потому что, во-первых, семья – это основа русского православного космоса, а во-вторых, потому что главные герои не простые люди, а царь с царицей. Разрушение царской семьи грозит разрушением нравственных основ всего государства. Тем более, что мы не знаем по каким государственным делам оставляет царь свою ждущую ребенка супругу – война ли это как защита государства, как завоевательный поход или просто долгое заграничное путешествие. В любом случае расставание супругов в начале сказки приводит не к радости встречи, а к еще большей трагедии – смерти царицы. Мир на грани катастрофы. И вот тут-то в последние дни жизни царицы Бог посылает разрушающемуся миру крохотный лучик надежды – рождение дочери.

Бог дает царице дочь.

Царевна рождается в символичное время – в Рождество, в то же время, что сам Христос! Это не может быть случайным совпадением, Пушкин сам выбирает такое время для рождения своей героини. Как Христос приходит для спасения этого мира, так и царевна, рожденная в Рождество, символ надежды этого мира на спасение. Но пока царевна еще мала, она еще растет, а мир только множится грехами – через год после смерти жены царь женится на молодой царице.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен.

ВСЁ – С БОГОМ!

1. Самым главным доказательством того, что «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» настоящая православная сказка (то есть космос ее православный и герои ее живут и судятся автором по христианским заповедям), является упоминание Пушкиным Бога в самых ключевых моментах сказки. Все в сказочном мире Пушкина происходит по воле Божьей, все герои вспоминают Бога в критические и ответственные моменты. Само рождение царевны происходит по воле Бога:

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь

2. Следующий раз Бог упоминается в один из самых страшных моментов сказки – когда злая царица приказывает сенной девушке Чернавке свести царевну в лес и «связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам». Чернавка заводит царевну в лесную глушь, но отпускает со словами:

«Не кручинься, Бог с тобой».

Слова, сказанные Чернавкой, имеют двойное значение: и переносное, фразеологическое, зафиксированное в словарях, и прямое.

Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997:

«Бог с тобой <с ним, с ней, с ними, с вами. Разг. Неизм.1. Пусть будет так (выражение согласия, примирения, прощения, уступки).

Бог с тобой, езжай одна.

Бог с тобой, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо. (А. Пушкин.)

2. Как можно, зачем (выражение несогласия, упрека, удивления, недовольства и т. п.).

«Вот собираюсь за границу: для этого… имение заложу или продам…» – «Бог с тобой, что ты, Борюшка!» (И. Гончаров.)

Но слова Чернавки, взятые в прямом значении, воспринимаются и как утешение царевны, что Бог ее не оставит, и одновременно констатация факта – Бог с царевной всегда, она его избранница. И отказывается от злодеяния Чернавка, может быть, именно потому, что вспомнила о Боге и осознала всю греховность своего поручения.

3. Третий раз Пушкин упоминает Бога также в очень ответственный момент, когда жених царевны – королевич Елисей отправляется ее искать:

Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

Королевич Елисей не надеется только на свои силы, он просит помощи у Бога, потому что не знает, где искать ему невесту.

4. Следующее упоминание Бога тоже не случайное. Царевна, отпущенная Чернавкой, набредает в лесу на терем семи богатырей и, зайдя в дом, на наш взгляд, по одной только детали определила, что никакой беды здесь с ней не случится:

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут.

«Под святыми» - значит под иконами, по одной этой детали царевна определяет, что здесь живут люди православные, а значит добрые, соблюдающие заповеди божии. Более того, решив остаться в тереме, царевна наводит порядок в доме, который для нее не возможен без молитвы:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась

«Засветила Богу свечку» - наверняка Пушкин имел в виду в этих строчках, что царевна поблагодарила Бога за спасение, помолилась за тех людей, в дом которых ее Бог привел. И самое главное – восстановление порядка, гармонии в сказке, до этого повествовавшей только о бедах и грехах, началось с зажжённой Богу свечки.

5. Еще раз Бога Пушкин упомянет тоже в важном эпизоде – в сцене сватовства богатырей к царевне. Это момент искушения и для богатырей, их братской любви, ведь они готовы поссориться из-за гостьи, и для самой царевны, ведь у нее есть жених - останется ли она ему верна?

Старший молвил ей: "Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так Бога ради

Помири нас как-нибудь…

Все герои призываю Бога помочь им в их искушении, именно поэтому с честью выходят из духовной брани, не совершив греха. «Спрос - не грех», - говорит Пушкин словами старшего брата после правильного выбора царевны:

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей".

6. Бога упоминают не только положительные герои сказки, но и злодеи. Так пришедшая погубить царевну черница, бросая ей отравленное яблоко, говорит при этом:

Бог тебя благословит,

Вот за то тебе, лови!

Черница – это монахиня, именно поэтому она внушает доверие царевне и та ее не боится, несмотря на предупреждение чуткого пса. Это еще раз говорит о набожности царевны, она верит, что тот, кто верит в Бога, человек добрый, от него зла ждать нельзя. Именно поэтому злая царица подсылает к ней убийцу, переодетую в монахиню. Но черница, подавая яд и произнося при этом «Бог тебя благословит», как бы дает одновременно противоядие. Может, поэтому царевна не умирает, а лишь впадает в зачарованный сон.

7. Кто-то может не согласиться с тем, что пушкинская сказка православная, приведя в довод, что в ней действуют языческие герои: солнце, ветер, месяц. Это так, ведь это сказка, а какая же русская сказка без языческих героев – Кощея или Бабы Яги, лешего и прочих. Но даже языческие герои у Пушкина подчиняются Богу! Вспомним встречу Елисея с ветром:

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме Бога одного».

И ведь именно этот, имеющий страх Божий, языческий герой помогает Елисею!

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Образ царевны.

В своём произведение А.С.Пушкин создаёт образ царевны как идеал православной девушки. Царевна прекрасна и снаружи («белолица, черноброва»), и внутри («красавица душой»). А также царевну можно сравнить со светлыми, непорочными девами как Богородица, Вера, Надежда, Любовь и др. Время рождения (ночь в сочельник – канун Рождества) определяет судьбу царевны, а поскольку она главная героиня сказки, то дата определяет и сюжет сказки: раннее сиротство, в детстве она «нраву кроткого», далее – испытания, странствия, добрые дела (забота о богатырях, помощь чернице), искушение (брачное предложение богатырей), верность жениху, смерть (временное торжество зла) и чудесное воскресение. По сути дела перед нами житийный сюжет со всеми его основными элементами, но в его сказочной модификации.

Образ Царевны вполне соответствует пушкинскому «милому идеалу» русской женщины: не случайно в сказке почти цитируется последняя встреча Татьяны и Онегина из романа «Евгений Онегин». Сравним. В романе: «Я вас люблю, К чему лукавить, Но я другому отдана. Я буду век ему верна»; и в сказке: «Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно// Отдана…». А ведь Татьяна Ларина – это пушкинский идеал русской женщины.

Образ королевича Елисея

Жених царевны носит имя Елисей не случайно, и он единственный герой, который имеет имя собственное. Это имя связывает всю сказку с Библией. В 4-ой Книге Царств Ветхого Завета описаны жизнь и деяния пророка Елисея, жившего в IХ веке до Рождества Христова и являвшегося учеником и преемником другого ветхозаветного пророка - Илии. Для нас здесь важен и тот факт, что святой Елисей мог оживлять мертвых. В Книге Царств так описывается воскресение им ребенка самаритянки: «И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка <…> и открыл ребенок глаза свои». Сравним: в пушкинской сказке Елисей отправляется на поиски невесты также «помолясь усердно Богу», а, найдя её в пещере, свершает чудо: «И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами…». Несомненно, Пушкин как христианин прекрасно знал Священное писание, тем более что православная церковь поминает пророка Елисея. И христианский миф о пророке Елисее и значение его имени (в переводе с еврейского означает коего спасение Бог) точно вписываются в сюжет сказки о торжестве добродетельной любви над ненавистью, жизни над смертью, света над тьмой: «В руки он её берет И на свет из тьмы несет». Невольно возникают ассоциации с житийным сюжетом о Петре и Февронии.

Но функции образа королевича Елисея не исчерпываются любовным сюжетом. Елисей – спаситель царства от разрушения, от гибели, от власти бесов. Поэтому сразу после похорон царицы – свадьба: злая мачеха находится за пределами православного пространства. А Елисей и царевна – по сути дела венчаются и на царство. В финале нет и намека на конец света. Наоборот – возрождается власть, основанная на христианских идеалах. Поэтому и пир, какого не видал «никто с начала мира». Таким образом, сказка завершается напоминанием о событии, с которого и началась – с Рождества Христова.

Образ злой царицы

На примере злой мачехи Пушкин нам рассказывает историю постепенного духовного падения человека. Это особенно становится очевидным, если сравнить героиню Пушкина с злой царицей из сказки братьев Гримм. В сказке А.С.Пушкина царица – это самый обыкновенный человек, правда, очень эгоистичный и завистливый. А королева братьев Гримм - это не просто грешный человек, а настоящая ведьма. Русская царица пыталась погубить царевну не сама, а через других людей (чернавка, черница). А у братьев Гримм королева все делала сама. И когда она велела егерю убить Белоснежку, то приказала принести ещё и её внутренние органы и съела потом их! Царица же просто велела чернавке отвести царевну в лес и не убивать, а просто привязать к дереву. В пушкинской сказке, в отличие от европейской, нет никаких мистических сил, колдовства. В «Белоснежке» семь гномов – это явно фантастические существ, которые непонятно то ли добрые, то ли злые. А в «Мертвой царевне» видно, что богатыри - это люди, да к тому же «добрые», то есть честные, православные.

Пушкина интересует не фантастика, волшебство и мистика, а человеческие отношения и история человеческой души. В начале сказки злая царица еще вовсе не злая, а только лишь своенравная:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Но она умеет быть и другой – почти доброй и веселой, правда, не со всеми, а лишь с зеркальцем:

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С. ним приветливо шутила…

Причем, это зеркальце ей дано было в приданное, то есть досталось от родителей. И кто знает историю царицы до замужества! Может, ее своенравность – это следствие неправильного воспитания.

Но вот один грех – гордость - влечет за собой другой – зависть. Царица позавидовала красоте царевны («Черной зависти полна»). И вот зависть уже впускает новый грех – гнев («Черт ли сладит с бабой гневной?») и толкает на настоящее преступление – отвести царевну в лес на съедение волкам. И вот только после этого злодеяния Пушкин и наделяет свою героиню эпитетом – «царица злая». Одно злодейство влечет за собой другое, еще более ужасное: завести царевну в глушь и бросить ее на съедение зверям – это одно, здесь как бы инсценируется несчастный случай, а дать яду руками монахини – это уже и прямое убийство, да еще и клевета на православных людей, то есть на Бога! А когда царевна возвращается домой, царица от злости умирает, даже, может, и не от злости, а от самого страшного греха – уныния, от которого вешается нераскаявшийся Иуда:

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Таким образом, Пушкин показывает нам духовное падение человека именно с христианской точки зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По жанру пушкинскую сказку нужно рассматривать как один из первых (если не первый) образец русской пасхальной и одновременно рождественской сказки. В литературоведческом словаре читаем: «Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика». Этим критериям рождественского рассказа соответствует и сказка Пушкина: царевна рождается в канун Рождества в момент духовного кризиса мира и семьи как надежда на будущее искупление, пройдя через ряд искушений, герои добираются до радостного финала, где «добро неизменно торжествует».

Однако пушкинская сказка – это еще и пасхальная сказка, потому что главная героиня – мертвая царевна. Она схожа с Христом не только днем рождения, но и судьбой: ей суждено умереть и воскреснуть. И вместе с ней воскресает весь православный мир сказки.

Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1843 году написал «Рождественскую песнь в прозе» Рождественские рассказы и повести задумывались Диккенсом как своеобразные проповеди человечности, любви, добра, призыв изменить жестокий мир через собственное преображение. Затем Диккенс решает писать по рассказу к каждому Рождеству. В 1844 выходят «Колокола», в 1845 - рождественская повесть «Сверчок за очагом», в 1847 - «Одержимый, или Сделка с призраком». Однако Диккенс написал свою историю в 1843 году, а Пушкин создал свою сказку на целых десять лет раньше – в 1833 в Болдино! То есть получается, что это именно Александр Сергеевич Пушкин – основатель жанра рождественской и пасхальной сказки! И не только в русской литературе, а и в мировой!